Предприниматель — психология

Психология бизнеса: 5 основных проблем предпринимателя

Если у вас свой бизнес, значит вашими спутниками, наверняка, являются регулярные взлеты и падения и, соответственно, высокие эмоциональные перегрузки. Выбрав путь предпринимательства, вы фактически расписались в том, что готовы рисковать. Пугаться своих зашкаливающих эмоций не стоит, лучше разобраться, откуда они берутся.

Поиск себя

Когда вы устраиваетесь на работу, то получаете определенную должность, определенны пул обязанностей и определенную зону ответственности. Когда вы становитесь предпринимателем, то о слове «определенность» можно забыть.

Вы сами должны определиться с тем, какую именно роль будете выполнять и кем вы хотите быть. Организовывая свой бизнес вы в любом случае столкнетесь с вопросами: «почему я начинаю свой бизнес?», «каковы мои первостепенные обязанности?», «какую роль я играю во всем этом деле?».

Такие вопросы могут сильно давить на вашу психику.

Работа не по указке

Начиная свой бизнес, вы начинаете с чистого листа. Ваше предприятие начинается с вас и заканчивается вами. Это звучит впечатляюще, но также означает, что ваше путешествие будет проходить без карты, путеводителя и проводника.

Вам самому придется рисовать план местности, прокладывать маршрут и выбирать пункт назначения. Неудивительно, если в какой-то момент вас одолеют сомнения.

Будьте уверены в своих действиях, приучитесь принимать решения в одиночку и нести за них ответственность.

Противоречивые чувства

Чувствовали ли вы когда-нибудь радостное возбуждение и страх одновременно? Страстную увлеченность своим делом и сжирающие вас сомнения? Все эти противоречия неотъемлемая часть психологического состояния типичного предпринимателя.

Свой бизнес = свой стресс

Если вы не умеете справляться с беспокойством, то приготовьтесь к тому, что стресс станет неотъемлемой частью вашей жизни.

О чем вы думаете в первую очередь, когда ваш телефон звонит в выходной день или в нерабочее время? Наверняка вы ждете неприятностей. И тут самое главное — не игнорировать их ни при каких обстоятельствах.

Даже если вас тошнит от того, что у вас не осталось права на личную жизнь — вдохните поглубже, снимите трубку и разберитесь с проблемой.

Материальные проблемы

Когда дела начинают идти наперекосяк, первой страдает финансовая сторона вопроса. Снижение прибыли, необходимость покрывать убытки, задержки в выплате заработной платы и расчетах с контрагентами — все это подрывает не только ваше эмоциональное состояние, но и состояние всех, кто имеет отношение к вам и вашему бизнесу, включая членов вашей семьи.

Почему же люди так стремятся стать предпринимателями, если свой бизнес — настолько нервное занятие? Ответ прост: ими движет страсть. Находясь во власти этой эмоции, мы освобождаемся от страха и сомнений. Это мощное чувство помогает нам открыть свое истинное предназначение в жизни.

В следующий раз, когда вам покажется, что образ жизни предпринимателя вызывает невозможные психологические нагрузки, вспомните о том, что они являются частью путешествия туда, куда вам захотелось и так нужно было попасть. Достаточно просто продолжать двигаться в выбранном направлении, чтобы научиться справляться с этими перегрузками.

И однажды настанет день, когда вы не сможете отказаться от этих ярких чувств в пользу рутины и предсказуемости.

Источник: https://piter-trening.ru/psihologiya-biznesa-5-osnovnyh-problem-predprinimatelya/

Психология предпринимательства: кто такой предприниматель?

Выбор профессии для каждого человека — это, пожалуй, важнейший выбор в его жизни.

Кто-то начинает выбирать работу всей жизни, исходя из наполненности рынка труда, практичности профессии и ее уровня оплаты. Кто-то плывет по течению выбора родителей или возможностей финансовых.

