Внутренний взрослый — психология

Воля и Внутренний Взрослый

?«Сила есть, воля есть — а силы воли нету»Творческий отпуск у меня закончился, возвращаюсь со своими эссе :)Сегодня поговорим о том, как укрепить Внутреннего Взрослого.

Внутренний Взрослый — это важная часть личности, отвечающая за волю, принятие решений и действия. Но к сожалению, у большинства внутренний взрослый слабый и недостаточно развитый.

Функции Внутреннего взрослого

Воля — способность делать выбор и совершать действияЖизнь в реальности здесь и сейчасВнутренний взрослый:Делает осознанный выборПринимает решенияВоплощает в жизнь принятые решенияДействует в реальности, планомерно и целенаправленноА кроме этого, помогает поддерживать конструктивное общение между внутренними Родителем и Ребенком. При необходимости выступает «регулировщиком» между ними, возвращает их в реальность.

Как формируется Внутренний Взрослый

Взрослая часть личности формируется постепенно — в возрасте с 7 до 12-14 лет.У ребенка развиваются аналитические процессы, появляется логическое мышление,Он учится сравнивать, выбирать, принимать решенияУчится брать на себя ответственность и действовать.

Если родители гиперопекающие и всё решают за ребенка, не дают ему выбрать и принимать решения, не дают действовать по собственному выбору — то Внутренний Взрослый будет слабым. Такому человеку будет трудно проявлять волю, планировать и осуществлять свои планы.

Сложности с внутренним взрослым

У большинства людей внутренний взрослый слабый и недостаточно активный.

Его может подавлять контролирующий внутренний Родитель — это называется контаминация (заражение)В этом случае человек руководствуется установками и стереотипами, которые получил из родительской семьи или из социума, и действует потому что «так надо», «так положено» — не задумываясь о том, насколько это нужно, важно и полезно именно ему.

Например:

Девушка считает что «надо выйти замуж, потому что в моем возрасте уже положено быть замужем и стыдно быть незамужем». И выходит замуж за не очень-то подходящего человека, потому что «так надо и положено». Потом либо разводится, либо мучается в несчастливом браке. Я видела не один такой пример…

Либо другой вариант, когда Внутренний Взрослый контаминирован Ребенком. Тогда человек может быть под влиянием магического мышления или страхов, пребывать в иллюзиях.Например: «Все мной недовольны и меня осуждают».Эссе о 12-ти родительских посланиях — это тоже примеры такого влияния Внутреннего ребенка на Взрослого.

Как укреплять Взрослого

1. Развивать волю:Волю можно укреплять сначала на маленьких делах. Решили, запланировали и сделали. Благодаря этому способность действовать и проявлять волю будет расти.Если на данный момент воля не очень развита, то ошибкой будет планировать сразу много. Это как в спорте — впервые приходя в тренажерный зал, никто не берется за штангу весом 200 кг. Начинают тренироваться с малых весов, и постепенно наращивают.2. Развивать осознанность, способность быть здесь-и-сейчас, и наблюдать.Замечать в себе, когда прорывается оценивающий и указующий родитель, когда активизируется ребенок.Важно, не надо пытаться с ними бороться. Можно просто наблюдать за ними и осознавать их. Если вступать в борьбу, пытаться их подавить или вытеснить — от этого будет только расти внутреннее напряжение и внутренний конфликт. И наоборот, если просто наблюдать за ними с принятием, давать им место и время — то со временем появится конструктивное взаимодействие.3. Понимать свои жизненные ценности и учиться ставить приоритеты:Жизненные ценности «живут» в родительском эго-состоянии, и становятся опорой для внутреннего Взрослого, когда нужно сделать выбор или принять решение.

В терапии

В терапии идет работа с 3-мя эго-состояниями:Ребенок из подавленного и травмированного становится творческим, способным чувствовать радость жизни и быть спонтанным.Родитель из контролирующего и указующего становится поддерживающим и заботливым.Благодаря этому, внутренний взрослый освобождается от их подавляющего влияния (происходит деконтаминация), и укрепляется.

Кроме того, сама терапия усиливает Внутреннего взрослого — человек становится более осознанным, учится проявлять волю, выбирать, принимать решения, действовать.

Психотерапевтический контракт также направлен на укрепление взрослого: клиент берет на себя ответственность приходить вовремя и регулярно на сессии, сам говорит чего бы он хотел от терапии, ставит цели и задачи

Интегрированный взрослый

В результате терапевтической работы появляется состояние Интегрированный Взрослый.Это состояние включает в себя позитивные элементы Внутренних Ребенка и Родителя.от Ребенка: радость жизни, спонтанность, творчествоот Родителя: самоподдержку, жизненные ценности, способность заботиться

Важное дополнение про волю:

Проявить волю — это НЕ означает запланировать, саботировать 3 месяца, извести себя претензиями и руганью, и в последний момент сделать как попало «на отстань» 🙂   Здесь как раз Взрослый почти отсутствует и включается только перед самым дедлайном.

  Ребенок саботирует,  Родитель давит и требует.

  И еще большой вопрос, из какого состояния дело было запланировано: потому что это надо и так положено (Родитель), потому что меня заставляют и деваться некуда (Ребенок) или потому что я так решаю и выбираю (Взрослый)Проявить волю — это значит решить что мне это надо (потому что согласуется с моими жизненными ценностями), запланировать и сделать. Без самосаботажа, претензий к себе и подобных игр с самими собой :)Приглашаю к обсуждению в комментариях!–Вероника Крайнова

Психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

Источник: https://ru-psiholog.livejournal.com/7383310.html

Клуб Здорового Сознания

Внутренний Взрослый — одно из естественных внутренних эго-состояний, наше разумное начало, аналог Эго из схемы . понятие предложено . Как правило, состояние или позиция Внутренний Взрослый рассматривается в триаде .

