Подчиненность — психология

Презентация на тему «Основы психологии подчинения. Кому и когда готовы подчиняться люди»

  • Слайд 2Я заинтересовалась темой «Основы психологии подчинения» потому что мне было очень интересно узнать об этом. Кому, когда подчиняются люди? Чтобы узнать об этом побольше, я сделала этот проект и хочу поделиться им с вами. Итак начнем…
  • Слайд 3
    • Цель: Изучить психологический феномен «подчинение» на основе анализа теоретических источников.
    • Объект изучения: Психологические феномены «подчинение».
    • Предмет изучения: Психологические механизмы подчинения.
    • Методы: Анализ теоретических источников.
  • Слайд 4
    • Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. Аврелий Марк Антонин (121-180) – римский император, философ.
    • Кто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми. Вольтер.
    • Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. Мольер.
  • Слайд 5
    • Любое человеческое сообщество, начиная от супружеской пары и кончая большими социальными группами, организовано по иерархическому принципу. Иначе говоря, в нем всегда существуют отношения господства и подчинения, одни люди навязывают свою волю другим.
    • Отношения эти переплетаются между собой: тот, кто командует в одной группе (например, в семье) сплошь и рядом оказывается исполнителем, а то и рабом в другой (например, в партии).
  • Слайд 6
    • Разочаровываясь в других людях, мы пытаемся обрести душевный комфорт в одиночестве.
    • Грубейшая ошибка. Это только усиливает страдания, приводит к неврозу, вызывает еще большее раздражение.
    • Почему?
    • Все просто: в одиночестве некому подчиняться и некого подчинять. А человек — существо социальное. И то и другое ему необходимо.
    • Как важно, когда тебя кто-то ждет. Всегда ждет. Когда тебе кто-то рад. Всегда рад.
  • Слайд 7

    Очевидно, что не может существовать равенства между людьми ни в экономическом, ни в физическом, ни в психологическом плане.

    Система власти и подчинения свойственна любому сообществу и, вероятно, является единственно целесообразной, обеспечивающей выживаемость сообщества. Следовательно,вопрос лишь о формах власти и формах подчинения.

    Власть и подчинение, господство и покорность находятся в диалектическом единстве, о чем так убедительно рассказывает Карен Хорни в своих работах.

  • Слайд 8
    • Мызнаем множество людей, сохранивших свободу духа тогда, когда была отнята свобода тела.
    • Именно поэтому включена в хрестоматию работа психолога Б.Беттельхейма. Это удивительный человеческий опыт, опыт конструктивного подчинения, выживания души в нечеловеческих условиях немецкого концлагеря.
  • Слайд 9

    Не является ли свобода нашей иллюзией или заблуждением? Мы никогда не узнаем этого наверняка; однако, если даже вера в человеческую свободу только иллюзия, это все-таки самая полезная из всех иллюзий.

    Неважно, насколько плохо идут дела, пока есть надежда на изменения, основанная на возможности действовать самому вместо того, чтобы ждать помощи от кого-то.

    С такой системой взглядов существует гораздо меньше шансов испытать чувство бессилия.

  • Слайд 10

    Лидерство в XXI веке — это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Лидерские качества нужны не только политическим вождям и руководителям корпораций.

    Умение активно воздействовать на социальную реальность — это основа любого успешного бизнеса, любой успешной карьеры, общественной или научной деятельности.

    Кто сказал, что лидером надо родиться? Лидерский ресурс может развить почти каждый человек.

  • Слайд 11

    Почему все-таки люди подчиняются друг другу? Будь то коллеги по работе, друзья, родные или руководитель и подчиненный. Почему мы выполняем просьбы, оказываем услуги друг другу?

    1. Потому что зависят от чужого мнения
    2. Потому что боятся (физической расправы, быть осмеянными, что разлюбят и прочее)
    3. Потому что их так воспитали с детства — подчиняться (например, общественному авторитету или вышестоящему)
  • Слайд 12

    В своем эксперименте, проведенном в 1961 году, Милгрэм пытался прояснить вопросы: до какой степени подчинения могут дойти обычные люди под давлением авторитета и насколько сильные страдания готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если они получают соответствующие приказы.

  • Слайд 13

    В эксперименте была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности профессиональному актеру).

  • Слайд 14

    Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в человеческом сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

  • Слайд 15

    Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

  • Слайд 16
    • Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно.
    • Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
  • Слайд 17
    • Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека.
    • Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.
  • Слайд 18

    Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

  • Слайд 19

    Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера.

  • Слайд 20

    Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания.

  • Слайд 21

    Люди, которые лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой называются интроверты.

    Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции.

    А люди, которых называют экстраверты предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

  • Слайд 22

    http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/psihologia/osnovy-psihologii-podchineniya-komu-i-kogda-gotovy-podchinyatsya-lyudi

Подчинение за час общение или механизм личностного психологического доминирования

В данном материале речь пойдёт о механизме подчинения и личностного доминирования. Рассмотрим простые приёмы, которые неоднократно совершенно непроизвольно применяли мы, устанавливая над кем-то личностное доминирование.

А также которым неоднократно подвергались мы, становясь, казалось бы при высокой собственной уверенности, робкими котятами.

В данном разделе мы не будем копать недра психологии и углубляться в теорию, а сразу перейдём к рассмотрению конкретных жизненных ситуаций и к рассмотрению конкретных способов и механизмов установления доминирования.

