Избегание — психология

Избегание и смирение

Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения.

Представьте, что вы плывете на Титанике. Хотели бы вы знать, что завтра он напорется на айсберг и неизбежно затонет? Причем это ваше знание ничего уже не изменит — капитан ваши мрачные пророчества слушать не станет, и место в спасательной шлюпке заранее забронировать тоже не получится.

Можно, разве что, выкрасть спасательный круг и немного подготовиться морально, но может выйти и так, что именно эти приготовления вас в итоге и погубят, поскольку давно известно, что чрезмерная подготовленность лишает спонтанности, и действия становятся более неуклюжими.

Так хотели бы вы это знать или предпочли бы оставаться в неведении?

Здравый смысл здесь обычно выступает за то, чтобы все-таки знать о грядущей опасности заранее.

Но удивительный фокус нашей человеческой психологии в том, что если таковое знание не позволяет гарантированно избежать этой самой опасности, против него возникает глубокий внутренний протест — зачем знать, что корабль потонет, если предотвратить это абсолютно невозможно? Зачем мучиться? Не лучше ли будет ничего не знать и ото всей души веселиться до самого последнего момента?

Хорошо знать об опасности, когда к ней действительно можно как-то подготовиться или даже ее предотвратить.

Но как только речь заходит об опасностях непредсказуемых и неизбежных, отношение к ним резко меняется — о таких опасностях знать уже совсем не хочется.

А если и приходится сталкиваться с осознанием их наличия, тут же делается все возможное, чтобы поскорее выкинуть их из головы — забыть и не обращать внимания. Привет Фрейду с его теорией вытеснения.

Почему так происходит? Попробуйте ощутить это на себе. Если вы внимательно оглянетесь вокруг и посмотрите на свою жизнь, вам неизбежно придется признать, что вы не знаете, когда именно и как именно она закончится.

В любой момент может случиться что-то неожиданное — кирпич на голову, пьяный водитель или сердечный приступ. Такова объективная реальность — кино может закончиться в любой момент. И эта наша внезапная смертность абсолютно очевидна, стоит только уделить внимание этому вопросу.

Но почему-то нас это абсолютно не волнует — мы живем так, словно у нас в запасе уйма времени.

Источник: https://satway.ru/articles/denial-and-acceptance/

Синдром избегания ситуаций, мест, действий

В этой статье мы коротко осветим основные механизмы развития такого феномена как избегание некоторых мест или действий

, которые Вас пугают и ответим на вопрос «следует ли обращаться за помощью к специалистам, если Вы обнаружили у себя этот симптом».

Звоните +7495 135-44-02 Мы сможем правильно разобраться и помочь Вам избавиться от симптома избегания!

некоторых ситуаций, мест, действий, сохраняющееся на протяжении длительного времени – это всегда проявление тревоги, защитного тревожного рефлекса.

Корни этой тревоги могут иметь «здоровую» природу, то есть быть проявлением нормальной защитной реакции; кроме этого, причиной такого избегания могут быть многочисленные психические расстройства и нарушения поведения, протекающих с повышением уровня тревоги.

Первый вариант: избегание – нормальная защитная реакция.

Если человеку пришлось испытать какой – либо значимый дискомфорт (от ощущения страха до чувства боли), то у него формируется так называемый условный рефлекс избегания той ситуации, в которой этот дискомфорт случился.

Самый простой пример: если мы дотронемся до нагретого утюга, то обожжемся, автоматически отдернем руку (это безусловный, врожденный рефлекс), и после этого события у нас сформируется условный рефлекс: мы всё время, сколько будем в здравой памяти и уме, будем избегать нагретой рабочей поверхности включенного утюга, да и выключенного лишний раз не коснёмся. Чем сильнее неприятное воздействие, чем значительнее происходит травматизация, тем сильнее и продолжительнее формируется «рефлекс» избегания.

Со временем, без подкрепления (без повторения травмирующих ситуаций) такие условные рефлексы могут ослабевать.

Избегание неприятных мест или событий в этом случае очевидны, наблюдаются у всех здоровых лиц, проживающих в одинаковых условиях, никакой «нелепости» не наблюдается.

Только при грубых психических расстройствах может наблюдаться отсутствие такой реакции (при деменции (слабоумии), кататонической шизофрении, тяжелой депрессии и др.).

Таким образом, в описанных выше случаях помощь специалиста не требуется, и наоборот: наличие таких состояний – признак психического здоровья человека.

Второй вариант: необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они Вас пугают – симптом психического расстройства.

Действительно, феномен избегания определенных ситуаций, состояний, действий или мест – один из самых распространенных симптомов большого количества тревожных расстройств, невротических нарушений и других заболеваний.

Врачи психотерапевты – психиатры относят его к пограничному (нетяжелому, обратимому) регистру.

Современная наука связывает развитие этого симптома с перевозбуждением срединных структур головного мозга, со сложным, но часто обратимым нарушением обменных процессов в нервной ткани (в частности – изменение обмена нейромедиаторов). Хотя все ученые констатируют, что механизм развития симптома избегания как проявления заболевания до конца не изучен.

Одно из самых частых расстройств, сопровождающихся симптомом избегания некоторых мест или действий, так как они Вас пугают, это тревожное расстройство со всеми его разновидностями (панические атаки, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), агорафобия, клаустрофобия, социофобии и др.).

Испытав неприятное состояние с ощущением сильного страха (чувство паники со страхом потерять сознание, умереть, сойти с ума и т.д.), к которым всегда присоединяются и вегетативные расстройства (чувство «тяжести» и нехватки воздуха, ощущение сердцебиения, дрожь, потливость и др.

) у заболевшего возникает непреодолимое избегание того места, где это случилось. Подсознательно формируется установка (убеждение), что в следующий раз в этом же месте обязательно повториться кажущийся опасным приступ.

Заболевшие избегают метро, лифты, очередей, определенных лиц, действий.

В случае, если не оказывается лечебная помощь, пациенты с тревожными расстройством не могут даже выйти из дома (из комнаты).

В этих случаях избегания некоторых мест или действий, так как они Вас пугают, требуют помощи психиатра – психотерапевта. В большинстве случаев расстройства с такими симптомами хорошо поддаются лечению. Помощь при этих состояниях проводится по двум направлениям: медикаментозное лечение и психотерапия.

Клиника Брейн Клиник оказывает консультативную и лечебную помощь пациентам с жалобами на необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они Вас пугают.

Вы избегаете каких либо мест или избегаете совершать какие-либо действия?

Вы испытываете страхи, ощущаете дискомфорт в этих местах или при выполнении каких-либо действий?

Вы не одиноки. Звоните +7495 135-44-02

Мы обязательно Вам поможем.

Источник: https://brainklinik.ru/strah_deistvia/

Тревожность и защитные механизмы

Автор Татьяна в 27/06/2015. Опубликовано Психология личности

Вы наверняка слышали о защитных механизмах — способах защиты от вещей, о которых мы не хотим думать или с которыми мы не хотим иметь дело. Термин «защитный механизм» впервые появился в психоаналитической терапии, а затем постепенно обосновался в повседневном языке. Подумайте о тех, кого вы считаете отрицающим проблему или обвиняете в рационализации. И то, и другое — защитные механизмы.

В модели личности, разработанной Зигмундом Фрейдом, Эго представляет собой аспект личности, который взаимодействует с реальностью.

При этом, Эго должно справляться также и с противоречивыми требованиями Ид и Супер-Эго.

Ид стремится удовлетворять все свои потребности и желания поддаваться всем импульсам, а Супер-эго пытается заставить Эго действовать в соответствии со своими идеалами и нравственными принципами.

Что происходит, когда Эго не может больше находить баланс между нашими желаниями, ограничениями, созданными реальностью, и нашими собственными моральными принципами? По мнению Фрейда, в этом случае возникает тревожность — неприятное внутреннее состояние, которого люди всегда стремятся избежать. Тревожность выступает сигналом для Эго, означающим, что что-то не ладится. В результате Эго использует защитный механизм, чтобы подавить это чувство.

Фрейд определил три типа тревожности:

  • Невротическая тревожность. Подсознательное беспокойство насчет того, что мы потеряем контроль над побуждениями Ид, и в результате будем наказаны за ненадлежащее поведение.
  • Реальный страх. Причины этого вида тревожности идентифицируются, как правило, легко. Например, человек может бояться укуса, когда находится рядом с разозлённой собакой. Наиболее распространенный способ побороть эту тревогу — избгание объекта, представляющего опасность.
  • Моральная тревожность. Включает в себя страх нарушить наши же собственные моральные принципы.

Фрейд полагал, что справиться с тревожностью нам помогают именно защитные механизмы, способные оградить Эго от конфликтов между Ид, Супер-эго и реальностью.

Что такое защитный механизм?

Термин «защитный механизм» означает тактику, разработанную Эго для защиты от тревожности. Защитные механизмы, как предполагал Зигмунд Фрейд, защищают разум от мыслей и чувств, с которыми нашему сознанию справиться слишком трудно. В некоторых случаях защитные механизмы способны даже предотвращать появление нежелательных мыслей и импульсов в сознании.

Иногда нам действительно требуется подобное вмешательство, однако во многих случаях эти защитные механизмы могут исказить реальность настолько, что это приносит лишь вред.

Например, если вы столкнулись с необходимостью выполнить особенно неприятную задачу, ваш разум может предпочесть забыть возложенную на вас ответственность, чтобы избежать выполнения этого задания. Среди защитных механизмов выделяют также рационализацию, отрицание, вытеснение, проекцию, регрессию и реактивное образование.

Все защитные механизмы могут носить нездоровый характер, тем не менее, они также могут быть адаптивными и позволять нам нормально функционировать.

Проблемы возникают тогда, когда защитные механизмы используются чрезмерно часто, не позволяя нам решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Цель психоаналитической терапии зачастую заключается в том, чтобы помочь клиенту раскрыть эти бессознательные защитные механизмы и найти более здоровые способы справиться с тревожностью и страданиями.

Исследователи описали широкое разнообразие защитных механизмов. Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, выделила десять различных защитных механизмов, к которым наше Эго прибегает чаще всего.

Отрицание

Отрицание — вероятно, один из самых известных защитных механизмов. Именно так называют состояние человека, не способного смотреть в лицо реальности или признать очевидную истину.

Отрицание есть прямой отказ признать или принять что-то, что уже произошло или в настоящее время происходит.

Наркоманы или алкоголики часто отрицают, что у них есть проблемы, жертвы травматического события могут отрицать, что это событие когда-то вообще произошло.
Отрицание защищает Эго от того, с чем человек не может справиться.

Оно может спасти нас от переживаний и боли, однако требует значительной энергии. Из-за этого Эго использует и другие механизмы.

Во многих случаях человек предъявляют неопровержимые доказательства того, что он не прав, однако он всё равно будет продолжать отрицать существование проблемы или правды, потому что они не вписываются в реальность, созданную данным защитным механизмом.

Отрицание может включать как отказ признать тот или иной факт, так и его признание с минимизацией его важности. Иногда люди принимаю реальность и серьезность сложившейся ситуации, но отрицают свою ответственность и начинают обвинять других людей, обстоятельства или внешние силы.

Алкогольная/наркотическая зависимость — один из самых известных примеров проблемы, сопровождаемой отрицанием.

Люди, которые страдают от этого заболевания, часто изо всех сил отрицают, что их поведение представляет проблему.

В некоторых случаях они могут открыто признать, что они употребляют наркотики или алкоголь, но утверждают, что злоупотребление психотропными веществами не является сколь-нибудь серьезной проблемой.

Вытеснение и подавление

Вытеснение — еще один известный защитный механизм. Он также предотвращает наличие определённой информации в нашем сознании. Тем не менее, эти мысли, желания или воспоминания не исчезают просто так; они продолжают влиять на наше поведение. Например, человек, подсознание которого вытеснило воспоминания о насилии в детстве, может впоследствии испытывать трудности в отношениях.

Иногда мы делаем это сознательно, заставляя нежелательную информацию покинуть наше сознание — эта разновидность механизма называется подавлением.

В большинстве случаев, однако, удаление вызывающих тревогу воспоминаний или мыслей, как полагают специалисты, происходит бессознательно.

Вымещение (замещение, смещение)

Вспомните, наверняка у вас бывало такое, что после очень неудачного дня на работе вы приходили домой и невольно срывались на родных и близких? Вымещая на них всю злость, что предназначалась первоначальному источнику вашего гнева (например, крайне придирчивому начальнику или невероятно глупой коллеге)? Тогда вы попали под действие защитного механизма смещения. Он предполагает перенос нашего разочарования, чувств и импульсов на людей или объекты, которые представляют меньшую угрозу. Перенос агрессии — наиболее распространенный пример этого защитного механизма.

Вместо того, чтобы выразить свой гнев сразу, на месте и навлечь на себя негативные последствия (например, разругаться с боссом, что, естественно, приведет к проблемам), мы выражаем его по отношению к человеку или объекту, которые не представляют никакой угрозы (например, наши супруги, дети или домашние животные).

Сублимация

Сублимация представляет собой механизм защиты, позволяющий нам справиться с нежелательными импульсами путем преобразования их более приемлемое поведения.

Читайте также:  Отличия традиционного и бизнес-обучения - психология

Например, человек, испытывающий сильный гнев, может заняться кикбоксингом, тем самым давать выход своим негативным эмоциям наименее опасным способом.

Фрейд утверждал, что сублимация может считаться признаком зрелости и позволяет людям нормально функционировать в рамках социально приемлемого поведения.

Проекция

Проекция — защитный механизм, который включает в себя перенос наших собственных неприемлемых качеств или чувств на других людей. Например, если у вас есть сильная неприязнь к кому-то, вы можете вместо этого считать, что это он или она вас не любит. Проекция позволяет нежелательным импульсам вырываться, но таким образом, что Эго не может их распознать, а потому снижает тревожность.

Интеллектуализация

Интеллектуализация уменьшает тревожность благодаря формальному анализу происходящего.

Этот защитный механизм позволяет нам думать не о стрессовом, эмоциональном аспекте ситуации, а на её фактической составляющей.

Например, человек, у которого только что диагностировали неизлечимую болезнь, может сосредоточиться на доскональном изучении этой болезни, чтобы избежать страданий и оставаться далеко от реальной ситуации.

Рационализация

Рационализация — защитный механизм, который подразумевает поиск логических, рациональных причин для объяснения неприемлемого поведения с тем, чтобы скрыть (в том числе и для себя самого) истинные причины поведения.

Например, девушка, которая отклонила приглашение на свидание, может рационализировать ситуацию говоря, что ей не нравится этот человек; студент будет винить в плохой оценке за экзамен скорее плохое настроение преподавателя чем собственное отсутствие подготовки.

Рационализация не только предотвращает беспокойство, но и защищает самооценку человека. Достижения люди склонны приписывать собственным качествам и навыкам, а провалы списывать на других людей или внешние силы.

Регрессия

Сталкиваясь с стрессовым событием, люди иногда склонны отказываться от действий, необходимых для выживания, и возвращаться к моделям поведения, которые использовались ранее (к примеру, в детстве). Анна Фрейд назвала этот защитный механизм регрессией, предполагая, что люди выбирают модель поведения, характерную для стадии психосексуального развития, на которой произошла фиксация.

Люди, зацикленные на оральной стадии, в случае стрессовой ситуации могут начать переедать, слишком много курить или браниться.

Фиксация на анальной стадии обычно приводит к чрезмерной опрятности или, наоборот, склонности к беспорядку.

Именно этим механизмом можно объяснить то, что взрослые, получая плохие новости, могут плакать, как дети.

Реактивное образование

Реактивное образование позволяет уменьшить тревожность, формируя противоположное вызвавшему её чувство, импульс или поведение.

К примеру, с тем, кто нам очень не нравится, мы можем вести себя чересчур дружелюбно, чтобы скрыть свои истинные чувства.

Почему люди ведут себя таким образом? Реактивное образование как защитный механизм позволяет не только скрыть истинное отношение, но и избавиться от стресса, связанного с негативными чувствами.

Другие защитные механизмы

Фрейд только задал направление, описав первые несколько защитных механизмов; работу по выявлению и описанию других способов снижения тревожности продолжили его последователи. К защитным механизмам также относят:

  • отыгрывание — этот тип защитного механизма позволяет человеку справиться со стрессом посредством переигрывания ситуаций, повлекших за собой тревожность, вместо простого анализа собственных чувств;
  • аффилиацию — механизм, подразумевающий обращение к другим людям за поддержкой;
  • ингибицию цели, которая встречается, когда человек принимает модифицированную форму своей первоначальной цели (т.е. становится тренером в средней школе вместо того, чтобы самому участвовать в соревнованиях на профессиональном уровне);
  • альтруизм, предполагающий удовлетворение внутренних потребностей за счет помощи другим;
  • избегание — защитный механизм, подразумевающий отказ иметь дело с неприятными объектами или людьми;
  • компенсацию, при которой свой сверхуспех в одной области человек использует для того, чтобы компенсировать неудачи в другой;
  • юмор, который помогает человеку подмечать смешные или ироничные аспекты ситуации;
  • пассивную агрессию и т.д.

В то время как защитные механизмы часто воспринимаются как негативные реакции, некоторые из них могут оказаться действительно полезными. Например, юмор как средство борьбы со стрессом действительно может быть адаптивным механизмом защиты. Он позволяет человеку, снять стресс во время критической ситуации и сосредоточиться на том, что на самом деле необходимо в данный момент.

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/trevozhnost-i-zashhitnye-mexanizmy.html

Психологическая защита: механизмы и стратегии

Цель психологической защиты — снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение (Березин Ф.Б.).

Отрицание

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя.

Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.

Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению», как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений.

Примечательно, что авторы методики ИЖС (Индекс жизненного стиля) объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизмов отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания.

«Отрицание» как механизм психологической защиты, как показывает опыт, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение

Зигмунд Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит «подавление») главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, «вытеснение» — механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.

По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.

Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога.

Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п.

Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической зашиты — «изоляции». При «изоляции» психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия

В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо.

При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе зашита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация

Этот механизм психологической зашиты нередко объединяют с «идентификацией».

Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что «компенсацию» можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах -, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых «компенсация» — наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция

В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными.

Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.

Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («…

победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение

Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение».

Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним переносится на другого, более доступного и не «опасного».

В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.

