Правила пропаганды — психология

Составляющие пропаганды и агитации

Правила пропаганды - психология

Агитация и пропаганда часто приравнивает к рекламе, способу получения информации о чем-либо. Но пропаганда и агитация не столько информируют, сколько манипулируют людьми.

Суть и составляющие пропаганды и агитации

Пропаганда – распространение информации. Целью пропаганды является информирование, привлекающее сторонников того или иного движения. Распространяемые пропагандой идеи не всегда правдивы, часто приукрашены или вовсе противоречат истине.

Для пропаганды чего-либо необходимо:

  • идея/идеи, подлежащие распространению,
  • целевая аудитория,
  • средства распространения.

Агитация – деятельность, влияющая на сознание и бессознательное людей с целью внушить им тот или иной формат мышления и побудить к активной деятельности. Агитацию проводят в устной, письменной и наглядной форме.

И пропаганда, и агитация созданы для приобщения и побуждения личности к деятельности в пропагандируемой сфере.

Самый распространенный вид пропаганды и агитации – политическая. В политике они имеют огромное значение. Основным способом распространения выступают средства массовой информации, позволяющие максимально расширить целевую аудиторию.

Выделяют три составляющие успешной пропаганды и агитации:

  1. Тезис – короткое и емкое определение главной идеи/идей.
  2. Понятная и приемлемая для информируемых людей форма распространения.
  3. Защищенность от критики, затрудненность критической оценки.

Хорошую пропаганду бывает сложно выявить в контексте другой информации.

Она не ограничена по времени как реклама. Преподносится пропаганда таким образом, что, в первую очередь, оказывает влияние на чувства, эмоции, бессознательные инстинкты людей.

Чем больший отклик пропагандируемая информация находит в душе у человека, тем скорее он согласится с пропагандируемыми идеями.

Виды и типы пропаганды

Выделяют два вида пропаганды в зависимости от позитивности намерений пропагандистов:

  1. Конструктивная или позитивная пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему количеству людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Например, пропаганда здорового образа жизни.
  2. Деструктивная или негативная пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц, и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову.

Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек слепо верит ей, не желая проверять истинность увиденного/услышанного/прочиненного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов.

Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:

  1. Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
  2. Серая пропаганда. Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
  3. Черная пропаганда. Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.

Противостоять пропаганде бывает чрезвычайно сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.

Каково Ваше отношение к агитации и пропаганде?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/agitaciya-i-propaganda

Первое правило пропаганды

Первое правило пропаганды

Главное правило пропаганды — посыл должен быть простым. Если хочешь, чтобы твоя вера распространялась, нужно упаковать ее в короткое и броское сообщение — мем. Чем он проще и тупее, тем ему легче распространяться. Если мем в рифму — еще лучше.

Мем дожен быть безапелляционным, без деталей, однозначным и не вызывающим сомнений. В идеале — чтобы он касался каких-то человеческих грехов — например, гордыни, алчности или гнева. Это сейчас самые социально одобряемые грехи.

Восемь лет назад мы с Артёмом сформулировали правило, что из текста нужно удалять бессмысленные слова. Мы назвали их стоп-словами и стали продвигать:

Этот мем основан на гордыне: «Я владею тайным знанием, какие слова удалять, а вы кругом дураки и не лечитесь. Поэтому я пишу классно, а все остальные — плохо».

Это но очень однобокая мысль, во многом неверная. Удаление стоп-слов — это один процент редактуры. Если редактировать только с помощью этой мысли, то получатся страшные уродцы.

Но у этого мема дьявольская сила. Это идеальное оружие пропаганды: он простой, бойкий, короткий и им хочется поделиться, чтобы показать свою крутость. Спроси любого, что такое инфостиль — он скажет «стоп-слова».

Если бы я пытался распространять знания о том, что действительно важно в редактуре, я бы так и бубнил себе под нос, никто бы ничего не понял:

Это касается только пропаганды

Задача пропаганды — чтобы как можно больше людей приняли и передали твое послание. Чем оно проще и привлекательнее, тем лучше оно распространяется, тем эффективнее пропаганда.

Пропаганда — это не всё общение. Когда человек увидел твое первое послание, он захочет познакомиться с деталями. Тогда уже нужно рассказывать ему о тонкостях, доказывать тезисы, говорить об ограничениях.

Вероятно, именно эти нюансы превратят случайного прохожего в вашего яростного сторонника. Но все эти моменты остаются между вами, когда человек уже «в теме».

Затянуть его в тему нюансами сложно — они не распространяются.

Это везде

Пропаганда повсюду. Каждый человек, который хочет обратить вас в свою веру, создает собственный мем.

Сами по себе мемы и пропаганда — это не хорошо и не плохо, это просто способ доставки информации. Мы живем в мире конкурирующих идей, и побеждают те из нас, у кого более мощные мемы. Поддерживая и распространяя какой-то мем, вы делаете его сильнее. Конструируя собственные мемы, вы включаетесь в конкуренцию.

А так миру наплевать на наши мемы. Мы — тонкий пушок плесени на корочке синего камушка на краю одной из миллиарда галактик, несущихся к своей неминуемой гибели в бесконечном космосе.

Как использовать

Редакторы школы! Если у вас есть задание вроде «помочь читателю в чем-то убедиться», не делайте заход с нюансов. Сформулируйте мощный мем, который вы будете продвигать, и уже потом, прицепом, углубляйтесь в подробности.

НюансыМемы
При определенных условиях кофе полезенПейте 3 чашки кофе в день, чтобы жить дольше
Не все химические добавки и спортивное питание могут быть полезнымиХимия — зло. Так говорит наука
Некоторые прилагательные следует удалить, если они отражают необъективную оценкуОценки — удалить!
Некоторым котикам нравится, чтобы их гладили. Поэтому оцените, насколько котик расположен к поглаживанию, и по возможности погладьте егоВидишь котика — гладишь котика

Второе правило пропаганды

А второе правило пропаганды — не используй мемы противника. Но об этом как-нибудь отдельно.

Источник: http://maximilyahov.ru/blog/all/propaganda-2/

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.

Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.

Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:
– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; – защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; – сохранение доверия между психологом и клиентом;

Читайте также:  Внутренний мир - психология

– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента. 2.

Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 3.

Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. 4.

Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами.

Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).

7.

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. 3.

Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 4.

Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 5.

Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса.

Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии. 3.

Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы.

Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел.

Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a1448.html

Информационные войны и пропаганда: правила и примеры | Алена Попова

Я выпускница факультета журналистики МГУ.

В советское время фактически он должен был быть факультетом агитации и пропаганды. То есть, в условиях информационной блокады на протяжении почти 50 лет журналистов учили выигрывать информационные войны.

Во время мой учебы подход был иной: согласно 29 Статье Конституции РФ каждый имеет право свободно получать и распространять информацию. На факультете мы подробно изучали информационные войны и конфликты, реакцию на клевету и освещение негатива-контрпозитва в прессе. Сейчас Россия ведет информационную врйну.

Я не сверхспециалист, ибо по профессии давно не работаю. Но хотела бы обсудить.

Почему? Потому что во-первых, мне странно, что при наличии специалистов и информационных стратегов мы эти войны ведем топорно и проигрываем, во-вторых, результат такой информационной политики отражается не на чиновниках и функционерах, а на на простых гражданах и предпринимателях.

Мы и так слышали, что живем в кошмарной стране (за эти суждения мне всегда было обидно), а сейчас просто в аду. Таким образом, чтобы найти общий язык с гражданами других стран (общаешься ли ты с ними просто или по бизнесу) приходится или ругать свою страну ( в итоге ругаешь страну, даже лидера, а получается, что себя, и всех, кто выступает за более разумное управление задачами внутри страны), или молчишь (потому что не хвалить же за ошибки)

Я считаю, стоит не законы об изъятии активов у иностранных кампаний принимать и не сажать всех, кто выступает против решений власти, а научиться реагировать информационно неущербно. Более того нужно иметь стратегию информационного имиджа страны на 10-15 лет. Создавать сильных игроков, логичных, умеющих не топорно, а виртуозно выигрывать информационные войны, а не разрушать самое технологичное новостное агентство в стране и платить Кетчуму за банальный пиар.

