Потребность в самоактуализации — психология

3. Потребность в самоактуализации

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации.

Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан.

Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».

Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен… На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий.

Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

адекватное восприятие реальности;

принятие мира таким, каков он есть;

спонтанность и естественность поведения;

центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

склонность к уединению;

автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

чувство единства и родства всех людей;

скромность и уважение к окружающим;

избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

чувство юмора;

креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко представить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису.

Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приводить к увеличению количества людей — «самоактуализаторов» и к превращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все более и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация — не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

традиционное;

аффективное;

ценностно-рациональное;

целерациональное.

Попробуем кратко определить, какое отношение к потребностям и услугам возникает на основе каждого из этих типов социального действия.

1. Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения.

Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза), У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин.

Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен.

Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать».

Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет.

Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах.

Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т. п.

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартам. Это похоже на эпикурейский стиль поведения.

Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей).

Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

3.При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь.

Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением — религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству.

Офицер может служить своему народу, мать — своим детям, инженер — воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели.

Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо — то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни.

Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию — от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских и т. п.).

4. При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления.

На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни — этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий.

Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются те люди, которых А. Маслоу называет самоактуализаторами.

Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/26420

Самоактуализация как потребность, мотив, цель и смысл

Согласно Карлу Роджерсу, в самой человеческой природе заложеное нечто, побуждающее его двигаться к зрелости, к большему соответствию своей самости, собственным возможностям и задаткам (то есть к большей конгруэнтности, цельности): „полно функционирующая личность — синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруентности, полной открытости опыту“ (Карл Роджерс).

Читайте также:  Психологическое просвещение - психология

Такая личность способна более адекватно функционировать в реальности. „Это проявляется в способности человека понимать те стороны своей жизни и самого себя, которые причиняют ему боль и неудовлетворение. Это понимание нащупывает в подсознании опыт, который упрятан там по причине своей угрожающей природы“.

Это стремление, отмечает Роджерс, – составляющая часть всего живого („распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть“). Так, еще Аристотель указывал, что желудь стремится сзать дубом, а зерно – колосом.

Роджерс уверен, что внутренний рост не только возможен, но и является присущим каждому человеку. Он считает, что, хотя стремление к самоактуализации и может быть „наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование“, но оно присутствует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя.

По мнению Роджерса в каждом человеке заложено стремление становиться целостным, компетентным и способным настолько, насколько это возможно: «это стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость».

Потребность в самоактуализации является, по Маслоу, потребностью в саморазвитии, в самовыражении и в самоосуществлении, в стремлении к идентичности. Самоактуализация означает „«полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое соответствует биологической предопределенности человека“.

Курт Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.

Маслоу, говоря о самоактуализации, утверждает, что способности человека настойчиво требуют употребления и прекращают свои требования лишь тогда, когда их достаточно и полноценно употребляют.

Кроме того, заявляет Маслоу, «рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому, что удовлетворение «низшего» становится скучным».

Согласно Маслоу, главной мотивирующей силой, определяющей поведение человека, является сила испытанного человеком в его собственном опыте переживания.

Гедонизм, свойственный человеческой природе, находит своё воплошение и в процессе самоактуализации – в чувстве глубочайшей удовлетворённости жизнью, проявляющемся в ощущении целостности и просветлённости.

Абрахам Маслоу называл эти моменты пиковыми переживаниями:

«Мы можем определить самоактуализацию как «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей и т.д. Во время этих «прорывов» человек становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком».

Интенсивность и ценностная значимость переживаний, связанных с удовлетворением низщих потребностей (например, в еде, в каких-то материальных благах), имеют склонность снижаться с каждым следующим актом удовлетворения данной потребности.

Пиковые же переживания, которые человек испытывает в процессе самоактуализации, как утверждает Маслоу, являются наиболее сильными, стабильными и ценными для человека, по сравнению с переживаниями от удовлетворения потребностей более низкого уровня. Это будет проявляться в том, что стремление к самоактуализации будет преобладать в иерархии мотивов.

Ещо Гольдштейн отмечал, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

Маслоу утверждает, что „ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей“.

Нередко в страдании (например, будучи обреченным на смерть, подвергаемый опасностям и не имея возможности как-то их избежать) человек находит возможности для внутреннего роста.

„Часто ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще“.

Маслоу указывает нам на фундаментальное отличие мотивации дефицитарной и бытийной.

