Творчество — психология

Психология творчества

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

 Психология творчества (англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к.

нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот).

Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н. Н. Волкова) творческого процесса.

От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.

Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле.

Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В. Ф. Гумбольдт).

Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования.

Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О.

Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт.

Пути преодоления принципиальных трудностей в изучении творчества едва-едва нащупываются. Конечной формой произведения и материалом, из которого оно создается, являются образ, слово и действие (механизм). Начиная с Гумбольдта, выделившего в языке внешнюю и внутреннюю формы, исследователи продолжали подобную работу: Г. Г.

Шпет изучал внешнюю и внутреннюю форму слова, Бернштейн — изучал эти формы в действии, а А. В. Запорожец — в образе. Итог оказался удивительно интересным и поучительным. Слово, рассматриваемое как высшая форма, содержит в своей внутренней форме образ и действие. Действие, рассматриваемое как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме слово и образ.

Образ, рассматриваемый как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме действие и слово. Подобная гетерогенность слова, образа и действия служат основанием их взаимного опосредствования; они постоянно «прорастают» друг в друга, на чем строится их возможная и искомая смысловая общность. Переплетаются предметные, вербальные и операциональные значения.

Предметные и операциональные значения, невербализуемые смыслы выступают в качестве «невербального внутреннего слова» (термин М. К. Мамардашвили), эмбриона словесности (термин Шпета). Оперирование ими возможно, но оно редко доступно сознанию (перепрыгивание с джонки на джонку). Шпет, размышлявший над этим, писал: «В идее можно даже сказать: форма и содержание — одно.

Это значит, что чем больше мы будем углубляться в анализ заданного, тем больше мы будем убеждаться, что оно ad infinitum идущее скопление, переплетение, ткань форм. И таков собственно даже закон метода: всякая задача решается через разрешение данного содержания в систему форм» (Шпет Г. Г. Соч. — М., 1989, с. 425).

Если взять привычное разделение психических функций, то для перцепции важны чувственная ткань, для движения и действия — биодинамическая, для эмоций и переживаний — аффективная ткань. Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с др., претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление.

Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из др. мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. работы 20-х годов.

— Киев, 1994, с. 36). Значит, и мысль, и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.

Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия.

В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр.

, скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).

Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.

Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить? А мысль — неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль, а мысль о смысле (см. Мысль).

Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить», — писал А. С. Пушкин Н. Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б. Л. Пастернака: «Талантов много — духа нет» См. Креативность, Мышление продуктивное, Психология искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Скачать книги по психологии творчества

Источник: https://psychologiya.com.ua/psixologiya-tvorchestva.html

Что такое психология творчества?

Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.

Что это?

Что такое психология творчества? Это раздел психологии, который изучает создание человеком чего-то нового, ранее неизвестного, причём в самых разных сферах жизни: в науке, искусстве, технике, а также в обыденной повседневной жизни.

К сожалению, пока данное направление только развивается и чёткой теоретической базы не имеет. То есть наука существует лишь в рамках исследований, экспериментов, наблюдений. Да, имеются некоторые рекомендации, но чёткого ответа на вопросы о том, как развивать творческие способности и как внедрять творчество в обычную жизнь, нет.

Основы

Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.

Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).

Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.

Читайте также:  Психофизика - психология

Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.

Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.

Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое. Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.

В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции.

Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли.

Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.

Разновидности творчества

Выделяют следующие виды творчества:

  • Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.
  • Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.
  • Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.
  • Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  • Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.
  • Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

А вы – творческая личность? Если да, то статья точно будет полезной для вас.

Источник: https://brjunetka.ru/osnovyi-psihologii-tvorchestva/

Психология творчества (стр. 1 из 4)

Реферат

на тему: «Психология творчества»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано I деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, И1 проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Можно предполагать, что именно воображение, желание его поили, и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям I древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.

Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника.

В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым соображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.

Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения.

Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.

д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.

Читайте также:  Жизнь бестолковая - психология

Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геометризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.

Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой.

Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.

Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях.

Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще' всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М. Достоевского.

Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения.

Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199149/psikhologiya-tvorchestva

Психология творческих людей — связь креативности и нейротизма у подростков

Творческие люди всегда отмечались своим нестандартным мышлением и взглядом на мир. Некоторых неосведомленных людей даже пугали подобные личности. Их мировосприятие не похоже на точку зрения обычного человека.

Их поступки и креативные идеи непредсказуемы. Были времена, когда их воспринимали как психически больных людей.

На сегодняшний день данная отрасль вызывает интерес, чтобы понять неординарную психологию и мышление таких представителей.

Отмечалось, что более креативные люди показывали высокую степень нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Можно даже говорить о том, что творческие порывы возникают в результате эмоциональных всплесков.

Вот почему так часто говорят о музах, не как о прекрасных девушках, которые возбуждают, а как о чувственных порывах, которые толкают творческую личность немедленно приступить к созданию своего шедевра.

Творчество является консерватором идей, Сотворенный по образу и подобию Создателя, человек тоже хочет оставить частичку себя на этой планете.

Кто-то в прямом смысле слова творит, создавая шедевры искусства или привнося нечто новое в уже закрепившееся старое. Кто-то творит лишь через рождение детей, которые несут ген своих родителей.

Человек – это творец. И что именно он будет творить, уже от него зависит.

Многие творческие люди сталкиваются с кризисами, когда нет вдохновения или музы для своего творения. В таких случаях рекомендуется посетить те места, в которых он ранее не бывал, чтобы набраться новых эмоций, либо просто отдохнуть. Человек не может все время творить. Следует иногда делать отдых, чтобы вдохновение и муза не покидали.

Некоторые креативы ориентируются на результат своего искусства.

Но следует отметить, что творчество не подчиняется каким-либо законам и правилам, иначе оно не имело бы столько разнообразных направлений и способов передачи той информации, которая через него выражается. Жизнь непредсказуема.

Необходимо быть такими же непредсказуемыми творцами, как и Создатель. В свое искусство человек вселяет то, что хочет передать другим людям. Это идеи, эмоции или какой-то сюжет истории.

перейти наверх

Связь креативности и нейротизма у подростков

Были проведены исследования с участием людей подросткового возраста на выявление взаимосвязи между креативностью и нейротизмом. Именно о результатах будем говорить дальше в статье интернет-журнала psytheater.com.

Почему именно подростки? Потому что они находятся на этапе познания нового, обучения необычному, что позволяет развивать нестандартный взгляд на мир. В исследованиях принимали участие дети из музыкальной школы и общеобразовательной.

Какие получили результаты?

Уровень креативности между детьми различных школ практически не отличался. Творческими особенностями обладали все участники процесса. Однако у учащихся музыкальных школ отмечалась разработанность мышления – способность приукрасить объект так, чтобы сделать его более привлекательным и интересным, а также высокий уровень самооценки воображения.

Область творчества продолжает свое развитие и изучение. Ученые нацелены на выявление конкретных источников творческой жилки и возникновения муз, которые влияют на креативность. С какой целью это делается? Для того чтобы помочь творческим людям развивать свои способности, а остальным предоставить возможность стать креативными с достижением положительных результатов.

Источник: http://PsyTheater.com/psixologiya-tvorcheskix-lyudej.html

История психологии творчества

Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,

Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.

Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области «Психология искусства» Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».

Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:

Ø Природа искусства и художественной одаренности

Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности

Ø Эмоциональная сфера личности художника

Ø Динамика формирования и развития творческих способностей

Читайте также:  Брезгливость - психология

Методы исследования:

N Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование

N Проективные методики

N Анализ сопутствующих основной работе материалов

N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин

N Естественный эксперимент (игры)

N Психофизиологические методы

N Моделирование

История психологии творчества

Оформлению психологии творчества как науки способствовали:

Ø Успехи общей психологии

Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана

Ø Философское течение итуитивизма А.Брегстона

Ø Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

· Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».

· Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».

· О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.

Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:

· умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)

· искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)

· творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)

· искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивный характер (С.О. Грузенберг)

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества.Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук.

В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г.

– классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».

В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:

Ø Институт творчества в Беркли (Калифорния)

Ø Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»

Ø Разработка тестов, диагностирующих творческие способности

Ø Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)

Ø Идеи осамоценности личности, ееуникальности, овнутренней свободекак обязательном условии гармонии человека и его окружения

Ø Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)

Ø Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.

Понятие творчества

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум

Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью»

Версии определений творчества:

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1252;

Источник: http://poznayka.org/s42756t1.html

Психология искусства

Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии — В. Вундт, в России — последователи А. А.

Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей.

Используя конкретно-научные методы — наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, — она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.

Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.

Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение.

Изучение его переживаний и состояний — в частности, вдохновения — на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.

Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр.

С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания.

Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности — в частности, в виде эмпатии.

Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:

1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;

2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;

3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.

Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:

1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;

2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);

3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Источник: https://sites.google.com/site/psihologiaiskusstva/

Психология творчества: что это

Ученые уже давно спорят о том, что есть творчество, какова его психология и как происходят процессы творения. Однажды один философов сказал, что творчество есть жизнь, а жизнь – это творчество.

Проще говоря, творчество представляет собой универсальный механизм, который охватывает всю жизнь и способствует развитию человека.

Через творчество человек познает себя и окружающий мир, при этом меняется сам и изменяет все вокруг.

Что такое творчество и творческий процесс

Термин «творчество» обозначает деятельность человека, создание им ценностей, воплощение в реальность вдохновения. По словам психологов, результатами творчества являются книги, картины, научные открытия, любые продукты деятельности, которые становятся достояниями человечества.

Таким образом, психология творчества в своей основе имеет взаимоотношения между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, а процесс – создателю.

Творческий процесс состоит из нескольких стадий.

  1. Подготовка:  в это время возникает вдохновение, приходит новая идея.
  2. Созревание идеи: происходит бессознательная работа мозга.
  3. Развитие дальнейшего хода работы.
  4. Оформление идеи: посредством труда идея оформляется в конечный результат.

Психология творчества

Раздел психологии творчества изучает создание человеком чего-то нового, оригинального в различных сферах деятельности, в основном в искусстве, науке, технике. Специалистов главным образом интересует: какова роль воображения, мышления, интуиции, вдохновения, индивидуально-психологических особенностей в процессе творчества.

Кроме того, психологов волнует: почему есть великие писатели, художники и изобретатели, а есть люди, которые за всю жизнь ничего не придумали? Видимо, большую роль здесь играют способности и одаренность. По мнению ученых, определенные способности есть у каждого уже при рождении и их можно развивать. Одаренность же, закладывается генами, это тип развития нервной системы.

Существует основная коллизия, которую изучает психология творчества – художественного, технического, научного. Изучается соотношение творческой личности, ее духовный потенциал, внутренний мир.

Анализ плодов научного и технического творчества довольно сильно отличается от изучения результатов художественного.

Например, в художественном творчестве можно легко проследить личностное начало, психологическую информацию.

Таким образом, в творческой психологии большую роль играет изучение влияния различных факторов, способных стимулировать творческую активность, сам процесс творчества, а также воображение, мышление, вдохновение и другие особенности.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-tvorchestva-chto-eto.html

Ссылка на основную публикацию