Реализм — психология

Наивный реализм. Изначально наивный реализм — термин философский

Реализм - психология

Реализм означает, что объект познания реально существует, независимо от того, воспринимает его субъект познания или нет. Помните средневековый спор философов об универсалиях (понятиях высокого уровня обобщенности типа «Человек», «движение» и пр.? Реалисты считали, что универсалии на самом деле существуют, а номиналисты — что общие слова — это просто общие слова.

А наивный реализм означает, что объект познания не просто реально существует, но и что субъект при восприятии этого объекта ничего не добавляет от себя и воспринимает объект во всей полноте его свойств — таким, каким он объективно является.

Конечно, наивный реализм ошибочен, а психологические исследования показывают, что даже на уровне восприятия мы во многом конструируем реальность, в частности, заполняем пробелы такие, как слепое пятно нашего зрения, или компенсируем то, что изображение мира на сетчатке наших глаз перевернуто. Многочисленные иллюзии восприятия тоже подтверждают, что наивный реализм ошибочен, а свойства, ограничения воспринимающего субъекта необходимо учитывать.

И конечно, наивный реализм, будучи сам когнитивным искажением, не учитывает того факта, что человеку, который познает мир и других людей, делает выводы и предположения, формулирует прогнозы и определяет вероятности тех или иных исходов, подвержен массе когнитивных искажений. Кстати, слепое пятно искажений (Bias Blind Spot) — это когнитивное искажение, весьма близкое наивному реализму.

В психологии наивный реализм (Naive Realism) — это одно из важнейших когнитивных искажений (Cognitive Biases.

Сущность этого фундаментального когнитивного искажения раскрыта ли Россом (профессор стэнфордского университета, один из крупнейших социальных психологов, известный в нашей стране прежде всего как один из двух авторов замечательного учебника по социальной психологии под названием «Человек и Ситуация: Перспективы Социальной Психологии») путем формулировки принципов наивного реализма.

Ли Росс выделил следующие принципы наивного реализма, причем эти принципы декларируются от первого лица:

1. я вижу события и объекты такими, какими они в действительности являются, и мои социальные установки, убеждения, предпочтения, приоритеты и пр. проистекают из соответствующего бесстрастного, непредвзятого и по сути «Непосредственного» осмысления информации или доказательств.

2. другие такие же, как я, рационально воспринимающие в большинстве случаев будут разделять мои реакции, поступки и мнения — при условии, что они получили доступ к информации, которая стала основой моих взглядов, и при условии, что они тоже обработают эту информацию достаточно вдумчивым и непредубежденным образом.

3. есть всего три причины, которые могут помешать окружающим разделить мои взгляды:

a они получили иную информацию, чем я (в этом случае, если они достаточно вдумчивы и непредвзяты, то обмен информацией приведет нас к достижению согласия);.

b они ленивы, иррациональны или по какой-то иной причине не могут или не хотят нормальным образом проследовать от объективных доказательств к обоснованным заключениям;.

c они предвзяты (или в интерпретации доказательств, или в следовании от доказательств к заключениям) из-за их идеологии, личных интересов или из-за иных искажающих личностных влияний.

Конечно, эти три принципа ясно показывают всю наивность наивного реализма.

Один из классических экспериментальных примеров проявления наивного реализма — эксперимент Элизабет ньютон с настукиванием мелодий.

Этот эксперимент следующим образом проходил.

Участники были случайным образом разделены на две группы: «Слушатели» и «настукиватели». Последние получили список из 25 хорошо известных американских песен ( «Слушатели» этого списка не получили.

«Настукивателям» надо было выбрать одну песню из списка, чтобы настучать ее для слушателя.

Причем перед началом угадывания мелодий «Настукивателей» попросили ответить на вопрос о том, какова вероятность того, что «слушатель» правильно назовет песню (в процентах.

Средняя вероятность, названная «Настукивателями», составляла 50%.

Реально же угадывание происходило , внимание, только в 2, 5% случаев.

Почему же «Настукивали» ошиблись?

