Общество — психология

Статьи из категории Психология общества

Общество - психология

Общество – это форма объедения людей, обладающих общими интересами, ценностями, целями. Обществом также называют группу людей, создавшуюся благодаря целенаправленной и организованной совместной деятельности.

Социальная психология или психология общества – отдельная отрасль психологии, она рассматривает психологические характеристики больших и малых групп, а также закономерности поведения и деятельности людей в этих группах.

В современном обществе немало сложных закономерностей, правил, стереотипов и проблем, отчего в нем порой непросто адаптироваться и стать успешным человеком. Задача социальной психологии – выявить существующие проблемы социума и помочь человеку выжить в  быстро изменяющемся и амбивалентном обществе.

Социальные и гендерные роли в обществе

Психология общества

Современному человеку бывает сложно найти ту “золотую середину”, когда он может свободно самовыражаться, не обращая внимания на то “А что скажут люди?”, и необходимостью придерживаться правил и норм социального поведения, чтобы не быть “белой вороной”, изгоем, отщепенцем. Так или иначе, приходится выбирать кем быть в социальном плане: холостяком или семейным человеком, работником или безработным, мужчиной Продолжить чтение

Гендерная роль мужчины и женщины

Психология общества

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными.

Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Основные понятия: пол и гендер Гендерная роль и все что с ней связано, Продолжить чтение

Социальное отклоняющееся поведение

Психология общества

Социальное отклоняющееся поведение – это феномен, всегда наблюдавшийся и наблюдаемый в любом обществе. Его изучает социология, медицина, право, педагогика и, конечно же, психология.

Определение и виды отклоняющегося поведения Для изучения социального отклоняющегося поведения в психологии возникла отдельная отрасль – девиантология (девиация от латинского «deviantio» – отклонение) или психология отклоняющегося поведения.

Понятия «девиация», «девиантное поведение», «социальная Продолжить чтение

Социальная психология как отрасль психологии

Психология общества

Социальная психология как отрасль психологии возникла в двадцатых годах ХХ века, хотя социально-психологические знания накапливались и формировались в стройные теории на протяжении многих веков задолго до этого.

Предмет социальной психологии Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания.

Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и Продолжить чтение

Адаптация приемного ребенка

Психология общества

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью.

Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

О необходимости родительской любви Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от Продолжить чтение

Социально-психологическая адаптация: приспосабливаться или приспосабливать?

Психология общества

Адаптация в широком смысле слова – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям.

Социально-психологическая адаптация – вид и составляющая адаптации, представляющая собой процесс и одновременно успешный результат взаимодействия личности и социальной среды.

Биологический аспект адаптации Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического Продолжить чтение

Психология власти

Психология общества

Психология власти изучает власть в широком смысле этого слова, как психологическое явление, благодаря которому возникло и развивается упорядоченное человеческое общество.

Определение и функции власти Привычная ассоциация со словом «власть» это «политика». Но власть бывает не только политической, но и духовной, экономической, семейной и так далее. Она есть во всех сферах жизнедеятельности.

Как бы ни стремились Продолжить чтение

Агрессия: зло или добро?

Психология общества

Агрессия многими людьми понимается как абсолютное зло. На самом же деле, даже у такого явления есть обратная, светлая и добрая сторона.

Что же такое агрессия: зло или добро? Агрессия и агрессивность Про агрессивного человека говорят, что он дикий, невоспитанный, социально-опасный, опустившийся до животного уровня существования индивид.

Но именно цивилизованные люди, а не дикие животные способны Продолжить чтение

В чем опасность общественных стереотипов для человека?

Психология общества

В обществе издавна существуют разнообразные стереотипы. Кажется, что они не настолько уж важны и опасны.

Просто не понятно, в чем опасность общественных стереотипов для человека? А она, тем временем, существенна. Стереотипы в обществе Многие стереотипы, которые являются общественными, продолжают оставаться неосознанными.

Более того, люди искренне верят в то, что их позиции, выводы являются их личными, а Продолжить чтение

Что такое стереотип

Психология общества

Изначально, стереотип – типографическое клише, которое применялось в печати. Если представить себе работу печатной машинки, станет понятно, почему понятие «стереотип» было перенесено из печатного дела в социальную сферу.

Принятое в общественной системе клише, оставляя отпечаток на «чистом листе» человеческой души, запечатлевает определенную установку, устоявшееся мнение о чем-либо.

Природа и признаки стереотипов Стереотип – устойчивое мнение, Продолжить чтение

Источник: https://ourmind.ru/category/articles/social/obshestvo

Психология в обществе (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Ощущения. Виды и закономерности ощущений………………….…………2

2. Морально-психологический климат трудового коллектива – его формирование………………………………………………………………………5

3. Поведение в общественных местах…………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………………….….12

1. Ощущения. Виды и закономерности ощущений

Ощущения — это отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное.

Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями.

Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение.

Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

2. Морально-психологический климат трудового коллектива – его формирование

Для того, чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в последнее время часто используются понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат» и т.п. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле.

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это – отдельные элементы социально-психологического климата.

Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат первичного производственного коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.

Читайте также:  Действие социальное - психология

В качестве важнейшего фактора макросреды, необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование производственных коллективов.

Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества, осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат основного производственного коллектива.

В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления предприятия направляют и конкретизируют функционирование первичных и вторичных коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды предприятия, то есть материальному и духовному окружению личности как члена первичного производственного коллектива. Эта микросреда представляет собой также «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичного производственного коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация».

Другую, не менее важную, группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в первичном производственном коллективе.

Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Будем для краткости называть эти факторы социально-психологическими.

Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами первичного производственного коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения, возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л. И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».

1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.

2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).

3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичного производственного коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Конечно, при изучении факторов, влияющих на климат коллектива, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат первичного производственного коллектива. Следует отметить, что управленческие отношения в целом обусловлены формой собственности на средства производства.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199046/psikhologiya-v-obshchestve

Социальная психология общества

Социальная психология общества

Социальная психология общества или Общественная психология — целостная системная  совокупность социально-психологических явлений присущих населению, проживающему на  определённой территории, организация жизнедеятельности на которой осуществляется  государством.

По своей сущности общественная психология это субъективный образ мира, жизни и  существования у населения характеризующий его психологически и сформировавшийся в  условиях исторического развития.

Образ включает в себя следующие компоненты:

  • Познавательные
  • Аксиологические
  • Потребностно-мотивационные
  • Поведеческо-волевые

В познавательном смысле общественная психология представляет собой специфически   целостную взаимосвязанную систему знаний представлений взглядов и привычек сложившихся у  определенного народа.

Эта система оказывает влияние на современный образ жизни данного  народа. Психология общества относится к категории открытых систем функционирование которых  зависит не только от внутренних  причин но и от влияния из вне.

Психология общества  представляет триединство:

  1. Это интегрированное влияние объективных условий жизни людей
  2. Контакты между людьми
  3. Совместная деятельность

В психологии общества наиболее полно представлены все виды социально психологических  явлений, к массовым явлениям относится потребности общества установки и ценности.

К познавательным явлениям мы относим:

Общественное мнение по разным вопросам деятельности государства, а так же суеверия и  верования населения.

К эмоциональным составляющим относятся: настроение в обществе переживания и аффекты.

На поведенческом уровне психология общества выражается в общественных движениях, обычаях,  традициях  вкусах, моде

Психология общества имеет иерархическое строение. Это выражается наличием в ней определённых слоёв или страт.

Наиболее часто выделяются два слоя:

  1. Системообразующий — явление этого слоя играет большую роль в развитии консервативности, трудной изменчивости, верности истории.
  2. Системно-динамический — к явлениям этого слоя будем относить общественные настроения, ожидания и решения.

Психология общества отличается от других социальных категорий тем, что внешние причины общества действуют через внутренние условия.

Психология общества имеет ряд системообразующих компонентов:

  1. Общественное самосознание — это самоидентификация населения, осознание им своей целостности, своеобразия, отличия от других государств и общность судьбы.
  2. Общественное сознание — это осмысленное понимание и отношение к окружающему миру, выражающееся в специфике основных понятий.
  3. Духовно психологическая культура — исторически определенный уровень развития духовных сил и возможностей народа, культура ценностей отношений нравственность
  4. Менталитет народа исторически сложившийся склад мышления оценок духовных установок и уникальность конкретного народа.
  5. Социально психологический климат общества это проявление благоприятной или не благоприятной среды для жизни и деятельности населения.
  6. Общественная активность — реальная практика поведения населения оцениваемая с социальных позиций для обеспечения сбалансированности личности
  7. Социальные изменения приводят к социально психологическим реакциям которые определяются по социально значимым признакам.
  8. Масштабность — это массовость распространения среди населения социально психологических реакций
  9. Социально важный признак — степень общности социально психологических реакций он обнаруживается в расслоении общества напряженности и противоречивости
  10. Социально психологическая наполненность — проявляется в изменении одного из массовых социально психологических явлений

Сила социально психологических реакций выражается в разной масштабности и наполненности проявлений

По адекватности он выражается в том что социально психологические реакции не всегда соответствует  вызвавших их объективным причинам .

Отдельным компонентом общественной психологии выступает социально психологическое напряженность она предусматривает собой увеличение нагрузок для подержания равновесия психологической системы при внутренних и внешних изменениях социально психологическая напряженность может считаться реакцией сопровождающей любые изменения в обществе и обеспечивающая их некоторые специалисты считаю напряженность групповым стрессом и оценивают его отрицательно. Психология  общества социальные законы существующие в обществе это законы практической деятельности людей в том числе и психологические.

К основным этапам развития психологии общества

  1. Взаимозависимость развития психологии общества политического режима и уровня жизни
  2. Целесообразность и возможность упреждающих изменений общественного сознания
  3. Ускоренный облегченный характер изменений
  4. Согласованность всех усовершенствований
  5. Системная обусловленность всех изменений в психологии
  6. Отстаивание развития общественного сознания от объективных изменений происходящих в обществе при условии их стихийного протекания

Современному уровню развития психологии общества соответствуют меры по созданию в обществе системы социально-психологического обеспечения. Эта система включает в себя:

  • Изучение психологии общества во всех её видах
  • Обеспечение деятельности общественных и государственных структур информацией об особенностях психологии социальных групп.
  • Участие социальных психологов в развитии общества
  • Прогноз психологического состояния общества
  • Социально-психологическое консультирование населения
  • Организация социально-психологического просвещения, образования и уровня социально-психологической грамотности.

Источник: http://socialnaya-psihologiya.ru/socialnaya-psixologiya-obshhestva/

Психология и общество

Психология и общество

ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: В ПОИСКАХ ДРУГ ДРУГА

(теоретические основы концепции приватной психологической службы)

1.      Почему возникла необходимость создания приватной психологической службы?

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ доступен сильным, умным, упорным … и вооружённым.

ГОСПОЖА УДАЧА отвечает взаимностью настойчивым и искуссным в овладении ею.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА:

интеллект, деловитость, информированность, коммуникабельность, упорство в достижении поставленной цели, способность противостоять трудностям, готовность и желание строить жизнь вопреки всем помехам

Ваш естественный инструментарий, Ваше главное оружие,

которого Вас никто и никогда не лишит вопреки Вашей воле.

Умение обращаться с ним, использовать на все 100% открывает путь к богатству, процветанию и личному счастью (для последнего, кстати, обладание материальным богатством – необходимое, но не самое главное условие).

В ХХI веке («веке взбесившейся информации») ценнейшее достояние личности, её главный капитал – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОВЕРШЕНСТВО ЛИЧНОЙ ДУШЕВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Психическое здоровье человека – следствие жизни в здоровой семье, в атмосфере душевного комфорта, уважения и развития его личности в учебно-воспитательном заведении, производственном коллективе… — словом в социуме.

Совершенство личной душевной организации – результат специальных профессиональных усилий, источники которых – разнообразные государственные и негосударственные учреждения и институты, берущие на себя ответственность за развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности.

