Неряха (подросток) — психология

Неряшливость – признак чего?

Проблемы психического здоровья >>>> Неряшливость – признак чего?

Что стоит за термином «неряшливость», знают многие. Это пренебрежение порядком в окружающей человека обстановке и/или нарушение норм гигиены тела.

Равнодушное отношение человека к собственному внешнему виду вызывает, как минимум, недоумение, а порой просто чувство брезгливости у окружающих.

Беспорядочная, захламленная обстановка, окружающая человека, может наводить на мысли о катастрофической нехватке времени, небрежности к вещам или простому нежеланию тратить на уборку время.

Обычно признаки неряшливости относят к случаям недостатка воспитания в детском возрасте, неприученности к порядку, лени или отсутствию эстетического вкуса. Но неряшливость может выступать и как симптом психического отклонения.

И если в случае неряшливости, закрепившейся в виде черты характера, на человека можно воздействовать уговорами, собственными примерами, навязать ему алгоритм, при соблюдении которого он сможет добиться определенных успехов в изменении своего захламленного мира и внешнего облика, то в случае психического расстройства справиться с явлением неряшливости очень тяжело. Психическое расстройство и самооценка – вещи часто несовместимые, поэтому убедить человека посмотреть на себя со стороны и оценить свой внешний вид или состояние жилья (рабочего места), не представляется возможным.

Как правило, такие болезненные явления неряшливости возникают в период полового созревания подростков, когда меняются некоторые биохимические процессы в организме, которые могут затрагивать работу головного мозга.

Чаще всего по выходе из пубертатного периода, явления неряшливости постепенно проходят.

Но не всегда это случается, поскольку небрежное отношение к своему телу и неряшливое отношение к вещам может быть усвоено с детских лет в результате подражания одному или обоим родителям, невзирая на воспитательный процесс, проводимый ими с ребенком.

Человек несколько отличается от животного в отношении инстинктов, и если у животных потребность в чистоте собственного тела связана с инстинктом самосохранения, то у человека любовь к чистоте закрепляется в виде привычки (выработанной самостоятельно или скопированной в детстве с поведения окружающих его людей, в частности, с поведения родителей).

Небрежное отношение к себе и окружающей обстановке может быть результатом депрессии, когда человек, в быту всегда аккуратный и собранный, любящий порядок, чистоту и опрятность, постепенно начинает сползать в бездну равнодушия и хаоса, перестает замечать окружающие его неудобства, захламленность, начинает пренебрегать частично или полностью собственной гигиеной. По выходе из депрессии такой человек возьмет себя в руки и начнет соблюдать, как и прежде, собственные правила гигиены и порядка, но в случае не леченной депрессии и невозможности самостоятельного выхода из нее, неряшливость может принять катастрофические размеры.

Неряшливость может стать признаком деградации личности при определенных заболеваниях: алкоголизме, наркотической зависимости.

Частые случаи неряшливости наблюдаются у пожилых людей в период деградации клеток мозга. Таким людям требуется внимательное отношение родных и помощь психиатра, который подберет оптимальное лечение для каждого конкретного случая. Справиться самостоятельно или с помощью родных, не имеющих опыта в таком деле, не удастся.

Существует разновидность неряшливости, связанная с непреодолимым желанием к накопительству вещей, в результате чего жилье превращается в захламленный склад или помойку. Зарубежные ученые придумали термин такому состоянию неряшливости: «Синдром месси» (messy – в переводе с английского грязный, беспорядочный).

Это состояние имеет и другие названия в медицинской литературе: «Синдром Диогена», «Синдром Плюшкина», «Силлогомания». Как оказалось, вызвать такое состояние могут не только заболевания, поражающие клетки мозга, но и глубокие психологические травмы (утрата родного человека, разрушенная личная жизнь).

В случае «Синдрома месси» требуется помощь врача – психиатра.

Источник: http://medicalfairway.ru/page_stat.php?ids=314&n_word=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Небрежность и неряшливость

Звоните +7495 135-44-02 и мы не только правильно проведем полную диагностику, но и сможем быстро помочь Вам!

Возможные симптомы при неряшливости, небрежности

  • Навязчивости
  • Повторяющиеся мысли
  • Небрежность
  • Проблемы с памятью
  • Потребность проверять или перепроверять
  • Потребность или необходимость все делать медленно, чтобы не допустить ошибок
  • Легко теряется мысль
  • Трудности в принятии решений
  • Ощущение, что Вам что-то мешает сделать что либо
  • Трудно сосредоточиться
  • Потребность повторения действий
  • Небрежность и неряшливость – может быть характерологической чертой личности, которая формируется в период воспитания человека и это качество может моделироваться со взрослых, даже не смотря на все старания родителей приучить ребенка к порядку.

    Если один из родителей проявляет небрежность или неряшливость, а другой наоборот, опрятен, то вероятность приобретенной характерологической черты ребенком составит около 50% вероятности. Так как воспитание ребенка происходит не на основе нравоучений, на собственном примере. Ребенок будет подражать тому из родителей, кто для него является более авторитетным в семье.

    Однако, такие характерологические качества как небрежность и неряшливость могут иметь значение и при диагностике состояния головного мозга, так как они могут формироваться не только в раннем детском возрасте и иметь подражательную сущность, но и начать проявляться в подростковом периоде или уже во взрослом состоянии.

    Один из ярких примеров того, что неряшливость и небрежность проявляется в следствие изменения биологических процессов головного мозга, может служить процесс перехода человека из детского, во взрослое, зрелое состояние. Этот период получил название «Пубертатный период», чаще известный как переходный или подростковый период.

    В пубертатный период начинают меняться не только первичные и вторичные половые признаки, но и все обменные биологические процессы организма. Эти биологические процессы меняются так же как и растет человек.

    У одного могут протекать спокойно, постепенно, но чаще всего – скачками и «перекосами».

    Именно поэтому поведение подростков столь непредсказуемо и часто у аккуратного и прилежного ребенка, вдруг проявляется небрежность и неряшливость, проявляется вызывающее поведение, противоречивость и др.

    С возрастом, как правило, когда пубертатный период проходит, уходят и неряшливость, и небрежность, человек взрослеет и его поведение становится упорядоченным.

    Пример жалоб пациентов на небрежность и неряшливость:

    Пациент: Женщина 49 лет, имеет 2 высших образования, талантливый музыкант, преподаватель вуза. Вредных привычек нет. Проживает с семьей дочери. Ведет здоровый образ жизни.

    На консультацию к врачу-психиатру, психотерапевту (психиатр-психотерапевт), приехала в сопровождении дочери и зятя. За собой никаких странностей или не адекватного поведения не замечает. Состояние описывает дочь с зятем в её присутствии.

    Женщина соглашается, но находит для этого свои оправдания.

    «Мама, очень добрый и отзывчивый человек. При этом очень ленива, избегает лишних движений, постоянно ест, безобразно толстая, ходит в грязной одежде, от нее плохо пахнет, не хочет совершенно мыться. Последний раз мылась два месяца назад.

    Моя бабушка, женщина властная, воспитывала ее довольно строго, «давила» на нее: дескать, учись, все равно ты не красавица, замуж тебя никто не возьмет. Мама послушно училась, а потом против воли бабушки вышла замуж за моего отца и попала в богемную среду, где за аккуратностью не очень следили. Потом родилась я.

    С этого момента маму как подменили. Она стала неряшливой, ее выгоняли со всех работ.

    Я жила у бабушки, т.к. в нашей квартире была сплошная бесконечная тусовка, а родители ссорились (и позже развелись, а потом папа умер). Мама некоторое время была в гражданском браке, и второй муж ее бросил. Она очень тяжело это переживала. С тех пор у нее практически не было личной жизни (она сама говорит: «Слишком много хлопот»).

    Она не хотела быть привлекательной, презирала все женские штучки, считая большинство женщин «курицами», способными говорить только о мужиках и тряпках. Как мне кажется, мама неосознанно настраивала и меня против мужчин.(Однако мужа моего очень любит). Когда я вышла замуж, то сначала мы некоторое время жили у свекрови, а мама была одна.

    За это время она очень изменилась: сильно располнела, перестала следить за собой, в доме постоянно были беспорядок и грязь. Потом она уступила нам свою квартиру и уехала жить к бабушке с дедушкой. Там бабушка опять начала командовать ею (что-то разбросала, не помыла, посмотри на себя, как ты одета, и т.п. Впрочем, это было справедливо).

    Потом бабушка тяжело заболела, и мама почти год буквально ночевала у нее под кроватью в больнице. То есть — полное самоотречение во имя близких людей. Сейчас на нее просто жутко смотреть. Я очень ее люблю, но мне постоянно за нее стыдно — за ее обжорство, неряшливость, не мытость.

    Она может разбросать по дому грязное белье, неделями не чистить ногтей и не стирать одежду. Она очень коротко стрижется, как будто специально, чтобы стать еще уродливее. На замечания мама обижается, кричит. При том, что у нее 3 степень ожирения, высокое давление, больное сердце и легкие, она не собирается ни идти к врачу, ни худеть.

    Такое впечатление, что человек сознательно наказывает, убивает себя. Мне страшно за нее, я боюсь, что она уйдет слишком рано.

    Я думаю — что могло спровоцировать такое поведение? Может, она не здорова психически? Может быть, виной всему бабушкино «агрессивное» воспитание? Может быть, ей не хватает моей любви? Что я могу сделать»?

    Осмотрев пациентку, врач-психотерапевт констатировал наличие острого психотического состояния, которое требует безотлагательного лечения в стационаре. Врач-психотерапевт объяснил ситуацию и порекомендовал срочную госпитализацию в психиатрическую больницу, в острое отделение.

    Родственники поняли ситуацию верно и согласились госпитализацию, но сама пациентка категорически отказалась от любого лечения, не считая, что существуют какие-либо проблемы. А если кому-то не нравится её запах, то пусть купят дезодорант себе и нюхают его.

    В процессе длительных переговоров врача-психотерапевта с пациенткой, была достигнута договоренность на проведение лечения. Лечение в стационаре проходило 28 дней. Выписана в удовлетворительном состоянии с критическим отношением к себе и настроем на продолжение лечения амбулаторно. Наблюдается в течении трех лет.

    Социально адаптирована, самостоятельно ухаживает за собой, помогает по домашнему хозяйству.

    Такая ситуация достаточно ярко представляет симптоматику неряшливости и небрежности, но не редки случаи, когда неряшливость в одежде и ведении домашнего хозяйства, или небрежность в выполнении какой-либо работы проявляются не в такой яркой форме. Это говорит о иных психических изменениях человека.

    Такая симптоматика может относиться к различным видам психического расстройства. Поэтому врач-психотерапевт должен учитывать все аспекты личности и поведения, для этого и проводится полная патопсихическая диагностика.

    Небрежность в делах или неряшливость, которые формируются, и начинают проявляться в поведении человека, уже в более зрелом возрасте говорит о каких-либо биологических изменениях, происходящих в головном мозге.

    Теми же процессами, но только наоборот, процессами регресса можно объяснить появление неряшливости и небрежности в пожилом возрасте.

    Основной задачей врача-психотерапевта является провести точную патопсихологическую диагностику и установить истинное психическое состояние человека. Эти биологические процессы должны быть правильно оценены и дифференцированы от характерологических особенностей, навыков полученных в процессе воспитания, с учетом возрастных особенностей развития организма.

    При необходимости лечения, оно должно подбираться рационально и иметь ориентацию на особенности развития нервной системы и возрастных критериев.

    Источник: https://brainklinik.ru/nebrezhnost/

    Проблемы воспитания. Психология подростков. (НЛП о разном…) | статьи — НЛП

    Не приносите долговременную мудрость в жертву целесообразности.

    ( Г. Бейтсон)


    Как гласит одна из базовых предпосылок НЛП — любое поведение продиктовано позитивным намерением.

    Читайте также:  Боль - психология

    Почти каждый человек, который сталкивается с этим провоцирующим высказыванием впервые, бывает по меньшей мере удивлен, а чаще всего возмущен.

    Память услужливо выдает список личных обидчиков, истории родных и знакомых, кровавые деяния тиранов всех времен и народов. Признать за ними право на позитивное намерение не позволяет чувство справедливости.

    Оставим, пожалуй, тиранов в покое, а вот персональные истории нам пригодятся.

    Рассмотрим простой бытовой пример. Каждый, у кого есть дети, сталкивался или столкнется с проявлениями неряшливости подростков, когда родители не могут понять, что случилось с до сих пор милым покладистым отпрыском. Мятая одежда разбросана по всем комнатам, ребенок стал неряшливым, его невозможно загнать в ванную, а уж уборка в собственной комнате служит поводом для постоянных скандалов.

    Родители обращаются к психологу с просьбой подсказать, как вернуть ребенка на путь чистоты и порядка.

    И им невдомек, что их подрастающее чадо в этот период жизни руководствуется в основном инстинктами (генетическими программами). Его задача сейчас — занять свою территорию, в буквальном смысле слова «метить» ее своими вещами, обладающими индивидуальным запахом.

    В переходном возрасте завершается процесс сепарации (окончательного отделения от матери). Неизбежно возникает вопрос границ и собственной территории. Наши любимые подростки, уже обладая силами, не обладают опытом и знаниями.

    Хорошо, если родители прочитали умные книжки и, позволяя сложным трансформационным процессам идти своим чередом, с одной стороны не снизят уровень притязаний ребенка, а с другой — не позволят ему раствориться в пучине всемогущества и вседозволенности. Многим родителям хватило мудрости не настаивать на своем, а задаться вопросом, почему практически все проходят через подобные трудности. Значит, это для чего-то надо. И они дали своему ребенку ВРЕМЯ.

    Что же происходит с теми, чьи родители не были столь рассудительны? Результатом негативного исхода подросткового периода можно считать человека с непростроенными границами или с границами, вынесенными за пределы дома.

    А теперь посмотрим, что представляет из себя человек с непростроенными границами. Например, подросток с сенситивной акцентуацией. Ребенок поставлен в жесткие рамки, он не может бороться и не смеет отстаивать свои интересы. Такой ребенок (если это мальчик) неизбежно становится «хамелеоном».

    С одной стороны, он непроизвольно податлив и послушен, а с другой — произвольно хитер и себе на уме. Он хорошо понимает, что «приспособленчество» импонирует взрослым.

    А подавленная агрессия, которая неизбежно сопровождает этот непростой возраст, обязательно проявится, но в другом месте и в другое время. Если девочка будет выполнять все, что требует мама, то в результате сложатся отношения зависимости, ребенок будет безынициативным и не сможет себя защищать.