Человек, не удовлетворенный в своих базовых потребностях, испытывающий дефицит в защишенности и безопасности, а то и в еде и крове, воспринимает мир как вражескую территорию, где от него требуется напряжение всех усилий, чтобы избежать погибели от рук сильных хищников, где он привык быть побеждённым, где вся система ценностей неизбежно подчинена животным потребностям и потребности в безопасности.

Самоактуализирующегося человека уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается, движимый внутренними потенциями, изначально заложенными в его природе, требующими своего осуществления и развития. Он устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей.

***

В то же время, согласно Франклу, чрезмерная озабоченность самоактуализацией может быть следствием фрустрации стремления к СМЫСЛУ. Самоактуализация, считает Виктор Франкл, — это не конечное предназначение человека: 

«Это даже не его первичное стремление. Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с САМОТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬЮ человеческого существования.

Подобно СЧАСТЬЮ, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.

Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется».

То есть_ и самоактуализация (также как и счастье, и УДОВОЛЬСТВИЕ) есть лишь следствие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ человеческой жизни. Черловек «делает себя», отдаваясь делу, направленному на благородные цели, открывая и утверждая ЦЕННОСТИ и реализуя смысл. 

Маслоу также утверждает, что именно «увлеченность значимой работой» лучше всего служит делу самоактуализации. Эту идею очень красиво выразил Карл Ясперс: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим».

***

Согласно Маслоу, „зрелость, или самоактуализация, означает уход вверх от потребности в ликвидации дефицита“.

„Стоит лишь раз окунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всех ее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутся вам несущественными, неважными.

Неверно было бы заявить, что они находят свое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когда человек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденные нездоровым сознанием“.

Тем самым Маслоу подчеркивает, что самоактуализация не является нирваной, где отсутствуют всяческие проблемы. Напротив, человек обрашается к реальным проблемам бытия, сталкиваясь, порой, с болью и разочарованиями.

Выходя за собственные пределы в творческом акте бытия, самоактуализирующийся человек (подобно скульптору перед глыбой мрамора или поэту перед чистым листом бумаги) вынужден бороться с самим собой, чтобы заставить себя приложить усилия и сделать очередной шаг в своём бытии, в деле своей жизни. Ведь только честность, мужество, терпение и настойчивость в состоянии помочь человеку идти по жизни, будучи ведомым внутренним голосом – голосом его самости, его „Я“, — и полно проживать своё бытие.

Маслоу в то же время уверен, что ни пиковые переживания, ни самоактуализация как таковая не могут являться самоцелью: „Самоактуализация — это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство, — это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд маленьких достижений“.

Маслоу указывает на опасность „псевдо-развития посредством уклонения от неудовлетворенной потребности“, когда человек пытается убедить самого себя, что неудовлетворенная фундаментальная потребность в самоактуализации на самом деле удовлетворена или вовсе не существует. Но такая потребность неизменно присутствует – как бессознательная сила (повторяющаяся навязчивая идея), призывающая человека равивать свои внутренние возможности, выполнять своё предназначение, идя по пути СТАНОВЛЕНИЯ, становясь САМИМ СОБОЙ.

„Цель личности (самоактуализация, автономность, индвидуация, „истинная Самость“) одновременно является и конечной и промежуточной целью, инициацией, шагом вверх по лестнице к трансценденции идентичности“, — пишет Абрахам Маслоу. Можно сказать, что функция самоактуализации заключается в перманентном  самоуничтожении  той самости, кототрая существовала за мгновение до того.

Маслоу заявлял: „Самоактуализация – это не конечное состояние, но сам процесс воплощения присущих индивиду возможностей в действительность“.

Поэтому что бы человек ни достиг в своей жизни, не может рассматриваться как конечная остановка, как пункт назначения…

Жизнь – это процесс, который не имеет конца…

“За поворотом – новый поворот”, — поётся в одной из песен МАШИНЫ ВРЕМЕНИ…

Источник: http://www.strah-i-trevoga.ru/articles/253-rost-i-samoaktualizatsiya/samoaktualizatsiya/322-samoaktualizatsiya-kak-potrebnost-motiv-tsel.html

Потребность в самоактуализации

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Читайте также:  Обаяние - психология

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Детерминанты поведения человека

(общее для школ классической психологии)