КУЛЬТУРА РАЦИОНАЛЬНОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА И ДИДАКТИКА

Духовное богатство, психическая культура не передаются по наследству. Не всегда приобретаются они и в учебных заведениях, даже за деньги.

 Несмотря на убедительные успехи научного знания (в том числе академической психологии), это по-прежнему ПЛОДЫ ОТВАЖНЫХ ПОДВИЖНИЧЕСКИХ УСИЛИЙ ОДИНОЧЕК, жертвующих ради усовершенствования своей души свободным временем и многими удовольствиями, являющимися для большинства современников целью и смыслом жизни.

Стихийно выбирают они в океане разнообразной информации крупицы имеющих личностное значение позитивных знаний, из которых формируется интеллект, картина мира и культура профессиональной деятельности.

Современная система отечественного просвещения (Украина, Россия) не учит творчески работать с информацией, самостоятельно мыслить.

Она ориентирована на организацию неглубокого формального «механического» запоминания (зубрёжка) некоторой весьма отвлечённой от конкретных потребностей личности суммы «программных» знаний.

Принципы и критерии их отбора не выдерживают критики со стороны современной психологической мысли и передовой педагогической практики. Необходимость этих знаний в реальной жизни весьма сомнительна. Школьная премудрость бессистемно и стихийно укладывается в сознании учащихся.

Нередко она проникает туда лишь благодаря «педагогическому террору». После сдачи очередного экзамена такие «знания» проваливаются в глубины бессознательного и лежат там мёртвым грузом, которым его обладатель не в состоянии распорядиться.

К концу ХХ века гуманитарные науки накопили огромный и, к сожалению, невостребованный потенциал фундаментальных открытий и разработок, оригинальных жизнеспособных идей, истинность которых убедительно подтверждена лабораторными и рабочими экспериментами в естественной педагогической и социальной среде. Перестройка на их основе учебно-воспитательного процесса в учреждениях отечественного просвещения могла бы значительно его усовершенствовать – сократить во времени, повысить эффективность. Но внедрение научных достижений оказалось невозможным из-за косности, некомпетентности и сопротивления бюрократии. В этой ситуации Приватная Психологическая Служба может и должна взять на себя заботу о пропаганде и популяризации среди самых широких слоёв населения достижений современной психологической науки и гуманистической педагогической практики. 

МРАКОБЕСИЕ ПАРАПСИХОЛОГИИ, МИСТИКИ И РЕЛИГИИ

Читайте также:  Тренинги состояний - психология

Рост спонтанного интереса в обществе к феномену человеческой психики проявляется сегодня по-разному. Всё популярнее среди молодёжи профессия психолога. Всё больше вузов, торгующих дипломами психологов. Множатся тиражи изданий по психологии, педагогике, астрологии, парапсихологии, магии, мистике, колдовству, религиозному душеведению.

Всё это продаётся и переиздаётся многотысячными тиражами. В учебных заведениях, на предприятиях и в частных фирмах вводятся ставки и должности психологов, астрологов. Умножаются учреждения психиатрической и психологической помощи. Растёт спрос на услуги «бабушек», ясновидящих, гадалок, прорицателей, шаманов и прочих манипуляторов «тонкими энергиями» и разноцветными аурами.

Всё больше отчаявшихся разобраться в океане информации людей ищет интеллектуальные ориентиры и духовное окормление в религии. В церквях они встречаются с архаическими методами мистического умиротворения мятущихся душ.

Отсутствие серьёзной конкуренции со стороны научной психологии и психологической помощи, тлетворное влияние на культуру мышления огосударствленного атеизма, пережитого по молодости, приводят к попам огромные массы современников.

Поиски духовных ориентиров, надежды и утешения, благословения индивидуального выбора, моральной поддержки, «простого человеческого понимания» приводят современников «века науки» в религиозные общины. Там за «утешение» они расплачиваются потерей психической автономии, растворением в модернизированном интеллектуальном «колхозе», духовной зависимостью от пророков, мессий и иных шарлатанов.

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭПОХА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Резкое изменение общественного уклада, крушение монополии психиатрической по своей природе коммунистической идеологии, революционная трансформация экономических основ нашего бытия, переориентация сознания с социалистических ценностей на капиталистические – источники душевных конфликтов, потрясений, глубоких надломов, кризисов и травм.

Не все успели и сумели приспособиться к новым правилам жизни. Не все оказались готовы понять происходящее, отказаться от привычных стереотипов мышления, идеалов молодости.

Разлад старой организации мыслей и чувств и новой общественной среды, в которой такая ментальность оказалась неуместной, стал причиной душевных катастроф, отчаяния, уныния, потери нравственных ориентиров, жизненных целей и ценностей. Духовная атмосфера насыщается злобой, ложью, завистью к чужим успехам и ненавистью.

Нервно-психические напряжения и боли стихийно «лечатся» скандалами, выплесками гнева на более слабых и беззащитных, физическим насилием, бандитизмом… или террором против своей личности (пьянство, наркомания, самоубийство). Это делаетквалифицированную психологическую помощь необходимой и неотложной.

ПСИХИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА И ПСИХОАНАЛИЗ:

 «ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ»

Прошлое довлеет над человеком. Память — генетическая и индивидуальная — вольно и невольно влияет на его судьбу. Вытесненные и подавленные восприятия, воспоминания и желания не покидают нашего внутреннего мира.

Они лишь «проваливаются» в самые глубокие и потаённые закоулки подсознания и оттуда незаметно влияют на наше мышление, волю, чувства, воображение, настроение.…Чтобы справиться с ними их нужно разыскать и извлечь на поверхность, осветить лучом разума, переосмыслить, переоценить и уже в новом качестве, если нужно, «перепрятать».

Обыкновенному человеку самому с этим не справиться. Ему нужна помощь психолога, способного разобраться и помочь навести порядок в

подсознании клиента пока тот ещё не стал «пациентом» психиатра. Такая опасность существует, если клиент испытает «обаяние» психоаналитика, некритически усвоившего догматы отцов психоанализа. Поиски причин и источников всех психических проблем исключительно «ниже пояса» — следствие либо профессиональной несостоятельности самого психолога, либо о том, что тот сам нуждается в помощи психиатра.

ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

Здоровая семья – вечная основа общества, главная предпосылка его биогенетического и психического здоровья. Однако системные отношения в семье всё ещё остаются за пределами серьёзных и систематических научных исследований.

Все знают, как не надо жить в семье, но мало кто рискнёт заявить, что он знает как надо. И далеко не каждый такой «эксперт» сможет похвастать собственным позитивным опытом семейной жизни. Обладающие же таким опытом счастливцы почему-то не стремятся в члены экспертных сообществ. Наверное ощущают, что сами не смогут объяснить: как это у них так здорово получается.

Для чтения полного текста, перейдите по ссылке для скачивания файла:

Психология и общество

Источник: http://soul.dn.ua/article/489

Социальная психология

Статьи по психологии Социальная психология

— это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.

Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма.

По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого.

В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха.

 Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов.

Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция).

Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.

Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В.

Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.

Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США).

Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы.

Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

Читайте также:  Выученная беспомощность - психология

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций.

В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека.

Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др.

первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др.

Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму.

В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов.

В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Психология древнеегипетского общества была основана на ряде основополагающих идей, сохранение здоровья при этом становилось выше обеспечения удобств.  [1]

Кейнс считал, чтопсихология общества проявляется в отставании роста личного потребления от роста национального дохода, т.е.

с ростом доходов населения большая часть их направляется в накопление и меньшая идет на удовлетворение потребностей.

В результате увеличивается накапливаемая часть национального дохода, изымаемая из обращения, и на эту величину сокращается спрос на потребительские товары.  [2]

Помещена в сборнике его статей Изпсихологии общества. В данном случае, мы несколько отступаем от объяснения, предложенного тов. Богданов не придает последнему обстоятельству значения, которое оно, несомненно, имело, даже не выдвигает его.  [3]

Более того, Богданов утверждал в своей работе Изпсихологии общества, что социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу.

