Виды обучения внутри практической психологии — психология

Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов

Еще одним распространенным видом деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала XX века научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны.

Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили ис­следования, писали научные труды и передавали полученные зна­ния, идеи, теории студентам.

Университетские и институтские кафедры были центрами психологической мысли, научной психологии. Профессора руководили научно-психологическими исследованиями, а преподавательская деятельность была направлена на изложение своих концепций и психологических взглядов.

Цель преподавания заключалась в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых.

Такая взаимосвязь научной и преподавательской деятельности сохранялась как в российских, так и в зарубежных университетах в течение всего XX века. Педагогические способности профессора высоко ценились, однако главной для него была все же научная квалификация.

По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям.

Эти знания и умения изучались как студентами, желаю­щими стать практическими психологами, так и людьми, желающи­ми повысить свою практическую психологическую компетентность.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.

В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Чтобы быть успешным, он должен соответствовать следующим критериям:

1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;

2) фундаментально знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способнос­тями;

5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;

6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением по­нять студента;

7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного ма­териала;

8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

9) владеть педагогическим тактом.

Безусловно, как и в других видах профессиональной психоло­гической работы, в преподавательской деятельности психологу важ­но учитывать индивидуальные особенности своей личности.

В настоящее время существуют широкие возможности для работы психологов в области обучения психологическим знаниям. Преподавание психологии осуществляется как в высших, так ив средних учебных заведениях.

Психология преподается на психологических факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку профессиональ­ных психологов, в педагогических, медицинских, юридических, тех­нических и многих других вузах.

Психология часто изучается учащимися в средних общеобразовательных и специальных учеб­ных заведениях: в школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах.

Объем учебного времени, отводимого на изучение психологии, программы, формы и методы обучения психологии в разных типах учебных заведений различаются в зависимости от целей и задач преподавания.

Задания по теме 4.

Задание 1. Рассмотреть содержание:

­ преподавания психологии студентам, обучающимся по специальности «психология»;

­ преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми;

­ преподавания психологии как общеобразовательного учебного предмета;

­ обучения психологическим знаниями и умениям вне рамок учебных программ.

(См.Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию/ В.Н. Карандашев. – М., 2003).

Задание 2. Провести сравнение учебных программ по представленным выше направлениям.

Задание 3. Составить кроссворд по теме 4.

Контрольные задания по разделу 1.

1. Какое из предложенных значений термина «психология» верно:

a) психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития;

b) психология как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера;

c) оба значения верны.

2. Определите наиболее точное определение понятия «психолог»:

a) психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей;

b) психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях;

c) психолог – это профессия, формирующая личностные качества человека;

d) психолог — это профессия, предполагающая знание законов, осо­бенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими зна­ниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные мо­менты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения;

e) психолог — это профессия, которая дает возможность правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскры­ваться, самоутверждаться.

3. Какие из приведенных отличий психолога-профессионала от «психолога-любителя» могут иметь место:

a) опора специалиста на метод научного познания;

b) особая ответственность психолога-профессионала;

c) способность к профессиональному развитию и саморазвитию «психолога-любителя»;

d) верны варианты а и с;

e) верны варианты а и b.

4. Академическая психология занимается изучением:

a) типичных закономерностей психики людей в определенных условиях;

b) общих психологических закономерностей;

c) изучением возможности приложения научно-психологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей;

d) правильные ответы а и b.

5. Основная цель практической психологии заключается в:

a) оказании психологической помощи конкретным людям или группам людей;

b) изучении общих психологических закономерностей;

c) изучении возможности приложения научно-психологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей;

d) правильные ответы а и с.

6. В каком из предложенных определений более точно дано определение понятия «профессия»:

a) это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков;

b) это род труда;

c) это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и преобразование окружающей действительности;

d) правильного ответа нет.

7. Объектами профессиональной деятельности психолога являются:

a) личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния;

b) социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей;

c) человек, нуждающийся в психологической помощи;

d) верны ответы а и b.

8. В Образовательном стандарте определены следующие виды профессиональной деятельности психолога:

a) диагностический, учебно-воспитательный, профилактический, посреднический, коммуникативный, коррекционно-развивающий;

b) научно-исследовательский, учебно-воспитательный, социально-адаптационный, экспертно-консультационный, культурно-просветительский, психотерапевтический;

c) все ответы правильные;

d) правильного ответа нет.

9. «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии были одобрены Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в:

a) 1980 году;

b) 1990 году;

c) 1995 году;

d) все ответы неверны.

10. Подготовка психологов за рубежом различается по:

a) длительности, структуре и содержанию;

b) содержанию, качеству и выдаваемому диплому;

c) длительности, структуре и выдаваемому диплому;

d) правильного ответа нет.

11. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии:

a) непрерывное пятилетнее общее;

b) прерывающееся специализированное;

c) непрерывное пятилетнее специализированное.

12. В соответствии с Болонской декларацией принята следующая структура университетского образования:

a) начальный уровень (диплом бакалавра), продвинутый уровень (диплом магистра), год практики под руководством супервизора;

b) первая ступень (диплом магистра), вторая ступень (диплом бакалавра), год практической деятельности под руководством супервизора;

c) первый уровень (общая психологическая подготовка), второй уровень (узкая специализация), практическая подготовка;

d) верны ответы а и с.

13. Исследовательское последипломное образование психологов предполагает получение степени:

a) доктора психологии;

b) доктора философии;

c) кандидата психологических наук.

14. Практическое профессиональное последипломное образование психологов предполагает получение степени:

a) доктора психологии;

b) доктора философии;

c) кандидата психологических наук.

15. Переподготовка школьных психологов в Беларуси была начата в:

a) 1983 году;

b) 1992 году;

c) 1989 году.

16. Получение психологического образования в Беларуси предполагает:

a) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам, закрепление на практике теоретических знаний;

b) формирование профессионально важных качеств, умений и навыков;

c) теоретическое обучение, прохождение практики, подготовка курсовых и дипломной работ;

d) правильного ответа нет.

17. Последипломное психологическое образование в РБ представлено:

a) обучением в магистратуре и аспирантуре;

b) психологическими школами;

c) курсами повышения квалификации, семинарами и тренингами;

d) переподготовкой по психологии;

e) все ответы верны;

f) верны ответы а, с и d.

18. Высшей научно-психологической квалификацией в РБ является:

a) звание профессора;

b) ученая степень доктора психологических наук;

c) ученая степень доктора философии;

d) звание доцента.

19. Передача теоретических знаний обучающимся является предметом деятельности:

a) психолога-теоретика;

b) психолога-преподавателя;

c) психолога-практика.

20. Основные направления работы практического психолога не включают:

a) психологическую специализацию;

b) психологическую коррекцию;

c) психологическую диагностику;

d) психологическое консультирование.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/7×5577.html

Битянова Марина | Академическая и практическая | Журнал «Школьный психолог» № 40/2000

Существует множество подходов к выделению видов и подвидов научного знания, в том числе — психологического. Например, теоретическое, прикладное и практическое знание, гуманитарный и естественнонаучный подход к построению психологии и т.д.

Об этом открыто говорят, пишут в книгах. Но есть одно важное деление внутри науки психологии, которое сегодня активно устно обсуждается, которое для многих очевидно, но о котором отчего-то не принято говорить официально.

Это деление психологии на так называемую академическую и практическую.

В книгах и словарях вы не найдете определения этих понятий, но это не мешает им сосуществовать и вступать друг с другом иногда в легкую, а иногда и в непримиримую полемику. Каждый школьный психолог время от времени становится вольным или невольным ее участником. Многим знакомо это тревожное внутреннее раздвоение: теоретически в проблеме все ясно, а что делать на практике — непонятно.

Читайте также:  Истероид и страдание - психология

И еще.

Многие из нас время от времени испытывают то более, то менее ощутимые удары по профессиональной самооценке: в книгах и умных речах лектора все было так понятно, почему же никак не удается применить теоретические знания на деле? Наверное, если бы на моем месте был тот самый лектор, у него проблем бы не возникло… Справедливо ли это самоуничижение? Какую позицию целесообразно занять практику по отношению к академическому знанию?

ОСНОВА ОСНОВ

Прежде всего, дадим некоторые рабочие определения.

Академическая психология — система представлений о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, сформулированная, в лучшем случае, определенной научной школой, в худшем случае — возникшая из расплывчатых теоретических ориентаций сотрудников учебных и научных учреждений.

Практическая психология — система представлений (чаще всего, полувербализованных, интуитивных) о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, на которую опирается психолог в той или иной сфере социальной практики — образовании, управлении, медицине, социальной помощи и др.

Академическая психология сегодня обладает статусом официальной науки. Именно она доминирует на рынке специальной литературы (мы не берем в расчет популярную психологическую продукцию, рассчитанную на непрофессионалов), ее преподают в вузах и излагают на страницах уважаемых научных периодических изданий, ее рассматривают как обязательный фундамент практической работы психолога.

Любая конференция по практической психологической проблематике начинается с пленарных встреч, где основное слово принадлежит все той же академической психологии в лице докторов и кандидатов наук.

Преобладающее большинство профессиональных психологов по своему первому образованию — академические специалисты.

Они обладают некоторым запасом знаний о том, что такое психика и каково ее абстрактно-научное строение (общая психология), каково устройство человеческих взаимоотношений с точки зрения теоретических моделей (социальная психология), как в общем и целом выглядит психологический онтогенез (возрастная психология) и т.д.

Они знают о том, что такое научная и прикладная психодиагностика и какие серьезные требования предъявляются к настоящей диагностической процедуре с точки зрения валидности, надежности и устойчивости. В целом, у них есть научная картина того, как по большому счету устроен психический мир человека. Человека вообще.

Что же происходит потом, когда обладатель этого «вообще знания человека», сразу после вуза или на каком-то этапе своей личной судьбы, решает работать в практической сфере?

ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД

На этот вопрос трудно ответить в академическом ключе, обобщенно. Я скажу о себе, тем более что мой профессиональный путь в этом смысле весьма тривиален.

Я получила хорошее образование, стала кандидатом наук и пошла работать школьным психологом. Первые годы было невероятно тяжело. Субъективный авторитет академического знания был настолько высок, что его содержание долгое время было вне критики и осмысления. Собственно, других знаний я и не имела: так, немного личного опыта, но какой же «серьезный» ученый ему доверяет?

Обвинения предъявлялись самой себе (недоучила, не поняла) и школе. Школе же доставалось больше всего (себя-то жалко, опять же, красный диплом). И ничего-то им, педагогам, не нужно, и не хотят они припасть к живительному источнику научного познания в моем лице, и родители у моих детей неправильные, нет им до чад своих никакого дела, и администрация необразованная и т.д.

Потом наступила «парадоксальная фаза»: мне вполне серьезно стало казаться, что стать хорошим практиком можно только основательно забыв все, чему учили в университете, поверив своей интуиции и опыту и научившись видеть в собеседнике конкретного человека. Помню период, когда многие книги по психологии вызывали раздражение: своим языком, подходом к анализу проблем, отсутствием реальных примеров…

Кстати, сейчас былая острота чувств пропала, но некоторые вещи не приемлю до сих пор: не люблю, когда человека называют индивидом, когда используют сложную терминологию там, где можно выразиться просто, когда предлагают практические рекомендации, основанные не на реальном опыте, а на материале диссертаций.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

Не так давно на смену описанной выше стадии пришла следующая (дай Бог, не последняя). Пришло понимание несомненной ценности некоторых аспектов собственного академического образования.

Так, мне очень помогает одна фундаментальная установка, сформированная под воздействием педагогов еще в годы обучения. Звучит она примерно так: «Всегда начинай с постановки целей и вопросов на личностный смысл».

То есть прежде чем что-то делать, ответь себе на вопрос, для чего ты это делаешь (что хочешь увидеть на выходе) и зачем тебе это надо (какие ценности, какие личностные смыслы за твоими действиями незримо стоят).

Эта установка актуализируется у меня сама по себе во многих ситуациях, если же происходит какой-то сбой на неосознаваемом уровне, я применяю ее сознательно. Какая бы ни стояла задача — диагностическая, консультативная, организационно-методическая — прежде всего необходимо поставить вопрос на смысл (это выражение А.Н. Леонтьева) и задать цель.

Особенно важна такая постановка вопроса, когда речь идет об использовании уже готового, «чужого» приема. В любую методику, любую процедуру диагностического, коррекционного и прочего толка их создателями вложены определенные цели и внесены некоторые ценности, некоторое отношение к миру, объекту воздействия и к тому, кто будет использовать это средство.

В редких случаях создатели открыто предъявляют свои цели и ценности. А между тем, применяя средство, вы автоматически вносите в свою деятельность заложенные в него цели и ценности. Конечно, иногда удается, не меняя тот или иной прием по сути, использовать его для решения своих задач, переориентировать его в ценностном аспекте, но это большая редкость.

Так, если опросник выстроен в клиническом ключе, он работает на выявление отклонений. И он будет это делать даже в том случае, если вы примените его для отбора кадров при приеме на работу (что сегодня делается повсеместно).

Если проективная методика «Несуществующее животное» предполагает, что исследователь формирует не столько объективное «досье» на исследуемого, опираясь на критерии, сколько субъективный личный взгляд на его рисунок в целом, то без этой целостной субъективной оценки метод работать не будет, сколь бы изощренные критерии вы ни вводили.

Если традиционные коррекционные методики предполагают тренинг познавательных процессов, то вам не удастся с помощью этих методик сформировать личностную позицию ребенка по отношению к своей деятельности. И так далее.

Второй важнейший вклад академического образования в мое профессиональное «Я» — это умение строить деятельность от постановки цели до оценки результата. Работать, не теряя поставленной цели.

Не плыть по течению, отслеживать этапы, ограничиваться некоторым четким курсом, понимая, что всего не сделаешь, необъятного не обымешь. Это последействие научно-исследовательской работы, которая здорово способствует формированию этого навыка.

В школе без этого мгновенно утонешь в море проблем и запросов.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МедиКлаб». В широкий спектр предложений медицинского центра «МедиКлаб» входит такая косметологическая процедура, как криолиполиз. Посетив официальный сайт компании «МедиКлаб», располагающийся по адресу http://medi-club.

ru, Вы сможете получить купон на криолиполиз и записаться на прием к врачу медицинского центра.

Выгодные цены, самое современное оборудование и эффективные методики лечения, большой опыт работы и профессионализм специалистов медицинского центра «МедиКлаб» являются гарантами того, что Вы будете полностью удовлетворены всеми предоставляемыми услугами.

А так же на сайте компании представлены отзывы пациентов, прошедших лечение в медицинском центре «МедиКлаб», а раздел сайта «вопрос-ответ» позволит задать вопрос квалифицированному врачу по любому интересующему Вас заболеванию или косметологической процедуре.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Но есть вещи, от которых я решительно отмежевалась. Например, от отношения официальной психологической науки к «настоящей» психодиагностике.

Да, то, что я сегодня понимаю под школьной практической диагностикой, с точки зрения точной науки — язычество, профанация и депрофессионализация. Ни один из применяемых методов не прошел проверки на надежность и обоснованность.

Не прошел не потому, что несовершенен, а потому, что мне и в голову не приходит этим заниматься.

Диагностика в моей работе решает задачи совершенно иного уровня и значения. То, что я применяю, позволяет мне достигать моих целей. Все остальное — суета. (Жуткая крамола, но так и есть.

