Психологические особенности — психология

Психологические особенности

Поиск Лекций

Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Развивается процесс торможения в коре головного мозга ребенка, что позволяет ему лучше контролировать себя, обдумывать последствия своих действий, прежде чем что-либо предпринять.

В этом возрасте совершенствуются основные естественные движения. Прежний интерес лишь к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий.

Радость и удовлетворение доставляют не только сама двигательная деятельность, но и достижение той цели, которая ставится при определенном действии.

Движения становятся все более точными, координированными.

Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще слабое, поэтому недостаточна и способность к длительной продуктивной работе и длительному мышечному напряжению. Поэтому дети 7–11 лет быстро утомляются.

В ходе перестройки организма подростка могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним видом, низким – у мальчиков – и высоким – у девочек – ростом и т.п.

Эти изменения имеют опосредованное значение – они преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнение себя с другими.

Условно выделяют как внешние, так и внутренние – биологические и психологические – предпосылки.

Внешние предпосылки.

Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость выработки собственной позиции, независимости от непосредственного влияния взрослых, введения общественно полезного труда в программу школьного обучения. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье: помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться; подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание: появляются новые гормоны в крови, происходят влияние на центральную нервную систему, бурный рост тканей и систем организма. Выраженная неравномерность созревания различных систем организма в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема развития различных интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Этот знаменитый педагог выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

· эгоцентрическая – интерес к собственной личности;

· доминанта дали – установка на большие масштабы;

· доминанта усилия – тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

· доминанта романтики – стремление к риску, героизму, к неизвестному.

В подростковом возрасте у детей происходят изменения в развитии высших психических функций, а также в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценку нравственных ценностей; устойчивые собственные моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях и еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием мнений сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива.

Нравственные идеалы по мере взросления становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца поведения.

Центральные новообразования могут быть следующими: абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками, родителями и учителями.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

· подражание внешним проявлениям взрослых – стремление походить на них внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии;

· ориентация на качества взрослого – стремление обладать чертами характера взрослого человека, например у мальчиков – качествами «настоящего мужчины»: силой, смелостью, волей и т.д.;

· взрослый как образец деятельности – формирование социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей. Это формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.;

· интеллектуальная взрослость – стремление что-то знать и уметь по-настоящему: происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, способных создавать условия для самоутверждения подростков.

Ведущие позиции в этом возрасте начинают занимать общественно полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых; она создает возможность реализации подростками своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя их стремление в процессе общения не брать, а давать.

Каждому подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения является стремление найти среди них свое место, причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям.

Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и родителей. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

В общении как деятельности происходит усвоение им социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяются потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в процессе анализа действительности.

Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение, рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции, у него появляется взрослая логика мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения лексикона, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

Читайте также:  Работа с возражениями - психология

Источник: https://poisk-ru.ru/s2962t5.html

Индивидуально-психологические особенности личности

Индивидуально-психологические особенности личности представляют собой совокупность черт, которые позволяют характеризовать личность, выделяют ее и придают ей индивидуальность. Свои особенности есть у конфликтных людей, у творческих лиц, у прирожденных руководителей. Мы рассмотрим характерологические особенности личности в этих трех случаях.

Психологические особенности конфликтной личности

Существуют разные типы конфликтных личностей, и каждый из них имеет свои особенности. Мы рассмотрим их вкратце:

  1. Демонстративный тип: стремится быть в центре внимания, ведет себя эмоционально, в ходе конфликта чувствует себя комфортно.
  2. Ригидный тип: человек подозрителен, прямолинеен, с завышенной самооценкой, сложно принимает точки зрения окружающих, обидчив, некритичен к себе.
  3. Неуправляемый тип: импульсивен, непредсказуем, агрессивен, винит во всем других, не извлекает уроков из прошлого.
  4. Сверхточный тип: скрупулезный, тревожный, внимателен к деталям чрезмерно, страдает от своих неудач, сдержан.
  5. «Бесконфликтный» тип: часто меняет мнение, внушаем, зависит от мнения других, не видит перспективу, не видит связи в причине и следствии.
  6. «Танк»: грубый, эгоистичный, бесцеремонный, озабоченный собственным авторитетом, считает, что ему все должны уступать.
  7. «Пиявка»: этот человек не грубит и не кричит, но после общения с ним ухудшается настроение и самочувствие, умеет подключить человека к своим проблемам и заставить из-за них переживать.
  8. «Вата»: уступчивый человек, который на словах соглашается, но не выполняет обещанного из-за «непредвиденных обстоятельств», о которых он не говорит вовремя.
  9. «Обвинитель»: виноваты все, кроме него, и это конкретные люди; вечно недоволен и постоянно об этом говорит.
  10. «Всезнайка»: перебивает, выпячивает свою компетентность и умственное превосходство.
  11. «Пессимист»: достает окружающих критическими замечаниями, нередко правдивыми.
  12. Пассивно-агрессивный: стремится достигнуть целей за счет других.
  13. «Сверх покладистый»: согласен со всеми и во всем, предлагает свою помощь, но потом ничего не делает.

