Нулевая позиция восприятия — психология

Нулевая позиция восприятия — Психологос

Говорить, что все люди всегда думают о себе и заботятся о своих личных интересах – это значит думать о людях слишком хорошо.

Многие люди, когда живут и действуют, вообще ни о чём не думают, ленятся или боятся включать собственную голову, бездумно подчиняясь ожиданиям окружающих или требованиям ситуации. В таких случаях говорят об отсутствии собственной позиции, или, другими словами – о нулевой позиции восприятия.

Нулевая позиция восприятия – замещение собственного восприятия и инициативы неконтролируемым выбором из имеющегося набора стереотипов восприятия и поведения.

Нулевая позиция — основа бездумного существования, шаблонного и ведОмого поведения. Можно сказать, что в нулевой позиции восприятия человек действует, как робот, проживая не свою, а чужую жизнь.

Если человек в своем развитии остался на уровне дрессированного животного, не тянется к культуре и не включает голову, живя рефлексами, инстинктами и встроенными социальными шаблонами, он в своем реагировании не поднимается выше нулевой позиции восприятия.

Бывает, что развитые люди впадают в нулевую позицию восприятия, приобретают слепоту к происходящему и своим интересам, когда ленятся, устают и заменяют свою свободу — шаблонами.

Живое восприятие заменяют шаблонным восприятием, творческое мышление — интеллектуальными шаблонами, свободное общение — суррогатами массовой культуры…

Не нужно думать, когда есть привычные ритуалы: мама хочет накормить ребенка, потому что ребенка нужно накормить, и при этом ей не важно, что ребенок есть не хочет. Мама говорит: «Ешь немедленно!» – но это значит только то, что мама это скажет, а не то, что она проследит и это будет сделано. Когда мама все это делает, осмысленным человеком она не является.

Страхи, гнев, обиды, другие сильные эмоции также блокируют разум и опускают человека в бездумное реагирование. К тому же результату приводит зависимость от привычек, заменяющих разум и отучающих их думать.

Курильщики курят не потому, что курение доставляет им удовольствие, они даже не замечают, когда рука сама тянется к сигарете. Это — дурная привычка.

Аналогичной привычкой является бездумное подчинение ожиданиям окружающих и склонность к полевому поведению. Нередко бездумная жизнь — это выбор самого человека, боящегося ответственности и эксплуатирующего позицию Жертвы.

Нулевая позиция восприятия имеет и свои минусы, и свои плюсы. К очевидным минусам можно отнести то, что привычка жить в нулевой позиции восприятия делает людей бездумными, ведомыми, мало развитыми.

Большинство детей рождаются вполне живыми и активными, но не подготовленным родителям с ними бывает трудно, и: «Вначале ребенка учат ходить и говорить, а потом — сидеть и молчать…» Окрики, шлепки, «не ходи, не трогай, у тебя не получится, ты все равно не умеешь» — ребенка приучают к тому, что чем его меньше — тем лучше.

Насколько это происходит — настолько у ребенка и формируется позиция ведомого, позиция «отключи свои мозги и слушай, что тебе скажут». Те дети, которые в меньшей степени подвергались этому давлению либо имели врожденный лидерский стержень самостоятельности, позже становятся или людьми невоспитанными (хулиганами), или лидерами и творцами.

Иногда то и другое одновременно.

С другой стороны, ребёнок, который без внутреннего сопротивления слушает и слушается УМНЫХ взрослых, имеет бОльшие шансы быстро перенять опыт и культуру.

Отношение к тем, кто выходит за рамки шаблонов

Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов – «молчаливого большинства». Смотри Конформисты и нонконформисты

Нулевая позиция и первая позиция

Различить, когда человек находится в первой, а когда в нулевой позиции – со стороны не всегда просто. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nulevaya-poziciya-vospriyatiya

Позиции Восприятия

Позиции восприятия вместе со Способами жизни — основной способ оперативной этики, практикуемый в Синтоне.

Нулевая позиция восприятия
Шаблоны и автоматизмы — позволяют привычно жить, не включая мозги, видеть то, что объяснили, хотеть и думать те мысли и желания, которые тебе вставили (например, последней рекламой из телевизионного ящика). «Прожил жизнь, не приходя в сознание». Слепота шаблонов — это просто и привычно. И столь же глупо, тоскливо и недостойно.

Но помимо автоматизмов, которые помогают «отбывать срок этой жизни», есть и другие — полезные и нужные. Всё, что вы умеете делать естественно и «на автомате» — ваши навыки.

От чтения текста и ходьбы (воспринимая слова целиком, а не складывая из отдельных букв, не задумываясь, что делает правая нога, а что левая, как перемещается центр тяжести), до навыков вождения автомобиля, слепой печати и скорочтения. Когда-то вы ничего ничего этого не умели, но со временем научились.

А чему-то научиться ещё предстоит. Любой навык — это прежде всего иструмент. Когда он нужен — используем, не нужен — убрали «на полку».