Главным критерием культурно-исторических типов, по Данилевскому, является языковая близость.

У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей.  [4]

Как психология отдельного человека обусловливается средой и главным образом его общественной практикой, так ипсихология общества как социального организма обусловливается теми экономическими и общественными отношениями, которые преобладают в данном обществе.  [5]

Современный позитивизм считает закон причинности только способом познавательно связывать явления в непрерывный ряд, только формой координации опыта ( Изпсихологии общества, стр.  [6]

Из-за чего война и чему она учит. Женева, 1904; Изпсихологии общества, 2 изд.  [7]

Каким же образом соответствуют друг другу психология и экономия. Очень просто — психологическая эволюция предшествует экономической революции, хотяпсихология общества приспособляется к его экономии. На данной экономической основе возвышается соответствующая ей идеологическая надстройка.

Очень важен, на наш взгляд, довод Плеханова о том, что в развитии идеологий экономия является основой в том смысле, что общество должно достигнуть известной степени благосостояния для того, чтобы выделить из себя известный слой людей, посвящающих свои силы исключительно научным и прочим подобным занятиям.

И более того, само направление умственной работы в обществе направляется его отношениями производства. Этот вывод, конечно, выглядит некоей натяжкой для оправдания выдвинутого тезиса.  [8]

Последняя глава книги поначалу может несколько озадачить, ибо авторы задают вопрос: а стоит ли заниматься увеличением продолжительности жизни человека в наш бурный век, в условиях резкого роста народонаселения планеты и обострения социальных и экологических кризисов s мире.

К тому же увеличение сроков жизни чревато и неким изменениемпсихологии общества. Высказанные опасения не мешают оптимистическому выводу: увеличение продолжительности жизни — благородная задача, решение которой будет способствовать дальнейшему прогрессу человечества.

 [9]

Последняя глава книги поначалу может несколько озадачить, Ибо авторы задают вопрос: а стоит ли заниматься увеличением продолжительности жизни человека в наш бурный век, в условиях резкого роста народонаселения планеты, и обострения социальных и экологических кризисов в мире.

К тому же увеличение сроков жизни чревато и неким изменениемпсихологии общества. Высказанные опасения не мешают оптимистическому выводу: увеличение продолжительности жизни — благородная задача, решение которой будет способствовать дальнейшему прогрессу человечества.

 [10]

В отличие от Маркса Богданов утверждал, что социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу ( Богданов А.А. Изпсихологии общества.  [11]

Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный. Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход.

Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на предметы текущего потребления.

Для поддержания любого данного уровня занятости необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной продукции над тем, что общество желает потреблять при данном уровне занятости.

В свою очередь величина текущих инвестиций зависит от того, что мы будем называть побуждением инвестировать, а побуждение инвестировать ( мы покажем это) в свою очередь зависит от отношения между графиком предельной эффективности капитала и комплексом норм процента по займам с разными сроками погашения и разной степенью риска.  [12]

Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный реальный доход.

Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход.

Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на предметы текущего потребления.

 [13]

Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный, реальный доход. Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход.

Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворение возросшего спроса на предметы текущего потребления.

Для поддержания любого данного уровня занятости необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной продукции над тем, что общество желает потреблять при данном уровне занятости.

 [14]

Он является решающим фактором увеличения потребительского спроса. Изменение потребительского спроса с динамикой национального дохода связывает функция, выраженная Дж.

Психология общества такова, что с ростом занятости и увеличением совокупного дохода общества возрастает и личное потребление, однако в меньшей мере, чем растет доход. В результате образуется сберегаемая часть национального дохода.

Она изымается из обращения, и на эту величину относительно сокращается спрос на потребительские товары. С ростом дохода общества предельная склонность к потреблению имеет тенденцию сокращаться.

Отсюда следует, что с ростом производства, занятости и национального дохода постоянно возрастают возможности накопления, что решающую роль играет рынок средств производства, а не рынок предметов потребления.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id348692p1.html

Ссылка на основную публикацию