Душевное тело — психология

Читать

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.

) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме.

В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих.

Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику.

Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности.

Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом.

Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами.

Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы.

Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет.

Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

 С.В. Коледа

«Мудрые люди прочитают

твою прошедшую жить по

твоему внешнему виду,

походке, поведению.

Свойство природы —

самовыражение. Даже

самая маленькая деталь

тела что-нибудь показывает.

Лицо человека как зеркало

отражает то, что делается внутри».

Ральф Вальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других.

Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью.

С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать.[1] Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка.

Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев.

Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться.

Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью.

Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом».

Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра.

Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена.

Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни.

Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу».[2]

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом.

При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию.

Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля.

Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=61203&p=1

Психология тела

Психология тела, как раздел, призвана осветить ту взаимосвязь, которая существует между нашей психикой и нашим телом. В науке это принято называть психосоматикой (от сома — тело).

Наше тело является не просто вместилищем для души. Оно представляет собой физический эквивалент нашей психики. Т.е., все что происходит с нашей психикой отражается в нашем теле.

И наоборот, выраженные телесные изменения неизбежно приводят к изменениям в психике. Так, скованность, ограниченность движений отражает и укрепляет такую же ограниченность в мыслях, действиях, поступках. Человек, который своими движениями, своим телом боится заполнить пространство вокруг себя, точно так же не способен выразить себя в широте мыслей, взглядов, идей.

Дело в том, что на то, каким будет наше тело, как оно будет расти и развиваться, существенное влияние оказывает наше психическое состояние, особенно разные негативные эмоции, а также наши установки, представления и отношения.

Конечно же, наследственность никто не отменял, но все-таки диапазон изменений, заложенный в нашем теле огромен, и в его пределах мы можем существенно повлиять на характеристики нашего тела, особенно в детско-подростковом возрасте.

Приведу несколько примеров для понимания.

Некоторые девушки сознательно или неосознанно отвергают свою женственность, стараются ее скрыть, а не подчеркнуть. При такой установке велика вероятность того, что и их физическое развитие как женщины будет несколько «урезанным».

Так, часто такие женщины имеют проблемы с менструальным циклом, плохо развитую грудь и/ или бедра. Но, нужно отметить, что такие проблемы возникают не только в следствие неправильного отношения к себе, но и под влиянием других факторов.

Дети, у которых отсутствует хороший контакт с матерью, у которой теплые отношения к ребенку заменяются чисто утилитарной функцией выхаживания, вырастают, как правило, высокими и худыми, с астеничным телом. Их характеризует бледность кожных покровов, слабо развитая мускулатура, узость плеч и бедер, общая вытянутость тела и конечностей.

Это то, что касается установок и отношений. Но немалое воздействие на наше тело оказывают те эмоции, которые мы испытываем. Стрессом для тела являются сильные негативные эмоции, особенно те, которые человек по тем или иным причинам не смог выразить, а подавил в себе. Они «оседают» на теле, образуя т.н. мышечные зажимы.

Такие зажимы могут образовываться в разных частях тела, блокируя наши активные движения. Так, зажатые руки не позволяют человеку дотянуться до того, что он хочет и взять причитающееся ему по праву. Такой человек пассивен, он боится чего-то требовать, избегает активных действий.

Если же зажаты ноги, то человек не чувствует под собой опоры, находясь в подвешенном состоянии. Такой человек плохо чувствует связь с землей, и во время гололеда, часто подскальзывается и теряет равновесие.

Человек с блокированными ногами плохо переносит стрессы, т.к. зажатые колени снижают свободу маневра. Поэтому часто стрессы «накапливаются» в нижней части спины, порождая поясничные боли.

Часто бывает достаточно разблокировать колени, чтобы боль в спине исчезла.

Психология тела большой и очень интересный раздел психологии, который позволяет понять, как можно, работая с психикой добиться изменений в теле, и как последние, в свою очередь отразятся на психике.

Friend me:

Запись опубликована в рубрике Тело с метками тело. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://psyholog-praktik.ru/body/psihologiya-tela

Психология души

Странное дело получается, по официальному происхождению: психология это от древнегреческого ψυχή — «душа»; λόγος — «учение», то есть изучение души. И Википедия нам говорит, что это наука, изучающая закономерности и функционирования психики и психической деятельности человека. Но по какой-то причине всё это якобы связанно с головой человека.

Ведь каждый из людей, при слове психолог или психиатр сразу представляет себе проблему неполадок с головой. Но почему же такая разница? Вряд ли же душа находится в голове. Да и сами слова: психика, психическая деятельность не двузначно намекают на присутствие некой психической энергии.

Возникает совершенно логический вопрос, почему же тогда официальная отрасль клинической медицины не изучает эту самую психическую энергию, её природу и воздействие на людей, а копошится в их головах, ставя при этом какие-то сомнительные диагнозы, утверждая, что это психические расстройства? Видимо психиатрия, досконально знает и изучила природу психической энергии, чтобы утверждать, что в том или ином человека произошло отклонение от нормы. В чём я совершенно сомневаюсь.

Как ни странно, но в древности психология это была наука о душе; наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии. Чувствуете разницу? Как и со многими другими вопросами и тут всё перевёрнуто с ног на голову.

Психометрия, буквально, «измерение души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой или внутренним зрением.

Опять же каким образом официальная наука научилась делать эти измерения, чтобы ставить диагнозы и свои заключения, если же она сам-то по сей день не верит в существование этой самой души? Ибо они её ни увидеть, ни потрогать, ни пощупать не могут.

Хотите, верьте, хотите, нет, но о существовании психической энергии известно уже давным-давно. Известно и о её природе, и о её воздействии на человека и методы работы с ней также не секрет.

