Личные позиции, взгляды, ценности и интересы — психология

Личная позиция, интересы, цели, ценности

Личные позиции, взгляды, ценности и интересы - психология

Версия для печати

Личная позиция — это убеждения, знания, мировоззрение на которые мы все опираемся и из которых мы черпаем энергию развития. 
Личные ценности и интересы — это куда мы устремлены, куда мы пробиваемся, это наши противники или наши главные награды. Это ваш вектор силы.
«Я готов биться за свою позицию». А мой личный взгляд — это то, что я вижу в конкретной ситуации из моей позиции в направлении смоих ценностей.

«Я против. Мне надо! Я хочу!»[http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnye_po…].

Есть люди живущие для Бога,  для других и для себя.  Чтобы жить для Бога нужно верить и жить по Божьим заповедям.

Чтобы жить для других надо предать свои интересы, цели и ценности, без благодарности за оказанное добро.

Другому помочь это значит создать условия и показать возможные варианты действия с их последствиями. Это не значит советовать другому:»делай вот так и только так» — это уже вмешательство в жизнь другого и взять  на себя ответственность за все ваши советы.

Жизнь для другого — означает делать ему добро, но не факт, что оно цениться как нужное и необходимое для этого другого. Возможно у другого свои интересы, цели и ценности.

Если человек не живёт в соответствии со своими целями, интересами и ценностями, рано или поздно  он становится тревожным и безвольным. Он часто 

Жертвователь фактически делает за другого выбор и в добавок ждёт плату за его помощь в настоящем и будущем. Само ожидание от людей благодарности за то что вы выдавали кредит и потом расстраиваться, что этот кредит вам не отдадут —  означает копить обиду. Получается что жертвенность ради другого полный отказ от своих интересов, целей и ценностей.

  Каждый взрослый человек делает свой выбор: кто-то выбирает карьеру, большое количество денег, имущества, почестей и славы.  Жить для себя и ради Бога вот сознанные интересы, цели и ценности.Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/parazitzp…

«Иногда роль Жертвы и Мученика разыгрываются, чтобы сбросить с себя ответственность или трудную работу.

Человек может быть честным и заботливым, но в общении и отношениях для него характерна позиция Жертвы: обиды, расстройства и переживания. Позиция Жертвы — это привлечение внимания к себе и к своим проблемам (страданиям) для того, чтобы что-то делать начали за него другие, а не он сам.Как это бывает у Жертвы: «Описал свою проблему, смотрит и ждёт, пока вы ему не решите её: «Что мне делать?». Своих решений не предлагает: » Я не знаю. Это такой кошмар! «.
Для Паразита характерно знание своих умных диагнозов: «У меня заниженная самооценка», «Я интроверт, мне это не свойственно», «Я по темпераменту меланхолик, я по другому не могу». С естественным следствием: «Раз я не могу, делать все придется вам».Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/algoritm_…

Алгоритм определения жизненной цели.

Автор Н.И.Козлов Хочу рассказать вам простую методику, которая поможет вам определиться со своими жизненными целями – ну, или качественно подскажет, о чем вам стоит думать, а что – пустое. Нарисуйте три круга, чтобы они пересекали друг друга вот так: Отлично! Подпишите их:

·Хочу: это те дела и занятия, которые вас привлекают. Зажигают. Тянут! Интересуют!

·Умею: это то, что вы делать умеете хорошо, а ещё лучше — мастерски.
·Востребовано: это круг того, за что сегодня платят деньги. Шире – за что люди реально благодарят, что людям нужно. На пересечении этих кругов лежит ваша жизненная цель. А теперь – подробнее! Подсказка: начинайте не с Хочу, начинайте с Умею. Начните с того, что составьте список тех дел, профессий и умений, которыми вы так или иначе владеете или могли бы в обозримом будущем качественно овладеть. Например, я могу отлично писать статьи и книги, выступать перед публикой, опытный руководитель и переговорщик, ещё в большей степени — медиатор в сложных переговорах. Вип-коуч, семейный консультант, уверенно спасаю пары в кризисных ситуациях – и, наверное, ещё несколько десятков дел и профессий, которые меня спокойно прокормят. Чем больше у вас дел, которыми вы владеете мастерски, тем лучше ваши деловые перспективы. Вот правда: не ленитесь осваивать дела до уровня не просто «нормально, сойдет», а подниматься к планке мастерства, достойного гордости! Это вначале накладно, но позже окупается достойно. Пусть вашим вторым кругом станет тема Востребовано. В первую очередь пройдитесь по вашему первому списку Умею и оцените, будут ли люди платить за все ваши таланты. К сожалению, некоторые дела придется вычеркнуть. Например, я прекрасно консультирую по вопросам воспитания детей, и вроде бы очевидно, что дети – наше все, наша радость и наше будущее, но моя практика показала, что за помощью по этому вопросу всерьез обращаются мало… Тревожные мамочки не готовы за это платить, а пару запросов в год от серьезных людей – несерьёзно. А вот бизнес-тренинги для руководителей, корпоративные тренинги под заказ и хорошие книги по теме семья, любовь и дети – да, за это люди благодарят и от души, и финансово интересно. Теперь настал черед круга Хочу. Собственно, с ним проще: обычно то, что вы умеете делать мастерски и одновременно ценят окружающие, готовые платить за это достойные деньги – вам нравится. Проверьте! Но есть исключения: ко мне на консультации иногда приходят востребованные профессионалы своего дела, готовые отказаться от своих высоких зарплат ради ответа на вопрос: «А где же то, что я люблю?» В половине случаев оказывается, что причина имеет совсем на глубинно-психологическую, а вполне физическую природу: коллеги, нужно просто научиться грамотно отдыхать, почаще встречаться с хорошими друзьями и наладить отношения с близкими. Бывают и более сложные случаи, но это уже в индивидуальном порядке. Итого, когда вы совместите все свои списки: Умею, Востребовано и Хочу, у вас на пересечении будет несколько дел, которые стоит считать своей жизненной задачей. Из них выберите то, что более всего соответствует вашим жизненным ценностям, то, что для вас самое высокое и наполненное смыслом, выберите ту вершину, ради которой можно и напрячься, и выложиться: это поможет вам не сломаться в случае неожиданных трудностей. Помните у Ницше: «Тот, у кого есть ЗАЧЕМ жить, сможет выдержать любое КАК». У меня такой вершиной сегодня оказался Университет практической психологии… А для упертых и творческих ещё одна качественная подсказка: сильные люди идут не от данности, а от задач. Формула успеха разумного человека – собери имеющиеся ресурсы и внутри этих возможностей сделай то, что ты хочешь. Формула успеха лидера – определи, что ты хочешь, и создай ресурсы, чтобы твое Хочу стало возможным. Когда-то айподы Стива Джобса не были востребованы, но он верил в них, хотел их производить – и запустил мощнейшую рекламную компанию. Он создал потребность, и за его айподами выстроились очереди… Лидер не ищет реальность, он её создаёт. Три круга Умею, Востребовано и Хочу – это жесткая реальность, это рамки, но самые упертые за рамки умеют выходить. Помните об этом. Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/bednostzp…

Бедность, богатство и Господь Бог

Источник: Книга Клауса Фопеля Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.Иногда цели проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное.

Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся. Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство.

Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями. Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру. Я хочу дать вам возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций.

Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду.

Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать.

У вас есть на это 10 минут… А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут… И, наконец, представьте себя в роли Бога.

Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 10 минут записывайте то, что придет вам в голову. Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочется — возможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних пор — изменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.Рейтинг работы:
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 292 © 24.06.2015 Алексей Гадаев

Читайте также:  Ринолалия - психология

Свидетельство о публикации: izba-2015-1369099

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1369099/

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию.

Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни.

Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры.

Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство.

Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности –  наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование мировоззрения личности и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике.

В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные потребности, идеалы, личностные смыслы.

Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности.

Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека.

Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И.

Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г.

Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельностиОсобенности формирования ценностей
перваявозникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
втораяЦенность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третьяценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование.

Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического).

Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности».

Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида.

Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности.

В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость.

Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие.

Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

ФормыЦенности
социальныеколлектив, группа, семья, реальные ценности индивида и социума
предметныелитература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д.
личностныепотребности, мотивы, желания, идеалы, убеждении и т.д.

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича.

Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.
Читайте также:  Смысл и природа больных привязанностей - психология

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям.

Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются.

Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

КритерииЦенностей могут быть
объект усвоенияматериальными и морально-духовными
предмет и содержание объектасоциально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоенияобщественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоенияэгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенностиконкретными и абстрактными
способ проявлениястойкими и ситуативными
роль человеческой деятельноститерминальными и инструментальными
содержание деятельности человекапознавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежностьиндивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и обществапозитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление альтруизма и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  •  инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

УченыйЦенности
В.П. Тугариновдуховныеобразование, искусство и наука
социально-политическиесправедливость, воля, равность и братство
материальныеразличные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантовматериальныеорудия труда и способы выполнения
духовныеполитические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоубытия (Б-ценности)высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности)низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность.

В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М.

Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и  поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные).

Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе.

Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html

Система ценностей человека по Альфреду Адлеру

Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.

Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.

И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.

Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. 

Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.

Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.

Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей. Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны. Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Читайте также:  Энергетика лидера и группы - психология

Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.

В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.

К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.

Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)

Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

  • теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • религиозный интерес в единении и понимании космоса.

В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:

  • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
  • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
  • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
  • справедливость – быть беспристрастным судьей.

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

  • богатство (обладание различными материальными благами и услугами), 
  • мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), 
  • образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), 
  • уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). 

К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.

Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей.

Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
  • понимание смысла жизни
  • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
  • открытость сознания для нового опыта
  • стремление понять взгляды и позиции других людей
  • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
  • последовательность поведения, соответствие слов и дела
  • серьезное отношение к вопросам ценностей
  • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
  • ответственность и активность

Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь. Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.

Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой. 

При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе.

Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи).

К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Источник

Источник: http://icennosty.blogspot.ru/2012/06/blog-post_7419.html

Взгляд из позиции более высоких ценностей

Четвертая позиция восприятия — взгляд на происходящее с точки зрения более высоких ценностей, которым вы выбираете быть приверженными. Это могут быть интересы вашей компании

· дружеской компании, фирмы, семьи, страны — объём общности выберите по ситуации,

или просто те ценности, которые выходят за рамки ситуативных˸ ценности более высокого порядка.

Например? Например, когда вы с трудом просыпаетесь утром, из первой позиции восприятия вы чувствуете только, что не выспались и под одеялом очевидно уютнее, чем зачем-то приподниматься. Хочется поспать ещё — это и есть самая очевидная ситуативная ценность. Однако большинство взрослых людей находят в себе силы встать и даже вскоре пойти на работу.

· Работа в данном случае — та самая ценность более высокого порядка.

Отсутствие (или недостаточная отработка) четвертой позиции восприятия рождает комплекс полевого поведения, когда человек, не имея внутренней программы, оказывается управляем любыми внешними обстоятельствами˸ ᴇᴦο позвали — он пошел, ему показали — он увлекся, ᴇᴦο задели — он завелся.

Напротив того, привычный для вас взгляд из позиции более высоких ценностей обеспечивает стержень и направленность вашей деятельности, которая держится, несмотря ни на какие отвлечения.

Учитывая, что некоторые отвлечения иногда устраиваются вам намеренно, именно чтобы сбить вас с намеченного вами пути, умение уверенно держать четвертую позицию восприятия оказывается исключительно ценным.

И в данном отношении она очень похожа снова на первую позицию восприятия.

Первая позиция — это ваш личный взгляд от себя лично, позиция предельно субъективная, четвертая позиция — ваше личное видение правильного взгляда на ситуацию, позиция подчеркнуто объективная.

Данные два полюса по сути противоположны, как ʼʼЯ хочу!ʼʼ и ʼʼНам надо!ʼʼ, как ʼʼМне нравится!ʼʼ и ʼʼА правильно так!ʼʼ, но внешне могут быть очень похожи, потому что в обоих случаях вы проталкиваете свой личный взгляд.

· И вас когда-то будут сбивать с вашего правильного взгляда на другие правильные, или совсем не правильные, но такие же личные взгляды на происходящее.

Типовая ситуация — конфликт со сферой обслуживания. Предположим, вы купили себе (вроде бы) прекрасные ботинки, но не прошло и недели, как подошва отклеилась. Можно, конечно, и починить, но магазин находится ближе, чеки у вас сохранились, так что разумнее потребовать замены.

Право на вашей стороне, но вам никто не гарантирует, что в данном конкретном магазине на ваше требование ботинки заменить (выраженное, естественно, в форме вежливой просьбы) вам сразу же улыбнутся и вручат другую пару.

Вполне вероятно, что и продавец, и вызванный по вашей просьбе (такой же вежливой и такой же твердой) заведующий секцией будут упираться. Как это делается, вы, наверное, знаете.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/215683_vzglyad_iz_pozicii_bolee_vysokih_cennostey

Ссылка на основную публикацию