Теория множественного интеллекта гарднера (ввп) — психология

Теория множественного интеллекта Гарднера (ВВП)

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Статья из главы 12. Индивидуальные различия

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур — ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах.

На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях.

Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15). Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора (Gardner, 1993а).

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

а) лингвистический;

б) логико-математический;

в) пространственный;

г) музыкальный;

д) телесно-кинестетический и

е) личностный модули.

Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в таблице:

Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)

  1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический.

Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей.

Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Как мы отмечали, обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере.

Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение (Kornhaber, Krechevsky & Gardner, 1990). Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.

Другие теории интеллекта

  • Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→
  • Триархическая теория Стернберга См.→
  • Биоэкологическая теория Цеси См.→

Теории интеллекта: итоги

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/teoriya_mnozhestvennogo_intellekta_gardnera_vvp

Теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера

?Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
2009-12-12 21:45:00Ольга Писарик
olgapisaryk
2009-12-12 21:45:00Расскажу-ка я вам про Ховарда Гарднера (Howard Gardner) и его теорию множественных интеллектов.

В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind ) в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ–тестом.

Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами.

В книге он выделил 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно – кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.

Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты.

Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе(школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.

А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта.

Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить.

У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.

Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования.

Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта.

К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?

Родителям, обучающим своих детей дома, конечно легче. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению, который лучше всего подойдет именно вашему ребенку.

К тому же, при обучении дома не стоит задачи научить всех одному и тому же, и вы сможете сосредотачивать своё внимание на сильных интеллектах вашего ребёнка, вместо того, чтобы убиваться по поводу его слабых сторон.

О том, как родители могут использовать свои знания о множественных интеллектах в практике обучения своих детей, я расскажу позже отдельным постом.

А теперь таблица отсюда.

Лингвистический
Логико-математический
Визуально — пространственный
Телесно – кинестетический
Музыкальный
Натуралистический
Межличностный
Интраперсональный
Экзистенциальный

Источник: https://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html

Теории интеллекта

Автор Татьяна в 31/08/2014. Опубликовано Когнитивная психология

Интеллект — одно из самых обсуждаемых явлений в психологии, но, несмотря на это, нет стандартного определения того, что именно можно считать «интеллектом».

Некоторые исследователи полагают, что интеллект представляет собой способность, в то время как другим ближе гипотеза о том, что интеллект включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.

В течение последних 100 лет возникло немало теорий интеллекта, некоторые из которых мы сегодня рассмотрим.

Теория Чарльза Спирмена. Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) описал концепцию, которую назвал общим интеллектом, или фактором g. Использовав технику, известную как факторный анализ, Спирмен провёл ряд тестов умственных способностей и пришёл к выводу, что оценки по этим тестам были удивительно похожи.

Люди, которые показали хорошие результаты в одном теста, как правило, хорошо проходили и другие. А те, кто набирал маленькое количество балов в одном тесте, как правило, получал плохие оценки в остальных.

Он пришел к выводу, что интеллект представляет собой общую когнитивную способность, которая может быть измерена и выражена численно.

Луи Л. Тёрстоун. Первичные умственные способности

Психолог Луи Л. Тёрстоун (1887-1955) предложил отличную от предыдущей теорию интеллекта. Вместо того чтобы рассматривать интеллект как единую, общую способность, теория Тёрстоуна включает семь «первичных умственных способностей». Среди описанных им первичных способностей встречаются:

  • вербальное понимание;
  • индуктивное рассуждая;
  • беглость речи;
  • перцептивная скорость;
  • ассоциативная память;
  • вычислительная способность;
  • пространственная визуализация.

Говард Гарднер. Множественный интеллект

Одна из последних и наиболее интересных теорий — теория множественного интеллекта, разработанная Ховарда Гарднера.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на анализе результатов тестов, Гарднер заявил, что числовое выражение человеческого интеллекта не полно и не точно описывает способности человека.

Его теория описывает восемь различных интеллектов, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в разных культурах:

  • визуально-пространственный интеллект;
  • вербально-лингвистический интеллект;
  • телесно-кинестетический интеллект
  • логико-математический интеллект
  • межличностный интеллект;
  • внутриличностный интеллект;
  • музыкальный интеллект;
  • натуралистический интеллект.

Роберт Стернберг. Трёхкомпонентная теория интеллекта

Психолог Роберт Стернберг определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям чьей-то жизни».

Он согласен с Гарднером в том, что интеллект гораздо шире, чем одна способность, но предложил некоторые из интеллектов Гарднера рассматривать как отдельные таланты.

Стернберг предложил идею того, что он назвал «успешным интеллектом». Его концепция состоит из трёх факторов:

  • Аналитический ум. Этот компонент относится к способностям решать задачи.
  • Творческий интеллект. Этот аспект интеллекта основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки.
  • Практический интеллект. Этот элемент относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Сформулировать окончательную концепцию интеллекта не удалось ещё никому из психологов. Они признают, что эта дискуссия о точном характере этого явления продолжается до сих пор.

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/teorii-intellekta.html

Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер

страница 1

Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер.
Гарднер (11 июля 1943 г.) утверждает, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.

Интеллект – питательная среда для ума. Можно ли развить свой интеллект или он дается нам от рождения и до конца жизни? Можно, вне всякого сомнения. Теория множественности интеллекта Говарда Гарднера впервые была опубликована в 1983 году в книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта».

Г.Гарднер утверждает, что каждый человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности:

1. Вербально-лингвистический интеллект (любит читать, имеет хорошую словесную память, имеет богатый лексический запас, любит сочинять и т.д.). Он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.

2. Логическо-математический интеллект (любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.

3. Визуально-пространственный интеллект (мыслит зрительными образами; легче, чем тексты, читает карты, схемы, диаграммы; любит предаваться фантазиям и заниматься искусством; хорошо рисует; конструирует интересные трехмерные модели; при чтении больше информации получает из иллюстраций, а не слов).

Читайте также:  Бредогенератор - психология

Это тип интеллекта, зависящий от чувств, зрительного представления/ восприятия и способности зрительно представить предметы, включает способность создавать внутренние умственные образы, изображения. Такой вид интеллекта превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и шахматистов.

4.

Моторно-двигательный интеллект (показывает высокие спортивные результаты; удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям/ мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.

5.

Музыкально-ритмический интеллект (запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.

6. Межличностный интеллект (любит общаться со сверстниками; оказывается лидером в различных ситуациях; любит играть с другими детьми и поучать их; умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети стремятся в его компанию).

Этот тип интеллекта проявляется в основном в межличностном общении, подразумевает способность работать в коллективе на условиях сотрудничества, а также способность к вербальному/ невербальному общению с другими людьми.

Священники, политики и дипломаты – это люди, у которых он наиболее развит.

7.

Внутриличностный интеллект (демонстрирует чувство независимости/ силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.) Это тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.

8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.

Как утверждает Гарднер, степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума.

Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше развивается данный тип интеллекта.

Все восемь видов интеллекта могут быть связаны между собой. Но любой из этих видов вы можете развить превосходно самостоятельно.

Применение теории множественности интеллекта в школе основывается на использовании многообразия индивидуальных различий и создании множества путей для их актуализации и обучения на их основе.

Варианты применения теории Гарднера в школе могут быть настолько разнообразны, насколько разнообразны сами школы, важен главный принцип – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.

Как теория множественности интеллекта влияет на обучение:

Учебная программа – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.

Инструктирование.

Обдумывая план предстоящего урока (или уроков) и способы вовлечения разных типов интеллекта в изучение темы, учитель ставит перед собой ряд вопросов: Как включить чтение, письмо и устный рассказ? Каким образом можно привлечь классификации, манипулирование числами, вычисления? Как задействовать воображение, цвет, графику, картины, искусство? Как включить музыку, звуки, ритм, движение, драматизацию? Каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию?

Оценка. Цель учителя – определить, что знают и могут ученики, выявить их пробелы и слабости с тем, чтобы сделать дальнейшее обучение более инструментальным, основывая его на его сильных сторонах и усиливая и развивая при этом слабые.

Тип интеллектаОпределителиУмения
Лингвистический интеллектИсключительная способность применять слова и язык в языковой практикеЧаще использует словесные образы, нежели изобразительныеХорошее чувство юмораБыстрое схватывание языковых нюансовСлушатьГоворитьПисатьРассказывать историиПреподаватьЗапоминать
Логико-математический интеллектИсключительная способность думать концептуально с использованием логических и/ или числовых моделейСпособность быстро связывать различные идеи/ информациюСклонен задавать множество вопросовЛюбит проводить “эксперименты”Решать проблемыПрименять сложные цепи в рассуждениях в построении логических последовательностейПроводить контролируемые экспериментыСпособность производить сложные математические вычисленияСпособность хорошо работать с геометрическими формами
Пространственный интеллектИсключительная способность удерживать в памяти умственные образыНравится смотреть на карты, фильмы, картины и т.д.Способность быстро составлять практические объекты (стулья, столы и т.д.)Прекрасное чувство ориентации на местностиХорошие способности к рисованиюПонимание карт и графиковМанипулирование образамиПостроение/ созданиеЧтениеСпособность выделяться «аналогичными» оценочными вопросами
Двигательный (кинетический) интеллектСпособность умело обращаться с объектамиИсключительная двигательная координация и умелые рукиХорошее чувство равновесияИспользование рук для создания, построения и понимание идеи или объектаЭти ученики самовыражаются посредством движенияСпортРукоделиеДрама/ мимикаИспользование рук для создания, построения и понимание идеи или объектаИсключительно хорошее понимание языка тела
Музыкальный интеллектИсключительная чувствительность к окружающим или природным звукам (текущей воде, колоколам и т.д.)Мгновенная реакция на музыку (положительная или отрицательная)Запоминание улучшается, когда текст прикладывается к ритму или песнеИгра на музыкальных инструментахУзнавание образцов музыкальных произведений – в частности, тональныхСпособность отличиться, когда даются чрезвычайно точные параметры для представления
Межличностный интеллектСпособность испытывать чувстваПрекрасные организаторские качестваУмение быть эффективным миротворцемСпособность поддерживать сотрудничествоПрименение вербального и невербального языка в эффективном общении с широким кругом людейКонсультированиеРазрешение конфликтовПостроение командыУстановка взаимоотношенийЛидерство
Внутриличност-ный интеллектСпокойный и скрытныйОчень интуитивныйГоворит о своей роли в классе во взаимоотношениях с другимиОбдумывает смысл задач сверх заданного содержанияСпособность рассуждатьУмение работать в командеУмение сочувствоватьСклонность к философским размышлениямПостоянная озабоченность вопросами о взаимоотношениях с другими людьми

Источник: http://megdu.ru/nuda/teoriya-mnojestvennosti-intellekta-govard-gardner/main.html

. Разностороннее развитие (Multiple Intelligences) (H. Gardner) — Обзор психологических теорий, лежащих в основе дистанционного обучения

            Данная теория утверждает, что существует несколько различных способностей, которыми каждый человек владеет в той или иной степени. Gardner приводит семь основных форм: лингвистическая, музыкальная, логико-математическая, пространственная, внутриличностная (например, проницательность) и межличностная (в социальной сфере).

            По Gardner, применение теории состоит в том, что обучение должно ориентироваться на способности данного лица. Например, если у обучаемого хорошие музыкальные способности, следует предоставить ему возможность развить эти способности.

Gardner утверждает, что различные способности представляют не только разные предметные области, но и разные модальности.

Дальнейшее применение теории состоит в том, что оценка способностей должна измерить все формы интеллекта, а не только лингвистические или логико-математические.

            Gardner также обращает внимание на культурное значение разностороннего развития. В каждой культуре уделяется внимание тем или иным способностям. Например, Gardner (1983) указывает на высокие пространственные способности жителей Каролинских Островов, которым приходится управлять своими каноэ в океане. Gardner также обсуждает распределение способностей, типичных для Японии.

            Теория разностороннего развития имеет много общих идей с другими теориями об особенностях развития личности (см. Cronbach&Snow, Guilford и Sterrnberg).

            Применение:

Теория разностороннего развития разработана прежде всего на примере развития детей, но применятся и для обучения взрослых.

Поскольку не существует экспериментальных данных по этой теории, Gardner (1983) предлагает данные из многих областей, включая биологию, антропологию, изобразительное искусство.

Gardner (1993а) обсуждает применение теории в школьной программе. Gardner (1982, 1993б) исследует применение теории в творчестве (см. также Marks-Tarlow, 1995).

            Пример:

         Gardner (1983, с. 390) описывает применение своей теории к обучению программированию.

            “Логико-математические способности представляются основными, поскольку программирование зависит от применения точных процедур для решения задачи или достижения цели за конечное число шагов. Лингвистические способности также имеют значение, поскольку для работы с языком программирования пригодится умение работать с естественными языками.

Ученика с музыкальными способностями можно подвести к программированию через “программирование” простой пьесы или написание программы, которая сочиняет музыку. Ученика с пространственными способностями можно заинтересовать компьютерной графикой — например, при составлении карты морских течений. Индивидуальные способности могут сыграть важную роль.

Постоянное планирование шагов по достижению целей, необходимое в программировании, опирается на внутриличностные формы мышления, а взаимодействие, необходимое для создания новых компьютерных инструментов, приучает к работе в коллективе.

Моторно-двигательные навыки полезны при работе с самим компьютером для повышения скорости и качества работы за терминалом.”

            Принципы:

            1. Обучаемый должен быть заинтересован в том, чтобы развить те способности, которые у него особенно ярко выражены.

            2. Деятельность по обучению должна быть направлена на различные способности.

            3. Оценка обучения должна учитывать различные способности.

Литература:

            Gardner, H. (1982). Art, Mind and Brain. New York: Basic Books.

            Gardner, H. (1983). Frames of Mind. New York: Basic Books.

            Gardner, H. (1993a). Multiple Intelligences: The Theory in Practice. NY: Basic Books.

            Gardner, H. (1993b). Creating Minds. NY: Basic Books.

            Marks-Tarlow, T. (1995). Creativity inside out: Learning through multiple intelligences. Reading, MA: Addison-Wesley.

Теория Множественности Интеллектов Гарднера.

Теория множественного интеллекта был разработана в 1983 году д-р Ховардом Гарднером, профессором  Гарвардского университета. Эта теория позволяет предположить, что традиционное понятие интеллекта, на основе результатов тестов IQ, является слишком ограниченным.

Вместо этого, доктор Гарднер предлагает восемь различных способностей для учета широкого спектра человеческого потенциала детей и взрослых. .

Данная теория о множественности интеллектов, лежащая в основе работы под названием «Структура Ума: Теория множественности интеллектов» [“Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences”] (1993), подчёркивает важность видения интеллекта не как одногранную конструкцию, а скорее как серию, состоящую из семи независимых друг от друга интеллектов. Эти семь «интеллектов» дают человеку возможность «представлять трансформации и модификации собственных восприятий» и «воссоздавать аспекты своих впечатлений» (Gardner, 1983, p.173).

Если учитель испытывает трудности в достижении успеха студентом в более традиционных языковом или логическом способе обучения, теория множественного интеллекта предлагает несколько других способов, в которых материал может быть представлен в целях содействия эффективному обучению. Работаете ли вы в детском саду учителем, инструктором выпускника школы или взрослых учащихся, ищущих лучшие пути достижения самостоятельных занятий по любой области знаний. Что бы вы ни изучали или чему бы вы ни обучали, все это  можно связать  с  

            1.номера или логика (логико-математического интеллекта)

            2.фотографии (пространственный интеллект)

            3.музыка (музыкальный интеллект)

            4.саморефлексия (внутриличностный интеллект)

            5.физический опыт (телесно-кинестетический интеллект)

            6.социальный опыт (межличностный интеллект)

            7.опыт работы в природном мире (натуралистический интеллект)

8.слова (языковой интеллект)

Cемь исходных типов интеллектов:

Вербальный/Лингвистический Интеллект – это способность эффективно применять слова либо в устной (ведущий передачи, оратор, политик, рассказчик), либо в письменной форме (журналист, драматург, поэт, редактор).

Такие учащиеся способны умело обрщаться с языком: со структурой и правилами языка (например, использовать пунктуацию для эффектности выражения); со звуками языка (например, использовать рифму); со значением языка (например, понимать двусмысленность выражений); с прагматикой языка; с использованием языка как средства убеждения (риторика); с использованием языка для запоминания информации (использование мнемоники); с использованием языка для объяснения (подробное описание); с использованием языка для рассказа о себе (мета-язык). (AENC’s Educational Philosophy – Recognition of Howard Gardner’s Multiple Intelligences, 1999).

Читайте также:  Моя новая личность: от примерки до прививки - психология

Логический/МатематическийИнтеллект. Логический/Математический Интеллект подразумевает способность использовать индуктивное и дедуктивное умозаключение, решать абстрактные проблемы, понимать сложные отношения взаимосвязанных концепций, идей и вещей.

Данный интеллект охватывает навыки классифицирования, прогнозирования, выделения первостепенной важности и формулирования научных гипотез, а также и понимание причинно-следственных связей.

Такие навыки критического мышления предусмотрены почти всеми учебными программами, но всё же нуждаются в более серьёзном внимании при активном обучении. 

Визуальный/Пространственный Интеллект – интеллект, задействованный для понимания картин и образов, подразумевает способность точно ощущать зрительный мир и воссоздавать собственные зрительные впечатления. Данный интеллект развивается путём обострения сенсомоторных восприятий.

Художник, скульптор, архитектор, садовник, картограф, инженер и художник-оформитель – все они переносят свои мысленные образы на создаваемые или изменяемые ими предметы. Зрительные восприятия комбинируются с предшествующими знаниями, опытом, эмоциями и образами, что позволяет создавать новое видение для других.

Учащиеся с развитым пространственным интеллектом способны тонко воспринимать цвета, линии, состояния, формы, пространство и взаимосвязи, существующие между этими элементами.

 Физический/Кинестетический интеллект – сознание всего тела даёт возможность

контролировать и интерпретировать движения, управлять физическими предметами, устанавливать гармонию тела и разума. Он присущ не только спортсменам, поскольку включает в себя навыки, необходимые, например, в работе хирурга при проведении сложной хирургической операции или в работе штурмана при регулировании сложных приборов.

Музыкальный/Ритмический Интеллект – этому интеллекту способствует чувство звука и эмоциональная способность реагировать на него. По мере того, как учащиеся развивают свои знания о музыке, они развивают основы данного интеллекта.

Дальнейшее развитие этого интеллекта происходит тогда, когда учащиеся создают более сложные и более точные вариации музыкальных образцов, развивают навыки игры на музыкальных инструментах и продвигаются к более сложным композициям.

Этот интеллект совершенствуется с опытом прослушивания музыкальных произведений.

Межличностный Интеллект – представлен способностью быстро распознавать и оценивать настроения, намерения, мотивации и чувства других людей.

Межличностный интеллект «подразумевает навыки вербальной и невербальной коммуникации, навыки совместной работы, умение сглаживать конфликтные ситуации, способность доверять, уважать, руководить и мотивировать других к достижению взаимовыгодной цели» (Bellanca, 1997).

Так, например, на элементарном уровне данный тип интеллекта наблюдается у тех детей, которые замечают и реагируют на настроения окружающих их взрослых.

Внутриличностный интеллект – представлен способностью чётко воспринимать себя (видеть собственные преимущества и недостатки), сознательно замечать внутреннее настроение, намерения, мотивации, темперамент и желания; способностью самодисциплины, самопонимания и самооценки.

(Armstrong, 2000) Человек, обладающий данным типом интеллекта чувствует себя лучше, если имеет возможность обдумывать действия и поступки и делать самооценку. Потребность в самоанализе делает данный тип интеллекта наиболее личным.

По словам Гарднера, «внутриличностный интеллект означает способность различать чувство удовольствия от чувства боли и, основываясь на этом различии, либо далее увлекаться ситуацией, либо выходить из неё» (1983; 1993).

В 1991 году Гарднер добавил Натуралистический интеллект к семи исходным интеллектам.

Натуралистический интеллект – способность обучаться посредством природы. Для таких учащихся важно, чтобы обучение проходило на открытом воздухе.

Такие учащиеся получают удовольствие от проектов, связанных с природой, как например, наблюдение за птицами, коллекционирование бабочек и насекомых, исследование деревьев или воспитание животных.

Им нравится изучать экологию, природу, растения и животных (Gardner, 1994).

Значение Теории Гарднера

Например, если Вы учите или изучаете  закон о  спросе и предложении  в экономике, вы можете прочитать об этом (языковые), изучить математические формулы, которые выражают его (логико-математическое), изучить графические диаграммы, которые иллюстрируют принцип (пространственный), наблюдать закон в природе (естествоиспытатель) или в человеческом мире- Коммерция (межличностного); рассмотреть закон с точки зрения вашего собственного тела [например, когда вы едите много, то спрос на пищу падает, когда еды очень мало, то усиливается чувство голода, спрос растет] (телесно-кинестетический и внутриличностные) и / или написать песни (или найти существующие) (музыкальные).

Теория Гарднера сыграла первостепенную роль в том уникальном сочетании, которое Соарес и Соарес [Soares and Soares] (1994) обозначили стержнем трёх новых теорий подготовки педагогов, которые можно считать более эффективными, нежели чем традиционные теории.

Теория Гарднера объясняет, как каждая из теорий была применена в одной из университетских программ представленных (1) планом блочного расписания, разработанным Коперником, (2) применением теории Множественности Интеллектов, разработанной Говардом Гарднером, и (3) основными идеями Джона Дьюи.

Посредством объединения этих трёх точек зрения, преподаватели и студенты получили больше возможностей для совместной работы в междисциплинарном контексте, для нахождения степени, в которой дети и учителя обладают способностями и интересами, обозначенными в каждом из семи интеллектов, для развития личных знаний предмета, навыков преподавания и стилей обучения (Armstrong, as cited in Soares, 1998).

В случае применения теории Множественности Интеллектов в классе, учебная программа должна циркулировать вокруг семи способностей: лингвистической, логико-математической, физическо-кинестетической, пространственной, музыкальной, межличностной и внутриличностной (Gardner, 1991).

 Преимущества данного подхода включают в себя следующее

-расширенные возможности для развития детских способностей и достижения мастерства

-больше времени для взаимосвязи различных дисциплин

-обеспечение оценок направленных на улучшение знаний

Теория Гаднера внесла катализирующий эффект в образование. Так, например, в общем образовании уже наблюдалась тенденция оценки культурного многообразия, и взгляд со стороны теории Множественности Интеллектов помог утвердить, что интеллект является культурной конструкцией (Gardner & Avery, 1998).

Работа Гарднера также поддержала и другое важное направление в образовательной практике, имеющее отношение к конструированию креативности. Акцентируя важность внимания к творческим достижениям, Гарднер подтвердил важность реальной практики, подверженной оценке экспертов.

Суть теории также послужила началом воспитания ума и осознания важности внутренней мотивации (Gardner & Avery, 1998).

Источник: https://sites.google.com/site/teoriipsihologii/stati/-raznostoronnee-razvitie-multiple-intelligences-h-gardner

Говард Гарднер и его развивающая методика

Здравствуйте, Друзья! Давно мы не вспоминали о детских развивающих методиках. Помните, у нас есть статья с перечнем наиболее популярных из них? Если вы не в курсе, вам сюда. Сегодня я расскажу еще об одной интереснейшей методике детского развития.

Американский профессор неврологии, психолог, доктор Говард Гарднер известен, как автор понятия множественного интеллекта. Именно Гарднер впервые опроверг теорию о моноинтеллекте.

Он утверждал, что на самом деле интеллект человека не может быть измерен одним параметром.

Теория Говарда Гарднера утверждает, что интеллект человека способен создавать ценности, имеющие культурное значение. Человеческий разум позволяет решать творческие задачи. При этом он рассматривает интеллект как способность к изучению и поиску новых знаний.

В зависимости от интеллектуальных способностей человек взаимодействует с окружающим миром по-разному. Значит, и общепринятые методы обучения должны быть пересмотрены и применимы к различным интеллектам.

<\p>

Говард Гарнер предложил теорию множественного интеллекта, поменяв тем самым существовавшие до него теории об интеллекте. Гарнер выделил семь различных его видов, которые друг от друга не зависят. Позже он добавил и восьмой вид.

Гарнер убежден, что в мозгу человека действуют каждый из этих видов интеллекта по своим правилам, как самостоятельные модули.

К ним относятся: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный и экзистенцильнальный интеллекты. Первые три из них можно измерить стандартными тестами.

Можем рассмотреть некоторые виды интеллекта, как описывает их Говард Гарнер. Например, вербальный интеллект позволяет оперировать словами устно и письменно: пример, в школе мы говорим, слушаем, пишем и читаем.

Логико-математический интеллект отвечает за способность к точным наукам, работа с числами. Также активно используется в обучающих и школьных программах.

Пространственный интеллект – визуальная восприимчивость и способность к анализу такой информации. У человека с развитым этим видом интеллекта развито восприятие к графике, цвету, форме.

В своей теории Говард Гарнер утверждает, что музыкальный интеллект в истории человечества важнее, чем логико-математический. Способности музыкальные, точнее восприятие звука и ритма, очень важны для развития человека. Как и телесно-кинетический интеллект, управление телом и предметами. Танцоры и гимнасты – яркие примеры такого интеллекта.

Внутриличностный интеллект – это способность управлять своими эмоциями и чувствами. Эта особенность помогает в направлении действий. Межличностный интеллект позволяет понимать нужды других людей. Это помогает оценить их дальнейшие действия и поведение.

Доктор Говард Гарнер и его теория множественного интеллекта уникальны. Это настоящий прорыв в области изучения человеческих возможностей. Автор утверждает, что человек в какой-либо степени способен на проявление всех видов интеллекта.

Но сочетание и процент, на сколько развит тот или иной вид интеллекта у каждого конкретного человека — очень индивидуальны. Этим и различаются люди, их выбор профессии и рода занятий в будущем, склонность к какому-либо виду деятельности.

В чем эта методика может быть полезна конкретно вашему ребенку?

Как вы уже поняли, доктор Гарнер призывает к оценке способностей детей по интеллектуально-объективному принципу. А для этого не достаточно только лишь тестов на бумаге, таких как обычные тесты на IQ.

Заметив у своего ребенка склонность к определенному типу интеллекта, нужно попытаться развить именно этот талант, подобрать детскую развивающую методику, которая поможет в этом.

Ведь очень важно выбрать такой стиль обучения, который подойдет именно вашему сыну или дочери, чтобы им было легко и комфортно развить свои уникальные способности. И тогда учеба станет радостнее и эффективнее.

Возьмем простой пример. Один ребенок может легко и быстро выучить таблицу умножения, потому что у него отлично развиты логико-математические способности. Другой справится с запоминанием таблицы умножения медленнее, но не потому, что он глупее или возможности его мозга ограничены.

По теории доктора Гарнера, у второго ребенка может быть более развит, скажем, пространственный интеллект, тогда на наглядном примере такой ребенок усвоит таблицу умножения в разы быстрее первого. Иными словами, теория доктора Гарднера позволяет найти к каждому ребенку индивидуальный подход и подобрать именно тот метод обучения, который даст наилучшие результаты.

Эта теория сегодня весьма популярна в Европе, у нас же в России она пока не настолько известна.

Хотите узнать, какой вид интеллекта наиболее развит у вас? Предлагаем вам пройти тест по Говарду Гарнеру.

Источник: https://mother-and-baby.ru/govard-gardner-i-ego-razvivayushhaya-metodika.html

Презентация о теории Множественного Интеллекта Говарда Гарднера. — презентация

1 Презентация о теории Множественного Интеллекта Говарда Гарднера.<\p>

2 Подготовила учитель биологии высшей категории школы-лицей 8 с классами для одарённых детей города Павлодара Синицына Ирина Юрьевна<\p>

3 …Существует более, чем один способ учить тому, что вы считаете важным.» Г. Гарднер Гарднер, Говард Говард Гарднер англ. Howard Gardner Дата рождения: 11 июля 1943 (69 лет) Место рождения: Пенсильвания, США Страна: США Научная сфера: психология, нейропсихология Альма- матер: Гарвардский Университет Награды и премии Стипендия Макартура (1981) Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания) американский психолог, известный как автор понятия Множественный интеллект (Multiple Intelligences), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.<\p>

4 Родители Гарднера переехали в США из нацистской Германии (1938), спасаясь от преследований вместе с волной третьей еврейской эмиграции. В 1961 Говард поступил в Гарвардский Университет, намереваясь изучать историю. Однако, под влиянием Эрика Эриксона он заинтересовался психологией и другими смежными дисциплинами. После знакомства с Джеромом Брюнером (Jerome Bruner) и работами Пиаже, Гарднер еще раз поменял специализацию. В 1971 он защитил докторскую диссертацию по теме детской сенсорики. Совместно с Нельсоном Гудманом разработал т. н. Проект Зеро. [Связь «интеллектов Гарднера» с «уровнями абстрактного интеллекта» и «кодировками» показал Яков Фельдман<\p>

5 Говард Гарднер изучал особенности человеческого мозга и изначально вовсе и не предполагал с помощью своих открытий внести какие-либо изменения в систему образования.<\p>

6 Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально- лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом должным образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации).<\p>

7 Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром.<\p>

8<\p>

9 В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании. Об эффективности школы принято судить по академической успеваемости учеников, а сегодня главный критерий еще и результаты ЕГ (ЕНТ). Но за этими цифрами и процентами не разглядишь многого. О главных результатах школы говорят лица ее учеников и учителей. Уверенность в своих силах и чувство защищенности, любознательность и веселые искорки в глазах, готовность постигать новое, прийти на помощь, повести за собой, найти способ, и при этом понимать, что ты не хуже и не лучше остальных, ты – это ты, просто другой, потому что мир вокруг многообразен до бесконечности. Именно это вы увидите в фотографиях детей и педагогов New City School<\p>

10<\p>

11 Эта школа – лидер не только в своей стране. Она известна далеко за ее пределами, благодаря стремлению коллектива не просто учить детей, но помочь каждому обрести себя и найти свой путь. И своим успехом в этом школа отчасти обязана теории множественности интеллекта Говарда Гарднера, на основе которой вот уже более 20 лет строится образовательный процесс.<\p>

12 Философия школы проста: преданные делу люди, объединив свой ум и талант, в силах изменить мир к лучшему. Ее задача – идти вперед в поисках лучшего способа подготовить детей к будущему.<\p>

13<\p>

14 «В Нью Сити Скул тебя не учат, тебе дают возможность. Каждый имеет возможность думать самому, думать иначе, по-своему. Среда школы побуждает и позволяет каждому познавать то, что «зацепило» его ум. …. Ученики Нью Сити не любят вопросы с множественным выбором не за их сложность, формулировки или занудство, а за их ограниченность. Мало на что в жизни есть пять вариантов ответов, и эта школа очень хорошо дает это понять. Недостаточно знать, что происходит, важно понимать как и почему это происходит. Мир – это не учебник, упражнение или математический тест; он абстрактен, необъятен и хаотичен». (Джордж Зиглер, выпускник школы, студент Чикагского университета).<\p>

15 «В каждом человеке есть своя душевная нота. И велика ценность тех, кто способен услышать ее звучание, помочь обрести ей нужную тональность.» Л.Н.Толстой<\p>

16 Число школ, применяющих теорию множественности интеллекта, в мире растет. Их опыт интересен не только своей непохожестью, но, главным образом, способностью создать образовательную среду в школе, где каждый успешен. И взращиваемое в этой среде понимание маленьким человеком сильных сторон своей личности и своих способностей становится фундаментом их дальнейшей взрослой жизненной успешности.<\p>

17 «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», — эти слова Я.А.Коменского<\p>

18 Говард Гарднер длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем.<\p>

19 Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера»<\p>

20 Напомним, согласно Гарднеру, интеллект это: — способность создавать эффективные продукты или предлагать услуги, представляющие культурную ценность; — набор навыков, позволяющий индивидууму решать жизненные проблемы; — способность приобретать новые знания через решение проблем.<\p>

21 Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».<\p>

22 Вербально- лингвистичес кий Логико- математичес кий Пространствен ный Музыкальный Внутриличностн ый Телесно- кинестичес кий Межличност ный Типы интеллекта по Гарднеру: Натуралисти ческий<\p>

23 Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит и усилен, окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.<\p>

24<\p>

25 Этот тип интеллек та хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов, 1. Вербально-лингвистический интеллект. Легко восприим чив к языку и чув ствителен к ню ансам, порядку и ритму слов. Дети с ярко выраженным вербально- лингвистическ им интеллектом любят читать, писать, рассказы вать истории Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.), богатым лексическим запасом. Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, офис- менеджеров, секретарей, педагогов,акт ёров, поэтов.<\p>

26 2. Логико-математический интеллект. Выражены способности дедуктивного и индуктивного конкретного и абстрактног о, мышления. Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическим навыками и навыкамии решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Такой тип интеллек та доминирует у учёных, математик ов, программис тов, юристов, бухгалте ров.<\p>

27 3. Визуально-пространственный интеллект. Включает способ ность к визуально- пространст венному отраже нию мира. Чтобы лучше воспринять и понять информацию такие дети нуждаются в зрительных образах (карты, схемы,диаграм мы), любят пазлы, головолом ки. Они сильны в рисовании, черчении, пректировании, моделирова нии. Среди профессий, где востребован этот тип интеллекта: художники, картогафы, архитек торы, скульпторы, конструкторы.<\p>

28 4. Музыкальный интеллект. Заключает в себе чувствитель ность к уровню, тембру и ритму звука. Предполагает эмоциональную воспримчивост ь к музыке. Дети, запоминающи е мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателям и хорошо развитого муз. нтеллек та. Этот тип доминирует у певцов, композиторов, музыкантов,т анцовщи ков, учителей музыки.<\p>

29 5.Телесно-кинестетический интеллект. Решает поставленны е задачи, создаёт и передаёт идеи и эмоции посредством движений тела. Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координациейд вижений. Они очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью. Актёры, мимы, танцовщи ки, хирурги, музыкан ты, изобрета тели использу ют этот тип интеллек та.<\p>

30 6. Межличностный интеллект. Относится к способности активно взаимодействов ать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Такие дети с удовольствием работают в сотрудничестве, явл. лидерами и дипломатами. Хотя этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации. Не все экстраверт ы обнаружива ют этот тип интеллек та. Иногда встречаютс я и слабые в этой области. Развитым межличност ным интеллекто м обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, в политике, советники, священни ки, бизнесме ны.<\p>

31 Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие сильно развитого внутриличностн ого интеллекта 7. Внутриличностный интеллект. Сопряжён с пониманием собственных эмоций, целей, намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом обострённое чувство собственного достоинства, они уверены в себе, любят работать в одиночестве. Такие дети реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта нелегко распознать, пожалуй, единственный способ сделать это – наблюдение за детьми. Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как филосо фы, религиоз ные лидеры, психиат ры, исследовател и мозга.<\p>

32 8. Натуралистический интеллект. Он предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположен ность к продуктивной деятельности, такой, как охота, фермерство или занятия биологическими науками. Томас Армстронг объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотноше ний, присущих природе, жизненные циклы природы. Чарльз Дарвин, Джон Мюир, Е.О.Уилсон обладали разви тым натуралис тическим интеллект ом. Люди с натуралис тическим интеллект ом часто выбирают профессии ботани ков, натуралис тов, физиков.<\p>

33 Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу.<\p>

34 «Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом», – эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера. На наш взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы преимущественно через вербальные и логико- математические способности ученика.<\p>

35 Зачем школе теория множественности интеллекта? Опыт применения ТМИ в школе зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы.<\p>

36 Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов.<\p>

37 Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение родителей – родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.<\p>

38 А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/631067/

Ссылка на основную публикацию