) Я плохо отношусь к тому значению, которое сегодняшняя академическая психология вкладывает в слово «объективность».

Объективность как безоценочность, отстраненность психолога от проблемы, исключение его личных ценностей из процесса диагностики и последующих этапов работы.

Ценности и смыслы пронизывают отношение любого человека к миру внутри и вокруг него, его взгляд обязательно оценочен, другого не бывает. Иначе это уже что-то другое. Например, подсматривание за миром в малюсенькую дырочку.

Либо школьный психолог — «объективный исследователь», видящий крошечный кусочек другого человека, которого он именует индивидом, испытуемым, обследуемым, либо он — пристрастный участник общения, имеющий дело с конкретным человеком во всех его биологических, личностных и индивидуальных проявлениях.

И я очень плохо отношусь к той позиции «сверху», которую представители «большой науки» нередко занимают по отношению к практикам.

Недоверие к их личному опыту, их интуитивным обобщениям, пренебрежение их собственными теоретическими построениями, берущими начало не из постулатов некоторой устоявшейся традиции, а из собственной деятельности; снисходительно-высокомерное отношению к языку, на котором говорят практики, — все это есть и не делает чести представителям научных школ и направлений.

Читайте также:  Инфантилизм - психология

Наверное, когда-нибудь это противостояние уйдет в прошлое. Возможно, что его и сейчас не все замечают. На мой взгляд, оно существует, но вполне может быть преодолено за счет сближения позиций академической и практической психологии. Нужно использовать преимущества каждого из подходов.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

В оформлении использована гравюра современного американского художника Антонио Фрескони «День и ночь»

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004001

Практическая психология

Научная психология

Знания научной и практической психологии как основа учебного курса

ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ (4 ч.)

ПЛАН:

  1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
  2. Многообразие психологических знаний в учебном курсе
  3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии
  4. Технология разработки учебного курса

Основу учебной дисциплины составляют научные и практические психологические знания.

Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, ᴛ.ᴇ. факты, получаемые опытным путем.

Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.

В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть составной частью учебного курса психологии, поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всœего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни.

По этой причине в психологии большое значение придается построению теорий и классификации психологических феноменов.

Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии, который состоит по сути в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически последовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме.

По причинœе обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, к примеру, деятельность, индивид, личность, общение способности и т.д.

Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвоении психологии. По этой причине крайне важно опираться на примеры из жизни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основные понятия.

Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они обозначаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. С самого начала изучения психологии студенты должны быть настроены на постепенное усвоение научного языка.

Главная цель практической психологии – выработка способов психологической помощи людям.

Следует отметить, что практическая психология отличается от прикладной, которая нацелена на изучение возможного применения научно-психологических знаний для решения практических задач.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных и профессиональных проблем.

Методы практической психологии направлены на психологическую помощь.

К основным методам практической психологии чаще всœего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу (тренинг).

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений. В этом состоит одно из достоинств практической психологии, которая дает возможность понимания конкретного человека.

Критерием достоверности знаний этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. По этой причине некоторые дисциплины психологического цикла успешно преподают психологи, имеющие опыт практической психологической работы.

Практические психологи работают с конкретными случаями. При этом практический опыт не всœегда обеспечивает доказательность тех или иных психологических идей.

Обобщенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы.

Тем в большей мере эти методы получают признание в области практической психологии.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определœенного типа и способы оказания им психологической помощи.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, ᴛ.ᴇ. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах З.Фрейда (ʼʼэдипов комплексʼʼ). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

  • — ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОTPACЛЬ

    психологической науки 48 § 1 Понятие о психологической информации и способах ее получения …. 49 § 2 Модель профессиональной деятельности практического психолога …. 60 § 3 Понятие о социальном заказе на работу практического психолога … 67 § 4 Понятие о психологической… [читать подробнее].

  • — Практическая психология

    Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего… [читать подробнее].

  • — КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1 Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 80-е годы. Всего за десять лет зна­чительно увеличилось количество практических психоло­гов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели… [читать подробнее].

  • — Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    — Я не умею рисовать людей! Не могу, не умею, давайте я вам лучше зайца нарисую! (Из диалога психолога и мальчика шести лет) — Что вы так смотрите. Дума­ете, приятно знать, что тебя все время изучают? (Из диалога психолога и подростка! Конец XX века принес в нашу жизнь новое… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/367902_prakticheskaya_psihologiya

    Практическая психология

    Любая наука вне всяких сомнений в конечном счете должна иметь практическое применение. Не имеет смысла заниматься тем, от чего нет никакой практической пользы, что нельзя использовать для решения повседневных задач. И на самом деле – польза есть от любой науки.

    Вопрос только в том, как эту пользу получить, занимаясь той или иной наукой и насколько она для нас очевидна. Вот, скажем, психология – наука очень полезная, она настолько полезная, что изучать ее, я считаю, необходимо с малых лет.

    Однако, далеко не всегда польза психологии очевидна, поэтому в этой науке существуют различные направления, одни из которых имеют наиболее ярко выраженное практическое применение, а другие выглядят менее практичными и полезными. Практическая психология – это как раз такая психология, которая направлена на практику, то есть, на работу с людьми.

    В этой статье я расскажу о практической психологии все самое важное, что вам, уважаемые читатели, нужно о ней знать, чтобы понимать, как можно использовать знания психологии на практике.

    Что такое практическая психология

    Что же такое практическая психология? Выше я уже об этом сказал, да и из самого названия тоже понятно, что это такой раздел психологии, который занимается практическим применением ее знаний. А применить знания психологии можно во многих областях.

    Другое дело, что одни люди делают это осознанно, а другие в большей степени интуитивно. А так, по большому счету, все мы немного психологи, потому что, хотя бы чуть-чуть, но разбираемся в себе и других.

    И разумеется, свои знания о людях и о самих себе – мы ежедневно применяем на практике, при решение различных проблем и задач.

    К самостоятельным областям практической психологии мы можем отнести – психологическое консультирование, психологическую коррекцию и психологическое тестирование. Все это, вне всяких сомнений, достаточно востребованные в обществе виды деятельности. Но мы с вами должны понимать, что у практической психологии гораздо более широкое применение.

    То есть, у знаний психологии очень широкое применение. К примеру, возьмем с вами такой важный для нас для всех аспект нашей жизни, как отношения с другими людьми. Скажите: для выстраивания с другими людьми правильных отношений, нужно знать психологию человека? Очевидно, что нужно.

    Ведь вам необходимо понимать других людей, чтобы эффективно общаться с ними, вам надо уметь правильно влиять на них, чтобы добиваться от них нужных вам действий, а также свою позицию вам нужно уметь грамотно доносить до других людей, чтобы они понимали вас.

    Благодаря всем этим умениям у вас будут складываться с людьми нормальные отношения, от которых вы будете получать реальную пользу. Это и для деловых отношений, и для дружбы, и для отношений с противоположным полом важно. Без нормальных отношений с людьми мы с ними не уживемся.

    А чтобы эти отношения были нормальными – нужно знать психологию человека и использовать эти знания, выстраивая отношения с людьми. Вот вам и один из самых ярких примеров практического применения знаний психологии.

    Вообще, на мой взгляд, легче перечислить те области нашей жизни, где знания психологии не нужны, чем те, где без них сложно обойтись.

    Ведь даже те виды деятельности, в которых не предусмотрено какое-либо взаимодействие человека с другими людьми, а значит и нет необходимости в умении влиять на них, требуют от нас знаний психологии, пусть даже самых что ни на есть поверхностных, для понимания нами самих себя и умения управлять своим собственным поведением. Это основа основ. Ведь если человек не понимает самого себя, как же он сможет понять других? Так что, друзья, большинство из нас каждый день используют знания психологии на практике – оценивая с их помощью свое поведение.

    Ну а если говорить коротко, то практическая психология – это любое практическое применение знаний психологии. Вот, собственно и все. Больше тут добавить нечего. Соответственно, психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.

