Рефлекс и дрессировка людей — психология

Условные рефлексы

Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П.

Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением.

Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.

<\p>

Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого.

С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный.

Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее.

Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.

И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью.

Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током.

А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе.

Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.

К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны.

Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.

Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию.

Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное.

Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут.

Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие.

И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?

Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая.

А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе.

Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно.

Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.

Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме.

При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам.

Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку.

И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть.

Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.

Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать.

Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.

Источник: https://psichel.ru/uslovnye-refleksy/

Два фактора обучения собаки: классический и оперантный рефлексы

Когда ребёнок идет в первый класс, он уже знает, что идёт учиться. Когда собаку приводят на дрессировочную площадку, для неё это просто новое место прогулки. Здесь может быть интересно, может быть страшно. Собака явно не пришла чему-то учиться.

Собака, конечно, обучается в процессе жизни и становится умнее. Однако, это непроизвольное обучение. Естественный процесс идущий в соответствии с закономерностями, существующими независимо от того, известны они людям или нет.

Когда человек целенаправленно обучает собаку, результат зависит от того, насколько этот процесс совпадает с тем, что происходит естественным путём.

История вопроса

Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами.

Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания.

Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения.

Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.

Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби.

На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavio[u]r – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку. С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных.

Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются.

Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение. Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты.

Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление. Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения.

Читайте также:  Фобия и лечение фобий - психология

Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.

Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения.

Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений.

Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.

Методология

Научное исследование всегда стремится к объективности и стандартной воспроизводимости экспериментов, дабы каждый мог их повторить и убедиться в правоте данной теории. Реальная жизнь полна непредсказуемых, сложно учитываемых факторов, влияющих на результат.

Поэтому, сложные многофакторные явления принято очищать от второстепенных факторов и по возможности сводить их всего к двум. Один фактор называют независимая переменная. Второй фактор называют зависимая переменная.

В эксперименте изучают влияние независимой переменной на переменную от неё зависящую. Например, можно изучать влияние чувства голода на скорость образования рефлекса.

Понятно, что так называемая независимая переменная на самом деле контролируется экспериментатором, зависит от него. Тем не менее, это принятые термины и спорить о них, смысла нет.

Здесь важно другое, то, что сложные явления неизбежно сводятся к простым явлениям. Идёт поиск элементарных звеньев, из однородного набора которых состоит сложное поведение. Однако как известно целое больше чем сумма его частей. Система не сводится к набору элементов из которых она состоит, потому что в системе кроме элементов есть их связи между собой, зависимости и взаимодействия.   

Каждый, из основателей этих двух научный направлений, избрал свой, несколько отличающийся от другого, способ анализа и упрощения.

Каждый выделил в качестве элементарных кирпичиков, из которых построено всё поведение, похожие между собой и в тоже время отличающиеся явления.

Отсюда и различия в этих теория, когда они перестают описывать результаты экспериментов и переходят к выводам и обобщениям.

Жизнь сложнее, чем схема или эксперимент. Классический (Павловский) и оперантный (Бихевиористкий) рефлекс, ни по отдельности, ни вместе не могут описать весь дрессировочный процесс. Так же дрессировка собаки не является полноценной моделью всех процессов научения идущих естественным путём в собачьей жизни.

Дрессировка больше чем рефлекс, а научение в жизни собаки больше чем дрессировка. То, что жизнь собаки не заключается только в процессах научения, и стихийных, и организованных человеком, тоже очевидно. Тем не менее, рефлексы существуют и оказывают своё влияние на поведение.

Поэтому для дрессировщика полезно иметь представление и о классических, и об оперантных рефлексах, и не путать их между собой.

Классический условный рефлекс

Перед началом опыта по выработке классического условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть некий фактор, который вызывает совершенно определённый ответ (реакцию). Эта реакция является врождённой. Фактор называют безусловным стимулом (раздражителем). Реакцию на этот безусловный стимул также называют безусловной.

Есть другой фактор, который не вызывает эту реакцию. либо он безразличный (индифферентный), либо он вызывает другую безусловную реакцию. Его называют условным стимулом (раздражителем). После неоднократного сочетания условного стимула с безусловным формируется условный рефлекс.

