Действие социальное — психология

Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение

Действие социальное - психология

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.

Рис. 7.1. Социальное влияние

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

  1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.
  2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

  1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.
  2. Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.
  3. Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.
  4. Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими.

Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться).

С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное.

Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение.

Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т.е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов.

С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е.

и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?

Сами по себе они бывают разными:

  • меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной;
  • позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, необходимо иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию.

В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу.

Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реального жизненного подтверждения правоты его позиций.

Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их в сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами.

Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее.

Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом.

Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

  1. Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.
  2. Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее.

Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/130-socialnoe-vliyanie-vnushaemost-konformizm.html

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Социальная установка

4.1 Понятие социальной установки[23]

Еще в начале века Г. Оллпорт заметил, что «ни один термин не появился так быстро в современной экспериментальной и теоретической литературе. Популярность его несложно объяснить. Он был принят всеми, потому что не являлся собственностью ни одной психологической школы или мысли и поэтому замечательно служил целям различных авторов»[24].

В справедливости заявления Г. Оллпорта не приходится сомневаться. В 1968 году другой, не менее известный социальный психолог, У. МакГайр отмечал, что на долю установок в 60-годах приходилось не менее 25 % всех исследований в социальной психологии[25].

Поскольку мировая социальная психология ориентировалась и до сих пор ориентируется на американскую науку, то тема социальной установки стала центральной для социальной психологии в целом.

Но мало указать на важность того или иного явления, необходимо также дать ему определение с тем, чтобы различные исследователи, используя одно и то же понятие, вкладывали в него одинаковое содержание. Иначе они просто не поймут друг друга.

Сразу скажем, что сформулировать такое определение очень непросто. Так что первая трудность, возникающая при изучении установок, как раз и связана с определением того, что же она собой представляет.

Первоначально термин «установка» использовался в психологии для обозначения психофизиологической готовности организма реагировать на те или иные стимулы. Сам этот термин впервые появился в экспериментальной психологии: в конце XIX века немецкие психологи Л. Ланге, а позднее, Г. Мюллер и Т.

Шуман обнаружили, что в процессе повторения одних и тех же действий у человека вырабатывается определенная предрасположенность, готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию. Это-то явление и получило название «установка». Затем, уже Г.

Эббингауз соотнес установку с теми или иными психическими состояниями индивида, возникающими в процессе совершения привычного действия.

Установка – это ценностная диспозиция субъекта по отношению к объекту, выраженная во мнениях, чувствах, целенаправленном поведении.
Читайте также:  Вторичное подкрепление - психология

Главный вопрос, которым задаются психологи, вопрос о том, влияет ли установка на поведение человека. История изучения социальной установки делится на несколько этапов:

1. Установки рассматриваются как личные особенности человека. Поведение и установки рассматривались как взаимосвязанные понятия.

2. 70-80 года ХХ века. Теория когнитивного баланса, в которой личность человека рассматривается во взаимодействии с обществом, другими людьми. Установка — это некий процесс, то, что определено средой, поведением человека, это отношение между сознанием и средой. Социальная психология осмысливает поведение людей в контексте общения, взаимодействия людей.

3. Современный этап

Теория изменения установок и когнитивные направления, которые учитывают предыдущие наработки, в которых человек выступает как сложная структура, осознающая свои действия и способная изменять себя в зависимости от степени осознания себя.

Примерно в начале XX века понятие «установка» стало использоваться в других разделах и направлениях психологии. И в частности, в различных версиях глубинной психологии. Так, например, К.

Юнг положил в основание своей теории психологических типов, о которой мы упоминали в предыдущей главе, представление о психической установке.

У Юнга понятие установки представляется важным для раскрытия сложных душевных явлений, психических состояний человека, под воздействием которых вырабатываются определенные типы поведения[26].

В современной экспериментальной психологии, где измеряется скорость реакций испытуемых на определенные стимулы-ситуации, также используется понятие установки.