    На мой взгляд, большинство психологов можно назвать практическими психологами, так как они применяют свои знания на практике, а не о высших материях думают и не о глубинах человеческой души. Большинство психологов применяют знания психологии для решения реальных насущных проблем. А проблем в нашей жизни, как вы сами знаете, всегда хватает.

    Читайте также:  Гештальт-психология: история и исследования - психология

    Как, впрочем, и задач, которые необходимо решать, используя знания из разных наук, в том числе и из психологии.

    Теперь давайте поговорим о том, с чем нам не следует путать практическую психологию. А путать ее не следует, к примеру, с прикладной психологией, ибо в отличие от прикладной психологии практическая психология ориентирована на широкие круги населения.

    Понятным для большинства людей языком, то есть, тем языком, который мы используем в повседневном общении, практическая психология объясняет людям, как они могут решить те или иные свои проблемы и задачи.

    Причем опираться практическая психология может не только на строго научную базу, как это делает психология прикладная, но и на рабочие метафоры, которые оправдали себя в практике.

    Иными словами – все то, что работает, что позволяет добиться результата, используется в практической психологии в качестве средства решения различных проблем и задач. А прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, она занимается образованием профессионалов и в гораздо большей степени опирается на научную базу, в отличие от практической психологии.

    Также не нужно путать практическую психологию с житейской психологией, а также с популярной психологией, поскольку в отличие от них практическая психология ориентирована на запросы практического плана, а не на развлечения и популярность. Она полезна для дела, а не для интереса, развлечений и философских рассуждений.

    Практическую психологию нужно изучать, а не просто интересоваться ею, зачитываясь интересными книжками. Только при серьезном, вдумчивом подходе к практической психологии – она будет полезной для человека. К тому же, популярная психология, как правило пишется для всех, как для образованных, так и для не образованных людей. Поэтому читать ее легко и интересно.

    Именно читать, а не изучать, не осваивать, чтобы затем применять на практике. А вот психология практическая все-таки ориентирована в значительной мере на людей образованных, которые совсем необязательно должны иметь базовые знания по психологии – они просто должны уметь осваивать новую информацию, чтобы иметь возможность извлечь пользу из книг по практической психологии.

    Что же касается житейской психологии, то она, безусловно, очень полезна для изучения, и весьма практична, но при этом она слишком обобщенно подходит к объяснению разного рода закономерностей человеческого поведения, в силу своей ненаучности. Я очень уважаю житейскую психологию, так как она основана на опыте многих поколений.

    Но при этом считаю, что подходить к ней нужно с определенным багажом знаний в области научной психологии, тогда точность ее анализа существенно возрастет.

    Зачем нужна практическая психология

    И все-таки, главный вопрос, на которых должна нам ответить практическая психология – это вопрос о ее полезности.

    Где, как и в каких ситуациях мы можем ее применить, чтобы решить нужные нам задачи и избавиться от беспокоящих нас проблем? Обычно в таких случаях речь заходит о психотерапевтической практике, когда люди обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и получают соответствующие услуги.

    Да, это хороший пример практичности психологии. Но это лишь одна из ее сторон, которая указывает на ее полезность. В действительности области практической психологии, как я уже сказал, значительно шире. К тому же психотерапия в практической психологии занимает далеко не самое главное место.

    Скажем, такие виды деятельности, как: психологическое образование и психологическое обучение, психодиагностика и психокоррекция, а также психология развития и многие другие – не имеют никакого отношения к психотерапевтической деятельности, но являются достаточно востребованными в обществе.

    Да и вообще, если обобщить суть практической психологии, то мы можем привести массу примеров тех видов деятельности, для которых нам необходимы знания психологии, с целью влияния на других людей и на самих себя. Все ведь сводится именно к этому. И при этом, речь далеко не всегда идет о лечении больных людей средствами психического воздействия.

    Взять, к примеру, ту же рекламу – которая оказывает влияние на психику людей, используя для этой цели знания психологии, но при этом не всегда, далеко не всегда, приносит людям пользу.

    Политики тоже используют знания психологии масс для внушения обществу своих идей и взглядов, которые могут звучать красиво, но в действительности являться абсолютно бесполезными, а то и вредными для подавляющего большинства людей.

    Да и каждый из нас ежедневно пытается повлиять на других людей, с помощью различных методов, чтобы добиться от них нужной реакции, нужного решения, нужных действий. Обратите внимание на то, как часто в вашей жизни возникают ситуации, в которых вам необходимо тем или иным образом повлиять на другого человека, на других людей.

    Задумайтесь также над тем, как часто ваше собственное поведение не соответствует вашим запросам и требованиям к самому себе. Вот для решения всех связанных с вами и другими людьми проблем и задач вам и понадобятся те знания и умения, которые вы можете приобрести благодаря практической психологии.

    Понятное дело, что практическая психология тесно связана с бизнесом, а если говорить более правильно – с заработком денег. Любой полезный вид деятельности в условиях современного мира должен соответствующим образом вознаграждаться.

    Я-то считаю, что любую деятельность можно адаптировать к заработку денег, тем более такую, которая связана с влиянием на людей. Тем не менее, какие-то знания и навыки ближе к деньгам, а какие-то дальше от них.

    В случае с практической психологий, не приходится сомневаться в том, что она способна приносить пользу в виде денег, как практическому психологу, так и всем остальным людям, которые ее изучают.

    Ведь начиная с рекламы продаж и заканчивая политическими технологиями – везде используются психологические приемы, позволяющие нужным образом влиять на других людей.

    К тому же выгода от практической психологии может быть не явной, когда, скажем, человек, знающий, как грамотно влиять на людей – без труда сможет пройти любое собеседования и устроиться на хорошую работу, а на ней уже заработать хорошие деньги.

    Про отношения с другими людьми я уже писал выше, но еще раз приведу этот пример, чтобы показать вам, как применение знаний психологии в этой области позволяет получить определенные выгоды.

    К примеру, если знание практической психологии поможет женщине найти себе мужчину, нормального мужчину, не какого-нибудь бездельника и проходимца, то совершенно очевидно, что в целом ее материальное положение улучшится. Понятно, что в таком случае не деньги, как правило, играют главную роль, а потребность в любимом человеке, и тем не менее, материальные потребности в данном случае, благодаря знаниям психологии тоже удовлетворяются. Так что заработать деньги с помощью практической психологии, я считаю, проще простого. А заодно и массу других выгод с ее помощью можно получить. Вот некоторые другие науки, скажем, астрономию или историю, использовать для заработка денег сложнее, но тоже возможно. А уж психологию, да тем более практическую – перевести в деньги проще простого.

    Так что, друзья, изучать практическую психологию выгодно и очень интересно. С ее помощью можно и себя, и свою жизнь изменить в лучшую сторону. И, чего уж там греха таить, с помощью практической психологии можно научиться влиять на других людей, манипулировать ими, чтобы добиваться от них нужных решений и действий.

    Я знаю, что именно возможность манипулировать другими людьми – делает психологию привлекательной наукой для многих людей.

    Тем не менее, психология, в данном случае практическая – это многофункциональный инструмент, с помощью которого можно – и деньги зарабатывать, и людьми манипулировать, и помогать людям, что тоже очень важно, и многих других целей с ее помощью можно добиваться в жизни.

    Другое дело, что это не единственный инструмент, который должен быть в вашем арсенале, так как, если вы заметили, миром правят не психологи в “чистом виде”. Следовательно, чтобы добиться выдающихся результатов в этом мире, человеку необходимо и многие другие полезные знания приспособить к практике, то есть, к своей жизни. Что мы с вами и будем делать на этом сайте – изучая психологию в контексте других наук и для решения самого широкого спектра задач.

    Источник: https://psichel.ru/prakticheskaya-psihologiya/

    Ссылка на основную публикацию