Замечали ли Вы, что будучи вполне коммуникабельным человеком, с уверенностью в себе, смелым, гордым и даже порой дерзким, но при общении с некоторыми людьми (причём людьми далеко не президентского статуса) ощущаете робость, стараетесь аккуратно вести разговор и задавать вопросы, боитесь отказать или поспорить (хотя у Вас в этом богатый опыт), короче ощущаете себя ягнёнком перед волком. У вас даже голос меняется , явно понижаясь или повышаясь в тоне, а стиль разговора становится не свойственен Вам. Если ДА, то значит, Вы общались с доминирующими личностями.

Доминантами в общении, как правило являются люди:

  • Явно превосходящие собеседника по физическим способностям, например спортсмены. Кстати, из спортсменов наиболее сильными доминантами в общении являются мастера боевых единоборств (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг, борьба). Даже без уведомления собеседника о спортивных титулах, статная выправка бойца, стойкий тонус мышц лица, непроизвольно проскакивающие резкие движения и координированная походка, на тонком подсознательном уровне намекают о мощи и потенциальной опасности такого собеседника. Также доминирующая роль, правда в меньшей степени, чем у бойцов ощущается у атлетов командных игр и «борцов с дистанцией, гравитацией и временем». Практически не стоят в этом списке культуристы (имеем в виду не спортсменов соревновательного уровня, а рядовых водянистых стеройдных пареньков), так как значительную долю людей в это увлечение (больше чем в другие виды спорта) приводит наличие скрытых комплексов и усталость подвергаться постоянному доминированию со стороны сверстников.
  • Вышестоящие должностные лица, от которых зависит уровень и стабильность Вашего дохода. Тут без комментариев, ибо кто платит тому и подчиняемся.
  • Люди более высокого социального статуса (владельцы бизнеса, высокопоставленные лица государственных структур, руководители топ-уровня). Даже без уведомления собеседника о статусе, дорогие часы, одежда и автомобиль говорят о наличие финансовой обеспеченности и соответственно его возможной силе и влиятельности.
  • Люди с криминальным прошлым и/или настоящим.
  • Люди с боевым опытом (гражданским, уличным или военным)

Следует отметить, что способности перечисленных групп к доминированию подкрепляется выработанными у большей части аудитории стереотипами подкреплённых массовыми показами фильмов и сериалов с возведение в вершину авторитета «безбашенных бойцов», бандитов, «мужиков с бабками» и т.д. А обычного честного человека с возведением в верх беззащитности и бесправности, тем самым запугивая и давая установку на подчинение.

Также доминирующее положении занимают люди сумевшие произвести впечатление лидера, и происходит обычно это в первый час общения.

Подчинение за час общения

Приведу пошаговую инструкцию по подчинению человека и установления над ним доминирования. В том или ином виде данные действия применяют руководители, особенно при заступлении на должность, байеры крупных торговых компаний при разговоре с представителями потенциальных поставщиков и просто потенциальные лидеры дружеских коллективов.

Наиболее просто потренироваться в плане данного эксперимента с человеком малознакомым, или знакомым, но не лучшим другом с которым вы съели вместе «пуд соли».

Потенциальным подчинённым является человек с полной головой молчаливых раздумий, неопределённости и непревосходящий Вас не по социальному статусу не по уровню заработка, не по физическим возможностям.

Первый час общения играет основную роль.
Если такой знакомый есть, то при построении разговора с ним…:

Общие рекомендации

  • не допускайте совместных шуток, могущих спровоцировать Вашего собеседника (потенциального «подчинённого») шутить над Вами или вызвать у Вас откровенный смех (смех от души)
  • не допускайте простецких и резких выражений и матерных слов. Допускается матерными словами только усилить эмоциональную окраску при рассказе чего-то шокирующего и в то же время увлекательного для собеседника.
  • не врите и не приписывайте себе чего-то несуществующего, ибо скромность намёк на уважение, а постарайтесь рассказать о своих ключевых заслугах, дабы максимально поднять авторитет, только в момент подвернувшейся темы в разговоре. При этом не «бейте себя руками в грудь»
  • не употребляйте или сведите к минимуму слова паразиты
  • старайтесь разговаривать со средней громкостью более
  • не «поливайте грязью» и негативом ваших знакомых, а если кого-то ругаете, то обязательно кого-нибудь активно похвалите, хвалённых Вами людей сделайте больше, чем обруганных. (ибо негативист никогда не производит впечатление сильной и авторитетной личности)
  • не делайте слишком низкий голос и не копируйте манеру разговора с какого-либо героя фильма или сериала (это выглядит смешно и несерьёзно)
Читайте также:  Зачем людям нужна любовь - психология

Конкретные действия

Метод полочек жизни
Поймайте своего потенциального подчинённого, (т.е. собеседника) на какой-либо не опытности и неопределённости, лучше не в плане профессиональной компетенции, а в плане рутинных житейских проблем.

(типа: «встречаюсь с одной, живу с другой – жениться или разводиться???»; «досталось наследство – тратить или продавать???»; «ищу работу – лучше з/п поменьше но по проще работа, или выше з/п, но сложнее ???» и т.д.)

Вообразите себя в роли умудрённого жизнью и опытного «бойца» и грамотно и аргументировано разложите проблему по полочкам, выделите все плюсы и минусы, предоставьте их на выбор, дав мудрое напутствие типа: «Я своё мнение высказал, а дальше решать тебе»

Метод замены «-» на «+». Заранее наведите справки о каких-либо конфликтах (лучше не крупных конфликтах) вашего собеседника (потенциально подчинённого) с кем-либо и при общении плавно перевидите тему на конфликт с недоброжелателем собеседника и внимательно выслушайте.