А кто-то, возможно, более мечтательный, стремительный и самостоятельный обращает свое внимание на предпринимательство.

Почему предпринимательство?

Желание завести собственный бизнес сейчас возникает у многих. У многих, многих людей, которые прельщаются плюсами предпринимательства. Какими? Во-первых, престижем. Потому что слово «предприниматель» или «бизнесмен», звучащее из уст любого человека, сразу возвышает его в глазах других, делает солидней.

Во-вторых, в предприниматели идут те, кто-либо просто не может работать на начальника, либо ему это не позволяет собственная высокая планка (возможно, некоторое высокомерие). Эти люди работают только на себя самого.

В-третьих, почти все предприниматели открывают свое дело, стремясь зарабатывать гораздо больше, чем средняя зарплата, стремясь держать свой доход в собственных руках.

Печальная статистика

Однако люди с перечисленными выше желаниями, как правило, почти всегда либо бросают идею собственного бизнеса, не начав, либо разоряются в первый же год.

Лишь один удачливый, успешный и подготовленный начинающий предприниматель из десяти по статистике умудряется зацепиться в своей экономической нише и преуспеть.

Остальные девять идут ко дну под безжалостным давлением рынка на нереспектабельных и бесперспективных бизнесменов.

Что «топит» плохого бизнесмена?

Почему же эти 9 несчастных бизнесменов уходят в историю, обзаводятся колоссальными долгами и покидают рынок? Из самых неконтролируемых самими предпринимателями причин можно привести экономический кризис, который никак не зависит от частного лица.

Любому предпринимателю, даже самому опытному и с железной хваткой, во время настоящего экономического упадка в стране тяжело вести свои дела. Еще начинающий предприниматель может прогореть, просчитавшись элементарно в плане финансов. Многие новички в бизнесе не умеют правильно рассчитывать бюджет, подбирать персонал, экономить.

Их деньги сгорают, прибыль не идет, долги растут. Крах. Далее список причин упадка бизнеса пополняют недобросовестные партнеры, подставы, неудачные направления для дела.

А вот венчает этот печальный список элементарная неприспособленность будущего акулы бизнеса к его ведению. Ведь для определенной профессии нужен такой же определенный список умений и навыков, специальное образование.

С бизнесом также. К нему нужна предрасположенность, во владельце бизнеса должна быть хватка, сталь, находчивость и прочее, и прочее. Нет у вас бизнес-характера? Тогда ищите что-то другое. Безопасней, проще, спокойней.

Ищем в себе черты бизнесмена

Сейчас каждый читающий задался вопросом: а что я должен воспитать в себе для ведения бизнеса? Где искать формулу нужного характера? В этой статье ниже вы можете найти ориентировочный список нужных черт. Думаю, если отметите их в себе, то можете рассчитывать на шанс стать тем самым один из десяти.

Любой бизнесмен должен быть ответственным. Его партнеры в первую очередь будут искать в нем пунктуальность и добросовестность.

Вам может казаться, что предприниматель работает на себя, но на самом деле он всегда работает на своих партнеров и покупателей (клиентов).

Первые несколько лет вы в любом случае должны будете проявлять безукоризненность и ответственность в работе, которые вырастят вашу репутацию.

Дальновидный бизнесмен — успешный бизнесмен. Именно дальновидный предприниматель сможет всегда предсказать, чего хочет покупатель, что захочет в будущем. Дальновидные бизнесмены заручаются поддержкой целых отделов, которые ежедневно мониторят аудиторию покупателей и «считывают» их пульс.

Также любой хороший бизнесмен в каком-то смысле шпион. В том смысле, что он постоянно обращает внимание на уже существующие потребности покупателей, смотрит: что продают, что покупают. Основываясь на этом, а также на внезапном вдохновении, многие приходят к тому, чем же займутся в своем бизнесе.

К вышеперечисленным чертам добавляется и решительность. Решительность — это то, что позволяет бизнесмену вовремя принять нелегкое, рискованное, но часто выгодное и удачное решение. Решительность — это то, что позволяет руководителю вести свой штат за собой и выхватывать выгодный заказ.

Однако за решительностью предпринимателя, иногда может прятаться необдуманность. Поэтому решительный бизнесмен к тому же должен быть и осторожным. Он должен взвешивать «за» и «против, риск и выгоду. Он должен щупать почву рынка и осторожно продвигаться по ней к успеху.

Прийти к успеху предпринимателю также помогает его оригинальность, особое мышление, вдохновение и создание настоящих новинок (как товаров, так и услуг).

Оригинальные бизнесмены берут свою аудиторию посредством уникальных изобретений (совсем не обязательно, что своих), их раскрутки или простого доведения уже известного до совершенства.

Читайте также:  Любовь-дарю - психология

Их же можно назвать новаторами, которые стремятся внести новое в массы и совершенно честно заработать на этом. Оригинальные новаторы имеют все шансы отвести себе нишу на рынке и надолго сохранить ее за собой.

Особый аспект — общение

Настоящие бизнесмены всегда умеют общаться с людьми, слушать их, понимать, изучать. Бизнесмен — это социолог, психолог. Он общается с огромным количеством людей, налаживает деловые контакты, открыто предлагает свои идеи и слушает чужие.

Он общается и с подчиненными.
При этом он умеет, собрав информацию о вышеперечисленных людях, правильно удовлетворить их потребности, услышать об их желаниях.

Он опирается именно на желания клиентов, не идет напролом, неся исключительно свои идеи и проповедуя их единственно правильными.

И, наконец, начинающий или уже успешный бизнесмен в любом случае должен уметь одно — сосредотачиваться на главном. Это умение пригодиться в жизни абсолютно любому человеку: ведь каждому в деле нужна цель.

Каждое открытие, каждое действие, каждая мысль человека занятого определенной деятельностью направлены на достижение какого-либо результата.

В сфере бизнеса — это, как правило, прибыль, прибыль и еще раз прибыль.

Бизнес — это ваше детище, ваш ребенок, которого вы в прямом смысле обязаны поставить на ноги и вывести в свет. В итоге ваше дело должно работать как часы, которые будут стабильно и непоколебимо, как вы сами, приносить вам доход в объеме, целиком и полностью зависящим от ваших трудов и способностей.

Екатерина Лидовская

Источник: http://www.bajena.com/ru/articles/3816/predprinimatel/

Психология предпринимательства и бизнеса

Для того чтобы понять, что представляет собой психология предпринимательства и бизнеса,нужно сначала определить понятия предпринимательства. Это необходимо потому, что сегодня в науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности предпринимательства, отличительных его признаков и даже отсутствует общепринятое и четкое определение термина предприниматель.

Трудностей определения предпринимательства  несколько. Одна их них состоит в том, что предпринимательство – это одновременно и общеупотребительный термин, и научное понятие. Как общепринятого термина, его содержание раскрывают толкования в энциклопедиях и словарях.

В них предпринимательство определяется как деятельность, которая связана с созданием, развитием и поддержанием бизнеса, производством товаров и (или) услуг.
Понятие предпринимательство само по себе имеет не только лишь экономическое (как собственно производство товаров или услуг для получения прибыли), но и психологическое содержание.

Что-либо предпринять – значит сделать инициативное действие, проявить активность еще до того, как станут четко определены все ее условия и возможные последствия.

Понятия предпринимательства.

Таким образом, сегодня предпринимательство является видом экономической деятельности, который предполагает наличие у субъекта этой деятельности особых психологических качеств. Психология предпринимательства и бизнесаглавной задачей определяет раскрытие этих самых особых психологических качеств.

Сегодня наиболее характерной чертой рыночных отношений является именно предпринимательство. Согласно современного законодательства, оно определяется как инициативная и самостоятельная деятельность граждан государства, осуществляемая от собственного имени, на свой риск, под личную ответственность (имущественную), направленная на получение общей прибыли и своего личного дохода.

Сегодня существует три психологические научно-прикладные проблемы предпринимательства: политико-психологическая проблема взаимоотношений субъектов предпринимательства с государством, проблема образа предпринимателя в сознании масс и проблема составления и изучения психологического портрета личности предпринимателя.

Психология предпринимательства и бизнесаобращает больше внимания на портрет предпринимателя. В научных исследованиях образа предпринимателя известна хорошо «дистанцированная гипотеза Шмельдерса», различие в которой проводится между образом предпринимателя «вблизи» и «на расстоянии».

В случае рассмотрения образа предпринимателя «на расстоянии» речь идет о почти неосознанном массовом психологическом стереотипе предпринимателя, «вблизи» –индивидуализированный образ, который строится опираясь на собственный опыт.

Мнение «вблизи», несомненно, дифференцированнее и позитивнее, чем «на расстоянии».

Образ современного предпринимателя, например, в социологическом анализе будет скорее негативен, «вблизи», автопортрет — образ предпринимателя в собственных глазах, будет почти гарантированно со знаком плюс. Свидетельство этому — ярко выраженная профессиональная удовлетворенность современных предпринимателей.

Определяет психология предпринимательства четкий психологический портрет предпринимателя. Важные для него качества рассматриваются в интеллектуальном, коммуникативном, мотивационно-волевом блоках и в самоактуализации.

Важные качества предпринимателя.

В интеллектуальном блоке важными качествами для предпринимателя являются его  комбинационный дар, компетентность, развитое воображение, развитая интуиция, реальная фантазия, креативность и перспективное мышление.

Коммуникативный блок предполагает наличие таланта координатора усилий сотрудников, способности и готовности к социально лояльному общению с людьми, одновременно способности идти против течения.

Мотивационно-волевой блок предполагает наличие склонности к риску, внутреннего локус контроля, стремления бороться и побеждать, потребности в общественном признании и самоактуализации, мотив достижения должен преобладать над мотивом избегания неудач.

По мнению многих экспертов, да и самих предпринимателей, каждый предприниматель является сегодня самоэксплуататором, поэтому ему жизненно необходимы также хорошее здоровье, оптимизм и неиссякаемая энергия.

Весь этот полный перечень характеристик и качеств относится, естественно, к портрету предпринимателя скорее идеального, чем типичного.

Для обеспечения успешной деятельности типичного реального предпринимателя, в его портрете должны обязательно присутствовать определенные сочетания качеств.

Литературные данные и проведенные научные психологические исследования говорят лишь о наличии обязательных компонентов, которые приведены в мотивационно-волевом блоке. Предприниматель – это, прежде всего, фигура активная, ищущая, исполняющая,  действующая.

Все компоненты в мотивационно-волевом блоке остаются необходимыми для психологического портрета успешного предпринимателя независимо от вида, формы и сферы предпринимательства (коммерческой, финансовой, производственной), уровня предпринимательства (бизнес малый, средний, крупный) или других специфических черт.

Источник: http://www.BizIdei.ru/psihologiya_predprinimatelstva_i_biznesa.html

Психология предпринимательства

«Психология предпринимательства» является специальной дисциплиной, изучаемой в рамках подготовки студентов, обучающихся по  специальности «Социальная психология». Психология предпринимательства рассматривается нами как раздел экономической психологии, которая является базовой дисциплиной для данного спецкурса.

Психология предпринимательства как  междисциплинарная область знания тесно связана с экономикой, социологий, культурологией, отдельные разделы которых включены в данный спецкурс. Психологической дисциплиной, выступающей интегратором различных отраслей знания в курсе «Психологии предпринимательства», является социальная психология.

Целью курса является формирование у студентов представлений о психологических особенностях личности и деятельности предпринимателя.

 Курс имеет практическую направленность, что означает не только ознакомление студентов с теоретическими знаниями в области психологии предпринимательства, но и практическое знакомство  как с особенностями деятельности, так и с особенностями личности предпринимателя.

Для реализации практических задач предполагается проведение деловой игры по предпринимательству и проведение стандартизированного интервью с предпринимателем с последующим анализом полученных данных. 

Результатом изучения курса должно стать понимание слушателями сложности, многогранности предпринимательской деятельности и связанных с этим  особенностей психологии успешного предпринимателя.

Курс «Психология предпринимательства» рассчитан на 40 аудиторных часов (из них –28 лекционных) и 100 часов самостоятельных занятий. В конце курса проводится экзамен.

Содержание курса

Тема 1. Понятие предпринимательства 

Цели и задачи курса «Психология предпринимательства». Место курса в системе социально-психологических и экономических знаний.  Понимание предпринимательства как вида экономической деятельности. История развития взглядов на предпринимательскую функцию.

Критерии выделения предпринимательства в самостоятельный вид экономической активности: риск, инновационность, психологические особенности субъекта, ответственность по всем видам риска, владение  и распоряжение собственностью, автономность деятельности. Предприниматель и менеджер.

Предприниматель и изобретатель.

Тема 2. Социальные характеристики российских предпринимателей 

Социокультурные и религиозно-нравственные предпосылки предпринимательства. Краткая история развития предпринимательства в России (ХVII-XXвв.).

Читайте также:  Авторитет - психология

Происхождение современных российских предпринимателей. Социально-демографические особенности российского предпринимательства. Тенденции в развитии предпринимательства в России в настоящее время.

Отличия российского и западного предпринимательства. 

Тема 3. Мотивация выбора предпринимательства 

Мотивационные особенности предпринимателей как субъектов экономической деятельности. Динамика мотивации российских предпринимателей в 90-х гг. ХХ века. «Истинные» и «вынужденные» предприниматели.  

Принятие решения о выборе предпринимательского пути. Психологические барьеры выбора предпринимательства: «личной инициативы», «ложной установки», автономности, достижения. Факторы, способствующие и препятствующие предпринимательскому выбору.

Тема 4. Психологические особенности предпринимательской  деятельности 

Психологически значимые особенности содержания предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Мотивационные регуляторы.

Автономность деятельности как основной принцип функционирования и его психологическое наполнение. Специфика предпринимательства как вида экономической деятельности и его сравнение с наемным трудом.

Восприятие предпринимательства общественным сознанием.

Тема 5. Психология личности предпринимателя 

Исследования психологических особенностей предпринимателей: мотивации достижения, локуса контроля, принятия решений, склонности к риску, ценностных ориентаций. Стрессоустойчивость и помехоустойчивость предпринимателей. Типологические особенности личности предпринимателя.

Социально-психологические исследования предпринимательства: отношение к риску и конкуренции, взаимодействие и отношения с партнерами по бизнесу, сотрудниками, клиентами, чиновниками. Социальные установки к труду. Отношение к экономическим результатам деятельности. Удовлетворенность предпринимательской деятельностью и факторы ее формирования. 

Тема 6. Психологические модели предпринимательства 

Психоаналитический подход – «реактивная модель предпринимательства»  К.де Фриза. Когнитивный подход – трехфакторная модель  предпринимательского поведения К.-Э. Вернерида.  Социодинамический подход – концепция предпринимательского события А.Шапиро и Л.Сокола.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-predprinimatelstva

Чем отличается психология бизнесмена от обывательской

Рассматривая личность предпринимателя, следует выделять личностные особенности данной категории людей, то есть психологию бизнесмена.

Предприниматель, бизнесмен, коммерсант – это обобщенные названия социальной роли, исполняемой такими людьми в экономике.

Первое, что отличает бизнесмена — предприимчивость, особая предпринимательская жилка, природная предрасположенность к бизнесу, коммерции. Как говорится: не можешь что-то делать — лучше не пытайся начинать.

Далее, идет инициативность, самостоятельность. Настоящий бизнесмен сам знает, когда, где и каким образом начинать свое дело. Его не нужно к этому подталкивать, давать готовые проекты, развитый бизнес.

Он всего добивается сам и точно знает, как это делать. Ну, или по крайней мере — в каком направлении ему нужно двигаться.

Способность рисковать, не боязсь риска. Любое предпринимательство связано с сопутствующими рисками. Бизнесмен должен знать о них и уметь их обходить, предотвращать.

Разумность, логичность, рациональность мышления также необходимы бизнесмену. Если вы не сможете толково «а» привязать к «б» , то что уж говорить о целом предложении.

Коммуникабельность, грамотная речь, красноречие — тоже выдающиеся качества бизнесмена. Чтобы найти бизнес-партнеров, хороших работников, поставщиков, покупателей, везде необходимы навыки общения и ораторства.

Навыки неплохого психолога. Это требуется для манипулирования, предугадывания поведения потребителя, клиентов.

Кроме того, бизнесмен должен уметь предотвратить назревающий и нейтрализовать начавшийся конфликт.

В любой среде (рабочем коллективе, потребительской аудитории и т. д.) могут возникнуть разногласия, спорные ситуации. Предприниматель должен точно знать, как уладить все эти проблемы.

Ответственность. Если психология бизнесмена не включает ответственность за собственные поступки, то ничего хорошего из коммерческого мероприятия такого человека не выйдет.

Каждый должен отвечать за свои поступки и предвидеть их последствия. Что касается бизнеса, то здесь сразу несколько видов ответственности: социальная, материальная, моральная и правовая.

Умение принимать правильные и быстрые решения (даже в сложных, стрессовых, экстренных ситуациях).

Без этого не может реализоваться ни одна бизнес-идея. Каждое дело — это череда многочисленных последовательных решений, от правильности которых зависит его конечный итог.

Задатки лидера, личностные качества руководителя. Каждый бизнесмен — это также хороший управленец.

Даже если у вас нет в подчинении наемных работников, вы должны уметь руководить собственным бизнес-процессом, правильно распределять личное время.

Бизнесмену также необходима креативность мышления. Уметь видеть необычное в обыденном, нестандартное в банальном должен каждый предприниматель. Иначе его бизнесу не выжить в современных динамичных рыночных условиях.

Знания инвестиционной деятельности. Предприниматели должны точно понимать куда и сколько стоит вкладывать. Иначе они прогорят на первых же попытках создать свой бизнес.

Активность, готовность и умение действовать в условиях неопределенности. Что необходимо для достижения, закрепления успеха.

Целеустремленность и целеполагание. Без этого тоже никак не обойтись.

Прагматичность мышления — тоже особое качество психологии бизнесмена. Ведь он должен уметь извлекать выгоду из всего, что делает.

Получается, что не всякий обыватель способен стать успешным бизнесменом. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, умениями и навыками.

Источник: https://berichnow.ru/motivaciya/chem-otlichaetsya-psihologiya-biznesmena-ot-obyivatelskoy

открытая библиотека учебной информации

Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Основными предпосылками развития предпринимательства являются:

политика государства в отношении частного бизнеса;

культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

склонности и способности людей к предпринимательству.

Перечисленные условия развития предпринимательства трансформируются в три научно‑прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико‑психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Вопрос об отношениях государства и предпринимательства можно рассматривать с позиций системного подхода.

Действуя в условиях неопределœенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике.

Функция контроля с тем, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой – устанавливала бы в интересах общества и потребителя барьеры против произвола.

В отличие от населœения США и Японии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ видит в предпринимателœе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен.

Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определœенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта͵ дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики, а в настоящее время переживающей переходную фазу развития общества); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателœей в интересах дела и в силу экономической крайне важности; а также с завистью по поводу его доходов и прибылей.

В исследованиях образа предпринимателя получила известность «дистанцированная гипотеза» Шмельдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя «на расстоянии» и «вблизи».

В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово‑психологическом стереотипе предпринимателя, во втором – имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт.

Читайте также:  Распоряжение, которое будет выполнено - психология

«Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса означает, что мнение «вблизи» дифференцированнее и позитивнее, чем стереотипизированный образ предпринимателя «на расстоянии».

В случае если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах, получился со знаком плюс. Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателœей.

Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателœей к особой категории людей, наделœенных определœенными психологическими качествами, согласно другому – предпринимательской активностью обладают всœе, но в разной степени.

Поскольку круг состоявшихся предпринимателœей невелик, то господствует первый подход.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие: в интеллектуальном блоке – компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление; в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время способность идти против течения; в мотивационно‑волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.

Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя.

Какие необходимые сочетания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности? Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно‑волевом блоке, ибо предприниматель прежде всœего – фигура действующая, активная, ищущая.

Компоненты мотивационно‑волевого блока остаются необходимыми в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое), его уровня (крупный, средний, малый бизнес) или других специфических черт.

На базе качеств мотивационно‑волевого блока построена и одна из моделœей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.

Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателœей и непредпринимателœей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Тогда правомерно говорить и о пара‑предпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной, либо на ее базе. Сегодня это явление достаточно распространено в нашей стране.

С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.

Согласно двумерной модели К. Ронена осями‑качествами, на которые проецируется предприимчивость, являются целœеустремленность деятельности и поиск новизны. К ним автор добавил параметр «принятие риска».

С помощью этой модели по ведущим психологическим качествам легко обозначить основные различия между предпринимателœем и менеджером.

При высокой целœеустремленности у тех и других менеджеры в большей степени опасаются новизны и риска, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та деятельностная активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той и в другой предпринимательской активности.

Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя?

Определœение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность.

Выполненные нами исследования представителœей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателœей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко.

Кросс‑культурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие.

Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала – хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народнохозяйственном и общественно‑политическом контексте – одна из актуальных задач экономической психологии.

Читайте также

  • — Психология предпринимательства

    Понятие предпринимательство имеет не только экономическое (производство товаров и ус­луг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание. Предпринять что-либо, — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить актив­ность до того, как будут четко… [читать подробенее]

  • — Тема 6. Психология предпринимательства

    Половые различия отношения деньгам Мужчины Женщины Придают деньгам повышенную ценность (соревнование). Большая компетентность в обращении с деньгами, склонность к риску с целью их приобретения. Подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег…. [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идет очень интенсивно. Еще недавно управленческое… [читать подробенее]

  • — ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идет очень интенсивно. Еще недавно управленческое… [читать подробенее]

  • — ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и… [читать подробенее]

  • — Социальная психология предпринимательства

    Rr 322__________________________________________________________Глава 7 Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихоло­гических характеристик могут быть большие группы — этносы (мак­роподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    I I Некоторые отрасли социальной психологии_______________________347 начав новое дело самостоятельно, либо подыскав надежного ком­паньона Московские предприниматели в целом более высоко оценивают степень реализации целей, которые они ставят перед собой в бизнесе, и… [читать подробенее]

  • — Тема 4. Психология предпринимательства

    В данной теме мы проанализируем объективные психологические предпосылки развития предпринимательства; изучим субъективные факторы развития предпринимательства, а именно способствующие предпринимательской активности качества личности; проведем сравнительный анализ… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства

    Позитивный эффект Эффект Монте-Карло Эффект якоря Эффект Ирвита Теория принятия решений и выбора Рациональное экономическое поведение. Экономисты: мотив на достижение наибольшего результата. Психологи: психология учитывает механизм принятия решения. … [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/853848

    Ссылка на основную публикацию