Потому, что они были наивными реалистами — им казалось, что раз для них то, что они настукивают, явно связано с песней, которую они настукивают, то так же обстоят дела и у слушателей. Но ведь слушатели заранее не знали, какую песню им будут настукивать, а ритм связан с мелодией далеко не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Кстати, эксперимент ньютон демонстрирует не только наивный реализм, но и одно из его проявлений — эффект ложного консенсуса (False Consensus Effect.

Надо сказать, что наивный реализм не всегда называют именно этим словосочетанием.

В частности, принцип Wysiati (What you see is all There is — «то, что ты Видишь, — это все, что Есть»), предложенный Даниэлем канеманом в его книге «Thinking, Fast and Slow» (на русском издана под названием «думай медленно … решай быстро»), и характеризующий выводы, которые делает так называемая «система 1», по сути является вариантом обозначения именно наивного реализма.

Насколько широко распространен наивный реализм?

Он распространен повсеместно, но мы специально обратим внимание на области, понимать огромную роль наивного реализма в которых особенно важно.

Итак, наивными реалистами являются психотерапевты, верящие, что их методы, действительно, эффективны, хотя объективная проверка этой эффективности не проведена.

Причем, по мнению Скотта лилиенфельда — одного из ключевых ученых — психологов, продвигающих доказательную практику (Evidence — Based Practice) в психологической помощи (аналог доказательной медицины — Evidence — Based Medicine), — наивный реализм является одним из четырех ключевых когнитивных искажений (наряду с подтверждающим искажением, иллюзорной причинностью и иллюзией контроля) лежащих в основе иллюзии эффективности психотерапии.

Наивными реалистами были и врачи, являвшиеся сторонниками кровопускания и многих других на самом деле не эффективных и даже вредных методов «Лечения».

Наивными реалистами (или же сознательными обманщиками, мошенниками) являются, конечно, и создатели лженаук, которые свои теории и рекомендации строят не на достоверных фактах и не на валидных экспериментах, а на умозрении и субъективном опыте.

Наивными реалистами являются и адепты различных лженаук, лжепсихологий, которым кажется, что лженаучные рецепты полезны и реально работают. Александр невеев.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/naivnyy-realizm-iznachalno-naivnyy-realizm-termin-filosofskiy

Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности.

Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Черты реализма

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций, драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является «Евгений Онегин», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является «Герой нашего времени», автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

Реализм в отечественных произведениях

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк.

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Реализм в отечественных произведениях

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали.

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России.

Читайте также:  Храбрость - психология

«Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен.

Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм.

Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души, которые раскрываются очень гармонично.

Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа.

Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды.

Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления.

В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н.

Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Представители и произведения реализма

Как и другие литературные направления, реализм имеет множество русских и иностранных представителей, большинство из которых имеют произведения реалистического стиля больше чем в одном экземпляре.

Иностранные представители реализма: Оноре де Бальзак – «Человеческая комедия», Стендаль – «Красное и черное», Ги де Мопассан, Чарльз Диккенс – «Приключения Оливера Твиста», Марк Твен – «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Джек Лондон – «Морской волк», «Сердца трех».

Русские представители этого направления: А.С. Пушкин – «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь – «Мертвые души», А.И. Герцен – «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевский – «Что делать?», Ф.М.

Достоевский – «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», Л.Н. Толстой – «Война и мир», «Анна Каренина», А.П. Чехов – «Вишневый сад», «Студент», «Хамелеон», М.А. Булгаков – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», И.С Тургенев – «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети» и другие.

Русский реализм как направление в литературе: черты и жанры

ЕГЭ 2017. Литература. Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм и др.

Источник: https://uchim.guru/literatura/realizm-v-literature-eto.html

Экологическое восприятие/ экологический реализм/ экологическая психология

Экологическое восприятие/ экологический реализм/ экологическая психология⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 56Следующая ⇒

Поскольку «экологическое восприятие» Джеймса Гибсона (Gibson, 1979) охватывает только одну тему, это не широкая система, а скорее теория, касающаяся этой темы. Тем не менее ее следствия выходят далеко за рамки восприятия и, как уже отмечалось, повлия ли на ряд теоретиков. Иногда эту теорию называют

«экологическим реализмом». Ее следствия затрагива

ют собственно вопрос о том, что представляет собой

психологическое событие — внутренний биологичес

кий интерпретатор или сложные интеракции между

организмом и окружением. Систему все чаще называ ют экологической психологией, термин, который по прежнему используется для совершенно иной систе

мы Роджера Баркера (см. главу 7), хотя Баркер пользовался термином эко3бихевиоральная наука.