Принимая во внимание особенности личности, можно не только понять, к какой группе относится человек, но и найти к нему подход.

Психологические особенности личности руководителя

Руководитель отличается высоким уровнем психической деятельности, что позволяет ему воздействовать на ум и чувства других людей. Рассмотрим качества личности руководителями более подробно:

  1. Умение запоминать и удерживать в памяти все необходимое.
  2. Оптимизм.
  3. Устойчивость взглядов.
  4. Сдержанность.
  5. Психологический такт.
  6. Умение слушать и говорить.
  7. Интерес к общению с людьми.
  8. Наличие практического ума.
  9. Подлинный авторитет.
  10. Креативность.
  11. Способность убеждать.
  12. Толерантность к недостаткам.
  13. Объективное отношение к подчиненным.
  14. Наличие воли, умение действовать мягко.
  15. Наблюдательность.

Такие особенности личности делают человека талантливым руководителем, способным вести за собой людей.

Психологические особенности творческой личности

  1. Рассмотрим черты и способности, которые необходимы творческому человеку, чтобы считаться действительно талантливым:
  2. Способность видеть тонкие нюансы, наблюдательность.
  3. Способность к творческому восприятию.
  4. Способность к абстрагированию от реальности.

  5. Способность к обобщению.
  6. Цельность восприятия.
  7. Отличная память.
  8. Гибкость мышления и интеллекта.
  9. Легкость генерирования идей.
  10. Способность к доведению до конца.

Если у человека есть хотя бы часть необходимых черт, это делает его талантливым творческим деятелем.

В этой статье мы расскажем о феномене толпы, его особенностях и причинах возникновения тех или иных действий и эмоций, объединяющих толпу в одно целое.

Людям свойственно все классифицировать и характер мужчины не исключение. В этой статье мы расскажем подробно о том, какими типами характера обладают представители сильного пола.

Как манипулировать людьми?Эта статья расскажет о секретах манипуляции людьми. Вы знаете о самых простых и доступных методах манипуляции, которые, тем не менее, достаточно эффективны, но применяя эти методы нужно не забывать о совести и человечности.Что заставляет людей улыбаться?В этой статье мы поговорим об улыбке. Вернее о том, что заставляет людей улыбаться, что позволяет самим одаривать людей улыбками и вызывать подобную реакцию в ответ.

Источник: http://kak-bog.ru/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti

Содержание и свойства национально-психологических особенностей людей

Говоря о национально-психологических различиях в психологическом облике народов надо учитывать различные уровни развития экономики, особенности внешних связей, формах внутреннего общения, т.е. экономические и социально-политические условия.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

  1. cтруктурообразующая сторона включает структуру национальной психологии, национальный характер (исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей нации, определяющих привычную манеру поведения и образ действий), национальные чувства и настроения (эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям), национальные интересы и ориентации (явления, отражающие мотивационные приоритеты) и национальные традиции (сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого).
  2. динамическая сторона включает национально-психологические особенности. Можно выделить 4 сферы: мотивационно-фоновая (характеризует побудительные силы деятельности, показывает своеобразие мотивов и целей), интеллектуально-познавательная (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики), эмоционально-волевая (эмоциональные и волевые качества), коммуникативно-поведенческая (информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения).

Национально-психологические особенности:

  • МОТИВАЦИОННО-ФОНОВЫЕ (работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия),
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (степень приверженности к логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, характер организации мыслительной деятельности),
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (глубина, целостность, активность и избирательность восприятия, полнота и оперативность представлений, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания),
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств),
  • ВОЛЕВЫЕ (специфика национальной установки на волевую активность, устойчивость волевых процессов, длительность волевых усилий),
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ (характер взаимодействия, общения и взаимоотношений между людьми, сила сцепления в группах, сплоченность и отчужденность).

СВОЙСТВА: Невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю, что затрудняет их анализ. Особенности обладают способностью детерминировать характер функционирования взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, придавая им особую направленность.

Не подвержены непосредственному воздействию объективной действительности и обладают консервативностью, устойчивостью и слабой изменчивостью. Многообразие. Тесная связь с классовой психологией. Национально-психологические особенности могут проявляться только через механизмы установки и стереотипа.

Проявление национально-психологических особенностей лежит на рубеже между бессознательным и сознательным, поскольку оно носит непроизвольный характер, т.е. не зависит от воли человека.

Представитель той или иной национальной общности “предрасположен” мыслить, чувствовать, действовать так, как ему диктуют национальные традиции, установленные нормы и правила поведения.

Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему: национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп лиц на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Национальная установка закрепляется в ходе исторического развития психического склада нации. Основу фиксации национальные установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной национальной общности. Национальная установка формируется в процессе деятельности: самим характером деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и извлекаются из нее автоматически. В национально-психологических особенностях национальные установки составляют внутреннее содержание.

Читайте также:  Виды запоминания - психология

ПРИНЦИПЫ, позволяющие сопоставлять национально-психологические особенности представителей разных народов:

  • Принцип четко обоснованных и достоверных показателей.
  • Принцип сравнения и сопоставления значимых величин.
  • Принцип историко-гносеологического подхода.
  • Принцип социального подхода.

Важно изучать не только национально-психологические особенности, но и знать, как они проявляются в деятельности.

Деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание, включающее в себя проявление психических состояний, процессов, образований и свойств личности.

Национально-психологические особенности влияют на деятельность, придавая ей характерную специфику на трех уровнях: национального своеобразия выполнения деятельности, нац. специфики проявляемых качеств людей, национального своеобразия морально-нравственного климата.

Функции национально-психологических особенностей:

  • Объективизация этнической специфики (утверждение в деятельности и поведении специфических особенностей индивидуального и общественного этнического сознания),
  • Регулятивная функция (отражение условий деятельности и управление ею),
  • Конструирующая (реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции).

Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в фиксированных способах поведения, позволяющих человеку справляться с трудностями, овладевать содержанием деятельности. Стабилизация.

Несмотря на наличие у представителей разных государств неодинаковых адаптационных способностей они, так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда начинается период восполнения недостатков, или, наоборот, они проявляются более выражено. Стимуляция.

Дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности людей различных национальных общностей.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/946-2010-10-01-13-42-39.html

Особенности личности человека

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого.

Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности. Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.

Во-первых, характер — это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления.

Наоборот, прорывы характера, когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны, скажем, для психопатов. Имеются в виду взрослые. Что же касается детского и подросткового возраста, то это особый разговор.

Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и собственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе, проявляется во всех ситуациях.

Во-вторых, суть тех черт, из которых складывается характер, может быть прояснена через механизмы формирования характера.

Прежде чем говорить об этих механизмах, зафиксируем основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру: характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать; характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий; есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.

У характера есть и, так сказать, макросоциальная основа. В мифе о национальном характере тоже есть доля правды. По поводу национального характера идет очень много споров в литературе.

Основная проблема ставилась так: существует ли национальный характер или нет? Выяснилось очень четко, что существуют, по крайней мере, очень сильные стереотипы в отношении национального характера, то есть что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие убеждения в существовании у других наций определенных комплексов черт.

Более того, эти стереотипы в восприятии другой нации прямо зависят от того, как эта нация «себя ведет». Так, несколько лет назад в Западной Германии проводились исследования, посвященные отношению к французам. Было проведено 2 опроса с интервалом в 2 года, однако за эти 2 года отношения между Германией и Францией заметно ухудшились.

При втором опросе резко увеличилось число людей, назвавших в числе характерных черт французов легкомыслие и национализм, и резко уменьшилось число тех, кто приписывал французам такие положительные качества, как шарм, любезность. А есть ли реальные различия между нациями? Да, есть.

Но оказалось, что, во-первых, различия всегда выделяются по небольшому числу черт по сравнению с теми чертами, по которым преобладает сходство, и, во-вторых, что различия между разными людьми внутри одной и той же нации гораздо больше, чем устойчивые различия между нациями. Поэтому справедлив приговор, вынесенный американским психологом Т.