Понятие «социальная установка» стало широко применяться в социологической и социально-психологической литературе после выхода в свет исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого, о чем мы уже говорили.

Эти авторы определили установку как психологический процесс, который характеризует отношение индивида к социальному миру и определяется социальными ценностями (Шихирев П. Н., 1999).

При этом ценности понимались названными исследователями как внешняя, объективная сторона установки. И это действительно так. Ведь ценности изначально социальны по своей природе.

Индивид их усваивает, интериоризирует, делает их своими ценностями, а не создает их сам. Такие социальные ценности как свобода, социальный статус, порядочность, милосердие, богатство, покой и т. д.

становятся и индивидуальными ценностями лишь потому, что они сначала являются ценностями данного общества.

Таким образом, установка, по мнению Томаса и Знанецкого, свидетельствует об усвоении человеком той или иной социальной ценности, являясь, по сути, ее субъективным переживанием. Можно сказать и другими словами: установка есть субъективный, индивидуальный способ существования объективных социальных ценностей. Возьмем, например, такую социальную ценность как свобода.

Каждым конкретным человеком она воспринимается, понимается и переживается по-своему. Следовательно, установки каждого индивида в отношении своей свободы будут его собственные.

И в этом смысле установка выступает своеобразной формой связи между индивидом и обществом, являясь одновременно и элементом психической структуры личности, и элементом системы социальных ценностей общества.

Вместе с тем, базовым, исходным определением установки в социальной психологии, во всяком случае в американской, считается определение, данное Г.

Оллпортом: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан». Как отмечает П.Н.

Шихирев, основным признаком установки в данной формулировке служит ее предваряющее и регулирующее действие (Шихирев П. Н., 1976).

Компоненты установки

Впервые трехкомпонентную модель структуры установки в 1947 году предложил М. Смит. Он выделил в ней когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. В 1960 году схему взаимодействия компонентов установки довольно убедительно описал Д.

Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установка может выражаться и в невербальном поведении.

Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивные элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами» (Katz D., 1960, с. 397).

Как отмечали авторы данной точки зрения на установку (сегодня ее считают устаревшей), например, Г. Оллпорт и У. МакГайр, названные компоненты установки отражают три соответствующих экзистенциальных состояния человека: познание, чувствование, деятельность. Представление об этих состояниях восходит еще к античной философии, в частности, о них говорил еще Платон.

Сегодня эту точку зрения на установку разделяют не все. Современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему. Р. Фазио, А. Пратканис, А.

Гринвальд и другие авторы предпочитают рассматривать поведение отдельно от установки, обосновывая это тем, что поведение само по себе может являться предметом установки.

Например, большинство людей имеют положительную установку в отношении искренности и честности.

Но ведут ли они себя в соответствии со своими установками? По-видимому, нет. Человек может стесняться своей искренности, считать честное и искреннее поведение несолидным, детским или даже опасным. Человеку может нравиться честность, но вести себя соответствующим образом он не станет, хотя бы потому, что будет считать такое поведение невыгодным для себя, рискованным, неодобряемым и т.д.

Аффективный компонент, (т. е. определенные чувства) также необязательно присутствует в установке. Поэтому имеет смысл рассматривать его отдельно. Ведь эмоции в отношении объекта установки могут возникать лишь в определенных состояниях, ситуациях, а иногда просто отсутствовать.

Так, скажем, положительные или отрицательные эмоции в отношении, например, ваших соседей по дому могут появиться у вас в том случае, если их поведение каким-то образом затрагивает вас самих. Другой пример – все знают, что рыбий жир или кефир полезны для здоровья.

Но навряд ли эти продукты в обычных условиях вызовут сильные эмоциональные переживания.

Таким образом, если вновь обратиться к определению установки Пратканиса-Гринвальда, то окажется, что в установке всегда и обязательно присутствует только когнитивная составляющая (т. е. знание) и оценка, основанная на знании.