    А по мнению психоаналитика О. Ранка: «боязнь самоутверждения — это основная причина неврозов». Паталогический же исход чреват аутизмом.

    Наш ребенок, поступая инстинктивно, делает наилучший выбор и для себя и для родителей, и к 21 году он окончательно определит индивидуальные территориальные и временные рамки.

    Взрослые люди, читавшие эти строки, отмечали у себя смену настроения.

    Они возмущенно кивали, представляя беспорядок в комнате детей, а потом задумывались, вспоминая себя в этом возрасте, осознавая подростковый возраст как ценность, позволяющую максимально расширить свои горизонты, раскрыть потенциальные возможности, узнать предполагаемые пути прежде, чем был сделан окончательный выбор. И тогда незастеленная постель или огрызки около компьютера приносили в душу успокоение и понимание того, что все идет, так как надо.

    Все дело в «рамке». В узких границах сиюминутных эмоций трудно разглядеть позитивное намерение даже самой невинной ситуации.

    Для того, чтобы научиться воспринимать любые жизненные ситуации в их целостности, задайте себе вопрос, а что было до?…а что будет после?… Что дал мне этот опыт? И вы подарите себе ВРЕМЯ…

    Вы поймете, что расширение «рамки» изменяет контекст, а это, в свою очередь, изменяет СМЫСЛ, давая место для появления позитивной составляющей опыта.

    Тренерская группа
    «Школы современной психотерапии»

    Ссылки по теме:

    «Что такое НЛП?»
    «Проводится набор в группу «НЛП-Практик. НЛП-Мастер»

    Источник: http://centercep.ru/stati/53-nlp/250-problemy-vospitaniya-psihologiya-podrostkov-nlp-o-raznom.html

    Неряшливость как симптом болезни

    Пренебрежение гигиеной, или неряшливость – нередкое явление в обыденной жизни. Причиной недостаточной чистоплотности в одежде и в быту может быть дефицит времени, издержки воспитания, материальные трудности или банальная лень.

    Но все перечисленные проблемы касаются людей психически здоровых. Тотальное пренебрежение гигиеническими правилами нередко является симптомом психического заболевания, когда речь идет о людях, страдающих нервными расстройствами.

    Неряшливость — симптом болезни, затрагивающей психическую сферу

    Любое хронически текущее либо острое психическое заболевание имеет свою симптоматику, по которой оно диагностируется. Неопрятность может обнаруживаться при таких нервных расстройствах:

    • деменция;
    • депрессия;
    • шизофрения;
    • нарастающее слабоумие;
    • алкоголизм;
    • наркомания.

    Если человек внезапно начинает пренебрегать личной гигиеной, проявлять неряшливость в одежде, это должно насторожить его близких. Внезапность появления неопрятности является симптомом изменений эмоционально-волевой сферы и может сопровождать многие патологические процессы в сфере психики.

    При старческой деменции такой симптом, как неопрятность, присутствует не всегда. Больные могут долго сохранять самостоятельность, аккуратность и педантичность.

    Если же прогрессирующее слабоумие сопровождается истощением нервной системы, депрессивными проявлениями, психотическими нарушениями, то неряшливость — симптом болезни, и ее можно рассматривать как первое проявление деменции.

    Такое развитие заболевания характерно преимущественно для деменций сосудистого и смешанного типа.

    Неряшливость: причины возникновения

    При слабоумии возникновение неопрятности связано с уподоблением малому ребенку, который неспособен себя контролировать, оценивать, или отвечать за свои поступки. Он нуждается в постороннем контроле и уходе.

    Деменция у пожилых людей связана с возрастными изменениями, которые происходят постепенно. В этом случае опека над больным может запаздывать.

    Иногда заботиться о больном человеке начинают лишь после перехода заболевания в тяжёлую стадию, что делает выполнение гигиенических процедур в самостоятельном режиме невыполнимой задачей.

    Наркотическая зависимость и алкоголизм неизбежно приводят к деградации личности, асоциальному поведению. Человек, изолировавший себя от социума, не испытывает потребности поддерживать в надлежащем порядке свой внешний вид.

    Неопрятность в одежде, неряшливость в языке являются тревожными симптомами, сигнализирующими о проблемах в психическом состоянии человека. Если вы являетесь свидетелем таких изменений в облике вашего родственника или коллеги, приложите максимум усилий для их устранения.

    Важно помнить, что неряшливость является лишь следствием деформации психики. Чтобы устранить причину заболевания, следует без промедления обратиться к психиатру.

    Практика показывает: такой симптом, как неряшливость причины может иметь самые различные. Ранняя реакция на подобные сигналы организма дает больше шансов остановить болезнь, не допустив ее перехода в безнадежно тяжелую стадию. Специалисты Клиники Психического Здоровья диагностируют заболевание, рационально подберут лечение с ориентацией на особенности возрастных критериев.

    Посмотреть услуги и цены

    Записаться на консультацию

    Звоните! Мы ответим на все интересующие Вас вопросы!

    Источник: http://mentalclinic.ru/neryashlivost-kak-simptom-bolezni/

    Как бороться с мамой грязнулей?

    У меня такой к вам вопрос: дело в том что моя мама постоянно бордачит, и это мягко сказано! Она может за 1 день идеально чистую комнату превратить в свинарник. Она не замечает как это делает.

    Попьет чай, бросит чашку на столе, снимает одежду, бросает на кровать скомканную, когда готовит вся кухня превращается в хаос, когда ей нужно что-то найти в шкафу, она просто комом сваливает все на пол, а потом обратно запихивает.

    В общем ужас! Я перфекционист, и мне неприятно и отвратительно, постоянно это видеть! Вы не подумайте, что я ничего не делаю, наоборот, по дому все делаю я, мою за ней ванную, полы, разбираю гору посуды, складываю ее вещи в шкаф.

    Раньше мы жили в одной комнате: я и мама (родители давно развелись), у меня не было ничего своего, только кровать и стол, и я помню, что там тоже постоянно был бардак, и я в то время не убиралась, потому что была маленькая, и мама постоянно винила меня, что это из-за меня! То я игрушки раскидаю, то я…

    игрушки раскидаю, в общем-то на этом все и заканчивалось, потому что даже тогда (в 8 лет) я складывала свои вещи в шкаф, и заправляла за собой постель. Потом мы переехали в дом, там у меня появилась своя комната! Я всегда говорила ей, что если у меня будет своя комната, то там будет всегда чисто, а она не верила.

    У меня в моей комнате всегда все идеально, все вещи аккуратно расставлены, нигде нет пыли, пол всегда сверкает, и для всего есть свое место. А если выйти из моей комнаты, то появится словно граница между «чисто» и «грязно». На это она отвечала: «а ты не думала, что у меня могут быть дела?», как бы с обидой на меня.

    Ну вообще то она все и разбрасывает, а я только и делаю, что убираю за ней.  Я пыталась говорить ей, что мне не нравится что я весь день убираю за ней, а на следующий все по новому. Она говорит: все потому что ты лентяйка, лень кружку за матерью вымыть, в нормальных семьях,  дети каждый день с утра до ночи убирают, чтобы чисто было.

    Меня это просто бесит, вон в своей комнате я убираюсь максимум раз в неделю, а ее комнату каждый день как свалку  приходится разбирать. Я ей пыталась все очень корректно объяснить, спокойно говорила, что мне не нравится каждый день убирать, мы можем как то решить проблему, но для этого КАЖДЫЙ должен что-то делать.

    Мне просто неприятно, что у других, родители практически до 20 лет детям попу подтирают, а я с 11 лет за мамой как за ребенком ухаживаю. Не подумайте что я чего то большого от нее требую, просто хочу чтобы она сама что то делала, и мне не пориходилось убирать ЕЕ комнату! Пожалуйста напишите совет как до нее донести это.

    Я уже пробовала просто спокойный разговор, но он скатывался всегда к тому, что она называла меня лентяйкой, или принцессой, которая видишь ли не хочет убирать трусы за своей матерью, на компромисс не идет, на то что я просто переставала убирать за ней отключала у меня интернет, в общем ПОЖАЛУЙСТА как еще с ней бороться? Если что, мне 16 лет.

    P S Я ее очень люблю…

    Автор вопроса: Надежда

    Ответ психолога:

    Здравствуйте, Надежда!

    На самом деле неряшливость не может появиться из неоткуда. Ответить однозначно, что является причиной, и что делать — непросто. В вашем письме есть только одна зацепка для меня  «а я с 11 лет за мамой как за ребенком ухаживаю».

    Что было 11 лет назад? Как мама жила до этого? Какие у нее были отношения с ее мамой? Была ли мама с детства приучена к порядку? Может быть у вас папы не стало ( о нем в письме ни слова, значит вы вдвоем живете) или бабушки (маминой мамы)? Порой, люди пережившие смерть близкого человека не хотят что-то менять в своем окружении, хотят, чтобы все напоминало о нем. А бывает и так, что ребенку доставалось мало внимания, и, вырастая, он создает мир из своих разбросанных вещей.  В идеале нужно, чтобы мама обратилась к  психотерапевту/психологу. С мамой нужно работать, что-то такое произошло в далеком прошлом, что сейчас вылилось в такие последствия.

    Читайте также:  Деградация - психология

    Так сложилось в вашей семье, что вы за старшую женщину, а мама вроде вашего ребенка. Вы — молодец, что содержите дом в чистоте. Значит это вам для чего-то в жизни нужно. Случайности неслучайны.

    Психолог Кулакова Камилла Александровна

    Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/vzroslye-deti-i-roditeli/1884-kak-borotsya-s-mamoj-gryaznulej

    Как приучить подростка к порядку?

