Коммунарское движение — психология

«Коммунарство» как педагогический феномен

Коммунарское движение - психология

УДК 37.018.7:329.78

ПОЛИЩУК Анна Владимировна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

«КОММУНАРСТВО» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Представленная статья раскрывает историю развития и сущность явления «коммунарства» как педагогического феномена, актуализирует принципы и идеи коммунарской системы воспитания с точки зрения их воспитательного потенциала в современных условиях.

Воспитательная система, коллективное воспитание, коммунарская методика, коммунарское движение, коммунарская система воспитания, коллективное творческое дело

Особым периодом развития педагогической мысли и становления новой практики воспитания явился XX век.

Советское воспитание с четко выраженными идеологическими установками, ориентированное на гармоническое развитие личности, обретало многообразные формы практического воплощения: от первых единых трудовых школ, детских колоний-коммун, пионерских отрядов, школьных комсомольских организаций до появления различных типов школ, различных воспитательных систем, возникновения коммунарского движения, как поиска возможности преодолеть негативные явления в жизни детских и молодежных общественных объединений послевоенного периода.

Глубокий социально-экономический и политический кризис начала 90-х годов ХХ века, который привел к развалу СССР, к исчезновению комсомольской и пионерской организаций, в школах, породил новые проблемы в практической деятельности школы и необходимость усиления теоретической разработки проблем воспитания и образования.

С.А. Коваль дает такую характеристику обозначенному периоду: «Рубеж 80-90-х оказался не просто перестроечным, а нередко отрицающим тот положительный опыт, что имела советская школа, советская система образования, общественные институты воспитания… Самороспуск комсомола и прекращение деятельности пионерских организаций создали вакуум, который долгое время ничем не был восполнен»1.

Однако уже в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было указано, что воспитание есть «первостепенный приоритет в образовании», оно должно «стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития …»2.

В решении воспитательных задач сегодняшняя педагогическая практика может опираться не только на те рекомендации, что дает педагогическая наука, особенно в области современных воспитательных технологий, но и на опыт прошлого, учитывая, безусловно, те изменения, что произошли в идеологической направ-

ленности, в политической и социально-экономической ситуации.

Мы разделяем утверждение Н.В.

Бордов-ской в работе «Диалектика педагогического исследования», что «проблемы уточнения сущности, содержания и места воспитания среди других категорий педагогики и сегодня актуальны, поскольку смена приоритетов в образовании требует уточнения смыслового наполнения этого понятия и ретроспективного анализа существующих подходов в отечественной культуре и педагогической науке».3

Если обратиться к прошлому педагогическому наследию, то мы убедимся, что ранее уже существовали методики, которые способствовали обретению школьниками личностного и общественного нравственного опыта, становлению жизненного социального самоопределения. Вот почему мы полагаем, что на такое явление советской педагогической практики и теории, как коммунарство, в начале XXI века есть все основания посмотреть как на педагогический феномен.

Коммунарская методика, методика коллективного воспитания, методика коллективного творческого дела, «орлятская» методика, понятия, введенные в практику 50-60-х годов ХХ века Игорем Петровичем Ивановым и его сподвижниками и последователями, нашли свое реальное воплощение в коммунарском движении, или коммунарстве.

Это была методика, которая зарекомендовала себя в таких объединениях 50-60-х годов прошлого века, как КЮФ — знаменитая Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде, КИМ — Коммуна имени Макаренко, организованная в ЛГПИ имени А.И.

Герцена, тульский отряд «Искатель», дружины юных культармейцев (ДЮК), многопрофильный городской клуб «Орион» при Доме культуры г. Щелково Московской области.

Комму-нарская методика использовалась во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок», в работе Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара и др.

Попытаемся осмыслить этот педагогический феномен, заглянув в историю его становления и развития.

Коммунарство, появившееся на границе 50-60-х годов, являлось закономерным педагогическим явлением, знаменующим ситуацию «оттепели». Оно возникло на определенной идеологической, социокультурной, общественно педагогической, ценностной базах, свойственных этому времени, когда возникла необходимость перестройки в деятельности пионерских и комсомольских организаций.

Начиная с 1963 года о жизни коммунаров стали публиковаться статьи в центральных (журнал «Комсомольская жизнь», страница для старшеклассников «Алый парус» в «Комсомолке»), а также в областных периодических печатных изданиях (газетах «Правда Севера», «Северный комсомолец»). Клуб юных коммунаров, созданный при газете «Комсомольская правда» журналистом С.Л. Соловейчиком, к середине 60-х гг. имел десятки крупных и сотни мелких «секций» в разных городах страны.

В 1961 году, в период широкого распространения коммунарского движения, в Архангельске был создан городской штаб школьников (АГТТТТТТ). В отличие от большинства подобных объединений, которые просуществовали несколько лет, может быть, одно-два десятилетия, Архангельский городской штаб школьников имеет уже более чем сорокапятилетнюю историю и продолжает функционировать и сегодня.

По мнению В.И. Максаковой, АГТТТТТТ «представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа…

Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально-педагогическим явлением».4

В 2001 году к 40-летию штаба департаментом образования Архангельской области, Поморским государственным университетом и Архангельским городским штабом школьников была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегод-

ня, завтра». По итогам конференции был издан сборник научных трудов, в котором представлены статьи таких известных ученых, как В.А Караков-ский, В.И. Максакова, Н.П. Царёва и др. Подробный анализ деятельности штаба будет представлен в следующих наших статьях.

Мы считаем, что сегодня, в условиях 2000-х годов, недальновидно объявлять коммунарство историей, давно прошедшим периодом в деятельности комсомольской и пионерской организаций.

Обращение к этому наследию обогащает каждого собственным восприятием и собственным отношением, формирует личностное отношение к коммунарской методике, дает представление об истории развития и становления ком-мунарского движения, помогает понять, что же это за феномен — «коммунарство».