Добавим, что названное расхождение между двумя подходами в понимании установки имеет не только теоретическое, но и практическое, прикладное, значение. Ведь социальные психологи не только рассуждают об установках, они пытаются с ними и работать.

Кроме того, установки выявляются, формируются, измеряются, изменяются и т.д. (см. Семечкин Н.И. Социальная психология)

Связь установки и поведения не всегда отчетливо выражена. Она может быть опосредованной или ослабленной в силу различных социальных переменных (ситуации, внешнего давления, влияния, интерпретации поведения другого человека, коммуникации).

Так, эксперименты Стенли Милграма, которые в различных вариациях были продублированы другими экспериментальными группами, показал, что подчинение авторитету и власти в современном обществе стало привычкой, превосходящей по силе эстетическое воспитание, сострадание и нормы социального поведения.

Теория когнитивного баланса

Теории когнитивного соответствия– класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления социальной психологии в 50-е гг. XX в. и имеющих целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека.

Основная идея всех теорий соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы.

Эта идея по-разному представлена в различных когнитивных теориях. В теории структурного баланса Ф.

Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции, рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т.

Ньюкома проводится идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека (воспринимающего субъекта) он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Если субъект позитивно относится к другому, но негативно – к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в определенных случаях – за счет изменения знака отношения.  

В основе теории когнитивного баланса Хайдера лежит относящийся к организации восприятия гештальтпсихологический принцип «хорошей формы».

Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предпочитаются сбалансированные, простые конфигурации.

Хайдер перенес требование «хорошей формы» на отношения между различными элементами ситуации. Он пишет:

Теория баланса занимается преимущественно конфигурациями, состоящими из ряда элементов, между которыми существуют определенные отношения. В качестве элементов могут выступать люди (сам субъект или другие индивиды), а также вещи, ситуации, группы и др.

Рассматриваемые отношения, в сущности, бывают двоякого рода: во-первых, установка симпатии или антипатии и, во-вторых, связи по принадлежности.

Главная идея заключается в том, что определенным конфигурациям оказывается предпочтение, а также что они в той мере, в какой позволяют обстоятельства, создаются субъектом либо чисто умозрительным переструктурированием (как это бывает в случае подмены действительного желаемым), либо реальным изменением через деятельность. Еще несколько примеров позволят дать представление о приложениях этой теории.

К предпочитаемым, сбалансированным и гармоничным конфигурациям принадлежат, например, те, в которых зафиксировано, что нам нравятся люди и вещи, в каком-то смысле нам близкие, что наши друзья дружат между собой, что все относящееся к нашим друзьям нравится нам, что нашим друзьям нравится все связанное с нами, что нам нравится нравящееся нашим друзьям.

Конфигурации, противоречащие этим гармоничным отношениям, вызывают напряженность, скажем ссора между двумя симпатичными нам людьми. Обычно мы стараемся избежать подобных ситуаций или соответствующими действиями воспрепятствовать их возникновению. Если же такая ситуация случилась, то мы стараемся ее разрешить, т. е. вновь привести ее к сбалансированной конфигурации»[27].

Теория Хайдера сформулирована для триад элементов из так называемой S-O-X-системы, т. е. системы, включающей субъекта (S), другого человека (О) и еще один элемент (X), представляющий собой предмет или убеждение.

Имеется множество ситуаций, где стремление к когнитивному балансу может объяснить возникающие в итоге эмоции и поступки, например, что ощущает и делает человек, когда его брак разваливается по вине близкого знакомого. Теория Хайдера породила пока лишь небольшое количество исследований.

Читайте также:  Чем удержать группу - психология

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x4d4e.html

Социальная психология

Социальная психология

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящен изучению поведения человека в группе, восприятию человеком других людей, его общению с другими людьми и умению влиять на них.

Можно еще сказать, что социальная психология пытается понять и объяснить, как поведение человека, а также его мысли и чувства зависят от реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей.

