Понятие образа человека в психологии
Обращаясь к толковому словарю Ожегова, [5] мы находим следующую трактовку понятия «образ»: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
Тем не менее эта трактовка изначально может показаться нам неверной, как минимум из-за того, что в нашем сознании присутствуют и образы не имеющие ничего общего с материальным миром (к примеру, в сознании верующий людей присутствует образ Бога, хотя в материальном мире они не способны его увидеть или ощутить). Образ является одним из ключевых понятий в психологии. Как отмечает Д.Кехо : «Ваши мысли намного сильнее, чем вы предполагаете, а каждый мысленный образ является реальной силой, способной повлиять на вашу жизнь». [2] Так что же такое образ? И как было принято понимать (или интерпретировать) его значения?
Понятие образа возникает в психологии практически сразу после возникновения её как таковой.
Впервые оно появляется в рамках структурализма, основатель которого — Вильгельм Вундт – рассматривает в качестве предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных его элементов.
Сам Вундт не считал образы таковыми элементами (по его мнению, ими являлись ощущения и чувства), но его ученик Э.
Титченер сделал вывод о том, что в действительности именно «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти». Примерно тогда же, в ходе своей работы над теорией психической наследственности Ф.Гальтон пришел к тому, что существуют определенные психические образы, которые лежат в основе законов ассоциации идей.
Далее вопрос понятия и структуры образа немало изучался представителями различных психологических школ, которым удавалось прийти к различным, зачастую вполне согласовывающимся друг с другом трактовкам. Так, представители гештальтпсихологии на стыке XIX и XX веков, пришли к тому, что образ – это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений.
Бихевиористы (в частности Д.Миллер, Е.Галантер и К.Прибрам) сделали вывод о том, что образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует; всё, что приобрёл организм – его оценки наряду с фактами.
Большой вклад в изучение образов внесли приверженцы психоанализа. Его основатель З.Фрейд рассматривал образ как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. З.
Фрейд объяснял образы как своеобразный мост между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Другой представитель данного направления в психологии – К.
Юнг, утверждавший, что «мы непосредственно живем исключительно в мире образов» [11] преподносит их как первичные активные феномены душевной жизни.
С точки зрения представителей, возникшего в середине XX века когнитивизма, в частности, Р.Солсо, образ — это «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [10].
Следуя от этого он приходит к тому, что важнейшей функцией психических процессов является распознавание образов т.е.
«способность абстрагировать некоторые элементы события и объединять эти элементы в хорошо структурированный план, придающий значение всему эпизоду».
Представители экзистенциальной психологии также имели свой взгляд на природу образа. К примеру, Ж.-П.Сартр в своих работах, рассматривает образ как особое интенциональное действие сознания: нет воображаемого предмета «внутри» сознания, есть только воображающее сознание.
Воображение является способностью оживлять то или иное гилетическое содержание, то есть любой образ характеризуется [19].
Другими словами, образ — не особая «вещь», не посредник между сознанием и отсутствующим сейчас реальным предметом, но специфический акт сознания, направленный на отсутствующий или несуществующий предмет.
Обширными были исследования образов и среди отечественных психологов. П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира».
Большое значение для понимания сущности образа также имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. С точки зрения, следующей из размышлений об образах советского психолога Б.Ф. Ломова образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
Так, изучая понятие образа мы приходим к выводу, что из-за неоднородности его структуры, а также недостаточных возможностей в сфере его изучения, на данном этапе развития психологии, мы не можем вывести однозначного определения понятия образ, которое могло бы послужить нам постулатом для дальнейших исследований.
Однако, разумным шагом будет принять за основу следующую трактовку: «образ – есть конечный результат познавательной деятельности, продукт восприятия памяти, мышления и воображения, основными функциями которого являются смыслообразование, прогнозирование, мотивация и регуляция поведения», и вести дальнейшие исследования отталкиваясь именно от этого понимания образа.
Важную роль во всем многообразии образов играют социально-перцептивные образы. Это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя, как члена человеческого сообщества.
Образ человека возник еще задолго до того, как его начали называть этим словом, и тем более пытаться его исследовать. Образы, содержащие информацию о других людях, к слову, появились гораздо раньше, чем образ собственного Я.
Это связано в большей мере с временем в котором жили люди, и соответствующими этому времени правилам, канонам и стандартам поведения и мышления.
Древние люди, были мало склонны к интроспекции (хотя разумеется, она существовала, что доказывают нам факты о стремлении к доминированию в древних общинах), но успешно воспринимали образы окружающих их людей, которые позволяли им совершать множество необходимых для выживания действий.
Примером такого восприятия образов может послужить идентификация того или иного индивида с образам «врага» и дальнейшего нападения или же избегания его, или идентификация того или иного индивида с образом «подходящего для продолжения рода» и дальнейшего выполнения заданной самим образом функции.
Вместе с развитием человеческого общества соответствующими темпами происходило и расширение «ассортимента» образов человека, появляющихся в сознании его членов. Со временем мы научились воспринимать образы различных субъектов, окружающих нас, которые мы можем анализировать по ряду, важных в той или иной конкретной ситуации признаков.
Люди научились идентифицировать образ хорошего и плохого человека, образ родного и чужого человека, образ труженика и тунеядца, образ мудрого человека и глупца, образ господина и раба, образ творческого человека, образ домохозяйки, образ политика, образ сумасшедшего и великое множество других образов, которые только возможно применить в отношении другого индивида.
Каждого человека, с которым нам приходится контактировать в процессе нашей жизнедеятельности, мы можем представить в виде совокупности его образов – всех наших отношений и впечатлений относительно него.
Так один и тот же человек может восприниматься нами в форме образа друга, образа хорошего специалиста своего дела, при том в образе, к примеру, плохого мужа, и не слишком хорошего отца (хотя, несомненно, эти образы будут иметь немалое влияние друг на друга).
Именно благодаря этим образам мы и способны познавать людей, выделять в обществе наиболее подходящих людей для нас самих, отождествлять себя с кем-либо или же противопоставлять. Именно образы людей позволяют нам в дальнейшем осуществлять взаимодействие с ними, и, как было отмечено Э.
Берном, продуктивность этих взаимодействий состоит в прямой зависимости от того, насколько образ близок к действительности.
Источник: https://lektsia.com/8x483e.html
Внутренний образ — Психологос
Внутренний образ — реальный или вымышленный персонаж, с которым человек себя отождествляет внутренне. Вариант работы с личностью через метафору.
Работа с внутренним образом
Внутренних образов у человека может быть много: тогда на каждый случай жизни у него есть образ, который для него будет ориентиром.
Например: с начальником, с шефом, с учителем — можно разговаривать держа в воображении образ исполнительного Афрания из Мастера и Маргариты, говорит его интонациями, его фразами.
Если нужна смелость, решительность, уверенность и честность — ипользовать образ Короля Матиуша Януша Корчака. Нужна грация, женственность, загадочность — черная Багира Киплинга станет идеальным персонажем. См. →
За образом можно тянуться: если сейчас нужные качества не развиты — найти себе образ, который симпатичен, и который обладает нужным качеством в избытке — и вживаться в этот образ, привыкать к нему, поступая так, как поступал бы этот образ.
Как подбирать образы
Выписать несколько качеств (7-10), которые нужны в той или иной ситуации.
Посмотреть, какие образы наиболее созвучны этим качествам на ваш взгляд.
Выбрать самый симпатичный образ.
Как развивать и вживаться в образ
Для начала представлять: а как бы поступил на этом месте мой образ? Исходя из чего он бы действовал? Что бы он сделал? Жить образом сначала 10 минут в день, потом дольше — пока образ не станет знакомым.
Осваивать каждый следующий образ всегда проще, чем предыдущий — формируется привычка и умение быть разным.
Список возможный образов
- Акулина (Лизавета Петровна) — (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» и одноименный фильм) — непосредственность, теплота, статность,
- Афраний («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков) — исполнительность, рабочий формат, верность
- Багира («Маугли» Р.Киплинг) — грация, сила, уверенность
- Барон Мюнхгаузен ( к/ф «Тот самый Мюнхгаузен») — благородство, честность, своеобычность, творческий подход к жизни
- Белый клык (Одноименная повесть, Дж. Лондон) — верность, преданность, уверенная сила.
- Герои-пионеры из советских рассказов — самоотверженность, смелость, склонность к романтику
- Король Матиуш («Король Матиуш» и «Король Матиуш на необитаемом острове» Януш Корчак) — честность, ответственность, смелость.
- Кошка, которая гуляла сама по себе — (Одноименная сказка Р. Киплинга) — грация, независимость, загадочность, мягкость.
- Остап Бендер («12 стульев», «Золотой теленок» Ильф и Петров) — неунывающий, хитрый.
- Мастер восточных единоборств — мудрость, спокойствие, сила
- Человек с бульвара каппуцинов (Одноименный фильм) — мечтательность, великодушие, доброта
Королевская осанка — подключаем образ Выполнение упражнения растянулось у меня на три недели. В первую неделю выполняла упражнения нацелен…
Метафора Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть…Метафора жизни Какой метафорой вы опишите свою жизнь? Внимание: 1) Не путайте метафору с мечтой: мечта — это реалис…Метафора Дом души Дом души — одна из фундаментальных метафор внутреннего мира, определяющих ценности и самоощущение ли…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrenniy-obraz
Образ – наше «всё». Психология формирования образной картины мира
Эта статья вообще не должна была появиться. В разговоре о психологических особенностях интроверта она казалась избыточной.
Зачем останавливаться на том, что в книгах по психологии давно считается «общим местом», зачем возвращаться к азам? Но лишней эта статья только казалась.
К нашему удивлению, подавляющее большинство людей, с которыми мы общались, совершенно недооценивали значение Образа восприятия мира. Совершенно «не по-нашему» определяли его роль.
Капканы психологии. Споткнулись на ровном месте
Это самое «подавляющее большинство» сразу озадачило нас отношением к Образу, как к чему-то литературному или модельно-дизайнерскому.
В основном, эти люди считали Образ узкопрофессиональным термином, использование которого в жизни необязательно.
Удивились мы ещё и потому, что для нас Образ – это фундаментальное понятие психологии, без использования которого вообще никакого диалога не получается.
Приходится проговорить нашу позицию по этому вопросу «на берегу», иначе «дальше» мы перестанем понимать друг друга. А «дальше» идут статьи о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, статьи о дружбе, о психологическом восприятии Родины и т.д.
Что такое психологический образ
В заголовке мы не преувеличивали. Образ – это «всё»:
- Когда вы разговариваете с каким-то человеком, вы не его видите перед собой, а своё представление о нём – Образ.
- Когда вы вспоминаете об отпуске, вы не улицы-пляжи-моря вспоминаете, а впечатление от них – Образ.
- Когда вы читаете эпизод истории мира-страны-личности, вы не перечень реальных фактов принимаете в виде знаний, а сформированный историками, традициями, общественным мнением, сплетнями и т.д. шаблон-представление – Образ.
Психологический образ всегда и везде
Но и вас никто по-настоящему не знает. Даже самые близкие люди. Ведь они тоже общаются не с вами, а с представлениями о вас – с вашим Образом. Вы можете своим поведением вносить коррективы в первоначальную конфигурацию образа, сложившуюся по мотивам вашей личности. Хотите или нет – вносите. Но далеко не всегда вы корректируете расчётливо.
Потому что, если одни воспринимают вас как не вполне уравновешенного человека, а другие знают вас как любителя домашних животных, то одно и то же поведение – прыжок в горящее здание, откуда доносится слабое мяуканье, –
- одни посчитают проявлением ненормальности и назовут вас психом,
- а другие – проявлением гуманизма, и назовут вас героем.
Потому и образ интроверта в массовом сознании – это гораздо более серьёзная величина, чем кажется. От этого не отмахнёшься просто так, если люди остаются частью вашей среды обитания.
Образ интроверта в собственных глазах
Но ещё более серьёзное значение имеет тот образ, который складывается у человека о самом себе. Категорическое несовпадение представлений о себе с реальными возможностями своего организма, может вообще угрожать жизни.
Более-менее адекватное восприятие своих возможностей снижает эту угрозу, но не гарантирует комплексной истины. То есть, сам себя человек тоже не знает. И, кажется, это принципиальное незнание. (Подробнее в статье «Отражённый образ интроверта.
Психологическое восприятие самого себя»).
