Корреляционное исследование — психология

Корреляционное исследования

Корреляционное исследование предназначено для того, чтобы оценить взаимоотношение между двумя и более факторами, которые называются «переменными». Эти факторы не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на выявление того, есть ли связь между переменными.

Когда одна переменная изменяет свою величину, что происходит с величиной другой переменной? Преимущество данного исследовательского подхода состоит в том, что он дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи между переменными A и B говорит исследователю, как они связаны (позитивно или негативно). Сила этой взаимосвязи может рассматриваться как степень точности, с которой вы можете предсказать величину какой-либо одной переменной, зная величину другой.

Направление и сила взаимосвязи между двумя переменными характеризуется статистическим критерием, называемым коэффициент корреляции (r). Этот коэффициент может ранжироваться от +1,00 до -1,00. Так, в случае, если переменная A высока и переменная B высока, можно говорить о позитивной корреляции.

Если переменная A высока, а переменная B низка, то мы имеем дело с негативной корреляцией. Наконец, если величина B никак не связана с величиной A, говорится об отсутствии корреляции.

В социально-психологических исследованиях полная корреляция не встречается. Здесь коэффициент корреляции редко превышает +0,60.

Корреляции от +0,50 до +0,60 и выше рассматриваются как сильные, те, которые находятся между +0,30 и +0,50 — как умеренно сильные, ниже +0,30 или +0,20 — как довольно слабые.

Главная причина, по которой корреляция в социально-психологических исследованиях редко превышает +0,60, состоит в том, что всегда имеется несколько факторов, детерминирующих поведение людей, их мнения и оценки.

Обращение исследователя к математической обработке данных предоставляет ему возможность использования различных подходов к вычислению коэффициента корреляции.

В социально-психологических исследованиях широко используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs), так как он отличается универсальностью и простотой.

Универсальность коэффициента ранговой корреляции состоит в том, что его можно применять к любым количественно измеренным или ранжированным данным. Простота этого метода позволяет вычислять корреляцию «вручную». Приведем пример корреляционного исследования.

Изучая особенности понимания роли мастера в производственной организации, Свенцицкий и Гительмахер получили множество оценочных суждений, данных работниками, находящимися на различных иерархических уровнях.

Исследователи поставили вопрос о связи между оценками мастера «снизу» (рабочими), «сверху» (руководством цеха) и самооценкой данного мастера.

Оценивались, например, такие качества личности мастера, как требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта, скромность, дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др.

Обнаружена положительная корреляционная зависимость между самооценкой мастера и оценкой его рабочими (rs = +0,39). Положительная, но менее устойчивая связь была между самооценкой мастера и оценкой его вышестоящими руководителями (rs = +0,33). Ниже всего оказалась величина коэффициента корреляции между оценками мастера руководством цеха и рабочими (rs = +0,18).

Полученные коэффициенты корреляции можно интерпретировать следующим образом. Известны данные о связи между самооценкой личности и ее оценкой со стороны группы. Однако эта связь проявляется не во всех случаях. Самооценка любой личности не обязательно основывается на системе ценностей именно данной группы, в состав которой эта личность официально входит.

Рассматриваемая самооценка может быть производной от других социальных ролей, связанных с принадлежностью этой личности к другой группе, являющейся референтной (то есть наиболее значимой) для нее.

Поскольку самооценка мастера в несколько большей степени связана с оценками «снизу», чем с оценками «сверху», можно сделать вывод, что в данном случае рабочие участка играют для мастера более референтную роль, чем цеховые руководители.

Что касается весьма низкого коэффициента корреляции между оценками мастера, данными рабочими и руководителями цеха, то это несоответствие уже отмечалось в исследованиях, проведенных сотрудниками кафедры и лаборатории социальной психологии Ленинградского университета (Свенцицкий).

Еще раз подтверждается сделанный ранее вывод: рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. Так, по сравнению с руководителями, рабочие более дифференцированно подходят к оценке личности мастера. Они воспринимают своего мастера не только сквозь призму его деловых качеств, но главным образом в зависимости от его отношения к членам бригады.

Таким образом, был получен ряд выводов об особенностях восприятия и понимания личности и деятельности мастера в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик субъектов и объектов оценки.

Оценивая достоинства и недостатки корреляционного исследования, отметим следующее. Такой тип исследования особенно эффективен тогда, когда речь идет о сборе большого числа данных.

Результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой для идей и гипотез, которые более детально могут быть изучены экспериментальным путем. Главный недостаток корреляционного исследования состоит в том, что оно не позволяет окончательно определить причину взаимосвязи между двумя переменными.