Вместе с этим полезно развивать (и активно использовать) следующие пять позиций воспрития:

Первая позиция восприятия
Личная позиция: Мои интересы, «Я хочу!». Ты всегда должен знать, что хочешь ты, что тебе подходит, что тебя устраивает, что тебе нужно. Ты должен быть заряжен энергией «Я хочу!», и это окажется твоим лидерским потенциалом.

Когда все вокруг «спящие» в привычных шаблонах, а ты вдруг имеешь свои глаза и свои хочу, кто окажется впереди и лидером? — Ты! Для окружающих такой человек с развитой личной позицией — человек инициативный, а для себя — он творчески проживает свою собственную жизнь.

Я-уверенность, проактивность: ощущение своей уникальности, уверенность в собственных силах, инициатива, смелость думать и жить по-своему, развитость личной позиции и своих интересов. Одна из самых приятных привычек, которую можно себе подарить.

Те, кому дорога самоактуализация, имеют в виду именно эту первую, личную позицию восприятия. Но когда человек ограничивается лишь самоактуализацией, получет в итоге кривую личную позицию — центропупизм. И поэтому самоактуализация должна дополняться другими, следующими за нею позициями восприятия.

Вторая позиция восприятия
Партнерская позиция восприятия: Интересы партнера, «Он хочет!». Я в позиции Другого.

Внимание к ожиданиям и потребностям партнера рядом, понимание его позиции и взглядов, принятие его позиции и чувств.

Очень эффективно везде, и любой бизнесмен знает: «Лучшая сделка та, которая учитываются интересы обеих сторон». Для других такой человек — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».

Третья позиция восприятия
Позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Спокойная объективка, взгляд эксперта, умение видеть себя со стороны, давать себе оценки те, которые дадут тебе люди посторонние — те, которые будут оценивать твой диплом или внешность, брать тебя на работу или замуж, предлагать интересные проекты.

Дополнительно — в любой ситуации видеть прежде всего интересы дела. Для делового человека это нужно всегда. Для других такой человек — «объективный», для себя — «понимаю ситуацию, создаю успех».

Четвёртая позиция восприятия
Системный взгляд: «Я и ты — часть системы» Тут будет анализ взаимосвязей, учет перспектив, интересов коллег и задач Системы.

(Слово Система пусть никого не пугает, это может быть и твоя семья, и твой дружеская компания, и твой коллектив коллег на работе — все это системы, и иногда очень симпатичные). Человек строит будущее свое и тех, кто будет после него.

Для других такой человек — «взрослый», а самому человеку это дарит мудрость, статус и уверенность в перспективах.

Пятая позиция восприятия
Позиция Ангела: «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

Это человек — умеющий любить, с радостью заботиться, а параллельно это же дает великолепную душевную неуязвимость.

Когда это сочетается с предыдущими позициями восприятия (то есть с хорошей головой), то таких людей очень ценят и берегут — и в личной жизни, и в деловых отношениях.

Ситуация и взгляд на нее из разных позиций восприятия
Соответственно, когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям. То, что хорошо по шаблону (если не думать), окажется печально с первой или второй позиции.

То, что забавно с первой позиции, может оказаться неприемлемым со второй. А двое влюбленных, у которых все классно с первой и второй позиции, будут очевидно неадекватно себя ведущими с третьей и четвертой позиции.

Здорово, если вы привыкли к системному взгляду, и мы рады за тех, кто освоил жизнь с позиции Ангела.

Резюме: Какие простые вещи!

Я вижу так.

Ты видишь это по-другому.

Со стороны это видится следующим образом.

А если посмотреть на перспективы и отдаленные последствия, то картина будет уже следующей…

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/pozitsii-vospriyatiya/

Читать

© Козлов Н. И., текст, 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим.

Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии.

Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.

От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.

«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным.

Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».

Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.

Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода.

Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл.

Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.

Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии.

Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ.

Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике.

Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.

Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Читайте также:  Коучинг и психологическое консультирование, консультация - психология

Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга.

Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются.

Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте.

Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.

Во всех статьях, где говорится о чувствах, слово «чувство» может иметь только один смысл и одно определение, и если автор утверждает, что чувства о нас заботятся, это должно относиться и к чувствам ужаса, отчаяния и кошмара. Если мы в одном месте пишем, что каждый человек является личностью, а в другом – «личностью не рождаются, личностью становятся», то очевидно, что это два разных понимания личности и они должны быть разведены.

Работа над энциклопедией показала и доказала необходимость сотрудничества. Каждый из нас начнет работать качественнее только тогда, когда мы, психологи, начнем сотрудничать. Врачи поняли это раньше нас, и специалисты, работающие над одной проблематикой, непременно контактируют друг с другом.

Окулисту, например, не обязательно сотрудничать с хирургом, но хирурги заботятся, чтобы удачные находки одного могли обогатить работу всех. В психологии, к сожалению, до сих пор царит феодальная раздробленность, где чуть ли не каждый психолог работает в своем собственном стиле, отмежевываясь от коллег.

Однако если они не будут искать сотрудничества, то не создадут направление. Если последователи одного направления будут отгораживаться от коллег другого направления, мы еще долго не создадим единую систему. Великолепно работать самому – мало.

Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее.

Жизнь подталкивает нас к сотрудничеству, и сейчас – хорошее время. Сегодня у практиков появился интерес к теории, а академическая психология начинает поворачиваться лицом к практике.

Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Синтон-подход – подход сотрудничества, он открыт для всех психологов-практиков с научным мировоззрением.

Хочется верить, что энциклопедия окажется востребованной в вузовских курсах практической психологии, станет учебной базой для начинающих практикующих психологов и понятийным стандартом для профессионалов.

Психология человека – внутренние особенности, отличающие одного человека от другого. У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех нас меняются ценности и интересы.

В психологию человека включают его способности, навыки, умения, в том числе управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и чувства.

«Снизу» психология человека определяется генетикой человека, строением и рисунком его тела, «сверху» – общественным окружением, в котором человек социализируется, откуда он берет образцы поведения, которое его так или иначе строит и воспитывает.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564672&p=6

Практическая психология

Луч внимания – это энергия, которой мы можем управлять, а круг внимания – это область, на которую мы распределяем энергию внимания.

Увеличивая круг внимания, мы делаем внимание более широким, уменьшая – более концентрированным. Концентрация – это сужение круга внимания, или, точнее, поддержание его строго необходимого размера.

Внимание не всегда должно быть прицельно точным, иногда необходимо просматривать обширную область.

Спецназовцев учат рассеивать свое внимание, чтобы на опасных участках можно было видеть сразу все вокруг, мгновенно реагируя на опасность, исходящую с любой стороны.

Опытный водитель за рулем смотрит не в какую-то определенную точку, а на дорогу целиком.

Если же он вдруг сконцентрирует свое внимание на рекламном щите или разговоре с попутчиком, он отвлечется от широкого видения дороги и может попасть в аварию.

Однако в ситуациях, когда опасности нет, а задача сложна, нужно уметь сужать круг своего внимания, концентрироваться на узкой задаче, чтобы ничто не отвлекало вас, чтобы кроме дела для вас какое-то время ничего не существовало.

Сужая круг внимания, концентрируясь на самом главном, мы действуем на этом участке максимально эффективно. То, на чем мы фиксируем внимание, начинает выделяться как четкая фигура на общем смутном фоне.

Такой навык вырабатывается в процессе тренировок. Управление лучом внимания На что обращать внимание, а на что нет, мы решаем сами – конечно, при условии, что можем управлять им.

Есть множество упражнений, тренирующих управление лучом внимания, здесь предложены только самые простые, для примера.

Упражнение «Линия»

По чистому листу бумаги очень медленно и плавно ведите карандашом линию и сосредотачивайте все мысли и внимание только на ней. Как только поймаете себя на отвлечении – делайте маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжайте. По окончании нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.
Упражнение «Дальтоник»

При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Напишите на листе бумаги десятка два-три названий цветов: красный, синий, зеленый, фиолетовый и т. д. (можно повторять).

Причем для каждого слова используйте карандаш или фломастер «не того» цвета. А при чтении называйте вслух цвет слова. Именно цвет, а не то, что написано.

Хорошо, если после тренировки вам удалось сделать это без ошибок.
Упражнение «Муха»

Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три. В центральной ячейке поля – муха (или другое насекомое). Задача: двигать муху так, чтобы она не выходила за границы поля, и не теряя ее из фокуса внимания. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево.

По диагонали муха не ходит, задний ход не дает – это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху нужно исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя – игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем, втроем и более, одному труднее.

Если вы без ошибок продержались пять минут – это хороший уровень концентрации.

Упражнение «Две мухи»

Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находятся две мухи: муха-1 и муха-2. Ходят они по очереди, например: «муха-1 – вверх», «муха-2 – вправо». Правила и задача – такие же, как в первом варианте упражнения: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок – хороший результат.
Восприятие

Восприятие – психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Образно можно сказать, что восприятие – это свернутое мышление.

Образ, картина ситуации создается на основе первичных ощущений, с приложением знаний, ожиданий, желаний, настроений и фантазии.

Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других характеристик процесса восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал) и т. д.

Собственным восприятием можно управлять. Нужно ли это делать ежесекундно? Едва ли. А вот в трудных и конфликтных ситуациях такой навык полезен.

Типов восприятия очень много, и они переменчивы. Если вы обладаете одними знаниями, а ваш друг или коллега – другими, то и смотреть на мир вы будете по-разному. Поэтому, даже если вам что-то кажется очевидным, обговорите и уточните это, споров будет меньше. А иначе – кто виноват?

