Классический аутотренинг в психотерапии — психология

Классический аутотренинг в психотерапии — Психологос

Классический аутотренинг в психотерапии - психология

​​​​​​​Аутогенная тренировка (аутотренинг, от греч. autos — сам + gennao — рождаю) — психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера .Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний.

Классический метод аутогенная тренировка разработан немецким психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). Широкое внедрение аутогенной тренировки в клиническую практику началось в 1950-х гг., прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

В традиционном понимании главный элемент аутогенной тренировки — формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных формулировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения. В ходе курса занятий аутогенной тренировки формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах. Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) Низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.

Низшую ступень, аутогенной тренировки, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

а) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

б) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

в) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены.

Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

2) Высшая ступень – аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Аутогенная тренировка наиболее эффективна при лечении:

  • неврозов (при неврозе навязчивых состояний это – фобический синдром);
  • функциональных расстройств;
  • психосоматических заболеваний;
  • неврастении (психогенных сексуальных расстройствах и расстройствах сна);
  • удовлетворительны результаты при лечении обсессий;
  • психастении.

Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры:

  • бронхиальная астма;
  • облитерирующий эндартериит;
  • диспноэ;
  • эзофагоспазм;
  • стенокардия;
  • спастические боли желудочно-кишечного тракта и запоры;
  • невротические расстройства речи и фонации (купирование явления логофобии; не излечивает заикание как системный невроз);
  • язвенная болезнь;
  • алкоголизм и наркомания (в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки);
  • органические заболевания нервной системы (купирование психогенных расстройств);
  • коррекция реакции личности;
  • болезнь при сосудистых поражениях мозга;
  • остаточные явления черепно-мозговых травм;
  • нейроинфекции и др.

Успешное снятие эмоционального напряжения и тревоги с помощью аутогенной тренировки оправдывает ее включение в многочисленные варианты методик психопрофилактики родовых болей.

Широкое применение аутогенной тренировки получила также в качестве психогигиенического и психопрофилактического средства при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях.

Противопоказаниями для применения аутогенной тренировки: состояния неясного сознания и бреда в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется аутогенная тренировка во время острых соматических приступов и вегетативных кризов.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/klassicheskiy-autotrening-v-psihoterapii

Классический аутотренинг в психотерапии

Классический аутотренинг в психотерапии⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Аутогенная тренировка (аутотренинг, от греч. autos — сам + gennao — рождаю) — психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера .Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний.

Классический метод аутогенная тренировка разработан немецким психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). Широкое внедрение аутогенной тренировки в клиническую практику началось в 1950-х гг., прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

В традиционном понимании главный элемент аутогенной тренировки — формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных формулировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения. В ходе курса занятий аутогенной тренировки формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах. Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) Низшая ступень– обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.

Низшую ступень, аутогенной тренировки, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

а) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

б) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

в) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены.

Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

2) Высшая ступень– аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Комплекс упражнений высшей ступени аутогенной тренировки: российские авторы

Разработан отечественными авторами Пановым А. Г., Беляевым Г. С., Лобзиным В. С., Копыловым И. А., 1980. Концепция авторов базируется в первую очередь на данных психофизиологии эмоций.

Центральными в комплексе являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования эмоций.

Основными приемами моделирования настроения авторы считают управление мышечным тонусом, упражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения самоутверждения».

Упражнения сюжетного воображения

Их целью является самостоятельное, сознательное и преднамеренное формирование заданного эмоционального состояния, а суть заключается в репродуцировании эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов).

Формирование эмоционально значимых сюжетных представлений начинается с постановки цели : какое эмоциональное состояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели определяется и цвет, соответствующий нужной эмоции.

Выбранный цвет служит базой для формирования словесного самоприказа.

Пример: Упражнение «Парк«

Цель упражнения: создать состояние покоя, внутреннего комфорта, ленивой истомы, глубокого отдыха.

Основные сенсорные представления: зрительные.

Самоприказ: «Зеленая-зеленая зелень. Зеленая-зеленая листва. Зеленая листва шелестит».

Образная развертка: представить себя в парке в теплый и солнечный летний день.

Солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы. Телу тепло, но не жарко (температурный образ). Листва свежая, яркая (цветовой образ). Просторные поляны и аллеи уходят вдаль (пространственный образ). Листва шелестит на слабом ветру, далекие и неясные голоса людей (звуковой и осязательный образы — ветерок). Запах свежей листвы (обонятельный образ).

Музыкальное подкрепление: плавная негромкая музыка, льющаяся из парковых репродукторов.

Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.

Упражнения самоутверждения

Нередко возникают предвидимые заранее чрезвычайные житейские ситуации, связанные с повышенным чувством ответственности. Тревожное ожидание таких ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачей и может спровоцировать невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовиться с помощью «упражнений самоутверждения».

Больным советуют по утрам, еще не проснувшись окончательно, т. е. находясь в естественном аутогенном погружении, репетировать тревожащую их ситуацию, но не такую, какой они боятся, а такую, какой они хотят ее видеть. Это репетиция успеха.