Условный рефлекс, это реакция подобная безусловной, которая теперь возникает в ответ на условный стимул в отсутствии безусловного стимула.

Пример в лаборатории: В начале опыта предъявление мяса (безусловный стимул) вызывает у собаки выделение слюны (безусловный рефлекс), тогда как действие звука его не вызывает. После ряда повторных сочетаний, в которых звук появляется раньше, чем мясо, звук начинает вызывать слюноотделение в отсутствии мяса. Образовался условный рефлекс.

Пример в дрессировке: В начале дрессировки поднятие мяса над головой собаки и нажимание рукой ей на поясницу вызывает её посадку, тогда как команда «сидеть» эту посадку не вызывает.

После неоднократного сочетания команды «сидеть», поднятия мяса над головой собаки и нажимания рукой на её поясницу формируется условный рефлекс (реакция), которая выражается в том, что собака садится по команде «сидеть» и поднятой над её головой руке без мяса.

Оперантный условный рефлекс

Перед началом опыта по выработке оперантного условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть разные формы поведения животного, частота проявления которых имеет некую величину.

Здравый смысл подсказывает, что частота проявлений разных форм поведения зависит от внешней ситуации и внутреннего состояния животного. Однако, с точки зрения крайнего ортодоксального бихевиоризма, это не так.

Точка зрения ортодоксального бихевиоризма такова:

Есть некая врождённая частота проявлений форм поведения. Эта частота модифицирована подкреплениями, которые сочетались с проявлением этих форм поведения. В результате оперантного обуславливания нового рефлекса не появляется, а в старом не происходит никаких содержательных преобразований, изменяется лишь его сила, или вероятность проявления.

Пример в лаборатории: Голодное животное (крыса, кошка, собака) посажена в проблемный ящик. Проблемный ящик, это клетка, в которой есть кнопка или рычаг, нажатие на который приводит либо к открыванию клетки, либо к выдаче небольшой порции пищи. Голодное и желающее выйти из клетки животное производит множество случайных хаотичных действий.

наконец оно случайно ударяет по рычагу и либо получает пищу, либо получает возможность выскочить наружу, либо и то и другое. Постепенно при последующих пробах действия животного концентрируются вблизи этого рычага или кнопки, прочая активность со временем прекращается.

В конечном результате животное посаженое в эту клетку сразу без лишних движений воздействует на рычаг и получает то, что хочет.

Пример в дрессировке: Собака на кухне выпрашивает пищу. Если давать ей пищу, только когда собака сидит, она будет её выпрашивать сидя. Если давать пищу только когда она лежит, собака будет постоянно лежать. Непосредственно в дрессировке процедура выработки оперантного рефлекса используется, как правило, с условным вознаграждением.

Сначала животное приучают к тому, что после свистка или щелчка (кликера) появится пища, а потом подкрепляют отрабатываемое поведение этим условным сигналом. Использование кликера даёт возможность более точно фиксировать для животного, что именно оно сделало правильно.

Пищу, при этом, как правило, всё равно дают после каждого условного сигнала, иначе этот сигнал обесценится и не будет эффективен.

Классический и оперантный условные рефлексы в дрессировке

В практической дрессировке собаки, использование классического и оперантного рефлексов в чистом виде, и тем более по отдельности, достаточно трудно, да и не нужно.

Выработка классического условного рефлекса предполагает, что существует готовый безусловный рефлекс, на базе которого формируется рефлекс условный. Этого нет.

Те раздражители, которые в советской литературе по дрессировке было принято называть безусловными, не могут вызвать в ответ стандартную реакцию. Этот вероятностный набор различных реакций не может называться безусловным рефлексом.

Выработка оперантного условного рефлекса предполагает спонтанные проявления нужной формы поведения. Если, мы будем ждать, когда собака спонтанно сделает, то, что нам нужно, будет потрачено очень много времени.

Поэтому, в дрессировке, практически всегда, используется одновременно процедура формирования классического и оперантного условных рефлексов. Дрессировка собаки, это не лабораторный эксперимент, где можно очистить ситуацию от посторонних примесей и привести её в соответствие с мысленной конструкцией учёного.