Восприятие и эмоциональное реагирование взаимосвязаны: как ваши эмоции определяют ваше восприятие, так и способ восприятия во многом определяет эмоции. Какое восприятие ситуации вы создадите, с какой его позиции на нее посмотрите, такую эмоцию и получите.

Позиции восприятия – положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые принимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.

Чтобы что-то увидеть, надо на это посмотреть, направив свое внимание, и сделать это с какой-либо позиции, точки зрения. От нее зависит то, что вы увидите. Меняя позиции восприятия, вы изменяете свое восприятие происшедшего.

Позиции восприятия – это те или иные точки зрения, которые принимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния. Своим восприятием можно управлять.

Меняя позиции восприятия, вы изменяете свою оценку происходящего.

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации, отсутствие своей точки зрения), первая (Я в позиции Я), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвертая (системный взгляд), пятая (позиция Ангела). Нулевая позиция восприятия: забвение собственных интересов

Говорить, что все люди всегда думают о себе и заботятся о личных интересах (интерес – повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга к чему-либо или кому-либо) – значит думать о человечестве слишком хорошо.

Многие люди, когда живут и действуют, вообще ни о чем не размышляют, ленятся или боятся обратиться к собственному разуму, бездумно подчиняясь ожиданиям окружающих или требованиям ситуации.

В таких случаях говорят об отсутствии собственной позиции, или, другими словами, о нулевой позиции восприятия.

Нулевая позиция восприятия – замещение собственного восприятия и инициативы неконтролируемым выбором из имеющегося набора стереотипов восприятия и поведения.

Нулевая позиция – основа бездумного существования, шаблонного и ведомого поведения. Можно сказать, что в нулевой позиции восприятия человек действует как робот, проживая не свою, а чужую жизнь.

Если человек в своем развитии остался на уровне дрессированного животного, не тянется к культуре и не задействует разум, живя рефлексами, инстинктами и встроенными социальными шаблонами, он в своем реагировании не поднимается выше нулевой позиции восприятия.

Бывает, что и развитые люди впадают в нулевую позицию восприятия, когда ленятся, устают и становятся слепы к происходящему и своим интересам, заменяя живое восприятие шаблонным, творческое мышление – интеллектуальными шаблонами, свободное общение – суррогатами массовой культуры…
Нулевая позиция восприятия – замещение собственного восприятия и инициативы набором стереотипов восприятия и поведения. Многие люди боятся обратиться к собственному разуму и подчиняются ожиданиям окружающих или требованиям ситуации.

Зачем думать, когда есть привычные ритуалы? Мама хочет накормить ребенка, потому что это нужно сделать, и при этом ей не важно, что тот есть не хочет. Она говорит: «Ешь немедленно!» – но это означает только то, что она так сказала, а не то, что она проследит за процессом и цель будет достигнута. В этот момент мама не пользуется мышлением.

Страхи, гнев, обиды, другие сильные эмоции также блокируют разум и заставляют человека бездумно реагировать. К тому же результату приводит зависимость от привычек, заменяющих разум и отучающих человека думать.

Курильщики курят не потому, что вдыхание табачного дыма доставляет им удовольствие, они даже не замечают, когда рука сама тянется к сигарете. Это – дурная привычка.

Привычкой также является бездумное подчинение ожиданиям окружающих и склонность к полевому поведению. Нередко бездумная жизнь – это выбор самого человека, боящегося ответственности и эксплуатирующего позицию Жертвы (см. гл. 11, разд. «Автор и Жертва»).

У нулевой позиции восприятия есть и минусы, и плюсы. К очевидным минусам можно отнести то, что привычка жить в нулевой позиции восприятия делает людей бездумными, ведомыми, малоразвитыми.

Читайте также:  Авторитет родителей - психология

Большинство детей рождаются вполне живыми и активными, но неподготовленным родителям с ними бывает трудно, и, как говорится, «вначале ребенка учат ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать». Окрики, шлепки, «не ходи, не трогай, у тебя не получится, ты все равно не умеешь» – так юного человека приучают к тому, что чем его меньше, тем лучше.

Насколько мощно подобное воздействие, настолько сильной у ребенка и формируется позиция ведомого, позиция «отключи свой разум и слушай, что тебе скажут». Те дети, которые в меньшей степени подвергались этому давлению либо имели врожденный стержень самостоятельности, позже становятся или людьми невоспитанными (хулиганами), или лидерами и творцами.

Иногда тем и другим одновременно.

С другой стороны (и это плюс), ребенок, который без внутреннего сопротивления слушает и слушается умных взрослых, имеет большие шансы быстро перенять опыт старших и приобщиться к существующей культуре.

Источник: https://mentalklinik.ru/prakticheskaya-psixologiya/6/

Восприятие предметов в психологии

Восприятие предметов в психологии занимает особое место. Жизнь человека, так или иначе, связана с предметами.

Личность познает окружающую действительность через взаимодействие с явлениями природы, другими объектами, расширяет свои знания и представления о мире.

Предметы в нашей жизни играют существенную роль, приобретают колоссальное значение, так как ни одна личность не обходится без вспомогательных средств на пути познания и самосовершенствования.

Восприятие — это психический познавательный процесс, направленный на отражение предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств, состояний.

Психология восприятия — направление, изучающее процесс формирования индивидуального образа предмета, который оказывает влияние на анализаторы человека (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и т.д.)

Восприятие как целостное отражение предметов

Восприятие  предметов не может происходить изолированно от других процессов. Для полноты восприятия от индивида требуется и внимание, и усидчивость, и воображение, и память, чтобы запомнить все приобретенные впечатления.

  Полученная информация способна пригодиться через какое – то время, а не сразу. Поэтому даже спустя месяц, год, пять лет ею все еще можно будет пользоваться в своих целях.

Всему этому человек обязан целостному восприятию, которое отражает предметы и явления на всех уровнях.

Восприятие формы предметов

В работе восприятия большое значение имеют зрительный, двигательный, осязательный анализаторы. С помощью зрения личность впервые знакомится с особенностями того или иного предмета, выявляет его свойства и характеристики. Первые впечатления о предмете также формируются за счет зрительных образов.

В дальнейшем человек начинает осознавать, привлекает ли его внимание данный объект или он совсем не представляет никакого интереса. Орган осязания тоже имеет большое  значение. С его помощью становится возможным восприятие предмета без необходимости смотреть на него.

Так, в темноте или пространстве с ограниченным светом, где плохо видно, руки человека выполняют первичную функцию распознавания предметов. Даже с закрытыми глазами пальцы способны правильно определить форму и величину объекта. Восприятие формы предметов как процесс обнаруживает тесную связь с осязательными ощущениями человека.

  Зрительный анализатор так же важен, но без его участия отчасти можно обойтись, если нет физической возможности  применения.

Восприятие  цвета

Нельзя не отметить тот факт, что восприятие цветовой гаммы сильно связано с эмоциональной сферой человека. Каждой личности присуще выбирать для себя определенный цвет в одежде, интерьере, мебели, других предметах.

Предпочтение того или иного цвета формируется в результате личностных особенностей, ранее полученного опыта, эстетического вкуса и т.д. Кроме того, восприятие цвета играет далеко не последнюю роль в развитии памяти, мышления, воображения и речи.

  Запоминая цвета, ребенок учится соотносить свои представления о мире с теми требованиями, которые выдвигает общество. Известно, что люди, страдающие дальтонизмом, не могут воспринимать жизнь во всей ее полноте именно из – за своего ограниченного сознания.

То есть их анализаторы не распознают красоту многообразия красок и именно поэтому они испытывают состояние некоторой внутренней депривации. Как правило, эти люди несколько ограничены в эмоциональной сфере: слишком сдержанны и часто не умеют проявлять чувства.

Восприятие величины предмета

Величина является важной характеристикой любого объекта. Субъект деятельности всегда обращает внимание, какого размера тот или иной предмет. При этом важную роль играют зрительные ощущения, осязательные впечатления, возникающие от того, что индивид держит предмет в руках, и его предыдущий опыт.

Когда есть с чем сравнивать, человек, не задумываясь, причислит объект к классу похожих предметов. Если перед ним совершенно новый объект, значит, потребуется время на изучение и освоение его индивидуальных свойств.

Восприятие величины предмета – сложный процесс, требующий от личности умения анализировать и синтезировать материал.

Восприятие звука

Звук распространяется в пространстве с невероятной скоростью. Человеческое ухо не обладает способностью отследить все движущиеся колебания, но может улавливать частоты, доступные для его восприятия. Музыканты обладают повышенной чувствительностью к звуковым колебаниям и потому могут выстраивать у себя в голове целые мелодии с их участием.

Восприятие движения предметов

Человек воспринимает движущийся объект по – разному, в зависимости от того, близко или далеко он находится. Даже один и тот же предмет будет привлекать к себе неодинаковое количество внимания в различные моменты восприятия. Направление, угол зрения, под которым мы смотрим на объект, зависит от его места расположения, положения нашего тела в пространстве и личной заинтересованности.

Восприятие времени

Ориентация во времени является важной составляющей все жизни человека. Каждый из нас живет в собственном измерении и одновременно является частью великого целого. Восприятие времени зависит от многих факторов: от степени внутренней открытости личности к миру и ее обращенности к другим людям, их поступкам.

Участие в общественной деятельности, занятие философией иногда формируют линейное восприятие времени, когда все события, сменяющие друг друга, воспринимаются как закономерная последовательность. В каких – то ситуациях личность мысленно заглядывает вперед и старается предугадать, что будет в дальнейшем.

В этом процессе задействуются все анализаторы.

Восприятие пространства

Положение в пространстве помогает человеку правильно  ориентироваться на местности: запоминать расположения предметов, соизмерять собственные усилия с выбранным направлением движения, видеть опознавательные знаки, которые могут оказаться полезным ориентиром в сложной ситуации. Восприятие пространства представляет собой комплексный процесс отражения предметов и явлений. Он включает в себя зрительные, слуховые, двигательные, осязательные ощущения, которые и помогают выстраивать адекватную картину воспринимаемого объекта.

Константность восприятия предмета

Под константностью восприятия понимается категория относительного постоянства свойств, характеристик предмета при внешних меняющихся условиях. Так, один и тот же предмет, находясь на различном расстоянии от субъекта деятельности, воспринимается им одинаково. Цвет, форма, величина воспринимаемого объекта при этом не изменяют свои характеристики, а остаются прежними.

Константность восприятия формы объекта

Константность восприятия формы проявляется в сохранении видимости ощущения постоянства предмета при изменении положении тела в пространстве.

Скажем, если перевернуть хрустальную вазу, то она от этого не перестанет восприниматься как ваза и не сделается, к примеру, мячом или тарелкой. Незаметно для самих себя мы, глядя на предмет, фиксируем взглядом его контуры и запоминаем, как он выглядит.

Впоследствии, если нам просто произвести слово, обозначающее тот или иной объект, наше подсознание безошибочно «выдаст» тот образ, который там отложился.

Константность восприятия цвета объекта

Цвет, также как и форма, побуждает  способность личности к запоминанию. Часто сам цвет уже связан с каким – либо предметом, а потому вспомнить его название не составит особого труда.

Под константностью восприятия цвета принято понимать постоянство цветовой окраски предметов в условиях изменения освещения. Так, когда солнце уходит за горизонт, трава, деревья и река воспринимаются человеческим глазом в тех же цветах.

Эти предметы не приобретают очертания темноты, хотя мы и видим их не так отчетливо. Напротив, все объекты сохраняют свой естественный цвет, и человек безошибочно может различить их.

Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов

Каждая личность уникальна и воспринимает мир с позиции собственной индивидуальности.

На формирование и становление человека оказывают влияния различные факторы: внешняя среда, отношение окружающих людей, возможность оказания помощи и поддержки со стороны близких и другие не менее важные составляющие.

Между тем, находясь даже в приблизительно одинаковых условиях, всякий индивид действует по – разному, мыслит и чувствует так же сугубо индивидуально. Данный феномен объясняется тем, что в каждом из нас проявляет себя внутренняя личность, обладающая рядом характерных особенностей.

Синтетический тип

Людей данного склада отличает умение выделять главное из всего, что их окружает. Они с такой уникальной способностью отделяют основное от частного, что остается только позавидовать.

Человек, имеющий подобные способности, с легкостью умеет расставить приоритеты между важными и не важными делами, распланировать свою деятельность согласно внутреннему распорядку. Умение видеть главное часто выручает индивида в написании творческих и исследовательских работ, когда требуется отбросить лишнее и вплотную подойти к изучаемой проблеме.

В то же время, явное невнимание к «мелочам» способствует тому, что из виду упускаются детали, которые тоже могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни.

Аналитический тип

Для людей данного типа характерно повышенное внимание к частностям, деталям, фрагментам. Кому – то, может быть, они могут показаться несущественными и неважными.

Однако, именно способность концентрироваться на мельчайших деталях формирует способность видеть структурные компоненты каждого дела, поскольку ничего не упускается из виду.

Такая личность, например, может легко проанализировать стихотворения великих мастеров, выйти на понимание глубины посредством детального разбора понятий и образов.

Эмоциональная сфера

Любая деятельность, которую мы выполняем, так или иначе, связана с эмоциями и чувствами. Сознательно или нет, но на восприятие человека влияют его настроение, желания, амбиции.

К примеру, если личность не хочет ничему учиться, то будет подсознательно отталкивать от себя любую возможность к  самообразованию. Восприятие работает таким образом, чтобы отрегулировать и оставить в голове только нужную информацию.

Все, что выходит за рамки личностного выбора и притязаний, немилосердно отталкивается. Сам человек может даже не подозревать о том, что упускает хорошие шансы устроиться на престижную работу или узнать для себя что – то полезное.

Восприятие предметов обязательно проходит через сферу эмоций, и только когда чувства позволяют мозгу усваивать информацию в полной мере, личность имеет возможность полноценно развиваться.

Таким образом, восприятие предметов в психологической науке базируется на нескольких важных компонентах, имеющих неоспоримое значение для становления личности в целом. Важность эмоций, особенностей восприятия человеком цвета, формы, величины, движения подчеркивает глубину и актуальность вышеизложенной темы.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-predmetov-v-psihologii.html

Фокусы мозга или эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим

Если ты способен видеть прекрасное,  то только потому,  что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу,  в котором каждый видит собственное отражение. Пауло Коэльо

Все что мы знаем, знали и когда либо будем знать дает нам наше восприятие. От лат. рerceptio – перцепция или восприятие, которое за счет осмысления поступающей к нам сенсорной информации  формирует субъективную картину мира.