При проведении эмпирического исследования, кроме знания силы и направления взаимосвязи, крайне ценной является информация о том, какая именно переменная вызвала изменения другой.

Источник: http://psylib.at.ua/publ/1_kurs/socialnaja_psikhologija/korreljacionnoe_issledovanija/6-1-0-45

Планирование корреляционного исследования — Экспериментальная психология Библиотека русских учебников

План корреляционного исследования является разновидностью квазиексперы-ментального плана при отсутствии воздействия независимой переменной на зависимую.

В корреляционном исследовании все измеряемые переменные являются зависимыми, а фактор ом, который определяет эту зависимость, может быть одна из переменных или скрытая, не измеряемая переменная.

Корреляционное исследование разбивается на серию зависимых друг от друга измерений в группе испытуемыхих.

Различают простое и сравнительное корреляционные исследования. В первом случае группа испытуемых является однородной, во втором мы имеем несколько рандомизированных групп, различающихся одним или несколькими определенными ими критериям.

В общем виде план такого корреляционного исследования можно описать с помощью матрицы. РхО. Результатами такого исследования является матрица корреляций. Обработка данных можно проводить сравнивая строки исходной матрицы или столбцы. Коррелируя строки, мы сопоставляем исследуемых друг с другом.

Корреляция интерпретируется как коэффициент сходства или различия люди людей.

Вполне понятно, что R корреляции можно вычислять лишь в случае, если данные приведены к одной шкальной размерности с помощью так называемых z-преобразований

Z = X-X /

Коррелируя между собой столбцы, мы проверяем гипотезу о статистической связи измеряемых переменных. В этом случае их размерность не имеет никакого значения. Такое исследование называют структурным, поскольку ки в результате его мы получаем матрицу корреляций переменных, выявляет структуру связей между ними [21, с 14242].

В исследовательской практике довольно часто возникает потребность проявить временные корреляционные параметры или выделить изменения структуры корреляции параметров со временем. Примером таких исследований являются так называемые лонгитюд дни исследования. План такого исследования — это серия отдельных измерений одной или нескольких переменных через определенные промежутки времени.

Лонгитюдное исследование является промежуточным вариантом между квазиэкспериментом и. Корела ми исследованием. Поскольку время интерпретируется исследователем как независимая переменная, которая определяет уровень значимости зависимых изменений, полный план корреляционного исследования представляет собой параллелепипед Rх.

ОхRхО, грани которого обозначаются как исследуемые операции и временные этаптапи.

Результаты исследования можно анализировать по-разному. Кроме вычислений R и. О корреляций появляется возможность сравнить матрицы R х. В, полученные в разные периоды времени путем подсчета двухмерной корреляции

Основные типы планов корреляционных исследований упорядочено. В. Дружининым следующим образом (приводим их в переводе на украинский язык. В. Горбуновой [19, с 28])

Сравнение двух групп — предполагает установление связи измерения того или иного качества, состояния и т.д. представителей двух групп. Скажем, различие реакции на критическую ситуацию мужчин и женщин или ров вень успеваемости студентув.

. Типы корреляционных исследований и их характеристика

ТипыХарактеристика
Сравнение двух группСравниваются результаты психологического исследования (измерения) того или иного качества, состояния и т.д. представителей двух групп
Одномерное исследование одной группы в разных условияхСравниваются результаты психологического исследования (измерения) того или иного качества или состояния т.д. у представителей одной группы в разных условиях
Многомерное корреляционное исследованиеСравниваются результаты психологического исследования (измерения) того или иного качества, состояния и т.д. представителей трех и более групп
Структурное корреляционное исследованиеИсследуется различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между показателями представителей различных групп
Лонгитюдное корреляционное исследованиеИсследование по схеме временных серий, когда исследователя интересуют особенности динамики корреляционной связи между явлениями течение определенного времени

В. Днепропетровском национальном университете проводилось корреляционное исследование кроскультурного характера с участием одной из групп студентов, которые учились в течение года в американском университ тети, группы студентов, которые продолжали обучение в Украине.

У студентов измерялся до начала обучения и через год после возвращения корреляционная связь между показателями таких психологических признаков: кол ективизм, индивидуализм, дистанция власти, толерантность к неопределенности, маскулинность и фемининность. По этим признакам, предложенным. Хофстеда, устанавливаются разногласия между представителями разными х культур.

Было установлено, что корреляционные связи в начале и конце обучения изменились под влиянием других культурури.

Читайте также:  Интертипные отношения - психология

Распространенным также многомерное корреляционное исследование, по методологии которого сравниваются результаты психологического исследования измерения того или иного качества, состояния и т.д. представителей нескольких, скажем в, трех или более групп. Например, сравнивается реакция на неудачи детей разного возрасту.

Популярно также структурное корреляционное исследование, когда исследуется различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между показателями представителей различных групп. Например, выявления общих личностных черт у отца, матери, детей разного статі.

Лонгитюдное корреляционное исследование по схеме временных серий проводится, если исследователя интересуют особенности динамики корреляционной связи между явлениями течение определенного времени. Примером может быть изучено ения зависимой переменной-школьной тревожности от уровня успешности выполнения учебных заданийь.

Рассмотрим детально конкретные ситуации, в которых различные типы корреляционного исследования. Скажем, по схеме сравнения двух групп устанавливаются сходства или различия двух естественных или ра андомизованих групп по выраженности того или иного психологического фактора, свойства или состояния.

Предположим, что у нас есть намерение выяснить, отличаются ли мужчины от женщин за уровнем экстраверсии для это го мы должны создать две репрезентативные выборки, уравнены по другим значимым для экстраверсии параметром, скажем, уровнем общительности, и провести измерения с помощью соответствующего теста. Средн и результаты в двух группах сравниваются с помощью t-критерия.

Стьюдента и при необходимости вычисляются дисперсия показателей экстраверсии по. Р критериямрієм.

Проще сопоставления включает в себя источник двух артефактов, характерных для корреляционного исследования. Во-первых, возникает проблема рандомизации групп. Они должны быть распределены по выбранному критерию. П. Во-вторых, реальные измерения проводятся не одновременно, что может повлиять на параметртри.

Для элиминации эффекта неодновременности измерений в двух группах можно ввести две контрольные группы или путем разделения каждой из групп на две половины установить корреляционная связь между показателями каждой из с ни.

Относительно плана по одномерным исследованием одной группы в разных условиях, то он похож на предыдущий и, по сути, близок к эксперименту, потому что условия, в которых находятся группы, отличаются.

В случае к корреляционного исследования мы не манипулируем уровнем зависимой переменной, а лишь констатируем изменение поведения индивида в новых условиях.

Примером может служить измерение уровня тревожности детей при переходе из д итячого сада в школу. Группа та же, а условия разнзні.

Третий из приведенных выше планов корреляционного исследования предусматривает установление корреляций в попарно эквивалентных группах. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутришньопарних к корреляций.

Дизиготни и монозиготные близнецы разбиваются на две группы — в каждой по одному из пары. У близнецов обеих групп измеряют психические параметры, которые интересуют исследователя. Затем вычисляется. Корелы ция между параметрами, т.е.. О корреляция, и между близнецами-Я корреляция.

Существует много сложных вариантов планов психогенетических исследований близнецнюків.

Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение, проводится многомерное корреляционное исследование. Оно реализуется в соответствии со следующей программой. В.

Отбирается группа, представляющая генеральную совокупность, или популяцию, которая интересует экспериментатора. Подбираются тесты, проверенные на надежность и внутреннюю валидность. Затем группа тестируется по пе ственной программой.

Такие исследования представляются в форме матрицы mхn, где m — количество испытуемых, п — тесты. Матрица данных обрабатывается и подсчитывается коэффициент линейной корреляции. В результате имеем матрицу т х п, где п — количество тестов.

В клетках матрицы размещается коэффициенты корреляции, а ее диагонали — единицы, корреляции теста с самим собой. Значимость корреляций оценивается при ее сп ивставленни с табличными даннымми даними.

В некоторых случаях возникает необходимость вычисления множественных корреляций. Для уменьшения числа измеряемых параметров применяются различные методы латентного анализа. В психологическом исследовании им посвящен ено много публикаций, и главной причиной артефактов, возникающих при проведении многомерного психологического тестирования, есть реальный физический чаас.

При анализе данных корреляционного исследования мы игнорируем эффект неодномоментности проведенных измерений

Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что необходимо выявить, как влияет вид задания на успешность выполнения заданий, которые следуют друг за другом. Мы предполагаем, что для испытуемых имеет значения, в я какой последовательности они им представляются. Если задача креативного характера выполняются первыми, то скорость и точность решения интеллектуальных снижаетсяься.

Структурное корреляционное исследование отличается тем, что исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различия в уровнях значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателям, которые измеряются у представителей разных игру.

Допустим, нам необходимо проверить гипотезу, влияет пол родителей и пол ребенка на сходство или различие их личностных черт. При решении этой задачи мы должны провести исследование реа альных семейных групп, вычислить коэффициенты корреляций уровней тревожности родителей и детей.

Получаем четыре основных коэффициенты корреляций — мать — дочь, мать — сын, отец-дочь, отец-сын, и две дополнительные корреляции — сын — дочь, мать — отец.

Если нас интересует лишь сравнение сходства или различий первой группы корреляций, а не исследование асортивности, то мы строим чотириклитинну таблице эту 2x2x2.

Корреляции подвергаются z-преобразования и сравниваются с t-критерию. Стьюдента

Лоигитюдне корреляционное исследование, как отмечалось, можно считать вариантом квазиэкспериментального исследования. Здесь переменной, осуществляет свое влияние, есть время, она является аналогом плана тестирования одной игру.

УПИ в различных условиях, и только условия рассматриваются как константные. Результатом любого временного исследования, в том числе лонгитюдного, является построение так называемого временного тренда измеряемых параметров, к.

Отри могут быть аналогичны описанным теми или иными функциональными зависимостями. І

Исследование этого типа строятся в соответствии с планом временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени

Кроме эффекта обучения, последовательности и т.д. в лонгитюдном исследовании необходимо учитывать эффект выбывания: не все исследуемые остаются до конца эксперимента

Структурное лонгитюдное исследование отличается от простого лонгитюдного тем, что нас интересуют не столько изменения центральной тенденции или разногласия величин той или иной переменной, сколько изменения порт зкив между переменными. Такие исследования широко практикуются в психогенетикеі.

Обработка и интерпретация данных корреляционных исследований представляет собой одну или несколько матриц их первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и бил льшое количеством переменных. Выбор степени связи определяется шкалой, с помощью которой производится измерение. Если оно осуществляется с помощью дихотомической шкалы, то для подсчета плотности связи признаков используется F коэффициентаєнт.

дихотомической шкалы часто путают со шкалой наименований. Дихотомические шкалы — это определенный отредактированный вариант шкалы интервалов, для которой могут быть применены все статистические методы

Корреляционное исследование завершается выводами о статистически значимые связи между переменными, однако исследователи не ограничиваются такой констатацией.

Одной из главных задач, которая стоит перед психологом — это выяснение целесообразности проведения дальнейших исследований для установления каузальных связей.

Выявление корреляции между переменными считают достаточным основанием для опровержения нулевой гипотезы относительно вероятности каузальной связи между переменными, однако этого недостаточно, чтобы утверждать достоверность альтернативной гипотеззи.

Если переменные, для которых исследуется корреляционная связь, измеряются в шкале наименований, то применяется коэффициент корреляции (р, если в порядковой шкале — то вычисляется коэффициент ранговой коре еляции. Спирмена или. Кэнделла.

При измерении переменных с помощью шкалы интервалов вычисляется коэффициент корреляции. Пирсона

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/eksperimentalna_psihologiya_-_maksimenko_sd/planuvannya_korelyatsiynogo_doslidzhennya.htm

открытая библиотека учебной информации

Корреляционное исследование –это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователœем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи –это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Виды направления взаимосвязи:

1) позитивное – при увеличении значения одной переменной изменение другой переменной также происходит в сторону увеличения;

2) негативное – при увеличении значения одной из переменных значение другой переменной уменьшается.

В случае если при изменении значения одной из переменных другая переменная не изменяется говорят об отсутствии корреляции.

Сила взаимосвязи –степень точности, с которой возможно предсказание величины какой-либо одной переменной, зная величину другой переменной.

Статистический критерий, характеризующий направление и силу взаимосвязи между двумя переменными, называют коэффициентом корреляции . Величина коэффициента корреляции колеблется от +1,00 (при положительно корреляции) до -1,00 (при отрицательной корреляции).

Читайте также:  Чем удержать группу - психология

Значение коэффициента корреляции равное +1,00 (полная корреляция) в социально-психологических исследованиях не встречается. Коэффициент корреляции редко превышает +0,60. Это связано с тем, что всœегда имеется не один, а целый ряд факторов, детерминирующих поведение людей, их мнения и оценки.

По силе корреляции в социально-психологических исследованиях различают:

1) сильную корреляцию переменных (от +0,50 до +0,60);

2) умеренно сильную корреляцию (от +0,30 и +0,50);

3) слабую корреляцию (от +0,30 или +0,20).

При математической обработке данных используются различные подходы к вычислению коэффициента корреляции.

В социальной психологии чаще всœего пользуются коэффициентом ранговой корреляции Спирмена(r), как отличающийся своей универсальностью (его можно применять к любым количественно измеренным или ранжированным данным) и простотой (позволяет вычислять корреляцию «вручную»).

Использование корреляционного исследования особенно эффективно в тех случаях, когда речь идет о сборе большого числа данных. Примером корреляционного исследования может служить изучение особенностей понимания роли начальника бригады в производственной организации, преподавателя в классе, отдельного студента в группе и т. д.

При этом могут оцениваться такие качества личности мастера, как требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта͵ скромность, дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др.

Особенности восприятия и понимания личности и деятельности рассматриваются в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик субъектов и объектов оценки.

Достоинства корреляционного методасостоят в том, что результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой для идей и гипотез, которые более детально бывают изучены экспериментальным путем.

При этом, при проведении эмпирического исследования, очень важным является понимание того какая именно переменная вызвала изменения другой.

Основнымнедостатком корреляционного исследования является то, что оно не позволяет окончательно определить причину взаимосвязи между двумя переменными.

Читайте также

  • — Корреляционное исследование.

    Теория корреляционного исследования разработана английским математиком К. Пирсоном. Стратегия проведения такого исследования заключается в том, что управляемое воздействие на объект отсутствует. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование

    Корреляционное исследование –это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование

    Корреляционное исследование –это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование

    Экспериментирование является более популярным методом исследования в социальной психологии. Однако существует две причины, приводящие к тому, что использование экспериментов оказывается невозможным. Во-первых, в некоторых случаях экспериментатор просто не может… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование: выявление естественных связей

    Давайте прежде всего рассмотрим преимущества корреляционного исследования (изучение значимых переменных в естественных условиях) и его недостатки (двусмысленная интерпретация причины и следствия), воспользовавшись примерами из реальной жизни. Как мы увидим далее,… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование: выявление естественных связей

    Социальная психология в моей жизни [На протяжении всей книги в рубрике «Социальная психология в моей жизни» будет предоставляться слово тем, кто в свое время учился по этому учебнику. Бывшие студенты будут рассказывать о той роли, которую играет социальная психология… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование и его планирование.

    Классификация экспериментальных планов. Понятие контрольной и экспериментальной групп. Если в одних исследованиях группы испытуемых подвергаются воздействию одной независимой переменной, имеющей разные уровни выраженности, то в других экспериментах… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование и его планирование.

    Классификация экспериментальных планов. Понятие контрольной и экспериментальной групп. Если в одних исследованиях группы испытуемых подвергаются воздействию одной независимой переменной, имеющей разные уровни выраженности, то в других экспериментах… [читать подробенее]

  • — Корреляционное исследование

    Квазиэкспериментальные планы R O R X O R O R X O R O O R O X O R O3 O4 R O1 X O2 2. План Соломона: 3. С контрольной группой и тестированием только после воздействия:Квазиэксперимент (quasiexperiment) – как бы, или почти эксперимент. Схема исследования, когда в ней… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/838180

    Корреляционное исследование

    Автор Evgeniy в 25/12/2012. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

    Что такое корреляционное исследование и какие разновидности его существуют? А также о самых главных преимуществах и недостатках каждого вида корреляционного исследования.

    Данный тип исследования используется для поиска отношения между переменными. Существует три возможных результата корреляционного исследования:

    • корреляция положительная;
    • корреляция отрицательная;
    • отсутствие корреляции.

    Коэффициент корреляции – это мера величины соотношения, он варьируется в пределах от –1.00 до +1.00.

    Положительная корреляция: Обе переменные увеличиваются либо уменьшаются одновременно. Коэффициент, близкий к +1.00, указывает на мощную положительную корреляцию.

    Отрицательная корреляция: В то время, как количественные показатели одной переменной увеличиваются, показатели другой – уменьшаются (и наоборот). Коэффициент, приближающийся к -1.00, указывает на значительную отрицательную корреляцию.

    Отсутствие корреляции: Не указывает ни на какие отношения между двумя исследуемыми переменными. Коэффициент корреляции 0 указывает на отсутствие соотношения переменных.

     Ограничение корреляционных исследований

    Корреляционные исследования в каждом случае основываются на предположении, что существуют некие отношения между двумя переменными, они сами по себе не способны доказать, что одна из переменных вызывает некие изменения в другой. Другими словами, корреляция – не есть причина обусловленности.

    К примеру, корреляционное исследование может предполагать, что есть взаимосвязь между успеваемостью и чувством собственного достоинств, но это не может быть доказано, поскольку в формировании чувства собственного достоинства могут играть роль и другие факторы, такие как социальные отношения, познавательные способности, социально-экономический статус, индивидуальные черты и множество прочих факторов.

     Типы корреляционных исследований

    1.Натуралистические наблюдения

    Данный тип исследования производится посредством наблюдения и записи переменных в окружающей среде без каких-либо манипуляций и даже любых вмешательств со стороны экспериментатора.

    Преимущества натуралистического наблюдения:

    • даёт возможность экспериментатору изучить интересуемую переменную в рамках естественного урегулирования;
    • может служить источником идей для дальнейших исследований;
    • бывает единственно возможным методом работы, если лабораторные исследования недоступны.

    Недостатки натуралистического наблюдения:

    • может быть трудоёмким и дорогостоящим;
    • не учитывает научное регулирование переменных;
    • не даёт экспериментаторам возможности управлять посторонними переменными;
    • предметы исследования могут изменять своё поведение, если знают, что за ними ведётся наблюдение.

     2. Обзорные методы

    Обзоры и анкетные опросы – наиболее распространённые методы, используемые в психологических исследованиях. В этих методах случайная выборка участников проходит тестовый опрос, который касается интересующих переменных. Случайное формирование выборки – важнейшая часть обеспечения правдивости результатов исследования.

    Преимущества обзорных методов:

    • это быстро, легко и недорого. В относительно короткий срок исследователи могут собрать довольно большой объём данных;
    • этот метод более гибок, нежели прочие.

    Недостатки обзорных методов:

    • существует опасность формирования непрезентативной выборки и вопросов, не способных обеспечить полноту получаемой информации;
    • участники исследования могут исказить результат, давая угодные экспериментатору, а не правдивые ответы; пытаясь показаться лучше или просто неверно вспоминая что-то.

     3. Архивные исследования

    Архивное исследование проводится на основе анализа работ, созданных другими исследователями, либо на основе исторических документов. Например, исследователи недавно проанализировали письма солдат, которые служили на Гражданской войне, чтобы получить новые сведения о синдроме «раздражённого сердца».

    Преимущества архивного исследования:

    • экспериментатор не способен внести изменения в поведение участников;
    • большие объёмы данных способствуют лучшему восприятию тенденций, отношений и результатов;
    • данный вид исследования часто менее затратен, нежели прочие. Исследователи могут получать доступ к данным через бесплатные архивы и другие базы данных.

    Недостатки архивного исследования:

    • отсутствие контроля со стороны исследователя на этапе сбора данных;
    • в отчётах могут отсутствовать важные даты;
    • предыдущие исследования могут оказаться ненадёжными.

    Источник: http://aboutyourself.ru/eksperimenty/korrelyacionnoe-issledovanie.html

    Корреляции в психологии

    Корреляционный анализ активно используется в психологических исследованиях для выявления взаимосвязи между психологическими параметрами. Практическая глава курсовых, дипломных и магистерских работ психологии чаще всего содержит корреляционный анализ.

    Для того, чтобы написать диплом по психологии и успешно его защитить, необходимо не только знать, что такое корреляция, но и понимать специфику использования этого статистического метода в психологических исследования.

    Признаком использования корреляций в дипломной работе по психологии является наличие в названии темы следующих слов: «Изучение взаимосвязи…», «Исследование влияния…», «Выявление факторов…».

    В курсовых и дипломных по психологии чаще всего используются два корреляционных метода: коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и корреляции Пирсона.

    Второй из них более строгий, то есть для его использования необходимо выполнения некоторых условий к данным. Чаще используется менее строгий коэффициент корреляции Спирмена.

    Но суть обоих коэффициентов корреляции применительно к психологическому исследованию одинакова.

    Корреляции в психологическом исследовании

    Корреляция – это степень взаимосвязи между какими-то показателями. В психологическом исследовании психологические показатели коррелируют, если в некоторой группе они изменяются согласованно.

    Читайте также:  Конкретное и абстрактное - психология

    Например, от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя растет и другой – корреляция положительная или прямая.

    Или от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя второй снижается – корреляция отрицательная или обратная.