А после согласитесь и поддержите собеседника, но выступите также справедливым адвокатом и прокурором в одном лице, попытайтесь частично оправдать недоброжелателя собеседника, расскажите (можно и выдумать и приукрасить) о собственных подобных ситуациях, деликатно обвините в конфликте мнительность и эмоциональность собеседника. И предоставьте на выбор положительные и отрицательные моменты обсуждаемой ситуации, дав мудрое напутствие типа: «Всё таки страшного ничего тут нет, жизнь продолжается, у меня тоже такое было и типа жив, в жизни всякое бывает»

При применении приведённых методик, как примеров, постарайтесь искренне стать интересным и приятным собеседником для вашего потенциально «подчинённого». Если всё прошло успешно и Ваш «новый друг» решит дальше «исповедоваться» Вам о своих житейских проблемах, то, совершенно не замечая этого, он будет попадать в сети вашего доминирования.

Логичный напрашивается вопрос: «Если таким образом сложились доверительные беседы, то почему возникшие отношения нельзя назвать обычной дружбой? И причём тут доминирование и подчинение?»

А притом, что в данной ситуации возникнет дружба «неопытного мышонка и мудрой совы», могущей мышонка съесть. Далее можно «подзатянуть гайки», позволить себе периодически грубить на подчинённого человека, навязывать свои убеждения «подчинённому» человеку, втягивать в коммерческие проекты (даже авантюрные) с ведомой ролью вашего друга и даже грубить на него, правда, далее извиняясь, мотивируя грубость следствием усталости, озабоченности и депрессии. Подобным образом в коллективе появляются лидеры и ведомые члены – подчинённые.

Метод «Я начальник, ты дурак» Потенциальный будущий руководитель с умным видом слушает Ваш рассказ, огибая своим взглядом затылок, потом произносит слово: «Достаточно!». Далее спокойным монотонным голосом начинает задавать вопросы по нарастающей увеличивая их давление на Вас.

Сначала вопросы с просьбой рассказать о конкретных моментах работы на прежних местах и о причинах ухода с неё.

Далее: если Вы обоснованно ответили на предыдущие вопросы, то начинает расспрашивать Вас об алгоритмах той профессиональной области, типа: «Каким образом Вы будете решать такие, такие и такие задачи???» Если Вы методом логики находите ответ, то вопросы ужесточаются и начинают предполагать ответы в виде определений из дебрей экономики, маркетинга и технологии. Притом, когда Вы не отвечаете на поставленный вопрос, то «руководитель» доходчиво сам даёт ответ, тем самым подчёркивая свою ценность и превосходство в данном месте и Вашу неопытность.

Такой метод безотказно действует, так приходя на трудоустройство Вы и так чувствуете себя в нижней плоскости, а душевное трепетание и напряжение для ответа на поставленный каверзный вопрос уже снизводит Вас в плоскость фактического подчинённого, а потенциального руководителя возвышает в статусе, как относительно Вас, так и абсолютно, поднимая его самооценку. 

Поскольку речь идёт о собеседовании с потенциальным будущим руководителем при трудоустройстве, то по статистики WEB-опросов ряда респондентов разного профессионального уровня, проходивших интервью в ряде организаций, причём организаций не относящихся к списку сомнительных работодателей, а заинтересованных в найме специалистов. Была выведена средняя результативность:

  • Если не смогли ответить на поставленные каверзные вопросы, то был получен отказ в трудоустройстве как недостаточно профессионального кандидата, (если, конечно, не вёлся приём на работу низкоквалифицированным рабочим или мебельным интерьером).
  • Если Вы с лёгкостью и уверенностью ответили на первые два-три вопроса, а далее осекли интервьюера за нецелесообразность беседы, некорректность вопросов. Вероятнее всего за это последует отказ, причина отказа будет крыться в дерзости и трудной управляемости такого кандидата.
  • Если степень ответа на поставленные вопросы составила от 30% до 80% (выше вряд ли будет), а манера ответа была как в институте на экзамене. То именно это то что надо большинству наёмных линейных руководителей и руководителей среднего звена. 

Как не попадать под доминирование

Самый действенный и оптимальный способ защиты от психологического доминирования – стать сильной личностью с большим удельным весом в обществе. Но если это всё только в перспективных планах и мечтах, то частое попадание под психологическое доминирование других личностей может существенно отодвинуть Ваши запланированные сверх цели. Следуйте ряду простых рекомендаций:

  • Меньше помните о своих житейских и профессиональных неудачах (если такие были, а их не может небыть), дабы неудачи были и есть у каждого, а помните и как можно чаще прокручивайте в голове Ваши заслуги и достоинства, ибо это и придаст Вам цену. А человека знающего себе цену тяжело подчинить.
  • Старайтесь никому не показывать свои проблемы и житейские неопределённости, за исключением проверенного друга или близкого человека, с которым в психологическом плане у Вас долгие и комфортные отношения. Для всех остальных создавайте впечатление только успешного и непоколебимого человека, пускай даже в действительности все не совсем так.
  • При разговоре с психологически сильной личностью, т.е. потенциальным доминантом над Вами, не направляйте взгляд в пол, уводите разговор от активных дискуссий.
  • Если чувствуете, что Ваши психологические позиции слабы в сравнении с собеседником, то мысленно представьте вокруг себя светящееся кольцо или упругий светящийся кокон, стенки которого не пускают и как бы отталкивают доминанта. Также очень полезно пропевать про себя какую-нибудь понравившуюся песню, желательно динамичную композицию.
  • Разрушьте кажущуюся авторитетность собеседника, заметив в нём какое-то несовершенство, либо узнав заранее, например о неудачном для него исходе какого-либо конфликта, трусливое поведение в какой-либо ситуации. Как пример: если авторитетный собеседник (потенциальный доминант) в настоящее время владелец небольшого бизнеса, то установление факта, что открытие и налаживание его дела принадлежит не ему, а отцу, быстро сравняет ваши плоскости общения.
  • Вне зависимости от статуса собеседника старайтесь находиться с ним в одной плоскости и помните, что как перед Богом, так и по конституции все люди равны, а насильственное установление над кем-либо доминирующего положения является преступлением.
  • Не общайтесь в конце концов с человеком подчиняющим Вас и психологически подавляющим (если это явно), пускай даже он для Вас полезен. Ибо эта полезность выйдет для Вас дороже вследствие подавления Ваших личностных свобод, здравых амбиций и самооценки.

Источник: http://4allbiz.ru/articles/12/subordination-in-communication.html

MED24INfO

Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает.

Ж. Местр.

Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому.

Тит Лукреций.

Подчинение как атрибут общества

Человек — существо общественное. Род, племя, община, нация — это сообщества, принадлежность к которым помогала выжить в борьбе с силами природы, а затем и в борьбе с конкурирующими сообществами.

[49]

Только та община была сильной, где интересы каждого были подчинены единой воле. Общины, не обладающие подобной централизацией, или распадались, или погибали в борьбе с более сильными. Таким образом, у членов сообщества на генетическом уровне вырабатывался инстинкт подчинения.

«Человек — это животное, которое с момента, когда оно начинает жить среди других индивидуумов своего вида, нуждается в хозяине», — утверждал Кант.

Итак, каждый из нас, в принципе, готов подчиняться. И подсознательно ищет того, кто даст нам уверенность в безопасности — подобно вождю-племени или отцу семейства.

Для каждого из нас колыбелью подчинения является семья. Наша мать, а еще чаще — отец, добиваясь послушания, готовили нас к подчинению в жизни. Но на этом воспитание способности к подчинению вовсе не заканчивается. Подчинение и семья идут рука об руку всю жизнь.

Создав свою семью, молодые узнают на собственном (нередко — печальном) опыте, что только умение уступать друг другу является залогом сохранения семьи. Об этом постоянно твердят им родители и все те, кто прожил много лет в браке. Не умеющим уступать (то есть в нужный момент подчиниться), как правило, грозит распад семьи.

Человек, не умеющий в нужный момент подчиниться, не сделает карьеры, и т. д.

Таким образом, подчинение заложено в нас как на бессознательном уровне, так и воспитано семьей, школой, производственными отношениями, в конечном счете — всем обществом. Иными словами, сама принадлежность к обществу невозможна без подчинения.

Приказ

Подчинение — это реакция на приказ, явный или скрытый. Мы привыкаем к приказам с детства, из них состоит значительная часть того, что именуется воспитанием. Приказами пронизана и вся взрослая жизнь человека.

Приказ старше, чем язык, иначе его не понимали бы животные. Дрессировка животных как раз в том и заключается, чтобы они, не зная языка, научились понимать, чего от них хочет человек. В коротких ясных приказах, которые в принципе ничем не отличаются от приказов, адресуемых людям, животным

[58]

объявляется воля дрессировщика. Они ее исполняют, соблюдая также запреты как одну из форм приказа.

Поэтому корни приказа с полным основанием можно искать в древности: по крайней мере ясно, что в каких-то формах он существует и вне человеческого общества.

Видимо, первая по времени реакция на воздействие приказа — бегство. «Бежать!» — диктует одному животному другое, более сильное. Бегство лишь по видимости спонтанно; у опасности есть облик, и, не узнав его, животное никогда не ударится в бегство. Приказ «бежать!» силен и прям, как взгляд.

С самого начала сущность бегства предполагает различие существ, вступающих таким образом в отношения друг с другом. Одно из них объявляет, что намерено пожрать другое; отсюда смертельная серьезность бегства. Приказ приводит слабейшего в движение, и неважно, разворачивается затем преследование или нет.

Дело лишь в мощи угрозы голосом, взглядом или внушающим страх видом.

В первоначальной форме отношение приказа возникало между двумя животными разной породы, одно из которых угрожало другому.

Большое различие в силе этих двоих, то, что одно, можно сказать, привыкло служить другому добычей, непоколебимость этого отношения, существовавшего как бы изначально, — все это придало явлению характер абсолютности и необратимости.

Бегство — единственная и последняя инстанция, к которой можно апеллировать против смертного приговора.

Рык льва, вышедшего на охоту, — действительно смертный приговор; это единственный звук его языка, понятный всем его жертвам, и, может быть, это понимание — единственное общее, что у них есть. Древнейший приказ — тот, что был отдан гораздо раньше, чем на Земле появился человек, — это смертный приговор, побуждавший жертву к бегству. Уместно было бы задуматься над этим, когда речь пойдет о приказах среди людей.

Приказ нельзя обсуждать, ставить под сомнение. Он ясен и краток, потому что должен быть понят сразу. Промедление с реакцией на него уменьшает его силу. С каждым повторением, если приказ не исполняется сразу, он как бы теряет часть своей силы и опадает, как спущенный воздушный шар. Действие, запускаемое приказом, связано с мигом, когда он отдан.

Читайте также:  Гипертим и позитив - психология

[51]

Оно может быть назначено на более поздний срок, но должно следовать однозначно.

Приказу подчиняются потому, что сопротивление безнадежно: приказывает тот, кто все равно победит. Власть приказа не допускает сомнений; стоит лишь раз пробудиться сомнению, и власти придется вновь утверждаться в борьбе.

Кого терзают приказами сильнее всего, так это детей. Удивительно, как они вообще не ломаются под гнетом приказов и умудряются пережить рвение воспитателей. Потом они воспроизводят то же самое иене меньшим упорством по отношению к собственным детям.

Поражает длительность сохранения в первозданном виде приказов, полученных в раннем детстве: стоит только явиться следующему поколению жертв, и приказы уже тут как тут. И ни один нисколько не изменился, как будто они отданы час назад, а не двадцать, тридцать или более лет назад.

Можно лишь констатировать детскую восприимчивость по отношению к приказам, верность им и упорство в их сохранении.

Когда говорят о тяге к новому, еще не достигнутому, за этим кроется не что иное, как стремление избавиться от когда-то воспринятого приказа.

Плата за подчинение

То, что мы обыкновенно именуем приказом, разыгрывается между людьми: начальник приказывает подчиненному, мать приказывает ребенку. Приказ, каким мы его знаем, далеко ушел от своего биологического прообраза. Он одомашнился. Он применяется как в общесоциальных, так и в интимных контекстах человеческой жизни, а в государстве играет не меньшую роль, чем в семье.

Как удалось одомашнить приказ? Как удалось обезвредить смертельную угрозу свободе? Объяснение такое: в каждом из случаев практикуется нечто вроде подкупа. Хозяин дает еду слуге или собаке, начальник платит зарплату подчиненному, мать кормит ребенка.

Существо, состоящее в подчинении, привыкает получать пищу только из одних рук. Собака или слуга получают пищу только из рук своего господина, никто другой не обязан их кормить, да, собственно, и не имеет права это делать.

Отношение собственности состоит отчасти в том, что пища приходит исключительно из рук хозяина. Ребенок же

[52]

вообще не в состоянии сам себя прокормить. С рождения он не может обойтись без материнской груди и впоследствии еще долго без домашней пищи.

Предоставление пищи и приказ тесно связаны. Наиболее ярко это проявляется в практике дрессировки животных. Сделав то, что от него требуется, животное получает лакомство из рук дрессировщика. Одомашнивание приказа превратило приказ в обещание пищи.

Вместо того чтобы обращать в бегство, грозя смертью, человек обещает то, что больше всего требуется каждому живому существу, и строго держит обещание.

Вместо того чтобы служить пищей господину, вместо того чтобы быть съеденным, тот, кому отдан приказ, сам получает пищу [110].

В отношениях между начальством и подчиненными роль пищи опосредованно играет заработная плата.

Соблюдение порядка

Мы — ученики окружающей нас социальной среды, и с самого рождения учим все новые правила и виды «порядка», которые и формируют наше поведение.

Это начинается с дисциплины принятия пищи, продолжается через дисциплину речи, благодаря которой мы усваиваем готовую систему видения окружающего мира, мышления и чувствования, и до всякого рода порядка, социального, познавательного, эстетического, морального и т. д., с которым мы сталкиваемся в течение нашей жизни и которому подчиняемся.

Если вслед за физиком Шредингером примем, что жизнь есть непрерывное противостояние энтропии или тенденции материи к хаотическому движению частиц, то порядок оказывается наиболее существенной чертой жизни как таковой.

При обмене энергией и информацией со средой (метаболизм энергетический и информационный) каждый живой организм, от простейшего до самого сложного, стремится сохранить свой собственный порядок. Утрата этого порядка равнозначна смерти, являя собой победу второго закона термодинамики (закона энтропии).

Усилие жить, которое противостоит энтропии, частично экономится благодаря биологической наследственности, когда своеобразный порядок передается от поколения к поколению.

[61]

Помимо биологического наследования человек располагает наследованием социальным, благодаря которому может овладевать материальными и духовными ценностями.

Результаты усилий тысяч поколений, связанные с развитием речи, формированием знаний о мире, моральных и художественных ценностей, технических устройств и т. д., передаются человеку в процессе обучения и социализации.

Если бы он был лишен этого наследства, то вынужден был бы все начинать сначала, и, таким образом, развитие человечества было бы невозможно.

Источник: http://www.med24info.com/books/manipulirovanie-soznaniem/2-3-psihologiya-podchineniya-13941.html

Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным

Реферат

« Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным «

Каждый человек хочет, чтобы его жизнь была благополучной. Залог успеха должен закладываться еще с юного возраста, когда идет формирование взглядов и целей. Я согласна с тем, что молодость – это время, когда человек обязан учиться, «пахать», брать от жизни все, что есть рядом и, наконец, сделать карьеру. Однако стать преуспевающими людьми удается не всем.

Как сделать карьеру, как избежать ошибок, как выжить в бизнес-среде? Поиском ответов на эти вопросы занимаются различные специалисты и такая дисциплина, как «психология экономической деятельности» становится актуальной.

Одним из важных моментов в этой науке является тема взаимоотношений между руководителем и подчиненным, начиная с момента принятия на работу, отношений в процессе трудовой деятельности и увольнением.

В моей жизни пока нет примеров, относящихся к трудовой практике, поэтому для меня большое значение имеют аналитические наблюдения и опыт успешных людей, которыми они могут поделиться.

В будущем я хотела бы научиться работать не только с большими потоками информации, выделять из нее наиболее важную, превращать ее в знания, прогнозировать последствия и оценивать различные ситуации, но и с людьми.

Если рассматривать взаимоотношения между руководителем и подчиненными с точки зрения подчиненного, то можно выделить 3 типа подчинения:

Подчинение, понимаемое как вынужденное и внешне навязанное . При нем у подчиненных проявляется неприятное чувство зависимости от руководителя. Оно возникает обычно тогда, когда подчиненные не видят у своего руководителя тех качеств, которыми он должен быть с их точки зрения наделен. В таких случаях административный руководитель явно не является формальным лидером;

Пассивное подчинение . По поводу такого подчинения выдающийся русский флотоводец, адмирал С.О. Макаров сказал так: это почти то же, что пассивное сопротивление. При этом подчиненный считает себя свободным от необходимости размышлять и принимать самостоятельные решения.

У него отсутствует инициатива и он делает лишь то, что ему поручает руководитель. Ряд исполнителей при такой форме подчинения даже могут испытывать удовлетворение своим положением. Но там, где подчиненные сидят сложа руки, ожидая по любым вопросам указаний свыше, там успеха ожидать трудно.

Пассивное подчинение во многом формируется под воздействием личностных качеств руководителя.

Для подчиненных-специалистов отрицательное последствие такого подчинения проявится еще и в том, что они в конечном счете могут утратить способность самостоятельно действовать и принимать решения даже тогда, когда в этом возникает необходимость;

Осознанное подчинение . Оно проявляется только по отношению к лидеру. При этом подчинении исполнитель хорошо понимает свою роль в данном коллективе, свои права и ответственность за порученное дело, он положительно оценивает своего руководителя и внутренне согласен ему подчиняться. Еще прусский канцлер О.

Бисмарк утверждал, что всякая дисциплина начинается с осознания своей подчиненности более высокому начальнику. При осознанном подчинении руководитель оказывает доверие своим подчиненным, проявляет к ним уважительное отношение, а подчиненные проявляют уважительное отношение к нему.

В этой связи уместно вспомнить об оценке взаимных отношений, данной широко известным в нашей стране предпринимателем С. Мавроди (АО «МММ»). Она гласит так: «принцип взаимного доверия выше принципа взаимных обязательств». Но, как известно, сам Мавроди этим хорошим принципом, к сожалению, не руководствовался.

Осознанное подчинение содействует развитию у исполнителя инициативы и самостоятельности при выполнении своей работы. Задачей руководителя является развивать эту форму подчинения, как наиболее полноценную и надежную с точки зрения эффективности управления. Но чтобы ее развивать, и самому руководителю нужно обладать рядом качеств. Как известно, еще А.В.

Суворов, великий русский полководец, составил следующий кодекс качеств для руководителя (командира): весьма смел – без запальчивости; быстр – без опрометчивости; деятелен – без легкомыслия; покорен – без унижения; начальник – без высокомерия; любочестив – без гордости; тверд – без упрямства; осторожен – без притворства; приятен – без суетности; расторопен – без коварства; проницателен – без лукавства; искренен – без простосердечия; приветлив – без околичностей; услужлив – без корыстолюбия; решителен – избегая неизвестности. В необходимости наличия таких качеств у нынешнего руководителя вряд ли можно сомневаться.

Современные социологи называют для руководителя 120 позитивных черт, которыми ему необходимо обладать. Однако в этом множестве есть такие качества, которые для руководителя особенно важны. Среди других работников он должен выделяться не силой власти, а прежде всего, своим авторитетом, а также силой энергии, большей разносторонностью, большей талантливостью.

Авторитет руководителя – это его общепризнанное влияние, которое основано на значимости его должности, на доверии людей к его знаниям, опыту, нравственным достоинствам.

Люди осознанно подчиняются тому руководителю, который является для них примером не только в профессиональном, но и нравственном аспекте, который умело совмещает в себе организаторские и воспитательные способности со строгой самооценкой. В то же время любой руководитель должен всегда уметь поставить себя в положение своего подчиненного, т.е.

обладать способностью проникновения. Только при этом условии он не поставит зависимого от себя человека в такую ситуацию, в которой тот не в состоянии справиться с возложенной на него задачей. Руководитель должен обладать чувством объективности, т.е. умением оценивать все как бы со стороны, на расстоянии.

Это помогает ему лучше определить истинные причины проявления тех или иных действий подчиненного, вернее оценивать достигнутые результаты, принимать правильные меры, чтобы укрепить уверенность у добросовестных работников и поправить нерадивых. Ему необходимо корректировать и свои действия, которые со стороны подчиненных вызывают отрицательное отношение.

Проявление объективности требует от руководителя большой силы воли.

Авторитет руководителя находится в зависимости от стажа его работы в данной должности. Данные социологических опросов подтверждают, что чем больше стаж, тем больше авторитет.

Авторитет, репутация и другие качества к руководителю приходят не сразу и не сами по себе, их надо завоевать, вырабатывать, а затем сохранять. Как гласит один из афоризмов Б.

Шоу «репутация руководителя подобна вазе: разбитую вазу можно склеить, но всегда будут заметны ее повреждения». Такова же судьба и репутации руководителя, его авторитета: разрушить их легко, восстановить – сложно.

В процессе управления руководителю нередко приходится решать вопрос о поощрении подчиненного за достигнутые успехи или о наказании его за допущенные промахи в работе. Психологическое воздействие поощрения и наказания происходит в двух направлениях: прямо и косвенно.

Прямое воздействие поощрения рассчитано на чувство ответной благодарности поощряемого, на укрепление его уверенности в правильности совершенного им действия. Косвенное воздействие поощрения осуществляется на лиц, еще не добившихся высоких результатов. Аналогичным образом происходит психологическое воздействие на работников и наказания.

С учетов этого правильный выбор форты и порядка объявления поощрения или наказания имеет важное значение в процессе управления.

За рубежом по этому поводу разработано немало различных инструкций и положений.

Вот, например, как рекомендуется поступать директору на американском предприятии, налагая взыскание на подчиненного: прежде чем сделать ему выговор за какое-либо упущение, директор должен сначала отметить положительные стороны провинившегося, похвалить его за какое-нибудь ранее хорошо выполненное им задание и только после этого объявить ему выговор, упомянув о размере причиненного им ущерба. После объявления выговора нужно обязательно выразить уверенность, что провинившийся при его хороших способностях не допустит в дальнейшем подобных проступков. При соблюдении всех этих требований провинившийся поймет, что выговор ему объявлен заслуженно, и он не будет в обиде на руководителя. [3]

Читайте также:  Экзистенциальная психология - психология

Главное в бизнесе, считает Анатолий Бахтин[1] , – привести все, чем ты занимаешься, в замыкающуюся систему, понять схему процесса, которым занимаешься. Если сразу не видишь – рисуй звенья бизнес-цепочки, расписывая по пунктам, как все взаимодействует, и замыкай их. Все просто – теперь лишь работай по этой схеме и далеко не отходи. И будешь успешным в любом деле.

Задача – собрать бизнес-процессы и, главное людей в замкнутую цепочку, чтобы она действовала, а ты лишь контролировал и тратил на этот контроль минимум времени. И если процессы сами по себе замыкаются довольно просто, то работа с людьми – это ювелирный процесс. Каждого в систему встраиваю по отдельности. Человек не может, допустим, водить машину.

Но может что-то другое! Нужно направить его способности в русло интересов компании. Тогда он будет приносить пользу. Я люблю людей «идейных», с ними проще работать, чем с исполнителями.

Необходимо научиться общению с людьми, потому что у многих людей карьера порой заходила в тупик из-за банального отсутствия воспитанности! Например, я усвоил, что есть люди, у которых характер – совсем не золото, но если они профи – их нужно уважать хотя бы за это.

Я постоянно мониторю интересы своих сотрудников. Потому что я стремлюсь построить идеальную систему, в которой от каждого человека идет максимальная отдача. А без индивидуального подхода это невозможно! Выстраивая систему нельзя пренебрегать человеческим фактором.

К любому человеку надо искать свой индивидуальный подход, чувствовать, что же им управляет. У всех есть свои струнки – нужно только правильно найти ту, на которую надавить. Очень важно в каждом человеке видеть человека. Хотя бы из-за уважения. Тогда ты поймешь его ценности.

Поймешь ценности, значит, сможешь с ним работать.

Источник: http://MirZnanii.com/a/162425/psikhologiya-vzaimootnosheniy-mezhdu-rukovoditelem-i-podchinennym

Психология власти: власть и влияние в психологии

Психология власти изучает власть в широком смысле этого слова, как психологическое явление, благодаря которому возникло и развивается упорядоченное человеческое общество.

Определение и функции власти

Привычная ассоциация со словом «власть» это «политика». Но власть бывает не только политической, но и духовной, экономической, семейной и так далее. Она есть во всех сферах жизнедеятельности.

Как бы ни стремились люди к равенству, практически всегда там, где есть отношения хотя бы двух людей, уже есть власть одного из них над другим. В отношениях господства и подчинения бывал каждый человек и не раз.

Власть одного человека над другим может быть желанной и долгожданной, восприниматься спокойно, как норма и данность, а может быть и нестерпимой, ущемляющей права и свободы – все зависит от того, как относиться к необходимости быть властителем или подчиненным.

Власть (какой бы она ни была) порождает порядок и стабильность, безвластие же это анархия и хаос.

Власть нужна для регуляции общественных отношений. Она осуществляет следующие функции:

  • устанавливает упорядоченные связи между людьми,
  • координирует взаимоотношения,
  • управляет ими,
  • контролирует и поддерживает упорядоченность отношений.

Власть определяется как:

  • аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми;
  • способность одного человека управлять и воздействовать на других людей;
  • способность получать желаемое вне зависимости от других;
  • возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению;
  • возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться тому, кто приказывает;
  • важнейшая потребность, мотив деятельности и взаимоотношений между людьми.

Есть и другие определения понятия «власть», но из каждого следует, что власть не существует вне человеческих взаимоотношений. Однако если взглянуть на власть больше с позиции психологии, нежели социологии, то ее проявления можно заметить не только в межличностных, но и во внутриличностных отношениях.

Человек сам себе и раб и господин. Ведь так часто приходится выбирать между разумом и чувствами, эмоциями или здравым смыслом, желаниями и обязанностями, инстинктами и совестью и так далее.

Источники власти

Власть является возможностью реализовать социально необходимое управление отношениями между людьми.

Но эффективным такое управление бывает только в том случае, когда обладатель власти (руководитель, лидер, правитель или иное властное лицо) получает от подчиненных обратную связь, то есть когда он интересуется тем, насколько его решения и действия полезны, приемлемы, эффективны.

Именно из-за проблем с обратной связью чаще всего и возникают недовольства, волнения, бунты и прочие протесты против властных структур. Так бывает, когда авторитарное правительство не слышит народ, высокое руководство работников, строгая мать своих детей – механизм власти и ее проблемы одинаковы на разных уровнях.

Суть власти одинакова, но сама власть бывает различной. И определяются эти различия методами, которые выбирает властная структура для управления подчиненными, а также источниками этой власти.

Один из самых известных социологов, основоположник социологической науки М. Вебер (1864-1920) в качестве источников власти определял:

  1. Право. Официальный, юридический источник власти. Из всех прав наиболее властным является право собственности (владение вещью определенным лицом) и контроль над ресурсами. Государство как главный элемент политической власти также базируется на праве и законе. Кроме писанных, есть и неписанные правила, относящиеся к разряду традиций, обычаев, морали.
  2. Насилие. Говорят: «У кого сила, у того и власть». Прямое и косвенное, физическое и психологическое или даже просто угроза насилия – мощный и самый примитивный источник власти. Насилие это и применение оружия преступником и предупреждение отца семейства: «Сейчас сниму ремень!».
  3. Авторитет. Самый «мягкий» источник власти. Здесь властитель управляет людьми, опираясь на свою харизму, силу обаяния, имеющиеся социальные связи, багаж знаний и умений или манипулирует верой людей в кого-то или что-то.

Грубое насилие и написание законов – это относительно простые и открытые способы установить власть, но в современном обществе властители чаще всего действуют более тонко, через авторитет.

Человек, который не просто управляет людьми, но при этом еще и нравится им, властвует так, чтобы подчиненные сами хотели быть управляемыми. Такой лидер умен и обаятелен, апеллирует общечеловеческими ценностями и общим благом, является примером для подражания, а также обладает крупными каналами распространения массовой информации.

Информация и ее распространение – тот источник власти, о котором не говорил М. Вебер, так как это особенность уже XXI века. Сегодня помимо законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве выдается и «четвертая власть» – средства массовой информации (СМИ).

Власть – могущество или ограничение?

Психология власти очень неоднозначна. Не всегда властитель наделен реальной властью, не всегда тот, кем управляют, чувствует себя таковым, бывает что подчиненный фактически управляет руководителем и так далее.

Не все люди хотят властвовать над другими, некоторые боятся власти, ведь это не только возможность управлять и иметь привилегии, но и большая ответственность, а также риск принять неверное решение, причинить вред другим людям, в конце концов, самому серьезно пострадать.

И в группе и в паре многим людям гораздо комфортнее быть ведомыми, нежели ведущими. Ведущим быть сложнее, это ответственная работа, нужно уметь планировать, организовывать, вдохновлять, стимулировать, управлять, нести ответственность и так далее. Там, где нет равенства, но есть господство и подчинение, одному приходится думать за всех.

Власть – это не только могущество того, кто властвует, но и серьезные ограничения и самоограничения. Кажется, что тот, у кого есть власть, может делать все что пожелает, а на деле же оказывается, что он сам раб своих обязанностей.

Обладание властью не может не оказывать влияние на личность. Чем больше власть, тем больше изменений в характере, привычках, образе мыслей.

Часто власть меняла людей не в лучшую сторону. Ведь приходится выбирать трудиться во благо других людей или использовать этих людей, как легкое средство достижения личных целей (чаще всего богатства). Такой выбор не просто сделать, соблазн выбрать второй вариант велик.

Очевидно, что власть должна быть в руках высокоморальных личностей, но чаще всего она оказывается у того, кто умеет использовать свои особенности и таланты в деле руководства и управления людьми.

Инструментом достижения власти и ее удержания может стать любая особенность личности, даже такая черта как беспомощность, показная или действительная слабость характера. Зная как правильно пользоваться слабостью, можно и ее превратить в «рычаг власти».

Физическая сила, знание секретов, обладание деньгами, авторитет и прочие источники власти еще не гарантируют ее. Власть чаще всего оказывается у того, кто к ней стремится, кто изучает ее и знает, что с ней делать, кто видит себя ведущим и управляющим.

Хотя, конечно, власть может прийти в руки и нежданно-негаданно. Это прекрасно знают семьи с маленькими детьми. В такой семье главный не папа и даже не мама, а малыш. Он становится центром вселенной, он – король, а родители подчиняются его воле, потребностям и обаянию.

Бывает так, что человек, совершенно не стремившийся к власти, вынужден ее принять. Таким людям тяжелее быть лидерами, но зато они чаще бывают демократичными и лояльными по отношению к подчиненным.

Психология власти: стремления и страхи

Существует чисто психологический инструмент господства, которым практически всегда владеют люди, наделенные властью. Этот инструмент – удовлетворение потребностей людей.

Имея возможность контролировать потребность людей (в воде, жилье, безопасности, сексе, любви, дружбе, самоуважении, самореализации и так далее), можно ими управлять. Также в инструмент управления подчиненным превращается его страх что актуальная потребность останется неудовлетворенной.

Людям иногда внушают нужду в чем-либо несущественном, а потом манипулируют ими, взяв за основу умение удовлетворять эту искусственно созданную потребность или страх что эта потребность не будет удовлетворена.

Так, связав приобретение ненужной по сути вещи с удовлетворением потребности в признании и самоуважении, можно заставить многих людей покупать ее снова и снова. Сегодня часто покупают новый мобильный телефон не потому, что старый сломался, а потому что появился новый, точнее потому, что покупатель поддался на манипуляцию «если купишь, получишь признание и ободрение окружения».

Для тех людей, которые не поддаются манипуляциям, есть иная “ловушка”. Сегодня многие вещи делают так, что бы они прослужили недолго, их программируют на определенный, короткий срок службы.

На влечении людей к удовлетворению актуальных потребностей часто базируется власть. На этом основании выделяют виды власти:

  1. Власть-принуждение основана на страхе не иметь необходимого. Жестокая власть угрожает: «Не будете подчиняться, пострадаете!».
  2. Власть информации основана на стремлении людей к получению достоверных знаний.
  3. Власть-вознаграждение основана на потребности в одобрении, поощрении, уважении, любви.
  4. Эталонная власть основана на стремлении соответствовать идеалу. Образцовому лидеру подчиняются безоговорочно.
  5. Экспертная власть удовлетворяет потребность в безопасности. Люди думают: «Эксперт точно знает, что делает и все сделает правильно».

Власти можно либо повиноваться, либо скрыто или открыто сопротивляться, но нужно понимать, что она сама редко когда бывает однозначно хорошей или плохой. Всегда ясно видно только то, что власть определенным образом направляет деятельность, поведение и жизнь людей.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/psixologiya-vlasti

Ссылка на основную публикацию