Западные СМИ активно проработывают российский вопрос еще со времен Холодной войны. И в сознании американцев, например, образ выходца из России внушает исключительно страх и недоверие. Я против, чтобы на нас воспринимали так и дальше.

Информационная война между Западом и Россией очень последовательно ведется только с одной стороны: ни один десяток лет американцев воспитывают на мысли о том, что любая российская иницатива носит антидемократический характер. Западная информационная политика включает в себя основные правила пропаганды, описанные Норманом Дэвисом, которым нас учили на журфаке:

— Правило упрощения: все факты сводить к простому противопоставлению Хорошего и Плохого, Друга и Врага. (В информационном поле о ситуации на Украине представлены только одна точка, мейнстрим, Россия — агрессор, Запад — защитник)

— Правило искажения: дискредитировать оппонента клеветой и пародией.

Из последнего можно вспомнить многочисленные фотографии оторванных ручек в гостиницах Сочи и двойных унитазов, которые, как выяснялось, были сделаны даже не в России и не в этот год.

Здесь же можно привести ответ США “Разъяснение по ситуации в Украине” на пресс-конференцию Путина, где опровергнуты все ключевые тезисы президента РФ

— Правило смешения: манипулировать принятыми ценностями аудитории ради достижения собственных целей.

Читайте также:  Полезные привычки: как к ним приучать - психология

Демократические ценности — против военной интервенции режима Путина в Украину:

«Ни одна страна не имеет право неспровоцированно направить войска в другую страну», говорит президент США Барак Обама, которое, конечно, ни разу не влезало в политику других стран.

Только за последние 20 лет список стран, испытавших на себе влияние миротворческих операций США, включает: Гаити, Югославия, Афганистан, Венесуэла, Ирак, Ливия, Сирия, Мексика, Пакистан.

Но при этом система пропаганды в Америке работает так гибко, что любой конфликт, как бы против него не выступало население, в конечном итоге воспринимается как должное и внутри страны, и на международной арене.

— Правило единодушия: представлять собственные воззрения как общее мнение всех правильно мыслящих людей; привлекать на свою сторону сомневающихся участием «звезд», общественным давлением и «психологическим заражением».

Яркий пример тому высказывания Мадонны, Шер и Элтона Джона против анти-гейского закона Путина.

— Правило инструментовки: повторять без конца одно и то же, но в разных вариациях и комбинациях.

Обратите внимание на обложки Time периода Олимпиады-80 и Bloomberg News 2014

Не правда ли похожи?

Другой пример из военного конфликта с Грузией:

По информации издания The Exile (выходило на английском языке в Москве), лидеры Грузии обзвонили чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их в том, что Грузия — жертва российской агрессии еще в с того самого времени, когда грузинская армия занималась обстрелом Цхинвали.

Это было до того, как российская армия вступила в конфликт. После этого президент Грузии Михаил Саакашивили был круглосуточно доступным для интервью каналам BBC и CNN. Он повторял в интервью одни и те же простые строчки на превосходном английском языке и всегда на фоне флага ЕС.

Основная мысль: Россия — агрессор.

Сейчас 95% того, что представлено на информационном поле об украинском конфликте — это эмоции представителей двух мейнстримов: западной точки зрения и пророссийской. В первом случае это информация изданий, призанных во всем мире эталоном журналистики. Считается, что они врать не могут.

Тем более как могут врать все? Но правила информационной войны диктуют свою правду: факты может и не врут, но их эмоциональная упаковка делает свое дело. Вы уверены, что информация BBC о событиях в Украине более объективна, чем того же RT? Я вижу полное отсутствии точной информации.

Где материалы наблюдателей в Восточной Украине с представлением разных точек зрения? Пока выгодно сохранять информационный хаос их не будет.

В пророссийском случае применяется та же эмоциональная подача, только уровня киселевщины. Советская махровая пропаганда, опыт которой до сих пор используется, не работает в открытой государственной системе. Она подчиняла своей идеологии все сферы жизнедеятельности. А это работает только в закрытой системе с четко встроенной идеологией.

Сейчас мы выехали за границу, мы пользуемся благами западной цивилизации, мы хотим получать визы и пользоваться смартфонами. Построить информационную политику на образе Запада, как врага народа, возможности нет. И “Бриллиантовая рука” по Первому каналу во время ожидания сообщений о начале войны тоже. Еще живы воспоминания о “Лебедином озере”.

Я вижу участие России в этой информационной войне в передаче информации без каких-либо оценок и перекосов. Этим можно победить и западную пропаганду, и внутреннее противостояние.

Закручивание гаек в виде законопроектов об уголовной ответственности за антироссийские статьи дает возможность говорить о нарушении Всеобщей декларации о правах человека, где сказано, что каждый имеет право на получение и распространение информации, на свободу убеждений.

Второй момент — это вещание за рубежом. Один телеканал RT, который себя уже дискридетировал, не может справиться с задачей. После увольнения сотрудников RT имидж канала у западной аудитории окончательно сформировался, как отрицательно пропагандистский.

Вспомните ситуацию с Al Jazeera во время арабской весны. Журналисты увольнялись из-за несогласия с позицией канала. Медийного скандала не произошло, так как Al Jazeera выражал типичную мейнстримовскую позицию западных СМИ. В случае с RT информацию использовали — она была необходима. Скандал перекрыл сообщения о переговорах Эштон и Паэт.

В-тертьих, российское вещание за рубежом должно быть исключительно информационным и честным. Любые факты можно проверить — информация открыта. Играть на эмоциях не получиться: в этой войне мы проиграли еще в 90-е, когда выяснилось, что все западное априори лучше российского.

Тот же рецепт и для внутреннего вещания: либеральные медиа, как и пророссийские, грешат необъективностью.

В информационном поле должно быть побольше сравнений: левые европейские страны, которые не поддерживают политику США, иностранцы, которым комфортно жить и вести бизнес в России (недавно я публиковала в блоге интервью на эту тему), альтернативный взгляд на происходящее. На любой аргумент всегда есть контраргумент. США это грамотно использовало в “Разъяснение по ситуации в Украине”

Я называю вещи своими именами: я говорю не о медийных правилах качественной журналистики, а о правилах войны двух пропаганд. И главное в ней — это информационное реагирование. Три армии, которые участвуют в войне третьего поколения — военно-воздушная, дипломатическая и медийная — завязаны на подаче информации. Без решения этой задачи мы снова останемся в изоляции.

Поэтому я хочу узнать ваше мнение. Как Россия должна вести информационную войну?
Жду ваших решений — они нам сейчас нужны, как никогда.

[polldaddy poll=7855461]

Источник: http://AlenaPopova.ru/66-52/informacionnye-vojny-i-propaganda-pravila-i-primery.html

1.1 Сущность и характерные черты пропаганды

Под пропагандой в широком смысле понимается деятельность по распространению каких-либо знаний, оценочных суждений, убеждений с целью их внедрения в сознание людей.

В этом плане можно говорить о пропаганде правовых, экологических, культурных знаний.

Однако пропаганда в узком и наиболее часто употребляемом смысле — это распространение и внедрение в сознание различных слоев населения, прежде всего идеологических, политических знаний и убеждений для формирования определенной идеологии.

Помимо навязывания и информационного давления, она включает формирование общественного мнения на основе осознания пользы предлагаемой политики для общества.

Пропаганда, прежде всего, направляет свое воздействие на человеческие ценности и установки и выступает средством распространения идеологических конструкций в массовом сознании.