Так что, как видите, это достаточно интересный раздел психологии и весьма практичный, ведь мы все окружены людьми и в определенной степени зависим от них. Поэтому нам полезно знать о том, как другие люди влияют на нас и как мы влияем на них, и как мы можем влиять на них, преследуя те или иные цели.

В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о социальной психологии, с точки зрения ее практичности. Это поможет вам понять, чем социальная психология может быть вам полезна в повседневной жизни.

По словосочетанию “социальная психология” можно догадаться, что данный раздел психологии находится как бы посередине между психологией и социологией.

Но при этом психологи чаще изучают социальные ситуации и внутриличностные аспекты, тогда как социологи уделяют больше внимания внеличностным аспектам и социальным процессам, которые определяют поведение человека и микроуровень социальных взаимодействий.

В любом случае, и психология, и социология дают нам много полезных знаний о людях и обществе, поэтому сочетая их, можно многому научиться.

Социальная психология имеет несколько разделов – это политическая психология, психология рекламы, организационная психология, историческая психология, этнопсихология и гендерная психология. Направления, как видите, весьма практичные, застрагивающие важные аспекты нашей жизни. Углубившись в некоторые из них можно добиться в жизни больших успехов.

Давайте сосредоточим свое внимание на самом интересном в социальной психологии, а именно, на том, как наше поведение зависит от других людей и как мы сами можем влиять, как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом.

Не стану рассказывать вам об известных экспериментах социальной психологии, а лучше сразу перейду к тем выводам, которые мною и не только мною были сделаны на их основании.

Так вот, было выяснено, что если человек занимается творческой и интеллектуальной работой, то он справляется с ней намного лучше если нет свидетелей, то есть, “зрителей”, которые на него смотрят.

А вот если речь идет о механической работе, которая требует от человека больше энергии и сил, нежели интеллекта, то она выполняется им намного лучше в присутствии “зрителей”, то есть людей, которые за ним наблюдают.

Что это значит? Это значит, что мы придаем значение вниманию к нам со стороны других людей и действуем в их присутствии иначе, чем без них, то есть, когда мы остаемся наедине с собой.

Почему так происходит? Потому что мы в определенной степени от других людей зависим, пусть даже в некоторых случаях это в большей степени воображаемая или даже можно сказать, инстинктивная зависимость, не имеющая отношения к реальной жизни, а находящаяся только в нашей голове.

И тем не менее, мы ведем себя так, как надо, чтобы казаться в глазах других людей такими, какими мы хотим казаться. Отчасти мы ждем одобрения своих действий другими людьми, порой совершенно этого не осознавая, а отчасти имеем четкие, ясные цели, и стараемся произвести на людей нужное нам впечатление для достижения определенного результата. Ну, к примеру, политики ведут себя так, как им надо себя вести, чтобы заручиться поддержкой избирателей, а не так, как они привыкли себя вести в повседневной жизни. В целом, мы все хотим определенным образом преподнести себя обществу, чтобы оно нас приняло, по достоинству оценило, оказало нам определенную поддержку и так далее. Так что от общества мы зависим. Мы не можем, живя в обществе, быть свободными от него. Помните да, кому принадлежат эти слова? Я считаю, к ним нужно прислушаться.

Из вышесказанного я делаю вывод, что нам всегда, независимо от того, в каком обществе мы живем, необходимо учитывать мнение этого общества о нас. А говоря еще более точно – нам нужно это мнение грамотно формировать.

А для этого нам необходимо уметь правильно влиять на общество, чтобы оно видело в нас такую личность, которую большинство членов этого общества будет ценить и уважать. Это позволит нам занять в обществе определенное, наиболее выгодное для нас место.

И чем лучше мы себя обществу покажем, с точки зрения нашей полезности для него, тем более почетное место оно нам определит, или во всяком случае не будет против того, что мы то или иное место займем.

Помните, общество тоже в определённой степени зависит от нас, и мы можем оказывать сильное влияние, как на отдельных его представителей, так и на все общество в целом. Мы можем быть успешными и уважаемыми людьми, а можем иметь статус слабака и неудачника или статус антисоциальной личности, которую люди ненавидят.

