Каяться — психология

«О страстях и искушениях». Когда без психологии не обойтись

В православной среде к психологии относятся настороженно. Есть даже мнение, что это такая псевдонаука, которая стремится заменить собой религию. Опасения эти совершенно бессмысленны — академическая психология не занимается духовными вопросами. Да, психическая и духовная области тесно взаимосвязаны, но граница между ними все-таки есть.

И профессиональный психолог (о самозванцах мы сейчас не говорим) никогда не будет вторгаться в религиозную жизнь человека. У него другая цель — он работает с травмами, с неврозами, с тем, что, кстати говоря, часто мешает людям полноценно жить духовной жизнью.

Ведь у человека с серьезными психологическими проблемами и религиозность будет иметь искаженный, болезненный характер.

Любой священник в своей практике сталкивался с такими прихожанами. В их религиозных переживаниях, в их исповеди всегда сквозит какой-то надрыв, боль, неестественность. Это значит, что духовная жизнь человека стала продолжением его душевной травмы. И до тех пор, пока он не получит профессиональную психологическую помощь, духовная составляющая его жизни будет иметь карикатурные формы.

Опыт показывает, что самые непримиримые противникипсихологии — это как раз те, кто наиболее остро нуждается в помощи.

Есть такой закон, многократно проверенный на практике: если человек утверждает, что у него нет никаких психологических проблем, это симптом серьезного психологического неблагополучия. Люди боятся открывать свои душевные раны. Почему? Только ли потому, что не доверяют психологам? Не думаю.

Скорее всего, основная причина — это страх разбередить то, что как будто уже забылось и не тревожит. А может быть, это наивная детская на­дежда на то, что все как-нибудь само устроится.

Мне это напоминает страх, который люди испытывают перед анализом на онкомаркеры. Онкологи давно говорят о том, что на ранних стадиях рак излечим! То есть у человека есть все шансы справиться с болезнью, но для этого ее необходимо вовремя обнаружить.

Но почему-то никто, зная это, не спешит в поликлинику и не выстраивается в очередь, чтобы сдать анализ на злокачественные клетки. Более того, даже получив направление на обследование, многие так до него и не доходят. Вот что-то похожее происходит и спсихологией.

Человек отрицает психологические проблемы, пытается спрятать их за религиозной терминологией. Да, действительно «чревоугодие» звучит гораздо благороднее, чем «обжорство» или «булимия». Но каяться в страсти чревоугодия, страдая булимией, абсолютно бесполезно. Это психологическая (а подчас и психиатрическая) проблема.

Сколько ни исповедуйся — ничего не изменится. Человек хватается за духовный инструментарий, он не срабатывает, и духовная жизнь принимает извращенные формы. Вот для того, чтобы этого не происходило, и нужна психология.

Священник Петр Коломейцев

Как отличить уныние от депрессии

Когда человек утрачивает интерес к жизни, когда у него заметно снижается активность, в том числе и религиозная, если он верующий, это может быть и феноменом духовной жизни, и состоянием, болезненным в медицинском смысле.

Первое состояние святые отцы определили как уныние, второе в медицине называется депрессией, хотя неспециалисты как в церковной среде, так и в нецерковной, употребляют слова «уныние» и «депрессия» достаточно расплывчато.

Например, многие депрессией называют любое подавленное состояние, а на самом деле далеко не всегда это состояние болезненное, то есть требующее помощи врача. Более точно определить эти понятия и разграничить их могут и должны специалисты.

На мой взгляд, наиболее успешно и содержательно это можно сделать на основе трихотомического видения человека — дух, душа и тело. Тело — это органы и системы органов в их взаимосвязи и взаимодействии. Нарушением их функционирования занимаются специалисты по внутренним болезням.

Как органы и системы представляют основу нашего телесного существования, так душевные процессы — восприятие, мышление, эмоции, память, воля, моторика — являются инструментами психической деятельности. Они существуют не сами по себе, а всегда наполнены тем или иным содержанием — религиозным, познавательным, эстетическим, нравственным.

Это и есть сфера духовного — смыслы, ценности, то, что человек ставит выше себя, ради чего он живет (это медицинское, клиническое понимание духа, оно отличается от богословского). Уныние при таком подходе располагается в сфере духовного, а депрессия (в медицинском понимании) — душевного.

Если человек приходит к врачу и жалуется на потерю смысла, интереса к жизни, надо посмотреть, не стоит ли за этой утратой набор клинических признаков депрессии. Они хорошо изучены, их можно выявить, но это требует от врача знаний, времени и душевных усилий.

Есть три основные группы депрессивных расстройств: психогенные, соматогенные и эндогенные. Психогенные — это, как в старину говорили, психозы от ударов судьбы. Соматогенные — телесно обусловленные депрессии, возникающие вследствие различных внутренних заболеваний: терапевтических, хирургических, неврологических, мозговых.

Эндогенные депрессии не обусловлены ни физическим состоянием, ни жизненными обстоятельствами, во многих случаях так и не удается найти четких причин, поэтому они называются эндогенными — возникающими изнутри. Может, даже лучше сказать, ниоткуда — есть в эндогенной депрессии, в самом определении, некоторый привкус фатальности.

Но я думаю, что при разграничении с унынием как духовным феноменом важно учитывать и другой подход к депрессии — как к сложному психопатологическому образованию. При клинической депрессии обычно отмечают пониженное настроение, заторможенность.

Некоторых пациентов тяготит особое содержание мыслей — иногда самообвинение, а иногда переживание бессмысленности жизни, ее бессодержательности. Психологи такую депрессию называют экзистенциальной или депрессией духа.

Впсихиатрии иногда выделяют депрессию с так называемой моральной анестезией, когда пациент (здесь мы говорим именно о больном) считает себя неспособным к жизни, не соответствующим тем нравственным, моральным требованиям, которые предъявляют человеку общество, окружающие, вера (для людей религиозных).

Ищем причины, изучаем душевный склад пациента, пытаемся понять, была ли в этом складе изначальная предрасположенность к болезни.

Все эти подходы, параметры позволяют определить, стоит ли за внутренним опустошением болезненное снижение интереса к жизни или это какой-то поворот, зигзаг на духовном пути, потому что для человека, ответственного по отношению к себе и к своей жизни, неизбежны и моменты сомнений, тревог, какого-то побледнения идеалов.

Не всякое субъективно тягостное негативное переживание есть болезнь в психиатрическом смысле. Значит, в одном случае будет лечить врач, в другом желательна помощь психолога, священника.

Борис Воскресенский, кандидат медицинских наук, доцент кафедрыпсихиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета.

***

Как сребролюбие разрушает личность?

Когда основным мотивом становится зарабатывание денег, все остальное уходит на второй план. Соответственно рушатся отношения с другими людьми, не только с ближайшими родственниками.

Потом, если дело доходит до развода и раздела имущества, такой человек судится за каждую мелочь, лишь бы оставить себе как можно больше.

И это с женщиной, которую когда-то любил и прожил с ней не один год, имеет общих детей! Страсть сребролюбия поглотила его настолько, что он уже не способен к нормальным человеческим взаимоотношениям. И как бы он ни был внешне успешен, признан, постепенно он оказывается в экзистенциальном вакууме.

Второй очень важный момент — за личностный рост, за духовное развитие человеку, как правило, не платят. Поэтому всегда есть выбор: либо тратить все время и силы на то, чтобы получать больше денег, либо развиваться.

Конечно, если ты развиваешься, со временем это, скорее всего, принесет и материальные плоды — личностный рост включает в себя и профессиональный, соответственно, рано или поздно тебя оценят, и ты сможешь более или менее прилично зарабатывать. Но это ж надо пускаться в «дальнее плавание», и еще не известно, чем оно закончится, а есть возможность заняться тем, что принесет деньги сразу.

Многие выбирают второй вариант, действительно начинают получать хорошие деньги, но очень часто именно в этой точке останавливается рост не только личностный, но и профессиональный.

Потом возникает самая большая проблема — человек умеет зарабатывать деньги, зарабатывает много, но уже не понимает, зачем, не помнит, ради чего делал это раньше. Он теряет смысл жизни, впадает в депрессию — Виктор Франкл называл такую депрессию ноогенной. Деньги много чего дают, но только не смысл.

Если я делаю что-то для другого, он меня благодарит, появляется некий энергообмен. Или на природе: я посадил дерево и, когда оно вырастает, чувствую отдачу. А если моя единственная цель — заработать, энергообмена нет, потому что сами деньги никакой энергии не несут.

В результате человек эмоционально и психологически истощается, причем довольно быстро.

От сребролюбия личность разрушается так же, как от других страстей, просто не так быстро, как от того же алкоголизма.

Ты не валяешься под забором, зарабатываешь большие деньги, ездишь на дорогих машинах на всякие важные встречи, тобой восхищаются, но по каким-то признакам — либо по депрессии, либо по все более частому желанию напиться, либо по проблемам в семье, либо еще по чему-то — ты поймешь: что-то в твоей жизни не так.

Денис Новиков, психолог, доцент Высшей школы психологи

Источник: http://www.gestaltism.ru/o-strastyach-i-iskusheniyach/

Таинство исповеди

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства:

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Что такое исповедь и как к ней готовиться

Худ. А. Корзухин. Перед исповедью. 1877

 

Каждому из нас, хотя бы несколько раз в жизни приходилось признавать свою неправоту, говоря простое, но такое, порой сложно выговариваемое слово «прости». Но если человек невоцерковленный просит прощения только у тех, кого он обидел, то христианин еще просит прощения у Бога.

Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения.

Что же обозначает понятие исповеди, и как к ней готовиться мы попробуем разобраться с помощью Священного Писания и святых отцов.
 

Худ. Б. Клементьев. Исповедь. Современная картина

Исповедь – перемена ума

Слова «покаяние» или «исповедь», к сожалению, не совсем точно отображают смысл этого таинства. В русском исповедоваться значит открывать свои грехи. В греческом языке таинство исповеди называется «метанойя» – перемена ума.

Это значит, что её цель не только в том, чтобы попросить прощения, но и с помощью Божией изменить свой ум. 

Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).

Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину.

Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения.

Это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».

Митрополит Иларион (Алфеев) замечает:

«Покаяние – не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи.

В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех».

И. Репин. Отказ от исповеди. 1879-85
 

Установление таинства исповеди

Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию.

Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).

Читайте также:  Квадрат главных жизненных сфер - психология

Таинство исповеди в христианском осмыслении берет свое начало с апостольских времен. В деяниях апостольских сказано, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18).

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15; 7).

Именно апостолам и их приемникам – епископам, а через них священникам Господь дал право и возможность прощать человеческие грехи: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23).

Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно.

Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

И. Репин. Один из набросков к картине. 1880
 

Как готовиться?

Распространенной ошибкой многих христиан является порочная практика вспоминать о своих грехах уже стоя в очереди. Подготовка к исповеди должна начинаться задолго до таинства.

В течение нескольких дней готовящийся должен проанализировать свою жизнь, вспомнить все дела, мысли, поступки, которые смущают его душу.

Приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех.

Оно заключается в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при котором, как при свете, станут видны ясно наши грехи.

Духовнику исповедник должен принести не список, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей заметил:

«Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов – которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них.

И я их останавливаю, говорю: «Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние.

Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился».

Митрополиту Антонию вторит митрополит Иларион (Алфеев):

«Часто на исповеди говорят не о своих грехах, а о грехах других людей: зятя, свекрови, тещи, дочери, сына, родителей, сослуживцев, соседей. Иногда священнику приходится выслушивать истории со многими действующими лицами, с рассказами о грехах и недостатках родственников и знакомых.

Все это к исповеди не имеет никакого отношения, потому что за свои грехи наши родственники и знакомые будут отвечать сами, за наши же грехи придется отвечать нам.

И если у кого-то из нас не складываются отношения с родственниками, сослуживцами, соседями, то надо, готовясь к исповеди, задать себе вопрос: в чем моя вина; чем я согрешил; что я мог сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но не сделал?

Всегда нужно прежде всего искать свою вину, а не винить ближних. Иногда люди приходят, чтобы пожаловаться на жизнь.

Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник – это не врач-психотерапевт, а храм – не то место, куда нужно приходить с жалобой.

Конечно, священник в каких-то случаях должен вы­слушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии».

Преподобный Никон Оптинский, говоря о подготовке к исповеди, советует своим чадам «глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню».

Важным моментом подготовки является чистое сердце. Желая исповедоваться, христианин должен от всего сердца попросить прощения у тех, кого он обидел, и простить своих обидчиков.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит по этому поводу следующее: «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: “Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!” Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа».

Н. Лосев. Блудный сын. 1882. 

В евангельской притче о блудном сыне показан образ «покаяния» – перемены себя, отказа от греха.

Исповедь (Таинство покаяния) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.
 

Исповедание грехов

Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления. 

Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди.

Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.

Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра». 

Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».
 

 

Притча о блудном сыне. Современная греческая икона. 

«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается.

Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.»

диакон Андрей Кураев

К. Брюллов. Исповедь итальянки. 1827-30
 

У Католиков исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (но возможно и вне конфессионала).
 

Как часто нужно исповедоваться?

Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе.

Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце.

Если он начинает затихать, значит, что-то не так».

Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка.

«Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться.

Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь.

Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

Но если эти грехи больше не повторялись, то называть их снова на исповеди нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».

Худ. К. Лебедев.
 

Детская исповедь

С какого возраста нужно исповедоваться детям, как рассказать и подготовить малыша к первому покаянию – эти вопросы волнуют многих православных родителей.

Протоиерей Максим Козлов советуют в таких случаях не спешить:

«Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков.

Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать.

Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него – видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.»

С. Милорадович. У исповедника
 

Зачем на исповеди нужен священник

Исповедь — это не беседа. Священник не обязан что-то говорить. Он обязан слушать, обязан понять, искренне ли кается человек. Давать советы не всегда уместно.

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одном своем слове об исповеди: «Иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу».

Каждая исповедь – это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху.

Священник – только свидетель этой вашей клятвы верности Богу.

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

священник Антоний Скрынников

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: econet.ru

Источник: https://hatyna.com/tainstvo-ispovedi/

Христианский ритуал покаяния с точки зрения психологии

ШОУ…МЭМ…))) Просветленный (36503) 9 лет назад

Читайте также:  Любищев, александр александрович - психология

Я позволю себе не согласиться. Покаяния без полного осознания своего или своих поступков не бывает. И это не может стать неким ритуалом и уж тем более постоянным действом. Иначе это уже не покаяние, а потакание своим прихотям и пристрастиям.

Марина Поддубная Гуру (3187) 9 лет назад

понимаете, так можно ВСЕ отнести к зависимости… хотя ведь зависимости есть и положительные… вот я люблю, например, свою дочь… ну НИКАК без нее жить не могу! 😉 разве это плохо? так почему зависимость от очищения (исповеди) это плохо? конечно, если для человека это своеобразный «бартер»: грешу-каюсь — то оно, конечно …вы понимаете.. .

да не об этом ведь речь… а вообще, я думаю, что Вы сами себя запутали… а ВЕРА — она на то и ВЕРА… я вот знаю, что душа наша — христианка на бессознательном уровне… ведь когда нам плохо, мы ВСЕ скажем что? Господи. помоги! разве не так? или Слава Богу! причем, не отдавая себе в этом отчета. Так? а душа — это и есть Психея…

вот такая психология.

Комментарий удален

Владислав Тарарашкин Просветленный (31117) 9 лет назад»А ведь как устроена наша психика- всё, на что мы обращаем внимание растет в наших глазах». Ну если в ГЛАЗАХ, тогда соглашусь, но так ли это в РЕАЛЬНОСТИ, а не «в глазах»? «Что Вы имеете, чего бы вы (уже) не получили». Доброе, светлое, человеческое? Так и ОТКУДА все это? Кто есть Бог. Читаем Евангелие. Бог есть Дух, Свет, Любовь, Слово, «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14,6). Так удивительно ЛИ, что это в нас есть. Как человек есть ОБРАЗ и подобие Божие. Т. е. откуда это — от Бога, от заложенной в нас СУЩНОСТИ.. .»Человеческая душа от природы христианка» (Тертуллиан, кажется) . Чем «гордиться»-то. Тем что делаем то, к чему сотворены? Не многовато-ли «чести». А вот НЕ делая — поступаем вопреки воле и Замыслу о человеке своего Отца Небесного. вот тут уже и непорядок, тут и совесть болит, тут уже есть и отступление от Бога, тут и оставленность, тут и нарушение, тут и грех, преступление перед Любовью Бога к своему творению, не соответствие заложенного и «реализуемого».А Покаяние — «обещание Богу ДОБРОЙ совести», восстановление Богообщения, нарушенного грехом, восстановление любви, как изВИНения за нарушение воли Божией, каковая есть ЕДИНСТВЕННАЯ в Мире Добро. При чем здесь «психология»-то.. ?Не один психолог еще не спас ни одного человека от ада, а Покаяние — многих, потому что от Бога есть. «Покаяние есть второе крещение»… Покаяние — ТАИНСТВО. А психология — «говрильня», и потому живуча, что именно есть ПОХОЖЕСТЬ на Покаяние. Подделка, данная сатаной, чтобы заменить истинное Покаяние.. .по гречески «метанойя» — ИЗМЕНЕНИЕ УМА. Изменение всей жизни человека. Это уже другой человек, поднимающийся на гору (духовную) , а поднимающийся, может когда и упасть. Но идет! Падает (если согрешает) , (через покаяние) встает.. .и ИДЕТ! К Богу. Как может и как Бог ведет. Психология — это пародия.. .»Ритуал», надо же, видать, что не «пробовали» по-настоящему.. .Не было метанойи, не было изменения ума.. .:-((. Вот и разницу не видите, а объяснение ищете через (всего лишь) «человеческое», а НЕ через Божественное. «Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо все возможно Богу»… Покаяние — приМИРение с Богом.. .(а не с психологом) . Покаяние это когда стыдно. И нравиться это не может, уж извините, и в «зависимость» это, ну, НИКАК, в желание превращать НЕТ.. .Покаяние

http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/evtich_pokaianie.htm

Комментарий удален

Judoara Мастер (1151) 9 лет назад

вообще не понимаю как так может быть; нагрешил-покаялся, нагрешил-покаялся, покояние должно придти через осознание и после него человек не должен уже грешить

Комментарий удален

kolzirin Гений (74795) 9 лет назад

В обоих слчаях есть элементы псхоанализа. А это уже хорошо. Тем более они демократичны. Быстро, дёшево, удобно. В отличии от последнего.

Источник: софа у дорогого психоаналитика

Ната Профи (879) 9 лет назадХристианство жутко давит на чувство вины, если бы не покаяния — мало что удержало бы от самоубийств исповедующих эту веру. Даже строгие запреты, страх ада, могила за кладбищем.. . Всё это компенсирует «тяжесть» данной религии. Кстати, я крещёная. Но лет в шесть поняла, что это не моё. Забавно, наверно, было бы со стороны посмотреть — ребёнок, до слёз спорящий

«Я не хочу быть рабой божьей! Сами будьте, а я не буду! «

Комментарий удален

птица Профи (730) 9 лет назад

Чистое словоблудие!

