Восприятие у животных — психология

Особенности восприятия животных как отражения человека

Даже в самом урбанизированном обществе мы, люди, живем не одни. Мир вокруг нас населен многочисленными живыми созданиями, мы составляем одно целое с ними, потому что тоже являемся неотъемлемой частью биосферы, ее необходимым элементом.

Как природные существа, мы вступаем с животными в различные отношения, и от того, насколько гармоничны эти взаимосвязи, зависит и наша внутренняя гармония.

Модальность нашего отношения к различным хвостатым, крылатым и прочим тварям закладывается в детстве и обусловлена как генетическими факторами, чаще всего неосознаваемыми, так и общественными стереотипами и поведением значимых взрослых — родителей, дедушек, бабушек и учителей.

Почему одни животные нам нравятся, а другие — нет? Обычно отвечают, что «хорошие» животные — это «красивые, симпатичные, полезные». Например, кошка изящна, покрыта мягкой пушистой шерсткой и к тому же еще ловит мышей. Вызывают неприятие и отвращение животные «противные», причем объяснить, что это значит, зачастую очень трудно, но и так, без объяснений, все понимают.

На самом деле наше отношение к животным определяется многими факторами, часть из которых мы в состоянии осознать, а часть — нет. Как приятные, так и неприятные нам животные обычно обладают универсальными признаками, которые действуют на наше подсознание.

Эти признаки являются ключевыми стимулами, или релизерами, как их называют этологи. Они пришли к нам из глубин веков, от наших предков. Эти ключевые стимулы, как ни странно, действуют почти безотказно.

Эти раздражители подходят к врожденным внутренним механизмам, как ключ к замку, и запускают соответствующее поведение.

Но если бы мы всегда руководствовались лишь ими, вряд ли бы мы сильно отличались от певчих пташек, выкармливающих огромного кукушонка только потому, что он демонстрирует приемным родителям чрезвычайно яркий, гиперболизированный ключевой стимул в виде огромного желтого клюва (это называется сверхстимулом).

Большая часть положительных релизеров связана с родительским поведением. Сильнее всего влияют на нас те характерные черты, которые присущи и человеческим младенцам, и детенышам других млекопитающих, к которым принадлежим и мы, люди: большая голова относительно небольшого пухлого тельца, выпуклый лоб, короткая носовая часть и большие глаза.

Такой внешний облик вызывает умиление, особенно у женщин — у них материнский инстинкт лежит буквально на поверхности. Причем «сюсюкают» при виде такого создания женщины любого возраста, от самых маленьких девочек до почтенных прабабушек.

СВЯЗАНО С ПОДЧИНЕНИЕМ

Многие животные и во взрослом возрасте сохраняют инфантильные черты; это явление называется неотенией. Для домашних животных неотения — самое обычное явление, и проявляется она как во внешнем облике, так и в поведении.

При одомашнивании человек направленно отбирал наименее агрессивных и наиболее послушных животных, в каком-то плане хозяева на всю жизнь остаются для своих питомцев «родителями».

Поведенческие черты, связанные с подчинением, обычно соотносятся с детскими чертами внешнего облика: у многих пород собак, например, до глубокой старости сохраняются выпуклый лоб, огромные печальные глаза и утрированно большие висячие уши, что особенно характерно для охотничьих псов.

Более того, широкое распространение получили также декоративные породы миниатюрных собак, у которых особенно ярко выражены инфантильные детали строения тела (они всегда проявляются у карликов).

Кстати говоря, многие исследователи считают, что человек и сам себя одомашнил и тоже является примером неотении. И в самом деле, если посмотреть на столь близких к нам по генам человекообразных обезьян, то легко убедиться, что у нас гораздо больше сходства с плосколицыми, большеголовыми и субтильными чадами гориллы или шимпанзе, нежели с их родителями.

Мы инстинктивно тянемся ко всему теплому, пушистому и округлому. И поэтому во всем мире любимая игрушка человеческих детей — это мягкий мишка (Teddy-bear, Винни-Пух), напоминающий одновременно и медвежонка, и австралийского бархатного мишку-коалу. «Если животное выглядит неуклюжим и милым, то оно становится символом детства», — писал по этому поводу английский зоолог Десмонд Моррис.

Людям кажутся симпатичными собачки, которые чем-то напоминают таких медвежат. Возьмем для примера двух английских кокер-спаниелей. Глаша внешне была очень далека от идеала породы: сложением напоминала табуретку, низкоросла, с короткой мордочкой и высоким лбом мыслителя, на котором, когда она задумывалась, появлялись морщинки.

К старости она совершенно округлилась и больше всего напоминала игрушечного мишку. Она была любимицей всех детей во дворе — и почти всех взрослых — тех, кто не знал, что эта «игрушка» кусается как дикий зверь.

А вот ее высокого поджарого родича, истинного охотника Лари, прохожие опасались, старались отойти подальше и спрашивали, не кусается ли он?

ПОХОЖИЕ НА НАС

Такой же процесс «инфантилизации», как у реальных домашних любимцев, можно проследить и у мультипликационных персонажей. Знаменитый Микки-Маус эволюционировал от почти реальной мышки, каким его впервые задумал Уолт Дисней, до симпатичного существа с выраженными детскими чертами мордочки: за несколько десятилетий ушки у него подросли, нос стал короче, а глаза увеличились.

Еще один любимый герой — фантастическое создание по имени Чебурашка. Между прочим, особенно его любят в Японии, где вообще очень живуча традиция рисованных персонажей.

Как ни странно, покупают «тиэбурасика» в основном девушки 20-25 лет, которые считают его «очень милым».

Мягкое, пушистое округлое тело, огромные трогательные глаза, несоразмерно большие оттопыренные уши, почти плоская физиономия — так и хочется его потискать!