Поэтому важно не только следить за своей репутацией, но и придерживаться того поведения, которое тем или иным обществом признается, как правильное, справедливое, адекватное, нужное обществу поведение, за которое одни люди уважают и ценят друг друга.

Конечно, одно дело следить за своей репутацией в небольшом обществе, живя, скажем, в маленькой деревне, где все хорошо друг друга знают и где любой твой поступок сразу всем становится известен и соответствующим образом оценивается большинством людей, имеющим возможность повлиять на тебя.

Живя в таком обществе волей-неволей нужно следить за своим поведением, чтобы не быть наказанным обществом за, к примеру, антисоциальность и аморальность. И совсем другое дело, жить в большом городе, где много людей и далеко не со всеми из них твоя жизнь может тем или иным образом пересекаться, и когда многие твои поступки остаются неизвестными большинству людей, которые к тому же, не всегда имеет возможность на тебя повлиять. Поведение человека в таком обществе будет совсем другим. Поэтому разное общество, как с точки зрения его количества, так и с точки зрения качества – по-разному влияет на человека.

Вместе с тем в большом городе у человека возникает другая потребность – потребность во внимании к себе, потребность в том, чтобы выделиться из толпы, потребность в известности, в признании.

А обратить на себя внимание можно разными способами, в том числе и с помощью плохих поступков, антисоциальных поступков, чем кстати, некоторые люди и промышляют – привлекая к себе внимание не самыми лучшими способами. С одной стороны, они добиваются своей цели – привлекают к себе внимание, а с другой – настраивают общество против себя.

Но это их не смущает, ибо внимание общества важнее для таких людей, чем его мнение о них. Так что, как видите, в разном обществе поведение человека может быть разным. В небольшой общине – оно может быть одним, а в большом городе другим. Хотя от человека тут тоже, конечно, многое зависит.

Не всем хочется иметь дурную славу в обществе, лишь бы ее иметь, не все готовы ради внимания других людей настраивать их против себя. Но для нас важно другое – для нас важно понимать желание человека повлиять на общество с помощью плохих поступков из-за своей зависимости от него.

Вы только подумайте – человек может причинять вред другим людям только для того, чтобы они обратили на него внимание.

Что здесь первично, а что вторично? Кто на кого влияет первым и в какой степени? Думаю, вы понимаете, что от того, как устроено общество, по каким правилам и законам оно живет, каких ценностей придерживается и какие цели преследует, зависит то, из каких индивидов оно будет состоять.

А цели и ценности общества, а также те правила и законы, по которым оно будет жить – зависят от отдельных его представителей – от сильных, умных и волевых личностей, которые способны влиять на это общество. Так что активное и сильное меньшинство влияет на большинство, именно от такого меньшинства зависит жизнь в обществе, а не от большинства. А большинство в свою очередь оказывает влияние на тех, из кого оно состоит, на так называемых, среднестатистических граждан, в том числе и на тех, кто пытается привлечь к себе внимание не самым лучшим образом. Вот, социальная психология позволяет выявить и понять все эти многочисленные взаимосвязи. А понимая их – мы можем на них влиять.

Очень интересным выглядит зависимость мнения человека от мнения других людей, а точнее, от мнения большинства.

Не знаю, знакомы ли вы с теми экспериментами в социальной психологии, в которых было показано, как человек идет на поводу у мнения большинства и сам склоняется к абсолютно абсурдной позиции, лишь бы быть солидарным с большинством, но эти эксперименты говорят о многом.

Например, они говорят о том, что по своей природе человек склонен стремиться к тому, чтобы быть как все. Это необходимо ему для того, чтобы быть признанным обществом, принятым им, так как он от общества зависит. Причем, чем слабее человек, тем сильнее он зависит от других людей и тем больше хочет быть на них похожим.

Также эти эксперименты показывают нам, что так называемое – свое мнение, которое стремятся иметь многие люди, далеко не всегда оказывается своим.

