Интернальный — экстернальный тип — психология

Интернальность

Экстернальность и интернальность это обозначение механизмов социального контроля за своей жизнью. В психологии интернальность это свойство личности, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя. Это качество отражает уровень субъективного контроля. Находится в тесной связи с развитием личностной ответственности.

Высокая интернальность свидетельствует о достаточном уровне приспособления. Человек осознает, что его жизнь зависит от него самого, он имеет возможность изменять среду и управлять ею. Ему так же присуще адекватное восприятие окружающего мира и легкая адаптация в социуме.

Экстерналы это люди, ориентированные на удачу, шанс, везение. Интерналы полагаются на навык и мастерство. Эти два понятия не являются взаимоисключающими. Они, в свою очередь, связаны с культурными традициями: восток способствует формированию экстернального типа личности, а западная культура интернального.

Интересные факты интернальность в области достижений мужчин и женщин связана с эмоциональной устойчивостью. От решительности мужчин и женщин зависит ответственность за свое поведение в области межличностных отношений.

По данным исследований, проведенных психологами и социологами, удовлетворенность браком напрямую связана со степенью проявления интернальности человека:

  • в независимости от пола, люди, принимающие на себя ответственность за события, происходящее в их жизни, более довольны отношениями и браком;
  • в психологии принято считать, что именно интернальностью обусловлено личностное развитие и успешность в исходе разного рода жизненных ситуаций;
  • интерналы менее тревожны и менее подвержены депрессиям.

Люди данного типа меньше проявляют агрессию, более доброжелательны, обладают терпением и тактичностью, их можно назвать «душой компании».

В чем плюсы интерналов?

Таким людям не занимать уверенности в себе, у них есть смысл и цель в жизни. Человек, который отвечает за себя и несет ответственность за свою деятельность, умеет добиваться желаемого. Не сдаваться в сложной ситуации и не терять надежды позволяет вера в собственные возможности.

Тот, кто полагается на судьбу, удачу и прочее зависит от обстоятельств, подчиняется им и не пытается ничего изменить. Их жизненное кредо достаточно простое: «Все предрешено, от судьбы не уйдешь». На самом деле человек, таким образом, просто оправдывает свою лень и бездействие.

Для того чтобы жить достойной жизнью необходимо много работать, и в первую очередь над собой.

Источник: https://womanadvice.ru/internalnost

Интернальность-экстернальность (по Дж. Роттеру)

Поиск Лекций

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъект жизни и деятельности – человек, осознанно и целенаправленно преобразующий окружающий мир и самого себя (инициатор, творец, распорядитель).

Субъектность человека – способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования: — способность управлять своими действиями;

-реально практически преобразовывать

действительность;

— планировать способы действий;

— реализовывать намеченные программы;

— контролировать ход и оценивать результаты

Своих действий.

Становление субъекта жизни и деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Субъект управленческой деятельности проявляет свою субъектность в целом ряде дименсий (единицы измерения менеджерского поведения по Г.Юклу):

1) внимание к дисциплине;

2) содействие работе;

3) решение проблем;

4) постановка целей;

5) ролевое уяснение;

6) акцентирование эффективности;

7) планирование;

8) координация;

9) делегирование автономии;

10) подготовка;

11) воодушевление;

12) внимание;

13) участие в решении;

14) одобрение;

15) возможность варьирования вознаграждения;

16) содействие общению;

17) представительство;

18) работа с информацией, ее обработка, распространение информации;

Управление конфликтами: преобразование деструктивных конфликтов в конструктивные.

Интернальность-экстернальность (по Дж. Роттеру)

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

УСК – уровень субъективного контроля

Локус контроля [от лат. locus — место, местоположение и франц.

contrôle — проверка] — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.

При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации.

Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля).

Принято считать, что само понятие «локус контроля» введено в социальную психологию и психологию личности американским психологом Д. Роттером.

Уже впоследствии был разработан методический инструментарий, позволяющий психологу-экспериментатору, с одной стороны, определять характер локус-контроля, свойственный конкретному испытуемому, а с другой — фиксировать те закономерности и зависимости, которые раскрывают связь этой личностной характеристики с другими.

ИНТЕРНАЛ. Человек с внутренним локусом контроля. Он более уверен в себе, последователен, настойчив в достижении поставленных целей, склонен к самоанализу, уравновешен, общителен, доброжелателен и назависим. Организаторские и коммуникативные характеристики интернала хорошо развиты.

Высокий уровень самоценности.

Достаточно однозначно в целом ряде экспериментальных исследований показано, что индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локус-контролю, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляется неоправданные тревога, чувство вины и страха, они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах.

ЭСКТЕРНАЛ.

Человек, которого характеризует внешний локус контроля; они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике «сегодня и здесь», а склонны скорее подходить к их решению по схеме «завтра и где-нибудь».У них проявляются такие характеристики как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности минимальны, способность общения с людьми деформирована. Помимо этого они, как правило, не способны на личностное самоопределение в группе, адекватную атрибуцию ответственности в условиях совместной деятельности, демонстрируют отсутствие действенной групповой идентификации. Следует специально отметить, что локус контроля личности нередко предопределяет ее статус в неформальной структуре власти сообщества. Так, в группах высокого уровня социально-психологического развития чаще всего именно внутренний локус контроля оказывается одним из оснований психологически благоприятной позиции индивида, в то время как, например, в корпоративных группировках внешний локус контроля в сочетании с официальной высокой властной позицией, как правило, характеризует именно лидера группировки.

Исследования локуса контроля проводились главным образом с использованием разработанной Дж. Роттером шкалы интернальности — экстернальности. Они позволили не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявили ряд интересных закономерностей.

Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, «…что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу».

Это означает, что вопреки созданному некоторыми писателями образу убежденного фаталиста, которому «море по колено», не расстающегося с рюмкой и трубкой и отличающегося при этом феноменальным здоровьем в действительности внешний локус контроля, помимо всего прочего, существенно повышает риск серьезных заболеваний.

Более того, в случае болезни, интернальный локус контроля способствует выздоровлению, в то время, как экстернальный, порождающий в крайних случаях, так называемый синдром приобретенной беспомощности, напротив, препятствует ему. Как отмечает в данной связи Д.

Майерс, «в больницах “хорошие пациенты” не звонят в звонок, не задают вопросов, не контролируют то, что происходит. Такая пассивность может быть хороша для “эффективности” госпиталя, но плоха для людей.

Ощущение силы и возможности контролировать свою жизнь способствует здоровью и выживанию».

Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем индивида. В частности, «исследования … показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля.

Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность проявления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов.

Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения».

Кроме того, интернальность и экстернальность отчетливо связаны с проблемой конформизма и нонконформизма. По сообщению Л. Хьелла и Д. Зиглера, «…многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы.

Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять.

Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других».

При том, что из всего сказанного напрашивается вывод о предпочтительности внутреннего локус контроля над внешним, было бы глубоко ошибочным воспринимать экстернальность как страшное и необратимое «проклятие», а интернальность, напротив, как «благословение доброй феи».

Прежде всего, интернальность и экстернальность не являются личностными чертами — врожденными и неизменными. В своих работах «…Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть “типы”, поскольку каждый имеет характеристики не только в своей категории, но и, в небольшой степени, другой.

Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную “экстернальность”, а на другом — “интернальность”, убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине».

312 Именно эта, своего рода «спутанность» интернальности и экстернальности, свойственная большинству людей, лежит в основе неоднократно экспериментально зафиксированного феномена, известного в социальной психологии как предрасположение в пользу своего Я.

Суть данного феномена заключается в том, что люди склонны видеть причины своих успехов в собственных способностях, личностных качествах, усилиях, т. е. используют внутренний локус контроля и, наоборот, приписывают неудачи действию внешних причин, прибегая к внешнему локусу контроля.

При этом подобное наблюдается даже в тех случаях, когда социальная цена ошибки ничтожно мала. В одном из исследований, студентам четвертого курса, изучающим психологию, было предложено самостоятельно в течение недели выполнить творческое задание средней степени сложности.

Им было сказано, что задание является факультативным, т. е. не обязательным и его невыполнение никоим образом не повлияет на успеваемость студента. Как и ожидалось, абсолютное большинство студентов проигнорировало задание.

При ответе на вопрос о причинах невыполнения задания менее 10% респондентов указали на внутренние детерминанты такие, как «нежелание», «лень», «отсутствие интереса». Все остальные сослались на внешние обстоятельства — от банальной «нехватки времени», до «скверного характера заведующей университетской библиотекой».

Выполнившие же задание, все без исключения обосновывали свои действия внутренними причинами: желанием узнать что-то новое, привычкой доводить все до конца, интересом и т. п.

Таким образом, большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность и экстернальность, а граница между ними является подвижной — в одних случаях доминирует интернальный, в других экстернальный локус контроля.

Кроме того, некоторые современные исследования дают основания утверждать, что преобладание интернальности или экстернальности обусловлено социальным научением. Так, в ходе изучения взаимосвязи локуса контроля и отношения к собственному здоровью, Р. Ло, «…

сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии».

313 Это означает наличие потенциальной возможности смещения локуса контроля за счет социального переучивания. Не случайно самоэффективность, повышение которой является основной задачей психотерапии, с точки зрения А. Бандуры, в современной социальной психологии напрямую связана с локусом контроля.

Читайте также:  Геронтопсихология - психология

Для практического социального психолога крайне важно учитывать тот факт, что такая индивидуально-психологическая характеристика как локус контроля в условиях реального взаимодействия в рамках контактной группы чаще всего связана с готовностью и способностью конкретных членов общества к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении.

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Источник: https://poisk-ru.ru/s23722t1.html

Интернальность и экстернальность

С целью определения локус контроля, разработан целый ряд методик и специализированный вопросник, который позволяет выявить закономерность между другими свойствами личности. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется внешним локусом контроля (экстернальностью). Исследование локуса контроля впервые было объяснено Роттером.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам. В первую очередь — выходить из позиции Жертвы. Позиция Жертвы и внешний локус контроля (экстернальный тип личности) — понятия очень близкие, но не идентичные.

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности.

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы.

Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности.

В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств. У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д.

По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля».

Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий.

Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер.

Локус» в переводе с латыни означает «место». Они предопределены заранее, и изменить их невозможно. Внутренний локус или интернальность предполагает что, образно говоря, сам человек – кузнец своего счастья. Судьба – это не то, что обязательно случится, а результат осознанных действий, принятых решений и череды выборов.

Например, люди с внешним локусом в своих бедах делают виноватыми кого угодно, только не себя. Маленькая зарплата, плохая работа – виновато правительство, страна, социальные условия.

Этот пример, мы привели специально, чтобы показать проблему не в пространстве «хорошо-плохо», а такой, какой она действительно является.

Внешний и внутренний локусы сами по себе не могут быть явлением полностью негативным или позитивным.

Роттер создал специальный опросник для определения локуса контроля и провёл ряд экспериментов. Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Понятие локуса контроля предложено американским психологом Д. Роттером.

Экспериментально показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний локус контроля). Локус контроля – это устойчивая личностная характеристика, которая слабо поддается изменениям, однако окончательно формируется в процессах ее социализации.

В связывании причин жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями заключается психология локус контроля. Он вывел теорию локус контроля из собственной концепции социального научения. За основу Роттер взял теорию индивидуальной (субъективной) локализации контроля, которая является подвидом теории «ожидаемой пользы».

Данные виды локусов – это своеобразные характеристики личности, которые формируют ее поведение.

Уоллстон доработал теорию, дополнив ее предложением поделить экстернальный локус контроля на 2 позиции: «Объяснение контроля влиянием других людей» и «Объяснение контроля влиянием судьбы».

Анализ и изучение локус контроля осуществляется для того, чтобы можно было судить о когнитивном стиле, который проявляется в области обучения.

Атрибуцией ситуации для людей интернального типа чаще всего является убеждение в закономерности их удач и неудач, которые зависят от целеустремленности, от компетентности, способностей. Экстернальный локус контроля неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неопосредствованным, практическим мышлением.

Сегодня все чаще вместо термина локус контроля применяют понятие «воспринимаемый контроль». В данном понятии выделяют два компонента. Первый – это слаженность поведенческих действий и их последствия. Второй – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Но оценка индивидом собственных способностей может быть необъективной и неточной. Для объяснения этого существует ряд причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Устремление к контролю рассматривается в качестве одного из самых важных процессов.

Человек всегда стремится чувствовать собственный контроль над обстоятельствами, даже в тех случаях, когда результат несомненным образом обуславливает случайность.

В итоге индивид или оказывается неподготовленным к стрессовым факторам, или ощущает совершенное разочарование касательно своих способностей.

Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Источник: http://merotudly.ru/internalnost-i-yeksternalnost/

Интернальные и экстернальные едоки: в чем разница?

На высокомудрой латыни «интер» означает «внутренний», «экстра» – «внешний». Если интернальные едоки едят «в себя», то экстернальные – «как не в себя». Что делать? Очень важные рекомендации для тех, кто не может остановиться.

ФОТО Getty Images 

Ну а если серьезно – интернальное питание означает поглощение пищи с опорой на внутренние сигналы организма, на признаки голода и сытости, экстернальное запускается и стимулируется любыми, не связанными с голодом, внешними свойствами этой самой еды. Аппетитно выглядела.

Вкусно пахла. Это пирожное с аппетитом ела омерзительно худая блондинка за соседним столиком (то есть ей можно, да, а мне?!). Этот бургер в виде огромного, сочащегося жиром и сладострастием, биллборда выскочил и напал на вас из-за угла. Не смогли устоять? Поздравляю, вы – экстернальный едок.

Хорошая новость, чтоб было не так обидно: мы все, в той или иной степени, экстернальные едоки. Не существует человека, абсолютно безразличного к влиянию профессиональной кулинарной съемки и магии аппетитно аранжированных витрин.

Еда должна своим видом и запахом возбуждать у нас аппетит, это совершенно нормально: еще в 1956 году французский физиолог Жак де Малиньан (Jacques de Malignen) описал феномен сенсорно-специфической удовлетворенности, отчасти состоящий в том, что после насыщения одним видом пищи вид и запах другой снова возбуждает у нас аппетит.

Проблемы начинаются тогда, когда вы не можете пропустить ни одного шашлыка, ни одного сэндвича, не попробовав его съесть, а начав – не можете остановиться.

В современной культуре пищевое поведение полностью вытеснило поведение сексуальное с точки зрения морали. Это произошло не сразу. Каких-то 100 лет назад женщина с развитым сексуальным аппетитом считалась распущенной, аморальной.

В результате сексуальной революции ситуация несколько смягчилась – женщине стало дозволено менять партнеров, испытывать сексуальный интерес, хотеть не обязательно официально зарегистрированных отношений, но и простого, обычного секса.

Однако ловушка захлопнулась с другой стороны – за сексуальную свободу пришлось заплатить свободой пищевой.

Ныне распущенная и безвольная женщина – это та, что позволяет себе возлежать на диване и, покуда все остальные упоенно строят кубики на животе в спортзале и взвешивают 28 грамм мороженого горошка на весах, кушает пирожные, одно за другим. Распущенная – та, что может себе позволить не контролировать то, что она ест.

Питание стало новой моралью, пищевая аскеза и спортивная епитимья – новыми формами святости.

Тому, кто хочет заслуживать уважение окружающих, должно преодолевать дьявольское испытание тортом, истязание шашлыком, пытки сочным бифштексом с картошкой, а тем, кто не преодолел, – искупать грех куриной грудкой, паровыми овощами и приседаниями со штангой.

Ни в одну эпоху святые не производили впечатление психически адекватных людей, это и сейчас не так: наиболее высокие баллы «за праведное поведение» получают орторексы, бигорексы и аноректики «под контролем». Встретив рьяного адепта здорового образа жизни, поинтересуйтесь, нет ли у него в прошлом истории зависимости.

Спорт и диета – такие же тяжелые наркотики, как амфетамины и героин. Экстернальным едокам в этой ситуации не повезло больше всех.

Именно им труднее всего удержаться от еды, находящейся в зоне доступности, – и именно они чаще всего получают моральные оценки от окружающих, сравнимые с определениями, произносимыми полушепотом на французском языке в каком-нибудь светском салоне Москвы чуть более ста лет назад.

Это они – пищевые развратники, практически – углеводные шлюхи, что не в силах удержаться от третьего куска брауни или пройти мимо корзинки с печеньем.Сами экстернальные едоки чаще всего тоже относятся к себе как к безвольным, слабохарактерным существам. Между тем проблема вовсе не в этом.

Переедание не связано с силой или слабостью воли, поскольку человек, который способен не переедать естественным образом, не использует волевые механизмы для контроля пищевого поведения. Пищевое поведение регулируется иначе.

В 1987 году голландский специалист по пищевому поведению, психолог Татьяна ван Стриен выделила три типа нарушения пищевого поведения: диетический, эмоциональный и экстернальный.

При диетическом типе нарушений люди пытаются тем или иным образом контролировать питание – не едят глютена или простых углеводов, или едят только обезжиренную пищу, считают калории, или используют другие методы для регуляции питания. Эмоциональный тип нарушений связан с попыткой регулировать эмоции с помощью еды.

Экстернальный же, как мы уже говорили, запускается внешним видом и присутствием еды в области непосредственного доступа.

Если эмоциональный едок, переживая фрустрацию, способен далеко за полночь отправиться на заправку за порцией утешительных шоколадок, экстернальный едок обычно успокаивается, стоит еде исчезнуть из зоны видимости. Именно поэтому экстерналы часто пытаются регулировать пищевое поведение «методом пустого холодильника». К сожалению, это лишь усугубляет проблему.

читайте такжеЙога питания

Мы в точности не знаем, почему человек становится экстернальным едоком. Вероятно, некоторые люди рождаются со склонностью к формированию такого поведения. Предполагается, что у людей с развитым типом экстернального переедания нервная система гиперчувствительна и малоустойчива по отношению к любым стимулам.

Читайте также:  Метод подкрепления и метод наград и наказаний - психология

Пищевые стимулы – вид еды, ее запах, являются одними из самых сильных, и именно им оказывается труднее всего противостоять.

Так же как гиперсензитивные к звукам люди не переносят громкой музыки или резкого окрика – они испытывают физическую боль, высокочувствительные к пищевым стимулам не могут пройти мимо вазы с конфетами, не запустив в нее руки.

Гиперсензитивность – врожденное свойство нервной системы, изменить его невозможно. Однако это не означает, что мы совершенно бессильны перед экстернальным перееданием. Когда рука снова и снова тянется к корзине с печеньем, пачке чипсов или миске с орехами, нам кажется, что происходит утрата контроля, но это не совсем так.

То, что мы утрачиваем в этом состоянии, есть не что иное, как осознанность, присутствие в настоящем моменте. Мы не грызем печенье, не едим чипсы, не кидаем в рот орехи – мы занимаемся чем-то еще, наше сознание присутствует в другом месте.

Даже если вы не заняты книгой, фильмом или серфингом в Сети, вы можете размышлять о работе, строить планы на отпуск или готовиться к серьезному разговору с близким человеком.

Поэтому первое средство совладания с экстернальным перееданием – повышение осознанности. Помимо очевидного и одного из наилучших способов — медитации – есть простые эффективные упражнения, позволяющие вернуться в переживание настоящего. Тех, кого интересуют конкретные техники, направляю к своим более ранним текстам или моей недавно вышедшей книге.

книга на темуСветлана Бронникова«Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть» С. Бронникова Дать себе разрешение есть все что угодно без условий отработать это в спортзале или устроить разгрузочный день. Таков основной принцип интуитивного питания.

Поначалу он может вызвать тревогу и сопротивление, потому что кажется путем к хаосу и лишнему весу.

Ведь в современной культуре считается, что за питанием обязательно нужно «следить», будто мы в чем-то его подозреваем, пишет психотерапевт Светлана Бронникова, специалист по нормализации пищевого поведения.

Культурный запрет на выраженную женскую сексуальность и моральное осуждение оной породили порнографию, тайную торговлю изображениями обнаженного женского тела, приемы репрезентации женского тела, как провоцирующего сладострастие.

Культурный запрет на наслаждение вкусной едой породил фуд-порно и скрытые приемы, используемые рестораторами и продавцами деликатесов, заставляющие нас покупать и съедать, во-первых, больше, во-вторых, быстрее.

Сейчас интенсивно развивается индустрия фитнес-порно, и в то время как части мира, возможно, грозит преждевременная смерть от морбидного ожирения, другой части грозит не менее преждевременная и жестокая смерть от заболеваний, вызванных чрезмерными тренировками.

На фуд-порно стоит остановиться подробнее. Предприятия общественного питания ориентированы на то, чтобы снизить уровень вашей осознанности (музыка, включенный телевизор перед глазами) и спровоцировать вас на экстернальное переедание (интенсивные запахи вкусной еды, красивые блюда на тележках и витринах).

Существуют компании, производящие и продающие ресторанам и кафе запахи вкусной еды. Например, в «Макдоналдс» они поставляют запах яблочного пирога, чтобы вы не забыли купить десерт, кофейням – ароматы кофе и шоколада.

Если в ресторанном зале уютно пахнет кофе, корицей, свежими миндальными круассанами – это может не иметь совершенно никакого отношения к тому, что сейчас готовится на кухне.

ФОТО Getty Images 

У психологов, работающих с перееданием и нарушениями пищевого поведения, в свою очередь, есть набор Совершенно Секретных Техник, позволяющих этому противостоять.

Это не имеет никакого отношения ни к диете, ни к силе воли, и многие из этих приемов вам уже известны из жизненного опыта.

Если применять их системно, сразу по нескольку штук, – можно сильно снизить уровень вашего экстернального переедания. Попробуем?

Кажется, в этом все уже успели убедиться. Чем больше тарелка, тем ненасытней экстернальный едок. То же самое относится к бенто-боксу, пластиковому контейнеру, любой емкости, из которой вы едите. К сожалению, господствующее диетическое мышление сделало из этого принципа оксюморон: я встречала рекомендации есть из розетки для варенья.

Розетки. Для варенья. Поклонникам нанокультуры питания (чем меньше, тем лучше) предлагаю не мелочиться, а посетить магазин для животных и купить кормушку для хомяков, тем, кто умудрился сохранить здравомыслие, скажу вот что.

Если вы едите из блюдца, то совершенно точно уверены, что съели мало, недостаточно – и велик риск совершить с этим блюдцем пять подходов к кастрюле. А вот средний размер тарелки, в противовес популярному сейчас большому (потому что «во-первых, это красиво») – хорошее решение для экстернального едока.

Ваша обычная порция заполнит среднюю тарелку полностью, давая мозгу успокоительный сигнал: «Еды много, ты насытишься без труда». Для любителей точных цифр – оптимальный размер тарелки для не-обжоры – 20-22 см. Любая ресторанная тарелка и большинство тарелок из столовых сервизов больше.

Да, любой ресторан действительно заинтересован, чтобы вы съели и заказали еще. Если для вас важна красота на столе – ставьте большую тарелку-подставку, а на нее – среднюю, в которую положите еду.

ФОТО Getty Images 

Каким культурным шоком для меня стало открытие, что этот феномен существует повсеместно! Экстернальные едоки склонны доедать и допивать до конца, до капельки, до последней крошки.

Что при этом происходит? Все очень просто: отсутствует контакт с сигналами о насыщении, насыщение не распознается как таковое. Тогда становится необходимо использовать какие-то внешние сигналы, чтобы прекратить есть. Какой сигнал самый простой и удобный? Отсутствие еды.

Брайан Вансинк, один из известных специалистов по осознанному питанию, придумал и провел широко цитируемый эксперимент с «Бездонной Суповой Миской».

Группа испытуемых, которая ела из хитро устроенных мисок, которые под столом невидимым образом наполнялись супом по мере его убывания до одного постоянного уровня, потребляла намного больше, чем контрольная группа, евшая из обычных суповых тарелок, в которых уровень супа видимо снижался по мере его поедания.

Понимание того, что сама еда запускает процесс питания, часто приводит к широко распространенному среди компульсивно переедающих мнению «Холодильник должен быть пустой».

Хроническое отсутствие дома «опасной» еды приводит к бессознательным попыткам «неучитываемого питания» – утащить несколько ломтиков из тарелки партнера, съесть в машине по дороге домой, ведь это «не считается», и, в конце концов, развивается в хроническую депривацию и серьезные пищевые срывы.

Можно ли это регулировать, оставаясь в рамках принципов Интуитивного питания и не срываясь в диетический контроль? Конечно. Положив себе порцию еды, посмотрите на нее критическим взором, оценивая уровень собственного голода по Шкале голода.

Вы действительно хотите все это съесть? Вы действительно голодны на эту порцию? Или вы боитесь, что не наедитесь, и накладываете с запасом? Обратите внимание, эти вопросы не имеют ничего общего с вопросом «Можно ли мне съесть столько?» Ответ на этот вопрос всегда один и тот же: можно.

Если вам покажется, что вы, возможно, переборщили (в 70% случаев это так и есть), – отложите часть порции обратно, сказав себе, что вы всегда имеете право на добавку. Съев то, что осталось, сделайте паузу и снова оцените уровень голода по шкале. Хотите еще? Накладывайте.

Если вы находитесь в ресторане, особенно известном своими щедрыми порциями: отложите часть порции в заранее приготовленный контейнер. Особо застенчивые могут сообщить удивленному официанту, что в этом ресторане совершенно замечательно готовят и вы очень хотите, чтобы любимая бабушка, тетя, собака тоже это попробовали.

Эти шведские столы. Эти заведения с «бесконечным количеством подходов» и «all-you-can-eat». Оказавшись перед выбором из большого количества альтернатив, бедный экстернальный едок теряется. Он хочет положить себе все. Два раза. Стимулов слишком много, и реакция тоже слишком сильная.

Есть ли выход, кроме того как выпить валерьянки и перестать ходить в рестораны? Конечно есть. Скажите себе, что за каждый подход вы можете взять не более двух разных блюд на тарелку. Другие два – в следующий подход. Это заставит вас выбирать существенно тщательнее то, что вы действительно хотите сейчас съесть.

И не позволяйте официанту заменять грязные тарелки – они служат успокаивающим напоминанием о том, сколько вы уже съели.

Экстернальный едок – социальный едок. Это означает, что, равно как и внешний вид еды, аппетит возбуждает сообщество едящих людей. Хуже того, исследования показали, что экстернальные едоки подстраиваются под ритм, с которым самый стремительный за столом поедает свою порцию. Чем больше людей за столом, тем больше еды мы потребляем.

Среднестатистическая женщина, выходя замуж, поправляется на 10 килограммов в среднем за первые годы замужества, потому что после жизни в одиночестве начинает есть в компании крайне симпатичного (я надеюсь) мужчины. Иными словами, окружающие едят и вынуждают есть нас. Что во всем этим делать? Зависать.

Начать есть после того, как все уже сфотографировали свои блюда, опубликовали их в Инстаграмме и приступили к еде. После того, как все уже начали есть – понаблюдайте и установите, кто из участников ест медленнее всех (он, скорее всего, и окажется самым стройным). Синхронизируйтесь с ним: ешьте в том же темпе, что и этот участник. Он кусочек – и вы кусочек. Он положит вилку – и вы положите.

И конечно, не забывайте, что все эти рекомендации гроша ломаного не стоят, если вы понимаете, что их применение разрушает самое главное – удовольствие от еды.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/internalnyie-i-eksternalnyie-edoki-v-chem-raznitsa/

Интерналы и экстерналы

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования степени независимости были разработаны в 1960-х годах в США. Наиболее известной является шкала локуса контроля Д. Роттера. Эта шкала основана на том, что люди различаются между собой по тому, где локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Возможны два варианта локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

  • экстерналы (внешний локус контроля) — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.;
  • интерналы (внутренний локус контроля) — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий.

Интерналы

Интерна­лы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем.

Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неуда­чах, неприятностях, страданиях.

Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллекти­ве, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных про­блемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя.

Человек с внутренним локусом контроля считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал счита­ет себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Читайте также:  Визуализация - психология

Экстерналы

Люди с внешним локусом контроля, экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни.

Человек не воспринимает всерьез свою роль в тех или иных событиях собственной жизни, в том, как выстраиваются его отношения с другими людьми, в конфликтах чаще всего винит партнера.

Даже свои успехи, достижения и радости экстерналы приписывают внеш­ним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе, воле Бога или помощи других людей.

Итогом такой позиции оказывается пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.

Специальные исследования показали, что интерналам, как это ни странно, «везет» больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны по жизни, они оптимистичны и трудоспособны.

В отличие от интерналов экстерналы, наоборот, сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи – это их «конек», они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством.

И, собственно, тест на локус контроля 

И все-таки, что лучше? Как лучше? Если рассматривать рабочий аспект, то лучше, если у подчиненных преобладает интернальный локус контроля. И ошибки свои признают и знают, за что деньги получают. С экстерналами в этом смысле труднее — у него во всем обстоятельства виноваты.

Интерналы ответственнее, вдумчивее, соответственно, и результат их работы более предсказуем. А если в жизни — то, наверное, менее затратно быть экстерналом. Меньше тревог, меньше чувства вины. Хотя, лучше, разумеется, быть посредине. Что бы и за ошибки отвечать, и повезти могло, и чувство вины особенно не тяготило.

Собрано по кусочкам на просторах рунета

Источник: http://klubkom.net/posts/69047

Корнилова А.А. К вопросу изучения экстернальности-интернальности у современных студентов

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/632 (дата обращения: 29.05.2018).

            Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии.

Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

С самосознанием и мотивационно–потребностной сферой личности тесно связана особая мировоззренческая установка, называемая локусом контроля.  Феноменологически она выражается приписыванием причин (ответственности) результативности собственных действий тем или иным инстанциям.

Люди, как известно, заметно различаются тем, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия. Самостоятельность и независимость, активность и ответственность человека в достижении своих целей особенно отчетливо проявляется в одной из фундаментальных характеристик личности, названной локусом контроля (от лат. locus – место и фр. Controle – проверка).

Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля или локусом контроля.

Этот параметр рассматривается как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, – степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого.

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности.Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Понятие локуса контроля (Locus Control) в его современном понимании (различия людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями) было введено американским психологом Джулианом Бернардом Роттером в 60-е годы XX векав рамках теории социального научения.

Базовое понятие генерализованного ожидания в теории социального научения – интернально-экстернальный “локус контроля”, базируется на двух основных положениях:

1 Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный.

2 Локус контроля, характерный для определенной личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.

При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя крайними полюсами.

Роттер создал шкалу, на который каждый человек занимает определенное место в зависимости от того, где он локализует контроль над значимыми для себя событиями. Графически эту шкалу можно представить в виде таблицы (таб.1).

Таблица 1. – Шкала экстернальности-интернальности

Уровень субъективного контроля

Шкалы

Экстернальность – Интернальность

Не «Я»

Мера ответственности

«Я»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая

В области достижений

В области неудач

В семейных отношениях

В учебной деятельности

В межличностных отношениях

В отношении здоровья и болезни

Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. 

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Теория социального научения рассматривает в качестве основных детерминант поведения психологическую ситуацию, ценность подкрепления и ожидания того, что данное подкрепление будет иметь место в данной ситуации. Связи этих переменных с целью прогноза поведения личности выражаются следующей формулой:

BP x, s1, ra = f[E x, s1, ra & RV a, s1]

где В- поведение, Р— возможность (вероятность), Е— ожидание, R – подкрепление, V – ценность подкрепления, S- ситуация.

Согласно этой формуле «возможность того, что поведение х будет иметь место в ситуации 1 в связи с подкреплением а, является функцией ожидания подкрепления а и ценности подкрепления а в ситуации 1».

В этом контексте локус контроля рассматривается Роттером и его последователями как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».

Существует ряд других подходов, ассимилировавших феномен локуса контроля преимущественно в рамках атрибутивных теорий. Так, большинство исследований влияния атрибутивных факторов на мотивацию и эффективность деятельности индивида проводятся на основе модели Б.

Вайнера, согласно которой результат любой целенаправленной деятельности потенциально обусловлен четырьмя каузальными факторами: способностями и усилиями субъекта, удачей и трудностью задачи, локализуемыми в системе двух измерений: стабильности и локуса контроля.

В отечественной психологии проблема локуса контроля пока не стала объектом углубленной теоретической и экспериментальной проработки.

Есть некоторые данные в пользу того, что феномен локуса контроля является проявлением более глобального образования – субъективной включенности личности в деятельность.

Данное психическое образование является отражением в самосознании личности ее связей с мотивами и целями деятельности, переживанием субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни.

Локус контроля при таком подходе функционально выступает как степень этой связи. Тем не менее сегодня еще нет достаточных данных относительно того, почему личность частично или полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим «Я» — таким, каким оно воспринимается и переживается.

В исследовании, целью которого являлось изучение локуса контроля у студентов, принимали участие студенты всех курсов естественно-географического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, в количестве 168 человек, из которых 146 девушки и 22 юноши.

Данный объект для исследования – студент – был выбран неслучайно, так как ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, где  он осознает себя субъектом учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Основным (интегральным) компонентом профессионального самосознания студента является такое сложное личностное образование как «Образ-Я».

В связи с активным внедрением в современную систему высшего образования кредитной технологии повышается доля самостоятельной работы студента, а степень ответственности за нее, возможно, кроится в локусе контроля.

В процессе исследования нами были выявлены локусы контроля у испытуемых студентов по методике «Локус контроля Дж.Роттера». На основе обработки данных по указанной методике мы получили следующие данные.

Так как о направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим, мы делаем вывод, что из 168 испытуемых – 105 студентов – 62,5% имеют интернальный локус контроля и 63 испытуемых – 37,5%– экстернальный.

Мы проанализировали долю экстерналов и интерналов среди студентов каждого курса. Результаты процентного соотношения экстерналов и интерналов среди студентов четырех курсов представлены на Рис.1. 

Из графика видно, что на 1,3 и 4 курсах около 40% студентов относятся к экстернальному локусу контроля, то есть 60 студентов из 100 считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя.

Но, среди студентов второго курса, в отличие от всех других курсов, можно отметить большую долю интерналов (78%).

Возможно такая ситуация сложилась в связи с тем, что выборка студентов второго курса была самой малочисленной (18 студентов), поэтому и наблюдается отклонение от средней доли экстерналов и интерналов в выборках других курсов.

Следовательно, в нашей выборке наибольшее количество студентов характеризуются тем, что имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для таких студентов является поиск эго-идентичности. Вследствие большей когнитивной активности они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого.

При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач.

Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач.

Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.

63 же испытуемых имеют экстернальный локус контроля, что  характеризует их как личностей, которым свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация таким студентам желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Глобальные перемены, происходящие сегодня в Казахстане, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек. Период студенчества связан не только с коренной перестройкой деятельности и отношений человека, но и его интересов и общей направленности, т.е. перестройкой отношений к себе.

Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.

 Рис.1 – Доля экстерналов и интерналов среди студентов разных курсов

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2012/05/632

Ссылка на основную публикацию