Если мы рассмотрим схему «команда – воздействие – поведение – вознаграждение», то мы увидим, что здесь есть выработка и классического, и оперантного рефлексов.

«Команда – воздействие – поведение», это ситуация по типу выработки классического условного рефлекса, а «поведение – вознаграждение», это ситуция по типу выработки оперантного условного рефлекса.

Целостность этой ситуации компенсирует отсутствие строгой чистоты лабораторного эксперимента.

Несмотря на то, что изначально воздействие не является в строгом смысле безусловным раздражителем, благодаря использованию вознаграждения, оно становится способным вызывать однотипный ответ. Вознаграждение конкретизирует ответ на воздействие.

Ещё до того, как будет сформирован классический условный рефлекс «команда – поведение», возникает нужная стандартность поведения в ответ на воздействие. И в свою очередь, воздействия задают некие рамки, повышающие вероятность проявления необходимого дрессировщику поведения собаки.

Что даёт возможность, используя вознаграждение, подкреплять поведение по механизму оперантного условного рефлекса.

На самом деле, для описания и объяснения процесса дрессировки собаки, недостаточно даже совместного использования явлений классического и оперантного рефлексов, но об этом позже.

Оглавление, дрессировка собак статьи

Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…<\p>

Список услуг нашего проекта

Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.

Как к нам добраться?

Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…<\p>

Источник: http://www.WalkService.ru/Blog/dressirovka-sobak/obuchenie-sobaki/

Павлов И. П. — рефлекс цели

Автор Evgeniy в 05/12/2012. Опубликовано Интересно

Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г.

Много лет тому назад я и мои сотрудники по лаборатории начали заниматься физиологическим, т. е. строго объективным анализом высшей нервной деятельности собаки.

При этом одной из задач являлось установление и систематизирование тех самых простых и основных деятельностей нервной системы, с которыми животное родится и к которым потом в течение индивидуальной жизни посредством особенных процессов прикрепляются и наслаиваются более сложные деятельности.

Прирожденные основные нервные деятельности представляют собой постоянные закономерные реакции организма на определенные внешние или внутренние раздражения. Реакции эти называются рефлексами и инстинктами.

Большинство физиологов, не видя существенной разницы между тем, что называется рефлексом и что — инстинктом, предпочитают общее название «рефлекса», так как в нем отчетливее идея детерминизма, бесспорнее связь раздражителя с эффектом, причины со следствием. Я также предпочтительно буду употреблять слово «рефлекс», предоставляя другим, по желанию, подменять его словом «инстинкт».

Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова.

Обрабатывая вопрос о животных особо, для предстоящего лабораторного исследования, в настоящее время я позволю себе предложить вашему благосклонному вниманию сопоставление фактов из человеческой жизни, относящихся, как мне кажется, до рефлекса цели.

Человеческая жизнь состоит в преследовании всевозможных целей: высоких, низких, важных, пустых и т. д., причем применяются все степени человеческой энергии.

При этом обращает на себя внимание то, что не существует никакого постоянного соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели: сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия, и наоборот.

Подобное же часто наблюдается и в отдельном человеке, который, например, работает с одинаковым жаром как для великой, так и для пустой цели. Это наводит на мысль, что надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и что сущность дела заключается в самом стремлении, а цель — дело второстепенное.

Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть — стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми.

Как известно, коллекционерство существует и у животных. Затем, коллекционерство является особенно частым в детском возрасте, в котором основные нервные деятельности проявляются, конечно, наиболее отчетливо, еще не прикрытые индивидуальной работой и шаблонами жизни.

Читайте также:  Полезные привычки: как к ним приучать - психология

Беря коллекционерство во всем его объеме, нельзя не быть пораженным фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые решительно не представляют никакой ценности ни с какой другой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения.

А рядом с ничтожностью цели всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели.

Коллекционер может сделаться посмешищем, преступником, может подавить свои основные потребности, все ради его собираний.

Разве мы не читаем часто в газетах о скупцах — коллекционерах денег, о том, что они среди денег умирают одинокими, в грязи, холоде и голоде, ненавидимые и презираемые их окружающими и даже близкими? Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, первичное, неодолимое влечение, инстинкт, или рефлекс.

И всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его так же непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде влечет к новому куску пищи.

