Сказка и реальность — психология

Психологическая интерпретация наших любимых сказок

Сказка и реальность - психология

пользователем сайта

Сказки — неотъемлемый атрибут нашей жизни.  С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни.

Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо.

Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка
Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки.

 Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери.

Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему.

Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни. 

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» — это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению.

Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может.

Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве.

И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность.  Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу.

Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины.

Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть».

Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий.

Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца.

Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.

Красная шапочкаВ «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях.

Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников.

В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси.

Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», — и мстят им при первой возможности.

Красавица и чудовище«Красавица и чудовище» содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: «Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его». Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики.

В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг.

Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение — обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия («А ты не пробовала…

?») Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде «как помочь вашему мужчине стать.

..», в то время как советы вроде «как помочь вашей женщине стать…» фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть.

Почему идея превратить несчастного, больного или «нехорошего» мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам.

Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать — это, похоже, является нашим моральным долгом.

К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

РусалочкаСказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца.

Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет.

В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую.

Русалочка  пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает.

Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения.

А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ.

В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/140867_psikhologicheskaya-interpretatciya-nashikh-lyubimykh-skazok

О чём рассказывают сказки

О чём рассказывают сказки

Знаете ли вы, что Золушка и её завистливые сёстры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки — а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям.

Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей — наши архетипические внутренние конфликты.

Они затрагивают семейные отношения (например, соперничество между братьями и сестрами) и проблемы личного характера (выход из детского зависимого положения, самоутверждение, осознание своих достоинств, переживание Эдипова комплекса).

Родителей порой пугают сказочные насилие и жестокость; современная детская литература нередко старается избегать всего страшного и печального. «Не стоит отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребёнка, они помогают ему осознать и преодолеть их, — говорит аналитик Станислав Раевский. — Облегчённая литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребёнка прятать свою тревогу».

Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитикам-фрейдистам интересно выявить подавленные пласты нашего бессознательного, которые отражаются в той или иной сказке.

Например, они считают, что в английской сказке про Джека, который вырастил бобовый стебель до самого неба, убил на небе великана и завладел сокровищем, в символической форме выражено бессознательное стремление подростка «убить отца» и так утвердить свою мужественность.

Юнгианские аналитики видят в этой сказке скорее рассказ об инициации, достижении личностной целостности.

«С точки зрения аналитической психологии любая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми.

Читайте также:  Происхождение ритуалов - психология

Герои сказки трактуются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми приводят к трансформации и личностному росту«, — поясняет юнгианский аналитик Юлия Казакевич.

Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но существует и третья: как и во множестве других сказок, Джек на своём примере просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и смекалки.

Универсальный характер сказок даёт возможность использовать их в психотерапии. По словам Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, даёт общую систему символов.

Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка». «Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, — добавляет Юлия Казакевич. — Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберёт подробности, важные именно для него.

Следующий шаг — написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа.

Литературная сказка — это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».

Дети и взрослые — мы возвращаемся к сказкам снова и снова, воссоединяясь таким образом с собой, помогая пробудиться ребёнку, который скрывается в каждом из нас, раскрывая силы собственного воображения, способного преобразить нас и нашу жизнь.

Белоснежка

Мачеха завидует принцессе Белоснежке, потому что та красивее её.
Белоснежку отводят в лес, чтобы там убить, но отпускают, и она укрывается в домике семи гномов. Мачеха находит её и, переодевшись старушкой, даёт ей отравленное яблоко. Белоснежка оживёт, только когда её поцелует принц.

Трудности полового созревания
Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития девочки — период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец.

Три капли крови падают на снег — это подчёркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию. Далее: в глухом лесу, среди гномов — персонажей, лишённых сексуальности, Белоснежка взрослеет.

С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца. Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью.

Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка. Отравленное яблоко воплощает собой чрезмерную материнскую любовь, её всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребёнка превратиться во взрослого человека.

Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь. Кровь первой менструации — сигнал об этом.

Ослиная шкура

Король, потеряв горячо любимую супругу, ищет новую жену, которая бы ничем не уступала умершей, и влюбляется в собственную дочь. Принцесса, следуя наставлениям феи-крёстной, убегает из дворца, переодевшись в шкуру осла. До встречи с прекрасным принцем она живёт в бедности вдали от родного королевства.

Табу инцеста
Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: в ней говорится о самом строгом из существующих табу. Стремление к инцесту, приписанное сюжетом королю, — это проекция влечения любой девочки к отцу, которое является естественным этапом взросления. Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь, по совету феи, от лёгкой жизни.

В чужом королевстве она живёт в грязи, пасёт скот, что символически передаёт трудность осознания инцестуозного влечения. Лишь приняв свою тёмную сторону (к к-ой относятся инцестуозные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак.