    Например, мы измерили у 10 российских мужей два психологических показателя: 1) уровень удовлетворенности браком и 2) уровень интеллекта. Для простоты не будем привязываться к конкретным методикам, и показатели возьмем условные. В таблице приведены эти данные.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    1

    1

    10

    2

    2

    20

    3

    3

    30

    4

    4

    40

    5

    5

    50

    6

    6

    60

    7

    7

    70

    8

    8

    80

    9

    9

    90

    10

    10

    100

    Посмотрим внимательно, как меняются показатели УБ и интеллекта от испытуемого к испытуемому. Видно, что УБ растет и уровень интеллекта тоже растет. Причем нет ни одного исключения в этой закономерности. Это пример положительной корреляции, причем это максимально возможная положительная (прямая) корреляция, равная 1.

    Содержательно полученная корреляция означает, что чем выше уровень интеллекта у российских мужей, тем выше их удовлетворенность браком.

    В следующей таблице данные, полученные на мужьях другой страны, например, Монголии.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    1

    10

    10

    2

    20

    9

    3

    30

    8

    4

    40

    7

    5

    50

    6

    6

    60

    5

    7

    70

    4

    8

    80

    3

    9

    90

    2

    10

    100

    1

    Посмотрим внимательно, как меняются показатели УБ и интеллекта от испытуемого к испытуемому. Видно, что УБ растет, а уровень интеллекта строго снижается. Причем нет ни одного исключения в этой закономерности.

    Это пример отрицательной корреляции, причем это максимально возможная отрицательная (обратная) корреляция, равная -1.

    Содержательно полученная корреляция означает, что чем выше уровень интеллекта у монгольских мужей, тем ниже их удовлетворенность браком. Или, по-другому, чем ниже уровень интеллекта монгольских мужей, тем выше их удовлетворенность браком. Описание полученного результата может звучать примерно так.

    «Как видим, мы получили совершенно различные результаты на выборках российских и монгольских мужей. Корреляционный анализ показал, что чем умнее российские мужчины, тем они более счастливы в браке.

    https://www.youtube.com/watch?v=6XdB-q_RnfY

    А вот у монгольских мужчин ситуация совершенно иная — чем они глупее, тем более счастливы в браке.

    Таким образом, у монгольских мужчин низкий интеллект выступает фактором роста удовлетворенности браком, а у российских – фактором снижения удовлетворенности браком.»

    Мы рассмотрели два крайних случая – полных прямой и обратной корреляции применительно к эмпирическому психологическому исследованию. В реальности психологические данные в группе испытуемых расположены не так однозначно, и получаемые коэффициенты корреляции расположены в промежутке от -1 до 1.

    В следующей таблице мы немного изменили показатели во втором столбце. 

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    1

    1

    20

    2

    2

    10

    3

    3

    40

    4

    4

    30

    5

    5

    50

    6

    6

    60

    7

    7

    70

    8

    8

    80

    9

    9

    90

    10

    10

    100

    Расчет показал, что теперь коэффициент корреляции равен 0,976.

    Теперь еще больше перепутаем показатели во втором столбце.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    1

    10

    9

    2

    20

    1

    3

    30

    8

    4

    40

    3

    5

    50

    5

    6

    60

    7

    7

    70

    6

    8

    80

    10

    9

    90

    2

    10

    100

    4

    Расчет показывает, что теперь коэффициент корреляции равен -0,103. Близость коэффициента корреляции к 0 означает очень низкое значение и низкую корреляцию, низкую взаимосвязь. И действительно, теперь трудно уловить какую-либо согласованность между вторым и третьим столбцами.

    Корреляция в дипломной (курсовой) работе по психологии

    Коэффициенты корреляции при анализе взаимосвязей между психологическими показателями могут принимать численные значения от -1 до 1.

    Положительный коэффициент корреляции означает положительную (прямую) зависимость между двумя психологическими показателями в группе.

    Отрицательный коэффициент корреляции означает отрицательную (обратную) зависимость между двумя психологическими показателями в группе.

    Между двумя психологическими показателями, измеренными в группе испытуемых, всегда есть какая-то зависимость (корреляция) Она отражается числом от -1 до 1. Однако интерес представляют лишь статистически значимые коэффициенты корреляции.

    Статистически значимые коэффициенты корреляции выявляются путем сравнения полученного нами эмпирического коэффициента корреляции с критическим значением.

    Критическое значение коэффициента корреляции берется из специальных статистических таблиц, и его значение определяется объемом выборки. Чем больше человек в выборке, тем ниже критическое значение.

    Чтобы определить, является ли статистически значимым полученный нами коэффициент корреляции, необходимо сравнить его значение по модулю (без учета знака) с критическим значением. Если наш эмпирический коэффициент корреляции без учета знака больше критического, то он статистически значим; если нет, — незначим.

