Сиблинги
Понятие «сиблинги» приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и для потомков животных. В психологической литературе порой встречается сокращенное название сиблингов – «сибсы».
Тема для статьи была выбрана не случайно. Всем нам известно, что психическое развитие ребенка так же зависит и от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры.
В психоанализе полагалось, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин «развенчивание» для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи.
И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям. Пока в вашей семье один ребенок, проблемы только с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними.
Попробуем разобрать возможные варианты развития событий, как избежать конфликтов и конкуренцию между сиблингами.
Возрастной барьер
Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница – 3-4 года. Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам «кризис трех лет», когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным.
Пол ребенка
В большинстве случаев, как в теории, так и в практике, подтверждается, что наиболее конфликтные отношения у сиблингов одного пола.
Любимчики
Зачастую можно встретить в семье детей, которым приписаны роли любимчиков или изгоев. Ужасно! В этом случае страдает не только «отвергнутый» ребеночек, который постоянно обижен, ограничен, но и «любимец», который всю свою жизнь доказывать, что он достоин любви и признания. Каждый такой сиблинг не подготовлен к реальной самостоятельной жизни.
Личное пространство
Для того, чтобы воспитывать в ребенке индивидуальность, необходимо, чтобы у него были личные вещи. А если братья и сестры постоянно берут эти вещи, чувства, которые переживают дети в этот момент подобны эмоциям, когда переживаешь ограбление или даже насилие.
Родительское внимание
Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. Каждый ребенок, особенно старший, должен знать, что у него есть особое время общения с родителем, когда никто не будет им мешать.
Разница между детьми
Учитывайте разницу между детьми. Возможно, вы дали одинаковое количество блинчиков на завтрак, но у каждого ребенка может быть и разный аппетит, учитывайте это в подобных ситуациях.
Арбитр в стычках
Постарайтесь не встревать с разборки между детьми, дайте им возможность самим найти выход. Но, если уж вас втянули, дайте каждому ребенку высказать свою жалобу, а после постарайтесь вместе с детьми найти как можно больше способов решения конфликта.
Положительные стороны
Давайте детям общие задания, которые лучше выполняются в содружестве. Граздо лучше, если у каждого ребенка будет свое хобби, делайте все для этого.
Существует такой феномен, как сиблинговая позиция – cтратегия поведения индивида по отношению к его братьям или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок. Каждой позиции присущ типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий.
ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обделен родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных».
К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.
СТАРШИЙ РЕБЕНОК в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна.
Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга, что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».
МЛАДШИЙ РЕБЕНОК в семье — предмет всеобщей заботы.
Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».
СРЕДНИЙ РЕБЕНОК в семье — наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.
В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию.
Если, например, младший из братьев здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции.
Особый характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением личностной идентичности, вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.
Детство – удивительная пора, в которую приятно возвращается в своей памяти, когда ты уже взрослый. И нам нужно сделать все возможное, что бы история про Каина и Авеля повторялась в жизни как можно реже!
Источник: http://apsych.ru/2013/06/24/siblingi/
Взаимоотношения с младшими братьями и сестрами
В детской психологии все чаще встречается такое понятие, как «сиблинги».
В детской психологии все чаще встречается такое понятие, как «сиблинги». Данный термин характеризует братьев и сестер, которые растут и развиваются в одной семье. Личность каждого ребенка формируется посредством их взаимодействия друг с другом. Сиблинги — это не близнецы, а просто разные дети одних родителей.
Роли старшего, среднего и младшего сиблингов
У вас один малыш? Вполне естественно, что он «купается» в вашей любви. Что и говорить, все силы и время только одному ребенку. Его успехи в центре внимания, родительская забота и ласка в полном распоряжении.
Особенность таких детей — высокий уровень интеллектуального развития. Минус — отсутствие полноценного опыта общения с другими детьми.
У единственных детей часто развивается эмоционально-личностный эгоцентризм, который во взрослой жизни может сыграть злую шутку. Ребенок вырастает, заводит свою семью, у него появляется уже свои дети.
При этом роли меняются — он перестает быть в центре внимания, а его задача — подарить всю любовь и внимание ребенку. Перестроиться сложно и на этом фоне часто бывают срывы.
Старшему ребенку всегда сложнее. Вы как бы невзначай перекладываете на него домашние хлопоты. Он берет на себя роль опекуна и «взрослого» человека.
Такая роль ответственна, интересна и одновременно очень тяжела для несформированной психики. Ваш малыш ревнует к младшему ребенку, чувствует себя брошенным и ненужным.
Во взрослой жизни такие дети компенсируют нехватку любви — они принимают роль опекуна и в некотором роде «жертвенную» роль.
Младшего ребенка в семье любят больше. Такой малыш избалован вниманием и заботой. Вы уже «потренировались» на старшем ребенке и делаете меньше ошибок в воспитательном процессе. Нет таких жестких требований, стало больше выдержки и терпения. Ваш младший не ревнует, он абсолютно защищен и чувствует свою лидерскую позицию. Во взрослой жизни такие детки также любят, чтобы их опекали.
Роль среднего ребенка самая сложная, ведь в ней суммируются все недостатки младшего и старшего малыша, а преимущества сводятся на «нет». Если разница в возрасте не существенна, то особых проблем не возникнет — роли у деток меняются, в зависимости от характера и физической развитости.
Возможные проблемы в общении сиблингов
В общении детей различного возраста существуют проблемы — это нужно признать. Благо, что в большинстве случаев они носят локальный характер. Ваша задача — сгладить все углы, разглядеть конфликт на ранней стадии и нейтрализовать его. Так можно выделить несколько основных проблем:
- Ревность — вполне логичная реакция на ситуацию в семье. Старший ребенок получает от вас меньше внимания, вся любовь и забота переходит к младшему. Это серьезная травма для первого. Он вынужден придумывать способы, чтобы привлечь внимание родителей. Но все происходит наоборот — вместо внимания его ругают еще больше;
- Зависть идет наравне с ревностью. Ребенок может сильно завидовать, если родители уделяют больше внимания брату (сестре), дарят подарки, о которых именно он всегда мечтал. Любая несправедливость (с позиции ребенка) надолго вбивается в память;
- Враждебность вытекает из первых двух эмоций. Это чувство часто встречается у братьев (сестер) друг по отношению друга. Причины могут быть различными — все та же ревность, зависть, страх оказаться ненужным и так далее;
- Усталость от воспитания другого ребенка — это обычное явление для старшего малыша. Задачи, которые переходят к малышу, могут оказаться для него непосильными. Как следствие — психологические срывы, проблемы со здоровьем и сложности во взаимоотношениях.
Советы родителям
Родители должны быть мудрыми, понимать чувства и желания детей, сочувствовать и любить их одинаково. Это сложно, но вполне реально:
- уважайте индивидуальность в каждом ребенке. У каждого чада должны быть личные вещи, которые никому не позволено брать без спроса. Такие «кражи» малышом воспринимаются как ограбление;
- найдите время для общения с каждым из ваших чад. Дети (особенно, если речь идет о старшем ребенке) должны чувствовать заботу и внимание родителей. Говорите с ними, хвалите, обязательно восхищайтесь его помощью. Подобное одобрение позволит малышу почувствовать свою значимость;
- старайтесь учитывать пищевые пристрастия и требования малышей. К примеру, во время завтрака младшему может хватить и одного блинчика, а старший после такой порции может остаться голодным;
- возьмите на себя роль арбитра и постарайтесь давать детям самостоятельно разбираться в возникших конфликтных ситуациях. Если же вас и втянули в дискуссию, то каждый ребенок должен высказаться. После этого ищите способы разрешения конфликтной ситуации;
- заведите свои правила внутри семьи и соблюдайте их выполнение, как детьми, так и взрослыми. Это организует всю семью и сделает права всех ее членов семьи равными.
Помните, что детки очень искренни в своих чувствах — они видят обман. Любите всех своих малышей, общайтесь с ними, уделяйте каждому вниманию, цените в них личности, и тогда все будет хорошо.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr41/pvzaimootnosheniya-snbspmladshimi-bratyami-inbspsestramip
Отношения сиблингов (sibling relationships)
Группа сиблингов состоит из братьев и сестер одной нуклеарной семьи. Положение, к-рое индивидуум занимает в последовательности сиблингов, обычно наз. порядком рождения или статусом сиблинга, всегда играло важную роль в решении вопроса о распределении семейной собственности.
Соперничество сиблингов
Соперничество среди братьев и сестер проявляется у менее чем половины всех первенцев. Судя по сообщениям, сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преим. среди детей, родители к-рых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер.
По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствует снижению соперничества между сиблингами.
Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов.
Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на динамику О. с., особенно на предотвращение соперничества, оказывают влияние соц. факторы. Первенцы, к-рые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во мн. случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей.
По всей видимости, при оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес.
до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, яв-ся более толерантными при всех условиях.
Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье.
Имеющиеся данные тж показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В нек-рых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.
Согласно Р. Б. Зайонцу, самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в орг-ции семейной жизни.
Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер.
Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 3 года.
В добавление к этому, на динамику О. с. влияет размер семьи.
Несмотря на то что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева.
В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.
Описания статусов сиблингов
Еще Ф. Гальтон обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых были первенцами. Поначалу документально фиксировались только различия между первенцами и всеми остальными детьми, однако позднее исследователи подчеркнули важность более тонкой дифференциации, а именно деления на единственных, первых, средних и последних детей в семье.
Единственные дети — самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение.
Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со сверстниками и яв-ся менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу.
Родители тж склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в соц. контактах и похвале.
Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает др. позиции в порядке рождения. Первенцы склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в определении своих ролей.
Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по сравнению с теми, кто родился раньше или позже их.
Кроме того, они более охотно берутся за новые задачи, осваивают новые виды деятельности и контактируют с новыми людьми, напр. легко вступают в разговор с незнакомцами. Они тж склонны поддерживать необычные идеи: одно исслед. показало, что более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми.
Последних детей («последыши») роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют до нек-рой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается почувствовать себя независимыми, а нек-рые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, к-рые связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них редко появляется возможность взять ответственность на себя.
Т. к. каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения, может существенно меняться под воздействием мн.
факторов — размера семьи, разницы в возрасте сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., — мы должны рассматривать их лишь как составные фотографии. Кроме того, они составлены преим. по данным исслед.
семей среднего класса, проводившихся методом поперечных срезов с использованием методики ретросп. самоотчетов.
Отношения сиблингов на протяжении жизни
Исслед., посвященных О. с. во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы.
См. также Порядок рождения и личность, Порядок рождения
Ф. Дойч
Источник: https://psibook.com/books/20/14/65.html
Неустойчивый инопланетянин и столб: кто такие сиблинги | Милосердие.ru
Фото с сайта jcfs.or
Когда тяжело заболевает ребенок, внимание и любовь всей семьи обращаются к нему, но здоровые дети нуждаются в них не меньше.
Детские онкологические заболевания неплохо поддаются лечению, но такое заболевание – серьезное испытание не только для самого пациента, но и для всей семьи.
Исследователи выяснили, что здоровые братья и сестры (сиблинги) детей с онкологическими заболеваниями имеют похожие социальные и психологические проблемы.
Психолог Марина Гусева много лет занимается реабилитацией детей с онкологическими заболеваниями и работает с семьями, в которых растут такие дети. В ее исследованиях принимали участие дети с онкологическими заболеваниями с разными сроками ремиссии и их сиблинги.
Исследователи выяснили, что здоровые сиблинги обладают рядом общих черт. Им свойственно: снижение самооценки, неуверенность в себе, пассивная жизненная позиция с часто выраженным саморазрушительным поведением, повышенный самоконтроль, ранняя «взрослость», связанная с необходимостью выжить без чьей-либо помощи, выраженная агрессия, способствующая выживанию в сложных условиях.
Преобладающими чувствами сиблингов являются гнев, обида, страх смерти, страх одиночества, грусть вплоть до субдепрессивных состояний.
Психолог Марина Гусева
«За время работы нашей организации (АНО “Дети”) нам удалось доказать, что сиблинги являются психологически более уязвимой группой по сравнению с их больными братьями и сестрами, и включить их в программы реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями на этапе диспансерного наблюдения: реабилитационный лагерь, городской семейный клуб.
