Социальный инфантилизм — психология

Социальный инфантилизм, причины и следствия

В трамвае едет бабушка с внуком-дошкольником, у которого на голове надета хрустальная ваза. Внучок спрашивает у бабушки:«Бабушка, я царь?» — «ты – дебил,  а не царь», 

(едут в травмпункт освобождать голову от «хрустальной шапки Мономаха»).

Последнее время кажется, что инфантильность как свиной грипп с космической скоростью поражает все большие слои как молодежи,  так и взрослого населения.

  Чем больше развиваются наука и техника, чем больше знаний приобретает человек – тем дольше он задерживается в стадии подросткового сознания.

Порой кажется,  что  это бич нашего скоростного времени, когда так много сваливается информационных новых технологий на бедные наши головы, что эмоциональный интеллект не успевает сформироваться.

Да и система нашего образования,  как назло,  как будто искусственно тормозит развитие молодого поколения. Ведь, если ты сидишь до 19 лет в школе, то, несмотря на свое физиологическое взросление, продолжаешь оставаться несамостоятельным ребенком. Да и любящие родители вносят свою лепту в этот процесс, лелея свое ненаглядное чадо  и оберегая от проблем и невзгод жизни. 

Британские социологи провели опрос, чтобы выяснить, в каком возрасте человек взрослеет не биологически, а внутренне.

Всем ведь хорошо известны «большие дети» — дядьки эдак  лет под 40, которые с удовольствием продолжают слушать рок-музыку или коллекционировать дорогие модельки машинок, железные дороги, гонять на мотоциклах (на Западе на эти хобби работают целые индустрии), носят джинсы только  известных брендов,  отказываются брать на себя любую ответственность и не способны о ком-то заботиться.  В то же время есть и такие, кто уже в 15 лет начинают добывать себе на хлеб насущный и становятся кормильцами семьи.

Британские социологи провели опрос, который показал наличие огромной возрастной разницы во взрослении мужчин и женщин. Опрошенные представители обоих полов признались, что мужская инфантильность часто сохраняется до 40 лет и даже после.

И средний возраст настоящего взросления мужчины составляет 43 года. В противоположность этому, женщины, как выяснилось, взрослеют в 32 года.

Именно в этом возрасте у многих уже появляются дети, так что дамам приходится заботиться не только о великовозрастных мальчиках (своих мужьях), но и о настоящих малышах.

Неудивительно, что 80% опрошенных женщин считают, что мужчины вообще никогда не перестают вести себя по-детски. В женском понимании это и издание неприличных звуков, и страсть к видеоиграм, и попытки полакомиться фаст-фудом на ночь глядя.

Кроме того, признаками мужского инфантилизма считаются  неспособность и нежелание учиться готовить даже простейшие блюда и пересказ одних и тех же анекдотов и разбрасывание своей одежды.

Справедливости ради стоит сказать, что не только мужчины, но и женщины бывают инфантильными. 

Так как же выглядит этот пресловутый герой нашего времени – инфантил?

Интересно, что в конце 20 века инфантилами считали именно МОЛОДЫХ людей, которые отстают от своего предыдущего поколения в плане развития самосознания, ответственности, каких-то нравственных принципов, которые неспособны принимать адекватные своему возрасту решения и реализовывать их.

И объяснялось это тем,  что закончились трудные времена, жить стали лучше, уже не нужно как раньше с 12 лет  идти   работать и помогать семье, не нужно биться за выживание, взваливая на себя тяжелое бремя ответственности.

Сегодня же инфантилом можно смело называть  не только  молодых людей, к 19 лет все еще не понимающих, какие цели у них в жизни, но и  взрослых дядек, которым  уже хорошо «за».

 Они безответственно относятся к своим близким, ленятся выполнять обязанности в семье, при этом абсолютно лишены чувства вины за «постоянные подставы», не могут и не хотят самостоятельно принимать решения.

Предпочитают или болтаться этаким свободным художником по жизни в вечном поиске смысла или во всех отношениях зависеть от  супруги/а или еще лучше – от родителей,  с которыми продолжают жить, будучи уже в том возрасте, когда не то, что детей нужно, а внуков уже поздно заводить. Причем, это вполне может не мешать этим самым инфантилам иногда как-то продвигаться по карьерной лестнице.

https://www.youtube.com/watch?v=SiC7S_6olu8

По этому поводу на память приходит несколько примеров из жизни. Так вот, первый экземляр – житель старой Европы, эксперт в области человеческих отношений, приезжает в Латвию, где знакомится и влюбляется в местную женщину.

Они встречаются, он оказывается  изумительный собеседник, тонкий ценитель вин и хорошей музыки, при этом недурен собой, образован  и воспитан, да и отношения с детьми выстраивает лучше, чем их биологический отец. Все складывается как нельзя лучше – прямо как в приторных романах, он даже проговаривает, что мечтает попробовать жить вместе.

Воспарившая, дама приходит в аэропорт его провожать, он целует ее страстно и произносит: «я так счастлив, что встретился с тобой – это незабываемый опыт в моей жизни, таких жещин как ты не бывает.

  Прости,  именно поэтому я должен тебе сказать, что мне трудно прогонозировать свою жизнь, не говоря уже о каких-то общих планах,  поэтому я не хочу тебе и твоим детям сделать больно.  Но ты и твои дети навсегда останутся в моем сердце».

   Надо отдать должное образованным мужчинам из старой  Европы — совершать открытые коммуникации они умеют, хотя инфантил, он и в Европе инфантил,  как бы  красиво он ни говорил. Жизнь таких мужчин ориентирована на получение максимального удовольствия, основное правило — «жить одним днем», питаться только нектаром ощущений.

Обыденность (в виде счета за квартиру или борщ) —  не для них.   Они не в состоянии нести ответственность даже за себя, не то, что за других. Они редко становятся обеспеченными людьми, потому что не привыкли добиваться чего-то сами. Часто такие  рискуют стать зависимыми от травки, алкоголя или тому подобного. Полноту «ощущений жизни» предпочитают компенсировать не за счет создания собственной семьи и выстраивания долгосрочных отношений, а за счет острых ощущений. Например, быстрой езды на гоночных машинах или экстремальных видов спорта.  

Следующий представитель сообщества «Инфантилии» – мужчина 40 лет, никогда не был женат, живет вместе с мамой,  вместе с ней ездит в путешествия, под руку вечером соверщают променады и время от времени пытается знакомиться с девушками, о чем потом рассказывает маме, у нее же происходит зализывание ран. Знаком экземлерчик?

Если же «инфантильный мужчина» все-таки пытается обзаводиться спутницей жизни, то в большинстве случаев это происходит, вроде как, по «совету» родителей, которые при этом «отбраковывают» всех претендеток. Но проблема в том, что инфантильные мужчины и брак несовместимы. Ведь брак — это ответственность.

И тогда союз становится тяжким испытанием для женщины, которая решила связать свою судьбу с таким человеком, поскольку инфантил требует заботы, различных благ, а вот взамен ничего не отдает.

Про такие семьи говорят,  что у женщины трое детей — два рожденных ею и один, приобретенный в результате бракосочетания.   Есть анекдот в тему:  «В нашей семье все глобальные проблемы решает мужчина: в чем смысл жизни, когда наступит конец света и есть ли жизнь на Марсе.

А женщина – ну, так – ведет мелкие бытовые дела: где пройти техосмотр, как сделать ремонт и как летом вывезти детей на море».

Внимание! Инфантильность передается по наследству! Брак с инфантильным мужчиной может отрицательно сказаться и на детях, которые  копируют и перенимают такую безответственную манеру поведения у папы. Ведь им же нужно брать с кого-то пример. Особенно сложно потом придется мальчикам, чьи отцы были «инфантилами».

Вероятность того, что он станет таким же, как его безответственный папа, когда вырастет- очень велика. Часто от женщин можно слышать жалобы, типа:  «Я  много лет живу с мужем, который не помогает по дому, с работы часто уволняется, дома лежит на диване.

Я плачу кредит за дом, отвожу в сервис машину, при том,  что муж по специальности автослесарь. При этом мне приходится гасить его «быстрые кредиты».И как-то я уже смирилась, научилась терпеть.

Но беда в другом: дочка растет точной копией отца! Например, совершенно ничего не делает по дому и даже с детьми дружить не умеет. Ей только «шмотки» и косметика интересны». 

