Интерес — психология

Интерес

Интерес - психология

Интерес (как эмоция) — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, осознанию ею цели деятельности; эмоциональное проявление познавательных потребностей личности.

Интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека.

Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия. Исключения возникают тогда, когда в сознании доминируют негативные эмоции.

Из неврологического взгляда интерес активизируется нарастанием градиента — возбуждения нейронов.

На сознательном уровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения окружающей среды. Источником таких изменений и новизны могут быть не только окружающую среду, но и воображение, память, мышление. Заинтересованная человек интенсивно всматривается, прислушивается.

Феноменология интереса характеризуется также высокой степенью удовлетворения, уверенности в себе и умеренными импульсивность и напряжением. Эмоция радости часто сопровождает интерес.

Он способствует развитию умений и интеллекта, играет важную роль в общественной жизни и поддержании межличностных отношений.

Новизна является естественным возбудителем интереса. Поддерживаемый интересом развитие перцептивной-когнитивной и моторной активности начинается уже у новорожденных. Интерес способствует интеллектуальной, эстетической и другим видом творческой деятельности.

Удивление не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Это эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства, что порождается резким увеличением нервной стимуляции. Внешней причиной удивления является внезапное, неожиданное событие.

Удивление длится недолго. Складывается впечатление, что в момент удивления мысли отсутствуют, мыслительные процессы остановлены. Поэтому с удивлением практически не связывается умственная деятельность. Это напоминает ощущения от слабого электрического удара: мышцы быстро сокращаются, и человек как бы ощущает покалывание электрическим током, проходящим по нервах и заставляет подскочить.

В момент удивление субъект не знает точно, как реагировать. Возникает чувство неопределенности. Ситуации, которые вызывают недоумение, воображаются такими же приятными, как и ситуации, вызывающие высокий уровень интереса.

Они упоминаются как менее приятные, чем ситуации, которые ведут к радости, но они значительно более приятные, чем ситуации, которые являются причиной некой негативной эмоции.

При недоумении интенсивность отношение к объекту значительно выше уровень самоуверенности и импульсивности. Импульсивность при недоумении значительно выше, чем уровень напряженности.

Самоуверенность при недоумении значительно выше, чем за любой из отрицательных эмоций.

Величина напряжения в ситуациях удивление выше, чем за какой-либо из отрицательных эмоций, она примерно такая же, как и в ситуации интереса, и значительно выше, чем в ситуации радости.

Удивление занимает промежуточное место между положительными и отрицательными эмоциями. Таким образом, удивление выполняет функцию выведения нервной системы из состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапных изменений в нашем окружении.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=interes

Психология

Психология

Что такое интерес? Что значит: мне интересно? Каков он – интересный человек? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, мы шаг за шагом углубляемся в некоторое специфическое состояние, в котором одновременно испытываем чувство некоторой заторможенности, отвлеченности от места и времени нашего пребывания при высокой сосредоточенности на вызываемых из памяти образах, ассоциациях, которые мысль старается упорядочить в поиске неочевидных связей явлений и нашего впечатления, которое мы выразим восклицанием: «Вот что интересно!» Значит, интересно – это когда хочется что-то найти, что-то понять, что-то узнать из того, что составляет бесконечный мир вокруг нас. В психологии интерес понимается как состояние, побуждающее к познавательной деятельности. То есть это внутреннее напряжение, движущий момент, желание, побуждающее нас к действию.

Когда мы представляем себе маленького ребенка, не совсем младенца, но человека, только начинающего осваивать мир, в который ему довелось прийти, нам не приходит в голову, что ему может быть неинтересно жить.

Ведь ему еще только предстоит узнать, что после зимы придет весна, что на черной земле вырастет зеленая трава и красивые цветы, что такой яркий огонек может больно обжечь руку, но потом он станет сильным и сможет сам разжечь и погасить этот огонь, – и все это интересно узнавать.

Но представив себе взрослого человека, который каждое утро встает в одно и то же время, разжигает газ, чтобы согреть чайник, потом каждый день проводит восемь часов, выполняя монотонную, неинтересную работу, возвращается домой к своей семье, ужинает, смотрит телевизор, ложится спать – и так из года в год, – мы заключим, что жить неинтересно.

Что это – две стороны одной и той же жизни, в которой едино и интересное и неинтересное? Или это два конца одной веревочки, и рожденный для интересной жизни обречен на безынтересный конец? И то и другое! Человеку дана жизнь во всем ее многообразии, и содержание его жизни – это им самим сплетенная «веревочка», у каждого своя, по-своему интересная.

Интересы личности тесно связаны с потребностями. Не было бы потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы и интересов, направленных на поиск способов удовлетворения потребностей. Абрахам Маслоу считал, что люди заинтересованы в поиске личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной.

