Родина — психология

Психология спасения родины

Родина - психология

При ликвидации последствий цунами и землетрясений люди, оказавшиеся в опасной зоне, спонтанно создают добровольные группы помощи.

Исследования показали, что эффективность работы этих образований зачастую оказывается выше, чем у профессиональных спасателей.

Актуальным является вопрос, возможно ли спонтанную реакцию населения заранее предвосхищать и учитывать в разработке политики ликвидации катастроф? Иными словами, можно ли управлять такими психологическими эффектами?

Изучение подобных вопросов – это область социальной психологии, науки, которая исследует поведение людей в группах, а также реакцию групп на изменение внешней ситуации.

В частности, эта наука и говорит нам о том, что чувство внешней опасности, риска способствует повышению сплоченности людей. Они начинают действовать слаженно даже в отсутствие лидера и четкой системы управления.

Но каким именно будет такое поведение?

Эксперименты показывают, что ощущение растущей внешней угрозы заставляет группу отказаться от рациональных размышлений, действовать интуитивно, на основе стереотипов.

Появляется так называемое групповое мышление, когда единомыслие важнее логики.

Даже вне группы в повседневной жизни человек очень часто избегает долгих раздумий, а прибегает к использованию эвристик – определенных приемов, позволяющих упростить реальность и найти ответ на вопрос без лишних размышлений.

Интересно, что в знакомых и понятных кризисных ситуациях эвристики позволяют правильно оценить потенциальный риск и принять достаточно правильное, предсказуемое решение. В ситуациях же, когда риски непонятны, эвристики ведут к попаданию в когнитивные ловушки, т. е. принятию «неправильных» решений, трудно объяснимых с рациональной точки зрения.

Если вопрос управления групповым мышлением после катастроф до конца пока еще не решен, то в других областях он, возможно, давно закрыт. Например, в нашей стране – в отношении некоторых политических событий, в частности выборов президента.

Посудите сами: ученым известно, что при ании лишь малая доля избирателей вообще пытается логически осмыслять выбор, который делает. Вместо этого часто используются такие эвристики, как ание за популярного кандидата или сохранение status quo. В преддверии выборов Кремль сумел грамотно сделать несколько вещей.

Во-первых, создать у населения ощущение внешней угрозы, которую россияне хорошо понимают на генетическом уровне. Война – это вам не экономика. Во-вторых, спровоцировать условный Запад на подъем русофобских настроений – эта реакция лишь добавляет нам ощущения, что внешняя угроза растет.

В-третьих, гарантировать, что в избирательном бюллетене Владимир Путин будет однозначно самым популярным кандидатом. А далее включилось групповое мышление и использование эвристик. Экономические программы и рациональные аргументы в таком случае не важны. Возможные махинации при подсчете бюллетеней, видимо, тоже.

Наверное, оппозиции в штат срочно нужен социальный психолог.

Автор — профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2018/03/26/754845-psihologiya-spaseniya

Нужна ли человеку Родина? | Alexander Parmanin

На первый взгляд вопрос кажется смешным и нелогичным: родина ведь есть у каждого, место, где родился и где прошли детские и юношеские годы, где находится твой род, родители, родственники.

Кто-то вспоминает березки там или елки, кто-то школьный двор, кто-то друзей и первую любовь… И так до бесконечности можно перечислять впечатления и воспоминания, которые, как выясняется, У КАЖДОГО СВОИ.

То есть, каждый понимает под родиной личное, внутреннее переживание, наиболее ярко отражающее приятные моменты юности, безответственности и безопасности.

Ситуация с пониманием термина становится сложнее, если место где ты родился находится в тысячах километров от места, где прошло детство, родственники живут совсем в других местах и странах, а наиболее приятные моменты в жизни ты испытал вообще в месте, ничего общего ни по территории, ни по культуре не имеющем с местом, которое по традиции можно было бы считать Отечеством.

Но давайте будем последовательными и разберемся в самом термине: Родина.

Стоит сказать, что официально такого термина не существует: в Конституции РФ упоминается Отечество (статья 59) и то в связи с наличием обязанности гражданина Российской Федерации это самое Отечество защищать.

В Российской Империи до 1917 года, да и после («Социалистическое Отечество в опасности!»), термин родина (именно со строчной буквы) упоминался в качестве места рождения и не имел общественно-политического смысла, который позже придали ему большевики, со свойственной им истеричностью превратив обычное обозначение родного места в некий символ государства. Чтобы понятие хорошо прижилось в уголовный закон ввели абсурдную норму – «Измена Родине», в диспозицию которой добавили в качестве изменнических действий бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, а также заговор с целью захвата власти. Причем тут родина и захват власти – логика мышления вождей «тюрьмы народов», побег из которой карался смертью – непостижима! Что ж это за Родина, из которой люди могут убежать и не хотят туда возвращаться? О какой любви к Родине можно говорить, если при любой возможности люди готовы были покинуть ее навсегда и забыть как кошмарный сон? Да и что за любовь по принуждению? Изнасилование какое-то получается…

Ну да ладно…

Продолжим о термине.

На протяжении всей истории России термином, имеющим общественно-политическое значение, определяющим не только место рождения и место жительства, но и принадлежность к определенной общности, термином, дающим права и накладывающим обязанности являлся термин – Отечество. Земля Отцов, Отчизна. Отечество полагалось защищать после Веры и Царя, и таким образом, именно этим термином определялась совокупность территории, государственно-правового устройства и отношений, связывающих с ними конкретного гражданина.

Сходная ситуация с пониманием термина складывалась, например, и в Германии: Vaterland – Отчизна применятеся повсеместно в отличие от Heimat – родины, своего места.

Безусловно логичным являлось и существовавшее в Уголовном уложении Российской Империи 1903 года наказание за действия, составляющие состав Государственной измены.

Но никак не измены абстрактной родине.

Очевидно, что родине невозможно изменить, как невозможно изменить воспоминаниям, чувствам, эмоциям, невозможно изменить дереву, школьному двору или первой любви.

Можно не любить государство, идеологию, правительство, даже, например, в целом Россию, Германию или США как страны, но нельзя не любить место, с которым связаны приятные и дорогие воспоминания, в какой бы стране они не зародились.

И если наиболее значимые и хорошие чувства вызваны пребыванием на Лазурном берегу или жизнью в Китае, то разве не вправе конкретный человек считать эти места своей родиной? Почему он должен оглядываться на чье-то субъективное мнение о необходимости считать своей родиной пусть и то место, где он родился, но ничего, кроме нужды и притеснения там не видевший, место, где у него не было даже права быть тем, кем он хотел быть, делать то, что хотел бы, любить не то, что «положено», а то, что в действительности любишь?

Любое государство, культивирующее этатизм, стремиться подменить понятия в мыслях своих подданных: место, где гражданин родился и вырос, с которым связаны позитивные воспоминания, путем нехитрых идеологически построений должно начать ассоциироваться с государством, с правительством, политическим курсом. Соответственно, идентифицируя эти, в действительности, совершенно разные вещи, субъект, в случае недовольства властью или правительством вынужден преодолевать ощущение вины якобы перед родным местом, перед дорогими и любимыми чувствами, перед позитивной памятью о родителях и любимых.

Но то, что человек привыкает считать своей родиной, в действительности таковой не является.

Ну какое мне дело до местности где-нибудь в Сибири или там, в Хабаровском крае, где я если и бывал, то проездом, да и лучше бы вообще не бывал!? И почему жителя Петербурга больше должны заботить проблемы Краснодарских, скажем, животноводов, чем проблема доставки говядины из Южной Америки, тем более, что краснодарской говядины днем с огнем не сыщешь, а аргентинская есть везде!?(В локализации говядины могу ошибаться, да простят меня кубанские жители). И какая для жителя Омска родина, например, Чечня? Никакой пользы, кроме вреда! И уж тем более, вряд ли уроженец Москвы, не страдающий имперской паранойей, захочет в патриотическом порыве поменять место жительства на какой-нибудь Курган или Благовещенск.

Так почему же все они должны, просто обязаны ассоциировать любимое место жительства с огромной, разной как по уровням жизни так и по характерным признакам присущего населению мышления, территорией?

Да, гражданин государства обязан платить налоги, исполнять требования законов или, в случае чего, защищать Отечество, до последней, если на то пойдет, капли крови, но не навзывайте ему любовь к тому, чего не существует.

Часто можно встретить ситуацию, когда один собеседник, желая оскорбить другого кидает ему фразу: «У тебя нет Родины!».

И зачастую сам не понимает, что эта фраза нисколько не является оскорблением! Родина есть у всех и всегда – ее, родину, невозможно отнять или забыть, а вот отсутствие Родины (с большой буквы) скорее благо, чем зло. Ибо отсутствие Родины есть Свобода, а ее наличие – зависимость и страх.

Источник: http://maxpark.com/user/3257373382/content/795894

Анастасия Родина, тренер — Москва, расписание семинаров и тренингов, отзывы, фото

Добро пожаловать, красавицы, на мою страничку жизнетворчества!

Я, Анастасия Родина — на сегодняшний момент ведущая женских программ по психологии Творчества, счастливая мама и жена.

Здесь я хочу поделиться с тобой своим опытом обретения творческого пути и ощущением от жизни, такой, какой я её вижу сейчас.

Обо мне сейчас

Я люблю ощущать движение. Я чувствую в его самой сути — жизнь. В нём заложена магическая сила трансформации и роста всего живого.

Мне нравится асимметрия форм. Когда из несочетаемых стилей, цветов и пропорций рождается новое качество, которое несёт сознанию вдохновение.

Я люблю лаконичность. В ней — таинственная недосказанность и утончённость образа. Понимание её законов притягивает в мою жизнь тех, кто владеет языком тонких энергий.

Меня вдохновляет язык жестов, взглядов и интонаций. Я вижу в нем силу правдивости. Все тонкое в этом мире бывает гораздо честнее, чем то, что сам человек о себе говорит.

Я люблю язык танца и поэзии, смелые мазки в живописи. Словно сама жизнь неудержимо просачивается сквозь скованность неживых форм и отмершие стандарты.

Я спешу жить, и поэтому мне интересен театр, как место моей внутренней свободы, как попытка «прожить несколько жизней за одну».

Мне интересно узнавать людей в проявлении их истинной сути, размышляющих о подлинности своей жизни, готовых удивляться самим себе, людям вокруг и жизни во всех её проявлениях.