Почему субъективную? Потому что при восприятии, присутствуют следующие факторы. Это:

— Опыт — человек усваивает ту информацию, о которой уже так или иначе, хотя бы частично знает из прошлого опыта.
— Установка восприятия — человек ожидает увидеть то, что должно быть увидено исходя по прошлому, уже имеющемуся опыту.
— Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Читайте также:  Снятие основы конфликта - психология

— Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Существует три механизма избирательности восприятия:

  • Принцип резонанса — отвечающее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.
  • Принцип защиты — противоречащее ожиданиям человека воспринимается хуже.
  • Принцип настороженности — пугающее, вызывающее опасение замечается быстрее прочего.

Также лучше воспринимается то, что чем-то выделяется в общей массе себе подобных. Лучше воспринимается то, что движется, чем то, что статично.

Большую роль в создаваемой картине мира играет Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя самого, т.е. так или иначе имеет отношение к самому воспринимающему человеку.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Полученные образы складываются в определенные ситуации, которые человек оценивает, после чего принимает решение о своём поведении.

Социальному восприятию, которое имеет место при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга:

  • Галоэффект (эффект ореола) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда – достаточно произвести первое сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам, недостаткам привлекшего внимание человека.
  • Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация “перечеркивает” всю предыдущую.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.
  • Эффект присутствия — чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности — например, руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.
  • Эффект гипервзыскательности — например, учитель преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает позитивные.
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про блондинок, как пример.
  • Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.
  • Внутригрупповой фаворитизм — “свои” кажутся лучше, чем “чужие”.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что “другой” относится к нему так, как он сам относится к “другому”.
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что “свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется, забывается как не стоящая внимания.

Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению, тем чаще имеет место этот феномен.

Каузальная атрибуция это интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Хотя на самом деле все может быть совсем не так. Как говорится, каждый судит по себе, и по своему опыту и ценностям.

Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям.

  1. К упрощению познания другого человека (людей).
  2. К формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Существует три типа атрибуции:

  • личностная атрибуция (причина того или иного поведения приписывается человеку, совершающему действие – причина в самом человеке);
  • объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок – причина в ком-то или чем-то);
  • обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам – причина в обстоятельствах).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель — личностную.

Резюмируя: как вся эта информация может помочь стать счастливее, лучше понимать других, строить более гармоничные отношения? Напрашиваются два вывода исходя из вышеизложенного:

— Не делать поспешных выводов, посмотреть на ситуацию с разных сторон, собирать информацию об интересующих вас объектах из различных источников. Поменьше доверять чьему-то мнению и побольше своему. Но принять к сведению все точки зрения!

— Учитывать, что люди, с которыми мы общаемся, также склонны к этим эффектам восприятия или фокусам мозга. Поэтому нельзя ожидать от них всегда полную беспристрастность, объективность, точность восприятия и логичность суждений.  

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Жизнь без конфликтов­: реальность­ или иллюзия? Техника ведения эффективных переговоров.
  • Вперед: Неприятный собеседник: как правильно разговаривать.

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-obshcheniya/557-fokusy-mozga-ili-effekty-vospriyatiya-veshchi-kak-oni-est-i-kakimi-my-ikh-vidim

Сила 4-й позиции восприятия

Первое, что хотелось бы обозначить в этой теме, это то, что любая коммуникация (если вы преследуете в ней какие-либо цели), это манипуляция.

Ведь согласитесь, что если вы вступаете в коммуникацию, имея какие-то цели, вы так или иначе что-то делаете, чтобы этих целей достичь. И хотите вы того или нет, вы влияете на своего собеседника. А он на вас.

И вы не можете не влиять друг на друга, если вы вообще сообщаете друг другу какую-либо информацию, и уж тем более, если вы просите или предлагаете ему что-то сделать или что-то принять.

Любая продажа — это манипуляция. Соблазнение — манипуляция. Рассказ о том, как вам плохо — тоже манипуляция, с неявно выраженной целью, чтобы вам посочувствовали.

Даже слово «Спасибо», это тоже манипуляция, потому что если оно сказано от души, оно обязательно вызовет в человеке позитивные эмоции, которые свяжуться в сознании человека с вами, и оставят о вас впечатление, как о благодарном и приятном человеке. Согласитесь, это вам выгодно? 🙂

Поэтому если говорить об этичности манипуляции, нужно говорить об этичности целей, стоящих за манипуляцией. Впрочем, об этом мы уже говорили в статье «НЛП и манипуляция».

Теперь, когда над некоторыми «и» точки расставлены, мы можем перейт к разговору о позициях восприятия.

Классические три позиции восприятияО первой и второй позиции восприятия мы с вами уже говорили неоднократно («Манипуляция личностью с помощью сдвига позиций восприятия» и «Программирование успешного поведения»).

