Право на личную собственность — психология

Последние статьи этой рубрики:

Две позиции

Делая, – и не раз за более чем десятилетний период, – сообщения на свою излюбленную тему «христианство и социализм», автор стал замечать одну любопытную закономерность. Прежде всего, сама тема почти никого не оставляла равнодушным.

Самые разные аудитории – научные, православные, патриотические, молодежные, «пенсионерские» – достаточно живо откликались. Видно было, что в людях задето нечто коренное, первичное. Но самое интересное происходило на стадии обсуждения. Как правило, аудитория раскалывалась на две части.

Большая часть – примерно, три четверти – была против меня; меньшая часть – за меня. Большая – за собственность и капитализм, меньшая – за коммунизм. Причем, суждения произносились резкие, каждая «партия» была совершенно уверена в своей правоте.

И еще одно: чем дальше мы увязали в капитализме, тем большую часть занимала партия собственников – четыре пятых, даже 9/10-х.

Это-то как раз не удивительно; скорее, удивительно другое – всегда находились люди коммунистической ориентации и, услышав озвучивание своей позиции, они с радостью спешили с ней согласиться. Споры, и горячие, были даже среди преподавателей Ивановской духовной семинарии, обязанных, казалось бы, следовать официальной церковной позиции.

Всё это говорит о том, что человек по отношению к собственности, накопительству и деньгам встает на одну из двух принципиальных позиций.

Одна позиция – коммунистическая. «Раньше думай о родине, а потом – о себе», «Мой труд вливается в труд моей республики», эта «моя республика» оказывается важнее моего живота. И вовсе не потому, что я не осознаю себя как личность. Наоборот, именно потому, что я – личность, я ценю, уважаю, люблю других больше своего мирка.

Раз я – личность, я обязан, я должен трудиться на всех, трудиться максимально ответственно и добросовестно. И не себе я должен присваивать плоды моего труда, а отдавать их в общий котел на благо всех.

А поскольку и другие думают так же, то и моя семья, мои близкие голодать не будут, но, постигая науку коллективизма, будут ориентировать и свою жизнь на служение другим.

Другая позиция – собственническая. «Мой дом – моя крепость». Я – личность и потому должен крепко стоять на ногах. Прежде всего, я обязан обеспечить себя и свою семью, сделать свою и их жизнь не зависящей от прихотей и злобы других.

Я – человек, существо высшее, и потому хочу и имею право управлять окружающей меня частью внешнего мира. Я тружусь, но хочу, чтобы плоды моего труда были моими. Я хочу ими обладать прочно и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Иначе говоря, я хочу иметь собственность.

Увы, психологическая наука означенной альтернативой занимается мало. Поэтому приходится вводить свои термины.

Приверженцев первой позиции мы будем называть «коммунистами», второй – «собственниками», обязательно указывая кавычки как признак того, что речь идет о психологических типах.

Вячеслав Макарцев, подразумевая то же самое, говорит о «киновитянах» и «сарабаитах». Может быть, когда-нибудь будут подобраны более удачные слова, но думается, что стоящие за ними понятия выражают нечто важное о человеке.

В настоящих заметках делается попытка проанализировать, насколько эти свойства человека влияют на его общественную жизнь. Впрочем, есть пара более общих и, вероятно, более важных понятий – «коллективисты» и «индивидуалисты». Первые хотят жить общинной жизнью, жизнь вторых подчинена служению себе любимому. Может быть, было бы более плодотворно говорить именно о них.

Но мы нарочно упростили себе задачу. Индивидуализм многопланов, фактически это эгоизм в общественной жизни, так что охватить все его проявления трудно. Мы выхватываем из всей этой проблемы только отношение к собственности. Но это отношение – ключевое и решающее. Индивидуализм всегда стремится к частной собственности.

И наоборот, настоящая общинность не может существовать без элементов общей собственности.

Рознь

Психология «коммунистов» и «собственников» – существенно разная, свести их позиции к одной нельзя. Либо – либо, третьего не дано. Надо выбирать. И каждый из нас этот выбор делает.

Правда, люди вынуждены жить вместе, а потому они всё время стараются сгладить противоречие между этими позициями, замазать их, выявить нечто примиряющее и объединяющее.

Что ж, «блаженны миротворцы», плохой мир лучше войны, так что эти усилия носят позитивный характер. Правда, примирение не очень-то получается. Но дело даже не в этом.

Необходимость примирения не отменяет неоспоримого факта бытия: люди в имущественном вопросе встают на две принципиально разные, противоположные позиции.

Всё это очень серьезно, ибо имущественный психологический выбор делается на глубинном уровне, затрагивающем самые основы бытия.

По сути дела выявляется одна из важнейших констант мировоззрения человека, причем, именно тут он в полной мере пользуется своей богоданной ему свободой. Может быть, этот выбор – второй по важности, после выбора «за Бога – против Бога».

Ведь в сущности речь идет о любви к ближнему, т. е. второй заповеди Христа.

Насколько своим ты можешь пожертвовать ради другого? Подлинна ли эта любовь к другому, является ли она постоянным решением, доверяющим коллективу всю свою жизнь, или она – лишь порыв, лишь прихоть, за которой прячется недоверие или себялюбие? Таким образом, этот выбор предстает перед нами как не просто психологический, но даже в большей степени как духовный.

Всякий выбор одной из альтернатив вызывает рознь и разделение, а там – вражду и войну. Тем более – выбор столь принципиальный. Поэтому рознь между «коммунистами» и «собственниками» проявляется в человеческих отношениях с самых древнейших времен, и резкость вражды лишь подтверждает глубинность выбора.

И потому автору нисколько не удивительно, что всегда находятся люди, с пеной у рта защищающие собственность и люто ненавидящие коммунизм. И эта статья, скорее всего, вызовет вой среди «собственников». Что поделать – такова сила глубинной этой розни.

Более того, это разделение зачастую гнездится даже в одном человеке, заставляя его метаться между «партиями» и тщетно искать «третий путь».

Но проблема еще драматичнее. Дело в том, что реализовать то или другое мировоззрение, превратить его в образ жизни можно только в обществе. Поэтому «коммунисты» хотят установить свой строй, в котором их идеалы могли бы быть воплощены в жизнь. Того же самого хотят и «собственники».

Так что рознь между ними является подспудной силой, движущей историей. В новейшей истории эта рознь вылилась в столкновение капитализма и социализма. В частности, отсюда война не на жизнь, а на смерть между красными и белыми.

Отсюда же проистекает нынешнее столь непримиримое противостояние «коммунистов» с властями.

Наша задача – обсудить те следствия, которые проистекают из противостояния «собственников» и «коммунистов». Но прежде необходимо понять корни конфликта.

Падшесть

В смысле указанного выше выбора автор настоящих заметок – «коммунист» и не стесняется этого. Но он вовсе не намерен изображать «собственников» как исчадий ада. Ведь не всё этим выбором определяется. Среди собственников есть масса достойных людей, умных, образованных, верующих, высокоморальных.

Более того, среди них много людей добрых и даже имущественно широких. Так, наш выдающийся философ Владимир Соловьев был удивительным бессребренником, постоянно отдававшим первому встречному все деньги, пальто и даже ботинки.

Но и он был «собственником», которому социалистические брошюры были «противны до тошноты».

Да, каждый человек – образ Божий (хотя и далеко не во всём). И, безусловно, самое важное для человека – изберет ли он Бога или отринет Его. Но этот главный выбор не отменяет всех остальных выборов. И, кроме того, неужели выбор «за Бога» не влияет на выбор между «коммунистами» и «собственниками»? Думается, что между этими выборами имеется прямая связь.

Дело в том, что частная собственность – следствие падшести человеческой. Такой вывод давно сделали греческие святые отцы, авторитет коих мы, русские православные, считаем неоспоримым. Падшесть, т. е.

испорченность природы человека первородным грехом, очень велика. Она захватывает сферу пола, волю, ум – буквально все физические, душевные и духовные силы человека.

Но особенно ярко человеческая падшесть видна в вопросе собственности.

Следует подчеркнуть, что, как показывает пример В. Соловьева, «собственник» – нечто иное, чем «стяжательный человек». Отличительное свойство «собственника» – упование на себя, на свою волю и свой суд. Захочу – оставлю себе, захочу – отдам, пожертвую. Но решать мне, и никому другому.

Но падшесть человеческая и состоит в том, что человек возжелал быть самостийным, независимым от Бога, а значит – и от других людей. Но что лучше всего воплощает это желание? Конечно же, собственность, «свое родное», владея которым, человек и в самом деле придает себе не только устойчивости, независимости, но даже силится господствовать над миром.

С точки же зрения «коммуниста», распределение благ должно управляться не отдельным человеком, а обществом. А в конечном счете – Богом, ибо только Он является полновластным собственником всех благ. По словам же св. Иоанна Златоуста, «что принадлежит Богу, то принадлежит всем», и, следовательно, «все», т. е. общество, имеют большее право владения, чем отдельный человек.

Таким образом, выбирая позицию «коммуниста», человек противится падшести, а становясь «собственником», он падшести подчиняется. Конечно, абсолютные «коммунисты» – большая редкость. Большинство «коммунистов» остаются ими до определенного предела. Но их выбор помогает им в борьбе против самой распространенной человеческой страсти – любостяжания.

Поскольку увеличение собственности укрепляет самость «собственника», то именно он гораздо более подвержен страсти любостяжания, чем «коммунист», отдавший распоряжение благами на волю коллектива (что, впрочем, не застраховывает «коммуниста» от других страстей).

В результате, «собственник» стремится к материальному благополучию; «коммунист» же жаждет справедливости, равенства, солидарности. Это качественная разность целей придает конфликту между этими психологическими типами особую метафизическую глубину.

Источник: http://novsoc.ru/glubinnyiy-vyibor-zametki-po-psihologii-sobstvennosti/

ВОПРОСИК

Для постижения сущности категории «собственность» необходимо исходить из того, что явление, обозначаемое словом «собственность», в его специфических человеческих формах, исторически, не могло возникнуть в порядке абсолютно оригинального социального изобретения, например, неандертальцев или синантропов, а было перенесено в человеческую психику и практику из его животного прошлого и под влиянием повседневных примеров жизни мира животных. Иначе говоря, поскольку, в биологическом смысле, не животные произошли от человека, а наоборот, человек постепенно выделился из животного мира, выдавливая из своей натуры наиболее животные качества и дополняя рефлекторно инстинктивный аппарат психики понятийным аппаратом, постольку необходимо, руководствуясь строго научными принципами, четко отделять то, что является в личности человека и в сущности современного общества экономическим атавизмом от того, что является сугубо человеческим в каждой отдельной личности и в обществе в целом.

В наше время выражение: «ты ведешь себя как животное», воспринимается многими людьми, хотя и не всеми, как оскорбление, обязывающее к перевоспитанию, но распространяющееся далеко не на все области человеческого бытия, в том числе и не на институт собственности.

Сегодня не все понимают, что стремление к монополизму или олигархическим объемам частной собственности есть форма атавизма, гипертрофия склонности хомячков создавать запасы за пределами разумных потребностей или склонность волков резать в овчарне всех овец подряд, чтобы удрать лишь с одной овцой.

Институт собственности воспринимается современным большинством как сугубо человеческое, глубоко интеллигентное социальное изобретение.

Тем не менее, никуда не деться от того факта, что человеческая история не могла начаться иначе, как в виде очень медленного нарастания в психике прямоходящего млекопитающего сугубо человеческих качеств: сознания, мышления, искусства, сложных эмоций, мистических и политических ритуалов, которые, однако, не могли за относительно короткий исторический срок вытеснить из психики людей инстинкты и фобии, миллионы лет руководившие поведением живых существ и, прежде всего, склонности метить «свою» территорию, категорически не допуская на неё своих ближних.

Если бы не эта истерическая склонность перволюдей — видеть в ближнем своем смертельного конкурента, то ясно, что богу не нужно было бы вводить требование «возлюбить ближнего своего аки себя самого» в ранг важнейшего и трудноосуществимого религиозного императива, до которого сам человек никогда бы не догадался.

Обращает на себя внимание и тот факт, что сам бог не сомневается в том, что человек лишь самого себя любит до потери логики. Но даже богу не удалось принудить человечество сменить животную ненависть на любовь к ближнему своему.

Странно, что бог не понимал, что провозглашенный им принцип неосуществим при сохранении частной собственности.

Одновременно следует отметить, что легко осуждать все то животное, что до сих пор содержится в психике многих прямоходящих, но перволюдям, имевшим перед глазами лишь примеры из жизни животного мира, было трудно выработать принципы сугубо человеческого мышления и поведения. Да и в наше время, если строго руководствоваться принципами экономикс, сформулированными, например, Г.Мэнкью, то люди вообще никогда не должны были бы очеловечиться и возлюбить ближнего.

До сих пор, вопрос о сущности сугубо человеческого поведения и мышления, остается нерешенным во всей немарксистской философии.

В глубокой древности неоднократно предпринимались попытки установления норм человечности от имени богов, но сами люди, периодически, отвергали эти нормы вместе с богами, священниками и храмами, вышедшими из моды, чтобы огнем и мечом навязать себе…

новые нормы мистической нравственности, новых священников и храмы.

Забавно читать философские труды авторов, солидаризирующих с религиозными учениями о божественном происхождении человека, о его подобии богу, о материальном мире как эманации абсолютной идеи высшего духа и, в то же время, превозносящих Мальтуса и Фрейда, объясняющих многие общественные процессы и поведение человека животными рефлексами и инстинктами.

Иначе говоря, многие сегодня упускают из виду, что существу, приобретшему вторую сигнальную систему, предстояла, как показала практика, изнурительная работа: «перекодировать» всю свою систему рефлекторных, инстинктивных реакций и ассоциаций на язык научных определений сущности явлений, причинно-следственных связей и, на этой новой основе, сформировать вербально оформленные понятия и мировоззрение. Образно говоря, человеку предстояло перейти от преимущественно «аналогового» метода обработки информации, к «цифровому» методу, отказаться от форм и объемов присвоения, продиктованных рецепторами желудка, к нормам потребления, продиктованным объективными законами достижения счастья.

Большинству людей это не удалось и они стремятся сделать свое потребление пропорциональным размерам своей собственности, а собственность увеличивать для того, чтобы ещё больше увеличить свое потребление.

Поэтому вполне закономерно, что в самых развитых рыночных странах живет наибольшее количество людей, соревнующихся с лучшими породами свиней по толщине подкожного жира.

Читайте также:  Звездная болезнь - психология

Они беспрерывно поглощают растущие объемы пищи, тратя все больше средств на борьбу с ожирением, диабетом и на пластические операции по всему их необъятному, растекающемуся телу.

Тем не менее, окружающий мир, представляющийся животным лишь в его съедобных или несъедобных, нейтральных, безразличных или угрожающих ипостасях, постепенно приобретал в несовершенном ещё сознании «первочеловеков» массу оттенков и рефлексий, полутонов и намеков, подтекстов и идиом, истин и заблуждений, правды и лжи.

Было в чем запутаться. Библейская сказка о том, что на определенном этапе своего развития человек увидел в своем нагом отражении на воде совсем не то, что миллионы лет видели животные на водопое, действительно, как и во многих других случаях, списана с натуры.

Но даже в этой сказке ещё не человек дрессировал змея, а змей обучал человека искусству познания и коварства. Не мы научили обезьяну хмуриться или смеяться, а она нам подарила некоторые готовые мимические форма реакции на события и явления.

Но, в отличие от обезьяны, человек способен детально, в словесной форме описать причины и гнева, и веселья, что и лежит в основе всех драматических и комедийных произведениях.

Ясно, что перевод ВСЕГО мира явлений, рефлексов и чувств в систему точных, адекватных природе субъективных ПОНЯТИЙ и ИСТИН требовал времени. Причем, как показала история, огромного.

Следовательно, большую часть человеческой истории сознание людей было вынуждено уповать на животные рефлексы и руководствоваться ими.

Поэтому легко понять, что на каждый момент времени сознание человека характеризовалось своеобразным дуализмом, конфликтом и сосуществованием животных и собственно человеческих форм восприятия окружающего мира.

Разные пропорции этих противоположных начал и определяли мировоззрение каждого отдельного человека, разделяя человечество на монархов и монахов, на калигул и коперников, на паразитов и их холопов. И поскольку, на текущий момент, человечество более или менее сносно освоило лишь методы количественного анализа, т.е.

математику, а диалектическая логика (хотя бы в пределах учения идеалиста Гегеля) не освоена человечеством до сих пор, постольку явления комплексные, системные, многофакторные, как, например: общество, счастье, смысл жизни, любовь, необходимость, свобода остаются и не познанными, и поэтому не переведенными на качественный человеческий язык, до сих пор.

Источник: http://voprosik.net/chastnaya-sobstvennost-i-psixologiya/

Чувство собственности в отношениях

Чувство собственности часто возникает во взаимоотношениях между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной, это обострённая жажда обладания одной из сторон другим человеком. Ситуация, когда к живому человеку желают применить те же права, как и на личную вещь, личную собственность.

Такое чувство может развиться из простой ревности, когда человек, желающий всецело обладать другим, получает какой-то намёк на то, что это может быть не так.

Чувства обостряются, начинаются всевозможные проверки и испытания на «принадлежность» одного человека другому. Жаждущее лицо желает постоянно контролировать объект своей любви, хочет неустанно получать подтверждение взаимности своих чувств.

Но ведь очень важно в отношениях понимать друг друга, допускать личные интересы, отпускать друг друга на встречи со старыми друзьями без чувства, что при этом ваш мир должен рухнуть.

Подобное отношение, излишняя обострённая ревность, жажда единоличного владения кем-то рано или поздно приведут к разрыву, ведь сторона, испытывающая на себе такое «давление», просто сбежит, ей перестанет хватать воздуха.

Чувство собственности имеет место быть во взаимоотношениях матери с ребёнком: это болезненное желание контролировать все действия своего чада или же нежелание дитя делить с кем бы то ни было своего родителя.

Возникает такое чувство и между друзьями и подругами. Наверняка, многие из детства помнят ситуации, когда кто-то из окружения «выбирал» себе друга, и ни на шаг от себя не хотел отпускать, ревнуя к другим ребятам и считая, что дружить он должен только с ним.

Как избавиться от этого навязчивого состояния, как заставить себя отпустить ситуацию и довериться своему окружению? Если вы понимаете, что вами овладели нездоровые эмоции, они истощают вас, делают озабоченными и нервозными, то это хорошо. Ведь первый шаг к освобождению – это осознание ситуации.

Очень важно понять, что вы стали «угнетателем». В таком случае необходимо разобраться в причинах, какие действия вызывают реакцию собственника, стоит откровенно поговорить со своим партнером, ребенком, другом.

Важно, чтобы вас смогли услышать и вместе с вашим желанием упростить отношение, пойти вам на встречу, может, путем того, чтобы исключить из своего поведения некоторые моменты, не несущие смысловой нагрузки, но болезненно действующие на ваше состояние.

Возможно, вами движут какие-то старые страхи, боязнь потери на основе прошлого неудачного опыта, в них нужно разбираться. Принимать то, что если человек с вами, значит, ему это нужно и не стоит каждый его шаг подвергать проверке.

Одним из хороших способов избавиться от чувства собственности является попытка встать на место вашей второй половинки, постараться ощутить себя чьей-то «вещью», которая не имеет права на свободу передвижения и принятия решений. Мало кому это понравится. Так почему же люди позволяют себя вести так по отношению к другим?

Любой человек по природе своей свободен, и даже если он ваш сын, друг с детского сада, муж или любовник, и вы связаны определенными обязательствами и добрыми взаимоотношениями, это вовсе не означает, что вы имеете право навязывать свою волю и пытаться управлять им, не отпуская от себя ни на шаг.

Каждый должен иметь свободу выбора, слова и передвижения. Помните, что самое страшное представление о вечерней встрече вашего суженого с друзьями-мужчинами не имеет под собой абсолютно никакого обоснования, и на самом деле является именно такой встречей, не несущей никакой угрозы вашим отношениям, будьте спокойны, доверяйте друг другу.

Видео по теме статьи

Источник: http://webdiana.ru/dom-i-semya/otnoshenia/6456-chuvstvo-sobstvennosti-v-otnosheniyah.html

Экономическая психология — Понятие о собственности. Особенности восприятия государственной и частной собственности

С понятием «доходы» тесно связано понятие «собственность». Под собственностью в экономической науке понимают некие материальные объекты и отношения по поводу них между различными субъектами собственности [10].

В качестве субъектов собственности выступают частные лица, организации, государство. В качестве объектов собственности могут выступать материальные объекты, энергия, информация, духовные и интеллектуальные ценности.

Объекты собственности часто называют просто собственностью в узком смысле слова.

Все отношения между субъектами и объектами собственности разделяют на два вида:

а) субъектно-объектные отношения – экономические отношения между субъектом собственности и принадлежащей ему собственностью в виде владения, распоряжения и пользования;

б) субъектно-субъектные отношения – экономические отношения между различными субъектами по поводу их собственности. К ним относятся:

— раздел собственности применяется в отношении вновь созданного материального продукта, либо в отношении общей собственности, которые нужно разделить на части, принадлежащие разным совладельцам;

— передел собственности связан с перераспределением прав на собственность, отношения по поводу которой уже сложились ранее.

В зависимости от того, какому из субъектов собственности она принадлежит, выделяют следующие формы собственности: а) государственная; б) частная; в) общая, которая подразделяется на совместную (без выделения доли совладельца) и долевую (с выделением доли каждого совладельца).

Отношения субъектов собственности по поводу их собственности, как правило, основываются на различных законодательных актах. Однако эти отношения часто приводят к различным конфликтам, вплоть до социальных потрясений и даже революций, когда одна форма собственности насильно сменяется другой.

Если в случае частной и общей собственности ее субъект четко определен и охраняет свое право владеть, пользоваться собственностью, то в отношении государственной собственности возникает ряд проблем.

Во-первых, не всегда объекты государственной собственности закреплены за конкретными организациями, лицами, которые должны заботиться об их целостности и рациональном использовании, что может привести к потере статуса государственного имущества, переходу его в частную собственность.

Это порождает проблемы, требующие решения как на правовой и экономической, так и на психологической основе путем поиска взаимосогласованных решений. Второй аспект касается договоров, заключаемых между государством и частными собственниками по поводу аренды, пользования государственными ресурсами (например, добыча газа, нефти).

Нечеткое разделение функций, отношений владения, распоряжения, пользования может привести к ущемлению государственных интересов, поскольку каждый собственник психологически ориентирован на получение выгоды.

Психологичной является проблема соотношения, предпочтения государственной и частной собственности, прежде всего на средства производства. Исследователи отмечают, что российский менталитет характеризуется не в пользу частной собственности на землю, природные богатства, объекты социально-культурной сферы, т.к. частная собственность воспринимается как индивидуальная, приносящая выгоду одному.

Такой подход, в частности, обусловлен тем, что государственной собственностью может пользоваться (но не распоряжаться) любой человек, приходя в музеи, парки, на пляжи, что становится невозможным при частной форме собственности на эти объекты. Между тем в современном мире частная собственность в основном носит корпоративный характер и в большей степени предстает как коллективная, чем личная.

Отмечается также настороженное отношение к проникновению в экономику иностранной собственности, которую считают «чуждой, не своей». В то время как в странах с развитой рыночной экономикой наличие иностранной собственности на территории страны в виде средств  производства, объектов недвижимости воспринимается не столь отрицательно, и даже поощряется.

Источник: https://cribs.me/ekonomicheskaya-psikhologiya/ponyatie-o-sobstvennosti-osobennosti-vospriyatiya-gosudarstvennoi-i-chastnoi-sobstvennosti

Права человека и собственность

Главным действующим субъектом гражданского общества является свободная суверенная личность, которая возможна лишь при наличии собственности. Д. Локк считал неразрывной связь свободы человеческой личности с частной собственностью: «Жизнь, свобода и владение» — это такие понятия, которые можно обозначить одним общим именем: «собственность» [33, с.720].

Человек по природе обладает, по мнению Д. Локка, властью охранять свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество, и что верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. А. Гольбах право на собственность в системе прав человека выдвигал на первое место [56, с.230]. К.

Гельвеций в качестве первого и самого священного из принципов и законов, пригодных для всех обществ, видел тот, который обеспечивает каждому собственность на его имущество, жизнь и свободу [57, с.414]. Идея о праве на собственность как основополагающая в системе прав человека получила признание также в XYШ в.

и выразилась в ряде положений и деклараций (Вирджинская декларация 1766 г., Билль о правах 1791 г. и др.).

С ХУТП в. либеральные теории рассматривали свободу и собственность в единстве. Частная собственность, направленная на ограничение деятельности государства, является фундаментом, на котором основана личная свобода. По мнению Канта и Гегеля, осуществление прав человека возможно лишь при наличии свободы и собственности. И.

Кант, например, считал, что именно собственность делает человека «самому себе господином» и потому «гражданином государства» [16, с.139]. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в статье 2 записано: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека.

Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению», а в статье 17: «Право собственности есть право неприкосновенное и священное» [58 , с.34].

Глубину понятия «собственности» отмечал Н. Бердяев, считая, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное» [59, с. 304]. И. Ильин в работе «Путь духовного обновления» предпринял попытку обосновать, что права и свободы человека, его творческий, одухотворенный труд невозможны без господства частной собственности.

Он считал, что «частная собственность связана с человеческой природой, с телесным и душевным устройством человека, с жизнью человеческого инстинкта, с теми внутренними мотивами, которые заставляют человека трудиться над внешними вещами и строить хозяйство» [60, с.7].

По мнению английского правоведа Горла, право собственности отождествляется властью человека над самим собой, своими поступками и своей свободой.

Частная собственность предопределила появление автономной личности, не зависимой от власти «целого» (рода, коллектива). В частной собственности человек находит свое самоутверждение, смысл своей жизни. Реальное бытие личности проявляется в его собственности.

Тот, кто отвергает частную собственность, тот принижает и даже унижает, по мнению А. Спиркина, личностное начало, самодеятельность, самоценность творческого начала в личности, подрывает интересы, в том числе экономические, общества и государства [61, с.629].

Без собственности любая форма свободы оборачивается иллюзией.

К примеру, государственный социализм в СССР характеризовался социальной отчужденностью человека от результатов труда, собственности, что явилось мощным тормозящим фактором развития личности, а, в конечном счете, советского государства и общества в целом.

События второй половины Х1Х века оказали заметное влияние на право собственности.

Возросшая экономическая роль государства привела к ограничениям права на собственность и частной предпринимательской деятельности, что отразилось в конституционном регулировании права на собственность.

Отошел на второй план принцип неприкосновенности собственности, все большее распространение получила идея о необходимости закрепления в основных законах важнейших принципов экономической системы. Например, еще в Конституции Германии 1919 г.

свобода и собственность были разделены: в статье 153 закреплены не только защита собственности, но и допустимые ее пределы, а также подчеркивалось, что собственность должна служить общественному интересу. Аналогичные положения закреплены в конституциях большинства современных государств.

Формирование и развитие свободной и независимой личности связано с признанием человека субъектом отношений собственности. Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе. Надежно защищенная законом собственность придает человеку определенную степень самостоятельности и независимости от власти государства.

Мировая история свидетельствует — когда у людей отнимали собственность, вместе с ней они лишались свободы, а когда людям обеспечивали надежно защищенное право на частную собственность, у них появлялась и свобода.

Автономный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, в котором раскрывается трудовая и творческая активность человека как свободного гражданина.

Политические реформы неизменно затрагивают вопрос распределения собственности. При резких крайностях в разрешении этой проблемы высока вероятность социального взрыва.

В результате приватизации и «внедрения» рыночных отношений в постсоветских государствах большинство населения оказалось отчужденным от собственности, что создавало угрозу возникновения серьезных общественных конфликтов.

Известно, что социальный статус личности, а нередко ее реальный политико-правовой статус, в большинстве государств определяется капиталом, т. е. его формой, размером и положением. Чем состоятельнее человек, тем шире его возможности для использования прав и свобод.

Очень состоятельные люди не только оказывают большое влияние на государство, но и способны обеспечить себе иммунитет от власти государства и закона. В результате возможны злоупотребления правами и свободами в ущерб интересам общества и подавляющего большинства его членов, т. е.

права и свободы в обществе рыночной экономики не всегда равны для каждого из членов общества. В этом постоянный источник общественного конфликта. В правовом государстве, стремящем предотвратить общественные конфликты, человек и его право на частную собственность защищаются с учетом и интересов человека и интересов общества в целом.

Читайте также:  Стратегии достижения цели: иллюстрации - психология

Как известно, необходимой предпосылкой формирования гражданского общества является наличие среднего класса, жизнеспособность которого напрямую зависит от реализации права на собственность и предпринимательскую деятельность.

Средний класс в цивилизованном обществе — это главная сила рыночных преобразований в экономике, ведущий налогоплательщик, обеспечивающий возможность реализации государственных социальных и экономических программ. Как экономически активная и самостоятельная часть общества, средний класс заинтересован в сохранении социального порядка и стабильности.

С политологической точки зрения средний класс — это социальная общность людей с определенными политическими, психологическими, ментальными и общественными предпочтениями и установками, главная среди которых — это стремление к защите своего социально-экономического статуса, к стабильности и эволюционному типу социально-экономического и политического развития.

Осознавая собственные цели, средний класс не только создает материальные блага, но и активно участвует в создании политических институтов, представляющих и продвигающих их интересы, ценности и притязания на политическом пространстве, выступает инициатором, носителем и гарантом политической свободы, предсказуемости и стабильности.

Современные политические системы развитых государств отличает именно наличие в социальной структуре общества широкого среднего класса, обеспечивающего стабильность существования и развития демократических институтов.

В постсоветских государствах средний класс, процесс формирования которого происходит в иных исторических, социально-экономических, политических и международных условиях, пока еще институционально и статусно не состоялся.

Реальным фактором социальной практики средний класс и институт частной собственности возможен только в условиях разделения между экономическим классом собственников и политической властью, демократизации политической системы общества и выведения сферы экономических отношений и интересов граждан страны из-под влияния и контроля государственного чиновничества.

Источник: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-prav-cheloveka-uchebnoe-posobie-iskakova/prava-cheloveka-i-sobstvennost

Разница между частной и личной собственностью

Такие понятия, как частная и личная собственность, могут показаться довольно близкими по смыслу. В некоторых случаях они действительно означают одно и то же. Но иногда между ними заметна существенная разница. В чем она может выражаться?

Содержание статьи

Под частной собственностью принято понимать право гражданина или организации на законном основании владеть и распоряжаться неким имуществом либо продуктом интеллектуальной или творческой деятельности.

Правовая защищенность частной собственности означает, что никакое другое физлицо или юрлицо не может воспользоваться соответствующим имуществом без разрешения владельца либо заключения с ним договора аренды или иного подобного контракта.

Частная собственность обычно противопоставляется государственной. Переход имущества из первой формы во вторую называется национализацией. Наоборот — приватизацией.

В современных развитых странах (в том числе и в России) частной собственностью может владеть, в принципе, любой человек или организация.

Но на предыдущих этапах исторического развития многих современных государств ситуация была иной. Например, в период Русского Царства основным держателем национального имущества являлся великий князь.

В начале 18 века частной собственностью было разрешено владеть помещикам, позже — купцам и крестьянам.

В СССР институт частной собственности был практически ликвидирован. Дело в том, что в соответствии с советской идеологией персонифицированное имущество могло становиться фактором социального неравенства — а это было недопустимо с точки зрения строительства коммунизма. Поэтому основной объем национального имущества в СССР принадлежал государству.

В свою очередь, советские граждане имели право владеть личной собственностью. Что это такое — рассмотрим далее.

к содержанию ↑

Что такое личная собственность?

Пример советского подхода к пониманию сущности личной собственности можно считать одним из самых показательных. С чем это связано? Дело в том, что СССР был фактически первым в мире развитым государством, ликвидировавшим институт частной собственности и законодательно внедрившим вместо него понятие «личной» — на уровне Конституции.

Стоит отметить, что подобный подход к пониманию права собственности в Советском Союзе сформировался не сразу. В статье 9 Конституции СССР 1936 года было сказано, что крестьяне и ремесленники могли владеть «мелким частным хозяйством», основанном на личном труде и исключающем наем других людей.

Однако в Конституции СССР 1977 года понятие «частного» имущества не используется в принципе.

В Статье 13 новой советской Конституции было указано, что граждане СССР могут в порядке личной собственности владеть жилыми домами, предметами повседневного быта, потребления, имуществом, составляющим домашнее хозяйство, трудовыми сбережениями.

Главное — чтобы данное имущество не использовалось для извлечения нетрудовых доходов. Как считают юристы, подобная норма права означает, что личную собственность нельзя было продать или сдать в аренду с целью извлечения значительной прибыли — только обменять. При желании — подарить.

Также в основном законе СССР, принятом в 1977 году, было сказано, что право на личную собственность советских граждан, ее передача по наследству охраняется государством.

Таким образом, в СССР под личной собственностью понималось имущество, которым граждане могли персонифицированно распоряжаться, и это право за ними закреплялось законом, но не имели права его продавать (извлекая значительную прибыль) или сдавать в аренду.

Несмотря на то что частная собственность разрешена в современной России, многие юристы считают, что понятие личного имущества в РФ все же сохраняет актуальность в некоторых правоотношениях.

Например, автомобиль, оформленный на человека по генеральной доверенности, сданные в аренду квартира или офис на период действия документов, закрепивших сделки, превращают соответствующее имущество в личную собственность распорядителя (арендатора по контракту). При определенных обстоятельствах подобное имущество может перейти и в частное владение — если, например, человек им беспрерывно пользуется 15 лет (если это недвижимость) или 5 лет (если это любые другие вещи).

Есть еще одна трактовка понятия личной собственности в современной юриспруденции — как имущества, которым по разрешению владельца может бессрочно пользоваться другой человек.

Например, если родители купили ребенку школьный рюкзак. Или даже предоставили в распоряжение квартиру, пообещав, что не станут вмешиваться в то, как наследник будет вести в ней свой быт.

Данную недвижимость ребенок вправе рассматривать как личную собственность.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие частной собственности от личной в том, что имущество первого типа его законный владелец может использовать, продавать, сдавать в аренду. В свою очередь, имея в распоряжении личную собственность, человек может только использовать имущество.

В ряде случаев — с ограничениями, обусловленными законом или пожеланиями владельца. В современной России распорядитель личной собственности, как правило, не является ее юридическим владельцем. Но в СССР право владения соответствующим имуществом было защищено законом.

Определив то, в чем разница между частной и личной собственностью, зафиксируем ее критерии в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Частная собственностьЛичная собственность
Человек, имея частную собственность, может использовать ее по своему усмотрению, продавать, сдавать в аренду, даритьЧеловек, имея личную собственность, может только использовать ее (иногда с ограничениями)
Юридически закреплена за владельцемВ современной России, как правило, не закреплена за распорядителем юридически (он пользуется имуществом по контракту или в силу разрешения владельца), в СССР — была закреплена

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-chastnaya-sobstvennost-ot-lichnoj/

Чувство собственности в отношениях

Вероятно, главная проблема привязанности заключается в том, что влюбленному удается каким-то образом себя убедить, будто ему может принадлежать другой человек, так же, как принадлежат любимые вещи.

И убежденность эта может держаться до конца жизни, сталкивая с повторяющимися «граблями»: ревность, чувство собственности, обиды.

Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.

Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком.

И силой этой жажды его воображение при всяком удобном случае рисует такие миражи, где это право собственности подтверждается. На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств.

И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.

По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».

«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг.

Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.

Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично.

Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику. Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы.

Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.

Парадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.

Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь.

Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову.  Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни. И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.

На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры.

Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе.

Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем.

И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери. Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха.

Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.

© Игорь Саторин Источник: progressman.ru

Источник: https://ukrezo.com.ua/chuvstvo-sobstvennosti.html

Частная жизнь гражданина

Право человека и гражданина на личную жизнь включает в себя следующие права и обязанности:

— право на защиту доброго имени и чести;

— запрет на сбор, использования и хранения информации, касающейся других людей без их на то разрешения;

— право каждого человека и гражданина контролировать информацию о себе;

— право на защиту персональных данных;

— право на тайну связи.

Также к правам на неприкосновенность частной жизни современная юриспруденция относит право тайны усыновления, таны врачебного диагноза, а также тайны исповеди.

Понятие частной жизни гражданина является очень широким. В юриспруденции оно обозначается как субъективное право человека вести тот образ жизни, который предусмотрен его личными убеждениями, мировоззрение и нравственными ценностями.

Частная жизнь, вопреки ее философскому значению, никогда не существует по отдельности от жизни общественной.

Так отдых, который является частью частной жизни, можно также рассматривать как вид общественных отношений. Частная жизнь гражданина базируется на следующих принципах:

— Принцип свободы выбора деятельности или бездействие.

— Принцип сохранения тайны тех сторон существования, которые не касаются общественных отношений.

— Принцип сохранения личного статуса.

Основные стороны частной жизни. На сегодняшний день выделяются такие основные стороны частной жизни человека:

— Дом (включая право на неприкосновенность жилища)

— Семья (право человека на неразглашение семейных тайн, право близких родственников не давать показания против друг друга в суде).

— Быт (право человека организовывать бытовые отношения по собственному усмотрению).

— Корреспонденция (право на тайну переписки).

— Здоровье (врачебная тайна, право не разглашать о состоянии своего здоровья).

— Религия (право беспрепятственно исповедовать любое религиозное течение, либо же быть атеистом).

Частное право

Частное право представляет собой собирательное понятие, которым обозначаются те отрасли права, которые регулируют частные интересы гражданина и человека в личных и имущественных отношениях.

В отличие от публичного права, частное право защищает не общественные интересы, а интересы индивида. Основой частного права являются нормы гражданского права.

Частное право, в отличие от других отраслей права, не имеет вертикальной направленности, оно не связано с государством, в частности и с органами государственной власти. 

Читайте также:  Эффект розенталя - психология

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Международное гуманитарное право: необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов
Следующая тема:   Имущественные отношения: собственность и ее формы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/chastnaja-zhizn-grazhdanina-osnovnye-storony

Личные неимущественные права физического лица, Понятие права собственности и других вещных прав — Правоведение Библиотека русских учебников

Гражданское право регулирует личные неимущественные права физического лица, делятся на два вида:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие естественное существование физического лица, которыми физическое лицо владеет пожизненно:

— неотъемлемое право на жизнь;

— право на устранение опасности, угрожающей жизни и здоровью;

— право на охрану здоровья;

— право на медицинскую помощь;

— право на информацию о состоянии своего здоровья и. ЕЕ тайну;

— право на свободу и личную неприкосновенность;

— право на донорство;

— право на семью и поддержание связей с членами своей семьи и родственниками независимо от того где они находятся;

— право на опеку или попечительство;

— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 281-293. ГК);

2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное бытие физического лица:

— право на имя, его изменение и использование;

— право на уважение достоинства и чести;

— право на уважение умершего;

— право на неприкосновенность деловой репутации;

— право на индивидуальность;

— право на личную жизнь и ее тайну;

— право на информацию;

— право на личные бумаги и распоряжение ими;

— право на ознакомление с личными бумагами, которые переданы в фонд библиотек или архивов;

— право на тайну корреспонденции;

— на защиту интересов физического лица при проведении фото -, кино -, теле-и видеосъемок;

— право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества;

— право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства;

— право на выбор рода занятий и другие права (в 294-315. ГКУ)

Указанные права принадлежат каждому физическому лицу от рождения или по закону, они не имеют экономического содержания, тесно связаны с физическим лицом физическое лицо не может отказаться от личные неимущественные овых прав, а также не может быть лишено этих прав.

Физическое лицо имеет возможность по своему усмотрению определять свое поведение в сфере своей частной жизни, она осуществляет указанные права самостоятельно.

В отдельных случаях, определенных законом, в интерес сах малолетних, несовершеннолетних, а также совершеннолетних физических лиц, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои личные неимущественные права, их права осуществляют родители (усин овлювачи), опекуны, попечительи.

Физическое лицо имеет право на защиту своего личного неимущественного права от противоправных посягательств других лиц, который осуществляется способами определенными в статьях 15,16, 19. ГКУ:

— признание права;

— прекращение действия, которое нарушает право;

— на самозащиту своего гражданского права и права другого лица от нарушений и противоправных посягательств и т.д.

Право на защиту лицо осуществляет по своему усмотрению

Физическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены вследствие распространения о нем или членов его семьи недостоверной информации, имеет право на ответ. А также на опровержение этой информации, при этом м опровержения информации осуществляется независимо от вины лица, которое ее распространило. И таким же образом, каким она была распространенана.

Если физическому лицу вследствие нарушения его личного неимущественного права причинен имущественный или моральный вред, этот вред подлежит возмещению

44 Понятие права собственности и других вещных прав

Право собственности и другие вещные права представляет собой совокупность гражданско-правовых норм объединенных в четвертой книге. ГКУ (в 316-417), которая составляет подотрасль гражданского права

Собственность — экономическая категория

Право собственности — юридическая категория

Право собственности — это урегулированные законом общественные отношения, по владению, пользованию и распоряжению имуществом

Правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц (в 316. ГКУ). Это право определено законом, оно закрепляет абсолютную на алежнисть имущества лицу и определяет его права и обязанности по немуго.

Различают:

— право собственности в объективном смысле — это все гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения собственности;

— право собственности в субъективном смысле, под которым понимается возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению

Право владения — это правомоччя лица, связано с тем, что она может иметь определенную вещь и влиять на нее. На праве владения базируется договор залога, в том числе недвижимого имущества, которые останутся в устаревшей аводавця или третьего лица. Владелец залога обязанй:

— принимать меры, необходимые для сохранения предмета залога;

— удерживать предмет залога надлежащим образом;

— немедленно сообщать другую сторону договора залога о возникновении угрозы уничтожения или повреждения предмета залога

В владельца отсутствуют такие правомоччя как пользование и распоряжение имуществом

Право пользования — это правомоччя лица, связанное с возможностью изымать из вещи ее полезные свойства

На праве владения и пользования имуществом базируется договор аренды имущества

Право распоряжения — это правомоччя лица, связанное с ее возможностью самостоятельно определять дальнейшую судьбу имущества (продать, подарить и т.д.)

Собственник имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, не противоречащие закону. При этом он обязан соблюдать моральных основ общества. Собственность обязывает, она не может использовать ваться в ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества землилі.

Право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении.

Закон определяет возможность лишения права собственности или ограничения деятельности собственника ика только в судебном порядке (конфискация имущества по приговору суда).

Принудительное отчуждение объектов права собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных закононом.

Так, в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, с целью общественной необходимости имущество может быть принудительно отчуждено у собственника на основании и в порядке, в ст тановлено законом, при условии предварительного и полного возмещения его стоимости (реквизиция) в условиях военного или чрезвычайного положения имущество может быть принудительно отчуждено у собственника с последующим полным м возмещением его стоимости. Реквизированное имущество переходит в собственность государства или уничтожается. Оценка, по которой прежнему собственнику была возмещена стоимость реквизированного имущества, может быть обжаловать на в суде. В случае реквизиции имущества его прежний собственник может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно (в 353. ГКУо возможно (в 353. ГКУЦКУ).

Право собственности приобретается на основаниях не запрещенных законом, в частности из сделок. Сделкой является действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 202. ГКУ)

Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена ??судом

Основания приобретения права собственности делятся на:

1) первоначальные — при которых право собственности на вещь возникает у лица впервые, то есть независимо от права на нее предыдущего владельца:

— изготовление или создание новой вещи (производство) и приобретения права собственности на объекты незавершенного строительства (в 331. ГКУ);

— переработка вещи (спецификация), т.е. использование вещи в результате чего создается новая вещь (в 332. ГКУ);

— присвоение общедоступных даров природы (в 333. ГКУ);

— приобретение права собственности на бесхозную вещь (в 335. ГКУ);

— приобретение права собственности на движимую вещь от которой собственник отказался (в 336. ГКУ);

— находка (в 337-339. ГКУ);

— задержание безнадзорного домашнего животного (в 340-342. ГКУ);

— обнаружение клада (в 343. ГКУ);

2) производные — при которых право собственности у лица возникает вследствие выявления воли на отчуждение предыдущего владельца:

а) сделки:

— купля-продажа (в 665-711. ГКУ);

— обмена (в 715-716. ГКУ);

— дарения (в 717-728. ГКУ);

— пожертвование (в 729-730. ГКУ)

б) приобретаемая давность (в 344. ГКУ);

в) приватизация государственного и коммунального имущества согласно ст 345. ГКУ и законы»О приватизации государственного жилищного фонда»,»О приватизации государственного имущества»,»О приватизации небольших госу авних предприятий (малой приватизации)»и друалу приватизацію)» та інших.

Субъективное право собственности может быть прекращено при наличии предусмотренных законом юридических фактов. Так, право собственности прекращается у лица, когда оно приобретает у владельца правопреемник, есть другая в лицо. При этом основания приобретения права собственности у нового владельца одновременно является основанием прекращения права собственности у предыдущего владелецка.

Право собственности прекращается и в случаях, когда должное владельцу имущество полностью употребляется. Это имеет место при производственном использовании материалов при потреблении продуктов питания и т.д.

В. 346. ГКУ определяет, что право собственности прекращается в случае:

— отчуждение собственником своего имущества;

— отказ собственника от права собственности;

— прекращение права собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать данному лицу;

— уничтожение имущества;

— выкупа памятников истории и культуры;

— выкупа земельного участка в связи с общественной необходимостью;

— выкупа недвижимого имущества в связи с выкупом, с целью общественной необходимости земельного участка, на котором оно размещено;

— обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника;

— реквизиции;

— конфискации;

— прекращение юридического лица или смерти владельца и в других случаях установленных законом

Особым видом права собственности является право доверительной собственности, возникающее вследствие закона или договора управления имуществом. Владельцем чужого имущества является лицо, которое фактически держит его у себя. Вещественными права ами на чужое имущество являетсяє:

1) право владения (в 398-400. ГКУ);

2) право пользования чужим имуществом (сервитут) установлено относительно земельного участка, других природных ресурсов или другого недвижимого имущества договором, законом, завещанием или решением суда (ст. 401-406. ГК));

3) право пользования земельным участком для сельскохозяйственных потребностей, урегулирован статьями 407-412. ГКУ (эмфитевзис);

4) право застройки чужого земельного участка (суперфиций), возникающее на основании договора или завещания (ст. 413-417. ГК)

Права на чужие вещи;

— отягощают право собственности;

— осуществляются независимо от воли собственника;

— осуществляются только в определенных пределах;

— защищаются от всех лиц в том числе и от владельца

Конституция Украины закрепляет различные формы права собственности в ст 13,41. Конституции Украины, которые конкретизируются в. ГКУ;

5) земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, установленных. Конституцией Украины ны (в 324. ГКУ));

6) право частной собственности, субъектами которого являются физические и юридические лица, которые могут быть собственниками любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которые согласно закону не могут им принадлежать и. Состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в частной собственности не ограничены, кроме размера земельного участка и другого имущества определенного законом (ст. 325. ГКУ));

7) право государственной собственности распространяется на имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие государству Украина, от имени которого и в его интересах право собственности осуществляют соответствующие органы государственной й власти (в 326. ГКУ);

8) право коммунальной собственности распространяется на имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие территориальной общине. Это право от имени территориальной громады осуществляют органы местного самоуправления ування (в 327. ГКУУ).

Гражданский кодекс Украины закрепляет право совместной собственности на имущество, находящееся в собственности двух или более лиц (совладельцев). Право этой собственности возникает по договору или закону, т.е. с правомерных п основаниемв.

Право общей собственности может быть:

— общей долевой собственностью, в которой доли совладельцев считаются равными, если иное не установлено по их договоренности или законом (ст. 357-367. ГК);

— общей совместной собственностью — без определения долей каждого из совладельцев в праве собственности на имущество (в 368-372. ГКУ)

Конституция закрепляет положение, согласно которому все субъекты права собственности равны перед законом. Одновременно государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования

Защита права собственности является составной защиты гражданских прав и интересов лица. Согласно статье 15. ГКУ, каждый человек имеет право на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспорит ренияя.

Способами защиты гражданских и интересов лица могут быть:

— признание права;

— признание сделки недействительной;

— прекращение действия, которое нарушает право;

— восстановление положения, существовавшего до нарушения;

— принудительное исполнение обязанности в натуре;

— изменение правоотношения;

— прекращение правоотношения;

— возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного вреда;

— возмещение морального (неимущественного) вреда;

— признание незаконными решений, действий или бездеятельности органа государственной власти, органа власти. Автономной. Республики. Крым или органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц

Суд может защитить гражданское право или интерес другим способом, установленным договором или законом

Глава 29. ГКУ (в 386-394) закрепляет основные способы защиты права собственности:

а) вещно-правовые;

б) обязательственно-правовые;

в) специальные

К вещно-правовых средств защиты права собственности относятся:

— виндикационный иск (востребования собственником своего имущества из чужого незаконного владения);

— негаторный иск (об устранении препятствий, которые мешают пользоваться и распоряжаться принадлежащим владельцу имуществом);

— иск о признании права собственности;

— иск об исключении имущества из описи (если чужое имущество включено в описания на его конфискации в порядке уголовного процесса);

— иск о защите прав совладельца в случае выделения, разделения и продажи общего имущества

К обязательственно-правовых средств защиты права собственности относятся:

— иски о востребования имущества от лица, которому оно было передано в пользование по договору;

— иски о возмещении причиненного собственнику вреда;

— иски о возврате имущества, приобретенного или сохранено за счет средств другого лица без достаточных оснований

Специальные средства защиты права собственности составляют:

— иски о признании сделки не действительным;

— меры защиты права собственности умерших и лиц, признанных судом без вести пропавшими или объявленных умершими;

— иски о признании незаконными правовых актов органов государственной власти, органов власти. Автономной. Республики. Крым или органов местного самоуправления, которые не соответствуют закону и нарушают права. Обладатели.

Источник: https://uchebnikionline.com/pravo/pravoznavstvo_-_kunchenko-harchenko_vi/osobisti_nemaynovi_prava_fizichnoyi_osobi.htm

Ссылка на основную публикацию