Я люблю прислушиваться к себе. За годы размышлений и творческого поиска я поняла, что вместе с моим собственным дыханием и биением сердца приходят ответы на все мои самые важные в жизни вопросы.

Каждый день я открываю себя заново в радости или печали, с благодарностью стараясь принимать все, что несёт мне новый день.

Сейчас за плечами у меня — успешный опыт работы в креативных сферах, реализация массы творческих проектов в самых разных областях. Я открыла для себя это священное состояние «творчества во мне» и чувствую себя живой и настоящей.

Всё это — моё мироощущение сегодня. Однако до этого момента мне пришлось пройти нелёгкий путь в поисках радости жизни и самореализации.

В моей жизни были периоды, когда:

  • Проживая яркую жизнь во внешнем мире, я чувствовала творческий голод внутри;
  • Унаследованный с детства «перфекционизм» мешал мне ощущать жизнь во всех красках;
  • Я была себе неинтересна: у меня не было настоящей страсти к чему-либо;
  • Я не доверяла своим чувствам и не была уверена в своих силах;
  • Я переживала настоящий кризис в семье, не находя в себе ресурсов на близких.

Мне помогли встречи с моими духовными учителями и их наставничество, увлечение Аюрведой и восточной психологией. Кардинальная смена профессионального пути и нелёгкий опыт в личных отношениях. Воспитание чувств и взросление моей внутренней женщины происходило благодаря постижению истин сакральной женственности в школе «Женское измерение».

Ощущение себя «здесь и сейчас» мне до сих пор помогают поддерживать занятия танго и театральная студия.

На своих тренингах по психологии Творчества я делюсь своими открытиями о том, как:

  • Пополнять свой собственный внутренний запас творческой энергии;
  • Доверять своим чувствам, преодолеть собственные ограничения;
  • Ощущать жизнь во всех красках, радость — в каждом дне;
  • Находить больше пространства для себя и своих интересов;
  • Налаживать контакт с окружающим миром, притягивать в жизнь интересных тебе людей;
  • Формировать свою собственную реальность с помощью своих истинных желаний;
  • Почувствовать себя нужной в этом мире, найти занятие по душе.

Я приглашаю тебя, волшебница, начать это путешествие к твоему собственному источнику жизнетворчества, так как знаю, что это единственный для женщины ресурс неиссякаемого счастья, главный нерв её жизни.

Я искренне желаю твоему творчеству свершиться!

Источник: https://SmartAfisha.ru/msk/trainer/anastasiya-rodina

Путь к богатству

Екатерина Родина

Дата:Май 13, 2018

Категория:

Деньги есть у всех людей. Просто одни умеют сделать так, чтоб их становилось все больше, а другие вечно блокирует размножение. Благополучный человек уверен в себе и завтрашнем дне, поэтому расслаблен. Уверенность подкреплена кругленькой суммой на счету. При умелых вложениях эти деньги приумножаются. Внутри азарт, а сколько в итоге я выиграю? ⠀ У таких людей работают комплексные […]

Читайте также:  Лабильность - психология

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Май 06, 2018

Категория:

Вот формула вашего благосостояния: мои знания + ваше упорство в применении их в жизни! Представьте картину маслом. Живет на свете девушка. Работает. И даже работа ее ей нравится. И само занятие, и место, и даже начальство с коллегами. Все хо-ро-шо. Но чувствует эта девушка, что чтобы она не делала, уперлась в доходах и все тут. Она […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Март 22, 2018

Категория:

Запомните, что ближний круг людей определяет сознание. А сознание влияет на бОльший доход. По мере своего развития и роста дохода, я стала ощущать, что мне не хватает общения среди богатых, успешных. Тех, кто так же, как и я стремиться вложить в наш мир частичку радости и счастья. Тех, кто устремлен, целенаправлен. Помните, короля играет свита, […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Февраль 26, 2018

Категория:

  Меня вдохновило. Делюсь с вами. Два ангела, женщина, бегущая на работу, крутая лестница. — Толкай, толкай, говорю! — Лестница такая крутая, насмерть разобьется ведь! — Я подстрахую, только ногу сломает! — Кошмар, ей же на работу, она уже три дня подряд опаздывает! — Да, а теперь она еще и на больничном три недели минимум […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Февраль 25, 2018

Категория:

Май 1995 года. Мне — 12 лет. Я с папой и сестрой раскидываю навоз по картофельному полю, чтобы осенью собрать хороший урожай. Сжимаю челюсти от обиды. Подружки гуляют, а мне нельзя. Тащу очередную порцию г…на и мечтаю, как вырасту, сбегу в город и всю тяжелую физическую работу будут делать за меня другие. На продукты всегда […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Январь 31, 2018

Категория:

Почему богатые богатые, а бедные бедные? Вы не задумывались? А я проанализировала. Только доказанные отличия первых от вторых. Собрала для вас факты, которые помогут каждой посмотреть на свою жизнь, взвесить всё, оценить. Они помогут проложить дорогу к стране Изобилия, где живёт богатство, радость и успех. Эти факты для того, чтобы задуматься, а ни в коем […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Январь 30, 2018

Категория:

Детей накормила-напоила, мужу угодила, маме позвонила, подругу утешила, начальника выслушала, все дела дома и вне сделала. А себе любимой время осталось? “Какое там время на себя, когда и присесть на минутку за день не могу”, “Некогда глаз от монитора оторвать, а ты тут о времени для себя” — так и слышу ваши отговорки. Да, именно […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Январь 29, 2018

Категория:

Деньги водились, дела спорились, а потом раз — и пошли потери денег. Кажется, это не остановить… Что и где пошло не так, вы не знаете, зато до мозга костей чувствуете, что деньги уходят. Вы можете уже работать сверхурочно или на двух-трех работах, дабы тащить лямку долга вместе с мужем. В дружбе с деньгами действуют четыре […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Январь 29, 2018

Категория:

  Девочки, для начала вспомните с какой мыслью вы сегодня проснулись? А с какой мыслью вчера плюхнулись на диван, когда закончили все дела по дому? Были ли думы: как же меня все достало. Выходной пролетел, а я и не отдохнула? А дальше хотелось уткнуться в уютное родное плечо, услышать слова поддержки. Подумайте, сколько раз за […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Екатерина Родина

Дата:Январь 24, 2018

Категория:

Чем накормить мозг, чтобы в нём созрели клетки изобилия и благополучия? Мы каждый день кормим своё тело — белки, жиры, углеводы. Кое-кто старательно регулирует этот баланс, а кто-то просто закидывает в себя продукты, не задумываясь о КБЖУ. Но далеко не каждый регулярно кормит свой мозг. Чем? Полезной и нужной информацией. Вернее мы его заселяем большим […]

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

Источник: http://rodinablag.ru/

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

4 9963 22 Марта 2013 в 23:56

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить — подарили, на парад сходить — сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Для понимания явления первый шаг — это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране — это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание — это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства.

Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением.

На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова — с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств — понятие патриотизма наполняется новым содержанием.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание — это составная часть школьного и семейного воспитания.

Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду.

В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание — это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова — «Самодержавие. Православие. Народность» — воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

  • Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)
  • А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)
  • Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию — хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни.

Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм — это свойство, присущее людям, которые обладают анальным вектором. Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором.

Анальные люди, развитые в своих свойствах, — это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества — гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого — нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу.

В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги.

Читайте также:  Эготизм - психология

В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов.

После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме — любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных обид анального вектора, не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/patrioticheskoe-vospitanie

Понятие родина в русской песне xx века

Понятие родина в русской песне xx века

Е. А. Мукосеева

ПОНЯТИЕ РОДИНА В РУССКОЙ ПЕСНЕ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель — кандидат филологических наук, доцент М. А. Шахматова

В статье речь идет о понятии Родина в песнях первой половины XX в., отражении в них русской истории и традиций, представлены лексические единицы, репрезентирующие понятие Родина в песнях периодов Гражданской войны, 1920-1930-х гг. и Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: понятие Родина, песенное творчество, массовая песня, Родина-мать, Русь, земля, власть.

230

E. Mukoseyeva

NATIVE LAND NOTION IN RUSSIAN SONGS OF THE 20th CENTURY

The paper deals with the notion «Native Land» in songs of the first half of the 20th century and with the reflection of the Russian history and traditions in these songs. Lexical units representing the native land notion in the songs of three periods (the civil war, the 1920—1930s and the Great Patriotic War) are considered.

Key words: «Native Land» notion, song creation, popular song, motherland, Rus, land, power.

Понятие Родина занимает особое место в русской культуре и, обладая культурно-нравственным содержанием, отражает ее духовные ценности. В данной статье понятие Родина рассматривается в песнях Белого и Красного движения периода Гражданской войны, в советских песнях 1920-х и 1930-х гг., а также в песнях Великой Отечественной войны.

Песня, которая, по определению исследователя советской песни А. Сохора, является «синтетическим жанром, объединяющим в себе музыку и поэзию» [2, с. 4], неразрывно связана с культурой и историей народа, политическими событиями страны, ее традициями, что подчеркивается многими исследователями. Так, В.

Тяжельникова полагает, что благодаря той роли, которую советские песни играли в политической жизни, «какие архетипы массового сознания они вобрали в себя и, наоборот, как они влияли на формирование новой советской идентичности», они должны занимать одну из первых строк в рейтинге исторических источников эпохи [3, с. 174].

Связь песни с народом и ее особое значение звучат в словах русского композитора А. Пахмутовой: «Песня всегда была на переднем крае нашей жизни. В самые тяжелые дни всенародных испытаний, в суровые дни войны песня яростная и победная, песня задушевная, лирическая всегда была рядом с народом» [1].

При исследовании понятия Родина в песнях мы оказываемся на пересечении нескольких наук: лингвострановедения и лингвокуль-турологии, истории, социологии, политологии, лингвистики и музыковедения.

Остановимся на характерных чертах песен указанных выше периодов.

Особый интерес для нашего исследования представляет функционирование понятия Ро-

дина в песнях Гражданской войны: с одной стороны, Родина для Красного и Белого движения одна и та же — Россия, с другой — ее понимание и восприятие оказываются взаимопротивореча-щими и определяются разными критериями как политическими, так и историческими. Если песни Белых — это произведения, основывающиеся на историческом и культурном наследии, отразившие в себе ценности ушедшей России, то в песнях Красных главной идеей является призыв к уничтожению старого строя и строительству новой Родины.

Родина в произведениях Красных понимается как всемирная родина, единая для всего трудового народа, «пролетариев мира».

Одним из ключевых значений понятия Родина в произведениях Красного движения является власть: власть пролетариев, трудового народа, «власть рабочих и крестьян», «власть Советов»: «Смело мы в бой пойдем/За власть Советов/И, как один, умрем/В борьбе за это!» («Смело мы в бой пойдем»).

Родина — это политическое устройство — «Совет Народных Комиссаров», «Коммуна», понятие, ассоциативно связанное с Парижской Коммуной. В песнях Коммуна является политическим режимом и символом интернациональной родины: «Славен красный наш род, / Жив свободный народ, / Все идут под знамена Коммуны» («Песня коммуны»).

Исследованный нами материал этого периода показывает, что традиционное чувство патриотизма возникает в песнях по отношению к Родине будущего, интернациональной Родине всего трудового народа.

Анализ корпуса текстов песен Красного движения может быть представлен схематически следующим образом (см. диаграмму 1).

В произведениях Белого движения компонентами понятия Родина являются историче-

ское прошлое, культурное наследие, религия (русская вера, православие), русское государство, русская империя, держава, русская земля, русский народ. Белые защищают Русь Святую и Отчизну, т. е. то понимание Родины, которое создавалось веками, то, что составляет самобытность России: «Смело — вперед, за Отчизну Святую, / Дружно, как братья, пойдем!» («Смело — вперед, за Отчизну Святую»).

Родина в песнях Белых — это в первую очередь Русь, понятие, наполненное историческими и фольклорными коннотациями. Родина является достоянием, наследием прошлого и понимается Белыми как земля предков, за которую они готовы пролить кровь. Здесь же появляется восприятие земли как матери, возникают отношения мать — сыновья.

Компоненты, входящие в состав понятия Родина, можно представить графически (см. диаграмму 2).

В песнях 1920-х гг. для восприятия Родины основополагающими являются не географические границы, а границы классовые. Родина — это «семья мировая», в которую входят «мы», т. е. «пионеры, дети рабочих», «коммунары молодые», «коммунисты молодые», «пролетарии», «гвардия рабочих и крестьян»: «Мы — молодая гвардия / Рабочих и крестьян» («Молодая гвардия»).

Родина — новая страна, государство, которое строится, новый политический строй и надежда на построение коммуны мира.

Традиционное понятие родины тускнеет, так как, во-первых, родина и патриотизм противоречат интернационализму (ключевому понятию того времени); во-вторых, призывы строить коммуну мира не сочетались с понятием родина, которое в своем определении содержит территориальные ограничения, а патриотизм, связанный со Святой Русью, религией и ценностями монархического строя, был не актуален, так же как и патриотизм земельно-территориальный.

Анализ песенного творчества 1920-х гг. позволяет нам выделить следующие компоненты, входящие в понятие Родина (см. диаграмму 3).

Наиболее изученными на данный момент представляются песни 1930-х гг. Песенное творчество становится главным помощником Совет-

ского государства — идеи, выраженные здесь, были понятны и доступны массовому слушателю, а мелодия помогала их восприятию и запоминанию. Безусловно, особую роль играет и хоровое исполнение, которое является одним из элементов массовой культуры того времени. Это исполненение можно назвать ритуальным, ведь оно является символом духовного единения, знаком принадлежности к сообществу.

Слово Родина появляется во многих песнях 1930-х гг.: «Как невесту родину мы любим, Бережем как ласковую мать» («Песня о Родине»); «Ясын великой Родины» («Моя страна»); «У высоких берегов Амура / Часовые Родины стоят» («Три танкиста»).

В период 1930-х гг. впервые в советской песне появляется лексическая единица «земля», «родная земля», отражающая понятие Родина: «Пусть он землю бережет родную, / А любовь Катюша сбережет» («Катюша»).

Слово Родина обозначает Родину большую, упоминания о Родине малой в произведениях этих лет мы не находим. Родина предстает перед нами как «необъятная», «необозримая», «огромная», а страна советская как «широкая», «большая».

Приведенная ниже схема демонстрирует ассоциативное поле понятий, репрезентирующих слово Родина в 1930-е гг. (см. диаграмму 4).

Исследование песен времен Великой Отечественной войны показывает, что с ее началом, когда было необходимо объединить людей для защиты родного и личного — Родины большой и Родины малой, — понятие Родина актуализируется и получает особый статус.

Мотив защиты Родины выходит на первое место. Мы видим, что на войну идут и за что-то личное, родное и сокровенное: «за родной огонек», «за землю милую», «за карие очи». В песнях образ Родины часто предстает как образ родного города, деревни, края.

Родина в песнях Великой Отечественной войны — это Родина деревенская, образ которой очерчивают картины русской природы. Россия ассоциируется с землей, березками, полями и «кудрявыми лесами»: «Ой, туманы мои, растуманы, / Ой, родные леса и луга!» («Ой туманы мои, растуманы»).

Диаграмма 1

Родина в песнях Красного движения

Диаграмма 2

Родина в песнях Белых

Родина в советских песнях 1920-х гг.

Диаграмма 3

Родина в советских песнях 1930-х гг.

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Родина в песнях Великой Отечественной войны

В военные годы песни строятся на противопоставлении мира и войны, жизни и смерти. Прослеживается особая задушевность лирики, в которой патриотизм сливается с интимными чувствами героя. Прославление Родины, храк-терное для песен 1930-х гг.

, теперь уступает место либо ностальгическому воспоминаниям о красоте родины, либо желанию защитить ее красоту и бесценность: «Мы ведем войну священную, / Мы несем страду военную / За красу твою нетленную, / За сокровища твои» («Россия»).

Лексико-семантические компоненты, входящие в состав понятия Родина, можно представить в следующей схеме (см. диаграмму 5).

Исследование песенного творчества XX в. показывает не только эволюцию понятия Родина, но и позволяет заглянуть в прошлое, увидеть сквозь тексты песен людей, их отношение к своей стране.

В песенном творчестве Родина представлена широко и разнообразно, в частности в зависимости от исторического периода, авторской позиции и ассоциаций адресата, а также от жанровой направленности песенного искусства.

В русских и советских песнях, как подтверждает наш материал, отражена история народа, особенности его традиций и менталитета. Песни, являясь источником богатой

лингвокультурологической информации, позволяют иностранным студентам не просто развивать языковые и речевые навыки, но и расширять свои знания о культуре и истории, об изменениях, происходивших в стране в первой половине XX в., о восприя-

тии этих событий народом и о сегодняшней России.

Исследование понятия Родина в песнях и анализ его функционирования в разные периоды жизни России дает право считать его концептуальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пахмутова А. Н. Доклад на пленуме правления Союза композиторов СССР, посвященном советской песне. Киев, 1975. URL: http://www.pakhmutova.ru/songs/rep1975.shtml

2. Сохор АА. Русская советская песня. Л.: Сов. композитор, 1959.

3. Тяжельникова В. С. Советская песня и формирование новой идентичности // Отечественная история. 2000. № 1.

Источник: https://psibook.com/literatura/ponyatie-rodina-v-russkoy-pesne-xx-veka.html

С чего начинается родина?

Гражданами неба называли себя христиане языческой Римской империи, когда Церковь была гонима патриотами Рима. Сегодня в России патриотизм по-прежнему нередко противопоставляется христианству, хотя Церковь и государство не враждуют.

В каких случаях патриотизм противоречит христианству, а когда дополняет его, размышляют иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, и протоиерей Дионисий ПОЗДНЯЕВ, представитель ОВЦС МП в Китае, иерей Димитрий ПАШКОВ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе .

Уранополитизм (от греч. Uranos — небо, polis — город) — введенное о. Даниилом Сысоевым понятие, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству. Уранополитизм главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе.

Патриотизм (отгреч. Πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации (Словарь Брокгауза и Ефрона).

Протоиерей Дионисий ПОЗДНЯЕВ: «Русский патриотизм помешал распространению Православия в Китае»

— Думаю, важнейшее чувство христианина, определяющее его отношение к тому месту, где он живет, — ответственность. Христианин должен быть ответствен за воцерковление мира вокруг себя, что, конечно, невозможно без творческой любви к месту, где Господь определил жить.

Читайте также:  Множественность я - психология

В том случае, если место, с которым связан родовыми узами, находится в области греха, действия сил зла — конечно, нужно об этом месте молиться.<\p>

Нигде в Священном Писании Нового Завета не говорится о любви к родине.

Новый Завет как раз преодолевает разделенность по роду, говоря о новом роде — роде и народе христиан. Потому, например, и ностальгия — род греховного состояния уныния, рождающегося из самолюбия.

В любом месте, в любой ситуации рядом с нами есть мир и люди, которые нуждаются в нашей помощи. Нигде у святых отцов не говорится о том, чтобы это чувство было бы благодатным.

Уранополитизм не отвергает патриотизм, но находит ему подобающее место в системе ценностей. Ценностная разница между патриотизмом и уранополитизмом подобна разнице между крайними проявлениями этих концепций: героизмом и святостью.

Патриотизм может стать и богоборческим — стоит вспомнить, что именно патриотизм израильского народа и его единство в этом вопросе привели к согласию о распятии Спасителя.

Если народ в своем патриотизме высшими ценностями полагает силу, власть, могущество — но не ищет совершенства, веры и Самого Бога — это путь погибельный.

Высокий патриотизм русских, живших в Китае в 1930-1950-е годы, стал препятствием к распространению Православия среди китайского народа.

Русские в Китае избрали путь сохранения своей национальной идентичности — и Православие в Китае стало ассоциироваться с Россией, и это во многом послужило препятствием к тому, чтобы развивалось Православие на собственно китайской почве.

Сегодня в Харбине в православный храм не пускают китайцев потому, что они — не русские. Это, конечно, девиация — но не на пустом месте она возникла.

Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ: «Небесное гражданство в смысле “на этой земле я никому не должен” — это безответственность»

— В Евангелии есть много мест, которые «нормального» человека шокируют. Например, «кто… не возненавидит отца своего и матери… тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26). Получается, я должен возненавидеть своих родственников? А как же «Бог есть любовь» (1 Ин.

