Психологическая профилактика — психология

Психологическое просвещение и психологическая профилактика как сопряженные направления работы психолога

Психологическое просвещение предполагает формирование потребности у родителей (их законных представителей), педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах развития ребенка и собственного развития, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом и личностном развитии ребенка.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям ( законным представителям) по оказанию им помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Обоснование для объединения этих направлений при их рассмотрении является то, что просвещение родителей и педагогов носит не только образовательный, но и профилактический характер, то есть предупреждающий характер.

Основным средством повышения профессиональной психологической компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей, профилактики психологических проблем является информирование воспитывающих взрослых.

В круг актуальных вопросов для информирования родителей детей с нарушениями в развитии и педагогов, работающих с такой категорией воспитанников, как правило входят: возрастные особенности детей, специфика их психического и личностного развития, обусловленная имеющимся у ребенка дефекта; психологические условия, необходимые для оптимального развития ребенка с нарушенным развитием; готовность ребенка к школе; возможные проблемы, которые могут возникнуть при различных условиях воспитания и обучения ребенка в образовательных учреждениях, семье; возрастные кризисы развития человека и условия способствующие их благополучному разрешению; влияние семейных взаимоотношений на психическое и личностное развитие; создание условий для эмоционального благополучия ребенка и других членов семьи и др. (См. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002).

Эффективность психологического просвещения и психопрофилактической работы психолога определяется тщательным отбором тем для встреч с воспитывающими взрослыми.

Они должны быть результатом глубокого и разностороннего анализа ситуации развития ребенка, особенностей условий семейного воспитания, личностных особенностей педагогов, уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов. Кроме того, темы должны быть актуальными и интересными для воспитывающих взрослых.

Актуальность и востребованность материала для их информирования изучается на основе запросов, потребностей и интересов родителей с помощью анкетирования, собеседования, анонимных записок-обращений к психологу (“почтовый ящик психолога”).

Психологическое просвещение и психологическая профилактика реализуются с помощью разнообразых средств информирования и форм взаимодействия с воспитывающими взрослыми: лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, письменные тексты (помещенных в уголке для родителей в группе детского сада и на стенде психолога, на листовках), участие в круглых столах, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Психолог для осуществления просвещения и профилактической работы приглашается на родительские собрания, конференции, круглые столы, участвует в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

В рамках реализации данных направлений психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников педагогического процесса. Реализация этого условия способствует возникновению и поддержанию доверия, открытости, уважения, желания познавать и учиться в психологически безопасной и комфортной атмосфере.

Важно отметить, что семья, имеющая особого ребенка — ребенка с нарушениями развития, тоже особая. Её особенности обусловлены проблемами ребенка, пониманием, что он не такой как большинство детей, огорчением, ограничениями в профессиональной сфере (необходимо больше времени уделять ребенку), возникновением чувства вины и безысходности и т.д.

В такой семье в зависимости от родительских установок по отношению к ребенку, себе складывается особый характер взаимоотношений.

Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии – база для психологической коррекции негативных, непродуктивных родительских установок и детско-родительских отношений, а также отношений с врачами, педагогами.

Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУ ребенка с нарушениями развития.

Такая программа строится на основе сбора психологического анамнеза, информировании родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям ДОУ, разработки режима посещения группы детского сада, отслеживания процесса адаптации ребенка, коррекции этого процесса.

Профилактика школьной дезадаптации ребенка с отклонениями в развитии также относиться к разряду важных задачах работы психолога в рамках данных направлений.

Решение этой задачи предполагает опору на результаты диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе, создание психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению такого уровня её сформированности, который позволит ребенку своевременно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению, быть успешным учеником. Работа с родителями в этом аспекте деятельности предполагает раскрытие вопросов о психологической готовности ребенка к школе, её значении, содержании, создании условий для её формирования в условиях ДОУ, создание рекомендаций для родителей по профилактике школьной дезадаптации в условиях семейного воспитания.

Таким образом, психологическое просвещение и психопрофилактика позволяют повысить уровень психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых, раскрыть суть и причины вторичных психологических нарушений у ребенка и своевременно предупредить возможные неблагоприятные варианты его развития, создать основу для коррекции родительских установок и детско-родительских взаимоотношений, а также продуктивных отношений со специалистами, которые оказывают помощь ребенку и его семье.