Потребовались годы напряженной работы, чтобы трактовка восприятия у Гибсона эволюционировала от традиционно менталистской до экологической (Smith, 1993). Здесь будет описана только последняя.

Гибсон описывает большое количество физичес ких, химических и геометрических характеристик, которые психологи и другие ученые неадекватно прилагали к восприятию, и замечает, что ощущения, получаемые от органов чувств, рассматривались как необработанные данные, которые затем преобразу ются в осмысленные восприятия.

Его аргументация такова: поскольку мы можем использовать только воздействия (effects) света на среду, но не сам свет, традиционное допущение об ощущениях света, пре образуемых в психические образы восприятия (mental perceptions), лишено основания.

Мы воспри нимаем не стимулы, а условия среды; мы не воспри нимаем ощущения, не слышим волосковые клетки улитки и не ощущаем на вкус вкусовые почки. Точ но так же, нейроны не передают и не анализируют сообщения или информацию. Нервный импульс не конкретизирует, пришел ли он от глаза, уха, носа или от другого рецептора.

Не существует никаких сигна лов или сообщений и никакого отправителя или по

лучателя, который требует бесконечного множества интерпретаторов. Информация имеется в наличии и доступна. Мы не создаем и не преобразуем ее.

Кроме того, образы на сетчатке — это миф. Любой такой образ отображал бы наклонившийся мир, когда мы наклоняем свою голову. Мы воспринимаем мир непосредственно, а не через «картины на сетчатке, нервные картины или умственные картины» (р. 147).

Нет ни сообщений, ни отправителя, ни информацион ного процессора, ни хранилищ накопителей, в кото рых память связывает настоящее с ощущениями из прошлого. Ни последовательности ощущений, вызы вающих восприятия; ни картин прошлого или насто ящего или нервных энграмм, образующих память. Восприятие не разделяет прошлое и настоящее — оно непрерывно.

Оно не требует памяти, ума, когнитивной способности (cognition) или обработки информации головным мозгом. «Прямое восприятие — это особый вид активности, направленный на получение инфор мации из объемлющего оптического строя.

Я называю эту активность процессом извлечения информации, который необходимым образом связан с исследова тельской активностью, предполагающей, что наблю датель осматривается по сторонам, активно передви гается и рассматривает объекты окружающего мира» (р. 147).

Оспаривая утверждения эмпириков (ассоцианис тов), Гибсон доказывает, что наши восприятия — это не матрица, которая состоит из обособленных точек, удерживаемых вместе с помощью ментального клея усвоенных ассоциаций.

И точно так же, бросая вы зов нативистам (гештальтистам и другим), он отри цает, что подобную матрицу скрепляет какой то та инственный врожденный процесс. Скорее, считает он, мы воспринимаем некую иерархию, а не матри цу.

Оптический строй полностью заполнен — а не со стоит из «отдельных пятен», — причем более мелкие компоненты заполняют более крупные в иерархии.

То, что мы называли «признаками» глубины, утверждает он, смешивались с естественной перспек тивой. Естественное наблюдение предполагает дви жение, тогда как перспектива — и в природе, и на кар тинах — статична. Когда происходит движение, не которые детали оптического строя меняются, а некоторые нет.

Мы видим верх стола прямоугольным под всеми углами, несмотря на то, что углы и пропор ции меняются. Но «неменяющиеся отношения меж ду четырьмя углами и инвариантные пропорции в последовательности изменений… столь же важны» (р. 74).

Реципрокные вариантность и инвариантность обеспечивают информацию для нашей перспективы.