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек в таком состоянии не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющейся информации решение.

Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого.

Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом.

Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить.

Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении.

Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка.

Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: «Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости» (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) «Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо».

Авторы этих строк: Ян Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, СПб, 1996.

?

Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само — говорится о находящемся в нас внутреннем Взрослом. Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции — говорится о позиции Взрослого. Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. Внутреннего Взрослого в себе ищут, позицию Взрослого — создают.

Разговоры о Внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, работающими с клиентами, у которых нет привычки к активной и ответственной позиции. В вопрос о позиции взрослого ставится как требование: «Вы взрослый человек? Как ведет себя в этой ситуации взрослый человек?».

Взаимоотношения личностных позиций

Некоторые личностные позиции взаимодополняют друг друга, пересечения некоторых порождают . Смотри

Источник: https://psy-space.ru/?page=vnutrenniy-vzroslyy

Психология взрослого

Психология — одна из самых спорных, но при этом необходимых в повседневной жизни наук. Основным предметом ее изучения являются процессы, протекающие во внутреннем мире человека и обусловливающие его поведение.

Пожалуй, самой интересной областью этого учения является психология взрослого человека.

Цельной личности, сформировавшейся под влиянием определенных обстоятельств, зачастую бывает непросто занять свою нишу в это мире или найти общий язык с окружающими людьми.

Психология взрослого исследует механизмы и закономерности психики зрелого человека и посредством полученных сведений помогает находить выход из душевных трудностей.

Кому и в каких случаях может помочь психология взрослого?

Данная система знаний выделяет несколько возрастных категорий, каждой из которых присущи собственные психологические проблемы. Специалисты, работающие со взрослыми людьми, стараются найти индивидуальный подход к решению каждой из них:

  • 16–22 года — начальная фаза взросления, которая может сопровождаться усиленным стремлением самоутвердиться на выбранном поприще, обостренным чувством собственного достоинства, болезненным отношением к критике.
  • 23–28 лет — стадия, на которой происходит окончательное оформление личности. В этот период человек часто переживает кризисы, связанные с тем, что выбранные им жизненные принципы и установки не вписываются в реальную действительность.
  • 29–33 года — время переоценки ценностей. Душевная жизнь человека в этом возрасте может страдать от эмоциональной нестабильности и частых перепадов настроения.
  • 34–39 лет — так называемый период «бури и натиска». Представители данной возрастной группы с головой погружаются в работу, забывая о семье и отдыхе. Себя проявляют такие психологические проблемы, как трудоголизм и эскапизм.
  • 40–50 лет — «кризис среднего возраста», который сопровождается иллюзией, что жизнь проходит мимо. Люди в этом возрасте отчаянно стремятся наверстать упущенное, и это зачастую приводит к разрушительным последствиям.
  • 50 лет и далее — стадия примирения с самим собой. Она может стать удивительно плодотворной, если направить энергию человека в нужное русло.

Какие методики применяются в психологии взрослого?

Психотерапия взрослых пациентов проводится как в группах, так и в форме индивидуальных консультаций. Для большинства людей более предпочтительным является второй вариант. Общаясь с клиентом с глазу на глаз, психолог подбирает наиболее подходящие методики лечения. Самыми практикуемыми являются:

  • когнитивная психотерапия, в основе которой лежит идея о том, что проблемы человека — это следствие неправильного восприятия действительности. Клиента учат смотреть на окружающую его жизнь под оптимальным углом
  • бихевиоральная психотерапия, прививающая пациенту навыки поведения, полезные для адаптации в обществе
  • психодинамическая психотерапия, благодаря которой решаются сознательные и бессознательные конфликты человека, нейтрализуются его негативные эмоции.

Разумеется, это только малая часть существующих терапевтических практик. Кроме того, постоянно разрабатываются все новые и новые методы лечения, приходящие на смену устаревшим техникам.

Как правильно выбрать специалиста?

При выборе специалиста, которому вы намериваетесь доверить гармонизацию своего внутреннего мира, следует опираться на ряд факторов: наличие у психолога диплома, сертификата и другой необходимой документации, отзывы и рекомендации пациентов, стаж его работы.

Не менее значимы ваши собственные ощущения от сеанса терапии. Важно, чтобы психотерапевт не применял агрессивных методов воздействия на сознание, был корректен и вежлив.

Помните, что необходимый эффект будет достигнут только в том случае, если встречи со специалистом оставляют у вас положительные эмоции.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/psikhologiya-vzroslogo

Родитель, Ребёнок, Взрослый. Э.Берн

Наше триединое царство

Каждый из нас – это нечто целое,  в тоже время, разделенное на некие части.

Читайте также:  Использование дрессировки - психология

Возникают вопросы:  что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?

Речь пойдёт о  модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.

Я уже писал раньше об этом.

А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.

Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, ребёнок или взрослый.

Итак, родитель.

Родитель- это незыблемый авторитет, нацеленный на сохранение, устойчивость и продолжение рода.

По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!

Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.

Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.

Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.

Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?

Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.

 Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?

Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».

Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».

Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.

Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.

Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне.

И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.

Обычно  эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.

Если грубо дать определения, то примерно так:  естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.

Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.

Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.

Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.

И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.

Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».

Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.