Но, как и в других областях нашей жизни, все Знания древности отметены в сторону, объявлены «бабушкиными сказками», лженаукой, язычеством да чем угодно, только бы это было неправдой. Делается всё что угодно, лишь бы человек никогда не узнал, что:

Как вам это? И это ещё не всё что умеет психическая энергия. Моя задача не в том, чтобы вам перечислить все преимущества этой чудо энергии, моя задача только вас заинтересовать. А ищущий всегда находит.

Но напрашивается вывод, насколько легитимна тогда такая наука как психиатрия? Которая и слыхом не слыхивала о том, что собирается лечить в людях! Почему такое произошло? Да потому что гордыня, высокомерие и тщеславие присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым странам, организациям и отдельным коллективам ведь все они состоят всё из тех же эгоистических людей.

И если пробежаться по психологии, то вот что сразу бросается в глаза. Как и любая другая область медицины, она пытается бороться со следствием, а нужно было бы бороться с причиной. Это знает каждый мало-мальски образованный человек.

Причинно следственная связь есть во всём. Болезнь это следствие, лечить следствие всё равно, что срезать верхушки сорняков, оставляя корни. Сорняк будет продолжать расти. Найдя причины, удалив корни, следствие исчезает само.

Читайте также:  Тяга - психология

Точнее следствие получается совершенно другим.

Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками.

Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону.

А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!

Как ставятся диагнозы в психиатрии / What are the diagnoses in psychiatry

Исходя из всего вышесказанного и увиденного, можно предположить, что психическое состояние человека напрямую зависит от его душевного состояния. Поэтому в первую очередь надо целить человеческие души, а не лечить ему мозги. Ибо мозг, как мы уже говорили это всего лишь инструмент ума и разума.

Земля просто перенаселена разного рода психиатрами, психологами, копошащихся в умах людей, разного рода экстрасенсами-шарлатанами, но очень и очень мало в мире настоящих целителей человеческих душ.

Их то и обвиняет официальная медицина в психическом расстройстве, дабы не дай бог!! Они смогли исцелить заболевшее человечество и тогда планы Тёмной Иерархии просто пойдут коту под хвост.

Вывод прост, давайте будем исцелять души свои и тогда наше психическое состояние всегда будет на должном уровне. И нам не понадобятся высокооплачиваемые психологи, которые попросту зарабатывают на невежестве человека.

Якоб Бёме (нем. Jakob Böhme; 8 марта 1575, Альт-Зайденберг, Саксония — 18 ноября 1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией».

Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, — он был сапожником. Это впоследствии подвигло Ф.

Энгельса — необычайно ценившего Бёме за диалектику, которой пронизана его философия — сказать, что сапожник Бёме был большим философом, тогда как многие именитые философы — лишь большими сапожниками.

Вот где истинная психология: это 40 вопросов о душе Якоба Бёме.

Источник: http://selfpickup.ru/psihologiya/psixologiya-dushi.html

Душа

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению.

Вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный душе, принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений.

Здесь душа определяется как сущность живого тела — особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.

С позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование.

Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной.

В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе — философской, психологической и прочей — термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко — как синоним слова психика.

В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. Согласно К. Г. Юнгу, душа — некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное… Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ДУША (англ. soul;греч. ψυχη; лат. anima).

1. Д. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение,что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству, и м. б.

констатировано на самых низких ступенях культуры,у самых примитивных народов (см. Анимизм).Происхождение этого верования м. б.

сведено, в конце концов, к самочувствию, к признанию своего «Я», своей индивидуальности,более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом.

Это «Я», это нечто духовное, или, в более примитивном представлении, движущее начало, «сила», находящаяся в нас — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о «Д.» (Энц. словарь Брокгауза и Эфрона, 1893, Т. 11, С. 277).

2. Д. до середины XIX в. была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С нач. развития экспериментальной психологии Д. оставалась лишь номинальным предметом научной психологии,стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика.

Психология пожертвовала Д. ради объективности своей субъективной науки. Психологи не отрицают существования Д., но воздерживаются от ее изучения, стараются избегать щекотливых вопросов о ее природе, передают Д. и дух по ведомству философии, религии и искусства. Утрата Д. для психологии не безобидна.

Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни.

В поисках целостности психологи перебирают различные методологические принципы, порой нелепые (вроде принципов детерминизма или системности), ищут и перебирают различные единицы анализа, «клеточки», из которых выводимо все богатство психической жизни.

В роли таких единиц выступали и выступают ассоциация, реакция, рефлекс, гештальт, операция, значение,переживание, установка, отношение, акт отражения, акция, действие и т. п. Безрезультатность подобных поисков заставляет психологов возвращаться к Д., размышлять о ее возможных функциях и возможной онтологии. Они вольно или невольно следуют рекомендации М. Фуко: К главкому идешь пятясь…

Многое в философских и психологических размышлениях о Д. сохранилось от мифологии (см. пункт 1). Аристотель рассматривал Д. как причину и нач. живого тела, признавал Д. сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), т. о. Д.

есть завершение такого тела. Значит, по Аристотелю, Д. есть сила. Важнейшая ее функция состоит в предвидении: «[Душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным» (О душе. — М., 1937. — С. 42). Д.

ищет и ориентируется на будущее, которого еще нет, и сама набрасывает контуры будущих событий. Но она же, согласно И. Канту,воспринимает внутренние состояния субъекта, т. е. воспринимает и оценивает настоящее, без чего невозможен поиск и не нужно будущее. Значит, Д.

как минимум жилица 2 миров: настоящего и будущего, обладающая к тому же формообразующей силой или энергией. Об этом же говорит Платон,миротворческая фантазия которого породила замечательный образ Д.

Он уподобил ее соединенной силе окрыленной пары коней и возничего: добрый конь — волевой порыв, дурной конь — аффект (страсть). Возничий — разум, который берет что-то от доброго и что-то от дурного коня.

В большинстве смыслообразов Д. присутствуют с небольшими вариациями все перечисленные атрибуты Д.: познание, чувство и воля. У Августина главными способностями Д. выступают память, разум и воля. Если к.-л. из атрибутов отсутствует, Д. оказывается ущербной. Напр., Л. Н.

Толстой писал, что полководцы лишены самых лучших человеческих качеств: любви, поэзии, нежности, философского сомнения. Наличие всех атрибутов Д. (разума, чувства, воли, добавим: и память) не гарантируют ее богатства. Глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство м. б.

отравлены гордыней, завистью,которые опустошают Д., убивают дух. М. б. платоновской соединенной силе не хватает крыльев?! Подобное объяснение красиво. И хотя его трудно принять в качестве определения, из него следует, что Д. нельзя свести к познанию, чувству и воле. Д.

— это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно полноценное развитие их самих.

Признание реальности Д. неминуемо влечет за собой вопрос о ее онтологии. Аристоксен (ученик Аристотеля) утверждал, что Д. есть не что иное, как напряженность, ритмическая настроенность телесных вибраций. В этом же духе рассуждал Плотин.

Отвечая на вопрос, почему красота живого лица ослепительна, а на мертвом лице остается лишь след ее, он писал, что в нем нет еще того, что притягивает взгляд: красоты с грацией. А.

Бергсон по этому поводу замечает: «Не зря называют одним словом очарование, которое проявляется в движении, и акт великодушия, свойственный Божественной добродетели, — оба смысла слова «grace» составляли одно».

Близкие мысли высказывали естествоиспытатели. А. Ф. Самойлов, оценивая научные заслуги И. М. Сеченова,говорил: «Наш известный ботаник К. А. Тимирязев, анализируя соотношение и значение различных частей растения, воскликнул: «лист — это есть растение».

Мне кажется, что мы с таким же правом могли бы сказать: «мышца — это есть животное». Мышца сделала животное животным… человека человеком». Продолжая этот ход рассуждений, можно спросить, что есть Д.? Телесный организм занят. М. б. это есть грация или, в терминах Н. А.

Бернштейна, живое движение? Именно на конечных участках действия Ч. Шеррингтон локализовал ее атрибуты (память и предвидение). К этому следует добавить утверждение Р. Декарта о том, что действие и страсть — одно. А. А. Ухтомский придал подобным размышлениям вполне определенную форму.

Поставив перед собой цель познания анатомии человеческого духа (Н. В. Гоголь назвал бы его «душевным анатомиком»), Ухтомский ввел понятие функционального органа индивида. Такой орган есть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Он подобен вихревому движению Декарта.

(Еще раз вспомним соединенную силу в метафоре Платона.) Такими органами являются: движение, действие, образ мира, воспоминание,творческий разум, состояния человека, даже личность.В своей совокупности они и составляют духовный организм.

По мысли Ухтомского, эти органы, сформировавшись, существуют виртуально и наблюдаемы лишь в исполнении, т. е. в действии, в поступке, в эмпирическом действительном бытии. Здесь нет противоречия; так, остановку можно рассматривать как накопленное движение. Таков, напр.

, образ, представляющий собой эйдетическую энергию, накопленную по ходу его формирования. Такая энергия при санкции Д. и смелости духа воплощается в действие, в произведение.По сути дела Ухтомский пришел к выводу об энергийной проекции духовного организма (сочетание сил), в котором имеется место Д.

Было бы преждевременно и опрометчиво идентифицировать функциональные органы, которым нет числа, с Д., но нельзя не заметить, что они соприродны Д., поэтому она и может «распоряжаться» ими. Фихте говорил, что человек строит новые органы и функции Д. и сознанием намеченные, др.

словами, Д. выполняет формообразующую функцию, о которой говорилось выше. Она и сама есть «форма форм». Бывает, что Д. и сознание намечают к созданию органы себе на погибель: «Душу сражает, как громом, проклятие: / Творческий разум осилил убил» (А.

Блок).

Принятие положения об энергийной природе Д. облегчает обсуждение вопросов о ее местоположении и функциях. В частности, становится понятным положение Гегеля: «Д. есть нечто всепроникающее,а не что-то существующее только в отдельном индивиде». Д. может находиться между людьми. Возможно даже единение душ. Д.

— это дар моего духа другим (М. М. Бахтин).Именно в этом смысле Д. не может погибнуть, она переходит к другому. Конечно, если этот дар будет принят в себя другим, а если последний обладает благодарной памятью, Д. сохраняет авторство дарителя. Когда-то в рус. языке «духовная память» была эквивалентна «завещанию».

Д. — удивительный дар, который от дарения не скудеет, прирастает: чем больше даришь, тем больше остается дарителю. Положение о том, что Д. есть дар духа, не противоречит гегелевскому определению духа: дух есть система движений, в которой он различает себя в моментах и при этом остается свободным. Значит, Д.

соприродна не только функциональным органам, но и духу.

Еще одно: «место Д. там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают друг в друга. Оно в каждой точке проникновения» (Новалис). На языке В. Ф. Гумбольдта и Г. Г.

Шпета это место между внешней и внутренней формами, в точках их взаимодействия и взаимопроникновения. Обе формы связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне. Находясь между ними или объемля их, Д.

, скажем мягко, координирует их взаимодействие. Возможно, Д. ощущает (сознает) неравенство внешней и внутренней форм и тем самым выступает источником идей, чувств, действий, в конце концов, источником и движущей силой развития. Сильная Д. трансформирует отрицат.

Читайте также:  Авторитет - психология

энергию, порождаемую «избытком недостатка», в энергию положительную, в энергию созидания и достижений.

Элиот сказал: то, что впереди нас, и то, что позади нас, ничто по сравнению с тем, что внутри нас. В каждом человеке имеются археологические, или архетипические, пласты, виртуальные формы поведения, деятельности, знаний, опыта, нераскрытых способностей.

Все они труднодоступны не только постороннему наблюдателю, но и их носителю. Бывает, что все это богатство, как вода, сковано льдом. «Д. расковывает недра» (О. Мандельштам) и т. о. позволяет им обнаруживать и реализовывать себя. Бодрствующая Д.

всегда находится на грани, на пороге преобразований.

Итак, существует как минимум 3 пространства «между», или 3 границы, где располагается Д.: между людьми, внешней и внутренней формами самого человека, между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали. Идея пограничья Д. заслуживает самого пристального внимания.

Бахтин писал, что культура не имеет собственной, замкнутой в себе территории: она вся расположена на границах. Каждый культурный акт существенно живет на границах: отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым и умирает. Так же обстоит дело с Д. Замкнувшись исключительно на себе или в себе, она деградирует.

Пограничье Д. не противоречит тому, что она может проявлять себя вовне.Шпет писал: «Вообще, не потому ли философам и психологам не удавалось найти «седалище Д.», что его искали внутри,тогда как вся она, Д., вовне, мягким, нежным покровом облекает «нас».

Но зато и удары, которые наносятся ей, — морщины и шрамы на внешнем нашем лике. Вся Д. есть внешность. Человек живет, пока у него есть внешность. И личность есть внешность. Проблема бессмертия Д. была бы разрешена, если бы была решена проблема бессмертного овнешнения» (Соч. — М., 1989.

— С. 363-365).

Д. м. б. также высокой и низкой, большой и малой, широкой и узкой, даже тесной. Поэты говорят, что Д. имеет свои пределы: пределы Д., пределы тоски.Значит, при всем своем пограничье, Д. имеет и свое пространство, но пространство совершенно особое. Пространство Д.

, ее чертоги не описываются метрическими и даже топологическими категориями, хотя свою топологию Д. имеет. Топология Д. не единственная, а множественная, топология не сциентистская, а гуманитарная, предполагающая взаимную, определяемую смыслом обратимость пространства и времени.

Пространство и время Д. — это предмет размышлений об увлекательной и бесконечной области хронотопии (см. Хронотоп)сознательной и бессознательной жизни человека. Поиски онтологии Д. должны быть продолжены. Д. не только намечает к созданию новые функциональные органы, но санкционирует, координирует и интегрирует их работу.

Одновременно с этим она сама раскрывается все полнее и полнее. Возможно, в этой работе Д. таится искомая учеными и художниками целостность человека, являющаяся камнем преткновения для психологии, давно мечтающей собрать воедино уже детально изученные изолированные психические функции и ищущей законы их взаимодействия. (В. П. Зинченко.

)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Источник: http://slovar.world-psychology.ru/dusha/

Психология телесности. Душа, тело, плоть

Психология — наука разнополярная, как и весь окружающий нас мир. Во всем его многообразии всегда можно выделить склонности к противоположностям. Есть те, кто работает, а есть те кто говорит что работает.

Одни занимаются классической болтологией, несущей минимальный вклад в знание как таковое, другие же говоря гипотезами столь углубленными, что порой невозможно найти ключ к пониманию или для его создания нужны года.

Для начала ознакомьтесь с первой частью введения в телесную психологию. Вам необходимо понять основное различие психологии телесности и трансперсональной парапсихологии.

Если и далее продолжать то попустительство и вакханалию которая творится на наших глазах, то в будущем без смеха будет трудно говорить о психологии как о науке. Все терапии и тренинги направленные на «лечение» души это, грубо говоря, обман или плацебо-практики.

Лечение требуется лишь телу, которое деформируется подобно хрусталику глаза со временем, искривляя информацию.

Во первых в психологии телесности душа рассматривается как структура, как реально существующая часть человека, а не гипотеза.

Удивительно, что до сих пор продолжаются споры о ее существовании, и всем философам размышляющим в материалистическом ключе с видением бездушного тела как механизма, можно только посочувствовать.

Во вторых тело человека отдельная структура, которая подконтрольна душе. В третьих изучается центр соприкосновения души и тела — плоть, по Сартру это прослойка между душой и телом.

Д-р психологии Зинченко В.П. приводит сравнение существования души и тела с образом качелей, что конечно интересно и красиво звучит, но не является истиной.

Душа это структура управляющая телом и каждый человек способен подавить любой телесный инстинкт, что говоря образами скорее похоже на стрелку часов (однонаправленное движение, тело не может воздействовать на душу, но она может бездействовать).

На протяжении всей жизни душа управляет телом — тикают уходящие часы и крутится стрелка управления телом.

С первой секунды жизни, еще в утробе матери, человек начинает движение. Ваше воображение в данный момент может преобразовать это движение в прямую линию (от рождения к смерти), но это движение во всех пространствах одновременно, это увеличение.

Мы поглощаем реальность, преобразуя ее в нас на столько, на сколько это позволяет наш жизненный потенциал. Это область большая, чем традиционно принятая в общей психологии и именуемая мышлением и коэффициентом мышления, который является лишь преобразующим аппаратом, в отличие от жизненного потенциала души.

Тут и возникает проблема однонаправленного движения, образуются рамки в которые загоняется бытие души. Рамки тела, не может воздействовать, будет блокировать. То есть в обыденном понимании душа управляющая телом способна контактировать с объективностью лишь через тело.

Но это не совсем так и опыты Салпатека о движении глаз младенца тому доказательство. Душа человека способна напрямую взаимодействовать с душой другого, что пытался объяснить Мюллер в концепции специфической энергии органов чувств — человек передает энергию.

Когда мы смотрим на что-либо мы отдаем энергию получая преобразование от мышления, когда же мы соприкасаемся взглядом с другим человеком образуется взаимный обмен энергией. Притяжение образуемое при зрительном контакте, нечто родственное с андрогенией описанной в диалоге Платона «Пир».

В рамках телесной психологии психика является областью тела, а душа это вся совокупность энергии, всеобъемлящий нервный импульс наполняющий тело и психику в частности. Мышление, память, воображение, воля, эмоции и прочие механизмы психики ничто иное как механизмы тела.

Излюбленная мыслителями тема бессмертия души, гипотетически может быть доказана телесной психологией, практически это невозможно. Распадаясь тело высвобождает душу (энергию), которая изначально была частью вселенной, она возвращается на свое первостепенное место.

Смерть относительна, изменяется лишь форма существования. Прозаически выражаясь, душа — вырванный из вселенной элемент помещенный в тело. Помещает душу в тело связь ДНК матери и отца (слияние энергий), кстати шанс рождения именно вас, а не вашего брата или сестры 1025.

В данном случае психология телесности способна объяснить современную трудность зачатия, так как превалирующее большинство стремится не отдавать, а получать удовольствие от процесса, что является областью тела, а не души.

Вся проблема в неумении управлять своим телом, а изначально попросту в нежелании прикладывать усилия.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-telesnosti-dusha-telo-plot.html

Мышцы — зеркало души, или Как тело отражает наши переживания?

«замирание» дыхания, сопровождающее чувство страха, тревогу и пр.;
вздох облегчения»;
чувство облегчения с ощущением, что «камень с плеч свалился»;
«мурашки по телу»;
чувство гнева и ярости, сопровождающееся поднятием плеч, набычиванием верхней части спины «шерсть встает дыбом», сжиманием кулаков и все теми же изменениями дыхания.

Список можно продолжать до бесконечности, и большинство из нас сможет привести массу примеров, подтверждающих взаимосвязь между нашей эмоциональной жизнью и соматическими реакциями. Можно утверждать, что все наши эмоциональные реакции отражаются в теле.

На самом деле, их в принципе невозможно разделить — как невозможно разделить единый живой организм на душу и тело.

К сожалению, у большинства «цивилизованных» людей чувство тела заглушено самим образом жизни — и, соответственно, затруднено осознание собственных телесных ощущений.

Что происходит в нашем организме при переживании какого-либо сильного чувства? Эмоциональные переживания отражаются в напряжениях мышц и изменениях дыхания (его задержка или, наоборот, углубление).

Эти процессы абсолютно естественны и физиологичны до тех пор, пока эмоции протекают свободно. Чувство приходит и уходит, и вместе с эмоцией уходит сопровождающее его мышечное напряжение. Но это в норме, от которой все мы далеки.

Что же происходит, если естественное протекание эмоций тем или иным образом блокируется?

Например, когда обстоятельства не позволяют нам проявить то или иное чувство — скажем, гнев? Подобное сильное чувство, естественно, сопровождается мощным выплеском энергии, взрывом ярости и пр., совершенно нормальным желанием броситься на обидчика. Но — нельзя. И мы вынужденно сдерживаем ярость, борясь с импульсом к атаке.

Что же происходит в теле? Мы успокаиваем или сдерживаем дыхание (вспомним образ быка, раздувающего ноздри — примерно то же происходит и с человеком: с усилением дыхания мы набираем энергию); загривок набычивается, руки сжимаются в кулаки (происходит гашение посылаемого к рукам агрессивного импульса); все тело «собирается» и даже сжимается. Все эти действия служат одному: погасить, сдержать агрессию (которая никуда не девается, а просто не выпускается вовне).

Аналогичным образом контролируются и иные чувства — например, плач (сдерживание дыхания, напряжение мышц лица и горла). Соответственно, вместе с плачем подавляются (но не исчезают!) и вызвавшие его чувства — например, страх.

Если ситуация повторяется раз за разом, мышечные напряжения постепенно накапливаются, становясь привычными. И если вначале мы вполне можем ощущать сопутствующие переживаниям телесные процессы, то постепенно хроническое напряжение (да и само чувство) перестает осознаваться. Тело все так же ощущает происходящее, но до сознания эти ощущения — и эмоциональные, и соматические — не допускаются.

А ведь мышечные блоки не столь безобидны! Все мы слышали о психосоматических заболеваниях, но не всегда представляем себе механизм их возникновения.

А что такое мышечный блок? Помимо прочих «прелестей», это зона, в которой нарушается кровообращение.

Некоторые блоки препятствуют нормальному дыханию, другие нарушают осанку, способствуют нефизиологичной походке (которая, в свою очередь, перегружает суставы ног и позвоночник).

Хронические мышечные напряжения, естественно, препятствуют свободным движениям. Собственно, наличие подобных напряжений ярко проявляется при обучении новым для данного человека более или менее сложным двигательным навыкам.

Как хронические мышечные напряжения (блоки) ограничивают телесную подвижность, так соответствующие им блоки психологические ограничивают проявления естественных чувств.

Но есть и оборотная сторона. Если эмоции прямо отражаются в теле, то существует и обратная связь — воздействуя на мышцы, на мышечные напряжения, можно влиять на эмоциональное состояние.

Это может использоваться, в том числе, и в повседневной жизни, снижая повышенную эмоциональную напряженность (например, при высокой тревожности) через уменьшение мышечного напряжения. Таким же образом возможно повысить стресcоустойчивость организма.

Не имея возможности избежать действия стрессогенного фактора, можно ослабить его воздействие либо скорректировать последствия — и физические, и психологические так же через работу на физическом уровне (прежде всего, отслеживая и контролируя дыхание и мышечные напряжения).

