Психологическая грамотность и эффективность — психология

О проблеме психологической грамотности

Мозг человека организует целенаправленное поведение посредством  мышления.
Как складывается жизнь человека, его судьба, счастлив ли он, здоров ли, успешен ли, живёт в достатке или нужде — целиком и полностью определяется его мышлением.

Мышление осуществляется в соответствии с определенными закономерностями функционирования мозга.

Из этих закономерностей совершенно логичным образом проистекают  правила эффективного мышления и поведения.

Однако сложилась во многом парадоксальная, не правильная и весьма вредная практика, при которой людей ни в школе, ни в вузах, ни в семьях не обучают закономерностям функционирования мозга и вытекающих из них правилам эффективного мышления и поведения. Отсюда все проблемы. Человек на собственном опыте постигает знания о том, как надо решать проблемные вопросы, как строить отношения с окружающими, как добиваться благополучия и достатка и т.д.

В этом смысле подавляющее количество людей являются психологически безграмотными. И собственная психологическая безграмотность не позволяет им организовать эффективное мышление и поведение, направленные на достижение здоровья, счастья, успеха.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что люди не умеют реализовывать свой потенциал, жить так, как они этого хотят, не чувствуют себя счастливыми, а зачастую теряют смысл жизни и разочаровываются в ней.

Психологическая безграмотность людей является основной, а, возможно, и единственной причиной проблем межу супругами в семьях и не редко их распада.

Психологическая безграмотность родителей самым негативным образом сказывается на воспитании и накладывает негативный отпечаток на всю дальнейшую судьбу их детей.

Психологическая безграмотность подростков является причиной многих и многих ошибок, о которых они потом жалеют иногда даже и всю жизнь.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что многие люди начинают воспринимать жизнь как сплошную череду проблем, несчастий и болезней, теряют веру в себя и в жизнь, и поэтому испытывают преимущественно негативные эмоции.

Психологически безграмотные люди живут по стереотипам, заложенным в детстве и «позаимствованным» из окружающей социальной среды, не зная самих себя и не понимая своего предназначения, не умея строить отношения, не умея управлять своими чувствами и эмоциями.

Психологическая безграмотность людей приводит не только к их личным проблемам, но и снижает эффективность функционирования общества в целом. В этом плане можно говорить, что психологическая безграмотность является важным социальным фактором, определяющим не только эффективность поведения конкретного человека, но и влияющим на эффективность функционирования общества в целом.

Психологически безграмотные люди не могут эффективно и с полной отдачей выполнять свои служебные обязанности в офисе или на производстве и участвовать в общественной жизни. Такие люди не уверены в себе, не активны, ранимы, тяготятся своими служебными обязанностями, не знают, как надо добиваться целей в жизни, а поэтому, и не ставят их себе. И тем самым лишают себя многих радостей в жизни.

Сложившийся парадокс, заключающийся в том, что люди выстраивают свою жизнь, не зная и не понимая закономерностей функционирования своего собственного мозга, обусловлен другим парадоксом: официальная психология, главная наука о человеке, фактически не является наукой для человека.

Потому что не предоставляет людям вразумительные и доходчивые знания о таких закономерностях, а тем более не предоставляет рекомендации по организации эффективного мышления и поведения. Каждый может в этом убедиться, открыв любой учебник по психологии или любой труд классиков психологии.

Этот парадокс сложился  исторически и его причины кроются в истоках религии, философии и в особенностях исторического становления психологии как науки.

Такую ситуацию можно понять, но нельзя мириться с ней.

Очевидно, что психологически грамотные люди смогут с лёгкостью решать проблемы, устанавливать эффективное общение с окружающими, достигать благополучия и достатка, быть здоровыми и счастливыми.

Каждый психологически грамотный человек сможет организовать свою жизнь более эффективно и так как пожелает. И каждый может и обязан быть счастливым, потому что таковы закономерности функционирования мозга. Надо лишь знать эти закономерности.

Психологически грамотные люди, как правило, успешны во многих сферах жизни.

Общество, состоящее из эффективных, успешных, здоровых и психологически грамотных людей и само станет более эффективным. Люди будут быстрее решать свои проблемы, достигать благополучия, ставить перед собой высокие цели и достигать их, будут меньше болеть.

Судя по огромному спросу на литературу по популярной психологии, общество объективно вплотную подошло к вопросу о необходимости организации психологической грамотности населения.

В конце концов, до каких пор люди будут шествовать по жизни «с завязанными» глазами, на собственном опыте постигая своё же поведение и мышление, набивая при этом множество синяков и шишек.

Можно констатировать, что время всеобщей психологической грамотности настало.

Благодаря огромной пропагандистской компании не осталось, наверное, ни одного человека, который бы не  понимал необходимости организации здорового образа жизни. Мы все уже знаем о пагубности вредных привычек, главным образом курения и употребления алкоголя, о пользе здорового питания и двигательной активности, о других составляющих здорового образа жизни.

Однако среди вышеперечисленных привычных составляющих здорового образа жизни упущена куда более важная и весомая составляющая – психологическая грамотность.

Пропаганда знаний закономерностей функционирования мозга и правил эффективного мышления и поведения (психологическая грамотность или «здоровое» мышление) в пропаганде здорового образа жизни должна занимать доминирующее место.

И каждый должен понимать, что когда речь идёт о здоровом образе жизни, то имеют в виду три важнейших его составляющих: психологическая грамотность или здоровое мышление, здоровое питание и двигательная активность. Все другие составляющие здорового образа жизни, например, отказ от вредных привычек, реализуются посредством здорового мышления.

В этой связи стремление овладеть психологической грамотностью, должно превратиться в мощнейший общественный стереотип.

Таким образом, важнейшей задачей является организация как можно более широкой психологической грамотности людей, что в целом позитивно отразится на их жизни, на укреплении здоровья, повышении успешности каждого члена общества, на ощущении счастья людьми и в целом позитивно скажется на эффективности функционирования общества в целом.

Психологическая грамотность должна стать необходимым условием полноценного, здорового и эффективного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни и обязательным условием эффективного функционирования общества в целом.

Что такое психологическая грамотность? Это, в первую очередь, отличное знание особенностей и закономерностей функционирования своего собственного мозга.

И во вторую очередь вытекающих из этих закономерностей правил эффективного поведения.

«Во вторую очередь» потому, что, зная закономерности функционирования мозга, человек и сам может с лёгкостью сформулировать такие правила, т.к. они совершенно логично вытекают из этих закономерностей.

Если коротко, то к таким правилам можно отнести:

— умение мыслить позитивно;

— умение бороться со стрессами;

— умение правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими;

— умение правильно критиковать и правильно относиться к критике;

— умение правильно решать проблемы;

— умение создавать мотивацию для достижения целей;

— умение формировать веру и достаточную её силу для достижения целей;

— умение правильно выстроить шкалу жизненных ценностей;

— умение избавляться от вредных стереотипов поведения и формировать полезные;

— понимание смысла жизни и своего главного предназначения – быть счастливым.

Все эти правила в совокупности со знаниями о закономерностях функционирования мозга могут быть положены в основу вашей активной жизненной философии. Каждый из нас, хотим мы того или нет, и выстраивает свою жизнь в соответствии со своей жизненной философией.

Вопрос только в том, эффективна ли она и к каким результатам вас привела. А умение формировать эффективную и активную жизненную философию и составляет правило № 1 эффективного, успешного, счастливо и здорового человека.

Таким образом, психологически грамотный человек должен быть философом в отношении своей собственной жизни.

Существует одно очень важное условие для реализации идеи психологической грамотности: психологические знания должны предоставляться в доходчивой и внятной форме, они должны быть просты и  понятны каждому.

А рекомендации и правила эффективного мышления и поведения должны быть тесно увязаны с теорией, т.е. с закономерностями функционирования мозга и совершенно логично вытекать из них.

Известно, что, чем человек лучше знает теорию, тем эффективнее его практика.

Первым шагом на пути организации психологической грамотности может стать книга «Ви-психология: ваша жизненная философия здоровья, счастья, успеха» из готовящейся серии «Энциклопедия психологической грамотности». И как раз в ней психологические знания изложены в доходчивой и простой форме.

Что такое «Ви-психология» и каков её предмет? Ви-психология — сумма знаний о механизмах, способах и правилах организации эффективного мышления и поведения человека в окружающей его социальной и природной среде, основывающихся на закономерностях функционирования мозга.

Необходимо подчеркнуть несколько важных аспектов этого определения.

Читайте также:  Груз ответственности - психология

1. Ви-психология имеет чётко выраженную практическую направленность: изложенная в ней информация направлена на организацию эффективного мышления и поведения. Т.е. Ви-психология – однозначно для людей.

2. Правила эффективного мышления и поведения тесно увязаны с закономерностями функционирования мозга и основываются на них.

Весь материал «Ви-психологии» имеет общую концептуальную схему: способность нашего мозга вырабатывать информацию в виде зрительных и визуальных образов. Все остальные закономерности функционирования мозга основываются на этой его способности.

Целью Ви-психологии является повышение эффективности мышления и поведения людей в интересах достижения ими здоровья, счастья, успеха посредством организации их психологической грамотности.

Источник: http://ve-psychology.com/kolonra-avtora/4-kolonra-avtora

Что такое «психологическая грамотность» | Влияние взрослых на личность ребенка | Часть I Раннее детство – открытие большого мира | Читать онлайн, без регистрации

Что такое «психологическая грамотность»

Словосочетание «психологическая грамотность» появилось достаточно недавно в общественном лексиконе.

Но все же оно непременно включается в список требований к личности современного руководителя, представителей профессий сферы «человек-человек», стало обязательным услFовием коммуникативной успешности.

Насколько применимо понятие психологической грамотности в семье: при общении с ребенком и его воспитании? Прежде всего, необходимо прояснить, что такое психологическая грамотность родителей, что она в себя включает, и нужна ли она при воспитании детей?

Психологическая грамотность родителей есть освоение необходимого минимума психологических знаний и умение пользоваться ими в процессе воспитания ребенка.

К необходимым знаниям отнесем сведения по возрастной психологии, которая изучает закономерности психического развития и формирования личности человека от рождения до старости.

Именно возрастная психология знакомит с психологическими особенностями каждого периода, с понятиями возрастных кризисов и новообразований, стадиями развития интеллекта ребенка и еще очень многими важными для воспитания представлениями.

Психологическая грамотность немыслима без знаний семейной психологии. Согласно семейной психологии на каждом из жизненных циклов семьи решаются свои задачи.

При этом на жизнь семьи влияет множество характеристик: структура семьи, кто, как и какую роль выполняет, особенности эмоциональных связей и межличностных отношений, способы разрешения конфликтов, субъективная удовлетворенность браком и т. д.

Знакомство с этими характеристиками позволяет человеку осмыслить трудности своей собственной семьи и найти способы совершенствования семейных отношений. Не всегда это возможно самостоятельно, иногда необходим доброжелательный профессиональный взгляд со стороны.

Тогда семья прибегает к помощи семейного психолога и психотерапевта, и такие действия свидетельствуют, как ни странно, об ее психологической грамотности.

Идеальных семей не бывает. Конфликты, напряженные взаимоотношения, недопонимания бывают в каждой, даже самой дружной, семье.

Если семья признает свои трудности, делает шаги по их преодолению, готова открыто говорить о них – такую семью можно признать психологически здоровой.

И наоборот, семья, скрывающая свои болевые точки, ухудшает свое здоровье. Одна из причин таких неэффективных действий – отсутствие психологической грамотности.

Психологическая грамотность не является обязательной составной частью общей культуры родителей.

Они могут быть образованными, культурными людьми, но не знать, какие периоды жизни ребенка наиболее значимы для развития речи или образного мышления; родители могут иметь грамотную и выразительную речь, но не знать эффективные словесные формулы, например для выражения недовольства.

Психологические знания для многих родителей остаются невостребованными до рождения ребенка, а зачастую и после его появления на свет. Однако в последнее время число пап и мам, стремящихся получить ответы на разные вопросы воспитания и развития детей, значительно возросло.

Удовлетворить свои запросы они могут с помощью книг, интернет-ресурсов, журналов. Другое дело, что подчас именно психологической грамотности не хватает, чтобы разобраться, что в потоке информации полезно, а что лучше во внимание не принимать.

Психологическая грамотность родителей влияет на выбор воспитательных методов, их эффективность и, в конечном счете, на личностное развитие ребенка. Ошибки могут обойтись слишком дорого и оказать травмирующее воздействие на всю последующую жизнь человека. Чтобы повысить уровень психологической грамотности и избежать ошибок в воспитании, родители могут:

• узнать о принятых в научной психологии взглядах на развитие ребенка в конкретный возрастной период;

• сформировать собственную внутреннюю позицию по отношению к своей родительской роли и к ребенку;

• отказаться от неверных установок, мифов воспитания;

• критично относиться к информации о воспитании и развитии, поступающей из книг и других источников.

Итак, для начала приведем некоторые сведения из серьезных психологических теорий, которые могут быть полезны родителям детей в возрасте от года до трех лет.

Источник: http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/razvitie_lichnosti_rebenka_ot_goda_do_trekh/chast_i_rannee_detstvo_otkrytie_bolshogo_mira/vlijanie_vzroslykh_na_lichnost_rebenka/chto_takoe_psikhologicheskaja_gramotnost/

Психологическая грамотность населения — портал «школа жизни»

определенный уровень психологических знаний, умений и навыков, достаточный для обеспечения каждому гражданину возможности работать над совершенствованием своей личности, оказывать своим детям посильную помощь в их обучении, воспитании и развитии, а также цивилизованно общаться с др. людьми в процессе своей деятельности и повседневной жизни.

Нек — рый минимум культуры населения по отношению к явлениям психики совершенно необходим для того, чтобы достижения научной психологии стали практически эффективными, чтобы запрос на научно-техническое обеспечение жизни и деятельности людей был содержательным, корректным, реалистичным. Образно говоря, чтобы передача знаний, умений от науки к практике состоялась и систематически осуществлялась, необходимо, чтобы работал не только «передатчик», но и «приемник» и чтобы они были настроены на одну волну.

В противном случае мы окажемся в положении того миссионера, описанного в этнографической литературе, к-рый спрашивал у туземных жителей, почему, по их мнению, восходит и заходит солнце, почему бьется сердце, и к-рого они, смеясь над ним, сочли за это очень глупым человеком.

Что касается собственно П.г.н.

, то дело усугубляется тем, что в системе общеобразовательной подготовки подрастающих поколений курс психологии не нашел еще достойного и устойчивого места: об окружающем мире уч-ся узнают многое, а что касается человека, то основательно изучаются его анатомия, физиология, во многом обезличенные или во всяком случае депсихологизирован — ные массовые исторические процессы; душеведческие же вопросы всплывают, конечно, в курсах гуманитарных и даже естественнонаучных дисциплин, но без опоры на специальный курс психологии.

По мысли Е.А. Климова, П.г.н., рассматриваемая в контексте культуры, не сводится к элементарной осведомленности человека о факторах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает нек-рую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума.

Более того, душеведческая грамотность не обязательно совпадает с ученостью: среди лиц, изучивших немало психологических книг, можно встретить таких, к-рые не придают значения душевным состояниям, побуждениям сторонних людей или приписывают им вовсе не те характеристики, к-рые есть в реальности, и пр. Поэтому П.г.н.

— это не просто научная информированность.

В примерной программе формирования П.г.н., согласно Е.А.

Климову, важно предусмотреть: а) душеведческую направленность мышления; б) интерес к стороннему; в) владение элементами психологического познания — наблюдения, беседы, анамнеза, естественного эксперимента, примерно в таких формах, как это встречается у хороших родителей (они способны замечать, казалось бы, такие мелочи, как-то: боится или не боится ребенок прыгнуть со стула, задумываются над тем, почему одно дитя хочет погладить, а другое — ударить кошку, и т.д.).

Важно, чтобы психологическая направленность ума сочеталась у человека с культивированием в себе высокого уровня терпимости к индивидуальной неповторимости др. людей, их «непохожести» на нек-рый ожидаемый в данном социальном слое стандарт и пр.

Важно также правильно относиться к болезненным нарушениям психики (иметь в виду, что это страдание, требующее подхода не обесценивающего или тем более репрессивного, как это наблюдается в малокультурной среде, а лечебного или во всяком случае щадяще-понимающего).

Минимальные психологические знания важно добывать не только о других, но и о себе; более или менее ясный, детализированный и истинный Я-образ есть необходимое условие и самокритики, и саморегуляции, самовоспитания, а значит и оптимального взаимодействия с др. людьми. В состав П.г.н.

должно входить и оптимистическое убеждение о больших возможностях развития, формирования психологических свойств, качеств, о том, что человек как личность преобразуется, изменяется в деятельности, что способности его развиваются, если деятельность осуществляется заинтересованно и с оптимальным напряжением сил.

Наконец, П.г.н. немыслима без собственно научной — пусть элементарной, но истинной — осведомленности человека о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Ядром такой осведомленности уместно считать прежде всего следующее: 1) конкретизированное на ярких, убедительных примерах знание о разнице между субъективными и объективными явлениями, о том, что является продукцией и достоянием сознания, а что принадлежит внешнему миру, объекту; 2) конкретное знание о возрастных, половых и индивидуальных различиях психики, об основных патологических нарушениях ее.

Читайте также:  Гештальт-терапия: теория и практика - психология

Источник: https://potencial-school.ru/psixologicheskaya-gramotnost-naseleniya.html

Психологический центр «ПАНАКИЯ Ψ». Практическая психологическая помощь

Современные условия ставят перед системой образования задачу определения новых актуальных целей и смыслов образования. Существует подход, согласно которому современные ориентиры образования находятся в области таких глобальных проблем, как «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» (Ю.Н. Кулюткин, И.Ю Алексашина, Н.И. Элиасберг  и др.).

Психологическая культура – это психологическая образованность человека,  в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективности общения и самосовершенствования.

Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет занять достойное место в социальной среде.

В понятие психологическая культура включает в себя значимые структурные компоненты. К ним относятся: психологическая грамотность и психологическая компетентность.

Психологическая грамотность это совокупность психологических знаний и умений, которые человек усваивает в определенном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. Психологическая грамотность проявляется в осведомленности, как с научной точки зрения, так и с точки зрения житейского опыта. Важнейшим условием является не только овладение системой знаний, но и их применение.

Психологическая компетентность предполагает эффективное применение знаний и умений для решения проблем. Грамотный человек знает о чем -то абстрактно, а компетентный может конкретно и эффективно решать психологическую задачу, проблему.

Без базовой психологической культуры не может быть решена задача полноценного образования,  так как это определяет жизнь и социализацию человека.

Психологическая культура человека выявляется в его деятельности, общении с другими людьми, в способности к самоорганизации.

Проблема помощи подросткам в формировании умений позитивного общения и установления благоприятных межличностных отношений изучена недостаточна, хотя ее актуальность в настоящее время существенна.

На протяжении всей жизни человек общается с другими, является членом различных малых и больших групп. Значимость этой сферы для него существенна всегда, однако, научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Проблема общения и взаимоотношений с людьми особенно актуальна для подростков. Неумение ее решить часто является причиной нарушений развития и жизненного пути, поэтому важное значение имеет формирование психологической культуры.

Значение психологической культуры для будущего офицера необыкновенно велико, так как он будет взаимодействовать в системе «человек- человек» и «человек и общество».

На формирование психологической культуры влияет семья и образовательное учреждение. Если в этом направление не ведется работа, то показатели оказываются в зоне нереализованных возможностей.

В сложившихся условиях кадетских корпусов и СВУ работа  должна быть направлена  не на исправление онтогенетического развития, а на формирование новых качеств личности.

Формирование психологической культуры личности это усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала  ресурсных возможностей психики

К ним можно отнести рефлексивность социальную и личностную компетентность (в соответствии с возрастом). Чтобы справится с негативным состоянием, с возникающими проблемами молодому человеку необходимо приобрести чувство уверенности в себе, собственного достоинства и психологическую компетентность.

К сожалению, в настоящее время в образовательном пространстве процесс становления психологической культуры остается стихийным, а эпизодическая работа с отдельными подростками или группами недостаточна для достижения значимых результатов в целом.

Внедрение психологических и интегрированных курсов ограничено существующими нормативными документами, определяющими максимальную учебную нагрузку, поэтому необходима дифференциация и интеграция отдельных аспектов в учебных предметах.

Формирование психологической культуры это сложный и неоднозначный процесс.

Основная задача в деятельности это понимание смысла действия, знания о нем и умений, обеспечивающих его эффективную реализацию.

 Важнейшим параметром успешности является умение жить среди людей. Это умение трактовалось какискусство общения, которое отождествлялось с психологической культурой в целом.

Психологическая культура самоорганизации это умение регулировать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Подростки – кадеты часто оказываются в ситуации нормативного конфликта, когда предъявляются противоречивые, а иногда и взаимоисключающие требования и тогда необходимо строить программу поведения в нетипичных условиях, уметь анализировать обстоятельства.

Л.С. Колмогорова выделила показатели оптимального уровня  психологической культуры выпускника средней школы, что соответствует выпускнику кадетского корпуса.

  1. Осознание различий научной паранаучной и житейской психологии.
  2. Освоение эмпирических и теоретических понятий наиболее значимых для дальнейшей личной и общественной жизни.
  3. Познание себя своих индивидуально- психологических особенностей и возможностей.
  4. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания. Индивидуальные особенности в общении и взаимоотношениях.
  5. Освоение средств и способов познавательной деятельности, общения, анализа различных ситуаций, саморегуляции и поведения.
  6. Овладение базисными коммуникативными умениями.
  7. Готовность к сотрудничеству, совместной деятельности.
  8. Свободное самовыражение и самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности.
  9. Выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, стремлений, принципов в основе которых лежат гуманистические  общечеловеческие ценности.
  10. Интерес к внутреннему миру человека и к своему собственному, бережное отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека.
  11. Сформированность стремлений. Поддерживать хорошую физическую и психическую форму, развивать нравственные качества, самосовершествоваться в намеченных областях. Сформированность разумных потребностей.
  12. Принятие ответственности за свои действия за свой выбор, возможность контролировать события собственной жизни.
  13. Самоиндефикация согласно полу и возрасту.
  14. Адекватная самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение.
  15. Развитая рефлексия. Анализ и сравнение своего поведения, поступков. Действий с социально принятыми нормами.
  16. Проявление гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.
  17. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт.

Успешность в формировании психологической культуры в кадетском корпусе зависит:

  1. От организации воспитательно — образовательного процесса, т.е. как это планируется, реализуется и контролируется.
  2. От особенностей обучающихся (возраста, интеллекта, уровня притязаний, самооценки)
  3. От индивидуальных особенностей педагога и офицера воспитателя, системой его отношений к ученикам.
  4. Спецификой учебной дисциплины и организации воспитательных мероприятий.

Большая роль принадлежит социальному окружению. В условиях кадетского корпуса это педагоги и офицеры – воспитатели. Именно они являются носителями знаний и образцами для подражания в трех аспектах: в деятельности, общении  и самоорганизации.

Для становления психологической культуры  подростков при составлении профессиограммы нами определены профессионально значимые качества необходимые офицеру — воспитателю ,  при взаимодействии с кадетами, педагогами и родителями:

1. Характеристики личности связанные с ее образованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

— Целеустремленность- умение использовать свои качества для решения педагогических задач.

— Уравновешенность- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

— Честность и справедливость- добросовестность в деятельности и способность действовать беспристрастно.

— Педагогический такт и толерантность- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия, терпеливость в работе с детьми.

2. Жизненный и профессиональный опыт, позволяющий обострить интуицию.

 — социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности.

3. Природные качества- коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравится людям и влиять на них».

Поскольку большинство офицеров- воспитателей не имеют достаточного педагогического опыта, с нашей точки зрения, было бы полезно организовать семинары, практические занятия, тренинги, которые позволили бы повысить компетентность в этом направлении деятельности. 

Пунченко Н.В.,

ст. препод. кафедры психологии АППО, почетный работник общего образования.

Сочетание теории и практики, доверительная атмосфера — залог того, что любой заинтересованный человек получит необходимый объем знаний и умений!

Записаться на консультацию очень просто: Наш психологический центр работает без выходных с 9:00 до 21:00. Наш телефон: 8-921-317-40-73 Позвоните и наш администратор подберет для Вас удобное время приема.

Источник: http://www.panakia.ru/articles.shtml-120

Методика «Психологическая грамотность»

МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (Колмогорова Л.С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997) Цель: определить уровень психологической грамотности учащихся. Методика используется для контроля в процессе преподавания человекознания в 9м классе. Часть 1

Инструкция: «Из предложенных вариантов ответов выбери правильный».

1. Человек — единственное существо, способное а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях; б) пользоваться членораздельной речью; в) пользоваться орудиями труда и изготовлять их; г) все ответы верны. 2. Симпатия— это… а) неприязнь; б) расположение; в) сочувствие; г) увлечение. 3. Аморальный — это…

а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный. 4. Человека, легко поддающегося чужому мнению, производимому на него эмоциональному впечатлению, называют а) слабым; б) мягкосердечным; в) глупым; г) внушаемым. 5. Человек легче запоминает а) действие, которое завершено; б) незавершенное действие; в) неинтересное действие; г) все ответы не верны.

6. Беззлобная, веселая шутка называется а) высмеиванием; б) юмором; в) сатирой; г) все ответы верны. 7. Чтобы эффективно разрешить конфликты, необходимо а) четко указать на недостатки другого; б) во что бы то ни стало отстаивать свою правоту; в) не тратить время на выслушивание другого, брать инициативу в свои руки; г) все ответы не верны. 8.

Некритичное восприятие какойлибо информации, принятие какихлибо положений без доказательств называется а) надеждой; б) верой; в) убеждением; г) все ответы не верны. 9. Уважение к человеку, человеческому достоинству, человеколюбие называется а) справедливостью; б) благодеянием; в) гуманностью; г) все ответы верны. 10.

Читайте также:  Компетенция - психология

Чтобы правильно выбрать профессию, нужно учесть свои а) способности; б) интересы; в) состояние здоровья;

г) все ответы верны.

Ключ:
1 г, 2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – г, 8 – б, 9 в, 10 – г.

Часть 2 Инструкция: «Отметь верные утверждения». 1. Сочувствие возникает при условии, если человек может мысленно поставить себя на место другого. 2. Человек может полностью контролировать свое поведение в любом эмоциональном состоянии. 3.

Холериков отличает самая быстрая скорость реакции на какиелибо воздействия. 4. Характер человека практически невозможно изменить при жизни. 5. Меньшинство никогда не сможет изменить мнение большинства в группе. 6. Потребность в чемлибо побуждает и направляет деятельность человека. 7.

Навыки самонаблюдения могут помочь человеку в его жизни. 8. Поведение человека в группе определяется его положением или статусом (лидер, принятый, отвергаемый, изолированный). 9. Самый лучший выход из конфликтной ситуации — отстаивать до конца свою точку зрения. 10.

Успехи учащихся в школе зависят, в основном, от отношения к ним учителей.

Правильные суждения: 1, 3, 6, 7, 8.

Часть 3
Инструкция: «Как ты понимаешь значение следующих фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, состояниях, отношениях говорят следующие обороты: козел отпущения. Сизифов труд, птичье молоко, слона не приметить, человек в футляре, золотая середина, виноград зелен, запретный плод, звездный час, на седьмом небе».

Правильные ответы 1. Козел отпущения — библейское выражение, возникшее из описания существовавших у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других. 2.

Сизифов труд — выражение употребляется в значении: тяжелая бесконечная и бесплодная работа. Возникло в греческой мифологии, согласно которой царь Сизиф за оскорбление богов был осужден Зевсом на вечную муку: вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, опять скатывался вниз. 3. Птичье молоко — употребляется в значении: нечто неслыханное, невозможное, предел желаний. 4.

Слона не приметить — выражение возникло из басни И.А. Крылова «Любопытный». Посетитель разглядел в кустарнике мелких насекомых, а слона не заметил. Выражение употребляется в значении: не заметить главного, важного. 5. Человек в футляре — так называют человека, боящегося всяких новшеств, перемен, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». 6.

Золотая середина — так говорят о какомнибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска. 7. Зелен виноград — выражение, означающее мнимое презрение к тому, что недоступно, чего нет возможности достигнуть (из басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»). 8. Запретный плод — выражение употребляется в значении: чтонибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное.

Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве. 9. Звездный час — выражение писателя С. Цвейга из предисловия к его сборнику исторических повестей «Звездные часы человечества».

Выражение употребляется в значении: переломный, решающий момент, когда человеку поручено или он исполняет чтото, что предопределяет дальнейшие события, это важное событие, момент в истории человечества или жизни отдельного человека.

10. На седьмом небе — означает высшую степень радости, счастья, блаженства. Выражение восходит к греческому философу Аристотелю, который объясняет устройство небесного свода как состоящего из семи сфер.

Источник: Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/177-diagnostika-psixologicheskoj-kultury-/1616-metodika-lpsixologicheskaya-gramotnostr

Психологическая грамотность старшеклассников

В последнее время в отечественной психологической науке развернулась дискуссия о повышении уровня психологической культуры учащихся, об особенностях преподавания психологии в общеобразовательной школе.

Структура курса «Психология» или «Человекознание» или «Человековедение» (где обязательно присутствует психологический компонент), формы, методы преподавания его школьникам активно обсуждаются в научной и научно-методической литературе. Ее анализ показывает, что в настоящее время активно ведутся дискуссии о месте психологии в структуре учебно-воспитательного процесса.

Так, особенности преподавания и изучения психологии в общеобразовательной школе обсуждаются в работах И.В. Вачкова, Л.Д. Деминой, Л.С. Колмогоровой, Я.Л. Коломинского, А.А. Реан и многих других.

В отечественной психологии существует проблема определения понятия «психологическая культура», выделения ее показателей. Ни в одном из отечественных словарей по психологии нет описания термина «психологическая культура».

В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативная культура, культура поведения и т.п.).

В современной специальной литературе даются неоднозначные определения общей психологической культуры.

Не проводя сейчас их подробный анализ, отметим лишь, что мы придерживаемся определения психологической культуры, данного Л.С. Колмогоровой: «это составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в жизни, способствующая успешной адаптации и саморазвитию.

Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни».

Цель данного исследования заключается в изучении психологической грамотности старшеклассников Гимназии № 25 г. Барнаула.

Психологическая грамотность представляет собой первое звено или «азы» психологической культуры. Она означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.

), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики. В данном случае имеется в виду базовая психологическая грамотность, необходимая каждому человеку в повседневной жизни.

В начале 2001/2002 учебного года автором было проведено исследование по изучению уровня психологической грамотности как одного из показателей психологической культуры старшеклассников, а именно, девятиклассников Гимназии № 25 г.

Барнаула (всего 75 человек). Для изучения осведомленности и владения психологическими понятиями на уровне представления и узнавания была использована первая часть теста «Психологическая грамотность», разработанного Л.С. Колмогоровой.

Проанализировав полученные результаты, автор пришел к выводу, что у учащихся девятых классов Гимназии уровень психологической грамотности — средний (44% правильных ответов).

Наиболее сложными, вызвавшими основное количество ошибок, оказались следующие понятия: сенсорный, ригидный, адаптация, депрессия, ассоциация и др. Многие старшеклассники не различают темперамент и характер, компромисс и сотрудничество, гипноз и медитацию и т.д.

Им практически не знакомы значения слов «дебил», «толерантность», «релаксация» и др.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что старшеклассники, обучающиеся не только в Гимназии, но и в общеобразовательной школе, нуждаются в квалифицированной и профессиональной психологической подготовке в рамках среднего образования.

И это совершенно не зависит от того, какую профессию они выберут, куда пойдут учиться, чем будут заниматься в своей дальнейшей жизни, так как полученные знания помогут им хотя бы на первоначальном этапе решать психологические проблемы своей жизни, во взаимоотношениях с другими людьми и т.п.

Необходимо, чтобы в школы внедрялся предмет «Психология», который бы давал основы психологической грамотности и формировал общую психологическую культуру учащихся.

Лужбина Н.А.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1610

Ссылка на основную публикацию