«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы — те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»

(Кен Уилбер. ЭФФЕКТИВНЫЙ СИНТЕЗ ТРАНЗАКЦИОННОГО АНАЛИЗА И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ)

Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.

А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.

Ездил я как-то на днях  много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.

Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.

Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.

Далее, в другом автобусе, подросток лет 11-ти попросился у водителя проехать бесплатно пару остановок. Тот по —  доброму, по — отечески ему разрешил. Да и где подростку набраться денег на проезд? Пацан плюхнулся на сиденье и довольно улыбался.

Адаптированный ребёнок? Вероятно.

И завершающая сцена как по сценарию в третьем автобусе. Мать и дочка лет пяти. Маленький такой ангелочек с косичками и тонкой шейкой. Я про дочку. Села, сгорбилась.

Как я потом понял: было от чего. Начала мать её отчитывать за авторучку, которую та нечаянно присвоила, не знаю уж где. Нельзя чужое присваивать, больше так не делай.

Верные, конечно, замечания. Только тон был слишком строгий.

Через минуту-две они пересели на освободившееся заднее сиденье. Девочка получила очередной упрёк в том, что чересчур резко и поспешно (то есть по-детски) села.

Вскоре было и третье замечание: громко говорить нельзя, нехорошо. Хотела дитя что-то искренне и с интересом рассказать. Заткнули ребёнку рот.

Не выдержал я и вмешался: «Да пусть она громко говорит, мне приятно её слушать!»

Тут уже мне пришлось наблюдать двух смутившихся детей, мама тоже потупила глаза.

Увидела в моём лице строгого, осуждающего родителя?

Грустно!

Я не выдумал эти автобусные истории, свидетелями которых был неделю назад.

Из меня плохой сочинитель и писатель. Я просто думаю и размышляю.

Надеюсь, что не зря. Трансактный анализ Берна стоит того, чтобы над ним думать и наблюдать в жизни и в себе.

Продолжение следует.

Источник: http://andrey-eltsov.ru/roditel-rebyonok-vzroslyi/

Наше внутреннее трио: ребенок, взрослый, родитель

Наше внутреннее трио: ребенок, взрослый, родитель

Ребенок в нас — какой он?

Внутреннее состояние «ребенок» характеризуется поведением, которое было свойственно человеку в детском возрасте.

Когда взрослый человек находится в этом состоянии, его активность очень похожа, например, на пятилетнего малыша. Он стоит, ходит, говорит, сидит, жестикулирует так, как он это делал именно в возрасте пяти лет. И именно этому возрасту соответствуют мировоззрение, мироощущение, чувства и мысли.

Что касается возрастных рамок, то зачастую возраст нашего внутреннего ребенка не превышает семи лет, а в некоторых случаях достигает всего одного дня (одной недели). И если во взрослой жизни внутренний ребенок находится в возрасте до года, в этом случае следует говорить о серьезных проблемах.

У взрослых детское состояние не бывает долговременным – принятые социальные нормы накладывают определенные ограничения, не позволяют вести себя по-детски.

В качестве примера проявления этого состояния у взрослого человека можно привести игру в футбол: эмоции выражаются непосредственно (как и свойственно ребенку), взрослый мужчина кричит и прыгает так, как делал бы это он сам в детском возрасте.

Следует отметить, что этот мужчина в момент игры и воспринимает окружающий мир как ребенок, а не только ведет себя таким образом.

Для взрослого человека, находящегося в детском эго-состоянии, характерными являются присущие ребенку жесты и позы: косолапость, опущенная голова, прыжки, громкий смех, крики, хлопанье в ладоши. Также детским паттерном поведения являются ситуации, когда человек «сползает» на край стула, горбится, ерзает.

У взрослого человека «в норме» детское состояние имеет свойство проявляться в ситуациях чрезмерной радости, стресса, а также болезненных переживаний.

Ребенок в психике человека играет очень важную и значимую роль – это источник спонтанности, креативности, творческих стремлений и изменений. Внутренний ребенок – единственная часть, которая по-настоящему радуется жизни.

Внутренний «взрослый»

Если говорить метафорой, то внутреннее состояние «взрослого» – это вычислительная машина. И такое сравнение оправдано, потому что задачи, решаемые «взрослым», схожи с задачами автоматизированной машины – сбор и обработка поступающей информации, а также в случае необходимости прогноз ситуаций и событий.

В отличие от внутреннего ребенка, который видит этот мир в одном цвете и воспринимает его с одной позиции, взрослый имеет способность видеть окружающие явления в разных тонах, а также воспринимать их с нескольких позиций. То есть это состояние отличается объективностью.

Еще одной важной характеристикой внутреннего взрослого является своеобразное «бесчувствие», которое и помогает воспринимать поступающую из внешней среды информацию наиболее объективно. Можно сказать, что для этого взрослого характерна определенная рациональность.

Однако не следует путать внутренних «взрослого» и «родителя», о котором пойдет речь далее: родительское эго-состояние также может проявляться внешней рациональностью и относительным спокойствием.

Но здесь главным определяющим отличием будет именно отсутствие чувств у «взрослого».

Следует отметить, что при всем «бесчувствии», взрослое эго-состояние имеет способность осознавать чувства «ребенка» и «родителя».

Родитель, который навсегда внутри

Репертуар поведения внутреннего родителя является результатом «копирования» поведения своих родителей либо других значимых лиц. Зачастую такое «копирование» является практически идентичным, то есть поведенческие паттерны наших родителей – это поведенческие паттерны нашего внутреннего родителя.

