Научное объяснение — психология

Психологи нашли научное объяснение чувству интуиции

Каждому из нас знакомо ощущение, когда правильное решение принимается само собой, по интуиции. Иногда это ощущение называют «шестым чувством». Что это такое, и можно ли ему доверять?

Учёные из Северо-Западного Университета (Northwestern University), США, описали точные электрофизиологические механизмы происхождения интуиции и делают выводы о том, что слушать своё «шестое чувство» не только можно, но и нужно. Об этом сообщает ScienceDaily со ссылкой на издание Nature Neuroscience.

Информация, которую мы носим в мозгу, делится на сознательную и бессознательную. В своей недавней работе исследователи доказали, что те «интуитивные» предположения, которые человек способен делать в процессе решения той или иной задачи, несут в своей основе не что иное, как бессознательные воспоминания.

«На самом деле мы знаем гораздо больше, чем нам кажется. — говорит Кен Паллер (Ken Paller), профессор психологии, один из авторов исследования. — Бессознательная память может вступить в игру, например, когда нам нужно опознать лицо подозреваемого в преступлении, или правильно ответить на вопрос какого-либо теста».

В рамках своей работы исследователи провели эксперимент, в котором показывали добровольцам серии красочных изображений. Картинки быстро сменяли друг друга на экране монитора.

Половину из них испытуемые рассматривали предельно внимательно, пытаясь запомнить.

А во время просмотра другой части изображений испытуемых отвлекали: исследователи громко называли цифры 3, 8 или 4 и предлагали удержать их в памяти.

Позже психологи снова показали участникам эксперимента калейдоскоп картинок, — как старых, так и новых, и предложили выбрать те из них, которые они уже видели ранее. При этом сигналы мозга испытуемых фиксировались на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). ЭЭГ позволяла делать выводы о том, какие электрофизиологические механизмы сопутствуют сознательному и бессознательному выбору.

«Примечательно, что люди чаще узнавали те картинки, от запоминания которых мы их до этого отвлекали необходимостью запоминать цифры», — говорит Паллер. Считается, что рассеивание внимания мешает запоминаемости. «Но наши исследования показали, что система хранения информации в мозге успешно работает даже тогда, когда мы не пытаемся сознательно запомнить что-то», — продолжает он.

«Мы не должны полагаться только на сознательную память. — подводит итог учёный. — Наоборот, нам стоит развивать интуицию. Интуитивно принятое решение часто может оказаться правильным, и способно помочь найти решения всевозможным проблемам в повседневной жизни».

Верно говорят, что «шестое чувство» — одно из самых правильных. Это важная составляющая часть способности человека к творческому и креативному мышлению. Доверять интуиции или нет — выбор каждого. Но то, что прислушиваться к ней стоит — это теперь не просто домысел, а доказанный научный факт.

Источник: http://www.stimol.ru/psihologi-nashli-nauchnoe-obyasnenie-chuvstvu-intuitsii/

​10 малоизвестных секретов человеческой психики и их научное объяснение

1. Относитесь к себе хорошо

Избегайте соблазна ругать себя за ошибки и прокрастинацию. Не обрушивайте на свою голову громы и молнии за срывы запланированных дел или проявленную слабость.

Относитесь к себе с симпатией и прощайте недостатки, даже когда сделать это нелегко.

Простив себя, вы запретите своему мозгу вступить на скользкий путь моральной поблажки, который ведёт к дальнейшим срывам и усугублению прокрастинации.

Научное объяснение:

Термин «моральная поблажка» предложила профессор Стэнфорда Келли Макгонигал. Она провела ряд исследований, в результате которых выяснилось, что наш мозг под грузом вины особенно восприимчив к соблазнам.

Дело в том, что мозг призван защищать не только здоровье своего хозяина, но и его настроение.

Пока вы виноватитесь, проклиная себя за лень и слабость, пока подбираете самые резкие и грубые слова в свой адрес, пытаясь укрепить мотивацию, ваш мозг отчаянно ищет способы вас взбодрить. А самым приятным покажется, конечно, то, чего вы пытаетесь избежать.

«Да ладно, ты уже съел кусок торта, диета сорвана, доедай и остальное, безвольное ничтожество!» или «Опять пропустил дедлайн? Да бросай ты это дело, всё равно на такую работу ты неспособен, ленивый прокрастинатор! Да и чёрт с ним! Досмотрю подборку котиков и лягу спать!». Это наглядные иллюстрации того, как работает моральная поблажка. Относитесь к себе хорошо, прощайте слабости, отмечайте успехи и не допускайте застревания в бесконечном круге вины и утешительных поблажек.

2. Ловушка «халявы»

В бутиках, салонах красоты, автосалонах, ресторанах и других местах активной траты денег вас может подстерегать очень распространённая ловушка: бесплатные услуги или небольшие подарки.

Например, чашка чая, пока вы ждёте своей очереди на стрижку у мастера. Конфеты в прозрачной вазе на кассе магазина. Комплимент от шеф-повара, пока готовится заказ.

Так заведение формирует у вас так называемую «лояльность» к себе и своему бренду.

Совет: не берите ничего бесплатно, если не хотите потратить лишние деньги.

Научное объяснение:

Человек — социальное животное, нуждающееся в тесном взаимодействии с другими представителями своего вида. Механизм этого взаимодействия отточен миллионами лет и прочно «зашит» в вашем мозгу. И одно из его составляющих — желание непременно «отдариться» в ответ на подарок. Или ответить услугой на услугу.

Хотя вы и не осознаёте своего «долга», мозг расценивает неожиданную халяву именно как долг, и заставляет чувствовать себя обязанным. Наш древний мозг расценивает подарок так же, как и миллионы лет назад, когда общество людей ничем не отличалось от популяции обезьян — как приглашение к кооперации.

Волей-неволей приходится этот неосознаваемый «долг» отдавать: спонтанными покупками, спокойным отношением к завышенной цене, рекомендацией бренда знакомым, и т. п. Одна чашка бесплатно предложенного кофе — и вот вы уж в «ловушке халявы».

Маркетологам и людям бизнеса всё это хорошо известно, поэтому если вы не хотите, чтобы вами манипулировали, запомните правило: никогда и ничего не берите бесплатно — в нашем мире бесплатного не существует.

3. Читайте понемногу

Сегодня — совет для тех, кто любит читать, но ему вечно некогда. Если вы никак не можете заставить себя начать читать книги, или, что бывает чаще, начинаете, но бросаете, не добравшись до конца, попробуйте старую и очень эффективную методику: задайте себе число страниц, которое будете прочитывать в день, и пусть это число будет небольшим. Скажем, 10 страниц, но ежедневно.

Научное объяснение:

Эта заминка, раздражающая людей интеллектуальных, но занятых, спровоцирована параличом анализа. Между вами и интересными книжками стоит страх мозга — страх перед объёмом предстоящей работы.

Вы можете даже не осознавать этого, но мозг не приветствует долгосрочные проекты: на них тратится много энергии. Вы до бесконечности будете говорить себе «завтра»… или решите читать по чуть-чуть.

10 страниц не испугают ваш мозг: это немного, это совсем недолго, и чтение не успеет вас утомить.

Книга обычно вмещает 200–300 страниц, значит, одну книгу вы будете прочитывать, в среднем, за месяц.

12 книг в год — не слишком много, но это на 12 книг больше, чем ничего, верно? К тому же, вам нужно только уговорить себя взять книгу в руки и начать чтение: потом вы втянетесь и прочтёте, конечно, больше: столько, сколько захотите. Но если нет — так нет, прочтите хотя бы десяток страниц и похвалите себя за последовательность и тягу к знаниям.

Читайте также:  Мировосприятие - психология

4. Тренируйтесь в уме

Визуализируйте навыки, которые хотите получить. Чем бы вы ни занимались, каких целей ни планировали бы достигнуть — выделите время в течение дня и перед сном на практику визуализации: в подробностях представьте желаемое. Только не вещь, которую хотелось бы иметь, а умение, которое мечтаете получить.

Научное объяснение:

Визуализация — понятие, известное как специалистам в области работы мозга, так и широкому кругу людей.

Способность человеческого мозга к обучению настолько велика, что даже простое представление желаемых действий заставляет его «включать» активность в тех зонах, которые отвечают за эти действия, совершаемые в реальности.

Это касается любых действий, даже тяжёлой физической нагрузки: когда вы представляете, что, например, поднимаете штангу, к требуемым мышцам приливает кровь: мозг готовит их к нагрузке. Конечно, одним воображением вы мышцы не накачаете, но визуализация способна сократить ваш путь к мечте и укрепить мотивацию.

Однако, этот брэйнхак работает только в том случае, когда вы визуализируете собственные действия, а не их итог: например, визуализация новой красивой машины может вам только душу согреть, а, скажем, визуализация действий по зарабатыванию денег на эту машину поможет привести в порядок мысли и поставить себе ряд чётких задач.

5. Не болтайте после спортзала

Физическая нагрузка или экстремальная ситуация делают вас более разговорчивым, чем обычно. Болтая во время фитнеса проще всего случайно выболтать секрет, особенно, если с вами занимается знакомый. Поэтому сегодняшний брэйнхак звучит так: если боитесь сказать лишнее — не слишком активно делитесь информацией после того, как хорошенько поработали штангой.

Научное объяснение:

Физическая нагрузка и экстремальные ситуации запускают в организме реакцию «бей или беги»: учащение пульса, ускорение дыхания для лучшего снабжения мышц кислородом, приток крови к конечностям и другую подобную физиологическую активность организма. Мозг реагирует на это состояние как на угрозу опасности и мобилизует все силы для того, чтобы сбежать от неё или дать отпор.

И в частности, повышает тягу к общению с другими представителями своего вида.

Механизм этой связи до конца не изучен, но Йона Бергер, профессор Уортонской школы бизнеса, в ходе ряда экспериментов убедительно доказал её наличие.

Можно предположить, что повышение болтливости в случае опасности спасало жизнь нашим предкам, заставляя людей делиться информацией об угрозе и опытом преодоления её.

Как бы там ни было — имейте в виду: физнагрузка делает вас находкой для шпиона. Примерно в течение получаса после неё.

6. Отложите шарады

Отложите головоломки, шарады и прочие игры и игрушки, «развивающие внимательность, скорость мышления и глубину познания». Интеллектуальные игры не работают, поэтому не тратьте на них своё время.

Если вы хотите позаботиться о будущем своего мозга, о его функционировании в старости — занимайтесь спортом, так как физическая нагрузка — единственный доказанный способ профилактики когнитивных способностей.

Научное объяснение

Предоставим слово эксперту в области внимания, профессору Гарварда, Джереми Вольфу: «В США в последнее время часто рекламируются видеоигры и приложения, которые якобы помогают увеличить ваши когнитивные возможности и улучшить функции внимания.

Многие создатели игр обещают, что вы не будете с возрастом терять память.

Однако большая часть свидетельств говорит, что, чем больше вы будете играть в эти видеоигры или разгадывать судоку, тем лучше вы отточите мастерство лишь в этом конкретном занятии.

Если вместо того, чтобы проехать пару кварталов на машине, вы прогуляетесь (безо всяких умственных нагрузок), это уже пойдет вам на пользу. Всё это в основном связано с кровообращением.

Например, моей маме уже больше 80 лет, и она стареет.

Утратит ли она свои умственные способности полностью? Если она захочет вложить деньги во что-то, то я ей посоветую потратить их на спортзал, чем на какие-нибудь игрушки-головоломки».

7. Паралич анализа

Если вам предстоит сделать сложное дело, к которому вы не знаете, как подступиться, разбейте задачу на множество подзадач. Причём чем мельче будут эти подзадачи, тем лучше.

Например, вам нужно составить важный документ. Первый пункт может быть таким: сесть за стол. Второй: включить компьютер. Третий: открыть текстовый редактор. Четвёртый: составить первые два предложения.

Лучше всего записать эти пункты, положить список перед глазами и последовательно выполнять действия. Вы не заметите, как втянетесь в процесс, и дело будет сделано.

Научное объяснение:

Паралич анализа (информационная перегрузка) — состояние, когда слишком долгое и разностороннее обдумывание задачи приводит к тому, что рабочая память «выключается», прихватывая с собой и ту область мозга, который ответственна за силу воли — префронтальную кору. Вы даже можете испытать удушье как физический симптом наступления паралича анализа.

Известен способ обмануть мозг: постарайтесь вовсе перестать думать о своём трудном деле как о собственно деле, а смотрите на него исключительно как на последовательность мелких, не пугающих рабочую память задач, каждая из которых будет обрабатываться последовательно.

8. Положите на место

Хотите больше экономить, но любите гулять по магазинам? Гуляйте, рассматривайте витрины, но ничего не трогайте, и тем более, не берите в руки. Ещё раз: не прикасайтесь к товарам, какими бы интересными и привлекательными они не казались. Это позволит вам без особых проблем удержаться от спонтанных покупок.

Научное объяснение:

На сцену выходит дофамин — гормон, который до сих пор кое-где (например, в Википедии) называется «гормоном удовольствия». На самом деле дофамин — гормон желания, а не удовольствия: он заставляет вас хотеть, но не приносит чувства удовлетворения.

Дофамин действует как морковка, закреплённая перед носом осла: вынуждает бесконечно двигаться вслед за желаниями, но всё время отодвигает награду.

Возможно, вы замечали: предвкушение покупки вещи, которую вы давно хотели, всегда дарит больше положительных эмоций, чем последующее удовольствие от владения этой вещью.

Ваши дофаминергические нейроны начинают работать, как только на глаза вам попадается что-то интересное и привлекательное, но во стократ эффективнее они работают, когда желаемое становится осязаемым — в прямом смысле.

Кровь приливает к лицу, сердце начинает стучать сильнее (дофамин — биохимический предшественник адреналина) — и сами того не замечая, вы уже кладёте в корзинку какую-то ненужную вам ерунду.

Суньте руки поглубже в карманы и поглазейте на товары — но не более того.

9. Закройте тарелку

Ориентируйтесь на чувство голода: не садитесь за стол, пока не проголодаетесь, и вставайте из-за стола, как только наелись, даже если в тарелке осталась еда.

Если вы обедаете в компании и возможности сразу же закончить трапезу у вас нет, закройте тарелку, как только почувствуете себя сытым, например, другой тарелкой или салфеткой.

В крайнем случае, просто уберите свою тарелку из поля зрения. Этот простой приём поможет вам не переесть.

Читайте также:  Троицкая, ольга иосифовна - психология

Научное объяснение:

Любое сознательное волевое усилие, в данном случае — перестать есть по достижении чувства сытости, совершается префронтальной корой головного мозга — вашим центром самоконтроля.

В течение дня вы принимаете множество решений и делаете сотни мелких выборов — что надеть, каким маршрутом попасть на работу, что купить на ужин и т. п.

, — что постепенно истощает ресурс префронтальной коры, утомляет её, и ваша воля ослабевает.

Помогите своей префронтальной коре: убрав из поля зрения еду вы остановите процесс выработки дофамина, гормона, заставляющего человека хотеть, то есть совершать действия в поисках награды.

Еду ваш мозг воспринимает как награду, но только тогда, когда вы её видите и чувствуете запах.

Когда вы сыты, запах пищи уже не кажется вашему мозгу таким привлекательным, однако глаза продолжают передавать информацию о «вкусняшке» прямиком вашим дофаминергическим нейронам, причём процесс этот совершается помимо вашего сознания (и желания).

Вместо того, чтобы напрягать силу воли, сознательно удерживая себя от «доедания» и переедания, просто спрячьте пищу с глаз долой и остановите выработку дофамина. Вам полегчает в считанные минуты.

10. Приглушите свет

За час-полтора до сна приглушите свет во всех комнатах. Устройте в ванной комнате возможность переключения с верхнего яркого света на мягкий и неяркий (например, поставьте там настольную лампу). Этот невероятно простой приём улучшит засыпание и повысит качество вашего сна.

Научное объяснение:

Значение сна для различных систем организма трудно переоценить. Во сне вырабатываются гормоны, заживляющие поражённые участки ткани, способствующие росту и укреплению мышечной массы, уничтожению лишних запасов жира. Если вы придерживаетесь диеты — во сне интенсивнее всего худеете.

Если занимаетесь спортом — во сне восстанавливается и укрепляется мышечная ткань. Если вы ребёнок или подросток — во сне вы растёте.

И все без исключения люди во сне структурируют и архивируют полученную за день информацию, обрабатывают воспоминания, «отращивают» необходимые для развития мозга синапсы — связи между нейронами головного мозга.

Мы, люди, ведём дневной образ жизни, поэтому мозг реагирует на свет как на день, а на темноту — как на ночь. Приглушая свет, вы даёте информацию — наступили сумерки, и пора готовиться ко сну. В ответ мозг даёт сигнал на выработку гормона мелатонина, регулятора суточных ритмов.

Мелатонин, в свою очередь, разносит по всему вашему телу сигнал о начале подготовки ко сну: метаболизм замедляется, так как вам больше не нужно добывать энергию для активных действий, психические процессы также переходят в «режим сна».

Полутора часов вполне достаточно, чтобы ваше тело подготовилось ко сну.

  • Психология отношений © 2018

Источник: http://www.omind.ru/1545-10-maloizvestnyh-sekretov-chelovecheskoi-psihiki-i-ih-nauchnoe-objasnenie.html

Какие существуют способы объяснения психических явлений?

В классических естественных науках достоверными признаются знания, которые получили свое объяснение и воспроизводимы в практике или эксперименте на основе предсказаний, которые дает теория.

В психологии, поми­мо классических форм построения научных объяснений, часто опираются на «методы квазиобъяснений».

Таких ме­тодов трудно избежать в исследовании психических явле­ний, но опора только на них ведет к противоречиям, ис­чезновению объективности в получаемых знаниях и даже мистицизму.

Так, в истории психологии существовали и су­ществуют направления «описательной» «понимающей» пси­хологии, которые отвергают классические объяснительные методы исследования. В настоящее время на «методах по­нимания» (истолкования) основаны многие направления гуманистической психологии (см. курс истории психоло­гии).

Квазиобъяснение способ познания путем интерпрета­ции, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект. Можно выделить два основных типа квазиобъяснений, ко­торые встречаются и в психологической литературе, и в рас­суждениях психологов.

Квазиобъяснение путем идентификации и эмпатии (рацио­ нальное и эмоциональное отождествление, психологиче­ ское понимание). Субъект, строящий объяснение, мыс­ ленно «уподобляется» состояниям, мнениям, пережива­ ниям другого субъекта и на этой основе по аналогии со своим жизненным опытом дает объяснение его психиче­

ским или поведенческим особенностям.

Квазиобъяснение путем интерпретации, истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объективные законы и верифицированные объяснитель­ ные основания (опора на мнения, герменевтический метод познания). Чаще всего интерпретации подвергаются со­ бытия индивидуальной духовной жизни, а также поступки

людей.

Наиболее достоверными в рамках любой науки являются теории, которые опираются на причинно-следственные свя­зи. Вместе с тем, когда исследуются живые объекты, а также социальные или психические явления, причинно-следст­венные объяснения не всегда оказываются достаточными.

Объяснение способ познания явлений и событий путем их подведения под общий закон, теорию, концепцию, кото­рые верифицированы научными методами, а также процес­сы выведения (объяснения) явлений, фактов из общих зако­нов или теорий. В зависимости от расположения связей меж­ду событиями во времени научные теории могут опираться на два типа объяснений:

помологические, или причинно-следственные (каузальные),
объяснения: строятся путем указания на причины явлений в

прошлом к явлениям в настоящем (следствиям) и, далее, от явлений в настоящем к их возможным изменениям в бу­дущем. При этом различают:

— лапласовский, или классический, детерминизм — в основе лежат законы, следствия которых могут быть четко предсказаны и действие которых имеет жест­

кий, необходимый характер;

— вероятностный детерминизм, который опирается на статистические законы, предсказывающие только степень вероятности наступления определенных со­

бытий;

телеологические, финалистские, объяснения: строятся от указания на цели и достижение возможных событий и явлений в будущем к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем (от цели, отнесенной к будущему, к организации и подчинению событий такой цели).

Помологические объяснения строятся путем предполо­жений о возможных причинах, которые вызывают, опреде­ляют явления, служат их источником. Явления выступают как следствия предполагаемых причин.

Телеологические объяснения предполагают постулиро­вание предположений о таком состоянии явлений или собы­тий в будущем (представление о цели или возможном резуль­тате), которое определяет организацию субъектом событий и явлений, происходящих в настоящем.

В таких объяснениях и теориях заложены предположения, что явления, происходя­щие в настоящем, определяются будущим.

Это могут быть положения о врожденно заложенных в живом организме ме­ханизмах целеполагания-целедостижения, а также положе­ния о наличии у субъекта представлений о целях и результа­тах их достижения в будущем.

Объяснение строится по схе­ме: явление или событие происходит для того, чтобы в будущем был получен или обеспечен определенный резуль­тат; явление или событие происходило в прошлом для того, чтобы обеспечить определенный результат в настоящем. 70

Телеологические объяснения широко используются в пси­хологии и осуществляются путем раскрытия целей, намере­ний, мотивов поведения и деятельности субъекта.

При этом следует заметить, что при построении телеологических объяс­нений происходит постулирование механизмов целеполага-ния и абстрагирование от ответа на вопросе том, как у данно­го организма возникли, сформировались механизмы целепо-лагания и механизмы подчинения собственной активности таким целям, отнесенным в будущее.

Ответ на этот вопрос требует уже использования классических причинно-следст­венных объяснений. Например, причинно-следственные объяснения формирования у человека психологических ме­ханизмов целеполагания и произвольных форм поведения заложены Л. С. Выготским в основу культурно-историче­ской психологии.

Опираясь на культурно-исторический и деятельностный подход к анализу и объяснению психиче­ских явлений, В. А. Иванников дает причинно-следственное объяснение формированию у человека механизмов волевой регуляции (см. ниже).

. Чем характеризуются законы в психологии?

Читайте также:  Тяга - психология

Существуют различные точки зрения на законы в психоло­гии. Можно выделить множество позиций, которые могут за­нимать представители различных естественно-научных, психологических и философских направлений при анализе и объяснении психических явлений.

• Психология может только описывать то, что дано субъекту в непосредственном опыте (феноменология), и должна

ограничиться этим.

• Психология должна регистрировать и классифицировать психические явления; объяснять же психические явления следует на основе законов биологии, физиологии, социо­

логии.

• Психические явления реально существуют и подчиняются специфическим психологическим законам, которые мож­

но изучать объективными методами.

• Психология выявляет и изучает не только объективные природно-предустановленные законы, но и активно уста­ навливаемые законы, которые выступают продуктом куль­ турно-исторического развития человеческой деятельности и способов организации социальных отношений и носят

нормативно-конвенциональный характер.

В современной мировой научной психологии преобла­дает третья из указанных позиций. В отечественной психо­логии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-историче­ского подхода к анализу и объяснению психических явле­ний Л. С. Выготского (см. ниже).

Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отноше­ний, которые устанавливаются как:

• эмпирически измеряемые и регистрируемые причины (факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами, особенности предметно-практических воздействий субъ­ екта на предметный мир), которые предопределяют фор­ мирование различных психических функций у живых ор­ ганизмов в процессах взаимодействия с окружающим ми­

ром;

• ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориен­ тировки в мире и организации поведения, которые в опре­ деленных условиях необходимо вызывают: а) наблюдае­ мые объективно особенности поведения; б) субъективно фиксируемые в форме феноменов психические явления (у

человека).

В зависимости от способов построения объяснений в психологии, в первом приближении можно выделить четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимо­стей):

• наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноме­ нологические закономерности (причинно-следственные

зависимости и связи);

• эмпирические и теоретические законы, раскрывающие функциональную динамику психических процессов во времени (функциональные и функционально-структур­

ные «психологические механизмы»);

• эмпирические и теоретические законы формирования, структурирования и развития психических образований и различных уровней психической ориентировки и органи­ зации поведения: способностей, психических свойств

и т. д. (генетические «психологические механизмы»);

• закономерные отношения между разными структурными уровнями организации психических функций (психологи­

ческие функциональные системы).

При характеристике психологических законов наряду с вы­деляемой причинно-следственной связью часто требуется выявить и установить: а) внешние условия, в которых такая связь реализуется; б) внутренние субъективные факторы, которые на нее влияют; мотивационные основания дейст­вий субъекта; особенности целеполагания и саморегуляции субъекта.

Источник: https://infopedia.su/6x589f.html

Что такое Психология?

Автор Evgeniy в 14/08/2012. Опубликовано Психология 101

Вопрос: Что такое психология?

Вильгельм Вундт

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами — «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология — это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека.

Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем.

Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология.

Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология — широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология — изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.

Биологическая психология, также известная как биопсихология, изучает, как биологические процессы влияют на сознание и поведение. Эта область связана с неврологией и использует такие инструменты, как МРТ и ПЭТ для диагностики травм или аномалий головного мозга.

Клиническая психология занимается оценкой, диагностикой и лечением умственных расстройств.

Когнитивная психология — изучение процессов человеческого мышления и познания. Психологи этого направления изучают внимание, память, восприятие, принятие решений, решение проблем и процесс изучения языка.

Сравнительная психология — ответвление психологии, связанное с изучением поведения животных. Исследования могут привести к более глубокому пониманию психологии человека.

Психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни.

Судебная психология — прикладная область, ориентированная на использование психологических исследований и принципов системы правосудия.

Индустриально-организационная психология — область, использующая психологические исследования для увеличения производительности труда, подбора сотрудников, улучшения дизайна продукции и повышения полезности.

Психология личности рассматривает разные элементы, являющиеся составными частями отдельно взятой личности. Известные теории личности — структурная модель личности Фрейда и пятифакторная модель личности.

Педагогическая психология — ответвление психологии, которое работает в системе образования с целью помочь детям с эмоциональными, социальными и учебными проблемами.

Социальная психология — дисциплина, использующая научные методы для изучения социального влияния, социального восприятия и социального взаимодействия. Социальная психология изучает различные вопросы, включая поведение групп, социальное восприятие, лидерство, невербальное поведение, конформизм, агрессию и предрассудки.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/chto-takoe-psixologiya.html

Ссылка на основную публикацию