Инфантилизм более развит среди представителей мужского пола. Это связано с появлением все большего количества  самодостаточных женщин, добившихся успехов в карьере, зарабатывающих больше мужчин. В такой ситуации более слабые психологически мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Физиологически взрослеют, а психологически  остаются на уровне подростка.  Психологи из благополучных «сытых» стран бьют тревогу о том,  что именно инфантилизм порождает тягу молодежи к гомосексуальным связям. Ведь это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей.  

Вот так и плывут по жизни выросшие «замамканные» мальчики, которым уже далеко за… . Но им все еще кажется, что надетая хрустальная ваза – это корона, и что он – король, а не …, как его воспринимают окружающие…. И все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Инфантильность — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. Именно в этом возрасте ребенку важно делегировать ответственность за себя самого, за свои поступки. Но если заглянуть глубже, то первые симптомы инфантильности могут зародиться еще в глубоком детстве и действительно незаметно.

Из шнурков, которые быстрее завязать самому, чем дожидаться пока их завяжет ребенок, особенно если вы отчаянно опаздываете на совещение. Из незаконченных уроков, которые мама доделывает за ребенка глубокой ночью. Из невымытой посуды, на которую проще махнуть рукой и вымыть самому, чем долго объяснять ребенку, почему это надо сделать.

Из желания уберечь детей от неправильных решений — мы ведь лучше знаем (хотя почему же тогда допускаем ошибки?). Из неумения родителей видеть и понимать, а главное — доверять детям. Из нежелания (особенно матери) отпустить взрослеющего ребенка в самостоятельное плавание. Вот тогда и получается, что ребенок может, но не делает.

Важно  помнить,  что невозможно настелить соломки на всю жизненную дорогу наперед на много лет назад. Невозможно научиться кататься на коньках, если тебя по катку заботливая мамка таскает на плечах. Родители могут купить хорошие коньки, абонемент на каток, но кататься придется любимому чаду самому, чтобы не вырос Великий Нехочуха.

         

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в сорок и в семьдесят лет.  Таких «вечно юных душой» тоже часто можно встретить на улицах города, их поведение и внешний вид обычно вызывает улыбку или недоумение.  

Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. Он должен ответить для себя на вопрос «кто я?», а значит, и на вопросы «что я могу?», «что я смею?» и «что я умею?». И дальше действовать в соответствии с ответами на эти вопросы. 

Личностное развитие — это тяжкая работа. Для того чтобы начать жить собственной жизнью, необходимо мужество. Далеко не у каждого оно есть.

Тех, кто принимал свои первые значительные решения не самостоятельно, не по-взрослому, кто так и не сумел вовремя стать социально зрелой личностью, в 28–30 лет ждет кризис «перевыбора».

Многие именно в это время меняют профессию, разводятся или, наоборот, заводят детей.  

В течение   своей жизни человек пытается понять, кто он такой и как ему жить,  Но семестр можно и «завалить». Или просто отказаться сдавать необязательные «экзамены».

И тогда остается, словно студенту, ходить с «хвостами» — нерешенными жизненными задачами прожитого периода — и, может быть, всю жизнь не суметь от них освободиться.

А в какой-то момент обрушить свои проблемы в превращенном виде на близких или своих же детей.

И получается парадокс: стать по-настоящему молодым ты сможешь только став по-настоящему взрослым — преодолев сомнения, тревоги, тоску и неуверенность, комплексы и страхи, нехватку критериев и проблему вечного несоответствия больших потребностей и маленьких возможностей. Вот тогда сможешь радоваться каждому дню, понимать, что сам принимаешь решения, и чувствовать себя счастливым.   

P.s. Если же вам трудно справиться со своими проблемами самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью в центр психологической помощи “Valentia” в Даугавпилсе к семейному психотерапевту Татьяне Видавске-Руснаке, тел. 29165338 или психологу, консультанту по семейным вопросам Надежде Олехнович, тел. 29637681. Возможны скайп-консультации.

Источник: http://www.ppcvalentia.com/news-view-166.html

Инфантилизация молодежи как актуальная проблема социально-психологической безопасности государства

В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Читайте также:  Корреляция - психология

Инфантильность (от лат, infantilis – детский) представляет собой задержку или остановку развития [1], сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту [2].

Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э.

Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм.

При этой форме психическая незрелость ох­ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой­чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового.

В интеллектуаль­ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в.  отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще.

Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А.

Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

– эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест­венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

– эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

– искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад­лежности временной перспективы;

– наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо­нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» – формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под­держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» – построение заключения, основанного на деталях, вы­рванных из контекста; «сверхраспространенность» – построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи­мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об­рести устойчивость; «персонализация» – отнесение внешних собы­тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели­чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво­дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости  личности [3].

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) – состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств [4].

По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С.

Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде­ленных социальных групп, к которым принадлежат ис­следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.

Существует целый ряд солидных иссле­дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» [5].  

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль­ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж­дым таким «социумом» требований. «В силу этих об­стоятельств поведение индивида регулируется не еди­ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе­рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре­ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)… Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж­дого индивида получим множество критериев нормы» [6].

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А.

Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» [7].

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности.

При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю­щий социальные и культурные изменения.

Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса».

Модернизация касается меняюще­гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни.

Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо­приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения [8].

Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо – предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в.

, то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются.

Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М.

Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» [6].

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана.

Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» [9].

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» [10].

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С.

Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» [11].

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й.

Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность – пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» [12]. И хотя Й.

Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др.

  Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в.

человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX – начале XXI вв.

проявилась и еще одна тенденция – целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп.  Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма.

Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда [13].

Читайте также:  Психология - психология

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» [15]. Мягкое влияние, т.е.

воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи – сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях. 

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56412.htm

Инфантилизм

Оглавление

Введение 2

Психический инфантилизм 3

Социальный инфантилизм 6

Физиологический инфантилизм 7

Психологический инфантилизм 9

Патологический инфантилизм 11

Взрослость-зрелость 14

Заключение 18

Введение

Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к человеческому поведению предложил французский невропатолог и психиатор Эрнест Шарль Ласе́г в 1864 году.

Он обозначал его как — особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени.

Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями.

Позднее, немецкий психотерапевт G. Anton выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения.

В течение века, инфантилизм, как качество личности, изучался в рамках патологии и все больше с ней переплетался.

К концу 20 века инфантилизм начали рассматривать как задержку нравственного и социального развития, и как характеристику личности, т.е проявления инфантилизма в процессе развития личности.

На данный момент времени, «инфантилизм» не имеет точно определения, и используется в контексте обозначаемой области.

Таким образом, инфантилизм классифицируется, по своему проявлению как: психологический, психический, социальный, физиологический.[1]

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Э.

Крепелин одним из первых связал возникновение психопатии с парциальным психическим инфантилизмом (ювенилизм) — задержкой эмоционального созревания, и считал что инфантильная психика содержит в себе ростки будущих психопатий, с одной стороны, и тесное патогенетическое сродство психопатий и наркоманий, с другой, выстраивается следующий континуум: «инфантилизм – психопатия — наркомания». Парциальный личностный дисгармонический инфантилизм составляет основу разных форм личностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивых и истерических личностей.

Э.

Кречмер также считал незрелость эмоционально-волевой сферы неизменной конституциональной основой психопатической личности. На патогенетическую связь инфантилизма и психопатий также указывают Б. Линдберг, Матес, Г.Ског, О. В. Кербиков, В. В. Ковалев, М. И. Буянов и др.

В 30х годах 20 века впервые выделился  «моторный инфантилизм», отличающийся от «дебильной двигательности» тем что отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы. Этот термин использовался для обозначения проявлений недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. [2]

Фриц Виттельс описывает в своем труде «Фрейд. Его личность, учение и школа», как он пришел к определению «нарциссизм» из понятия инфантилизма: «я описал такой тип под именем «женщина-ребенок». О нарциссизме я тогда ничего ещё не знал.

Женщина-ребенок, по моему объяснению, была женщина, которая, благодаря преждевременному расцвету своей красоты, слишком рано делается объектом ухаживаний. Таким образом, красивому ребенку нет времени созреть в женщину, и он остается таким, каким его желают. Женщина-ребенок остается недалекой, детски красивой и детски несдержанной, переходит из рук в руки и должна погибнуть.

Половые болезни и туберкулез намечают в ней свою жертву, а мужчины, которые раньше поклонялись ей, называют ее доступной, потому что она не сохраняет верности. В моем распоряжении имелось тогда лишь понятие об инфантильном аутоэротизме, и я развил из него часть того, что получило впоследствии название нарциссизма. Я прочел эту статью перед ее опубликованием Фрейду.

В настоящее время стала доступнее пониманию, притягательная сила, отличающая женщину-ребенка, и ее своеобразная сексуальность. Я сказал тогда: женщина-ребенок это первобытная женщина»

По Г.Е. Сухаревой, различаются органический, дисгармонический и гармонический варианты психического инфантилизма в зависимости от того, к чему примыкают его симптомы — к олигофрении, к психопатиям или норме.

Л. С. Выготский впервые в истории психологии и дефектологии дал глубокое психолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей в нарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления, внимания, памяти, моторики), при котором психика ребенка сохраняет организацию более, раннего возраста.

При этом запаздывает формирование сложных опосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет к нарушению всех видов произвольной деятельности.

Дети с ЗПР, будучи поставлены в условия обучения и воспитания с учетом этиопатогенеза и структуры их дефекта, достигают, в противовес умственно отсталым детям, высокого уровня образования. Исследование, названное Выготским «естественной историей знака», которое проводилось Н. Г.

Морозовой под его руководством, легло в основу работ по развитию игровой деятельности аномальных детей, по овладению значением слова, грамматическим строем, значением и смыслом письменной речи глухими школьниками.[3]

Социальный инфантилизм

Социальный инфантилизм — неприятие  молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом  взросления. Социокультурный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации.

Если инфантилизм обусловлен преимущественно социально-психологическими факторами, клинические проявления его приобретают некоторые особенности. Известны описания «инфантилизированного характера», «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу «кумира семьи», «гиперопеки» или «гиперпротекции».

При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков, инициативы, невыносливость к психическим нагрузкам, а также недостаточная социальная зрелость и адаптированность. Известны явления госпитализма у подростков, когда в условиях депривации формируется инфантильная психика.

При этом появляются гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелой оказывается социальная сторона интеллекта и эмоций.

В неблагополучных семьях и закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности, в результате чего не формируются система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей, преобладают преимущественно утилитарные интересы, потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления различных отрицательных привычек, отсутствие контроля за проявлениями своих эмоций, побуждений, влечений. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебно-психиатрической квалификации состояния.[4]

Физиологический инфантилизм

Физиологический инфантилизм — отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических  и социальных причин. Например, Ларен В 1871 г.

под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц, сохраняющих и в зрелом возрасте все юношеские черты в отношении роста, пропорций тела и психики (тип Лорена). Большое значение в этиологии заболевания Лорен придавал врожденному сифилису, малярии, пеллагре.

Дальнейшим этапом в изучении инфантилизма явилась работа Бриссо, давшего в 1894 году описание другого инфантильного типа, сохраняющего в результате остановки своего развития не юношеские, а детские пропорции тела и психику (тип Бриссо).

Бриссо и особенно Гертог считали этиологической основой этих заболеваний гипофункцию щитовидной железы. Дальнейшие исследования показали, что причины и клиническая картина инфантилизма могут быть весьма разнообразны.

Инфантилизм может быть наследственным и приобретенным как результат различных заболеваний раннего детства, а также неблагоприятных условий внешней среды («дистрофический инфантилизм»). Кроме того Бриссо, Меж, Ганди и др. ввели еще понятие «позднего инфантилизма» — появление синдрома инфантилизма с исчезновением вторичных половых признаков и восстановлением детских черт у нормального до того взрослого.[5]

Исходя из широкого понимания инфантилизма, некоторые авторы относили к инфантилизму, и такие клинические картины, как дистрофию, случаи карликового роста независимо от наличия или отсутствия других симптомов инфантилизма.

Но уже Фальта высказывается против такого смешения различных по существу клинических форм, ограничивая инфантилизм теми случаями, в которых остановка развития на детском стадии и задержка роста сопровождаются недоразвитием половых органов, лимф, аппарата, замедленным развитием ядер окостенения, незаращением эпифизарных зон, сохранением детских пропорций членов и психической отсталостью.

