Множественность я — психология

Множественность Я в человеке

Интересно как часто мы задумываемся над таким вроде простым (и одновременно сложным) вопросом: “Кто я такой?”. (Видать кто-то задумывается постоянно, а кто-то никогда) На первый взгляд вроде все понятно, скажем я Паша, кто-то Маша, кто-то Вася, но это всего лишь наши имена. Еще я украинец, а кто-то таджик, кто-то китаец.

Но и это не Я, всего лишь моя национальность, также у меня есть профессия, разные хобби, увлечение, борода, и пивной животик (немного вру насчет животика). Но кто же таки я? Можно сказать нечто пафосное: “Человек”.

Но кто такой этот человек? Существо с двумя ногами, двумя руками одной головой и еще кое-чем? Наверное, нечто глубже, гораздо глубже.

Сей вопрос один из самых философских и фундаментальных. Вот уже много веков толпы разношерстых мыслителей бьются над его разрешением. Не будем же и мы отставать от них.

В Библии написано о том, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, наверное, Божественное подобие, и есть наше истинное Я. Вот только стоит найти Его в себе и все будет тип топ, сразу станем просветленными.

Поэтому лопата является главным инструментом всех духовных поисков. (разумеется не та лопата, которая для огорода, а та лопата которая для ума)

А пока мы находимся в беспредельной власти наших маленьких “я”. Да именно так, обычное человеческое “Я” состоит из множества маленьких “я” и никакое раздвоение (размножение) личности тут не причем.

Во-первых — каждый человек имеет целую кучу разнообразных желаний, стремлений, хотений, влечений, и по этому поводу испытывает целый спектр самых разнообразных эмоций. Все эти наши маленькие желания и стремления образуют свое маленькое “я” .

Во-вторых – каждый человек имеет множество разных социальных ролей, носит множество , с разными людьми ведет себя по-разному. На роботе мы одни, дома мы другие, в компании друзей мы третьи. Каждая из масок также создает свое маленькое “я” с которым мы непременно отождествляемся когда одеваем соответствующую маску.

Все эти “я” создают в нашей голове нечто на подобии балагана, где то “я” которое громче всех кричит, в результате оказывается у руля нашей жизни. (и даже судьбы).

Впрочем, часто бывает, что разные наши “я” могут соперничать и сражаться друг с другом, тогда внутри у нас происходит внутренняя борьба. Например, “я” сладкоежки и любителя вкусно покушать сражается с “я” желающим похудеть.

Или “я” любителя выпить пива сражается с “я” борцом за трезвость, тогда встает фундаментальный (прямо сродни Гамлетовскому) вопрос – “To beer or not to beer” (Пить или не пить, вот в чем вопрос).

Так и выходит что, то одно то другое “я” берет над нами верх. Все эти “я” разные, одни из них будут очень полезными для нас, другие наоборот вредными и даже разрушительными, но важно понимать, что все эти маленькие “я” не есть нашим настоящем “Я”. Обычно все мы простые люди являемся рабами наших маленьких “я”, которые имеют нашу жизнь как хотят.

Для качественного преображения нашей жизни, разные эзотерические системы и учения советуют для начала досконально разобраться в своих маленьких “я”, понять какие “я” являются доминирующими в нашей жизни. А затем создать такое “я”, которое как хозяин и свидетель будет следить за деятельностью наших маленьких “я” (и при необходимости ставить их на место).

Тогда из раба своих маленьких “я” мы превратимся в господина.

Мой хороший знакомый, психолог и психотерапевт в своей новой книге “Витапсихология” приводит иронично-шуточный список наиболее часто встречаемых деструктивных маленьких “я” в человеке. Вот он:

Обидчивый сверхидиот Ревнивый кретин Скучающий пень Влюблённый в похвалу Зажимистый куркуль Расстроенная гармошка Самоутверждающийся лось Сострадательный идиот Разгневанный цербер Вечно виноватый идиот Перепуганный Торопыжка-скороспелка Холопское отродье Любитель покушать Недовольный пузырь Лодырь по гороскопу Стеснительный полуидиот Борец за справедливость Ах, какая я несчастная! Вечно сражающийся петушок Великий учитель Раздраженный хрен Разгневанный цербер Помешанный на порядке Эмоциональная бомба Наркоман труда Жаждущий отмщения Насильник добром Свинья прохлаждения и удовольствия

Мягкотелый орёл (никак не может начать великие дела)

Глубоко уверен, что каждый из нас наделен теми или другими маленькими “я” из списка выше. Допустим, когда мы хотим получить какое либо удовольствие (пойти оттянутся на дискотеку или шоколадку съесть) тогда нами властвует “свинюшка прохлаждения и удовольствия”. Или вот я тут вещаю о высоких материях, в этот момент надо мной всего лишь властвует маленькое “я” великого учителя.

А поскольку ни одно из этих маленьких “я” не есть нашим настоящим “Я” М. М. Некрасов называет их ложными структурами. Еще есть структуры ложно-направленные, это когда одно из наших ложных “я” поглощает все другие маленькие “я” и начинает полностью и безраздельно доминировать над нами и нашей жизнью.

Если это маленькое “я” деструктивно, тогда человек может прийти к печальным последствиям. Например, когда “Свинья прохлаждения и удовольствия” становится полностью доминирующем “я”, человек тогда всецело одержим жаждой удовольствия и наслаждения.

Часто это приводит к наркомании или к алкоголизму, ведь удовольствие легче всего получить на дне зеленого змия.

А что если человека поглотит “наркоман труда”. Он станет трудоголиком, возможно сможет даже сделать классную карьеру на роботе, и заработать много денег. Но внутри будет глубоко несчастлив, ведь весь смысл его жизни будет сводится только к роботе и ничему более. Он бедолага, даже расслабится, толком не сможет, и что толку в его деньгах и карьере?

В следующей статье остановимся подробнее на, так званых, ложных структурах нашей психеи, всех этих маленьких “я” из списка.