Так что говорить о том, какой человек «на самом деле», по меньшей мере, некорректно. Этого не знает никто, в том числе, и сам человек тоже. Говорить можно только об образе человека в различных представлениях. И от этого основополагающего постулата мы будем «плясать».
Источник: http://i-introvert.com/logika-vybora-introverta/16-obraz-nashe-vsjo-psikhologiya-formirovaniya-obraznoj-kartiny-mira
Образ в системе психической регуляции деятельности
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин.
Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека.
Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова.
Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как «сколки с действительности» — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга.
Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде.
1.1. Образ как феномен психического отражения
Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему-то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?
С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. (Подробнее об отражательной сущности психических явлений см. [7, 8, 87, 100]).
Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. В этой связи
они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.
Именно с освоения категории отражения в ее диалектико-материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.
Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика [2].
Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.
В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев [7-9], С.В. Кравков [78], А.Н. Леонтьев [87, 88], С.Л. Рубинштейн [132], А.А. Смирнов [137], Б.М. Теплов [147] и др.).
Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа.
Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М.
Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений [135, с. 433].
По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» [1, с. 82].
В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа» [7, с. 227].
С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует» [133, с.34]. По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.
Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету.
При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой).
Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.
Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.
Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?
В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.
Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект — это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия.
Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект.
При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.
Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным.
Эта субъективность по-разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения.
Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.
Психология bookap
Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д.
Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны.
Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.
Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.
Источник: http://bookap.info/genpsy/obraz/gl2.shtm
Внутренний мир человека
Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален.
Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем.
Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся — настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы».
Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он — отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание.
Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его.
Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.
Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание.
В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом.
Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает.
Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.
https://www.youtube.com/watch?v=iv7Km6e0o4c
Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев).
Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя.
Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.
Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.
Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время.
Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т. Н.
Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.
По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении — это форма существования психологического вообще, а в более узком — форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства.
Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека.
В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем.
Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу.
Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т.
д ? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.
Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др.
Пример. Рассмотрим факты ускорения—замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается.
Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно — оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем.
По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение.
Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой — медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать.
Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать.
Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно.
Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы.
Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой — социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки.
Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого.
Способ существования — монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог — собственное Я представляется глазами другого.
С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь. 1.
«Самовыражения Я» — размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния — монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я. 2. «Размышление о другом» — характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты».
Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика. 3. «Необъективированность мысленных образов» — другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются. 4.
«Планирование будущего» — состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.
5. «Фиксация на препятствии» — характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации.
Источник: https://psyera.ru/vnutrenniy-mir-cheloveka_7777.htm
Проблема вторичных образов в психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 4, с. 17-26
К 40-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН И 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Ф. ЛОМОВА
Проблема вторичных образов в психологии
© 2012 г. А. А. Гостев
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва
На основе понятия образной сферы человека и с опорой на междисциплинарное знание задается новый уровень осмысления образного опыта во внутреннем мире личности. Рассмотрены проблемы осознаваемого/неосознаваемого, самопознания, резервных возможностей психики, онтологического статуса образов, социального восприятия и др.
Вводится понятие о трансляционной функции образной сферы, ответственной за единство контакта субъекта с внешней действительностью и собственным внутренним миром.
Представлены иллюстрации данной функции, в том числе на культурологическом материале, роль образов в понимании духовных смыслов, в самопознании, личностном и духовном развитии, в отражении социальной реальности.
Ключевые слова: вторичные образы, образная сфера, личность, трансляционная функция, духовные смыслы, осознавание внутреннего опыта, социальное восприятие.
Современный мир в качестве главных задач психологической науки выдвигает исследование «тайн человеческой души» и ее возможностей. Это предполагает углубление изучения внутреннего мира личности и приводит к исследованию основных форм психического отражения-регулирования, в которых человеку представлены и объективная действительность, и его субъективность.
Одной из таких форм выступают многочисленные образные явления — образы долговременной и кратковременной памяти, представления о мире и самом себе, воображение/фантазии, сновидения и другие.
«Образные события» (явления) во внутреннем мире личности, связанные с неосознаваемым психическим и духовно-нравственной сферой человеческого бытия, представлены спектром «внутренних образов», переживаемых в отсутствии непосредственно воздействующего физического стимула в качестве прообраза, т.е.
образах, не привязанных к непосредственному воздействию на человека окружающей материальной среды. Обобщающим и выражающим эту идею является понятие «вторичный образ» [47]. Разработка данного феномена заложена представителями Ленинградской психологической школы — Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым и др.
ОБРАЗНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА
В психологии вторичные образы связываются с уровнем представлений, который является пе-
реходным звеном от восприятия к высшим психическим процессам [1, 11]. Сформированный в единстве восприятия, мышления и речи образ-представление рассматривается как качественно новая ступень познания.
Уникальность и универсальность роли «внутренней образности» включает ее во все области психологического знания (хотя и в отечественной, и в западной психологии образы и «изгонялись», и «возвращались»).
Изучение образов приобретает огромное значение для решения теоретических проблем психологической науки: целостного понимания психики и ее резервных возможностей, механизмов осознаваемого/неосознаваемого, соотношения чувственного и понятийного в психике, ее полифункциональности, семиотической организации мировосприятия [12], онтологии образа и др.
Познавательная и регулятивная сила «внутренней образности» понятна: образы являются самым древним языком психики, связанным с допонятийным мышлением, и в онтогенезе до овладения речью опыт ребенка «записывается» в образной форме. Образы выступают «мостиками» к хранилищу опыта, куда нет доступа понятийному познанию, с этого глубинного уровня они формируют «программы-матрицы», участвующие в психической регуляции и влияющие на действительность.
Невозможно назвать область человеческой жизнедеятельности, где не функционировали
бы вторичные образы. Психология традиционно подчеркивала их значение в познании, труде и общении, в научном и художественном творчестве.
Роль образов обобщенно определяется тем, что их содержание, произвольно и непроизвольно перемещаясь в пространстве и времени, репрезентирует в осознаваемом/неосознаваемом (включая «сверхсознательные сферы») отсутствующий стимул-объект-прообраз в ситуации взаимодействия человека с миром — «здесь и теперь».
В то же время приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую и практическую значимостью изучения вторичных образов, на внимание к ним разных областей психологии, по-прежнему наблюдается фрагментарность и неоднозначность знания о предмете.
Для осмысления многообразия образного опыта мы вводим понятие о совокупности-спектре вторичных образов различных классов — образной сфере человека (ОСЧ или просто ОС) как важнейшем компоненте его внутреннего мира.
ОСЧ описывает совокупность взаимосвязанных классов вторичных образов, и, соответственно, многообразие образного опыта человека. В ОСЧ вторичные образы представляют собой элементы, имеющие структуру, систему функций, особенности развития.
Образная сфера как понятие задает представление о более высоком уровне целостности вторичных образов, включенных в психику, что позволяет рассматривать нечто общее в структуре и функционировании «внутренней образности».
ОСЧ анализируется в нескольких аспектах, таких как: 1) классификация/систематика образных феноменов; 2) множество вторичных образов, которые могут быть пережиты конкретным человеком; 3) множество форм потенциального образного опыта, который может быть представлен в сознании людей.
В целом же ОСЧ понимается как многомерная, многоуровневая динамическая подсистема психики, «элементы-образы» которой выполняют специфические функции в психическом отражении-регулировании относительно внешней действительности, и внутреннего мира личности в соответствии с жизненными обстоятельствами.
В исследованиях ОСЧ необходимо изучение: 1) состава/структуры — совокупности основных классов вторичных образов и характера их взаимосвязи; 2) характеристик — общих и частных, присущих конкретным классам вторичных образов и ОСЧ в целом [5, 7]. Множество классов и подклассов вторичных образов может быть описано кольцевой структурой, демонстрирующей связь
образов с явлениями сознания/неосознаваемого; классы вторичных образов — в соответствии с психологическим (память, внимание) и общенаучным (пространство — время — энергия — информация) базисами [2, 3].
ОСЧ представлена как система, состоящая из классов и подклассов, упорядоченных в соответствии с условными уровнями активации сознания1 и замкнутых в «кольцевую структуру» (этим показана невозможность изъятия его элементов). Основные классы образов дают целостное представление о феноменологии образной сферы человека, предполагая его духовно-нравственные потенции.
Систематика допускает свою конкретизацию по набору оснований: подклассы образов в секторах «кольца» могут быть типоло-гизированы по параметрам «продуктивность-ре-продуктивность» и «произвольность-непроизвольность», субъективная локализация и чувство реалистичности образа, факторы порождения образов, содержания образа — «реально-бытийного» и «виртуально-инобытийного».
Описание индивидуального сознания [3, 5] дает дополнительные «феноменологические кирпичики» для образного опыта в особых (измененных) состояниях сознания. И это значимо, ибо психология мало знает об образах в подобных состояниях сознания, которые важны в связи с осмыслением механизмов глубинных/надличностных субъективных реальностей.
«Белым пятном», например, являются образы, связанные с религиозно-мистическими переживаниями. Изучение латентных функций образов особых состояний сознания поможет ответить на значимый вопрос теории психического отражения-регулирования: для чего нужно потенциальное многообразие классов вторичных о бразов.
Раскрытие понятия ОСЧ предполагает описание характеристик вторичного образа в каждом его классе (в связи с процедурами измерения), определение дублирования и взаимодополняемости измерений «внутренней образности», разведение общих и частных параметров, соотнесение их с сенсорной, эмоциональной и двигательной сторонами психики.
Необходимы также: 1) систематизация в наборе исходных характеристик, описывающих конкретный класс вторичного образа, 2) определение набора интегральных характеристик «образности», таких как «яркость-четкость-ясность», «контролируемость» (аспекты мысленного оперирования образами), «подвижность» вторичных образов (скорость формирования об-
1 Вторичные образы — единицы потока сознания, а состояния сознания детерминируют образный опыт.
разов, их смены в сознании), 3) выявление соотношения интегральных и парциальных характеристик [5, 8].
Исследования подтвердили сложный характер функциональной нагрузки параметров образной сферы человека, что подчеркивает значимость дифференциально-психологического подхода к ней, связанного с анализом вклада индивидуальных особенностей вторичных образов различного класса в обеспечение конкретных проявлений жизнедеятельности человека, а также актуальность изучения взаимной детерминации интегральной картины мира и конкретных образов. Индивидуальные особенности вторичных образов приводят к различиям в «мире образов». Влияние конкретных образов на картину мира может быть проиллюстрировано религиозным опытом: переживания возникающих образов трансформируют представления о мире.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗНОМУ ОПЫТУ
Трудности в изучении образной сферы человека во многом определяются отсутствием должного синтеза естественно-научного и гуманитарного оснований психологической науки, который позволил бы вывести проблему в междисциплинарный контекст.
В связи с этим вызывает интерес феноменологическая «развертка» ОСЧ — формы субъективной репрезентации окружающей реальности и внутреннего мира, закономерности актуализации глубинного образного опыта, латентного для «повседневного осознания».
С позиций феноменологически-герменевтического подхода (ФГП) [5, 6] образный опыт человека рассматривается как «субличность-персонаж», которую человек призван понимать; элементы этого опыта, соответственно, также объект понимания. ФГП основывается на принципах «понимающей психологии» и позвол
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: http://naukarus.com/problema-vtorichnyh-obrazov-v-psihologii
Понятие о психике и психическом образе
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Все живые организмы для своего выживания взаимодействуют со средой. Для этого необходимо ее отражать. Отражение — всеобщее свойство материи.
В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. Живой организм отличается особым типом отражения — раздражимостью — свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.
По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. Такая форма отражения получила название — чувствительность. Она и есть психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности.
Психика — отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат.
instinctus — побуждение) — наследственно закрепленные формы поведения.
Для приспособления к меняющимся, усложняющимся условиям внешней среды стала необходима более гибкая форма поведения — возникает и развивается способность отражать не только отдельные свойства окружающего мира, но и целостные ситуации: анализировать конкретные условия среды, вырабатывать индивидуальные формы поведения.
Психика человека — сигнальная, социально обусловленная отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
2.) Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятия) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения).
Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
В психическом образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, но которые должны быть у него в данной ситуации.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, «проигрывать» варианты возможного развития действительности, активизируют образное мышление.
Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией — регуляция деятельности.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных.
Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью.
Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д.
Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира.
Но субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).
Психика человека формируется и проявляется в его
2.) деятельности, которая определяется как человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия.
Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.
Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/20155.html