Если коротко, то первая позиция, это ваша личная точка зрения, представляющая ваши интересы, ценности и цели; она, как правило, в речи соответствует местоимению «Я». Вторая позиция восприятия, это точка зрения вашего собеседника, это его интересы, ценности и цели; ее проявление в речи мы можем услышать в рамках местоимения «ты».

Навык нахождения в этих позициях дает объемное видение обсуждаемого вопроса и позволяет заметить ключевые выгоды всех сторон в обсуждаемом вопросе. Так, например, переход во вторую позицию с клиентом позволяет продавцу заметить, чем мотивируется этот клиент и что ему нужно, что бы сделать покупку.

Вторая позиция с начальником позволяет увидеть, что он ценит в подчиненных, и что ему важно, а что нет в данной работе.

Как это можно использовать, думаю, понятно 🙂 Ну а навык перехода во вторую позицию с объектом соблазнения дает вам всю информацию, которая вам нужна для его быстрого соблазнения 🙂 Подробнее о том, как осуществляется переход во вторую позицию восприятия в статье «Программирование успешного поведения»

Третья позиция восприятия еще интереснее. Это точка зрения, независимая от первых двух, из которой вы наблюдаете за самим взаимодействием двух замечательных людей — вас и вашего собеседника.

Третья позиция совершенно беспристрастна (как только появилось пристрастие — вы уже либо в первой, либо во второй позиции), и позволяет объективно оценить саму коммуникацию — куда она катиться, проще говоря :).

Отсюда вы видите в чем 1-я и 2-я позиции совпадают по интересам, а в чем еще нет, и это ценнейшая информация! Чем? Тем, что как только вы откорректируете свою первую позицию так, чтобы ее интересы совпали с интересами второй, вам останется только щелкнуть пальцами и получить желаемый результат!

Легко сказать «откорректируете»! Как? Ущемить свои интересы ради чужих? Ну уж нет!!!
Знакомо? Обычно на этом моменте и рушиться вся коммуникация, и спасти ее может только чудо. Или четвертая позиция восприятия.

Четвертая позиция восприятия

О четвертой позиции восприятия упоминают редко. Почему-то так повелось. Хотя используют ее практически всегда, когда работают с первыми тремя и достигают успеха в коммуникации. Что же это за позиция восприятия?

Четвертая позиция восприятия включает в себя все три предыдущие, а в речи выражается местоимением «мы». Это позиция всей системы большего масштаба, в которую включены эти люди (команды, фирмы, общества и т.д.).

Самое интересное, что формально команды может и не быть. Однако, всегда есть нечто, что может объединить любых людей в команду, действующую в одном направлении. Это и есть главный секрет четвертой позиции восприятия, в котором и заключается ее могущество. В чем он ?

Вы будете удивлены, насколько все просто. Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается в единой цели. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен команду «Мы». 

Причем, напрямую, общая цель команды может и не являться частными интересами объединенных в нее людей. Но, тем не менее, она будет для них актуальна, если через реализацию этой общей цели каждый видит путь удовлетворения своего частного интереса.

Например, освоение нового рынка компанией не так важно отдельному продавцу этой компании, как ее директору. Но вытекающее из этого увеличение объемов продаж, и, как следствие, увеличение зарплаты продавцов, будет мотивировать их на достижении этой цели компании. И главное для директора — это суметь донести это до продавцов.

Еще один пример. Повышение общего уровня интеллектуального развития всего человечества для каждого из нас может казаться не таким важным, как, например, повышение нашего личного уровня развития. В какой-то мере, это может казаться даже не выгодным нам, как появление лишней конкуренции.

Однако, если задуматься о том, сколько всего интересного мы можем узнать от других людей, когда их уровень развития станет выше… И сколько всего уникального могут создать эти люди, чем мы все потом сможем пользоваться (например, интернет)…

Начинаешь понимать, что чем больше будет уровень развития других людей, тем лучше будет нам всем.

Таким образом, четвертая позиция восприятия позволяет системно рассмотреть интересы всех членов команды «Мы» сквозь общий камандный интерес. А если мы можем эти выгоды увидеть, значит мы можем их и создать.

Позиция «Мы» — это особенность лидерского мышления. Только тот может увлечь людей за собой и получить их искреннюю веру в свою идею, кто способен мыслить в рамках коллективных интересов. А тот, кто может еще и показать другим людям, как в коллективных интересах реализуются их частные интересы, способен воодушевить массы на воплощение любой своей идеи.

Именно это качество во все времена было свойственно самым успешным общественным лидерам: руководителям крупнейших корпораций, популярнейшим политикам, и любимым народом ораторам. И так же стоит отметить, что навык мышления в рамках позиции «Мы» даже на начальном уровне делает из человека первоклассного манипулятора.

Источник: http://www.inomir.ru/psyhology/nlp/910.html

Ссылка на основную публикацию