Как возник этот рефлекс, в каких отношениях он стоит к другим рефлексам?

Вопрос трудный, как и вообще вопрос о происхождении. Я позволю себе высказать относительно этого несколько соображений, имеющих, как мне кажется, значительный вес.

Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно, охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот общий инстинкт, или рефлекс жизни состоит из массы отдельных рефлексов. Большую часть этих рефлексов представляют собой положительно-двигательные рефлексы, т. е.

в направлении к условиям, благоприятным для жизни, рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма, захватывающие, хватательные рефлексы. Я остановлюсь на двух из них как самых обыденных и вместе сильнейших, сопровождающих человеческую жизнь, как и всякого животного, с первого ее дня до последнего.

Это пищевой и ориентировочный (исследовательский) рефлексы.

Каждый день мы стремимся к известному веществу, необходимому нам как материал для совершения нашего жизненного, химического процесса, вводим его в себя, временно успокаиваемся, останавливаемся, чтобы через несколько часов или завтра снова стремиться захватить новую порцию этого материала — пищи.

Вместе с этим ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя.

Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить, или захватить, всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств.

До чего сильно и непосредственно наше стремление прикоснуться к интересующему нас предмету, явствует хотя бы из тех барьеров, просьб и запрещений, к которым приходится прибегать, охраняя выставляемые на внимание даже культурной публики предметы.

В результате ежедневной и безустанной работы этих хватательных рефлексов и многих других подобных должен был образоваться и закрепиться наследственностью, так сказать, общий, обобщенный хватательный рефлекс в отношении всякого предмета, раз остановившего на себе положительное внимание человека, — предмета, ставшего временным раздражителем человека. Это обобщение могло произойти различным образом. Легко представляются два механизма. Иррадиирование, распространение раздражения с того или другого хватательного рефлекса в случае большого их напряжения. Не только дети, но даже и взрослые, в случае сильного аппетита, т. е. при сильном напряжении пищевого рефлекса, раз не имеется еды, нередко берут в рот и жуют несъедобные предметы, а ребенок, в первое время жизни, даже все его раздражающее, тащит в рот. Затем, во многих случаях, в силу совпадения во времени, должно было иметь место ассоциирование всяческих предметов с различными хватательными рефлексами.

Что рефлекс цели и его типическая форма — коллекционерство — находится в каком-то соотношении с главным хватательным рефлексом — пищевым, можно видеть в общности существенных черт того и другого. Как в том, так и в другом случае важнейшую часть, сопровождающуюся резкими симптомами, представляет стремление к объекту.

С захватыванием его начинает быстро развиваться успокоение и равнодушие. Другая существенная черта — периодичность рефлекса. Всякий знает по собственному опыту, до какой степени нервная система наклонна усвоять известную последовательность, ритм и темп деятельности. Как трудно сойти с привычного темпа и ритма в разговоре, ходьбе и т. д.

И в лаборатории при изучении сложных нервных явлений животных можно наделать много и грубых ошибок, если не считаться самым тщательным образом с этой наклонностью.

Поэтому особенную силу рефлекса цели в форме коллекционерства можно было бы видеть именно в этом совпадении обязательной при коллекционерстве периодичности с периодичностью пищевого рефлекса.

Как после каждой еды, спустя известный период, непременно возобновится стремление к новой порции ее, так и после приобретения известной вещи, например почтовой марки, непременно захочется приобрести следующую.

Что периодичность в рефлексе цели составляет важный пункт, обнаруживается и в том, что большие беспрерывные задачи и цели, умственные, как и физические, все люди обыкновенно дробят на части, уроки, т. е.

создают ту же периодичность, — и это очень способствует сохранению энергии, облегчает окончательное достижение цели.

Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой.

Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели.

Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди), добродетели (высокие люди) и т. д.

Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна.

Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы.

Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное, и только гораздо реже продолжительное, задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели.

Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, но, как и все в организме, колеблется и изменяется, смотря по условиям, то в сторону усиления и развития, то в сторону ослабления и почти совершенного искоренения. И здесь опять бросается в глаза аналогия с пищевым рефлексом.

Правильным пищевым режимом — соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи — обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай.

У ребенка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи пищевой рефлекс ранее надлежащего срока. Ребенок тянется к еде, просит еду и даже с плачем.

И если мать, сентиментальная, но неблагоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребенок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления, собьет свой аппетит, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и свое пищеварение, и свое питание. В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадет аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс. Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение. Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? — он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: «Пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели — и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения». Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. Как это далеко от нас, у которых «обстоятельства» все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют! До какой степени у нас отсутствуют практические сведения относительно такого важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели! А эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области — воспитания.

Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушен обратным механизмом. Вернемся опять к аналогии с пищевым рефлексом. Как известно, аппетит силен и невыносим только в первые дни голодания, а затем он очень слабнет.

Точно так же и в результате продолжительного недоедания наступает заморенность организма, падение его силы, а с ней падение основных нормальных влечений его, как это мы знаем относительно систематических постников. При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни.

И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти. Если не ошибаюсь, в Китае даже существует возможность нанимать за себя на смертную казнь.

Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, — навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это — дрянный нанос, это проклятое наследие крепостного права.

Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в счет чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни.

Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни. И мечтается мне дальше. Испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательным уходом, специальной гигиеной.

То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели.

Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы.

Источник: http://aboutyourself.ru/mustsee/pavlov-i-p-refleks-celi.html

Физиологические основы дрессировки собак

Для понимания физических основ дрессировки интересно следующее наблюдение Лоренца: он утверждал, что собака выбирает хозяина из членов семьи в определенном возрасте (3-4 месяца).

Если же приобрести собаку более старшего возраста, то, возможно, вырастить ее преданной однолюбкой уже не удастся.

Введя в науку термин рефлекс, Р.Декарт, возможно, и не подозревал, что в современной физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) этот термин станет одним из основных. По определению Декарта, рефлекс — закономерный ответ организма на внешний агент. Это понятие затем дополнялось и усложнялось, и сейчас рефлексы делят на два вида: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный).

Безусловные рефлексы

Безусловными являются рефлексы отдергивания руки от горячего предмета, зажмуривание глаз при движении в их сторону какого-то предмета (взмах руки), чихание, кашель и т. п. Сложные безусловные рефлексы называются инстинктами.

Известны такие из них, как половой, пищедобывательный, защиты потомства, сохранения собственной жизни и др. Часто в реальной жизни они конкурируют между собой: более сильный инстинкт подавляет более слабый. Например, мать, несмотря на опасность, защищает своих детенышей, а не спасается бегством.

В этом случае великий инстинкт материнства, направленный на сохранение вида, оказывается сильнее инстинкта самосохранения..

Сейчас доказано, что некоторые компоненты безусловных рефлексов формируются при жизни животных. Интересно явление импринтинга (запечатления), описанное К. Лоренцом. Известно, что новорожденные цыплята уже «знают», что им надлежит следовать за мамой-несушкой.

Оказалось, что если едва вылупившимся цыплятам показать какой-либо небольшой движущийся предмет, например мячик, они принимают его за свою родительницу и начинают следовать за ним, точно так же, как следовали бы за наседкой. Если спустя некоторое время к цыплятам впустить их настоящую маму, они на нее не обратят внимания. Интересно, что импринтинг возможен только на определенной стадии развития организма, позднее рефлекс уже не реализуется.

Необходимым условием «дозревания» ряда безусловных рефлексов являются игры. Рефлексы преследования убегающего предмета заложены в собаке изначально. Но только в игре она обучается, как правильно схватить, в игре она обучается быть хищником.

Условные рефлексы в отличие от безусловных образуются только при жизни животных.

Различают классические (павловские) инструментальные условные рефлексы.

Классические встречаются очень часто. При попадании слабого раствора кислоты в ротовую полость начинается сильное слюноотделение, — это безусловный рефлекс. Однако если мы себе представим, что едим лимон, то почувствуем, как рот наполняется слюной.

Роль безусловного раздражителя (сока лимона) здесь сыграл условный раздражитель — ассоциация со вкусом лимона.

Известен случай, как один человек сорвал концерт духового оркестра: на виду у музыкантов он начал чистить лимон; прошло несколько минут, и оркестр смолк, музыканты не смогли дуть в свои трубы — их рты наполнились слюной.

Читайте также:  Американская система образования - психология

Классические условные рефлексы по Павлову

Великий русский физиолог И.П.Павлов впервые подробно описал классические условные рефлексы. После смерти академика изучение условных рефлексов продолжили его ученики. Чтобы возникли условные рефлексы, необходимы четыре условия.

  1. Связь во времени условного и безусловного раздражителей. В самом деле, для того чтобы организм на действие условного раздражителя (запах, вид пищи) отвечал как на действия безусловного (попадание пищи в организм), т. е. секрецией слюны, желудочного сока (а в этом, собственно, и состоит условный рефлекс), необходимо, чтобы условный и безусловный раздражители воспринимались как часть одного целого события. Любопытно, что у кошек, сколько исследователи ни пытались, не могли добиться выработки условного рефлекса поддразниванием животного кусочком мяса. Дело в том, что биология кошки такова, что для нее вид пищи и поедание ее по времени не связаны. Она может часами подстерегать в засаде мышку, видеть ее, прежде чем поймать. Разумеется, обладай кошка условным рефлексом, она просто изошла бы слюной за столь длительное время.
  2. Условный раздражитель должен предшествовать безусловному. Если каждый раз перед кормлением подавать световой (вспышка света) или звуковой (звонок) сигнал, то собака быстро «понимает», что после сигнала дадут пищу, и заранее «вырабатывает» желудочный сок и слюну. Если же условный сигнал давать после кормления, то условный рефлекс хоть и вырабатывается, но очень долго и с большим трудом. Существует временной оптимум между условным и безусловным стимулами, когда рефлексы вырабатываются быстрее всего.
  3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. Под этим подразумевается, что условный раздражитель сам по себе не должен действовать как безусловный. Например, можно дать звонок такой силы, что собака и думать забудет про еду — убежит куда глаза глядят. С другой стороны, если собака не ела неделю, ее, возможно, не испугает и взрыв фугаса. Опыты показали, что если безусловный раздражитель очень сильный, то в качестве условного можно использовать такой, который в других условиях является безусловным. Например, через пол камеры, в которой сидела собака, пропускали слабый ток (отрицательный безусловный раздражитель); собаке это, естественно, не нравилось — у нее учащался пульс, она пыталась убежать из клетки. Но после того как каждый удар тока стали сопровождать кусочком мяса, собака стала относиться к току философски и уже не взвизгивала, а виляла хвостом.
  4. Необходимы повторные сочетания безусловных и условных раздражителей. Как для высокоразвитых, так и для низкоразвитых животных количество сочетаний, необходимых для выработки условного рефлекса, приблизительно одинаково и составляет 20- 40 повторов. Описан случай, когда рефлекс вырабатывался и был устойчив после двух, а иногда даже и после одного сочетания. Например, один сильный удар тока от подсоединенного к куску мяса конденсатора может навсегда отучить собаку подбирать с земли.

Отдельно от классических стоят инструментальные условные рефлексы, впервые описанные Конорским и Миллером.

Если подкреплять какое-либо случайное движение животного (например, сгибание лапы), то можно его обучить этому движению, т. е. выработать условный рефлекс.

Инструментальные рефлексы существенно отличаются от классических (павловских). Здесь уже пет переноса восприятия безусловного раздражителя на условные.

Инструментальные рефлексы — всегда двигательные. Чтобы животное получило пищевое подкрепление (в классических рефлексах — безусловный раздражитель), оно после действия условного сигнала (свет, звук и т. п.

) должно совершить какие-то определенные движения (нажать на педаль, дернуть за кольцо и др.). Методика выработки инструментальных рефлексов более сложна. Сначала животное обучают производить какое-либо действие.

Для этого его ставят в условия, когда вероятность совершения этого действия увеличивается, и каждый факт совершения действия подкрепляют лакомством.

Животное постепенно «понимает», чего от него хотят, и уже само стучит лапой по педали в ожидании подкрепления. Затем подкрепляют только действия, совершенные после условного сигнала, поданного экспериментатором.

Действия животного после выработки инструментального рефлекса можно усложнить. Например, можно добиться нажатия на педаль со строго определенной силой или научить нажимать не сразу после сигнала, а через некоторое время и пр.