4: 8)? Но эти сверхъестественные требования Евангелия обращены к тем людям, которые как раз любить умеют! Для которых семья, почитание родителей, любовь к детям являются высшими ценностями — например, в традиционной семье на Востоке. И вот здесь эти категоричные слова Христа становятся понятны.

Он говорит о том, что, если тебе вдруг придется ради Него выбирать, семья или Он, — ты должен выбрать Его. В этом и состоит жертва любящих Бога. То же самое относится к любви к родине.

Если слова «мое отечество на небесах» понимаются в смысле «и потому здесь, на этой земле, я никому нечего не должен», они становятся подменой, оправданием пустоты там, где естественное чувство к родине, родным могло бы стать ответственностью за них. Конечно, здесь есть опасность.

Наши естественные чувства имеют тенденцию абсолютизироваться, и любовь к детям, к родителям, к жене, к Родине может занять неподобающее место. Высшим смыслом жизни христианина не может быть служение родине. Но служение родине органично вписывается в иерархию ценностей и смыслов.

Более того, именно тогда ценность любви и служение Родине приобретают настоящий смысл, когда они занимают подобающее им место. Патриотизм — это естественное чувство, которое присуще всем народам. Его можно сравнить с чувством к противоположному полу. Важно это чувство направить в правильное русло, но вообще-то оно нормальное, Богом вложенное. Но бывает и так, что человек отказывается от нормальных, естественных чувств ради более высоких, как, например, монахи отказываются от брачной жизни, посвящая себя полностью Богу. Но не все же призваны к монашеству! Так надо ли быть святее папы Римского в отдельно взятом вопросе патриотизма?

Патриотизм — непременная идеология любого государства, точно так же как любовь к родителям — есть идеология любого ребенка, любовь к жене — есть идеология любого мужа. Но на первом месте должна быть любовь и служение Богу. А если служение отечеству входит в противоречие со служением Богу, истинный христианин выбирает истинное отечество.

Самые важные отношения — союз Бога и человека — в Священном Писании даны через образы родственных отношений: отца и сына, жениха и невесты.

Разве было бы так, если бы любовь к родным Бог считал не важной? Можно ли, не любя своих родных, возлюбить врагов, не научившись любить земное отечество, возлюбить небесное? Дай Бог, чтобы все это органично соединялось, потому что это счастье, когда все это не входит в противоречие.

А когда входит, то человек ставится в условия жесткого выбора. И это настоящая трагедия, когда человек должен выбирать, когда он должен мучиться.

Опыт земной, человеческой любви, привязанности крайне важен. Но иногда эта любовь может быть нарушена, как может быть нарушена любовь к родителям. Сам человек может быть и не виноват. Например, это происходит, когда его не принимают — во дворе, в школе, и в результате психологических травм естественные чувства оказываются повреждены.

Можно сильно обидеться и на свою страну, уехать, стать эмигрантом, что не раз случалось в русской истории. Но и в этом проявляется промысел Божий об этом человеке и о его родине.

Но если для человека это происходит легко, то, как правило, это говорит о том, что либо он вообще не способен на глубокие чувства (в чем он может быть не виноват), либо его легкость только кажущаяся или временная.

Есть потрясающий пример подлинно христианского отношения к патриотизму — это пример равноапостольного Николая Японского. Во время Русско-японской войны 1905 года все русские были высланы из Японии, разрешили остаться только православному миссионеру архиепископу Николаю (Касаткину). Он пользовался таким уважением среди японского народа, что был вне всяких подозрений.

Почему? Достаточен только один пример, хотя его предваряет многолетняя мудрая и многоскорбная жизнь святителя в Японии и до войны. Святитель Николай благословил японцев молиться за победу своего императора. А сам уклонился от общественных богослужений, поскольку, как русский человек, не мог молиться о победе страны, воевавшей с его родиной.

Святитель Николай келейно молился о победе в этой войне России. В письме японским христианам он писал: «Кому придется идти в сражение, не щадя своей жизни — сражайтесь, но не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчинам». Он остался патриотом своей страны, будучи миссионером и апостолом христианства в другой стране.

И так он учил их патриотизму, а не космополитизму, оставаясь сам и патриотом, и христианином.

Иерей Димитрий ПАШКОВ: Племя, государство и Церковь

Этнофилетизм, или просто филетизм (от греч. phylē – племя) – ересь, выявленная и осужденная на Константинопольском Соборе 1872 г.

К середине XIX века желание болгар создать свою национальную церковь, освободившись от власти Вселенского Патриарха, в юрисдикции которого они находились, стало настолько сильным, что заставило их не только пренебречь церковными канонам (см. правила VI Всел. Собора 34; Двукр.

15), но прибегнуть за помощью в борьбе за эмансипацию к власти турецкого султана. Положение усугублялось тем, что болгары стремились создать свою церковь повсюду, где  они проживали, в том числе в местах со смешанным населением.

Так, болгарский экзарх до начала первой Мировой войны резидировал в Константинополе; своих епископов болгары завели в Адрианополе, Скопье, Охриде, и других городах. Это делалось также вразрез с церковным правопорядком, запрещающим создание параллельных церковных структур (I Всел.

Соб. пр. 8: «да не будет двух епископов во граде»).

Константинопольский Патриархат тщетно пытался удержать в своей законной юрисдикции болгар, охваченных стремлением обособиться в отношении церковного, а значит, и гражданского управления (в Османской Империи, как известно, отдельная народность не признавалась без существования самостоятельной церкви).

Эта цель казалась болгарам настолько великой и важной, что ради нее болгарские епископы, заручившись поддержкой султана, не убоялись порвать узы церковного общения со всеми «восточными» Патриархами, и самовольно провозгласили весной 1872 года автокефалию.

Национальные интересы болгары решили поставить выше общецерковных, и в дальнейшем не желали уже поступиться первыми во имя последних, признав власть над собою Вселенского Патриарха незаконной.

Главы Восточных Патриархатов, а также архиепископ Кипра и представители Элладской Церкви немедленно составили в Константинополе Собор, на котором осудили и отлучили от Церкви болгарских епископов, расценив подобного рода национальную борьбу, направленную на деле против церковного единства, как ересь «филетизма»: «Приемлющих филетизм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви или, что то же, раскольниками».

Русское правительство и общественность всей душой солидаризировались с болгарами. Пожалуй, лишь неподдатливый славянофильскому доктринерству К.Н.

Леонтьев, лично (в должности консула в Турции) наблюдавший за греко-болгарской распрей, выступал с резкой критикой русского «болгаробесия», прозревая истинные мотивы балканского автокефализма: «Какой страх Божий в православной нации, которая начинает свою новую историю борьбой противу Вселенского Патриарха и против принципа епископской власти, – нации, которую свои демагоги лет 20 подряд учили не слушаться архиереев, изгонять их, оскорблять, не платить имъ денег? Поэтому-то и болгарское национальное движение противу Патриарха и канонов для России опаснее и вреднее всего остального на свете; это самый злокачественный припадок проклятой либерально-прогрессивной (т. е. космополитической) заразы!». Леонтьев не преувеличивал: борьба болгар с епископами греческой культуры была наглой и беспощадной: препятствовали совершать Таинства, устраивали антигреческие демонстрации в церквях, вероломно проникали в архиерейские покои; в Прилепе один «народный» учитель запер Витольского митрополита Венедикта на несколько часов в уборной, на всеобщую потеху горожан.

Впрочем, и свт. Филарет Московский не менее  сурово, чем Леонтьев, судил о болгарах незадолго до катастрофы 1872 г.

: «Просить у Порты самим учредить свою народную независимую иерархию, это показывает, что болгары, хотя уже довольно имели времени обдумать свое дело, но все еще имеют упрямое желание, а понятия не приобрели.

Учредить новую независимую иерархию можно только с благословения законно существующей иерархии».

Но эти  голоса остались одинокими. Тщетно Константинопольский Патриарх дважды (в 1868 и 1870 годах) призывал русский Святейший Синод поддержать идею Всеправославного Собора, на котором греки надеялись обсудить создавшееся положение.

Из Петербурга приходили ответы наставительного характера: «Его Святейшество призывается самым своим пастырским долгом удовлетворить, по возможности, этим (болгар – Д.П.) желаниям во имя Христианской правды и любви, для мира и блага своей духовной паствы, и чем больше удовлетворить, тем лучше».

Особенно пикантно для нашего времени звучит следующая мысль членов Св. Синода: «Если бы Болгары составляли отдельное государство, как составляют Русские и жители Греции, тогда существование самостоятельной Болгарской церкви было бы и естественно, и безопасно» (из Послания Патриарху Григорию от 1868 г.).

Получается, что для безусловного признания болгарской правоты требовалась лишь их политическая независимость от Порты… Русская Церковь не могла признать правоту болгар безусловно, – это противоречило бы церковному правопорядку, но как видим, косвенно вступалась за них перед Вселенской Патриархией самым энергичным образом. Чуть позднее митр.

Макарий (Булгаков) в своей специальной статье с каноническим анализом случившейся трагедии, сделал следующий вывод: «Мы можем, мы должны признавать и болгар, как и греков, несмотря на совершившийся между ними разрыв, равно нашими братьями по вере и православию» (курсив мой – Д.П.).

Из этого будет справедливым заключить, что Русская Церковь, формально избрав в тот момент позицию стороннего наблюдателя, фактически не признала ни справедливости постановления Константинопольского Собора, ни действительности проблемы этнофилетизма…

На настоящий  момент, Греческая Церковь, как можно  судить по самым свежим сведениям, остается верной своим постановлениям 1872 года.

Так, на Совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле в октябре минувшего года, Патрирах Варфоломей заявил: «В новейшее время и под воздействием светского влияния в систему автокефалии проник дух этнофилетизма или, что еще хуже, этатизма.

Таким образом, основой автокефалии уже является светское государство, пределы которого, как известно, не остаются стабильными, но зависят от исторической конъюнктуры… мы призываемся содействовать любыми путями единству Православной Церкви, преодолевая всякого рода местническое или этнофилетическое искушение».

См. также: Иерей Даниил Сысоев “Бегите в Небо!”

Источник: http://www.pravmir.ru/s-chego-nachinaetsya-rodina/

Ссылка на основную публикацию