4. Консультативная деятельность психолога

В условиях детского сада психологическое консультирование является “системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера” (Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000).

Психолог в соответствии со спецификой ДОУ проводит консультацию только по поводу проблем ребенка и особенностей его развития. Консультативное влияние на решение проблем осуществляется косвенно, то есть через родителей и педагогов (Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2003).

Процедура консультации психолога корреционного ДОУ является стандартной:

1) приветствие;

2) выяснение повода обращения;

3) выяснение желаемого результата;

4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

5) обговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В системе образования распространена практика консультативной работы с “немотивированным” клиентом. Такая ситуация складывается, когда педагог-психолог по собственной инициативе приглашает родителей, педагогов на консультацию для решения выявленных им проблем развития ребенка.

При отсутствии опыта решения сложных проблем психолог может рекомендовать родителям обратиться Психологический центр.

Подробнее об этом направлении см. в литературе:

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / М., 1985.

5. Психологическая поддержка и обеспечение деятельности коррекционного ДОУ.

В литературе данное направление раскрывается применительно к деятельности ДОУ (в деятельности коррекционного ДОУ это направление так же может быть реализовано с учетом его специфики).

Данное направление получает различное название и содержательное наполнение. Так, Г.А. Широкова определяет его как психологическую поддержку деятельности, Т.Д. Марцинковская — психологическое обеспечение деятельности детского сада.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ

Реализация данного направления определяется прежде всего статусом психолога в коррекционном ДОУ и психологической грамотностью администрации. Обращение к психологу с просьбой обеспечить психологическую поддержку предоставляет важную информацию данному специалисту о том, насколько коллеги заинтересованы в его работе, убеждены в её качестве и необходимости.

В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управления данным коллективом, в разрешении конфликтов, в кадровых перестановках.

Изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с методистом, заведующей, дефектологом участвует в разработке системы психологического обеспечения внедрения инноваций в практику работы ДОУ, экспериментальной деятельности.

При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычного функционирования психолог проводит экспертизу деятельности педагогов и специалистов по разделу ГОС ДО “Взаимодействие педагогов с детьми”.

Также он проводит анкетирование родителей с целью изучения их запросов на образовательную деятельность, анализирует их с психологической точки зрения (целесообразность, реальные потребности, интересы, психофизиологические возможности детей и т.д.

), разрабатывает рекомендации психологического характера по внедрению дополнительных услуг в ДОУ.

Психологическое обеспечение деятельности ДОУ

Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспита­тельного процесса осуществляется на основе психилогизации вос­питательных стратегий.

Поскольку администрация и педагогический коллектив до­школьного учреждения в условиях вариативности образования могут определять выбор той или иной обра­зовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и тех­нологиях программного обеспечения.

Поставленные вопросы могут быть решены посредством системы специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность.

Предлагаемая система психологического обеспечения универсальна, а значит, приемлема для всех видов программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях.

Структура дан­ной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: “Введе­ние”, “Адаптация», «Текущее обслуживание».

Раздел 1. Введение. Подготовительный этап

Цель: Констатация готовности к введению образовательной про­граммы,

Содержание деятельности.

— выявление уровня психического здоровья детей;

— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;

— выявление возможности актуализации тех показателей психи­ческого развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.

В результате диагностической деятельности определя­ется общая и специальная психологическая готовность детского контингента к введению той или иной образовательной программы.

Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллек­тива:

— выявление степени мотивации введения программы у педаго­гов и воспитателей:

— выявление индивидуальных (психологических и психофизио­логических) особенностей педагогов и воспитателей как условий результативного освоения и принятия программного содержания. Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогичес­кого коллектива в целом осуществляется в соответствии с про­граммными требованиями.

В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психо­лога являются диагностические материалы подготовительного этапа.

Варианты введения программы:

1. Введение без изменений программного содержания (базовое):

— фронтальное (все возрастные группы дошкольного учрежде­ния),

— возрастное (группы дошкольного учреждения одной возраст­ной параллели),

— групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).

2. Введение с модификационными изменениями программного содержания (экспериментальное):

— фронтальное,

— возрастное,

— групповое.

3. Введение с профессиональным обучением педагогического коллектива.

4. Введение с профессиональным консультированием педагогического коллектива.

Первые два режима обосновываются результатами психодиаг­ностики детей, третий и четвертый — педагогов и воспитателей.

Основной этап. Цель: Введение программы как основной педагогической страте­гии и технологий воспитания и обучения детей в дошкольном уч­реждении.

Содержание деятельности: организация системы психолого-педа­гогических мероприятий в соответствии с программными требова­ниями.

Раздел 2. Адаптация

Цель: адаптация образовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования. Содержание деятельности:

— модификация программного содержания;

— констатация результатов адаптации программного содержания.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Цель: обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

Содержание деятельности:

— психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

— констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными.

По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: “Что делать?” и “Как де­лать?».

Содержание психологической помощи педагогу может быть представлено в виде психологических рекомендаций по блокам “планирование”, подготовка к занятиям”, “Проведение занятия”, “Контроль и диагностика”

Психологическое обеспечение воспитательного процесса осно­вано на психологизации стратегий воспитания. Психологизированная стратегия воспитания представляет собой совокупность психо­логических установок, задающих направление педагогического влияния.

Читайте также:  Метод классной доски - психология

Основными установками являются:

— признание самоценности и уни­кальности каждой личности

— позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (аван­сирование).

— учет индивидуальных особенностей ребенка

— личностное преобразова­ние взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой.

В контексте общей профессиональной стратегии психолога дошкольного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагоги­ческого коллектива.

Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все рассмотренные направления. Но в связи со спецификой коррекционного ДОУ приоритетными и наиболее тесно связанными направлениями являются психодиагностика ребенка и психокоррекция его аномального развития в сотрудничестве с педагогами, специалистами и родителями воспитанников.

Источник: https://megalektsii.ru/s10269t6.html

Задачи психологической профилактики

Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе*.

* См., например: Reyholds С. R. et al., School Psychology: Essential jf Teory and Practice. – N. Y., 1984.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень– так называемая первичная профилактика.

Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень– вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении.

Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.

Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень– третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень.

Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья.

Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей.

Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ.

Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.

Психопрофилактика это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.

Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть.

«То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают воспитатели, учителя и родители, – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем.

Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Содержание психопрофилактической работы

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителям.

Самое главное – дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.

В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора – семью и школу. Первоначальная направленность интересов возникает, конечно, в неповторимом жизненном общении ребенка с родителями и сверстниками, затем с учителями.

Но есть еще один, быть может, самый трудно уловимый фактор – та эпоха, в которой родился и развивается человек, то «сложное и тонкое взаимодействие растущего сознания с неисчерпаемым многообразием эпохи, с исторически конкретными формами ее культуры, с теми ее проявлениями, которые оказываются в сфере интересов становящейся мысли»*.

Конечно, школа и семья являются частью этой эпохи, но насколько полно они отражают ее идеи, культуру, противоречия, проблемы и в какой степени приобщают к этому детей, подростков, юношей?

* Овчинников И. Ф. К проблеме формирования творческой личности Эйнштейна // Вопросы философии. – 1979. – № 9. С. 71-84.

Позволим себе дальше процитировать И. Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте.

От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется. Творческая личность формируется в многообразной динамике жизненных факторов, которые лепят мозаику ее внутреннего мира. Индивидуальность рождается как прочно закрепившийся в сознании итог множества воздействий.

Возможности такого закрепления во многом зависят и от психологических особенностей развивающейся личности, от ее характера и темперамента…»*. Поэтому необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегося, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данного времени».

Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.

* Там же.

Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, – она гораздо шире.

Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, – игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.

Источник: https://cyberpedia.su/10xca95.html

Психопрофилактика — нужна ли она?

Человек – это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. Конечно, известны случаи когда люди попадали в дикие условия и жили рядом с животными, добывали пропитание, но при этом человек всегда стремится к полноценному общению, хочет чувствовать себя частью коллектива, ощущать свою принадлежность к тому или иному классу.

К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль – выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана.

 Профилактика негативных психологических состояний направлены на то, чтобы свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и устранить возникшие симптомы того или иного расстройства.

Психологическая профилактика душевных расстройств особенно необходима в таких крупных стрессогенных мегаполисах, как Москва!

Зачем нужна психопрофилактика?

Жители современных мегаполисов практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию таких неврозогенных факторов, как перенаселённость, транспортные проблемы, страх попасть в аварийную ситуацию, информационные проблемы, ухудшение экологии, низкое качество питания, высокий уровень преступности, проблемы межнационального общения, подавление индивидуальности человека и стрессовый характер процесса развития.

В настоящие дни почти, каждый человек, проживающий в многомиллионном городе имеет невроз, тревожное расстройство, сниженный фон настроения, жалобы:» я ничего не чувствую, не получаю удовольствие, жизни имеет пресный вкус и т.д.

» Время в огромном городе летит быстро! Люди не успевают даже задуматься, как пробегают месяцы, меняются числа в календаре с бешеной скоростью, жизнь наполняется различными страхами, жизнь не удается созерцать! И, чтобы предотвратить дальнейшее развитие душевного заболевания необходимо регулярно проводить психологическую профилактику личного психического аппарата. 

Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике (душевного) здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Известно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации.

Психопрофилактика нацелена на работу с нормальными, здоровыми людьми, а также воздействие на тех членов общества, у которых имеются какие-либо заболевания психического плана.

Профилактика психических расстройств хороша тем, что позволяет предупредить развитие отдельных соматических (телесных) заболеваний, возникновений респираторных расстройств, сердечно-сосудистых и кожных заболеваний, факторов в возникновении метаболических и эндокринных расстройств и в возникновении болезней суставов и скелетных мышц, функций полового аппарата и их нарушения. Случается, что человек страдающий от снижения жизненного тонуса, при этом жалуется на боли в области сердца, скачки давления, онемение конечностей. В такой ситуации первым делом обращаются к специалисту по сердечнососудистой системе. Тот выписывает лекарства, отправляет на процедуры, но симптоматика не исчезает. А все потому, что причиной проблем является не сердце, а душевное расстройство! Поэтому грамотные доктора всегда направляют пациента к психоаналитику, чтобы тот оценил состояние пациента и сделал свои выводы – возможно, нужно совершенно иное лечение – не тела, а души (в переводе «психология» — это наука о душе).

Читайте также:  Изюминка в выступлении - психология

Психопрофилактика и ее виды

В зависимости от объекта, на который направлена психопрофилактика, выделяют три ее разновидности (виды психопрофилактики).

Первичная психопрофилактика нацелена на ограничение воздействия негативных факторов окружающей среды, которые могут оказывать негативное влияние на организм человека, его психику (снижение уровня интоксикаций, мониторинг условий труда на предприятиях с вредным производством).

Если предотвратить нельзя, проводятся разъяснительные мероприятия, оказывается психологическая консультация и поддержка.

Первичная, психопрофилактика направлена на проведение разъяснительной работы в обществе, например, беседа с будущими матерями на тему того, как выносить здорового малыша и вырастить ребенка с нормальной психикой. Уделяется внимание вопросам воспитания школьников, профориентации студентов, снижению стресса в жизни людей и т.д.

Вторичная психопрофилактика имеет дело с лечением уже имеющихся заболеваний, а третичная направлена на предотвращение рецидива или инвалидности. Каждый из видов имеет собственные методы психопрофилактики, но основа всегда остается одна — это психологический анализ личности.

Как осуществляется психопрофилактика?

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики при психологической профилактики душевного расстройства в условиях мегаполиса является умственная работоспособность человека, которая интегрирует основные характеристики психики – внимание, память, мышление и речь.

С этой целью осуществляется диагностическое тестирование всех высших функций человека, память, мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая и личностная составляющая, а после проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Психопрофилактика включает в себя: беседу, диагностическое тестирование, наблюдение за поведением клиента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни обратившегося и психологическое консультирование. Цель сбора диагностических данных направлена для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности человека.

Общее время работы диагностического тестирования составляет 50 минут. После диагностического обследования требуется дополнительные две встречи для полноценного заключения и индивидуальной психологической консультации по итогам психологического заключения.

Данный метод психологической профилактики широко распространен и официально используется специалистами в ряде европейских стран.

Показания для психологической профилактики:

  1. Здоровые люди, не имеющие временные психологические проблемы,
  2. Здоровые люди, имеющие временные психологические проблемы,
  3. Люди, имеющие нарушения невротического или даже психотического уровней.

  4. Люди с черепно-мозговыми травмами, с ДЦП, энцефалопатиями различного генеза, с эпилепсией, после инсультов, и в связи с онкологией головного мозга (где не требуется диагностики точного очага поражений);
  5. Больным алкоголизмом,
  6. Люди с психосоматическими заболеваниями,
  7. После перенесенных операций,
  8. С последствиями травм (электротравмы, переломы и т.п.), т.

    е. пациентам с широким кругом заболеваний.

Кроме того, в психологической профилактике нуждаются граждане, у кого есть подозрение на психическое заболевание.

Источник: http://unsait.ru/psiholog-ceny-i-uslugi/psihoprofilaktika/

Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения

План

  • Психологическое просвещение
  • Психологическая профилактика
  • Психологическое консультирование
  • Психологическая диагностика и коррекция

1. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение — это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям.

Задачи психологического просвещения:

  • Знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями благоприятного психического развития ребенка.
  • Популяризация и разъяснение новейших психологических достижений.
  • Формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком и в интересах собственного развития.
  • Достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

Формы работы

ЛекцииВыставкиБеседыПодбор литературыСеминары

Проводя работу по психологическому просвещению важно, чтобы лекции, семинары и другие формы работы проходили не на абстрактном уровне, а имели предметом обсуждения данное образовательное учреждение, данный контингент людей.
2.

Психологическая профилактика
Психологическая профилактика — специфический вид деятельности практического психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах детства.

Психологическая профилактика — это малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность этой деятельности подчеркивается всеми учеными и психологами-практиками.

Наиболее содержательно данная проблема представлена в американской психологической литературе, где в психолого-профилактической работе выделяют следующие 3 уровня: I Первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье детей.

II Вторичная профилактика. Направлена на профилактику «группы риска» (на детей, у которых уже есть проблемы). Главная задача — раннее выявление у детей трудностей в обучении, поведении; преодоление этих трудностей. III Третичная профилактика. Работа с детьми, уже имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы. Задача — коррекция серьезных трудностей и предупреждение дальнейшего осложнения проблем.

Психологическая профилактика должна предполагать:

  • ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психического развития ребенка;
  • своевременное выявление психических особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую ступень развития.

Особенностью психологической профилактики является то, что данный вид деятельности является самозапросом в чистом виде. Инициатива принадлежит психологу, поэтому в работу включается не только ребенок, но и сам взрослый.
Задачи психологической профилактики:

  • Предупреждение возможных осложнений и становление личности в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
  • Проведение работы по осознанию детьми профессиональных сфер деятельности, в которых они могли бы и хотели бы реализовать свои способности и знания.
  • Создание благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.
  • Построение отношений между педагогом и родителями.

3. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование — оказание помощи клиенту с целью преодоления испытываемых им трудностей и переживаний.
Следует отличать психолога-консультанта, работающего в психологическом центре и психолога, занимающегося консультированием как одним из видов своей практической работы. Отличия:

  • Психолог-консультант имеет более узкую специализацию, чем психолог в ДОУ.
  • Психолог в ДОУ проводит дальнейшую коррекционную и развивающую работу.
  • Разный уровень объективности.

Рассмотрим виды консультирования в образовательном учреждении: Для педагогов Для родителей Для администрации Для детей По проблемам педагогов: Причины трудностей в усвоении ребёнком материала Нежелание или неумение ребенка учится Эмоциональные и личностные нарушения Конфликтные взаимоотношения с детьми и взрослыми Неэффективность собственных педагогических воздействий

Пути расширения собственных профессиональных умений, возможностей и расширения и развития

Подготовка детей к школе Отсутствие интересов и нежелание учиться Повышенная рассеянность, плохая память, неорганизованность и несамостоятельность ребенка Агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость, застенчивость

Отношение ребенка к взрослым, братьям, сестрам

  • По проблемам учащихся старших классов

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Самовоспитание Самоопределение Следует отличать психологическое консультирование от психологической профилактики. Работа по психологической профилактике начинается тогда, когда проблемы еще нет. Инициатива исходит от психолога.

Психологическое консультирование начинается, когда проблема уже есть. Важно уточнить и осмыслить проблему, найти пути решения. Психологически правильно будет предупредить появление ее в дальнейшем. Смысл психологического консультирования – помочь ребенку самому решить свои проблемы.

Только таким образом клиент сможет накапливать опыт решения проблемных ситуаций.

Задачи психологического консультирования (в системе образования):

    • Консультирование администрации и родителей по вопросам обучения и воспитания.
    • Консультирование детей по возникающим вопросам и проблемам.
    • Повышение психологической культуры.
    • Проведение психологической экспертизы психического состояния ребенка, условий его воспитания по запросам суда, органов опеки, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних с целью вынесения данными инстанциями более обоснованных решений.

Один из перспективных методов работы, разновидность психологического консультирования — психолого-педагогический консилиум.
Задачи психолога при проведении психолого-педагогического консилиума:

  • Помочь педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального и личностного развития ребенка.
  • Показать сложность и неоднозначность его поведения.
  • Подчеркнуть положительные, сильные стороны ребенка.
  • Представить доказательные гипотезы о причинах происхождения личностных проблем ребенка, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития.
  • Наметить реальную программу работы с ребенком.
  • Преодолеть стереотипы педагогического, учительского восприятия, пробиться сквозь установку учителя (воспитателя, родителей).

4.

Психологическая диагностика и коррекция
Психологическая диагностика и психологическое обследование — важнейшие направления деятельности детского практического психолога
Главная задача психодиагностики — дать информацию о индивидуально-психологических особенностях детей, выявить особенности психического развития, сформированности психических новообразований; выявить психологические причины проблем, трудностей в обучении и воспитании.
Особенности диагностической работы практического психолога образования

  • Практическая диагностика отличается от научно-практической по своим задачам:
  • Основная задача научно-практической диагностики — накопление психологических данных, классификация и ранжирование изучаемой группы людей по их психологическим и психофизиологическим особенностям.
  • Задача практической диагностики — поиск ответов на вопросы, которые вызвали данные исследования и на дальнейшие вопросы, которые вытекают из этого исследования.

Диагностика причин того или иного явления не является самоцелью практической диагностики, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений его развития. 2.

Психодиагностика в образовательном учреждении связана с педагогической проблематикой. Данная диагностика всегда предполагает выбор мер педагогического воздействия. Некоторые исследователи считают правильным термин «психолого-педагогическая диагностика».

Ее задачи:

  • Контроль динамики психического развития детей, воспитывающихся в ДОУ.
  • Коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития каждого ребенка.
  • Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания.

3. В основе практической диагностики лежит целостное изучение личности ребенка, его взаимодействия со средой. Нужно помнить о незавершенности психического развития, развитие в настоящее время базируется на прошлом и имеет перспективу на будущее. Основной принцип диагностической и коррекционной работы Принцип единства диагностики и коррекции.

В рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике или коррекции. Речь идет о диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работе. Диагностико-коррекционная и диагностико-развивающая работа предъявляет максимальные требования к квалификации психолога. Этапы проведения диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы I.

Изучение практического запроса. II. Формирование психологической проблемы. III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. IV.  Выбор методов исследования. V. Использование методов. VI. Формулирование психологического диагноза. VII. Разработка рекомендаций и программ коррекционной или развивающей работы. VIII. Осуществление программы, контроль за ее выполнением.

Рассмотрим эти этапы подробнее. I. Изучение практического запроса Изучение обращения, которое поступает к психологу. Любой запрос является для психолога сигналом возникновения проблемы у ребенка или взрослого. Следует отметить, что жалобы часто носят расплывчатый характер, необходимо уточнить запрос. Для этого проводится специальная беседа с человеком, от которого поступил запрос.

Беседа служит источником для сбора информации о клиенте. Если в школе среди запросов – неуспеваемость нежелание учится, то в ДОУ – личностные проблемы ребенка. Запрос может сделать и сам психолог: по поводу поведения и личностных особенностей детей, которые его беспокоят, и он чувствует необходимость выявить эти особенности личностного развития (с согласия родителей). II.

Формирование психологической проблемы На основе запроса, идущего от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается на основе сбора и изучения возможно более полной информации о ребенке.

Источники информации: — наблюдения за ребенком в деятельности, на занятиях, в свободное время, в общении; — беседа с воспитателями, родителями, сверстниками; — история развития ребенка, которая составлена на основе рассказов родителей.

Правила проведения беседы

  • Создание доверительной атмосферы
  • Недопустима прямая и косвенная критика педагогических воздействий родителей и воспитателей
  • Необходимо разъяснять возможные цели и задачи диагностико-коррекционной и развивающей работы
  • Необходимо предупредить возможность возникновения у родителей ожидания немедленных результатов

III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в развитии ребенка и о его потенциальных возможностях.

Нужно быть готовым к тому, что в ходе исследования при поступлении новых данных, дополнительных сведений, психолог может и должен менять и корректировать исходные гипотезы. IV.  Выбор методов исследования В последнее время в психологии принято выделять 2 группы методов исследования: качественные и количественные.

Количественные методы — основаны на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей.

Говоря о количественном подходе к диагностике имеются в виду стандартизированность и высокая формализованность методик, имеющих четкую форму (тест интеллекта Векслера, матрица Равена и др.)

Достоинства тестовНедостатки тестов
Создаются на основе богатого клинического опыта, представляют собой четкий инструментарий, удобны для проведения фронтальных диагностик с участием большого количества детейНельзя абсолютизировать результаты стандартизированных методов — это приводит к односторонней обобщенной оценке, ни один тест не может оценить личность в целом. Нельзя считать, что ключ к тесту — это окончательный диагноз. Полученные результаты нуждаются в глубоком психологическом анализе, грамотной интерпретации. Тесты не определяют зону ближайшего развития.

Качественные методы — ориентированы на индивида, как уникальную и неповторимую личность; базируются на предпосылке множественности причин психических явлений и многозначности каждого психологического факта. Важно рациональное сочетание двух подходов, в каждом из которых есть свои плюсы и минусы. Качественный подход в психодиагностике более важен.

Психолог дожжен владеть широким спектром различных психологических методик, уметь гибко их использовать. Наряду с высокоформализованными методиками психолог должен владеть и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методики и т.д.) Сочетание двух подходов позволяет изучить личность ребенка целостно. V.

Использование методов Важно психологически правильно провести исследование, не нанося вреда психическому здоровью ребенка. Следует быть более наблюдательным при работе с ребенком и обращать внимание на его поведение, реакции, возникающие в ходе работы, отношение  ребенка к осуществляемой деятельности, эмоциональный настрой, возникающую усталость и т. п. VI.

Формулирование психологического диагноза Психологический диагноз — это заключение об основных характеристиках психического развития и формирования личности ребенка. Л. С. Выготский считал этот этап центральным и узловым в диагностико-коррекционной работе. Во имя него развертываются все предыдущие этапы, исходя из этого строятся все последующие.

Диагноз производится не просто по результатам обследования, а обязательно предполагает соотнесение полученных данных с теми особенностями, которые проявляются в конкретных жизненных ситуациях. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных (с учетом зоны ближайшего развития).

При постановке диагноза важно представить границы своей профессиональной компетенции, при возникновении подозрений о патопсихологическом или дефектологическим характере нарушений не рекомендуется ставить диагноз самостоятельно, требуется обращение к специалистам в этой области.

Психологический диагноз должен ставиться на том уровне, на котором может быть осуществлена психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Диагноз по возможности должен содержать прогноз, описывающий два направления:

  • Что будет, если необходимая работа будет проведена.
  • Что будет, если необходимая работа не осуществится.

VII. Разработка рекомендаций и программ коррекционной или развивающей работы Разработка рекомендаций и программ осуществляется на основе выводов, сделанных по завершении всех предыдущих этапов работы.

Цели, содержание, методы, длительность коррекционной или развивающей программы зависит в основном от поставленного психологического диагноза. Чем сложнее нарушения, выявленные в ходе диагностики, тем сложнее и длительнее будет коррекционная или развивающая работа.

  Если по результатам диагностики не было выявлено серьезных нарушений или отклонений в развитии ребенка, психолог может ограничиться составлением рекомендаций для родителей или педагогов.

Еще раз подчеркнем — психолог должен постоянно помнить о сфере своей профессиональной компетенции, не следует стремиться решать проблемы, не относящиеся к сфере психологии. VIII. Осуществление программы, контроль за ее выполнением

На основы всего вышесказанного, можно сформулировать две основные цели коррекционной программы:

  • Реалистичность целей коррекционной программы.
  • Систематичность, последовательность ее выполнения.

Контроль проводится сразу же после проведения программы. Об окончательной эффективности проведенных мероприятий можно судить только через 4-6 месяцев после окончания работы. Через некоторое время желательно провести повторный контроль.

Васильева Н.В.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/38-dokumentacziya-psixologa-v-detskom-sadu/1254-napravleniya-professionalnoj-deyatelnosti-prakticheskogo-psixologa-v-usloviyax-doshkolnogo-uchrezhdeniya

Психологическое просвещение и психопрофилактика как ведущие направления в работе школьного психолога

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 10Следующая ⇒

Основными видами деятельности детского психолога являются: Ψ-кое просвещение, Ψ-кая профилактика, Ψ-кое консультирование, Ψ-кая диагностика, Ψ-кая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

В нашем об-ве существует дефицит Ψ-ких знаний, отсутствует Ψ-кая культура, предполагающая интерес к др. человеку, уважение особенностей его лич-ти, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Практическому психологу очень важно повысить уровень Ψ-кой культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Ψ-кое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к Ψ-ким знаниям.

Основной смысл Ψ-го просвещения заключается в следующем:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2)популяризировать и разъяснять результаты новейших Ψ-ких исследований; 3) формировать потребность в Ψ-ких знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной лич-ти; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы Ψ-го просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деят-ти практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к Ψ-кой службе образования.

Психопрофилактика— это специальный вид деят-ти детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие Ψ-го здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами.

II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении.

Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.

Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

Ψ-кая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) Ψ-ких условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования лич-ти ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или гр. детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, др. взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Образование взрослых

Образование взрослых — направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самост-ной профес-ной деят-тью.

Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:

1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой лич-тью;

2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, кот-ый становится важным источником обучения его самого и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деят-ти решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деят-ть в значит-ой мере обусловлена временными, пространственными, профес-ными, бытовыми, соц-ми условиями.

Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.

В современной ситуации образование взрослых — это стадийный, целостный, пожизненный процесс. Наука, занимающаяся изучением проблем образования взрослых, получила название андрагогики.

Существуют следующие формы обучения взрослых:

Классические курсы — форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки, качества в опред-ной сфере и на уровне, повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или закладывающем основы знаний, умений, навыков, качеств слушателя в случае, если до прохождения курсов он вовсе не был знаком с их предметом. Местом проведения курсов могут быть как специализированные учебные центры, так и рабочее место слушателей.

Интенсивы — в отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов практически такая же, что и суть курсов, т.к. преследуются одни и те же цели.

Погружение — главной характеристикой данной формы является проведение занятий с отрывом от производства.

Обычно такие курсы проводятся в течение нескольких дней, когда слушатели не только не работают, но иногда лишены контакта со своим привычным окружением -идеей такой формы обучения является полное избавление слушателей от его «бытовых» проблем, чтобы ничего не отвлекало его от процесса обучения. Данная форма часто применяется для обучения управляющего звена компаний, а также иногда при изучении иностранных языков.

Стажировки — традиционная форма, суть которой в производственной деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Самообразование — приобретение знаний, умений, навыков, качеств путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Данная форма обучения стала особенно актуальна в современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения обучения.

Самообразование требует от обучающегося высокого уровня дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и самоконтроля.

Дистанционное обучение — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов.

По прежнему самым распространённым видом обучения взрослых остаётся заочное обучение.

Заочное обучение — вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило, зимой и летом) происходит сдача сессий.

На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой.

Таким образом, виды и формы образования взрослых разнообразны, и каждый взрослый человек может в соответствии со своими целями, возможностями выбрать тот или иной вид обучения.

Источник: https://lektsia.com/4xab7f.html

Ссылка на основную публикацию