Что касается содержания эго-состояния родителя, то оно является относительно константным. При всем при этом оно имеет свойство дополняться и изменяться благодаря привнесению личностью чего-то нового в «родительский» репертуар или исключению из него чего-либо.

К примеру, ситуация воспитания своего первенца может способствовать расширению поведенческих реакций внутреннего родителя.

Также внутренний родитель может в чем-то изменяться при столкновении с ситуациями, которые требуют родительских реакций, либо при встрече с новыми образцами подражания, значимыми лицами.

Среди возможностей данного эго-состояния можно выделить помощь внутреннему взрослому в принятии некоторых решений.

Это может происходить в ситуациях, когда у «взрослого» недостаточно информации для самостоятельного принятия решения, или она просто является недоступной для него.

Важно отметить, что эго-состояние родителя у некоторых людей может заменять эго-состояние взрослого, причем эта «замена» может быть постоянной.

По своей сути эта внутренняя часть является хранителем ценностей и традиций, и в этом ключе играет важную роль в воспитании детей и в целом в сохранении культуры.

У каждого человека есть возможность развивать своего внутреннего «заботливого родителя», устраняя при этом деструктивные стороны поведения данной части. Следует отметить, что большая часть родительских реакций личности формируется посредством научения.

Источник: http://centrparus.ru/nashe-vnutrennee-trio/

«Внутренний ребенок» в жизни и в психотерапии

Где нет детства,

там нет и зрелости.

Франсуаза Дольто.

Быть пятидесятилетним не значит перестать

 быть сорокалетним, двадцатилетним, трехлетним.

Это значит, что если вам пятьдесят, то одновременно

вам сорок, тридцать, двадцать, десять, пять лет и два года.

Ж.М. Робин.

В современных теориях развития содержатся идеи, что этот процесс (развитие) предполагает не только последовательность, но и одновременность.

Взрослая жизнь не прилагается к детству как его простое продолжение, линии времени наслаиваются друг на друга и действуют одновременно (Ж.М. Робин).

В структуре личности взрослого человека присутствую различные Эго-состояния (Э. Берн), внутренние объекты (представители теории объектных отношений).

У каждого внутреннего состояния есть свои функции, чувства, установки, привычные паттерны действия. Каждое состояние последовательно появляется на «сцене психической жизни» человека в определенных ситуациях.

Читайте также:  Медитация и аутотренинг - психология

Рассмотрим более подробно два таких состояния – состояния внутреннего ребенка и внутреннего взрослого, в дальнейшем по тексту называемых Ребенок и Взрослый.

Ребенок – витальный, креативный, спонтанный, эмоциональный.

Функции ребенка – игра, творчество.

Взрослый – ответственный, осознающий, взвешенный, рациональный… Функции Взрослого – принятие решения, выбор, забота, поддержка…

Ребенок – требующий, нуждающийся, зависимый…

Взрослый – дающий, уверенный, поддерживающий, успокаивающий…

Детская установка к жизни – «ждать» и «получать». Ждать от взрослых удовлетворения своих потребностей и брать-получать то, что они ему дают.

Взрослая установка – «действовать», «брать» и «давать». Не ждать чего-либо от других и от жизни, а действовать, брать самому, и давать нуждающемуся другому.

Способность человека быть в контакте со своими внутренними объектами является условием его психологического здоровья.

Психологические проблемы возникают в том случае, если какая-то часть личности оказывается выключенной, нефункционирующей. Это может касаться как состояния Ребенок, так и состояния Взрослый.

В каких случаях это происходит? Как это проявляется? Опишу наиболее типичные варианты таких проявлений.

Счастливый ребенок.

Счастливы те люди, у которых были психологически взрослые родители. В этом случае у них было счастливое, беззаботное детство. «Достаточно хорошие родители» (термин Винникотта) способны выполнять ряд важных родительских функций, а именно:

  • контейнирование неудач ребенка (родитель смягчает неудачи, сглаживает их, не даёт им гипертрофировать эмоции малыша до состояния паники и ужаса);
  • авансирование (родитель верит в возможности ребёнка, предоставляет ему условия для самостоятельного достижения целей);
  • поддержание чувства радости у малыша в счастливые для него моменты (родители искренне со-радуются со своим малышом, испытывают чувство гордости за него).

Родительские качества-функции (забота, поддержка, принятие, любовь) интернализируются  ребенком (присваиваются, ассимилируются) и становятся со временем функциями ребенка – самоподдержка, самоверенность, самопринятие, самоуспокоение… и много еще других «само-». В итоге повзрослевший человек в стандартных, привычных для него  ситуациях, уже не нуждается в поддержке родителей и способен самостоятельно работать в «режиме само-».

Если у таких уже взрослых людей остается хорошая связь со своим внутренним ребенком, то также существует возможность подпитываться из этого состояния энергией для жизни.

Став взрослым, счастливый ребенок может уверенно идти по жизни, решать проблемы, принимать решения, делать выборы.

Такие люди представляются гармоничными, целостными, у них больше шансов быть  психологически здоровыми и счастливыми.

Возможность психологически повзрослеть естественным образом есть только у счастливого ребенка.

Травмированный ребенок.

Ребенок может быть травмированным в результате хронических фрустраций одной либо нескольких важных для него потребностей. Такая фрустрация является результатом неспособности родителей по физическим либо психологическим причинам удовлетворять его жизненно важные детские потребности.

Поскольку родительские фигуры являются источником многих жизненно необходимых потребностей ребенка (в безопасности, принятии, поддержке и др.), то и характер травм может быть разным.