Нужно учитывать и тот факт, что в период до, во время и после военных действий разного масштаба широкое распространение получает именно пропаганда, а не иные виды социально-политической коммуникации.

Само понятие «пропаганда» за период своего существования претерпело существенные трансформации.

Первоначально это слово использовалось для обозначения миссионерского учреждения (Congregatio de Propaganda Fide), основанного в XVII столетии в Риме для распространения католичества среди язычников и борьбы с ересями.

И только в годы Великой французской революции этот термин приобрел политическое звучание, что было связано с возникновением тайных политических обществ, носивших название «пропаганда» и стремившихся распространять свои идеи через эмиссаров в других странах.

Таким образом, изначально слово «пропаганда» было связано с организацией, которая направляет свои усилия на распространение какой-либо идеологической доктрины, и лишь позднее — на само учение и техники по его распространению.

Основоположник политического психоанализа Г. Лассуэлл понимал пропаганду как менеджмент коллективных отношений с помощью манипуляции общественными символами.

В целом, в ряду подходов к определению пропаганды, существующих в настоящее время, можно выделить три основных. Первое их них основывается на том, что выводы или обобщения строятся на сомнительных и односторонних доводах, а некоторые аргументы или замалчиваются или откровенно дискредитируются.

Читайте также:  Автономная речь - психология

Во втором определении «пропаганда» рассматривается как способ распространения намеренно ошибочных идей. И, наконец, третье — общекультурное определение — содержит обширную область общественных отношений, включая образование и развлечения, политику, журналистику и искусство.

В пользу последней позиции говорит то, что пропаганда выступает не только инструментом идеологии, но и является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы, особенно в условиях советской «идеократии».

Воздействие на общественное мнение происходит двумя путями: прямым и непосредственным влиянием политической информации на общественное мнение и опосредованным воздействием на те явления и факты сознания, которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности, интересы, установки и ценностные ориентации).

Психология пропаганды, с одной стороны, выявляет определенные психологические и социально-психологические закономерности информационно-пропагандистской деятельности и тем самым обогащает теорию социальной психологии, с другой — на основе выявляемых закономерностей разрабатывает практические рекомендации, направленные на повышение эффективности пропаганды.

Пропаганда оказывает воздействие как на разум, так и на эмоции людей. В связи с этим пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится в доходчивой форме довести до потребителя те или иные убеждения. Целью позитивной пропаганды является содействие социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в рамках общепринятых ценностей и норм. Данный вид пропаганды выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц, и не преследует манипулятивных целей, чем и отличается от негативной пропаганды, но, тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда представляет собой навязывание людям тех или иных убеждений по принципу «цель оправдывает средства». Ее основная задача — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, содействие обострениям противоречий в обществе и пробуждению низменных инстинктов у людей.

Она позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов.

Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Рассмотрим характерные черты современной пропаганды.

Во-первых, пропаганда основана на научном анализе психологии и социологии.

Шаг за шагом пропагандист выстраивает свою технику, опираясь на знания о человеке, его склонностях, желаниях, потребностях, его физических механизмах, его состоянии, а также на социальную и глубинную психологию. Он выстраивает свои процедуры на базе знаний о группах и законах их образования и распада, о влиянии на массы.

Во-вторых, пропаганда является научной в том, что она пытается установить некоторые правила, точные, четкие и проверенные, которые не являются рецептом, а налагают обязательства на каждого пропагандиста, который не волен распоряжаться своими порывами.

В-третьих, то, что сегодня требуется — это точный анализ внешней среды и индивида, что может быть предметом пропаганды. Человек больше не ограничивает метод, подход и предмет науки.

Таким образом, один вид пропаганды является подходящим для одной ситуации и совсем не применимым к другой.

Чтобы предпринять активные действия по пропаганде, необходимо сначала провести научный социологический и психологический анализ, а затем применить те ветви науки, которые наиболее известны.