В телесно-ориентированной психотерапии, например, через ослабление мышечного блока в той или иной части тела способствуют высвобождению подавленных (блокированных) при помощи мышечного напряжения чувств.

Ведь, как мы говорили, «запрещенные к выражению» чувства, будучи подавленными, не исчезают, а лишь перестают осознаваться.

А следовательно, чувства эти продолжают действовать, исподволь влияя на наши чувства и реакции и временами прорываясь наружу.

Таким образом, контроль над чувствами при помощи их подавления на самом деле иллюзорен. С его помощью мы попросту удаляем тот или иной фактор из осознания — но менее активным он от этого не становится.

С другой стороны, по расположению мышечных блоков можно достаточно уверенно судить о том, какие чувства блокированы. А отсюда — прямой путь к анализу структуры характера через анализ телесной структуры.

Очень примерно соотношение между психикой и телом можно представить как соотношение содержания и формы.

То есть в общем можно сказать, что «мягким», округлым формам пикника соответствует пластичность двигательная, поведенческая и эмоциональная; угловатости, «сухости» астеника соответствует сдержанность, «угловатость» в движениях, меньшая эмоциональная выразительность и спонтанность; «жесткость» и «мощь» форм атлетика, производящих впечатление силы, соотносится с активностью и в то же время негибкостью (эмоциональной, поведенческой, двигательной).

Соответственно, физическое движение будет иметь те же особенности, что и поведение человека в целом. Если характер определить как устойчивую форму выражения отношений с миром, то проявления характера аналогичны во взаимодействии с разными сторонами действительности.

Можно сказать, что в движении (как одной из форм поведения) отражается личность в целом. Но, как обычно, есть и обратная связь. И двигательные практики дают возможность целенаправленно формировать (воспитывать) личностные качества.

Например, у практикующих различные направления боевых искусств со временем становятся заметны характерные личностные особенности, непосредственно связанные с культивируемыми в данном направлении качествами, манерой движения и взаимодействия.

Так, если акцент делается на «жесткости», это предполагает и выработку соответствующих психологических качеств, естественно переносимых в повседневную жизнь. То же относится к развитию спонтанности и других выходящих на первый план качеств.

Прямая взаимосвязь телесного и психического наглядно демонстрируется с помощью одного из упражнений: попросить принять «максимально энергичную» позу, вызывая приток ощущений бодрости, силы и благополучия.

Читайте также:  Эготизм - психология

Затем наоборот, сгорбиться, повесив голову и опустив руки либо обхватив ими себя, сжавшись и закрывшись от мира — некоторое время пребывания в подобных характерных для того или иного эмоционального состояния позах вызывает достаточно соответствующее, достаточно четкое изменение эмоционального состояния.

Попробуйте «по жизни» отслеживать связь различных эмоциональных состояний и сопутствующих им телесных реакций — прежде всего, позу, осанку, изменения дыхания, напряжения мышц. А понимая взаимозависимость, мы можем, корректируя телесные факторы, влиять и на эмоциональное состояние.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/47137/

Психология тела

Николай Куренков 
Что такое психология тела?
Наше тело — это не просто набор органов, а наиважнейшая составляющая человеческого организма, без которой невозможны не только физиологические акты, но и психическая саморегуляция.

Тело и психика связаны друг с другом, как сиамские близнецы – любое изменение во внутреннем мире человека обязательно отразиться на его телесной составляющей. Очень жаль, что мы этого так часто не замечаем…

Соматизация: механизм подавления.

Как ведёт себя наш организм, когда, например, в наш палец попадает заноза? Боль и защитная реакция в виде отдёргивания руки знакомы каждому, но что происходит дальше между нашим организмом и занозой? Организм стремиться локализовать и обособить любое инородное тело, и заноза в данном случае — не исключение.

Вокруг занозы формируется очаг воспаления, и образовавшийся абсцесс отделяет занозу от организма. Это важный механизм защиты, спасающий организм от разлитого воспалительного процесса и общего заражения крови.

Удивительно то, что процесс «обособления опасного агента», запускается в нашем организме в ответ не только на физические, но и на психические раздражители. Для этого существует уникальный механизм, который не смог бы существовать без нашего тела, под названием – СОМАТИЗАЦИЯ. С греческого слово «СÒMA» переводится как «плоть», «тело».

Под «соматизацией» подразумевается процесс подавления психоэмоционального возбуждения путём трансформации последнего в мышечное напряжение. Процесс соматизации эмоций напрягает тело, но спасает нашу душу от перегрузок.

 Соматизация эмоций — естественный защитный механизм, с помощью которого организм «амортизирует» стрессовые факторы, повышая тем самым свои адаптивные свойства.

Однако, если напряжение хроническое, то соматизация становится причиной психосоматических заболеваний и часто маскирует реальные невротические симптомы, таким образом, затрудняя для врача диагностику заболевания.

 Во время соматизации эмоций сосуды, проходящие в месте мышечного зажима (блока) частично пережимаются возникшим напряжением. Особенно это касается мелких сосудов (капилляров, vasa vasorum) у которых мышечная стенка не развита. Таким образом, в области хронического напряжения ухудшается кровообращение – питательные вещества и кислород с трудом достигают органов-мишеней в данной (заблокированной) области. Это со временем приводит к застойным явлениям, ослаблению функции органов и систем организма. Привожу несколько примеров.

