Эмоции — отражение реальности или выученное поведение? — психология

Психика как форма отображения действительности

Эмоции - отражение реальности или выученное поведение? - психология

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи – все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности.

Психическая реальность дана нам непосредственно.

Для чего нужна психика? Для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Чтобы понять природу психики вообще и специфику психики человека, необходимо найти объективный критерий психики (внешне наблюдаемый, регистрируемый).

Панпсихизм – приписывание души всей природе, в т.ч. неживой.

Биопсихизм – психика есть у всего живого, включая растения.

Антропопсихизм – психика только у человека, а животные как и растения – живые автоматы.

Нейропсихизм – психика только у существ, обладающих нервной системой.

Психика приписывалась не потому что существо обнаруживало определенные свойства поведения, а потому что принадлежало к определенному классу.

А.Н. Леонтьев. Объективный внешний критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Они связаны с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.

Психика имеет адаптивный, приспособительный и регуляторный характер – возникает как инструмент адаптации и регуляции. Адаптировать надо конкретного субъекта к конкретным обстоятельствам. За счет адаптации ощущения прекращаются, для того чтобы воспринимать требуется движение (серьги в ушах – помотать головой, изменится стимуляция, возбуждаются новые рецепторы, возникает ощущение).

Свойства:

  1. Активность – если заканчиваются моторные реакции – заканчивается психическое отображение.
  2. Субъективность – психический образ строится в связи с актуальными задачами субъекта. У Леонтьева – принадлежит конкретно субъекту.
  3. Историчность – психический образ несет на себе отпечаток истории своего создания, психические процессы в целом развиваются в процессе жизнедеятельности и обучения. Нет ни одной системы психики, которая бы возникала сразу, не претерпевала бы развития. Пример: после операции на глаза (катаракта) требуется длительный процесс обучения по соотнесению тактильных впечатлений со зрительными впечатлениями.
  4. Адекватность – психический образ призван регулировать поведение в реальности, образ должен в какой-то мере отражать эту реальность (если попытаться пройти сквозь стену, то образ мне не позволит, реальность меня остановит). Никогда не идет речь о полном соответствии, но принципиальное соответствие есть.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, являющейся необходимой стороной Деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую Деятельность;
  • совершается в процессе активной Деятельности;
  • углубляется и совершенствуется;
  • преломляется через индивидуальность;
  • носит опережающий характер;
  • психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и Деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/211-2008-08-29-19-18-07.html

Психические явления как отражение действительности

Психические явления как отражение действительности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека.

Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, — писал В. И. Ленин.

— Наши восприятия и представления — образы их».

Образы вещей — это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения.

Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.).

В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно.

В этих случаях знания достигаются опосредствованно — путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях.

Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык — это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление — неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли — все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности.

Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности.

В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия.

Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами.

Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей: человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами.

Практика, деятельность людей — источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он — активный деятель в окружающем мире.

В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей.

В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным.

Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности.

Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности.

В процессе деятельности не только делаются все более' тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются' способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального' мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности, направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями.

Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека.

Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Читайте также:  Копинг: справляемся со стрессом - психология

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду.

Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека.

«Даже за еду и питье, — говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=psihicheskie-yavleniya-otrajenie-deistvitelnosti

Эмоции как переживания

Эмоции как переживания

В отечественной психологии имеет место традиция рассматривать психические явления как отражательные, обеспечивающие адекватное поведение в связи со знанием действительности.

Это обусловило научно-исследовательский интерес преимущественно к когнитивным процессам, позволило выделить основные формы психического отражения — образную и понятийную, в конечном итоге привело к построению уровней (сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный) познавательной регуляции (17). Однако для психологии эмоций указанная традиция оказалась нереализованной вплоть до 70-х годов нашего столетия.

В целом ряде психологических трудов, начиная с момента возникновения научной психологии (Рибо Т., Джеймс У., Вундт В.), а также в отечественной психологии (Выготский Л.С.; Шингаров Г.Х.; Вилюнас В.К.; Додонов Б.И.; Веккер Л.М.; Ломов Б.Ф.) отмечалась слабая проработанность теории эмоциональных явлений.