Шибутани: «Национальный характер, несмотря на разнообразные формы его изучения, во многом подобен респектабельному этническому стереотипу, приемлемому прежде всего для тех, кто недостаточно близко знаком с народом, о котором идет речь». По сути, представление о национальном характере является формой проявления того самого типологического мышления, о котором уже говорилось.

Определенные минимальные различия, которые реально существуют (например, темперамент южных народов) и которые менее существенны, чем сходство, берутся как основа для определенного типа. Типологическое мышление, как уже говорилось, отличается, прежде всего, категоричностью (или одно, или другое), отсутствием градаций, выделением чего-то частного и раздуванием его за счет игнорирования всего остального. Таким образом, появляется мировоззренческий монстр под звучным названием «национальный характер».

Читайте также:  Работа - психология

Существует и так называемый социальный характер, то есть некоторые инвариантные особенности характера, присущие определенным социальным группам. У нас в свое время было модно говорить о классовом характере, и за этим действительно стоит некоторая реальность.

Также было модно говорить о каких-то характерологических особенностях бюрократов, управленцев и т. д. За этим тоже стоит определенная реальность, связанная с тем, что характер формируется в реальной жизни человека, и в меру общности тех условий, в которые попадают представители одних и тех же классов, социальных групп и т. д.

, у них формируются некоторые общие черты характера. Ведь характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом этой средой определяется. Во многом, но не во всем. Главное зависит от личности. Если личность направлена на приспособление, адаптацию к миру, то характер помогает это сделать.

Если, наоборот, личность, направлена на преодоление среды или на преобразование ее, то характер помогает ей преодолеть среду или преобразовать ее. Согласно наблюдениям Е. Р.

Калитеевской, адаптивность и отсутствие шероховатостей, трудностей в так называемом «трудном возрасте» фиксирует адаптивный характер и потом приводит к тому, что человек испытывает в жизни много трудностей.

И наоборот, внешне бурные проявления «трудного возраста» помогают человеку сформировать определенные элементы самостоятельности, самоопределения, которые дадут ему возможность в будущем нормально жить, активно воздействовать на действительность, а не только приспосабливаться к ней.

Вместе с тем характер нельзя рассматривать как простую сумму отдельных качеств или особенностей личности. Какие-то его черты всегда будут ведущими; именно по ним и можно охарактеризовать человека, в противном случае задача представления о характере была бы невыполнимой, так как у каждого индивида число отдельных характерных черт может быть велико, а количество оттенков каждой из этих черт еще больше. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, подтянутость и т. д.

Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и четко, чем типы характеров в целом. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б. М.

Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся: принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т. д.

Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т. д. Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям.

Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной и противоположная ей черта — замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности; откровенность и противоположная ей — скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость. Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания вместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе) и т. д. Четвертая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему — лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей — боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д. По отношению к труду характеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для второй – пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность характера объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, еще «не определившегося», не нашедшего своего места в жизни, в коллективе.

Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Однако не у всех людей их действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями.

Поведение некоторых людей зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей, от пассивного и безынициативного выполнения отдельных указаний руководителей и начальников. О таких сотрудниках говорят как о бесхарактерных.

Характер нельзя считать самостоятельной, как бы пятой, стороной общей динамической структуры личности. Характер — это сочетание внутренне взаимосвязанных, наиболее важных индивидуальных сторон личности, особенностей, определяющих деятельность человека как члена общества.

Характер — это личность в своеобразии ее деятельности. В этом его близость со способностями (их мы рассмотрим в следующей лекции), которые также представляют собой личность, но в ее продуктивности.

Человек как личность, конечно же, не сводим к характеру. Личность определяется, прежде всего, той общественной деятельностью, которую выполняет. Личность имеет социальные ориентации, идеалы, отношение к окружающим и к различным сторонам жизни, знания, умения, навыки, способности, уровень их развития, темперамент.

Личности свойственны гармоничность развития в целом, обучаемость, гибкость поведения, способность к перестройке, умение решать организационные вопросы и др. Однако и характерологические черты имеют существенное значение для понимания личности.

Чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность, больше влияет на поведение. Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт) до сих пор не увенчались успехом.

Помимо разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3616

Ссылка на основную публикацию