    Трудно быть родителями подростка – возраст бунтарства, свободомыслия, чрезмерно горячего отстаивания своего «Я», зацикленности на собственных эмоциях. Обычно то, что для взрослых важно, юным бунтарям таковым не кажется.

    К числу спорных тем относится уборка. Воспитывать в детях аккуратность, организованность, ответственность необходимо. Как сделать это правильно? Как приучить подростка к порядку, избежав домашней войны?

    Советы профессионалов

    Психологи советуют родителям, которые столкнулись с затронутой в статье проблемой, не отчаиваться раньше времени. Ваш ребенок – не единственный, кто капризничает, когда встает вопрос об уборке.

    Это черта свойственна большинству подростков, которые еще не осознают, насколько важно поддерживать комнату в чистоте: им разбросанные вещи, грязная чашка возле компьютера, пыль на полках не мешают.

    Но это вовсе не означает, что и в дальнейшем ребенок будет придерживаться того же мнения. По мере взросления его отношение к уборке поменяется.

    Ждать, когда неряшливость пройдет сама по себе, не стоит. Родители на то и родители, что должны воспитывать. Заметьте, не кричать, приказывать, унижать, а воспитывать. И начать должны с себя. Если с малолетства ребенок привык видеть бардак, учиненный родителями, бессмысленно ожидать от него иного поведения. Он будет копировать взрослых.

    Основные способы приучения к порядку

    Психологи предлагают несколько основных способов, как приучить ребенка к чистоте:

    1. Положительный пример. Самим не лениться и вовремя прибираться, чтобы право иметь требовать чего-либо от прочих членов семьи.
    2. Не кричать. Даже если есть повод и вы правы, не повышайте голоса, тем более не оскорбляйте подростка. Криком полезную информацию до него не донесешь. Реакция будет только одна – обида и протест. И помните: криком человек демонстрирует не силу, как считают многие, а слабость. Попросту говоря – свою неспособность найти выход из ситуации цивилизованным путем.
    3. Не выносить сор из избы. В данном случае имеется в виду: не жаловаться бабушкам, знакомым, друзьям ребенка и прочим посторонним лицам. Подросток подобного не простит. Этим вы только усугубите конфликт.

    Это основные моменты, которых стоит придерживаться при воспитании в детях опрятности. Немаловажным является и общение.

    Важно пояснить, почему плохо то, что чашка стоит возле компьютера, а скомканная рубашка лежит на полу. Не менее значимо также уточнить, чего именно вы хотите. Понятие прибраться весьма абстрактное. Такую просьбу ребенок обычно игнорирует. Нужно четко поставить перед ним задачу: разложить книги, убраться в шкафу и т. п.

    Поэтапное воздействие

    Приучать к порядку нужно постепенно. Сегодня пусть пропылесосит, завтра – почистит аквариум. Малыми дозами принять воспитание легче.

    К тому же подмечено, что многих подростков пугает перспектива впустую, как кажется им, потратить время. Поэтому уборки на первых порах должны быть непродолжительными.

    Не беспокойтесь: позднее у ребенка выработается привычка что-то делать своими руками по наведению порядка. И без вашего напоминания.

    Ни в коем случае не наказывайте детей уборкой. Этот процесс должен восприниматься как норма. Не стоит также давать деньги на карманные расходы в качестве награды за порядок.

    Отставьте приказной тон. Особенно если видите, что ваше чадо чем-то увлечено. Мудрее будет предложить ему прибраться в удобное для него время. И не стоит препятствовать, если подросток предпочтет совместить уборку с просмотром фильма или прослушиванием музыки. Любые замечания взрослых могут перебить желание делать что-то.

    Мотивация и критика – все должно быть в меру

    Нельзя забывать о таком факторе, как мотивация. Непременно нужно оценить работу ребенка. Лесть здесь неуместна. Подросток всегда почувствует ложь. Но и с критикой перебарщивать не следует. Со временем качество уборки улучшится.

    Понаблюдайте за ребенком. Что его интересует? К каким занятиям тянет? Если дочка любит цветы, почему бы не поручить уход за ними? Если сын увлечен темой животных, переложите на него обязанности чистить кошачий горшок, менять воду в аквариуме. Если ребенок – книголюб, пусть протрет пыль на книжной полке. Такая своеобразная мотивация – отличный способ воспитания.

    Тактика и никаких угроз

    Психологи запрещают применять тактику угроз. Родитель не должен вторгаться в пространство ребенка.

    Как и у каждой сформировавшейся личности, у него имеются собственные секреты и тайны, которые не должны стать достоянием родителей.