Комментарий удален

Проститутка тяжёлого поведениЯ Гуру (3967) 9 лет назад

ваш очень длинный опус можно свести к короткой фразе : «не согрешишь — не покаешься» , похоже на индульгенцию, а настоящее покаяние это другое, оно идёт из глубины души, после настощего покаяния вы, даже если захотите, уже не сможете жить как раньше, а походы к психологу — да, очень похожи на принятие очередной дозы..

Комментарий удален

amoretto san-amore Мыслитель (5613) 9 лет назад

Видимо, автор этого монолога никогда не исповедывался, никогда не каялся. Покаяние всегда (по крайней мере мне) дается с большим трудом, хотя у меня был прекрасный духовник, который понимал меня с полуслова. Я не могу сказать, что мне становилось сразу легче.

Назвать это наркотиком — это просто от скудоумия. Сколько слез было пролито при покаянии и это оказывается ка — ялись наркоманы. Тогда весь мир состоит из наркоманов — президентов почти всех стран, ученых, спортсменов, т. е. лучших лю- дей планеты.

А к чему призывает автор — высветлить свои луч — шие свои качества. Это тщеславие и снобизм.

Комментарий удален

Sheena* Мастер (1710) 9 лет назад

повторяют грех люди только склонные …больные душевно.. . так что покаяние нельзя сравнивать с экстазом или с привычкой… это бред.. .

человек, который осознает свой грех — приходит к богу, будучи на земле и просит пощады …и придя в тот мир — он очищен — он просил за этот грех.. .

нормальный человек, здоровый человек — не совершит повтора этого же греха.. . нельзя сравнивать ритуалы божественные с проделками иного…

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/25292963

Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке? — Читайте здесь!

Мы, как крещенные и православные, в большинстве, не прибегаем к величайшей возможности исповедоваться, думая, что это касается только отъявленных грешников. Сами же себя мы таковыми не считаем.  Хотя в Священном Писании четко сказано, что даже гнев, зависть и непочтение родителей уже грех.

Между тем,  исповедь позволяет избежать наказания за свои проступки и ошибки на Страшном суде, о котором говорится в Библии. Но это еще не все. Раскаявшись и получив прощение от Бога, человек улучшает свое состояние, отношения с окружающими, духовное и физическое здоровье, что подтверждает практика православных психологов.

Для психологов это целая находка, потому что большинство проблем клиентов после исповеди способно разрешиться само собой с Божией помощью. Вопрос остается открытым как правильно исповедоваться, что вообще говорить батюшке, где его найти?

Когда чаще всего возникает потребность исповедаться?

  • При венчании
  • При совершении тяжкого греха
  • При неизлечимой болезни (на случай смерти)
  • При желании покончить с греховным прошлым
  • Перед Причастием

«Если говорим, что мы не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1,. 8-9).

  • Как работает принцип Здесь и сейчас

Как правильно исповедоваться?

Исповедь может отталкивать, потому что не знаешь, как правильно это делать. Проще всего обратиться в свечную лавку при православном Храме и спросить, когда проводится таинство Исповеди (специальные часы приема батюшки) и что для этого нужно. Как правило, достаточно свечки и вашего списка прегрешений, чтобы ничего не забыть. В нужное время подходите и занимаете очередь.

Вы увидите, что тех, кто хочет исповедаться очень много, это ваша «группа поддержки». Когда настанет ваш черед, нужно повернуться к другим ожидающим и сказать «Простите меня, грешную» и вам ответят «Бог простит, и мы прощаем». Тогда вы подходите к батюшке и беседуете с ним, преклонив голову перед Евангелие.

Как правильно подготовиться к первой исповеди

Первая исповедь самая сложная, потому что требуется вспомнить все, что совершил плохого в течение жизни. Если вы молоды, это проще, если же у вас за плечами много прожитых лет, то вполне вероятно, что всего не вспомнишь, и требуется больше времени для подготовки.

Если вы решили исповедаться, с этого момента вы будете постепенно вспоминать свои промахи, совершенные в жизни. Записывайте их, дайте себе несколько дней. Начните с перечисления тяжелых грехов, таких как убийство (в т.ч. аборт ваш или жены/любовницы), прелюбодеяние  (в т.ч. блуд, рукоблудие), ложное свидетельство в суде, воровство, взяточничество и т.п..

Желательно вспомнить каждый поступок, который не согласуется с Божьими законами. Если у вас множество измен, посчитайте, сколько раз были романы на стороне. Если приходилось воровать или брать взятку систематически – обозначьте, в чем это выражалось. Например, «с работы крал канцтовары», «брал ок. 10 раз взятки за …».

Вы вспоминаете для себя, чтобы обличить проступки совестью, осознать, что это были ошибки. Если же вы после исповеди вспомните еще о чем-то, то оставьте это для следующего раза, только обязательно зафиксируйте на бумаге, пока не забыли опять.

  •  Идеал женщины по замыслу Творца

Что говорить батюшке?

Ориентир должен быть на Заповеди, данные в Библии, по ним вы и определяйте ошибки. Каждую фразу можно начинать словами: «Согрешила в том, что…». Если вы впервые на исповеди, с этого и начните: «Батюшка. Пришла первый раз исповедаться…».

Исповедь, как правило, совершается в устной форме, важно произнести грехи вслух, но бывает, что от страха немеет язык, или слишком стыдно, особенно в первый раз, тогда записку читает священник и задает уточняющие вопросы.

На самой первой исповеди не нужно рассказывать подробности всех ваших прегрешений, достаточно назвать сам грех и сколько раз это было.  Иначе на исповедь уйдет полдня. (Хотя, если у вас будет возможность исповедоваться старцу, и он выделит много времени – вам повезло!).

Если батюшка попросит уточнить, тогда кратко расскажите суть каждого эпизода. При исповеди нельзя оправдываться, иначе она теряет смысл. В голосе должно звучать сожаление.

У вас должно возникнуть покаянное чувство раскаяния, когда вы просите Бога просить ваши грехи, отпустить их.

Когда вы осознаете всю пагубность совершенных грехов и решили не повторять их в дальнейшем, хотите освободиться от бремени прошлого, начать новую жизнь.

  •  Когда женские слезы на пользу, когда во вред?

Что делать, если грех не вызывает чувства вины?

Бывает, что какой-то грех (например, измена) вызывает у вас и раскаяние, и приятное волнительное чувство. С таким настроем вы не сможете правильно исповедаться, поэтому важно осознать греховность вашей ситуации, в которой вы предали мужа/жену, и это противно Богу. Грех должен вызывать отвращение, даже если он был сладострастен.

Отделите былые ощущения от факта греха. Ощущения – это эмоции, их мы будем испытывать всегда, потому что мы люди.

Но вот обстоятельства, при которых мы будем их испытывать – это наш сознательный выбор. Удовольствие можно получать и в браке, если научиться любить.

А удовольствия в грехе – преходяще, любой грех ведет к потере себя, вгоняя в рабскую зависимость от греха или ухудшая судьбу в целом.

Некоторые оправдывают свои измены любовью. Была ли любовь в измене? Согласно православному учению, нет, это обман, был огромный соблазн от лукавого, который поработил вашу волю как наркотик, и вы упивались им, думали, что все по-настоящему. Любовь – это не похоть. Важно трезветь умом, и не путать грешное с праведным.

  •  Любовь живет только в свободе

Стоит ли скрывать что-то от батюшки?

Это глупо и не правильно. Священника ничем не удивишь, и осуждать он вас не станет, в чем бы вы ни сознались. Поверьте, он уже наслушался много всего, не думайте, что ваши грехи самые страшные, такого не может быть.

Читайте также:  Когнитивный диссонанс - психология

Вы должны помнить, что вы обличаете себя не перед ним, а перед Богом, а он просто помощник.

Его свидетельство – это ваше полное раскаяние, поэтому если вы начнете оправдываться или по ходу обвинять других, он будет вам задавать дополнительные вопросы, чтобы привести к покаянию.

Батюшка – духовный лекарь и психолог, он подскажет выход из самых затруднительных ситуаций прямо на исповеди, посоветует какими благодетелями вам нужно наполнить свою жизнь, чтобы больше не грешить. Доверьтесь ему как доверенному лицу Бога.

Когда вы отходите от батюшки в слезах – это признак очищения от былых грехов. Не бойтесь плакать, если навертывают слезы. Вы успешно прошли таинство Исповеди, и теперь смеете надеяться на прощение Бога. А для противостояния новым грехам полезно причаститься, о чем вы узнаете в Церкви.

И еще один важный момент: перед исповедью вы должны простить всех своих обидчиков, об этом может спросить и батюшка.  Говорите с ним как с врачом, надеясь на излечение от душевных ран. Исповедоваться будет совсем несложно, если правильно подготовиться накануне.

Людмила Пономаренко

Источник: http://xn—-dtbbjbdlbfw1acadbkc0bkfpg5c9p.xn--p1ai/kak-pravilno-ispovedovatsya-i-chto-govorit-batyushke

Психология гнева: когда гнев разрушает, а когда помогает | Милосердие.ru

Иероним Босх «Гнев»; фрагмент столешницы, 1475-1480 гг.
Фото с сайта www.ancoraonline.it

Человек может осознавать, что он гордится, унывает, гневается, и страдать от этого, но не уметь с этим справиться. Верующий человек может постоянно и искренне каяться в этих грехах, но не видеть в себе особых перемен. Почему?

Книга журналиста Леонида Виноградова «О страстях и искушениях.

Ответы православных психологов», только что вышедшая в издательстве Никея, предлагает рассмотреть проблему в необычном ракурсе – с точки зрения христианской психологии.

По мнению ведущих христианских психологов, оказывается, греховные состояния часто паразитируют на наших комплексах и душевных травмах, а нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути.