Внешние детерминанты поведения

Религия

Культура

СМИ Воспитание Образование

Поведение лидеров

Среда

Семья

Внутренние детерминанты поведения

• Темперамент, способности, характер

• Возраст, пол

• Самовоспитание, самообразование

Восприятие ситуации

• Теорема У.Томаса

• Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям

Основные детерминанты поведения человека
(школы классической психологии)

Психоаналитики

• (З.Фрейд, А.Адлер)

• Детерминанты поведения человека:

• Бессознательное стремление к власти

• Сексуальные мотивы

• Нормативные ограничения

Бихевиористы

(Эдвар Торндайк ,Джон Брадуас Уотсон)

• Человек живет в мире стимулов, внешние воздействия, определяет его поведение

• Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения

• Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия

Когнитивисты

(Жан Пиаже)

• Изучают зависимость поведения субъекта от познавательных процессов

• Человек живет в мире информации, знаний

• Его поведение определяется уровнем знаний и информированности

Гуманистическая психология

(А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Бэррон, Р. Мэй , С. Джурард )

А. Маслоу (1908 – 1970)

Человек хорош по своей природе

На поведение человека влияет уровень удовлетворенности его потребностей

И социальные факторы

Пирамида потребностей Маслоу А.

• По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

• Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка.

• При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены.

• По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Направления развития человека

• Потребность в самоактуализации — одно из проявлений внутреннего стремления себя развивать

• Развивать себя можно в разные стороны:

• в сторону смирения и поклонения перед Господом для спасения души, в направлении обретения святости,

• в сторону гармонизации для получения покоя,

• в сторону получения необходимых навыков для успешного бизнеса,

• в сторону максимального развития своих возможностей и способностей — самоактуализация.

Потребность в самоактуализации

• «Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

• Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.

Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей.

Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности.

• Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать»↑. (А.Маслоу)

В. Франкл (1905-1997)

Человек должен найти смысл жизни

Логотерапия концепция, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.

Выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека:

биологическое

психологическое

поэтическое, или духовное

Именно в последнем духовном измерении локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую роль в детерминации поведения.

• Человек должен и может сделать выбормежду добром и злом.

• Все зависит от направленности свободной воли (свобода воли неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы)

• «Если мы не взращиваем в себе ангела (когда мы подавляем в себе ангела), он превращается в демона»

Источник: http://megapredmet.ru/1-34331.html

потребность в самоактуализации — это… Что такое потребность в самоактуализации?

  • Потребность В Самоактуализации — элемент мотивационно потребностной сферы, автор А. Маслоу . Для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: &nbs …   Психологический словарь
  • самоактуализации потребность — см. потребность в самоактуализации Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия
  • Потребность — – 1. нужда индивида в том, что ему необходимо для нормального развития и функционирования (пища, вода, воздух, безопасность, близость, знание, уважение и мн. др.). У человека существует огромное число потребностей, существует и много разных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Диагностика самоактуализации личности — (САМОАЛ). Э. Шостром. Адаптация Н. Ф. Калины. Методика предназначена для выявления структурных компонентов самоактуализирующейся личности. Самоактуализация вершинный уровень психол. развития, к рый может быть достигнут, когда удовлетворены все… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера
  • психология гуманистическая — одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Мотивация — В статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок. Вы можете улу …   Википедия
  • Мотив (психология) — Мотивация (от lat. movere ) 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность …   Википедия
  • Маслоу Абрахам Харольд — (1908–1970) американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку (см. целостная психология) и анализа его высших сущностных проявлений любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно М., эти особенности, существуя в виде… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Маслоу, Абрахам Харольд — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маслов. Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) Abraham Maslow …   Википедия

Источник: https://psychology.academic.ru/5600/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Потребность в самоактуализации

Чтобы быть в согласии с собой, музыканты создают музыку, художники пишут картины, поэты сочиняют стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией.

Она относится к желанию людей реализовывать себя, проявить свой внутренний потенциал. Самоактуализация может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. Конкретное воплощение отличается значительным разнообразием.

У одного это может быть желание стать непревзойденным родителем, у другого – спортсменом.

Читатель, как ты воспринимаешь материал теории Маслоу? Осознал ли ты, что у личности могут быть разные потребности? Понял ли этот простой факт, что то, что является счастьем для одного, для другого таковым не будет? А также усвоил ли, что чем более тонкие свои потребности человек удовлетворяет, тем более высокое чувство счастья испытывает? Приведу несколько примеров, чтобы лучше сориентировать тебя в этом предмете.

В науке менеджмента есть классический пример относительно того, как удовлетворение потребности в уважении решило проблему, которая не решалась «классическими управленческими средствами», такими как страх наказания и более высокая зарплата.

Читайте также:  Реализм - психология

В начале 70-х годов прошлого века руководство телефонной сети Нью-Йорка обратилось к консультантам за рекомендациями по улучшению работы компании. Проблема была в телефонных справочниках.

В них содержалось множество ошибок, и никакие усилия руководства не могли исправить ситуацию.

Каждое новое издание справочника только усугубляло ситуацию: количество жалоб со стороны клиентов становилось все больше.

Отдел, который занимался выпуском справочников, был самым проблемным. Работа по подготовке справочника очень трудоемкая, и никто не хотел ей заниматься. Текучесть кадров в этом отделе была самая большая.

Проведя исследование ситуации, специалисты дали свои рекомендации. Они посоветовали руководству регулярно публично отмечать работу служащих, подготавливающих издание справочников. А в самом справочнике стала указываться фамилия и контактный телефон человека, который его готовил.

Такие простые действия кардинально изменили ситуацию. Текучка кадров в отделе практически прекратилась, а количество ошибок в справочниках значительно уменьшилось.

Почему это произошло? Потому что сотрудники отдела стали чувствовать личную ответственность и причастность к работе компании.

В моей профессиональной практике был похожий случай. В середине 90-х прошлого века Россия переживала сложное время. Начатые реформы серьезно буксовали, и государство все больше и больше теряло контроль над ситуацией.

Наука и образование – эти сферы особенно сильно пострадали в тот период. Зарплаты в этих отраслях сократились до минимума, а перспективы исчезли вовсе.

В это время руководство отдела аспирантуры Саратовского государственного технического университета пригласило меня провести тренинг для аспирантов. Я назвал цену, которая в несколько раз превышала принятые в вузе стандарты оплаты преподавателей.

Подобные условия вызвали определенное напряжение со стороны заказчика, но в силу того, что интерес к нестандартным формам обучения был высокий, договор о сотрудничестве был все же подписан.

Я провел тренинг, и через некоторое время заказ повторился. Я вновь провел тренинг. Потом через некоторое время – еще один, после чего получил предложение ввести тренинг в обязательную учебную программу всех аспирантов университета. Мне стало любопытно, и я поинтересовался, с чем связано это предложение.

– Знаете, – сказала мне руководитель аспирантского отдела, – для меня, конечно, было не так просто утвердить у ректора Вашу зарплату, но когда я сказала, что после проведенных тренингов у нас практически прекратилась текучка кадров среди молодых специалистов, он молча подписал договор. Я не очень понимаю, что Вы там с ними делаете, но факт остается фактом: аспиранты, которые прошли Ваш тренинг, никуда из вуза уходить не хотят. Им нравится работать рядом друг с другом, и эти отношения они ценят больше, чем высокие зарплаты, которые им предлагают в других местах.

Каждый хочет, чтобы его оценили и признали. Такова одна из потребностей, которую человек реализует в социальных отношениях. Будучи реализованной, она дает более высокое чувство счастья, чем то, что можно получить, просто имея деньги.

Но и это еще не все, как объясняет Маслоу.

Реализовав себя в социальных отношениях, человек продолжает искать более высокое счастье, и в нем сама собой проявляется потребность в реализации своих уникальных личностных талантов.

Эту потребность Маслоу назвал самоактуализацией . Реализуя ее, писал он, человек испытывает счастье, несравнимое ни с каким другим чувством, которое можно получить, удовлетворяя другие потребности.

Как мы можем осмыслить этот материал? Давай задумаемся, читатель.

У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЧАСТЬЯ. И ОН МОЖЕТ ЕГО УДОВЛЕТВОРИТЬ, ЗАДЕЙСТВУЯ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ БОЛЕЕ ТОНКИЕ ПЛАНЫ ЛИЧНОСТИ.

Еда, сон, секс, безопасность – эти четыре основные потребности физического тела, будучи реализованными, безусловно, дают определенное наслаждение. Но если к ним добавить еще и удовлетворение эмоциональных потребностей, то наслаждение будет более глубоким.

Например, не просто съесть что-то, что попадется под руку, а смакуя каждый кусочек, с изящными манерами, ведя непринужденную беседу в приятной компании.

Не просто «переспать» с кем-то, а развернуть целую романтическую историю со взаимным ухаживанием, подарками, приятными словами, вечером при свечах и т. п.

Есть ли у тебя подобный опыт, читатель? Если да, то ты можешь грамотно его оценить. Вовлечение эмоциональной сферы – это не что иное, как вовлечение в процесс наслаждения такого элемента тонкого тела, как ум. Ведь именно ум наслаждается разнообразными эмоциями.

А что если в этот процесс включится еще и разум? Если ум мыслит критериями сиюминутных удовольствий, то разум оценивает более широкую перспективу. Ему нужно счастье не только сейчас, но и в будущем. В разуме действует энергия памяти.

Посредством нее он, например, помнит, что если съесть некий, обтекающий жиром кусок, то, несмотря на то что будет очень вкусно сейчас, через несколько часов возникнет неприятная тяжесть и боль в правом подреберье.

Имея память о подобном опыте, человек ради счастья в будущем отказывается положить себе в рот то, что кажется ему столь привлекательным.

Также в сфере отношений применение разума может привести к большему чувству счастья. Ум всегда думает только о своих удовольствиях.

Конечно же, это приведет к конфликту, потому что другой человек естественно хочет, чтобы заметили и его потребности. Конфликт означает, что я не смогу наслаждаться отношениями с этим человеком, как раньше.

Я получил удовольствие сейчас, выбрав свои интересы, но лишил себя счастья на какой-то период времени в будущем.

Разум знает об этих сложностях. Он умеет предугадывать и анализировать. Поэтому иногда ради более надежного счастья в будущем он подтолкнет личность поступить вопреки удовольствию в настоящем. Если разум грамотно включается в процесс обретения счастья, то счастья становится значительно больше – как количественно, так и качественно.

С количеством понятно, но что значит качественно? «Качественно» означает, что приходящая энергия счастья является более тонкой, и поэтому она может дать личности более глубокое удовлетворение.

Разве это не так? Разве отношения, построенные на взаимном уважении и доверии друг к другу, не дают больше счастья, чем какой-то скоротечный роман, быстро начавшийся и также быстро завершившийся? Беда того, кто не понимает этого.

У него просто нет опыта глубины жизни, он лишь порхает по ее поверхности, собирая крохи мимолетного удовольствия.

Но я думаю, читатель, ты не относишься к категории подобных людей. Иначе ты не смог бы подняться до этих вершин, которые мы с тобой сейчас созерцаем вокруг. Те, кого привлекают подобные удовольствия, давно отстали от нас. Они еще долго не смогут подойти к этим пикам.

Итак, включение разума позволяет нам стать более счастливыми. Потребность в безопасности, о которой пишет Маслоу, связана именно с деятельностью разума. Тот, у кого разум начинает активно действовать, испытывает эту потребность.

А какие планы тонкого тела задействуются, когда человек испытывает потребность в принадлежности, потребность в уважении и потребность в самоактуализации?

Конечно же, здесь на авансцену выходит аханкара . Это она требует своего удовлетворения. Аханкара, или ложное эго, позволяет личности отождествить себя с чем-то внешним. Первая потребность, через которую ложное эго заявляет о себе, – это потребность считать себя членом какой-то социальной группы.

Счастье, которое испытывает человек, удовлетворяя свою потребность в принадлежности к какому-то социальному кругу, – выше, чем то, что он испытывает, когда находится в безопасности.

Но ложное эго ведет его еще выше и проявляется во внутреннем мире как потребность в самоуважении: человек хочет считать себя реализованной личностью и получать подтверждение об этом со стороны других людей. Это счастье – еще более высокое, чем предыдущее. Но и на этом ложное эго не останавливается – оно ведет человека еще выше.

«Ты должен реализовать в мире свою внутреннюю природу, а не просто довольствоваться какими-то отдельными победами!» – говорит оно. Такова потребность в самоактуализации.

Самоактуализация – это высший уровень в иерархии потребностей теории Маслоу. На этом уровне удовлетворение от жизни, которое испытывает человек, становится самым сильным.

И немудрено – ведь он полностью проявляет природу своего тонкого тела! Начав реализовывать себя в мире, оставив попытки приспособиться к окружающим условиям, человек обретает самое глубокое счастье, которое только возможно на уровне деятельности тонкого тела.

Ну, что, читатель, сделав подробный анализ потребностей человека, мы можем по-настоящему понять, о чем говорят мудрецы. В трактатах, которые они оставили, настойчиво упоминается один из самых важных законов человеческого бытия:

Источник: https://infopedia.su/4x70d5.html

Ссылка на основную публикацию