Подобные репетиции успеха можно проводить за несколько дней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно предстоит, но не перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна.

Метод Вольфганга Лутэ

Вольфганг Лутэ — соавтор И.Г.Шульца по 6-томному руководству.

Метод Вольфганге Лутэ — один из вариантов десенсибилизации с приложением психодинамического и психоаналитического подходов.

Аутогенное отреагирование

Вводит новые элементы в структуру метода — приемы аутогенной нейтрализации: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. Эти методы составляют основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии.

Для нейтрализации отрицательных переживаний используются приемы «повторения» тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы.

Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах.

В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Лутэ можно выделить пять основных правил, или условий (Лобзин В. С., Решетников М. М., 1986):

  1. Необходимость перехода от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы;
  2. Ничем не ограничиваемое вербальное описание любого вида восприятия (сенсорных образов);
  3. Принцип психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию;
  4. Соблюдение или признание внутренней динамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов;
  5. Принцип самостоятельного окончания психотерапевтической работы.

На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют 7-10 дней.

Так же как и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдает полную нейтральность.

Опыт автора показывает, что мозг пациента сам «знает», в какой форме и в каком порядке следует «высказывать материал» при аутогенной нейтрализации. Подчеркивается, что при нейтрализации высвобождается (т. е.

вербализуется ) лишь тот «материал», который мешает нормальной деятельности мозга.

Аутогенная вербализация

Этот прием в значительной степени аналогичен аутогенному отреагированию, однако осуществляется без визуализации представлений. В отличие от аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненные переживания) поддается точному описанию.

Вербализация определенной темы (например, «агрессия», «желание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления и продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего.

При аутогенной вербализации предполагается, что пациент знает «тему», которая содержит «мешающий материал».

По сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собой ассоциативный эксперимент, предложенный еще К.Г. Юнгом для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.

Источник: https://lektsia.com/3×7918.html

Аутотренинг: добрая сила самогипноза

Аутотренинг: добрая сила самогипноза

Метод психотерапии, получивший название аутотренинг, или аутогенная тренировка, известен с 1932 года, когда была издана монография Иоганна Шульца «Аутогенная тренировка — сосредоточенное саморасслабление», однако корни метода уходят в глубокое прошлое. Иоганн Шульц лишь творчески подошёл к использованию того, что было известно с глубокой древности.

Автор метода и названия Иоганн Генрих Шульц (1886 — 1970) начинал как врач дерматолог, но, заинтересовавшись гипнозом, он получил диплом невропатолога и длительное время работал главным врачом санатория «Белый олень» под Дрезденом, широко применяя гипноз в своей практике.

Шульц обратил внимание, что если его пациенты спонтанно повторяли формулы внушения во время сеансов гипноза вслед за врачом, то эффективность сеансов была выше и цель терапии достигалась намного быстрее, чем обычно.

Это побудило Шульца разработать специальные формулы внушения, которые он рекомендовал своим пациентам для самостоятельного повторения в дополнение к сеансам гипнотерапии.

Кроме гипноза, Шульц занимался исследованием феноменов йоги.

Изучая самоотчёты людей, занимающихся физическими упражнениями йоги и протоколы эксперимента по введению в состояние гипнотического транса здоровых людей, он обратил внимание на то, что субъективные ощущения и тех, кто подвергался гипнозу и тех, кто занимался йогой, во многом однотипны.

Особенно это касалось ощущения тепла и тяжести, что, в общем-то, не удивительно, т.к. чувство тяжести появлялось в результате расслабления мышц, а тепла — в результате расширения капиллярных сосудов.

Читайте также:  Игнорирование указаний родителя (подросток) - психология

Однако, если в первом случае эти ощущения сопровождали гипнотический транс, вызванный внушением гипнотизёра, то во втором эти ощущения были вызваны самостоятельно, т.е. явились результатом концентрации внимания человека на соответствующих участках тела.

И Шульц задумался над вопросом, что если погружению человека гипнотизёром в транс сопутствует ощущение тяжести и тепла, то почему человек не может самостоятельно погрузиться в гипнотический транс, сознательно вызывая у себя эти ощущения? Поэтому Шульц продолжил эти эксперименты, поставив себе цель «создать систему упражнений, с помощью которых больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу без длительного воздействия со стороны гипнотизёра и сколько-нибудь значительной от него зависимости».

Таким образом, был создан метод, который имел все достоинства гипноза, но, в то же время был свободен от его основных недостатков. Существенно шире, чем у гипноза оказалась и область применения нового метода.

Если гипноз применялся в основном для лечения островозникающих психогенных моносимптомах, то аутотренинг стал эффективным средством и при длительных «вялотекущих» функциональных соматических расстройствах и пограничных состояниях психики (неврозах), лечение гипнозом в которых было бесполезным.

А впоследствии оказалось, что аутотренинг — это ещё и могучее средство психогигиены здорового человека, которое в век стрессов и нервных перенапряжений помогает сохранить не только психическое, но и физическое здоровье, поскольку доказан психогенный характер большинства соматических заболеваний, а также мощный инструмент для самокоррекции психики, личностного роста и самопознания.