    Угрозы не имеют силы, так как реакция подростка будет прямо пропорциональной. К тому же такой способ может испортить отношения. Также родителям стоит запомнить:

    1. Если подросток не в духе, разумнее будет повременить с просьбой об уборке. Неосторожное слово, сказанное «не в тот» момент, может вызвать бурю негативных эмоций. В результате пустяк станет причиной конфликта, которого вполне можно было избежать.
    2. В сложных случаях, когда все перепробовали, а результат – нулевой, придется применить тактику – «Выжидание». Не вспоминайте какое-то время об уборке. Не докучайте ребенку, но и сами не прибирайтесь в его комнате. Рано или поздно беспорядок надоест ему. Что-то, понемножку подросток начнет расставлять по местам. Только не забудьте поставить условие.

    Хитрый подход к приучению к порядку

    Подтолкнуть подростка к уборке можно ненавязчиво, при помощи некоторых уловок. Припрячьте какую-либо вещь. На вопросы ребенка отвечайте, что нужно следить за порядком. Если это не поможет, стоит пригласить в гости школьных товарищей сына или дочки. Обычно перед друзьями подросток желает выглядеть достойно. Комната обязательно преобразится.

    http://youtu.be/EmruhS2q6Io

    Советов много. Если быть честными, многие из них могут не сработать. Каждая ситуация индивидуальна. Подросток – это целый мир, который сотрясает революция. Не учите тому, во что сами не верите. Не требуйте того, чего сами не исполняете. И самое главное – будьте искренними, и тогда ребенок обязательно вам раскроется, а процесс воспитания и приучения к чистоте станет легким и приятным.

    Источник: http://LediVeka.ru/deti/razvitie-rebenka/vospitanie/kak-priuchit-podrostka-k-poryadku.html

    Низкая самооценка у ребенка: кто виноват и что делать?

    Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

    — Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

    — Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что  у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой.

    Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

    В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

    — Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

    — Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

    — Самооценка у подростка неустойчивая?

    — Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

    — Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

    — Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный.  До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи.

    Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень.

    Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

    Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы  от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

    — Что делать родителю, чтобы  у ребенка была адекватная самооценка?

    — Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а  не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же  в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

    Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

    Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень.

    Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?».

    Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

    — Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

    — Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

    — Низкая самооценка поддается корректировке?

    — К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

    — Каким образом?

    — Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

    — Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

    — Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

    Но если изменения или  некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

    — Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

    Читайте также:  Сила и ум - психология

    — Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

    — Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

    — На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

    Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

    — Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

    — Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

    — Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

    — Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний.

    Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна.

    Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

    Биографическая справка:

    Юлиана Исакова

    Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила  факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

    С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

    Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

    • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
    • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009  г.;
    • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
    • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

    Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

    Тематический лагерь:

    Психологический лагерь:

    Источник: https://incamp.ru/blog/2015/11/16/nizkaya-samootsenka-u-rebenka-kto-vinovat-i-chto-delat/

    Основные психологические проблемы подростков

    Оцените:  
    Просмотрите список похожих статей на нашем сайте

    Про подростков и их проблемы взрослые написали уже столько, что хватит ни на одну библиотеку, а проблемы из поколения в поколение всё не решаются.

    Ведущие психологи, заслуженные педагоги, известные психиатры – все предлагают решения, а воз и ныне посреди поля.

    И более того все те, кто сами больше всего «умничают» и помогают нам решить психологические проблемы подростков на практике часто не могут справиться даже со своими детьми. Не задумывались, почему же так происходит?

    Нам видится главная сложность в том, что сами родители имеют свои психологические проблемы, которые умножаются на неокрепшую детскую психику, социальную среду и генетические предрасположенности, а в итоге дают великое множество развитий конфликтов, которые трудно детерминировать. Подробнее о проблемах родителей вы можете почитать в статье «Проблемы подростков с родителями», а в этом обзоре мы поговорим непосредственно о психологических проблемах подростков.

    Первопричины психологических проблем у подростков

     

    Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни.

    Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку и безопасному поведению, если у вас в семье растут малыши, то «Защитница Багира» рекомендует вам еще прочесть про пожарную безопасность дошкольников.

    Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей. Итак, почему вообще в подростковом возрасте начинаются сложности, основные причины:

    • Неадекватные или несвоевременные методы воспитания родителями, без учета особенностей характера и физиологических проблем;
    • Активный рост организма. Постоянное изменение пропорций тела. Сложности с координацией. Проблемы с кожей;
    • Выделение половых гормонов. Окончательное формирование репродуктивной системы;
    • Преддверие взрослой жизни. Активная эмансипация, то есть желание быстрее избавиться от родительского контроля. Доказать свою взрослость;
    • Стадный инстинкт. Попытка не выделяться из себе подобных;
    • Отсутствие жизненного опыта. Неуверенность в своих силах и неумение понимать окружающих людей. Часто скрывается за позицией «я всё знаю».

    Мы не зря поставили ошибки в воспитании на первое место, поскольку это наиболее частая причина психологических проблем в подростковом возрасте. Это время можно назвать «плановой болезнью».

    Время, когда подросток требует поддержки и понимания, а не давления и осуждения.

    Это что-то наподобие того, как если бы вы лежали в больнице, а к вам приходили родственники и вместо поддержки и апельсинов ругали за неопрятный внешний вид и неубранную тумбочку. Приятные бы вы испытывали ощущения?