Обложка книги
Фото с сайта nikeabooks.ru

Предлагаем одну из глав книги, посвященной гневу.

Гнев: страсть, отнимающая разум

Психолог Татьяна Гаврилова, кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета.

— Какова природа гнева?

— Природа гнева многообразна. Гнев подчиняет себе человека, раскрывает агрессивные побуждения, готовность нападать, разжигать дурные эмоции и переживания в другом.

Человек, обуянный гневом, бросает вызов Богу.

Предупреждая верующих, как опасен гнев, апостол Павел говорит и об истинной цели нашей жизни: «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 9).

По моим наблюдениям, в России в устной речи слово «гнев» употребляют очень редко. Почти никто не говорит «я гневаюсь». Говорят: «я разозлился», «он меня раздражает», «этот человек в ярости». Гнев — это протестное переживание. Чаще всего он выражается в агрессивной форме — вербальной (оскорбительных словах) или физической (вплоть до нападения на других).

Татьяна Гаврилова
Фото с сайта www.strf.ru

— Но бывает, что ребенок «протестует», когда еще говорить не научился?

— Человек рождается со способностью гневаться. Психологи и педиатры наблюдают возникновение эмоциональных реакций у новорожденных. В первые три недели у детей проявляются реакции страха, гнева, удовлетворения. Я согласна с теми психологами, которые эти детские реакции определяют как первичные эмоции.

В процессе развития ребенка расширяется мир, который он воспринимает, круг взрослых и сверстников, с которыми он общается. В общении с ними обогащается его эмоциональная жизнь, происходит становление его «Я». Первичные эмоции становятся переживаниями, в которых отражается отношение ребенка к себе и другим.

В течение жизни в любом возрасте человек способен испытывать и первичные эмоции, и переживания. Если новорожденный возражает против того, что не удовлетворяется его потребность в пище, комфорте, тепле, то подросток гневается, когда ущемляются его права, задето его самолюбие или кто-то намеренно провоцирует его на гнев.

Каждый по своему опыту знает, как многообразны формы эмоционального поведения. У одних эмоциональные реакции медленные, у других быстрые, одни переживают случившееся с ними остро, бурно, другие — затаенно, скрыто. Люди различаются по темпераменту, чувствительности и реактивности.

Устаревшая, но привычная классификация по темпераменту (холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики) позволяет описать различное поведение людей, переживающих гнев. Холерика задевают малейшие раздражители, если он относит их к себе, он, что называется, заводится, не может остановиться, доходит до конфликта с обидчиком.

Раздражаясь, гневаясь, холерики способны разрушить отношения даже с самыми дорогими для них людьми. Флегматика не так легко вывести из себя, его реакции и переживания можно описать как умеренные — и по тону, и по длительности.

Флегматики иной раз сами характеризуют себя как спокойных, и хочется спросить (я их и спрашиваю): а как вы отличаете спокойствие от равнодушия? Этот темперамент, конечно, очень удобен в обычной жизни, но мне как человеку эмоциональному таких людей немного жаль: флегматизм помогает избежать боли, но и радость переживается флегматиками довольно тускло.

Несовпадение темпераментов детей и родителей — частая причина конфликтов между ними. Можно наблюдать, как в семье возникает круг: обида — гнев — обида — гнев и так далее.

Мать-холерик раздражается на флегматичного ребенка за его медлительность, он обижается, плачет, мать это раздражает еще больше, ребенок видит и слышит ее раздражение, ему кажется, что она его не любит, он выражает обиду или делает еще что-то, что только сильнее раздражает мать.

— Всегда ли гнев — вредное, разрушительное переживание?

— До сих пор мы говорили только об отвергающей природе переживания гнева, и Церковь постоянно напоминает нам об этом. Но еще святитель Иоанн Златоуст писал, что гнев неоднозначен.

Он знал, что способность человека гневаться естественна, она может светить другому, а может спалить его собственную душу.

Каждый по своему опыту знает, что, гневаясь, мы не всегда отвергаем другого, обижаем, причиняем или готовы причинить ему если не физический, то эмоциональный ущерб. Мы возмущаемся, негодуем, если кто- то небезразличный нам совершает плохой поступок.

Возьмем для примера семейную ситуацию. Если подросток грубит бабушке, обижает ее, мать возмущается. Она может накричать на сына, гневно его укорить, но подросток не будет оскорблен, потому что понимает: мать борется за него, не хочет, чтобы он вырос жестоким, бессердечным.

Возмущение матери не оттолкнет от нее сына, потому что он чувствует в этом возмущении заботу о себе, желание матери удержать его от зла. Человек эмоциональный, горячий чаще всего переживает оба вида гнева: и протестный отвергающий, и протестный принимающий. Вспомним Некрасова: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей».

Любя Родину, горячий и эмоциональный чело- век не может оставаться равнодушным к тому, что про- исходит в его стране — ни в XIX веке, ни в XXI.

— Значит, надо научиться направлять эту эмоцию в мирное русло? А как?