Так, по мнению Рибо, психология эмоций может быть охарактеризована как «темная» и мало изученная область (21); по мнению Джемса, она «представляет самый скучный отдел психологии» (10, с. 273). Н.Н.

Ланге образно описал проблему эмоций в психологии: «Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой, извечно обобранной в пользу старших сестер «ума» и «воли».

Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда, как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты» (цит. по: Роговин М.С. Введение в психологию, М. , 1969. С. 29).

Выготский, рассматривая состояние теории эмоций в научной психологии, характеризует последнюю как безраздельное господство чистого натурализма, который исключил возможность «адекватного изучения того, что составляет специфические особенности эмоции человека» (8, с. 418). Нет в психологии глав более темных, чем … две главы» — чувство и воображение; именно здесь «мы не имеем сколько-нибудь признанной и законченной системы учения» (9, с.246).

В.К.

Вилюнас, осуществляя обзор современного состояния проблемы эмоций в психологии и констатируя в целом ее кризисный характер, предлагает вести научно-исследовательскую работу по ряду направлений: накоплению, упорядочиванию и описанию феноменологических данных; выявлению функционального назначения эмоций; осуществлению психологического исследования в отношении эволюционно исходных функций эмоций.

Уместно также сослаться на точку зрения Б.Ф. Ломова по поводу понимания психических процессов как процессов субъективного отражения объективной реальности. Привлекая внимание исследователей к этой точке зрения, он задает вопрос: «Справедливо ли положение об отражательной природе психики в отношении других процессов и явлений (не познавательных)?» (17, с. 172).

И далее отвечает на этот вопрос так:»…эмоции возникают и развиваются не вне процесса психического отражения, а необходимым образом включены в процесс психического отражения. Неясно, являются ли они специфической формой отражения (наряду, например, с образной или знаковой) или их компонентом.

… несомненно, что эмоции характеризуют состояние субъекта отражения и поэтому не могут не влиять на процесс отражения» (17, с. 173). Заключая вопрос о необходимости рассмотрения эмоций не только как регулятивных, но и отражательных явлений, обратимся к определению эмоциональных процессов Рубинштейном.

«Эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой, — это всего лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими — пусть специфическим образом — действительность.

Эмоциональные процессы … никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции представляют собой единство «эмоционального и интеллектуального» (22, с. 141).

Итак, неудовлетворительное состояние проблемы эмоций в психологии исследователи разных лет объясняли следующими обстоятельствами:

1)наличием междисциплинарных подходов к анализу эмоций, вследствие чего выявленные феноменологические и экспериментальные данные, а также их отражение в различных концептуальных схемах (терминологическая неоднозначность) затрудняли создание теории эмоций (разумеется, необходимость междисциплинарного анализа эмоций обусловлена спецификой самого предмета исследования) (5; 6; 8; 9);

2)исключительной субъективностью, сложностью, внутренней природой эмоций (5; 6; 30);

3)отсутствием научно обоснованных границ эмоциональной сферы, отделяющих ее от других возможных видов переживаний (7);

4)отрывом психологии эмоций от психологии личности (6; 13) и от психологии когнитивных процессов (5; 6; 8; 9; 17).

Но уже с начала 70-х годов психология эмоций, как в сказке, из «Золушки» превратилась в «принцессу» (11, с. 3). Это оптимистическое заключение следует понимать как иллюстрацию роста научного интереса к проблеме эмоций.

Они стали рассматриваться как явления, которые наряду с познавательными процессами специфическим образом отражают действительность. Наиболее полно это было представлено в работах Шингарова Г.X., Веккера Л.М. , Вилюнаса В.К.

Несмотря на определенные различия в теоретических посылках, существующих между исследованиями указанных авторов, в целом удалось с привлечением психофизиологических, эволюционно обусловленных и рассмотренных по аналогии с познавательными процессами научных факторов выявить особенности эмоционального отражения действительности. Целесообразно отметить, что эти особенности раскрываются через:

а)представление о том, что ощущение «действительно является простейшей формой не только познавательного, но и всякого психического процесса» (5, с. 53);

б)понимание эмоции как целостного акта психического отражения, в котором представлено «единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания» (22, с. 153);

в)сравнение характеристик аффективного и интеллектуального.

Первым и традиционным вопросом в связи со спецификой эмоционального отражения является следующий: что именно эмоции отражают? Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две части.

По первой его части существует согласованность во мнениях практически всех исследователей; эмоции не отражают объективных качеств предметов реальности, содержания предметов внешнего мира.

В отличие от познавательных процессов, которые рассматриваются как направленные по своей сути на внешний мир и субъективные образы которых имеют аналоги в объективной действительности, эмоции имеют более эндогенное происхождение, а предметы внешнего мира не могут быть образцом для их описания и анализа.

«Вне субъекта не существует решительно ничего, что представляло бы объективный «коррелят» любви, страха, или любого другого эмоционального переживания, т.е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховое ощущение» (6, с. 31).

Во второй же части интересующего нас ответа имеют место различные исследовательские позиции. Итак, что же отражают эмоции? Они отражают значение объективных качеств предмета для жизнедеятельности субъекта (30); отражают мир в «форме субъективного отношения человека к предметам и явлениям этого мира» (31, с.

27); значение воздействующих на субъекта объектов и ситуаций для осуществления его жизни (15); отражают отношения между мотивами и успешностью реализации соответствующей деятельности (15); «выражают состояние субъекта и его отношение к объекту» (22,с.

140); выражают «смысл объективного содержания с точки зрения потребностей живого существа» (6, с. 132).

Во всех приведенных определениях прослеживается неотделимость эмоций от определенного знания предметов и явлений действительности.

Если эмоция и есть отношение к чему-либо, то последнее в психической жизни субъекта должно выступить для него в соотнесении с его потребностями, мотивами, интересами.

Иначе говоря, эмоции рассматриваются как двойственные по своей детерминации, как содержащие в своей структуре два момента:

1)отражаемое содержание (6) или когнитивный компонент (5), т.е. отражение посредством различающихся по степени непосредственности-опосредованности когнитивных процессов характеристик объекта эмоции;

2)собственно эмоциональное переживание (7) или субъектный компонент (5), т.е. непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием.

Двойственная детерминация эмоций присутствует и в теоретической схеме анализа эмоций, выполненного с позиции информационной теории (23). Согласно ей, в структурном строении эмоций выделяется потребность, содержание и динамика которой определяет характеристики эмоций, и информация, представляющая собой опыт субъекта.

Разумеется, двойственность эмоций вовсе не означает, что она представляет сумму когнитивного и субъективного компонентов, а означает, что эмоция, как отражательное явление, представляет единство знания и переживания, но в этом единстве переживание в сознании субъекта выступает на первый план.

Второй характеристикой эмоционального отражения является его непосредственно-чувственная форма (5-7; 15).

Анализируя различные дефиниции эмоций и признавая, что определение эмоций как отражения отношений субъекта к значимым для него объектам, является наиболее адекватным, Веккер справедливо замечает, что эти отношения могут отображаться не только в эмоциях, но и в мыслительных процессах, т.е. быть опосредованными. Эмоциональное же отражение данных отношений является именно непосредственным как по своим временным характеристикам, так и по итоговым последствиям.

Наконец, эмоциональное отражение есть отражение в высокой степени субъективное, пристрастное. Вопрос о субъективном характере психического отражения вообще и эмоций в частности обсуждается в литературе (17; 30).

Обосновывая гипотезу о механизмах возникновения субъективного, Г.X. Шингаров определяет последнее как такую форму отражения действительности, в которой «содержание психики… еще не имеет предметного характера.

Это содержание лишь качествует, не соотнесено субъектом с каким-то внешним объектом» (30, с. 79).

Эмоция существует как пристрастное, субъективное отношение субъекта к объекту в непосредственно-чувственной форме. Такая форма отражения получила название переживаний.

Категория переживания, как центральная категория психического (7), рассматривается как «психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни» (22,с. 14).

В отличие от знания в переживании «на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни» (там же).

Переживание рассматривается как более широкое, чем эмоция, понятие, как конкретно-субъективная форма существования отражаемого в психическом образе содержания (7; 30).