P. S. Духи вещают: Хотите знать свое будущее, тогда для Вас лучшие на любой вкус.

Источник: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/mnozhestvennost-ya-v-cheloveke/

Модели концептуализации множественности «я»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20 (201). Философия. Социология. Культурология. Вып. 18. С. 22-25.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

Д. Г. Трунов

МОДЕЛИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ «Я»

В статье рассматриваются различные концептуальные модели, описывающие феномен множественной субъективности («множественного Я»): религиозная, психиатрическая, психолого-психотерапевтическая, мистико-эзотерическая и пр. Феномен множественного «Я» проявляет себя не только в сфере маргинального субъективного опыта, но также в сфере повседневности.

Ключевые слова: целостное «Я», множественное «Я», концептуальные модели, маргинальный психический опыт, галлюцинации, интеграция психического опыта.

Опыт обыденного самопознания нередко сталкиваетсясразнообразнымипсихическими феноменами, которые можно условно обозначить понятием ‘множественное Я’.

Феномен «множественного Я», традиционно существующий в психиатрическом дискурсе как обозначение «расстройства личности», все чаще становится предметом изучения психологов, философов, писателей, культурологов и других представителей гуманитарного социума.

В данной статье предлагается рассмотреть, как представлен феномен «множественного Я» в различных дискурсивных практиках, где данный феномен уже не воспринимается как аномалия, требующая психиатрического вмешательства.

На наш взгляд, выход за пределы медицинского дискурса необходим для более широкого понимания «множественного Я», представленного, в частности, с позиций экзистенциальной феноменологии (феноменологии самопознания)1.

Начнем с того, что понятие «множественности», использованное в отношении «Я», есть, безусловно, понятие метафорическое. «Множественное Я» — это метафора, альтернативная другой, более привычной для нас метафоре «единого и тождественного Я». Обе метафоры заимствованы из предметного мира и спроецированы в область эгологии. Будучи

лишь инструментами описания (концептуализации) субъективности, они обладают различным эвристическим и практическим потенциалом.

Метафора единого «Я» — это практическое понятие, повседневно-привычная модель, «регулятивная идея» (в кантовском смысле): для человека важно ощущать идентичность, то есть единство самобытия и самотожде-ственность. Метафора множественного «Я» -это эвристический инструмент, помогающий описать (концептуализировать) различные психические феномены, которые не поддаются описанию с позиции единого «Я».

Поскольку опыт обыденного самопознания самым непосредственным образом связан с самоописанием, то в зависимости от того дискурса, который выбирает человек для концептуализации субъективности, природа и проявления его «Я» предстают перед его рефлективным взором в том или ином свете. Рассмотрим различные взгляды на феномен «множественного Я».

Как уже говорилось, в медицинском (психиатрическом) дискурсе множественность «Я» концептуализируется как психическая болезнь, как отклонение в физико-химической структуре организма, которое нужно лечить. В психиатрии для обозначения субъективно-

сти, вышедшей из-под контроля единого «Я», существует специальный термин-диагноз -«шизофрения»2; для устранения этого «отклонения» психиатрическая практика использует соответствующие лекарственные препараты, благодаря которым подавляется симптоматика множественности, то есть активность «Я», которая воспринимается в качестве отчужденной от привычной «Я»-концепции, как нечто «навязанное со стороны» (страх, возбуждение, депрессия, галлюцинации и пр.); такого рода медицинские мероприятия призваны в той или иной степени облегчить человеку формальное встраивание в стандартный социокультурный норматив, предполагающий единую и непротиворечивую «Я»-концепцию.

Как показал М. Фуко в своей работе «Рождение клиники»3, психиатрический дискурс стал наследником дискурса религиозного, а потому мотивы отрицательного отношения к «множественному Я» можно найти в религиозном, в частности, в христианском дискурсе.

Концептуализация множественности «Я» идет здесь в основном по пути этической оценки, связанной с резкой вертикальной поляризацией: верх (добро) — низ (зло). Апостол Павел говорит о вечной войне добра и зла в человеческой душе4.

Добро может выиграть эту войну лишь иррациональным путем — алогической верой в невозможное, то есть полным отказом от рациональной субъективности, поскольку разум и исходящие из него сомнения — это главные «враги» веры.

Принятое в христианском дискурсе разделение самобы-тия («Я») на тело, душу и дух подразумевает, что тело человека не обладает самостоятельной функцией, оно подчиняется или духу, или душе. Дух является сверхприродным, он дарован человеку от бога5. Спасение — это, стало быть, победа духовного над душевным и телесным.

В зависимости от исхода этой борьбы человек является или душевным человеком (у1Х1ко? ^0рюлюд), или духовным человеком (луеицаикод ау0рюлюд); последний есть истинный «внутренний человек» (вою аv0pюлog)6. Таким образом, демонизация проявлений субъективности, опознанных как «низших», мотивирует человека на борьбу с ними. «Следы» этой борьбы с самим собой прочно укоренились в европейском мышлении7, в частности в психиатрическом дискурсе.

В отличие от религиозного дискурса и дискурса психиатрического (как его прием-

ника) больше возможностей для позитивной концептуализации множественного «Я» появляется в психолого-психотерапевтическом дискурсе. Здесь уже нет такой жесткой ориентации на норму, которую мы видим в медицинском (психиатрическом) дискурсе, или на этику, как это наблюдается в религиозном дискурсе.

Поэтому появляются разнообразные дескриптивно-нейтральные концепты, не рассматривающие субъективность с точки зрения этической нормы. Примером такого рода концептуализаций может служить теория К.

Юнга8, которая признает наличие отделенного от привычной «Я»-концепции («личности», «персоны») психического опыта («тени»): с одной стороны, полярного по отношению к «Я», с другой стороны, являющегося его необходимой частью; «встреча» и «принятие» этого опыта есть цель «индиви-дуации» — обретения полноты и целостности «Я» («самости»); единство «Я», таким образом, достигается не за счет «отсечения» аномального психического опыта, а за счет его интеграции9.

И все же любая психолого-психотерапев-тическая концептуализация в той или иной степени несет на себе отпечаток нормативности, если не этической, то своей собственной, проистекающей из теоретических конструктов «правильного развития», «адекватного восприятия», «рационального мышления», «эффективного поведения» и пр. Скорее всего, ни одна психологическая теория не лишена нормативности, а значит, при концептуализации экзистенциального опыта так или иначе поляризует самобытие человека. Например, концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли признает наличие многообразных «субличностей», располагает различными техниками актуализации и описания их, но одновременно призывает подчинить их «высшему Я»10. Еще один пример: трансактный анализ Э. Берна разделяет «Я» на три «Эго-состояния» -Родитель, Взрослый и Ребенок, — среди которых Взрослый считается инстанцией, осуществляющей руководство другими11.

Таким образом, использование различных дискурсивных практик для концептуализации феномена «множественного Я» приводит к появлению разных образов-моделей «Я» («Я-концепций»), в которых природа и проявления множественности «Я» оценивается по-разному, а стало быть, влечет за собой различные стратегии самовоздействия, подчас

Читайте также:  Житейский подход - психология

24

Д. Г. Трунов

противоположные в различных дискурсивных практиках: от борьбы, осуществляемой с помощью лекарственной терапии, экзерсиз-ма и пр. — до максимального самопринятия и личностной интеграции.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-kontseptualizatsii-mnozhestvennosti-ya

Клуб Здорового Сознания

Я — одно или наших Я — много? Большинство современных практических психологов исходят из идеи множественности Я.

Красиво писал об этом поэт Николай Заболоцкий:

Как мир меняется!И как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь,На самом деле то, что называют мной, -Не я один, нас много, я — живой,

Чтоб кровь моя остынуть не успела,Я умирал не раз.О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела!

Я и режиссер

Наше Я многогранно. «Я» – это сцена театра, на которую выходят различные персонажи. Одни выходят тогда, когда это положено по роли.

Другие не любят уходить со сцены и остаются на ней все время! Им не важно, нужны они там или уже начался другой акт, или вообще, другая пьеса! Поэтому важно, чтобы у этого театра был режиссер, который сможет четко организовать эту самую смену персонажей! Обычно роль режиссера выполняет осознание, которое задает главные вопросы: «КТО ты сейчас?», «ГДЕ ты сейчас» и «ПОЧЕМУ ты здесь?»! (Впрочем, эти вопросы вообще полезно периодически себе задавать… просто идя по жизни).

Здесь важно заметить, что здесь не имеется в виду раз…двоение, -троение и т.д. личности, тут имеются в виду роли/маски, которые примеряет человек здесь и сейчас (или носит все время).

Я прошлое и Я будущее

У каждого здорового человека есть Я прошлое — то, каким видит себя в прошлом, каким он был. У каждого у нас есть или возможно Я будущее — то, каким мы хотим себя видеть и какими мы будем, если сделаем. Соответственно вопрос «Кто я на самом деле?» может иметь самые разные ответы, в зависимости от того, чем живет человек: прошлым или будущим. Смотри

Высшие и низшие Я

Источником наших мыслей, чувств и решений может быть и требования нашего , и случайные программы нашего , и раскрутившиеся .

Это все — наши Я, но низшие Я, поскольку над ними может быть Хозяин, меняющий состояние нашего тело, программы ума и приводящий в порядок чувства. Этот Хозяин ума, чувств и тела — наше высшее Я.

Но поскольку управлять умом, чувствами и телом умеет личность только , Высшего Я не имеет.

Я идеальное и Я реальное

Смотри

Кто я?

Вопрос «Кто я?» можно свести к трем: «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею?».

  • — включает все возможности и выборы в жизни человека.
  • — содержит притязания человека и его потенциал.
  • — включает знания и навыки, с помощью которых человек реализует возможности, существующие в его жизни и в нем самом.

Источник: https://psy-space.ru/?page=mnozhestvennost-ya

Множественное расстройство личности: причины и симптомы

Содержание

  • 1 Причины
  • 2 Симптомы
  • 3 Диагностика
  • 4 Дифференциальная диагностика

Диссоциативное расстройство идентичности – это редкое психическое заболевание, которое характеризуется присутствием в одном человеке нескольких личностей ( от двух и более), одна из которых доминирует над индивидуумом в определенный момент.

В современной психиатрии этот феномен входит в группу диссоциативных расстройств. Сам больной не понимает множественность своих личностных состояний.

В определенных жизненных ситуациях происходит переключение эго-состояний, одна личность резко сменяет другую.

Множественные личности очень сильно отличаются друг от друга, не похожи. У них может быть противоположный пол, характер, возраст, интеллектуальные и физические способности, образ мышления и мировоззрения, национальная принадлежность, они противоположно ведут себя в быту. В фазу смены эго-состояния теряется память.

Доминирующая личность не может вспомнить ничего из поведения другой личности. Пусковым механизмом для переключения могут быть слова, жизненные ситуации, определенные места.

Для больного резкая смена личностей сопровождается соматическими нарушениями — неприятное ощущение кома в горле, тошнота, возникают боли в животе, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления.

Причины

Предположительно, причинами расстройства являются тяжелые психоэмоциональные травмы, пережитые в детском возрасте, а также случаи  грубого физического воздействия, сексуального насилия.

В тяжелых жизненных ситуациях у ребенка запускается  определенный механизм психологической защиты, в результате он теряет ощущение реальности происходящего и начинает воспринимать все, как будто это происходит не с ним.

Этот механизм защиты от повреждающих, непереносимых для человека воздействий, является в каком-то смысле полезным. Но, при сильной его активации начинают появляться диссоциативные расстройства. Существует расхожее заблуждение, при котором расщепление личности ассоциируют с шизофренией.

Диссоциативное расстройство личности — это заболевание встречается очень редко, в среднем 3% от всего количества психических больных. Женский пол в десять раз болеет чаще, чем мужской. Этот факт обусловлен особенностями женской психики и трудностью диагностики расщепления психики у мужчин.

Симптомы

  • сильные головные боли ( похожие на «мигрень»);
  • резкая смена настроения;
  • депрессия;
  • нарушение сна, ночные кошмары;
  • больной рассказывает о себе противоречивые сведения;
  • жалобы на провалы памяти, амнезия (человек не помнит важные события своей жизни — рождение ребенка, свадьбу, окончание школы );
  • больной теряется во времени и в пространстве (не помнит как попал в определенное место);
  • окружающие считают , что больной много врет и фантазирует;
  • у больного могут появляться различные вещи , о происхождении которых он не помнит ( похоже на клептоманию);
  • при общении с людьми у больного складывается впечатление, что он с ними не знаком, однако люди его знают и называют по имени;
  • собственное имя больному кажется не знакомым и странным;
  • больной может находить у себя различные документы, заметки, что было написано собственноручно, но почерк будто принадлежит другому человеку;
  • в голове больного могут возникать различные голоса, но они ему не знакомы;
  • ощущение дереализации ( искаженное восприятие реальности);
  • в тяжелых случаях возможны попытки суицида;
  • у больного возникает ощущение, что он является более чем одним человеком (раздвоение).

Диагностика

В современной психиатрии существует четыре диагностических критерия диссоциативного расстройства идентичности:

  1. Пациент имеет как минимум два (и более ) личностных состояния. Каждая личность имеет индивидуальные особенности, обладает собственным характером, мировоззрением, мышлением, восприятием действительности и по-разному ведут себя в критических ситуациях.
  2. Одна из двух (или более) попеременно контролируют поведение человека.
  3. Пациент имеет провалы в памяти, забывает важные детали жизни (рождение ребенка, имена родителей, профессию).
  4. Состояние диссоциативного расстройства личности не является результатом острой или хронической инфекционной, алкогольной и наркотической интоксикации.

Нельзя путать диссоциативные расстройства личности с различными фантазиями и «ролевыми играми», в том числе и сексуального характера.

Существует «базовая личность», которая имеет настоящее имя, затем появляется вторая и, как правило количество «параллельных» эго-состояний увеличивается во времени ( более 10). Как правило, «базовая» личность не подозревает о наличии других личностей, живущих в одном человеческом теле.

Физиологические параметры (пульс, артериальное давление ) могут также различаться. По поводу критериев диагностики диссоциативного расстройства личности возникает много споров в ассоциации психиатров западных стран.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать диссоциативные расстройства на простые, генерализованные, обширные, неспецифические.

Кроме вышеперечисленных симптомов, у больных с диссоциативным расстройством идентичности возникают тревожные состояния, депрессии, различные страхи , нарушение физиологии сна и бодрствования, питания, сексуального поведения ( до воздержания), в самых тяжелых случаях галлюцинации и попытки суицида.

Не существует единого мнения в вопросе этиологических факторов возникновения диссоциативного расстройства личности. Возможно, что все эти симптомы являются «отголоском» пережитых психотравмирующих ситуаций. Диссоциативное расстройство тесно связано с  психогенной амнезией, которая также является психологическим защитным механизмом.

У таких пациентов не обнаруживаются нарушения физиологических процессов в головном мозге.

Человек путем вытеснения из своего активного сознания травмирующих жизненных ситуаций, «переключается» на другую личность, но при этом забываются и другие важные факты и моменты.

Кроме амнезии, могут наблюдаться явления деперсонализации (искаженное восприятие себя) и дереализации (искаженное восприятие окружающего мира и других людей).

Иногда, больной диссоциативным расстройством идентичности не понимает, кто он такой.

Дифференциальная диагностика

Важно проводить дифференциальную диагностику с диссоциативных расстройств идентичности с шизофренией. Симптомы очень схожи, но сначала ищут признаки диссоциации при шизофрении.

У больных при диссоциативном расстройстве идентичности внутренние личности имеют очень тонкие отличительные особенности.

При шизофрении происходит постепенное отщепление (дискретное) различных психических функций, которые приводят личность больного к распаду.

Споры по поводу диссоциативных расстройств личности не затихают среди психиатров. Некоторые врачи считают этот диагноз «диссоциативное расстройство личности» феноменом, на Западе предлагают убрать из диагноза слово «личность».

Часть культуры англоязычных стран в своих художественных произведениях (книги, театр, кино) показывают, что диссоциация не является заболеванием, а всего лишь одна из сторон человеческой психики, естественная вариация человеческого сознания. Этот феномен изучается антропологами для объяснения состояния транса.

Так например, на острове Бали представители культуры шаманизма погружаются в необычное состояние — транс и испытывают несколько личностей внутри себя ( демоны, духи или души умерших людей).

По мнению ученых, нет прямой зависимости между множественностью личности в шаманизме и фактами насилия в детском возрасте. Такая диссоциация в культурных особенностях малочисленных народов не является расстройством.

Диссоциативное расстройство предположительно вызвано сочетанными воздействиями внешних и внутренних факторов – сильный стресс, предрасположенность некоторых людей к диссоциации, реализация психологического защитного механизма в процессе онтогенеза. Формирование унифицированной идентичности происходит в процессе развития и формирования человека, то есть это не врожденное ощущение.

Если на развитие ребенка воздействуют внешние травмирующие психику факторы, то нарушается процесс интеграции унифицированной личности и возникает диссоциативное расстройство.

Американские ученые провели ряд исследований, в результате которых было выяснено, что большинство больных с раздвоением личности в психиатрических клиниках Америки имели в детстве документированные факты насилия в семье. В других же культурах на ребенка большее воздействие оказывали стихийные бедствия и катастрофы, войны, потеря родителей в раннем детском возрасте, серьезная болезнь.

Читайте также:  Что переживать при потерях - психология

В процессе развития человека происходит интегрирование различных видов информации. Ребенок в своем психологическом развитии проходит несколько стадий, и на каждой из них могут быть сформированы отдельные личности. Однако, не у всех людей есть возможность генерировать разные личности на фоне стресса.

Пациенты с диссоциативным расстройством идентичности имеют редкую способность погружаться в транс.

Транс возникает как особое состояние психики, при котором происходит связь сознательного и бессознательного, в результате чего снижается степень участия сознательного в обработке информации.

Многие ученые определяют это состояние как дрем или состояние понижение контроля сознания. Явление транса до сих пор не изучено, здесь очень много вопросов.

Транс напрямую связан с различными религиозными обрядами, оккультными науками, шаманизмом, медитацией в восточных культурах. В состоянии транса сознание человека и фокус его внимания обращены вовнутрь (воспоминания, грезы, фантазии).

Очень мало научной литературы дает информацию о диссоциативном расстройстве идентичности, однако современная культура человека постоянно затрагивает этот вопрос в своих произведениях и в полной мере показывает симптоматику этого заболевания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/lichnosti/dissociativnoe-rasstroystvo-identichnosti.html

Раздвоение личности — симптомы, признаки диссоциативного расстройства и лечение

Психологические заболевания являются одними из самых сложных, они часто плохо поддаются лечению и в некоторых случаях остаются с человеком навсегда.

Раздвоение личности или диссоциативный синдром относится к такой группе болезней, имеет схожие симптомы шизофрения, нарушения идентичности становятся признаками данной патологии.

Состояние обладает своими особенностями, которые известны не каждому, поэтому случается неправильная трактовка этого заболевания.

Что такое раздвоение личности

Это психический феномен, которые выражается в наличии у больного двух или более личностей, которые с определенной периодичностью сменяют друг друга или существуют одновременно.

Пациентам, столкнувшимся с этой проблемой, врачи ставят диагноз «диссоциация личности», которая максимально точно приближена к раздвоению личности.

Это общее описание патологии, существуют подвиду данного состояния, которые характеризуются определенными особенностями.

Это целая группа расстройств психологического типа, которые обладают характерными особенностями нарушения психологических функций, которые свойственны человеку.

Диссоциативное расстройство идентичности оказывает влияние на память, осознание фактора личности, поведение. Все затрагиваемые функции.

Как правило, интегрированы и являются частью психики, но при диссоциации некоторые потоки отделения от сознания, получая определенную независимость. Проявляться это может в следующих моментах:

  • утрата идентичности;
  • утрата доступа к некоторым воспоминания;
  • возникновение нового «Я».

Особенности поведения

Больной с данным диагнозом будет обладать крайне неуравновешенным характером, часто будет терять связь с реальностью, не всегда осознавать, что происходит вокруг него. Для дуальной личности характерны большие и короткие провалы в памяти. К типичным проявлениям патологии относятся следующие симптомы:

  • частая и сильная потливость;
  • бессонница;
  • сильные головные боли;
  • нарушения способности логично размышлять;
  • неспособность осознать свое состояние;
  • мобильность настроения, человек сначала радуется жизни, смеется, а через несколько минут будет сидеть в углу и плакать;
  • противоречивые чувства ко всему окружающему, себе.

Психические расстройства этого типа могут проявляться в нескольких формах: легкая, умеренная, сложная. Психологи разработали специальный тест, которые помогает выявить признаки, причины, которые вызывали раздвоение личности. Существуют и общие факторы, которые спровоцировали заболевание:

  • влияние других членов семьи, которые имеют собственные расстройства диссоциативного типа;
  • наследственная предрасположенность;
  • воспоминания из детства насильственного отношения в психическом или сексуальном плане;
  • отсутствие в ситуации сильного эмоционального стресса поддержки со стороны близких людей.

Симптомы заболевания

Нарушение идентичности в некоторых случаях имеет схожие с другими психическими заболеваниями симптомы. Заподозрить раздвоение личности можно при наличии целой группы признаков, к которым относятся следующие варианты:

  • неуравновешенность пациента – резкая смена настроения, неадекватная реакция на происходящее вокруг;
  • появление одной или нескольких новых ипостасей внутри себя­– человек называет себя разными именами, поведение кардинально отличается (скромная и агрессивная персоналия), не помнит, что делал в момент доминации второго «Я».
  • потеря связи с окружающей средой – неадекватная реакция на реальность, галлюцинации;
  • расстройство речи – заикания, большие паузы между словами, нечленораздельная речь;
  • нарушения памяти — кратковременные или обширные провалы;
  • утрачивается способность мысли связать в логическую цепочку;
  • противоречивость, несогласованность действий;
  • резкие, ощутимые перепады настроения;
  • бессонница;
  • обильное потоотделение;
  • сильные головные боли.

Слуховые галлюцинации

Одно из распространенных отклонений при расстройстве, которое может быть самостоятельным симптомом или одним из нескольких.

Нарушения в функционировании человеческого мозга создают ложные слуховые сигналы, которые больной воспринимает как речь, которая не имеет источника звука, звучит внутри его головы.

Часто эти голоса говорят, что нужно сделать, заглушить их получается только медикаментозными препаратами.

Деперсонализация и дереализация

Это отклонение характеризуется постоянным или периодическим ощущением отчуждения от собственного тела, психическими процессам, будто человек является сторонним наблюдателем за всем происходящим.

Сравнить эти ощущения можно с теми, которые многие из людей переживают во сне, когда происходит искажение ощущения временных, пространственных барьеров, несоразмерности конечностей.

Дереализация заключается в чувстве нереальности мира вокруг, некоторые больные говорят, что они робот, часто сопровождается депрессивными, тревожными состояниями.

Трансоподобные состояния

Такая форма характеризуется одновременным расстройством сознания и снижением способности к адекватной и современной реакции на раздражители внешнего мира.

Состояние транса можно наблюдать у медиумов, которые используют его для спиритических сеансов и у летчиков, которые выполняют длительные перелеты на высокой скорости и с монотонным движениями, однообразными впечатлениями (небо и облака).

У детей такое состояние проявляется в результате физической травмы, насилия. Особенность этой формы заключается в одержимости, которая встречается в некоторых регионах и культурах.

К примеру, амок – у малайцев данное состояние проявляется внезапным приступом ярости, за которым приходит амнезия. Человек бежит и уничтожает все что попадается ему на пути, продолжает он до тех пор, пока не покалечит себя или не умрет.

Эскимосы такое же состояние называют пиблокто: больной срывает одежду, кричит, имитирует звуки животных, после чего наступает амнезия.

Изменение самоощущения

Больной полностью или частично испытывает отчуждение от собственного тела, с психической стороны может выражаться ощущением наблюдением со стороны за собой.

Очень схоже состояние с дереализацией, при котором психические, временные барьеры нарушаются и человек теряет ощущение реальности происходящего вокруг.

Человек может испытывать ложные чувства голода, тревоги, размеров собственного тела.

У детей

Малыши тоже подвержены расщеплению персоналии, происходит оно несколько своеобразно. Ребенок по-прежнему будет откликаться на данное родителями имя, но одновременно будут проявляться признаки наличия других «Я», которые частично захватывают его сознание. Характерны для детей следующие проявления патологии:

  • разная манера разговора;
  • амнезия;
  • пищевые пристрастия постоянно меняются;
  • амнезия;
  • лабильность настроения;
  • разговоры с самим собой;
  • стеклянный взгляд и агрессивность;
  • неспособность объяснить свои действия.

Как распознать диссоциативное расстройство личности

Диагностировать это состояние может только специалист, который оценивает пациента по определенным критериями Основной задачей становится исключение герпетическую инфекцию и опухолевые процессы в мозге, эпилепсию, шизофрению, амнезию в следствии физической или психологической травмы, умственную усталость. Врач способен распознать психическое заболевание по следующим признакам:

  • больной проявляет признаки двух и более личностей, которые имеют индивидуальное отношение к миру в целом и определенным ситуациям;
  • человек не способен вспомнить важную личную информацию;
  • расстройство происходит не под действием наркотиков, алкоголя, токсических веществ.

Критерии расщепления сознания

Существует ряд общих симптомов, которые указывают на развитие данной формы патологии.

К этим симптомам относятся провалы в памяти, события, которые не получается логически объяснить и указывают на развитие другой персоналии, отчуждение от собственного тела, дереализация и деперсонализация. Все это происходит, когда уживается много личностей в одном человеке.

Обязательно врачом составляется анамнез, проводятся беседы с альтер эго, наблюдение за поведением пациента. В качестве критериев для определения расщепления сознания в справочнике указаны следующие факторы:

  • в человеке существует несколько альтер эго, которые обладают собственным отношением к внешнему миру, мышление, восприятие;
  • захват сознания другой личностью, изменение поведения;
  • пациент не может вспомнить о себе важную информацию, которую сложно объяснить простой забывчивостью;
  • все вышеописанные признаки не стали последствием наркотического, алкогольного опьянения, воздействия токсических веществ, других заболеваний (сложные припадки эпилепсии).

Дифференциальный анализ

Под этим понятием подразумевают исключение других патологических состояний, которые могут стать причиной возникновения симптомов, схожих с проявление расщепления сознания. Если исследования показали признаки следующих патологий, то диагноз не подтвердиться:

  • делирий;
  • инфекционные болезни (герпес);
  • опухоли мозга, которые затрагивают височную долю;
  • шизофрения;
  • амнестичекий синдром;
  • расстройства в следствии приема психоактивных веществ;
  • умственная усталость;
  • височная эпилепсия;
  • деменция;
  • биполярное расстройство;
  • соматоформные расстройства;
  • посттравматическая амнезия;
  • симуляция рассматриваемого состояния.

Как исключить диагноз «органическое поражение мозга»

Это один из обязательных этапов дифференциального анализа, потому что патология имеет много схожих симптомов. Направляется человек на проверку по результату собранного врачом анамнеза. Проводит исследование невролог, который даст направление на проведение следующих тестов:

  • компьютерная томография – помогает получить информацию о функциональном состоянии мозга, позволяет обнаружить структурные изменения;
  • нейросонография – используется для выявления новообразований в мозге, помогает обследовать ликворные пространства;
  • реоэнцефалограмма – обследование сосудов мозга;
  • ультразвуковое исследование полостей мозга;
  • МРТ – проводится для обнаружения структурных изменений тканей мозга, нервных волокон, сосудов, стадию патологии, степень пораженности.

Как лечить раздвоение личности

Процесс терапии пациентов, как правило, сложный и длительный. В большинстве случаев требуется наблюдение до конца жизни человека.

Получить положительный и желаемый результат от лечения можно только при правильном приеме медикаментов.

Препараты, дозировки должны назначать исключительно врачом на основании проведенных исследований и анализов. Современные схемы лечения включают такие типы препаратов:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики.

Кроме медикаментозных средств используются и другие методы терапии, которые направлены на решение проблем расщепления сознания. Не все они обладают быстрым эффектом, но являются частью комплексного лечения:

  • электросудорожная терапия;
  • психотерапия, которую могут проводить только врачи, прошедшие специализированную дополнительную практику после окончания медицинского института;
  • допускается применение гипноза;
  • часть ответственности за лечение ложиться на плечи окружающих, они не должны разговаривать с человеком, как с больным.

Психотерапевтическое лечение

Диссоциативное расстройство требует психотерапевтической терапии. Проводить ее должны специалисты, которые имеют опыт в этой сфере и прошли дополнительное обучение. Это направление используется для достижения двух основных целей:

  • облегчение симптомов;
  • реинтеграция всех альтер эго человека в одну полноценно функционирующую идентичность.

Для достижения этих целей используют две основные методики:

  1. Когнитивная психотерапия. Работа врача направлена на исправление стереотипов мышления, нецелесообразных мыслей при помощи убеждения структурированного обучения, тренировок поведения, ментального состояния, эксперимента.
  2. Семейная психотерапия. Заключается в работе с семьей для оптимизации их взаимодействия с человек, чтобы снизить дисфункциональное влияние на всех членов.

Электросудорожная терапия

Впервые метод лечения был применен в 30-х года 20 века, тогда активно развивалось учение о шизофрении. Основанием для применение такой методики лечения была идея, что мозг не может выдавать локализованные вспышки электрических потенциалов, поэтому их нужно создать в искусственных условиях, что поможет добиться ремиссии. Процедура выполняется следующим образом:

  1. К голове пациента крепли 2 электрода.
  2. Через них подавалось напряжение 70-120 В.
  3. Прибор пускал ток на протяжении доли секунды, которой хватало для воздействия на мозг человека.
  4. Проводили манипуляцию 2-3 раза за неделю в течение 2-3 месяцев.
Читайте также:  Человек - общепринятая точка зрения - психология

В качестве терапии шизофрении этот метод не прижился, но в области терапии множественного раскола сознания может применяться. Для организма степень риска от методики снижается благодаря постоянному наблюдению со стороны врачей, анестезии, релаксации мышц. Это помогает избежать всех неприятных ощущений, которые могли бы возникнуть при создании нервных импульсов в веществе головного мозга.

Применение гипноза

Люди, испытывающие множественные расколы сознания, не всегда осознают присутствие других альтер эго.

Клинический гипноз помогает достичь интеграции пациенту, чтобы облегчить проявления болезни, что способствует изменению характера больного.

Это направление сильно отличается от обычных методов лечения, потому что само гипнотическое состояние может спровоцировать появление множественной личности. Практика направлена на достижение следующих целей:

  • укрепление эго;
  • облегчение симптомов;
  • снижение тревоги;
  • создание раппорт (контакт с проводящим гипноз).

Чем лечить синдром множественной личности

Основу терапии составляют медикаментозные средства, которые направлены на облегчение симптомов, восстановление полноценного функционирование человека как личности. Подбирается курс, дозировка только врачом, тяжелая форма раздвоения требует более сильных препаратов, чем легкая. Используют для этого три группы медикаментов:

  • нейролептики;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы.

Нейролептики

Используют эту группу препаратов для терапии шизофрении, но при развитии раздвоения личности их тоже могут назначать, чтобы устранить маниакальное состояние, бредовые расстройства. Назначить могут следующие варианты:

  1. Галопередол. Это фармацевтическое название, поэтому данное лекарственно вещество может входит в состав разны медикаментов. Используется для подавления бредовых, маниакальных состояний. Противопоказан пациентам с нарушениями работы ЦНС, стенокардией, дисфункцией печени, почек, эпилепсии, активном алкоголизме.
  2. Азалептин. Обладает мощным действием и относится к группе атипичных нейролептиков. Используется больше для подавления чувства тревоги, сильного возбуждения, обладает сильным снотворным эффектом.
  3. Сонапакс. Применяется с теми же целями, что и вышеописанные средства: подавление чувства тревоги, маниакального состояния, бредовых идей.

Антидепрессант

Часто раздвоение личности происходит из-за психогенной реакции на потерю близкого, у ребенка зачастую это происходит на фоне отсутствия внимания родителей и в раннем детстве это не проявляется, но во взрослом периоде приводит к психиатрии.

Диссоциативный опыт проявляется в следствии длительного подавленного состояния, сильного стресса. Для терапии таких причин врач назначает курс антидепрессантов, чтобы устранить все симптомы угнетенности, апатии к планированию своего будущего.

Из препаратов назначают:

  • Прозак;
  • Поргал;
  • Флуоксетин.

Транквилизаторы

Эти препараты категорически запрещается использовать самостоятельно без рецепта врача. Данные сильнодействующие препараты могут нанести ощутимый вред здоровью и усугубить положение пациента.

Врач после общего осмотра может прописать эти лекарства, чтобы добиться анксиолитического эффекта. Нельзя принимать транквилизаторы при склонности к суициду или затяжных депрессиях.

В медицинской практике расщепление личности лечат, как правило, Клоназепамом.

Видео

Читайте также

Источник: http://vrachmedik.ru/667-razdvoenie-lichnosti.html

Расстройство расщепления личности (Синдром множественной личности)

Расстройство расщепления личности (ранее известное как синдром множественной личности) достаточно часто встречающееся нарушение, возникающее в результате тяжелой травмы в раннем детстве, обычно экстремальной, повторяющегося физического, сексуального и/или эмоционального насилия.

Чем является расстройство расщепления личности?

Большинство из нас переживали мягкую диссоциацию, которая похожа на дневное полузабытье или на потерю во времени, когда работаешь над проектом.

Однако, расстройство расщепления личности является тяжелой формой диссоциации, психического процесса, который приводит к недостатку соединений в мыслях, воспоминаниях, чувствах, действиях человека или его ощущении само-идентичности. Полагают, что расстройство расщепления личности происходит от травмы, которой подверглось лицо с расстройством.

Считается, что диссоциативный аспект – механизм психологической адаптации – человек буквально отъединяет себя от ситуации или опыта, которые связаны со слишком большой агрессией, травмой или болью для ассимиляции с его самосознанием.

Является ли расстройство расщепления личности реальным?

Вы можете сомневаться в том, реальное ли расстройство расщепления личности. В конце концов понимание развития множественной личности трудное, даже для хорошо обученных в этой области экспертов. Но расстройство расщепления личности действительно существует.

Другие типы диссоциативных расстройств, определенные в DSM-IV, основном психиатрическом руководстве, которое используется для классификации психических болезней, включают диссоциативную амнезию, диссоциативную реакцию бегства, и расстройство деперсонализации.

Каковы симптомы расстройства расщепления личности?

Расстройство расщепления личности характеризуется наличием двух или более четких или расщепленных личностей или когда личность утверждает, что постоянно имеет власть над поведением человека.

С расстройством расщепления личности также проявляется невозможность вспомнить ключевую личную информацию, которая заходит слишком далеко, чтобы списать ее на простую забывчивость.

С расстройством расщепления личности существуют также четко выраженные изменения памяти, которые варьируются вместе с расщепленной личностью человека.

«Другие» или другие личности имеют свой собственный возраст, пол или расу. Каждая из них имеет свои собственные позы, жесты и четкий способ ведения беседы. Иногда другие являются вымышленными людьми; иногда они животные.

Поскольку каждая личность обнаруживает себя и контролирует поведение и мысли человека, это называется «переключение». Переключение может занимать от минут до дней.

Когда человек находится под гипнозом, различные «другие» или личности человека могут быть очень отзывчивыми к просьбам терапевта.

Наряду с диссоциацией и множественной или расщепленной личностью, люди с диссоциативными расстройствами могут также иметь любые из нижеприведенных симптомов:

  • Депрессия

  • Перепады настроения

  • Суицидальные тенденции

  • Расстройства сна (бессонница , ночные кошмары и сомнамбулизм)

  • Тревожность, острые состояния с реакцией паники и фобии (живые воспоминания о травмирующих переживаниях в прошлом, реакции на стимулы или «пусковые механизмы»)

  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками

  • Компульсии и ритуалы

  • Симптомы, сходные с психотическими (включая звуковые и зрительные галлюцинации)

  • Расстройства пищевого поведения

Другие симптомы расстройства расщепления личности могут включать в себя головные боли, амнезию, потерю времени, трансы, и «опыт пребывания за пределами тела».

Некоторые люди с расстройством расщепления личности имеют тенденцию само-преследования, само-саботажа и даже насилия (как направленного на самого себя, так и вовне).

Как пример, люди с расстройством расщепления личности могут находить себя в процессе делания того, что они никогда бы обычно не делали, как например, езда на высокой скорости, нарушение правил дорожного движения или воровство денег у нанимателя или друга, даже если их заставляли бы. Некоторые описывают это чувство как ощущение того, что ты ощущаешь себя скорее пассажиром в свеем теле, чем водителем. Другими словами, они действительно верят в то, что у них нет выбора.

Какова разница между расстройством расщепления личности и шизофренией?

Шизофрению и расстройство расщепления личности часто путают, но они очень отличаются между собой.

Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, включающее хронический (или рецидивирующий) психоз, который характеризуется в основном тем, что больной слышит или видит вещи, которые не являются реальными (галлюцинации) и думает или убежден в том, что не имеет под собой основания в реальности (бредовые идеи). Люди с шизофренией не имеют множественной личности. Бредовые идеи – наиболее частый психотический симптом при шизофрении; галлюцинации, особенно голоса в голове пациента, они наблюдаются примерно у половины больных.

Суицид является риском как при шизофрении, так и при расстройстве расщепления личности, при этом пациенты с множественными личностями более часто имеют историю суицидальных попыток, чем другие пациенты с психотическими расстройствами.

Как диссоциация меняет способ жизни человека?

Существует несколько основных способов того, как психологические процессы при расстройстве расщепления личности меняют способ того, как человек ощущает жизнь, включая следующие:

  • Деперсонализация. Это чувство отделенности от тела и часто его называют опытом «пребывания вне тела.

  • Дереализация. Это ощущение того, что мир нереален или выглядит как в тумане или далеким.

  • Амнезия. Это невозможность вспомнить важную личную информацию, настолько экстенсивная, что она не может быть отнесена на счет обычной забывчивости. Случаются также микро-анестезии, когда человек не помнит обсуждения, в котором он принимал участие, или когда человек каждую минуту забывает содержание важной по смыслу беседы.

  • Спутанность сознания в отношении идентичности или альтерация идентичности. Оба включают в себя состояние дезориентации в отношении того, кем является личность.

    Пример спутанности сознания в отношении идентичности, это когда человек иногда ощущает сильное волнения, обнаруживая себя занимающимся чем-либо (например вождением с нарушением правил дорожного движения, DUI, злоупотребление алкоголем или наркотиками) что в другое время вызывало бы его отвращение. В дополнение к выраженным изменениям, пациент может ощущать искривление времени, места и ситуации.

Сейчас общепризнано, что эти диссоциативные состояния не являются полностью зрелыми личностями, скорее они представляют собой раздробленное ощущение реальности.

С амнезией типично связанной с расстройством расщепления личности различные состояния личности помнят различные аспекты автобиографической информации.

Обычно внутри человека находится личность-хозяин, которая идентифицирует себя с настоящим именем человека. По иронии личность-хозяин обычно не знает о наличии других личностей.

Какие роли играют различные личности?

Четко выраженные личности могут играть различные роли помогая человеку справиться с дилеммами жизни. Например, при первичной диагностике больного обычно существует от двух до четырех личностей.

Затем во время лечения становится известно о существовании от 13 до 15 личностей. Нечасто, однако отмечают случаи расстройство расщепления личности с наличием у человека более 100 личностей.

Спусковые механизмы окружающей среды или события жизни приводят к внезапному сдвигу от одного «Альтер эго» или личности к другому.

У кого развивается расстройство расщепления личности?

Несмотря на то, что причины расстройства расщепления личности все еще четко не определены, исследования показывают, что причиной расстройства является комбинация факторов окружающей среды и биологических факторов, которые срабатывают вместе.

От 98% до 99% людей, у которых развивается расстройство расщепления личности имеют выявленные личные истории повторяющееся, нестерпимые и часто угрожающие жизни потрясения на стадии развития чувств в детском возрасте (обычно до 9 лет).

Диссоциация может также случиться, когда лицо сталкивалось с настойчивым пренебрежением или эмоциональным насилием, даже если при этом не было очевидного физического или сексуального насилия.

Полученные данные показывают, что в семьях, в которых родители пугающие и непредсказуемые, дети могут стать диссоциативными.

Как диагностируется расстройство расщепления личности?

Постановка диагноза расстройства расщепления личности требует времени. Установлено, что иногда пациенты с расстройством расщепления личности проводили семь лет в системе лечения психических заболеваний до того, как им был поставлен точный диагноз.

Это случается достаточно часто, поскольку перечень симптомов, которые заставляют человека с расстройством расщепления личности искать лечения очень сходен с теми симптомами, которые есть во многих других психиатрических диагнозах.

Фактически, многие пациенты с диссоциативными расстройствами еще имеют вторичные диагнозы депрессии, тревожности или панических расстройств.

Источник: http://www.eurolab.ua/encyclopedia/psychiatry/13855/

Ссылка на основную публикацию