Обычно среднестатистический человек придерживается такого мнения по многим вопросам, которого придерживаются большинство окружающих его людей, а также такого, которое ему навязывают различные, наиболее популярные и влиятельные в обществе источники информации, например, телевидение.

Поэтому мнение большинства людей можно формировать искусственно, а следовательно, и манипулировать таким образом людьми, вынуждая их, скажем, хвалить и поддерживать одно и критиковать другое. Что и происходит, как с помощью политической пропаганды, так и с помощью рекламы.

Общественное мнение очень легко сформировать с помощью так называемых социальных опросов, которые не отражают, а именно формируют общественное мнение. На самом деле – мало кого интересует, что думают люди, разве что только для бизнеса это важного, так как он часто вынужден подстраиваться под желания, потребности и настроения людей.

А вот что касается политиков, то для них гораздо важнее сформировать общественное мнение нужным им образом, чем узнать, что на самом деле думают люди. Социальная психология им в этом помогает. Вы же, уважаемые читатели, уясните для себя, что никакого общественного мнения не существует, в том понимании, в котором нам его преподносят. Существует мнение, которое навязано или еще можно сказать, внушено обществу или которое преподносится, как общественное, как якобы, мнение большинства. Это делается с расчетом на стремление человека быть частью этого самого большинства. Поэтому к любому общественному мнению следует относиться скептически и присоединяться к нему только по необходимости.

Еще очень интересные выводы можно сделать из экспериментов, которые показывают нам, как люди склонны подчиняться авторитетам. Большинство из нас, конечно, этому учат с детства, когда говорят нам о величии других людей и принижают нашу собственную значимость в наших же глазах.

Но и от природы человек склонен к подчинению, если пробудить в нем соответствующий инстинкт. Вообще, для устойчивости общества и даже для его выживания важно, чтобы люди придерживались вертикальной или, как ее еще называют – иерархической консолидации, чтобы они подчинялись друг другу в зависимости от статуса.

Читайте также:  Конструктив - психология

Но иногда уместен вопрос – с какой стати именно вы должны кому-то подчиняться? И сразу же появляется простой и очевидный ответ на него – подчиняются всегда тому, кто сильнее. Кто сильнее, тот и прав.

В наше время сила определенным образом трансформировалась и выражается в самых разных формах, начиная с умения манипулировать людьми и заканчивая умением использовать законы государства себе во благо. Но суть, все равно не изменилась – сила определяет, кто прав, а кто нет, и кто кому должен подчиняться.

Я считаю, что из этого нам всем важно сделать очень полезный вывод – каждый из нас должен знать свои возможности и рассчитывать свои силы в противостоянии с другими людьми. Нужно уметь хорошо исполнять свою роль, находясь на определенном месте, и уже затем стараться взобраться повыше по социальной пирамиде, чтобы расширить свои возможности.

Можно и вне системы действовать – можно не признавать социальную иерархию и самому быть себе хозяином. Но это не всегда безопасно и не всегда выгодно, ибо любая система сильнее любого отдельно взятого человека, а жить в лесу, вдали от цивилизации, тоже не самый лучший вариант.

Поэтому в этой жизни, а точнее, в нашем обществе, высоко взбираются чаще те люди, которые умеют прислуживать вышестоящим, нежели те, кто бунтует и сопротивляется системе. Природа не случайно наградила нас способностью подчиняться авторитетам, ибо весь мир иерархичен, Вселенная иерархична, и поэтому мы должны уметь жить в рамках этой иерархии, чтобы, как минимум, выжить, а как максимум – занять в существующей иерархии почетное место. Таковы законы жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, что социальная психология более подробно объясняет все то, что большинство из нас понимает на интуитивном уровне.

Все мы [большинство из нас] постоянно взаимодействуем с другими людьми, все мы в той или иной степени зависим от других людей, всем нам приходится время от времени активно или пассивно влиять на других людей и самим подвергаться такому же влиянию, которая сказывается на нашем поведении и наших поступках.

