Сказка о волшебной сказке — психология

Читать

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал.

В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения. Таких специфических культурных наслоений в волшебных сказках значительно меньше, и поэтому они с большей ясностью отражают базисные паттерны психики.

Согласно концепции К. Г. Юнга, любой архетип, в сущности, является неведомым психическим феноменом, а следовательно, невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления.

Лучшее, что можно предпринять в данном случае, – это попытаться описать его либо на основе собственного психического опыта, либо опираясь на данные сравнительных исследований, в которых проясняется, если так можно выразиться, вся цепь ассоциаций, окружающих собой архетипические образы.

Таким образом, волшебная сказка сама и является своим лучшим объяснением, а ее значение заключено во всей той совокупности мотивов, которые объединены ходом развития сказки.

Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми.

Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся.

Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Работая над этой проблемой в течение многих лет, я пришла к заключению, что все волшебные сказки пытаются описать один и тот же психический феномен, который во всех своих разнообразных проявлениях настолько сложен и труден для нашего понимания, что его постижение возможно лишь в отдаленном будущем. Именно поэтому нам необходимы сотни сказок и тысячи их повторений с различными композиционными вариациями. Но даже тогда, когда этот феномен будет осознан, тема не будет до конца исчерпана. Юнг назвал его Самостью (Self). По его мнению, в Самости заключено все психическое содержание личности, а также, как ни парадоксально, она является регулирующим центром коллективного бессознательного. Любой индивид и любая нация имеют свои собственные способы осознания и взаимодействия с этой психической реальностью.

Обычно разные волшебные сказки дают усредненную картину различных этапов или стадий такого взаимодействия. Одни – более подробно задерживаются на начальных стадиях, связанных с проблемой тени, а о том, что происходит дальше, дают лишь общее представление.

Другие сказки особое значение придают рассмотрению анимы и анимуса, а также образов отца и матери, стоящих за ними, замалчивая при этом проблему тени и всего того, что с ней связано.

Третьи же – акцентируют свое внимание на мотиве недоступности и недосягаемости сокровища и на связанных с этим переживаниях.

Несмотря на различие делаемых акцентов, по своему значению все сказки равны, так как в мире архетипов нет градации ценностей: любой архетип по своей сути является не только одной из форм коллективного бессознательного, но и его отражением в целом.

Архетип – это относительно закрытая энергетическая система, пронизывающая своим потоком все аспекты коллективного бессознательного. Однако не следует рассматривать архетипический образ как статический, так как он вместе с тем представляет собой сложный символический процесс, включающий в себя и другие образы.

Другими словами, можно сказать, что архетип – это специфический психический импульс, действующий наподобие отдельного луча радиации и одновременно как единое магнитное поле, распространяясь по всем направлениям. Таким образом, архетип в качестве потока психической энергии «системы» пронизывает все другие ее архетипы.

Следовательно, несмотря на то, что необходимо осознавать неопределенность архетипического образа, мы должны научиться четко обрисовывать его контуры, объединяя различные аспекты в единое целое.

Мы должны подойти как можно ближе к пониманию специфичности, определенности и так называемому характеру каждого образа, а также попытаться выявить совершенно особенную психическую ситуацию, выраженную в нем.

Перед тем как я попытаюсь объяснить, в чем заключается специфика юнговской интерпретации, кратко остановлюсь на истории изучения волшебных сказок, а также на теориях различных школ и на литературе, посвященной этой проблеме.

Например, в диалогах Платона можно прочитать о том, как в давние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы (mythoi). Уже тогда волшебные сказки были связаны с воспитанием и обучением детей. В период поздней античности Апулей – философ и писатель 2 века н. э.

 – включил в свой знаменитый роман «Золотой Осел» сказку под названием «Амур и Психея», относимую в фольклористике к сказочному сюжетному типу о красавице и чудовище, которая развертывается, используя тот же самый паттерн, как и подобные ей сказки, до сих пор собираемые в Норвегии, Швеции, России и многих других странах.

Из этого можно сделать вывод, что этот тип сказки (о женщине, спасающей своего возлюбленного в обличий зверя) существует, по крайней мере, две тысячи лет, причем практически в неизменном виде. Однако мы располагаем и более ранними сведениями, так как волшебные сказки были обнаружены на египетских папирусах и каменных стеллах.

Наиболее известная из них – сказка о двух братьях: Анупе (греч. Анубис) и Бате. Действие в ней разворачивается по той же схеме, что и в других сказках о двух братьях, которые можно найти и сейчас во всех европейских странах. Таким образом, мы имеем письменную традицию трехтысячелетней давности, и – что поразительно – основные мотивы с тех пор почти не изменились.

Более того, согласно теории О. Шмидта (Father W. Schmidt) о происхождении божества (Der Ursprung der Gottesidee), мы располагаем информацией о том, что некоторые основные сказочные темы дошли до нас практически в неизменном виде с очень давних времен – более 25 тысяч лет до рождества Христова.

До 17–18 веков волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. (Такая практика сохранилась и до наших дней в особо отдаленных первобытных центрах цивилизации.

) В Европе же для жителей сельской местности они являлись основной формой развлечения в зимнее время года. Рассказывание сказок стало своего рода духовной потребностью.

Иногда говорят, что волшебные сказки воплощают собой философию прялки (Rocken philosophir).

Научный интерес к волшебным сказкам впервые был проявлен только в 18 веке И. И. Винкельманом, И. Г Гаманом и И. Г. Гердером. Некоторые ученые, например Моритц (К. Ph. Montz), давали им поэтическую интерпретацию. Гердер же считал, что сказки несут в себе отображенный в символах отпечаток древних, давно преданных забвению верований.

В этой мысли присутствует тот эмоциональный импульс, который послужил причиной возникновения неоязычества, широко распространившегося в Германии того времени и вновь расцветшего в очень непривлекательной форме не так давно.

Вслед за тем пришло время разочарования в христианском учении и поиска более жизненной, земной и инстинктивной мудрости, что в более выраженной форме можно обнаружить позднее – среди представителей романтизма в Германии.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=122095&p=1

Мария-Луиза Франц — Психология сказки. Толкование волшебных сказок

Здесь можно скачать бесплатно «Мария-Луиза Франц — Психология сказки. Толкование волшебных сказок» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Б.С.К., год 2004.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Психология сказки. Толкование волшебных сказок» читать бесплатно онлайн.

Волшебные сказки – чистейшее выражение коллективного бессознательного человеческой психики. Каждый народ на протяжении своей истории выработал свой собственный способ сказочного переживания психической реальности.

Бесспорным авторитетом в области психологической интерпретации волшебных сказок является швейцарский психоаналитик Мария-Луиза фон Франц. Предлагаемое издание включает две весьма важные работы по анализу сказок.

Мария-Луиза фон Франц

Психология сказки. Толкование волшебных сказок

Толкование волшебных сказок

Глава 1

Теории волшебных сказок

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал.

В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения. Таких специфических культурных наслоений в волшебных сказках значительно меньше, и поэтому они с большей ясностью отражают базисные паттерны психики.

Согласно концепции К. Г. Юнга, любой архетип, в сущности, является неведомым психическим феноменом, а следовательно, невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления.

Лучшее, что можно предпринять в данном случае, – это попытаться описать его либо на основе собственного психического опыта, либо опираясь на данные сравнительных исследований, в которых проясняется, если так можно выразиться, вся цепь ассоциаций, окружающих собой архетипические образы.

Таким образом, волшебная сказка сама и является своим лучшим объяснением, а ее значение заключено во всей той совокупности мотивов, которые объединены ходом развития сказки.

Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми.

Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся.

Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Работая над этой проблемой в течение многих лет, я пришла к заключению, что все волшебные сказки пытаются описать один и тот же психический феномен, который во всех своих разнообразных проявлениях настолько сложен и труден для нашего понимания, что его постижение возможно лишь в отдаленном будущем. Именно поэтому нам необходимы сотни сказок и тысячи их повторений с различными композиционными вариациями. Но даже тогда, когда этот феномен будет осознан, тема не будет до конца исчерпана. Юнг назвал его Самостью (Self). По его мнению, в Самости заключено все психическое содержание личности, а также, как ни парадоксально, она является регулирующим центром коллективного бессознательного. Любой индивид и любая нация имеют свои собственные способы осознания и взаимодействия с этой психической реальностью.

Обычно разные волшебные сказки дают усредненную картину различных этапов или стадий такого взаимодействия. Одни – более подробно задерживаются на начальных стадиях, связанных с проблемой тени, а о том, что происходит дальше, дают лишь общее представление.

Другие сказки особое значение придают рассмотрению анимы и анимуса, а также образов отца и матери, стоящих за ними, замалчивая при этом проблему тени и всего того, что с ней связано.

Третьи же – акцентируют свое внимание на мотиве недоступности и недосягаемости сокровища и на связанных с этим переживаниях.

Несмотря на различие делаемых акцентов, по своему значению все сказки равны, так как в мире архетипов нет градации ценностей: любой архетип по своей сути является не только одной из форм коллективного бессознательного, но и его отражением в целом.

Читайте также:  Как менять свое настроение - психология

Архетип – это относительно закрытая энергетическая система, пронизывающая своим потоком все аспекты коллективного бессознательного. Однако не следует рассматривать архетипический образ как статический, так как он вместе с тем представляет собой сложный символический процесс, включающий в себя и другие образы.

Другими словами, можно сказать, что архетип – это специфический психический импульс, действующий наподобие отдельного луча радиации и одновременно как единое магнитное поле, распространяясь по всем направлениям. Таким образом, архетип в качестве потока психической энергии «системы» пронизывает все другие ее архетипы.

Следовательно, несмотря на то, что необходимо осознавать неопределенность архетипического образа, мы должны научиться четко обрисовывать его контуры, объединяя различные аспекты в единое целое.

Мы должны подойти как можно ближе к пониманию специфичности, определенности и так называемому характеру каждого образа, а также попытаться выявить совершенно особенную психическую ситуацию, выраженную в нем.

Перед тем как я попытаюсь объяснить, в чем заключается специфика юнговской интерпретации, кратко остановлюсь на истории изучения волшебных сказок, а также на теориях различных школ и на литературе, посвященной этой проблеме.

Например, в диалогах Платона можно прочитать о том, как в давние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы (mythoi). Уже тогда волшебные сказки были связаны с воспитанием и обучением детей. В период поздней античности Апулей – философ и писатель 2 века н. э.

 – включил в свой знаменитый роман «Золотой Осел» сказку под названием «Амур и Психея», относимую в фольклористике к сказочному сюжетному типу о красавице и чудовище, которая развертывается, используя тот же самый паттерн, как и подобные ей сказки, до сих пор собираемые в Норвегии, Швеции, России и многих других странах.

Из этого можно сделать вывод, что этот тип сказки (о женщине, спасающей своего возлюбленного в обличий зверя) существует, по крайней мере, две тысячи лет, причем практически в неизменном виде. Однако мы располагаем и более ранними сведениями, так как волшебные сказки были обнаружены на египетских папирусах и каменных стеллах.

Наиболее известная из них – сказка о двух братьях: Анупе (греч. Анубис) и Бате. Действие в ней разворачивается по той же схеме, что и в других сказках о двух братьях, которые можно найти и сейчас во всех европейских странах. Таким образом, мы имеем письменную традицию трехтысячелетней давности, и – что поразительно – основные мотивы с тех пор почти не изменились.

Более того, согласно теории О. Шмидта (Father W. Schmidt) о происхождении божества (Der Ursprung der Gottesidee), мы располагаем информацией о том, что некоторые основные сказочные темы дошли до нас практически в неизменном виде с очень давних времен – более 25 тысяч лет до рождества Христова.

До 17–18 веков волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. (Такая практика сохранилась и до наших дней в особо отдаленных первобытных центрах цивилизации.

) В Европе же для жителей сельской местности они являлись основной формой развлечения в зимнее время года. Рассказывание сказок стало своего рода духовной потребностью.

Иногда говорят, что волшебные сказки воплощают собой философию прялки (Rocken philosophir).

Научный интерес к волшебным сказкам впервые был проявлен только в 18 веке И. И. Винкельманом, И. Г Гаманом и И. Г. Гердером. Некоторые ученые, например Моритц (К. Ph. Montz), давали им поэтическую интерпретацию. Гердер же считал, что сказки несут в себе отображенный в символах отпечаток древних, давно преданных забвению верований.

В этой мысли присутствует тот эмоциональный импульс, который послужил причиной возникновения неоязычества, широко распространившегося в Германии того времени и вновь расцветшего в очень непривлекательной форме не так давно.

Вслед за тем пришло время разочарования в христианском учении и поиска более жизненной, земной и инстинктивной мудрости, что в более выраженной форме можно обнаружить позднее – среди представителей романтизма в Германии.

Именно религиозные искания, направленные на то, чего, казалось, не доставало официально христианскому учению, впервые побудили знаменитых братьев Гримм – Якоба и Вильгельма – заняться собирательством фольклорных сказок.

До этого времени сказки разделяли ту же участь, что и бессознательное: их воспринимали как нечто само собой разумеющееся, с ними жили, но признавать их существование не хотели. Люди находили применение сказкам, используя их в магических обрядах и изготовлении талисманов.

Например, если вам приснился какой-то хороший сон, то его можно использовать в своих целях, но в то же время не принимая сам сон всерьез.

Для большинства людей сказка или сон не являются тем, что требует к себе внимательного и нуждающегося в точности рассмотрения: они могут быть искажены, так как не являются «научным» материалом, поэтому можно как бы быстро охватить их взглядом и взять то, что вам подходит, а остальное просто отбросить.

Источник: https://www.libfox.ru/185541-mariya-luiza-frants-psihologiya-skazki-tolkovanie-volshebnyh-skazok.html

» В гостях у сказки: волшебная терапия для малышей

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости.

Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка — это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов:

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

 Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи — самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников:

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой — враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру
  • далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка:

  • в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Читайте также:  Можно ли менять свой характер, и как? - психология

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное — формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок — сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Источник: http://paidagogos.com/?p=8020

открытая библиотека учебной информации

«На дубе том висит ларец, в ларце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы — моя жизнь…» Слушай, а куда у нас в доме всœе иголки задевались?

Сказка в формате будних забот

Одна из самых глубинных драгоценностей души — это хранимая в душе Сказка. Когда-то, в очень далеком детстве, мы были счастливы. Было ярко и весело, мама пахла чем-то очень вкусным, а папа хотел с нами играть. Это была — сказка. И мы поверили, что мы можем быть счастливы, что сказка в жизни — возможна.

И теперь мы ждем, что когда-нибудь придет дед Мороз с огромным мешком, полным нам подарков, мы встретим добрую Фею с волшебной палочкой, взмах которой сопровождается серебренным звоном, и пойдем по дороге, вымощенной желтым кирпичом, навстречу самым чудесным приключениям.

И очень важно, чтобы мы могли держать за руку того или ту, с кем данный путь и делается — сказкой.

Я тебя зову, как только Новый месяц робкой свечкой Занавеску тронет тонко, Выходи ко мне навстречу.

Ты не бойся, я согрею Твои зябкие ладони, Твои теплые колени Поцелуями укрою.

Я тебя в стихи одену, Шорох слов накину шалью, Звуки музыки печальной Принœесут с собою тени…

Может, ты моя Сказка?

· Вы чувствуете, вы понимаете, сколько стоит данный вопрос?

Пока жива Сказка, жив человек: ему есть во что верить, чего ждать, во имя чего жить.

Боль и сияние Сказки именно в том, что мы всœе время отодвигаем ее вперед, зная, что она не может быть здесь и сейчас, но веря, что она может быть: может быть, с тем? Может быть, тогда? Сказка жива тем, что мы не пытаемся ее одеть реальностью, тем, что она живет только как — сказка… И тем страшнее рывок, когда я кому-то реальному, с настоящим телом и запахом, говорю: «Ты моя Сказка!»

И в день седьмой, в какое-то мгновенье Она явилась из ночных огней, Без всякого небесного знаменья, Пальтишко было легкое на ней.

Мне нужно на кого-нибудь молиться…

Я поставил на тебя смыслы моей жизни, ее потаенную пружину, ее свет и радость, всœе свое существование. Я люблю тебя, принцесса Сказка!

Сказка — это очень просто.

Я долго прилаживался и в конце концов растянулся на траве, удобно положив свою голову ей на колени.

Моя принцесса тоже нашла увлекательное занятие: в ее глазах бегали лукавинки, тонкой травинкой она водила мне по щекам, носу и губам, я тянулся и шлепал губами, пытаясь поймать и отобрать щекотную травинку.

Она смеялась и дразнила меня ее близостью, а если я, не выдержав, тянул руки, она быстро прятала травинку за спину и, вызывающе подаваясь ко мне грудью, с веселыми глазами требовательно кричала: «Так нечестно!»

Сказка — это очень просто, нужно просто найти свою половинку и сказку своей жизни начать делать вместе.

https://www.youtube.com/watch?v=D6hrEx7fQWc

Будьте готовы только к одному: чем удивительнее, чем чудеснее и невероятнее в своей красоте сказка, тем более она вырывается из жизни, тем труднее она в эту жизнь вписывается и легче из этой жизни — уходит. А когда уходит из вашей жизни сказка — вы всœегда плачете. Вообще по-настоящему плачет только тот, кто в жизни со своей Сказкой — встретился.

· Светлых вам слез!

Читайте также

  • — Сказка о волшебной сказке

    «На дубе том висит ларец, в ларце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы — моя жизнь…» Слушай, а куда у нас в доме все иголки задевались? Сказка в формате будних забот Одна из самых глубинных драгоценностей души — это хранимая в душе Сказка. Когда-то, в очень… [читать подробенее]

  • — Сказка о волшебной сказке

    «На дубе том висит ларец, в ларце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы — моя жизнь…» Слушай, а куда у нас в доме все иголки задевались? Сказка в формате будних забот Одна из самых глубинных драгоценностей души — это хранимая в душе Сказка. Когда-то, в очень… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/863706_skazka_o_volshebnoy_skazke

    Сказка. Волшебство сказкотерапии

    Сказка — уникальный метод воспитания, обучения и коррекции, ведь сказка несет в себе знания о духовном развитии, о социальной реализации человека и о взаимодействии между персонажами в различных ситуациях.

    Из сказки можно узнать не только о возможных ситуациях и их последствиях, но и  о том какие варианты действий существуют и какие из них эффективные, а какие нет, сказки учат чувствовать и проявлять эмоции, а также понимать чувства и эмоции другого.

    И происходит это больше  на бессознательном уровне, что делает сказку мощным терапевтическим методом. Поговорим о сказкотерапии.

    Сказкотерапия может показаться «детским» методом, однако такая терапия эффективна не только с детьми и подростками, ведь сказка затрагивает «внутреннего ребенка», который есть в каждом человеке.

    Как человек воспринимает сказку? Сказка задевает эмоции, взаимодействия героев накладывают проекцию на собственные взаимоотношения с окружающими. Сказка напоминает о моральных и социальных нормах, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Кроме того, сказка задевает бессознательное, некие шаблоны восприятия или поведения, которые человеком не осознаются.

    Другими словами, сказкотерапия несомненно мощный метод.   В работе можно использовать не только сказки, но и притчи, басни или мифы.

    Несколько слов о сказке для родителей. Вы можете использовать сказку для налаживания контакта с ребенком или  для воздействия на поведение ребенка. Например сказка для непослушного ребенка: можно сочинить сказку вместе с ребенком или сделать это самостоятельно и рассказать перед сном. Поверьте, сказка покажет свою волшебную силу.

    Сказкотерапия — это целая воспитательная система, только сказки надо выбирать с умом, прочитайте сами текст, прежде чем читать его ребенку, Вы сами поймете «хорошая» это сказка или нет.

    Работа со сказкой — это ее анализ и обсуждение, обязательно обсудите с ребенком сказку, сделайте акцент на тех поступках, на которых Вы хотите этот акцент сделать, например, что герой принял помощь друзей, хотя сам хотел все сделать, и благодаря друзьям все вышло еще лучше. Закрепите те знания, которые ребенок получил из сказки.

    Сказка — это всегда волшебство, просто взрослые забывают об этом, а вспомнить — никогда не поздно!

    Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Сказка для детей, которые боятся темноты
  • Сказка ложь, да в ней намек…
  • Тренинг для родителей: эффективное взаимодействие с подростком
  • Эмоциональное благополучие ребенка в Ваших «руках»
  • Первая любовь или «ловушка» прошлого
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/mamam/psihologiya-skazka-v-terapii/

    Волшебная сказка как инструмент психологического воздействия

    Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

    Из кн.

    : Сборник статей и материалов IX Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и сказка психологии» / Отв. ред.: Ю. М. Забродин, И. В. Вачков, О. С. Мелентьева.

    Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017. С. 24-27.

    Волшебная сказка – удивительный психологический феномен. Ее волшебство заключается в постепенном погружении слушателя (или читателя) в состояние ожидания чуда, т.е.

    в состояние психологической открытости, готовности принять невозможное.

    Сказки и начинаются, как правило, со слов, переносящих слушателя в иное место или иное время, а то и вообще в иное измерение – в тридевятое царство, тридесятое государство, за тридевять земель и т.д.

    Волшебные сказки рассказываются напевно, ритмично. Они полны метафор и иносказаний, позволяющих разыграться фантазии, и еще более глубоко погрузиться в состояние, которое специалисты определяют как суггестивное.

    Сказка как волшебная история захватывает внимание, позволяет уйти от обыденности жизни в мир, где все возможно.

    С героями сказок происходят различные события, они совершают поступки, которые приводят к определенным результатам (кого-то в царский дворец, кого-то к разбитому корыту, а кто-то вообще оказывается в желудке у лисы).

    На фоне погруженности в суггестивное состояние у слушателя могут и зачастую формируются различные установки, которые впоследствии он реализует в повседневной жизни, не осознавая их истоков и потому не умея ими управлять.

    Таким образом, волшебная сказка как инструмент психологического воздействия располагает набором ресурсов, ограничений и рисков.

    Для ребенка сказка выполняет воспитательную, развивающую и обучающую функции, а в случае необходимости – коррекционную. Сказка увлекает, удивляет, занимает, т.е.

    является объектом, удерживающим внимание ребенка некоторое время (в зависимости от его возраста и психофизиологических особенностей), а значит, является эффективным инструментом воспитания, т.е.

    формирования заданной воспитателем системы ценностей, привития у него социально одобряемых норм и форм поведения в различных ситуациях, обучения технологии принятия решений и формирования мотивации к действию исходя из имеющихся или доступных ресурсов и возможностей.

    Стоит отметить, что потенциал волшебной сказки как инструмента воспитания не всегда очевиден воспитателю и потому может им не осознаваться, что, безусловно, снижает эффективность использования самого инструмента и может привести к непрогнозируемым (в том числе, нежелательным) результатам.

    Герои сказки, как правило, необычны – принцы, принцессы, звери, неодушевленные предметы, времена года и т.д.

    Сказка приучает ребенка к мысли, что существуют обстоятельства, при которых люди, животные и предметы без видимых причин обретают необычайные возможности и свойства. Сказка дарит ребенку чудо, т.е. нечто, что необъяснимо, но происходит.

    В сказке есть логическая цепь событий, которая в зависимости от действий персонажей приводит их к тем или иным результатам, т.е. вводит в мир ребенка понятия вознаграждения и расплаты.

    Все это в совокупности формирует у развивающейся личности набор жизненных сценариев, один или несколько из которых он с учетом генетически заданных особенностей, приложенных воспитательных усилий и социальной среды усваивает и реализует на протяжении жизни.

    Сказка метафорична, она проникает в сознание, минуя многие барьеры, в том числе критичности восприятия. На рассказанную историю мы можем отреагировать недоверием или скепсисом, волшебная сказка же принимается целиком – «как есть».

    Герои и их поведение могут нравиться или не нравиться, но они не оспариваются. В этом сила волшебной сказки и, как следствие, ее побочные действия. Всякая рассказанная ребенку сказка несет в себе отношение взрослого рассказчика к героям, их действиям, сюжету, а также к морали сказки.

    Это отношение транслируется ребенку и усваивается им.

    В этой связи, было бы целесообразно взрослым, которые предлагают ребенку сказки, проанализировать имеющийся «сказочный» ассортимент и собственные предпочтения – как в части сюжетов, так и любимых героев.

    Например, сказка про курочку Рябу – это волшебная история про курочку, которая хотела сделать как лучше и снесла яйцо золотое, а не простое, или про старика со старухой, не способных оценить и принять свалившийся на них дар и потому продолжающих жить в своих ограничениях? Сказка «Золушка» – это про попытку простой девушки стать женой принца с чужой помощью, или про крестницу феи (а феи просто так в крестные ни к кому не набивались, тут уж либо родственница, либо принцесса), которая не выяснила, кто же она на самом деле (хотя предпосылки для такого вопроса явно были, включая и крестную, и явно не крестьянский размер ножки Золушки), не без помощи ближайшего окружения понизила свой статус до падчерицы и прислуги, а теперь предпринимает отчаянные попытки обманом (перекладывая на других своих трудовые обязанности, переодеваясь в наряд, не соответствующий ее реальному статусу, воспользовавшись поддельной каретой) поднять его замужеством?

    Читайте также:  Ханжа - психология

    Сказка о колобке – это про непослушного ребенка, который был наказан за непослушание, про бездетных взрослых, которые не мытьем, так катаньем получили не положенного им Богом ребенка, а воспитать его не сумели? Или про тех, кто готов от каждого встречного хоть кусочек урвать, даже не разобравшись точно хочется съесть «Колобка» – пыльного (как минимум), черствого (по логике вещей) и неизвестного состава (кто же знает, с добавлением чего его пекли)?

    Таким образом, в любой сказке можно так расставить акценты, не меняя содержания, что мораль сказки и ее влияние на дальнейшую судьбу ребенка изменится.

    Кроме того, в зависимости от личной истории ребенка, его генетических и психологических особенностей, реальной жизненной ситуации восприятие ребенком конкретной сказки будет уникальным.

    Чтобы это прояснить, сказку недостаточно ребенку рассказывать (или читать), ее полезно обсуждать, уточняя, что же и как понял и воспринял ребенок.

    Более того, есть основания полагать, что все те аспекты сказки, которые неочевидны на первый взгляд, но вошли в сознание вместе с основным сюжетом, могут стать миной замедленного действия во взрослой жизни.

    Наш подросший «принц» так и будет искать свою «Золушку», ориентируясь исключительно на «туфельку», не задумываясь, что хрустальные туфли – это обувь бальная, и в повседневной жизни их явно поменяют на нечто более практичное.

    «Золушка» состарится в попытках стать не просто женой принца, а принцессой и в страхе, что она может потерять и статус жены принца, если тот ее бросит, даже не удосужившись выяснить, кем же она является на самом деле без принца. «Колобок» будет носиться от одного рискованного предприятия к другому, не осознавая, что бежит из родительской семьи, а не куда-то. «Родители Колобка» сосредоточатся на рождении ребенка во что бы то ни стало, наметут его себе «по сусекам», а достигнув цели и получив статус родителя, забудут про нужды и потребности ребенка, который потребует личного времени и душевных сил, а не только материального обеспечения. Цель же достигнута, папа с мамой самореализовались – у них теперь, как у всех, ребенок есть.

    «Курочка Ряба» так и будет нести «золотые яйца» не по адресу, а ее «старики» свалятся в депрессию и умрут с голоду от неумения справиться со свалившимся на них счастьем.

    Так что, сказка это очень серьезно. Ее волшебство будет сопровождать нас всю жизнь. И чтобы это волшебство не стало приговором, относится к выбору сказок для ребенка, их прочтению и, что крайне важно, к обсуждению следует очень серьезно.

    Одну и ту же сказку можно читать и обсуждать в разные периоды взросления.

    Для каждого возраста в сказке будет своя тайная комната, войти в которую за руку со взрослым безопасно и увлекательно, а если оставить ее неизученной, то неизвестно, что и когда из этой комнаты выскочит, выползет или вылетит.

    Крайне важно пересказывание сказок самим ребенком другим детям (сверстникам или младше). В этот момент он становится «сказочником» и получает опыт овладения вниманием слушателей, расширяет свой активный словарный запас, учится доносить ощущения путем точного побора метафор и интонирования.

    Взрослый (родитель, воспитатель, психолог), наблюдающий за ребенком, рассказывающим сказку другим детям, может получить максимально достоверную информацию о том, что именно и как воспринял ребенок в этой сказке, что вызвало его наибольшую эмоциональную реакцию и как ребенок это переживает.

    Взрослый также может попросить ребенка пересказать сказку, но в этом случае от взрослого потребуется известная доля артистизма, чтобы ребенок не воспринял эту просьбу, как некий экзамен или тест на запоминание.

    Постановка в детском коллективе спектаклей-сказок требует особого внимания взрослых. Все девочки, как правило, хотят быть принцессами, а мальчики – принцами или рыцарями. Но выбирают на эти роли самых «подходящих» с точки зрения взрослых ребятишек.

    В итоге у одних так и не появляется опыта «быть принцессой/принцем», а другие не понимают, как чувствуют себя те, кто не является «принцессой/принцем» и какие чувства эти самые «принцессы/принцы» вызывают у окружающих.

    Спектакль – вещь трудозатратная, ставится, как правило, к празднику и показывается мамам и папам под аплодисменты.

    Поэтому было бы целесообразно и полезно разыгрывать на занятиях небольшие сценки из спектакля, где каждый мог бы побывать в разных ролях, научиться смотреть на себя со стороны в разных ипостасях и управлять собственными поведенческими реакциями в контексте общественного существования, а не только в целях удовлетворения сиюминутных желаний и потребностей.

    Для взрослого волшебная сказка – инструмент самоанализа и самопознания, механизм снятия психологических барьеров, открывающий широкие возможности для рефлексии, формирования новых, адаптированных к ситуациям паттернов поведения, изменения жизненного сценария.

    Выбор взрослым волшебных сказок для ребенка одновременно может служить одной из диагностических характеристик, совокупность которых позволяет «нарисовать» психологический портрет его личности.

    Как правило, в этом «сказочном» наборе присутствуют герои и сценарии, в свое время оказавшие влияние на формирование личности, а в ряде случаев «установились» в виде «поведенческих программ» и определяют жизненный сценарий на протяжении многих лет.

    Я бы назвала их сказками-тьюторами, потому что они как наставники всегда незримо присутствуют рядом, «подсказывают», «направляют».

    Обучившись у сказочных героев стереотипам поведения в той или иной ситуации, усвоив и присвоив их, и сталкиваясь с аналогичным или близким по психологическому содержанию и эмоциональному отклику событием, человек демонстрирует «выученные» формы поведения. При этом, с одной стороны, человек может быть регулярно недоволен получаемым результатом, а с другой – он может вообще не знать, какой результат хотел бы получить.

    Любопытно отметить, что осознание наличия волшебных сказок-тьюторов, позволяет контролировать их влияние на поведение и в итоге – на судьбу.

    Более того, проанализировав семейную «сказочную» историю, можно предположить наличие факторов, которые в совокупности с генетическими особенностями и психологическими характеристиками членов семьи определяют уникальную воспитательную линию, приводящую к устойчивым результатам. Здесь можно поискать и задатки будущих успехов, и истоки «родовых проклятий».

    Подробный разбор предпочитаемых сказок-тьюторов позволяет выявить их «опущенные» детали, обратиться к причинам, которые обусловили действия героев, скорректировать на этом основании собственное отношение к героям и событиям, и получить ресурс для прерывания нежелательного поведения, основываясь на его первых признаках (которые научит опознавать сказка-тьютор), и замены его на более эффективное. При этом, следует отдавать себе отчет в том, что от волшебной сказки-тьютора не получится отказаться, как невозможно выбросить кусок своей жизни. Она уже присутствует в наших внутренних «программах управления» собственной жизнью. Если нас не устраивает результат, это означает только то, что мы «не на те кнопки нажимали». Волшебная сказка всегда ресурс, если правильно ей распорядиться. Она предлагает нам форму поведения и показывает его результат. Мы сами должны и можем решить – брать ее за образец того, как надо поступать, или как сигнал, что так делать не нужно.

    Для сказки нет преград, она проникает в сознание беспрепятственно, поэтому очень важно определить, кто тут главный: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» или все-таки «Сказка ложь, да в ней намек».

    Пусть волшебная сказка подарит нам новые, чудесные, ранее неведомые и потому неиспользуемые ресурсы и возможности, а не гоняет по лесу в красной шапке с корзинкой пирожков в поисках серого волка с известным результатом.

    Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

    Источник: http://metelkova.ru/posidelki/skazka-lozh-da-v-nej-namek-i-ne-odin/

    Сказка о волшебной сказке

    ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 127Следующая ⇒

    «На дубе том висит ларец, в ларце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы — моя жизнь…» Слушай, а куда у нас в доме все иголки задевались?

    Сказка в формате будних забот

    Одна из самых глубинных драгоценностей души — это хранимая в душе Сказка. Когда-то, в очень далеком детстве, мы были счастливы. Было ярко и весело, мама пахла чем-то очень вкусным, а папа хотел с нами играть. Это была — сказка. И мы поверили, что мы можем быть счастливы, что сказка в жизни — возможна.

    И теперь мы ждем, что когда-нибудь придет дед Мороз с огромным мешком, полным нам подарков, мы встретим добрую Фею с волшебной палочкой, взмах которой сопровождается серебренным звоном, и пойдем по дороге, вымощенной желтым кирпичом, навстречу самым чудесным приключениям.

    И очень важно, чтобы мы могли держать за руку того или ту, с кем этот путь и делается — сказкой.

    Я тебя зову, как только Новый месяц робкой свечкой Занавеску тронет тонко,

    Выходи ко мне навстречу.

    Ты не бойся, я согрею Твои зябкие ладони, Твои теплые колени

    Поцелуями укрою.

    Я тебя в стихи одену, Шорох слов накину шалью, Звуки музыки печальной

    Принесут с собою тени…

    Может, ты моя Сказка?

    · Вы чувствуете, вы понимаете, сколько стоит этот вопрос?

    Пока жива Сказка, жив человек: ему есть во что верить, чего ждать, во имя чего жить.

    Боль и сияние Сказки именно в том, что мы все время отодвигаем ее вперед, зная, что она не может быть здесь и сейчас, но веря, что она может быть: может быть, с тем? Может быть, тогда? Сказка жива тем, что мы не пытаемся ее одеть реальностью, тем, что она живет только как — сказка… И тем страшнее рывок, когда я кому-то реальному, с настоящим телом и запахом, говорю: «Ты моя Сказка!»

    И в день седьмой, в какое-то мгновенье Она явилась из ночных огней, Без всякого небесного знаменья,

    Пальтишко было легкое на ней.

    Мне надо на кого-нибудь молиться…

    Я поставил на тебя смыслы моей жизни, ее потаенную пружину, ее свет и радость, все свое существование. Я люблю тебя, принцесса Сказка!

    Сказка — это очень просто.

    Я долго прилаживался и в конце концов растянулся на траве, удобно положив свою голову ей на колени.

    Моя принцесса тоже нашла увлекательное занятие: в ее глазах бегали лукавинки, тонкой травинкой она водила мне по щекам, носу и губам, я тянулся и шлепал губами, пытаясь поймать и отобрать щекотную травинку.

    Она смеялась и дразнила меня ее близостью, а если я, не выдержав, тянул руки, она быстро прятала травинку за спину и, вызывающе подаваясь ко мне грудью, с веселыми глазами требовательно кричала: «Так нечестно!»

    Сказка — это очень просто, надо просто найти свою половинку и сказку своей жизни начать делать вместе.

    https://www.youtube.com/watch?v=D6hrEx7fQWc

    Будьте готовы только к одному: чем удивительнее, чем чудеснее и невероятнее в своей красоте сказка, тем более она вырывается из жизни, тем труднее она в эту жизнь вписывается и легче из этой жизни — уходит. А когда уходит из вашей жизни сказка — вы всегда плачете. Вообще по-настоящему плачет только тот, кто в жизни со своей Сказкой — встретился.

    · Светлых вам слез!

    ⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

    Источник: http://mykonspekts.ru/1-36274.html

    Ссылка на основную публикацию