Кстати, плоское личико — это далеко не случайность. Мы инстинктивно тянемся к тем животным, которые на нас чем-то похожи. Например, уплощенными мордочками. Мы видим в них свое отражение, пусть и искаженное.

Именно поэтому человек вывел породы собак и кошек практически без носа, пусть и за счет их здоровья.

Хрипят и храпят бульдожки, портятся у них зубы, слезятся глазки у кошек — персов и аристократических экзотов, но мы со всем этим миримся, потому что нам нравятся такие физиономии.

Нам приятно общаться с теми зверями, которые, как и мы, ходят на задних конечностях или хотя бы стоят на них — может быть, именно поэтому мы научили своих четвероногих собак служить. Мы любим животных с богатой, как и у нас, мимикой.

Мы с удовольствием наблюдаем, как братья наши меньшие орудуют передними лапками, как ручками, поэтому нас так умиляют те же белочки, грызущие орешки, держа их перед собой «в кулачках», или кошки, которые тащат вкусные кусочки с тарелки лапкой.

В Бразилии мне удалось близко познакомиться с дикими носухами, или коати, которые тоже принадлежат к семейству енотов, и воочию убедиться, как искусно они орудуют своими лапками. Так, одна из них умудрилась незаметно для нас открыть молнию на сумке, где хранились приготовленные для них бананы. Другие прекрасно научились добывать себе

пищу из специальных «экологических» урн для мусора с очень узкими отверстиями — но лапки туда входили!

Изобретательность животных, их высокое умственное развитие тоже нас привлекают — это, с одной стороны, делает их более похожими на нас, а с другой — общаться с такими высокоразвитыми зверями намного интереснее. Кстати, всем владельцам домашних питомцев хочется, чтобы их любимец был не только красивым, но и умным.

ЛОНДОНСКАЯ ШКАЛА ПРЕДПОЧТЕНИИ

Однажды в Англии был проведен опрос среди детей от четырех до четырнадцати лет относительно того, какие животные им нравятся, а какие нет (эти данные приведены в очень интересной книге известного зоолога Десмонда Морриса «Голая обезьяна»). Вопросы им задавали в телевизионной передаче из Лондонского зоопарка, ответы присылались в письменной форме.

Всего в исследовании приняли участие в общей сложности 80 тысяч человек, так что были получены вполне достоверные статистические данные, несмотря на то что некоторые ответы самых маленьких так и не удалось расшифровать — например, для ученых так и осталось загадкой, кто такие «энукасуки» или «прыгающие драконы».

У всякой, даже самой блестящей методики есть свои слабые стороны…

Десятка самых любимых зверей в результате выглядела так: 1) шимпанзе; 2) мартышка; 3) лошадь; 4) галаго; 5) большая панда; 6) медведь; 7) слон; 8) лев; 9) собака; 10) жираф.

97% опрошенных назвали самым любимым животным представителя класса млекопитающих, только 1,6 % — птицу, 1% — пресмыкающееся и совсем ничтожные доли процента — рыбу, беспозвоночное или земноводное.

Среди птиц фаворитами оказались пингвин (0,8%) и попугай (0,2%).

Никого из перечисленных выше животных нельзя назвать безусловно красивым, за исключением, пожалуй, лошади и льва. Значит, критерии выбора были совсем другие. Итак, ближе всех детским сердцам оказались наши ближайшие родственники, приматы, похожие на нас, как карикатура на оригинал: и лица у них плоские, и руками они владеют почти как мы, и вертикальную позу легко принимают.

Панда и медведь — это как бы живое воплощение наших любимых игрушек, особенно большая панда, или бамбуковый медведь, — пухлое, неуклюжее, добродушное, медлительное создание, которому и его внешний облик, и яркая и нелепо окрашенная шерстка, и смешные неуклюжие повадки придают особую трогательность. К тому же этот мишка еще и питается своим бамбуком, придерживая стебли лапами, как ручками, а потому обладает еще большим набором симпатичных черт, чем привычные нам бурые или черные медведи.

Слон тоже умеет хорошо манипулировать предметами, его хобот — это совершенно уникальная «рука». Из всех кошачьих в разряд любимцев попал лишь лев — очевидно, не львица, а именно лев-самец, с его роскошной гривой, так похожей на человеческую прическу, из-за которой его физиономия кажется плоской.

Наконец, многие из этих животных (шимпанзе, мартышка, лошадь, собака) могут выражать свои эмоции при помощи мимики. Жираф из-за своего роста и длиннющей шеи кажется нам «стоячим».

То есть чем больше у животного «человеческих» — иначе говоря, антропоморфных — признаков, тем больше он нравится представителям нашего вида.

Интересно, что с возрастом шкала предпочтений меняется, но очень незначительно.

Маленьким детям нравятся большие животные, такие, как слон или жираф; большое для них символизирует материнскую защиту, рядом с ними они ощущают себя в безопасности.

Но к четырнадцати годам рейтинг этих гигантов животного мира резко падает, зато подростки гораздо выше ценят собаку (очевидно, на основе собственного опыта) и такое совсем маленькое существо, как галаго.

Для ночных животных характерна именно такая внешность: большие глаза приспособлены для зрения в темноте, а плоская физиономия позволяет иметь лучший обзор; часто у них еще и голова поворачивается на шее, как на шарнире, чуть ли не на 360 градусов.

Такое «лицо» типично, например, для сов. Они часто ерошат свое оперение, что придает им вид симпатичных пушистиков. К тому же, когда они сидят или ходят, их тело принимает совершенно вертикальное положение, так что и инфантильные, и антропоморфные признаки налицо.

Это очень умные и забавные создания. Очень любил сов Джеральд Даррелл, а уж у него-то было с кем их сравнивать и из кого выбирать любимцев. Целую книгу посвятил своим виргинским филинам Фарли Моуэт.

Сейчас из-за популярности книг о Гарри Поттере произошел всплеск интереса к совам, что для самих сов нередко оборачивается трагедией.

Что же касается птиц-фаворитов из лондонского рейтинга, то одетые во фрачный костюм пингвины, с их походкой вперевалочку и чисто человеческой привычкой становиться в очередь, очень напоминают забавных нелепых человечков. Попугаев, как известно, можно научить говорить, что делает их ближе к нам.

Они обычно сидят на жердочке в вертикальном положении, из-за строения клюва их физиономии кажутся нам уплощенными, и еще они очень ловко орудуют своими задними конечностями — например, один знакомый мне амазон по имени Лорик ел сметану из чайной ложечки, которую подносил ко рту лапкой.

К тому же любое животное, которое имеет физическую возможность манипулировать предметами, будь то обезьяна, слон или попугай, обязательно обладает достаточно развитым мозгом.

Читайте также:  Перспектива - психология

ПЕРВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮБИМЦЕВ

А вот опросы школьников, проведенные в Латвии, дали несколько другие результаты (цит. по В.А. Яс-вину): первое место среди любимцев уверенно заняла собака, затем следуют кошка, лев и тигр. Среди фаворитов оказались и попугаи.

Высокий рейтинг также у лошади, а среди маленьких животных — у хомячка. Очевидно, прибалтийские дети мало знакомы с такими экзотическими зверями, как бамбуковый медведь или галаго.

И если самые маленькие выбирают хомячка или морскую свинку по принципу «теплое, круглое, пушистое», то подростки чаще руководствуются не внешним обликом животного, а личным опытом общения с ним и стереотипами отношения к нему в обществе, типа «тигр (лев) — благородное животное».

Недаром эти животные всегда вдохновляли поэтов. Борис Гребенщиков. поет о «гордом огнегривом льве», а одно из самых знаменитых стихотворений Уильяма Блейка «Тигр» начинается так:

Источник: http://www.goagetaway.com/page/osobennosti-vosprijatija-zhivotnyh-kak-otrazhenija-cheloveka

Развитие психики у животных

Основой возникновения психики, как было сказано в рубрике Задачи и методы психологии , является общее свойство всех живых организмов — раздражимость. Это свойство заключается в том, что живой организм отвечает на внешние воздействия среды определенными процессами, которые в нем совершаются. Раздражимость — необходимое условие обмена веществ между организмом и средой.

На низших ступенях развития животного мира у организмов, не имеющих нервной системы, раздражимость проявляется в том, что животное отвечает активностью (внешней и внутренней) только на прямые воздействия среды, т. е. на те воздействия, которые сами по себе положительно или отрицательно влияют на организм. Так, например, питательные вещества, растворенные в воде, вызывают у инфузории процесс ассимиляции, т. е. усвоение их.

Здесь вы можете прочитать Сознание человека

Однако в ходе биологической эволюции животные, обладающие нервной системой, начинают реагировать и на такие воздействия среды, от которых непосредственно их жизнь не зависит.

Например, вибрация паутины, вызванная попаданием в паутину насекомого, не имеет прямого отношения к потребностям паука, но она является для него сигналом близости пищи. Легкий шорох для лягушки сам по себе не поддерживает ее жизнь и не угрожает ей. Но шорох служит лягушке сигналом пищи или опасности.

В этом случае мы имеем дело с особой формой раздражимости, которую принято называть чувствительностью.

Чувствительность, или способность к ощущению, есть раздражимость к таким воздействиям, которые ориентируют организм в окружающей среде, выполняя сигнальную функцию. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества предметов, а также сочетания их.

Отражаясь в нервной системе в виде элементарных ощущений, они ориентируют животное в окружающей среде.

Таким образом, способность животного выделять отдельные раздражения, играющие сигнальную роль в приспособлении его к внешней среде, является началом развития психики у животных.

Эволюция отражательной деятельности животных шла в неразрывной связи с усложнением их образа жизни и развитием их нервной системы, органов чувствительности и органов движения.

Совершенствование телесной организации животных под влиянием образа их жизни шло в двух противоположных направлениях: в сторону все большей специализации органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.

) и органов движения (ног, крыльев) и в сторону централизации нервной системы — от сетевидной нервной системы (как у медузы) к узловой (как у дождевого червя и насекомых) и далее к нервной системе позвоночных, в которой все большее развитие приобретал головной мозг и его высшие отделы.

В ходе биологической эволюции животных выделяют три качественно отличных стадии развития их психики:

  • стадию элементарной чувствительности (элементарных ощущений)
  •  стадию предметного восприятия и стадию простейшей рассудочной деятельности.

На стадии элементарной чувствительности находятся главным образом животные, имеющие сетевидную и узловую нервную систему.

Характерной особенностью их психики является выделение из окружающей среды лишь отдельных ее свойств — вибраций, звуков, запахов, цветов и др., которые имеют для животного сигнальное значение и тем самым ориентируют его во внешнем мире.

Так, гусеница свертывается в ответ на простое прикосновение к ее телу, а пчела летит к медоносным цветам, находя их по запаху. Прикосновение и запах в этом случае важны для животного не сами по себе, а как сигналы других, связанных с ними воздействий.

https://www.youtube.com/watch?v=h2o5TwpD2Vk

Под влиянием повторяющихся из поколения в поколение условий жизни, действия, полезные животным, наследственно закреплялись и впоследствии приобрели врожденный, безусловный характер. Безусловно рефлекторные действия, постепенно усложняясь, приняли форму инстинктов.

Инстинкт, по определению И. П. Павлова,—: это цепь безусловных рефлексов, врожденная, видовая форма поведения животных. Инстинктивные действия животных очень разнообразны — постройка сот пчелами, плетение паутины пауками и др.

Вот одно из проявлений родительского инстинкта у роющей осы (по наблюдениям Фарба). Оса роет на поверхности земли глубокую норку, разыскивает гусеницу, парализует ее своим жалом.

Затем парализованную, но живую гусеницу втаскивает в норку, откладывает туда яички и зарывает норку землей. Таким образом она обеспечивает питанием свое потомство.

Инстинктивное поведение часто поражает нас внешней целесообразностью, как бы «разумностью»

Однако это лишь кажущаяся «разумность», ибо животное не понимает ни своих действий, ни своего отношения к среде. Пчела, например, наполнив восковую ячейку медом, тщательно закупоривает ее. Ее действия объективно целесообразны.

Однако, как показали опыты, пчела с такой же тщательностью закупоривает ячейку, дно которой было проткнуто и мед вытек. Целесообразность, таким образом, проявляется лишь в постоянных, стереотипных условиях.

При изменении условий инстинктивное действие становится бессмысленным.

Инстинктивное поведение наиболее характерно для насекомых, развитие которых шло по одной из боковых ветвей эволюции. Оно заметно выражено и у животных, обитающих в сравнительно однородной среде— у рыб, земноводных. Однако как унаследованные формы поведения, так и «индивидуальное приспособление существует на всем протяжении животного мира» (И. П.

Павлов). Сами инстинкты изменяются под влиянием меняющихся условий среды. Постоянной остается лишь последовательность действий, составляющих инстинктивное поведение определенного вида животных (например, пчел).

Выполнение же отдельных операций у представителя вида может носить индивидуальный характер, может изменяться под влиянием конкретных условий действия.

Приспособительное значение инстинктов повышается в связи с овладением животными индивидуальными формами поведения

Изменчивые условия существования земноводных и особенно млекопитающих, ведущих наземный образ жизни, предъявили высокие требования к организмам в смысле их приспособляемости к среде. Менялось строение тела животных и функции их нервной системы.

Произошла дальнейшая дифференциация органов чувств и органов движения.

Особенно заметное развитие получили те органы чувств, которыми можно было воспринимать сигналы внешнего мира на расстоянии — органы обоняния, слуха и зрения, и те органы движения, которыми можно успешно пользоваться в новых условиях наземной среды -при беге, лазании, преодолении препятствий, преследовании и нападении.

Развивалась кора головного мозга, особенно ее функция синтезирования, объединения раздражений, поступающих в организм из внешнего мира. Эта синтезирующая способность нервной системы была материальной основой развития более высокой стадии отражения внешней среды — стадии предметного восприятия.

Характерной особенностью стадии предметного восприятия является способность животных отражать не только отдельные свойства или их совокупность, но и целостные предметы со множеством их свойств.

Восприятия и являются более высокой по сравнению с ощущениями формой отражения действительности.

В поведении животных на этой ступени развития преобладают индивидуально приобретенные действия, или навыки.

Высокое развитие домашних животных

Всем известна быстрая обучаемость домашних животных, их легкое «привыкание» к новой обстановке, узнавание знакомых предметов и людей. Это говорит о высокой приспособляемости домашних животных.

Ориентирующими сигналами для их поведения во внешней среде служат не только отдельные признаки вещей, но сами вещи и внешнее (например, пространственное) объединение их. По сравнению с инстинктами навыки — более совершенная форма поведения.

Навыки могут тормозить проявления инстинктов: можно, например, приучить кошку не кидаться на мышь, мирно жить с собакой.

Физиологическую основу навыков составляют системы временных нервных связей, образованных в коре больших полушарий и прочно закрепленных в результате многократных повторений одних и тех же действий.

Развитие и поведение обезьян

В ходе дальнейшей биологической эволюции отражательная способность мозга становится еще более совершенной. Изучение поведения человекоподобных обезьян дает основание говорить о наличии у них простейшей рассудочной деятельности, или «ручного мышления» (И. П. Павлов). Многочисленные опыты зарубежных и советских ученых (Кёлера, Иеркса, П. Н.

Ладыгиной-Коте, Н. Ю. Войтониса, Г. 3. Ногинского и др.) показали, что в поведении обезьян, особенно человекоподобных, ярко проявляется своеобразное любопытство ко всему новому, легкое подражание действиям других обезьян и человеку, способность улавливать некоторые внешние связи и отношения между предметами, находящимися в поле восприятия животных.

При решении практических задач в условиях эксперимента шимпанзе, например, обнаружили следующие особенности поведения.

Если обезьяне предложить задачу достать банан с потолка клетки, в которой она находится, а достать его нельзя иначе как при помощи одной из палок, лежащих на полу, то после многократных попыток достать плод рукой обезьяна использует палку.

Характерно, что в другой раз шимпанзе решает такую же задачу значительно быстрее и, более того, найденный способ решения применяет в других (сходных) условиях, например вместо палки использует ящик или иной подходящий предмет. Однако наиболее характерной особенностью рассудочного поведения обезьян, по мнению видного советского ученого А. Н. Леонтьева, является способность их решать двухфазные задачи.

Обезьяна, например, может достать приманку из ящика только в том случае, если сначала оттолкнет ее палкой от себя (подготовительная фаза), а затем, обежав ящик, достанет ее через решетку с противоположной стороны (основная фаза). Все другие попытки достать плод недействительны.

Шимпанзе успешно решают эти задачи, тогда как многие другие животные с ними не справляются.

При удалении передней части лобных долей мозга у тех обезьян, которые решали разнообразные сложные задачи, исчезает способность решать именно двухфазные задачи, умение же пользоваться палкой или ящиком для прямого доставания приманки (однофазная задача) сохраняется.

Доказано, что обезьяны успешно решают сложные задачи, близко связанные с естественным образом их жизни, и беспомощны при решении задач, ничем не напоминающих их естественного поведения.

Так, например, в опытах Г. 3. Рогинского шимпанзе легко находили среди других лежащих в разных направлениях тесемок ту, которая прикреплена к чашке с приманкой и доставали приманку. В этом ясно проявлялась способность обезьяны совершать операцию выбора.

Задача напоминала естественные условия поведения: среди множества ветвей выбирать лишь те, которые с плодами. Однако эти же шимпанзе проявляли полную беспомощность в решении простой задачи: чтобы достать приманку, нужно было взять и тянуть два конца тесемки, продетой через ушко чашки. Совершались безуспешные движения.

Всякий раз обезьяна тянула один конец. Потребовалось специальное обучение, чтобы обезьяна овладела этим действием.

На основании своих опытов над обезьянами и исследований других ученых И. П.

Павлов заключает, что «…вся эта деятельность, когда обезьяна пробует и то и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами.

Это есть ряд ассоциаций, которые частью получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас создаются и получаются, на ваших глазах комбинируются… Конечно, это есть разумность элементарная».

Читайте также:  Гомосексуальность и термины - психология

Нервно-физиологическим механизмом рассудочной деятельности высших животных являются временные связи первой сигнальной системы

Элементарная рассудочность высших животных не тождественна разуму человека. Крупный советский ученый Н. Н. Ладыгина-Коте провела оригинальный опыт. Она сравнивала развитие молодого шимпанзе и развитие ребенка со дня рождения до четырех лет.

На основе исследований она пришла к выводу, что психика даже ребенка качественно отличается от психики обезьяны.

Элементарные рассудочные действия высших животных имеют только биологический смысл, эти животные не способны мыслить подобно человеку, у них нет речи, нет умения создавать орудия труда.

Приобретенный опыт приспособления не передается поколению, он остается индивидуальным. Ни одно из животных не осознает ни своих действий, ни своего отношения к окружающему миру.

Все три формы поведения животных, три стадии их отражательной деятельности есть результат биологического развития, длительного приспособления их к условиям своего существования.

Основные принципы в изучении высшей нервной деятельности

Сознание человека

Источник: http://net22.ru/razvitie-psixiki-u-zhivotnyx/

Поразительные способности восприятия у животных

Очень многие животные, хотя и далеко не все, обитают в определенных, иногда весьма ограниченных областях земного шара. Горные козлы, например, живут только высоко в горах, жизнь белок в основном проходит в ветвях деревьев, а кроты почти никогда не покидают своих подземных галерей.

Место обитания того или иного животного, характеризующееся определенными жизненными условиями, называют биотопом этого животного.

Самостоятельный раздел биологии, а именно экология, изучает биотопы, устанавливает присущие им колебания температур, движение и влажность воздушных масс, структуру почвы, характерные для них растения и животных, в общем все, что необходимо для точного научного описания биотопа.

В своем биотопе животное должно хорошо ориентироваться. Для этого ему служат органы чувств, и в первую очередь глаза, нос, уши. Все мы знаем, что собака ощущает запахи лучше человека.

Биологически важные масляные кислоты мы воспринимаем лишь в том случае, если их содержание в воздухе не меньше 1 миллиграмма на 1000 кубических сантиметров.

Это нижняя граница чувствительности человека к масляным кислотам, так называемое нижнее значение пороговой чувствительности.

Собака заметит присутствие масляной кислоты, даже если ее концентрация составит 1 миллиграмм на 1 миллиард кубических сантиметров воздуха.

Значит, нам, людям, необходимо примерно в миллион раз больше рассеянного в воздухе вещества, чтобы наш нос заметил его присутствие.

Благодаря многообразию воспринимаемых собакой запахов мир, непосредственно окружающий ее, представляется ей в этом отношении гораздо более разнообразным, чем нам.

В качестве противоположного примера можно привести клещей, сидящих летом на кончиках ветвей. Они выбираются сюда с помощью светочувствительных клеток кожи, которые способны различать только два состояния: светло — темно. Листва темнее окружающего пространства. Глаз у клещей нет.

Сидя на ветке, самка клеща иногда месяцами ждет момента, когда почувствует запах масляной кислоты, издаваемый проходящим поблизости живым существом — овцой, собакой, а то и ребенком. Клещ падает на них. Почувствовав тепло, он внедряется в кожу и начинает сосать кровь.

При этом клещ, едва достигавший двух миллиметров в длину, становится размером с горошину.

Изучение всего комплекса восприятий, получаемых клещом из внешнего мира, показало их исключительную бедность. Эти животные лишены способности слышать, осязать и даже различать вкус. Они с равной охотой сосут любую жидкость, которую им предложат под теплой пленкой. Ограниченное восприятие запахов и изменения температуры — вот и все, на что способны органы чувств этих животных.

Есть организмы с очень высокой и очень низкой способностью восприятия окружающего. Мы уже знаем, что дельфины и летучие мыши способны воспринимать ультразвуковые колебания, и в этом отношении они значительно превосходят нас. С помощью органов чувств животные воспринимают окружающий их мир.

Но это относится далеко не ко всему, что окружает животное, как мы уже могли убедиться на примере с клещом. Что-то воспринимается очень ярко, что-то — гораздо слабее, а что-то совсем не замечается. Поэтому животные в зависимости от вида замечают, так сказать, только фрагменты того, что их окружает.

Эти фрагменты мы и называем окружающим миром данного животного. Он состоит из того, что воспринимают его органы чувств из внешней среды. При этом нужно подчеркнуть, что понятие «окружающий мир» — специфический термин, который нужно отличать от понятия «внешняя среда».

Совершенно ясно также, насколько трудно установить и объективно, точно и конкретно описать окружающий мир животного, потому что для этого необходимо тщательное исследование всех форм его чувствительности.

Назвав биотоп какого-нибудь животного лугом, степью, болотом, морским побережьем, горами или пустыней, мы этим еще совсем не определяем его окружающего мира, поскольку не так просто сказать, что именно из внешней среды животное воспринимает и в какой мере.

То, что органы чувств воспринимают из внешней среды, современная наука называет информацией. Полученная животным информация служит для его ориентации на местности, для поисков пищи и убежища, для преодоления препятствий и — не в последнюю очередь — для отыскания брачного партнера.

Человек также извлекает из окружающего его мира информацию. Мы не только видим, что большая стрелка часов время от времени показывает вертикально вверх, но уже с детства знаем, что прошел час времени.

Внутренний процесс, в результате которого мы приобретаем это знание, называется переработкой информации. Подобный же процесс происходит и у животных, хотя он существенно отличается от человеческого.

Вот с этим процессом переработки информации у высших животных мы теперь и познакомимся.

Научающиеся рыбы

Что именно животные видят, одними наблюдениями установить нельзя. Для изучения зрения животных зоопсихологи пользуются специальным методом. Каким — поясним на примере.

Чтобы проверить, различают ли рыбы цвет, в аквариум поместили четыре одинаковые конусовидные кормушки, выкрашенные соответственно в красный, зеленый, желтый и синий цвета (рис. 15). Только в одной из них — в желтой — каждый раз оказывалась пища; остальные оставались пустыми.

Рыба скоро усвоила, что только один цвет указывает на присутствие пищи. В опытах такого рода восприимчивее всех были пескари, хотя и среди них разные особи весьма существенно отличались друг от друга по быстроте приобретения навыка.

Каждый опытный владелец аквариума может без труда научить своих рыбок различать цвета. После нескольких кормежек рыбы сразу устремляются к «дрессировочному цвету» и набрасываются на пищу.

Они плывут на знакомый цвет даже в том случае, если в виде исключения эта кормушка оказывается пустой. Разумеется, нужно время от времени менять местоположение избранной кормушки, чтобы животное не привыкало искать пищу в определенном месте.

Этот опыт показывает, что зрительное восприятие рыб не отличается сколько-нибудь значительно от человеческого.

Рис. 15. Рыбка научилась брать пищу только из одной, окрашенной в определенный цвет кормушки

Возвращаясь к интересующей нас проблеме, можно сказать, что рыба, которая стала различать цвета, кое-чему научилась, то есть приобрела определенный опыт, основанный на выработке условного рефлекса. Ученые, изучающие преимущественно психику человека, часто утверждают, что у рыб возникла ассоциация.

Под этим понимается появившаяся под влиянием жизненного опыта связь между двумя психическими содержаниями. Первое из них в данном случае — зрительное восприятие цветной кормушки. Второе — по-видимому, воспоминание о ее содержимом, например о маленьком кусочке мяса.

Если бы речь шла о человеке, то мы могли бы, например, сказать, что, услышав звонок определенного тона, он сразу думает о трамвае, потому что до этого неоднократно воспринимал его зрительный образ и звуковой сигнал одновременно.

Происходит ли подобный процесс и у рыбы? Вспоминает ли она, заметив цветовой сигнал, о кусочке мяса? Может ли она вспомнить под влиянием только что увиденного что-то, что часто находилось вместе с ним?

Ответ на эти и аналогичные вопросы чрезвычайно труден, но и очень важен. Поэтому, прежде чем мы перейдем к нему, давайте остановимся на некоторых деталях.

Источник: http://studopedya.ru/2-22673.html

Учебные материалы.. первая помощь в учебе..

Психология животных

Введение

(сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на жизнедеятельность животных, а также разнообразных аспектов сходства и различия в их поведении.

Зоопсихологи ставят перед собой следующие основные вопросы: каково влияние наследственности и среды на психику и поведение; какова роль инстинктов в поведении животных; в какой мере поведение определяется научением; как изменяется поведение в процессе индивидуального развития животного; в чем состоит адаптивная функция психики животного в его естественной среде.

В историко-научной перспективе психология рассматривалась как область знания, существующая отдельно от этологии – науки о поведении животных в естественной среде обитания.

Первыми этологами были европейские ученые, использовавшие главным образом метод наблюдения за животными в природных условиях.

Зоопсихология получила развитие в университетских лабораториях США, где проводились экспериментальные исследования.

Цель моей работы – рассмотреть психологию животных.

Задачи моей работы – историю развития психологии животных и основные области исследований.

История развития психологии животных

Человек начал размышлять о поведении животных в глубокой древности. Гераклит предполагал, что люди и боги обладают разумом и душой, тогда как звери (животные) неразумны и не имеют души. В противоположность ему Аристотель в ходе рассуждений об эволюции животных и их классификации сформулировал некоторые первые принципы психологии животных.

Первой книгой в области зоопсихологии была «Сравнительная психология» П.Флуранса (1864). Однако главный импульс для развития современной сравнительной психологии дал знаменитый труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов» (1859), содержащий обсуждение адаптивной роли инстинктов и поведения у разных животных.

Его идеи побудили многих ученых – философов, натуралистов и биологов – разрабатывать те направления исследований, на основе которых впоследствии сформировались зоопсихология и этология как науки.

Более поздняя работа Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) тоже сыграла огромную роль в развитии сравнительного подхода к изучению поведения животных.

В конце XIX в. был опубликован ряд книг по психологии животных. Одна из наиболее известных, «Разум животных» (1882), была написана биологом Дж.Романесом. Теория тропизмов Ж.

Лёба, предложенная в 1890, объясняла поведение как движение к стимулу или от него вследствие физико-химических причин. После опубликования книги У.Джемса «Принципы психологии» (1890) и диссертации Э.

Торндайка «Ум животных: экспериментальное изучение ассоциативных процессов» (1898) психология животных стала систематической научной дисциплиной.

В первой половине ХХ в.

психология животных находилась под сильнейшим влиянием теоретиков, утверждавших, что решающую роль в формировании поведения играют окружающая среда и научение, и часто не принимавших в расчет биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение. Многие зоопсихологи стали последователями К.Халла, Э.Толмена, Э.Газри, Б.Скиннера. Лишь отдельные исследователи (Р.Йеркс, К.Лешли, Н.Майер и Т.Шнейрла) оставались в рамках более широкого, физиологически ориентированного подхода.

Основные области исследований

Большое влияние на исследователей поведения животных оказали дарвиновские представления о том, что в ходе эволюции животные отбирались по принципу наилучшей адаптации к условиям окружающей среды. Лишь при рассмотрении поведения животных с позиций эволюционной теории удается выявить основополагающие принципы, применимые к большим группам животных.

Читайте также:  Застрявшая жизнь - психология

Например, в одном исследовании сравнивалось поведение плотоядных млекопитающих, таких, как львы и медведи, и копытных, таких, как антилопы. Плотоядные животные – хищники, и обычно сами не являются добычей для других. Наоборот, на копытных постоянно охотятся, но сами они не убивают других животных, разве что в каких-то исключительных обстоятельствах.

Типы поведения этих двух групп совершенно различны. Копытные – стадные животные; хищники же не собираются в стада, хотя некоторые, в частности львы и волки, объединяются в небольшие группы. Спаривание копытных происходит быстрее, они мало и чутко спят и очень быстро пьют, когда предоставляется такая возможность.

Плотоядным животным, напротив, требуется много времени для спаривания, они крепко спят и не торопятся, когда пьют. Роды у копытных протекают быстро, они не подготавливают для этого специального места, тогда как плотоядные готовят нору или логово, а роды у них занимают длительное время.

Эти различия в поведении явно соответствуют тому, что необходимо для выживания каждой группы, и, очевидно, возникли под давлением естественного отбора.

Поведение животных зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида.

Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть.

При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины.

Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности.

Изучение приматов в естественных условиях показало, что угроза со стороны хищников и доступность пищи могут привести к значительным изменениям в социальной организации даже среди близкородственных видов.

В одном из исследований сравнивалась социальная организация двух видов павианов – анубисов и гамадрилов; и те и другие обитают в Эфиопии, но в разных экологических нишах. Анубисам пища более доступна, поскольку они живут в лесах или вблизи них, и там имеются источники воды.

Гамадрилы, напротив, обитают в засушливых областях, где добывать пищу трудно. И на тех, и на других охотятся крупные кошачьи – львы и леопарды. При этом анубисы живут большими группами, состоящими из детенышей и нескольких взрослых самцов и самок.

У гамадрилов же основной единицей сообщества является гарем, с одним взрослым самцом и несколькими самками с детенышами.

Сообщество гамадрилов уникально приспособлено к местообитанию, где пища добывается с трудом и ее хватает только для выживания маленькой группы.

Один взрослый самец обеспечивает и воспроизводство и защиту, а отсутствие других самцов уменьшает совокупную потребность в пище.

На ночь несколько гаремов собираются вместе и, чтобы обезопасить себя от хищников, устраиваются на ночлег под защитой немногочисленных в этой местности отвесных скал.

Механизм, обеспечивающий эту социальную структуру, отчасти детерминирован генетически.

Самец-гамадрил собирает самок и держит их при себе независимо от того, находятся ли они в периоде течки (эструса) – состояния повышенного сексуального возбуждения и способности к размножению – или вне этого периода.

Иными словами, самцов-гамадрилов самки привлекают просто в силу их половой принадлежности. Самец-анубис, напротив, не расположен держать при себе самок, и они привлекают его лишь в период течки.

Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх этих минимальных контактов социальные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до полной зависимости от группы.

Формирование сообществ у животных дает отдельным особям или группе в целом определенные адаптивные преимущества, связанные с такими факторами, как совместная защита от хищников, совместное добывание пищи, увеличение способности выдерживать межвидовую конкуренцию, повышение эффективности размножения.

Генетическая основа социальности может сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. Например, Дж.

Скотт, проводя детальное сравнительное исследование волков и различных пород домашних собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были генетически изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом сходным.

Социальное поведение сильнее выражено у волков, но в основных чертах оно не отличается от соответствующего поведения собак. И те и другие являются стайными животными. И волки и собаки сообщают о своем местонахождении и состоянии с помощью лая и воя. И те и другие охраняют свою территорию и имеют обыкновение закапывать пищу.

Как и у многих других животных, у собак и волков существуют критические периоды в развитии социального поведения, когда они способны к формированию основных взаимоотношений, присущих взрослым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были установлены доброжелательные, доверительные отношения с человеком, животное останется «диким», будет избегать и бояться человека.

В широком смысле коммуникация – это любое действие, произведенное одним организмом с целью изменить поведение другого организма и достичь, адаптивного (полезного) для одной или обеих особей результата.

Коммуникация у животных может осуществляться разными способами, от специализированных действий, генетически заданных и уникальных для данного вида, до гибких языковых систем человека, зависящих от научения. Пример генетической, специфичной для вида коммуникации – половой аттрактант (сексуально привлекающий продукт), выделяемый женскими особями бабочек двух видов.

Это вещество служит сигналом для самца, что самка его вида готова к размножению. Значительно более сложные коммуникативные системы используют птицы и млекопитающие. Здесь коммуникация не дискретна, а варьирует по интенсивности. Это означает, что она определяется уровнем мотивации того, кто посылает сигнал, а не простым «да – нет», как в случае готовности или неготовности к размножению.

Особенно сложное коммуникативное поведение обнаружено у приматов, которые способны комбинировать значения многих сигналов, таких, как поза, различные звуки и мимика, для передачи разнообразной информации.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Источник: http://ReferatZone.com/load/referaty/psikhologija/psikhologija_zhivotnykh/27-1-0-901

Лекция: Психология животных. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Предмет, методы и задачи зоопсихологии

Место зоопсихологии в ряду других биологических наук. Психика – способность к построению высоко адаптивных моделей реальности. Организм и особь. Единство психики и поведения животных. Видоспецифические двигательные паттерны и способы поведения, приобретенные в онтогенезе. Общее, единичное и особенное в психике животных, сравнительная психология. Анализ внутренних и внешних причин поведения.

Формализация двигательной активности животных – основная методическая проблема современной зоопсихологии. Категориальный аппарат современной зоопсихологии. Мотивационные состояния животных. Доминантная и субдоминантная активности.

Методы исследования в зоопсихологии: наблюдение и эксперимент: лабораторный, природный, формирующий. Способы фиксации полученных данных: сплошное, выборочное, повременное протоколирование, построение графических схем, кодирование информации.

История зоопсихологии. Сравнительная психология

Общие черты психики животных: биологические потребности психической деятельности, отсутствие сознания, понятийного языка и способности к рефлексии. Отличительные черты психики человека и животных. Антропоморфизм и его причины.

Теоретические основы «классической» зоопсихологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, необихевиоризм. Когнитивная этология конца 20го века. Теория ассоциаций. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Р.М. Йеркса.

Прикладные задачи, решаемые зоопсихологией. Особенности взаимоотношений «человекживотное». Использование знаний о психике животных в природоохранной деятельности людей.

Работы отечественных ученых в области зоопсихологии: В.А. Вагнера, И.П. Павлова, Н.Н. ЛадыгинойКотс, Л.А. Орбели, А.Н. Северцова, Р.О. Якобсона, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри, Л.В. Крушинского, Н.П. Наумова, Н.Г. Симкина, Ю.С. Степанова.

Видоспецифический компонент поведения (инстинкт)

Стереотипные программы поведения, их свойства и приспособительное значение. Контекст поведения и функциональная классификация инстинктивных форм активности. Общая характеристика инстинктивного поведения. Отличия инстинкта и рефлекса.

Аппетентная и консумматорная фазы инстинктивного поведения по У. Крэйгу. Комплексы фиксированных действий животных по К. Лоренцу. «Ключевые» раздражители (релизеры). Сверхоптимальные релизеры. Гидравлическая модель инстинктивного поведения. Психический компонент инстинктивного поведения. Иерархическая модель инстинктивного поведения по Н. Тинбергену.

Приобретенный компонент поведения (научение)

Закономерности научения у животных различных систематических групп. Классификация научения по У. Торпу. Привыкание (габитуация). Ассоциативное научение. Условные рефлексы первого рода («респондентное научение»). Сенситизация и псевдонаучение. Условные рефлексы второго рода («пробы и ошибки» по Э. Торндайку, «оперантное» научение по Б. Скиннеру).

Характеристики ассоциативного научения: совпадение, повторение, генерализация и дифференцирование, подкрепление, угасание. «Закон эффекта» Э. Торндайка. «Принцип подкрепления» и «принцип наименьшего усилия» Б. Скиннера. Скрытое (латентное) научение. Инсайт: акт усмотрения, «озарения». Подражание (имитационное научение). Запечатление (импринтинг).

Адаптивная роль научения. Облигатное и факультативное научение. Навык. Влияние антропогенного фактора на процесс научения у животных. Взаимодействие врожденных и приобретенных компонентов поведения в поведенческом акте.

Закон инстинктивного смещения выученного поведения. Онтогенетические периоды чувствительности к научению. Перцептивное научение. Процесс созревания инстинктов по З. Куо.

Обучение внутривидовым и внутригрупповым взаимоотношениям в популяциях.

Животное и среда. Сенсорноперцептивные процессы

Психика как способность, координирующая и интегрирующая взаимодействие организма и среды его обитания. Морфофизиологические, биохимические и поведенческие адаптации животных. Преимущества поведенческих адаптаций по И.А. Шилову. Филогенез гормональной и нервной регуляции поведения.

Защитные эпидермальные оболочки организма как условие появления нервной системы. Понятия «Innenwelt» и «Umwelt» («внутренний мир» и «внешний мир») по Я. фон Юкскюллю. Поисковая активность, избирательная реактивность и «образ искомого». Активное избежание и избирательное внимание.

Эволюция органов чувств. Физиологическая основа ощущения и восприятия у беспозвоночных и позвоночных. Доктрина «специфических нервных энергий» И. Мюллера.

Психофизические методы изучения ощущения и восприятия у животных. «Измерение» видоспецифических и приобретенных реакций. Методики условнорефлекторного подавления реакций и прослеживания порога чувствительности. Понятие артефакта при постановке эксперимента.

Физиологические основы и модели мотивации. «Деятельностный» подход к исследованию мотиваций по А.Н. Леонтьеву. Потребность и конкуренция мотиваций. Интенсивность и устойчивость мотивации. «Незавершенные» действия по К.Левину. Ценность сигнального объекта и количественное исследование мотивации в теории знакового поля.

Эмоции у животных. Агрессивное поведение. Поведение при «конфликте» мотиваций. Стресс у млекопитающих.

Теории игрового поведения. Смещенная и переадресованная активность. Ритуализация. Развитие игрового поведения в онтогенезе млекопитающих по К.Фабри. Функции игрового поведения у человека и животных.

Развитие психики животных в онтогенезе

Влияние внешних факторов на онтогенез поведения. Пренатальный период. Поведение в период выкармливания. Эксперименты по обогащению среды в раннем возрасте.

Импринтинг как пример влияний внешней среды на формирование поведенческих реакций. Половой импринтинг, материнское запечатление у млекопитающих.

Особенности психической деятельности животных в пренатальном, постнатальном, ювенильном периодах и периоде зрелости. Репродуктивное и родительское поведение.

Психика и биосоциальность

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/7603/lekciya-psihologiya-zhivotnyh.html

Ссылка на основную публикацию