Поэтому изучая социальную психологию, человек в некоторой степени дополняет и совершенствует свои житейские знания и начинает лучше понимать те вещи, с которыми ежедневно сталкивается в своей жизни.

Специалистом в области социальной психологии становиться необязательно, но понимать свою зависимость от общества, свою роль в нем и свое влияние на него – нам, я считаю, необходимо. Ведь чем лучше человек понимает общество, в котором он живет, тем успешнее он с ним взаимодействует, а значит и пользы от такого взаимодействия получает намного больше.

Источник: https://psichel.ru/sotsialnaya-psihologiya/

Социальная психология как отрасль науки

Социальная психология как отрасль науки

Автор Татьяна в 25/02/2014. Опубликовано Социальная психология

Как именно формируются наши предпочтения? Почему в некоторых из нас заложены лидерские качества, а в некоторых нет? Как формируется предубеждение и как мы можем его преодолеть? Это лишь некоторые из вопросов, представляющих интерес для тех, кто специализируется в области социальной психологии. Что такое социальная психология и чем занимаются социальные психологи?

По мнению психолога Гордона Олпорта, социальная психология — это дисциплина, которая использует научные методы для того, «чтобы понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение индивидов влияет действительное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей» (1985).
Социальная психология рассматривает широкий круг социальных вопросов, в том числе:

  • групповое поведение;
  • социальное восприятие;
  • лидерство;
  • невербальное поведение;
  • конформизм;
  • агрессию;
  • возникновение предрассудков.

Важно отметить, что социальная психология занимается не только социальным влиянием. Социальное восприятие и взаимодействие также имеют важное значение для понимания социального поведения индивида.

Кратко о социальной психологии

Об идее «ума толпы» говорил ещё Платон, понятия вроде социальной лености и социальной фасилитации были введены ещё в конце XIX века… Но, по сути, серьёзные исследования в области социальной психологии начались лишь после Второй мировой войны.

Ужасы Холокоста привели исследователей к изучению последствий социального влияния, соглашательства и послушания.
Правительство США также заинтересовалось использованием социально-психологических концепций —уже для того, чтобы влиять на сознание граждан.

На протяжении всего ХХ века социальная психология продолжала активно развиваться, вдохновляя специалистов на исследования, которые, в результате, сделали огромный вклад в улучшение понимания нами социального опыта и поведения.

Наш социальный мир составляет ​​огромную часть нашей жизни, поэтому нет ничего удивительного в том, что эта тема настолько увлекательна.

Как социальная психология отличается от других дисциплин?

Важно понять, чем социальная психология отличается от других наук. Её часто путают с народной мудростью, психологией личности и социологией.

Есть ли чёткая разница между ними и социальной психологией? В отличие от народной мудрости, опирающейся на случайные наблюдения и субъективную интерпретацию, эта отрасль психологии использует научные методы и эмпирические исследования социальных явлений.

Исследователи не просто строят догадки или предположения о том, как ведут себя люди; они разрабатывают и проводят эксперименты, которые помогут выявить соотношения между различными переменными.

В то время как психология личности фокусируется на индивидуальных чертах, особенностях и мыслях, социальная психология ориентирована на ситуацию. Социальные психологи заинтересованы в воздействии, которое социальная среда и взаимодействие с другими людьми имеют на отношения и поведение человека.

Наконец, важно выявить различия между социальной психологией и социологией. Хотя между этими науками есть много общего, социологи, как правило, привыкли рассматривать социальное поведение и влияние в самом широком смысле.

Социологи заинтересованы в институтах и культурных особенностях, которые влияют на то, как ведут себя люди. Социальные психологи вместо этого сосредоточиться на ситуационных переменных, влияющих на поведение человека в обществе.

У психологии и социологии один предмет исследования, но смотрят они на него с разных точек зрения.

Источник: http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/socialnaya-psixologiya-kak-otrasl-nauki.html

Социальная психология личности

Социальная психология личности является отдельным направлением в психологии. Психология личности относится к самым загадочным наукам, хоть и является одной из самых важных для изучения и знания, поскольку психология личности – это основа всех основ.

Фрейд говорил, что все важное и основное, лежащее в основе жизни и судьбы человека, скрыто даже от него самого, причем в его же бессознательном. Чтобы разобраться в своих успехах и неудачах нужно разобраться в самом себе, понять свое “Я”, проанализировать свой опыт, свое прошлое, настоящее и свои желания.

Социальная психология изучает человека в обществе, в группе, изучает его поведение, восприятие других людей, общение, влияние на других и т.д.

Социальная психология личности – это наука, которая находится на стыке общей психологии и социологии. Если рассматривать отдельно психологию и социологию, то это разные науки.

Так, психологи изучают внутренние аспекты личности человека и социальные ситуации, а социологи, наоборот, считают своей целью изучение вне личностных аспектов и социальные процессы, которые определяют поведение человека и его взаимодействие с социумом.

К разделам социальной психологии личности можно отнести политическую психологию, психологию рекламы, организационную психологию, историческую психологию, этнопсихологию, а также гендерную психологию.

Основную часть жизни человек находится в группе, как в малой, так и большой. Эти группы взаимодействуют друг с другом. Если понять принципы этого взаимодействия, то можно найти решение конфликтов, как семейных, так и межгосударственных.

Под группой людей психологи понимают несколько людей, которых объединяет общее дело или действие. Например, если происходит авария, то группой можно назвать тех людей, которые помогают разобрать последствия. Этих людей в группе объединяет общая цель – помочь другим людям. Узнайте: метод наблюдения в психологии.

Социальная психология

Так, социальная психология личности выделяет несколько видов групп:

Первичные (например, семья) и вторичные (коллектив на работе) – это самые распространенные группы.

Большие и малые группы (например, общество и семья).

Формальные и неформальные (коллектив на работе и группа приятелей).

Все эти группы играют важную роль в жизни человека, выполняя определенные функции. Так, принято выделять 4 основные функции:

Социализация (включение личности в определенный социум).

Инструментальная функция (совместная деятельность).

Экспрессивная (удовлетворение потребностей в хороших эмоциях).

Поддерживающая (объединение при трудных ситуациях).

Социальная психология помогает людям познать свое «Я», свою сущность, видеть проблемы в себе и своем бессознательном.

Научившись решать проблемы со своей собственной личностью, человек учится тому, чтобы успешнее контактировать с другими людьми.

Несмотря на то, что все люди разные, у всех свои особенности, разные черты характера, все они имеют базовые поведенческие проявления, они хорошо проявляются, например, в ситуациях стресса.

Если хорошо изучить общие аспекты поведения и реакции людей, в том числе и те, которые не свойственны именно вам, то можно легко находить общий язык со всеми людьми, даже контролировать ими.

В любом случае, зная аспекты и общие принципы социальной психологии, вы будете знать, чего ожидать от людей в тех или иных ситуациях.

Обучение азам психологии личности значительно сказывается на самосовершенствовании.

 Психология личности

Социальная психология личности помогает выстроить более комфортные и доверительные отношения с друзьями, родственниками, со своей семьей, детьми.

Отношения – это сложное явление, успешность которого зависит от нашего знания друг друга, нашего характера, поведения многих других аспектов.

Если мы будет знать психологию личности, то сможем не только предугадать реакцию человека на то или иное событие, но и сгладить эмоции. Узнайте: понятие личности в психологии. 

Не секрет, что многие успешные люди отводят время на изучение статей и книг по психологии.

Они делают это не зря, ведь, нельзя добиться успеха без особых знаний о поведении и особенностях человеческой личности в той сфере, где хоть маленькая доля зависит от других людей.

Именно поэтому не стоит пренебрегать изучением социальной психологии. Тем более, это не только очень полезно, но и весьма увлекательно.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Источник: http://psyh-olog.ru/2015/01/socialnaya-psixologiya-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию