Причины конфликтов — психология

Причины конфликтов

Конфликтологи обычно выделяют общие типичные причины конфликтов и универсальный источник противостояния, который заключается во взаимоисключении притязаний сторон вследствие ограниченности потенциальных возможностей их удовлетворения.

Среди причин общего характера социологи выделяют: противоположное восприятие субъектами установок, целей, склонностей, ценностей, стилей поведения, разный статус индивидов, расхождения между ожиданиями и реальными поступками людей, недостаток информации либо ее некачественность. Ключевым звеном всех экономических конфронтаций считается недостаток средств, необходимых для существования. Большинство конфликтологов убеждено, что удовлетворение всех человеческих потребностей решает проблему зарождения конфликтов, но при этом отсутствие всяких конфликтов останавливает развитие общества.

Причины возникновения конфликтов

Зарождение и формирование различных конфронтаций обусловлено влиянием четырех групп причин. Ниже приведены основные причины конфликтов: организационно-управленческие, собственно объективные, личностные и социально-психологические.

Две первые группы перечисленных причин в большинстве своем характеризуются объективной направленностью, а другие, в основном, субъективной.

К причинам объективного характера относят условия социального взаимодействия индивидов, которые вызвали конфликт их мнений, интересов, убеждений и т.п. Они ведут к образованию предконфликтному событию – объективной составляющей предконфликтной ситуации.

Субъективные факторы, провоцирующие конфронтации, характеризуются связью с индивидуальными особенностями личности оппонентов, приводящие к выбору конфликтного пути разрешения образовавшегося объективного противоборства.

Другими словами субъективные причины ведут к субъективному способу реагирования.

Строгой классификации объективных причин не существует, поскольку они довольно разнообразны. Можно выделить среди наиболее часто встречающихся следующие причины конфликта между человеческими субъектами:

— естественное расхождение значимых духовных ценностей и материальных устремлений человеческих субъектов в ходе их существования;

— низкая подготовленность нормативно-правовых процедур, позволяющих регулировать и адекватно разрешать противоречия, зарождающиеся в ходе человеческого взаимодействия;

— дефицит важных для нормального взаимодействия и жизнедеятельности индивидов материальных благ и духовных ценностей;

— образ жизни большинства людей;

— устойчивые стереотипы межличностного взаимодействия и межгрупповых взаимоотношений граждан, провоцирующие возникновение столкновений.

Как правило, объективные причины ведут к образованию предконфликтного микроклимата. Объективные причины конфликтов психология разделяет на мнимые, то есть на искусственно придуманный личностью повод, и реальные.

Когда предконфликтная ситуации перерастает в непосредственно конфронтацию, начинают действовать субъективные психологические причины конфликта.

Считается, что практически во всех предконфликтных ситуациях у индивида существует возможность выбора путей разрешения: конструктивных либо деструктивных, конфликтных или неконфликтных.

Субъект выбирает тот либо иной поведенческий стиль, исходя из субъективных особенностей темперамента личности и ее характера. В конфликте не существует виноватого и безвинного. Противоборствуют всегда оба участника.

Причины социальных конфликтов

Необходимым условием общественного развития является социальное противостояние, которое выступает в качестве результата несовместимости убеждений отдельных индивидов. Конфронтация позволяет оголить проблемы с социума, что в свой черед способствует их разрешению либо ведет к анархии.

Разнородность общества, различия в статусе, отличия в благосостоянии – все это неизбежно ведет к возникновению противостояний и, следовательно, к эскалации социальной конфронтации.

Фундаментом каждого отдельного столкновения всегда являются различные явные и скрытые психологические причины конфликта.

К числу главных социальных предпосылок для зарождения противоречий относят, в первый черед, социальное неравенство, поскольку всякий социум богат на бедняков и олигархов, и культурная неоднородность, заключающаяся в существовании различных ценностных интересов, поведенческих систем в обществе.

Факторов, провоцирующих социальные противостояния, насчитывается множество. Ниже приведены социальные причины конфликтов кратко.

Идеологические причины конфронтации состоят в существовании определенной ценностно-идейной системы, определяющей превалирование и субординацию в любом социуме. Взгляды у участников на такую систему могут значительно разниться.

Различные ценностные ориентиры также считаются довольно частой причиной социального противостояния. Всякий участник противостояния, будь то социальный коллектив или отдельное лицо, обладает индивидуальным набором ценностных благ.

Каждый такой набор строго субъективен, и часто противоположен набору другой участвующей стороны. Конечной целью описываемого типа конфликтов является удовлетворение исключительно собственных потребностей.

Именно это вызывает взаимодействие противоположно направленных интересов, порождающих противостояние.

Экономические и социальные факторы связаны с разделением власти и богатства. Конфликты этого вида появляются, когда одной из участвующих сторон кажется, что ее обделили. Данный вид причин социальных противоречий считается наиболее распространенным.

Социальные конфронтации можно классифицировать по количеству противоборствующих сторон (внутри и межличностные, межгрупповые), по источнику возникновения (субъективно и объективно обусловленные), по функциям (интегративные и дезинтегративные), по форме (внешне направленные и внутренние), по сферам общественной жизнедеятельности (политические, этнические, экономические, семейно-бытовые).

В свой черед, каждый из перечисленных видов конфронтаций характеризуется отдельными причинами, провоцирующими их возникновение.

Так, например, основные причины семейных конфликтов – это ревность, устоявшиеся стереотипы в интимной жизни, приверженность одного из партнеров к злоупотреблению удовлетворения собственных потребностей (алкоголь, финансовые траты исключительно на себя), расхождения во мнениях и, следовательно, потребностях по проведению совместного досуга, эгоизм, бытовые проблемы. Перечислены далеко не все причины семейных конфликтов, поскольку в каждой отдельно взятой ячейке общества существуют специфические проблемы и индивидуальные причины.

Причины межнациональных конфликтов

Все чаще в современном мире возникают межнациональные конфликты. Для установления господствующего положения в отношении остальных жителей планеты люди обычно прибегают к применению различных средств. И чаще такими средствами бывают оружие и грубая сила.

Соперничество между человеческими субъектами разных национальностей, противоборство, острое конкурирование в борьбе за превалирование собственных интересов, которые обнаруживаются в различных требованиях, называется межнациональным конфликтом.

В межнациональных конфронтациях сталкиваются две участвующие стороны, отстаивающие собственную точку зрения и стремящиеся добиться персональных целей.

Когда оба участника равносильны, в большинстве случаев, стороны стремятся с целью решить проблемный вопрос мирным путем.

Однако, как правило, в противостоянии людей разных народностей есть превалирующая сторона, то есть превосходящая по каким-нибудь параметрам, и более слабая, вследствие чего и более уязвимая.

Конфликты межнационального характера могут возникать по разным причинам. Можно выделить самые распространенные причины конфликта между народами:

— социальная неудовлетворенность людей внутри одного государства или разных;

— расширение границ интересов бизнеса, выходящих за пределы одной страны;

— экономическое превосходство;

— несогласие с географическим установлением рубежей расселения разных народов; культурно-языковые притязания народов;

— политические формы поведенческого реагирования власть имущих;

— численное превалирование одной народности над другой;

— историческое прошлое богатое на противоречия во взаимоотношениях народов;

— борьба за естественные ресурсы природы и возможность их использования с целью потребления одной нацией в ущерб другой;

— конфессиональные расхождения и религиозные.

Причины конфликтов психология объясняет на основе изучения накопленного в различных уголках планеты опыта.

Разнясь по социальной значимости, масштабам, генезису, «возрасту», напряженности, межнациональные конфронтации характеризуются одной «конечной природой», содействующей этнической мобилизации.

Глубинные корни всех межнациональных конфронтаций сокрыты за нарушением прав той либо иной этнической группы, отсутствием равноправия и справедливости в межэтнических отношениях.

Основные причины конфликтов кратко можно описать несколькими словами: межнациональное противостояние провоцирует наличие экономических, территориальных, политических, социальных и психологических противоречий между государствами.

Кроме того, нередким явлением для зарождения конфронтации между народами считается наличие одновременно нескольких причин. Также необходимо отметить, что важнейшую роль в зарождении конфронтации между этносами играет субъективный фактор, который значительно осложняет его течение и разрешение.

Собственно субъективный фактор влияет на эскалацию, интенсивность и «взрывоопасность» межэтнических противостояний.

Причины конфликтов в организации

Так сложилось, что взаимоотношения между людьми не могут выстраиваться гладко, вследствие чего осложняются конфронтациями.

Ниже приведены основные причины конфликтов, проистекающие в организации:

— распределительные отношения (конфронтация зарождается вследствие распределения различных благ, при этом на возникновение конфликтов не влияет справедливость распределения);

— сложности, возникающие в процессе совместного труда (часто люди, действующие в рамках одного отдела, работающие в одном цеху, офисе конфликтуют между собой и чем ответственней и сложней работа, тем большей неизбежностью будут характеризовать противоречия);

— расхождение интересов (индивиды в некоторых организациях часто преследуют исключительно персональные цели и личные интересы, вследствие которых развиваться полноценно организация не может);

— борьба за лидерство (зачастую природа конфронтаций в организациях носит характер самореализации, порождающей соперничество из-за завышенных амбиций отдельных лиц);

— плохие условия для трудовой деятельности (данный фактор является раздражителем для людей и рождает нетерпимость к другим трудностям и проблемам).

Типичные причины конфликтов в организациях часто связаны с личными переживаниям и индивидуальными психологическими характеристиками работающих лиц.

В социальных коллективах противостояние возникает, когда один субъект начинает думать, что намерения либо действия другого ему угрожают, создают неравное положение, дискриминируют его, принижают важность его роли.

Чтобы конфронтация начала созревать, необходим инцидент, который заключается в действиях одной стороны, направленных на ущемление интересов другой стороны. Когда вторая сторона отвечает аналогичным поведением, конфликт трансформируется из потенциального противостояния в реальное (актуальное).

Вместе с тем необходимо учитывать, что конфронтации нередко возникают не вследствие реальных действий, а из-за подозрений одного индивида, что против него другой субъект планирует нечто неблагоприятное.

Источник: http://vseopsycho.ru/prichiny-konfliktov/

Конфликт — типы и причины конфликтов

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Главная >> Психология

Существуют различные толкования понятия конфликт. В социальной психологии конфликт обычно определяется как столкновение противоположных целей, мотивов, интересов. В коллективе конфликт отражает столкновение групповых норм, ролевых позиций, ценностей членов группы.