Маслоу описал человека как «делающее существо», которое редко достигает полного удовлетворения, и каждое удовлетворение одной потребности вызывает другую, направляющую внимание и усилия человека к новым стремлениям.

Основными, самыми существенными для физического выживания человека, а поэтому и самыми сильными являются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях любого другого порядка. Один из примеров того, насколько голод может господствовать над поведением человека, получен при изучении поведения добровольно согласившихся на эксперимент мужчин[18].

По мере того как испытуемые стали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением.

Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим девушкам! Этот эксперимент и многие другие исследования поведения человека показывают, как интересы человека направляются его потребностями. Отсюда можно заключить, что, поскольку существуют материальные и духовные потребности, они вызывают соответственно материальные и духовные интересы человека.

Материальные интересы направлены на поиск путей удовлетворения состояний недостаточности и избегания возможной угрозы неприятных переживаний.

Материальные интересы являются мощным двигателем материального и технического прогресса, потому что они проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к созданию бытовой, аудио-, видеотехники, машин и механизмов, облегчающих труд человека и повышающих безопасность жизни, обеспечивающих комфорт.

Понятно, что не каждый человек, следуя своим материальным интересам, становится конструктором, или строителем, или портным, шьющим себе одежду. Многие для удовлетворения материальных потребностей просто зарабатывают деньги.

Для некоторых зарабатывание денег становится материальным интересом, вытесняющим познавательный компонент деятельности. В таком случае мы говорим об узком интересе, в противовес которому развивающаяся личность выходит за пределы материальных интересов к интересам духовным.

Духовные интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал – проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор, стать не только потребителем культуры человечества, но и носителем культуры цивилизации.

Мотивация роста предполагает не столько возмещение состояний недостаточности, избегания неприятных переживаний, сколько повышение психологического напряжения в стремлении к эмоционально насыщенным переживаниям, обусловленным осознанной значимостью выбранной цели.

Духовные интересы побуждают к совершенствованию мастерства, виртуозности в деятельности, представляющей для человека интерес не как средство обеспечения существования, а как средство проявления собственных талантов и способностей – познание себя через труд.

Духовные интересы расширяют горизонты развития личности через стремление познать себя и окружающий мир. «Когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно»[19].

Это ощущение полноты жизни может достигаться разными людьми по-разному: для одних важно знать хотя бы понемногу о многом, быть осведомленным в разных областях знания, культурной и общественной жизни, иметь возможность общаться с большим количеством разных людей, побывать в разных странах и прочувствовать себя, может быть, даже испытать себя в разных ситуациях. Другие же удовлетворяют свои духовные интересы глубокой направленностью на постижение сути какого-либо явления, поиск истины в каком-то одном вопросе, скрупулезное исследование, глубокое изучение, увлеченное созидание – посвящение всей жизни чему-либо значимому. Поэтому говорят о широких и глубоких интересах.

В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и опосредованный интерес.

Непосредственный интерес, например, проявляется в поглощенности процессом получения знаний: обучаясь, студент посещает лекции, читает литературу, проводит самостоятельные исследования по интересующему предмету, готов отказаться от дружеской вечеринки ради того, чтобы прочитать добытую на одну ночь дефицитную книгу.

А если делается все то же самое, только в рамках требований учебного процесса, ради получения диплома, который расширяет возможности трудоустройства, – в таком случае говорят об опосредованном интересе. Однако эти характеристики интереса взаимопереходящие: опосредованный интерес может стать непосредственным и наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=oW82HFdrGCg

Интересы человека на протяжении жизни весьма динамичны. Не только удовлетворение или неудовлетворение потребностей меняет интересы.

Очевидно, что познание себя, достижения человека в социальном и профессиональном плане, изменение статуса и расширение диапазона ролей – все, что происходит с человеком в его жизни и деятельности, влияет на его интересы, как в равной мере интересы человека влияют на его жизнь.

Достижение интересов награждает человека, по выражению А. Маслоу, «вершинными переживаниями» – моментами, во время которых человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Это и отличает человеческую жизнь от биологического существования.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl36.shtm

Что такое интерес

Что такое интерес

«Интерес» — один из тех терминов психологии, который мы чуть ли не каждый день употребляем в бытовом общении. Так же обстоит дело, например, с понятиями «личность», «фобия», «вдохновение», «чувство»…

В научном обороте эти привычные слова используются в несколько ином, уточненном значении, и порой мы с удивлением открываем для себя некоторые их характеристики, о которых раньше и не догадывались.

Или даже догадывались, смутно помнили со школьных времен, но теперь забыли.

Так, скажем, складывается ситуация с эйфорией: мало кто сходу скажет, что, вообще-то, чаще всего это болезненное состояние, а не просто беспричинная радость…

Но вернемся к интересам. Как может расширить наука наше понимание этого термина? Как в психологии рассматриваются интересы личности?

Трудности определения

Прежде всего следует вспомнить, что интересы и склонности, а также потребности и интересы человека тесно связаны. Иногда эти понятия даже употребляются как синонимы (особенно если речь идет о непрофессионалах), да и в специальной литературе существует так много трактовок, что часто четкую границу провести довольно трудно. Все-таки попробуем это сделать.

Различные авторы определяют интерес через разные опорные слова, в том числе и уже упомянутые: чувство, произвольное и непроизвольное внимание, наклонность, стремление, расположение, определенным образом окрашенное отношение… Сходятся исследователи в одном: интересующий объект или сфера в силу тех или иных обстоятельств представляется человеку привлекательным и потому имеет для него особую ценность.

Как же все-таки ответить на вопрос «Что такое интерес?» Варианты ответа могут быть самыми разными, и при этом имеющими одинаковые права на существование. Это направленность человека на познание тех или иных явлений действительности и одновременно более или менее устойчивая склонность к тому или иному виду деятельности.

Рекомендуем: Что такое фетишизм?

Это отношение к предмету, которое выделяет его из всех других, обусловленное его особой значимостью и (или) эмоциональной притягательностью. Такое отношение возникает на основе потребностей. Потребности отражают необходимость, а интересы — предрасположенность к некой деятельности.

Это форма потребности к познанию, подталкивающая личность к более глубокому пониманию целей деятельности и тем самым способствующая более полному отражению действительности. Наконец, это эмоция и вытекающее из нее отношение к предмету или явлению, которые представляют для личности ценность.

Какие выводы можно сделать из существующего многообразия определений? Во-первых, за внешней простотой термина скрывается сложное психологическое явление, дать характеристику которому не так-то и просто. Во-вторых, прослеживается отчетливая его связь с потребностями и склонностями.

Интерес либо рассматривается как форма проявления потребности, либо утверждается, что он формируется на ее основе. Интерес пробуждает склонность или превращается в нее. В-третьих, интересы переплетаются с познанием. В-четвертых, для понимания термина важен эмоциональный компонент.

Разнообразие видов

Почему человеку становится что-то интересно? Здесь смыкается множество факторов: характер, особенности воспитания, культура, господствующая в обществе… Влияют, разумеется, и окружающие человека люди: учебный, а затем рабочий коллектив, отдельные значимые личности.

Мы ощущаем интерес субъективно — по тому особому приподнятому эмоциональному тону, который сопровождает познание в интересующей нас области. Когда же интерес удовлетворен, то он не угасает, а как бы переходит на более высокую ступень, заставляет познавательную деятельность активизироваться с новой силой и на более продвинутом уровне.

Бывает и так, что для удовлетворения интереса приходится выполнять не только привлекающую человека деятельность, но и ту, что вызывает неприязнь. Если человек преодолевает такое препятствие, это свидетельствует об устойчивости его интересов.

Рекомендуем: Этология человека — это

Круг интересующих человека областей, объектов или занятий позволяет довольно много сказать о нем как о личности. Скажем, можно судить о темпераменте: легкая переключаемость с одной области на другую выдаст сангвиника, а вот стабильный, устойчивый комплекс интересов, скорее всего, будет свойственен флегматику.

Подтолкнуть к определенным выводам могут и узость, однообразие или, наоборот, широкий диапазон, неоднородность того, что интересует человека. Ну и, конечно, важен характер интересов. Какие они? Поверхностные или сильные, активные или пассивные?

Вообще, виды интересов — тема, которую нужно раскрыть подробно. Ведь тут, как и в ситуации с определением понятия, встречается множество подходов и интерпретаций. Например, распространена типология по содержанию.

Читайте также:  Женский и мужской подход в работе над собой - психология

1. Материальные — воплощаются в жажде всего вещественного: еды, одежды, предметов роскоши и так далее.

Рекомендуем: Самоутверждение: суть понятия в психологии

2. Духовные — отражают значимость нематериальных ценностей и, как считается, говорят о более высоком уровне развития личности. Они, в свою очередь, тоже делятся на подвиды.

  • Профессиональные.
  • Общественно-политические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.

По объему интересы могут быть широкими (свидетельство разнообразных потребностей в познании) и узкими (человека занимают одна-две области, а к другим он равнодушен).

Какие бывают интересы по вовлеченности деятельности в них?

  • Активные — заставляющие овладевать интересующим объектом, выступающие как толчок к развитию навыков и способностей.
  • Пассивные (созерцательные) — в их удовлетворении участвует только восприятие интересующего объекта.

Как пример первого случая можно привести стремление заниматься живописью, а во втором случае человек просто будет посещать выставки и картинные галереи.

Также с деятельностью связана и классификация по признаку цели. Согласно ей, опосредованные интересы отличаются заинтересованностью в результатах деятельности, а непосредственные — в самом ее процессе.

Рекомендуем: Что такое внушаемость?

Также выделяют личные и социальные интересы. Понятно, что личный интерес присущ одному конкретному человеку и отражает его потребности и стремления. Социальные интересы, что также довольно очевидно, отражают желания не одной личности, а их совокупности (например, когда представители какой-то профессии отстаивают свои права, выдвигая те или требования работодателю).

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/chto-takoe-interes.html

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике (стр. 1 из 2)

Шорохова Татьяна Васильевна, соискатель кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ, г. Екатеринбург

Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.

Анализ литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление мы назовем аксеологическим. Оно связано с этимологией слова «интерес».

Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского – имеет значение, важно [5; с.168].

В этом объяснении скрыта еще одна интерпретация интереса как выгоды .

Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер [10; с.42], но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода».

Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово «интерес» в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы.

Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия «интерес» в значении «польза». С этим С.П.

Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами [9].

Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности – это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека [3; с.119].

Мы считаем, что второе направление определения интереса можно назвать аттитюдным (англ. attitude – отношение), так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А.

Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [7]. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [13], а В.И.

Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение [6]. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру [31; с.6].

Мы полагаем, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл [3; с.115].

Третье направление мы обозначим как векторное , поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности [22], и в словаре К.К.

Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности [16], В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности [1]. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал [25, 31].

Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира» [31; с.

6, 53], одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» [31; с.6] (подчеркнуто нами – Т.Ш.). А.К.Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и Т.А. Матис полагают, что это направленность активности [26], а Э.Ф.

Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [17; с.54].

По нашему мнению, необходимо выделить четвертое направление определения интереса – потребностно-мотивационное направление. Мы считаем, что оно наиболее точно отражает его природу. Прежде всего, существует точка зрения на интерес как побуждение .

Например, в психологическом словаре [19] интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности.

Функциональные мотивы, среди которых и познавательные, возникают на основе потребностей [19]. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М.Фридман и Т.А. Матис относят интерес к одному из видов побуждения [26; с.14].

Они подчеркивают его зависимость от других сторон мотивационной сферы и называют производной составляющей мотивации [26; с.4, 6, 16].

Мы считаем, что определить суть понятия «интерес» можно при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив ». Начнем с того, что одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то мотивом [2], [18], [22], [31]. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, В.

Симонов считает, что и нтерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива [23] . А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности [21; с.56]. Э.Ф.

Зеер полагает, что это социально-психологическое образование, которое актуализируется в форме потребностей, а затем через мотив детерминирует деятельность [17; с.54]. Но существуют и однозначные определения. Например, интерес – это форма проявления познавательной потребности , обеспечивающая направленность личности [11], [16], [20], [24]. И.А.

Зимняя уточняет, что это эмоциональное переживание познавательной потребности [4; с.296].

Утверждение о том, что в основе интереса лежит потребность, разделяется наибольшим числом исследователей [2], [5], [22], [26], [28], [30]. Особое значение ученые придают познавательному интересу. По мнению Г.И.

Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании [28; с.8], [31; с.19]. Д.К.Гилев полагает, что он возникает на основе осознания потребности, принятия ее личностью [2; с.12]. Н.И.

Шевандрин считает, что интерес это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью [27; с.195]. Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен.

Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности [5; с.172].

Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность [5; с.168].

Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются. Д.К.

Гилев, утверждая, что интерес не является потребностью, указывает на их различия по соотношению биологического и социального, а также по широте и жизненной функции [2; с.12]. По мнению С.Л.

Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости [22; с.525-526].

С другой стороны, существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность [2], [11], [18]. Так, в словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г.

Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность [18; с.140-141]. В.Н.

Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий [8; с. 24].

Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние [18; с.140]. А.В.

Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания [15; с.211]. Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес [2; с.29]. М.В. Матюхина и Г.И.

Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности [10], [31]. По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива [14, с.38].

Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения [26; с.6].

Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса [11]; [19]; [20]; [31]. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент [12], [29], [30].

И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное [28; с.143], [29; с.104].

Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы [18], [25], [31]. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность [22; с.526], [31; с.53].

Источник: http://MirZnanii.com/a/206507/problema-opredeleniya-kategorii-interes-v-sovremennoy-otechestvennoy-psikhologii-i-pedagogike

Виды интересов и их характеристика в современной психологии

Виды интересов и их характеристика в современной психологии

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого — на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес.

Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз. Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный. [6]

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития.

Читайте также:  Проблемы с учителем (подросток) - психология

У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы.

Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один — в практической деятельности или науке, а другой — в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений.

В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет.

Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности. [7]

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью.

В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения.

Известно немало примеров (М.В. Ломоносов, А.М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить.

В первом случае говорят о пассивном, во втором — об активном интересе; но пассивный и активный интересы — это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности.

Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим.

Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е.

степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии.

Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым. [8]

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы — латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью.

В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям.

Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Под структурой интересов мы понимает направленность, интенсивность, распределение интереса, на основании которых можно проследить динамику его изменения в зависимости от различных факторов. [9]

В современной отечественной психологии проблема интереса рассматривается с позиций теории деятельности, основы которой сформулированы в трудах Л.С. Выговского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Все виды деятельности тесно взаимосвязаны, и чем в большей мере старший подросток, юноша, девушка выступают субъектами различных видов деятельности, тем очевидно интенсивнее происходит их социализация-индивидуализация.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка».

Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

Он писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком». [10]

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию.Л.И.

Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса.

Но тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л.И.

Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И. Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, — производственной, научной, художественной и др.

» Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. «В результате, — писала Л.И.

Божович, — он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл». Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением».

С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно «как системное новообразование, связанное сформированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка».

А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Источник: https://psibook.com/posts/vidy-interesov-i-ih-harakteristika-v-sovremennoj-psihologii.html

Сфера интересов психологии, как науки

Сфера интересов психологии, как науки

Психология — прикладная и академическая наука, которая изучает человеческое сознание и поведение. Исследования в области психологии стремятся понять и объяснить мысли, эмоции и поведение людей. Точнее: психологи пытаются понять роль психических функций в том, как ведет себя отдельный человек и все общество в целом.

Они также изучают процессы, лежащие в основе поведения людей. Психологи исследуют такие сложные понятия, как восприятие, познание, внимание, эмоции, мотивация, функционирование мозга, личность, поведение и межличностные отношения. Некоторые психологи также рассмотривают вопросы о бессознательном.

Происхождение и развитие психологии

Психология возникла из философии и биологии. Первые психологические рассуждения были обнаружены еще в трактатах ранних греческих мыслителей, таких как Аристотель и Сократ.

Слово «психология» происходит от греческого слова «психика» , что означает «душа» или «разум».

В Средние Века психология почти не развивалась, так как в то время человек считался ничтожным, греховным существом, и обращать на него слишком много внимания также считалось грехом.

Психология как наука начала развиваться в Эпоху Возрождения. Рене Декарт (1596 — 1650 гг..) уже твердо верил в понятие сознания, утверждая, что это именно то, что отличает нас от животных.

Философы последующих лет также создавали работы, в которых тесно затрагивали понятия психологии, например, Спиноза (1632 — 1677 гг..) и Лейбниц (1646 — 1716 гг..). Но все еще не существовало психологии как отдельной дисциплины.

Психология как научная дисциплина начала складываться в конце 1800-х годов. Вильгельм Вундт разработал свою первую лабораторию психологии в 1879 году.

В это время ученые уже начали думать о том, как применять научные методы для исследования поведения. На вопрос «Кто является отцом психологии?», многие люди отвечают «Зигмунд Фрейд». Является ли это правдой, или нет – вопрос, на который до сих пор нет ответа. Однако то, что Фрейду суджено было стать отцом так называемой экспериментальной психологии, мало кто усомнится.

Школы психологии

На протяжении новейшей истории психологии сущестовали различные школы и направления. Хотя эти школы иногда воспринимаются как конкурирующие силы, каждая из них внесла свой вклад в наше понимание психологии. Ниже приведены некоторые из основных исторических школ в психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают использовать более объективные научные методы, чтобы понять, объяснить и предсказать поведение человека. Психологические исследования являются хорошо структурированными и проверенными. Психология имеет два основных направления деятельности: академическая и прикладная.

Практическое применение психологии

Хотя психологическое знание часто применяется к оценке и лечению психических проблем со здоровьем, оно также применяется к пониманию и решению проблем в различных сферах человеческой деятельности.

Большинство психологов занимаются какой-либо терапевтической деятельностью (индивидуальное консультирование, школы, тренинги), но многие из них занимаются еще и  научными исследованиями по широкому кругу вопросов, связанных с психическими процессами и поведением (как правило, на кафедрах психологии в университетах).

Некоторые из них заняты в промышленности и различных организациях, связанных со спортом, здравоохранением, средствах массовой информации, в праве и судебной экспертизе. Многие психологи работают терапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Источник: http://udoktora.net/chem-zanimaetsya-psihologiya-6921/

Проявляйте интерес к человеку

— Наша тема: «Как завоевать любовь». То есть, как сделать так, чтобы меня полюбили. И вот такой вопрос: зависит ли от нас любовь к нам других людей?

— Само вот это словосочетание «завоевать любовь» — оно какое-то двусмысленное. В нем соединены «война» и «любовь»…

— В «завоевать любовь» есть насилие?

— Да. Насильно мил не будешь, и мне кажется, что когда человек говорит «мне надо завоевывать любовь» — значит уже дело идет не так. Скорее всего, имеет место то, что принято называть «любовной зависимостью», т.е. когда он любит, а его нет, и соответственно он хочет завоевать…

В чем особенность любой зависимости? В том, что у зависимого человека начинается ломка в отсутствии этого самого объекта любви, от которого он зависит.

Когда выпьет нормальный человек, у него начинается состояние эйфории, он из нуля выходит в плюс, ему становится весело. Алкоголик, когда выпивает, из минуса переходит в ноль.

Для него двигательной мотивацией становится похмелье, та самая ломка, когда ему плохо. Я сформулировал это в такой афоризм: «Человек зависимый принимает отсутствие кнута за пряник».

— Т.е. он отталкивается не от того, к чему идти, а от чего уйти.

— Да. Что такое пряник — он не знает. И думает, что когда ему не будет плохо — ему будет хорошо. Типичная ситуация в парах М и Ж — когда один другого любит, а другой нет (т.е. эта самая зависимость), и вот он добился, а поговорить-то не о чем. Вы расстались, его или ее колбасит, сошлись, и опять возникает пустота…

Читайте также:  Сенсорные мотиваторы - психология

Поэтому не зря, кроме «любви», придумали еще «настоящую любовь».

В речи вообще есть путаница, например, я «люблю» бананы, если у меня эти бананы отнимают, то мне, естественно, это не нравится и я хочу догнать того, кто у меня их отнял и дать по шее.

Так же и по поводу чувства ревности: естественно, человеку не нравится, когда от него уходят, у него что-то забирают.

Но если речь идёт о завоевании, то в большинстве случаев это не настоящая любовь, а любовная зависимость.

— Все девушки украшают себя одеждой, косметикой, различными драгоценностями… Чаще всего они это делают, чтобы быть интересным мужчинам. Это на самом деле способствует любви к ним, завоеванию мужчин?

— Есть афоризм: «Женщины искренне считают, что они одеваются либо для удовольствия мужчин, либо для своего собственного. На самом деле они одеваются, чтобы удивлять друг друга!»

— Но тем не менее, они искренне считают, что навешиванием на себя красоты, косметики и т.д., они привлекают мужчин!

— По одежке встречают, по уму провожают. Первый контакт — всегда сексуальная привлекательность. Поэтому в самом начале отношений женщина будет думать о том, что одеть, так же как и мужчина, когда она и он идет куда-то, чтобы познакомиться! Когда они уже познакомились, одежда уходит на задний план.

— То есть то, что мы называем любовью с первого взгляда, когда увидел мужчина женщину и в нее влюбился, — это не то, что можно назвать любовью, а то, что можно назвать каким-то сексуальным интересом?

— Если мы говорим о первом контакте между мужчиной и женщиной, то мы говорим, естественно, о сексуальности. Здесь парадоксальная такая логика.

Приходя ко мне на прием, женщины обычно говорят: «Почему он как животное, почему не видит во мне душу, человека?» Через какое-то время совместной жизни ровно обратные претензии: «Нам есть о чем поговорить, но почему он не видит, что я женщина? Почему он меня не хочет?»

— Визуальное восприятие мужчиной женщины с учетом ее косметики, как она себя преподносит — это важно на первом этапе завоевания?

— Конечно, это же общеизвестно, что мужчины любят глазами, а женщины ушами. Хотя, конечно, важно и как мужчина одет, и вопросы гигиены…

— Вот такие понятия — шарм, харизма. Считается, что шарм — это некий ореол, окружающий человека и притягивающий любовь других людей. Требуется ли это, чтобы тебя любили? И что это вообще такое?

— Есть разные примеры шарма. Мила Йовович. На ней можно нарисовать что угодно. Но когда она без грима, она непонятно какая. Так и человек шарма — это достаточно гибкий человек, легкий.

Думаю, что это передается из поколения в поколение. Также это вопрос среды. Вот дети аристократов, интеллигентов — у них больше шарма. Потому что он жил в хороших условиях, он не боролся за кусок мяса, растил какие-то другие характеристики.

Поэтому в России дело с шармом плохо обстоит после Великой Октябрьской Революции. В советские времена больше было харизматиков среди актеров. А сейчас конкуренция. Сейчас женщины стремятся быть стервами. Но «стерва» и «шарм» — это плохо совместимые понятия…

Бывают люди, изначально не обладающие красотой, образованием и способностью совершать заметные поступки. Но она овладели этим шармом как одним из искусств.

Вспомним для примера о том, что такие знаменитые и обаятельные люди как Басилашвили или Фрейндлих не были киноактерами с рождения. (Вспомнил именно про них, так как недавно посмотрел «Калифорнийскую сюиту».

) Шарм может появиться со временем, а может и не появится. Это — тайна.

— Насколько обладание шармом — природным или приобретенным обаянием — важно для того, чтобы быть любимым?

— Раскладывать любовь на отдельные составляющие нужно только тогда, когда мы пытаемся её оцифровать, свести к понятным нам механизмам, где обаяние — одна из неотъемлемых частей. Но про любовь гораздо лучше говорить языком искусства. Если кто-то скажет про любовь цифрами, то это будет проходимец, либо человек, у которого «съехала крыша».

Если собрать тысячу человек, показать им влюбленную пару, а потом спросить: «любят ли они друг друга?», то мы получим, без всяких цифровых измерителей, однозначный ответ «да!». Мы можем говорить о любви на феноменологическом уровне: «она смотрит на него влюбленными глазами». И этот взгляд будет виден и понятен всем! Человеческое сознание не разложимо на двоичные коды.

— Что мы можем сделать, чтобы влюбить в себя конкретного мужчину или девушку? Каким должен быть наш план действий в общих чертах?

— Срочно идти к психиатру и вылечиться от этой навязчивой идеи! Глупо любить того, кто не любит вас!

— Вы считаете, не нужно завоевывать любовь человека, который мне нравится или пусть даже от которого я завишу?

— Если вы чувствуете, что всерьез решили завоевывать чью-то любовь — немедленно бросьте это! Кокетство, игра, флирт — это одно. Но если вы планируете начать масштабные военные действия и уже расставляете на картах флажки, то счастливой жизни у вас не будет.

— Но у женщин такая проблема часто присутствует в жизни. Многие спрашивают: «Как мне влюбить в себя мужчину, именно, этого, который мне нравится?»

— Когда вы заняты тем, что «влюбляете» в себя мужчину, то никогда не получите в его лице того человека, на которого можно опереться и быть самой собой. Вам и дальше придется все время играть в свою игру. К сожалению, многие так и делают.

— То есть вопрос о том, как влюбить кого-то в себя, он является признаком намерений и планов, которые в принципе не могут привести к счастью взаимной любви?

— Да, это — нездоровая вещь, хотя она и встречается в нашем обществе сплошь и рядом. Надо всегда думать о последствиях своих поступков, а не только о своих желаниях. Планируя манипулировать другим человеком, вы обрекаете себя на то, что вам, чтобы сохранить желаемые отношения с ним, придется им манипулировать постоянно.

— Давайте рассмотрим другую ситуацию. Я ни от кого не завишу, ни в кого не влюблен, но хочу стать человеком, которого легко любить, в которого влюбляются. От чего зависит любовь людей к нам? Что я могу сделать, чтобы стать таким человеком?

— В первую очередь все тянутся к людям беспроблемным и веселым. Это могут быть как социально успешные люди, так и те, кто живет без копейки за душой, но при этом счастливы и довольны собой.

— Говорят, если не полюбишь себя самого, то и другие тебя не полюбят. Действительно ли от нашего отношения к себе зависит любовь к нам?

— Если ты ненавидишь самого себя, то ты ненавидишь или скоро будешь ненавидеть окружающих! Более точно в этом ключе следовало бы говорить не о любви, а о принятии самого себя.

— Но принятие себя может означать остановку в росте, отказ работать надо собой…

— Принять себя — не означает остановиться в развитии! Принять себя — означает твердо занять «нулевую» отметку в своей самооценке, от которой можно развиваться в плюс, либо возненавидеть и постоянно критиковать себя и отклоняться в минус. Парадоксально, но факт: любовь всегда находится в контексте ненависти.

Смысл любого слова легче понять по тому, какое слово является его антонимом. Антонимом любви является как раз ненависть. Есть известное выражение: «от любви до ненависти — один шаг».

В немецком языке даже есть слово «хаслибэ», которое объединяет слова «ненависть» и «любовь» в одно понятие: «чувство, между любовью и ненавистью», «ненавистная любовь и любовная ненависть».

Конечно, лучше себя любить, чем ненавидеть. Но если человек ненавидит себя, то он начинает еще больше ненавидеть себя за то, что он себя не любит!

В основу психотерапии заложено одно важное правило: когда человек постоянно критикует себя, то первый шаг к исцелению для него — перестать себя критиковать, но вторым шагом является — перестать критиковать себя за то, что ты себя критикуешь! Если ты себя критикуешь и понимаешь, что критиковать себя неправильно — ты критикуешь себя вдвойне, но так и выкручиваешься.

Взрослый человек, у которого в прошлом не существует отрицательного опыта, очень мало жизнеспособен — это радостный дебил. Чтобы стать сильным, он должен пройти через ошибки и неудачи. И несмотря на все свои неудачи гармоничный человек принимает себя таким какой он есть. Восприятие себя как суммы своих качеств — это и есть целостность, которая существует в каждый конкретный момент времени.

В мире все на своих местах. Все кажущиеся нелогичными действия человека на самом деле не могут быть другими. Человек, увидевший это, понимает: да, надо себя принять.

Но просто так разом взял и принял — такого не бывает! Искушения, как говорят люди религиозные, будут всегда. Если человек однажды примет себя окончательно, он не останется на месте, а перейдет в какое-то другое состояние.

Святые приняли себя, а святые — это люди, которых больше заботит не собственное «хорошо мне или плохо» а другие люди.

— Православные святые, например, Серафим Саровский, считали себя очень грешными людьми. То, что мы называем совестью, в них было очень сильно развито.

— Но при этом они не были зациклены на своих недостатках.

Также и священники, которым я верю — это люди очень светлые, духовные, но не зануды: у них «с собой» все в порядке, а когда они общаются с другими людьми, то чужие проблемы воспринимают как свои собственные.

У них процесс принятия себя — постоянный. Человек, постоянно принимающий себя, относится ко всему «чуть-чуть не всерьез». Православным в этом помогает вера в Бога: ведь все в мире находится не в человеческих, а в Его руках.

— Так можно ли все-таки сказать, что если полюблю себя, то и другие меня будут любить больше?

— Да. В психологии есть понятие проекции: человек переносит на других свои собственные проблемы.

Когда ко мне приходит человек и говорит: я такой добрый, порядочный, а все вокруг сволочи и жулики, то я понимаю, что через пять минут и я окажусь сволочью.

Это как в анекдоте: «Доктор, никто не хочет со мной общаться! Может ты мне поможешь, жирный плешивый старикашка?!». Отношения с другими — это отношение с собой.

У человека, у которого все в порядке с собой, также все в порядке и с другими. Ему не нужна любовь как средство самоутверждения, как средство повышения самооценки. Он самодостаточен, и в виде побочного эффекта этой самодостаточности к нему тянутся люди!

— Получается, что ничего делать, чтобы тебя полюбили, не нужно? А нужно просто жить, принимая себя и принимая других?

— В течение некоторого периода времени, когда одинокая женщина сидит и страдает, это страдание совершенно нормально. Но когда она на почве одиночества начинает заниматься самосовершенствованием, то может произойти подмена цели.

Человеку, который формулирует задачу типа «я должен принять себя», я всегда говорю нечто предметное, например: «Парень, лучше перестань бить свою жену!» Мне говорят в ответ: «Но я же занимаюсь самосовершенствованием, уже хожу к врачу, чтобы избавиться от своей проблемы», однако это на самом деле — бегство. Человек настолько не справляется с внешним миром, настолько не адаптивен, что бежит от своих проблем, говоря: «Все, я буду лучше заниматься своим внутренним миром!».

Этим женщинам нужно искать цель в жизни, а не заниматься принятием себя! И заниматься практической деятельностью.

Лучший способ завоевать другого человека — это искренняя заинтересованность в том, что интересно ему. Любовь — это когда смотрят в одну сторону, а не друг на друга. Когда есть о чем поговорить, куда сходить, общие цели.

Человек проявляет себя как личность в действии, в процессе жизни. К человеку можно присоединиться тогда, когда человек куда-то идет или что-то делает. Это и называется общностью интересов.

Поэтому искренний интерес к человеку — это то, что нужно, чтобы полюбить его и чтобы инициировать его любовь к себе.

Но беспокоит нас то, что, хотя мы сами себя не любим, мы хотим при этом произвести впечатление на другого.

И многие люди, когда знакомятся, почти не слушают друг друга — каждый вместо этого «производит впечатление» на другого.

Если вы будете кричать о том, как вам искренне интересен другой человек, и обвинять его в том, что она не полюбил вас за ваш интерес, то будьте честны с собой — вам интересно повышение вашей самооценки.

Так же как деньги приходят к деньгам, так и любовь приходит к любви.

Источник: http://www.romanticcollection.ru/relation/love/proyavlyayte-interes-k-cheloveku

Ссылка на основную публикацию