Переодевание в шкуру животного — символ магической трансформации: девочке удаётся не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.

Красная Шапочка

Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается — нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.

Сексуальное искушение В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания; волк — это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять её, сомнениям не остаётся места.

Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным ещё снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую — к жертвенности.

Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остаётся девочкой.

Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).

Золушка

Овдовев, богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они издеваются над Золушкой до тех пор, пока на балу в неё не влюбляется принц. Существует множество версий этой сказки, в том числе и у братьев Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.

Соперничество в семье

Соперничество детей из-за родительской любви существовало всегда и является совершенно нормальным явлением. Жизнь Золушки кажется нам преувеличенно тяжёлой. А ведь в сказке отражены эмоции любого ребёнка, у которого есть братья или сестры, а также чувства, которые он испытывает к родителям. Образ злой мачехи позволяет ребёнку признать свои «дурные» переживания (гнев и обиду на родителей), не испытывая при этом чувства вины. Мачеха и её злые дочери отнимают у Золушки отца — он заботится о них, а не о родном ребёнке. С т. з. внутренних процессов история Золушки — это история осознания желаний, которые, в отличие от желания получить красивое платье или поездку на бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Желания подавлены, что символизируется подчинённым положением Золушки, грязны, как зола, на которой она сидит или спит, и расцветают (направленные на подходящий объект) после трудной работы по осознанию и принятию.

Дарья Михеева

Источник: http://psyworld.org.ru/2008/01/11/o-chyom-rasskazyivayut-skazki.html

Судя по количеству просмотров, прошлая статья, в которой я рассказала историю реального человека и показала пример работы его жизненного сценария, оказалась весьма популярной.

А раз так, то я решила продолжить развивать эту тему, тем более, что она является одной из моих любимых. В результате моей любви к работе со сценариями и сказкотерапии у меня даже родился отдельный вид консультаций – экспресс-анализ жизненного сценария.

На таких консультациях мы изучаем жизненные сценарии с помощью сказок.

Связь сказки и жизненного сценария

Рассказывая сказку, каждый человек рассказывает свой уникальный, неповторимый, ни на что не похожий жизненный сценарий. Это может показаться удивительным, но это, действительно, так.

За время работы с анализом сценариев посредством сказки я услышала множество версий всем известных сказок.

Надо отметить, что на экспресс-консультации (в силу того, что она именно экспресс, то есть быстрая, но при этом весьма информативная) я задаю клиентам одинаковые вопросы, а вот ответы у всех совершенно разные.

Так, я уже слышала порядка 8 разных вариантов сказки «Золушка». Казалось бы, мы все в детстве читали эту сказку, и каждая женщина прекрасно знает о чём эта сказка. Да и мужчины тоже, наверняка, с легкостью вспомнят её содержание.

Но вот на одни и те же вопросы об этой сказке каждая из клиенток (мужчин, которые выбрали бы эту сказку, в моей практике пока не было) отвечала совершенно по-своему. Это уникальные ответы, которые отражают совершенно неповторимый жизненный сценарий.

Единственное, что «роднит» почти всех, выбравших данную сказку, – это сложности в отношениях с мамой. Но именно почти, поскольку иногда эта сказка предстает в совершенно удивительном свете!

И это касается любой сказки, выбранной клиентом. Каждая из них неповторима, и в ней всегда четко прослеживается его жизненный сценарий. Тот самый, уникальный, присущий только ему.

От сказки к реальности

Однако, несмотря на всё разнообразие и неповторимость жизненных сценариев, у них есть определенные общие моменты, что позволяет эффективно работать со сценариями, осуществлять их коррекцию и благополучно выходить из неэффективного сценарного поведения. Так, известно, что существует всего 12 основных деструктивных родительских предписаний,  5 запрещающих правил о поглаживаниях, 6 сценарных паттернов, 5 драйверов, 4 базовых жизненных позиции.

Безусловно, существуют и другие факторы, которые влияют на формирование сценария нашей жизни, а также множество вариантов сочетания предписаний, паттернов, драйверов, жизненных позиций и правил о поглаживаниях, именно поэтому с помощью сказки или иного метода диагностики всегда выявляется совершенно уникальный жизненный сценарий.

И знаете что интересно? Когда проводишь диагностику у одного и того же человека разными методами, то сценарий всё равно не меняется. Меняются слова, описание, контекст, но сценарий при этом оказывается неизменным: те же стратегии поведения, те же мотивы, те же желания, конфликты и т.д. Это удивительно – насколько глубоко в каждом из нас «сидит» сценарий!

И, что лично для меня очень важно, эти сценарии можно изменять! Кому-то на это нужно чуть больше времени, кому-то – чуть меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить.

А вместе с ним и всю свою жизнь! Ещё меня очень радует, что на сегодняшний день в распоряжении психологов есть великолепные инструменты, которые позволяют получать прекрасные результаты за непродолжительное время, вести работу на глубоком уровне, при этом очень экологично и с минимальным сопротивлением, что также значительно ускоряет процесс, поскольку на преодоление сопротивления порой тратится очень много времени. И конечно же, литература по работе со сценариями не является тайной за семью печатями. При желании каждый может найти, прочитать и решить, что ему делать с полученной информацией.

Как видите, путей создания перемен в своей жизни у каждого человека есть немало. А уж какой из них выбирать – каждый решает сам. Главное, что они, эти пути, всегда есть!

? Поделитесь ей с друзьями!
Поделиться в социальных сетях:

Источник: http://psy-day.ru/2015/11/zhiznennye-scenarii-ot-skazki-k-realnosti/

Сказки и психология | Внутреннее пространство

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка — сказка не обманет

Ребенку сказку расскажи

— На свете больше правды станет.

(Валентин Берестов)

В любой сказочной истории кипят нешуточные страсти: родители изгоняют детей в лес, Баба-Яга норовит их поймать и поджарить, а потом и сама попадает в печку, добрые дровосеки, спасая героев, вспарывают брюхо волку. Все это больше похоже на триллер, а не на сказку.

Сказки являются носителем информации и каналом для передачи опыта и знаний от предыдущих поколений к последующим уже много веков подряд.

Почему наши далекие предки пугали своих детей, рассказывая им страшные сказки, а мы осознано или не осознано продолжаем следовать этим установкам? Не потому ли, что страшная сказка является, по сути, прививкой, которая помогает ребенку в легкой форме пережить стресс от знакомства с внешним миром, выработать иммунитет к трудностям и дает подсказки, как самостоятельно действовать в непростых ситуациях?

Так зачем же нужны страшные сказки? Как с помощью опыта предков подготовить детей к самостоятельной жизни, но при этом не напугать и не навредить?

Мы живем в то время, когда общечеловеческие ценности подвергаются изменениям. Сейчас очень много различной литературы, мультфильмов, где размыта граница между добром и злом. И кажется, что зло, при определенных обстоятельствах, может быть добром, а зло — добром. Так подменяются понятия.

Даже взрослому человеку зачастую не распознать, где правда, а где кривда, а ребенку еще сложнее ориентироваться в таком потоке. Поэтому люди начинают искать нравственные ориентиры, которые помогут провести границу, отличить одно от другого. Эти нравственные ориентиры заложены в сказках.

Ведь первый признак хорошей сказки — это четкое разделение добра и зла. Это первый момент.

Читайте также:  Эпилептоид и дружба - психология

Второй момент — сказки создают лучшую реальность, компенсируют то, что человек недополучает в реальной жизни. И в этом отношении сказка действительно может навредить, если слишком ей увлечься.

Ведь даже герои сказочных сюжетов, отправляясь в волшебную страну, потом всегда возвращаются домой. Есть мир Яви — реальный мир, в котором мы живем, и мир Нави — куда осуществляется путешествие за какими-то знаниями.

Но вернуться обязательно нужно, чтобы знания, которые ты получил в сказочном путешествии, применить в реальном мире. Знания из мира Нави берутся для лучших перемен в мире Яви.

Рассмотрим три критерия, которые нам позволят ориентироваться в пространстве сказок.

Первый — архетипический смысл сказки. Что это такое? Это древние шифры, в которых заложены знания о жизни, об отношениях с людьми, о том, какие ловушки могут подстерегать в жизни. Поэтому сюжеты в фольклоре разных стран очень похожи.

Базовый принцип назначения сказки — добро всегда побеждает зло. Правда, сегодня есть «сказки», где зло захватывает мир и нет ему никакого спасения, но слава Богу, это уже истории для взрослых.

Для детей же такие истории из
категории «вредных», потому что они искажают архетипический смысл.

Но не стоит их путать со сказками-предупреждениями. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Яичко золотое разбивают, Колобка съедает Лиса, Теремок разрушается. Перед нами условно негативный конец, но это не значит, что сказка плохая.

Сказка «Курочка Ряба» несет предупреждение — не бить по золотому яйцу. Ведь «золотое яйцо» — это может быть и дар жизни, и ребенок, и данные тебе возможности. Но ты, не понимая этого, начинаешь неправильно себя вести — бить по золотому яйцу.

И это разрушительное намерение вызывает к жизни разрушающие силы, такие как мышиный хвост. В результате все заканчивается плачевно.

Не дается инструкция, как его использовать, но предупреждение само по себе достаточно серьезное — береги «золотое яйцо», пойми его назначение и правильно используй — береги Жизнь.

Почему Лиса съедает Колобка? Из-за неправильного поведения. Колобок со всеми существами, которые встречались ему на пути, вел себя абсолютно одинаково — и Зайцу, и Волку, и Медведю, и Лисе он пел одну и ту же песню.

А между тем все существа разные, и к каждому нужен свой подход. Если ты видишь в жизни только себя и свою песню, рано или поздно найдется тот, кто тебя перехитрит.

Безусловно, это только одно из многих предупреждений этой сказки.

Также есть и предупреждение в сказке «Теремок», — не пускай в свой дом всех, смотри, для кого ты открываешь двери. Эти сказки имеют закономерный конец, они не несут архетипический разрушающий смысл, здесь зло не побеждает добро.

Родителям нужно быть вдумчивыми и придирчивыми при выборе сказок, задавать себе вопросы — зачем эта сказка написана, какие идеи она несет, чему она учит — и, исходя из ответов, понимать стоит ли знакомить ребенка с этой сказкой или нет.

Второй критерий хорошей сказки — образный ряд. Если невозможно внести изменения в архетипические структуры сюжета, то образный ряд сказки с течением времени постоянно меняется.

Иногда родители жалуются, что детям неинтересны русские народные сказки, образный ряд далек от них, жизнь очень сильно изменилась.

Детям хочется слышать истории про героев, похожих на них, поэтому появляются авторские адаптации старых историй, новые версии мультфильмов.

Но и здесь есть некоторые пределы. Есть детские мультфильмы, где действуют откровенные монстры, которые имеют такую форму лица, структуру тела, что они больше похожи на мутантов, чем на здоровых мужчин и женщин. Такой образный ряд деформирует эстетическое чувство ребенка, очень сильно засоряет его сознание, отравляет воображение.

Также есть другие «вредные» образы — люди с большими глазами, с вытянутыми телами, с подчеркнутой сексуальностью. Эти герои — половозрелые люди с подчеркнутыми формами, более того в некоторых мультфильмах есть определенные модели ухаживающего поведения, но не целомудренного, а скорей похотливого. Представьте, что это смотрит ребенок в 3-4 года?

Маленькому ребенку нельзя открывать теневые стороны человеческой похоти, очень важно при подготовке ко взрослой жизни хранить его целомудрие.

Через некоторые мультфильмы дети учатся нездоровой эстетике. Что касается более здоровых образов, их можно найти в советских или в старых диснеевских мультфильмах.

В подборе мультфильмов должна быть родительская цензура. Нельзя отдавать воспитание детей на откуп телевизору. Но некрасивые образы можно увидеть не только на экране, но и в некоторых современных авторских сказках. Например, сказка про муху из деревни.

Однажды ей захотелось погостить у своей подружки, которая жила в городе на навозной куче. Это достаточно веселая история, с живыми диалогами, но образный ряд не самый достойный — муха, навозная куча… Это тот образный ряд, без которого можно обойтись.

Архетипический смысл этой сказки понятен — где родился, там и пригодился. Можно написать сказку о том же самом, но на более красивом, эстетически точном и грамотном материале.

Важно понимать, что через образный ряд мы воспитываем в ребенке эстетическое чувство, закладываем образную информацию в его воображение, даем возможность ребенку соединиться с переживанием общечеловеческих ценностей.

Третий критерий — стиль изложения сказки. Очень важно, кто собирал сказки, и кто их обрабатывал. Лучше всего брать обработанные сказки в пересказе/переводе Толстого, Маршака и других писателей.

Когда литератор берется за пересказ народной сказки, мы получаем тот же архетипический сюжет, но более красивый образный ряд и более благозвучную стилистику. Такая сказка будет не только развивать детскую душу, но и детскую речь, что крайне важно.

По речи человека можно определить, как он воспитывался, к какому социальному слою принадлежит, на что он может претендовать в жизни. Поэтому чтобы обеспечить ребенку лучшие социальные перспективы, стоит подбирать истории, написанные красивым языком.

Иногда в сказке все совсем даже не сказочно — Баба-Яга либо пытается скушать, либо поджарить в печке детей, Волк съедает Красную Шапочку, а потом ему распарывают брюхо «добрые» дровосеки, родители отправляют детей в лес на верную погибель. Могут ли эти сюжеты навредить, напугать ребенка либо опасения родителей напрасны?

Часто родители говорят что народные сказки очень жестокие, и они будут учить жестокости ребенка. Жестокие сказочные родители изгоняют мальчика-с-пальчика, жестокий людоед, жестокие дровосеки вспарывают брюхо волку и т. д. Но дело тут не в жестокости. В реальной жизни человек многое претерпевает.

И, конечно, хочется деток от этого защитить, но мы не можем воспитывать детей в идеальных «тепличных» условиях. То, что мы называем «страшными сказками» имеет очень серьезную психологическую нагрузку — страшилки-сказки дают возможность ребенку в малой доле пережить стресс и выработать иммунитет. Это как прививка от стресса.

