Направление и способ заботы — психология

Бережность — заботливость, осторожность

Версия для печати

Реферат по А.Ц.Гармаеву «Бережность».
Бережность — заботливость, осторожность, стремление к сохранению чего-либо. Как научиться осознавать и недопускать в себе все разрушительные движения? Бережность происходит из глубокой веры, доверия и внимания к человеку. Бережность к другому не допускает обижающих слов. Более того, даже в мыслях возникающие клички, оскорбления, проклинающие и ругающие слова, движением души немедленно пресекаются. Поэтому работа над чистотой мыслей и слов становится первейшей необходимостью на пути движения к бережности. При бережности к человеку приходит способность прощать другому его отрицательные качества. Чувство прощения есть одновременно и душевная щедрость. Еще одно свойство бережности — оберегать человека от упреков в адрес другого. Бережность не знает требований взаимности. Она бережна односторонне. В этом ее центральный смысл. Проявление любого требования, притязания, претензии, а тем более требования: «Относись ко мне бережно!» — немедленно начинает разрушать само состояние бережности. Начинается навязчивое наблюдение — бережен или нет, — ожидание и острое желание, чтобы был непременно бережен, наконец, досада, что не проявляет этого нужного и должного в супружеской жизни свойства, а рядом с досадой обида за себя, жалость к себе. Увы, скандал в таких случаях неизбежен. «Ты не бережен (или не бережна) ко мне!» — это основной постулат, на котором будет построена ссора, взлелеянная в укромных уголках требующей души. Давно известно — щедрость не требует ответной щедрости. Действительно, какая же это щедрость, если она ждет компенсации. В бережности к другому заключается источник той силы, которая питает человеческое терпение и мудрую смиренность перед жизненными ситуациями. Она оберегает человека от поспешных решений и суетливых действий, якобы призванных в короткие сроки вразумить другого. Бережность позволяет, избегая требований, приходить к согласию. Научает иными темпами мерить время и не зависеть от суетливости окружающего мира, но, напротив, в мир суетящийся вносить умудренное спокойствие. Бережность к другому — это и есть одновременно бережное отношение к себе. Если вы бережны то наполняете теплом другого – сердечностью. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (1Пет. 3, 8-11). Из бережности отношения к другому прежде, чем к себе, рождается подобное же отношение к себе. Но не наоборот. В этом центральный смысл закона, бережности.

Забота, заботливость, заботливый

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zabotazpt_zabotlivostzpt_zabotlivyy Забота — уделение действенного внимания. Забота в отношении к делу — внимательность, старательность, предусмотрительность, хлопотливость. Забота в отношении к человеку — это же плюс отзывчивость и помощь. Заботливость — проявление заботы, привычка к проявлению заботы.

Заботливый человек — человек, для которого характерна забота и заботливость. Человек, который склонен и успевает подумать не только о себе, но и об окружающих. Заботливость — женская черта Заботливость идет изнутри, не по долгу, а по желанию. Заботливость — преимущественно женский стиль отношения к тому, что нам дорого.

Мужчины в аналогичной ситуации чаще говорят об ответственности. Ответственность имеет четкие внешние показатели, заботливость четких показателей не имеет, это состояние души. В детстве заботятся больше о девочках, нежели о мальчиках, и девочки привыкают к заботе о себе. С другой стороны, они сами чаще, чем мальчики, готовы быть заботливыми.

Виды заботливости Забота, заботливость может быть действием, материальным вкладом либо только сопереживанием. Забота может быть умной, бывает и ненужной и бестолковой. Может быть как суетливой, тревожной, так и легкой, радостной. Может быть направлена только на близких, может быть и гораздо более широкой.

Смотри Виды заботливости Природа заботливости Некоторые проявления заботливости, похоже, имеют инстинктивную природу. Заботливость родителей, особенно материнская забота к маленьким детям, очень похожа на инстинкт.

Впрочем, эта заботливость может быть объяснена и другими механизмами — влиянием культуры, детскими запечатлениями соответствующих образцов, тягой к прикосновениям, поиском «своего дела» и просто приятным развлечением… Многие проявления заботливости являются проявлением привычки. Давно забочусь — привык заботиться.

Как действие, забота и заботливость может иметь разные мотивы. Мотивы заботы могут быть как позитивными — любовь, благодарность, уважение, так и негативными: страхи. Есть интересное мнение, что сколько бы ни говорили о заботе о других, в конечном счете каждый заботится о себе. Насколько это верно? Смотри Мотивы заботы

Плюсы и минусы заботы

Рост и развитие заботливости — всегда повышение уровня развития личности, ее взрослости и успешности. Жизнь становится правильной тогда, когда мы начинаем быть заботливыми.

Забота — одна из форм организации жизни семьи и коллектива, когда руководитель заботится о своих подчиненных, подчиненные — о руководителе, родители — о детях, дети о родителях. Забота — один из языков любви. Забота – удивительная вещь.

То, что она радостна тому, о ком заботятся – это понятно, а вот то, что она радует самого того, кто заботится, знают не все. Лев Николаевич Толстой писал о том, что мы любим других людей не за то добро, которое они сделали для нас, а за то добро, которое мы сделали для них.

Начинайте заботится о людях, и ваша жизнь будет становиться богаче и интереснее. При этом нужно учитывать, что в заботливости мы делаем того, о ком заботимся, немного ребенком.

Если заботливость становится чрезмерной либо не уравновешивается предоставлением самостоятельности, претендующих на самостоятельность людей (в первую очередь мужчин) она начинает бесить. Развитие заботливости Заботливость может быть разной направленности, разного объема и разной мудрости. Как развивать заботливость у себя и у окружающих, хотя бы у своих близких, заботливость у детей? Смотри Развитие заботливости

Заботливость — женская черта

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zabotlivost_-_zhenskaya_cherta Заботливость — преимущественно женский стиль отношения к тому, что нам дорого. Женщины чаще живут чувствами, а не разумом, чаще процессники, а не результатники.

А заботливость идет изнутри, как состояние души, не по долгу, а по желанию. Заботливость и ответственность Мужчины в аналогичной ситуации чаще говорят о ответственности.

Ответственность имеет четкие внешние показатели, в ответственности есть обговоренные санкции за невыполнение — ничего этого в заботливости нет. Заботливость четких показателей не имеет, это состояние души.

Заботливость — выученная черта? В детстве заботятся больше о девочках, нежели о мальчиках, и девочки привыкают к заботе о себе. С другой стороны, они сами чаще, чем мальчики, готовы быть заболивыми.

Виды заботливости

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_zabotlivosti Забота, заботливость может быть действием, материальным вкладом либо только сопереживанием. Забота может быть умной, бывает и ненужной и бестолковой. Может быть как суетливой, тревожной, так и легкой, радостной. Может быть направлена только на близких, может быть и гораздо более широкой.

Забота — это не всегда много времени и денег. Немного ума и души — и этого иногда вполне достаточно. Подробнее: Забота и озабоченность Когда человек теряет инициативу и в делах видит не возможность личной заботы, а необходимость, обязанность, когда в его восприятии дела начинают требовать его участия, в его жизни появляются «заботы».

Если это усиливается и накладывается на тревожность, возникает озабоченность — суетливая и тревожная форма заботы. Здоровая заботливость — свободна и радостна, как выражение и обязательная сторона настоящей любви: Любовь — это радостная забота. Проявления заботы и заботливости • Забота как эмоция и переживание: я тебе сопереживаю, охаю, «болею» душой. Звоню и выслушиваю.

• Забота как действие: подал руку, разогрела ужин, перевязала ногу, поднес сумку. • Забота как материальный вклад: помощь реальными деньгами, ресурсами (квартирой, машиной и т.д.) Один вид заботы может сочетать с другим, а может и проявляться по-раздельности: забота эмоциональная может как включать в себя заботу материальную, или на уровне проявления — так и нет.

Разные людям нужна разная забота: кому-то нужна забота-эмоция, кому-то знаки внимания, кому-то материальный вклад. Решая, какой вид заботы выбрать, следует смотреть и на то, что человеку действительно нужно, и на то, что он любит и ценит. СмотриЯзыки любви Направление и способ заботы Заботиться можно о себе, можно о других. Заботиться можно за свой счет, можно за чужой.

Свою заботу можно волочить, как ярмо, а можно заботиться с радостью. Любовь — это радостная забота. Смотри Направление и способ заботы

Направление и способ заботы

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/napravlenie_i_sposob_zaboty Некоторым людям понятно заботиться не только о себе. Заботиться можно о себе, можно о других, можно заботиться о деле, заботиться о родине. Заботиться можно за свой счет, можно за чужой.

Смотри Способы человеческой жизни Ответственность и забота о себе Если человек не в состоянии позаботится о самом себе, то вряд ли он сможет помочь другим людям. Ответственный человек всегда разумно заботится о себе — хотя бы как об инструменте, который должен в жизни еще многое сделать.

Смотри Ответственность и забота о себе Любовь как радостная забота Свою заботу можно волочить, как ярмо, а можно заботиться с радостью. Если человек говорит, что любит, но в реальности заботится только о себе и о своем, то, похоже, он любит не вас, а себя. Если он заботится о вас — не очевидно, что это любовь, но уже ближе.

Если делает это с настоящей радостью — это уже любовь. Смотри Любовь как радостная забота

Заботы, озабоченность, беззаботность

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zabotyzpt_ozabochennostzpt_bezzabotnost Заботы — дела, которые требуют нашего участия. Беззаботность — состояние отсутствия забот или недумания о делах и заботах, жизнь в ощущении легкости, без груза забот.

Когда возможна беззаботность Быть беззаботным — замечательно, но беззаботная жизнь возможна только тогда, когда о тебе заботиться кто-то другой. Беззаботное детство дарится детям заботливыми и любящими родителями. Беззаботный отпуск сегодня будет только у того, кто позаботился о нем вчера.

Беззаботный может быть удачливым, но успешен, всерьез успешен — только заботливый человек. Убирайте тяжелую озабоченность Озабоченность — суетливая и тревожная форма заботы. Сама заботливость — это не тревожные глаза, нахмуренный лоб и напряженные интонации.

Смотри Забота, заботливость, заботливый Суетливая озабоченность как раз бывает у тех, кто слишком часто позволяет себе беззаботность, а потом бегают, пытаясь выпутаться из проблем, которые сами же и создали.

Суетливая озабоченность — чаще всего поведение демонстративное, это флаг «я в проблеме и нуждаюсь в вашей помощи!», но такой флаг никогда не поднимет тот, кто об окружающих заботится. Жизнь становится труднее — хорошо, заботливый человек становится внимательнее и собраннее.

Если есть возможность воспользоваться помощью тех, кто к этому расположен — обязательно помощь попросит и помощью воспользуется, но суета и озабоченность здесь совершенно ни при чем. Заботливость — радостна. Озабоченность — темна и тягостна. Что делать с озабоченностью? 1. Научись планировать свой день и свою жизнь. Смотри Планирование 2. Замени страхи на предусмотрительность и заботу. Смотри Работа со страхом 3. Вырабатывай у себя позитивное мировосприятие. Смотри Как развивать позитив

Мотивы заботы

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/motivy_zaboty Каждый заботиться только о себе? Есть интересное мнение, что сколько бы ни говорили о заботе о других, в конечном счете каждый заботится о себе.

Насколько это верно? Позитивные и негативные мотивы заботы Мотивы заботы могут быть как позитивными — любовь, благодарность, уважение, так и негативными: страхи.

Забота, основанная на страхе (никуда от меня не уходи — вдруг что случится!!) — плохая забота, в малой степени забота, забота «в кавычках», потому что ограничивает свободу того, о ком так заботятся. Чаще оказывается заботой о себе, а не о том, о ком вроде бы заботимся.

Примеры заботы с позитивной мотивацией • Обеспечить безопасность при максимальном сохранении свободы: иди конечно, только не забудь телефон, чтобы позвонить — это забота. • Или например предупредить, чтобы в ближайшее время не выкладывали на сайте информацию, потому как может пропасть — это забота :).

Осторожность

Читайте также:  Люди или наука? философский вопрос - психология

Осторожность — внимательное поведение перед лицом опасности. Если нами движет страх, то мы проявляет излишнюю осторожность, слишком много размышляем, постоянно сомневаемся и беспокоимся. ОСТОРОЖНОСТЬ Материал http://www.nvppl.ru/show_dict_421.

htm Состояние человека, который, раздумывая о последствиях своих действий, принимает меры к тому, чтобы избежать ошибок, возможных несчастий и всего того, что может оказаться источником вреда. Осторожный человек действует обдуманно, чтобы уберечь себя от неприятных последствий и страданий; иногда он учитывает пережитый опыт, в том числе и болезненный.

Синонимы: бдительность и предохранительные меры. Грань между осторожностью и страхом бывает очень тонкой. Осторожность -это обдумывание ситуации спокойно и объективно, без суеты, тревоги и страха. Осторожный человек, стараясь избежать проблем или неприятных ситуаций, обдумывает их из любви к себе.

Тот же, кем движет страх, проявляет излишнюю осторожность, слишком много размышляет, постоянно сомневается и беспокоится. Он склонен воображать всевозможные сценарии, и в конце концов его воображение выходит за всякие рамки.

Мы знаем, что страхи порождают стресс, ведут к преждевременной старости, мешают нам быть в настоящем мгновении и переживать хорошие опыты. Некоторые считают также, что быть осторожным означает быть недоверчивым. Но можно быть осторожным и не подвергая все вокруг сомнению и недоверию.

Есть люди, которые не доверяют никому вообще и постоянно боятся быть обманутыми. Недоверие противоположно доверию. Оно может быть оправданным только в том случае, если мы пережили неприятный опыт и хотим избежать его повторения. Предположим, ты проявил доверие к соседу и одолжил ему свой инструмент, а тот вовсе не спешит его возвращать.

Хуже того, это происходит уже не в первый раз. Вполне понятно твое недоверие в этих обстоятельствах и твое нежелание что-либо одалживать ему впредь. Ты пережил личный опыт, и это уже не недоверие, а осторожность, которая поможет тебе потребовать от соседа более четких обязательств, если он еще чем-то твоим пожелает воспользоваться.

Если же ты не доверяешь соседу просто потому, что тебе не нравится его походка или ты услышал о нем сплетни, твое недоверие будет неоправданным. Ты не можешь предполагать, пока не пережил опыта, который оправдал бы твое недоверие. Доверие к собственной интуиции — отличное средство, выручающее в любых обстоятельствах.

Интуиция склоняет нас к осторожности, тогда как страх толкает к действиям, которые нельзя объяснить простой осторожностью.

Пример: человек осторожный, выходя из дому или из автомобиля, спокойно закрывает дверь на ключ; человек же, у которого есть страхи, раза два или три проверит, насколько надежно заперто, а потом еще и возвратится, чтобы удостовериться в этом. Иной человек по три раза смотрит влево и вправо, прежде чем перейти улицу, и т. п.

Бывает и так, что ты осторожен, но, несмотря на это, с тобой случается что-то неприятное. Знай, что Вселенная посылает этот опыт для того, чтобы ты научился поддерживать контакт со своими внутренними силами и управлять ими. Помни также, что ты не можешь все контролировать. Что касается детей, то наставлять их и приучать к осторожности в высшей степени полезно, потому что они, как правило, осторожностью не отличаются и полагаются на родителей, которые, в случае чего, заплатят за последствия; между тем родители платят за себя. Научиться с детских лет различать осторожность и страх, равно как и усвоить понятие ответственности -большое преимущество. Лиз Бурбо, Мишлин Сен-Жак Большая энциклопедия Сущности

Перев. с фр. — М.: ООО Издательский дом «София», 2005

Рейтинг работы:
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 774 © 31.08.2013 Алексей Гадаев

Свидетельство о публикации: izba-2013-867832

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/867832/

Системно-векторная психология. Забота о психологическом здоровье, или Гуманизм будущего

Жизнь в современном мегаполисе – это постоянный стресс. В транспорте обругали, на работе не поладили, дома проблемы в семье с детьми. И на этом фоне трудиться надо не покладая рук, а если хочешь больше удобств и комфорта –  еще больше трудиться. Как с этим справиться? Нервы не выдерживают. Хочется все бросить, послать к черту ненавистную работу, придирчивого босса, надоедливых коллег…

Внутреннее напряжение и неудовлетворенность растут, сдерживаются до определенного момента, пока не выплескиваются наружу выражением неприязни на ближнего, на коллег, родных, нередко от плохих внутренних состояний страдают и дети. У них, в отличие от взрослых, имеется гораздо меньше возможностей защитить себя от вредящего воздействия, потому и бессознательно человек склонен срываться на детях, чем на взрослых, от которых можно ожидать ответную реакцию.

Гуманизм будущего – забота о психологическом здоровье всех детей. Дети – наше будущее, это то новое поколение, от адекватности которого, безусловно, будет зависеть жизнь нашего поколения.

От психологического здоровья, от степени социализованности будущего поколения будет зависеть то, будем ли мы доживать до старости в комфорте с достойной пенсией или останемся брошенными в обществе маргиналов и неадаптантов.

Гуманизм будущего. Психологический антиканнибализм

То, что дети – это самое главное, вне сомнения, однако это не означает, что приоритет детского воспитания, образования, развития талантов ребенка и тому подобное решит проблему.

Главное, что необходимо детям, – это чувство защищенности и безопасности, которое могут дать родители, которые сами ощущают защищенность и безопасность в достаточной мере, уверены в завтрашнем дне, радуются в жизни, чувствуют реализацию в своей работе, в любимой деятельности.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что нередко негативные состояния детей – следствие негативных состояний у взрослых.

Устранить причину – снять собственное плохое состояние и приобрести хорошее — означает перестать создавать негативное воздействие на окружающих, в том числе и на детей.

Ведь у счастливого человека естественным образом не возникает поползновений навредить другому, потому что удовольствие, которое ему гарантирует социально полезное действие, гораздо выше сомнительного удовольствия от снятия напряжения.

Иначе говоря, единственная возможность защитить психологическое здоровье незащищенных слоев населения – для начала самому стать счастливым и не мешать быть счастливыми другим людям, а то и способствовать тому, чтобы все обрели душевное равновесие и наполнение.

Подумать только, какое замечательное лекарство: чтобы не вредить другим, наполняй себя. Так бы и принимал, не запивая! Но, как оказывается на деле, не очень получается. Ведь вроде бы каждый из нас хочет счастья, исходя из понимания себя, принимает решения и делает выбор по жизни, лучший из возможных, как ему кажется.

А удовлетворения не находит, или находит, но недостаточно, хотелось бы больше.

Почему мы хотим и не можем стать счастливыми? Ответ простой – потому что мы не знаем себя, не знаем, какие именно врожденные желания в нас заложены, не знаем, в какой деятельности нам задано наибольшее наслаждение и результат, которые только мы способны обеспечить своим действием.

Гуманизм будущего, основанный на знании системно-векторной психологии, – это не только понимание каждым человеком, кем ему быть среди других людей, но и понимание того, какое место в коллективе, обществе задано занимать ближнему, например, коллеге, товарищу. Реализовать себя и способствовать реализации других, а не жаловаться на жизнь, вставлять палки в колеса соседу.

Узнать свои желания и начать получать радость от жизни можно на бесплатных тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записывайтесь и приходите на ближайший цикл бесплатных вводных лекций!

Источник: http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/zabota-o-psixologicheskom-zdorove-ili-gumanizm-budushhego/

Основные направления в психологии | Консультация психолога в Екатеринбурге, консультация психолога онлайн

Мне часто задают два вопроса: какое направление психологии выбрать с той или иной проблемой. И как выбрать хорошего психолога/психотерапевта/психоаналитика. Начнем, пожалуй с направлений. Собрав данные с разных сайтов, я составила небольшую памятку, которую и хочу предложить вашему вниманию. Информация, в основном, взята с сайта

http://www.paracels.ru/help/help_1.html , а также с нескольких других сайтов и книг.