Авторы методики ИЖС не склонны к такой расширительной трактовке этого защитного механизма и трактуют его вышеописанным образом, хотя З.Фрейд считал замещение одним из «базовых способов функционирования бессознательного» (Фрейд 3., 1986).

Интеллектуализация

Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается.

Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний.

Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.

Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций».

При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Читайте также:  Типы акцентуаций - психология

Реактивные образования

Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Определение ведущих механизмов психологической защиты (Life Style Index)

Стратегии психологической защиты в общении

Миролюбие

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства.

В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты.

Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие.

Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная.

В конце концов, не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях.

Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита.

Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида.

У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я.

Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно.

Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я».

Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования.

Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах.

Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Диагностика ведущей стратегии психологической защиты в общении

Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/psychological-defense/

Избегание проблем. Почему мы избегаем проблем?

Избегание проблем — любимое занятие многих людей. Какая бы проблема ни появилась на горизонте, проще всего сделать вид, что ее не существует, отвлечься на что-то расслабляющее и более приятное. В результате сложности накапливаются, как снежный ком, грозя нашему комфортному существованию.

Почему мы избегаем проблем?

Всё просто. Проблема несет с собой определенные негативные эмоции, а в нас заложено избегать всего, что нам неприятно. Наш эволюционный опыт говорит нам, что если нам что-то не нравится, надо просто убежать.

Возможно, это и срабатывает с какой-то категорией проблем, но не с теми вызовами, которые характерны для современной жизни. Возьмем, для примера, студента, который накапливает несданные работы. У него есть два варианта: немного напрягаться каждый день и потихоньку налаживать учебу, либо стараться забыть про их существование.

Во втором случае происходит следующее: человек откладывает решение проблемы на какой-то срок, а затем откладывает еще и еще.

В подсознании человека создается определенная схема реагирования: “Если один раз отложил и ничего не случилось, значит, откладывание — успешная стратегия”.

Каждый раз, когда человек откладывает что-то, он закрепляет эту линию поведения, пока это не приведет к катастрофе.

На уровне сознания человек понимает, что делает что-то не то, однако эмоции говорят ему обратное. Они говорят: “Откладывай, убегай, это работает”. Это один из тех случаев, когда эмоции работают против нас.

Дело в том, что за эмоции отвечают более древние структуры мозга, которые не умеют прогнозировать развитие ситуации на значительные промежутки времени. Поэтому любая ситуация, которая предполагающая прогноз на долгий срок, требует от нас волевого усилия.

Например, надо студенту сдать курсовую вовремя, иначе у него (нее) будут проблемы через три месяца. А подсознание и говорит: “Три месяца? Не знаю, что это такое. Похоже, очень долгий срок. Рекомендую забить.”

Как перестать избегать проблем

В ситуации, когда требуется волевое усилие, нам приходится сопротивляться эмоциям. Это довольно неприятное и сильное чувство, похожее на раздражение. Человеку кажется, что оно будет сопровождать его (ее) длительный промежуток времени.

Хорошая новость в том, что это не так. На самом деле волевое усилие требуется только для начала какой-то деятельности. С каждой минутой, которую мы прилагаем волевое усилие, в нашей психике накапливается инерция в нужную нам сторону.

В примере со студентом для того, чтобы начать делать курсовую, ему достаточно заставлять себя первые 10-15 минут. По мере того, как он будет видеть, как увеличиваются результаты его труда, будет расти мотивация именно к этому роду деятельности.

Наши эмоции довольно быстро соглашаются с нашей волей, если воля оказывает влияние достаточный промежуток времени. К счастью, по другому быть не может, иначе люди вообще не смогли бы пользоваться своим рассудком. Грубо говоря, мы должны доказать подсознанию, что нам это действительно необходимо.

Если человеку удается прикладывать волевое усилие достаточно часто, со временем это превращается в навык, и человек вообще перестает замечать, что он что-то преодолевает.

Преодоление любой проблемы на деле оказывается гораздо легче, чем в нашем воображении. Поэтому всё, что нам нужно сделать — заставлять себя 15 минут, после чего станет намного легче. Это очень маленький срок, который может выдержать практически любой человек.

Успехов!

Источник: https://psiholog-am.ru/izbeganie-problem/

Оглушительная жестокость молчаливого избегания | Журнал Психология Сегодня

Оглушительная жестокость молчаливого избегания

12 января 2018

1746

В человеческом общении крайне важно ощущение сопричастности. Чтобы пережить счастье от близости, люди должны чувствовать связь друг с другом. Это важно даже для интровертов, которые наслаждаются независимостью в большей степени, чем другие люди.

Согласно иерархии потребностей Маслоу, потребность отдавать и получать признание является базовой, такой же, как потребности в пище, воде и безопасности. В реальности эта потребность может быть настолько сильной, что даже потребности в еде и безопасности отодвинутся на второй план.

Психологи считают избегание формой абьюза. Это распространённая форма моральных издевательств, которую используют нарциссы: они «отключаются» от своих жертв, не разговаривают с ними в течение длительного времени.

Дни или недели держат жертву в постоянном состоянии неопределённости, всё это время жертва чувствует себя изолированной и отверженноё, и может даже физически заболеть.

Телесные реакции на моральные издевательства реальны: головные боли, боли в желудке и расстройство пищеварительного тракта. 

Когда партнёр-нарцисс Вас игнорирует, избегает и подвергает остракизму – это более разрушительно и болезненно, чем если бы он унижал Вас вербально.

Поскольку данный тип злоупотребления труднее распознать, его труднее избежать. На критические замечания реагирует передняя часть головного мозга.

Молчаливое избегание вызывает реакцию, которая называется «социальной болью» в той части мозга, которая отвечает за реальную физическую боль.

Глубина отчаянья, вызванного молчаливым избеганием, зависит от интенсивности игнорирования. Мозг выдаёт болевую реакцию, которая вызывает в жертве чувство одиночества и покинутости.

В результате снижается самооценка, и жертва начинает думать, что недостойна своего партнёра. Это наносит серьёзный удар по самочувствию.

Избегающее поведение может вызвать даже критические состояния и нанести непоправимый урон психике жертвы.

Нарцисс использует молчаливое избегание в качестве агрессивной меры контроля и наказания за поступки своего партнёра; садистская форма «перерыва в отношениях» через отвержение жертвы – всё это нацелено на то, чтобы замотивировать жертву на выгодное нарциссу поведение. Это крайняя форма обесценивания, его целью является возбуждение в жертве чувства немоты, одиночества, отверженности, обесчеловеченности, невидимости. Негативное воздействие данной формы абьюза включает в себя:

Эмоциональный уровень. Поскольку молчаливое избегание – это форма социального неприятия, оно вызывает спектр негативных эмоций: чувство фрустрации, сильный гнев и, наконец, покорность и отчаяние.

Психологический уровень. Низкая самооценка, чувство утраты и неприкаянности, усиленный стресс и потерю контроля.

Поведенческий уровень. Постоянный страх перед перспективой молчаливого избегания бросает тень неуверенности на Вашу жизнь, вы начинаете копаться в себе: всё ли я правильно делаю? Правильно ли я говорю? вы стремитесь избежать изменений, делающих из вас человека, который больше не является вами.

Примеры молчаливого избегания:

  • Вы сообщаете, что партнёр совершил нечто недопустимое в отношении Вас (обманул, солгал), нарцисс Вас оставляет и вы не видитесь с ним в течение недели. Затем он как ни в чём ни бывало возвращается к Вашим дверям;
  • Вы оба обсуждаете в электронной переписке какую-либо важную тему. Неожиданно он бросает: «Пока!» и вы не получаете известий от него в течение пяти дней. Или, он назначает встречу, но не приходит на неё и впоследствии ничем не объясняет своё отсутствие;
  • Вы подсаживаетесь к нарциссу, чтобы поговорить говорить о том, что Вас беспокоит, а он продолжает читать газету;
  • Вы задаете нарциссу вопрос, а он ведёт себя так, как будто Вас не слышит, даже если вы повторяете вопрос во второй или третий раз;
  • Вы оба спорите. Неожиданно нарцисс собирает чемодан и уезжает на месяц, не давая возможности связаться с ним, игнорирует любые сообщения, которые вы ему посылаете.
Читайте также:  Родина - психология

Если Ваш партнер практикует данную форму эмоционального насилия, чтобы заставить Вас выполнить свои требования, вы можете использовать его избегание как возможность прервать контакт.

Не подкрепляйте пассивно-агрессивную оскорбительную тактику, поскольку это приводит к тому, что она будет использоваться в ещё большем объёме, так как абьюзеры чувствуют удовлетворение (даже «невинное удовольствие») удостоверяясь в негативном эффекте, который они производят.

В частности, не посылайте им жалобных смс или длинных электронных писем с просьбой об ответе. В результате нарцисс убеждается, что он для Вас очень важен: более важен, чем вы сами для себя. Прерывание контакта в период молчаливого избегания вернёт Вам утраченный контроль.

Источник

Источник: http://fisherbux.ru/psihologiya/oglushitelnaya-zhestokost-molchalivogo-izbeganiya-zhurnal-psixologiya-segodnya/

Психологический защитный механизм – избегание

Психологический защитный механизм – избегание.Многие из нас наверняка знают о том, что мы пользуемся психологическими защитами. Об этом пишется чуть ли ни в каждой книжке по психологии. Психологические защиты «включаются» автоматически. Происходит это, как правило, совершенно неосознанно. И здесь нет ничего удивительного.

С детства у ребенка вырабатываются свои «излюбленные» способы, позволяющие защищать себя, свою неокрепшую психику от сурового, а иногда очень жестокого мира взрослых. На определенных этапах нашего взросления (личностного и духовного) психологические защиты вполне оправданы. Но наступает момент, когда мы продолжаем прятаться за защиты, тем самым отказываем себе в своем личностном развитии.

На определенном этом этапе, они являются серьезным препятствием также и на пути нашего духовного возрастания. Ни раз мне приходилось писать о том, что человек, человеческая личность – это живой динамический процесс. Защиты позволяют человеку пребывать в зоне комфорта до какого-то момента. Но потом, постепенно, эта условная зона комфорта превращается действительно в зону.

В данном случае под этим термином понимается тюрьма — наша внутренняя тюрьма. И никто в этом не виноват. Это именно мы сами выстраиваем стены этой тюрьмы, укрепляем их все больше и больше, изолируем себя от живого открытого контакта с людьми, с миром, с Богом. Разумеется, это метафора. Все укрепления, о которых сказано, мы возводим в своей душе сами.

Тем самым мы теряем контакт со своим глубинным Я. С той частью души, которая способна тонко чувствовать, понимать себя, различать голос Бога внутри себя. Господь сказал удивительные слова о том, что царствие небесное внутри нас, внутри каждого человека. Психологические защиты – это стены, рвы, укрепления, которые отделяют нас от этого царствия.

Мы теряем не только возможность соприкоснуться с ним, но и теряем веру в то, что это царствие существует, что человеку возможно жить примиренным с собой, и примиренным с Богом… Защитив себя когда-то от эмоциональной боли, укрепившись в защитах, как в бункере, со временем человек становится жестким, циничным, холодным. В глубине же он испытывает боль от этой утраты.

Это состояние изоляции, состояние одиночества. И никакими искусственными радостями, материальным благополучием и почетом человек не сможет вернуть ту радость бытия, которая возможна только в примирении с собой и с Богом. Среди различного рода защит широко используется такой защитный механизм как избегание.

Он лежит в основе опасений и страхов, которые время от времени окрашивают наше представление о мире и людях в мрачные тона. Обычно избегание рассматривают как физический уход от ситуации, потенциально угрожающий нашему душевному благополучию. Но это не только уход от ситуации.

Это еще и уход от того, чтобы позволить себе думать, позволить себе чувствовать, внутренне прожить ситуацию или отношения с человеком… Это потакание своему страху пережить неприятные ощущения, возможно физический (телесный) дискомфорт. Как всегда для нас важно рассмотреть не только психологический, но и духовный аспект обозначенной темы.

В данном случае, духовный аспект психологической защиты избегания. Взрослая личность свое душевное благополучие часто связывает с возможностью избежать неприятных ситуаций для своего эго. Иными словами, избежать ситуаций, болезненных для самолюбия. Известно, что удары по самолюбию воспринимаются человеком наиболее тяжело.

На каком-то этапе личностного развития, человек отождествляет себя и свое эго, (самость). Удары по самолюбию могут переживаться настолько тяжело, как будто это угрожает самой жизни человека. Не случайно поэтому страх публичных выступлений считается в наше время одним из самых распространенных страхов.

Иногда, чтобы не переживать этого мучительного состояния, человек может отказаться и от значимых для себя вещей. К примеру, от дальнейшей карьеры в любимой профессии. Начинается все вроде бы безобидно.

Он начинает избегать ситуаций, которые потенциально угрожают его самолюбию… Постепенно избегание приводит к изоляции, тем самым все больше углубляя внутренний конфликт между потребностями души и потребностями своего эго. Как правило, этот процесс человеком не осознается именно как форма защиты. Более того, он может «включить» другие формы защиты, к примеру, интеллектуализацию.

Это означает, что человек будет стараться объяснить себе удобную и вполне оправданную причину того, почему он избегает тех или иных ситуаций. Однако это будут лукавые объяснения, которые позволят лишь на какое-то время испытывать облегчение.

До тех пор, пока человек не осознает духовные корни своих защит, он будет просто менять одну защиту на другую или использовать несколько защит одновременно… Необходимо помнить, что принципиальное свойство защиты – ее не осознаваемый характер. Осознание проявлений той или иной защиты уже само по себе способно ослаблять ее действие.

А со временем, возможно, когда поле души будет подготовлено, необходимость в психологических защитах снизиться до минимума. Каждый раз использование той или иной психологической защиты будет осознанным взвешенным выбором человека. Но к такому состоянию необходимо подойти. До этих пор действие защит вполне естественно.

Мы не можем резко освободиться от своего Ветхого человека и переродиться в человека, в душе которого пребывает Христос.

По-настоящему освободиться от психологических защит, это значит, смиренно принять свое крестоношение, принять все события в своей жизни, как возможность осознанного и добровольного выбора следовать за Христом или быть с теми, кто его распинает… Это в то же время означает и примирение со своим прошлым, прощение обид, исцеление от своих детских травм…

Все это дает возможность жить в настоящем, откликаться на те задачи, которые ставит перед нами Господь, доводить начатое дело до конца, выдерживать трудные ситуации и трудные отношения, «не соскакивая» преждевременно со своего креста… Именно такое отношение к жизни способно укреплять в человеке веру и силу духа, постепенно приводя к духовной трансформации (обожению).

Для тех, кто размышляет над духовными корнями психологических защит, понятно уже, что одна из функций защит – это защита нашего самолюбия, нашей самости, нашего горделивого эго. И способствует этому наше малодушие.

Как же нам начать этот путь по разрушению своих защит? В данном случае это будет означать, позволить своему Ветхому человеку внутри нас умереть и дать возможность, чтобы в душе возрастал младенец Христос. Наверное, это звучит несколько пафосно. Но на самом деле ничего невозможного в этом нет. Христос ведь заботится о каждой человеческой душе.

И заботится избирательно, в меру наших сил и возможностей. Что же будет первым шагом? Для начала следует исследовать в себе процесс избегания, как психологическую защиту. Для этого следует вспомнить в своей жизни все случае, когда приходилось избегать каких-то ситуаций, при этом оправдывать себя, убеждать себя в правильности. Но при этом в глубине души было осознание того, что я вру себе, что лукавлю. На самом деле я просто трушу. Психологическая защита избегание свойственна абсолютно всем. В том числе людям, которые причисляют себя к православной церкви. И тогда она может выражаться как человекоугодие, как ложное смирение, малодушие… В этом случае в самой глубине вашей души всегда будет страх оценок окружающих, будет тщеславие, будет гордыня, зависть и осуждение… Конечно все это будет тщательно маскироваться от других. Но ведь от себя нам не убежать, не спрятаться…В работе над собой, я всегда рекомендую вести дневник, прописывать свои мысли и чувства. Когда навык ведения дневника разовьется, мы почувствуем, как он помогает нам лучше структурировать свою внутреннюю жизнь, понимать себя, более четко формулировать свои мысли и чувства…Исходя из текста, понятно, что нам необходимо научиться разделять понятие евангельского смирения от психологической защиты, имеющей название избегание. Внешне это может выглядеть одинаково. Более того, избегание иногда может выглядеть вполне благочестиво. И это тем более может послужить для нас оправданием.Каков же критерий? Понятно, что он находится внутри нас. И только мы сами можем быть уверены, насколько мы честны с собой и перед Богом. Честны сейчас, в данный момент, в ту меру своего духовного и личностного развития на какую мы способны здесь и сейчас.

Критерием может послужить один вопрос к себе: буду ли я испытывать уважение к себе в том или ином случае? И вот это простой вопрос поможет находить правильные решения в каждый момент нашей жизни.

Помогать искать ответы на вопрос: стоит ли избегать, или стоит развернуться лицом к ситуации, прожить ее достойно. Выйти из нее хотя бы еще немного духовно укрепившись.

Или: позволить себе еще больше укрепить стены своей внутренней тюрьмы, отгородившись за ложными представлениями о себе, тщательно оберегая свое самолюбие от неприятных переживаний.

Интересен тот факт: если мы выводим какую-то задачу на уровень осознанности, внешние условия, внешний мир, начинает каким-то образом откликаться. Иными словами, Господь тут же начинает с нами работать, предлагая нам возможность опытно развиваться… преодолевать свои ограничения, разрушая свои защиты…

В данном случае это означает: мы решили исследовать свою психологическую защиту избегание, поняв в какой-то момент, что успешно пользуясь ей, мы ограничиваем себя в развитии.

И тут же начинают возникать ситуации, где нам предлагается опытно увидеть, как мы потакаем себе, как прячемся от сложных ситуаций, как щадим свое самолюбие… Естественно, предлагаются возможности начать поступать иначе.

Но всегда надо помнить, что изменения происходят в человеке постепенно, и Господь не подталкивает нас к искушениям, которые нам не по силам. Это только наше самолюбие на это способно. Это именно наше горделивое эго заставляет нас торопиться, стремясь быстро получить результат. В том числе, и духовный. Но везде должна быть умеренность…

И не забываем о том, что важнейшие христианские добродетели — это терпение, смирение, добродетель рассуждения.

Источник: https://elitsy.ru/communities/112835/1129975/

Ссылка на основную публикацию