Психология развития — психология

Возрастная психология, человека. Предмет возрастной психологии

Психология развития - психология

Р.Ф. Хасанов

Данная статья задумана для широкого круга читателей. Она будет полезна как людям, которые увлекаются психологией, так и студентам психологического факультета. Возможно, опытные психологи также смогут освежить в памяти давно пройденный материал и применить его в своей практике. А если Ваш доминирующий психотип «Аналитик», то сможете насладиться манерой подачи информации.

В течении всей жизни человек постоянно меняется. Когда ребенок маленький, он готов излучать сплошной позитив. Его окружает много нового, неизведанного, великолепного! Молодежь очень романтична. Моменты первой влюбленности, мечтаний, переживаний заставляют их трепетать и радоваться. Во взаимодействии с миром молодые люди радикальны. С возрастом человек начинает иначе смотреть на жизнь.

Достигая пожилого возраста, многие люди видят окружающий мир сквозь свою призму. Зачастую у большинства пожилых людей уже сформирован стереотип, что мир враждебен. Некоторые начинают испытывать чувство страха перед внешним миром. Пожилые люди настроены на все скептически и консервативно. В каждом возрасте психологи выделяют свои особенности. Также есть понимание кризисов разных возрастов.

Здесь считаю уместным ещё напомнить, что существуют разные определения возраста. У каждого человека есть календарный возраст, чаще его называют паспортный. Он отображает, сколько лет живет тот или иной человек от момента рождения до сегодняшнего дня. Вторым считается возраст биологический.

Он дает понимание, на сколько наше тело молодо или старо. Биологический возраст может очень сильно отличаться от паспортного.

Если человек всю жизнь живет в экологически благоприятном районе, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, у него не отягощенная наследственность, нет вредных привычек, то  его тело может быть молодо. Соответственно и биологический возраст будет меньше паспортного. Третьим обычно называют психологический возраст.

  Для определения этого возраста применяют два показателя. Первый показатель – это как человек сам ощущает себя (молодым, взрослым, старым). Второй показатель внешний. Это объективный показатель степени развития человека.

В психологии давно выделено целое направление, которое изучает особенности психического развития на протяжении всей жизни человека.

Давайте вместе с Вами структурируем и обобщим море информации о возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука:

Планирую изложить:

  1. Возрастная психология как понятие
  2. Признаки Возрастной психологии как науки

Возрастная психология как понятие

Смирнова Е.О.Петровский А.В.Головин С.Ю.
это наука, изучающая факты психической жизни на разных этапах онтогенеза.это наука, изучающая условия, движущие силы психического развития от рождения до старости.это наука, изучающая закономерности, условия психического развития, становление деятельности, свойств личности в разных возрастах.
Общее определение: Возрастная психология — это наука, изучающая факты, условия, закономерности, движущие силы психического развития во взаимосвязи с возрастом.

Психология — это наука об особенностях психики человека.

Признаки Возрастной психологии как науки

  1. Объект – предмет
  2. Цели – задачи
  3. Методология – методы
  4. История – научные проблемы

Объект Возрастной психологииПсихическое развитие во взаимосвязи с возрастом.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи связанное с отражением и регуляцией.

Психика отражает окружающий мир и регулирует свое поведение.

Структурные компоненты психики:

1) Познавательные психические процессы (ППП)Борис Михайлович Кедров предложил все ППП представить в виде генетической лестницы от самого примитивного к самому сложному. Их семь:1. Ощущение                                7. В 2. Восприятие                                   ни 3. Память                                           ма 4. Воображение                                ни 5-6. Мышление + речь                    е3) Психические свойства:1. Темперамент холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (злопамятный флегматик — медленная скорость нервных процессов, быстро может простить холерик — быстрая скорость нервных процессов) 2. Характер 3. Направленность личности: экстраверт, интроверт, амбиверт 4. Латеральность: право (леворукие) — и левополушарные (праворукие), амбидекстрия(одинаково развиты обе руки) 5.  Модальность: визуалы (арт-терапия, проективное рисование), аудиалы (сказкотерапия, музыкотерапия), кинестетики (пальчиковая арт-терапия, танцевальная терапия)6. Способности
2) Психические состояния (ПСТ)1. Эмоциональные 2. Волевые3. Интеллектуальные4) Психические образования:1. Знания 2. Умения 3. Навыки4. Привычки

Здесь хочу чуть больше заострить ваше внимание на психических состояниях. Если на уроке у преподавателя дети сидят на волевых, то вовлеченность в процесс обучения будет минимальна. А если это лектор, которого приглашают с выступлениями? Пригласят ли его повторно? Вряд ли.

У ребенка дошкольника, раннего школьного возраста запускаются изначально всегда эмоциональные состояния. Если воспитатель, учитель напугал ребенка, эмоциональные состояния выключились, выключатся волевые и интеллектуальные.

Можно вспомнить школьные годы. У многих была учительница, которая заходя в класс, вела пальчиком в журнале, смотря кого сейчас спросит. Если выключались эмоциональные состояния, то сразу переставали работать и интеллектуальные. Вставая мы в ужасе не помнили, что надо говорить (Педагогическая субстрессия).

Доказано нашими российскими психологами, что если в течении месяца учитель позволяет себе дискредитировать ребенка, унижая его, обзывая (дегенерат, идиот, … ты никогда не сможешь выучить математику даже на тройку), через месяц дать ребенку элементарное математическое задание, ребенок нормально будет его решать, до того момента как этот учитель войдет в класс, где он решает, и просто мимо него пройдет. Ребенок действительно перестает соображать. У него выключаются интеллектуальные состояния.

Объект — Психическое развитие

Архаичное видениеНовое видение
Выготский Лев СеменовичСлободчиков Виктор Иванович
Это процесс качественно-количественных измений в психической сфере человека, связанный с появлением психических новообразований.Это многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.
Психическое развитие — это процесс становления (практика 40%), формирования (обучение 40%), саморазвития (20%).

Предмет возрастной психологии – это изучение условий, движущих сил и закономерностей психического развития во взаимосвязи с возрастом.

КИТРВПФ – культурно историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)

Условия психического развития – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые не являются движущими силами, но определяют динамику психического развития и конечный результат.

Движущие силы – это совокупность причин, которые являются источниками психического развития и всегда направляют развитие в нужное русло.

Закономерности психического развития – это совокупность общих и частных законов, которые позволяют описывать психическое развитие и управлять им.

Цель возрастной психологии – создание единой общеевропейской концепции, интерпретации возрастного развития с учетом психических новообразований в границах возраста.

Задачи возрастной психологии:

Теоретические

  1. Изучить закономерности психического развития их взаимосвязь с возрастной динамикой.
  2. Обосновать движущие силы психического развития, обуславливающие наиболее эффективный процесс психического становления.
  3. Охарактеризовать условия полноценного психического развития.
  4. Выделить факты психического развития наиболее иллюстрирующие психологическую картину возраста.

Практические

  1. Разработка методической базы для контроля за ходом психического развития.
  2. Осуществление психологической помощи в период возрастных кризисов.
  3. Определение рекомендаций по построению эффективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.
  4. Разработать модель преемственности работы специалистов по оптимизации психического развития с учетом возраста.

Такая структурированная подача материала помогла огромному количеству студентов психологических факультетов разобраться с возрастной психологией и  сдать экзамены по данному предмету. В следующей статье планирую осветить методологию возрастной психологии и законы психического развития. Буду рад продолжению нашего общения…

Источник: http://zabolel.info/psychology/vozrastnaya-psihologiya

Читать

Читать

Психология развития – это наука, изучающая основные закономерности и движущие силы изменения психики человека на протяжении его жизни.

Поскольку предмет этот относится к числу базовых для психологов и педагогов, то к настоящему времени создано множество учебников и учебных пособий, подготовленных на высокопрофессиональном уровне. Студентам есть из чего выбирать.

Читайте также:  Гомосексуальность и термины - психология

Однако именно это обстоятельство, по-видимому, и затрудняет изучение данной весьма объемной по содержанию дисциплины.

При подготовке настоящего учебного пособия авторы руководствовались несколькими сугубо практическими соображениями. Прежде всего, имея значительный опыт преподавания психологии развития как учебной дисциплины и не оставляя эту практику, мы хотели обеспечить собственных студентов таким пособием, в котором они могли бы найти все ответы на вопросы, которые мы сами же им и задаем.

Это можно обозначить как задачу-минимум. Оптимальным результатом изучения психологии развития по нашему учебнику мы считаем приобретение студентами навыка различения достоверного и недостоверного знания и освобождение от некоторых предрассудков, касающихся человеческого развития.

И, наконец, задача-максимум – это понимание студентами основных закономерностей психического развития и областей их действия.

В книге представлены основные, наиболее важные сведения из области методологии и фактологии психологии развития, показана преемственность возрастных этапов и обозначены их содержательные особенности. Отличием учебника является знакомство с разработанной Г. Хакеном и И.

Пригожиным методологией синергетики (науки о развитии, взаимодействии и самоорганизации), без которой сегодня невозможна ни одна генетическая наука, а также реализация всевозрастного подхода, разработанного известным немецким геронтопсихологом П. Бальтесом.

Продолжая традиции отечественной школы психологии развития, мы, естественно, уделяем большее внимание достижениям советских и российских ученых, однако останавливаемся и на авторитетных данных, полученных в рамках иных научных направлений, поскольку поиск истины – это цель интернациональная.

Мы старались построить учебник, следуя несколько оттесненному современной педагогической практикой принципу доступности. На наш взгляд, он отражает уважительное отношение к студентам, которые, конечно же, имеют много возможностей расширять свой научный кругозор за счет научных трудов.

Данная работа – итог нашего диалога с коллегами и студентами, которым мы и выражаем глубокую благодарность.

Авторы

Среди областей культуры, посвященных познанию человека, психология развития, которую иногда также называют генетической психологией, занимает значительное место. Постараемся его определить посредством сопоставления с другими областями.

Представления о том, как развивается человек, могут черпаться из различных других источников, помимо науки. Первым в этом ряду является собственный личный опыт – источник бытового знания психологии человека, которого часто бывает достаточно для того, чтобы определить приблизительно возраст человека и те особенности и проблемы, которые этим возрастом обусловлены.

Это знание необобщенное, бессистемное, интуитивное, которое не может быть распространено на закономерности развития человека вообще. И если некто встречается с явлением, которого не было в его собственном личном опыте, то он может его не распознать (например, представители негроидной или монголоидной рас имеют несколько иные проявления старения по сравнению с европеоидами).

Вторым источником знаний о становлении человеческой психики является религия — область культуры, основанная на вере и максимах (предписаниях-правилах, содержащих нормы поведения, в том числе и по отношению к людям разного возраста, старикам и детям).

Священные тексты позволяют нам почувствовать, как менялась ценность каждого возрастного периода в дохристианские времена.

Религиозное знание по своей природе догматично, постулирует без доказательств некоторые общие свойства человеческой природы, поэтому фиксирует в основном неизменное в психике человека. Мифы, сюжеты и символы священных книг закреплены в архетипах (по К.Г.

Юнгу, явлениях коллективного бессознательного, включающих типичные ситуации и опыт их переживаний). Очень часто в сложных случаях практической психологии религиозное познание может служить источником психотерапевтической поддержки человека.

Современные представления о психике людей и ее развитии многим обязаны искусству – исторически обусловленной области культуры, обращенной к субъективному опыту человека.

Искусство дает возможность самостоятельно находить решения человеческих проблем, дает свободу творчества, не связанную никакими понятийными и методологическими рамками.

Однако это свойство познания через искусство обусловливает не только такие его сильные стороны, как эмоциональность воздействия, пробуждение новых чувств у воспринимающего (зрителя, читателя, слушателя), но и слабые: искусство воздействует на человека, только если содержит личностно значимую для него информацию.

Поэтому создатель произведения искусства никогда не может вполне представлять себе то, что «вычитывает» адресат в его послании. Восприятие произведения искусства – всегда совместное творчество. Искусство лежит в основе арттерапевтических техник коррекции и развития – через сказку, скульптуру, рисунок и так далее.

И, наконец, наука — это область познания, основанная на доказательствах.

Она объективна (подразумевает объективную проверку знаний, всем открытых в своем неизменном содержании), способна к самоотрицанию (время от времени новые факты и наблюдения приводят к перестройке научной теории и, наоборот, положения, которые прежде считались ненаучными, после проверки могут быть включены в сферы научных фактов) и стремится к созданию единого общенаучного языка терминов (в отличие от житейских научные понятия всегда должны строго определяться). Наука требует сомневаться во всех положениях и фактах, пересматривать и обновлять их и ничего не принимать на веру. Поскольку, однако, научное знание всегда есть результат концептуализации (разработки взгляда на реальность конкретными людьми), то абсолютно объективным оно также быть не может. Абсолютная валидность (пригодность) – это предел развития научного знания, который никогда не может быть достигнут.

Каждая наука имеет свой объект – часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект привлекает внимание и других научных дисциплин.

Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, социальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека.

Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.

Итак, психология развития – это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов; генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально-волевых процессов, общения в фило– и онтогенезе. В сущности, этот раздел включает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология — наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также об изучении закономерностей возникновения и развития психики плода и новорожденного.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=536727&p=1

Психология развития

  • Особенности ролевого поведения у детей с отставанием в развитииВ дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра определяет главные направления детского развития. Базовым компонентом её является ролевое поведение. Специальные исследования показали, что при наличии любых проблем в развитии сюжетно-ролевая игра оказывается в зоне риска и не приобретает статуса ведуще…Читать дальше →
  • Особенности когнитивной деятельности здоровых подростковВ подростковом возрасте происходит перестройка всей познавательной деятельности, что вызывает особый интерес и дискуссии у специалистов. В процессе этой перестройки подростки нередко демонстрируют необычные, неожиданные для своего возраста результаты, проявляя известную дисгармоничность развития (…Читать дальше →
  • Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движенияВ современныхусловиях социально-экономического развития общества социально-психологическийпортрет современного подростка претерпел значительные изменения, по сравнению с образом молодого человека советского и постсоветского периода. Исследованию этой проблемы посвящены многочисленныеработы социол…Читать дальше →
  • Психология профессионального самоопределенияПроцесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого период…Читать дальше →
  • Школьное самоуправление — необходимое условие жизни школыКогда мы говорим слова “школьное самоуправление”, мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети играют в демократию. Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальномучастии обществественности в уп…Читать дальше →
  • Вальдорфский детский садИстория создания. Вальдорфская педагогика возникла в Германии в начале ХХ века. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году и финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория». Поэтому и школа была названа вальдорфской. Основатель вальдорфской школы – Рудольф Штайнер (1861-1925) …Читать дальше →
  • Инструментальное развитие познавательной и учебной мотивации в детском возрастеИнструментальный метод был предложен Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка. Инструментальный метод предполагает использование психологических орудий, или инструментов, являющихся искусственными образованиями, социальными по своей пр…Читать дальше →
  • Концепция речемышления Л.С. Выготского и анализ связной речи у детейВ соответствии с концепцией речемышления Л.С. Выготского «мысль не оформляется, а формируется в слове». Это формирование предполагает прохождение пути «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем — в значениях…Читать дальше →
  • Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себеСамоуважение является одним из наиболее существенных свойств личности, определяющих взаимоотношения человека с его окружением. Диагностика самоуважения является важной задачей психодиагностической работы с подростками, поскольку для подросткового возраста, особенно в период кризиса, характерны ни…Читать дальше →
  • Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольниковСоциализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с …Читать дальше →
  • Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развиваюВ теории учебной деятельности содержательная сторона действий ученика описывается как имеющая одновременно две ориентации: целевую – на реальные предметные условия осуществления деятельности и социальную – на другого. Ориентация на другого –сверстника нашла отражение в работах Д…Читать дальше →
  • Способы регуляции поведения у детей дошкольного возрастаОдной из основных проблем, характерных для психологических исследований, проводимых в русле теории Л.С. Выготского, является проблема опосредствования и роли средств в психическом развитии ребенка. Для психологов развития, работающих в данной парадигме, центральным остается вопрос о генезисе опос…Читать дальше →
  • Куклы нашего времениВ последнее время кукольный мир наших детей кардинально изменился. Традиционные пупсы и нарядные девочки-красавицы все более вытесняются невиданными раньше образцами, которые удивляют, поражают воображение и естественно притягивают и детей и взрослых, как все новое и модное. Что несут эти новые и…Читать дальше →
  • Психологическая служба раннего возрастаРанний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжел…Читать дальше →
  • Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детскихРаспад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспита…Читать дальше →
  • Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникамВ ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие — не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются н…Читать дальше →
  • Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.ЛисинойОдна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым.Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась (и признается) большинством западных и о…Читать дальше →
  • Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрастеПроблема становления и развития межличностных отношений детей привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, W. Damon, K. Rubin и другие). В то же время сам пр…Читать дальше →
  • Воспитание здорового образа жизни среди учащихся начальных классовВ последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников.Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей.Действительно, если мы научим детей с самого раннего возра…Читать дальше →
  • Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возрастаСовременное общество предъявляет все более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников. Дети должны не только владеть определенной информацией, но и анализировать ее, выделять причинно-следственные связи. Это требует создания определенных условий для развития познавательной деяте…Читать дальше →
  • Теория привязанности: концепция и экспериментРабота выполнена при поддержке Международного научного фонда.Теория привязанностей является в настоящее время одним из самых популярных направлений как в американской, так и европейской психологии. Зародившись в недрах глубинной психологии, теория привязанности оформилась в самостоятельную научну…Читать дальше →
  • Осознание своего опыта детьми в семье и в детском домеДошкольное детство обычно рассматривают как период особой восприимчивости детей к новому, сензитивности для многих психических новообразований. Свежесть и яркость детского восприятия, отзывчивость на непосредственные впечатления принято считать неотъемлемыми характеристиками детского сознания. Од…Читать дальше →
  • Исследование общения дошкольников со сверстникамиПроблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверст…Читать дальше →
  • Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизТезис о том, что отношения ребенка со взрослым опосредствуют его отношения с предметным миром, в настоящее время стал общепринятым в советской психологии. Однако конкретные механизмы этого опосредствования на разных этапах онтогенеза изучены недостаточно. Для многих этапов остается неясным, какие…Читать дальше →
  • Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьиСистема общественного воспитания до школьников — важное завоевание социализма в нашей стране. В настоящее время большинство детей посещают детские сады. Педагогическая наука и практика утверждают, что общественное воспитание детей дошкольного возраста в сочетании с семейным способствует их …Читать дальше →
  • Где спрятался зайчик?Обучающая задача. Нужно не просто ответить, где спрятан зайчик, но и отгадать, почему он здесь спрятался. В решении этой задачи нужно применить не только имеющиеся знания, но и находчивость, догадливость, т.е. элементы творческого мышления. Характер игры. Игра-задача, требующая от ребенка целенап…Читать дальше →
  • Оцениваем качество игрушекУ большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка …Читать дальше →
  • Воспитывать, играяМаленькие дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям и воспитателям. Обычно взрослые пытаются воспитывать детей прямыми указаниями и наставлениями: «Не шуми», «Не сори», «Веди себя прилично». Но это не п…Читать дальше →
  • Эстетическое воспитание в вузеСовременные высшие учебные заведения, являясь неотъемлемым ин­ститутом общества, ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избран­ные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Российские вузы осущес…Читать дальше →
  • Особенности разрешения ситуаций неопределенности старшими дошкольникамиВ нашем исследовании мы попытались выявить возможность продуктивного преобразования детьми дошкольного возраста ситуаций неопределенности в том случае, когда ожидания ребенка не совпадают с действительным развитием ситуации Наш эксперимент был основан на предположении о том, что в ситуации, когда…Читать дальше →
  • Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольниковНаше исследование посвящено изучению возможности развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста. Под метакогнитивными функциями мы понимаем:способность оценить адекватность используемой стратегии для решения конкретной задачи;возможность (наличие способов) создания новых средств. …Читать дальше →
  • Диагностика дошкольниковПсихологическая работа с дошкольникамиКомментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-…Читать дальше →
  • Психология болиПосмотри на себя через больПредлагаемый вашему вниманию материал не является претензией на научный труд или панацеей от всего на свете. Я всего лишь постараюсь поделиться своим опытом познания того, как осознание целостности себя как единство интеллекта, души и тела может изменить практически люб…Читать дальше →
  • Возрастные кризисыКризисы психического развития — традиционный предмет психологического анализа. Начиная с П.П.Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозмож…Читать дальше →
  • Развитие внимания.Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.Историю развития внимания, как и многих …Читать дальше →
  • О страхеСтрах как ощущение или чувство просто так, сам по себе, никогда не возникает. Может быть вы найдете ответ на свой вопрос?У человека существует три основных вида стрессов. К ним относятся: чувство вины, страхи, злоба.1) Чувство вины вызывает у человека слабость, усталость, депрессию, апатию, воспр…Читать дальше →
  • Управление своим мозгомЯ бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов — чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять собственным мозгом.Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным, — возможно, о том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение, ч…Читать дальше →
  • Введение в психологию развитияСовременная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и п…Читать дальше →
  • Способности нашего подсознанияПочему жизнь одного человека омрачена печалью, а у другого сияет в лучах солнца? Почему у одного человека – богатство и уважение, в то время как его сосед терпит бедность и лишения?Почему один мучается от неуверенности и страха, в то время как другой с уверенностью смотрит в будущее?Почему …Читать дальше →
  • Самоизменение мозгаЭта статья посвящена революционным исследованиям в области человеческого мозга, доказавшим, что головной мозг может изменяться, трансформироваться. Все это зафиксировано учеными и врачами, а также их пациентами, наблюдавшими столь ошеломительные изменения. Без операций и медикаментозных воздейств…Читать дальше →
  • Этапы жизни ребенка: от доверия до активности«И в кого он такой?», «Откуда в моем ребенке такое, ведь никто не учил его этому?» «Ну и характер!». Типичные реакции всех без исключения родителей, не так ли? Учеными еще в 19 веке было установлено, что лишь 30 % в характере человека можно отнести за счет нас…Читать дальше →
Читайте также:  Ханжа - психология

Источник: http://allmystic.ru/categories/11

Актуальные проблемы психологии развития

Актуальные проблемы психологии развития

Психологическая наука делится на несколько отраслей. Среди них и психология развития. Это психологическое направление, которое изучает закономерности в развитии психики и личности человека. Области исследования – это особенности психологического развития ребенка, генетическая и психология современного образования.

Об истории психологии развития

Основателем данного направления можно смело назвать американского психолога Стивена Холла. В своей лаборатории в 1880-е гг. он начал работу над систематическим изучением развития детей и подростков на разных возрастных этапах.  Основной метод исследования, который избрал Холл, были опросники.

Через некоторое время исследователь решил включить в область своего изучения процессы обратного развития, связанные со старением. Именно так была очерчена основная область изучения в психологии развития.

Психология развития в России 

Данное направление в отечественной психологии стало самостоятельной областью лишь недавно. Хотя исследования в данном направлении ведутся еще с начала прошлого столетия. Особый вклад в этой области принадлежит Л.С. Выготскому и его школе.

Вся проделанная им работа стала одним из принципов методологии культурно-исторической теории.

 Важность данного направления сложно переоценить, так как данные исследования помогают решить многие вопросы и проблемы не только в детской, но и в общей психологии.

Что является центральной проблемой психологии развития? Главной и основополагающей остается проблема факторов, которые определяют психическое развитие. Ее рассматривают с точкизрения разных форм – это соотношение роли биологических и социальных факторов, среды воспитания и наследственности, процесса обучения и созревания, движущих сил и условий развития и т.д.

Еще одной важной проблемой изучения для психологии развития можно назвать стадии развития и  закономерности их смены. Другими словами, это вопрос периодизации развития личности и психических процессов.

Читайте также:  Эготизм - психология

Особняком среди вопросов психологии развития стоит  изучение особенностей развития психики человека и животного.

Актуальные проблемы психологии развития (по Давыдову)

Известный отечественный психолог В.В. Давыдов внес огромный вклад в  развитие психологической науки. Именно он поставил перед психологами-исследователями новые актуальные проблемы.

Решать их предстоит, как современникам, так и последующим специалистам.

Перечислим наиболее важные из них: индивидуальные варианты развития личности детей, влияние вне образовательных сфер деятельности на развитие детской личности и др.

В своих трудах известный русский исследователь указывал на необходимость постоянно продолжать изучение детской психологии. Также на создание развернутой периодизации развития психики, которая отвечала бы характеру современного ребенка.

Особое внимание Давыдов отводит проблеме переломных периодов в развитии психики ребенка. По-прежнему остается актуальной работа над симптоматикой переломных и сензитивных периодов в психическом развитии детей.

Вышеперечисленные проблемы, на первый взгляд, могут показаться сугубо теоретическими, но это не так. Для того, чтобы работать на практике необходимо иметь четкие теоретические основы. Именно от решения этих вопросов зависит содержательное наполнение системы образования подрастающих детей.

Решение проблем психологии развития не возможно без междисциплинарных исследований. Именно поэтому наблюдается тесное взаимодействие со смежными областями, такими как общая и сравнительная психология, клиническая и дифференциальная, а также психогенетика, социобиология, антропология, этнография и др.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/aktualnye-problemy-psihologii-razvitiya

Ссылка на основную публикацию