Наконец, последней чертой, обнаруженной в характере пропаганды, являются учащающиеся попытки контролирования ее результатов, определения ее влияния.

Это дается чрезвычайно трудно, но пропагандист больше не довольствуется получением или верой в то, что он получит конкретный результат; он занимается поиском определенной очевидности. Даже удачные политические результаты полностью не удовлетворяют его.

Он хочет понять «что» и «как», измерить их существующий эффект. На это его побуждает дух экспериментаторства и желание тщательно обдумывать результаты.

Пропаганда должна быть доведена до реципиента в некоторой законченной и попятной форме. Такую форму часто называют пропагандистским сообщением, понимаемым как единичное пропагандистское действие (лекция, доклад, листовка, плакат, лозунг, газетная статья, выступление и т.

п.). Пропагандистским сообщением называется соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды.

С понятием пропагандистского сообщения неразрывно связано понятие пропагандистской коммуникации, определяемое как способ распространения пропагандистского сообщения.

С помощью коммуникации пропагандистское сообщение поступает к реципиенту, а его содержание становится сообщением именно тогда, когда оно воспринимается реципиентом. Пропагандистская коммуникация может осуществляться непосредственно или опосредованно.

Непосредственная коммуникация имеет место тогда, когда коммуникатор встречается «лицом к лицу» с реципиентом.

Средством такой коммуникации главным образом выступает живое слово, эффективность которого зависит от многих способностей оратора, на помощь которым приходят различные дидактические средства (картины, схемы, иллюстрации и пр.).

Опосредованная коммуникация проводится с помощью средств массовой информации и пропаганды, то есть реализуется через прессу, радио, кино и телевидение. Оба способа распространения пропагандистского сообщения могут выступать совместно и дополнять друг друга.

Пропагандистское сообщение и коммуникация должны готовиться с учетом общих методологических принципов, эмпирически проверяемых правил, благодаря которым можно вызывать изменения или укрепление взглядов людей в соответствии с поставленными целями, такие принципы и правила называют пропагандистской техникой. К пропагандистской технике относят внушение, убеждение, замедление темпа изложения, использование эпитетов и т. п.

Выбор пропагандистских приемов обусловлен не только целями конкретного пропагандистского воздействия, но, прежде всего, определяется системой пропаганды.

Приемам пропаганды уделяется особенно большое внимание в американской литературе, которая насыщена различными практическими рекомендациями. Американские психологи Д. Лукас и С.

Бритт, занимающиеся в основном проблемами рекламы, предпочитают приемы повышения интереса и апелляции к чувствам. Р. Тэрпер и Л. Киллиан в свою очередь предлагают более сложные приемы, основанные на принципе внушения.

В теоретических разработках большинство авторов не предлагают классификации средств пропагандистской коммуникации, ограничиваясь их обычным перечислением. Так М.

Шульчевский предпочитает делить средства пропаганды на две основные группы: непериодические публикации (для чтения, прослушивания и просмотра) и средства массовой информации и пропаганды (пресса, радио, телевидение, кино), что сильно сужает множество классифицируемых средств пропаганды.

Приведем пример деления средств пропагандистской коммуникации, обобщенных Леславом Войтасик.

Он разделил средства пропаганды на две группы: средства, которые могут автономно и непосредственно использоваться в пропагандистской работе, и технические средства, которые выполняют лишь функцию переноса содержания пропагандистского характера, но не входят в качестве составляющих элементов в пропагандистскую деятельность.

Обе группы средств пропаганды могут подлежать дальнейшему разделению. В первой группе, принимая в качестве критерия введение соответствующих рецепторов, можно выделить зрительные (наглядные) и слуховые (устные) средства.

Во второй группе, принимая за основу технические возможности, можно различать средства информации с небольшим радиусом действия и средства массовой информации и пропаганды.

Основные виды пропаганды включают политическую, экономическую, военную, дипломатическую, дидактическую, идеологическую, избегающую пропаганду и др.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/100

Ссылка на основную публикацию