Шкала любовь д.довбуна — психология

Психологические тесты. Опросник социально психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого. Интерпретация полученных результатов

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е.

ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения.

В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности.

Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Источник: http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=667

Психодиагностика психических состояний: тревога, агрессия

3.3. Понятие и психодиагностика психических состояний
Понятие и виды психических состояний. Диагностика функциональных состояний.
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т.е. свойств, быстро изменяющихся во времени

Психические состояния:

Эмоциональные состоянияФункциональные состоянияМотивационные состояния

Направления изучения психических состояний:

-изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях-изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенности поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности-изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

Виды информации для описания состояний человека

Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опытаДанные клинических наблюдений«Молярные» характеристики поведения (позы, жестикуляция, мимика, речевые характеристики)Реакции на действие различных стрессоровИзменение (ухудшение) деятельностиИзменение вегетативных и физиологических функций

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение — эмоцией огорчения или парализующего страха.

Основные эмоциональные состояния:

Радость (удовлетворение, веселье)Грусть (апатия, печаль, депрессия)Гнев (агрессия, озлобление)Страх (тревога, испуг)Удивление (любопытство)Отвращение (презрение, брезгливость)

Функциональные состояния — состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент, связаны с уровнем бодрствования и внимания.

Основные функциональные состояния:

СонДремотаСпокойное бодрствованиеАктивное внимание (ориентировочная реакция)Напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация)Утомление (истощенное внимание, дистресс)

Диагностика функциональных состояний

Физиологическая регистрация:частоты дыхания, пульсаКГР (кожногальванической реакции)мускульного тонуса (миограмма)кровонаполнения сосудов (плетизмограмма)

Тесты «карандаш-бумага»:

корректурная пробаСАНДиагностика тревоги/тревожностиТРЕВОГА – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (A-state, тревога-состояние)

ТРЕВОЖНОСТЬ – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (A-trait, тревога-черта)

Понимание тревоги в теории Спилбергера:

1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности.2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживания. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги.3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно.4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера (STAI):

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/621513.html

Ключ к тесту Сонди — словарь терминов

Авелевы тенденции Авель — библейский персонаж (сын Адама и Евы), безвинно убитый своим братом Каином. Символ доброжелательности, подчеркнутой кротости, нравственности, моральной чистоты, самоотверженности.

Ажитированная активность

Неупорядоченная активность на фоне повышенного настроения — гипомании.

Аллодеструкция

Переживание разрушения картины окружающего мира. Нарушено перводоверие к людям.

Амбитендентность

Двойственность и противоречивость мотивации.

Анально-мазохистические тенденции

Сочетание анально-эротических черт с ананкастными (пассивностью, зависимостью, повышенным чувством вины).

Анально-эротический тип

Тип личности, которому свойственно обожествление объекта любовной привязанности, затрудняющее реализацию сексуального влечения. Соперничающее отношение к отцу, ревность и нежность к матери, переносимая на объект любовной привязанности. Стремление к накопительству, педантизм, упрямство как черты характера.

Аутичность

Замкнутость, обращенность в мир собственных представлений и фантазий, отгороженность от окружающих.

Аутодеструкция

Разрушение собственного Я посредством алкоголя или наркотиков.

Аффективная захваченность

Плохо контролируемая рассудком эмоциональная напряженность, окрашенная субъективизмом и предвзятостью.

Аффективная разрядка

Апатичное состояние после приступа (пароксизма) или бури гнева, ярости, ненависти либо спокойствие после мигрени, эпилептического припадка, невротического, аллергического или психосоматического расстройства. Расслабление после принятия трудного решения.

«Аффективное половодье»

Эмоциональная экзальтированность, взвинченность, неоправданная восторженность, обилие эмоций, связанное с подчеpкнутой совестливостью и обостренным чувством справедливости.

Вторичный мазохизм

Проявляется обострением сексуальных ощущений как от физической, так и от моральной боли, исходящей от объекта привязанности.

Гипомания

Немотивированно повышенный фон настроения.

Дезинтеграция Я

Нарушенная внутриличностная гармония, ослабленный самоконтроль, неадекватная самооценка.

Деструктивная потребность

Потребность в разрушительной агрессивной разрядке.

Доминанта этического начала при отсутствии тормоза

Открытое проявление тонких душевных переживаний, связанных с любовью и нежностью.

Доминантность

Преобладание.

Дуальюнион

Мучительная привязанность к матери или отцу с взаимной агрессией, накладывающая отпечаток на весь стиль жизни.

Жесткость мужского мажорного Я

Яркое проявление маскулинности, мужественности.

ИнверсияОтклонения в нормальном сексуальном влечении, предусматривающем направленность на лиц противоположного пола.

Интроекция Включение всего окружающего мира в свое Я при завышенной самооценке.

Инфлятивный параноид

Настороженно-бредовое отношение к окружению как к враждебно настроенному.

Инцестуозная любовь

Сексуальные отношения с близким (по крови) родственником.

Каиновы тенденции

От имени библейского персонажа Каина, убившего своего брата; жесткость, эгоизм, циничность, пренебрежение моральными установками.

Кататонические проявления

Двигательный ступор или буря, неподвластные контролю Я в связи с дезинтеграцией личности.

Комплекс донжуанизма

Самоутверждение неуверенной в себе личности через чрезмерное расширение поверхностных по своей сути контактов.

Латентный

Скрытый.

Либидинозная потребность

Напряженность потребности в активности, которая может проявляться как потребность не только в сексе, но и в самореализации личности в широком смысле.

Либидозно-застойная личность

Личность с нереализованной либидозной потребностью.

Мазохистические тенденции

Склонность к самомучительству при повышенном чувстве вины или способность испытывать особое удовольствие, когда боль причиняет другой человек, в том числе сексуальный партнер в момент интимной близости.

Маниакальные проявления

Избыточная идеаторная расторможенность, то есть многословность, наплыв идей, резко повышенный эмоциональный фон при ослабленном самоконтроле и неадекватно завышенной самооценке.

Меланхолическая реакция

Сниженный фон настроения.

Мифомания

Ложь как защитная реакция на жизненную реальность, стремление повысить значимость своего Я.

Моральный мазохизм

Выраженная склонность к самопожертвованию, повышенное чувство вины, замещение либидозной потребности профессиональной, социальной или духовной деятельностью.

Мультилатеральная связь

Множественность контактов без глубины отношений.

Мягкое, минорное Я

Фемининность, женственность.

Нарциссические черты

Эгоцентричная самовлюбленность, сосредоточенность на своем Я.

Нереализованная гомосексуальность с нарциссическими проявлениями

Латентное (скрытое) или хорошо контролируемое (подавленное) влечение к особам своего пола при самовлюбленности и эгоцентричной сосредоточенности на своем Я.

Параноидные явления

Бредовые суждения, базирующиеся на нарушении восприятия.

Паранойяльность

Настороженность, недоверчивость, готовность к построению бредовой концепции в сфере межличностных отношений.

Первичная форма мазохизма

Проявляется стремлением испытать жестокость и боль со стороны сексуального партнера в момент интимной близости.

Проблема неразрешимого дуальюниона

Болезненная привязанность к кому-либо из членов семьи с мучительными садомазохистическими отношениями, которые невозможно ни изменить, ни прервать.

Псевдология

Патологическая лживость.

Разрядка после аффективной вспышки

Чувство расслабления после пережитой эмоциональной бури.

Регрессивная форма межличностного общения (контактирования)

Незрелая, инфантильная, свойственная ребенку в раннем детстве.

Садизм

Жестокая форма реализации сексуальной потребности, проявляющаяся также как разрушительные тенденции в межличностном общении.

Садогуманизм

Декларируемая самоотверженность и гуманность при жестких способах давления на других.

Садомазохизм

Попеременное проявление садистических (жестокость) и мазохистических (покорность) тенденций, регрессивная форма сексуальности; садомазохизм помимо сексуальных контактов может проявляться наряду с сильной привязанностью повышенной требовательностью к объекту привязанности и терпеливым отношением к его жестокости («мучимый мучитель»).

Слабоинтегрированное Я

Недостаточно прочно и гармонично организованное Я, что может проявляться плохим самопониманием, неустойчивой самооценкой и сниженным самоконтролем.

Слабость моральной цензуры

Самообнажение или самодемонстрация при отсутствии или слабости контроля рассудка над эмоциями.

Стремление к партиципации

Самоизоляция, сосредоточенность на своем внутреннем мире.

Сублимация либидозной потребности

Перевод нереализованной сексуальной потребности в тот или иной вид социальной активности.

Унифункциональная доминанта

Преобладание единственного влечения как доминирующего.

Фобические переживания

Страхи, не поддающиеся контролю и критике.

Шизоидные проявления

Замкнутость, субъективизм, настороженность, индивидуализм, своеобразие высказываний и поступков, эмоциональная холодность, эгоцентризм.

Эдипов комплекс

Обожествление объекта любовной привязанности, затрудняющее реализацию сексуального влечения. Соперничающее отношение к отцу, ревность и нежность к матери, переносимая на объект любовной привязанности.

Эксгибиционизм

Самообнажение или самодемонстрация.

Эпирасстройства

Болезненные проявления по типу эпилепсии (пароксизмальный, приступообразный характер расстройств с судорожными явлениями на фоне измененного сознания или вспышки немотивированной ярости на фоне вязкого конкретного мышления, болезненно проявляющегося педантизма и слащавости).

Эрос-гипертоническая реакция

Избыточная, напряженная потребность в нежности (сексуальной или межличностной), направленной на конкретного человека.

Эрос-потребность

Потребность в нежных (сексуальных и человеческих) контактах.

Эрос-фактор

Фактор нежности, направленной на конкретного человека.

Эротомания

Сексуальная расторможенность.

S-риск

Опасность совершения суицида.

Источник: http://diepsychoanalyse.blogspot.ru/2010/10/blog-post_20.html

Шкала Любовь Д. Довбуна — Сайт помощи психологам и студентам

Шкала Любовь-2 включает пять объективных ощущений:

Шкала Любовь Д. Довбуна

Шкала Любовь Д. Довбуна.

Д. И. Довбун разработал шкалу Любовь. Её задача — оценить собственное отношение к любви и определить направления для Личностного развития.

Использование шкалы заставляет внимательно, самокритично оценить себя в трёх направлениях: любовь к себе, ожидания от любви и готовность к каким-то поступкам во имя любви.

Читайте также:  Акцентуация характера - психология

Шкала, позволяющая хотя бы в первом приближении оценить это бесценное чувство, даёт пользователям инструмент для совершенствования себя, для развития новых более крепких отношений.

Шкала Любовь-2 включает пять объективных ощущений:

интерес. Контрольный вопрос: Мы интересны друг другувлечение. Контрольный вопрос: Нас тянет к друг другупольза. Контрольный вопрос: Мы нужны друг другупонимание. Контрольный вопрос: Нас объединяет что-тозащищённость. Контрольный вопрос: Нам спокойно вместе

Интерес

Интерес зависит от интеллектуальной совместимости. Интерес определяется по степени увлечённости человеком. Это ощущение естественно появляется при новом знакомстве и также естественно начинает пропадать, если его не поддерживать. Контрольный вопрос: Мы интересны друг другу?. 1 балл — отсутствие интереса, кроме естественной реакции по Павлову Что это?. Самоощущения:

self: я скучаю int: я хочу, чтобы он(-а) оставил(-а) меня в покое ext: я не готов(-а) к чему-то новому

2 балла — ощущение интереса, когда появляется что-то новое или изменяется что-то известное. Т. е. это уровень интересно — не интересно. Самоощущения:

self: я интересуюсь int: я хочу, чтобы он(-а) интересовался(-ась) мной ext: я готов(-а) узнавать его(-ё) больше

3 балла — есть желание интересоваться, ощущение увлечённости, когда пояляется что-то совсем неизвестное и безопасное или постоянно изменяется что-то известное. Т. е. это уровень увлекательно — не увлекательно. Самоощущения:

self: я увлекаюсь int: я хочу, чтобы он(-а) беспокоился(-ась) обо мне ext: я готов(-а) беспокоится о нём(-ей)

4 балла — ощущение загадки, неразгаданности, когда полученные ответы ставят новые вопросы. Самоощущения:

self: я изучаю int: я хочу, чтобы он(-а) постоянно думал(-а) обо мне ext: я готов(-а) жить ради него(-ё)

Защищённость

Стремление сохранить себя (свою жизнь) является важным фактором в развитии отношений.

Защищённость зависит от уровня ощущения физиологической, Психологической, материальной безопасности, от уровня культурной совместимости. Контрольный вопрос: Нам спокойно вместе?.

1 балл — отсутствие защищённости, ощущение опасности. Это ощущение может возникнуть и в парах с опытом, и в Семье. Т. е. это уровень страшно — не страшно. Самоощущения:

self: я чувствую себя беззащитным int: я хочу, чтобы он(-а) не знал(-а) о моих слабостях ext: я не готов(-а) узнать о его(ё) слабостях

2 балла — ощущение защищённости, когда всё необходимое для спокойной жизни есть. Т. е. это уровень хватает — не хватает. Самоощущения:

self: я чувствую себя защищённым int: я хочу, чтобы он(-а) не вредил(-а) мне ext: я готов(-а) внимательно относиться к его(-ё) слабостям

3 балла — ощущение достатка, когда есть всё для комфортной, удобной жизни. Т. е. это уровень уютно — не уютно. Самоощущения:

self: я чувствую себя обеспеченным int: я хочу, чтобы он(-а) защищал(-а) меня ext: я готов(-а) помогать защищать его(-ё) слабости

4 балла — ощущение свободы, когда есть всё или можно получить всё что необходимо. Самоощущения:

self: я чувствую себя свободным int: я хочу, чтобы он(-а) избавил(-а) меня от слабостей ext: я готов(-а) избавить его(-ё) от слабостей

Влечение

Влечение на примитивном (животном) уровне мало связано с интересом. Но в этом случае мы говорим не о любви. Влечение зависит от уровня физиологической, сексуальной совместимости, от уровня тяги быть вместе.

Контрольный вопрос: Нас тянет к друг другу?. 1 балл — отсутствие влечения или просто инстинкт. Бессмысленно говорить о любви при возникновении просто физиологического возбуждения без эмоциональной симпатии к человеку.

Самоощущения:

— self: Я не нравлюсь себе — int: Я хочу, чтобы меня она(-а) не замечал(-а) — ext: Я не готов(-а) привлекать к себе его(-ё) внимание

2 балла — как такового влечения нет, но есть симпатия к человеку. При этом симпатия носит не платонический характер, а сексуальный: симпатичны именно мужские или женские качества. Т. е. это уровень нравится — не нравится, красивый — не красивый и т. п. Самоощущения:

— self: Я симпатичный(-ая) — int: Я хочу, чтобы он(-а) нравился(-ась) мне — ext: Я готов(-а) привлекать его(-ё) внимание

3 балла — есть возбуждение. У мужчин и женщин сексуальное возбуждение проявляются по разному, но есть и общее: фантазии, внутреннее притяжение, страстные поступки. Т. е. это уровень хочу — не хочу. Самоощущения:

— self: Я желанный(-ая) — int: Я хочу, чтобы он(-а) меня возбуждал(-а) — ext: Я готов(-а) возбуждать его(-ё)

4 балла — пик возбуждения. Влечение уже перестаёт быть самим собой. Здесь нет преград, нет сдерживающих факторов. Это ощущение больше похоже на падение в руки любимого человека. Падение обязательно произойдёт, а любимый человек обязательно подхватит. Поэтому осталось только закрыть глаза и… Самоощущения:

— self: Я лучший(-ая) — int: Я хочу, чтобы он(-а) доводил(-а) меня до экстаза — ext: Я готов(-а) доводить его(-ё) до экстаза

Далее, после экстаза, наступает удовлетворённость. Это уже не влечение, это уже переход совсем в другую категорию ощущений — польза. Поэтому не будет пяти баллов.

Понимание

Понимание зависит от моральной, духовной совместимости. Наличие понимания говорит о наличие общих ценностей, принципов и даже общего смысла. Уровень понимания — это в каком-то смысле уровень родства. Контрольный вопрос: Нас объединяет что-то?. 1 балл — отсутствие понимания. Самоощущение:

self: я чувствую себя чужим(-ой) int: я хочу, чтобы он(-а) держал своё мнение при себе ext: я не готов(-а) понять чужое мнение

2 балла — ощущение понимания, когда мнения и поступки становятся понятны, но нет их поддержки. Т. е. это уровень понимаю — не понимаю. Самоощущение:

self: я чувствую себя своим int: я хочу, чтобы он(-а) понимал(-а) мою точку зрения ext: я готов(-а) понять его(-ё) точку зрения

3 балла — есть желание поддержать мнение, ощущение родства, когда разделяются основные взгляды и принципы отношения к жизни, друг к другу, к себе. Т. е. это уровень согласен — не согласен. Самоощущение:

self: я чувствую себя родным int: я хочу, чтобы он(-а) разделял(-а) мои принципы ext: я готов(-а) поддерживать его(-ё) принципы

4 балла — ощущение единства, когда недосказанная мысль одним гармонично продолжается другим. Самоощущение:

self: я чувствую себя единственным int: я хочу, чтобы он(-а) гордился(-ась) мной ext: я готов(-а) изменить себя ради него(-ё)

Польза

Ощущение пользы связано с продолжением развития каждого из четырёх предыдущих переживаний. Польза зависит от уровня заботы, сопереживания. Контрольный вопрос: Мы нужны друг другу?. 1 балл — нет никакой пользы от совместной жизни, когда каждый живёт сам по себе и ничего менять нет желания. Самоощущения:

self: я чувствую себя бесполезным int: я хочу, чтобы он(-а) не вмешивался(-ась) в мои дела ext: я не готов(-а) стараться для него(-ё)

2 — балла — ощущение хоть какой-то пользы: от незабываемого секса или от защищённости, или от совместного интереса, или же от поддержки общих принципов. Т. е. это уровень нужно — не нужно. Самоощущения:

self: я чувствую себя полезным int: я хочу, чтобы он(-а) помогал(-а) мне в мелочах ext: я готов(-а) выполнять его(-ё) некоторые просьбы

3 балла — ощущение поддержки, когда многие вопросы обсуждаются совмсетно, когда многие задачи решаются сообща. Т. е. это уровень выгодно — не выгодно. Самоощущения:

self: я чувствую себя нужным int: я хочу, чтобы он(-а) взял(-а) на себя часть забот ext: я готов(-а) выполнять часть забот вместо него(-ё)

4 балла — ощущение покровительства, когда любые вопросы решаются без собственного участия. Самоощущения:

self: я чувствую себя незаменимым int: я хочу, чтобы он(-а) избавлял(-а) меня от хлопот ext: я готов(-а) брать на себя все его(-ё) хлопоты

Как оценивать любовь

Свою любовь оцените по пяти ощущениям: интерес, защищённость, влечение, понимание и польза. Каждое ощущение можно оценить от 1 (нет ощущения) до 4 (максимальное ощущение). При этом оценку можно делать в трёх направлениях: любовь к себе (self), ожидания от любви (int), готовность во имя любви (ext).

Если оценки разные, сделайти из нихnbsp;среднее арифметическое для каждого ощущения. Полученные баллы или среднеарифметические для каждого ощущения необходимо перемножить между собой. Произведение оценок позволяет определить класс любви, который соответственно указывает на уровень отношений.

При оценке своей любви следует воспользоваться таблицей уровня отношений.

Источник: http://psinovo.ru/stati/shkala_liubov_d_dovbuna.html

Шкала любви: 5 уровней отношений

Тема отношений всегда была для меня одной из наиболее сложных.

Несмотря на врожденную харизму мои сознательные и продолжительные усилия в освоении навыков общения (да-да, не смейтесь, по природе я интроверт, однажды воспылавший жаждой невыносимой легкости бытия, в котором пребывают развитые экстраверты), в моей жизни всегда было достаточно людей, вызывавших у меня антипатию разной степени остроты.

Надо начать с того, что с детства меня учили любить людей. Моя мама до сих пор остается для меня непревзойденным авторитетом в этом вопросе.

У нас практически никто не поддавался осуждению или критике. Коллектив и политику обсуждали без перехода на личности.

Если бы вы однажды услышали разговор в моей семье, у вас могло бы сложиться впечатление, что все наши родные и друзья – едва ли не святые.

Православная религия, к которой меня приобщала бабушка, тоже прокачивала тему любви к ближнему.

Но в свои 6-7 лет я, мягко сказать, не очень любила службу, а еще больше — исповедь, целью которой было очистить мое сознание от нетолерантности, прежде всего к одной из моих двоюродных сестер.

Она была единственным человеком, с кем у меня возникали регулярные стычки. Пару раз доходило до рукоприкладства.

Исправляли меня в обеих плоскостях сразу: духовной и физической. В прихожей повесили внушительных размеров мужской ремень, служивший ежедневным напоминанием о том, что ругаться с сестрой не есть гуд, и что последствия такого поведения будут вполне конкретные.

А также постоянно напоминали, что если регулярные проникновенные разговоры вместе с угрозой наказания меня не исправят, то есть старый добрый проверенный метод — исповедь.

А батюшки вводили меня в состояние еще более сильного страха, чем широкий кожаный ремень с ярко мерцающей пряжкой.

Интервенция ремнем и исповедью положила начало развитию способности сдерживать свои эмоциональные всплески и скрывать истинные мысли. Это, пожалуй, то что в нашем обществе можно отнести к этике — воспитанию в человеке умения вести себя в рамках приличия.

Но меня никогда не устраивал раскосяк, образовывавшийся в моменты, когда я думала и чувствовала одно, а говорить и делать приходилось другое. Именно этот когнитивный диссонанс внутреннего и внешнего я стремилась устранить всю свою жизнь.

На прошлой неделе у меня, как уже случалось здесь, сложилась шкала уровней развития, на этот раз применимая к сфере отношений.

Уровень 1: Я vs. Они. Нападение или бегство

На этом уровне существует четкое разделение на «наших» и «не наших». Белые и черные. Славяне и все остальные. Евреи и гои. Про-НАТО и анти-НАТО. Представители традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации. Вегетарианцы и мясоеды. Преданные и непреданные. Этих делений бесконечное множество.

Суть в том, что есть Я/МЫ и есть ОНИ.

На данном уровне встроенный природой механизм предубеждения работает на полную мощность.

Мы воспринимаем другого человека рептильной частью своего мозга, которым оперирует программа мгновенного распределения живых существ на две категории — опасных и безопасных. В результате, мы либо старательно избегаем взаимодействия с чуждыми нам людьми, либо атакуем их — кто-то физически, кто-то интеллектуально.

Реакция рептилии — природна и естественна. Она исторически была необходима человеку для выживания, сохранения семьи и племени — с помощью мгновенной оценки свое/чужое, он знал, кого защищать, а кого атаковать.

Конечно, чаще всего мы окружены людьми, которые нам довольно близки по духу и уровню развития. Мы работаем в соответствующем коллективе, общаемся с друзьями с резонирующим нам уровнем ценностей.

Читайте также:  Гомеостаз - психология

Поэтому нам не часто приходится спасаться бегством или нападать, но все же, понаблюдайте за собой и, возможно, вы обнаружите некоторые категории людей, вынуждающих вас вести себя странным образом.

Как будто некая сила охватывает вас и реакция на их поведение выходит из-под контроля. В нашем правительстве есть ярчайший пример такого поведения.

Обращая внимание на реакцию «рептилии», можно постепенно минимизировать ее, устранив тем самым кучу проблем в профессиональной и личной жизни.

Уровень 2: Я vs. Они. Желание изменить другого под себя

Если на первом уровне мы просто разделяем людей на наших и не наших, убегаем или нападаем, то на втором к реакции рептилии подключается человеческий мозг. Мы занимаем активную жизненную позицию и пытаемся насадить на другого человека свою систему ценностей.

Особенно достается тем, кого мы относим к «нашим». Ведь мы отчетливо видим их изъяны – в мышлении, ценностях, поведении, и считаем необходимым пролить свет на вопиющее невежество.

На данном уровне мы продолжаем оценивать людей через собственную призму восприятия реальности, которая, мы убеждены, более совершенна, чем у окружающих нас людей.

Очень здорово этот момент прослеживается, к примеру, в интервью Ксении Собчак (программа «Собчак живьем»), когда она без устали удивляется тому, что видение гостя не совпадает с ее собственным.

Если наш самый известный интервьюер, Владимир Познер, задает вопросы с позиции исследователя, чтобы в диалоге найти светлые и темные пятна в мышлении гостя программы, то Ксения пытается своими вопросами загнать человека в угол, дабы убедить его в интеллектуальной и духовной несостоятельности, а зрителей в том, что ее картина мира — наиболее целостная и близкая к истине.

Когда мы находимся на этом уровне и встречаем инакомыслящих, мы:

а. Стараемся их убедить в том, что наши ценности более совершенны («не ешь мясо», «не смотри ТВ», «не пей алкоголь», «голосуй за ____», или, наоборот, «ешь мясо», «ты что, с нами не выпьешь, не уважаешь?3)

б. Если они не поддаются убеждению, мы:

  • обижаемся и тихо отстраняемся,
  • начинаем холодную войну,
  • разворачиваем полномасштабную атаку (в этой категории чаще всего оказываются родители подростков и молодых людей, которые вдруг обнаруживают, что их яблочко откатилось слишком далеко от яблоньки и полностью сменило свои взгляды на мир)

Вариант поведения зависит от а) уровня культуры и б) степени нашей внутренней агрессии и непринятия. Чем выше культурный уровень, тем тише реакция.

Воспитанный человек просто отстранится, не причинив вреда другому, но его внутренний неслышный протест будет продолжаться.

А вот человек, не обученный уважать мнение другого, будет продавливать свою позицию пока либо не победит, либо не проиграет.

Иногда наши натиски имеют эффект, и это нас сильно сближает с другим человеком.

Источник: https://elizavetababanova.com/otnosheniya/shkalalyubvi.html

Любовь и привязанность в супружеских отношениях

Комментарий: Данная статья была представлена в качестве доклада на 3-ей Международной научной конференции “Психологические проблемы современной семьи”, состоявшейся 16-18 октября 2007 в Москве.

Важная роль семьи в жизни человека является неоспоримой.

В далекое прошлое канули времена, когда выбором брачного партнера занимались родители и родственники молодого человека (девушки). В современном обществе большинство людей самостоятельно вступают в брак, ориентируясь на собственный выбор. Одним из мотивов вступления в брак и создания семьи является любовь, желание не расставаться с любимым человеком.

Любовь так же, как и семья относится к общечеловеческим ценностям.

О значимости данных феноменов в жизни человека свидетельствуют многочисленные художественные и музыкальные произведения, а также средства массовой информации, в которых периодически поднимаются проблемы семьи, романтических отношений и любви. Следовательно, проблемы любви и семьи являются актуальными для современного российского общества.

В отечественной психологии есть немногочисленные исследования Ю.Е.Алешиной и Л.Я.Гозмана (1986), Е.П.Ильина (2001), А.А.Кроник и Е.А.Кроник (1989), С.В.

Петрушина (2006), которые затрагивают некоторые аспекты проблемы любви в контексте супружеских отношений.

Основной акцент в этих исследования делается на развитие отношений как таковых, и практически не рассматриваются чувство любви и его переживание личностью к своему супругу.

На наш взгляд существует необходимость изучать также любовь и романтическую привязанность каждого из супругов в отдельности.

Во?первых, в супружеские отношения вступают две уникальные личности, переживания которых нельзя ни в коей мере считать идентичными друг другу, они своеобразны.

Во?вторых, такой важный аспект супружеских отношений, как эмоциональный, характеризуется наличием любви и привязанности к партнеру.

Любовь является очень многогранным феноменом (Z.Rubin, 1974; Р.Стернберг, 1984; Э.Бершид и Д.Майерс, 1997; П.Куттер, 1998). В связи с этим в нашем исследовании мы рассматриваем такие ее компоненты, как романтическую привязанность и стиль любви к партнеру.

Опираясь на точку зрения Дж. Боулби, М.Эйнсворт (по Hocksma, Koomen, 1991), привязанность (attachment), мы понимаем, как «избирательное, аффективное отношение ребенка с матерью, которое организует его поведение». Согласно основному тезису Дж.

Боулби, качество привязанностей личности во взрослом возрасте в значительной степени является отражением качества ее прежних привязанностей. Главным стимулом к исследованию природы привязанности взрослых людей послужила теоретическая модель М.

Эйнсворт (1978), согласно которой первый воспитатель играет решающую роль, именно от него зависит эмоциональная адаптация ребенка. P.R.Shaver (1987) продолжил ее исследования, но уже относительно взрослых людей. Согласно его разработкам (по: Bartholomew К., Horowitz L.M.

, 1991), в основе романтических отношений у взрослых людей лежат три системы поведения: 1) привязанность — любовное чувство, подобное тому, которое испытывает ребенок к матери; 2) стремление заботиться о другом: влюбленные воспринимают друг друга как ребенка, который нуждается в заботе; 3) секс с последующими сексуальными отношениями.

Данная поведенческая система может быть включена в романтические и супружеские отношения. K.A.Brennan и P.R.Shaver (1995) разработали методику Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA), (Мульти опросник измерения романтической привязанности у взрослых, переведена Т.Л.Крюковой, О.А.Екимчик, 2005).

В данном опроснике выделены следующие характеристики романтической привязанности: фрустрация, стремление к близости, самоподдержка, амбивалентность, доверие / уверенность в партнере, ревность / страх потерять отношения, «срастание» границ. Мы апробировали эту методику в своем эмпирическом исследовании.

В качестве когнитивного компонента любви нами рассмотрен — стиль любви. Под стилем любви мы понимаем сочетание установок относительно любовных отношений и поведенческих проявлений чувства к партнеру. В нашем исследовании мы придерживались классификации стилей любви, предложенной Дж.А.

Ли (1973–1976): «эрос» — чувственная любовь, «сторгэ» — любовь-дружба, «людус» — флирт, «прагма» — рациональная любовь, «мания» — любовь-одержимость, «агапэ» — самоотверженная любовь. Данная типология основана на поведенческих проявлениях. H.Hendrick, S.

Hendrick (1986) сконструировали шкалы для оценки этих стилей любви.

Эмоциональные отношения между партнерами, после того как был заключен брак, продолжают развиваться и трансформироваться. Следовательно, имеет место рассмотреть романтическую привязанность и стили любви в браке.

При этом исходя из теории привязанности Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Швейра, она в меньшей степени подвержена изменению в результате совместного проживания, чем стиль любви.

Когнитивные установки личности под воздействием различных факторов с течением времени могут изменяться.

На основании анализа, имеющихся исследований, у нас возникло предположение, что существует связь между характеристиками привязанностей супругов друг к другу и между стилями любви партнеров.

Нами было проведено эмпирическое исследование романтической привязанности к супругу и стилей любви (2007) в браке. Выборку составили 24 супружеские пары (n=48), в возрасте от 20 до 58 лет (средний возраст mж=31,5, mм=34,5).

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты. Чем реже у мужчины выражается подавленное состояние от близких отношений, тем чаще жена испытывает противоречивые чувства по отношению к нему.

Это подтверждает отрицательная связь между амбивалентностью жены и фрустрацией мужа (r=–0,70 при p=0,002). Если у женщины хорошо выражено чувство «мы» с мужем, то у него также реже возникает подавленность и отрицательные эмоции от супружеских отношений.

В данном случае связано «срастание» с партнером женщины и фрустрация мужчины (r=–0,55 p=0,02).

Чем в большей степени муж стремится к эмоциональной близости, тем лучше жена осознают их личностные границы, что подразумевает под собой большую вероятность выстраивания гармоничных отношений (r=–0,52 при p=0,03).

Чем сильней у жены выражена подавленность отношениями, страх близких отношений, тем в большей степени муж стремится к близости, доверительности и открытости в отношениях, и для улучшения состояния супруги в том числе (r=0,53 при p=0,03).

Высокий уровень фрустрации жены даже при стремлении супруга к близости может усиливать ее неуверенность и страхи, если в детстве с родителями у нее не было доверительных и надежных отношений.

Чем сильнее у мужа выражено такое чувство как ревность, тем меньше жена ему доверяет. В данном случае у женщины проявляется защита: «если ты мне не доверяешь, то почему я должна верить тебе» (r=–0,69 при p=0,002).

Чем противоречивей чувства женщине к мужу, тем меньше он различает личностные границы между ними, хуже понимает ее чувства к нему. Это может привести к отсутствию взаимопонимания и конфронтациям либо отчуждению со стороны жены (r=0,62 при p=0,01).

В результате корреляционного анализа не выявлено ни одной достоверно значимой связи между одинаковыми характеристиками романтической привязанности жены и мужа. Следовательно, эмоции и чувства мужа и жены по отношению друг к другу отличаются качественным своеобразием.

Таким образом, между привязанностью супругов друг к другу существует связь, то есть наличие одних компонентов привязанности у мужа предполагает наличие или отсутствие других у жены.

Отсутствие связей между идентичными характеристиками привязанности супругов объясняется тем, что особенности эмоциональных отношений человека формируются в отношениях с родителями в раннем еще детстве.

При этом необходимо учитывать, что романтическая привязанность к супругу, умение выстраивать эмоциональные отношения не всегда рефлексируются самой личностью.

Более осознанным аспектом любви в супружеских отношениях является стиль любви. В ходе эмпирического исследования нами также были обнаружены связи между стилями любви супругов.

В супружеских отношениях положительно коррелируют между собой выраженность и у мужа и у жены таких стилей, как чувственная любовь (эрос: r=0,52 при p=0,01), рациональная любовь, (прагма: r=0,72 при p=0,0001), любовь-одержимость / страсть, (мания: r=0,43 при p=0,04), самоотверженная любовь, (агапэ: r=0,51 при p=0,01). Следовательно, чем сильнее у одного из супругов выражен один из перечисленных стилей любви, тем в большей степени этот же стиль проявляется у другого. В данном случае можно утверждать, что в супружеских отношениях у партнеров доминирует один из перечисленных стилей любви. Наблюдается согласование стилей любви у обоих партнеров, то есть когнитивные установки относительно чувства к партнеру в большинстве случаев в супружеских отношениях совпадают.

Кроме этого, были выявлены также связи между разными стилями любви у супругов.

Если у мужчины «легкое» отношения к любви, стремление иметь отношения сразу с несколькими партнершами, тем меньше его жена будет испытывать самоотверженное чувство, фрустрировать свои желания и потребности ради него (людус и агапэ: r=–0,48 при p=0,02).

Мужчина, любящий такой любовью, как людус, не способен на глубокие отношения с партнером, он озадачен только собственным удовольствием, поэтому вполне объяснимо отсутствие стремления у жены установить близкие, духовные отношения, так как они не встречают понимания и поощрения с его стороны.

Если жена очень чувственная, следит за своей внешностью, стремится к получению эротического наслаждения в супружеских отношениях, то мужчина ради нее проявляет самоотверженность, готов пожертвовать собственными желаниями и стремлениями ради любимой (эрос и агапэ: r=0,71 при p=0,0002). Следовательно, эрос, или «земное» чувство к супругу гармонирует с духовной любовью с его стороны, то есть агапэ.

В супружеских отношениях наблюдается согласованность между когнитивными установками и их поведенческим проявлением любви у обоих партнеров. Такое согласование, возможно, с одной стороны связано с фактом совместного проживания. А с другой — согласованность стилей любви супругов также можно рассматривать в качестве одной из причин заключения брака и создания семьи.

Таким образом, наше предположение о наличии связи между характеристиками привязанности супругов, а также стилями любви партнеров подтвердилось.

Между такими характеристиками привязанности, как фрустрация, стремление к сближению, доверие, ревность и «срастание» с партнером существуют связи. Однако при этом не выявлены связи между одинаковыми характеристиками привязанности.

Читайте также:  Радиофобия - психология

Особенности привязанности, проявляющиеся в супружеских отношениях, у человека сформированы на основе отношений к родителям. Это придает своеобразие и индивидуальность эмоциональному аспекту каждого из партнеров в брачных отношениях.

Причины тех или иных особенностей эмоциональных отношений супругами в большинстве случаев не осознаются, и они могут либо укреплять брак в целом, либо стать причиной непонимания и конфликтов.

Есть связи идентичных как стилей любви у обоих супругов, так и противоположных, например, эрос и агапэ. Следовательно, когнитивный компонент любви, то есть стиль, более согласован в брачных отношениях у партнеров и может изменяться с течением времени.

Заявленная нами проблема нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо исследовать связь стилей любви и привязанность партнеров с различным стажем совместного проживания, с удовлетворенностью браком, с возрастом и личностными особенностями супругов. А также проследить трансформацию стилей любви в браке.

Источник: http://psyjournal.ru/articles/lyubov-i-privyazannost-v-supruzheskih-otnosheniyah

Диагностика межличностной дистанции: обзор методик

Цель данного раздела заключается в кратком описании психодиагностических методик и отдельных шкал, которые позволяют диагностировать степень близости (отдаленности) между субъектами отношений.

Первая методика – Шкала социальной дистанции Е.

Богардуса, которая измеряет общую степень взаимопонимания и близости в личных и социальных отношениях, степень влияния одного индивида на другого; предназначена для решения реальных и потенциальных конфликтов.

С незначительными вариациями этот прием используется для измерения дистанции, связанной с групповой и религиозной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, а также для измерения дистанции между детьми и родителями [235].

Основа Шкалы психологической близости (модификация шкалы «симпатической дистанции» Д.

Фелдса, предназначенной для измерения готовности к контакту медицинского работника с бывшим пациентом психиатрической больницы), не затрагивает принадлежность другого человека к определенной социальной категории, на которые индивид делит свое социальное окружение, а касается индивидуальных особенностей оцениваемого человека [235].

К этому же классу может быть отнесена Шкала дистанции до индивидуума А.Моля, которая измеряет вызванную сообщением степень побуждения реципиента к ответной реакции.

Шкала включает в себя семь уровней дистанции, которые изменяются от «непосредственной и конкретной реакции» человека (наиболее короткая дистанция) до «никакой вовлеченности» — максимальное увеличение (значение) дистанции [170].

А.А.Кроником и Е.А.Кроником (1989) разработана «Шкала психологической близости» представленная на рисунке 1.

Рис.1.Шкала психологической близости

(А.А.Кроник, Е.А.Кроник, 1989)

Примечание:д1, д2 и д3 – место расположения значимых других

На этой шкале нет «Я», но имеются две крайние точки: «Он» (Она, Они) и «Мы», из которых «Он» предельное выражение отдаленности, «Мы» — максимальная психологическая близость другого, что переживается субъектом как слияние с другим. «Полюс Мы шкалы психологической близости может быть выражен в словах: максимум доверительности в общении, приравниваемый к интракоммуникации, к «общению наедине с собой»» [131, с.68].

А.А.Кроник, Е.А.Кроник, (1989) дают следующее определение полюсов психологической близости:

● максимальная близость – Вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство «Мы», общаетесь с ним, как с самим собой;

● минимальная близость – чувство «Мы» отсутствует, относитесь к другому как к постороннему человеку.

Заметим, что авторы не приводят различия между чувством «Мы» и симбиотическими отношениями (в терминологии Э.Фромма). Такое слияние может привести к созависимости в отношениях, где нарушается автономия субъекта и практически не остается простран­ства для свободного развития его личности, индивидуальности.

Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. И в таких случаях он живет не своей, а Его жизнью. Созависимый человек пере­стает отличать собственные потребности и цели от целей и потребно­стей любимого [100].

Такое слияние может оказаться «гибельным» для отношений, приведет их к дисгармоничности, и, соответственно, к увеличению дистанции, к отдаленности субъектов отношений друг от друга.

О степени «близости-отдаленности» в межличностных отношениях говорят показатели методики ОМО — опросник межличностных отношений (Fundamental Interpersonal Relations Orientation – Behaviour (FIRO-B), адаптированный А.А.Рукавишниковым [215]. В методике наибольшее значение в соответствии с поставленными исследовательскими задачами имеют шкалы «I» — потребность включения и «A» — аффект. Опишем их более подробно.

Потребность включения (показатели «Ie» и «Iw»), предполагает желание создавать и поддерживать удовлетвори­тельные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Выделяют два направления отношений:

1) от человека к другим людям – диапазон от «устанав­ливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавли­вает контакты ни с кем»;

2) от других людей к человеку — диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».

На уровне эмоций потребность включения определяется, как желание создавать и поддерживать чувство взаимно­го интереса. Это чувство включает в себя: интерес субъекта к другим людям; интерес других людей к субъекту.

Ес­ли же «включение» неадекватное, то субъект пытается подавить этот страх либо устранением и замкнутостью, либо интен­сивной попыткой включиться в другие группы. Соответственно, человек пытается чрезмерно сократить, либо увеличить дистанцию в отношениях, что приводит к неудовлетворенности ими.

Межличностная потребность в аффекте (показатели «Аe» и «Аw») — определяется, как стремление создавать и удержи­вать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные, отношения. Удовлетворительные взаимоотношения включают психологически приемлемые отношения человека с другими людьми, в двух направлениях:

1) от человека к другим людям — в диапазоне от «за­еноение близкие личные отношения с каждым» до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;

2) от других людей к субъекту — в диапазоне от «всег­да завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индиви­дом».

На эмоциональном уровне данная потребность определя­ется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимно­го – теплого эмоционального отношения, которое включает: способность любить других людей; понимание, что человек любим другими людьми.

Если такая потребность отсутствует, то человек, как правило, избегает близкой связи. Общей стратегией избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дру­жеское отношение со всеми членами группы. Данный показатель свидетельствует об эмоциональном компоненте дистанции в отношениях, – каким становится отношение — эмоционально близким или отдаленными.

Подводя итого сказанному, отметим, что использование методики ОМО (FIRO-B) пригодно для диагностики дистанции в отношениях.

Степень «близости» между субъектами отношений можно изучать с помощью теста «Мотивация аффилиации» (А.Мехрабиан) и в частности с помощью шкал «СП» – стремление к принятию и «СО» – страх быть отвергнутым.

Выраженность этих показателей будет говорить о стремлении сократить дистанцию в отношениях (это очень похоже на потребность «включения» по В.Шутцу). Однако здесь не учитывается мотивационная сторона такого «сближения».

Можно только предполагать, что чрезмерно высокие показатели могут говорить о нехватке, недостаточной близости в отношениях и стремлении избежать одиночества, депривации потребности в «сопринадлежности и любви» (по А.Маслоу).

Низкие показатели по шкалам свидетельствуют о самодостаточности, автономности и независимости субъектов отношений.

На наш взгляд, о благоприятной, удовлетворяющей дистанции можно судить при средних (ближе к высоким) показателям «стремления к принятию» и низких (но не экстремально) значениях показателя «страха быть отвергнутым».

Следующая методика, способная дать информацию о социально-психологической дистанции в отношениях между людьми – Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири (ДМО), адаптированная Л.Н.Собчик [231].

Экстремально высокие и низкие значения по шкалам методики будут говорить о неблагоприятной дистанции (чрезмерной близости либо отдаленности между людьми), обусловленной личностными особенностями субъектов отношений (или одного из них), проявляющейся в определенном типе межличностного взаимодействия.

Характер дистанции определяется мягкостью, ананкастностью (зависимостью) субъекта отношений, либо агрессивностью, догматичностью взаимодействующих людей.

Эмоциональный аспект социально-психологической дистанции можно изучать при помощи методики Профиль чувств в отношениях (ПЧО), разработанной Л.В.Куликовым, 2003 [137]. Методика позволяет составить представление о чувствах переживаемых личностью в ситуациях межличностного взаимодействия.

Чувства являются важной составляющей системы отношений личности к миру людей. В них отражена значимость явлений и объектов действительности, связанных с потребностями и мотивами человека. Чувственный тон в отношениях дает представление о характере отношений и дистанции в них.

О характере дистанции в отношениях будут говорить показатели «A» – переживание астенических чувств (слабость, повышенная утомляемость, чувствительность, эмоциональная неустойчивость) в отношениях и «М» переживание меланхолических чувств (пониженное настроение, гнетущие чувства).

Степень выраженности данных показателей будет говорить либо о благоприятной, удовлетворяющей дистанции, либо наоборот.

Важную информацию о дистанции дает измерение интеракционных чувств (по методике ПЧО). Это показатели по шкалам «U» — удаляющие чувства и «S» — сближающие чувства, регулирующие межличностные отношения. Степень их выраженности, а также соотношение друг с другом – показатель эмоционального аспекта социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

В целях измерения психологической дистанции, возможно применять различные графические приемы, предложенные А.А.Кроником и Е.А.Кроником [131].

Например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Испытуемый должен указать на отрезке точку, символически отмеряющую расстояние от Я до другого человека.

Эгоцентрическая модель психологического пространства для измерения психологической дистанции показана на рисунке 2.

Рис.2.Эгоцентрическая модель (психологического пространства) для измерения психологической близости

Примечание: д1, д2 и д3 – значимые другие

Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется возможность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого.

Иной способ измерения психологической близости [131] состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два, условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место между ними. Затем подсчитывается среднее значение от Я до Д1, от Я до Д2, от Я до Д3. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы по степени психологической близости, как показано на рисунке 3.

Рис. 3. Социоцентрическая модель (психологического пространства) для измерения психологической близости

Примечание:д1, д2 и д3 – значимые другие

Как отмечают А.А.Кроник и Е.А.Кроник, «этот прием является по существу, методом парных сравнений и основан на социоцентрической модели психологического пространства» [131, с.67].

Обобщая сказанное, отметим, что в эгоцентрической модели другие люди располагаются ближе дальше от «Меня». В социоцентрической модели нужно решить, к кому из двух «Других» я ближе. А можно оценить, в какой мере отношения с другим человеком исчерпываются понятием «Мы».

Подобные графические приемы используются в практической работе психолога и при всей своей простоте они достаточной информативны. Тем не менее, при использовании проективных графических шкал остается неясным, какое содержание вкладывают субъекты отношений в понятие «психологическая близость», а также по каким критериям (параметрам) производится ее оценка.

Проведенный анализ показал, что существует достаточное количество методик (отдельных шкал), как опросников, так и графических приемов позволяющих судить о дистанции в отношениях между людьми.

Однако, при всем этом многообразии, можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют психодиагностические методики (надежные, валидизированные и стандартизированные) позволяющие многомерно изучить социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях.

Исключение, пожалуй, представляет методика «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО).

Эта проблема обусловлена как многообразием и неоднозначностью трактовок данного феномена, так и отсутствием теоретически обоснованного и экспериментально проверенного представления о социально-психологической дистанции, которое легло бы в основу разработки психодиагностического инструментария.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/35556.html

Ссылка на основную публикацию