Более подробно об этом можно почитать в нашей (написанной совместно с Натальей Олифирович) книге«Сказочные истории глазами психотерапевта», выпущенной в текущем году в издательстве «Речь» (Санкт-Петербург).

Фрустрированный в какой-то жизненно важной для него потребности ребенок оказывается перед необходимостью преждевременно столкнуться с суровой реальностью жизни, и вынужден рано повзрослеть. Психологически неготовый  к взрослости в силу несформированности ряда взрослых функций, он часто в качестве защиты прибегает кидеализации мира.

Идеализация  создает иллюзию существования хорошего, поддерживающего, защищающего мира в противовес миру реальному и неблагосклонному к нему. Яркой иллюстрацией этого феномена служит героиня сказки Г.Х. Андерсена –«Девочка со спичками».

Замерзающая, голодная, одинокая девочка представляет в свете горящих спичек яркий мир рождественского праздника.

Травмированный ребенок оказывается навсегда застрявшим между двумя мирами  — миром Ребенка и миром Взрослого. Внешне, физически, такие люди выглядят как взрослые, внутренне же, психологически, остаются детьми.

Такие люди всегда психологически находятся в позиции ребенка – недокормленного, вечно голодного, неудовлетворенного,  нуждающегося, зависимого, требовательного к другим.

Обиды, недовольство, упреки, претензии такого взрослого ребенка изначально предназначены родителям, тем не менее, под эти проекции могут попадать другие люди, чаще всего их партнеры по жизни.

В ситуации психотерапии такие клиенты жалуются, обижаются на других, жизнь, мир, судьбу. Психологической причиной такого их поведения является страх остаться одному, отсутствие доверия к близкому человеку и в целом к миру.

Они как маленькие, тревожные, хронически голодные, ненасыщаемые дети не могут поверить, что Другой человек их не бросит, не уйдет, будет всегда доступным.

В страхе оказаться одинокими и беззащитными такие люди «цепляются» за партнеров, создавая созависимые паттерны отношений.

Основной терапевтической задачей в работе с клиентом «Травмированный ребенок» будет его взросление, «подращивание». Суть психотерапии в данном случае состоит в создании таких  психотерапевтических отношений, в которых у клиента появилось бы пространство для до-формирования своих прерванных процессов развития.

Терапевту здесь придется запастись терпением и на первых порах терапии условно стать для такого клиента его родителем – надежным, чувствительным, понимающим и принимающим – для того, чтобы удовлетворить его детские фрустрированные потребности и создать фундамент для взросления клиента.

 Наиболее полно метод такой работы («преобразующая интернализация») описал Хайнц Кохут в своих книгах «Трансформация самости» и «Анализ самости».

Кроме описанных выше случаев хронического фрустрирования ранних детских потребностей, в такую «детскую» позицию беззащитного, дезорганизованного ребенка может также  попасть любой  человек в ситуации психической травмы, когда неблагоприятное воздействие внешней среды оказывается запредельным для его адаптивных ресурсов.

Однако такие случаи вынужденного регресса легко распознаются в силу очевидной их связи с травмирующими факторами, их вызывающими.

Это примеры острых психотравм, непосредственно следующих за травмирующими обстоятельствами, и, как правило, исчезающих вслед за их дезактулизацией.

Если же в таких случаях оказывается необходима психологическая помощь, то она не носит столь длительный характер и решает иные задачи, чем в случае вышеописанных травм, полученных в результате фрустрации ранних потребностей в детско-родительских отношениях.

Забытый ребенок.

Есть определенная категория взрослых людей, утерявших связь со своим внутренним счастливым ребенком. Это может стать причиной взрослых проблем: потери смысла жизни, депрессий, одиночества, отчужденности, апатии, скуки, потери радости в жизни, ее стереотипности,  «пресности», бессмысленности.

Предельным вариантом такого отчуждения от своего внутреннего ребенка могут бытькризисы жизни взрослого человека.

Кризис – это своеобразный регресс к ранним способам поведения и понимания мира, потеря привычного мироощущения. Одновременно это и единственный способ измениться и перейти к новому этапу своей жизни.  В кризисе для человека существуют две альтернативы: выжить или умереть.

  Здесь речь не обязательно идет о реальной, физической смерти. Смерть рассматривается как остановка в развитии, застой, следование за привычками, шаблонами и стереотипами, жизнь же – как творческая адаптация, возможность видеть и выбирать, быть открытым внешнему миру и миру своих переживаний.

Попадая в кризисную ситуацию, Взрослый каждый раз сталкивается с необходимостью встречи со своим внутренним Ребенком, и успешное преодоление кризиса предполагаетдиалог детской и взрослой части, в результате которого возможно «очищение от шелухи» — всего наносного, внешнего, второстепенного и обретение нового уровня целостности, глубины, чувствительности, внутренней мудрости.

Наиболее сложная ситуация возникает в том случае, когда в кризисном состоянии оказывается взрослый человек с внутренним травмированным ребенком. Его взрослая часть ничего не может взять от своей детской части — ни спонтанности, ни непосредственности, ни радости — там этого просто нет.

Человек может оказаться в глубокой депрессии, часто с мыслями о смерти. В таких случаях необходима помощь профессионального психолога/ психотерапевта. Фокус профессионального внимания здесь смещается на сотояние травмированного ребенка.

Невозможно вывести такого человека из кризиса, не проработав его ранние детские травмы.

Кратко о терапевтических стратегиях работы

Завершая, хочу обратить еще раз внимание на общее и отличное в работе с клиентами-травматиками и клиентами, переживающими кризис.

Общим для них будет создание в процессе терапии возможности Встречи двух внутренних состояний – Ребенка и Взрослого.

Для клиентов — травматиков основной психотерапевтической задачей будет«подращивание» внутреннего травмированного Ребенка, необходимого для появления функции Взрослого, способного опираться на себя, справляться с вызовами жизни.

Для клиентов, переживающих кризис, терапевтической задачей будет «реанимация»забытого Ребенка, с восстановлением чувствительности к своим желаниям, чувствам, переживаниям.

В терапии я использую для решения этих задач ряд конкретных методик, в том числе авторских, таких как пустой стул, письмо своему Ребенку, письмо своему Взрослому, работа с проективными картами, идентификационной игрушкой и другие.

Источник: http://lifehealingspace.com/vnutrenniy-rebenok-v-zhizni-i-v-psihoterapii/

Юлия Гридасова: Три состояния Я: родитель, взрослый и ребенок

В каждом из нас живет Ребенок…А еще Родитель и Взрослый. Эти внутренние персонажи образуют структуру личности, каждый представляет собой способ ее проявления.

За время своего существования теория эго-состояний стала невероятно популярной. Практически все, кто интересуется психологией, саморазвитием, эффективностью слышали о Внутренних Ребенке, Родителе, Взрослом.

Но как грамотно подойти к использованию этих знаний? Для начала кратко о каждом состоянии «я».

Родительское состояние

В первые годы жизни каждый из нас запечатлел в своей психике авторитетные фигуры: родителей, бабушек и дедушек, опекунов, воспитателей, образы из сказок, мультиков и другое. В итоге сформировалась часть психики, хранящая и передающая опыт, традиции, этические нормы, ценности. Все это перенято извне добровольно или под давлением воспитания.

Родительское состояние помогает принять решение автоматически в ситуации ограниченного времени, у него есть мнение касательно любой ситуации. Хорошо сформированное Родительское состояние играет ведущую роль в процессе воспитания наших детей.

Из него мы воспитываем и заботимся, разрешаем и запрещаем, поддерживаем и критикуем как других, так и себя.

Взрослое состояние

Часть психики, которая анализирует новую информацию, планирует, принимает решения, хранит и обрабатывает данные, приспосабливается ко внешнему миру. Внутренний Взрослый отвечает за то, как достигать поставленных целей. Это рациональная часть нас.

Мы наблюдаем Взрослого, когда врач ставит диагноз, а инженер разрабатывает проект. Когда человек не думает сам, позволяет другим принимать за него решения, это говорит о неразвитом Взрослом состоянии.

Вместе с тем без развитого Взрослого мы живем в прошлом: не осознаем меняющийся мир.

Детское состояние

Детское состояние представляет собой «внутренний слепок детства» человека: его желания, страхи, радости, надежды, заблуждения и все то, что наполняло внутреннюю реальность человека в ранние годы.

К этой составляющей психики также относят половое, пищевое влечения, инстинкт самосохранения. Во Внутреннем Ребенке живет творчество, озорство, радость игры и способность удивляться.

Но также в нем живут страхи, ошибочные верования, боль.

Кто же важнее?

Часто люди «по умолчанию» находятся преимущественно в том или другом эго-состоянии.

Когда они погружаются в изучение теории, то первое впечатление о ней может сподвигнуть выбирать: кто же важнее, кого поставить во главу угла? Кто-то считает, что самое главное — отдать бразды правления Взрослому (стать человекомашиной), исключить чувствительного Ребенка и консерватора-Родителя.

Кому-то жаль своего Ребенка, и все силы бросаются на его балование. Родитель, как правило, самостоятельно вырывается в лидеры, потому дополнительно мало кто мотивирован на его раскрытие. Действительно ли нам нужно выбирать, кому отдать преимущество, а кого «заглушить»?

Постоянный Взрослый

«Бесчувственный чурбан», «робот» — так в народе называют человека — Постоянного Взрослого. Он лишен душевной теплоты, моральных принципов, единственное, что его волнует, — это достижение цели. Иногда эта цель может принести ущерб другим людям, так как забота и сострадание — функция Внутреннего Родителя, который исключен.

Вечный Взрослый не вызывает интереса у других людей, он кажется скучным или жестким, отношения не складываются. Такой человек «женат на работе». Он не получает удовольствия от вечеринок, ему сложно играть и дурачиться — ведь это функция Дитя. Детское состояние воспринимается как помеха, слабость, глупость. Внутренний Ребенок начинает бунтовать.

Читайте также:  Долг - психология

Человек становится раздражительным и/или плаксивым. Появляется прокрастинация, апатия, снижается иммунитет. Даже после достижения цели всей своей жизни человек-Вечный-Взрослый не испытывает и капли удовлетворения.

Сосредоточить свое внимание исключительно на «выращивании» Взрослого с одновременным подавлением других состояний «Я» чревато губительными последствиями.

Постоянный Родитель

Этот внутренний персонаж может принимать два обличия: Постоянный Карающий (Критикующий) Родитель и Постоянный Заботливый (Поощряющий) Родитель. Первый — критик, моралист с обостренным чувством долга и справедливости. Может манипулировать другими, злоупотреблять властью.

Он критикует, обсуждает и осуждает, занимается нравоучениями. Нетрудно догадаться, как чувствуют себя люди в его окружении. Ему сложно что-то доказать, ведь существует только его мнение и неправильное.

Он относится к другим, как к неразумным детям, которых нужно контролировать.

Что касается Заботливого, то он в своей Постоянной форме выступает спасателем, чрезмерно опекающим всех и вся. Он может быть «сладким диктатором» или буквально святым, принесшим себя в жертву другим.

И главное — его об этом никто не просил, потому он часто страдает от неблагодарности других. Своими действиями он обесценивает ресурсы и право других людей преодолевать свои проблемы, развиваясь при этом.

Некоторые близкие буквально бегут от такого человека, чтобы спастись от чрезмерной опеки.

Постоянный ребенок

Иногда нам кажется, что дать полную свободу действий и решений своему Внутреннему Ребенку это самое правильное, что можно сделать. Особенно, когда в жизни было много критики, мало поддержки, куча сложностей и не самое радужное детство. Внутренний Ребенок «забит», «затравлен», пуглив.

Но что бы вы сказали реальному родителю, который сделал бы это для своего реального малыша? Ребенку нужна безопасность, определенность, уверенность, защищенность. Одна из базовых потребностей детей — потребность в границах. Да, родители помогают чаду со временем стать автономным, вырасти.

Но нельзя просто сказать: «Делай, что хочешь, ты свободная личность!» до тех пор, пока ребенок попросту не может распорядиться этой свободой. Нейрофизиологи говорят, что дети «используют мозг родителей», пока у них самих не разовьются необходимые части их собственного головного мозга.

И теория о том, что Внутренний Ребенок заслуживает на особенное положение в структуре личности вызывает у меня смешанные чувства именно поэтому.

Представьте себе мужчину тридцати лет, чья личность полностью «захвачена» Внутренним Ребенком. То, что мы привыкли воображать в противовес «бесчувственному чурбану»: он, несомненно, чувствует себя и других, проявляет спонтанность, творит, выражает эмоции, с ним может быть легко и весело, непринужденно.

Но мы редко идем дальше в своих представлениях. Дитя спонтанно и импульсивно не только в «киношном» понимании этого слова (кстати, видели фильм «Большой»1988 года?). Это потакание своим сиюминутным прихотям несмотря на их последствия (в итоге может «заработать» зависимость: от еды, компьютера, наркотиков и т.д.).

Жизнь превращается в череду простых удовольствий, бездумных и безответственных действий. Человек верит в свою уникальность и бесконечное обаяние и, в то, что другие люди должны брать ответственность, не он. Он верит в свое бессмертие и неуязвимость, потому при встрече с трудностями испытывает ужас и бессилие.

В качестве партнера он будет искать женщину, которая заменит ему Родителя.

Как обрести баланс?

Без Ребенка человек безэмоционален, не способен насладиться жизнью сполна. При этом мы не можем бросить в ребенка (будь он внутренним или реальным) «даром свободы», к которому он не готов. Роль Родителя — успокоить, защитить, поощрить там, где необходимо, уберечь от того, что опасно, передать свой опыт.

Исключив Родителя, человек не будет иметь жизненных принципов, он каждый раз будет создавать новую мораль, лишится способности заботиться как о себе, так и о других.

Задача Взрослого — принимать решения и ответственность за них, анализировать и синтезировать информацию, полученную из Родителя, Ребенка и окружающего мира.

Не важно, знали вы о существовании этой теории или нет, определяли ли осознанно какую-то часть себя в качестве главной или это вышло само собой в результате жизненного опыта, если вы распознали себя в предыдущих описаниях, ваша личность нуждается в балансе.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Ребенком?
  • В чем состоят обязанности Внутреннего Ребенка передо мной?

Подумайте над тем, как позаботиться о своем Внутреннем Ребенке. В чем он нуждается? Исполните свои давние желания, повторите особенно приятные удовольствия. Но при этом здраво (из Взрослого и с помощью Заботливого Родителя) оценивайте с точки зрения безопасности и ограничивайте в частоте в разумных пределах. У изобилия есть обратная сторона.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Родителем?
  • В чем состоят обязанности Внутреннего Родителя передо мной?

Задобрите своего Внутреннего Родителя, если он слишком критичен. Подумайте, что могло бы ему понравиться? Останавливайте самоуничижительные мысли и поступки. Если ваш Родитель чрезмерно вырывается во время общения с другими людьми, заключите с собой контракт: «прислушиваться к другим»/»прекратить поучать других»/»давать близким больше свободы» и т.д. и придерживайтесь его.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Взрослым?
  • В чем состоят обязанности Внутреннего Взрослого передо мной?

Взрослый — посредник между Родителем и Ребенком. Он развивается всю жизнь. Его главная функция — осознанная адаптивность. Взрослое состояние может быть укреплено только одним способом — пребыванием в нем и функционированием из него. Образование, обучение, получение новой информации, анализ и синтез ее — отличные инструменты. Другой важный элемент — самопознание, самосознание.

Важно изучать себя, учиться осознавать свои мысли, желания, устремления, и влиять на них.

Осознающая личность прислушивается к себе, своему телу, знает свой внутренний мир, не боится и не стыдится его, умеет слушать и давать обратную связь, строит крепкие и здоровые отношения с другими людьми, совершенствуется, берет на себя ответственность, реализует себя и находится «здесь и теперь».

  • Мы оказываем поддержку и любовь друг другу, но не навязываем ни обязанности, ни права.

Адаптивный человек может быть разным, действовать согласно ситуации, использовать преимущества и ресурсы всех состояний «Я». Когда мы ограничиваемся одним или двумя состояниями, мы обедняем свою жизнь. Лучшее, что мы можем сделать для себя, это развивать и заботиться обо всех трех состояниях: Ребенке, Родителе и Взрослом, и позволять каждому из них выполнять отведенную ему функцию.

Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/psychology/42567-tri-sostoyaniya-ya-kak-stat-garmonichnoj-lichnostyu.htm

О методе н.в. ининой «работа с «внутренним ребенком». психотерапия взросления»

Авторский метод «Работа с «внутренним» ребенком. Психотерапия взросления», разработанный известным христианским психологом и психотерапевтом Наталией Ининой направлен на приобретение психологической целостности и личностной зрелости человека.

В основу метода положены теоретические и прикладные исследования проводимые Н.В.

Ининой в рамках Научно-практического института психологии личности, факультета психологии Московского православного института святого Иоанна Богослова и кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Зрелость и целостность личности невозможна без осознания опыта детства. Именно к этой целостности и полноте призывает нас Христос, говоря: «Будьте как дети!». Опыт самопринятия и глубокого умиротворения, который следует за опытом встречи со своим «внутренним ребенком», приводит к исцелению очень важной части нашей души, нашей личности.

У каждого человека есть свой уникальный опыт детства, но он растворен в глубинах психики и не воспринимается взрослым сознанием как возможная причина многих актуальных насущных проблем.

Ссоры, раздражение, недовольство, усталость, болезни, разводы, появление брата или сестры, утрата родительского внимания, длительное расставание с семьей субъективно переживается ребенком, как боль, страх, тоска, одиночество, покинутость.

По многим причинам среда может поступать с ребенком, как угрожающая, агрессивная, причиняющая боль. Это может быть результатом прямой реальной угрозы, когда ребенок растет в нездоровой среде. Ребенок ничего не может изменить.

Он не может повлиять на ситуацию, уйти или, оставшись, предпринять что-то по защите своей жизни, своего «я». Он ничего не может сделать. Зато многое может сделать его психика. Она блокирует пугающие ситуации, вытесняя бессознательные мучительные переживания, порожденные происходящим. Страдание порождает вытеснение, раскол и расщепление.

Чем сильнее блокируется этот опыт, тем мощнее он пытается пробиться к сознанию, порождая неврозы, депрессии, психосоматические расстройства, панические атаки, проблемы с родными и близкими. Детские травмы начинают определять жизнь и поведение взрослого, не подозревающего, что его главные мотивы и решения, на самом деле, продиктованы отнюдь не взрослыми проблемами.

Говоря о «внутреннем ребенке» мы подразумеваем не конструкт, не идею и не историческую память. Мы имеем дело с некой реальностью, живущей в глубинах нашей психики.

В каком то смысле – это живой сгусток памяти, действующий в нас определенным образом и не имеющий связи с сознанием. Эта реальность не монолитна, в глубине ее присутствует опыт первозданного детства с его открытостью миру, искренностью, доверием, радостью.

Но есть и другой слой – это опыт боли, страдания, это ответ на равнодушие, гнев, эгоизм окружающих взрослых, ответ на тяжелые обстоятельства.

Опыт этой боли часто бывает несовместим с жизнью, непереносим психикой ребенка, и в результате психика вытесняет эти переживания в бессознательное. Именно этот процесс нарушает целостность человека, порождает раскол, расщепление, нарушение связи с самим собой.

Но для психики нет расстояния между настоящим и прошлым. При определенных обстоятельствах, психика взрослого человека может погрузиться в опыт детства, живущий в глубине нашего существа. И работа с травмами, проблемами, страхами, болью детства – это работа с частью нас самих.

На встречу к «внутреннему ребенку» должен выйти наш «внутренний родитель», способный услышать, понять и утешить, стать надежным, любящим, понимающим. Тогда наш ребенок обретет такого родителя, о котором мечтал и перестанет влиять на нашу взрослую жизнь, заняв соответствующее ему место в нашей внутренней психической реальности.

Задача христианской психологии как раз и состоит в том, чтобы воссоединить в человеке разрозненные части его личности, помочь восстановить связь между сознательным уровнем психики и бессознательными глубинами его души. Только обретя целостность человек перестает защищаться от мира, начинает видеть реальность такой как она есть и находит в себе силы для ответа на вопросы, поставленные перед ним жизнью.

Только в опыте совпадения с самим собой, со своей глубиной, открываясь реальности, человек способен возрастать в личностном и духовном смысле, способен подняться над собой, преодолев свою инфантильность и эгоцентризм.

И здесь заканчивается психологизация, как способ самооправдания, снятия с себя ответственности, перекладывания ее на кого-то другого, на родителей, генетику и так далее. И здесь открывается возможность подлинной духовной жизни, бытия перед лицом Бога, жизни взрослого человека.

Это трезвая, зрелая, свободная и ответственная жизнь не обещает быть легкой, но, несомненно, будет удивительно богатой и интересной. И частью этого богатства становится тот опыт, который мы извлекли из небытия, точнее из темноты и вывели его на свет сознания.

И оказывается, то, что мы воспринимали, как несчастье, потери, неудачу жизни, является нашим ресурсом. С этой задачей становления собой перед лицом Бога может справиться только наш внутренний взрослый.

Так что же такое взрослый человек, зрелая личность?

Это личностная душевная целостность, способная на самопожертвование; это твердость внутренних основ,  соединенная с чуткостью и принятием; это глубинная свобода выбора и собственного решения, не противопоставляющая человека миру, а, напротив, связывающая его с ним. Становление такой зрелой личности и составляет основную целью этого метода.

Рекомендуем к прочтению книгу Наталии Ининой «Испытание детством. На пути к себе»

Источник: https://psy-rpu.ru/center_of_practical_psychology/psihoterapiya_vzrosleniya

Ссылка на основную публикацию