Сам термин «коммунарское движение» впервые появился в печати в 1963 году в статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной журналом «Комсомольская жизнь». По поводу того, что принято называть «коммунар-ским движением», существует несколько опубликованных версий.

Они весьма различны, так как их авторы рассматривают это явление с разных позиций. В частности, РВ.

Соколов пишет, что «для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с самого начала и до сих пор участники движения подвергались разного рода подозрениям, нападкам и даже, порой, преследованиям).

Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлялся целесообразным, т.к., по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую приверженность опыту макаренковской коммуны… Есть основание полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе даже не опыт А.С. Макаренко, а опыт С.Т Шацкого. 5

Действительно, идеи С.Т. Шацкого — это дальняя предыстория «коммунарства», а также в более поздний период опыт «пионерского движения», деятельность коммуны А.С. Макаренко, «тимуровского движения».

С конца 50-х годов понятие «коммунар» стало употребляться в педагогическом смысле -в широком и узком: в широком смысле «комму-

нар» — это член так называемого «коммунарско-го коллектива», в узком смысле «коммунар» -это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам «коммунарского коллектива».6

О.С.

Газман в «Российской педагогической энциклопедии» дает определение «коммунарс-кой методики» — «это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Основная цель и результат применения коммунарской методики — раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению».7

Одна из учениц и активных исследователей идей И.П. Иванова И.Д. Аванесян указывает, что «… в условиях жесткой, регламентированной общественной и педагогической системы И.П.

Иванов разрабатывает методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отношений.

Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности — высокой степенью свободы самореализации и ориентацией на социальное творчество»8.

Жизненный путь Игоря Петровича Иванова -это свидетельство величия педагогических идей, методической системы, разработанной им для воспитания коллектива и становления личности.

Именно эти идеи вызвали к жизни массовое движение, получившее название «коммунарского движения».

Их использование талантливыми педагогами, руководителями объединений приводило к превращению возглавляемых ими коллективов в воспитательные системы, где происходило личностное становление участников этих объединений.

Многие из них сами становились педагогами, а будучи специалистами других областей, навсегда сохраняли «коммунарский дух», ком-мунарскую дружбу, сопричастность к творческим коллективным делам.

История коммунарского движения, прошедшая несколько периодов в своем развитии, не только остается в памяти учеников, сподвижников, последователей, а что самое важное -способствует использованию элементов или всей методической системы в новых, современных условиях. Сущность коммунарского движения как педагогического явления следует изучать.

Мы полагаем, что в начале XXI века начался новый период осмысления коммунарских идей в инновационном аспекте.

Не об этом ли размышлял А.В. Мудрик еще в конце 80-х годов, когда он писал: «.суть коммунарства — самостроительство личности в процессе работы на пользу людям. В таком понимании коммунарство — явление многоликое, главным образом, социальное.

Реально оно возникло и развивалось тогда, когда появлялась активная личность с идеей, отвечающей социальному заказу и возрастным и социально-психологическим особенностям той или иной группы молодежи.

Только личность высочайшей нравственной убежденности способна воодушевить своей идеей или социально ценную идею

сделать личностно значимой. Специфика ком-мунарства в том, что в нем сливается деловая и межличностные сферы.

Многообразие форм коммунарства как социального явления убеждает в том, что единая методика организации деятельности для коммунарства не обязательна.

Методика — это инструмент, но не более того, так же как коллектив — инструмент формирования личности. Вся история коммунар-ства как социального явления свидетельствует

о том, что оно не внедряемо, но распространяемо.

Для того чтобы коммунарство возникло как объединение любого вида, нужна личность определенного типа, который всегда был дефицитным в истории, и в наше время [статья опубликована в 1988 году — А.П. ] не исключение.

Почему коммунарство распространяемо? Потому что оно природосообразно и культуросообразно. Коммунарская методика нужна нам сегодня для того, чтобы не только ее копировать, но и думать»9.

Мы разделяем эту позицию А.В. Мудрика и полагаем, что современная педагогическая действительность должна взять на вооружение этот педагогический феномен.

Примечания

1 Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Архангельск, 2001. С. 95.

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 27.

3 БордовскаяН.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001. С. 345.

4Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Архангельск, 2001. С. 28.

5Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М, 1993. С. 76.

6ИвановИ.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб, 2003. С. 302-303.

1Газман О.С. Коммунарская методика // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 457.

8Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова — путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб, 2002. С. 9.

9 Мудрик А.В. Коммунарство — социально-педагогическое явление // Современная педагогика. 1988. N° 5. С. 77.

Polischuk Anna

COMMUNE EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The present article discloses the history of development and the essence of commune education as a pedagogical phenomenon. It shows vital topicality of the commune education system principles and ideas under contemporary conditions.

Рецензент — Канарская О.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Волховского филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Читайте также:  Мистика - психология

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunarstvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen

И. П. Иванов — Коммунарское движение и коммунарская методика

И. П. Иванов - Коммунарское движение и коммунарская методика

Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

И. П. Иванов

КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Печатается по: http://www.kommunarstvo.ru

Изучая причины недостаточного развития инициативы и самостоятельности пионеров в 50-е годы, члены «Союза Энтузиастов» обратили внимание на характер работы по обучению и воспитанию выборного пионерского актива в школе и вне школы.

Эта работа строилась обычно как передача активистам готовых знаний, умений и навыков, которые они должны были усвоить, и затем, в свою очередь, передать их «рядовым» пионерам и октябрятам.

Отношения, в которых находились в этих случаях пионерские работники и активисты, а также — как следствие, активисты и остальные пионеры, представляли собой, по сути дела, еще одну разновидность системы чрезмерной опеки.

Придя к такому выводу, мы разработали — в начале 1959 года — программу новой стадии экспериментального исследования, целью которой было продолжение изучения указанных явлений и осуществление отношений творческого содружества пионеров и их старших товарищей в условиях районной школы пионерского актива, как ведущего условия развития у пионерского активиста стремления и способности «улучшать окружающую жизнь и думать о том, как это сделать» (Н. К. Крупская), быть настоящим вожатым пионеров и октябрят.

Ключевым приемом эксперимента послужило превращение школы пионерского актива Фрунзенского района в постоянно действующий сводный коллектив представителей всех школ района, пионеров и вожатых, отрядных и старших, и их руководителей.

Такой коллектив (сводная дружина) был составлен — по числу школ в районе — из 30 звеньев (от каждой школы — сводное звено в количестве 10-15 человек: председатель и члены совета дружины, член комитета ВЛКСМ, ответственный за пионерскую работу, несколько отрядных вожатых); звенья объединялись в 10 отрядов: в каждый отряд входили 3 звена — соседних школ. Старшие пионерские вожатые становились вожатыми сводных отрядов и «друзьями» своих звеньев.

Руководство Дома пионеров приняло наше предложение о проведении на весенних каникулах (вместо обычных занятий с пионерским активом — отдельно, со старшими пионерским вожатыми — отдельно) первого лагерного сбора сводной дружины — и не по готовому, составленному для нее плану мероприятий, а по методике коллективной организаторской деятельности, ранее разработанной и испытанной нами на базе лагерной и школьной пионерских дружин и включавшей как «узловые» организаторские дела (конкурс на лучшее предложение по плану, разведка дел и друзей, общий сбор — высший орган жизни коллектива, «смотр дружбы»), так и средства повседневной коллективной организаторской деятельности, текущего планирования в единстве с контролем и оценкой хода работы (советы дел, сменность руководителей микроколлективов, дежурное звено и др.).

В Доме пионеров состоялись сборы-встречи сводных отрядов, на которых приходило взаимное знакомство, выбирались вожатые звеньев и помощники вожатого отряда, сообща придумывались названия отряда и сводной дружины на ее первом лагерном сборе (в течение шести дней весенних каникул) и давался старт «разведке дел и друзей».

Из 30 школ Фрунзенского района только в трех — 317-й, 321-й, 316-й, где работали члены СЭНа Л. Г. Борисова, И. А. Новогрудская и И. В.

 Лаврова, отрядные вожатые и члены совета дружины были знакомы с системой коллективной организаторской деятельности и использовали ее на практике, остальные старшие пионерские вожатые знали об этой системе только по нашим докладам и рассказам, а их воспитанники, естественно, не имели о ней никакого представления.

Поэтому сборы-встречи (производившиеся Л. Г.

 Борисовой, переведенной на работу в Дом пионеров в качестве заведующей учебной частью), и, главное, то отношение уважения и требовательности к участникам этих встреч, как товарищам по общей творческой заботе об улучшении жизни пионерской организации района, которое было проявлено и в прямом обращении Л. Г. Борисовой, и в коллективном оформлении «лица» сводных отрядов, и в рассказе о возможных (но отнюдь не навязываемых) — на выбор делах на предстоящем лагерном сборе, и особенно — в практической организации действительно совместного планирования сбора (конкурс и разведка), произвело сильное впечатление на школьников и старших пионервожатых и было причиной общего интереса, который вызвала у них перспектива лагерного сбора, ставшая по настоящему радостной.

Источник: http://dedovkgu.narod.ru/bib/ivanov1.htm

Коммунарство как вызов тоталитарной системе

Previous Entry | Next Entry

uchitel_gazetaВ минувшем году исполнилось 50 лет началу коммунарского движения в стране. Уникальная возможность дать наконец-то анализ этой самой мощной из всех известных мне отечественных и зарубежных «технологий» работы с юношеством — с охватом ее эффекта теперь уже длиною в жизнь. Первым выпускникам коммун нынче за 60,но и те, кому под 50, 40, 30 и меньше, — в общей духовной связке, связаны друг с другом судьбой и постоянной работой по осмыслению себя и своей уникальной общности. Даже если друг с другом не знакомы. И вот этим-то, прожитостью и осмысленностью своего юношеского опыта, коммунарство актуально сегодня не просто как исторический опыт. Говоря современным прагматичным языком, его технологический, а главное, человеческий «капитал» — это мощнейший ресурс для нового качества духовно-нравственного воспитания современных ребят (упование на одну только церковь в этом вопросе внеисторично и бесперспективно) и для противостояния новому массированному оболваниванию юношества со стороны авторитарного государства (имею в виду проекты типа «Идущих вместе», «Молодой гвардии», «Наших»…). Научно доказано: коммунарство с самого рождения было мощнейшей в стране нетоталитарной системой в тоталитарной советской педагогике. Как такое стало возможным?Это у взрослых была «оттепель», ХХ съезд, разоблачение культа личности, «Один день Ивана Денисовича», «Моральный кодекс строителя коммунизма». Для нас же, детей и подростков 60-х, имя Хрущева ассоциировалось, скорее, с «кукурузой, царицей полей», с открывшимися повсюду кукурузными магазинами (хлопья, вкуснейший кукурузный мед, похожий на патоку…). Тот вкус меда до сих пор помнится на языке — «послевкусие»… Ну а если всерьез, то мы были промежуточными — уже не шестидесятники, но и еще не диссиденты-семидесятники (имею в виду, конечно, не все поколение, а, по крайней мере, те 20-30-40% из него, которые, по свидетельствам разных ученых, всегда, при любом политическом раскладе, несут в себе явную или латентную, скрытую, форму социальности, социальной направленности личности).Так вот принятая Программа построения коммунизма, столь значимая для многих взрослых, нам была абсолютно безразлична, как всякий газетный официоз, и вызывала в лучшем случае снисходительные насмешки по рядам парт на уроках обществоведения. А подлинной программой чего-то очень высокого и значимого стала для моих ровесников «Туманность Андромеды» Ефремова — блистательная глубокая и масштабная картина устройства будущего общества, как и в целом социальная «позитивная» фантастика и, конечно, сама по себе воцарившаяся в обществе атмосфера веры и надежды, светлых ожиданий.И наконец (а для нашего разговора, пожалуй, самое важное): меня до сих пор глубоко волнует и трогает тот факт, что кому-то в те годы оказалось до нас прямое, непосредственное дело. В конце 50-х, сразу после ХХ съезда партии, в Ленинграде собралась группа педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым с одной конкретной целью: раз заявлены новые, демократические времена «на дворе», то надобно готовить и новую, небывалую прежде программу жизни детей и подростков. Новую методику работы, новую организацию, новую педагогику… Себя они назвали СЭН: Союз энтузиастов.А спустя некоторое время, уже придумав вчерне то, что вскоре будет названо методикой коллективных творческих дел (или коллективного творчества, или коммунарством или педагогикой общей заботы), эти замечательные люди получили возможность сразу и воплотить задуманное в реальности, во Фрунзенском районном дворце пионеров и школьников Ленинграда. Так 50 лет назад родилась легендарная Фрунзенская коммуна, названная в честь коммуны Антона Семеновича Макаренко — безусловного авторитета и кумира самих сэновцев. К предыстокам этой работы относится и опыт общинной жизни детей в системе С.Т.Шацкого. Вот и их имена уже стали легендой, из них ключевые — Фаина Яковлевна Шапиро, «мама» коммуны, и Игорь Петрович Иванов — «отец-основатель»…И тут пора ввести еще одно ключевое, легендарное имя: Симон Львович Соловейчик, публицист, писатель, педагог, работавший тогда в школьном отделе «Комсомольской правды». Приехав в командировку во Фрунзенскую коммуну, он понял: этот блистательный опыт построения творческих, братских отношений имеет не локальное, а всеобщее значение, он нужен в принципе всем подросткам.Как раз только что открылся «Орленок» и, более того, в воздухе носилась идея создания вместо школьного комсомола особой подростковой организации. По всему по этому Соловейчик добился через ЦК ВЛКСМ решения откомандировать группу коммунаров и их вожатых из Ленинграда с тем, чтобы «коммунарить» «Орленок».Архивы «Комсомолки» тех лет полны рассказов изумленных журналистов школьного отдела о том, как в считанные дни «окоммунарился» весь лагерь — и вот уже сметена несокрушимая традиция вечерних танцев: ребята предпочитают собираться в круг вокруг костра на коммунарских отрядных огоньках и часами обсуждают прожитый в необычных творческих делах день, рассуждают о «вечных проблемах», о самих себе, друг о друге, об окружающей жизни… Так глубоко, открыто и искренне, что прячущиеся в сумерках за деревьями журналисты боялись выдать себя, чтобы не спугнуть этот особый высокий настрой… Мне это лично рассказывала не менее легендарная Инна Павловна Руденко, тогдашний редактор школьного отдела «КП». Ну и началось: всесоюзные сборы в «Орленке», сотни секций юных коммунаров в городах и весях по всей стране, куда возвращались ребята из «Орленка», зажигая «новой жизнью» своих ровесников, учителей, директоров школ, руководителей клубов. Многие взрослые самых разных профессий стали вести коммунарские объединения на общественных началах, а были коммуны и вовсе без взрослых — в Ульяновске, например.Уже в первые два-три года — сотни тысяч участников движения. Без всяких установок сверху. И — мощный, яркий пласт вожатых и педагогов, просто старших друзей, вставших рядом с ребятами. Харизматические личности, как сказали бы о них сейчас, — многосторонне одаренные люди и, что очень важно, с высокой, говоря научно, мотивацией и ценностной ориентацией в жизни и в общении с ребятами. Ведь коммунарство дает человеку в руки эффективную технологию работы с ребятами, но если у него за душой нет ничего святого, высокого, то и эффекта адекватного не получится — так, развлекаловка, организация досуга.

На изломе

Ну а дальше — известный сценарий конца 60-х — начала 70-х.Конечно, никакой своей организации для подростков создать не позволили, демократию свернули, само слово «коммунарство» в печати на долгие годы оказалось под запретом, пошла волна преследований и разгромов со стороны партийных органов и КГБ коммун и клубов, обвинение в сектантстве (из-за свечек на коммунарских огоньках).

Против многих ярких ребячьих лидеров были централизованно сфабрикованы грязные уголовные дела (кому-то приписали «мальчиков», кому-то «девочек», автор этой хитроумной акции до сих пор числится в органах в большом чине), люди сгинули в тюрьмах, колониях, психушках…

Таково было отношение «справа» (так тогда называли власть), но и «слева» (как именовалась тогда критически настроенная к режиму интеллигенция) звучали упреки и насмешки в насаждении идеалов коммуны и братства, что расценивалось ими как сугубо коммунистическая идеология и ее пропаганда.

Но вот парадокс: простое изъятие самого по себе термина «коммунистический» из всего массива работ Игоря Петровича Иванова ни на йоту не изменяет объективную общечеловеческую, демократическую суть разработанной им педагогической системы. Это при том, что сам Иванов, конечно же, употреблял эти термины не просто ради политеса, а вполне искренне и убежденно.

Так ведь и Сухомлинский, величайший отечественный педагог-гуманист прошлого века, тоже писал эти слова не на потребу власти — но разве это хоть сколько-то умаляет суть и значение для мировой педагогики опыта Павлышской школы? Да и громили его при жизни столь же ожесточенно, как и коммунаров.

Читайте также:  Лидерские фишки - психология

И тем не менее многие наши лидеры, безусловные авторитеты для нас, младших, в конце жизни, уже в новые времена, мучительно казнились, что, может, вправду много вреда принесли нам этими идеалами? Те же, кто когда-то под флагом вроде бы тех же идеалов громил «Орленок» именно за «антисоветское воспитание», «абстрактный гуманизм» (сохранился текст той разгромной справки комиссии ЦК ВЛКСМ 1966 года, сломавшей судьбы лидеров «Орленка» и движения в целом), демонстрируют и в наши дни завидную самосохранность, не только занимая по-прежнему устойчивые места во властной элите, но даже умудряясь приобрести почетный статус правозащитника. Но залогом жизнестойкости самих коммунаров все эти десятилетия (локальные очаги коммунарства сохранились и действуют до сих пор в школах, клубах, разновозрастных отрядах, в созданных их выпускниками новых педагогических и социальных проектах, в том числе, замечу, и в продвижении в России педагогики Штайнера, Вальдорфа, Монтессори, Френэ) была именно та изначальная человеческая цельность, настоящность наших старших друзей. А также простая человечность и естественность создаваемых вместе (в устах гонителей — «абстрактно-гуманных») законов жизни: «Наша цель — счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Каждое дело творчески — а иначе зачем?». Прожив, считай, жизнь, я и сама нынче удивляюсь, как эти юношеские, «наивные» заповеди возьми да и стань для массы уже взрослых людей внутренними законами жизни, эту жизнь выстроившими, направляющими и дающими ей свет, тепло и смысл. И это правда. Прожито, выстрадано. Для сотен и сотен тысяч (а то и миллионов, никто ведь не считал) — словом, для целой генерации людей, прошедших коммунарство.Методика, созданная для детства и юности, оказалась столь глубоко и эмоционально, духовно воспринята личностью, что «на выходе» (т. е. в молодости, зрелости, а теперь, считай, и в старости) дала удивительный феномен: некий целостный, особый коммунарский образ жизни людей. Пожизненный. (Из известных многолетних течений, движений сходный результат, пожалуй, имеет разве что движение КСП — и не случайно они с коммунарством часто пересекаются. Именно в прошлом году каэспэшники также отметили свой полувековой юбилей.)

Внутренний человек

Вкус и умение к внутренней работе, строительству внутреннего «я» человека я считаю главным достоинством этой системы жизни еще со времен наших огоньков. Наперекор массовому заблуждению и стереотипам коллективная жизнь и работа в наших общностях не нивелировала, а напротив, развивала и углубляла именно внутренний мир человека.

А ведь именно наличие богатого внутреннего мира, нравственного и духовного стержня личности — лучшая гарантия личностной стойкости, выживаемости, ничем не заменимый якорь человека в любых социальных штормах времени.

Важно и то, что в отличие от нынешней моды на всевозможные молодежно-юношеские палаты и парламенты, где ребят милостиво погружают, по сути, во взрослые скучные формы бюрократии, управленческая школа в коммунарстве совсем иная, творческая и мобильная.

На сборах, в лагерях идет ежедневная ротация начальства: весь день отрядная жизнь в руках дежурного командира, его работу всем отрядом обсуждают вечером и тут же избирают следующего дежкома.

К тому же у каждого творческого дела — своя команда организаторов (совет дела), в результате в опыте каждого подростка то и дело меняются функции управления — подчинения, что уже в самом зародыше гасит возможность «кастовости» юных властолюбцев, а также создает ситуацию прозрачности, обсуждаемости, неотчужденности всех этих летучих «властных структур».

Словом: «В коммуне нет начальства, начальство — коллектив; а кто начальство корчит, тот гнусный, подлый тип!» И вообще: «Формалист и бюрократ — самый ядовитый гад!»И честно, я просто не знаю, как без всего этого можно всерьез говорить о воспитании подлинно свободных людей, готовых жить и действовать в условиях демократии, тем самым утверждая ее, а не имитируя.

Ну не может само по себе знание прав и законов для юного человека хоть как-то заменить этот опыт!Ведь опыт — это жизнь. И эту жизнь нужно (и можно!) организовать, построить. Вместе с ребятами, на их собственном пространстве жизни и отношений. По-честному, по-настоящему. В их интересах, а не спекулируя на этих интересах в своих политических целях.

А юношеству свойственна тяга к поиску и строительству собственной, иной, другой реальности, отличной от окружающей обыденности. Если хотите, утопии.

«Инобытие» — так называет знаменитый директор 825-й московской коммунарской школы Владимир Абрамович Караковский эту некую особую реальность, которая неизбежно и волшебно возникает на коммунарских сборах, тем самым с вызовом оппонируя упрекам в отрыве от реальной жизни.

По сути, эта утопия более реальна, чем обычная реальность: чувства острее, люди человечнее, жизнь ярче, красочнее, одухотворенней. То есть эта реальность по-человечески более подлинная, более настоящая. И при этом созданная самими ребятами в реальном пространстве реальных человеческих отношений.

Этому мастерству можно научиться, оно передается не только технологиями, но главное — из рук в руки, глаза в глаза….Ну и вот, наконец, что получается: есть в стране массовая генерация взрослых, состоявшихся людей, выходцев из коммунарства, в том числе воспитанники первой, самой яркой и энергетически мощной его волны 60-х; люди со всем спектром профессий от крупных ученых в педагогике, психологии, коммерсантов, писателей, журналистов, политических и общественных деятелей, даже министра до «просто» творческих менеджеров, педагогов, управленцев, инженеров… Причем все с опытом и умением работы с подростками по уникальной методике. И еще живы, слава богу, многие наши мэтры — хотя как же недостает тех, кто ушел… И опять витает в воздухе все та же идея самостоятельного, самодеятельного юношеского движения, всероссийской подростковой организации.

Чего же мы ждем?

…Жаль, конечно, что нет больше той «Комсомолки», которая в начале 60-х и явилась катализатором, организатором глобального социального проекта, объединив за считанные месяцы команды «орлят»-коммунаров во Всесоюзное юношеское движение (даже придя в редакцию уже в середине 70-х, когда все, казалось, было разгромлено, мы с коллегой Валерой Хилтуненом из карельского отряда «Товарищ» с изумлением продолжали получать рапорты от коммунаров каких-то дальних сибирских, алтайских городков).Но зато есть теперь сетевые ресурсы: Интернет. (Кстати, много лет проблемы коммунарства обсуждаются на сайте altruism.ru, а в последние годы — на сайте seti lab, по теме «посткоммунарство».)

Словом, есть с кем и как начать сперва обсуждение: возможно ли использовать ресурс коммунарства для организации жизни современных подростков? Создания их собственной организации, нового молодежно-юношеского движения? Приступим?

Источник: https://uchitel-gazeta.livejournal.com/7529.html

Коммунарское движение и коммунарская методика Основные даты и события. — презентация

1 Коммунарское движение и коммунарская методика Основные даты и события<\p>

2 1949 год Начало педагогической и научной деятельности Игоря Петровича Иванова (родился 5 ноября 1923 года). Начало педагогической и научной деятельности Игоря Петровича Иванова (родился 5 ноября 1923 года). С 1952 – на работе в ВЛКСМ. С 1952 – на работе в ВЛКСМ. С 1953 – в аспирантуре. С 1953 – в аспирантуре. В 1955 – защита кандидатской диссертации по педагогике на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» В 1955 – защита кандидатской диссертации по педагогике на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» С 1956 – научный сотрудник Ленинградского НИИ педагогики С 1956 – научный сотрудник Ленинградского НИИ педагогики<\p>

3 1956 год В Ленинграде по инициативе И. П. Иванова создается Союз энтузиастов (СЭН) – творческое объединение пионервожатых, заинтересованных в деформализации жизни детей в пионерской дружине. Появляются идеи разведки дел и друзей, коллективного планирования, отказа от слова «мероприятие». В Ленинграде по инициативе И. П. Иванова создается Союз энтузиастов (СЭН) – творческое объединение пионервожатых, заинтересованных в деформализации жизни детей в пионерской дружине. Появляются идеи разведки дел и друзей, коллективного планирования, отказа от слова «мероприятие».<\p>

4 1958 год Начало деятельности создателей методики в Доме пионеров и школьников Фрунзенского района Ленинграда. Сюда переходят Людмила Глебовна Борисова и Фаина Яковлевна Шапиро. Вместе с Ивановым, в то время сотрудником ЛГПИ, они начинают работать с районной Школой пионерского актива. Начало деятельности создателей методики в Доме пионеров и школьников Фрунзенского района Ленинграда. Сюда переходят Людмила Глебовна Борисова и Фаина Яковлевна Шапиро. Вместе с Ивановым, в то время сотрудником ЛГПИ, они начинают работать с районной Школой пионерского актива.<\p>

5 Март 1959 года Школа пионерского актива Фрунзенского района Ленинграда преобразуется в Коммуну Юных Фрунзенцев (КЮФ). Создаются новые стиль отношений, способы организации коллективной деятельности, законы, атрибутика и ритуалы. Проходят первый общий и первый лагерный сборы коммунаров. Школа пионерского актива Фрунзенского района Ленинграда преобразуется в Коммуну Юных Фрунзенцев (КЮФ). Создаются новые стиль отношений, способы организации коллективной деятельности, законы, атрибутика и ритуалы. Проходят первый общий и первый лагерный сборы коммунаров.<\p>

6 1961 год К распространению коммунарской методики подключается журналист «Комсомольской правды» Симон Львович Соловейчик. В это время комсомол пытается «оживить» пионерию. Соловейчику удается заинтересовать новой методикой секретаря ЦК ВЛКСМ Любовь Балясную и заручиться ее поддержкой. К распространению коммунарской методики подключается журналист «Комсомольской правды» Симон Львович Соловейчик. В это время комсомол пытается «оживить» пионерию. Соловейчику удается заинтересовать новой методикой секретаря ЦК ВЛКСМ Любовь Балясную и заручиться ее поддержкой.<\p>

7 Лето 1962 года Во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» по инициативе С. Л. Соловейчика проходит первая смена с участием комсомольцев и вожатых – воспитанников Фрунзенской коммуны. Создание Клуба Юных Коммунаров при «Комсомольской правде». Начало распространения коммунарской методики и коммунарского движения в СССР. Во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» по инициативе С. Л. Соловейчика проходит первая смена с участием комсомольцев и вожатых – воспитанников Фрунзенской коммуны. Создание Клуба Юных Коммунаров при «Комсомольской правде». Начало распространения коммунарской методики и коммунарского движения в СССР.<\p>

8 Лето 1963 года В статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной в журнале «Комсомольская жизнь», впервые употребляется термин «коммунарское движение». В статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной в журнале «Комсомольская жизнь», впервые употребляется термин «коммунарское движение».<\p>

9 1963 год И.П. Иванов покидает Коммуну Юных Фрунзенцев. Считается, что причиной стало неприятие его соратниками идеи создания «спутников» Коммуны в школах. И.П. Иванов покидает Коммуну Юных Фрунзенцев. Считается, что причиной стало неприятие его соратниками идеи создания «спутников» Коммуны в школах.<\p>

10 3 ноября 1963 года При Ленинградском государственном пединституте имени Герцена И. П. Иванов создает «Коммуну имени А. С. Макаренко» (КиМ). Она становится своеобразным студенческим научным сообществом при педагогическом факультете. При Ленинградском государственном пединституте имени Герцена И. П. Иванов создает «Коммуну имени А. С. Макаренко» (КиМ). Она становится своеобразным студенческим научным сообществом при педагогическом факультете.<\p>

11 1963 год В разных городах появляются секции Клуба Юных Коммунаров, в «Комсомольской правде» появляется страница для старшеклассников «Алый парус» как печатный орган коммунарского движения. Заместитель начальника Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» Олег Самойлович Газман предлагает использовать коммунарскую методику в качестве основы воспитательной деятельности лагеря. В разных городах появляются секции Клуба Юных Коммунаров, в «Комсомольской правде» появляется страница для старшеклассников «Алый парус» как печатный орган коммунарского движения. Заместитель начальника Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» Олег Самойлович Газман предлагает использовать коммунарскую методику в качестве основы воспитательной деятельности лагеря.<\p>

12 Лето 1964 года В Братске проходит первый Всесоюзный сбор коммунаров. В последующем состоятся еще десятки больших коммунарских сборов и тысячи маленьких. В Братске проходит первый Всесоюзный сбор коммунаров. В последующем состоятся еще десятки больших коммунарских сборов и тысячи маленьких.<\p>

13 Декабрь 1965 года Лидеры коммунарского движения вступают в конфликт с ЦК ВЛКСМ, который пытается унифицировать и формализовать коммунарские объединения и распространить методику их работы на весь школьный комсомол. Возникает неблагоприятная для коммунарства атмосфера. Некоторые коммунарские объединения распускаются или переименовываются. В движении ощущается кризис. Лидеры коммунарского движения вступают в конфликт с ЦК ВЛКСМ, который пытается унифицировать и формализовать коммунарские объединения и распространить методику их работы на весь школьный комсомол. Возникает неблагоприятная для коммунарства атмосфера. Некоторые коммунарские объединения распускаются или переименовываются. В движении ощущается кризис.<\p>

14 Январь 1968 года Свердловский клуб юных коммунаров «Алый парус» провел сбор с участием делегаций из Москвы и Перми — своеобразную научно-практическую конференцию по вопросам коммунарства, которая дала старт «педагогизации» движения. Ее итогом стал проект «Вернер» и концепция «культармейства». Свердловский клуб юных коммунаров «Алый парус» провел сбор с участием делегаций из Москвы и Перми — своеобразную научно-практическую конференцию по вопросам коммунарства, которая дала старт «педагогизации» движения. Ее итогом стал проект «Вернер» и концепция «культармейства».<\p>

15 1970 год В Москве на базе педагогического института имени В. И. Ленина создан «Экспериментальный педагогический отряд» (ЭКСПО), который действовал по модернизированной коммунарской методике и положил начало массовому движению студенческих педагогических отрядов. В Москве на базе педагогического института имени В. И. Ленина создан «Экспериментальный педагогический отряд» (ЭКСПО), который действовал по модернизированной коммунарской методике и положил начало массовому движению студенческих педагогических отрядов.<\p>

16 Март 1971 года В Ленинграде прошел первый слет Коммунарского макаренковского содружества – общественно- педагогического движения, которое объединяло добровольные педагогические отряды. В Ленинграде прошел первый слет Коммунарского макаренковского содружества – общественно- педагогического движения, которое объединяло добровольные педагогические отряды.<\p>

17 1971 год Просуществовав 12 лет, распалась Коммуна Юных Фрунзенцев. Как считал отвергнутый Коммуной И. П. Иванов, из-за того, что не сумела превратиться из «могучей державы рядом и над школами» в оружие подъема школьной «целины». Просуществовав 12 лет, распалась Коммуна Юных Фрунзенцев. Как считал отвергнутый Коммуной И. П. Иванов, из-за того, что не сумела превратиться из «могучей державы рядом и над школами» в оружие подъема школьной «целины».<\p>

18 е годы В стране работают комсомольские и пионерские штабы, школы актива, использующие упрощенную версию коммунарской методики. Появляются критики методики, которые главным образом нападают на ее «облегченный» вариант и возмущаются его элитарностью и ориентированностью на развлечение В стране работают комсомольские и пионерские штабы, школы актива, использующие упрощенную версию коммунарской методики. Появляются критики методики, которые главным образом нападают на ее «облегченный» вариант и возмущаются его элитарностью и ориентированностью на развлечение<\p>

19 1989 год Состоялось расширенное заседание Ученого совета Института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР на тему коммунарства. По его итогам издан сборник тезисов «Коммунарская методика как феномен педагогической действительности». Состоялось расширенное заседание Ученого совета Института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР на тему коммунарства. По его итогам издан сборник тезисов «Коммунарская методика как феномен педагогической действительности».<\p>

20 26 февраля 1991 года В Кургане создана Лига учащихся: секретари школьных комсомольских организаций объединились на основе коммунарской методики. Руководитель – Светлана Валерьевна Никитина. В Кургане создана Лига учащихся: секретари школьных комсомольских организаций объединились на основе коммунарской методики. Руководитель – Светлана Валерьевна Никитина.<\p>

21 Интернет-ресурсы на тему коммунарства Сайт Совета по молодежным и детским объединениям: smdoo.narod.ru<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/136235/

Движение организаторов первых пионерских сообществ

Первыми формированиями были клубы и отряды, создававшиеся по месту жительства и при предприятиях по инициативе самих подростков.

Руководство пионерией со стороны комсомола привело к политизации этой организации, к изживанию «скаутинга», «длительной игры», романтики походно-палаточного стиля жизни, а главное — «самодеятельных начал».

В 30-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации, «пионерработа» стала все больше и больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Стали «исчезать» вожатые-парни. В пионерском «активе» стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки.

Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом. Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС на некоторое время привели к «оживлению» в пионерской организации, но лишь «местами» и на короткий срок.

Тимуровское движение 40-х годов.

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало «тимуровское движение», которое развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Содержание Т. д.: оказание помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в с.

-х. работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др.» На годы войны приходится «массовый размах движения. Форм не счесть — сама обстановка неисчерпаема на подсказки, и ребята действуют не по чьим-то кабинетным директивам, а именно по обстановке! Не только летом и не только в дачном поселке. И не обязательно с «конспирацией».

И создавали их не только старшие подростки, но и взрослые. В 1942 г. газета «Московский большевик» писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был напуган этой ситуацией.

Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации? Сами тимуровцы особого желания «вливаться» в пионерскую организацию не испытывали, но это движение «попытался использовать как «форму работы» комсомол, что во многом и предопределило его конец». Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при «оттепели» 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались было из школ во дворы…». Когда же окончательно тимуровское движение стало тимуровской «формой работы» пионерской организации «ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу, навязывают, помимо прочего, и тимуровский оброк». Но можно сказать и иначе: тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а «передало эстафету» «коммунарскому движению».

«Коммунарское движение» 60-х годов.

Термин «коммунарское движение» появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни «секций клуба Юных коммунаров». По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное ицициативное субкультурное объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»).

Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы.

Изучение «предшественников» позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно (в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы) превратились в стройную, цельную концепцию, в то, что позже стали называть «коммунарской методикой», «теорией и методикой коллективною творческого воспитания». «Сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ). Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна». После ряда публикаций 1959-1962 гг. ЦК ВЛКСМ заинтересовался опытом КЮФ. Это было время «оттепели» и комсомол пытался «оживить» пионерию. Летом 1962 г. «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ в лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» (на берегу Черного моря в районе Туапсе) собрали 50 старшеклассников из различных городов. В этот отряд пригласили вожатыми трех «старших друзей» из КЮФ и несколько ребят — «кюфовцев». Так появился полуофициальный «Всесоюзный клуб юных коммунаров». Ребята разъехались по своим городам и там многим из этих «апостолов» удалось создать подобные подростковые сообщества, которые стали называть себя «секциями» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела», — воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ. Летом 1963 г. в «Орленке» были собраны уже 500 старшеклассников и среди них 50 коммунаров. И на этот раз «эксперимент» удался. Теперь уже 500 юных «апостолов» «коммунарской веры» разъехались по стране и у Клуба ЮК появились сотни «секций» в разных ее концах. Вот с этого-то времени и появился в прессе термин «коммунарское движение». В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться (иногда даже одновременно в нескольких городах сразу) «Всесоюзные коммунарские сборы», на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 человек. Из коммунарских объединений — «шестидесятников» в последующее десятилетие сохранились лишь те, кто нашел достаточно надежную «экологическую нишу» и имел чрезвычайно стойких (и в то же время дипломатичных) лидеров. Важным событием не только для «коммунарского движения», но для всего «общественно-педагогического движения» оказался январский сбор 1968 г., на котором была проведена своего рода научно-практическая конференция по проблемам коммунарского движения. Опыт движения подвергался своеобразной «переоценке» с позиций необходимости преодоления отчуждения. Участники сбора пришли к выводу, что опыт «коммунарского движения» способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной «коммунарскую методику», ряд изменений. В итоговом документе сбора — программе «Вернер» предлагалось создавать кроме временных «Советов дела» постоянные «штабы по направлениям освоения культуры» (что-то вроде «кафедр»). Переход от коммунарского движения» к «движению подотрядов» был не простым, болезненным, но в условиях «эпохи застоя» необходимым. С момента принятия программы «Вернер» до создания первого экспериментального педагогического отряда прошло три года, а до создания Творческого содружества педотрядов — 8 лет. Этот «переходный период» был по отношению к «движению педотрядов» и своего рода «инкубационным периодом», во время которого шла своего рода «лабораторная» (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию «модели» «коммунарского объединения» в «модель» «педагогического отряда». Такой «лабораторией» стал клуб «Орион».

Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.

Это движение заявило о себе в прессе (именно как движение) сперва как движение студенческих педагогических отрядов. Первыми были Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд «Луч» челябинского пединститута. ЭСПО «вырос» из клуба «ОРИОН» и был субкультурным объединением инициативного типа.

«Луч» объединял студентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере. До 1976 г. движение развивалось как самодеятельное. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения и обмена опытом. Став весьма сложной организацией слет превращался в своего рода общественный институт повышения квалификации участников. В 1976 г.

было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов.

Студенческие педагогические отряды 70-х – 80-х годов минувшего столетия вели систематическую воспитательную работу с детьми и подростками в рамках пионерской организации на базе общеобразовательных школ и в пионерских лагерях.

Движение педагогических отрядов 90-х годов.

В 1990-х гг. произошло ухудшение социально-экономической ситуации в России, в вопросе воспитания возникли ряд трудностей.

Часть трудностей связана со снижением уровня культуры, резким увеличением числа безработных среди молодежи, что в свою очередь ведет к увеличению и количества преступлений среди молодежи.

С целью предотвратить негативные явления в молодежной среде стали возрождаться студенческие отряды. Студенческие педагогические отряды вели непростую работу по обновлению содержания деятельности своих организаций.

Студенческий отряд обеспечивал поиск работы, гарантировал соблюдение трудовых норм и выплат, поэтому трудоустройство молодежи через студенческие отряды являлось для многих наиболее приемлемым дополнительным заработком и хорошей практикой для будущего молодого специалиста.

Источник: https://cyberpedia.su/4x6a75.html

Ссылка на основную публикацию