ПСИХОАНАЛИЗ

Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856-1939).

Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, что бы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера.

Современный психоанализ разработал методы и техники работы с пограничной и нарциссической проблематикой. «Современный психоанализ шизофренического пациента» был предложен выдающимся американским психоаналитиком Хайманом Спотницем, что позволило расширить сферы применения психоанализа и распространить их на лечение психотических пациентов.

Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе — преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. По классическим канонам, — это долгий и строго регламентированный вид психотерапии.

Сам основатель проводил психоанализ 3-5 раз в неделю в течение 3-6 лет. Сейчас не все могут выдержать такие длительные и тесные отношения. Поэтому чаще всего клиенты посещают аналитика 2-3 раза в неделю и многие ограничиваются 100-150- часами. (1-2 года).

Более сложные проблемы «пограничного» и психотического  характера , требуют большего времени терапии.  В таком случае она может продолжаться от 3 до 5-8 лет. Но, повторюсь, такое длительное  взаимодействие требуется тем, кто в ином случае, закончил бы свои дни в «психушке».

Под термином «психоанализ» часто подразумевается, если специально не оговорено, психоанализ Фрейда и его современных последоваелей.

  Школы других направлений, такие как юнгианская, адлерианская и экзистенциальная, которые в широком понимании считаются психоаналитическими, имеют свои собственные названия и отличительные фирменные знаки, цель которых — гаранитровать своим членам, что их по ошибке не примут за фрейдистов:) Аналитики-юнгианцы называют себя «аналитическими психологами», а свою теорию — «аналитической психологией»; адлерианцы являются «индивидуальными психологами», а экзистенциалисты говорят об «экзистенциальном психоанализе».

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875-1961). Что это? Аналитическая психология — это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

Анализ освобождает жизненную энергию человека из под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности. Как это происходит? Аналитик обсуждает с пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор.

Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования, рисования, песочная психотерапия. Встречи проходят 1-3 раза в неделю в течение 1 — 3 лет.

ПСИХОДРАМА

Основатель: Якоб Морено, Румыния (1889-1974). Что это? Исследование жизненных ситуаций и конфликтов в действии с помощью актерских приемов. Цель психодрамы — научить человека решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Как это происходит? В безопасно терапевтической обстановке с помощью психотерапевта и других участников группы разыгрываются значимые ситуации из жизни человека. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни.

Продолжительность – от одной сессии до 2-3 лет еженедельных встреч. Оптимальная продолжительность одной встречи — 2,5 часа.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Основатель: Фриц Перлз, Германия (1893-1970). Что это? Исследование человека как целостной системы, его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений.

Гештальт- терапия помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и теперь». Как это происходит? При поддержке терапевта клиент работает с тем, что переживает и чувствует сейчас.

Выполняя упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и физические ощущения, учится осознавать «язык тела», интонации своего голоса и даже движения рук и глаз…

В результате он достигает осознания собственного «я», учится нести ответственность за свои чувства и по ступки. Продолжительность терапии — не менее 6 месяцев еженедельных встреч.

Читайте также:  Дианетика и саентология - психология

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Основатели: Людвиг Бинсвангер, Швейцария (1881-1966), Виктор Франкл, Австрия (1905-1997), Альфрид Лэнгле, Австрия (р. 1951). Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежат идеи философии экзистенциализма. Ее исходное понятие — «экзистенция», или «настоящая», хорошая жизнь.

Жизнь, в которой человек справляется с трудностями, реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно, в которой видит смысл. Как это происходит? Экзистенциальный терапевт не использует просто техники. Его работа — это открытый диалог с клиентом.

Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у человека ощущение, что он понят — не только профессионально, но и по-человечески. В ходе терапии клиент учится задавать себе смысловые вопросы, обращать внимание на то, что рождает чувство согласия с собственной жизнью, какой бы непростой она ни была.

Хорошо работает в ситуации жизненных кризисов, например «кризиса среднег возраста». Продолжительность терапии — от 3-6 консультаций до нескольких лет.

КЛИЕНТ – ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Основатель: Карл Роджерс, США (1902-1987). Что это? Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической работы. В ее основе убеждение в том, что человек, обращаясь за помощью, способен сам определить причины и найти способ решения своих проблем — нужна лишь поддержка психотерапевта.

Название метода подчеркивает: именно клиент осуществляет направляющие изменения. Как это происходит? Терапия проходит в форме диалога, который устанавливается между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем — эмоциональная атмосфера доверия, уважения и не оценивающего понимания.

Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть; он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Учитывая, что человек сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить или принять решение о продолжении.

Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10-15 встреч.

ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ

Основатель: Милтон Эриксон, США (1901-1980). Что это? Эриксоновский гипноз использует способность человека к непроизвольному гипнотическому трансу — состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям.

Это «мягкий», не директивный гипноз, при котором человек остается в бодрствующем состоянии. Как это происходит? Психотерапевт не прибегает к прямому внушению, а использует метафоры, притчи, сказки — и бессознательное само находит дорогу к правильному решению.

Эффект может наступить после первого сеанса, иногда требуется несколько месяцев работы.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Основатель: Эрик Берн, Канада (1910-1970). Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «я» — детском, взрослом и родительском, а также влиянии бессознательно выбираемого человеком состояния на взаимодействие с другими людьми.

Цель терапии в том, чтобы клиент осознал принципы своего поведения и взял его под свой взрослый контроль.

Как это происходит? Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «я» задействована в конкретной ситуации, а также понять, каков вообще бессознательный сценарий нашей жизни. В результате этой работы меняются стереотипы поведения.

В терапии используются элементы психодрамы, ролевой игры, семейного моделирования. Этот вид терапии эффективен в групповой работе; ее длительность зависит от желания клиента.

ТЕЛЕСНО-ОРЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Основатели: Вильгельм Райх; Австрия (1897-1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910). Что это? Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов».

Как это происходит? Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, — понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия проходят индивидуально и в группе.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ( НЛП)

Основатели: Ричард Бандлер, США (р. 1940), Джон Гриндер, США (р. 1949). Что это? НЛП — техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Как это происходит? Техника НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия — от нескольких недель до 2 лет.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Основатели: Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916-1999), Мюррей Боуэн, США (1913-1990), Вирджиния Сатир, США (1916-1988), Карл Витакер, США (1912-1995).

Что это? Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех — работа не с одним человеком, а с семьей в целом.

Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.

Как это происходит? Используются разные методы, среди них гено-грамма — нарисованная со слов клиентов «схема» семьи, отражающая рождения, смерти, браки и разводы ее членов. В процессе ее составления часто и обнаруживается источник проблем, заставляющий членов семьи вести себя определенным образом. Обычно встречи семейного терапевта и клиентов проходят раз в неделю и длятся несколько месяцев.

«Модные», в настоящее время направления:

Системно – семейные расстановки (Расстановки по Хеллингеру) Основатель: немецкий психотерапевт Берт Хеллингер Что это? Системно-семейные расстановки — метод краткосрочной психотерапии. Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.

Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

Расстановки по Хеллингеру, являются методом, позволяющим быстро обнаружить и распутать переплетения проблем, охватывающие многие поколения Как это происходит? По словам самого Берта Хеллингера: «Семейные расстановки, в общем-то, очень простой метод.

Выбирают заместителей для наиболее важных участников отношений, расставляют их по отношению друг к другу и так оставляют. В процессе расстановки внезапно выявляется и показывается нечто скрытое, причем тот, для кого делается расстановка, сразу замечает то, что выявляется. Это просто».

  Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы.

В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без «театрального» выражения мимикой или позой их отношений.

Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие — заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство)

Танцедвигательная терапия. (ТДТ)

Что это? Это один из современных методов психотерапии, который использует движение и танец главным посредником в психотерапевтическом процессе.

ТДТ исходит из предположения, что движение и танец отражают как психическую, динамику человека, так и его межличностный стиль общения.

Поэтому изменения, достигнутые через движение и танец, ведут также к изменениям и развитию личности человека, улучшению его эмоционального самочувствия и более зрелого способа построения взаимоотношений с другими людьми.

Кто есть кто среди специалистов

«Психолог только помогает индивиду помочь самому себе. Психолог нужен, чтобы дать возможность человеку излить свои эмоции, связанные с проблемой, вследствие чего человек будет мыслить более ясно и конструктивно.

Психолог должен создавать атмосферу, при которой клиент приближается к инсайту. На основе этого инсайта он способен принимать жизненно важные проблемы более адекватно, независимо и более ответственно».

(Роджерс, Валлен, 1946)

ПСИХИАТР – врач в области профилактики, диагностики и лечения психических расстройств. Он назначает лекарства и лечит словом, используя разные виды психотерапии. Кстати сказать, многие направления современной психотерапии разработали врачи-психиатры.

ПСИХОТЕРАПЕВТ – специалист с высшим медицинским образованием и подготовкой в области психотерапии. В большинстве западных стран медицинское образование не обязательно для работы психотерапевтом.

Им может быть и человек с высшим гуманитарным образованием, который прошел специальное обучение в области психотерапии, включающее более сотни часов работы с клиентами под руководством супервизора – более опытного наставника.

ПСИХОАНАЛИТИК – специалист, владеющий методом психоанализа. Обучение этой профессии долгое и дорогое: последипломная психоаналитическая подготовка занимает не менее восьми лет плюс несколько лет на процесс собственного психоанализа. В России таких специалистов пока еще не очень много.

ПСИХОЛОГ – выпускник факультета психологии вуза, он имеет специализацию в одной из ее отраслей – социальной, возрастной, клинической, нейропсихологии …., и, как правило, работает в компаниях, фирмах, школах и детских садах, больницах и т. д.

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

В соответствии с полученными знаниями специалист может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: Диагностическую и коррекционную; Экспертную и консультативную; Учебно-воспитательную; Научно-исследовательскую; Культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики. (Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 № 686.

)

ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ – так называют себя в России специалисты с высшим психологическим образованием, владеющие одной или несколькими психотерапевтическими методами. Уточнение «консультант» дает возможность заниматься психотерапевтической практикой психологам без медицинского образования.

Источник: http://www.nvlasova.ru/sayt_nadegdi_vlasovoy/publikatsii/likbez/osnovnie_napravleniya_v_psihologii

Гуманистическое направление в психологическом консультировании, психотерапии

Гуманистическая психология – одно из направлений в современной психологии. Она возникла в 30-е годы ХХ века на Западе как «третья сила», т.е. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Вместе с тем укрепление гуманистических установок в психологии явилось результатом прогресса демократии и повышения статуса личности в культуре и общественной жизни цивилизованных стран мира.

Новая психологическая школа получила большое распространение и признание в середине этого же столетия. В конце ХХ века ее идеи проникли в СССР и Россию и вызвали большой сочувственный интерес у отечественных ученых. В 90-е гг. в нашей стране была создана Ассоциация гуманистических психологов.

В настоящее время идеи гуманистической психологии развиваются и практикуются по преимуществу в рамках гуманистически-экзистенциальной психологии и различных течений позитивной психологии. Гуманистическая психология предлагает комплексный подход к изучению человека. Она объединяет психологов, психиатров, философов, педагогов.

Ее основателями считаются австрийский психолог и философ Виктор Франкл (р. 1905 г.), Карл Роджерс (1902 – 1987) –известный американский психолог, практик и теоретик психотерапии, Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, философ и социолог, Гарольд Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, основатель Американской ассоциации гуманистическойпсихологии.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Гуманистическая психология исходит из того, что главное в личности связано с ее устремленностью в будущее, со свободной реализацией ею своих возможностей и способностей.

Гуманистическая психология соединяет не только знания различных наук о человеке, но и сочетает их с практикой формирования здоровой личности. Именно поэтому она выступает в качестве теоретической, мировоззренческой и методологической основы гуманистической педагогики. Положения, разработанные данным направлением, и сегодня во многом влияют на мировую педагогическую практику.

Гуманистическая психология (иногда ее называют экзистенциально-гуманистической) является наиболее перспективным направлением современных наук о человеке. Вместе с тем, развиваемый в настоящей книге подход не сводится к простому изложению воззрений классиков гуманистической психологии.

В широком смысле в рамках идей гуманизма работают многие философы, антропологи, этики, психологи, социологи и педагоги.

Поэтому мы сочли необходимым использовать в данном разделе, как и во всех других, идеи различных зарубежных и отечественных ученых и мыслителей, творчески осмыслив и систематизировав самые различные психологические и педагогические подходы и принципы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным текстам.

Гуманизм – это, прежде всего, практика человечного (то есть сочувственного, понимающего и в этом смысле альтруистичного) повседневного бытия человека.

Но зададимся вопросом: имеет ли место такая практика в действительности, и если да, то насколько широкое распространение она получила в современных цивилизованных обществах? Действительно ли основания для такого поведения наличествуют в человеческой психике (как, впрочем, о том говорит само употребление слов «человечность», «человечное»)? Не предъявляет ли гуманизм чрезмерно высокие требования к человеку? Думается, что на первые два вопроса ответ может быть положительным, если, конечно, не понимать под гуманизмом что-то весьма романтическое и экзотическое. Что касается третьего вопроса, то ниже мы постараемся показать, что в рамках гуманистической психологии речь не идет ни о чем экстраординарном и невозможном. Ибо гуманизм – не только самое благородное, с нашей точки зрения, но и научно ориентированное и одновременно реалистичное учение о человеке, предлагающее доступные любому индивиду формы отношения к человеку как к наиглавнейшей ценности. Установки гуманизма чужды всякой эзотерики, нарочитой усложненности и желания апеллировать к иррациональным сторонам человеческого существа. Кроме того, требование, а точнее свободное предпочтение человечности иным формам чувствования и поведения – это, скорее, свободный выбор каждой развивающейся личности, чем абстрактный и невыполнимый моральный императив. Выбор мотивируется здесь, в первую очередь, насущной потребностью самого человека – потребностью в положительных эмоциях. Гуманность как раз и очерчивает ареал этих позитивных жизнепроявлений, расширяет его, освещает темные уголки человеческой души, контролируя всплески низменных или деструктивных страстей. Мир человеческих ощущений и переживаний – это переплетение самых разных и зачастую противоположных чувств и интеллектуальных состояний. Некоторые из них трудно осознаваемы, иные имеют явную негативную окраску и отягощают жизнь человека. Гармонизировать внутренний мир человека помогает естественно присущая людям гуманность, человечность. Она облагораживает наши психические переживания, удерживает их в состоянии равновесия, гармонии. Ограничивая и сдерживая деструктивные проявления нашей психики, гуманность проникает во все сферы наших переживаний и контролирует способы их проявления. Гуманность как стиль поведения необходима человеку не только в процессе взаимодействия с другими. Она важна и как манера общения человека с самим собой для сохранения своего здоровья и как способ достижения жизненного успеха. В самом деле, вспомним обиходное понимание гуманности. Это любовь и уважение к человеку, забота о нем, о его благополучии, признание его достоинства и ценности. Проявление гуманности не ограничивается сферой отношения человека с иными формами реальности, но распространяется и на сферу взаимодействия личности со своим я. Гуманность как психический феномен гораздо глубже и объемнее, чем просто забота и любовь, достоинство и жизненный успех. Гуманность определяет качество их проявления в нашей жизни. Так, например, любовь и забота, выросшие из общей установки личности на гуманное отношение к другому человеку, никогда не поставят выше конкретного человека и его реальных потребностей саму необходимость их проявления. Мы не найдем в поступках гуманного человека того формализма, в котором нравственный долг противопоставляется естественной доброте, а не укрепляет и просвещает ее. С психологической точки зрения:

гуманность – это субстанциальное, основополагающее свойство человека, определяющее благоговейное отношение ко всему, что соприкасается с я человека. Это – необычайно тонкая и прочная настройка психики на положительное отношение личности к своему внутреннему миру и к объективным реальностям ее жизненного пространства.

Гуманистического направление  в психологическом консультировании и психотерапии берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.

Сущностное ядро этого подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно — в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям.

Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В.

Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П.

Нордофф и К. Роббинс) и др.

Источник: http://biofile.ru/psy/11397.html

Понятие психологической помощи и ее основные виды

Основной целью деятельности психолога в образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребенка, поэтому вся его деятельность направлена на оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам.

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека.

Психологическая помощь – это профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у людей разных возрастных категорий (детей, родителей, педагогов).

Основные способы оказания психологической помощи — индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы психопрофилактической и психокоррекционной направленности.

Целью оказания психологической помощи является преодоление различного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии.

Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью.

Однако, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может.

Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Психологическая помощь может включать в себя и диагностику, и коррекцию, и консультирование.

В зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта, такую помощь может оказать психолог или психотерапевт. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умеет их корректировать.

Психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу – психиатру.

Различие между психотерапией и психологической коррекцией заключается в том, что психотерапевт имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами. Психотерапия – комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях.

Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией.

Психокоррекция – направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии.

Людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их, поэтому нуждается в психологической помощи. В качестве объектов психологической помощи могут выступать личность, семья или группа.

Многие проблемы человек может решить самостоятельно, используя рекомендации психолога. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций.

Психологическая культура позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура — это забота человека о психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям.

В психологической культуре выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. В условиях современного общества это имеет очень важное психопрофилактическое значение.

В настоящее время практика консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Среди них заметное место принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов.

Ощутимые осложнения влечет за собой фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Это повлияло на «психологию родителей», на их социально-воспитательные установки: наблюдается тенденция переносить многие исконно родительские функции на детские сады и школы.

Отрицательно сказывается на развитии личности ребенка уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, учебы и т.д.

Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности и значимости для других, а провоцируют неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм или аффективные реакции и отрицательные формы самоутверждения.

Эти проблемы делают актуальным создание психологической службы по оказанию помощи в сфере воспитания и обучения детей. Неуклонно растет число детей с различными недостатками развития. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого:

— аномальное, травматическое течение родов;

— биологически и социально незрелые родители;

— большое количество разводов и неполных семей;

— низкий уровень психологической грамотности родителей;

— невротизация взрослых, накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

— кризисное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

— раннее начало обучения, усложнение требований в школе;

— особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Все эти факторы могут способствовать психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формировании личности. По данным исследований, в возрасте одного-трех лет нервным является каждый четвертый ребенок, а в возрасте трех-шести лет — каждый третий ребенок.

К концу дошкольного детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каждого третьего ребенка. Менее половины детей являются здоровыми, в полном смысле этого слова. Идет неуклонный рост детей с поврежденной или ослабленной нервной системой.

Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации, а неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем. В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т.е.

в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям и их родителям привели к необходимости внедрения психологического консультирования в образовательные учреждения.

Практика показывает, что на современном этапе развитие нашего общества не приводит к автоматическому снятию многообразных социально-психологических проблем. Напротив, глубокий и «застарелый» характер психологических проблем неблагоприятно сказывается на всей жизни человека, его мироощущении.

Развитие ребенка не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс, формирование личности открыто влиянию всех благотворных перемен.

Назначение индивидуально-психологической помощи заключается в поиске и определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности и способствовали нормализации и оздоровлению социальной среды.

Но необходимо также подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находится за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования и коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни. Эти положения определяют приоритетное значение проблем детства в рамках службы психологической помощи.

Источник: http://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-strukture-psikhologicheskoj-pomoshchi/ponyatie-psikhologicheskoj-pomoshchi-i-ee-osnovnye-vidy.html

Ссылка на основную публикацию