И сказка вводит такой элемент стресса, жестокости, который по силам ребенку претерпеть.

Другое дело, если родители не слушают нас с вами, и все-таки дают слушать маленьким детям аудиосказки.

Актер, читающий сказку, может слишком драматически обыграть ситуацию, ребенок может испугаться, заплакать, потому что такую сильную эмоцию он не в состоянии принять.

Но для детей в 7-8-летнем возрасте усугубление кульминационного момента является крайне важным, психологическая иммунная система ребенка созревает к тому, чтобы научиться переживать страх.

Сказки-страшилки чрезвычайно популярны в этом возрасте, с каким упоением дети рассказывают друг другу про гроб на колёсиках, черную перчатку и т. д.

Сказки об изгнании ребенка из дома родителями подготавливает ребенка к самостоятельности. Герой помещается в условия, где ему нужно выживать. И эта ситуация дает ему возможность повзрослеть, стать независимым от родителей.

Когда мы говорим о сказке, нужно помнить про два типа мышления: реалистическое и символическое. Сказку невозможно понять только предметным, реалистическим мышлением, потому что события в ней — это символы.

За ситуацией, когда родители, не важно по какой причине, выгоняют своего ребенка в лес, стоит определенный шифр — это символ отделения от родителей, символ начала самостоятельной жизни. И этот момент всегда сопровождается трессом для ребенка.

Поэтому сказка, моделируя эту ситуацию на бессознательном символическом уровне, как бы говорит: «Посмотри, в жизни тебе придется выживать самому, быть отдельным от родителей, придется претерпеть различные несправедливости.

Посмотри, как этот жизненный урок проходят герои, жизнь не заканчивается, на том, что тебя отправляют в лес. Жизнь только разворачивается, будь готов к тому, что когда-то ты будешь без родителей».

Именно такую информацию закладывает сказка в подсознание ребенка. Скрытую работу сказки надо понимать, уходя от реалистического в символическое понимание сказки.

Тогда у родителей, пропадет страх, что, читая книгу, мы можем устроить психическое потрясение ребенку. Такие страхи появляются именно из-за избытка реалистического мышления родителей.

Чаще всего это родители не понимают смысла сказок и сами боятся их, в то время как дети спокойно воспринимают их без примеси реалистичности.

И даже если вдруг ребенок испугается, то знающий родитель ребенка поддержит: «Солнышко, чего ты боишься? Красная шапочка пошла сама в лес, потому что она уже достаточно подросла, что может сама пойти в лес, дети они растут и становятся отдельными от родителей, и ты подрастешь и тоже будешь самостоятельным. По дороге всегда встретиться герой-помощник, обязательно он придет в твою жизнь, когда ты станешь уже взрослее, помощники не только мама с папой, помощников много в жизни. Доверяй дороге!»

Это особый дар, особая грамотность так разговаривать с ребенком. Самое главное, чтобы родители понимали сказочный шифр, не пугались некоторых сказочных ситуаций, помнили, что за ними стоит так называемый акт инициации, посвящение ребенка во взрослость.

Считается, что в русских сказках слишком много ленивых героев, а если я хочу воспитать, например, трудолюбие, стоит ли обращаться к сказкам других народов?

Недальновидно ограничивать ребенка сказками только его этноса. Понятно, что сюжеты идентичны, но каждая сказка дает свои красивые оттенки. Если мы замкнуты только на своем, то нам сложно строить отношения с другими культурами. Изучая фольклор, мы выделяем такое понятие как «этническая болезнь», т.е.

черта характера, свойственная всему народу.

Да, леность — это наша этническая болезнь, но, если мы читаем немецкую сказку, там находим исцеление от этой болезни, читая еврейскую сказку, тоже видим определенные примеры «излечения», читая бурятскую сказку, также найдем свои механизмы, как приучить ребенка к самостоятельности.

Вот пример национальной бурятской сказки.

Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами: «Дети мои, вы уже выросли и настало время вам самим добывать еду и жить своей жизнью» — сказала она, полетев с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить мошек да букашек, как из таежного озера воду пить. А птенцы ничего не хотят делать сами:

— Полетим обратно в гнездо, — хныкают они, — как было хорошо, когда ты приносила нам червячков, никаких забот и хлопот!

— Дети мои, вы уже стали большими, а моя мать выбросила меня из гнезда совсем маленькой.

— А если нас подстрелят из лука, — спрашивают птенцы.

— Не бойтесь, — отвечает сорока, — прежде чем выстрелить, человек долго целиться, так что проворная птица всегда сумеет улететь.

— Но что, если человек кинет в нас камнем, такое может сделать даже злой мальчишка, не прицеливаясь.

— Для того, чтобы взять камень, человек нагибается, — отвечает сорока, — и вы сможете улететь, у вас будет время.

— А если у человека окажется камень за пазухой, — закричали птенцы.

— Кто своим умом дошел до мысли о спрятанном за пазухой камне, тот сумеет спастись от смерти, — сказала сорока и улетела, оставив своих птенцов.

Вот, пожалуйста, бурятская сказка фактически про Мальчика-с-пальчика — идет отделение от родителей, образный ряд и стилистика сказки другие, но тот же архетипический смысл.

Если мы хоти проработать момент самостоятельности, например, ребенок скоро пойдет в школу, то лучше прочитать ему сказку «Про мальчика-с-пальчика», про Красную шапочку, бурятскую сказу. Мы посмотрим, как эта тема звучит в разных культурах, и у ребенка будет полное представление об этом факте отделения от родителей.

( Letidor)

Источник: http://internal_space.opengorizont.ru/index.php/vnutrennee-prostranstvo/mir-skazok/

Психология сказки: Как любимая сказка влияет на личную жизнь

Психология сказки: Как любимая сказка влияет на личную жизнь

Сказки. Невинные маленькие истории, в которых все всегда заканчивается хорошо. Уверена, вы тоже читали их в детстве и, возможно, представляли себя одной из героинь. Вы выросли, но в жизни все оказалось не так просто, как было в сказке. Личная жизнь почему-то не складывается и принц оказался не принцем.

Читайте также:  Реакция на собственные ошибки - психология

Вы даже не догадываетесь, что проблемы в вашей личной жизни — отголоски и сценарии поведения героя из сказки. В сказочный сюжет умело вплетены психология мужчины и женщины, сценарий их взаимоотношений во взрослой жизни. Давайте познакомимся с некоторыми героями из сказок, возможно, среди них есть и ваш любимый персонаж.

Красная Шапочка. Милая и послушная девочка, которая послушноотправилась в лес к бабушке. «Заботливая» мама не забыла предупредить родное чадо, что в лесу могут быть волки. Впрочем, Красную Шапочку это не остановило. Она открыта и любопытна, а главное – беспрекословно подчиняется маме.

Ее желание всем помогать и откровенная безотказность граничит с безрассудством. О последствиях, как правило, не задумывается. Всегда надеется, что кто-нибудь спасет ее из самой безвыходной ситуации, например — Охотник.

Мужчина у Красной Шапочки соответствующий – Серый Волк. Сильный мужественный тип, хотя внешне может оказаться и вполне интеллигентным мальчиком. Главное, он всегда способен  руководить Красной Шапочкой и влиять на нее по своему усмотрению.

Кстати, это наиболее часто встречающий тип героини. Психология сказки про Красную Шапочку закладывает в сознание юной девчушки образ такой правильной и такой беззаботной особы.

Очень, кстати, выгодный для окружения – родителей, учителей, коллег, мужчин.

 Похожая психология мужчины и женщины, но с некоторыми своими особенностями представлена в таких сказках как «Рапунцель», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Морозко», «Золушка».

Вы испытывали умиление в детстве от Дюймовочки? Такой очаровательной девушки, тоненькой, с такой трогательной судьбой. Если мы посмотрим на психологию сказки, то увидим инфантильно настроенную особу.

Причина здесь банальна – она сама не знает, чего хочет. Дюймовочка сначала вроде бы соглашается на отношения, позволяя женихам увлекать и завоевывать ее.

Однако, когда герой сказки уверен в ее ответном чувстве, Дюймовочка  благополучно сбегает.

В ее сознании нет даже мысли, что существует возможность активных действий со стороны девушки. Строить отношения с земным мужчиной она заведомо не готова. Поэтому ей и попадались то Жуки, то Кроты, то Жабы.  И если даже жених противен и не приятен, Дюймовочка все-таки подстраивается под него и старается ему угодить.  

В конце концов, нашла себе принца в стране эльфов, сама даже не подозревая, что он ей нужен.  Ее мужчина,  еще один наглядный пример героя из сказки, инфантильный юноша, который доказал свою любовь Дюймовочке только одним способом – сказал, что умрет, если она ему откажет.

Если  вы узнали себя в одной из этих сказок – не пугайтесь. Все еще поправимо! И для этого не надо возвращаться в детство и выкидывать все детские книжки. Для этого достаточно правильно переписать свою сказку, соблюдая психологию мужчины и женщины в отношениях. Изменить модель поведения и навсегда распрощаться со сказочной героиней.  

Попали на эту страницу случайно?

Источник: http://ladnaya-ya.ru/article/lichnostnyi-rost/vybor/psikhologiya-skazki-kak-lyubimaya-skazka-vliyaet-na-lichnuyu-zhizn

Семейные отношения: сказки и реальность

Семейные отношения: сказки и реальность

Создавая семью, молодые люди не всегда осознают меру ответственности друг за друга, а ведь это порой становится причиной разрушения, как любовных, так и семейных отношений. Новый жизненный статус – супруги приводит к изменению жизни вообще.

Если вступая в брак, люди думают, что все получится само собой, потому что они любят друг друга, то это будет самой большой ошибкой. Довольно часто побеждают эгоистические соображения («Я его (ее) люблю, поэтому нам надо жить вместе»).

Нет понимания, что семья – это здание, в котором будут жить, а, значит, ее надо построить. Заключение брака и семья, как ее определяет семейная психология, это несколько разные вещи. Можно, заключив брак так и не стать семьей в полном смысле слова.

И можно без официально удостоверения являться полноценной семьей.

Если в основе семейных отношений лежит только любовь, но нет ответственности, понимания и долга, то всегда надо иметь в виду, что любое человеческое чувство конечно. На смену любви и острым сексуальным ощущениям рано или поздно придет привычка, которая повлечет за собой привыкание, а затем и скуку.

Первые месяцы семейной жизни почти всегда окружены ореолом любовных отношений, когда партнер буквально идеален. Все в его поведении устраивает, но уже спустя некоторое время вы вдруг понимаете, что муж привык оставлять крошки на обеденном столе, а его зубная щетка постоянно не вымыта.

С разочарованием вы видите, что он такой же человек, как и другие мужчины, у него есть устоявшиеся привычки, которые муж совсем не намерен менять. Что же делать, как вновь увидеть его таким, как раньше, до наступления семейной жизни? Это очень сложный период развития семьи, как стойкого образования.

От того, как скоро супруги научатся принимать друг друга, такими, как они есть, зависит будущее их семьи.

Рождение ребенка принесет новые открытия, ведь у каждого из супругов есть свои, принесенные из родительской семьи, идеальные представления о семейных отношениях. Здесь снова происходит ломка уже устоявшихся отношений «муж-жена». К ним могут добавиться отношения «мать-отец», а может произойти замена, и тогда супруги будут жить вместе «ради ребенка».

Еще одна сложность возникает на пороге совершеннолетия детей, когда любовные отношения между супругами стали более спокойными, а детям опека уже не нужна. Теперь в основе стабильных семейных отношений появляется поддержка и понимание, которые выработались за годы совместной жизни.

Для пожилой супружеской пары характерно терпение и сочувствие, умение принять свой возраст и все, что с ним связано (конец трудовой карьеры, проблемы со здоровьем и другие). Чаще всего их дети уже имеют семьи, родились внуки, а стремление быть вместе и сопереживание по-прежнему будет сохранять в доме уют и душевное тепло.

Таким образом, еще на пороге любовных отношений надо выбирать себе не только мужа, но и отца своих детей, спутника и единомышленника на долгие годы.

2014-11-20 10:58:04

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/psihologiya/otnosheniya/semeynye-otnosheniya-skazki-i-realnost.html

Влияние сказки на жизнь детей и взрослых

Влияние сказки на жизнь детей и взрослых

Более глубокий смысл заложен в сказках моего детства, чем в истине, которой учит жизнь.

Шиллер

Сказки – непременный атрибут детства любого человека, любой нации и исторической эпохи (также как и мифы, легенды, сказания…). Сказки читают детям, но сочиняются чаще взрослыми. Мало того, они необходимы и тем, и другим. Сказки более загадочны, содержательны и реальны для нас, чем мы можем себе это представить.

Влияние сказок на развитие детей и на нашу жизнь

Важность сказки всё-таки не совсем нами осознаваема, особенно после мнимого «перешагивания» за порог детства.  Психологи, философы, фольклористы и другие специалисты привозят несколько фактов о влиянии сказки на нашу жизнь: 

  • психологи часто утверждают, что узнав любимую сказку человека, можно увидеть явное подтверждение его жизненной реальности, то есть это своеобразный сценарий жизни, близкий и полюбившийся в детстве, а воплотившийся уже в дальнейшей жизни (особенно это касается построения семейной жизни);
  • специалисты считают, что основы всех сказок мира не устаревают с течением времени, мало того, они имеют явные сходства (к примеру, в китайском манускрипте трехтысячелетней давности обнаружено упоминание о «золушке и её завидующих сестрах»), а ведь это только подтверждает, что при создании сказок символически закладываются общие психологические проблемы людей, отношений и архетипы;
  • в сказках, по юнгианской теории, заложено коллективное бессознательное;
  • с помощью мифов и сказок древние люди объясняли «законы» жизни;
  • отдельные ученые утверждают, что именно сказки приучают нас верить в «судьбу»;
  • иногда складывается впечатление, что практически все сказки заканчиваются на свадьбе главных героев, а семейная жизнь в них не раскрыта, тогда стоит вспомнитьхотя бы сказку «О золотой рыбке», о супружеской жизни после «тридцати и трёх лет» брака (вспомните эту сказку о бытовых ссорах в семье с «типовыми» фразами: «Пуще прежнего старуха вздурилась» и «Дурачина ты, простофиля»);
  • психологи рекомендуют не отказываться от страшных или печальных сказок для ребёнка, считая, что они инсценируют страхи бессознательные, а значит, это хороший способ для малыша осознавать и преодолевать их. Также сказки позволяют смириться с несовершенством реального мира (а вот сказки с «лёгким» сюжетом, могут научить деток прятать свои тревожные чувства);
  • взаимодействие ребёнка и взрослого со сказкой, восприятие её, по мнению ученых, имеет различия: ребенку не свойственна еще необходимость выстраивать причинно-следственные связи, и алогичность, относительная простота сказок абсолютно соответствует его внутреннему миру, доступна особенностям возраста;
  • сказка для малыша может служить источником инициативности, нравственности, смысла деятельности человека, развития творческого начала;
  • сказки постепенно помогают ребёнку разделить внутренний субъективный мир и реальный объективный;
  • по мнению детских психологов, эмоциональная сфера детей может быть в определенной степени упорядочена, структурирована с помощью сказок;
  • есть мнение, чтополоролевая идентификация ребёнка также происходит частичночерез сказки;
  • сказки в детском развитии наделяют общими функциями структурирования, организации, упорядочивания опыта детей, их мышления, воображения, памяти, восприятия, как бы помогая весь опыт разложить «по полочкам», и представляют собой некую инструкцию по «взрослой» жизни;
  • существуют споры специалистов: полезны ли для ребёнка не только народные, но и авторские сказки, встречаются мнения о ненадобности предоставления сказок ребёнку тех авторов, которые не были в близком контакте с детьми или с народными носителями;
  • психологи не советуют всё-таки самим сочинять сказки для детей, ведь заложенные в них символы будут слишком субъективны (включая проблемные установки), а привычная доверчивость ребёнка к сказочным поучениям, скорее всего, позволит это впитать;
  • обсуждение сказок с ребёнком после прочтения, просмотра или прослушивания может стать основой модели доверительных отношений, откровенных разговоров между родителями и малышом, при этом говорить больше должен ребёнок. Не стоит слишком по-взрослому раскрывать символы, заложенные в сказках, лучше останавливаться на идеях и смыслах сказки о дружбе, взаимопомощи и т.п.;
  • если ребёнок долго увлекается сказками, не стоит беспокоиться и «возвращать» его к реальности; постепенно к этому приведут жизненные ситуации.

Сказкотерапия

Особое направление в психотерапии — сказкотерапию — можно одновременно считать и древней терапией (её использовали люди с давних времён, конечно, не выделяя её как метод лечения), и терапией современной, развивающейся. В основных задачах её лежит развитие личности, коррекция поведения, образование и воспитание.

Лёгкость «сказочного» материала и самого подхода позволяет использовать лечение сказкой в психотерапевтических целях с детьми. А его символизм и «безопасность» формы помогает взрослым с глубинными проблемами и способствует активизации внутренних ресурсов. Сказкотерапия предоставляет возможность ближе подобраться к детскому сознанию и к сознанию взрослого в сильном стрессовом состоянии.

Сказкотерапия использует особо подобранные сказки — терапевтические. Они должны заключать в себе переживания, проблемы, свойственные обратившемуся человеку.

Важно, чтобы эти сказки были целостными, позволяли бы человеку идентифицировать себя с главным героем, преодолевать трудности вместе с ним, а, следовательно, самому становиться сильнее и больше разбираться в своей реальной ситуации.

Сказки позволяют делать это в более безопасной для психики человека форме.

Сказкотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чаще групповой подход используют с детками. Чтение, обсуждение сказок, проигрывание эпизодов и рисунки по ним – вот основные виды деятельности в момент групповой терапии.

Для взрослого человека сказкотерапия — это своеобразный стимул и способ позволить проявиться своему внутреннему ребёнку и разрешить себе быть свободным, более открытым к жизни. Это также помогает обнаружить внутренне скрытые проблемные вопросы. Этот метод способствует обретению возможности более широко рассматривать ситуацию и свои возможности выхода из неё.

К тому жесказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение. Сказки часто помогают человеку создать гармоничный фон для жизни.

Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.

Развитие этого очень особенно направления психотерапии в современной психологии влечёт за собой проведение специализированных семинаров, тренингов и даже международных сказкотерапевтических фестивалей.

Сказки – мир не до конца нами познанный, но тем ещё более ценный. Позвольте себе быть его гостем и пошире откройте дверь в него своему малышу, став его проводником. Сказочной вам реальности!

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

Источник: http://roditeli.ua/semya/psy_family/fairytales

Ссылка на основную публикацию