Лагерная реабилитационная программа (с 2006 г.) является многолетним проектом АНО “Дети”. Важным представляется то, что сиблинги включались в эти программы с момента постановки диагноза брату/сестре, и у нас есть такой опыт», – говорит Марина Гусева.
Когда ребенок болен
Кризисная ситуация, связанная с длительной и тяжелой болезнью одного из членов семьи, не только мешает нормальному функционированию семьи, но и меняет структуру семейной системы.
Даже в крепких, дружных семьях появление связки «больной ребенок – ухаживающий родитель» вносит дисбаланс. Но чтобы лечение было успешным, такая связка должна быть крепкой.
Как в этой ситуации сохранить крепкие связи с остальными членами семьи?
Такая вынужденная перестройка расшатывает всю систему. Ухаживающего родителя часто не хватает на другие функции, мама, занятая лечением, уделяет меньше внимания другим детям. Хорошо если материнские функции подхватит папа, но это, к сожалению, в российских семьях случается нечасто, чаще папа сам страдает от дефицита внимания супруги и избытка проблем.
Но папа – взрослый и способен выдержать груз ситуации, а вот ребенка, который внезапно оказался «на обочине» семьи, она может сломать. Чувствовать себя нелюбимым, не нужным, а именно так воспринимает себя здоровый сиблинг в этой ситуации – очень тяжело.
Не имея возможности разделить с кем-то свои переживания, ребенок может пытаться привлечь к себе внимание разными способами вплоть до девиантного поведения, но каждый раз слышит: «Подожди! Сейчас не до тебя!»
«Меня больше не любят», «Я – плохой», – так ощущают эту ситуацию дети. При перегруппировке семейных сил и ресурсов здоровый сиблинг оказывается в положении аутсайдера, родителей на него просто не хватает.
Леплю себя из пластилина
В летних реабилитационных лагерях, где дети с онкологическими заболеваниями отдыхают вместе со своими братьями и сестрами (ежегодно АНО «Дети» проводит 2 лагерные смены, зимнюю 10-дневную и летнюю 21-дневную), психолог применял для работы с ними диагностические проективные методики – рисование, лепку из пластилина, игровые тесты.
Во время выполнения одного из заданий психолог просил детей представить и нарисовать себя розовым кустом и рассказать, что это за растение. Этот тест говорит о восприятии ребенком самого себя и окружения.
Андрей, сестра которого умерла от онкологического заболевания, рассказал, что его куст роз растет в загазованном городе, в котором нет кислорода, много заводов, а люди – мутанты.
Поэтому куст без листьев, а розы на нем маленькие и голубые, за кустом никто не ухаживает.
Удивительно, что чахлыми, засыхающими и безрадостными были все кусты роз здоровых сиблингов, а работы переболевших детей были совершенно иными – усыпанные яркими цветами, политые и ухоженные.
Не менее интересным оказалось сравнение образа «Я» детей с онкологическим заболеванием в ремиссии и их сиблингов. Психолог дал детям задание слепить из пластилина свой собственный мир (методика «Сотворение мира» по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой), а потом из этого мира вылепить человечка. Самая важная часть задания – сделать подарки своему новорожденному пластилиновому человечку.
Дети дарили, кто что, – черты характера, волосы, одежду и пр. А потом, посмотрев на своих человечков, восклицали: «Да, ведь это же я!»
Семен, 17 лет, (онкологическое заболевание в ремиссии) описал своего человечка так: «В голове у него огонь, много идей, на ногах стоит крепко, я подарил ему дар нести людям радость».
Сестра Семена, Нина, 14 лет так описала своего пластилинового человечка: «Это девочка, балансирующая на шаре.
Я подарила ей подставку, чтобы она стала более устойчивой в этом мире, и лампу, чтобы было не страшно в темноте».
11-летий Николай, (онкологическое заболевание в ремиссии) подарил своему человечку гитару и умение играть: «Музыка связана для меня с такими стихиями, как огонь и земля, музыкой можно говорить».
Человечек, сделанный братом Николая, 10-летним Денисом, совсем другой. «Я подарил ему волосы, улыбку и столб, чтобы он не падал, а когда злится, мог бить в него.
Обычно, когда люди злятся, их зашкаливает, это – ограничивающий столб», – рассказал Денис.