Одной из областей применения аутотренинга стала подготовка спортсменов. Также выяснилось, что с помощью аутотренинга можно сократить время овладения какими-либо профессиональными навыками, а ещё аутотренинг — эффективный способ развития творческих способностей.

Благодаря множеству учеников и последователей, а также неоднократному переизданию книг ещё при жизни Шульца аутогенная тренировка становится одним из самых известных и популярных методов психотерапии во всём мире.

С середины пятидесятых годов широко распространяется и фактически является единственным методом психотерапии, не считая сугубо медицинских, аутотренинг и в СССР, в отличии от психоанализа, гештальтерапии, и других методов, получивших ругательное клеймо «реакционных» и находящихся в СССР под запретом.

Следует отметить, Шульц был далеко не единственным, кто в первой трети XX века экспериментировал в области создания методов аутосуггестии. Например, еще за 10 лет до выхода в свет первого издания монографии Шульца появился метод Прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона.

Созданы были и отечественные варианты, причём ещё задолго до того как в СССР стал известен метод Шульца. Автор одного из них всем хорошо известен — это К.С.Станиславский. Его двухтомник «Работа актёра над собой» содержит ряд психотехнических упражнений, по сути аналогичных аутотренингу.

Впоследствии эти упражнения стали использоваться не только при подготовке актёров, но и представителей других творческих профессий и спортсменов. Большой интерес представляют и релаксационные техники, содержащиеся в методике «совершенствования музыкально-исполнительской техники» Н.Т. Назарова.

Однако, в виду узкопрофессиональной направленности эти методы не смогли получить широкого распространения по сравнению с аутотренингом Шульца.

Классическая методика аутотренинга, предложенная Шульцем, подразделяется на две ступени: АТ-1, первая ступень или начальная и АТ-2, вторая, или высшая.

Первая ступень аутотренинга содержит упражнения, выполнение которых приводит к появлению ощущений тяжести и тепла во всём теле, прохлады в области лба, а также позволяет регулировать дыхание и влиять на силу и ритм сердечной деятельности. Также АТ-1 часто называют аутогенным погружением.

Овладение первой ступенью аутогенной тренировки уже позволяет человеку воздействовать на вегетативную нервную систему и вегето-висцеральные функции организма. Часто упражнений АТ-1 бывает достаточным для того, чтобы устранить функциональные расстройства и существенно облегчить состояния человека при соматических заболеваниях.

В основе высшей ступени АТ-2 лежат модифицированные Шульцем упражнения Раджа-Йоги, представляющие из себя визуализацию в состоянии самонаведённого транса цвета, сперва конкретных, а затем и абстрактных образов, а также идей, понятий и чувств, поэтому вторую ступень аутогенной тренировке нередко называют аутогенной медитацией.

Владение высшей ступенью аутотренинга позволяет человеку совершить ауторегрессию, т.е. путешествие в более ранние годы жизни в своём воображении и увидеть событие, явившиеся причиной его болезни, или психологических проблем.

Воспроизведение психотравмирующих причин, их последующее переживание приводит аутокатарсису и к выздоровлению.

Применяя в своей практике аутотренинг, многие психотерапевты внесли свои изменения и дополнения в его методику, поэтому сейчас, помимо классического варианта Шульца, существует множество модификаций аутотренинга, некоторые из которых стали, по сути, самостоятельными методами психотерапии.

Так, например, немецкий психотерапевт Ханскайр Лернер объединил аутотренинг второй ступени с психоаналитической процедурой истолкования визуальных образов. Этот метод получил название Кататимно-имагинативная терапия, или символдрама.

Также существует метод, при котором во время аутогенной медитации производится визуализация топографии так называемых мередианов — энергетических сосудов, соединяющих биологически-активные точки, на которые воздействуют рефлексотерапевты посредством иглоукалывания или прижигания.

Визуализация позволяет обойтись без иголок, полынных сигарет, а впоследствии и без рефлексотерапевта, и достичь более длительного эффекта, этот метод особенно эффективен в лечении функциональных нарушений в работе внутренних органов.

Особо стоит сказать о психонавтике. В состоянии аутогенной медитации оказалось возможным не только совершать путешествия в более ранние годы жизни, но и в прошлые жизни и в будущее.

Ответ на вопрос, что же реально видит человек, действительные события, имевшие место в его прошлых инкарнациях либо произойдут в его будущем, или же всё это — игра воображения, которому подсознание услужливо подбрасывает заказываемые образы, зависит от того, верит ли человек в реинкарнацию. Но следует заметить, что в отличие от всех других направлений аутотренинга, предусматривающих в основном после овладения под руководством врача или психолога техниками аутогенного погружения и аутогенной медитации самостоятельные занятия, психонавтикой, во избежание нежелательных последствий, следует заниматься исключительно под наблюдением специалиста.

