Педагогика счастья — психология

Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов «Секрет счастья»

Государственное Казенное Учреждение Здравоохранения

 «Детский туберкулезный санаторий № 64 Департамента здравоохранения

города Москвы »

Психологический тренинг

Тема: «Секрет счастья»

Выполнила  педагог – психолог:

Иванашкина Т.А.

31 октября 2014 года

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого — начни меняться сам.

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу; формирование самопринятия, понимания себя.

Оборудование: Клубок нити, музыкальное сопровождение, чистые листы фотобумаги, краски, ручки.

Задачи:

Повышать коммуникативные навыки педагогов;

Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;

Повышать самооценку педагогов;

Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;

Педагог-психолог:

Древняя притча «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,

 За ним мы бродим по пятам,

 Ему твердим мы бесконечно —

 С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

 Мы долго, вглядываясь в лица.

 Найти пытаемся ответ —

 В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

 Что счастье — чьих-то рук творение,

 Что к нам вот-вот придет волшебник,

 И осчастливит нас, в сей миг!

Педагог-психолог:

Вопрос для обсуждения:

— Как вы думаете: «Счастье — чьих рук творение?»

Восточная легенда

После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу — горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека — они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье.

Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом — в самом глубоком месте океана, затем — на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными.

И тогда они решили: спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой.

Вывод после обсуждения: счастье — это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами.

А счастье ходит с нами рядом,

 С улыбкой говоря: «Смотри!

 Меня искать совсем не надо,

 Я есть всегда, ведь я внутри!»

РАЗМИНКА

Упражнение «Мой путь»

Задача участников – пройти от пункта А до пункта Б так, как не проходил никто до вас. Желающие выполняют задание по очереди.

Обсуждение:

– Был ли психологический барьер при выполнении задания?

– Как вы с этим справились?

– Что ощущаете сейчас?

Игра «Нити счастья»

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга.

Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: «Что такое счастье?» и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу.

Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

 Игра «Полотно счастья»

В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра «Имена» (плетем канву)

Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина — веселая, Надежда — нежная).

Имя — это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение.

Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Вопросы для обсуждения:

— Понравился ли вам комплимент?

— Приятно ли было вам получать комплимент?

— Что приятнее получать или говорить комплимент?

Игра «Оберег Счастья»

Педагог-психолог: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках — чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы для обсуждения:

— Что вы чувствуете, держа его в руках?

— Что оно вам напоминает?

Педагог-психолог: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)

А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: «Желаю вам:». (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья.

У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.

Упражнение «Посещение зоопарка»

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]

Вопросы:

Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?

Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?

Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?

Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?

Релаксация «Подарим друг другу улыбки»

– Сядьте удобнее. Глаза закрыты. Три раза вдохнули, выдохнули. Дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе.

Читайте также:  Разговор о трудных отношениях - психология

Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась твоя улыбка? Посмотри на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом.

Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

А сейчас мы возвращаемся. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала?.. А что почувствовали потом, улыбнувшись?..

Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!

Вывод:

Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

Анкета «Обратная связь»

Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________

Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________

Что вам не понравилось на занятии? Почему? _____________________________________

Ваши мысли после занятия _______________________________________________________

Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________

Список литературы

Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143с.

Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 123с.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/05/23/psihologicheskiy-trening-dlya-pedagogov-sekret

Детское счастье как педагогическая ценность

Педагогические науки

УДК 373.2

ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ 1

Е. Янакиева, Юго-западный Университет им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария)

Резюме. Это исследование посвящено дискуссии о содержании педагогической аксиологии, детского счастья и удовлетворенностью ребенка своей собственной жизнью. Анализируются такие важные факторы как роль межличностных взаимоотношений в семье, как межличностный статус ребенка в референтной детской группе, влияние содержания телевизионных передач и моральный потенциал образных игрушек.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, детское счастье, поведенческие модели счастья, детские игрушки.

Children's happiness as pedagogical value

Abstract. This study starts a discussion of the constructs of pedagogical axiology and the children's happiness and life satisfaction. It examines the important of family interpersonal relationships, child's interpersonal status in a reference group of children, influence of television broadcast and moral potential of figurative toys.

