Немотивированное поведение — психология

Клуб Здорового Сознания

Немотивированное поведение — поведение, за которым нет ни выбора, ни потребности, поведение без мотива.

Если человек делает нечто бездумно, например по привычке — в таком поведении непосредственно мотива нет (хотя можно придумать и истолковать поведение как в некотором смысле мотивированное).

Если человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живущий бездумно, по () живет и действует без мотивов.

Если человек делает нечто по принуждению (заключенный в тюрьме шьет рукавицы), у него нет ни выбора, ни потребности, и в этом случае шитье рукавиц не мотивировано, не имеет мотива. Ты шьешь потому, что тебе сказано. Тебя заставили.

А. Маслоу о немотивированном поведении

Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, тем не менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не все человеческие реакции мотивированы, по крайней мере, в расхожем смысле термина «мотивация». Обычно этим термином обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущную необходимость.

Однако такие феномены, как психологическое созревание, самовыражение, личностный рост или самоактуализация, по моему глубокому убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии.

Мы еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально они будут рассмотрены в главах 10 и 14.

Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий, которым часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его явно.

В основе большей части невротических симптомов, или невротических тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы, подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своего осуществления неверные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поиском удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать травм и позора.

Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно связан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеет некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному Майером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должно найтись место в теории мотивации.

Источник: https://psy-space.ru/?page=nemotivirovannoe-povedenie

«Мотивация и личность»

Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, тем не менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не все человеческие реакции мотивированы, по крайней мере, в расхожем смысле термина «мотивация». Обычно этим термином обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущную необходимость.

Однако такие феномены, как психологическое созревание, самовыражение, личностный рост или Самоактуализация, по моему глубокому убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии.

Мы еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально они будут рассмотрены в главах 10 и 14.

Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий, которым часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его явно.

В основе большей части невротических симптомов, или невротических тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы, подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своего осуществления неверные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поиском удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать травм и позора.

Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно связан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеет некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному Майером и позднее детально исследованному Клием, обязательно должно найтись место в теории мотивации.

Возможность осуществления

Дьюи и Торндайк подчеркнули один важный аспект мотивации, который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно, возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого (я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своих претензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие в проблему бессознательных желаний.

Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желании приобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали.

Средний американец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике, телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него есть возможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому что яхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательных желаниях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет.

Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение для понимания межклассовых, межгрупповых и межкультурных различий в мотивации.

Источник: http://www.persev.ru/book/nemotivirovannoe-povedenie

Немотивированное поведение

Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, тем не менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не все человеческие реакции мотивированы, по крайней мере, в расхожем смысле термина «мотивация». Обычно этим термином обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущную необходимость.

Однако такие феномены, как психологическое созревание, самовыражение, личностный рост или самоактуализация, по моему глубокому убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии.

Мы еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально они будут рассмотрены в главах 10 и 14.

Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий, которым часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его явно.

В основе большей части невротических симптомов, или невротических тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы, подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своего осуществления неверные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поиском удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать травм и позора.

Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно связан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеет некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному Майером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должно найтись место в теории мотивации.

ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Дьюи (108) и Торндайк (449) подчеркнули один важный аспект мотивации, который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно, возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого (я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своих претензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие в проблему бессознательных желаний.

Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желании приобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали.

Средний американец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике, телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него есть возможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому что яхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательных желаниях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет.

Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение для понимания межклассовых, межгрупповых и межкультурных различий в мотивации.

ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какое влияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. По Фрейду, импульсы, идущие из Ид, представляют собой совершенно самостоятельную реальность, не пересекающуюся не только с внешним миром, но и с прочими импульсами.

«Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем его хаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения.

Энергия Ид – это инстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемая одним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности в соответствии с принципом удовольствия.

Для процессов Ид не существует логики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.

Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг друга и не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, ради разрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино. Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-таки существует исключение из философского принципа, гласящего, что всякий психический акт протекает в пространстве и времени…

Читайте также:  Общество - психология

https://www.youtube.com/watch?v=j7xtm2HQZ5M

Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, ему неведома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор, тесно связанный с принципом удовольствия, – вот что управляет процессами Ид. Катексис инстинктов, рвущихся вовне, – это все, что содержит в себе Ид». (Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933, pp. 103-105.)

Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные, перестают быть Ид и становятся частью Эго.

«Мы имеем все основания считать, что Эго есть той частью Ид, которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира, которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них. – ее можно сравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции.

Эта связь с внешним миром – решающая характеристика Эго. Эго взяло на себя задачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго в своем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежно уничтожено мощными внешними силами.

Выполняя эту функцию, Эго наблюдает за внешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этот образ с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности, искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения.

По поручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием и действием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этой отсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.

Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который сулит большую безопасность и больший успех» (там же, р. 106).

Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Он утверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболее характерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею.

На первый взгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существования импульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем, что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-то заведомо считает их патологическими.

Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов не представляется возможным, нам остается лишь указать на его существование и заявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположных подходов к рассматриваемой проблеме.

Вопрос, как мне кажется, не в том, существуют или не существуют бессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд.

Любой психоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своих клиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которые не только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу и логике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека, охваченного ими.

В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам – как к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности, сердцевины нормального, здорового человека.

В какой момент, на каком этапе человеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияние реальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротика это происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективно функционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем к выводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди без исключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующие вопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно ли импульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбежен конфликт между импульсом и реальностью?

Источник: https://megalektsii.ru/s28974t4.html

Немотивированная агрессия — как бороться с неконтроллируемой злостью

Эрих Фромм выделял два вида агрессии: доброкачественная, служащая для защиты своих интересов, имущества и жизни, и злокачественная, являющаяся преобретённой патологической моделью поведения.

Во втором случае человек для поднятия собственного авторитета может унижать, оскорблять, избивать окружающих, оказывать на них психологическое давление.

Что же приводит к приступам агрессии? Как с ними бороться?

Виды агрессии

Психология девиантного поведения – относительно новый раздел психологии, занимающийся изучением поведения, не вписывающегося в рамки закона, морали и этики. Именно под её компетенцию попадает агрессивность.

Психолог Э. Басс составил расширенную классификацию агрессии. Он указывал, что по целенаправленности враждебность делится на 2 вида:

  1. Инструментальная агрессия. Она служит инструментом для достижения какой-либо цели. Например, у меня цель сесть в автобусе, но все места заняты, я могу поругаться с кем-то, чтобы он уступил мне своё. Это спонтанный приступ враждебности, направленный на случайного человека;
  2. Целевая (мотивированная) агрессия – заранее спланированные действия, направленные на конкретный объект (отомстить партнёру за измену; подкараулить обидчика после школы, чтобы дать сдачи; специально унизить, оскорбить человека, который неприятен агрессору). Цель такого поступка – нанести физический или моральный вред. Мотивированную агрессию чаще проявляют люди, выросшие в неблагоприятной социальной среде, лишенные нормального воспитания, внимания и заботы родителей.

Причины внезапных вспышек агрессии

Немотивированная агрессия может возникать по ряду психологических причин, а также являться симптомом серьёзного заболевания.

К психологическим факторам относят:

  • Быстрый темп жизни;
  • Большое количество обязанностей;
  • Профессиональное выгорание, серьёзные проблемы на работе;
  • Недосып, сильная усталость;
  • Неправильное воспитание.

Вспышки агрессии могут быть симптомом таких заболеваний, как:

  • Опухоль мозга;
  • Гормональный сбой, нарушения в работе щитовидной железы;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство;

Психические расстройства, сопровождаемые неуравновешенностью и внезапными актами насилия:

  • Диссоциальное расстройство личности (социопатия, психопатия);
  • Эмоциональное неустойчивое расстройство личности;
  • Шизофрения;
  • Алкоголизм и наркомания;
  • Психозы.