В настоящее время существуют две крайних точки зрения на аутотрениг, которые в значительной степени мешают объективной оценке метода и препятствуют его распространению. Одна крайность: аутотренинг — это очень просто.

В газетах, журналах, на многих сайтах в Интернете публикуется множество «рецептов» аутотренинга типа «сядьте поудобнее, расслабьтесь, и повторяйте про себя…». У большинства из тех, кто решает попробовать это на себе, ничего не получается, что неудивительно, т.к.

самостоятельно вызвать у себя состояние аутогипнотического погружения человек может лишь в том случае, если он уже знаком с этим состоянием и теми ощущениями, которые ему сопутствуют, т.е. прошёл обучение под руководством инструктора.

Поэтому многие считают аутотренинг чем-то несерьёзным, и врачу или психологу бывает непросто убедить своего пациента либо клиента что ему необходим именно аутотренинг, человек уже успел попробовать и убедился что аутогенная тренировка — это полная ерунда, от которой нет никакого толку.

Другая крайность — причисление аутотренинга к сугубо медицинским методам психотерапии. Если эта точка зрения возобладает на официальном уровне, то это будет означать непременное требование наличия медицинского образования у всех, кто использует обучение аутотренингу в своей практике.

Такое отношение к аутотренингу порождено самим Шульцем, в предисловии к первому изданию своей книги он писал: «Настоятельно предупреждаем читателей, не имеющих отношения к медицине, о недопустимости использования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля; так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осуществлять под медицинским наблюдением». Это предупреждение на тот момент было вполне правомерным, т.к. свой метод Шульц разрабатывал именно как медицинский и направленный прежде на лечение соматических заболеваний.

И в этом качестве аутотренинг действительно оказался эффективным средством. Давно доказано, что, снижая психоэмоциональное напряжение и улучшая регуляторные способности центральной нервной системы, аутотренинг воздействует непосредственно на причину болезни, ликвидируя её.

Последние исследования показывают, что с помощью самовнушения и направленной визуализации возможно включать самые сложные восстановительные процессы в организме, вплоть до уменьшения и рассасывания опухолей.

Поэтому в том, что аутотренинг как метод терапии соматических заболеваний должен применяться под врачебным контролем, нельзя не согласиться с его автором.

Однако аутотренинг давным-давно перешагнул границы медицины и используется здоровыми людьми, это во первых, а во вторых, в предупреждении Шульца есть одно серьёзное противоречие. Он указывает, что врачебный контроль необходим потому, что цель аутогенной тренировки — перестройка сознания человека.

Но, единственная отрасль медицины, которая занимается сознанием человека — это психиатрия, причём её интересуют лишь патологические состояния сознания. А сознание психически здорового человека — это сфера интересов не психиатрии, а психологии. Поэтому значительно более эффективным будет обучение и применение аутогенной тренировки под руководством не врача, а психолога.

©Иванец Ю.В.

Поделитесь с друзьями

Источник: http://psiholog.novosibirsk.ru/stati-i-zametki-psihologa/autotrening-dobraya-sila-samogipnoza

Что такое аутотренинг в психологии

Что такое аутотренинг в психологии

Каждый человек обладает навыками индивидуально программировать себя на достижение определенной цели. Некоторым из людей удается самостоятельно погружаться в гипнотическое состояние, через специальные дыхательные техники.

Находясь в трансе, личность получает возможность контролировать различные физиологические процессы, протекающие в организме.

Техника аутогенных тренировок основываются именно на способности индивидуального погружения в состояние транса для снятия напряжения, восстановления силы или восполнения энергетического заряда. Давайте рассмотрим, что такое аутотренинг в психологии и для чего применяется эта методика.

Аутотренинг (или аутогенная тренировка), по сути, является лёгкой формой гипноза, который человек применяет к себе сам без постороннего вмешательства

Основы аутотренинга

Аутогенная тренировка — это один из методов борьбы со стрессом и восполнения энергетических ресурсов организма. Методика аутотренинга была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. На основе своих научных исследований, этот ученый проводил различные эксперименты, связанные с погружением в гипноз.

Проведенная работа позволила выявить, что находясь в состоянии транса, человек испытывает особые ощущения. Чувство тяжести в мышечных тканях означает расслабленность мышечного корсета, а чувство тепла, разливающееся по телу, способствует притоку крови к поверхности кожи.

В основе учения Шульца лежат специальные приемы, которые позволяют добиться активации вышеперечисленных чувств, способствующих полному расслаблению организма.

Изначально аутогенная тренировка по Шульцу подразумевала использование этой практики для лечения невротических расстройств. Однако на протяжении нескольких десятилетий методика приобрела настолько высокую популярность, что начала использоваться в других сферах.

На сегодняшний день подобные практики применяются для получения контроля над физическим или эмоциональным состоянием. Положительное воздействие аутотренинга объясняется повышением тонуса определенных отделов, расположенных в вегетативной нервной системе.

Трофотропные реакции способствуют снижению влияния стрессовых факторов на психоэмоциональный баланс.

Предназначение аутотренинга

Одной из первостепенных задач использования аутогенных тренировок, является восполнение энергетических ресурсов организма, которые используются в борьбе со стрессовыми факторами. Аутотренинг является своеобразным синтезом йоги и гипноза.

Применяя подобные методы можно восстановить равновесие в организме, за счет достижения спокойствия и избавления от стресса. Существует несколько схожих черт аутотренингов и лечебного гипноза.

Главное различие этих методик заключается в том, что при аутогенной тренировке человек имеет возможность принимать активное участие в процессе.

Данная психотерапевтическая практика оказывает положительное влияние как на психическое, так и физическое здоровье человека. Для того чтобы добиться стойкого эффекта, следует обратить своё внимание на определенные нюансы. К таким нюансам относятся:

  1. Наличие сильной мотивации, которая заставляет человека добиться намеченной цели.
  2. Способность к полному самоконтролю является важной составляющей этого учения.
  3. Во время упражнений человек должен находиться в удобной позе.
  4. Во время проведения тренировки очень важно сконцентрироваться на внутренних ощущениях, создав необходимые условия для минимизирования влияния окружающих раздражителей.

Методика аутотренинга была разработана немцем Иоганном Шульцем

Применять данную практику рекомендуется людям с нарушениями в работе нервной системы. Реалии современного мира приводят к тому, что человек ежедневно сталкивается с различными стрессовыми факторами, которые увеличивают чувство тревожности и усталости.

Читайте также:  Православное воспитание - психология

Основатель аутогенной тренировки говорил о том, что его методика помогает людям адекватно относиться к внешним раздражающим факторам.

Принуждение организма к отдыху и расслабление сознания позволяет не только позитивно оценить происходящие события, но и найти выход из конфликтных ситуаций.

После погружения в состояние гипноза, человек получает возможность контролировать биение сердца, дыхательный ритм и степень напряжения мышечных тканей. Научно доказан факт, что проведение сеанса подобных тренировок способствует снижению уровня холестерина.

Многие специалисты рекомендуют обучиться подобным практикам, пациентам, страдающим от нарушений сна, проблем с артериальным давлением и приступов мигрени.

Расслабленность сознания способствует активации альфа-волн, которые помогают организму справиться с различными болезнями.

Описание методики

Методика релаксации Шульца, получившая название аутогенная тренировка, рекомендуется не только лицам с различными психическими нарушениями, но и полностью здоровым людям. Регулярное использование подобных тренировок позволяет укрепить физическое и психологическое здоровье.

Аутотренинг является одним из самых доступных методов устранения депрессии и негативных мыслей. Во время проведения сеанса можно почувствовать небольшую пульсацию в теле. Сосредоточив на этом чувстве все свое внимание, можно в несколько раз увеличить эффективность релаксации.

Специалисты в данной области говорят, что во время первых сеансов достаточно лишь небольшой концентрации внимания на пульсирующих точках.

Как и физические тренировки, аутотренинги имеют свои нюансы проведения. Существует несколько определенных этапов обучения данному методу. На начальном этапе, человек должен научиться правильно расслаблять собственное тело в определенных позах. Существуют несколько методов обучения этим навыкам.

Далее, человек должен научиться использовать специфические визуализации, для того, чтобы заставить организм выполнять поставленные задачи. Люди, практикующие аутогенные тренировки на протяжении длительного времени, могут настроиться на кратковременный сон, который наполнит их силами и придаст спокойствия.

Ключевым моментом в данной практике является выход из состояния транса.

Аутотренинговые тренировки помогают скорректировать некоторые черты характера человека, избавить его от вредных привычек, справиться с психологическими расстройствами

Так как подобные тренировки влияют на различные аспекты психологического здоровья, обучаться методам аутотренинга следует только у специалистов. На начальных этапах, во время выполнения упражнения человек должен использовать различные тексты для самовнушения, имеющие определенную смысловую нагрузку. Существует множество различных формул проведения тренировок, которые различаются объектами действий:

  1. Нейтрализующее действие – направлено на снижение подверженности внешним раздражителям.
  2. Развивающее действие – направлено на активацию скрытых процессов, усиливающих мозговую активность.
  3. Абстинентно-направленное действие – снижает зависимость от определенных раздражающих факторов.
  4. Поддерживающее действие – направлено на активацию проявления положительных черт личности.
  5. Противоречивое действие – эффект обратного воздействия.

Выполнение аутогенных упражнений

Выполнение методики глубокого погружения в состояние гипноза требует дополнительной помощи специалиста. Непродолжительные аутогенные тренировки индивид может проводить самостоятельно, пройдя курс обучения погружения в транс. Очень важен выбор места для проведения сеанса аутотренинга.

Подбирать место, необходимо основываясь на степени его освящения и звукоизоляции. Для того чтобы быстро войти в состояние транса следует полностью отрешиться от внешних раздражителей и позволить своему телу расслабиться.

Также следует позаботиться о принятии удобного положения тела, в котором можно с комфортом провести не менее двадцати минут.

Ханнес Линдеман, являющийся одним из ортодоксальных последователей учений Шульца, в своих научных работах, говорит о том, что добиться эффекта при аутотренинге можно лишь максимально расслабив собственное тело.

Регулярные тренировки помогут научиться управлять своим телом и снимать мышечное напряжение в течение нескольких минут. Только научившись подобному контролю можно осуществлять плавный переход к методу визуализации. Средняя продолжительность тренировок составляет от десяти до сорока минут.

По мнению Линдемана, лучше всего использовать короткие упражнения (по десять минут) несколько раз в течение дня.

Запрещается осуществлять аутогенную тренировку, находясь в состоянии повышенного напряжения, поскольку существует опасность вреда для организма. Осуществлять мышечную релаксацию следует плавно, размеренно переходя от этапа к этапу.

Существуют различные методики проведения аутотренинга. Давайте рассмотрим самые удобные положения тела для занятий. Одно из самых комфортных положений – лежа на спине. Заняв удобную позу следует развести ноги и положить руки вдоль тела, ладонями вверх. Если в подобной позе ощущается легкий дискомфорт, следует подложить под конечности подушки.

Аутотренинг показан при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего, при неврастении

Погрузиться в состояние транса более удобно сидя в кресле.

Кресло должно иметь высокую спинку, которая будет поддерживать голову и шею в правильном положении. Лучше всего принимать те положения, что позволят полностью выпрямить позвоночник.

Руки следует расположить на подлокотниках или коленях.

Вместо кресла, можно использовать стул без спинки. Используя табурет необходимо разместиться на краю сидения, уперев руки в бедра. Конечности и голову следует держать свободно, без особого напряжения. Находясь в таком положении, следует развести ноги на ширину плеч, и прижать подбородок к груди.

Только после того, как вы начнете уверенно чувствовать себя в подобных позах, можно начинать само погружение в состоянии гипноза.

Используя технику речевого самовнушения, каждое из утверждений следует повторять несколько раз. Наличие сомнений в собственных словах, может разрушить весь эффект от тренировки.

Важно обратить внимание на то, что для каждого этапа тренировки характерны определенные внушения и концентрация внимания:

  1. На первом этапе, следует сосредоточиться на чувстве тяжести в нижнем или верхнем отделе конечностей. Концентрация внимания должна осуществляться на ту конечность, где чувство тяжести ощущается сильнее.
  2. После этого, следует постараться вызвать чувство тепла. Начинать этот этап лучше всего с тех участков тела, где ощущается тяжесть.
  3. Далее требуется сосредоточиться на тепле в области расположения сердечной мышцы.
  4. Затем следует перейти к органам дыхания. Постарайтесь почувствовать, как воздух двигается вдоль легких. Научитесь ощущать яркость каждого выдоха и вдоха.
  5. После этого, нужно сосредоточить свое внимание на чувстве тепла в области солнечного сплетения и брюшной полости.
  6. Перед выходом из транса, следует сосредоточиться на чувстве прохлады в области лба.

Дополнительные стимулы

Александр Иванович Фролов, разработавший собственную оздоровительную систему, говорит о том, что усилить эффективность тренировки можно при помощи визуализации приятных картин. Расслабляющие картины, порожденные воображением, следует плавно перемещать от сознания к телу.

Для каждого человека, подобные картины должны иметь индивидуальные черты. Кому-то помогает расслабиться вид морской глади, а другим картины заснеженного леса. Важно, чтобы представленная картина имела живость. Следует представить, что в этот момент, вы находитесь внутри нее.

Постарайтесь задействовать органы чувств, чтобы увидеть яркие цвета, почувствовать различные запахи и услышать звуки.

Аутотренинг широко используется как активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены

Противопоказания

Многие люди, страдающие от депрессивных и невротических расстройств, часто испытывают бессонницу. Аутогенные тренировки могут стать отличным подспорьем для сна.

Однако, как и у многих методов психотерапевтического воздействия, здесь имеются определенные ограничения.

Специалисты не рекомендуют заниматься данными практиками во время обострения различных заболеваний, вегетативных кризисов и приступов помрачения сознания.

Многие соматические заболевания, имеющие острую форму выраженности, являются главным противопоказанием к аутогенным тренировкам. Использовать данную методику влияния на тело и дух рекомендуется при наличии эмоционального истощения, вызванного различными фобиями, стрессом или депрессией.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/chto-takoe-autotrening-v-psihologii.html

Аутогенная тренировка — Психотерапия — Конспект лекций

Аутогенная тренировка

(от греч. autos — сам, genos — происхождение) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика).

Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов.

Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу): 1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз: 1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены; 2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; 3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 — 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу. На проработку каждого упражнения уходит 2 нед. Весь курс аутогенной тренировки-1 длится около трех месяцев.

Обычно занятия проводятся в группах 1—2 раза в неделю под руководством психотерапевта; продолжительность занятия 15 — 20 мин.

Большое внимание уделяется самостоятельным тренировкам пациентов, которые проводятся дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед сном), причем, как правило, пациенты ведут дневники, где описывают ощущения, испытываемые ими во время занятий.

При освоении первых двух стандартных упражнений («тяжесть» и «тепло») возникает особое состояние аутогенного погружения, которое Шульц называл «переключением» и определял физиологически как «понижение биотонуса при сохранном сознании».

Мюллер-Хегеманн объясняет это состояние снижением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствие сосредоточенности на формулах тренировки. Это состояние характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием, оно весьма близко к первой стадии гипнотического сна (сомноленции). Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы.

В первой фазе пациент ощущает тяжесть, тепло, истому, разлившуюся по всему телу. Вторая фаза характеризуется ощущением телесной легкости, невесомости, причем нередко возникают нарушения схемы тела. Третью фазу можно характеризовать как «исчезновение тела». Первая и вторая фазы могут быть дифференцированы электроэнцефалографически.

В силу значительного торможения коры повторяемые формулы становятся эффективным средством самовнушения. В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против определенных болезненных расстройств самовнушению.

Луте выделяет 5 типов формул-намерений: 1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушения «все равно»: «Глотание все равно» — при эзофагоспазме, «Цветочная пыльца все равно» — при аллергиях и т. п.

Читайте также:  Процент ответственности - психология

; 2) усиливающие, например: «Я знаю, что я проснусь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» — при энурезе; «Мой мозг говорит автоматически» — при заикании; 3) абстинентно-направленные, например: «Я знаю, что я не приму ни одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»; 4) парадоксальные, например: «Я хочу писать как можно хуже» — при писчем спазме; 5) поддерживающие, например: «Я знаю, что я не завишу от лекарств» — при астме; «Имена интересны» — при плохом запоминании имен.

Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при неврозах, а также при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.

В литературе отмечается хороший результат применения аутогенной тренировки при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, при спастических болях желудочно-кишечного тракта и запорах.

Имеются данные об удовлетворительных результатах при лечении больных язвенной болезнью, одной из причин которой, по распространенному мнению, является местный неврогенный спазм сосудов.

Аутогенная тренировка эффективна как метод лечения различных невротических расстройств речи и фонации. Однако в общей группе больных аутогенная тренировка помогает купировать лишь явления логофобии, но не излечивает заикание как системный невроз, в связи с чем необходимы занятия пациентов в специализированных психотерапевтических группах для больных логоневрозами.

Аутогенная тренировка включается в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки.

В неврологической клинике аутогенная тренировка применяется при лечении остаточных явлений органических заболеваний нервной системы с целью купирования психогенных расстройств, дополняющих и осложняющих картину органического поражения нервной системы, а также коррекции реакции личности на болезнь при сосудистых поражениях мозга, лечении остаточных явлений черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др.

Успешное снятие эмоционального напряжения и тревоги с помощью аутогенной тренировки оправдывает ее включение в многочисленные варианты методик психопрофилактики родовых болей.

Широкое применение аутогенная тренировка получила также в качестве психогигиенического и психопрофилактического средства при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях. Накоплен положительный опыт применения специальных вариантов аутогенной тренировки как метода производственной гигиены.

Противопоказаниями для применения аутогенной тренировки являются состояния неясного сознания и бреда, в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется аутогенная тренировка во время острых соматических приступов и вегетативных кризов. При выраженной артериальной гипотонии используются некоторые специальные приемы для преодоления нежелательного преобладания вагусной системы.

Упражнения низшей ступени воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (аутогенная тренировка-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис).

Стандартные упражнения аутогенной тренировки-1 автор считал лишь подготовкой к основному лечению, второй ступени — аутогенной медитации, с помощью которой и достигается аутогенная нейтрализация. Он полагал, что окончательно избавиться от невроза можно, лишь нейтрализовав отрицательные переживания.

Приемы такого самоочищения Шульц заимствовал из древнеиндусской системы йоги.

Аутогенная медитация по Шульцу. Прежде чем приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время — по часу и более.

Во время такой «пассивной концентрации» возникают различные визуальные феномены («тени», «простейшие формы», цветовые пятна и т. п.).

Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех — яркого света, шума, звучащего радио и т. п.

Первое упражнение медитации. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений.

Второе упражнение медитации. Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного цвета.

Третье упражнение медитации. Визуализация конкретных предметов.

Четвертое упражнение медитации. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п.

Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений строго индивидуальных. Например, «свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии.

Конкретные зрительные образы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявиться подсознательному.

Пятое упражнение медитации. Концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых, эмоционально значимых ситуациях. Во время выполнения упражнения тренирующийся нередко «видит» себя в центре воображаемой ситуации.

Шестое упражнение медитации. Вызывание образов других людей. Вначале следует научиться вызывать образы «нейтральных» лиц, затем — эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных пациенту людей.

Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно, карикатурно. Постепенно такие образы становятся все более «спокойными», «бесстрастными», смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации.

Это служит показателем начавшейся «аутогенной нейтрализации».

Седьмое упражнение медитации. Автор назвал его «ответом бессознательного». Тренирующийся спрашивает себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя проблема?» и т. п.

В ответ он подсознательно отвечает потоком образов, помогающих увидеть себя «со стороны» в разнообразных, в том числе и тревожащих, ситуациях.

Так достигается катарсис, самоочищение, и наступает «аутогенная нейтрализация», то есть излечение.

Анализируя описание медитативных упражнений по Шульцу, нетрудно заметить, что они сводятся к серии приемов своеобразного «аутопсихоанализа».

Соавтор Шульца по шеститомному руководству Луте вводит новые элементы в структуру метода — приемы аутогенной нейтрализации: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. Эти методы составляют основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии.

Аутогенное отреагирование по Луте. Для нейтрализации отрицательных переживаний используются приемы «повторения» тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы. Так же как и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдает полную нейтральность.

Опыт автора показывает, что мозг пациента сам «знает» , в какой форме и в каком порядке следует «высказывать материал» при аутогенной нейтрализации. Подчеркивается, что при нейтрализации высвобождается (то есть вербализуется) лишь тот «материал», который мешает нормальной деятельности мозга.

Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах.

В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Луте можно выделить пять основных правил, или условий: 1) необходимость перехода от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ничем не ограничиваемое вербальное описание любых восприятий (сенсорных образов); 3) принцип психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию; 4) соблюдение или признание внутренней динамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5) принцип самостоятельного окончания психотерапевтической работы. На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют 7 — 10 дней.

Аутогенная вербализация по Луте. Этот прием в значительной степени аналогичен аутогенному отреагированию, однако осуществляется без визуализации представлений.

В отличие от аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненные переживания) поддается точному описанию. Вербализация определенной темы (например, «агрессия», «желание», «страх» и т. п.

) проводится в состоянии аутогенного расслабления и продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего. При аутогенной вербализации предполагается, что пациент знает «тему», которая содержит «мешающий материал».

По сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собой ассоциативный эксперимент, предложенный еще Юнгом для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается возможность ускорения реализации навыков, полученных в процессе аутогенной тренировки, путем использования принципа биологической обратной связи (электромиографической, электроэнцефалографической, температурной, обратной связи ритма сердца и др.).

В основе биологической обратной связи (англ. — biofeedback) лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем внешней обратной связи.

Метод биологической обратной связи применяется только в тех случаях, когда обеспечивается предъявление информации о состоянии физиологических функций для того же индивида, который генерирует данную физиологическую информацию, является ее источником.

В обычных условиях мы не получаем точной количественной информация о состоянии физиологических функций, скажем, частоте пульса или величине артериального давления. Однако с помощью биологической обратной связи, которая позволяет регистрировать тончайшие изменения физиологических процессов, можно научиться сознательно управлять ими.

Методы, основанные на использовании биологической обратной связи, применяются в различных областях медицины: для управления биоэлектрической активностью мозга у больных эпилепсией, направленного на подавление патологических паттернов ЭЭГ; для повышения эффективности восстановительной терапии постинфарктных больных; при лечении различных видов головной боли.

Анализ результатов исследований, выполненных Коэном и сотр.

по применению биологической обратной связи у больных мигренью, показал: 1) прямые физиологические изменения исследовавшихся систем не коррелируют с терапевтическим результатом, к тому же достаточно скромным; 2) не имеет значения метод биологической обратной связи (черепные артерии, электромиограмма, температура).

Поэтому механизмы терапевтического эффекта следует искать не только в изменениях, касающихся физиологических систем.

Вероятные объяснения таковы: 1) эффект плацебо благодаря участию пациентов в эксперименте (составление ими специальных диаграмм) и вниманию к ним со стороны исследователей; 2) регрессия «к середине», так как пациенты ищут помощи в тот момент, когда им особенно плохо; 3) эффект общей релаксации; 4) познавательный эффект от переживания биологической обратной связи — возникающее у пациента представление о собственном контроле над физиологической системой. Последний пункт особенно интересен. Пациенты утверждают, что биологическая обратная связь учит их навыкам самоконтроля, которого, по их мнению, у них никогда раньше не было. Поэтому не степень физиологического изменения выступает в качестве критической величины, а степень веры пациента в свои возможности осуществлять контроль. Если это так, то этот эффект можно учитывать при попытках оптимизации терапевтического результата. О необходимости учета при использовании методики биологической обратной связи психологических факторов (повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.) свидетельствуют также данные и других авторов.

В литературе последних лет подчеркивается, что биологическую обратную связь (и соответственно тренинг релаксации) следует рассматривать лишь как один из подходов к лечению человека в целом и применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами.

«Излечение» от гипертонии, скорее всего, потребует чего-то большего, чем сознательная попытка пациента снизить у себя кровяное давление. Понизить артериальное давление (или прекратить боль) — не значит изменить жизненные обстоятельства, которые сформировали стереотипизированную реакцию.

Ставится также под сомнение, сможет ли или даже захочет ли пациент управлять своими телесными функциями в лихорадочном, быстро меняющемся окружении вне лаборатории и клиники.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

Источник: http://bookwu.net/book_psihoterapiya_870/76_autogennaya-trenirovka

Ссылка на основную публикацию