Для этого подкрепляют только те действия животного, которые ближе к требуемым.

В инструментальных условных рефлексах, кроме положительного подкрепления (пищевого) , может быть и отрицательное (болевое). В этом случае схема рефлекса несколько иная. Животное получает отрицательное подкрепление, если после подачи условного сигнала не совершит определенного действия. Изучены рефлексы избавления и избегания.

Рефлексом избавления называется условный рефлекс, при котором животное каким-либо действием нейтрализует болевой раздражитель. Например, отключает нажатием на педаль ток, подаваемый на пол клетки.

При реакции избегания животное заранее предотвращает действие отрицательного подкрепления тем же, например нажатием на педаль, но только до включения тока.

Выработка инструментальных условных рефлексов — это научное название дрессировки животных. Все закономерности, описанные при изучении инструментальных рефлексов, действуют и при дрессировке. Замечено, что если условный рефлекс не подкреплять, то он угаснет.

Например, если кролик по сигналу дергает за кольцо и при этом не получает морковку, то очень скоро он перестанет обращать внимание на условный стимул. Процесс вытормаживания (угасания) условного рефлекса имеет свои особенности. Он происходит не сразу.

Допустим, животное, не получая подкрепления, перестало совершать инструментальные движения.

Но через несколько условных стимулов оно опять совершает инструментальное действие. Постепенно паузы между условно-рефлекторными движениями удлиняются.

Но для полного угасания рефлекса требуется гораздо больше сочетаний, чем для его выработки. Угашенный рефлекс очень легко восстановить.

 Инструментальные условные рефлексы и классические условные рефлексы, несмотря на отмеченные выше различия, имеют ряд общих черт.

Для обоих условных рефлексов характерно угасание при неподаче безусловного раздражителя (подкрепления). Если после угасания рефлекса появится новый раздражитель, то рефлекс восстанавливается.

Например, экспериментатор неоднократным подкреплением добился, что животное перестало реагировать на условный стимул.

Но вот хлопнула дверь или зазвонил телефон — и животное опять начало совершать вызванное условным рефлексом движение, которому ее обучили.

Для обоих типов условных рефлексов характерно: чем труднее рефлекс вырабатывается, тем быстрее угасает. После угасания рефлекса через некоторое время он может самопроизвольно восстановиться.

Отмечено, что если подкрепление давать не каждый раз, угасание происходит медленно.

Аксиомы дрессировки собак

Изученные особенности рефлексов и их угасание позволяет вывести несколько аксиом практической дрессировки:

  1. Переучивать всегда труднее, чем обучать.
  2. Отучить собаку что-либо делать можно лишь при условии отрицательного подкрепления каждого ее неправильного действия. Например, чтобы собака не брала корм с земли, надо за ней следить и каждый раз наказывать; в противном случае отучить собаку подбирать корм практически невозможно: она будет следить ?а дрессировщиком и подбирать, когда он отвлечется.
  3. В новых условиях выработанный условный рефлекс может оказаться неработающим. Многие дрессировщики жалуются, что их собаки, безошибочно работая дома, на площадке начинают ошибаться, отвлекаться. В таких случаях рекомендуется заниматься с собакой в самых различных условиях, приучая работать при любых отвлекающих факторах.
  4. Выработанный условный рефлекс можно подкреплять не каждый раз. Еще Павловым был предложен принцип временной связи — способность нервной системы образовывать связи между любыми раздражителями и видами деятельности. Временная связь — понятие более широкое, чем условный рефлекс. Вся наша жизнь — это комплекс привычек и автоматических действий. Мозг (и весь организм) устроен таким образом, чтобы, работая, потреблять минимум энергии. Поэтому многие наши действия автоматизированы — совершаются без участия сознания. Биологический смысл временной связи — не только экономия энергии, но и экономия времени. Временная связь позволяет организму подготовиться к какому-то событию до его фактического осуществления, что дает огромное преимущество. Древние пресмыкающиеся вымерли, возможно, еще и потому, что не обладали такой пластичной нервной системой, как млекопитающие.

Важной особенностью организма является способность к привыканию (не путать с привычкой!). Привыкание — вид негативного обучения — постепенное уменьшение ответа на повторное действие раздражителя или на его непрерывное действие. Например, собака четко реагирует на стук двери настораживанием. Но если стук раздается каждую минуту, то она прекращает обращать на него внимание.

Характеристики привыкания по Томпсону и Спенсеру

Томпсон и Спенсор предложили следующие характеристики привыкания».

  1. При повторении раздражителя ответная реакция уменьшается.
  2. Прекращение действия раздражителя — восстановление способности к ответной реакции.
  3. При повторяющихся сериях действий раздражителя привыкание углубляется.
  4. Чем чаще подается раздражитель, тем быстрее происходит привыкание.
  5. Привыкание зависит от интенсивности раздражителя.
  6. Если продолжать воздействовать раздражителем после наступления привыкания, оно усугубляется.
  7. После действия сильного раздражителя восстанавливается ответная реакция на первый раздражитель.

Привыкание — широкий класс явлений, и его частный случай — угасание условного рефлекса. Привыкание к новым условиям, по существу, сводится к угасанию ориентировочной (оборонительной) реакции на неизвестные раздражители или на их непривычное сочетание или интенсивность. Так постепенно собак приучают к поездкам в транспорте, к громкому шуму, многолюдию, выстрелам и т.п.

Один из самых одаренных учеников академика Павлова, П.К.Анохин, создал теорию функциональной системы, за которую был награжден Ленинской премией. Суть теории состоит в утверждении существования в мозге специализированной системы, включающей весь мозг и периферию и направленной на достижение адаптивного результата.

На животное действует раздражитель. Включается блок памяти. Происходит синтез настоящих событий с запечатленными в памяти. Вырабатывается программа действий. Параллельно создается модель будущего результата. Совершается действие.

Подается информация о результате действия. При рассогласовании модели с реальным результатом снова запускается ориентировочная реакция. Цикл начинается сначала.

При совпадении результата действия с моделью происходит остановка механизма.

Функциональная теория Анохина признана в России и за рубежом, широко используется в прикладных целях, и ее знание может оказаться полезным в практической дрессировке. Рассогласование модели будущего с реальностью порой приводит к неожиданным результатам.

Интересный случай из практики

Владелец одной злобной, хорошо отдрессированной собаки поспорил, что никто не сможет отнять охраняемую ею вещь. Вызвавшийся доброволец повел себя не так, как ожидала собака. Он не стал предлагать ей лакомство, не пытался уговорить ее лаской, не пытался отогнать от вещи палкой. Ко всему этому собака была готова.

Человек встал на четвереньки, взял в зубы портфель, и, рыча, пополз прямо на собаку. Та растерялась и попятилась. Забрав вещь, человек задним ходом благополучно вернулся в безопасное место — животное не успело за короткое время скорректировать программу своего поведения.

И когда потом, уже «сообразив», она бросилась на обидчика, тот был вне досягаемости.

Одно из основных понятий физиологии высшей нервной деятельности — мотивация, т.е. состояние организма, отклоненного от некоего биологического оптимума. Организм стремится к снижению уровня мотивации, т.е. удовлетворению своих потребностей.

По Скиннеру, подкрепление (снижение мотивации) увеличивает вероятность реакции. Без наличия мотивации нельзя выработать условный рефлекс. Например, нельзя обучить сытую собаку какой-либо команде, используя в качестве подкрепления корм.

Мотивация — мощный фактор, влияющий на функциональное состояние мозга. Всеми признано, что каждый вид деятельности характеризуется определенным специфическим состоянием мозга.

Кроме мотивации состояние мозга определяют следующие факторы: совокупность генетических программ, пластичности мозга (способность к перестройке), память, окружающая обстановка, состояние метаболических систем.

Надо хорошо себе представлять, что для реализации условного рефлекса необходимо наличие у собаки определенного состояния мозга. Если она излишне возбуждена или заторможена, не успела выгуляться, больна, она все «забывает» или начинает путаться. Когда же она входит в норму, пропавший рефлекс без дополнительных усилий сам восстанавливается.

Источник: http://dogsecrets.ru/dressirovka/508-osnovy-dressirovki-sobak.html

Ссылка на основную публикацию