    Психологические проблемы у подростка. Найти и обезвредить

     

    Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей.

    Ну, а кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса.

    Но в одной статье мы не сможем расписать целый научный трактат и приведем лишь основные психологические проблемы в подростковом возрасте и возможные пути их решения:

    • Проявление гиперсексуальности;
      • Мастурбация и связанное с ней чувство вины;
      • Комплекс неполноценности из-за своей девственности;
      • Эротомания;
      • Ранние сексуальные контакты;
    • Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
      • Невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;
      • Пресечение попыток родителей установить контакт;
      • Отсутствие друзей;
      • Отказ от прежних интересов и увлечений;
      • Погружение в мир фантазий, виртуальный мир.
    • Попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:
      • Девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;
      • Конфликты с родителями, учителями. Попытки навязать свое мнение и желания;
      • Непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.
    • Попытки не выделяться из социальной подростковой группы. Быть как все:
      • Участие в криминальных действиях;
      • Групповое приобщение к вредным привычкам;
      • Совместные прогулы школы;
      • Развратное поведение. Оргии.

    Гиперсексуальность 

    В советские времена редкая литература на эту тему объявляла мастурбацию крайней степенью отклонения, которая может привести к слепоте и слабоумию. Для адекватного взрослого – полный бред, но у ребенка такая информация может вызвать серьезные психические проблемы, ведь это и так всегда считалось «стыдное» поведение.

    В настоящее время наблюдается обратная тенденция, об самоудовлетворении говорят открыто и чуть ли не превозносят его, а широкий доступ через интернет к порнографическому контенту только усугубляет ситуацию. Правда, как всегда, лежит посередине. С одной стороны в подростковой мастурбации или, как говорят в быту – онанизме, нет ничего предосудительного.

    Но с другой стороны проблема может лежать в другой плоскости ­– дурной привычке, когда человек привыкнет к такой сексуальной стимуляции и будет обходиться долгое время только ею. А также в значительной потери энергии при частых повторениях, когда самоудовлетворение становится самоцелью и подменяет собой другие стремления.

    Здесь, конечно, выходом является просветительская деятельность и правильное освещение вопроса. Вообще в вопросах связанных с сексом всегда лучше, когда информацию ребенку предоставят родители, а не улица или порносайты.

    Это касается и стремления лишиться любой ценой девственности, и подмена любви простым половым влечением, когда юным людям кажется, что они Ромео и Джульетта, а как только страсть удовлетворена, то розовые очки спадают, но последствия уже могут быть далекоидущие. Итогом могут быть: ранняя беременность, венерические заболевания, беспорядочные половые контакты.

    Отгораживание от окружающих 

    Может быть вызвано предрасположенностью характера. Но обычно провоцируется непониманием со стороны взрослых и сверстников.

    Неудачами, несчастной любовью, различными комплексами или увлечением искусственной реальностью, когда ребенок переносит все свои цели и помыслы в несуществующий мир. Как итог может проявляться в неустойчивости психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей.

    Здесь родителям надо всегда держать руку на пульсе, искать причину такого поведения и устранять её. Если вы не можете её выявить сами, то надо обращаться к психологу.

    Ведь подобное поведение имеет тенденцию усугубляться, плохое настроение перерастает в субдепрессию, затем может наступить депрессия и мысли о суициде. В некоторых случая периоды депрессии могут сменять временами активности, так называемый циклоидный тип подросткового характера.

    Эмансипация 

    С ней связано большинство сложностей подросткового периода. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, сложностями являются методы.

    Когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается – это прекрасно.

    Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это конечно деструктивно и требует немедленной корректировки.

    Часто ситуация заходит так далеко, что родители уже не могут сами на неё влиять, в этом случае потребуется помощь профессионалов. Но если вовремя повлиять на ребенка, установить с ним контакт, быть честным, пояснить свою позицию, попытаться вникнуть в мотивы поведения и направить его в положительное русло, то вполне можно обойтись и своими силами.

    Стадный инстинкт 

    Часто подростки попадают под влияние более сильных товарищей, которые втягивают их в неприятности. И более слабый в психологическом плане ребенок стремиться к групповой «крутости». За компанию может совершать хулиганские поступки, кражи, приём наркотиков, алкоголя, осуществлять развратные действия.

    В данном случае необходимо следить за приоритетами подростка, быть с ним в эмоциональном контакте и стараться мягко корректировать поведение.

    Если вы сами не можете стать для него авторитетом, то лучше уж чтоб им стал известный футболист, знаменитый писатель или успешный программист, заработавший миллионы на разработанном сайте, чем какой-то аморальный одноклассник с отклонениями в психике, которому для самоутверждения надо набрать группу более слабых ребят и повелевать ими.

    Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

    Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

    Источник: http://bezopasnost-detej.ru/problemy-podrostkov/67-psikhologicheskie-problemy-podrostkov

    Ссылка на основную публикацию