Эффект озарения — психология

Что такое инсайт в психологии: определение, примеры :

Что такое инсайт? Это весьма интересный и многозначный термин из области психиатрии, психоанализа и психологии. Им определяется сложное интеллектуальное явление, характеризующееся неожиданным, отчасти интуитивным прорывом к пониманию той или иной проблемы и последующим нахождением решения. Иначе это ещё называют озарением.

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт – нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков. Они при определённом сочетании и последовательности образуют узнаваемую складную мелодию. Она в данном случае и есть гештальт.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт – это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Воодушевление

Это именно то, что человек ощущает, когда наступает эмоциональный инсайт. Более того, воодушевление смешивается с невероятным духовным подъёмом, радостью, волнением, экстазом.

Можно понять, почему. Ведь чувство наличия нерешённой задачи всегда приводит человека к внутреннему дисбалансу.

Есть проблемы, которые настолько волнуют людей, что те не могут ни есть, ни спать, ни спокойно существовать.

И когда к ним приходит понимание, озарение, их баланс восстанавливается, а сопровождается всё это вдохновением и эмоциональным подъемом.

Впрочем, далеко не все решения можно назвать инсайтом. Чаще всего ответ приходит в процессе тщательного анализа или увлечённого мыслительного процесса. Спутать это с инсайтом невозможно. В момент озарения человека будто накрывает волной того, что он осознал. А когда он сам находит решение, у него лишь возникает восторженное: «Наконец-то я это сделал!»

То, что предшествует инсайту

Озарение наступает не сразу. Сначала человек находится в так называемой фазе подготовки. Она полностью им осознаётся. На этом этапе человек собирает данные о проблеме и планирует возможные способы её решения.

Затем наступает инкубационный период. Человек перестаёт фокусироваться на проблеме и прилагать целенаправленные усилия на её решение. Ничего не получается, поэтому он посвящает время отдыху или занимается другими делами.

И вот тогда наступает озарение, которое становится итогом работы подсознания, которое вместо человека переосмыслило все факты, собранные им изначально.

Инсайтом процесс не заканчивается. Наступает фаза проверки, когда снова начинает работать сознание. Человек формирует пришедшую к нему идею и «тестирует» её на практике.

Виды инсайта

Всего их два. Первый вид – эмоциональный. Такой инсайт обычно характеризуется как глубокое и истинное понимание природы какого-либо явления. Но есть и другое определение. Эмоциональным инсайтом нередко называется фактор или элемент успешной терапии. А в психоанализе это озарение характеризуется как способность целиком постичь значение символических проявлений и бессознательного.

Второй вид – это интеллектуальный инсайт. Данный термин характеризует интуитивное понимание сути чего-либо. Состояния психики пациента, например, или мотивов действий другого индивида. В то же время в психоанализе интеллектуальным инсайтом называется умение человека грамотно формулировать собственную динамику и психопатологию.

Сфера психиатрии

Не будет лишним затронуть вниманием и её, рассказывая о том, что такое инсайт. Определение понятию было дано чуть выше. Теперь стоит поговорить о его сути.

Итак, инсайт – это значимый фактор, предопределяющий эффективность фармакологической и психиатрической терапии людей, страдающих расстройствами, а также влияние данных методов на комплаентность (приверженность лечению) пациентов.

Ещё это понятие отождествляется с критикой человека к своему заболеванию. В таком смысле принято употреблять словосочетание «когнитивный инсайт». Он проявляется тогда, когда пациент осознаёт, что симптомы его заболевания отражают патологические отклонения в психике.

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование – результат инсайта.

Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело.

Ассоциации сопоставились со знаниями – и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод.

Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну – от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

Ложное озарение

Это понятие тоже следует отметить вниманием, рассказывая про инсайт. Это в психологии очень интересное явление, которое настигает человека после длительного мыслительного процесса.

Ведь он, столкнувшись с проблемой, обращается в первую очередь к личному опыту для её решения.

Логично, что человек предпринимает попытки применить ранее полученные знания в решении проблемы, сложившейся в настоящем.

Но когда на протяжении долгого времени у него ничего не получается, психика перенапрягается. Чтобы организм расслабился, подсознание выдаёт человеку ложное решение, которое ему, на почве безысходности, кажется идеальным.

Так работают защитные механизмы психики. Она истощена, человек устал, вполне возможно, что на почве всего этого ослабился его иммунитет, и появились неврозы. Всё из-за слишком усердного поиска ответа на свои вопросы. Потому и появляется ложное озарение. Вот только его отличие от инсайта заключается в том, что оно ложное. А значит, недействительное.

Психологическая защита

О ней также хотелось бы вкратце рассказать. Защитные механизмы психики представляют особый интерес. Поскольку они задействуются в тех случаях, когда минимизация отрицательных переживаний крайне необходима. И затяжные ситуации, в которых человек думает только о решении той или иной проблемы, относятся именно к ним.

Защитные механизмы в один момент срабатывают и ослабляют внутриличностный конфликт, уменьшая беспокойство и снимая напряжение. Таким образом, поведение человека регулируется, психика уравновешивается, а приспособляемость повышается.

Существует множество видов защиты, каждый из которых по-своему интересен. Это вытеснение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование, рационализация, обесценивание, перенесённая агрессия, изоляция, регрессия и фантазирование. Отношение к рассматриваемой теме имеет только последний вид защиты.

Фантазирование проявляется в создании человеком вокруг себя искажённой реальности. Он стал настолько одержим волнующей его проблемой, что принялся искать варианты её решения там, где их нет. Но он находит. Точнее, ему так кажется. На деле решение оказывается придумкой – чем-то вроде ложного озарение.

Но человек настолько устал, что готов поверить даже в фантазии.

Мнение бихевиористов

Нельзя не затронуть и его вниманием, рассказывая о том, что такое инсайт. Бихевиоризмом называется направление в психологии, изучающее поведение животных и человека.

Оно появилось в начале прошлого века. И радикально преобразовало подход к психике. Потому что основным положением бихевиоризма стало следующее утверждение: предмет психологии – это поведение.

А не сознание, как всегда считалось.

Поэтому ни для кого не стало удивлением категоричное отношение бихевиористов к вопросу существования инсайта. Учёные данной области просто отрицают его наличие. Они утверждают, что данное понятие элементарно «высосано из пальца», и объективных оснований для его существования нет.

Почему бихевиористы так считают? Потому что они всегда всё измеряют. А что такое инсайт? Внутреннее переживание, не поддающееся измерению. Тем более в лабораторных условиях.

Как достичь озарения?

Этот вопрос интересует многих людей. Вряд ли есть те, кому не хотелось бы испытать то самое ощущение, которое настигло Ньютона, Менделеева и Архимеда. Но как это сделать?

Никак, поскольку инсайт – явление, приходящее к человеку из сферы бессознательного. Но зато можно поспособствовать его образованию.

Во-первых, нужно научиться отпускать мысли и как можно чаще отвлекаться. Это сложно. Поскольку озарения человек ждёт именно тогда, когда он находится в критической ситуации, при которой решение должно было быть «ещё вчера». Но, если ему нужен инсайт, а не «ложная эврика», придётся научиться не думать о проблемах и переключать внимание на какие-то посторонние, отвлечённые вещи.

И это поможет. В прогулках, книгах, фильмах и разговорах по душам, езде на велосипеде и многом другом нередко проскальзывают метафоры, способные дать ответы на волнующие вопросы. Почему в одной и той же киноленте каждый человек находит индивидуальный смысл? Потому что подсознание ищет ответы лишь на те вопросы, которые волнуют именно его.

Из этого следует вывод. Чтобы подсознанию работалось легче, необходимо предоставить ему как можно больше отвлечённых ситуаций. Чем выше будет этот максимум – тем быстрее найдётся «та самая» метафора.

Источник: https://www.syl.ru/article/314425/chto-takoe-insayt-v-psihologii-opredelenie-primeryi

(no title)

?open your zero balance (zingarnik) wrote,
2014-10-29 19:35:00open your zero balance
zingarnik
2014-10-29 19:35:00FAQ: Явление и понятие инсайта
5 фактов об озарении, теории задачного пространства и незакрытом гештальте
Инсайт очень узнаваем. Это один из немногих психологических процессов, который достаточно прост в описании.

Если спросить людей в любой аудитории, было ли у них когда-либо яркое ага-переживание в ходе решения задач, то примерно 90% поднимают руку, говоря, что это случается нечасто, но если случается, то это помогает решить какую-либо трудную задачу.

Когда человек сталкивается с задачей, то обычно он проходит несколько этапов в процессе решения.

Сами этапы решения мыслительных задач были описаны французским математиком Пуанкаре. Он опубликовал свою работу по-французски в 1910 году. Американский психолог Уоллес пересказал его работу по-английски в 1926 году со ссылкой на первоисточник.

С тех пор он и считается автором этой идеи, хотя Пуанкаре все сделал на 15 лет раньше, причем великий математик смог обнаружить эти этапы прямо на себе.

Первый этап (этап подготовки) начинается, когда вы знакомитесь с задачей. Вы пытаетесь применить к ней известные вам способы решения, прилагаете какие-то усилия. Если задачка несложная или же у вас в памяти есть метод ее решения, вы с ней справляетесь, и дальше вы переходите сразу на четвертый этап (этап проверки), после чего все заканчивается.

Однако если задача не поддается, то начинается самое интересное и важное для психолога. Вы постепенно переползаете на второй этап, который обычно является самым длинным по продолжительности. Этот этап называется «инкубация» ― по-русски ближе всего к сути дела «созревание». Вы можете сознательно работать над задачей или же нет.

Но считается, что на этом этапе, даже когда вы не трогаете задачу, не вспоминаете о ней, она уходит в неосознаваемые пласты психики и что какая-то работа над ней там продолжается все равно. Инкубация не требует постоянного внимания к задаче.

Если вы долго работаете со сложной задачей, то, время от времени возвращаясь к ней и не находя правильного решения, вы все равно выясняете, как много вы про нее узнали в тот момент, когда формально ею вообще не занимались. Время от времени этап инкубации сменяется яркими, очень узнаваемыми переживаниями. В европейских языках их чаще всего называют ага-переживаниями.

«Ага! Я понял! Вот оно!» ― это и есть инсайт. Третий этап решения ― это озарение. В этот момент вам становится понятно, как решается задача. И если вы поняли, вы переходите на четвертый этап ― этап проверки того, что у вас получилось.

Инсайт очень узнаваемый процесс, но совершенно необязательно правильный. То есть неверные решения также могут происходить в форме инсайта. Более того, они могут быть ничуть не менее яркими и ничуть не менее красивыми и запоминающимися.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

2. Исследование инсайта

Для феномена инсайта психологи ищут объяснение того, как сочетаются между собой, с одной стороны, отыскание ответа (ведь инсайт связан с отысканием ответа, пусть иногда и неправильного), а с другой стороны, такая сила эмоции.

И первое, очень известное объяснение дали психологи, которые назывались гештальтисты. В 10–30-е годы XX столетия они создали сильную психологическую школу. «Гештальт» в переводе на русский означает «образ», «структура», «целостная форма».

Когда задача не решена, то, по мнению этих ученых, у вас в сознании возникает еще не замкнутый гештальт. Это напряженная система, которая толкает вас к тому, чтобы найти способ преодолеть этот разрыв, лакуну, противоречие.

Тот момент, когда гештальт замыкается, то есть вы находите какой-то ключик к решению задачи, и переживается как инсайт. Вы находите вариант решения, и этот момент может сопровождаться очень яркими эмоциями.

Читайте также:  Лидерские фишки - психология

Понятное дело, что такое объяснение долго не продержалось. Самые разные ученые стали показывать, что, во-первых, есть разные задачи (некоторые вообще не требуют инсайта), во-вторых, есть разные варианты того, как происходит инсайт.

Настоящие дебаты на эту тему начались с 80-х годов XX столетия, когда группа психологов, придерживающихся противоположной точки зрения (того, что инсайта не существует), продемонстрировала прямые экспериментальные опровержения существования инсайта.

Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 21–85.

3. Теория задачного пространства Ньюэлла и Саймона

Альтернативная точка зрения опирается на ныне наиболее популярную в этой области теорию ― теорию задачного пространства А. Ньюэлла и Г. Саймона (problem-space theory; Newell, Simon, 1972), которая в своих ранних вариантах утверждала, что инсайт ― это просто ошибка, скажем, вашего переживания.

Другими словами, за инсайтом нет никакого объективного содержания. И первый эксперимент, который пытался прямо опровергнуть этот феномен, провели Р. Вейсберг и Дж. Альба в 1981 году.

В задачке, которая в обычных условиях решается инсайтно, они пытались прямо подсказать испытуемым некоторый ключевой, с их точки зрения, элемент решения. По их идее, появление этого элемента должно было замкнуть гештальт и привести к инсайту.

Но выяснилось, что такая словесная подсказка почти никак не влияет на появление озарения: прямое указание на ключевой элемент не ведет к успеху. Значит, инсайт ― просто субъективная ошибка, а в реальности его не существует.

В ответ на этот вывод появилась волна работ сторонников инсайта, которые разными способами пытались показать, что озарение в ходе решения ― это реальность.

Спиридонов В.Ф. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014, №1 (97). С. 97–108.
Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1972.

4. Эксперимент с решением задач путем инсайта

В нашей лаборатории мы также экспериментально изучаем инсайт и связанные с ним явления. Одна из последних работ была устроена следующим образом: мы использовали очень важный и сложный феномен, который называется «перенос» ― это использование найденного способа решения задачи №1 при решении следующей, в каком-то отношении сходной с ней задачи №2.

Итак, во время нашего эксперимента мы даем испытуемым первую инсайтную задачу, а затем, не давая ее решить до конца, подсовываем им вторую ― попроще. Группа №1 имеет 5 попыток решения первой задачи, группа №2 имеет 8 попыток, группа №3 ― 10 попыток, группа №4 ― 15 попыток. Еще раз подчеркиваю, ни один человек из этих групп не успевает решить первую задачу.

Те, кто решает, выкидываются из выборки. И дальше мы смотрим, как продвижение в первой задаче (у нас это количество проб) повлияет на успешность решения второй. Чудо заключается в следующем: группы №1 и №2 оказываются значительно менее эффективными во второй задачке, чем группы три и четыре.

То есть еще не решенная первая задачка дает людям возможность что-то понять и перенести это знание на вторую. И это понимание происходит в среднем после восьмой пробы.

Слово «перенос» ключевое в данном случае, поскольку еще одно определение инсайта заключается в том, что после того, как вы решили задачу инсайтным путем, на все похожие задачи вы можете перенести найденный способ решения. Получается, что в данном случае мы видим, что инсайт случается.

Спиридонов В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем. М. 2006.
Knoblich G., Ohlsson S., Haider H., Rhenius, D. Constraint relaxation and chunk decomposition in insight problem solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1999. 25. 1534–1555.

5. Пошаговое решение задач

Дискуссии вокруг инсайта заставляют нас разобраться в вопросе, можно ли сложные задачи решать без инсайта, то есть двигаясь step by step.

Многие психологи и математики (скажем, специалисты по искусственному интеллекту) уверяют нас, что это возможно, поскольку большая часть всех проблемных ситуаций решается именно последовательным рассуждением.

Альтернатива, которую мы защищаем, состоит в том, что в процессе решения есть резкие «скачки» ― репрезентация задачи изменяется не пошагово маленькими «порциями», а взрывообразно большими сегментами или даже целиком. Это, собственно, и есть инсайт. С точки зрения психологического знания второй вариант кажется более вероятным.

Это не значит, что нет задач, где нельзя решить все пошагово. Но это, скорее, относится к несложным задачкам, где вы действительно видите и начало, и конец вашего пути и можете вполне эффективным образом варьировать варианты поиска нужных шагов.

В настоящих сложных задачах и уж тем более в слабоструктурированных проблемах более вероятен другой путь: вы шарите рукой в темноте и иногда что-то находите непонятное, иногда ничего не находите. Сама метафора поиска бриллиантов в темноте вполне популярна у психологов мышления.

В некоторые моменты что-то происходит, и вы начинаете видеть связь частей целого, структуру задачи. Этот момент и называют инсайтом. И вот эти резкие переломы, изменения и есть самое заметное проявление процесса решения сложных задач, которое интересно и простым людям, и психологам мышления.

MacGregor J.N., Ormerod T.C., Chronicle E.P. Information processing and insight: a process model of performance on the nine-dot and related problems // Journal of Experimental Psychology: Learn-ing, Memory, and Cognition, 2001. 27. 176–201.

http://postnauka.ru/faq/34903

Источник: https://zingarnik.livejournal.com/102341.html

инсайт — это… Что такое инсайт?

   ИНСАЙТ (с. 265) (от англ. insight) — внезапное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

В большинстве справочных источников указывается, что данное понятие было введено в гештальтпсихологии в первой четверти XX в. Это, безусловно, справедливо, если только иметь в виду, что явления, описываемые этим термином, отмечались еще в античных источниках.

В конце концов, знаменитое архимедово «Эврика!» — не что иное, как констатация инсайта.

   Приоритет в описании этого явления (без употребления самого термина) по праву следовало бы отдать французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре (его очерки о науке и научных открытиях поражают психологической глубиной, редкой даже для «титульных» психологических трудов). Еще в конце XX в. Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.

   По признанию Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна — на подножке автобуса, другая — во время прогулки по берегу моря, третья — на бульваре. Однако появлению каждой новаторской идеи предшествовал долгий этап подготовительной работы — как сознательной, так и бессознательной. Пуанкаре рассказывал: «То, что вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».

   Пуанкаре делает предположение, что отдых — лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Последняя же, по мнению ученого, приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение — не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.

   Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, — объясняет Пуанкаре, — привести в порядок доказательство. Но особенно необходимо их проверить.

Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение; в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство». С современных позиций к этому можно было бы добавить, что ученый чувствует правильные и неправильные комбинации идей, тогда как искусственный интеллект способен лишь перебиратые и другие. Самый совершенный компьютер — это лишь аналог логической части нашего сознания, а логика бесчувственна. Чувства ученого таятся в его подсознании и подсказывают правильное решение.

   «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности.

Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!» Получается, что полезные комбинации — те, которые больше всего воздействуют на это врожденное чувство математической красоты.

Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

   Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей.

   Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

   В известном смысле математическое творчество сходно с поэтическим. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего — это лишь строчка, возникшая словно из подсознания.

Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение.

Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом — для математики у него не хватило воображения».

   Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его действительно ввел один из представителей гештальтпсихологии — Вольфганг Кёлер.

В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.

Дункером данное понятие было применено также к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям.

Следует также отметить, что Кёлер и вслед за ним его коллеги оперировали немецким термином Einsicht, которому в английском языке имеется созвучный аналог, утвердившийся в международном психологическом лексиконе. В весьма приблизительном переводе это слово в обоих языках означает постижение, проникновение в суть ситуации.

   В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы».

Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситуации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно.

Но это становилось возможно проделать с использованием орудия — палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны.

Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу — палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение.

Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать — дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.

   Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей.

Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый — выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи.

Такой выбор осуществляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

   Понятно, что этот принцип может быть распространен не только на сугубо когнитивную сферу. В психотерапии он был активно подхвачен.

По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению.

Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психоанализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении).

Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

   В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии.

Читайте также:  Генетическая эпистемология - психология

Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения.

Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.

Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

   Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями.

Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

   Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы.

Как это часто бывает в истории науки, термин оказался подхвачен столь разными теоретиками и практиками, что сегодня трудно отыскать двух психологов, которые понимали бы его одинаково. Или хотя бы просто понимали. Хотя постараться стоит.

Получится, наверное, не сразу, понадобится какой-то этап «инкубации». А там, глядишь, и наступит… правильно, инсайт!

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/806/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82

Интуиция и инсайт

Инсайт(от англ. insight — интуиция, понимание,проницательность, проникновение в суть) — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. немецким исследователем  Келером. Обозначает момент озарения, внезапноепроникновение в суть проблемы без ее логического анализа.  Келер обнаружил явление инсайта  у представителей отряда приматов. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задача достать банан, используя палки,  одна из обезьян по кличке Султан сначала пыталась достать плод одной палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, отказавшись от активных действий, и просто  стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логичную последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан. Результат этого исследования свидетельствовал об  интуитивном решении задачи.Однако,  Султан догадался соединить две палки, чтобы достать банан, не внезапно, а в результате применения своих предыдущих знаний.  Это знание у него сформировалось непредвиденным, непреднамеренным образом, когда однажды во время игры он случайно вставил одну палку в другую. В той ситуации, которую описывает В.Келер как пример проявления инсайта, Султан продемонстрировал перенос удачных форм поведения из одной ситуации в другую: сначала в результате проб и ошибок, практически случайно обнаруживается  удачный способ решения возникающей проблемы, а затем на основе аналогии этот способ переносится в другие ситуации. Следовательно, шимпанзе по имени Султан уже до опытов Келера владел информацией о том, как можно соединять палки и таким образом удлинять их. Его инсайт базировался именно на этой предварительной информации, полученной случайно.В дальнейшем  понятие инсайта использовалось  в качестве характеристики человеческого мышления.В критическом анализе гештальтпсихологии И. П. Павлов показал, что инсайт —  это процесс образования ассоциаций (временных нервных связей в коре головного мозга). Наблюдавшееся Кёлером у его экспериментальных животных внезапное решение задачи после периода покоя, сменявшего начальный этап энергичных, но хаотичных попыток, Павлов объяснил как процесс замыкания кортикальных связей (ассоциаций) после торможения, вызванного утомлением от первоначальных усилий. Интуицию тесно связывают с инсайтом, т.к.: — и то и другое является результатом неосознаваемого процесса;              — инсайт и интуитивное знание выступают как ответ на вопрос, решение проблемы;  это некоторое осознанное знание, сопровождаемое мнением о его правильности до того, как могут быть найдены доказательства, подтверждающие данное мнение.

Однако существует мнение о различии между  инсайтом и интуицией.  Либерман пишет, что инсайт – это процесс, посредством которого человек внезапно осознает логические связи между проблемой и ответом.   Если решение, возникшее при инсайте, можно впоследствии доказать и подтвердить, то интуитивное знание бездоказательно, оно не связано с рассуждением.

«Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств»( трактовка Д.Каннемана). И именно интуитивное решение вызывает у многих людей недоверие к себе.

Соотношение интуитивного и логического

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества и соотношения логического и интуитивного предложил Я.А.Пономарев. Пономарев считает, что любое мышление развитого человека представляет единство интуитивного и логического. Чисто интуитивное и чисто логическое – это только абстрактные пределы мышления.

В одних психологических формах мышления преобладает интуитивный  фактор,  и мы  употребляем понятие «интуитивное мышление»  а в других –   логический, соответственно — «логическое мышление». Решение творческой задачи связано с получением  осознаваемого и  неосознаваемого продуктов.

Осознаваемое  отвечает сознательно поставленной цели и  в дальнейшем может быть непосредственно использовано, как  осознаваемый опыт. Неосознанное возникает помимо сознательного намерения и  складывается под влиянием тех свойств  предметов и явлений, которые включены в действие.

Человек не может непосредственно использовать неосознаваемый продукт в сознательной организации последующих действий, но поскольку он существует не только в преобразованном объекте, но и фиксируется, отражаясь психически, он при известных условиях может принять участие в регуляции последующих действий, как неосознаваемый опыт.

Неосознаваемый опыт и проявляется в удачный момент в виде неожиданной «подсказки», которую называют  интуитивным  решением. Итак, процесс интуитивного поиска не осознается. Вначале осознается лишь сам факт удовлетворения потребности. Поэтому интуитивное решение и выступает как неожиданное, как то, что назвали «инсайтом», «озарением» и т.д.

Интуитивное решение всегда предшествует логическому… Логическое решение творческой задачи возникает лишь на базе интуитивного, т.е. тогда, когда задача фактически уже решена.

Логическое решение побуждается потребностью передать интуитивно найденное другому человеку, обосновать, доказать правомерность такого решения, использовать его для решения более сложной однотипной задачи и т.п.

Теория Пономарева позволяет объяснить стадии творческого процесса.

   При столкновении с необычной задачей логические знания субъекта оказываются недостаточными. Тогда функционирование психического механизма, по выражению Пономарева, «спускается» на более интуитивные уровни. В сфере интуиции опыт  более богат, поэтому там субъекту иногда удается найти ключ к решению задачи. Если принцип решения на интуитивном уровне найден, субъекту нужно еще  перевести его  на логический уровень.

Известна жалоба математика Гаусса о том, что имея давно готовые результаты, он не знает, как к ним осознанно подойти. По поводу таблицы химических элементов Д.И.Менделееву приписываются слова: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу».

Наступает момент – внезапный, случайный, не запрограммированный, когда созревший результат мгновенно преодолевает порог сознания. Эту «вспышку» сознания называют  «инсайтом». Пономареву удалось выявить некоторые любопытные свойства интуитивного опыта.

В одном его эксперименте испытуемым давалась задача «Политипная панель», где от них требовалось надеть по определенным правилам серию планок на панель. После того как испытуемые относительно легко выполняли задание, им давалась следующая задача, состоявшая в нахождении пути в лабиринте.

Идея эксперимента заключалась в том, что оптимальный путь в лабиринте повторял по форме итоговое расположение планок в задаче «Панель». Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя лабиринт, испытуемый совершал 70-80 ошибок, то после решения задачи «Панель» — не более 8-10.

Самое удивительное, однако, состояло в том, что стоило только потребовать от испытуемого объяснить причину выбора пути в лабиринте, как число ошибок снова резко возрастало. Пономарев сообщает, что когда он на середине пути ставил этот вопрос испытуемым, совершившим до этого две-три ошибки, во второй половине пути они совершали 25-30 ошибок.

Основной теоретический вывод, который можно сделать из описанного эксперимента, состоит в том, что люди  в  хорошо осознанном логическом режиме  не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять сознательный контроль и анализ  своих действий.

Интуиция – это специфическая человеческая способность, производная от сознания. В этом ее коренное отличие от не осознаваемой психической деятельности животных, от «звериного чутья», имеющего инстинктивную природу. Чутье животных не поднимается до уровня сознания, сознание человека «опускается» на подсознательный уровень «чутья». Зачем это делается?

Благодаря «сокращению», «сжатию», «свертыванию» психических процессов происходит колоссальный выигрыш во времени. Расчеты показывают, что на бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 10 000 000 раз бóльший объем информации, чем на сознательном уровне.

Кроме того, происходит значительная экономия энергии. Многократно замечено, что интуитивный акт совершается быстро и «легко», что свидетельствует об избыточном энергетическом потенциале.

Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил.

В интуитивном творчестве это состояние известно как вдохновение.

Виды интуиции

Кармин, исходя из того, что главным признаком интуиции служит то, что человек не осознает, как и откуда появляется у него некое знание,  выделяет шесть таких видов. Интуиция как инстинктивная реакция.

   «Чувство опасности», «необъяснимый страх», «безотчетный ужас», «агрессивный синдром» и тому подобные переживания во многих случаях появляются на основе действия инстинктивных механизмов. Диспозиционная интуиция.     Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям.

Такая предрасположенность нередко ведет к неосознанному выбору решения, которое, как кажется человеку, возникло непонятно как, но на самом деле обусловлено имеющимися у него диспозициями – начиная от устойчивых черт характера и кончая мимолетными психическими состояниями.

Перцептивная (чувственная) интуиция. Она связана с бессознательным восприятием и обработкой информации (субсенсорное восприятие).

Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно-образное мышление, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. Но на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные  итоги комбинирования, анализа и синтеза. Логическая интуиция. Обычно интуицию противопоставляют логике. Однако А.С.Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как неопосредованная никакими промежуточными выкладками внезапная догадка. Эвристическая интуиция. Она связана с бессознательными механизмами взаимодействия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Имеются две ее основные формы: концептуальная интуиция – переход от наглядных образов к понятиям и эйдетическая – переход от понятия к образам.

Источник: http://www.xn--90aepuc9h.net/psichologiya-otnosheniy/intuitsiya-i-insayt

Инсайты в психологии — признание наукой вещей, лежащих за гранью науки

Наука склонна всему давать определения и обозначать четкие концепции явлений. Даже когда она сталкивается с явлениями, которые вне ее компетенции. Инсайты в психологии относятся как раз к такой категории вещей.

Этим понятием обозначают возникающую в нас вспышку озарения, какой-то неведомый момент ясности, который дает возможность переоценить ряд вещей и увидеть их под другим углом — мгновенно и спонтанно, понять суть и смысл.

Это выглядит так, словно вы всегда знали о чем-то, но на время забыли. И тут вас «осенило». Знакомо вам это?

На что это похоже

Понятие Инсайт является одним из основных в гештальт-психологии. Наука признает феноменальность данного явления, и у нее нет ответов на вопрос о точной причине возникновения «вспышки» в сознании. Есть лишь много предположений.

Сам инсайт является фактом объективной реальности, но знание о его истинной природе — загадка до сих пор.
Кроме того, инсайт в психологии напрямую связывают с теорией «творческого мышления».

Этим понятием ученые обозначают некий процесс внезапного «вспоминания» какого-то момента со всем комплексом ощущений ему присущих — визуальных, чувственных, тактильных и прочих.

Шаманские пляски

В магических культах инсайт — явление настолько же естественное, как для обычного человека естественно выпить чашечку чая. Мир науки оперирует проверенными данными и четкими логическими законами, которые эти данные упорядочивают в единое целое.

 Инсайт в магии — это признание неведомого без его логического обоснования, и осознанное вхождение в данное состояние по желанию. Действительность существования такого явления подтверждается в данном случае лишь путем опыта и эксперимента, осуществленного на свой страх и риск.

Но оно является таковым лишь для непосредственных участников эксперимента, так как для остальных нет никакой возможности это проверить. А наблюдение со стороны может дать лишь странные необычные впечатления, но никаких фактических данных о происходящем.

Вот пример магического приема древних индейцев племени Яки (населявших когда-то территорию Мексики). Существует растение — пейот, галлюциногенный кактус. Шаманы племени Яки применяли его для совершения своих ритуалов постижения иной реальности. Пейот давал им возможность изменить систему восприятия действительности.

В человеке, по утверждению магов, существует «точка сборки», которая влияет на восприятие конкретных образов видимого мира. Теория индейцев состоит в том, что при изменении положения точки сборки изменяется восприятие и человек становится способным воспринимать и видеть иные миры, которые в обычном состоянии сознания видеть просто невозможно.

Читайте также:  Душевная боль - психология

Точно так же инсайт, но уже своей специфики, использовали шаманы и маги самых разных направлений и культур. Они осознанно вводили себя в состояние транса, в котором инсайт производился целенаправленно. Считается, что к этому способны лишь посвященные, владеющие тайным знанием и обученные ему изначально.

Задумайтесь о природе этого явления, поскольку это действительно интересно! Обыденная жизнь полна таких вещей. Ведь реальность — гораздо более сложная структура, чем мы привыкли думать о ней.

Источник: http://magictheory.ru/insajty-v-psixologii-priznanie-naukoj-veshhej-lezhashhix-za-granyu-nauki/

Шестое предчувствие | Саморазвитие | Наша Психология

Вещие сны, странные догадки, внезапные озарения… Одно из самых загадочных свойств нашей психики — интуиция — порождало ученые споры во все времена. Что это, уникальный дар природы или каприз туманного подсознания? Стоит ли полагаться на хитросплетения шестых чувств применительно к творчеству?

Игры разума

У каждого из нас бывали моменты, когда мечты не сбылись, надежды не оправдались, ювелирно выверенный план провалился. И вот, сожалея о бесцельно потраченном времени, усилиях или средствах, мы говорим себе с укоризной: «Не надо было туда ехать (звонить, приходить, вкладывать деньги)!» Чудеса? Вовсе нет!

«То, что мы называем интуицией, напрямую связано с понятием бессознательного, — объясняет психолог Борис Новодержкин. — Вопреки расхожему мнению, подсознание содержит не только вытесненные проблемы и страхи.

Одновременно оно хранилище знаний, опыта, навыков и наблюдений, полученных в течение всей жизни и доведенных до психологического автоматизма.

На уровне бессознательного человек способен «разглядеть» все те детали, которые ускользают от него в повседневности, проанализировать ситуацию и принять верное решение».

Пример тому — известный исторический случай, произошедший с Михаилом Ломоносовым. Ученому приснился пожар в его лаборатории, он вскочил с постели, прибежал на место происшествия и увидел, что и в действительности все его бумаги охвачены огнем.

«Можно сколько угодно говорить, что это был вещий сон, — продолжает Борис Новодержкин, — но, вероятнее всего, уходя из лаборатории накануне вечером, он краем глаза отметил, что плохо затушил свечу. И хотя на тот момент ученый не придал этому никакого значения, этот момент четко отложился в его подсознании».

«Интуиция не имеет отношения к мистике, — соглашается с коллегой заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества (Институт психологии РАН), доктор психологических наук Дмитрий Ушаков.

— Мы можем долго размышлять над ситуацией, попутно прослеживая все этапы наших умозаключений, но не прийти к решению. И вдруг оно рождается само собой.

И зачастую такие внезапные озарения оказываются самыми верными», ведь интуитивный опыт складывается помимо цели действия, а значит, мы не сможем выдать желаемое за действительное.

Исследования доктора медицинских наук, профессора Иерусалимского университета Иосифа Фейгенберга свидетельствуют, что интуиция теснейшим образом связана с механизмом так называемого вероятностного прогнозирования, которым пользуется каждый человек с момента своего рождения: «Человек попадает в самые различные ситуации, и, даже если он их не запоминает, они записываются в подкорке. Когда какие-то обстоятельства повторяются, то мы мысленно их сравниваем с предыдущими событиями и пытаемся предугадать, спрогнозировать, что последует дальше».

Цена вдохновения

«Говоря о гиперразвитии интуиции, обычно вспоминают об экстрасенсах, — продолжает Дмитрий Ушаков.

— И хотя феномен до конца не изучен, можно предположить, что эти люди действительно чувствительны к раздражителям, существования которых просто не замечают все другие. Нечто похожее происходит и с творческими людьми.

Внезапные озарения становятся неотъемлемой частью их жизни и профессиональной деятельности. Ведь творчество дает доступ к тем ресурсам памяти, которые закрыты для «нетворческого» большинства».

Момент инсайта, рождения «безумной» и вместе с тем гениальной идеи, сегодня рассматривается как кульминация интуитивного творческого процесса — неуловимого, загадочного и почти мистического. Впрочем, если бы секрет озарения удалось разгадать, великие открытия совершались бы по инструкции, ко времени и на заказ.

Кстати, у самих творцов не возникало сомнений в том, что они работают на грани сплетения сознательного и бессознательного. Это утверждали многие. Художники прошлого оставили немало свидетельств того, что они часто творили, не ведая, как творят.

«И, право, — писал Иван Гончаров, — много явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать».

Капризная гостья

Вопрос, стоит ли ждать вдохновения как одного из проявлений интуиции или, преодолев страх чистого листа, работать через не могу,
нередко решался в пользу второго варианта. Известны слова Чайковского о том, что «муза — гостья капризная и не любит посещать ленивых».

С этой мыслью соглашается Борис Новодержкин: «Все талантливые и уникальные деятели искусства, подарившие миру великие произведения, долго учились и много работали.

Они накапливали опыт, знания и наблюдения, которые отчасти «оседали» в структурах бессознательного. По сути, то, что мы называем вдохновением, — это автоматизация творческого процесса.

И поэтому самому творцу крайне сложно разложить момент озарения на схемы. Это так же сложно, как водителю-асу объяснить, почему он хорошо водит автомобиль».

В этой связи уместно вспомнить слова Николая Гоголя, который в ответ на жалобы его друга писателя Владимира Сологуба, что «сегодня как-то не пишется», настоятельно советовал: «А вы все-таки пишите… Возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки».

Как развить интуицию

Внутренний голос советует человеку пойти играть в рулетку.

Он приходит в казино, по подсказке внутреннего голоса ставит на черное и проигрывает. «Теперь ставь на белое!» — говорит внутренний голос. Человек ставит и снова проигрывает. «А теперь ставь снова на черное», — не унимается внутренний голос. Человек ставит наперекор своей интуиции на зеро и берет банк.

На самом деле интуиция и любой жизненный опыт, пусть даже скрытый в лабиринтах бессознательного, подводит довольно редко. Американский психолог Марша Эмери несколько лет проводила наблюдения за людьми с повышенной интуицией.

И выяснила, что они в 5 раз реже попадают в аварии, в 7 раз реже получают травмы, в 5 раз реже с ними случаются внезапные инфаркты на нервной почве (они более готовы к реальному ходу событий и не воспринимают его как гром среди ясного неба), в 3 раза реже страдают неврозами (благодаря интуитивному предчувствию просто меньше паникуют), в 2 раза реже получают пищевые отравления и подхватывают инфекционные заболевания (потому что интуитивно не прикасаются к некачественной пище).

«Интуиция есть у каждого, только у одних людей она развита в большей степени, а у других — в меньшей, — говорит Дмитрий Ушаков. — Однако этому можно научиться!»

ИТАК…

Вспомните событие из своей жизни, когда вы точно знали, чем все закончится. Как можно четче восстановите в памяти этот эпизод своей жизни. Подумайте, откуда именно вам пришло это знание.

Не застревайте надолго в мелких, бытовых вопросах и проблемах. Их решение, как правило, не требует серьезного умственного напряжения, а увязание в мелкотемье заставляет мозг лениться. Старайтесь не пребывать в бездействии.

Начните вести дневник.

В 20-е годы прошлого века исследовательница Катерина Кокс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев — таких, как Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах.

Как выяснилось, многие из них вели дневники. По мнению Кокс, один из признаков гения — склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным.

Сон также может быть источником интуиции. Некоторые наши сны в точности повторяют несколько секунд или минут нашего будущего. Когда такие сны сбываются, у нас остается чувство — дежавю («это уже когда-то происходило») и знание будущего. Попытайтесь вспомнить эти ощущения и их значения.

Абстрагируйтесь от своих целей. Дело в том, что наши сознательные устремления не всегда совпадают с подсознательными желаниями. Все это затуманивает голос интуиции.

Эту мысль подтвердили американские ученые в ходе эксперимента. Они спрашивали женщин, находящихся на ранних сроках беременности, о том, кто у них будет: мальчик или девочка.

Те, у кого не было сознательного желания иметь ребенка определенного пола, безошибочно «угадывали».

Чтобы развить творческие способности

Находитесь в кругу единомышленников.

В этом сообществе должны присутствовать сильные конкуренты. Тогда вы начинаете стремиться писать прозу или картины лучше, чем они, и тем самым раскрываете свои способности.

Прислушивайтесь к критике, без нее невозможно сделать новые шаги в творчестве.

Повторяйте про себя фразу о том, что вы можете творить и делаете это хорошо.

Не ставьте себе слишком завышенных планок — успех в творчестве — вещь непредсказуемая.

Изучайте работы уже признанных творцов. Необходимо иметь для себя наставника в творчестве (это может быть преподаватель в институте, где вы занимаетесь искусством). Его советы и критика помогут вам балансировать в трудном творческом поиске, отсекать ложные пути и концентрироваться на удачных работах.

Ходите на выставки, слушать отрывки других произведений — мыслительный процесс должен работать постоянно. Художникам и музыкантам необходимы каждодневные занятия — чтобы не терять технику.

И еще никогда не рассказывайте, как к вам приходит вдохновение, — это ваш секрет.

Механизм интуиции

В механизме развития интуиции нет ничего сверхъ¬естественного. Просто у некоторых «шестое чувство» развито от рождения, другие предпочитают использовать рационально-логический аппарат. Чтобы окончательно развеять мистический флер, ученые выделяют несколько видов интуиции:

1 Озарение
Яблоко, упавшее на голову, способствует свершению открытий, благодаря тому что в подсознании долгое время шла незаметная внутренняя переработка информации. Человек не осознает ее хода, а получает готовый результат – продукт аналитической работы мозга. Так рождаются открытия…

2 Предчувствие беды
Сигналы от внутренних органов чаще всего поступают во сне. Подсознание проводит «ночной обход» внутренних органов, принимая от них не заметные днем жалобы. На сознательном уровне они трансформируются в образные сны. Так человек может «предсказать» свою скорую болезнь.

3 Интуитивная связь
Глубинная связь с близкими людьми подчас приводит к улавливанию их «биоволн». Так чувствуют друг друга близнецы, матери, когда с ребенком может произойти что-то неладное.

Интуиция такого рода обостряется, как правило, во время сильных эмоциональных потрясений: войн и катастроф. Ряд исследователей объясняет это особой восприимчивостью к квантовым колебаниям, которые возникают, пока событие еще не случилось, но «готовится».

Это происходит по тому же принципу, как животные предчувствуют землетрясение или торнадо. Недаром мы иногда говорим: «в воздухе что-то витало»…

Инсайт в схемах

Американский исследователь Грэхем Уоллес предложил ставшую впоследствии знаменитой схему процесса творческого мышления. Он разработал ее на основе данных самонаблюдений выдающихся ученых, прежде всего немецкого физиолога Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре.

Подготовка
Она включает сбор необходимой информации о проблеме, сознательные поиски ее решения и обдумывание. Часто эти попытки ни к чему не приводят. Как будто бьешься головой о стену.

Инкубация
Вынашивание проблемы. Период кажущегося застоя. На самом же деле происходит глубинная бессознательная работа над задачей, причем на уровне сознания человек может о ней вовсе не думать.

Просветление
Вдохновение, открытие, инсайт. Наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобно резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который трудно описать словами.

Проверка
Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается.

Эффект привыкания

По мнению психологов, интуитивные механизмы всегда эмоциональны. Они характеризуются достаточно сильными и вместе с тем позитивными переживаниями.

Эту мысль достаточно точно сформулировал Иосиф Бродский на своей нобелевской лекции, отметив, что люди искусства впадают в зависимость от творческого процесса, как наркоманы от наркотика.

При этом сейчас доподлинно известно, что наркотик блокирует центры удовольствия в головном мозге.

И если эта творческая зависимость столь же сильна, расхожий стереотип о невозможности существования вне творческого процесса для таких людей становится легко объяснимым.

вдохновениегенийинтуициясновиденияталантталантливые людитворчествоэмоции

Источник: https://www.psyh.ru/shestoe-predchuvstvie/

Ссылка на основную публикацию