Как мы создаем себе потребности — психология

Осознание своих потребностей через общение

Андрей РусанЯ обычный человек, который пытается жить интересной и наполненной жизнью. Занимаюсь бизнесом, люблю семью, увлекаюсь психологией, люблю писать. Хочу поделиться своим опытом саморазвития, надеюсь кому-то будет полезно.

  • facebook.com/andrey.

    rusan

  • Что делает человек, который хочет «найти себя», понять свои потребности и желания, осознать свое предназначение? Чаще всего ему советуют «прислушаться к себе», говорят: «все ответы — внутри».

    Но вы попробуйте в такой ситуации заглянуть в себя — много вы там разглядите?

    Отсутствие точных целей и желаний озадачивает. Конечно, мы всегда можем оправдать себя и подменить собственные цели чужими. Например, согласиться с принятыми в обществе стандартами: семья, машина, квартира, отдых и т. д.

    Понять свои истинные потребности достаточно сложно. Все мы с детства получили «правильные», разумные цели, и послушно их реализуем. Это нормально.

    Но многие (и я в том числе) постоянно ощущают какой-то дискомфорт, никак не могут вписаться в стройную и логичную картину мира.

    Источник фото: Flickr.com

    Если бы понять себя было просто, не было бы такого ажиотажа вокруг — огромного количества тренингов, семинаров, книг на тему самоопределения.

    Но можно начать с простого. Чтобы продвинуться в понимании своих настоящих целей, нужно научиться распознавать свои базовые потребности, которые идут из подсознания и не всегда нами осознаются. Как это сделать? Попытаюсь объяснить.

    Для меня это стало настоящим открытием.

    Мы ежедневно проявляем свои потребности, но даже не замечаем, как.

    Каждый день мы общаемся с людьми, кому-то звоним, что-то пишем в мессенджерах, постим на своих страницах в соцсетях, размещаем фото в Инстаграме.

    Большое количество таких посланий содержат в себе наши нереализованные потребности. И чем более зажат, закрыт, не уверен в себе человек, тем больше его «я нуждаюсь» выходят наружу через зашифрованное общение.

    Я начал отслеживать свои слова как в устной речи, так и в письменной форме, и стал задавать себе вопрос — вот я хочу написать очередное сообщение или что-то сказать, а что за этим стоит? Зачем я это пишу или говорю? Вроде бы все просто, но нужно быть честным перед собой и увидеть потребность в своих посланиях.

    Например, обычное «привет» отправленное в чат Вайбера, может быть потребностью в том, чтобы меня заметили. Или, я могу спрятать просьбу о поддержке в послание «Плохая погода» или «Надоела эта работа».

    Еще можно намекнуть другим о гордости за свои успехи, преуменьшив и обесценив их, например: «Я купил новую квартиру! Правда, она далеко от метро и район не очень…» — чтобы не было стыдно или неудобно перед друзьями, которые не могут позволить себе такие покупки.

    Тут начинают прорисовываться потребности, которые нам нужны ежедневно, но их понимание блокируют «социальные» цели.

    То есть, если я часто пишу в чаты, форумы, соцсети, возможно, мне не хватает признания или я чувствую себя одиноким, брошенным.

    Я тревожусь о том, как бы без меня ни прошла какая-то интересная ситуация (жизнь), и маякую своим «привет» в отчаянном призыве — «заметьте меня, я важен, я здесь, поговорите со мной, уделите мне внимание».

    Или иногда я жалуюсь на усталость, или на то, что у меня что-то не получается — а по факту я молю о поддержке: побудьте со мной, поддержите, успокойте, расскажите, что и у вас бывают сложные времена. Мне не нужна констатации факта, что «да, погода дрянь», или банальное «тебе нужно отдохнуть», или совет, как правильно поступать.

    Я нуждаюсь в более глубоком общении и эмпатии (сопереживании). Люди часто выкидывают быстрые советы, или банальные фразы, не потому, что они тупые, просто им сложно находиться рядом в ситуации, когда кому-то плохо. Хочется поскорее дать «таблетку» или социально приемлемый «лейкопластырь» из совета и отделаться от негативщика. «Будь оптимистом, улыбнись, все будет хорошо».

    А потребность снова остается не удовлетворена.

    Нас не учили такому открытому общению. У нас мало опыта. Аналогичное поведение мы наблюдали у своих родителей, учителей, друзей. Мы привыкли так действовать, что считаем это нормальным.

    А потом недоумеваем, почему я был не понят, или не получил то, чего просил с помощью намека. А может быть даже и не заметим этого «дефицита внимания», потому что сами его не осознаем.

    Вроде бы нормально, но что-то все равно не так.

    Открытое выражение своих потребностей выглядит странно — так не делают! В нашем обществе это может быть воспринято как слабость, неадекватность. Представьте: заменить «Привет», на «Друзья, я проснулся в тревоге и чувствую себя отвратительно, мне страшно, пожалуйста, уделите мне время». А вокруг все такие успешные, целеустремленные, оптимистичные.

    Конечно, нужно понимать, в какой ситуации можно и безопасно действовать открыто, а когда лучше соответствовать социальным стереотипам. Но даже осознание ваших потребностей уже покажет вам, чего вы действительно хотите. И вы сможете придумать, как удовлетворить их безопасным и экологичным способом.

    Несколько рекомендаций из собственного опыта:

    ·         Начните отслеживать послания, вызывающие эмоции. Некоторые из сообщений (устных или письменных), будут как бы более волнительны чем другие, и на них вы будете ждать отклик сильнее. Вот тут и можно задать себе вопрос: «То, что я написал/сказал — это   действительно то, что я имел в виду или за этой фразой стоит какая-то потребность, о которой я хотел, но не смог сообщить напрямую?»

    ·         Можно начать вести дневник, в котором вы будете фиксировать выявленные вами потребности.

    ·         По факту обнаружения самых частых желаний, можно начать их удовлетворять. Проще всего это делать самостоятельно. То есть, самому себе давать принятие, признание, заботу, поддержку, восхищение.

    Или найти среди своих близких тех людей, которым вы можете доверять, и говорить им напрямую о своих потребностях.

    Но чтобы не шокировать их, предварительно объясните, что вы планируете теперь так иногда общаться.

    ·         Еще можно оценивать послания других людей, для того, чтобы попытаться понять их потребности. Задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас услышал — действительно то, что хотел сказать человек?» Если есть сомнения, можно попробовать аккуратно удовлетворить его потребность и проследить за реакцией.

    Хотя эта тема касается психологического развития личности, уверенности в себе, принятия и самоподдержки, но она может дать важные знания о себе. Вы сможете сделать первый шаг к росту и осознанию желаний другого порядка.

    Ведь если вы насытите себя, и реализуете базовые потребности, возможно, вам перестанет так хотеться общепринятого успеха, а станут интересны совсем другие желания. Это как пирамида Маслоу, но на психологическом уровне.

    Пока не реализована первая ступень, сложно перейти ко второй.

    И — да, я написал эту статью, испытывая нужду в признании, восхищении и одобрении. Надеюсь, она вам понравится, и я смогу удовлетворить эти потребности:)

    Саморазвитие #Самоисследование #Социальные сети 

    Источник: http://interesno.co/myself/729cce75221e

    Руководство на пути к счастью: как определить потребности?

    Самые мощные — это базовые потребности, то, без чего человек не может жить. К ним относятся физиологические потребности и социальные потребности. К физиологическим потребностям традиционно относят потребности, связанные с физическим выживанием:

     — потребность в воде; — в пище; — в тепле; — в сне;

     — в кислороде.

    Также человек с момента рождения не выживает, если не удовлетворяются такие социальные потребности, как потребность в безопасности, в любви, в принятии. Если грудной ребенок получает только пищу и тепло, но при этом остается без физического контакта, без общения, без любви, то он погибает.

    Основные потребности ребенка до года:

     — пища; — комфорт — тепло, отсутствие боли; — безопасность; — принятие;

     — любовь.

    В этот период у ребенка формируется такое важное качество для дальнейшего здорового развития отношений с окружающими людьми, как доверие к миру, при одном условии: если он получает удовлетворение своих базовых потребностей.

    Если мама, самый важный и любимый человек в его жизни, которая значит для него практически все, оставляет ребенка надолго одного, проявляет к нему безразличие, отвержение, то у него формируется такая жизненная позиция, которая говорит ему, что никому нельзя доверять, а он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человек ни с кем не может создать гармоничных любящих отношений.

    Помимо основных потребностей, у нас существует еще около 20-ти самых разных потребностей человека. Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.

    Обратите внимание, что в списке потребностей человека нет материальных вещей, того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:

     — хочу дорогую иномарку, чтобы чувствовать себя хорошо; — хочу дом на острове в океане;

     — хочу много денег.

    Желание не всегда совпадает с потребностью.

    Девушка пишет психологу: «Я хочу жить в просторном загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность.

    Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна на цветущий сад.

    При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. В чем же моя потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?

    Когда продолжила исследование, то поняла, что дом — это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Выходит, образ дома — это потребность в независимости и признании».

    Далее, в чем необходимо разобраться, — это разделить так называемые терминальные и инструментальные потребности.

    Терминальные потребности — это потребности высшего, или конечного (терминального), порядка, отвечающие на вопрос: каким я хочу быть? Хочу быть: счастливым, здоровым, свободным, независимым и т. д.

    Инструментальные потребности — это потребности-средства для достижения терминальных потребностей. Отвечают на вопрос: для чего? Для чего тебе хорошо учиться? Для чего тебе высшее образование? Для чего тебе много денег? И т.д.

    Поэтому следующий этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей. Для этого нужно подробно ответить на следующие вопросы:

    Что я хочу иметь?
    Для чего мне это?
    Что я получу, если буду это иметь?
    Каким я хочу быть?
    В чем я нуждаюсь на самом деле?
    Что мне действительно нужно?
    В чем моя настоящая потребность?
    Какие мои инструментальные потребности?
    Какие мои терминальные потребности?

    Теперь, когда у вас есть развернутое описание потребностей, постарайтесь определить одним-двумя словами ваши потребности. Эта работа поможет вам их осознать и сформулировать и тем самым определить дальнейшее направление работы по становлению на Путь Счастья.

    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/60993/

    Психология потребностей

    Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

    Психологическая структура потребности

    В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

    1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
    2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
      Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

    Виды потребностей

    Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.

    Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы.

    У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

    1. Потребности физиологические (органические);
    2. Потребности в безопасности;
    3. Потребности в принадлежности и любви;
    4. Потребности уважения (почитания);
    5. Познавательные потребности;
    6. Эстетические потребности;
    7. Потребности в самоактуализации.

    Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

    Читайте также:  Автоматизм - психология

    Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

    1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
    2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
    3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

    Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

    Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно.

    В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет.

    Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

    Значение потребностей в жизни человека

    Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие  основные факторы, связанные с потребностями человека:

    1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
    2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

    В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей.

    Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные.

    У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития.

    Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

    Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными.

    Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью.

    Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

    Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-potrebnostey/

    Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой?

    Эта пирамида, пожалуй, известна не меньше пирамид Хеопса. Упоминания о ней довольно часто можно встретить в литературе по менеджменту и психологии.

    Есть мнение, что автор ее не создавал, а лишь изучал биографии великих мира сего, которые смогли реализовать себя в творчестве и в жизни. На основе этих наблюдений он и вывел интересные закономерности потребностей человека.

    Вы, пожалуй, уже догадались, что речь мы будем вести о Пирамиде Маслоу.

    Действительно, существует теория, согласно которой Маслоу не был причастен к возникновению непосредственно самой пирамиды. За него постарались его последователи, которые и придумали иерархическую модель для облегченного восприятия идей ученого. Но об этом мы расскажем немного позже. Ведь для начала нужно понять, что же представляет собой пирамида Маслоу?

    Ученый выделил 5 основных потребностей человека и расположил их в иерархической последовательности:

    Первая ступень — физиологические потребности

    В основе этой условной пирамиды лежат потребности физиологического характера, которые присущи всем живым существам нашей планеты. И удовлетворение их необходимо человеку потому, что именно от этого зависит его выживание. К ним можно отнести потребности во сне, сексе, питании, дыхании.

    Найдутся те, кто назовет эти потребности низменными и инстинктивными, однако без их удовлетворения человек не будет стремиться к более высоким целям. Другими словами, если человек испытывает мучительное чувство жажды, вряд ли он будет думать о создании музыкального произведения или пойдет тратить последние гроши на билет в музей.

    И именно эти потребности заставляют человека работать и на полученные деньги приобретать одежду, пищу и предметы быта.

    Вторая ступень – потребность в безопасности

    На второй ступени пирамиды находятся потребности в стабильности и безопасности. И прекрасным примером здесь будут младенцы.

    Малыши, обладая минимумом осознанности, на инстинктивном уровне после удовлетворения голода и жажды стремятся получить защиту, и успокоить их можно только теплом матери. То же самое происходит и во взрослой жизни.

    У людей без отклонений в психике эта потребность проявляется в мягкой форме. Они ставят замки на дверях, оформляют страховки и прочее.

    Третья ступень — потребность в любви и принадлежности

    На третьей ступени находятся социальные потребности. И проявляются они в том, что человек стремится быть причастным к какому-либо коллективу, завести друзей. Он хочет любить и быть любимым.

    Социальная среда – это возможность почувствовать себя значимым и полезным для других.

    Именно поэтому люди пытаются установить хорошие отношения со знакомыми, они ищут партнера для семьи, бизнеса и даже единомышленника для обсуждения новостей.

    Четвертая ступень — потребность в признании

    Когда предыдущая потребность полностью удовлетворена, влияние других людей на человека уменьшается, а первостепенное значение приобретают другие нужды – потребность в уважении, престиже, признание своих талантов и возможностей. Только после того, как человек сможет реализовать свой потенциал, получив признание коллег или близких людей, он становится уверенным в своих силах.

    Пятая ступень – потребность в самореализации

    Последняя ступень пирамиды – духовные потребности – желание раскрыть свой потенциал как можно больше.

    Это и заставляет людей заниматься творчеством, посещать музеи и театры, всячески развивать свои таланты.

    Кроме того, люди, которые удовлетворили свои потребности нижних ступеней, достигнув пятой, пытаются искать смысл жизни, познавать окружающий мир, отстаивать свои взгляды, бороться за справедливость.

    Спорные моменты

    Кто же автор?

    Считается, что создателем пирамиды Маслоу является сам Абрахам Маслоу – американский психолог, человек, который посвятил свою жизнь вопросам самореализации личности.

    Однако пирамида в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, не имеет к ученому никакого отношения. Впервые «Иерархия потребностей» в виде диаграммы увидела свет в 1975 году в первом издании учебника У.Столпа.

    А Маслоу умер за 5 лет до этого в 1970 году.

    Удовлетворенная потребность не мотивирует

    Согласитесь, что сытый человек вряд ли будет драться за еду. А тот, который не нуждается в общении, не будет стремиться к нему, возможно, он даже станет избегать навязчивых собеседников.

    Людям, которым не важен престиж, не нужно менять свое поведение, ломать свои привычки в попытке удовлетворить потребность, которой у него нет. Ведь по сути «актуальная» потребность – та, которая не удовлетворена в данный момент времени.

    А чтобы понять, какие именно потребности актуальны, нужно всего лишь выяснить, какие из них не удовлетворены.

    Теория vs практика

    Какой бы ни была структурированной эта модель, ей трудно найти практическое применение, да и вообще, эта схема может увести в сторону абсолютно неуместных обобщений, считают многие современные психологи.

    Ведь, если убрать статистику и рассматривать каждого человека в отдельности, сразу возникнет вопрос, так ли безнадежны мы в ситуации длительного недоедания? И так ли плохо живется тому, кого не признают в обществе? Истории известно множество примеров, когда люди добивались желаемого благодаря именно неудовлетворенным потребностям. Чего только стоит безответная любовь…

    И с точки зрения пирамиды Маслоу совершенно непонятно, как человек в условиях концлагерного заключения находил в себе силы вести подпольную антифашистскую деятельность. Или как великие художники, находясь в полной нищете, находили в себе силы творить. И таких примеров много.

    Есть данные, что сам Маслоу отказался от собственной теории.

    В своих поздних работах «К психологии бытия» 1962 года и «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной посмертно в 1971 году, Маслоу серьезно модифицировал всю концепцию мотивации и личности, таким образом, практически отказавшись от многоступенчатой пирамиды потребностей, которую сегодня так усердно пытаются применять на практике многие психологи и маркетологи.

    «Анти-Маслоу»

    Не ругал теорию Маслоу только ленивый. Критикуется пирамида, прежде всего, за саму идею иерархичности и невозможность удовлетворить все потребности раз и навсегда. Есть даже довольно резкая трактовка теории, согласно которой «по Маслоу, человек – это животное, которое постоянно чего-то хочет».

    Еще один упрек, который так часто бросают в сторону Маслоу. Дескать, его теория вообще не применима на практике, имея в виду бизнес, маркетинг и рекламу в целом. Однако, если уж быть честными, пирамида Маслоу создавалась не для рекламы (подробнее).

    Она появилась потому, что автор пытался найти ответы на вопросы, которые не решались ни фрейдизмом, ни бихквиоризмом. Теория ученого просто дает представление о мотивах тех или иных поступков, при этом являясь скорее философией, нежели методикой.

    Плюсы и минусы теории Маслоу

    Как видите, пирамида Маслоу – это не просто классификация потребностей. Предполагается, что потребности имеют, к тому же, определенную иерархию: есть базовые нужды, есть более возвышенные.

    Все мы испытываем потребности всех уровней, причем здесь действует следующий закон: базовые уровни желаний считаются доминирующими, и желания более высокого уровня могут «подать голос» и стать мотивами поведения только в том случае, если человек удовлетворит нижлежащие потребности.

    Но важно понимать, что формы, в которых проявляются потребности, могут кардинально различаться у каждого человека в отдельности.

    Именно поэтому потребность в уважении и признании проявляется неодинаково: один хочет стать влиятельным политиком и завоевать любовь своих сограждан, а другой будет счастлив только от того, что его собственные дети испытывают к нему уважение.

    И такой диапазон в рамках одной потребности может просматриваться на любой ступени пирамиды. Нужно понимать свои желания, правильно их интерпретировать и удовлетворять адекватным способом. Иначе вас может постичь разочарование.

    Применение теории Маслоу на практике

    Поиск работы

    Потребности человечества не меняются, меняются лишь способы их удовлетворения. Есть мнение, что теория Абрахама Маслоу нашла применение в управлении персоналом, выстраивая своеобразную систему мотивации.

    Осознание собственных целей – одна из составляющих этапов при поиске работы.

    Что я хочу получить от той или иной должности? Что станет мотивацией? Именно знание и уверенность в своих личных мотивах могут помочь избежать ошибок при выборе профессии и компании.

    Маркетинг

    В маркетинге пирамида потребностей Маслоу также используется довольно часто. К примеру, Шелдрейк Дж.

    В своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» писал, что иерархия Маслоу предполагает понимание того, какие потребности и какого уровня обслуживает организация.

    То есть деятельность той или иной компании зависит от состояния и динамики обслуживаемых рынков потребностей. К примеру, в условиях экономического кризиса потребности потребителей могут легко опуститься на нижние ступени пирамиды.

    Потребности в безопасности и еде – вечны, а потому услуги медицинского характера будут востребованы всегда, тогда как потребность в следовании модным тенденциям в условиях плохой экономической ситуации будет нивелироваться. А потому общим принципом стратегического планирования любой деятельности является необходимость следить за тенденциями рынка потребностей.

    И если одна из потребностей развивается, есть смысл настроиться на ее обслуживание. Но в случае, когда потребность, наоборот, идет на спад, необходимо предпринимать шаги по выходу из этого рынка.

    Читайте также:  Дианетика и саентология - психология

    Причем, Шелдрейк отметил, что пирамида Маслоу работает только на людях, а вот к большим компаниям ее применять не имеет смысла: организации ведут себя довольно сложно и для анализа их работы нужно иное теоретическое оружие.

    Планирование

    Далее, учет пирамиды Маслоу может пригодиться, считают некоторые эксперты, при составлении долгосрочных прогнозов и планов.

    Зная и понимая степень удовлетворенности потребностей разных групп людей, можно составить прогнозы того, какие именно потребности могут стать доминирующими через год или пять лет.

    А потом, на основе этих прогнозов разрабатывать и своевременно выводить на рынок те или иные товары и услуги.

    Теория потребностей К. Альдерфера

    Кроме пирамиды Маслоу существует в мире еще ряд теорий, которые также пытаются описать структуру потребностей человека. Одной из наиболее известной можно назвать теорию потребностей К. Альдерфера, психолога из Йельского университета.

    Ученый не отрицает, что в теории Маслоу есть доля истины, потому как людей, по его мнению, заботят только три вещи – жажда жизни, желание контактировать с другими людьми, потребность в духовном росте и развитии своих талантов.

    К. Альдерфер также считал, что если потребности сегодняшнего дня остаются неудовлетворенными в течение долгого времени, человек склонен внести коррективы в свою систему ценностей.

    Банальный пример: юноша может мечтать о полете на Луну, но в зрелом возрасте он уже не хочет ни полетов, ни Луны, потому что появляются иные, не менее интересные потребности, которые на данном отрезке жизни приходится удовлетворять.

    Эта теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу. И заключается она в том, что человек может двигаться по ступеням иерархии как вверх, так и вниз, если потребности верхнего уровня остаются неудовлетворенными.

    От необходимости существовать можно легко перескочить на необходимость общения. Карьера может уйти под откос, но вас это не будет волновать, потому что вместо стремления к карьерному росту вы захотите создать семью.

    Современная теория потребностей

    Если к вам когда-либо приходило понимание, что дети – это дело всей вашей жизни, значит, вы признаете существование еще одной пирамиды потребностей и еще одной психологической потребности высшего уровня.

    Научная группа психологов пришла к выводу, что забота о детях, их обучение, кормление – все, что может сделать воспитание успешным – может стать спрятанной глубоко в подсознании психологической потребностью, удовлетворение которой можно считать неотъемлемой частью человеческой сути (подробнее).

    Группа психологов из Университета штата Аризона, Университета Британской Колумбии и Миннесотского университета предложили измененный вариант знаменитой пирамиды.

    Исследователи отметили, что несмотря на то, что самореализация – значимый мотив, однако он не может считаться основополагающей потребностью с точки зрения эволюции. Многие из тех действий, что Маслоу перечислял в своей теории, отражают, по мнению психологов, скорее базовые биологические цели, основанные на получении статуса для привлечения партнера и продолжения рода.

    Дуглас Кенрик, один из участников эксперимента, заметил, что среди основных стремлений человечества, наиболее фундаментальным с точки зрения биологии, следует считать те, что нацелены на продолжение рода. Именно поэтому, по его мнению, воспитание ребенка – главный фактор в современной пирамиде потребностей.

    Потребности глазами древнейшего учения

    Каббала, которая говорит о том, что человек – это желание получать, определяет этапы развития желания:

    0 уровень – животные желания – физиологические потребности и желание к сохранению целостности.

    1 уровень – желание к богатству.

    2 уровень – желание к власти, славе, признанию.

    3 уровень – желание к знаниям.

    4 уровень – желание к духовному.

    Однако, такая кабалистическая пирамида потребностей применима скорее к целому человечеству, а не к каждому человеку конкретно.

    Современная психология о потребностях

    Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов.

    Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.

    Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором.

    И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями.

    Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.

    Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.

    Подробнее читайте здесь.

    Источник: http://reachable.ru/com/piramida_maslou/

    Психология личности: как понимание личностной стратегии может изменить жизнь

    Психология личности, на мой взгляд, является не просто специализацией в современном наборе психологических наук. Она составляет сердцевину любого психологического направления: гуманистического или психоаналитического, экзистенциального.

    Я бы сказал даже, что психологическая теория не может считать себя состоявшейся в современном мире, если она не формулирует в том или ином виде свое видение проблемы личности. Без личности, без этого центрального элемента, психология — потерянная дисциплина.

    Она будет говорить о разных функциях, о разных сторонах человека, но если она не говорит о личности, непонятно, как все эти направления личности относятся к самому важному: кто же такой человек.

    Ведь о человеке у нас много наук: и медицина, и социология, и философия, — но психологам нужно выделить основную черту, без которой мы бы сказали: это не человек. Этой чертой является личностность.

    Личность — это несводимость ни к природе, ни к мышлению, ни к эмоциям, ни к сознанию, ни к социальным ролям, ни к семейно-родовым ролям. Личность — это всегда нечто большее, чем то, что мы изучаем объективирующими методами в психологии: сознание, память, внимание, мышление и так далее.

    Что же тогда личность? А это тот, кто должен сохранять в себе свободу, открытость, творчество, уникальность, целостность — как неделимость, так и идентичность.

    Таким образом, мы должны понимать, что эти характеристики мы должны удержать в том представлении о личности человека, которое удовлетворяет богословскому определению.

    Задача быть

    Первая из базовых мотивация — это вопрос к бытию. Да, вот то самое, гамлетовское: «быть или не быть»

    Альфред Лэнгли — современный австрийский психолог, который работает в направлении экзистенциальной психотерапии, логотерапии и является ближайшим соратником и учеником Виктора Франкла, — говорит о четырех фундаментальных базовых мотивациях. И первая из них — это вопрос к бытию. Могу ли я быть? Да, вот то самое, гамлетовское: «быть или не быть».

    Почему перед человеком стоит такой вопрос? Да потому, что очень часто на практике человек отказывается быть или сомневается в том, быть ему или не быть.

    Или не уверен в том, а есть ли я? У другого экзистенциального психолога, Ролла Мэя, есть очень хорошее замечание, что он часто наблюдал у своих клиентов смятение и отчаяние на пороге бытия: «Существую ли я на самом деле? Имею ли право быть в этом мире? Ждет ли этот мир меня или я в нем случаен?»

    Например, он рассказывает о работе с женщиной, которая родилась в результате неудачного аборта и которую мать не смогла полюбить. Всё детство эта девочка прожила в тяжелых условиях, и когда она выросла, была поражена очень тяжелыми личностными искажениями. И вот её проблема: «Я в этом мире лишняя, меня здесь не ждали, я никому не нужна».

    Ролл Мэй пишет, что одна из главных задач в этой экзистенциальной психотерапии — помочь человеку найти ответ на вопрос: «Есть ли я в этом мире». Это сугубо практическая задача, потому что если человек не убежден в своем существовании, то тогда он не имеет смысла жизни, не имеет смысла страданий, не имеет смысла достижений, и, естественно, там невозможно говорить о развитии человека.

    Итак, первая задача — быть. Быть убежденным в своём бытии.

    Самоценность

    Вторая фундаментальная мотивация по Альфреду Лэнгли — это «нравится ли мне жить», то есть как я отношусь к своему бытию, оно для меня предмет страдания или предмет радости и творчества? Термин самоценность — его впервые в психологии ввела Вирджиния Сатир — означает ощущение безусловной ценности собственного бытия. Если первая задача личности — утвердиться в своем бытии, то вторая задача — обрести ощущение ценности бытия. Почему мы настаиваем на понятии ощущения, а не осознания? Потому что ощущение — это то, чем мы владеем и в сознательном, и в бессознательном состоянии. Это то, что помогает нам реагировать и принимать решения в кратчайшие сроки в ситуациях стрессовых, особенно значимых для человека; в ситуациях, которые требуют не рефлексии и сложной работы, а готовых реакций, то есть ситуациях, основанных на наших навыках, наших привычных выборах, сформировавшихся в течение жизни.

    • Мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия
    • Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей
    • Мотивация к персональной аутентичности и справедливости
    • Мотивация к смыслу и созданию того, что имеет ценность

    Сопричастность

    Другая фундаментальная ценность, о которой нам необходимо говорить, — это сопричастность. Это то, что многие психологи называли принадлежностью или потребностью быть принятым, но мы бы сказали, удаляясь от научного языка, что это потребность любить и быть любимым.

    Сопричастность — принадлежность прежде всего к семье, к любимым, к близким, а также принадлежность к социуму, к нации и так далее.

    Сопричастность — это потребность быть с другим, устанавливать с другим те самые близкие, доверительные, глубокие отношения, на основе которых Джон Боулби сформулировал свою теорию привязанности.

    Самостоятельность

    Свобода — это то, без чего личность не может развиваться, совершать свой выбор, определять приоритеты своего развития

    Следующая базовая потребность — самостоятельность или независимость, или свобода — это то, без чего личность не может развиваться, совершать свой выбор, определять приоритеты своего развития. Но если мы принимаем это как базовую фундаментальную потребность личности, то отсюда вытекает и ответственность, и наоборот. Если мы не признаем в человеке хотя бы некоторой степени ответственности, это означает, что у него нет и свободы. Потому что ответственность наступить может тогда, когда у человека есть выбор хотя бы из двух возможных, и в результате этого выбора он принимает то или иное решение и может осуществлять действия, за которые теперь он несет ответственность. Или, другими словами, я несу ответственность только за то, что я выбрал самостоятельно, свободно, на основе принятых мной ценностей.

    Самореализация

    Следующая базовая потребность — это самореализация, о которой писал и Абрахам Маслоу, и многие другие, — которую еще называют самоактуализацией или творчеством. Самореализация — это реализация не только своих замыслов, своих идей — это реализация своей целостности, своей индивидуальности, своей конкретности. Реализация себя как личности, той самой неделимой и идентичной.

    Каждый конкретный человек стремится реализовать себя в жизни так, как только он считает это важным, как только он это умеет, и насколько это ему соответствует.

    И тогда его решения, его образ жизни становится его конкретным, личным, ответственным, индивидуализированным образом жизни, за который он несет полную ответственность, как перед собой, как перед Богом, так и перед другими людьми.

    Безопасность

    Модель пирамиды, которую использовал Маслоу, вносит определенный противоречивый характер в объяснение поведения человека, и с этой точки зрения она ущербна

    Ещё одна фундаментальная потребность или стремление — это стремление к безопасности. В известной пирамиде Маслоу потребность в безопасности находится сразу же после физиологических потребностей, то есть определена как обязательная и фундаментальная по отношению ко всем остальным. Чем характерна модель Маслоу? Прежде всего своей иерархичностью, и закон иерархии говорит о том, что ни один вышележащий слой не может существовать без нижележащего. Согласно этой модели, без удовлетворения безопасности, без стабильности, личность не может реализовать, например, принадлежность, самоуважение или самоактуализацию.

    Читайте также:  Долг - психология

    Не кажется ли вам, что жизнь опровергает эту зависимость? Опровергает эту иерархичность и человек, который может самореализовать себя в нарушение потребности безопасности и в нарушение даже физиологических потребностей. Таким образом, модель пирамиды, которую использовал Маслоу, вносит определенный противоречивый характер в объяснение поведения человека, и с этой точки зрения, как модель именно базовых потребностей, она ущербна.

    Потребность в безопасности (мы здесь говорим о безопасности личностной, а не только о физической или физиологической) — это безопасность, прежде всего, целостности личности, её достоинства и ее свободы.

    Потребность в безопасности — это стремление личности построить свои границы, уметь защитить свое достоинство, это потребность сохранить целостность для того, чтобы самореализовываться, для того, чтобы сохранить свою свободу.

    Духовность

    И наконец, последнее базовое стремление личности — потребность в духовности или экзистенциальная потребность. Это не только потребность религиозная, но и потребность в смысле принадлежности чему-то высшему: истине, ценностям, какому-то мировоззрению.

    Эта потребность объясняет стремление людей, не обладающих развитой религиозностью, к какому-то мистическому мировоззрению в виде каких-то уже выработанных псевдорелигиозных систем или к формированию своих собственных систем.

    Это стремление к магическому сознанию, стремление к объяснению жизни судьбой, числами, цифрами, совпадениями, звёздами и так далее.

    Если разобраться по существу, то человек без этого духовного обоснования своей жизни жить не хочет, и даже если у него нет сформированных потребностей реализовать свою духовность, то он их выдумывает или имитирует.

    Семь потребностей и личностная стратегия

    Семь потребностей — быть, самоценность, самостоятельность, самореализация, сопричастность, безопасность и духовность

    Итак, повторим нашу модель базовых личностных потребностей: семь потребностей — быть, самоценность, самостоятельность, самореализация, сопричастность, безопасность и духовность — и представим ее в виде лучей. Чем такая модель мне представляется важной? Во-первых, в неё вобраны только потребности личностно-психологические и никаких физиологических или организменных. Во-вторых, в ней представлено независимое существование каждой отдельной потребности, потому что она с другими не связна.

    На этой модели мы со студентами обсуждаем различные конфликтные ситуации в личности человека. Что такое конфликтная ситуация? Это тогда, когда та или иная потребность приходит в конфликт с другой потребностью. Например, если человек выбирает удовлетворение потребности в безопасности и пренебрегает удовлетворением потребности в самореализации.

    Например, у человека открывается возможность реализовать некий свой замысел, но ему страшно, что он может ошибиться, что в случае самореализации он подвергает себя риску осмеяния.

    Знакомая ситуация? Когда человек отказывается от должности, говоря: не надо, я боюсь, это не по мне? Может быть и наоборот, когда потребность в самореализации настолько сильна, что человек пренебрегает рисками неудач.

    Таким образом, модель базовых потребностей личности позволяет рассматривать выборы, поступки и основные стратегии. Личностная стратегия — это способ, которым личность организует свою жизнь. Что такое способ самоорганизации? В нашем смысле — это определенный набор качественных и количественных избранных основных потребностей, которые личность для себя выбирает как приоритетные.

    Личностные стратегии могут меняться. А модель базовых потребностей позволяет нам увидеть специфические личностные паттерны

    Например, для невротика больший приоритет имеет сопричастность и безопасность. Почему сопричастность? Потому что у невротика одна из главных проблем — это разрыв с ощущением самобытия, невротик — человек, не убежденный в собственном бытии, поэтому для него компенсация собственного комплекса — это сопричастность.

    Невротик больше всего переживает обиды, критику и отвержение. За счет безопасности и сопричастности он сохраняет целостность своей личности.

    В этом смысле он жертвует свободой, потому что максимальное удовлетворение потребности в сопричастности ущемляет свободу, но потребность в самостоятельности и самоценности у невротика на самом низком уровне.

    Напротив, у психотика потребность в безопасности не реализована. Психотик не то что бы ничего не боится — он не чувствует. У психотика очень высокий барьер чувствительности, поэтому он пренебрегает угрозами, которые могут существовать по отношению к его личности.

    У психотика нет тормозов и потребность в безопасности не приоритетна, и нет потребности в сопричастности. Для него, пожалуй, самая главная — потребность в самовыражении и самореализации, как способ избежать внутреннего конфликта.

    Самые талантливые артисты — психотики, потому что их самовыражение без всяких границ, вплоть до переселения в другую идентичность, вплоть до полного забвения себя.

    С точки зрения слабовыраженной самоценности невротик и психотик очень похожи, но с точки зрения безопасности и сопричастности часто прямо противоположны.

    Итак, личностная стратегия с этой точки зрения — это характерный паттерн, набор базовых потребностей, которые выбраны личностью как приоритетные. Не надо думать, что такое понятие личностной стратегии раз и навсегда привязано к человеку как диагноз.

    Нет, личностные стратегии могут подвергаться изменениям, они могут ситуативно меняться, они могут меняться в результате смены ценностей, обращения к вере, кризисных ситуаций.

    А модель базовых потребностей позволяет нам увидеть специфические личностные паттерны.

    Это позволяет нам легче понять, почему человек принимает те или иные решения или отказывается их принимать, почему человек развивается или отказывается от развития, почему живет с радостью и любовью или почему остается в отчаянии и депрессии, почему человек лежит на диване, или почему он встает и начинает искать для себя новый образ бытия. Эти модели позволяют нам это объяснить, показать и немножко даже предсказать.

    Подготовила Анна Ершова, специально для «Татьянина дня»

    Фото Марины Куракиной, ИА «Вода живая»

    Источник: http://www.taday.ru/text/2166759.html

    Как понять свои желания и осуществить. Гештальт-терапия

    Ваши разум и страсть — руль и паруса вашей плывущей по морю души. Джебран Халиль Джебран

    Из чего складывается большое счастье и как узнать, насколько человек способен быть счастливым?

    Все очень просто: во-первых, точное осознание того, чего мы хотим именно в этот момент. Пусть даже это будет стакан воды или выпрямить спину, тяжело вздохнуть, топнуть ногой, встряхнуть головой и т.д.

    Во-вторых, уметь удовлетворять свои потребности без внутреннего сопротивления, т.е. внутренних конфликтов. Если мы вдруг отказываемся от немедленного удовлетворения этой насущной потребности, то нужно понимать во имя каких более высших ценностей она откладывается. Также важно, чтобы эти ценности были сознательно нами выбраны, а не навязаны извне.

    Почему так важно научиться удовлетворять даже самые малые потребности? Потому что большие будут осознаны только позднее, если мы покажем, что способны успешно решать более простые задачи.

    В противном случае жизнь может стать погоней за чужими идеалами, ценностями, и даже их достижение не принесет радости.

    Человек не осознает свои истинные потребности в нескольких случаях — во-первых, когда его не научили прислушиваться к своему мнению, всегда ставя во главу угла слова авторитета, и тех, кто «лучше, больше знает».

    Во-вторых, когда он считает свои потребности недостойными, вредными, не стоящими внимания. Ответ на оба случая один: все потребности, желания, эмоции достойны внимания и не бывает плохих или хороших мыслей или эмоций.

    Но потребности, которые откладываются, имеют свойство нарастать и видоизменяться, чтобы достучаться до сознания.

    Поэтому наиболее верным становится своевременное их отслеживание и удовлетворение, конечно в той форме которая допустима обществом — учитывая право любой личности на физическую и психологическую безопасность.

    В данном случае речь идет именно о запрете на прямое нанесение вреда, а не косвенное, вроде «Если я скажу (или сделаю) то-то, а вдруг он(а) подумает (сделает) то-то». Мы не в ответе за то, кто что подумает или сделает. Мы в ответе только за свои мысли и поступки.

    В гештальт-терапии широко используется следующий прием, позволяющий узнать свои насущные неудовлетворенные потребности.

    Выберите в помещении, где вы сейчас находитесь, любой неодушевленный предмет и расскажите от его имени его историю, как если бы он обрел дар речи.

      Как он сюда попал, что он тут делает, что он чувствует, что он хотел бы почувствовать?.. Что вы можете сделать по отношению к нему, чтобы он так себя чувствовал?..

    Как вы, возможно, догадались — это и есть ваши насущные потребности и то, что нужно сделать для их удовлетворения.

    Неосознанные и неудовлетворенные потребности,  как сказали бы приверженцы гештальт-терапии, требуют завершения гештальта здесь и сейчас.

    Сюда входит осознание своих мыслей и чувств и выражение их, проигрывание в настоящий момент, в противном случае человек застревает в прошлом или начинает жить, беспокоясь за свое будущее.

    Все усилия человека (хочет он того или нет), если этого не сделать, будут направлены на сдерживание  осознания и удовлетворение своих неудовлетворенных потребностей, а не на самораскрытие, свободное самовыражение и процветание, в самом широком смысле этого слова.

    Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальте.

    «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего — это когда мы смотрим на настоящее через призму прошлого.

    По Перлзу, создавшему метод гештальт-терапии, наиболее часто встречающимся видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность общения в настоящем.

    Другим важным термином является «избегание». Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, борьбу с ними и проработку их, достигая тем самым личностной цельности.

    На пути к раскрытию своей истинной индивидуальности человек проходит через пять уровней:

    Первый уровень — уровень игр и ролей, это привычные стереотипы. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

    Второй уровень — фобический — связан с осознанием своего поведения и манипуляций. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество его отвергнет. И человек стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

    Третий уровень — уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

    Четвертый уровень — имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти.

    Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил, желаний, стремлений внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

    Человек переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».

    Пятый уровень — эксплозия, взрыв. Человек сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций, право на освобождение и самостоятельность личности.

    Внутри каждого человека есть сила стремления к осуществлению своих целей, вопреки сложностям и препятствиям. Два предлагаемых проективных теста помогают лучше осознать, как вы можете осуществить задуманное.

    Тест в рисунках №1. Ваши действия в критической ситуации.

    Инструкция. На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Нужно спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями или представьте, что бы вы нарисовали.

    Тест в рисунках №2. Ваша целеустремленность.

    Инструкция. Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, необходимо дополнить таким образом, чтобы по­лучился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову или представьте, чтобы вы нарисовали.

    Ключи к  тестам в статье «Проективные методики. Тесты в картинках: Как осуществить цель. Возможные препятствия и их преодоление».

    Как понять свои желания и осуществить. Гештальт-терапия.

    Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

    • Назад: Счастье, которое всегда с тобой.
    • Вперед: Что мешает быть счастливым? Поиск виноватых и как избавиться от чувства вины?..

    Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/593-geshtalt

    Ссылка на основную публикацию