Выделим различные области психической жизни, для объяснения которых исследователи привлекают понятие «переживание»:

1)особый аспект сознания, который дан во взаимосвязи с другим его аспектом — знанием (22, с. 15); субъективную сторону процесса осознания как формы «существования психического в индивидуальном сознании» (30, с. 83). Подчеркивается, что внутренняя природа переживания определяется значением предмета для жизнедеятельности субъекта;

Читайте также:  Ребёфинг, ребефинг - психология

2)форма активности в кризисных ситуациях, проявляющаяся в преобразовании (переосмысливании) субъектом своего психологического мира (3);

3)мотивационные явления (желания, влечения, стремления), предметом которых могут быть не внешние воздействияи отражающие их познавательные образы, а определенные «гештальты» чувственных впечатлений (7). Подчеркивается, что желание есть «одна из наиболее ярких, распространенных и функционально нагруженных разновидностей переживаний» (7, с. 243);

4)любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающего для него как событие его собственной жизни (Краткий психологический словарь, 1985, с. 238-239);

5)особые состояния сознания, возникающие в моменты высшего счастья, свершения и самореализации личности – » пиковые переживания» (в гуманистической психологии);

6)единица психологического анализа и описания эмоций.

Раскроем характеристики эмоций как переживаний:

а) непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа и не представленность в сознании модальности самого психического процесса);

б) воздействия внешних предметов и внутренней среды организма даны субъекту как принадлежащие ему и в момент этого не соотносятся с субъектом как с чем-либо внешним («в эмоциях субъект и объект переживаются как нечто единое» (30, с. 99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека;

в) особая пристрастность, субъективность, т.к. предметы и явления действительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъекта;

г) чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем, «хотя «трансформированное и упрощенное, зато унифицированное, переведенное на общий чувственный язык« (7, с.223).

Эмоции рассматриваются также в контексте проблемы смысла (В.К. Вилюнас, Д.А.Леонтьев). Так, В.К. Вилюнас использует понятие «эмоционально-смысловой процесс (6, с. 99), соотносит эмоции с различаемыми А.Н. Леонтьевым биологическим и личностным смыслами.

Биологический смысл любого воздействия определяется его сигнальным значением, т.е. значением, который раскрывает отношение этого воздействия к потребностям субъекта (6, с. 86). Конкретно-субъективную форму существования биологического смысла представляют именно эмоциональные переживания.

Иначе говоря, биологический смысл объекта открывается субъекту только через эмоцию.

Сопоставляя личностный смысл и эмоции, В.К. Вилюнас выделяет две формы личностного смысла: эмоционально-непосредственную и вербализованную форму, т.е. «воплощение личностного смысла в значениях» (6, с. 93).

Эмоции как одну из форм существования личностного смысла он характеризует непосредственностью, большей истинностью, в то время как вербализованную форму личностного смысла – большей содержательностью, но меньшей истинностью.

В трактовке Д.А. Леонтьева (16) эмоциональная и смысловая реальности принципиально не совпадают по ряду позиций.

Эмоции относятся только к субъективным переживаниям, неспецифичны, упрощают реальную сложность жизненных отношений, дают лишь общую, поверхностную характеристику личностного смысла; в то время как смыслы относятся не только к субъективным переживаниям, всегда конкретны, явно или скрыто указывает на мотивы, придающие значимость данному объекту или явлению, влияют на эмоции.

Разводя эмоции и смыслы Д.А. Леонтьев прибегает к результатам психологического анализа искусства, примерам, демонстрирующим зависимость эмоций от целостной иерархии системы жизненного отношения. Д.А. Леонтьев приходит к следующим выводам.

Во-первых, «эмоция является главной, но не единственной формой субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явлений»; эмоциональная реакция сигнализирует нам о личностном смысле (16, с. 162); во-вторых, механизм эмоциональной индикации реализует специфическую функцию личностного смысла – «функцию презентации субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности (16, с. 168).

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/5515.html

Расшифровка понятия психическое отражение

Расшифровка понятия психическое отражение

Данное понятие является философским, ведь это отражение не в буквальном смысле. Оно представляет собой некое явление, которое проявляется при помощи пропущенных через сознание образов и состояний личности.

Другими словами, психическое отражение – это особая форма динамичной связи человека с миром, в процессе которого появляются новые желания, формируются мировоззрение, позиции, а также вырабатываются конкретные решения каких-то задач. Любой индивид способен управлять своей личной реальностью, представляя ее в художественных или каких-то других образах.

Особенности и свойства

Психическое отражение имеет ряд определенных моментов, которые являются его индивидуальными проявлениями. Существуют некоторые особенности психического отражения:

  • Психические образы появляются в ходе активного времяпрепровождения человека.
  • Психическое отражение дает возможность осуществлять какую-то деятельность.
  • Имеет опережающий характер.
  • Дает возможность достоверно представлять окружающий мир.
  • Прогрессирует и совершенствуется.
  • Изменяется через индивидуальность.

Характеристика данного процесса

Личность способна воспринимать реальный мир, находить свое предназначение, иметь развитие внутреннего мира лишь благодаря этому процессу. К сожалению, не каждый индивид верно отражает эти явления – такая проблема возникает у людей, имеющих психические отклонения.

Рекомендуем: Осмысленность — это

Что же касается здорового человека, то у него существуют такие критерии психического отражения:

1. Динамичность. В течение жизни у каждого человека видоизменяются мысли, установки и чувства. Именно поэтому может измениться и психическое отражение, ведь различные обстоятельства очень существенно на него влияют.

2. Активность. Данный процесс не может сосуществовать с пассивным поведением или регрессом. Благодаря этому качеству психики индивид, сам того не понимания, постоянно ищет наилучшие и самые комфортные условия.

3. Объективность. Личность постепенно развивается, поэтому и психика получает постоянный прогресс. Так как мы изучаем окружающую среду благодаря деятельности, психическое отражение объективно и закономерно.

4. Субъективность. Несмотря на то что данный процесс объективен, но на него также влияет и прошлое индивида, его окружение и собственный характер. Именно поэтому характеристика включает субъективность. Каждый из нас смотрит на один и тот же мир и события по-своему.

Рекомендуем: Понятие объективности в психологии

5. Скорость. Наше умение молниеносно решать какие-то задачи существует благодаря психике. Оно имеет право именоваться превосходящим действительность.

Стадии и уровни

Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:

1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.

Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды.

Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии

Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.

2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.

Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании. Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность.

Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.

Формы

Отражение не чуждо всем живым организмам при соприкосновении с другими объектами. Можно выделить три формы психического отражения:

1. Физическая. Это непосредственная взаимосвязь. Данный процесс имеет ограничение во временных рамках. Такие свойства незначительны для любого из объектов (неизменность следов связи), так как происходит разрушение.

2. Биологическая. Данная форма характерна лишь для живых существ, и в этом ее особенность. Благодаря ей подобные организмы могут «зеркалить» как живую, так и альтернативную природу.

Биологическая форма психического отражения подразделяется на несколько видов:

  • Раздражимость (ответ живых существ на реалии и процессы этого мира).
  • Чувствительность (умение отражать другие объекты в виде ощущений).
  • Психическое отражение (умение изменять свой характер в зависимости от ситуации).

3. Психическая. Самая непростая и прогрессивная форма отражения. Она не считается бездеятельным зеркальным дубликатом этого мира. Она четко связана со сканированием, решениями.

Прежде всего это активно отражаемый окружающий мир в связи с конкретной проблемой, опасностью или нуждой. Для этой формы свойственны:

  • Отражение как этапы преодоления индивидуумом самого себя, собственной жизни и привычек.
  • Отражение как самоконтроль и развитие.
  • Отражение как этап изучения личностью окружающих.
  • Отражение как стадия изучения индивидом общественной жизни и взаимоотношений.

Понимание психики как части определенного вида отражения позволяет утверждать, что оно не возникает внезапно или случайно, как что-то непонятное в природе. Психическое отражение можно исследовать как трансформацию производных отпечатков в субъективное переживание и на этом основании строить пространственный образ.

Таким образом, в фундаменте психического отражения находится первичное взаимодействие с окружающей средой, но для данного процесса необходима вспомогательная активность по созданию образов объектов в ноле поведения субъекта. Лена Мелисса

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixicheskoe-otrazhenie.html

Что такое психическое отражение

Еще в древности психологами, учеными и философами было замечено, что жизнь представляет собой не только объективный и вещественный мир. Люди испытывают чувства, желания, способны мыслить, переживать, анализировать.

Такая жизнь в философии называется психической. Психика имеет уникальную способность отражать действительность.

Главное свойство психики заключается в тесной взаимосвязи между поведением индивидуума и отражением объективной реальности в сознании.

Психическое отражение: что это?

Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.

Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.

Сознание и самосознание –  форма психологического отражения. В мозг человека поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося.

Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями.

Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.

Читайте также:  Выбор друзей - психология

Характеристика психического отражения

Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению.

Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой.

Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:

В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.

Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.

Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.

Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.

Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.

К особенностям психического отражения относится:

— отражает действительность на практике;

— самосовершенствование и личностное развитие;

— опережающий характер;

— прояление индивидуальности личности;

— формируется только на основании активной деятельности человека;

— контролирует поведение индивидуума.

Уровни психического отражения

Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:

  1. Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании.
  2. Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт.
  3. Логическое мышление. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.

Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.

Источник: https://sunmag.me/sovety/17-03-2014-chto-takoe-psikhicheskoe-otrazhenie.html

Эмоции: отражение реальности или выученное поведение?

   Мы соединяем счастье и успех!

Когда дело доходит до эмоций,

даже великие герои становятся

дураками.

Крадущийся тигр затаившийся дракон

Сила эмоций известна всем — выражение “эмоции захлестнули” не на пустом месте возникло. Кто бы и что бы ни говорил о силе человеческой воли и разума, к сожалению, большинством людей на нашей многострадальной планете правят эмоции. И это не есть хорошо.

Редакция рассылки

   «Можно ли управлять своими эмоциями?» Статья Н. И. Козлова

Непроизвольные эмоциональные реакции появляются непроизвольно, неконтролируемо, и сигнализируют внимательному человеку о том, что человек чувствует на самом деле.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью.

Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии.

Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.

Способность управлять своими эмоциями — это способность при необходимости подчинить свои эмоции, чувства и настроения велениям собственного разума. Умение управлять своими эмоциями отличает взрослого человека от человека-ребенка, человека воспитанного — от невоспитанного, человека адекватного и эффективного — от человека неэффективного и просто психопата.

На тему управления эмоциями можно дискутировать бесконечно, пока вопрос не будет поставлен более точно: что имеется в виду под управлением, об управлении какими эмоциями идет речь и о людях с какой подготовкой мы говорим?

Что имеется в виду под управлением эмоциями?

Чаще всего под управлением эмоциями люди имеют в виду контроль уже возникших эмоций и прекращение нежелательных эмоциональных состояний. На самом деле, управление эмоциями — задача куда как более объемная, включающая в том числе предотвращение, запуск, изменение способа протекания и прекращение произвольных эмоциональных переживаний.

О каких эмоциях идет речь?

Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые (эмоциональные акции) — управляемы легко, управляемы любым ребенком.

Гасить уже возникшее и раскрученное эмоциональное состояние — затруднительно, вызвать у себя нужную эмоцию в подходящей ситуации — несложно.

Многими из своих эмоций мы перестаем управлять, когда теряем проактивность, начинаем ожидать действий окружающих, вместо того чтобы действовать самим, или выключаем голову, привыкаем реагировать автоматически и шаблонно.

Когда наши эмоции становятся нашими реакциями, с ними совладать сложнее. Но в этом есть и хорошая новость: все эти возможности мы можем себе возвратить.

Если мы мастерски владели своими эмоциями в детстве, мы можем сегодня возвратить это мастерство.

Мы можем действовать активнее, на опережение, мы можем переставать реагировать шаблонно, можем начать думать и вести себя так, как выберем сами.

О людях с какой подготовкой идет речь?

Все очень конкретно. Совсем не умеют управлять своими эмоциями только некоторые клиенты психиатров, нормальные люди с сохранной психикой управлять своими эмоциями могут, просто не всеми и не всегда. Если человек в бодром, ресурсном состоянии, то в большинстве случаев управлять эмоциями ему нетрудно.