Обычно предполагают, что на сетчатке получает ся двухмерный образ, а недостающее третье измере ние должно быть восстановлено в головном мозге при помощи соответствующих «признаков». В про тивоположность этому Гибсон доказывает, что мы видим трехмерное пространство благодаря «отноше ниям, в которых находятся поверхности друг с дру гом и с земной поверхностью» (р. 148).

Восприятие, говорит он нам, происходит не в уме и не в головном мозге, а в живом наблюдателе. Это экологическое со бытие человека и объекта, находя щихся во взаимной связи друг с другом. «Восприя тие — это достижение индивидуума, а не спектакль, который разыгрывается на сцене его сознания.

Вос приятие — это поддерживание контакта с миром, зна комство с вещами на личном опыте, а не получение впечатлений (an experiencing of things rather than a having of experiences)» (р. 230). Оно состоит из из влечения информации, касающейся поверхности объектов и человека в зрительном взаимодействии с миром.

Вместо того чтобы быть просто интерпрети руемым образом на сетчатке, восприятие складыва ется из того, каким образом развертывается объект, его инвариантов, его изменений, текстур, краев, возможно стей, предоставляемых им субъекту (affordances), по мех и других визуальных условий, а также из непре рывного обследования глазами, движений головы и остального тела.

Мышцы тела приспосабливаются к этим факторам и находятся в координации с органа ми чувств. Головной мозг — это не «седалище зре ния» (р. 309), а «всего лишь центральный орган за вершенной зрительной системы» (р. 1).

Из за попыток соотнести статичные и искусствен ные условия картин с естественным миром, утверж дает Гибсон, делались некоторые ошибочные допу щения, касающиеся восприятия. И эта ошибка по вторялась в экспериментах с восприятием. Эксперименты, переориентированные на подлинные экологические условия, заставляют его отвергнуть традиционные допущения и принять прямой подход.

Гибсоновскую концепцию «извлечения информа ции» не следует путать с «обработкой информации». Последнюю он безоговорочно отвергает:

«Заметьте, что современные теории так назы ваемой “обработки информации” принимают доктрину афферентных нервных сигналов, по скольку то, что их сторонники называют входящей информацией, является паттерном или последо вательностью входных сигналов.

По моему мне нию, они обманываются, просто называя входные сигналы информацией. Они пытаются заменить Иоганнеса Мюллера Клодом Шенноном! Они стараются обойти старые трудности. Они пре небрегают историей чувственного восприятия; по видимому, они не знакомы с физиологией ор ганов чувств.

Их стихия — детектирование сигна лов!» (1985, р. 227).

Возражения Гибсона общепринятому учению о восприятии (как и предлагаемые им взамен характе ристики восприятия) не являются целиком ориги нальными, как утверждает он сам. Схожие мысли высказывались ранее Вудбриджем (Woodbridge,

1909, 1913a, 1913), Кантором (Kantor, 1920, 1924; Kantor & Smith, 1975) и Мерло Понти (Merleau

Ponty, 1962). Еще в IV в. до н. э. Аристотель описы вал восприятие как совместную (одновременную) актуализацию двух потенций: потенции организма ощущать и потенции объекта ощущаться (см. главу

2, с. 33). Он описывал посредническую роль контак та и отличал его от ощущаемого объекта (стимула).

То, что несколько исследователей пришли к схожим взглядам совершенно независимо друг от друга и вопреки традиции, показывает, что они наблюдали, описывали и анализировали одни и те же события.

Читайте также:  Душевное тело - психология

Их объяснение этих событий, по видимому, заслужи вает такого же внимания, как и общепринятый взгляд. Работа Гибсона способствовала привлечению внимания к этой альтернативе.

Найссер (Neisser, 1982, 1985) отмечает важный урок, который можно вынести из экологического реализма Гибсона в отношении натуралистических исследований и роли среды, в отличие от искусст венных лабораторных тестов, в таких областях, как память, формирование понятий и восприятие.

Он говорит о важности распространения данной систе мы на эти области. Элеонора Гибсон (жена Джейм са Гибсона), видный специалист в области психоло гии развития, распространила концепции своего мужа, в сочетании с собственными идеями, на про цесс развития (E. Gibson, 1969, 1982, 1997; E.

