Черты личности — психология

Черта личности

стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта.

Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства — «обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов)» (А. М. Эткинд). Следует отметить, что, конечно, третье свойство вряд ли может рассматриваться как рядоположенное двум первым, по сути дела, только и являющимся собственно содержательными и касающимся психологической природы черт личности. В данном же случае речь идет скорее об оценке уровня проработки указанной проблематики, а не о том, что действительно составляет психологическую реальность. Понятно, что с развитием экспериментальной психологии набор личностных черт будет расширяться в связи с успехами в сфере создания эффективного методического инструментария, позволяющего диагностировать наличие и измерять уровень выраженности черт личности. В этом плане можно с полной уверенностью прогнозировать принципиальное увеличение списка черт личности, отвечающих условию «третьего свойства», по А. М. Эткинду. Но уже и на сегодняшний день нелегко составить хотя бы приблизительный набор черт личности, который отвечает всем трем критериям их определения: экстернальность — интернальность, нейротизм, тревожность, агрессивность, экстравертированность — интравертированность, ригидность, импульсивность и т. д., и т. п. Особо следует обговорить, что ни в коей мере не умаляя значения для понимания специфики личностной поведенческой активности того или иного субъекта конкретный набор его личностных черт, не стоит преувеличивать их значимость как некоего важного показателя, если целью является прогноз характера индивидуальных действий индивида. Во-первых, черты личности характеризуют лишь самый общий контур возможных личностных проявлений. Во-вторых, конкретные поведенческие особенности и формы личностных проявлений, обусловленных наличием тех или иных черт личности, по-разному реализуются в группах разного уровня социально-психологического развития. При этом вообще попытки подойти к пониманию личности с позиций «коллекционерского», своего рода «каталогизаторского» подхода, как показывает история психологической науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория «черт лидерства»).

В 40-е гг. прошлого века, пытаясь систематизировать «лидерские черты», К. Бэрд и Р. Стогдилл выделили более 80-ти таких черт. Однако проблема заключалась даже не в их количестве и разнообразии. Как отмечает Г. М. Андреева, «…если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16—20% — дважды, 4—5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза»1. Однако необходимо заметить, что провал теории «черт лидерства» во многом был обусловлен не вполне адекватными методами исследований, сводившимися, по сути дела, к достаточно произвольному составлению списков лидерских черт лицами, считавшимися экспертами в данной области. Не случайно критиками данного подхода «было высказано даже мнение о том, что предлагаемые наборы черт в большей мере отражают либо черты экспериментатора, а не лидера, либо представления экспериментатора (свойственная ему так называемая “имплицитная теория лидерства”) о некоем идеальном лидере»2.

Пытаясь найти более объективные подходы к изучению устойчивых личностных характеристик, основоположник теории личностных черт Г. Олпорт широко использовал метод контент-анализа. Материалом послужили письма пожилой женщины Дженни Мастерсон (301 письмо), написанные в течение последних 11 лет ее жизни и адресованные молодой супружеской паре. Как пишет Л. Хьелл и Д.

Зиглер, «Олпорт попросил 39 экспертов прочесть последовательно письма Дженни и затем охарактеризовать ее центральные диспозиции. … Для описания Дженни эксперты использовали 198 названий черт личности. Многие из них оказались синонимичными, так что Олпорт свел этот список до восьми главных черт, которые, как он полагал, наилучшим образом характеризовали личность Дженни».

В перечень этих восьми черт вошли следующие: вздорно-подозрительная; эгоистичная; независимо-самостоятельная; театрально-эксцентричная; эстетико-художественная; агрессивная; болезненно циничная; сентиментальная. Для более углубленного исследования Г. Олпортом и его учеником А. Болдуином была разработана модификация контент-анализа, получившая название индивидуального структурного анализа.

Используя этот метод, А. Болдуин «…дал инструкцию ассистентам подсчитывать количество раз, когда какие-то конкретные темы и вопросы (например, деньги, искусство, женщины, природа) появлялись в каждом из писем, чтобы установить соотношения между группирующимися вместе категориями.

Исследование Болдуина подтвердило, что личность Дженни описана довольно точно при помощи центральных личностных черт, выявленных Олпортом при предварительном анализе»1.

Значительно позже, в 1966 г. другой последователь Г. Олпорта — Дж. Пейдж, осуществил анализ «писем Дженни» с помощью стандартизированных процедур. Для этого «он использовал компьютерную программу, специально разработанную для выделения определенных прилагательных, встречающихся в письмах во взаимосвязи друг с другом.

Например, некоторые обороты, используемые Дженни для выражения агрессии, враждебности, сопротивления, попали под одну категорию со смысловым значением “нападение”. Программа осуществила также частотный анализ для выделенных категорийных слов со всеми другими словами в письмах.

На основе подобной компьютеризированной оценки документа было получено восемь в высшей степени устойчивых факторов — черт личности, описывающих именно Дженни. Эти черты, выявленные при факторном анализе, оказались совершенно сходными со списком Олпорта. …

Олпорт интерпретировал сходство этих двух списков (полученных по двум различным типам анализа) как показатель достоверности его субъективных впечатлений о структуре личности Дженни»2.

Работы Г.

Олпорта и его последователей все же оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее существенный с практической точки зрения вопрос, а именно — о наличии универсальных личностных черт, присущих всем или во всяком случае большинству людей и позволяющих в зависимости от степени их выраженности в структуре личности того или иного индивида проводить сравнительные исследования и делать прогностические выводы. На решение этой проблемы были направлены усилия многих психологов и среди них Р. Кеттела и Г. Айзенка.

В своих исследованиях Р.

Кеттел пытался выявить взаимосвязь трех типов переменных: зафиксированных реальных фактов из жизни индивида (L — данных), таких как оценки успеваемости в школе, динамика профессиональной карьеры, оценки коллег по работе, результаты внешнего наблюдения за поведением в реальной жизни и т. п.

; результатов, полученных в ходе заполнения различных опросников, по сути дела, самоотчетов (Q — данные) и данных объективных тестов, т. е. таких, которые, как предполагается, исключают возможность сознательного влияния испытуемого на конечный результат (Т — данные).

Читайте также:  Дигикон - психологическая игра, мини-тренинг - психология

Примером данных последнего типа могут служить результаты, полученные в ходе любого социально-психологического эксперимента, истинные цели которого в соответствии с «законами жанра» не только не сообщаются испытуемым до его завершения, но и сознательно маскируются соответствующей легендой, акцентирующей внимание на псевдоцелях.

Как известно, основным средством, позволяющим свести огромный массив данных, полученных на многотысячных выборках испытуемых, к универсальным чертам (факторам) Р. Кеттел считал факторный анализ: «Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L — данные.

Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q — данных.

Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выявления совпадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился “16 PF” (известный в нашей стране как “Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.

Кеттела” — В. И., М. К.)… В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q — данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L — данных; только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных»1.

С точки зрения социальной психологии особый интерес представляют собой попытки Р. Кеттела выявить степень влияния на формирование черт личности генетических и средовых факторов.

Для этого он использовал статистический метод известный как многофакторный дисперсионный анализ (в англоязычном оригинале — Multiple Abstract Variance Analysis (MAVA)). Исследовательская программа, осуществленная Р.

Кеттелом и его сотрудниками, включала сбор и анализ данных о проявлениях сходства и различий у четырех категорий испытуемых: между однояйцевыми близнецами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье; между однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных семьях; между родными братьями и сестрами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье; между родными братьями и сестрами, выросшими в разных семьях. В результате анализа полученных данных с помощью многофакторного дисперсионного анализа было установлено, что «…значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65—70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью»2. Дальнейшие исследования этой проблемы, проведенные как психологами, так и специалистами в области генетики, в частности, Дж. Лоэлином, в целом подтвердили выводы Р. Кеттела.

Еще более важными с практической точки зрения представляются проведенные Р. Кеттелом исследования взаимосвязи черт личности индивида и особенностей групп его членства. По мнению Р. Кеттела, «посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но еще и социальные группы, членами которых они являются.

Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций.

Основные черты, идентифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации». Как считают Л. Хьелл и Д.

Зиглер, «ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека»3.

Изучение черт личности является неотъемлемой составляющей деятельности социального психолога-практика, поскольку без ясного представления об устойчивых личностных характеристиках членов курируемого сообщества попросту невозможно решение таких задач, как подбор кандидатов в те или иные целевые группы, разработка полноценных программ социально-психологических тренингов, программ развития лидерского потенциала и т. п. Не менее важно с практической точки зрения и то, что оценка индивида посредством личностных черт в наибольшей степени отвечает атрибуциям здравого смысла и другим стереотипам массового сознания, связанным с межличностным восприятием и взаимодействием. Поэтому интерпретация в логике теорий черт личности результатов прикладных социально-психологических и персонологических исследований является эффективным средством подготовки итогового отчета для заказчика в процессе организационного консультирования. При этом, социальный психолог-практик обязан помнить об ограничениях, присущих теориям черт, и оставаться в рамках строго научного, объективного подхода. В этой связи практический социальный психолог, собрав эмпирические данные о наличии и о степени выраженности интересующих его черт личности отдельных членов курируемой им общности, должен соотнести эту информацию, прежде всего, с уровнем социально-психологического развития группы, так как лишь в этом случае прогноз последующей активности той или иной личности может быть осуществлен более или менее адекватно.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/cherta-lichnosti.html

Теории личностных черт

Автор Татьяна в 26/01/2014. Опубликовано Психология личности

Ещё один подход к определению личности — диспозиционные теории.

Если бы кто-нибудь попросил Вас описать личность Вашего близкого друга, как бы Вы это сделали? Сразу приходят на ум описания вроде «общительный», «добрый» и «уравновешенный», не так ли? Всё это — черты характера.

А что именно означает термин «черта»? Черту характера можно считать относительно устойчивой характеристикой, из-за которой люди ведут себя определенным образом. Такой подход к характеристике личности является одним из основных теоретических направлений в изучении личности.

Теория личностных черт позволяет предположить, что личность каждого отдельного человека состоит из индивидуальных диспозиций.
В отличие от других теорий личности — таких, как, например, психоаналитические или гуманистические — диспозиционный подход к изучению личности ориентирован на различия между людьми.

Сочетание и взаимодействие различных черт в каждом человеке образует уникальную во всех отношениях личность. Теории черт нацелены на выявление и возможное измерение этих индивидуальных особенностей личности.

Диспозициональная теория Гордона Олпорта

В 1936 году психолог Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000 слов, используемых для описания различных черт личности. В своей классификации он разделил эти черты на три группы (диспозиции):

  • Кардинальные черты характера — черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств — отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.
  • Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные, являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» — как раз примеры центральных черт.
  • Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями, проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство, которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.
Читайте также:  Месть и желание отомстить: чем страшнее, тем желаннее - психология

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 — в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик.

Далее, Кэттелл провёл эксперимент — он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей.

Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Британский психолог Ганс Айзенк разработал модель личности на основе всего трех универсальных характеристик:

  • Интроверсия либо экстраверсия. Интроверсия подразумевает направленность внимания на внутренние переживания личности, в то время как экстраверсия заставляет человека сосредотачивать своё внимание на внешнем мире — на других людях и окружающей их среде. Так, человек с высокой степенью интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как экстраверт может быть общительным и дружелюбным.
  • Нейротизм либо эмоциональная стабильность. Этот аспект теории Айзенка противопоставляет нервность уравновешенности. Нейротизмом считается склонность индивида к эмоциональной неустойчивости, тревоге, беспокойной реакции на раздражитель, а стабильность относится к тенденции в некоторых ситуациях оставаться невозмутимым и спокойным.
  • Психотизм. Позже, после изучения лиц, страдающих психическими заболеваниями, Ганс Айзенк добавил в свою теорию новое свойство личности, которое он назвал психотизмом. Лица, обладавшие этим свойством, как правило, с большим трудом принимают реальность и взаимодействуют с ней; они могут быть враждебно настроены по отношению к другим, в них нет чуткости или сострадания, это хорошие манипуляторы.

«Большая пятёрка»

Теории Кэттелла и Айзенка стали предметом серьёзного исследования, которое натолкнуло некоторых теоретиков на мысль о том, что Кэттелл в своей теории рассматривает слишком много черт, в то время как Айзенк сосредоточен на слишком малом их количестве.

В результате появилась новая теория личностных черт, которую также часто называют теорией «Большой пятёрки». Это пятифакторная модель личности, которая включает пять основных признаков личности, которые взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека.

Хотя исследователи часто расходятся во мнениях по поводу точных названий для каждого признака, наиболее часто их определяют следующим образом:

  1. открытость опыту;
  2. добросовестность;
  3. экстраверсия;
  4. доброжелательность ;
  5. нейротизм.

Оценка диспозиционного подхода к исследованию личности

В то время как большинство психологов сходятся в том, что личность любого человека может быть описана на основе определённого набора черт, до сих пор спорным вопросом остаётся как раз этот ряд черт, составляющих личность.

В то время как теории личностных черт довольно объективны — чего не хватает другим теориями личности (например, психоаналитической теории Фрейда), — они имеют и свои недостатки.

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении диспозициональных теорий заключается в том, что зачастую поведение человека невозможно предугадать, зная лишь черты его личности.

Даже если этот человек обладает каким-либо качеством в довольно высокой степени, не обязательно в какой-то ситуации он поведёт себя определённым образом. Еще одна проблема заключается в том, что теории личностных качеств не могут сказать, как именно и почему появляются или развиваются индивидуальные различия.

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/teorii-lichnostnyx-chert.html

Индивидуально-психологические особенности личности (стр. 1 из 2)

ПЛАН

Индивидуально-психологические особенности личности………………… 3

1. Темперамент…………………………………………………………………3

2. Характер……………………………………………………………………..5

3. Способности…………………………………………………………………7

4. Чувства и эмоции……………………………………………………………9

5. Воля………………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………13

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли.

Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

1. Темперамент

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи.

Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека.

Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств.

Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности.

Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают.

Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник . Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

Читайте также:  Деловой мир - психология

2. Характер

Характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е.

ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

3. Способности

В самом общем виде способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

Источник: http://MirZnanii.com/a/202542/individualno-psikhologicheskie-osobennosti-lichnosti

Особенности психологии личности

Среди семи миллиардов людей, живущих сегодня на земле, не найдешь двух одинаковых. Каждый по-своему уникум, единственный и неповторимый. Недаром, имея в виду особенности психологии личности, М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» упомянул о причудливо тасуемой колоде карт. Это образное выражение ярко демонстрирует бесконечную вариативность человеческой натуры.

Мнение специалистов об особенностях психологии личности

Проблема непохожести человеческих индивидов — прерогатива дифференциальной психологии.

Ее основополагающий постулат заключается в том, что исключительность отдельной личности объясняется вовлечением в процесс ее структурирования множества биосоциальных факторов.

Именно они обусловливают неповторимость нрава, редкость дарования, деликатность чувств, креативность мышления, неожиданность поступков.

Темперамент как одна из особенностей психологии личности

Выделение четырех версий темперамента – холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического – принадлежит античному целителю Галену. Данная типология базируется на особенностях нервной системы и выражает степень вспыльчивости, восприимчивости, азартности, склонности к фрустрации у различных индивидов.

Сангвиники – люди со стойкой и гибкой нервной организацией. Им свойственны быстрота реакции, обдуманность поступков, позитивный настрой, хорошая сопротивляемость жизненным обстоятельствам. Однако неинтересное занятие вызывает у них скуку, рассеянность, вялость.

Флегматики – продуктивные работники, умеющие экономить и рассчитывать свои силы. Они уравновешенны, в меру коммуникабельны, но слишком инертны и неинициативны. Медлительность флегматиков мешает им сразу приступить к делу, им трудно сконцентрироваться или переключиться на иной вид деятельности.

Холерики – чрезмерно возбудимые и вспыльчивые люди. Отличаются взрывным, агрессивным нравом, энергичностью и прямолинейностью. Они с энтузиазмом предаются работе, но хватает их ненадолго. Когда силы холерика истощаются, его трудовой порыв вмиг угасает, сменяясь апатией и подавленностью.

Меланхолики – люди-мимозы, чувствительно воспринимающие воздействие любого раздражителя. Излишняя тревога, уныние, доходящее порой до отчаяния, неверие в себя, длительная подавленность могут вызвать у них личностные расстройства.

Правда, встретить в жизни стопроцентного холерика или чистого меланхолика практически нереально. Чаще речь идет о гибридных видах темперамента. Поэтому при анализе особенностей психологии личности специалисты устанавливают доминирующие качества ее эмоционально-динамической структуры.

Источник: http://rostduha.ru/osobennosti-psixologii-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию