Телеска — психология

Сергей Сергеев

Я практический психолог, телесно-ориентированный терапевт, гештальт-терапевт, психолог-сексолог.

Интегративное сочетание различных подходов психотерапии, значительно повышает эффективность работы и гибкость в решении поставленных задач терапии.

За годы нашей жизни, у нас формируется индивидуальный и неповторимый характер, подобно узору калейдоскопа, сложенного из мельчайших частей нашей личности. Кроме всего этого, мы можем что-то принимать в себе, а чему-то очень противиться, стараясь всячески не замечать и избегать. В первую очередь, это связанно с тем, в каком окружении мы росли.

Какие культуральные стереотипы нас окружали, наши физиологические особенности, воспитание, место проживание, политический строй, время, ценности, убеждения, навыки, умения, мировоззрение, количество полученной любви и поддержки, а также многое другое. Поэтому, мы все такие разные и не похожие друг на друга.

 В результате, этих, наших, индивидуальных особенностей, отличающих нас друг от друга, готовых решений нет и быть не может!

Телесно-ориентированная терапия выделяется из множества различных направлений в психотерапии, своей непревзойденной эффективностью при работе с психосоматическими заболеваниями. Это связано с тем, что мы входим в контакт с подсознанием напрямую через тело.

Суть метода очень проста, как все гениальное: блок или очаг напряжения в сознании, имеет своё четкое отражение в виде блоков и очагов напряжений в теле. Можно с уверенностью сказать, что проблема в голове и напряжение в теле, суть одного и того же. Если мы говорим про телесные проявления, блоком или зажимом называют определенные напряженные участки тела.

Если про психологическую составляющую, то это различные деструктивные убеждения, психотравмы, детские страхи, внутренние конфликты. Когда мы подавляем свои чувства, эмоции и двигательные импульсы, по каким-то причинам — это приводит к напряжениям в различных частях нашего тела, образуя устойчивый мышечный блок «панцирь».

В связи с этим возрастает нагрузка на суставы, пропадает чувствительность, нарушается кровообращение, ухудшается дыхание, что приводит к различным заболеваниям и неприятным психологическим состояниям.

Еще есть такое понятие как конфликты. Конфликты бывают внутриличностные и межличностные. Под внутриличностным конфликтом мы понимаем, что определенная потребность вступает в конфликт с каким-то нашим убеждением. Межличностный конфликт — это конфликт со средой, внешним миром.

 Порой конфликты связаны с тем, что мы плохо чувствуем свое тело, соответственно возникает проблема с осознанием своих истинных чувств, ощущений и потребностей. Возникает так называемая «сенсорная глухота».

И тогда сознание берет на себя роль конструировать «искусственные чувства» согласно тем убеждениям  и прошлому опыту, которые стоят за этой ситуацией. При помощи интеллектуальных «конструкций» человек объясняет себе, «как нужно чувствовать» в той или иной ситуации.

Что не редко приводит к столкновению (конфликту) истинных неосознаваемых потребностей человека с искусственно выдуманными, которые ко всему прочему, могут легко вписаться в определенную концепцию человека.

Такой конфликт всегда проявлен телесно, в виде различных напряжений определенных участков тела: это может быть ощущение боли или всевозможные психосоматические заболевания.

Психосоматика выступает здесь в роли определенного послания телом сообщения к сознанию человека, что присутствует конфликт, который частично и далеко не самым лучшим способом разрешается посредствам ухода человека в болезнь. Если говорить про психосоматическое заболевание простым языком, то оно для человека ВСЕГДА оказывает определенную «ВЫГОДУ».

Выгода может заключаться в том, что теперь можно что-то НЕ ДЕЛАТЬ, или что-то ПОЛУЧАТЬ по средствам этой болезни. Например: Когда мы болеем, мы можем без особого угрызения совести не пойти куда-то, куда нужно было идти, но не хотелось. Или не ехать куда-то, куда не хочется, а отказать страшно или стыдно.

Или получить много внимания, заботы и тепла от важных для вас людей по средствам болезни. Болезнь, в этих случаях, берет за вас ответственность в решении ваших потребностей, в том, в чем вы сами не смогли найти способ удовлетворения её. Правда, во всем этом, есть один минус — способ не самый здоровый!

Как вы уже понимаете, попытка лечить конфликт лекарствами, приведет только к подавлению симптома, но никак не к его разрешению. Ведь тело и сознание, есть суть проявления одного и того же. Как рисунок из металлических опилок, повторяет узор электромагнитного поля.

Воздействие через тело, напрямую открывает нам дорогу к нашему бессознательному. Мы непосредственно через тело, исследуем наши подавленные и когда-то сдержанные эмоции, которые копятся годами и «контейнируются» в виде напряжений в нашем любимом теле. Избыточное напряжение находит выход (разрядку), через психосоматику («психо» — душа, «сома» — тело, единство души и тела).

Телесная терапия, нам помогают, не дожидаясь патологических решений, избавиться навсегда от мучающих тело и душу проблем, путем разрядки, осознания и разрешения причин, вызывающих напряжения на всех уровнях.

Освобождая связанную с травмирующим опытом энергию, мы с каждым разом получаем дополнительные ресурсы, необходимые нам для достижения чего-то нового, тем самым повышая нашу повседневную эффективность.

А ощущение от «свободного тела» дарит нам радость, здоровье и счастье, от каждого прожитого дня.

Гештальт терапия помогает значительно расширить свою осознанность, тем самым решить свои конфликты. Основное предназначение такой терапии заключается в том, чтобы наладить процесс осознания,  развития и удовлетворения потребностей, возникающих в нас постоянно и непрерывно.

Говоря о потребностях их можно поделить на два вида: биологические потребности и квазипотребности. Потребность если говорить простым языком – это то, чего мы хотим. То есть когда мы говорим: «Я хочу…», мы говорим про нашу в данный момент времени потребность. И все хорошо, когда она удовлетворяется.

Мы чувствуем в этот момент радость, удовольствие, счастье. А что происходит с нами, если мы чего-то хотим и никак этого не получаем?! Не можем получить, и так на протяжении длительного времени, а может, даже, так и не достигаем желаемого. То есть потребность не удовлетворяется по какой-то «веской» причине.

Мы здесь уже испытываем совсем другие чувства, разные, но все неприятные, страх, боль, гнев, печаль, грусть, вина, обида, они сообщают нам о том, что мы неудовлетворенны. Поэтому чувства это важная составляющая психотерапии, это некий маркер, указывающий, что происходит сейчас с нашей потребностью и как нам от этого.

Теперь понимаете важность наших чувств, только они нам могут помочь осознать, чего на самом деле хотим мы и чего на самом деле мы получаем. Когда нет чувств, то и непонятно, чего мы хотим.

Хотеть — не думать, это совсем разные феномены! В общем, осознание, помогает нам глубже заглянуть в себя и увидеть там, как мы себе не даем быть счастливыми. Можно конечно оставить все как есть, а можно что-то попробовать сделать по-другому, выбор всегда за вами, в принципе, как и ответственность за свою жизнь!

Осуществляю индивидуальное психологическое консультирование по следующим темам:

— Психосоматические заболевания

— Последствия стресса

— Хроническая усталость

— Конфликты внутренние и межличностные с другими людьми

— Тревога, страхи, фобии

— Невротические состояния

— Лишний вес

— Сексуальные расстройства

Не обязательно обращаться за помощью к психологу только при наличии острой проблемы. Иногда есть потребность поразмышлять о своих личностных смыслах, об отношениях с самим собой, с другими людьми или разобраться в чем-либо.

Все может человек — если захочет,

одного не может, захотеть — если не хочется.

Уже поздно возвращаться назад, чтобы всё правильно начать,

но ещё не поздно устремиться вперёд, чтобы правильно закончить…

Источник: http://teleska.pro/

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)

Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия переживаний человека. В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, характер психологических проблем и конфликтов человека.

Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело — это изначальная данность в бытии родившегося младенца. Развиваясь, ребенок прежде всего вычленяет из реальности именно свое тело. Позже тело становится основой личности и сознания и воспринимается как «Я».

Именно телесно-чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте. Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны.

В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения другим людям.

Но у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия — от мышления и чувств, понимание — от поведения.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира.

Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни.

В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

К потере контакта с телом приводят:

  1. любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;
  2. ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства;
  3. плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным;
  4. неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;
  5. критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем;
  6. ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют; ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю;
  7. религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний;
  8. травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.

Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, — строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, — телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений.

Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации. Понятия «тело», «телесность» — ключевые в телесной терапии.

«Телесность» — это не только собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные феномены сознания: традиции, желания, потребности. Телесность, тот или иной способ восприятия телесности, и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры самосознания.

В экзистенциальном смысле мир телесности — это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость Вселенной, где тело связывает человека и природу в единое гармоничное целое. Мир телесности не определяется какими-либо историческими, культурными, национальными особенностями, которые ставят границы между людьми.

На уровне тела, то есть базовых морфологических, биологических свойств нашей природы, все люди едины и подобны друг другу. Телесность нельзя сводить к индивидуальному уровню человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру.

Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, и контакт с телом необходим человеку для осознания и освоения собственной природы. В различных направлениях телесной психотерапии многолетние теоретические и практические исследования изучают язык стрессов и травм, его влияния на состояние тела и души.

Читайте также:  Арт-терапия - психология

Тут разработаны способы исцеления, специальные методики и техники, теория и практика психосоматической коррекции личности. Важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний человека. Телесная психотерапия направлена не на их устранение, а на то, чтобы сделать их доступными осознанию.

Тогда ставшие невротическими или патологическими чувства и поведение можно соотнести с представлениями, смыслами и ценностями человека. В телесной терапии существует множество подходов, иногда резко отличающихся один от другого. Тут разработано большое число разнообразных техник, использующих взаимодействие с телом: прикосновения, движения, дыхание.

Техники телесной психотерапии расширяют активное или направленное воображение, которое включает в себя не только образы, но и осознанные телесные ощущения и потребности, желания и чувства. Данные техники открывают доступ к соматическому бессознательному и позволяют устранить выявленные блоки, мешающие развитию личности.

Эти техники отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек — единое функционирующее целое, сплав тела и психики, где изменения в одной области сопровождают изменения в другой.

Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и ощущение в каждый данный момент единства тела и психики, ощущение целостности всего организма.

Методы телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, в его чувствах и психике в целом. Действенность этих методов и возможность злоупотребления ими приводят к тому, что вокруг психокоррекционных групп, где они практикуются, возникает множество домыслов и споров. Однако задачи этих групп не так уж сильно отличаются от тех, что стоят перед группами, использующими другие психотерапевтические подходы, например перед гештальт-группами, в которых участники исследуют и осознают свои чувства.

Телесная психотерапия показана самым разным людям. Исключение составляют случаи, когда малообщительный человек стремится к телесной психотерапии, чтобы избежать необходимости совершенствовать свои навыки традиционного общения. Еще одним исключением являются люди с патологической потребностью в физическом контакте и даже в причинении боли другим.

Источник: http://www.perception.ru/articles/top

Телесно-ориентированная терапия

Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом. Чтобы вы могли ориентироваться в этих методах, мы разделили их на пять групп.

Лишь в 1960-е годы психологи cтали уделять серьезное внимание телу человека. И хотя некоторые из последователей Фрейда – Георг Гроддек, Вильгельм Райх, Отто Ранк (Georg Groddeck, Wilhelm Reich, Otto Rank) всегда отдавали ему должное, все же более популярным было мнение, что тело и душа не зависят друг от друга.

Все изменили сексуальная революция и появление хиппи – субкультуры, призывающей к раскрепощению и природному естеству. В США стали возникать группы ученых, которым хотелось выйти за рамки слишком узкого фрейдистского подхода, но и не впасть в другую крайность – бихевиоризм, чьи последователи были буквально помешаны на физиологии.

Исследователям хотелось создать техники, приближенные к самой сути человека. Особенное воодушевление царило на западном побережье Америки, в частности, в Институте Эсален, где и были заложены принципы телесноориентированной терапии.

Александр Лоуэн (Alexander Lowen) разработал метод биоэнергетического анализа, Фриц Перлз (Friedrich Perls) предложил гештальт-терапию, Ида Рольф (Ida Rolf) создала технику рольфинг.

Эти и другие ученые обращали внимание в первую очередь на телесную сторону нашей жизни.

Они говорили об удовольствии быть в собственном теле, подчеркивали важность физического контакта и занимались расшифровкой посланий нашего тела в ответ на психические переживания (что впоследствии было названо психосоматикой).

Из множества современных техник мы выбрали чуть больше двадцати – предназначенных для работы с телом и помогающих высвободить наши скрытые переживания и облегчить душевные страдания.

В эту категорию попали самые старые техники: к примеру, метод самовнушения появился в конце ХIХ века, не говоря уже о медитации, которую практиковали еще древние индусы, и релаксации – ее «официальная» версия была предъявлена миру еще в 1920-е годы.

Все три методики направлены на восстановление внутреннего равновесия, позволяют почувствовать себя лучше в собственном теле, научиться контролировать душевные порывы и, самое главное, – справляться со стрессом.

Их нельзя назвать методами терапии, скорее, они способствуют развитию и личностному росту.

Его создатель, французский фармацевт Эмиль Куэ (Emile Coue), в течение долгого времени наблюдая за клиентами своей аптеки, пришел к выводу, что больной, который остается безучастным к тому, что с ним происходит, поправляется гораздо медленнее.

Тогда он предложил клиентам, принимая лекарства, произносить простую фразу: «С каждым днем мне становится все легче». Эффект от лечения был поразителен – больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы.

Так фармацевт смог доказать реальную силу самовнушения: человека исцеляет уверенность в том, что он обязательно поправится. Что не отменяет, конечно, самого лечения.

Повторять позитивную установку нужно в сновидном состоянии сознания (между явью и сном – вечером, засыпая, или утром, пробуждаясь) – в это время наше бессознательное наиболее восприимчиво к информации.

Метод, ставший основой для всех последующих техник релаксации, был разработан в 20-е годы ХХ века американским физиологом Эдмундом Якобсоном (Edmund Jakоbson) и получил название «прогрессирующая релаксация». Основной принцип методики – снижение мышечного напряжения.

Для этого необходимо поочередно напрягать и расслаблять различные группы мышц. К примеру, пациент плотно сжимает кулаки и некоторое время удерживает их в напряжении. Тренируемая мышца утомляется и после ослабления напряжения становится еще более расслабленной, чем до начала упражнения.

Так же прорабатываются остальные группы мышц.

Суть медитации заключается в том, чтобы временно приостановить интеллектуальную деятельность и сконцентрироваться на восприятии органов чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус являются ключами для медитативной практики. Многие уверены, что это какое-то невероятно сложное занятие, требующее знаний, особой подготовки, специального места и времени.

На самом деле медитация вовсе не является занятием для избранных. Любые простые действия – к примеру, смаковать шоколад, вслушиваться в пение птиц, поглаживать гладкий камень, – если осуществлять их не спеша и осознанно, могут превратиться в настоящую медитацию, стать одним из способов релаксации, восстановления сил, гармонизации души и тела.

Главное, делать это регулярно, утром или вечером, примерно в одно и то же время.

Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать для себя (и для нас) эти методики.

Название происходит от английского rebirthing – «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр (Leonard Orr) разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания – когда между вдохом и выдохом нет паузы.

Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них.

Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф (Stanislav Grof) разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки.

Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью.

В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

Создатель хакоми-терапии – телесноориентированный терапевт Рон Курц (Ron Kurtz), специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела.

Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей.

Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка – часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям.

Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.

С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.

Большой успех имеют тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис (Alfred Tomatis) выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность и улучшает память.

Вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия.

Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

Психоаналитик Вильгельм Райх (с. 84) первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинесиология работает с запечатленными в нашем теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологи-ческой травмы.

Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно.

Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления.

Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

Датский психотерапевт Лизбет Марчер (Lisbeth Marcher) разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслаб-ления, а тем, кто слишком расслаб-лен, – наоборот, способы привести мышцы в тонус.

Многие методы оздоровления души, известные с древности, можно назвать «глобальной гимнастикой». Современные техники работы над осанкой и движениями, помогая снять телесное напряжение, способны устранять и эмоциональные блоки.

Читайте также:  Развитие самостоятельности мышления - психология

Двигательная практика физика и врача Моше Фельденкрайза (Moshe Feldenkrais), созданная им в 1930-е годы, позволяет достичь приятного самоощущения через овладение собственным телом. Пациенту не показывают конкретные движения, а лишь убирают те, которые ему не подходят. Главная цель методики – двигаться с комфортом.

Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и миром.

Задача терапевта – создать безопасное пространство, в котором, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или партнерами, человек учится взаимодействовать с другими и с самим собой.

Также у него появляется возможность понять причину симптомов, болей, телесного дискомфорта или ограничений в движениях. Кроме того, в процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы и снимается напряжение.

В 1970-х годах телесноориентированный психотерапевт Дэвид Боаделла (David Boadella) начал разрабатывать технику, которая снимает напряжение в теле с помощью специальных упражнений и массажа, позволяет по-новому почувствовать собственное тело, иначе оценить себя и окружающий мир. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо – значит быть свободным, без мышечных зажимов.

Женская практика, с помощью которой достигается гармония между телом и эмоциями. Во время танца идет работа с энергиями, перестройка и трансформация тела в соответствии с природными силами женщины.

Христианская культура никогда не одобряла физические контакты. Более того, были времена, когда она накладывала строжайший запрет на любые прикосновения, трактуя их как акт агрессии.

Отрицание тела усугубила теория Фрейда, которая в любой мысли и любом поступке видела сексуальный подтекст. Прошло немало времени, прежде чем человечество признало лечебный эффект прикосновений и массажа.

Сегодня они, в разных формах, стали частью терапевтического лечения.

Этот метод разработан Идой Рольф (Ida Rolf), доктором биохимии, в 50-х годах ХХ века. Рольфинг снимает мышечное напряжение путем глубокой проработки мышц, а именно – сильными и зачастую болезненными растяжками соединительной ткани и фасций тела, которые связывают скелет человека и его мышечную систему.

По мнению автора методики, для сохранения здоровья человек должен обращать внимание на свою походку, осанку, манеру садиться… Цель – достичь телес-ного баланса, поскольку сбалансированное тело лучше приспосабливается к стрессу, который часто становится причиной болезней души и тела.

На основе рольфинга были разработаны и другие ме-тодики: фасциотерапия Дэни Бойса (Dany Bois) и краниальная остео-патия Пьера Хэммонда (Pierre Hammond).

Вдохновившись работами Вильгельма Райха (с. 84), норвежский психолог Герда Бойсен (Gerda Boyesen) сформулировала принципы нового метода.

В его основе заложена констатация, что массаж усиливает эффект от проводимой терапии. Впоследствии ее сын Поль Бойсен (Paul Boyesen) внес в технику матери элементы психоанализа.

Сегодня этот метод сочетает консультацию терапевта и клиента «лицом к лицу» с массажем.

Техника создана для полного расслабления мышц. Плавность и непрерывность (с обволакивающим эффектом) прекрасно воздействуют на напряженные мышцы. Массаж проводят под специально подобранную музыку, а все приемы – растирание, поглаживания и надавливания – выполняются в такт с мелодией.

Иными словами – «наука об эмоциональной привязанности». Этот метод был разработан голландским ученым Франсом Вельдманом (Frans Veldmаn). Помогает будущим родителям установить контакт с ребенком, пока он находится в утробе.

Общение устанавливается посредством голоса и наложением рук на живот. Ребенок чувствует эти прикосновения и отвечает на них.

Этот же метод применяется для налаживания отношений между детьми и родителями и также для сопровождения человека на терминальной стадии болезни.

Свой метод Матиас Александер (Matias Alexander) разработал в 1920-е. Его принцип – скорректировать осанку и выработанную годами манеру двигаться. Метод прост: обращать внимание на то, как мы управляем своим телом в обычной жизни, как мы стоим, садимся, ложимся… И учиться делать это правильно.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/telesno-orientirovannaya-terapiya/

Упражнения для снятия телесных блоков

« Назад

28.10.2013 19:08

«Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.»

В.Райх

       Вильгельм Райх — всемирно известный австрийский психоаналитик, основатель телесно-ориентированной психотерапии.

Впервые ввел понятие «броня» характера, которая проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и т.п.

Для работы с телом Райх разработал  специальные техники: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях, женские практики, мужские практики.

    Психоаналитик ввел понятие оргонная энергия или оргон. Эта самая энергия, которая на протяжении веков была известна на Востоке как «ци»,  или «прана».

 Райх считал, что энергия оргон —  это та созидающая сила, которая является основой нашей сексуальности, и, на самом деле, всего живущего и растущего во Вселенной. Она проходит сквозь жидкости тела биоэлектрическим путем.

Сокращение или расширение этой энергии в организме это то, что порождает физическое движение, а также субъективное переживание чувств, таких как удовольствие или беспокойство.

      Райх полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии — существенные стадии в процессе сексуального возбуждения и оргазма. Он назвал это «формулой оргазма», четырехфазным процессом, характерным для всех живых организмов:

      
     механическое напряжение —биоэнергетический заряд — биоэнергетический разряд — механическое расслабление.

     В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая, в конце концов, разряжается в оргазме, который по существу является феноменом биологической разрядки:

  1. сексуальные органы наполняются жидкостью — механическое напряжение;
  2. в результате возникает интенсивное возбуждение — биоэнергетический заряд;
  3. сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях — биоэнергетическая разрядка;
  4. наступает физическая релаксация — механическое расслабление

     Наблюдая за своими пациентами, Райх обнаружил, что они почти всегда жаловались на какие-нибудь сексуальные нарушения и что эти пациенты  были  эмоционально блокированы. Они утеряли способность спонтанно и без сопротивления отдаваться чувствам или эмоциям.

Во время курса лечения, пациенты, достигая с помощью дыхания состояния высокого энергетического заряда, неизменно высвобождали энергию в форме мощного эмоционального или физического выброса энергии.

После нескольких месяцев  терапии  пациенты заметили значительное улучшение своей способности отдаваться и получать удовольствие от своей сексуальной жизни.

      Что же происходит энергетически  в теле во время занятий любовью. Сексуальный заряд или возбуждение может ощущаться во многих местах по всему телу, но постепенно фокусируется в гениталиях, когда заряд высок.

С генитальным проникновением, полным контактом тел, движением и углубившейся пульсацией дыхания, заряд становится еще выше, и как результат этого появляется относящееся к возбуждению напряжение. В момент, предшествующий оргазму, движения тела становятся непроизвольными.

С началом оргазма мускулатура гениталий и всего тела испытывает серии непроизвольных конвульсий, которые вызывают высвобождение биоэлектрической энергии, Высвобождаясь, заряд, который был сфокусирован в гениталиях, растекается назад по всему телу и к его периферии, создавая тонкие волны приятных ощущений во всем теле.

      Формулу оргазма можно приложить и к чувствам и эмоциональному высвобождению. Если человек блокирует или подавляет эмоцию, то энергия этой эмоции сохраняется в мускулатуре в виде напряжения.

Повышая заряд энергии посредством дыхания (как мы поступаем во время сессии) мы получим как эффект увеличение напряжения, так как мускулатуре приходится напрягаться еще больше, чтобы удержать блок.

Когда  сила энергии за эмоцией  становится слишком сильным для того, чтобы его могла удержать мускулатура, энергия спонтанно высвобождается в форме эмоционального выброса, который может включать в себя движения тела, звуки и выражение чувств.

Как следствие энергетического высвобождения, мускулатура (которая больше не напряжена и не удерживает блок) может придти в состояние расслабления, которое обычно переживается как приятное.

      Вильгельм Райх учил: мышечный панцирь формируется не сразу и не вразброд, а целеустремлённо — снизу — ровно вверх. В детстве, первыми у человека возникают блоки в нижних сегментах тела. А когда человек вырастает, у него формируются блоки уже на вышележащих сегментах его тела. Поэтому энергетические блоки в теле начинать снимать нужно именно с глаз.

     Вы можете самостоятельно проделать упражнения для снятия блоков с глаз.

       Садитесь удобно так, чтобы стопы опирались на пол. Заземление — это обязательное условие, ноги при этом не перекрещены. Одежда не должна сковывать движения. Помещение хорошо проветрено.

      Упражнение состоит из шести частей. Все части упражнения выполняются до появления болевых симптомов — иначе блок не разобьётся.

       При выполнении упражнения  может начать кружиться голова, появиться тошнота. Это говорит о том, что у Вас очень сильный блок на глазном сегменте. Поэтому начинать это упражнение надо с выполнения только его первой части, постепенно прибавляя остальные. Выполняйте упражнение регулярно, медленно и плавно, но с силой.

Первая часть упражнения

Зажмурьтесь изо всех сил и немного помассируйте (постукивающими и прижимающими движениями) веки и кожу вокруг век, виски. Расслабьте эту зону. Зажмурьтесь из всех сил (до болевых ощущений) на пять-шесть секунд. Затем, так же с максимальным напряжением, вытаращите глаза. Тоже на пять-шесть секунд. Проделайте это упражнение три-четыре раза. (Один раз для начала)

Вторая часть упражнения

В этом и последующем упражнениях работают только глазодвигательные мышцы, а не голова. Головой крутить нельзя. Отведите глазные яблоки влево до упора. Потом вправо. Потом опять влево. Делайте это максимально медленно и плавно. Это упражнение выполняется десять раз.

Третья часть упражнения

Сделайте то же самое движение (до предела) глазными яблоками, но в направлении «сверху-вниз-снизу-вверх». Десять раз. В идеале. Голова опять стоит на месте, работают глазодвигательные мышцы. Упражнение делается до боли в мышцах, иначе эффекта не будет.

Четвёртая часть упражнения

Плавно, по всей окружности глазницы, максимально отводя глаза к векам, вращаем глазами. Делаем это упражнение десять раз по часовой стрелке и столько же раз — против часовой.

Пятая часть упражнения

Повторяем первое упражнение «зажмуривание -вытаращивание» глаз.

Шестая часть упражнения

Сидим с закрытыми глазами и наблюдаем за своими ощущениями. Релаксация. Пять минут.

Для этих упражнений нормально не только испытывать головокружение. Нормальным считается также, если Вы почувствуете какой-то дискомфорт или напряжение в челюстях или в горле. Это происходит оттого, что все мышечные зажимы взаимосвязаны и разбивая один, мы затрагиваем и другие. 

Здоровья и благополучия!

Источник: http://tochka0.ru/text/article_post/zhenskie-praktiki

Телеска для психологов. PsyCI

25 марта

Город: Челябинск

Ведущий (ведущие): 

Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

«Какой я терапевт? Каково со мной клиентам? Где у меня получается хорошо, а где не очень? На что нужно обратить внимание? Что пролетает мимо моего осознавания?»

Мои коллеги, задающиеся такими вопросами, конечно, знают способ получить ответы — сходить на супервизию. А я дозрел, наконец, сделать другую очень клевую штуку: контактную импровизацию для психологов.

Это однодневная телесная лаборатория, направленная в первую очередь на поиск разнообразных ответов на вопрос: каков я в контакте как психолог? Конечно, это и про то, каков я вообще в контакте.

Дорогие коллеги! В первую очередь обращаюсь к гештальтистам.
Вы, конечно, в курсе, что «тело не врет». И, может быть, в курсе, что я уже около 9 лет занимаюсь контактной импровизацией.

А контактная импровизация — это такая волшебная танцевальная телесная штука, где можно практически бесконечно познавать себя в контакте. И подход контактной импровизации очень перекликается с гештальт-подходом.

Чем хороша работа в таком формате? Граница-контакт очень ясна, очевидна, и дана в ощущениях. Поэтому довольно просто осознавать процесс контакта — тело не врет Причем можно ощущать это в таких нюансах, до которых, если идти вербально — очень долгий путь.

Читайте также:  Компетенция - психология

ФеноменологияЯ ощущаю прикосновение к другому человеку. И прикосновение Другого ко мне. В нашем прикосновении есть движение… Я обращаюсь вниманием к движению.

Я сосредоточен на движении. Я замечаю, как я начинаю двигаться привычно, автоматически, и останавливаю это. Я возвращаю внимание к тому, что есть в нашем контакте.

То движение, те импульсы, которые есть на самом деле, а не то, что я представил себе. Я возвращаюсь от представления об ощущении к реальности ощущения. И во мне рождается новое движение. Рождается из Контакта, из здесь-и-теперь. И оно заметно отличается от того, что было придумано.

И впечатление от контакта теперь иное, он — Живой!
Я вернулся в первичную реальность ощущений, я напрямую ощущаю феномены, возникающие в нашем телесном контакте, и отбрасываю свои представления о значении этого прикосновения, свои предположения о дальнейшем движении, свои идеи о том, как я буду двигаться дальше.

Я просто следую за контактом. Я просто в Контакте с Другим.

Я делаю в танце то, что часто делаю в работе со своими клиентами. Но с клиентами я чаще делаю это не телесно, а вербально. И умение отбрасывать наслоения «знаний» о клиенте ради встречи с ним настоящим, в сейчас и здесь — важное умение (по крайней мере, в гештальт-подходе).

Если вы никогда не танцевали контактную импровизацию, и вообще в первый раз слышите про нее — ничего страшного. По отзывам участников классов по КИ, которые я веду — я очень понятно объясняю и показываю 🙂

В общем, настоятельно рекомендую. 25го марта, с 11 до 19 часов, в Намасте (Труда 64).
Начинаем вовремя!

Формат
Телесные процессы с фокусированными обсуждениями.

С собой

  • удобная одежда, не стесняющая движений. Желательно — закрывающая локти и колени. Рекомендую также носки, поскольку босиком может быть не очень комфортно.
  • что-то перекусить, пообедать. Чайник и вода будут.

Цена

  • 1500 рублей при оплате до 21го марта
  • 1700 рублей при оплате с 22 по 24 марта
  • 2000 рублей при оплате на месте.

Задать вопросы и записаться:

+7908 576 5235 СергейВК: https://vk.com/event162708631

Сайт: http://ivanovsa.ru/event/teleska-dlya-psihologov-psyci

Источник: http://www.chelpsy.ru/event/teleska-dlya-psikhologov-psyci

Что такое Розен-метод?

Взято здесь: http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=1118

Что такое Розен-метод?

Для справки: “Розен-метод”, одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии, созданное американским физиотерапевтом Мерион Розен более 40 лет назад.

Международный Розен-Институт находится в Беркли, США. Наиболее широкое распространение Розен-терапия получила в Америке и Западной Европе. Сильные отделения Розен-школы существуют в Германии, Финляндии, Швеции.

Официальное представительство Розен-школы в России находится в Москве.

В августе 2003 года, после более чем 10 летнего перерыва, Мерион Розен побывала в Москве и провела обучающий семинар для учеников представительства Школы в России.

В Латвии продвижением Розен-метода занимается тренинговая компания “Балерс”.

“В уютном кабинете стоял массажный стол и небольшая ширма. Розен-практик, учитель Александр Галимулин предложил мне раздеться и лечь на массажный стол.

Мое тело полностью заботливо укрыли простынями, как бы демонстрируя, что откровенность и глубина сеанса будет зависеть лишь от моего желания и степени доверия к терапевту.

Я лежала, тщетно старалась расслабиться, а в голове навязчиво крутились мысли: “Что это будет, что меня ждет”?

Из прочитанного о Розен-терапии заранее я знала, что метод только очень отдаленно напоминает массаж, а работа предполагает как телесный, так и вербальный контакт – диалог терапевта с клиентом.

Страх оказаться в глупом положении, не найти “правильного” ответа на вопросы Розен-специалиста не давал покоя. В этом тревожном состоянии я даже не сразу заметила, как Александр положил свои руки на мою, закрытую простыней, спину.

Вслед за этим появилось ощущение какого-то спокойствия. Будь, что будет – решила я и отдалась во власть ощущений…

Чуть позже я услышала, как одна из студенток Розен-школы делилась своими впечатлениями о первом сеансе. “Я всю жизнь искала что-то подобное. Мне казалось, что мое тело знает и помнит эти ощущения, но не может найти им аналога. Когда я впервые испытала Розен-прикосновение у меня появилось ощущение возвращения домой”.

Не скрою, Розен-прикосновение и правда было очень приятным и глубоким, а главное…безопасным. Почувствовав всем телом эту безопасность, я даже позволила терапевту откинуть простыню и начать работать с обнаженной спиной. На первый взгляд для меня, искушенного клиента массажных кабинетов, в Розене не было ничего выдающегося.

Движения не были синхронными, руки Александра то глубоко разминали какую-то часть спины, то плавными движениями, как будто стягивали вниз напряжение, то медленно раскачивали мое тело, то замирали и неподвижно выжидали в плотном контакте с каким-то участком тела.

Параллельно Розен-практик произнес несколько фраз, каждая из которых мягко входила в мое сознание и не встречая сопротивления оставалась там ожидать удобного момента.

Со слов Александра выходило, что мои плечи очень перегружены непосильной ответственностью (меня только что назначили начальником отдела, в работе которого я пока разбиралась с трудом), спина просто кричит о потребности разогнуться ( несколько ночей подряд корпела у компьютера готовя ежеквартальный отчет), а ступням так не хватает опоры (с тех пор как я уехала из родительского дома все время чувствую себя неуверенно, словно потеряла часть себя). Руки терапевта стали напоминать мне руки матери, или отца, словом родного человека. Когда Александр положил мне ладонь под голову в памяти словно бы приоткрылась створка. Сами собой стали всплывать детские воспоминания и какие-то разрозненные события прошлого. По совету Александра я не фиксировалась на них, но рассказывала что-то о чем хотелось сказать, и пропуская случай через себя, отпускала его. Как удивительно легко у меня это получалось. Кажется, последний раз на подобную откровенность я решалась на первом курсе института, а после доверяла свои сокровенные мысли только дневнику. В какой-то момент мне захотелось рассмеяться и я рассмеялась, потом как-то сами собой полились слезы, и я позволила им быть. Потом слезы сами собой высохли и появилось ощущение гл убокого расслабления и отдыха. Я чувствовала, что мое тело преисполнено чувства благодарности. Редко когда я чувствовала себя в такой гармонии сама с собой. Покидая кабинет, я приняла решение съездить к родителям, отказаться от ненавистной должности и записаться в Розен-школу. К слову сказать, кое что из этого я действительно воплотила в жизнь.”

Этот рассказ 25 летней молодой женщины в полной мере отражает опыт первой встречи с уникальным видом телесной терапии, существующем на стыке психологии, медицины, массажа, биоэнергетики и биомеханики – Розен-методом.

По словам Мерион Розен ее метод направлен на тех, кто потерял контакт со своим телом. Кто использует тело, как инструмент для работы или постоянно подвержен сильным эмоциональным и физическим нагрузкам.

Дочь еврейских эмигрантов, она сделала помощь людям своей профессией, постепенно вводя в классический массаж и физиотерапию одной ей ведомые, но какие-то чудодейственные приемы снятия хронического напряжения с тела. Долгое время Мерион считала, что свойство избавлять людей от душевных и телесных ран принадлежит только ей.

Но однажды, поддавшись на уговоры благодарных клиентов, открыла первую группу учеников и… не прогодала. Так повелось, что большее распространение Розен-метод приобрел среди вречей и массажистов. Психологам в Розене не хватает как раз психологичности – академической научной базы подтвержденной диагностическими процедурами.

Приятно сознавать, что последнее время ситуация стала меняться и все больше выпускников психологических факультетов повышают свою квалиф икацию в Розен-школе.

Опытные психологи знают, как просто и заманчиво работать по кем-то выстроенному шаблону. Меньше думаешь, да и всегда есть шанс перенести часть ответственности на создателя методики: “Что-то этот Эриксон не доработал…”.

В Розен-методе свобода действия терапевта возводится в принцип. Но мы то с вами знаем, что большая свобода подразумевает и большую ответственность. Именно поэтому в Розен-школе учатся долго – несколько лет.

Существует жесткая градация ступеней обучения – статусов – студент, продвинутый студент, Розен-практик, учитель… Череда семинаров, интенсивов, клиентских и супервизорских сеансов приводит к тому, что вместе со статусом приобретается недюженый опыт и уверенность в собственных силах, профессионализм и то особое чувствование, которое отличает телесного Розен-терапевта от многих других специалистов по работе с телом.

И, тем не менее, Розен еще часто путают или относят к массажу, что в корне неверно. В отличие от массажа Розен-терапевт действует не по заранее отрепетированному и много раз отработанному шаблону, а всегда индивидуально. В этом, кстати, на первых порах заключается сложность в изучении Розен-метода.

Привыкшие постоянно действовать по схеме студенты Розен-школы не понимают, что свобода действительно означает только лишь свободу, а единственная заданная константа, это тело клиента и его ощущения. В этом то и заключалось новаторство Мерион.

Она умудрилась не только создать метод, в котором нет ни одного четкого правила действия, но и на протяжении десятков лет учить этому людей и ставить им руки.

Проблема постановки рук на данный момент одна из самых актуальных в телесной терапии.

При том, что значительная часть телесных психотехник давно описана, растиражирована в интернете и хорошо знакома многим психологам, в реальности, как правильно выполнять тот или иной прием знают лишь единицы. Объясняется это очень просто – показать технологию не значит научить принципу.

Выполненный технично прием еще не гарантирует положительного результата. В телесную терапию, как нигде важно вкладывать душу и индивидуальность.

Вольно или не вольно, но Мерион Розен ушла от техничности сделав упор на чуткость, внимание и сопричастность терапевта телесным переживаниям клиента. И совершила своеобразный прорыв! Теперь имя Мерион Розен ассоциируется со свободой в психотерапии и постепенно выводит Розен-метод в число самых востребованных и модных психотерапевтических методик.

Розен-метод не прдполагает острых катарсических реакций, что кстати роднит его с танатотерапией по В. Баскакову. Проработка происходит в зоне умеренной активизаиции с последующим выходом в состояние релаксации. Хотя здесь, как и везде бывают исключения.

Основным критерием успешности работы служит изменение дыхания в сторону балансировки (выхода на т.н. биологический режим) и состояния тела после сеанса. Это сложно объяснить словами, но всегда очевидно даже постороннему наблюдателю.

После Розен-сеанса человек изменяется – движения и походка приобретают животную грацию, светятся глаза, улучшается настроение, исчезает скованность, с лица исчезает традиционная мышечная ригидность (т.н. маска).

Диалог между клиентом и терапевтом служит для выведения в зону актуализации (осознания) новых, позитивных изменений в теле, и как способ вербальной проработки каких-либо значимых проблем человека. Вообще, способ ведения Розен-беседы более всего напоминает метод свободных ассоциаций.

Терапевт может сказать казалось бы ничего не значащую фразу: “я чувствую, как нелегко вам приходится…”, одновременно прорабатываю зону глубокого блока и тем самым вызвать у клиента поток чувств и потребность поговорить о наболевшей проблеме.

При всей простоте подобного подхода терапевтический эффект действительно силен. В Розене не важно о чем говорить – важно как. Чувство глубокого сопереживания с чувствами и процессами клиента основа такого вида терапии.

В суете повседневной жизни, среди авторитарных и порой жестких методов психотерапии Розен-метод остался островком благополучия и покоя. Зачастую так необходимых современному человеку!

Елена Шубина

Источник: http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=1118

Источник: http://menmensk.ucoz.ru/publ/9-1-0-17

Ссылка на основную публикацию