Научение, значимое для человека: в психотерапии и в образовании — психология

Научение, значимое для человека, в психотерапии

НАУЧЕНИЕ, ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: В ПСИХОТЕРАПИИ И В ОБРАЗОВАНИИ

Колледж Годдарда в городе Плейнфилд, штат Вермонт, – это маленький экспериментальный колледж, который вдобавок к работе со студентами часто организует конференции и семинары для преподавателей, где они могут обсуждать важные проблемы.

Меня попросили провести такой семинар в феврале 1958 года на тему: «Значение психотерапии для образования».

Учителя и представители администрации из восточной части страны, особенно из Новой Англии, проделали трудный путь через глубокие сугробы, чтобы провести вместе три плодотворных дня.

В этой главе читатель найдет, что мои взгляды на обучение и научение изложены несколько иначе, чем в предыдущей главе; это связано с тем, что публикующийся здесь материал готовился к конференции, поэтому мне не хотелось нарушать душевное равновесие своих коллег, но в то же время я не собирался изменять основной смысл психотерапевтического подхода.

Для тех, кто знаком со второй частью этой книги, разделы «Процесс познания в психотерапии» и «Условия познания в психотерапии» будут излишними и могут быть пропущены, так как они просто повторяют основные условия психотерапии, описанные ранее.

Здесь я наиболее удачно выразил то значение, которое, вероятно, имеет психотерапия, центрированная на клиенте, в области образования.

* * *

То, что представлено в этой главе, – это тезисы, точка зрения, касающаяся значения психотерапии для образования. Это предварительные утверждения, высказанные мною с некоторыми колебаниями.

В связи с этими тезисами у меня имеется много вопросов, которые остаются без ответа.

Но в них все же есть некоторая четкость, и, следовательно, они могут послужить отправной точкой для проведения явных различий.

Позвольте мне начать с того, что мой долгий опыт терапевта убеждает меня в том, что психотерапия способствует научению, значимому для клиента, которое возникает и существует в психотерапевтических отношениях.

Под значимым научением подразумеваю научение, которое не есть простое накопление фактов. Это учение, которое изменяет поведение человека в настоящем и в будущем, изменяет его отношения и его личность.

Это проникающее повсюду научение, которое представляет собой не просто приращение знаний, а глубокое проникновение в существование.

Наличие такого научения – не только мое субъективное ощущение. Это подтверждается и научными исследованиями. В психотерапии, центрированной на клиенте (направление, с которым я более знаком), было проведено наибольшее количество научных исследований. Мы знаем, что в результате такой психотерапии возникают знания или изменения следующего вида.

· Человек начинает по-другому смотреть на себя.

· Он более полно принимает себя и свои чувства.

· Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.

· Он становится более похожим на того человека, каким он хотел бы быть.

· Он становится более гибким, менее застывшим в своем восприятии.

· Он ставит для себя более реалистичные цели.

· Его поведение становится хорошо обдуманным.

· Он отказывается от вредных привычек, даже таких застарелых, как хронический алкоголизм.

· Он начинает больше принимать других.

· Ему становятся более доступны основания того, что происходит внутри него и снаружи.

· Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Я думаю, вероятно, этого достаточно, чтобы обозначить, что представляет собой значимое знание, которое в корне меняет дело.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3967830-nauchenie-znachimoe-dlya-cheloveka-v-psikhoterapii/

Психологическое образование сегодня — заговор против старины Фрейда

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

11 9706 14 Сентября 2012 в 01:37

— Я хочу стать психологом, что для этого надо сделать? — огорошила меня вопросом старшеклассница Маша.

— Буду всем давать советы, как они должны поступать, — уточнила она.

Да-да. Именно такое представление у нее сложилось о профессии психолога после просмотров популярных телешоу. Выслушивать чужие проблемы и говорить, что делать. Не пыльная работа. Модная. Участники передач при этом отзывы о психологе всегда оставляют самые положительные, ведь все их проблемы разрешаются с необыкновенной легкостью.

Жалко было разочаровывать Машу. Не обучают на факультете психологии тому, как надо с экранов телевизоров учить людей жить правильно. Как и многому другому не учат, более важному и значимому для работы психологом.

Однако в психологическом образовании постулируется принцип: кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет. В приемных комиссиях уверяют, что перед абитуриентами, выбирающими психологический факультет, открыты все двери.

Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Количество факультетов, выпускающих дипломированных психологов растет год от года. В одной Москве с 5-6 факультетов в классических университетах в 1980-е годы их число выросло до восьмидесяти.

Для поступления в вуз абитуриенту надо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, иногда требуют сдать историю России, иностранный язык или даже физику — по решению конкретного образовательного учреждения.

В связи со вступлением в силу Болонских соглашений теперь будущему психологу предстоит сначала освоить программу бакалавриата, потом поступить в магистратуру. Причем бакалавр-психолог не может занимать должность психолога, он не является специалистом.

Большим спросом пользуется второе высшее психологическое образование, а также аспирантура.

Зачем идут учиться на психологов?

Мотивы, побуждающие выбрать профессию психолога, совершено разные. По большому счету, всех студентов можно разделить на три группы:

— те, кто осознанно выбрал профессию (из желания помочь людям, разобраться в себе, в окружающих, научиться влиять на поведение другого человека); отзывы о психологе такого типа в дальнейшем будут наиболее положительными;

Читайте также:  Восприятие у животных - психология

— те, кто случайно попал на факультет (не добрал проходные баллы на другой факультет, стал жертвой родительской прихоти);

— те, кто пришел ради получения корочек.

Казалось бы, каждому — по потребностям. Между тем, большинство студентов уходят после получения психологического образования неудовлетворёнными.

Лишь последняя группа полностью удовлетворяет своё желание — заветные дипломы получают практически все студенты, так как действует принцип: не бывает плохих студентов, бывают плохие преподаватели, которые не подобрали нужный ключик к каждому студенту, не реализовали главный тезис новых образовательных стандартов — не учли их индивидуальные особенности.

Какие могут быть «двойки» и отчисления, если студент послушно ходил на все занятия? На психологическом факультете с замечательными преподавателями? Лишние проблемы никому не нужны.

В итоге получаем дипломированных специалистов, у которых, кроме присвоенной квалификации психолога, нет ничего другого для данной профессии. А в результате отзывы о психологе становятся только хуже, ведь необходимость в психологической помощи растет, но отвечать поставленным задачам психолог не в силах.

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

Обучают трем основным направлениям в работе психолога:

1. Защите от наступления проблем (как проводить диагностику, профилактику, предпринимать превентивные меры).

2. Поддержке в трудный период (например, как применять разного рода терапии).

3. Коррекции поведения.

Готовят к тому, что психолог в своей деятельности может совмещать роли преподавателя, исследователя, практика.

Преподаватели работают над развитием таких личностных качеств студентов психологических факультетов, как усердие, логическое мышление, любовь к людям, стрессоустойчивость, эмпатия.

Знакомят с этическим кодексом психолога и главной заповедью «Не навреди». Объясняют, что нельзя быть психологом на все руки, нужно выбрать себе узкую нишу и там совершенствоваться, при этом помнить, что если после окончания вуза перестать учиться — умрешь как специалист.

Учение и труд не все перетрут

Студенты, поступающие с целью познания психологии, разочаруются в содержании образования. Основной упор в классическом обучении делается на изучение всяческих теорий, концепций, парадигм. Тонны макулатуры из прошлого, которые расширяют кругозор и повышают умение работать с информацией, но не имеют значимого отношения к действительности.

Диагностические методы — проективные методики, тесты, опросники, анкеты, шкалирование — мало помогают в том, чтобы предотвратить возникновение проблем, определить грани возможных рисков в развитии конкретного человека. Приходится работать с последствиями, при этом, не зная глубинных причин возникших сложностей.

Стать самому себе психологом тоже не получается — одно из приоритетных правил психологов: хочешь избавиться от своих проблем — обратись к коллеге.

Все открытые вопросы, пустоты, оставшиеся после окончания вуза, преподаватели настойчиво советуют закрывать самим и смириться с тем, что работающий инструментарий для психологической практики надо нарабатывать самому.

Негативные отзывы студентов о психологическом образовании, в которых они говорят о неразберихе и хаосе в высшем психологическом образовании, преподаватели объясняют просто: хороший студент занимает позицию «обучающегося мудреца» и воспринимает непорядок в психологии, отсутствие точных ответов на актуальные запросы семьи, общества, личности как нормальную ситуацию. Она формирует в будущих психологах необходимый навык из массивного потока информации выделять полезную.

Если кому-то что-то не нравится — значит, они не смогли справиться с учебной нагрузкой, нет у них необходимых качеств и навыков для постижения науки, поэтому те и сваливают всё на плохих преподавателей и саму психологию как науку.

Смешно слышать подобные оправдания педагогов, когда о недостатках, а часто и бесполезности психологического образования говорят отличники по жизни, закончившие и психологический факультет с красным дипломом.

«Советую прочесть пару умных книг, изучить восточную философию, иностранные языки — это гораздо продуктивнее, чем идти на психфак и платить деньги за пустое образование. Поверьте моему многострадальному опыту. Учитесь на чужих ошибках…».

Студенты психологических факультетов, которых туда занесло ветром обстоятельств, тоже полны разочарования.

Аппетит к освоению профессии психолога так и не просыпается во время обучения. Скучно, вяло, неинтересно. Глупое времяпровождение. В процессе практики выясняется, что работать психологом не так уж легко, кроме того, далеко не престижно и высокооплачиваемо.

Такие «недопсихологи» бегут осваивать другие профессии, переводиться на другие факультеты, искать другую работу или оказывать психологическую помощь так, что клиенты в испуге разбегутся.

Итак, к сожалению, количество выпускаемых специалистов не переросло в их качество. Если раньше рост социальных проблем в России оправдывали недостаточным числом психологов, то сейчас говорят о несоответствии содержания психологического образования требованиям общества, уровню злободневных задач.

Как улучшить психологическое образование?

Проблему неквалифицированных и некомпетентных психологов ректора психолого-педагогических вузов, известные деятели в психологии предлагают решать следующими методами:

— создать твердый стандарт профессии,

— сократить количество психологических факультетов,

— ввести новые модули в психологическом образовании,

— сделать преподавание психологии практико-ориентированным, за счет уменьшения аудиторных часов и введения практики с первого курса,

— ввести обязательным вступительным экзаменом иностранный язык, чтобы будущие психологи могли сами изучать труды зарубежных психологов в оригинале, без искажения перевода,

— отдать предпочтение тренинговым формам обучения, вместо привычных лекций и семинаров,

— лицензировать психологическую деятельность,

— ввести профильные экзамены для возможности оказывать психологическую помощь населению,

— проводить в обязательном порядке супервизию в деятельности психолога (то есть получать профессиональные отзывов о своей работе от коллег),

— разработать систему повышения квалификации после окончания вуза…

В общем, всеми силами подтянуть российское психологическое образование под международные стандарты. При этом забывают три больших Но:

Читайте также:  Рецептор - психология

1. За границей не все так идеально, как нам представляют. И за границей точно также не могут справиться с ростом социальной напряженности, ростом количества суицидов и прочими проблемами.

2. Менталитет российского народа существенно отличается от народов других стран. То, что подходит западному человеку, не подходит нашему.

3. Меняют форму, но не содержание образования. В отсутствии реальной картины происходящих внутри личности процессов, в ворохе различных представлений и теорий изменить качество оказываемых психологами услуг, как и качество психологического образования, невозможно.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Понятно, что современное психологическое образование остро нуждается в переменах, способных коренным образом повысить его качество, уровень оказываемых психологических услуг населению, с тем чтобы положительные отзывы о психологе преобладали и оказывались следствием реальной помощи человеку.

Возвращаясь к вопросам: «А как это сделать? С чего начать», — мы предлагаем начать с главного: прежде всего, с перестройки на действенную методику работы с человеком.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет уйти от многочисленных теорий, разночтений и расплывчатого понимания происходящего с человеком. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать людей по их врожденным свойствам (векторам), понимать глубинные причины их поступков, знать все вплоть до жизненного сценария конкретного человека.

Системно-векторная психология впервые объясняет и предлагает действенные способы работы с такими проявлениями человека как суицидальные мысли, страхи и навязчивые фобии, обиды, депрессии, отсутствие чувства радости и удовлетворения от жизни и даже помогает справиться с рядом психосоматических заболеваний.

Не «лечить» птичку методами, подходящими кошечке, и надеяться, авось, подойдет. Не прикрываться правом на ошибку — такого права у психолога нет, а, подобно хирургу, проводить математически точные манипуляции и получать ожидаемый результат.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не дает общих шаблонов, она дает точное понимание психики каждого человека. Системное мышление позволяет психологу не полагаться, как раньше, только на собственные ощущения при работе с конкретным клиентом, а четко понимать, кто обратился к нему за помощью и как ему можно помочь.

Помоги себе сам — этот принцип впервые реализуется в системно-векторной психологии. Люди, овладевшие знаниями системно-векторной психологии, свидетельствуют об уходе самых разных тяжелых состояний, причем эффект стойкий и длительный. А также о том, что системно-векторная психология стала для них эффективным способом работы с любыми своими состояниями и даже для помощи близким людям.

Любой человек, в определенной мере овладевший знаниями по системно-векторной психологии, сможет заблаговременно определять риски и вовремя их снижать. Не ждать, когда ребёнок выпрыгнет из окна и разобьётся насмерть, а заранее определить состояние звукового вектора и поговорить с ребёнком на его языке. 

Помимо этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана открывает широчайшие перспективы для развития психиатрии, педагогики, социологии и целого ряда других областей знания, касающихся человека и функционирования общества.

Качественное изменение психологического образования и повышение уровня психологической помощи — это не заоблачная мечта и не эфемерный проект. Это то, что сегодня может стать реальностью с использованием знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана. 

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/psikhologicheskoe-obrazovanie-segodnya-zagovor-protiv-stariny-freida

Обучение психоаналитика

Психоаналитиком не рождаются. Им становятся. А как?

В этой статье описан процесс становления будущего психоаналитика. С небольшими поправками он типичен для обучения психотерапевтов и других модальностей (т.е. разновидностей психотерапии, например, когнитивная и поведенческая терапия, гештальт-терапия и т.д.) .

Личность психотерапевта

Человек, выбирающий для себя профессию психотерапевта, обычно искренне и глубоко заинтересован в других людях. И еще до того, как ему приходит в голову идея получить соответствующее образование, он интересуется жизнью и внутренним миром окружающих людей, пытается понять не очевидный смысл их слов и поступков, ищет возможность помочь им в решении своих проблем.

Сам будущий специалист обычно не понаслышке знает, что такое психологические проблемы.

И часто именно собственное страдание толкает его на то, чтобы начать изучать принципы устройства внутреннего мира человека и способы сделать его более гармоничным.

В процессе обучения и обязательной для будущего психоаналитика личной терапии, он надеется не только приобрести новые знания, но и помочь себе решить собственные проблемы.

Жизненный опыт — важная составляющая профессионального багажа будущего психотерапевта.

Нахождение в различных жизненных ситуациях, пребывание в разных психологических ролях, общение с большим количеством отличающихся друг от друга людей позволяет психотерапевту быть более способным воспринять уникальный опыт своих клиентов. Есть такая профессиональная шутка (в которой лишь доля шутки): «хороший психоаналитик — как хорошее вино: с годами становится только лучше».

Образование

Профессия психотерапевта предполагает многоступенчатое сложное обучение.

Обычно это базовое высшее психологическое или медицинское образование и дальнейшее образование в специализированном институте или в рамках специальных программ.

В настоящее время в России в крупных городах есть возможность получить как основное, так и дополнительное психоаналитическое образование. Ряд институтов предлагает возможность также пройти свои курсы в очно-заочном режиме.

Образование в рамках различных психотерапевтических модальностей, как правило, проходит в соответствии со стандартами профессиональных ассоциаций, представляющих данные модальности.

Прохождение полного курса обучения и выполнение всех профессиональных стандартов дает возможность кандидату получить профессиональный статус специалиста в определенном виде психотерапии и иметь об этом соответствующий сертификат.

В поле психоанализа есть ряд международных ассоциаций, осуществляющих профессиональный тренинг и присваивающий своим кандидатам профессиональные статусы. Старейшей в мире ассоциацией является Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA).

В России пока не очень много ее членов, но ряд специалистов находится на пути к получению профессионального статуса IPA (в этой организации наиболее сложные стандарты получения профессионального статуса). Другая международная организация — Европейская Федерация Психоаналитической терапии (EFPP).

Читайте также:  Реакция на ошибки - психология

В России также есть специалисты, являющиеся членами этой организации. Еще одна международная психоаналитическая организация, которая как раз широко представлена в России — это Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии (ECPP).

Наши специалисты являются членами этой организации, сертифицированы ей и, в свою очередь, проводят психоаналитический тренинг по ее стандартам. Вы можете познакомиться с деятельностью ЕКПП на сайте ее российского отделения — Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии — Россия.

Также Вы можете ознакомиться с Регламентом Сертификации и аккредитации ЕКПП-Россия, где обозначены основные стандарты профессионального образования и тренинга психоаналитического психотерапевта ЕКПП.

Личная терапия (обучающий психоанализ)

Личная терапия (в случае подготовки психоаналитика — обучающий психоанализ) является одной из основных составляющих частей психоаналитического тренинга. Впервые он был рекомендован кандидатам в психоаналитики еще Зигмундом Фрейдом.

Будущий аналитик с помощью личного психоанализа на своем собственном опыте убедеждается в наличии бессознательных процессов.

А понимание того, как работает собственная психика, делает возможным видеть аналогичные процессы в психике других людей.

Также для любого психотерапевта важно иметь возможность лучше понять свои внутренние конфликты и справиться со своими психологическими проблемами.

Это необходимо не только для самого специалиста, но и для его клиентов, поскольку нерешенные внутренние конфликты оказывают большое влияние на способность психотерапевта понимать другого человека без серьезных искажений.

Например, в психоанализе есть понятие «слепого пятна», им обозначают ситуацию, когда аналитик не замечает каких-то важных процессов, происходящих в проводимой им терапии, поскольку его собственные конфликты накладываются на конфликты клиента, а его психика, защищаясь, не позволяет ему этого увидеть. Если у психотерапевта слишком много нерешенных личных проблем, у его клиентов может возникнуть вопрос: «а, собственно, кто кого лечит?».

Обучающий анализ практически не отличается от того анализа, который проходит любой другой клиент (не имеющий учебной цели). Но будущему аналитику, помимо личной пользы, этот опыт дает возможность увидеть «психоанализ изнутри», посмотреть с самого близкого расстояния, как именно работает аналитик и какие процессы происходят в терапии.

Аналогичные процессы происходят при прохождении психотерапии других модальностей. Никакое интеллектуальное знание, полученное на лекциях или при прочтении книг, не может сравниться с тем, которое приходит из собственного опыта.

Нередко студенты, проходящие терапию, говорят, что по-настоящему поняли то, о чем им говорили на лекциях, только когда столкнулись с этим в собственной терапии.

Специалист, успешно прошедший свой анализ, и получивший от него пользу, не просто верит в свой метод, он знает, что психоанализ помогает, и понимает, как это происходит.

Иногда возникают ситуации, когда уже давно практикующий специалист понимает, что у него остались еще ранее неразрешенные конфликты или накопились новые проблемы, которые мешают жить и работать эффективно и с удовольствием.

Тогда у него есть возможность обратиться за повторным анализом к кому-то из коллег, кому он доверяет. Это обычная практика в среде психотерапевтов, она является хорошей профилактикой ситуации из поговорки «сапожник без сапог».

Работа с клиентами и супервизия

Итак, образование получено, обучающий анализ пройден (или находится на продвинутой стадии). Можно начинать принимать клиентов.

Каждый человек, приходящий к психотерапевту, имеет свой уникальный опыт, свой неповторимый внутренний мир, собственные способы обращения с психологическими затруднениями и с событиями, происходящими в реальности.

Опыт общения с этими разными людьми, нахождение общего языка, возможных способов взаимодействия — бесценный опыт для психотерапевта (как профессионала и как человека).

Иногда что-то идет не так, психотерапевт может совершать ошибки или не быть способным помочь клиенту так, как бы того хотелось обоим. Хороший профессионал учится из этого опыта, учится у своих клиентов.

Специалист, который начинает свою практику и не имеет опыта психоаналитической работы, конечно, испытывает трудности и в глубинном понимании своих первых клиентов, и в том, как именно построить терапевтический процесс.

Также он нередко сталкивается с новыми для себя собственными затруднениями. Для того, чтобы наилучшим образом и с наименьшими потерями разобраться со всеми возникающими трудностями, специалист обращается  к более опытным коллегам — супервизорам.

На первом этапе они помогают начинающему специалисту состояться в качестве психоаналитика.

В дальнейшем работа с супервизорами не прекращается. В зависимости от профессионального уровня специалиста, работа с супервизорами имеет разные цели: лучшее понимание клиентов, более глубокое понимание связи между теорией и практикой, совершенствование своих терапевтических техник, выработка собственного терапевтического стиля, профилактика профессионального выгорания…

Даже самые опытные психоаналитики испытывают потребность в супервизии своей практики: это позволяет посмотреть на свою работу свежим взглядом и получить профессиональную поддержку. Постоянная супервизия своей работы для психоаналитика — это также своего рода профилактика возможных профессиональных деформаций.

Подробнее о супервизировании можно почитать в этой статье.

Программы повышения квалификации

Есть у обучения начало, нет у обучения конца.

Даже признанные специалисты нашей профессии, которые уже сами являются для многих учителями в психотерапии, постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень, участвуя в исследовательских программах, семинарах, конференциях, и других профессиональных мероприятиях. На нашем сайте в разделе «Коллегам» можно познакомиться с обучающими курсами, семинарами и супервизиями, которые посещают, организуют и проводят наши специалисты.

Человеческая психика все еще является одной из самых больших тайн даже для специалистов в области психического здоровья. Иногда это пугает — сколького мы о себе не знаем, насколько пока ограничены наши возможности что-то изменить… Но изучение уже накопленных знаний о человеческой душе, попытка открыть тайну внутри себя… сложно представить себе что-то более важное и интересное!

Источник: http://psychoanalitiki.ru/obuchenie-psychoanalitika.html

Ссылка на основную публикацию