— Многие родители обеспокоены вопросом, как научить детей выражать гнев, и надо ли его выражать, — может быть, лучше, чтобы ребенок его вовсе не испытывал? Скажу со всей определенностью: ребенок имеет право на гнев. Запретить ему испытывать гнев нельзя, а направить внимание ребенка на других людей, их потребности — можно и необходимо.

Все мы помним: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Уже в три года ребенок это понимает. Воспи- тание у ребенка совести, достоинства, самоуважения, умения постоять за себя обезопасит его от отвергающего гнева, желания нанести ущерб другому словом или действием.

Нельзя понять природу гнева, если не раскрыть его защитный характер. Гневом можно защитить и свой внутренний конфликт. Даже взрослый знает только свою проблемную зону: я раздражаю людей, меня ни- кто не понимает.

Внутренний же конфликт человек не осознает, потому что защищается от него разными способами.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что иногда человек бывает закрыт панцирем, как морское животное. Очень точный образ! Защиты человека наслаиваются одна на другую, и даже специалисту проникнуть за них к сущности внутреннего конфликта непросто. Такими защитами становятся и обида, и гнев.

Если раскрыть содержание внутреннего конфликта у ребенка-невротика, он будет выглядеть примерно так: «я хочу, чтобы мама любила меня, но любить меня нельзя, потому что я плохой».

Я убеждена: если защита совпадает с грехом, как в случае с обидой и гневом, человек не может справиться с грехом, потому что он в нем не волен, не выбирает грех свободно. Это случилось с ним помимо его воли.

— Психолог поможет ему с этим справиться?

— Митрополит Антоний говорил: на Страшном суде тебя не спросят, был ли ты святым Петром, тебя спросят, был ли ты Петей.

Эти слова я понимаю так: задача человека в земной жизни — стать самим собой, то есть быть тождественным себе, идентичным, понимать, чем ты отличаешься от других, чего хочешь на самом деле, а не только что хотят от тебя другие (родители, учителя, начальники).

Человек с внутренними конфликтами расщеплен, в нем живет несколько «Я»: ребенка, подростка, юноши или девушки, которые защищались от своих травм разными способами. Одно из этих «Я» может быть уже взрослое, сильное, на него и опирается психотерапевт, когда работает с клиентом, помогая ему обрести целостность.

Верующий человек понимает, что его проблемы неизбежно отражаются на его духовной жизни.

Помните, в фильме «Берегись автомобиля» Максим Подберезовиков выступает на суде, защищая Деточкина, и говорит прочувствованно: «Деточкин виноват, но он не виноват».

Так и невротик: по всему своему опыту он знает, что виноват в своих грехах, нестроениях, но «знает» и то, что виноваты другие. Психотерапевту надо вывести такого человека из подполья, только тогда он сможет найти Бога в своей глубине.

— Вы считаете, что священники решить эти проблемы не могут?

У них другие задачи — помогать людям идти к Богу, подниматься по духовной лестнице. Откуда и зачем священнику знать, почему прихожанин горд, самолюбив, гневлив? Когда речь идет о духовнике и его чадах — другое дело, а в широкой церковной практике, особенно в больших городах, в многолюдных храмах это, конечно, невозможно.

Специфика нашей профессии заключается в том, что человека, которому мы помогаем, надо видеть как уникальную личность, учитывать его индивидуальные особенности (характер, темперамент) и особенности культуры, в которой он сформировался. Когда речь идет о преодолении гнева, это особенно важно.

Позволю себе охарактеризовать этнос, к которому принадлежу и, как гневливая особь, его с этой точки зрения наблюдаю и изучаю. Русские горячи, эмоциональны, готовы к защите и нападению. Они легко ведутся на возбуждение в них враждебности, гнева, ненависти.

Кто-то из святых отцов сказал, что если в тебе есть Гнев хоть тень ненависти, не рассчитывай на любовь Бога. Особенно страшно, когда человек разжигает ненависть в себе и в других.

Христианство не выделяет ненависть как отдельный грех, но очевидно, что это переживание разрушительное и для самого человека, и для жизни вокруг. Апостол Павел предупреждал: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5: 15).

Если японскому ребенку показать фото разгневанного человека, он не сможет сказать, что этот человек переживает. Русский ребенок уже в 4 года наверняка скажет, что дядя сердится.

— Как же справляться со страстью гнева? Покаяние предполагает изменение личности, а мы словно и не меняемся.

— Именно поэтому я так настоятельно говорю о важности профессии психотерапевта для помощи тем, кто готов преодолеть свой прошлый опыт, принять его, простить тех, кто причинял боль.

Если чело- век не боится с помощью психотерапевта перестрадать прошлое, он постепенно станет самим собой, обретет самоуважение, почувствует себя свободным и ответственным за свою жизнь, будет зрелым сознательным христианином.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/psihologiya-gneva-kogda-gnev-razrushaet-a-kogda-pomogaet/

Ссылка на основную публикацию