Подготовленность человека к управлению эмоциями — психология

Управление эмоциями

Управление эмоциями — это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться.

Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации.

Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.

Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.

Управление эмоциями включает в себя умение задействовать их, задать им направление — например, воодушевить себя и других к деятельности. И сегодня перед нами уже более актуальным явился вопрос не «как избавиться от эмоций», а «как отпустить свои эмоции».

Мы научились подавлять себя и потеряли способность естественного самовыражения, грубо обрезая реакции вместо того, чтобы грамотно преобразовать их, направить, словно реку в иное русло, сублимировать.

Подавленные реакции есть частая причина не лишь психических проблем человека, а и многих заболеваний, психосоматически тесно связанных с переживаниями.

Управление эмоциями — психология

Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее.

Система эмоциональных реакций — сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. Сознание и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают конфликты внутри личности и с окружающими людьми.

Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и управление эмоциями в конфликте — это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни.

Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную мотивацию, участвовали во многих событиях.

И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе — делал восприятие жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала апатия, ничего не хотелось делать.

Чем больше эмоций — тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики.

Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС.

Иногда такая осторожность уместна, иногда нет — и тогда систему эмоций нужно корректировать.

Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.

Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция — мышцы начинают работать.

Например, ожидая что-то важное или страшное — индивид буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс — тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять.

Однако эмоции, даже негативные — всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось.

И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью.

Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье.

Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат — и поступки. Во время депрессии личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха.

Даже если не получается изменить эмоции — человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.

В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние конфликта, вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.

Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным интеллектом.

Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию.

В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без страха открыт перед ними, проявлять сговорчивость и эмпатию, умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям.

Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.

Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности — пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: самосознания, самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.

Также для самой возможности управлять эмоциями, сначала нужно снизить уровень стресса, который забирает энергию, а при длительном воздействии и истощает нервную систему, делая невозможным изменения в личности — на них не хватает сил.

Определите источник стресса и самостоятельно или с помощью специалиста постарайтесь справиться с ним.

Простой житейский совет относиться к происходящему проще помогает сохранять оптимизм, который способствует душевному благополучию и расположению других людей.

Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: психоанализе, психодраме, гуманистическом, когнитивно-поведенческом и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.

Павловым выведена и сейчас активно используется формула эмоционального реагирования: S → K → R = C , где S — активирующая ситуация, K — когнитивная оценка ситуации, R — реакция, C — последствия ситуации.

Например, вы приобрели дорогой билет на самолет, но опоздали на него (S) и вините в этом медлительность водителя такси (K), в связи с чем испытываете злость и досаду (R), в результате зарекаетесь больше не ездить на такси или автоматически агрессивно реагируете на все последующие поездки (C).

Читайте также:  Инфантилизм - психология

Но что если вы узнаете — самолет разбился? В таком случае вы подумаете, что как прекрасно, что водитель опоздал (K), и последующая эмоциональная реакция (R) будет иной, а в связи с ней и последствия ситуации (C).

Из этого исходит, что для изменения эмоций нужно контролировать именно свою когнитивную оценку происходящего, ту мысль, что молниеносно приходит перед эмоцией и даже не всегда осознается, не пересматривается, но запускает эмоциональную реакцию. Действительно, как в пословице: «Мысль, прилетевшая как голубь — правит миром».

Наши глубинные убеждения сопровождаются привычными способами реагирования — стратегиями поведения, а они являются источниками таких автоматических когниций — наших мгновенных и часто неосознаваемых трактовок происходящего.

Чтобы изменить эмоцию — нужно проанализировать ситуацию и сделать перетрактовку, что повлечет за собой другую эмоцию и, соответственно, другой исход. Например, вы за рулем, вас «подрезали».

Если дать ход наиболее распространенной в ситуациях на дороге мысли, что другой водитель крайне глуп и груб, то соответствующей реакцией будет агрессия.

Но когнитивно-поведенческий подход предлагает не следовать автоматизмам, а самостоятельно найти альтернативную трактовку ситуации, чтобы не выходить из себя: подумать, что тот водитель, может быть, оказался впервые после обучения за рулем, у него случилось несчастье, он торопится в больницу. Тогда вы скорее испытаете сопереживание или как минимум солидарность с ним.

Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность — возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию.

Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее.

Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.

За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.

Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.

Источник: http://psihomed.com/upravlenie-emotsiyami/

Психология процесса управления

Психология управления представляет собой науку, определяющую психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью всего коллектива предприятия.

Психология управления персоналом имеет свою исключительную особенность.

Объектом психологии управления выступает организованная деятельность лиц, работающих в коллективе, имеющих общую производственную цель и выполняющих совместную работу.