Gibson

& Walker, 1984). Одна редакторская работа, создан ная под влиянием идей Джеймса и Элеоноры Гиб сон, объединяет экологический реализм, динамичес кие и эпигенетические системы (см.: Dent Read & Zukow Goldring, 1997).

Эти редакторы характеризу ют экологический реализм как исследующий то, каким образом организм и среда приспосабливают ся друг к другу, и то, каким образом в этих отноше ниях формируется любое знание.

Они описывают динамические системы как способ, каким взаимо действуют организм и среда, образуя систему, кото рая становится самоорганизующейся. Этот подход (теория динамических систем) изучает различные уровни этих взаимодействий, которые ведут к дея тельности, типичной для вида, такой как хождение.

В фокусе теории динамических систем чаще всего оказывается двигательная активность. Вероятност ная эпигенетика (см. с.

333) исследует организмы в их естественной среде (иногда называемой «внут ренней и внешней средой»), чтобы определить то, как они влияют друг на друга и вызывают измене ния во всей системе, а не только в ее отдельных ча стях. Сводя эти три системы вместе, редакторы рас считывали показать их сходства и различия, а так же тот вклад, который каждая вносит в понимание человеческого развития как организменно средовых отношений, а не как механистического, психоанали тического или когнитивного процесса.

Как можно ожидать, работа Гибсона подверглась критике со стороны консерваторов. Но она также вызвала критику со стороны тех, кто, в сущности, согласен с ним. Например, Косталл (Costall, 1986) находит Гибсона непоследовательным в том, что ка

сается взаимозависимости организма и среды, по скольку он часто отдает преимущество организму. Как и все значимые интеллектуальные концепции, экологическое восприятие Гибсона следует не абсо лютизировать, а совершенствовать и развивать.

⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒

Источник: https://lektsia.com/1x49b6.html

Реализм

Реализм

Реализм как художественный метод. Специфика реализма в ХІХ в. Критический и психологический реализм. Психологизм в литературе.

Творческий метод в литературе, определяющий принципы отношения писателя к изображаемой действительности. Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой. В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека.

Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Классификация реалистического метода исходит из того, какие содержательные мотивы воссоздаются в произведении.

Есть реализм социальный, где доминирующим началом являются реальные обстоятельства, которые определяют всю структуру соответствующего художественного текста, есть реализм характеров, где характеры «соперничают» с обстоятельствами; есть реализм психологический, где на первом месте стоит воспроизведение внутренней сущности психологии действующего лица.

В гротескном реализме гротескная или сатирическая условность определяет стиль произведения, при этом не лишая персонаж логики самодвижения, соответствующей логике жизни. В русском реализме в течение 200 лет развивались два основных типа: критический и социальный. Эти термины были не вполне удачны, ибо при сопоставлении возникают объективные трудности.

В основе терминологического обозначения критического реализма лежит пафос произведения, его критическая направленность, то есть субъективная сторона содержания, в другом же случае главным содержательным моментом метода является определенная идеологическая система, где господствует слово «социалистический».

Это разновеликие величины, и если иметь в виду подлинную теоретическую эстетику, то следует сопоставлять явления, характерные своеобразием самих творческих принципов отражения жизни, а не идеологическим или субъективно-эмоциональным привнесением автором в художественные тексты своих симпатий и антипатий.

Реализм в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни.

Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт.

Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников.

Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе.

Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты.

Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему.

Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе — безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками.

В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Крити́ческий реали́зм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова[1].Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2].

С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.

Психологизм в литературе — полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Согласно А. Б.

Есину, психологизм — «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». Лит.- Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Можно сказать, что вся богатейшая всемирная литература состоит из двух больших направлений — разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке внутреннего психологизма, направленного на анализ собственного внутреннего мира, своей души.

Так, рассматривая произведения, изученные нами до десятого класса, к представителям первого направления можно отнести произведения И.С.Тургенева «Ася», «Записки охотника», второго – «Герой нашего времени», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки.

Еще в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение – утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа. В «Герое нашего времени» поражает способность Лермонтова раскрыть тайны внутреннего мира человека (Печорина), выразить душевные переживания так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

В связи с этим различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую, косвенную и суммарно-обозначающую. Первые две формы были теоретически выделены И.В.

Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Изображение характеров «изнутри» называют прямой формой, а «извне» — косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы его психологического состояния.О третьей форме психологического изображения А.Б. Есин пишет так: «Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны».Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Лит.- А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.Чаще всего в произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Мопассана и других, – для психологического изображения используются, как правило, все формы, хотя ведущую роль в психологизме играет всё же прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. К приёмам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Оба этих приёма состоят в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего лица.При самоанализе психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление читателя. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенные, и их внутренний мир практически не изображается, («Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Н.Толстого и др.).При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Одновременно автор может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п. «Лучшие мои чувства я, боясь насмешки, хоронил в глубине сердца. Они там и умерли», — говорит о себе Печорин. Но, благодаря автору, мы понимаем, что не все «лучшие чувства» Печорина умерли. Он страдает, когда погибает Бэла, в минуту расставания с Верой у него «болезненно сжимается сердце».»В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом». Лит.-Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Читайте также:  Уровни внимания - психология

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3823401-realizm/

Реалистичность (Реализм)

07.03.2014 by petr8512

Пессимист жалуется на ветер. Оптимист надеется на перемену погоды.

Реалист ставит паруса.

Автор афоризма: Уорд Уильям Артур

Обожаю мелодраму. Потому что я реалист.

Автор афоризма: Лец Е.

В вопросе, полон стакан наполовину или пуст, я предпочитаю вариант

 ответа «в стакане есть вода». Главное, что вода ещё есть.

Эльчин Сафарли. Мне тебя обещали

     Реалистичность (Реализм)  как качество личности –  способность исходить из понимания и учета подлинных условий реальной действительности, проявлять трезвую практичность, здравомыслие, быть чуждым всякой идеализации, отличаться рассудочностью, прагматичным взглядом на вещи и явления.

31 декабря. Оптимист: — Новый год будет лучше, чем старый. Пессимист: — Новый год будет хуже чем, старый. Реалист: — Ну что ж, опять нажрусь!

    — Добро всегда побеждает зло! — Ну, ты даешь! Это надо же в твои годы быть таким наивным оптимистом! — Я не оптимист, я реалист. Закон победы добра действует автоматически. Какое бы дерьмо не победило, оно всегда объявляет себя добром.

        Реалист – враг идеализаций. Он умеет и привык оставаться в реальности, а не в пустых фантазиях, бесплодных мечтах или сказках.

В отличие от идеалиста, склонного постоянно идеализировать действительность,  не замечать ее отрицательных сторон,  проявлять  непрактичность и оторванность от реалий жизни, реалист воспринимает объекты и явления окружающего мира без всякой чрезмерности и избыточности.

Если он видит что-то, которое смахивает на лошадь,  ржет как лошадь и скачет как лошадь, то, делает вывод, что, скорее всего, это и есть лошадь.

       Если идеалист настроен не на то, что реально есть, а на то, как должно быть, реалист проявляет позицию восприятия, при которой он смотрит на себя и возникшее обстоятельство как бы со стороны, с позиции стороннего непредвзятого и нетенденциозного наблюдателя: «Ничего личного!» Это спокойный взгляд аналитика, умение предвидеть, как на твои действия отреагируют окружающие. Это – навык видеть, прежде всего, интересы дела, а не эмоционально-чувственную составляющую.

Советую почитать:  Равнодушие (Равнодушный)

        Реалист – чистильщик излишней эмоциональности, бесплодной фантазийности ума, субъективности, предубежденности и пристрастности. Позиция стороннего наблюдателя, человека из зрительного зала, позволяет быть в реальности, а не в мире деструктивных иллюзий и грёз.

Реалистичность позволяет выстроить строгий, деловой, объективный подход к жизни, нивелировать субъективизм личного восприятия, что, в свою очередь,  способствует адекватности миропонимания, помогает заработать хорошую репутацию, создать о себе выгодное впечатление.

       В отличие от идеалиста реалист приземлён, прагматичен и практичен. Он не предрасположен верить во всякую ерунду. Он руководствуется реальными фактами, а не надуманными образами, представлениями о том, как должно быть.