Типы конфликтов

В социальной психологии существуют различные типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Ниже приведена классификация по характеру участников:

Внутриличностный конфликт — не вполне соответствует общепринятому определению конфликта. В то же время, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Одна из наиболее распространенных его форм – ролевой конфликт.

Последний возникает когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно результатов его деятельности. Внутриличностный конфликт может возникнуть у сотрудника организации в результате несоответствия производственных требований его личным потребностям или ценностным ориентирам.

Исследования показывают, что такого рода конфликт обычно связан и с низкой степенью удовлетворенности сотрудника работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом [1].

Межличностный конфликт — наиболее распространенный тип конфликта, который может возникать между сослуживцами, соседями, членами семьи и т.д.

В организациях он может проявляться как противостояние между руководителями различных подразделений, противостояние между подчинённым и руководителем, либо противостояние двух рядовых членов коллектива. Явление часто имеет объективные причины (распределение ресурсов, борьба за власть и пр.).

В то же время, такие конфликты могут возникать и на субъективной почве, когда люди с различными чертами характера и системами ценностей не в состоянии уживаться друг с другом.

Читайте также:  Коммуникативные схватки - психология

Во всех случаях межличностных конфликтов имеют место два взаимосвязанных аспекта:

  • содержательный (предмет разногласия);
  • психологический (личностные особенности оппонентов, особенности их взаимоотношений).

Конфликт между личностью и группой — довольно распостранённое явление, в коллективах он может возникать в различных вариантах: противостояние коллектива руководителю, противостояние коллектива рядовому члену.

Такого рода конфликты возникают когда ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Конфликт между личностью и группой может возникнуть когда отдельная личность занимает позицию, отличную от позиции группы.

Аналогичное противостояние может происходить на почве должностных обязанностей руководителя, который вынужден предпринимать непопулярные среди подчинённых административные меры. В этом случае группа, в качестве ответного действия, может снизить уровень дисциплины и производительность труда.

Межгрупповой конфликт — конфликт между малыми социальными группами. Такие конфликты могут возникать как между группами в пределах одного коллектива (общности) или между группами разных общностей.

Примеры конфликтов между малыми социальными группами весьма разнообразны: стычки между болельщиками разных футбольных клубов, противостояние между линейными руководителями и административным персоналом на предприятии и др.

Объектом межгрупповых конфликтов могут выступать:

  • нехватка ресурсов (экономических, информационных и пр.);
  • неудовлетворённость одной из сторон конфликта социальным статусом;
  • различия социокультурных ценностей (религиозных, нравственных, этнических и т.д.).

Межгосударственный конфликт — борьба между двумя государствами или их коалициями в основе которого лежит столкновение национально-государственных интересов противоборствующих сторон.

Противостояние может также возникнуть между государством и группой государств.

В современной конфликтологии нет общепринятой типологии межгосударственных конфликтов, их классификация может брать за основу: число участников, их стратегические цели, масштабы столкновения, применяемые средства, характер конфликта.

В некоторых источниках можно встретить также выделение конфликта типа «группа-общество». В данной статье постараемся рассмотреть причины наиболее распространённых в повседневной жизни типов конфликтов — межличностного, межгруппового, а также противостояния между личностью и группой.

Возможна также классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия по А. И. Шипилову, представленная следующей схемой:

Причины конфликтов

По мнению известного российского социолога, основателя Ленинградской социологической школы В.А. Ядова, «во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и о контроле над ними. Власть с этой точки зрения – это вариант контроля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс» [2].

Учёный считает, что все ресурсы можно разделить на две группы: материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на составляющие. Сходные мысли высказываются и другими специалистами.

Говоря более отвлечённо: универсальный источник конфликта заключается в несовместимости ожиданий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения [4].

Существуют различные типологии причин возникновения конфликтов. Одна из возможных классификаций:

1. Объективные причины конфликтов

Распределение ресурсов. Тип распределяемых ресурсов не имеет принципиального значения, люди всегда стремятся получать больше, а не меньше.

Они глубоко переживают собственные проблемы, при этом проблемы других групп или членов коллектива осознают довольно поверхностно.

Таким образом формируются искаженные представления о справедливости, в результате чего почти неизбежно возникают различного рода конфликты.

Взаимозависимость задач. Вероятность возникновения конфликта существует везде, где выполнение задач одного человека или группы зависят от действий другого человека или группы. Некоторые типы организационных структур увеличивают вероятность возникновения конфликта. Так, в частности, она возрастает при матричной структуре управления, при которой умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях. Вероятность возникновения конфликта в организации увеличивается вместе с её ростом и структурной дифференциацией.

В результате глубокого разделения труда подразделения начинают сами формулировать свои цели и основное внимание уделять их достижению, нежели достижению целей организации.

Такая ситуация обычно возникает в организациях, члены которых плохо ориентированы в стратегии её развития, не видят своего места в отдаленной перспективе функционирования организации.

Различия в способах достижения целей. Члены организации (как рядовые, так и руководящий состав) могут иметь отличные друг от друга взгляды на способы достижения общих целей. При этом каждый считает, что его методы самые лучшие, а это часто является основанием для возникновения конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации. Нарушенная передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта.

Кроме того, она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным сотрудникам или группам понимать ситуацию или точки зрения других.

Плохо подготовленный руководитель может спровоцировать конфликт своей неспособностью точно определить функции сотрудников подразделений, неоднозначными требованиями к показателям качества труда, предъявлением взаимоисключающих требований к работе.

2. Социально-психологические причины конфликтов

Неблагоприятный социально-психологический климат. Конфликты с большей вероятностью возникают в коллективах в которых отсутствует ценностно-ориентационное единство, наблюдается низкая сплочённость группы.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива. Сложность связана с вхождением новичка в уже сформировавшийся коллектив и, прежде всего, в первичную, контактную группу.

Социально-психологическая адаптация новичков — достаточно длительный и сложный процесс.

Трудности адаптации могут быть обусловлены: индивидуальными особенностями поведения новичка; уровнем сплоченности коллектива и т.д.

Аномия социальных норм. Рассогласованность принятых социальных норм приводит к возникновению двойных стандартов: руководство требует от сотрудников стиля поведения, которого само не придерживается; кому-то из сотрудников всё прощается, с кого-то спрашивается и т.д.

Конфликт поколений связан с различиями в системах ценностей, манере поведения и жизненном опыте у представителей разных возрастных групп.

Территориальность — понятие из экологической психологии. Территориальность подразумевает занятие личностью или группой некоторого пространства (рабочего, жилого и т.д.) и установление своего контроля над ним и находящимися в нем объектами.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре организации. Такой лидер, преследуя корыстные цели, способен организовать группу, которая ориентируется исключительно на его указания. При этом распоряжения формального руководства принимаются только с одобрения «теневого» лидера.

Респондентная агрессия — возмущение направленное не на источник страдания, а на окружающих, близких людей, коллег; более свойственна слабым типам личности. Опасность такого рода агрессии дополнительно обусловлена тем, что её жертвами часто являются беззащитные люди.

3. Личностные причины конфликтов

Согласно личностно-ориентированному подходу, причинами конфликтов являются:

1. Особенности протекания когнитивных процессов — обработка информации, принятие решений и пр. В результате таких особенностей у людей возникают несовместимые оценки относительно существующей ситуации. Последнее обстоятельство приводит к выработке сторонами противоречивых стратегий, применяемых ими при решении конкретных задач.

2. Особенностях личности вообще (конфликтные личности). Принято выделять следующие черты характера, характерные для «конфликтной личности»:

  • стремление к доминированию;
  • излишняя принципиальность;
  • излишняя прямолинейность в высказываниях;
  • склонность к недостаточно аргументированной критике;
  • склонность к раздражительности и депрессиям;
  • консерватизм убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;
  • бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
  • несправедливая оценка чужих действий других;
  • неуместная инициатива и др.

Помимо этого, важное значение имеет ситуация, в которой возникают конфликты.

В одних случаях ситуация может способствовать конфликту, в других – тормозить его, сдерживая инициативу противоборствующих сторон.

Так, поводом для конфликта на работе могут служить: события, произошедшие в нерабочее время (например, в личной жизни сотрудника), повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня и т.д.

Литература:

  1. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с.
  2. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. № 1 / Под ред. Е.И. Степанова. — М.: ИСРАН, 1991. — 281 с.
  3. Конфликтология в схемах и комментариях / Анцупов А.Я., Баклановский С.В. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил.
  4. Конфликтология: учебно-практическое пособие / Цыбульская, М.В. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 312 с.

Источник: http://zalogzdorovya.ru/view_psy.php?id=14

Причины конфликтов

Конфликты случаются постоянно, и их мало кто любит, большинство людей пытаются понять, как жить без конфликтов. Чтобы научится бесконфликтному общению, следует понять причины возникновения конфликтов.

Причин возникновения конфликтов масса – от социально-экономической обстановки в стране до дурного настроения. Наверняка вы замечали, что в плохом настроении вы чаще допускаете грубые выражения, можете и голос повысить.

А кто-то на это может обидеться, вот вам и начало конфликта.

Поэтому перечислить все предпосылки для развития конфликта невозможно, да конфликтологи и не стараются это делать, предпочитая оперировать группами причин возникновения конфликтов.

  1. Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
  2. Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании (отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.
  3. Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей (начальник разговаривает с вами, как с ребенком, хотя сам от вас по возрасту и по развитию недалеко ушел), неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
  4. Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.

Какие бывают конфликты?

  1. Фактические. Такие конфликты являются самыми распространенными и самыми простыми для разрешения. Предметом спора является конкретный предмет. Чтобы получить объективное суждение, спорщики обращаются к третьему лицу.

    Для конфликтов в быту этим лицом часто является старший родственник или друг, вне дома – руководитель. При невозможности разрешить конфликт на этом уровне, спорщики обращаются в суд.

  2. Конфликты выбора.

    Случаются когда стороны затрудняются прийти к соглашению по поводу принятия каких-то действий, метода решения проблемы. Например, споры по поводу выбора подрядчика (в бизнесе) или разногласия о способах воспитания ребенка (бабушка балует, а мама с папой – за строгость).

  3. Конфликты приоритетных целей. Являются для разрешения самыми сложными, потому что определить первоочередные задачи всегда сложно, будь то бизнес или семья.

Как не допустить конфликт?

Секрет бесконфликтного общения базируется на профилактике конфликтов и умении их решать.

К профилактике конфликтов можно отнести следующие приемы.

  1. Практическая эмпатия. Попробуйте представить себя на месте человека, который вызывает у вас негативные эмоции, возможно в его ситуации вы действовали бы так же. Такой прием часто вызывает чувство сострадания, и желание ссориться с человеком пропадает.
  2. Нужно исключить возможности проявления социальной дискриминации, которая будет подчеркивать различия в общественном положении и интеллектуальном развитии. То есть щеголять цитатами из Ницше перед человеком со средним образованием не стоит, этим вы легко можете навлечь на себя его гнев.
  3. Неразделение заслуг. Часто люди чувствуют себя обделенными почестями, им кажется (а может так и есть), что большую часть работы проделали они, а это прошло незамеченным. Такому человеку стоит сказать о его заслугах, можно преуменьшить свое участие.
  4. Поддерживание положительных эмоций. Если вы видите, что собеседник собирается ссориться, старайтесь свести все к шутке, поделитесь с нимположительными эмоциями. Может, у него и желание ругаться пропадет.
  5. Согласитесь с человеком, когда он рьяно вам доказывает вашу неправоту. Сообщите ему, что возможно вы действительно ошиблись.
  6. Иногда психологи советуют уходить от споров в буквальном смысле этого слова, чтобы дать собеседнику остыть и задуматься о своем поведении.

Умение решать конфликты в основном сводится к способности идти на уступки самой или находить компромиссы для враждующих сторон.

Источник: https://womanadvice.ru/prichiny-konfliktov

Психология конфликта

Под термином «конфликт» подразумевается наивысшая точка кипения, предельное обострение накопленных противоречий. В психологии понятие конфликта включает в себя именно те противоречия, которые связаны с невероятно сильными эмоциональными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов в психологии

Проблема конфликта в психологии изучается, наверное, столько времени, сколько существует эта наука. И одним из факторов, которые способствуют разрешению спорных ситуаций, это определение причины конфликта.

Что ж, если конфликт в психологии – это столкновение противоположных мнений, то причинами будут именно различное мышление, цели, а так же взаимоисключающие друг друга способы достижения этих целей.

Часто, еще не зная человека, вы уже испытываете к нему определенное чувство, которое основывается на первом впечатлении.

Находясь под этим впечатлением, вы можете субъективно оценивать его мнение, что и станет поводом для конфликта.

Кроме того, причиной конфликта в психологии считается недостаточное общение, недопонимание, а так же неумение и нежелание контролировать свои чувства.

Виды конфликтов в психологии

Психология конфликта имеет четкую классификацию, которая зависит от критериев, которые учитываются в первую очередь. Итак, основные виды конфликтов в психологии следующие:

  • внутриличностные – внутренние колебания между чувством симпатии или же антипатии и долга;
  • межличностные – конфликт между людьми.

Так же по значению различают следующие виды конфликтов:

  • конструктивные – когда разногласия касаются той области, которая важна либо для жизни, либо для работы;
  • деструктивные – столкновение мнений по мелким поводам, которые, если присмотреться, не имеют большого значения. Чаще всего именно деструктивные конфликты становятся причинами негативных последствий.

Структура конфликта в психологии

Исследования в психологии выявили тот факт, что каждый конфликт имеет относительно четко выраженную структуру. Обязательно есть объект или виновник конфликтной ситуации. Далее важным составляющим структуры конфликта считают оппонента, или же нескольких лиц, которые являются участниками.

И, конечно же, учитываются цели, мотивы каждого участника возникшего конфликта. Кроме того, изучая психологию решения конфликта, в структуру проблемы включили такой фактор, как повод столкновения, а так же реальную причину, ставшую источником раздора.

Разрешение конфликтов в психологии

Возможность решения столкновений носит в психологии название управление конфликтами. Однако управлять конфликтом можно лишь в том случае, когда вы четко осознаете структуру конфликта.

В психологии выделяют несколько основных способов разрешения конфликтов:

  • компромисс, то есть, когда обе стороны делают определенные уступки друг другу для достижения более менее удовлетворительного решения;
  • уступка, когда одна из сторон «сдает» свои позиции по причине неправоты или же из желания завершить конфликт, кроме того, этот шаг возможен в результате давления со стороны третьего лица;
  • уход, избегание проблемы является решением конфликта с минимальными потерями, однако в большинстве случаев именно уход провоцирует образование нового, более сильного конфликта, поэтому этот способ самый нежелательный.

Выбор способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, таких, как характер участников конфликта, уровень ущерба, нанесенного оппоненту, а так же и собственный ущерб, возможные неприятности, последствия столкновения, продолжительность конфликта, а так же статус объекта конфликтной ситуации и его оппонента.

Вы прошли собеседование на должность в какой-либо компании и теперь с волнением ждёте своего первого рабочего дня? А поинтересовались ли вы дресс-кодом вашего нового «второго дома»? Да и вообще, может быть в данной компании существуют особые принципы этики деловых отношений?
Как контролировать свои эмоции?

Далеко не каждый из нас может похвастаться умением контролировать свои эмоции. Наоборот, чаще всего мы жалуемся, что в порыве чувств натворили такого, что ещё долго придётся расхлёбывать. Вам не кажется что пришло время показать своим эмоциям, кто здесь хозяин?

Никто не будет отрицать, что язык и речь является не только очень важной частью нашей жизни, а скорее даже неотъемлемой. Психологи же смотрят на понятие «речь» несколько с иной стороны, исследуя то, какое влияние оказывают на других произносимые нами слова.Как правильно общаться с людьми?Умеете ли вы правильно общаться с людьми? И проблем с коммуникабельность у вас нет? Ну тогда вы счастливый человек, который справится с любой ситуацией и всегда найдёт тех, кто с радостью окажет ему свою помощь. Не можете похвастаться вышеперечисленными навыками? Ничего страшного, ведь учиться никогда не поздно.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-konflikta

Психология конфликта, или Как не испортить отношения? :

Психология конфликта — это довольно важная и сложная для понимания вещь. Дело в том, что любой конфликт — это выражение своего недовольства, несогласия с остальными. Иными словами, это столкновение мнений и интересов нескольких людей.

Место и роль данной проблемы хорошо описала Н. В. Гришина. Психология конфликта в ее книге становится понятной многим. Кроме того, она четко описывает место разногласий в жизни человека.

Давайте поговорим, какие бывают столкновения интересов и как с ними бороться.

Польза или вред

Но сначала давайте поговорим, хорошо это или плохо — конфликтовать? Психология конфликта указывает на то, что разногласия между людьми — это их неотъемлемая часть. Так устроено все человечество.

Также социальная психология конфликта указывает на то, что разрешение спорных ситуаций благоприятно влияет на человечество. Главное, не перегнуть палку.

Таким образом, если знать, как правильно действовать в напряженной ситуации, то конфликт принесет пользу. В противном случае, вы будете обречены на негативные эмоции.

Но для того, чтобы сделать верный шаг, важно знать, откуда пришли разногласия. Давайте посмотрим, какими они могут быть.

Виды

Психология конфликта указывает на то, что все они делятся на несколько категорий. В зависимости от нее будут указаны и способы решения разногласий. Итак, приступим к изучению.

Первый — это межличностный конфликт. Он возникает между несколькими людьми. Является неотъемлемой частью жизни любого человека. Отсутствие разногласий может значить то, что один из «участников» буквально переступил через себя.

Второй вид — это внутриличностный конфликт. Это самый трудноразрешимый вид разногласий, так как он возникает внутри нашего собственного эго. Такие ситуации довольно часто делают человека несчастным без особой причины.

Также могут встречаться межгрупповые конфликты. Это те разногласия, которые возникают среди нескольких отдельных социальных групп (например, некая вражда двух параллельных классов в школе).

Более точно понять это вам поможет Гришина. «Психология конфликта», написанная ей, раскрывает читателю все нюансы столкновений интересов групп.

Ну а теперь пришло время поговорить о том, откуда могут браться ссоры.

Истоки

Тема по психологии «Конфликты» — это излюбленная часть многих психологов. Дело в том, что на этом базируется их работа. Хороший психолог сможет вам легко рассказать, откуда могут получаться конфликты и прочие столкновения.

Первой причиной может служить недовольство чем-то. Особенно, когда оно накапливается, словно снежный ком. Человек долго терпит, а потом «взрывается», давая волю своим негативным эмоциям. Язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг.

Далее следует неуверенность, особенно в самом себе. Это главный источник внутренних противоречий. Таким образом, личность «мечется» туда-сюда, в поисках верного ответа, и никак не может определиться, что делать. В подобной ситуации есть вероятность появления депрессии.

Последней весомой причиной возникновения негативных ситуаций является затрагивание чужих интересов. Это распространено в обществе, особенно в узком кругу лиц (например, среди офисных работников). Если, скажем, босс незаслуженно поливает грязью вашу работу, то, рано или поздно, вам это надоест.

В своем глазу бревна не видите..

Психология конфликта устроена так, что для решения негативной ситуации необходимо предпринять некоторые усилия, которые могут потребовать от личности большой силы воли. Итак, как же разрешать возникшие споры?

Первое, о чем вам следует помнить — не продолжайте ссоры в возбужденном состоянии. Как уже говорилось выше, язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг. Если вы ругаетесь с близким человеком, то можете очень сильно обидеть его. А некоторые слова, произнесенные вами, могут и вовсе навсегда посеять вражду.

Далее следует хорошенько проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться понять, откуда «пришли» ваши разногласия. Когда причина будет обнаружена, проблема уверенными шагами покинет ваш дом.

Следующее действие, которое необходимо предпринять — это объяснить все своему собеседнику. Не повышайте голос, оставайтесь спокойными. Иногда это бывает очень трудно сделать. Тем не менее, когда вы донесете истину до собеседника, то половина проблемы будет исчерпана.

Последнее, что необходимо сделать — это оставить «выход» из сложившегося конфликта. Вместе обдумайте, как можно разрешить то, что случилось, после чего придите к консенсусу. Научитесь немного уступать друг другу. Тогда вам по плечу будут любые преграды.

Если конфликтуете с самим собой

Психология конфликта может помочь и тем, кто страдает от внутриличностных разногласий. Обычно такие проблемы не уходят сами собой, а человек мучается с каждым днем все больше и больше.

Для того чтобы не допустить плачевных последствий, личности, страдающей от внутриличностными конфликтами, необходимо обратиться за помощью. Тут ему сможет помочь хороший психолог или психотерапевт.

Вместе с ним будет найдена первопричина негативных эмоций, после чего «врач» сможет предложить несколько путей решения.

Как правило, для того чтобы быстрее справиться с «недугом», пациенту необходимо самому принять свои проблемы и «смириться» с ними.

Заключение

Таким образом, мы изучили разрешение конфликта. Психология человека иногда может сыграть с ним злую шутку. Тем не менее, в любой ситуации важно оставаться спокойными и стараться следить за своим языком.

Если вы чувствуете, что конфликта не избежать, постарайтесь сразу набраться терпения и собрать всю свою волю в кулак. Помните, что ссоры пройдут, а пережитые эмоции и впечатления навсегда останутся в ваших сердцах.

Удачных вам решений!

Источник: https://www.syl.ru/article/169095/new_psihologiya-konflikta-ili-kak-ne-isportit-otnosheniya

Типичные причины возникновения конфликтов в организации

Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения их и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими.

Причины конфликта— это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:

  1. объективных
  2. организационно-управленческих
  3. социально-психологических
  4. личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая — субъективный.

Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.

Ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.

Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.

Различие в целях (нерациональная организация труда) обусловливает принципиальность взглядов людей, стиль их поведения, противоречивый характер личностных систем убеждений.

Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними.

Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.

Пример: юридический отдел организации не рекомендует отделу материально-технического снабжения самостоятельное заключение определенных соглашений с высоким уровнем риска.

Впоследствии возникают противоречия в связи с организацией нового отдела маркетинга, сотрудники которого считают неправильными (непрофессиональными) критерии, используемые юридическим отделом для определения степени риска соглашений .

С усилением специализации подразделений предприятий повышаются возможности для самостоятельного формулирования целей, использования специальных методов управления.

Пример: с целью повышения конкурентоспособности продукции отдел сбыта может настаивать на повышении его разнообразия, а производственному отделу легче достичь своей цели, если номенклатура менее разнообразна. Возникает объективная причина для конфликта.

В производственных условиях существует объективная взаимозависимость задач. Однако неправильное распределение обязанностей, несогласованность структур управления, неадекватность работы конкретного подразделения повышают вероятность конфликтов, которые нарушают ритмичную деятельность организации в целом.

В условиях совместного выполнения работ всегда существует возможность конфликта через взаимозависимость деятельности, недостаточную согласованность прав, функций, ответственности, неадекватное понимание качества труда и другие ошибки в управлении.

Пример: на производственном участке цеха часто происходит выпуск бракованной продукции вследствие работы неисправного оборудования.

В цехе нет механиков, отвечающих за работу какого-либо конкретного вида оборудования, к ремонту подключаются свободные работники, оплата их труда не связана с качеством выпускаемой продукции.

Руководитель цеха обвиняет начальника участка за брак, а тот — работников .

Ошибки управления — это неграмотные решения, вызванные необоснованным выбором методов регулирования производственной деятельности, необъективной оценкой результатов работы сотрудников, нерациональным распределением задач, неумением квалифицированно решать вопросы социально-психологических программ трудового коллектива.

Повышение профессионально-культурного уровня руководителей (менеджеров) через их своевременное обучение, овладение практическими навыками, формирование рыночного мышления, овладение методами разрешения конфликтов в коллективе позволит своевременно определять «узкие» места и предотвращать возникновение нежелательных конфликтов.

Слабая разработанность нормативно-правовых процедур, отсутствие объективных критериев оценки и решения межличностных противоречий , стандартных способов защиты интересов работников — способствуют возникновению противоречий.

Пример: если руководитель, используя свое служебное положение, неоправданно унизил или оскорбил своего подчиненного, то он может пойти на конфликт, защищая свое достоинство.

Недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности благ (низкая заработная плата) существенно повышает уровень конфликтности в организациях и в обществе. Неустроенный, обделенный человек, который не реализовал свои возможности, более конфликтен по сравнению с теми, у кого подобные проблемы решены.

Плохая сплоченность трудового коллектива, неудовлетворительные коммуникации, несовместимость сотрудников, невозможность нужного общения являются катализаторами конфликтов в организациях.

Пример: невозможность получить грамотное разъяснение по поводу изменения системы оценки и оплаты труда может вызвать негативные эмоции сотрудников и стать объективной причиной возникновения конфликта в коллективе.

Причиной большинства конфликтов является недостаток или искажение информации: неполные и неточные факты, слухи, изменение содержания (случайное или намеренное). Это приводит к неправильному восприятию определенной ситуации, неадекватному поведению личностей, непонимания, а затем и к конфликтам.

Пример: перед проведением аттестации в организации до сведения работников не была доведена информация об изменении критериев отбора, о предстоящем сокращении.

В результате появилось множество слухов, сплетен, производственную деятельность в организации было затруднено на период времени проведения аттестации, а взаимоотношения сотрудников можно было охарактеризовать как противоречивые — предвестник конфликта.

Объективные причины только тогда превращаются в источники реального конфликта, когда препятствуют реализации потребностей лица или коллектива, не удовлетворяют индивидуальные или групповые интересы.

Перечисленные причины могут привести к каждому из рассмотренных ранее видов конфликтов. Однако существуют причины, которые чаще всего встречаются.

Так, 75-80% межличностных конфликтов порождаются и затрагиваются материальными интересами отдельных работников, то есть ограниченностью ресурсов, подлежащих распределению, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены расхождением индивидуальных и групповых норм поведения.

Межгрупповые конфликты порождаются в основном расхождением во взглядах и интересах, хотя подобные различия зачастую сводятся к борьбе за ресурсы. Объективные условия определяют особенности деятельности для многих участников социального взаимодействия, но лишь для отдельных лиц, чьи интересы нарушены, они могут стать причиной конкретного конфликта.

На всю сеть объективных детерминант, обусловливающих возникновение конфликтов, зачастую накладывается действие целого ряда субъективных факторов, укорененных в социально-психологических особенностях индивидов и их межличностных взаимодействиях .

Среди них к возникновению конфликтов зачастую приводят:

  1. нарушение принципов управления, которые проявляются в неправильных действиях руководителей (нарушение трудового законодательства, несправедливое использование поощрений и наказаний, самонадеянное использование кадрового потенциала, деструктивное влияние на социальные статусы и роли подчиненных, недостаточный учет психологических особенностей, личных интересов и потребностей работников;
  2. неправильные действия подчиненных (несерьезное отношение к труду, личная неорганизованность, эгоистические желания);
  3. психологическая несовместимость сотрудников, столкновение их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей, поведения в процессе и результате общения, а также в процессе их сотрудничества в трудовом коллективе;
  4. наличие в коллективе так называемых «трудных людей» — «агрессоров», «жалобщиков», «зануд» и т. п., которые своим поведением создают в ближайшем социальном окружении состояние социальной напряженности, что приводит к возникновению конфликтов;
  5. возникновение в межличностных контактах работников коллектива противоречий, которые приводят к тому, что одни индивиды своими словами, суждениями, поступками касаются или унижают социальный статус других, их материальные и духовные интересы, моральное достоинство, престиж;
  6. манипулирование, то есть скрытое управление собеседником, партнером против его воли, во время которого манипулятор получает односторонние преимущества за счет жертвы;

Источник: http://psyznaiyka.net/view-conflictology.html?id=8

Причины конфликтов между людьми

В течение дня человек многократно попадает в конфликтные ситуации. Кажется, что причин для конфликтов между людьми существуют миллионы, но на самом деле все делят на четыре группы.

Первая группа объединяет объективные причины. Сюда входят конфликт ролей, конфликт интересов, стереотипов и неоправданных ожиданий. Конфликт ролей является самым глубоким, так как роль – это способ восприятия человеком мира, себя в нем и своих близких, а также его ожидания к людям.

Конфликт неоправданных ожиданий имеет определенное сходство с конфликтом ролей, но он менее глубокий и разрушительный. Люди привыкли возлагать друг на друга определенные ожидания, и когда кто-то их не оправдывает, возникает конфликт. Важно то, что человек может и не знать, чего от него ждут.

Такие конфликты часто бывают скрытыми и приносят дискомфорт только одному участнику. Конфликт интересов – это самый распространенный тип конфликтов. Они могут возникать, например, когда люди выполняют общее дело, но при этом их цели и интересы не совпадают.

Конфликт стереотипов возникает, когда человек дорисовывает в своем воображении ситуацию и начинает на нее обижаться. При этом реальной причины для конфликта может и вовсе не существовать.

На протяжении жизни у человека формируется ряд стереотипов, в результате он может перестать анализировать каждую конкретную ситуацию и воспринимать ее шаблонно, как стереотипную.

Вторая группа причин конфликтов между людьми – отношения между участниками. Если люди негативно друг к другу относятся, любая неосторожно сказанная фраза может послужить причиной развития конфликта. Хотя в этом случае причина и вовсе не нужна, она уже есть, а повод всегда найдется.

Третья группа причин – недопонимание и недоразумение. Такие конфликты могут проявляться, если партнеры неправильного друг друга поняли или поняли не полностью. Для профилактики таких конфликтов необходимо полностью разбираться в ситуации, не оставляя в ней никаких пробелов. Не нужно спешить с выводами, все может быть не так, как кажется на первый взгляд.

Четвертая группа причин – это конфликтное поведение и конфликтные личности. Необходимым условием нормального психического состояния человека является постоянное изменение эмоций. Формируются эмоции в результате сигналов, полученных из внешнего мира.

Иногда люди не могут получить желаемое количество положительных эмоций, и тогда провоцируют конфликты, чтобы получить хоть какие-то эмоции. Психологи выделяют шесть типов конфликтных личностей: Первый тип – категоричные люди, критично настроенные к миру и социуму. Второй тип – ранимые и чувствительные люди.

Третий тип – эмоционально незрелые личности. Четвертый тип – «реактивные» люди. Это чрезмерно эмоциональные личности, которые выражают свои эмоции, не задумываясь о последствиях. Пятый тип – люди, пренебрегающие общепринятыми моральными нормами общения. Шестой тип – дисгармоничные личности. Они не имеют адекватного восприятия себя и окружающих.

Их мнение о себе не совпадает с реальных обликом, они не видят собственных недостатков, но всегда их находят у других.

Источник: http://surgeryzone.net/psixologiya/prichiny-konfliktov-mezhdu-lyudmi.html

Ссылка на основную публикацию