Психология управления решает проблемы соответствия работающего персонала конкретной организации. Объект психологии управления состоит из лиц, осуществляющих свою деятельность в самостоятельных организациях, ориентированных на единую полезную цель всего предприятия. Предмет психологии управления понимается при проявлении его многообразных аспектов:

· Психология деятельности руководителя организации и психология его личности;

· Психологические аспекты подбора кадров;

· Социально-психологические вопросы сложившихся коллективов и производственных групп;

· Психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе подготовки или переподготовки кадрового состава.

Учитывая все это, предмет психологии управления представляет собой совокупность психических отношений и явлений в организации, куда входит:

· Функциональный и структурный анализ управленческой деятельности;

· Психологические проблемы, возникающие между руководителем и сотрудниками организации;

· Социально-психологический анализ управленческих и производственных коллективов, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Таким образом, психология управления способствует профессиональному обеспечению подготовки и переподготовки сотрудников организации, формируя и развивая управленческо-психологическую культуру. Главными аспектами понимания психологии управления персоналом являются:

· Понимание сущности управленческих процессов;

· Изучение основ структуры организации;

· Четкое представление о распределении по уровням ответственности менеджера;

· Умение выражать собственные мысли;

· Проявление компетентности при управлении сотрудниками компании;

· Проинформированность о всех новейших технологиях и средствах коммуникации.

Основные методы психологии управления:

· Наблюдение – представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации;

· Эксперимент – метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез.полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.

32) Профессионально важные качества личности руководителя.

Лидер и руководительПрофессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности.

Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е.

выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное.

Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми.

Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет.

Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела.

Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка— выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения.

Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям).

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог.

Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е.

наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

33) Стили управления.

Стиль управления — это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности.

В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Авторитарный стиль управления — совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.

Демократический стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.

Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными.

Читайте также:  Предубеждение - психология

Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным.

К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Делегирующий стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.

Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a6394.html

Мир науки

Проблема личности является одной из важнейших в психологии. На современном этапе актуализируется она в сфере управления. Связано это с ростом роли и значения человеческого фактора, закономерностей человеческого поведения, а соответственно и мотивации управленческой деятельности.

На начальном этапе своего развития психология управления основное внимание уделяла планированию, экономике, организационно-технической сфере управления. В 70-е годы XX в.

с осознанием роли организации и участников управленческой деятельности началось активное изучение основных характеристик групп, человеческого фактора, поведения личности. В центре исследований проблем управления был человек, его личностные качества, возможности, свойства.

Новое видение системы управления, новый подход к управленческой деятельности стали базироваться на признании приоритета личности перед производством, прибылью, интересами организации.

Такой подход существенным элементом современной культуры управления, важным фактором влияния на сознание личности, ее поступки, помыслы, желания и ожидания. Именно поэтому без психологических знаний о личности в управленческой деятельности не обойтись [38].

В процессе осмысления психологической наукой сущности личности, особенностей ее развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой сформировались теории, которые различаются между собой методологическими подходами, исследовательским инструментарием, а соответственно и выводами. Самыми известными и употребляемыми в сфере управления являются такие психологические теории: психоанализ, бихевиоризм (поведенческая школа), гуманистическая психология, когнитивная психология.

Руководство людьми предполагает знание индивидуально-психологических свойств личности. Психология рассматривает индивидуально-психологические свойства в контексте структуры психики личности, составляющими которой являются:

познавательная (интеллектуальная) сфера;

эмоциональная сфера;

волевая сфера;

психические состояния;

психические свойства.

Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных процессов в ней.

Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познания внешней среды, ориентирование в нем, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна.

Это процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к узнаваемых предметов и явлений — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциональным процессам.

Но мы хотим себя окружить предметами и людьми, нам нравятся, к которым мы привязаны эмоционально.

Мы не просто реагируем на те или иные раздражители среды, мы познаем их через ощущения и восприятия, ориентируясь на значение для нас этих раздражителей и чувствуя при этом удовлетворенность или неудовлетворенность, что и способствует дальнейшим действиям.

Принятие и реализация любых решений или сдерживания себя от конкретных действий требуют соответствующих волевых усилий человека, актуализации его воли.

Поведение и деятельность человека в любой промежуток времени зависят от его психического состояния. Психическое состояние является эффектом (следствием) психической деятельности и ее фоном.

Психическая деятельность происходит в горизонте, «теле» психического состояния, которое влияет на нее. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивости, могут стать свойством личности.

В психологии выделяют виды психических состояний: стресс, настроение, аффект, страх, гнев, стыд, фрустрация, радость, злость и др..

Важную роль в управленческой деятельности играют знания и учета психологических свойств личности. Психические свойства — стали, устойчивые душевные качества субъекта, обладающих закрепленность и повторяемость в структуре личности: темперамент, характер, способности, установки.

Так, знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, комплектовании производственных коллективов, управлении организацией, управлении группой работников.

Люди с сильным типом нервной системы могут выполнять ответственную, сложную, напряженную работу, готовы к экстренным действиям, сохраняют выдержку, самообладание.

Люди со слабым типом нервной системы — маловитривали.

Каждому человеку кроме динамического стороны действий, проявляющихся в темпераменте, присущие существенные особенности, которые сказываются на ее деятельности и поведении.

Такие психологические личности называют чертами характера. Совокупность таких устойчивых черт и является характером личности.

Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения ее в различные социальные общности.

Важной характеристикой личности является ее способности — своеобразные свойства человека, его интеллекта, проявляются в учебной, трудовой, особенно научной и иной деятельности и является необходимым условием ее успеха.

Естественной основой формирования способностей есть задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Задатки является необходимым, но не достаточным условием развития способностей.

Выделяют следующие виды способностей:

— Природные, которые формируются на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

— Специфические, формируются и обеспечивают развитие в социальной среде, среди них выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в любых видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств — гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Специфические различия в одаренности проявляются прежде всего в направленности интересов в той или иной области человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.

Можно различать способности и по уровню их развития. Высокий уровень развития называют талантом, сверхвысокий — гениальностью.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от общей способности к управленческой деятельности. О наличии этой способности свидетельствуют умение руководителя решать нестандартные задачи и проблемы, способность мыслить масштабно. В прямой зависимости от управленческих способностей руководителя находится эффективность работы с людьми.

Одним из центральных в психологии есть понятие «установка» — готовность человека к определенной активности, направленной на удовлетворение конкретной проблемы или их совокупности.

По разным ее видов психологию управления интересует прежде социальная установка, поскольку в значительной степени она касается позиции, отношений личности в организации, регулирует социальное поведение, ценностные ориентации личности.

Ориентации диктуют человеку социально приемлемые способы поведения.

В психологии управления установку используют при изучении: 1) отношение личности как члена группы к объектам, механизмов саморегуляции 2) устойчивости и согласованности социального поведения индивида при принятии управленческого решения, прогнозирования возможных форм поведения персонала при определенных обстоятельствах и т.д..

Существенной характеристикой личности является ее поведение в группе, умение контактировать и взаимодействовать с другими людьми, соблюдать групповых норм и правил. Психология пользуется понятиями, которые определяют место и особенности поведения личности в группе и в более широких социальных объединениях. Важнейшими среди них являются статус, позиция и роль [38].

Статус (лат. status — состояние, положение) — положение индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

В различных группах один человек может иметь разный статус. Поскольку индивид находится во взаимосвязях различного уровня, выделяют экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный и другие статусы личности. Более обобщенным является психологический и социальный статусы. Различают также задан и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы.

Всего статус выступает как единство объективного и субъективного, личностного, как показатель признания значимости личности группой или обществом. В статусе проявляют себя групповые нормы и ценности. Главными составляющими статуса является авторитет и престиж личности.

Позиция характеризует личность как субъект общественных отношений, совокупность ее отношение к жизни в разных ее проявлениях.

Позиция (лат. positio — положение) — взгляды, представления, установки личности относительно условий ее жизнедеятельности.

Читайте также:  Субличность, желания, привычки - психология

В толковании этого понятия сложились следующие подходы:

социологический — объясняет позицию как нечто внешнее к личности, ее место в системе отношений, условия, в которых человек действует как личность;

психологический — рассматривает позицию как внутренний компонент структуры личности.

Функционирование понятие «роль» связано со взглядами на личность не только как на объект, но и как на субъект отношений в обществе.

Роль (франц. role — перечень) — определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Количество ролей, их диапазон определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых вовлечена личность. Но ни одна роль не исчерпывает личности полностью, человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению.

В социологии, психологии выделяют следующие виды ролей: социальные (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные, активные (выполняемые в конкретный момент), латентные (в конкретной ситуации не обнаруживаются), организованные и стихийные.

Основные понятия и ключевые слова: структура психики личности, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение, эмоции, чувства, воля, темперамент, характер, способности, задатки, социальные установки, мотивы, потребности, мотивация, статус, позиция , роль.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/9167-lichnost-v-psikhologii-upravleniya.html

5 способов управления эмоциями: простые техники самоконтроля

Помню, у нас в школе был один-единственный психолог, который раз в год приходил в класс и учил жизни – давал советы из области эмоционального интеллекта. Что-то типа: если вы очень нервничаете, то возьмите ручку и начните с силой черкать на бумаге, все что хотите. И некоторые одноклассники принимались за дело с такой агрессией, что в итоге лист рвался.

А недавно у одного авторитетного блогера наткнулась на совет попинать подушку или орать что есть силы. Это называется «выпустить пар». Но мы же с вами не пароварки! И ничего общего с управлением эмоциональным интеллектом это не имеет.

Подобные советы из серии «Расслабьтесь и дышите глубже, когда на вас идет медведь», как вы понимаете, совершенно не эффективны. А в одной телепередаче про развод бывшим женам предлагалось «выпустить эмоции» путем поджога одежды своего партнера.

Думаю, можно собрать целую коллекцию подобных вредных советов. Но – сюрприз – всё это не работает!

Еще Ницше сказал, что мысли приходят тогда, когда они хотят, а не как мы планируем. Точно так же ваши эмоции не появляются и не исчезают, когда вы решите. Но возможно ли управлять своими эмоциями? Или придется смириться с тем, что эмоции всегда сильнее нас и доминируют над нашими действиями?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля

Вы не можете контролировать проявление эмоций. И даже не стоит пытаться это делать. Осознать, принять и управлять – то, чему действительно стоит учиться. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Если бы наши предки не боялись находиться рядом с тиграми, человечество как вид вряд ли дотянуло бы до сегодняшнего дня.

За появление эмоций отвечает участок головного мозга под названием миндалевидное тело (он же – амигдала), которое и создает команды типа «бей/беги».

Именно поэтому очень трудно управлять силой базовых эмоций, которые генетически запрограммированы. Более того, такой тип эмоциональной реакции нам необходим.

Тем не менее у некоторых людей эти процессы не регулируются надлежащим образом, и это приводит к тому, что…

– …базовая эмоциональная реакция срабатывает в ситуациях, когда нет никакой реальной угрозы (чувство беспокойства, тревожность).

– …человек не в состоянии отключиться на протяжении долгого времени (как, например, в депрессии). Мозг переходит в режим выживания и закрепляется в этом состоянии.

Когда вы находитесь в фазе боевой готовности и миндалевидное тело дает вам команды, как правило, уже слишком поздно пытаться управлять собой. Нужно действовать быстрее, то есть заранее.

Придется научиться определять те признаки и ситуации, когда вы можете выйти из себя, и заранее определить способ управления эмоциями.

Это единственный метод, с помощью которого вы сможете остановить (или задержать) цепную реакцию, прежде чем будет слишком поздно.

Правда о негативных эмоциях

Последние психологические исследования показывают, что существует только ​4 вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль​.

В жизни неизбежно случаются ситуации, к которым мы никогда не будем готовы. Если вдруг что-то пошло категорически не так, то очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают таким свойством, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные.

В одном исследовании бельгийский ученый Филипп Вердуйн установил, что самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в 4 раза дольше, чем радость​! Вот это несправедливость…

Но из этого в первую очередь следует, что всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы больше радоваться и меньше страдать. 

Итак, 5 реально работающих, проверенных наукой техник экстренной помощи, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на работе и прочих важных делах. Уверена, что некоторые из этих методов вас удивят.

1. Вспомните все свои успехи и крутые моменты в жизни

На самом деле считаю этот способ самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за своего опоздания на работу, лучше вспомните, что вы перевыполнили финансовый план за прошлый период и как директор вас похвалил. 

Интересно, что согласно исследованиям эта стратегия работает особенно хорошо у женщин. В следующий раз, когда почувствуете, что теряете контроль над своими эмоциями, напомнить себе те вещи, которыми вы гордитесь в вашей жизни. 

2. Отложите беспокойство на более поздний срок

Да-да, прямо так можно и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать.

Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает. В одном исследовании участникам с тревожными мыслями было предложено отложить беспокойство на 30 минут, и было показано, что после этой паузы эмоции возвращаются с гораздо меньшей интенсивностью.

3. Подумайте о худшем, что может случиться

Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти.

Я не хочу, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль.

4. Выражайте четко свои эмоции

Общая формула: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z». Принимайте во внимание следующее:

– четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

– выскажите свои эмоции от первого лица;

– определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

– выражайте четко, что вам необходимо;

– избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями;

Пример: «Я чувствую себя недооцененной, потому что меня в нашей компании не повышают уже 5 лет, несмотря на все мои старания и преданность».

5. Если все способы терпят неудачу, посмотрите на себя в зеркало

Когда вы смотрите на свое отражение, вы воспринимаете себя более объективно. А следовательно, отвлекаетесь от вашей эмоциональности. Разглядывание себя в зеркале в период эмоционального всплеска поможет вам вести себя более сознательным образом.

Важно: превратите все это в практику

Не пытайтесь овладеть всеми техниками сразу.

Сосредоточьтесь на одной и превратите это действие в привычку – скоро вы будете уже заранее знать, как будете справляться со сложной эмоциональной обстановкой.

Например, если выберете пункт 2 («Я подумаю об этом после 19:00), то заранее определите себе занятие или даже мысли, на которые сможете переключиться, как только уровень эмоций начнет зашкаливать.

Источник: http://www.sncmedia.ru/psycho/5-sposobov-upravleniya-emotsiyami/

Ссылка на основную публикацию