Ему не по душе витать в облаках, подгоняя  реалии жизни под свои представления о них. Иными словами, реалистичность – это восприятие не того что «должно быть», а того, что есть на самом деле.

«Всё, как есть!» — вот лозунг реалистичности.

   Арнольд Шварценеггер как-то заметил: «Когда у вас есть BMW — ездит неплохо, но не отличная машина, — вы пытаетесь ехать наперегонки и обогнать всех, кто попадается на пути, только чтобы доказать, что ваша машина быстроходная. Но когда вы имеете «Феррари» или «Ламборджини» — машины очень дорогие и очень мощные, — тогда вы знаете, что можете обогнать кого угодно на дороге и больше уже ни с кем не соревнуетесь».

      Реалистам, как правило, присуща активность, энергичность и деятельность. Их трудно поставить рядом с переживательными личностями.   Реалист может быть и оптимистом и пессимистом.  Для решения производственных проблем полезно иметь двух реалистов: одного оптимиста, другого пессимиста. Реалисты — оба, но просчитывают два разных возможных, реалистичных расклада ситуации.

     Для человека очень важно в своём духовном росте проявлять реалистичность, то есть нельзя ожидать какого-то быстрого, значительного прогресса. Духовный прогресс требует продолжительного времени. Нужно трезво оценивать свои силы и потенциал духовного роста.

Что даёт человеку духовное знание? Слушая своего духовного наставника, внимательно изучая священные писания, человек начинает видеть реальность. В. Рузов утверждает: «Реальность, в общем-то, и характеризуется этим корнем, реалистичностью подхода к своему развитию.

Вообще в реалистичности человека все это выражается в том, что человек начинает быть реалистичным, то есть он уже реально отдает себе отчёт, что он делает и чем это закончится всё, в конце концов».

Советую почитать:  Разнообразность (Разнообразие)

     Реалисты всегда извлекают уроки из своих и не своих ошибок. То есть не наступают на «грабли». Психологи отмечают, что они максимально соответствуют окружающей действительности, как бы подгоняя ее под себя; ценят материальные, осязаемые блага и стремятся иметь этих благ побольше.

Последовательны; не делают ничего лишнего, уважают закон как гарантию собственной защиты.

Но всегда найдут в нем лазейку для себя; делают все серьезно и основательно: с толком работают и с толком отдыхают; могут быть и душой компании, и чопорными, и сдержанными, если им это надо; для них все должно укладываться в строгие рамки и иметь определенную форму, в том числе и одежда; поэтому они чувствуют себя неуютно в мешковатой одежде или в костюме, не соответствующем окружающей обстановке и ситуации. Они стремятся все разложить по полочкам, структурировать, систематизировать.

      У них в доме разложены по порядку все книги и журналы, посуда вымыта и расставлена в определенном месте; эти люди — авторы всех таблиц, систем, картотек.  Они часто не способны что-либо изобрести, но вот систематизировать изобретение могут в лучшем виде.

 Вообще, это идеальные исполнители; реалисты строго соблюдают принципы иерархии: «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак»; в них уживаются раболепие перед начальством и подавление подчиненных; для них сила — не физические кондиции, а власть; они сами подчиняются власти и к власти стремятся; они всегда четко планируют каждый свой день и достаточно болезненно воспринимают срыв этих планов, с трудом отступают от намеченного пути; они практичны, целеустремленны, упорны, пунктуальны и, если обещают, как правило, выполняют.

      Однако часто эти качества у них доведены до крайности: практичность — до скупости, упорство — до упрямства, пунктуальность — до занудства, целеустремленность — до навязчивой идеи.

Если у двух таких людей возникают взаимоисключающие интересы, то складывается ситуация «в нашей речке утром рано утонули два барана»: ни один не желает уступить другому и в результате страдают оба.

 Сильные стороны: — пунктуальность;     — надежность; — целеустремленность. Слабые стороны:- злопамятность;  недоверчивость; упрямство.

Источник: https://podskazki.info/realistichnost-realizm/

Ссылка на основную публикацию