Keywords: pedagogical axiology, children's happiness, behavioral patterns of happiness,

toys.

В связи с потребностями развития современной теории педагогической науки, так и ее экспериментальных и прикладных исследовании возрастает интерес к внутреннему миру подрастающего человека.

Это расширяет проблематику педагогической науки, что привело к появлению такой науки как педагогическая аксиология. Это молодая, даже юная, наука, которая имеет в качестве объекта исследования ценностей воспитания, обучения и образования.

Педагогическая ценность детского счастья состоит в том, что счастливый ребенок, мотивированный на достижение успеха, отличается положительной самооценкой, стремится к самореализации в присущей его возрасту деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми (ровесники и взрослые).

Он успешен и заражает их своими успехами и позитивными чувствами. Таким образом, счастливый ребенок как бы сам создает подкрепляющую его собственного развития окружающую среду, которая гарантирует достижение ощущения гармонии и удовлетворенности.

В этом плане счастье как психическое состояние ребенка, является условием обеспечения успешности педагогической деятельности и поэтому оно нам представляется как высшая педагогическая ценность. Тем не менее, необъяснимо и парадоксально то, что проблема

1 Статью рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия) .

детского счастья не проявляет себя активно как объект и предмет педагогического исследования.

Ведь мы не только готовим ребенка к будущей жизни; он живет свою настоящую жизнь «здесь и сейчас» с момента своего рождения и каждое мгновение этой жизни является предмостье к его успехам на протяжении всей жизни.

И если мы, как педагоги, уважаем право ребенка быть субъектом своего собственного развития, то мы признаем и его право на притязание на счастье.

По В. Татаркевич, счастье — это положительный баланс жизни, который сопровождается постоянным и полным удовлетворением; это удовлетворенность человека своей собственной жизнью. Счастье определяется чувствами — не то, что у человека есть, а то, как он реагирует на это.

Достижение баланса является тот фокус, к которому ребенок может дойти с помощью взрослого (педагога); последний учитывает как внутренние факторы развития ребенка и особенности его личности, так и внеличных факторов, которые складываются со стороны особенностей той социальной и природной среды, в которой протекает процесс социализации.

Здесь напрашивается необходимость применения экологического подхода, так как внутренние факторы обеспечивающие счастье ребенка (здоровье, характер, самочувствие и самооценка, Я-образ, притязания, складывающаяся ценностная ориентация) во многом зависят от влияния окружающей социальной и природной среды и от того как эти факторы взаимосвязаны между собой.

С самого рождения человек стремится к достижению равновесия (баланса) своих отношений с окружающей средой, т.е. еще с первого своего крика человек стремится приобрести счастье.

С этого момента начинается и расхождение в представлении ребенка и взрослого на детское счастье, при этом представления взрослого чаще имеют доминантный характер, потому что они являются определяющими, где и как ребенок будет удовлетворять свои потребности, как он будет проявлять свои претензии, как и когда будет самореализоваться. И это, потому что ребенок полностью зависит от взрослого; взрослый решает и определяет чем и как будет счастлив ребенок. Это как бы само собой разумеющееся, но вне этой ситуации взрослые никогда не согласятся, что счастье может быть там, где всегда кто-нибудь другой решает за тебя. Ребенок не может выразить это словами, но он чувствует себя счастливо именно тогда, когда получить возможность «вырваться на свободу», не принимать директивы на счастья, которые исходят от взрослого и принять самостоятельное решение. И иначе быть не может.

Поэтому что бы получить из ребенка кузнеца своего счастья, сначала необходимо помочь ему быть счастливым в детстве, понять, что это такое счастье, формировать необходимые для счастья качества.

За то нам очень важны те педагогические технологии, которые в максимальной степени обеспечивают ребенку субъектной позиции по отношению своей собственной жизни, т.е. обеспечивают свободу выбора и свободу действия.

Это одна из процессуальных сторон, детерминирующие внутренние факторы детского счастья. В этом направлении педагогикой уже собран достаточно большой массив исследований, особенно в области педагогики раннего возраста и дошкольной педагогики.

И связано это с психологическими особенностями детей, из-за которых авторитарные методы воспитания и прямые нормативные директивы а-ргюп не могут быть доминирующими в этом возрасте, и не могут определять невидимого и видимого

самочувствия ребенка.

Ведущее место в ориентации ребенка на счастье принадлежит семье. И очень важно, что бы в семье ребенок был действительно счастлив.

Для благополучной семьи сам ребенок является счастьем; родителям кажется, что это сводит проблему детского счастья на нет. Ведь не бывает такого, что бы у счастливых родителей был несчастный ребенок.

Весьма спорный тезис, что можно увидеть на страницах многих художественных произведений и кинофильмов, которые являются более открытыми к этой проблематике.

Проблема детского счастья в семье очень сложная, многоуровневая и многофакторная. Этот вопрос, к сожалению, пока не является основным в семейной педагогике, а стоило бы. Неверно было бы представить себе, что счастье ребенка является автоматической функцией родительской (иногда агрессивно всепоглощающей) любви к нему.

Оно не может являться и результатом педагогического процесса, особенно требующего непрерывного педагогического сопровождения.

Да и кто из взрослых придумал для этой функции педагога, ставящего его в позиции: «Большой брат смотрит на тебя», что бы в какой-то момент ребенок не остался без поддержки и не тратил впустую время, которое ему нужно для собственного, полноценного развития.

Кто из нас, взрослых, согласился бы существовать в контексте такого образа жизни? Нам, как педагогам, необходимо не надзирать ребенка, не совать нос во все его делах, в которых нас ждут и тем более — не ждут, а понять то, что происходит в широкой социальной действительности и отражается на психике детей, делает их счастливыми или несчастными, формирует их представления о счастье, влияет на формированию образа счастья и детерминирует выбор собственной поведенческой модели «дорога к счастью».

Мы предполагаем, что кроме взаимоотношения ребенка с членами собственной семьи здесь особое влияние оказываю еще два фактора. Первый фактор это взаимоотношения ребенка со сверстниками, его межличностный статус в референтной детской группе, а второй — влияние тех моделей счастья, которые предлагаются с телевизионного экрана и Интернет-пространства.

Читайте также:  Самореализация - психология

Референтная детская группа должна предоставить условия, при которых ребенок успешно будет присваивать как ценности общества, так и ценностного отношения к самому себе, что создает почву для ощущения настоящего и будущего счастья и для развития самоуважения.

Очень важно создать такие межличностные отношения в детской группе, которые обеспечивают благоприятный межличностный статус каждого члена на основе его самых лучших достижениях.

Поэтому необходимы такие психолого-педагогические исследования, которые могли бы нам ответить на вопросы о том, как обеспечить детскую самостоятельность, в чем состоит детская свобода — не только в сугубо психологическом, но и в возрастном аспекте, какими психологическими средствами она обеспечивается, когда свобода и самостоятельность в референтной детской группе превращаются в несвободу и не-самостоятельность отдельного ребенка, как это отражается на ребенке и на детской группе, как ребенок это чувствует и как это сказывается на его развитии и самовосприятии. И, в конечном счете, мы должны себе представить какого общественного человека мы получим как цель нашего общественного воспитания, где он будет видеть своего счастья и как будет его искать.

Телевизионные передачи, которые смотрят все дети, то же проявляются как средство

достижения детского счастья, так и как модель человеческого счастья вообще. Ребенок перед экраном — это иллюзорное представление о свободе ребенка, потому что у ребенка нет выбора. На ранних этапах своего развития у него нет ориентира, на базе которого можно сделать выбор и нет развитой воли, которая помогла бы ему превратить свой выбор в реальность.

А подросток уже не понимает, что можно сделать и выбрать, чего смотреть и чего нет. Подрастающий человек становится «всеядным» человеком: он переваривает все: рекламу, эротику, боевики, ужастики, экшн-комедии, хамские телевизионные шоу, пустые и непустые телевизионные дискуссии, музыкальный, литературный и журналистский кич.

Таким образом, ребенок приобщается к спекулятивными ценностями, счастье для него выступает как поведенческая модель всеядного потребителя, чья цель состоит не только в том, что бы остаться потребителем, но и не дать возможность другим потреблять его самого.

Демонстрация моделей поведения, характеризующиеся насилием, агрессией, сексуальной насыщенности сопровождаются углублением общей криминогенной ситуацией в посттоталитарном обществе.

Все это воспринимается на фоне безнаказанности преступников, что в своей очереди воспринимается как счастливая удача, как везение и успех. Этот процесс, конечно, сопровождается появлением особых игрушек, которые напрямую обучают детей жестокости и насилию.

Здесь я не имею в виду те традиционные игрушки, которые являются образами оружия, такие как игровые автоматы, пистолеты, танки. С ними можно играть в защитника Родины и формировать у себя высшие чувства любви к отечеству и к своему народу. Здесь идет речь о тех игрушках, которые развлекают через игровые проявления немотивированной жестокости.

Например, развлекательный, игрушечный томагавк, чье острие сделано резиной. Она вполне безопасна, и при соприкосновении к телу партнера по игре не наносит физический вред. Но при этом соприкосновении раздается мощный звуковой сигнал — голос человека, которого только что ударили острием настоящей томагавки, человека, которого буквально зарезали.

Мы успокаиваемся тем, что у ребенка нет раздвоения личности, что он осознает условности игровой ситуации, но чувства, которые при этом ребенок испытывает, являются совершенно реальными, т.е. в логике психологического анализа детской игры он испытывает удовольствием от использования томагавки как орудие причинения боли.

Я далека от мысли, что упражнения с этим томагавком приведут к тому, что ребенок вырастет как убийцей, но определенные черты характера и представления об успешной реализации вполне могут сформироваться.

И так, мы убедились в актуальности исследования проблемы детского счастья с педагогической точки зрения. Перефразируя фразу из известного фильма, можем сказать: счастье ребенка — это когда мы его понимаем.

Потому что только понимание внутреннего мира ребенка, его потребности счастья и удовлетворенностью своей собственной жизни, может обеспечить нам успешность использования потенциала всей педагогической науки.

Литература

1. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991.

2. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М.: Прогресс, 1981.

3. Янакиева Е. Антивоспитание. // Народное образование. 2007. № 9. С. 232-234.

4. Янакиева Е.К. Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания дошкольников // PEM:Psychology. Educology. Medicine. — 2013. — №1-2. — С. 70-74.

Сведения об авторе

Елка Кирилова Янакиева — доктор педагогических наук, профессор, Югозападный университет им. Неофита Рильского; дмсний член МАН. (Благоевград, Болгария).

© Е.К. Янакиева, 2014.

© Наука. Мысль, 2014. Подписано в печать 30.12.2014.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-schastie-kak-pedagogicheskaya-tsennost-1

Реферат по психология, педагогика Счастливые дети разведённых родителей

Счастливые дети разведённых родителей

Николай Николаевич Нарицын

…Именно потому, что при разводе супруги не могут зачастую подойти к «разделу» ребенка грамотно, и считается, что развод родителей для детей непременно становится психотравмой. На самом же деле дети наверняка спокойно отнесутся к этому, если столь же спокойно воспринимают этот факт сами родители.

Но в том-то и беда, что развод при наличии детей происходит уже на такой стадии, когда нет возможности рассуждать логически — потому что затянули ситуацию до предела. Вообще такое бывает часто: ситуация в семье уже более чем кризисная, но супруги отчаянно сохраняют эту семью «ради детей».

Оправданны ли такие жертвы?

Единственное, что обязаны сделать родители ради детей — стать счастливыми сами. Уже несколько раз приходилось говорить о том, что если у родителей есть проблемы в жизни — хоть в личной, хоть в семейной, хоть в социальной, то дети намного хуже прислушиваются к советам таких родителей. А то и вовсе не слушаются.

И можно понять логику ребенка или подростка: моя мать или мой отец рассказывают мне, как надо обустраивать свою жизнь, но у них из такого обустройства, как видно, ничего хорошего не вышло.

Зачем же мне перенимать их опыт — чтобы стать таким же раздраженным, напряженным и несчастным? К тому же, если родители в жизни счастливы, сильны и уверены, если они идут по жизни с оптимизмом и радостью, дети таких родителей вырастают более уравновешенными, более устойчивыми к катаклизмам жизни, более защищенными.

Таким образом, счастье детей начинается со счастья родителей. И дать детям счастье, сохраняя для этого уже практически несуществующую семью — нельзя.

Даже если родители будут свой разлад тщательно скрывать, дети все равно заметят. Мы уже говорили о том, что у детей очень развито бессознательное, и они лучше всех воспринимают подспудные признаки напряжения в семье.

Разумеется, что ни о каком родительском счастье речь не идет если между матерью и отцом постоянные трения, напряженность, холодная и даже горячая война.

И если уж предразводная ситуация создалась в семье, где есть дети, супругам необходимо прежде всего ответить на один вопрос: где они сами — они, отец и мать этих детей — будут больше счастливы: в этой семье или вне ее?

Разумеется, на этот вопрос нельзя ответить сразу — необходимо все тщательно взвесить. Более того, очень часто ответ трудно найти супругам самостоятельно — для этого требуется помощь семейного консультанта.

Потому что главное — разобраться, насколько возможно построить в семье новые, более счастливые и гармоничные супружеские отношения? (Часто говорят не «построить новые», а «возродить старые».

Но позвольте, зачем же возрождать те отношения, которые в итоге и привели к краху семьи? Если уж начинать все заново, то по-другому: более грамотно, обдуманно и взвешенно).

Но если за счастье детей приходится именно бороться, и получается, что родительское счастье именно в этом союзе уже практически недостижимо — развод станет спасением и для родителей, и для детей.

Да, развод — это травма для ребенка, но еще бОльшая травма — наблюдать, как ссорятся и отдаляются друг от друга те люди, которых он считал единым и неделимым целым. Причем ребенку вредят как откровенные драки между родителями, так и молчаливая напряженность между ними.

И в любом случае неуважение между родителями, отсутствие честности и доверия, а то и прямые физические действия (и прочие признаки запущенной предразводной ситуации) приводят к тому, что дети вырастают с убеждением, что подобные отношения допускаются и между прочими людьми в жизни.

Ребенок считает вполне допустимым и обман, и моральное унижение другого, и физическое насилие для достижения своих целей. Дети вырастают не с самой лучшей моделью поведения — как сейчас говорят, достаточно криминализированные.

В частности, двадцать лет назад бытовало убеждение, что семью нужно сохранять любой ценой — кто говорил, что ради детей, кто утверждал, что ради сохранения нравственности, а кто-то утверждал, что ради стабильности социалистического быта… И неважно, какие там в семье отношения — пусть хоть передерутся, но не выносят сор из избы, не портят статистику разводов и не подрывают миф о том, что советская семья — самая прочная в мире! Суд практически в обязательном порядке мирил разводящихся, которые зачастую буквально умоляли развести их — и все равно уходили ни с чем… Уходили жить, «не вынося сор из избы» — напряженно и озлобленно. Но от детей ведь не спрячешься! А дети, как известно, свой самый первый пример берут с родителей. А теперь мы спрашиваем, откуда у нас такое поколение жестоких двадцатилетних отпрысков, нечувствительных к чужой боли, способных на воровство, насилие и даже убийство… Жить вместе ради детей не нужно, а вот развестись спокойно, если ситуация психологически необратима, нужно в первую очередь ради детей! Ребенку нужны не жертвующие, а счастливые родители.

Читайте также:  Виды обучения внутри практической психологии - психология

Разумеется, позиция «ради детей» имеет много смысловых нюансов.

Увы, часто супруги, не желающие связываться с самим процессом развода, просто-напросто прикрываются детьми: мол, как же можно лишать ребенка отца или матери… А бывает, что юридически расставаться с супругом, который на самом деле таковым остался лишь на бумаге, не хочется, чтобы не потерять определенное социальное положение или материальные блага. И в этом случае частенько оправдываются, что развод невозможен из-за детей. А дети как раз и ни при чем…

Но случается и по-другому. Иногда супруг (чаще всего супруга) живет с нелюбимым, страдая и мучаясь — но действительно ради ребенка . Точнее — ради его материального обеспечения. Увы, многие матери считают, что определяющим элементом детского счастья являются еда, игрушки и одежда.

И если мама уйдет от нелюбимого, но обеспеченного мужа, особенно в период нынешней безработицы, ее ребенок останется холодным и голодным… Вот и живет она со своим, с позволения сказать, мужем: живет, извините, как купленная женщина: терпит унижения мужа ради его денег.

И не каждая мать в такой ситуации задумывается, что самую острую боль она причиняет не себе — а тому, ради кого терпит (и даже иногда считает себя «матерью-героиней») — своему ребенку. Такая ситуация в семье как нельзя больше способствует детским психотравмам.

И счастье ребенка — не только его еда и одежда, а еще и благополучный климат в семье. Разведясь с ненавистным супругом, мать в большинстве случаев принесет ребенку гораздо большее благо, чем если будет постоянно демонстрировать ему родительские распри.

Вы думаете, малышу приятно смотреть, как отец унижает его мать, и как мать втихомолку поливает на все корки отца? Да еще не дай Бог лет через десять-пятнадцать мама заставит этого ребенка «платить по счетам»: я ради тебя отказалась от собственного счастья, а ты, неблагодарный!… Да, ребенок при таком разводе может потерять в материальном обеспечении — но в этом случае мама может позаботиться и о том, чтобы активно поискать работу. И не нужно говорить, что никуда не возьмут с ребенком! Как говорится, было бы желание… И ребенок в этом случае будет наверняка гораздо счастливее, чем в обеспеченной, но напряженной семье.

Но вот, допустим, родители разводятся, и ребенок остается с одним из них.

Как будет общаться с ребенком второй родитель? И что при этом будет ощущать ребенок? Как наилучшим образом организовать такое общение, не будет ли это для ребенка дополнительной травмой? Вообще в человеческих отношениях крайности всегда вредны, и истина, как правило, находится где-то посередине.

Но это один из тех редчайших случаев, где лучше всего — одна из двух крайностей, и третьего не дано: либо это бинуклеарная семья (то есть воспитание ребенка двумя семьями сразу: семьей матери и семьей отца), либо изолированное воспитание одним супругом.

Практика «воскресных пап», увы, ни к одной из этих крайностей не подходит… Беда в том, что именно в нашем обществе с его спецификой разводов редкие встречи с другим родителем могут нанести ребенку серьезный вред.

Потому что в такой ситуации ребенок очень часто становится средством для выяснения отношений бывших супругов и их воздействия друг на друга. Так бывает, когда супруги развелись, но не разошлись окончательно. Дело даже не в том, разъехались ли они по разным жилищам: просто каждого из них еще эмоционально задевает личная жизнь другого, они еще не способны относиться друг к другу с полным равнодушием, как к окончательно чужому человеку. Вот что значит психологически «не окончательный развод».

А поскольку в традициях нашего развода непременно поливать друг друга грязью — в случае, когда родители физически отдалились друг от друга и ребенок бывает то у одного, то у второго — он становится буквальным переносчиком этой самой психологической грязи.

А то напрямую просят передать ребенка, что его папа или мама такой-то и такая-то… Каждый родитель рассказывает про другого гадости, а ребенку каково? И в этом случае, если супруги не могут вести себя как взрослые интеллигентные люди и не могут хладнокровно общаться — лучше, если ребенок живет у одного родителя и со вторым не видится вообще.

А первый вариант общения — бинуклеарная семья — возможен только тогда, когда мать и отец относятся друг к другу без ненужных отрицательных эмоций. А такое получается не сразу.

Проблемы могут быть оттого, что один из супругов не нашел своего нового счастья и начинает портить это счастье тому, кто уже обзавелся новой семьей: исключительно из зависти. И часто используя свое право на воспитание детей и вторгаясь на этом основании в семью.

В этом случае о бинуклеарной семье говорить трудно вдвойне. Лучше всего вместе с ребенком держаться подальше от этого супруга, пока он или она не придет в себя…

Источник: http://bdrip.ru/psychology/5700

Педагогика и культура жизни

Образование – основа основ складывания счастливой жизни и судьбы человека. Ведь образование включает в себя его обучение, воспитание и развитие. В наше время также становится особо актуальным самообучение,самовоспитание и саморазвитие.

Насколько верно ты учил или учился, воспитывал, развивал и развивался, сколько успел узнать и правильно понять, — настолько окажешься ты успешным и счастливым, что покажут тебе ежедневные результаты твоей жизни.

Есть замечательная наука — ПЕДАГОГИКА (Педагогика — это). В ней собран весь лучший опыт воспитания и обучения детей, развития и саморазвития, но вот парадокс: его мало используют учителя, и почти совсем не используют, и не знают родители.

И уж совсем не задумывается старшее поколение, что ПЕДАГОГИКА — это наука о них и для них — какими нужно быть им самим, чтобы воспитать и научить многим важным вещам своих детей. Это наука, используя знания и практические наработки которой Вы можете получить лучшие результаты Вашей жизни, чем получаете сейчас.

Между тем, именно ПЕДАГОГИКА, педагогические действия людей, формируют культуру человека, его образ жизни, а, вследствие этого, культуру жизни. При осознанном развитии у человека появляется смысл жизни, повышается качество жизни.

То, что человек узнал, и о чём имеет представление, чему научился и применяет на практике — из этого всего и складывается его жизнь и судьба.

Поэтому очень важно видеть и понимать — почему и как лучше действовать, как учить, как воспитывать и как развивать себя и подрастающие поколения, чему учиться и чему учить своих детей.

ПЕДАГОГИКА — ключ к правильному воспитанию детей, саморазвитию и к более счастливой жизни. Ведь она включает в себя опыт воспитывающего обучения, развития полезных качеств и приобретение умений, необходимых в современных условиях жизни.

На этом сайте я собираю лучший педагогический опыт воспитания, обучения и развития детей и взрослых, самовоспитания, саморазвития, самообучения, накопленный с древних времён и до нашего времени, а также делюсь своим скромным опытом: педагогическим, женским, просто человеческим.

Основными источниками информации при изучении этой темы являются науки ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Наука ПЕДАГОГИКА, которая накопила многовековый опыт обучения, воспитания и развития людей в их стремлении создания более счастливого общества.

Наука ПСИХОЛОГИЯ, в которой излагаются психофизические особенности детей, людей, которые важно учитывать при организации воспитания и жизни в целом.

   Наука КУЛЬТУРОЛОГИЯ, которая обобщает весь опыт развития человека в пространстве и времени и созданную им культуру как способ человеческой жизни и развития.  А также ОБРАЗОВАНИЕ,которое включает в себя практический опыт обучения, воспитания и развития детей и взрослых.

Сайт создан для того, чтобы донести богатый опыт и практические рекомендации наук  до заинтересованных читателей.

Он будет полезен и преподавателям вузов, и школьным учителям, и родителям, и всем неравнодушным людям, ищущим наилучшие пути воспитания, обучения, развития, и как посредством этого улучшить свою жизнь и жизнь близких людей, не вредя при этом ни себе, ни другим людям, ни всему сущему.

Для улучшения взаимоотношений взрослых и детей, мужчин и женщин, их взаимного обучения и саморазвития, совершенствования общественных, межличностных и семейных отношений, и, в целом, для повышения культуры жизни, качества жизни.

Если вы хотите сразу увидеть всю тематику сайта, зайдите в карту сайта. 

Карта сайта

Ответы на волнующие вопросы вы найдёте в соответствующих рубриках сайта.

Источник: http://school-c.ru/

Ссылка на основную публикацию