Работая с детьми в реабилитационном лагере с помощью проекционных методик, психологи обнаружили большое сходство образа «Я» у сиблингов разного возраста из различных семей: девочка, балансирующая на шаре, «неустойчивый» инопланетянин, двуликий человек, прислонившийся к столбу, нежный цветок, с трудом проросший из груды камней. Образ неуверенного в себе, неустойчивого в этом мире, вынужденного рассчитывать только на свои силы одинокого маленького человека.
Тепло или холодно?
Здоровые сиблинги часто попадают в ситуацию социальной и психологической депривации, порой принимающей крайние формы – ненависти и обвинения в том, что болен не «тот ребенок».
В одной семье такая ситуация чуть было не привела к трагедии. 15-летняя сестра мальчика, погибшего от лейкоза, предприняла попытку самоубийства, после того как бабушка во время ссоры сказала ей, что лучше бы умерла она, а не ее маленький и братик. Бабушка была из кавказской семьи, где именно на мальчиков возлагали большие надежды.
Это случай, когда сильная боль от утраты близкого человека, переживаемая одновременно с ощущением покинутости и отвержения, трансформировалась в сильный гнев и саморазрушительное поведение.
В другой семье женщина обратилась к психологу с запросом: «Помогите мне полюбить моего ребенка».
Ребенок, младшая девочка, родилась в тот момент, когда онкологический диагноз был поставлен ее старшему брату.
Два стрессогенных события произошли синхронно и спровоцировали у матери ложное умозаключение о существовании причинно-следственной связи между рождением одного и заболеванием другого ребенка.
Шок от онкологического диагноза трансформировался в сильнейшее чувство гнева к новорожденной малышке, «отнявшей» у нее сына. Она отказалась кормить девочку грудью и переложила уход за малышкой на бабушку, занимаясь только лечением старшего ребенка. В четыре года младшая девочка еще не начала говорить и ни разу не произнесла слова «мама».
Если сопоставить детско-родительские отношения со шкалой, подобной температурной, измеряющей заботу и эмоциональное принятие, то в большинстве «наших» семей больной ребенок окажется в «теплой» части шкалы, а сиблинг, который «не может никак понять, что у брата (сестры) такой диагноз, и что-то требует для себя» – в «холодной».
Отношение родителей к братьям и сестрам больного ребенка можно охарактеризовать как гипоопеку, (недостаточную опеку). Гипоопека может иметь разные последствия в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей ребенка и той роли, которая отводится ему в семейной системе: аутизация, регресс, аутоагрессия, «уход» в болезнь, агрессия в отношении членов своей семьи.
Исследователи видели в семьях различные отклонения в поведении сиблингов, приводящие к снижению успеваемости, нарушению отношений со сверстниками, различным формам асоциального поведения – от хулиганства до наркомании.
В 2008-2011 году психологи провели опрос родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями (1300 человек). Он показал, что серьезные нарушения отношений с сиблингами происходят почти в половине (47%) семей, имеющих более одного ребенка.
Судя по высказываниям опрошенных людей, для большинства из них это является существенной проблемой, осложняющей взаимоотношения в семье: «после приезда из больницы сын долго не узнавал меня, не называл “мама”», «другой ребенок полностью отошел на второй план», «дочь очень ревновала к сыну, замкнулась», «прочитала в дневнике дочери: почему заболела не я, а брат».
К сожалению, психологам известны случаи «перегибов» и крайностей. В некоторых семьях сиблинги по тем или иным причинам становятся функциональными родителями своим братьям, сестрам, осуществляя родительские функции ухода, воспитания, эмоциональной поддержки, а иногда, в асоциальных семьях, и социально-экономическую функцию.
Вот пример такой крайней ситуации: после смерти от лейкоза старшей сестры средняя сестра фактически «усыновила» младшего брата.
Она заботилась о нем, пока родители занимались лечением и спасением старшей дочери.
Но после смерти старшей дочери, родители, для которых лечение ребенка превратилось в единственный смысл их существования, дистанцировались друг от друга и от своих младших детей и спились.
Отец вскоре умер от алкоголизма. Создавалось впечатление, что в этой семье был только один ребенок. Средняя девочка была функциональной и очень заботливой «сестрой» своей мамы, а младший сын был аутсайдером, «чужим среди своих».
В такой ситуации дети рано взрослеют и приобретают целый комплекс психологических проблем. Они страдают от вины, страха, отчаяния, тревоги, беспомощности.
«Маскировка» не работает
Сиблинги онкобольных детей испытывают на себе подчеркнутое внимание со стороны социального окружения – школьных друзей, их родителей, учителей – от сочувственного до брезгливо-отстраненного. Это делает их очень мнительными, поддерживает ощущение стыда, неуверенности в себе, «отверженности».
Нарушение коммуникаций в семье, замалчивание правды о диагнозе, рассогласованность вербальных и невербальных посланий дезориентируют как больных детей, так и их здоровых сиблингов, укрепляют детей в мысли о социальной неодобряемости, «позоре» онкологического диагноза, усиливают тревогу и страх смерти, снижают самооценку, провоцируют появление чувства вины по отношению к родителям.
В большинстве случаев ситуация выглядит так: все знают, но друг от друга скрывают. Даже маленькие дети зачастую вынуждены нести этот груз знаний сами, без помощи взрослых, «жалея» своих пап и мам.
Одна 5-летняя девочка в больнице поделилась с психологом своей тайной: «Лена умерла». При этом ударение она поставила на «у».
Девочка просила не говорить об этом ее маме: «Мама будет плакать, что Лена умерла… потому что не ела кашу, а я тоже не ела кашу, а теперь буду есть».
Что же делать? Реабилитировать всех!
Что же делать? Здоровым сиблингам больных детей нужна помощь психолога, в идеале –психологическое сопровождение, причем начать его нужно как можно раньше, сразу после установления диагноза онкологического заболевания брату/сестре.
Такая помощь очень «разгружает» семью в период лечения, обеспечивает сиблингам внимание со стороны взрослых членов семьи. Важно, чтобы позиция здорового ребенка в семье была активной, ориентированной на поиск самостоятельных решений, а не пассивной – «на подхвате». Это возможно, если родители стремятся к сотрудничеству, максимально полному включению ребенка в жизнь семьи.
В семьях, где здорового ребенка не отодвигают на второй план, а отводят ему активную роль опекуна больного брата или сестры, или маминого помощника, отношения, как правило, улучшаются. Родители говорят: «дочь стала более ответственной», «другой ребенок стал более заботливым, внимательным к брату», «дочь стала более чувствительной, внимательной ко мне», «любовь между детьми стала крепче».
Очень важно, чтобы сиблинги, наравне с больными братьями/сестрами, включались в региональные и федеральные программы реабилитации детей с онкологическими заболеваниями.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/neustojchivyj-inoplanetyanin-izbivaet-stolb-kto-takie-siblingi/
Психологические особенности взаимодействий сиблингов в зависимости от разницы в возрасте
Киреева Н.В.
Оренбургский государственный университет, Оренбург
«Сиблингами» психологи называют всех братьев и сестер в семье, и они — зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание.
Братья и сестры в одной семье — это особое сообщество со своими закономерностями развития. И закономерности эти примерно одинаковы для всех времен и народов.
Например, переживания старшего ребенка с появлением в семье нового младенца. Или соперничество братьев, с новой остротой вспыхивающее в подростковом возрасте.
Какие-то из этих процессов протекают на глазах у родителей (ссоры и драки). Другие обнаруживают себя не так явно.
Исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, показали, что для становления и развития личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.
Введенное в психологию Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития» [2] характеризует специфическое для каждого возраста отношение ребенка со взрослым, со средой, определяет развитие психики ребенка, его деятельности и сознания.
Первыми и определяющими внешними условиями в жизни ребенка является его семья, те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру», поэтому особенности развития сиблингов необходимо рассматривать в контексте всей семейной ситуации.
В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили 3. Фрейд и А. Адлер. 3.
Фрейд [3] первым отметил, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни.
Эта позиция определяется количеством детей в семье, их полом и промежутками между их рождением, чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития. А. Адлер [4], рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни.
Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье. По мнению Адлера, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение.
Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции, то есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Однако, в целом, определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье [1].
Другой аспект изучения специфики развития сиблингов связан с исследованиями зарубежных психологов различных факторов, влияющих на взаимоотношения сиблингов, таких как материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами, влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших, влияние пола сиблинга на формирование идентичности, уход за младшим, как условие способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности у старшего сиблинга [4].
В нашем исследовании мы рассмотрели эмоционально-личностные отношения сиблингов в семье. Мы предположили, что разница в возрасте и возрастные особенности детей является существенным компонентом, определяющим характер взаимодействия (совместную деятельность и эмоционально-личностные отношения) сиблингов.
В исследовании приняли участие испытуемые четырех групп:
1.Младшие школьники девяти лет (n = 7).
2.Старшие братья (сестры) младших школьников (n=8).
3.Старшие подростки 19-20 лет (n=15).
Общее количество испытуемых составило 30 человек.
В качестве методов исследования применялись: братско-сестринский
опросник и методика диагностики сиблингового общения.
Результаты исследования младших школьников показали, что сферы их интересов соприкасаются со сферами интересов сиблингов подросткового возраста. Исследование братьев и сестер подросткового возраста, дало аналогичные результаты.
При сравнении результатов, полученных при выявлении доверительно близких отношений, мнение младших школьников совпадает с мнением их старших сиблингов. Прежде всего, нужно выделить разницу в возрасте между детьми.
Чем ближе дети по возрасту, тем более близкие эмоциональные отношения между ними (по материалам анкет младших сиблингов).
Анкетирование старших сиблингов младшего школьника, выявило следующую тенденцию: если разница в возрасте между сиблингами от двух до трех лет, младший сиблинг чаще обращается к старшему сиблингу в проблемной ситуации, чем к одному из родителей.
Результаты сопоставления выборок двух возрастных групп (подростков и младших школьников) показали, что чем меньше разница в возрасте, тем больше сфер интересов объединяет сиблингов (подростков и их старших или младших сиблингов), тем чаще они взаимодействуют, что полностью совпадает с результатами анкетирования младших школьников.
Результаты, полученные при выявлении доверительно близких отношений в семье анкетируемых подростков, совпадают с результатами младших школьников.
Старший сиблинг юношеского возраста выступает как эмоционально значимый близкий человек в проблемных ситуациях для большинства старших подростков. Закрытость в отношении какой-либо информации о секретах, характеризует особенность данного возраста.
Эта особенность также была выявлена, при анкетировании старших братьев и сестер (подросткового возраста) младших школьников.
В ходе проведенного исследования, были выделены некоторые особенности взаимоотношений между сиблингами, которые обусловлены разницей в возрасте и возрастными особенностями детей.
Совместная деятельность сиблингов младшего школьного и младенческого возраста — это игра. Их взаимодействие осуществляется в помощи маме по уходу за младенцем. Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего ребенка с мамой. Ссор между сиблингами, как правило, не происходит.
Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и раннего возраста характеризуются тем, что у них совместная игровая деятельность (игры в игрушки, подвижные игры) позволяют им много времени проводить вместе. Между ними складываются доверительные и близкие отношения, но ссоры происходят довольно часто, причинами могут быть не поделенные игрушки и другие вещи.
Во взаимоотношениях сиблингов младшего школьного и подросткового возраста существуют проблемы, в основном, по причине агрессивного поведения подростков. Совместная же деятельность данной группы сиблингов заключается в рисовании, чтении книг, просмотре кинофильмов.
Совместная деятельность взаимоотношений сиблингов младшего школьного и юношеского возраста заключается в просмотре фильмов, прогулках, разговорах. С трудностями, как в учебной деятельности, так и во взаимоотношениях с другими людьми, младший школьник обратится к юноше. Ссоры между сиблингами происходят редко, по причинам разногласий в семье или личностной позиции каждого ребенка.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что разница в возрасте влияет на характер взаимоотношений сиблингов в семье, то есть, чем больше разница в возрасте, тем меньше общих интересов доверительности общении, и наоборот чем меньше разница в возрасте, тем общих интересов больше и эмпатия больше в основном подтвердилась.
Список использованной литературы
- Бразингтон, Р. Порядок рождения // Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с. — ISBN 978-5-699-20617-9.
- Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. — ISBN 5-699-13728 — 9.
- Фрейд, З.
Источник: http://dogmon.org/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodejstvij-siblingov-v-zavisi.html