Немотивированная агрессия у взрослых

Неконтролируемые приступы агрессии у взрослых чаще всего вызваны постоянными стрессами, недосыпом, усталостью. Организм постоянно испытывает эмоциональную и физическую нагрузку.

Растёт раздражительность, появляется вспыльчивость, неуравновешенность.

Зачастую эти эмоции остаются неосознанными, и когда накопленное раздражение превращается в приступ агрессии, человек не понимает, почему так остро отреагировал.

Вспышки ярости могут быть обратной стороной воспитанности. С детства всем рассказывают о том, как должны вести себя культурные люди, учат быть послушными и спокойными «У меня забирают машинку, с которой я играю? Я должен её отдать. Ведь нужно делиться!».

Такой ребёнок превращается во взрослого с твёрдым убеждением, что кричать и ругаться плохо. Когда ущемляют его права, он не может дать отпор, но неприятный осадок на душе остаётся. Недовольство растёт.

В итоге оно неожиданно прорывается наружу в виде необъяснимой и неконтролируемой агрессии.

Считается, что ярость и депрессия – противоположные, взаимоисключающие понятия. Однако, на самом деле, в таком состоянии человек, наоборот, становится более восприимчивым. Эти эмоции остаются внутри, что провоцирует у человека повышенную агрессивность после выхода из депрессии.

Агрессивное поведение в послеродовой период

У женщин неконтролируемая агрессия может быть вызвана послеродовой депрессией. Появление ребёнка очень сильно меняет жизнь всех членов семьи, но больший груз забот и ответственности ложится на маму.

С одной стороны, в организме родившей женщины идет активная гормональная перестройка. Она становится более уязвимой, чувствительной, не всегда может контролировать свои эмоции.

С другой стороны, её жизнь кардинально меняется: работа остаётся в прошлом, резко увеличивается количество домашних дел, на прежние увлечения не остаётся сил и времени.

Жизнь превращается в сплошной «день сурка», состоящий из кормлений, переодеваний, стирки, уборки… Всё это вызывает отчаяние, нервозность и ярость, которые вымещаются не только на взрослых, но и на беззащитном малыше.

Бороться с приступами злости в послеродовой период можно очень простым способом: разделить домашние обязанности на всех членов семьи, чтобы дать маме возможность отдохнуть от рутинных забот и малыша, выйти из дома погулять.

Немотивированная агрессия: меры профилактики

Для профилактики беспричинной агрессии необходимо установить чёткий режим дня, хорошо питаться, отдыхать и спать достаточное количество времени. Не забывайте время от времени баловать себя, хотя бы полчаса в день заниматься любимым делом.

Важно разобраться в своих чувствах, научиться понимать их. Иногда реальная причина злости может «прятаться», а само чувство переноситься на другой объект. Например, вы не можете понять, почему вас так раздражает медлительность напарника.

Истинная картина выглядит иначе: начальник взвалил на вас слишком много работы. Выразить начальнику своё недовольство вы не можете и подсознательно переносите эту злость на коллегу, обвиняя его в медлительности.

Эта психологическая уловка поможет вам сохранить хорошие отношения с руководством, но пагубно скажется на психическом здоровье.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как побороть неуверенность в себе и повысить самооценку

Не следует подавлять и прятать негативные эмоции. Если ситуация позволяет, то необходимо озвучить свои чувства, используя «я-выражения». Например, «У меня появляется желание ударить тебя, когда ты так разговариваешь со мной».

Полезно уметь грамотно и конструктивно конфликтовать с людьми. Это поможет урегулировать проблемную ситуацию, не доводя её до скандала.

Как бороться с приступами агрессии

Нужно уметь избавляться от агрессии мирными способами. Следует порвать бумагу, побить подушку, сделать несколько приседаний или отжиманий, даже разбить чашку, которую не жалко. Главное, избавиться от гнева, никому не навредив.

Очень хорошо снимает раздражительность вода. Можно принять душ или помыть посуду. Гнев и ярость станут отличными помощниками во время уборки. Эти эмоции помогут безжалостно выкинуть ненужный, годами хранимый хлам.

Можно сходить на стадион и поболеть за любимую команду. Главное, делать это очень активно, громко и эмоционально.

Спорт хорошо помогает избавиться от накопленного раздражения. Одним подходят активные занятия (бег, танцы, футбол,), другим – спокойные и умиротворяющие (йога, гимнастика). С осторожностью следует относиться к различным видам борьбы. У одних таким образом выходят негативные эмоции, у других, наоборот, закрепляется модель поведения «злость – физическая агрессия».

Полезно освоить несколько приёмов расслабления: медитации, дыхательные упражнения, визуализации.

Читайте также:  Душевное тело - психология

Если вы чувствуете, что не можете контролировать свое поведение, то не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Возможно, вспышки агрессии являются симптомом заболевания, требующего серьёзного лечения.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/u-menya-pristupy-nemotivirovannoj-agressii.html

Глава 6. немотивированное поведение

В этой главе мы продолжим поиск пригодного для научного применения подхода к различению стремлений (действия, копинг, достижение, попытки, целеустремленность) и внутреннего становления (существование, самовыражение, развитие, самоактуализация).

Это разграничение, безусловно, знакомо восточным культурам и религиям, таким как даосизм, а в нашей культуре оно известно определенному кругу философов, теологов, специалистов в области эстетики, тем, кто интересуется мистицизмом; более широко оно известно в среде психологов гуманистического и экзистенциального направления и им подобных.

Западная культура в целом опирается на иудео — христианскую теологию. В Соединенных Штатах, в частности, господствует пуританский и прагматический дух, который делает акцент на труде, борьбе, стремлении, воздержании и серьезности и, прежде всего, на достижении цели[17].

Подобно любому другому социальному институту, наука в целом и психология в частности не свободны от влияния климата и атмосферы, определяемых культурой. Американская психология вследствие этого сверхпрагматическая, чрезвычайная пуританская и до крайности целеустремленная.

Это видно не только по результатам ее исследований и декларируемым целям, но и по ее лакунам, по тому, чем она пренебрегает.

Ни в одном учебнике нет главы, посвященной веселью и удовольствию, досугу или медитации, праздности и безделью, нецелеустремленной, бесполезной деятельности, эстетическому созиданию или опыту или немотивированной деятельности. Таким образом, американская психология всецело поглощена лишь одной половиной жизни, предав другую, возможно, более важную половину, полному забвению!

С точки зрения ценностей, этот подход можно определить как первоочередную занятость средствами и полное невнимание к целям.

Такая философия потенциально присутствует практически во всей американской психологии (включая ортодоксальный и ревизионистский психоанализ), пренебрегающей сутью деятельности и вершинными переживаниями (при которых ничего не создается), уделяя первоочередное внимание деятельности, включающей преодоление, изменение, которая носит результативный или целеустремленный характер и в результате которой делается нечто полезное. Кульминацию такой философии в недвусмысленной форме можно найти в Theory of Valuation Джона Дьюи (Dewey, 1939), в которой возможность целей, в сущности, отрицается; они сами являются лишь средствами для других средств, которые в свою очередь нужны другим средствам… и т. д. (хотя в других своих работах этот ученый признает существование целей).

Поскольку современная психология в высшей степени прагматична, она отворачивается от направлений, на которые следовало бы обратить первоочередное внимание.

Общеизвестно, что, будучи поглощенной практическими результатами, приемами и средствами, она мало что может сказать, к примеру, о красоте, искусстве, развлечении, игре, чуде, благоговении, радости, любви, счастье и прочих «бесполезных» реакциях и вершинных переживаниях.

Следовательно, она не может помочь или может, но очень незначительно, художнику, музыканту, поэту, прозаику, специалисту в области гуманитарных наук, знатоку искусства, аксиологу, теологу или иной личности, ориентированной на пиковые переживания или удовольствие.

Психологию можно обвинить в том, что она предлагает недостаточно той современной личности, которая в первую очередь нуждается в натуралистических или гуманистических целях или системе ценностей.

Различие между экспрессивными (бесполезными) и копинг — составляющими (полезными, адаптивными, функциональными, целеустремленными) поведения до сих пор не использовалось должным образом в качестве основы психологии ценностей[18].

Изучая и применяя разграничение экспрессивного поведения и копинг — поведения, которое одновременно является разграничением «бесполезного» и «полезного» поведения, — мы можем расширить сферу компетенции психологии в этом направлении.

Первая часть этой главы рассматривает различия между экспрессивным поведением и копинг — поведением. В последней ее части анализируются примеры поведения, носящего скорее экспрессивный, чем копинг — характер, и которое может считатьсянемотивированным поведением.

Источник: http://refoff.ru/485499151.html

Понятия мотивации и мотивировки

Поступки, поведение и деятельность можно осознанно направлять через процесс мотивации. Мотивацию понимают по-разному: — как процесс формирования мотивов человека, ориентирующих его на определенное поведение (поступок, деятельность);

— как систему факторов, определяющих и поддерживающих активность человека (последние, кстати, включают и сами мотивы);

— как средство реализации ранее сформированных мотивов.

Различают мотивацию:
— диспозиционную, при которой поведение человека определяется его «чисто» внутренними, личностными диспозициями (потребностями, мотивами, целями, намерениями, желаниями, интересами, установками);
— ситуационную, когда его поведение направляется ситуацией, внешними условиями, иногда называемыми стимулами.

Реальное поведение человека обусловлено сложным взаимодействием внешних условий и личностных диспозиций. Это подтверждается обзором взглядов на мотивы. Читатель убедился в том, что включение в понятие мотива какой-либо одной доминанты (потребности, нужды, тревожности, отдельных личностных свойств и т.п.

) обеспечивает лишь факт влияния, но не полноценную ее детерминацию поведения, которая позволяла бы прогнозировать поведение человека или успешность деятельности с необходимой для практики точностью.

Это подводит к мысли о том, что мотив должен рассматриваться как многокомпонентный психологический феномен, включающий целую совокупность доминант.

Такая постановка в психологии не нова, однако актуальность ее со временем растет в связи в запросами практики и построением общей теории психологии. Еще А.

Ухтомский, автор известного принципа доминанты, искал компоненты мотивов, исходя из целостности физиологических, психологических и мировоззренческих аспектов. Изучал связь мотивов с установками, потребностями и волей Д. Узнадзе. Работы Л.

Божович выявили взаимосвязь мотивов с направленностью личности индивида и его отношением к среде.

Однако структура мотива не может включать в себя бесконечное число доминант, что привело бы к тождеству между понятием мотива и самой личностью. По мнению Е. П. Ильина, «границы» мотива проходят на уровне потребностей (с одной стороны) и на уровне намерений (с другой стороны), оставляя «за бортом» стимулы и структуру исполнительского действия.

Многодоминантность мотива усложняет процесс мотивации индивида, так как требует знания «весовых» характеристик каждой из составляющих. Какие из них могут сыграть роль наиболее интенсивного побудителя активности человека? Без ответа на этот вопрос проблематично построить рациональную систему мотивационных усилий, направляющих деятельность к эффективным результатам.

В этом плане ведется дискуссия о возможности (или невозможности) детерминации одной деятельности одним (или несколькими) мотивами. Очевидно, поиск решения этого вопроса целесообразно отложить до формирования единого понимания феномена мотива.

Так, если мотив понимать как потребность, то каждая деятельность может быть обусловлена многими мотивами (полимотивирована), так как ее могут побуждать несколько потребностей.

Например, профессиональная деятельность может побуждаться потребностью (мотивами) заниматься любимым делом или потребностью в материальных благах, власти, самоуважении и др.

С позиций полимотивированности деятельности иногда говорят о борьбе мотивов в структуре волевого процесса при принятии решений. Такая постановка вопроса вызывает вполне справедливые замечания ряда психологов.

Ведь по определению мотив — это уже наличие побуждения, требующего активности (действия, поведения, деятельности). Мотив не делит «власть» с себе подобными. Его появление «запускает» деятельность.

Мотив появляется в результате процесса мотивации, где борьбу ведут не мотивы, которые еще не сформированы, а, как говорит Е.

Ильин, мотиваторы — психологические факторы, учитывающие при принятии решений условия предстоящей деятельности, ее последствия, материальную и нравственную обоснованность и многое другое. Наиболее «удачливые» мотиваторы вытесняют своих соперников и участвуют, в формировании соответствующего мотива-победителя.

Если же мотив понимать как сложное многокомпонентное образование, то можно говорить о мономотивации. Иногда мономотивацию объясняют как «встроенность» частных, вторичных мотивов (по Е. Ильину) в общий, соответствующий конечной цели деятельности.

Процесс мотивации индивида следует отличать от мотивировки.

Мотивировка — даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование. Мотивировка может быть использована человеком для:
— осознания своих действительных мотивов; — оправдания своих действий, вызвавших негативный резонанс в окружающей его социальной среде;

сокрытия своих действительных мотивов в ситуации, угрожающей осуждением его действий со стороны окружающих людей.

Когда у человека проявляется побуждение к определенному действию или поведению, говорят, что он мотивирован, или находится в мотивационном состоянии.

Это понятие не следует путать с мотивировкой, осуществляемой самим человеком по указанным выше причинам.

Мотивационные состояния порождаются не только потребностями человека, но и его интересами, желаниями, установками, бессознательными факторами (например, гипнотическими внушениями).

Так, интересы выражают направленность мотивационной сферы человека на познание конкретных явлений окружающей среды, того или иного вида деятельности.

Желания (с мотивационной стороны) характеризуются его стремлением сделать что-либо конкретное для удовлетворения возникшей потребности.

Установка выражает сформировавшуюся в процессе своего прошлого опыта готовность (возможно, неосознанную) человека к конкретной форме реакции и поведения в условиях появления (или предвосхищения им) тех или иных событий.

Это, собственно, занятая человеком позиция, но не побуждение определенного поведения. При гипнотическом внушении мотивационное состояние вызывается внешним, целенаправленным воздействием и состоит в умышленном снятии (или ослаблении) у человека сознательного контроля над собственным поведением.

Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личностные черты. Так, мотив власти может трансформироваться во властность, мотивы достижения успехов и избегания неудач — соответственно в напористость и осторожность.

Читайте также:  Критика открытая и скрытая - психология

Мотивационный аспект психологии, исследующий осмысление причин того или иного поведения человека, а также позволяющий прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях, называется каузальной атрибуцией.

Источник: https://psyera.ru/ponyatiya-motivacii-i-motivirovki-54.htm

Немотивированная агрессия

Агрессия – явление, с которым сталкивался, наверное, каждый из нас.

Хорошо это или плохо? Почему люди  в некоторых случаях  ведут себя агрессивно? Как научиться контролировать вспышки агрессии? Что делать с агрессивным поведением у детей? Эти и еще многие другие вопросы приходится слышать психиатрам, психотерапевтам, психологам на приеме.Для того чтобы дать  ответы на эти вопросы, постараемся понять, что же такое агрессия и в чем ее отличие от агрессивности. Агрессия – это один отдельно взятый поведенческий акт.

 Агрессивность же – свойство, личностная черта, которая может быть характерна тому или иному человеку.

Что можно считать агрессией?Существует   множество классификаций агрессии — например, она может быть физической или словесной, прямой или непрямой, активной или пассивной.

С физической агрессией, казалось бы,   всё очевидно: это человек, который нападает прямо,  с ножом, кулаками или бейсбольной битой. Но, как оказывается, есть несколько видов физической агрессии:Как мы можем убедиться, агрессия — это не только прямое избиение кого-либо.

Действия, создающие для других препятствие или бездействие, целью которого является нанесение вреда – это тоже является актом агрессии.Кроме агрессии физической, существует еще и агрессия вербальная, то есть словесная.

Ее классификацию можно также представить наглядно:То есть, словесная агрессия – это не только крик и брань, но и…  молчание.

Кроме этих  двух видов агрессивного поведения существует еще один: это – аутоагрессия. То есть, агрессия, которая направлена  на себя. На примере поведения у детей это можно наблюдать в виде расцарапывания кожи,  выдергивания волос, попытки ударяться готовой о предметы и прочее.