Обида душит…

«Мама, у меня горлышко болит» — многие родители не раз слышали подобную фразу, в панике вспоминая, где же могло простудить горло их чадо, ведь на дворе жаркое лето. Холодную воду не пил, мороженое не ел, в холодной воде не купался. И ведь самое ужасное то, что боль в горле стала жалобой всесезонной — месяца не проходит, как снова температура, боль, гнойные пробки в миндалинах… А корень зла этой проблемы совсем не в переохлаждении организма ребёнка. Скорее всего, ваш малыш очень обидчив или регулярно испытывает чувство вины. Дело в том, что эти эмоциональные проявления соматизируются (подавляются) в области шеи – ведь не даром в народе говорят — «обида душит». И «душит» она не только детей, но и взрослых – лишь бы человек был тонкоустроенный, ранимый… Типичная патогенная цепочка выглядит так: кто-то поступил с вами несправедливо – обидел словом или делом. Вы, как всегда, ничего не сказали в ответ, сдерживая слёзы, хотя в своём воображении ещё долго прокручивали сюжет возможного восстановления справедливости. Невыраженные эмоции «осели» комом в горле вызывая дискомфорт и першение, а по прошествии нескольких часов – боль во время сглатывания слюны или пищи. Регулярно пребывая в состоянии обиды и вины, мы создаём идеальные условия для заболевания щитовидной железы, так как в области соматизации, как я уже описывал выше, ухудшается кровообращение. Дисфункция самой щитовидной железы в дальнейшем приведёт к серьёзным сбоям в обмене веществ во всём организме.Как, наверное, вы уже поняли, от места соматизации эмоциональных проявлений зависит локализация психосоматического заболевания. Следует помнить, что обида обиде – рознь, и поэтому соматизация может проявляться не только в области шеи. Женские обиды и претензии к мужчинам, чаще всего, приводят к соматизации, общим результатом которой становятся фибромиомы и кистозные образования матки.

Я не «перевариваю» тебя…

Часто можно услышать выражение — «я его не перевариваю». Этот «психологический каннибализм» лишний раз подчёркивает тесную связь тела и души. Когда вы не можете принять какую-либо ситуацию, то вас может «тошнить» от неё в прямом или переносном смысле этого слова.

Поэтому в жизни мы иногда можем увидеть, как тошнит человека, который был свидетелем какого-либо ужасного убийства.Каждый слышал, что есть заболевание – язва желудка, но не все осознают, что язвительность, как черта характера, напрямую связанна с данным заболеванием. Чем чаще мы раздражены какой-то ситуацией, тем сильнее «раздражается» наш желудок.

Не в этом ли главная причина «студенческого» гастрита?

От любви до ненависти…

Подумать страшно, сколько любовных историй наложили свой отпечаток на наше сердце. Именно между любимыми людьми во время ссор возникает наиболее разрушительный эмоциональный накал. Недаром говорят, что «от любви до ненависти — один шаг».

Ведь от последствий любви лечить приходится не только венерологам, но и кардиологам, а иногда и психиатрам…  Негативные эмоции, как «кол в груди», «оседают» на коронарных сосудах сердца, вызывая дистрофические и ишемические изменения.

СтрессоНЕустойчивость…

Замечали ли вы, что на одну и ту же стрессовую ситуацию люди реагируют по-разному, в зависимости от степени удовлетворённости и расслабленности? Что происходит с нашим телом, когда количество проблем становится невыносимым? Кризис происходит в тот момент, когда при стрессовой нагрузке количество сомы, способной участвовать в «связывании» психоэмоционального возбуждения, резко сокращается. С этого момента стрессоустойчивость нашего организма значительно снижается и ,чтобы вывести человека из себя, нужно минимум усилий. Любая мелочь будет вызывать взрыв отрицательных эмоций, даже совсем безобидные ситуации нас просто бесят, эмоции переполняют и стремятся вырваться наружу. В такой кризисной ситуации даже фармакологические препараты становятся неэффективными, не говоря уже о рациональной психотерапии. А если мы максимально расслабленны, то нас, на удивление, не цепляют даже сильные раздражители. То, что регулярно «выводило из себя» напряженного человека, в расслабленном состоянии воспринимается не так остро. Из этого можно сделать один из важнейших выводов: чем сильнее наша способность расслабляться, тем выше наша стрессоустойчивость.

Психологические проблемы не всегда прячутся от наших глаз, иногда они заявляют о себе во всеуслышание, проявляясь во внешности человека в виде изменения осанки, походки, мимики, жестов, голоса. Психологи называют это МОРФОЛОГИЗАЦИЕЙ проблем. Тело отзеркаливает проблемы внутреннего мира, с надеждой, что мы это заметим. Однако, не все понимают язык Тела.

Оценка того, как человек выглядит, двигается, какая у него походка, осанка, манера сидеть и стоять часто даёт специалисту больше информации, чем разговор с ним. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от переживаний, формирует «мышечный панцирь», по «конфигурации» которого можно догадываться не только о характере человека, но и об его актуальных проблемах.

Например, пережив горе или испытав запредельный страх, волосы человека могут поседеть в течение нескольких десятков часов. Это типичный вариант морфологизации переживаний: под влиянием стресса, мышцы волосяных луковиц сокращаются, сдавливая капилляры, ухудшая таким образом питание волос, что часто приводит к их потускнению, исчезновению пигмента, а иногда и выпадению.

Наиболее сильно заметны явления морфологизации психологических проблем на нашей осанке.ВСЕ ДОЛГИ «СИДЯТ» НА ШЕЕВы находились когда-нибудь в помещении с очень низкими потолками? Если да, то вы могли реально на себе испытать, что низкие потолки могут субъективно «давить» на психику, вызывая чувство подавленности, депрессии.

Некоторые люди очень чувствительны к подобным воздействиям и это касается не только низких потолков, но и любого «давления сверху» — авторитетов, начальства.

«Каждый сверчок, знай свой шесток», «не высовывайся» – блокировка творческого потенциала в виде, например, ограничения карьерного роста, приводит к тому, что человек начинает постоянно втягивать голову в плечи, пригибаться…Любой массажист вам скажет, как часто встречаются люди с напряжением в шейно-воротниковой зоне.

И проблема не в том, что мы регулярно поднимаем этой шеей тяжёлые штанги, а в том, что обремененная «тяжёлыми» мыслями голова, через шею пытается навязать телу свои «долги». Чем сильнее выражено «долженствование» в характере человека, тем сильнее напряжение шеи и спины.

Взваленная «на плечи» непосильная проблема, которая длительное время не решается, будет восприниматься организмом как реальный груз и проявится в виде сутулости, понурости осанки. Неважно, материальный ли это долг или на шею «сел и ноги свесил» неоправданный иждивенец. Психологический груз, со временем, повлияет на ваше настроение и здоровье…

ПОЧЕРК СУДЬБЫ НА ВАШЕМ ЛИЦЕЗамечали ли вы, что многие люди носят «печать» своего отношения к миру на своём лице? Страх обнаружить свои переживания, опасаясь быть осмеянным, заставляет многих из нас надеть «мимическую маску». Попробуйте спрятать свою улыбку, когда вам реально очень смешно. Вы думаете, получится? Вряд ли.

Подавленная улыбка легко превращается в свою перекошенную родственницу – ухмылку. А, если подобная реакция повторяется тысячи раз в нашей жизни, то ухмылка становится привычной, неконтролируемой.На лице появляются устойчивые мышечные зажимы: сжатые челюсти, сведенные брови, опущенные углы рта.

Например, «горькая» складка между бровями, особенно в сочетании с крепко сжатыми губами, может говорить о том, что человек длительно страдает от какого-то хронического болевого синдрома. Повторяющиеся изо дня в день мимические реакции, спрятанные переживания оставляют на лице всем известные следы – морщины.

Анализируя «мимическую маску», мы можем «прочитать» общее отношение человека к миру, подобно графологу, читающему характер по почерку. Например, приглядитесь к морщинкам вокруг глаз, которые в народе часто называют «гусиные лапки».

Куда направлена самая выраженная морщинка «гусиных лапок»? Если вверх, то общий эмоциональный фон такого человека, в большинстве ситуаций — положительный. Если вниз, то, скорее всего, отношение к жизни такого человека будет более пессимистичным, а направленные вниз уголки губ будут усиливать эту картину.

За иннервацию мышц лица отвечает достаточно большая часть нашего мозга, а значит, пока мимические мышцы хронически напряжены – наш мозг не расслабится. Естественная, расслабленная мимика, делает вас не только привлекательными для окружающих, но и стрессоустойчивыми.

 КЛАДЕЗЬ ЗАЖИМОВ — НОГИОбращали ли вы внимание, как меняется ваша походка при гололёде? Страх поскользнуться и упасть заставляет нас избыточно напрягать ноги. Когда мы идём по нескользкой поверхности, наша стопа работает естественно, перенося вес тела с пятки на носок.

Всё меняется, когда мы идём по ненадёжной поверхности – стопа ставится всей поверхностью подошвы и, поэтому, икроножная мышца напрягается и устаёт.А теперь вопрос: что можно сказать про человека, который даже во время ходьбы по нескользкой поверхности, ставит стопу так, будто идёт по льду? Правильно! Есть некая хроническая психологическая неуверенность.

Человек потерял «надёжную опору», на которую доселе успешно опирался, и теперь подсознательно испытывает страх.Некоторые молодые мужчины свою неуверенность стремятся компенсировать неосознанно «закачивая» ноги в ближайшем зале атлетической гимнастики. Только вот напряжённые ноги ещё хуже начинают чувствовать «землю».

В старости, потеряв уверенность и «надёжную опору» в жизни, бабушки и дедушки обзаводятся «третьей ногой» — тросточкой.Напряжение требует разрядки, а последнюю мы часто позволить себе не можем, так как считаем себя людьми культурными, стоящими выше недостойного рукоприкладства и тем более «ногоприкладства».

А так иногда хочется дать кое-кому «пинка под зад», чтобы «глаза его больше не видели».

Состояние затяжного «пенальти» во внутрисемейных отношениях далеко не редкость — «выпнуть» из дома иждивенца (алкаша, альфонса), предел мечтаний многих женщин… Попробуйте лечь на спину и согнуть одну ногу в колене – удаётся ли вам без боли опустить колено согнутой ноги на пол? Дело в том, что «невыданные» пинки «сковывают» переднюю поверхность бедра, что обязательно отразится на подвижности в данном упражнении. ПОДСКАЗКА ТЕЛА – ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮУвы, вышеописанные паттерны не всегда на 100% будут соответствовать определенной, конкретной проблеме. У каждого человека свои особенности восприятия. Соответственно, индивидуальна «мозаика» мышечных напряжений, а значит, интерпретировать позы, жесты и мимику корректно можно только в каждом конкретном случае.  Некоторые, доморощенные «психологи» грешат тем, что интерпретируют скрещенные на груди руки своего собеседника только как жест недоверия к актуальной информации, закрытости. Это не совсем так. Человек действительно может бессознательно закрываться, однако вовсе не от вас, а от какой-то своей проблемы, которая совсем не связана с актуальным разговором. А может вашему визави сейчас просто холодно и, скрестив руки на груди, он, таким образом, «согревает сам себя».

Не раз убеждался, что интерпретация невербальных сигналов своего собеседника дело тонкое и делать серьёзные выводы на основании информации вчера прочитанной книжки по «трактовке жестов» нереально. Ведь кокетливо приоткрытый рот вашего собеседника может быть всего лишь признаком аденоидов или гайморита. Помните, что подсказка тела – это информация к размышлению, а не истина в последней инстанции.

подробнее на сайте Николая Куренкова

Источник: http://ssrrschool42.ucoz.ru/load/psikhologija_dlja_vsekh/psikhologija_tela/5-1-0-32

Ссылка на основную публикацию