    Если расчет коэффициента корреляции проводится с помощью статистических программ, то она сама помечает значимые корреляции, и необходимость искать критические значения и сравнивать исчезает.

    Пример.

    В группе подростков из 30 человек с помощью тестов были измерены два показателя: уровень агрессивности и уровень тревожности.

    С помощью статистической программы рассчитали коэффициент корреляции агрессивности и тревожности.

    Коэффициент корреляции агрессивности и тревожности в группе подростков

    Агрессивность

    Тревожность

    0,58*

    * — статистически значимая корреляция (р≤0,05)

    Критическое значение коэффициента корреляции Спирмена для выборки из 30 человек при уровне значимости р=0,05 (см. ниже) равен 0,36.

    Сравниваем и получаем, что наш эмпирический коэффициент корреляции больше по модулю, чем критический. Следовательно, корреляция статистически значима.

    Вот как правильно должно выглядеть описание полученной корреляции:

    «Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем агрессивности и уровнем тревожности в группе подростков. Это означает, что чем выше проявления агрессивности у подростков, тем выше их склонность проявлять тревожные реакции в ситуациях, угрожающих безопасности или самооценке».

    Обычно описания корреляции достаточно. Однако лучше дополнительно привести интерпретацию полученного результата. Примерно вот так:

    «С нашей точки зрения, полученный результат показывает, что рост тревоги подростка в связи с его физической безопасностью, а также в связи с угрозой самооценке может реализоваться в форме агрессивных реакций.

    Такой результат еще раз подтверждает мнение многих авторов о том, что подростковая агрессия выступает непродуктивным и архаичным способом адаптации.

    В этой связи развитие у подростков конструктивных способов преодоления негативных эмоциональных состояний, в том числе и тревожности, будет способствовать снижению их агрессивности».

    Уровень статистической значимости — это таинственное «р»

    В статистических расчетах «р» – это обозначение уровня статистической значимости.

    Все статистические расчеты носят приблизительный характер. Уровень этой приблизительности и определяет «р». Уровень значимости записывается в виде десятичных дробей, например, 0,023 или 0,965.

    Если умножить такое число на 100, то получим показатель р в процентах: 2,3% и 96,5%.

    Эти проценты отражают вероятность ошибочности нашего предположения о взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью.

    То есть, выше приведенный коэффициент корреляции 0,58 между агрессивностью и тревожностью получен при уровне статистической значимости 0,05 или вероятности ошибки 5%. Что это конкретно означает?

    Выявленная нами корреляция означает, что в нашей выборке наблюдается такая закономерность: чем выше агрессивность, тем выше тревожность.

    То есть, если мы возьмем двух подростков, и у одного тревожность будет выше, чем у другого, то, зная о положительной корреляции, мы можем утверждать, что у этого подростка и агрессивность будет выше.

    Но так как в статистике все приблизительно, то, утверждая это, мы допускаем, что можем ошибиться, причем вероятность ошибки 5%. То есть, сделав 20 таких сравнений в этой группе подростков, мы можем 1 раз ошибиться с прогнозом об уровне агрессивности, зная тревожность.

    Что отражает корреляция — взаимосвязь или влияние?

    Корреляционный анализ выявляет взаимосвязь между психологическими показателями. При этом наличие корреляции, строго говоря, не дает нам оснований говорить о причинно-следственных связях между показателями.

    Вернемся к примеру с агрессивностью и тревожностью. Корреляция между ними не дает оснований говорить, что тревожность является причиной, а агрессивность — следствием. Нельзя также говорить обратное, что агрессивность является причиной, а тревожность – следствием.

    В то же время в реальных исследованиях на основании корреляций часто делаются выводы о причинно-следственных связях.

    В нашем случае можно было бы сказать, что наличие положительной статистически значимой корреляционной связи между агрессивностью и тревожностью позволяет говорить о том, что тревожность выступает одним из факторов (причин) роста агрессивности у подростков. В этом случае также можно сказать, что тревожность влияет на агрессивность.

    Термин «влияние» как раз и предполагает наличие между показателями причинно-следственной связи. А термин «взаимосвязь» не предполагает.

    В некоторых вузах требуют использовать только термин взаимосвязь, и это более правильно и строго. В других спокойно воспринимают термин «влияние», который ближе к жизни.

    Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

    Источник: http://dip-psi.ru/korrelyatsii-v-psikhologii

    Ссылка на основную публикацию