Если человек уставший, больной или в состоянии аффекта, как либо управлять собой в таком состоянии затруднительно. С другой стороны, уже дети легко запускают свой плач родителям, для них это элементарно.

Большинство детей уже с трех-четырех лет по просьбе родителей могут легко как заплакать, так и засмеяться, удивиться или обидеться. Играя между собой, дети — и особенно девочки — эмоции выражают ярко, адекватно и убедительно.

Весь вопрос в том, что иногда с некоторыми эмоциями оказывается совладать трудно: трудно не рассердиться, когда тебя злят, трудно убрать обиду, когда она уже разгорелась в душе.

Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, ужепропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции.

При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

Если вы ходите сутулые и с тоскливым выражением лица, рано или поздно вы себе испортите настроение и будете спрашивать: «А как мне поправить настроение, если нет никакого настроения это делать?» Да, вы себе устроили засаду… Если же завтра с утра встанете бодро, сделаете зарядку, расправите плечики и улыбнетесь домашним, вы обеспечите хорошее настроение и себе, и близким.

Если вы вполне позитивные приехали к маме, а мама не в духе, то настроение изменится у того, кто был активнее: если разрешите бухтеть маме, скоро будете бухтеть и вы.

Если вы маму обняли, рассказали как по ней соскучились и начнете хвалиться своими успехами, каждый раз отмечая, что все это только благодаря маме, то у вас велики шансы на победу: скоро мама начнет улыбаться и радоваться вашим успехам вместе с вами.

Управление эмоциями — дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

 Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Каждый человек может развивать способность управлять своими эмоциями, если поставит себе такую задачу. Главное  желание и тренировка.

  А теперь подробнее о тренинге «Мир Эмоций: искусство быть счастливее»

«Дружественные и позитивные тренинги «Синтон-программы» работают на то, чтобы человеку было комфортнее общаться не только с окружающими, но и с самим собой.

«Мир эмоций» — это один из четырех тренингов «Синтон — программы», авторской разработки Николая Ивановича Козлова, известного психолога, автора множества книг — бестселлеров, основателя тренингового центра «Синтон»

Тренинг «Мир эмоций: искусство быть счастливее» посвящен тому, без чего жизнь каждого из нас была бы пресной и скучной, серой и однотонной — таким разным и переменчивым эмоциям! Это тренинг про счастье и радость, про восторг и трепет, про удовольствие и позитив, про уверенность и стабильность.

«Мир эмоций» — это тренинг, который особенно эффективен, с одной стороны, тем, кому сложно совладать с неуправляемой эмоциональной стихией, кому подчас трудно контролировать собственную

 душевную погоду; а, с другой стороны, тем, кто желает научиться грамотно транслировать свое настроение и уверенно преподносить собеседникам личные чувства и переживания.

Кроме того, в рамках тренинга вы сможете узнать:

  • Из чего складывается радость каждого дня? Почему одни люди чаще других оказываются счастливыми, и что мешает быть счастливым Вам?

  • Как развить и сохранять стабильное эмоциональное состояние даже в самых сложных ситуациях;

  • Как работать со страхами?

  • Как влиять на эмоции окружающих?

  • Как научится

    по-настоящему

    ценить жизнь?

Все это, а также позитив, радость общения, интересные задания, «синтонные» тепло и уют ждут Вас с 19 марта на тренинге «Мир эмоций: искусство быть счастливее»!

Найдите в себе силы улыбнуться и понять, что перевернуть свою жизнь и открыть ее новые, радужные стороны, никогда не поздно. Действуйте и результаты не заставят себя ждать! Записаться на тренинг.

До встречи в Синтоне!
Если Вы хотите быть в курсе последних новостей тренинговой жизни Синтона и выбрать для себя наиболее подходящий курс – рекоммендуем активно пользоваться НАШИМ РАСПИСАНИЕМ. Функция поиска по календарю делает поиск интересующих Вас тренингов максимально удобным.

И это – хорошо!

Источник: http://www.syntone-spb.ru/subscribe_archive.php?mailing_id=1703

Ссылка на основную публикацию