Некоторые специалисты к формам аутоагрессивного поведения у взрослых причисляют неоправданно рискованное поведение (паркур, экстремальные виды спорта, курение и алкоголь, наркотики) — все те формы поведения, которые явно ведут к саморазрушению.

Впрочем, это утверждение все же является спорным.

Почему люди бывают агрессивны?Установлено, что частота агрессивных «вспышек» в поведении людей увеличивается в зависимости от особенностей и условий внешней среды. Так, в духоте, жаре и тесноте люди становятся более раздражительными и агрессивными.

Агрессию делят на немотивированную или мотивированную (аналогично другим определениями: инструментальную и враждебную). Иными словами, у агрессии первого типа есть цель (мотив) и она – лишь инструмент для достижения этой цели.

(Например, если  в темной подворотне на Вас нападают, а в ответ Вы наносите удар случайно оказавшимися в кармане нунчаками, то это будет  акт инструментальной немотивированной агрессии, целью которой является не мотив нанесения вреда ради вреда,  а спасение жизни).

Таким образом, агрессия – это, в истинном понимании, стремление нанести вред, где целью является именно причинение вреда (боли, ущерба, оскорбление и проч.) существу, не желающему с собой подобного обращения (Д. Ричардсон, Д. Бэрон).

  Это одно из самых известных определений агрессии, подвергающееся, правда, все большей критике, поскольку оно ничего не говорит об аутоагрессии, а также – косвенной агрессии.Косвенная агрессия – акт, направленный на предмет, а не на живой объект. Скажем, один из соседей царапает машину другого, стоящую во дворе. Это и будет являться актом косвенной агрессии. Если же царапина наносится случайно, а мотива такого поведения нет, то, естественно, ни о какой агрессии речи не идет.

Таким образом,  понятия «агрессивный человек» и «человек, проявляющий агрессию» — это не равнозначные понятия.

Во вторую категорию периодически входит каждый из нас, когда под воздействием различных причин мы выдаем всего лишь агрессивную реакцию.

Если же вне зависимости от внешних обстоятельств или побуждений человек имеет устойчиво агрессивное поведение, речь идет об агрессивности, как о личностной черте.

Почему развивается агрессивность?Теорий существует огромное количество. Одни утверждают, что это врожденное стремление к разрушению и смерти (Фрейд и Лоренс), другие – что это результат прижизненного научения себе подобными (теория Бандуры).

Самостоятельного определения агрессивности, как диагноза, в Мкб -10 (международном европейском классификаторе расстройств), естественно, нет. Но агрессивность как симптом может быть присуща определенному ряду заболеваний. Например, проявляется она при дисоциальном, эмоционально неустойчивом расстройствах личности.

Человек может становиться агрессивным при бредовых расстройствах, психозах на фоне различных психических расстройств, алкоголизма, наркомании. (Правда, это вовсе не означает, что такая агрессия и вспышки ярости останутся навсегда в его поведении).

Как правило, при адекватном лечении психоза и агрессивность идет на убыль, поскольку здесь все же имеет место быть немотивированная агрессия, обусловленная болезненным состоянием. Ошибочно так же считать, что все люди, страдающие психическими расстройствами, являются агрессивными и могут нести угрозу.

Так, например, пациенты, больные шизофренией, в большей степени опасны для себя, нежели для окружающих.

Как лечить агрессивность?Всегда есть объективная причина агрессии,  а в случае устойчивости этого качества, она, вероятно, достаточно серьезна.

Нужно понимать: человек агрессивен не потому, что таким родился (даже если и верна теория Фрейда о врожденном стремлении к агрессии), причину ее развития всегда можно найти, а, соответственно, исходя из нее,  и проводить коррекцию поведения, эмоциональной сферы, социальных отношений, и, если того требует ситуация – фармакологической терапии (если не в порядке, например, гормональный фон).Обращаться следует к профессиональным врачам – психиатрам, поскольку здесь очень важна не только симптоматическая коррекция, но и поиск причин, а, следовательно, дифференцированная диагностика.Агрессивность может являться следствием научения и подражания, реакции окружающей среды. И в этом случае понадобится и работа со средой (ближайшим окружением пациента).  В любом случае, если акты агрессии, вспышки ярости «ни с того ни с сего» вдруг начинают беспокоить все чаще, это свидетельствует о том, что  требуется помощь.  И ее оказание вполне возможно, достаточно просто обратиться к грамотным специалистам.

Источник: http://www.depressia.com/psihicheskie-rasstroystva-i-zabolevaniya/nemotivirovannaya-agressiya

Немотивированное поведение

Интегрированное действие

Любая теория мотивации должна принять во внимание не только тот факт, что организм чаще всего ведет себя как интегрированное целое, но также и тот, что иногда это не так.

Существуют специфические изолированные виды формирования условных рефлексов и привычек, требующие объяснения, различного рода разрозненные реакции и множество феноменов диссоциации и отсутствия интеграции, о которых мы знаем.

Более того, в повседневной жизни организм может не функционировать как единое целое, если мы делаем множество вещей одновременно.

Очевидно, что наивысшей степени интеграции организм достигает при успешном функционировании в ситуации большой радости, или в моменты творчества, или же если ему удается справиться с важной проблемой или угрожающей или опасной ситуацией.

Но когда угроза непреодолима или когда организм слишком слаб или беспомощен, чтобы справиться с нею, он склонен к дезинтеграции.

В общем, когда жизнь легка и успешна, организм может одновременно делать множество вещей, обращаясь мимоходом к множеству направлений.

Мы уверены в том, что значительная часть феноменов, которые кажутся обособленными и изолированными, на самом деле не таковы. Часто при помощи более глубокого анализа можно показать, что они занимают существенное место в структуре в целом (например, истерические симптомы, представляющие собой проявление подавленных эмоций).

Кажущееся отсутствие интеграции может быть всего – навсего отражением нашего неведения, но мы также обладаем теперь достаточными знаниями, чтобы быть уверенными в том, что при определенных обстоятельствах возможны изолированные, разрозненные или не интегрированные реакции.

Кроме того, теперь становится все более ясным, что такие феномены совсем не обязательно рассматривать как неполноценные, дефективные или патологические.

Скорее следует рассматривать их в качестве свидетельства одной из самых важных способностей организма, а именно способности справляться с незначительными, или знакомыми, или легко преодолимыми проблемами, действуя лишь частью, избирательным, специфическим образом, так что основные силы организма при этом остаются свободными для более важных или требующих большего напряжения проблем, с которыми он сталкивается (Goldstein, 1939).

Не все виды поведения и реакций мотивированны, во всяком случае, в обычном смысле стремления к удовлетворению потребности, которое представляет собой стремление к тому, чего недостает или что необходимо.

Феномены созревания, экспрессии и роста самоактуализации представляют собой исключения из правила универсальной мотивации и должны рассматриваться скорее как экспрессия, нежели как копинг.

Подробно этот вопрос будет обсуждаться далее, главным образом в главе 6.

Кроме того, Норманн Майер (1949) заставил нас обратить внимание на одно разграничение, которое часто имели в виду фрейдисты.

Большинство невротических симптомов, или склонностей, равнозначны импульсам стремления к удовлетворению базовой потребности, которые каким – то образом оказались в тупике, или получили неверное направление, или смешались с иными потребностями, или тяготели к неподходящим средствам. Другие симптомы уже не являются стремлением к удовлетворению, а носят лишь защитный или оборонительный характер.

У них нет цели, кроме стремления помешать нарастанию боли, угрозы или фрустрации. Они различаются как два борца, один из которых все еще надеется победить, а другой уже потерял надежду на победу и пытается проиграть настолько безболезненно, насколько это возможно.

Поскольку капитуляция и отсутствие надежды определенно имеют высокую значимость для прогноза при лечении, для перспектив научения, а возможно, и для долголетия, любой полноценной теории мотивации придется иметь дело с подобной дифференциацией.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3937105-nemotivirovannoe-povedenie/

Ссылка на основную публикацию