Современные авторы, такие как Молчанов относят к инфантилизму лишь случаи отсталости общего развития, выделяя отсталость роста в особую форму нанизма и требуя, чтобы для диагноза инфантилизма были налицо по крайней мере главнейшие симптомы отсталости общего развития, а именно — задержка роста, психики и полового созревания.[5]

Психологический инфантилизм

Психологический инфантилизм — детские  черты в мышлении, поведении и эмоциональных реакций притом, что с психикой у этого якобы взрослого человека в порядке. У детей — поведение и реакции, не соответствующие возрастным требованиям к нему — снова притом, что психическая база для того, чтобы возрастным требованиям соответствовать — есть.

Можно сказать что, прежде всего инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности.

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.[6]

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости начинает хныкать.

Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку.

Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»

Патологический  инфантилизм

Из сказанного ясно, что инфантилизм  представляет собой универсальное  психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку.

Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия.

В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами.

Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам», формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.[7]

В абсолютном большинстве случаев  регрессия означает, что индивид  пребывает не просто в эго-состоянии ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя.

Читайте также:  Гомосексуальность - психология

И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается.

Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться» в конце концов, до «хорошего» родителя.

Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния ребенка к эго-состоянию родителя, следует реакция в логике взрослый — взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое столкновение, индивид в состоянии регрессии опять вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/infantilizm/244913.1936775.s1.html

Психолог про инфантилизм: «Мужчина‑ребенок избегает ответственности»

Все мы родом из детства – там зарождаются наши привычки, традиции и, увы, стереотипы. Некоторые из нас, повзрослев, так и остаются в детстве, и очень часто это касается мужчин. Практикующий психолог Ольга Хлебодарова рассказала «РИАМО в Люберцах» о мужском инфантилизме, его причинах и самых частых ошибках родителей.

Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство>>

– Что такое инфантилизм? Откуда он берется в современном обществе?

– Латинское слово «infantilis» переводится как «детский», поэтому инфантильность – это «детскость». В психологии это характеристика личности, выражающая ее незрелость в психическом развитии. Поведение инфантильного человека выстраивается как эгоцентричное: я – центр вселенной, и все должно вращаться вокруг меня.

Эта психологическая проблема родилась не сегодня и не вчера, она накапливалась продолжительное время. Сейчас мы наблюдаем следствие того количества проблем, которые породили такой феномен.

В современном мире тает образ мужчины-защитника. Это началось еще во время Великой Отечественной войны, потому что женщины были вынуждены взять на себя непосильную ношу, играть мужские роли.

Во время перестройки на смену этим принципам не пришло ничего нового. Тогда не было тех, на кого можно было равняться.

В обществе продолжалась эмансипация женщин, слабый пол по-прежнему играл мужские роли.

Все начинается с семьи и того, какой микромир в ней создается. Это первый институт социализации, именно там мы отрабатываем модели поведения, которые будем применять в социуме.

Очень часто мамы сами провоцируют то, чтобы дети как можно дольше не взрослели. Это бывает из-за определенного неудобства в плане научения детей, потому что нужно прикладывать усилия, а мамам некогда, им надо все быстрее. Поэтому некоторые могут до школы кормить детей с ложки, потому что сам ребенок будет есть долго, все вымажет. Тем самым родители забирают у детей ответственность за себя.

Есть такие родители, у которых все должно быть по полочкам. Например, идеальная чистота. И когда ребенок пытается что-то делать, его критикуют, за ним переделывают, а потом укоряют: лучше сделаю сам, чем доверю тебе. Родители опять же отнимают у детей возможность подрастания.

 Онкопсихолог: «Рак – не приговор. Многое зависит от самого пациента»>>

Гиф: сайт GIPHY

– Расскажите о видах инфантилизма.

– Их четыре. Есть поддающиеся корректировке, но есть и те, которые нужно просто принять как факт.

Физиологический инфантилизм – это физическая недоразвитость. Это может быть замедление роста или каких-то внутренних органов. Такие люди ощущают себя детьми в «мире больших людей». И тут важно, чтобы человек вел себя по-взрослому, несмотря на внешнюю недоразвитость.

Психологический инфантилизм – это задержка в развитии, когда поведение не соответствует возрасту. Такое отклонение от нормы может быть связано с родовой травмой, с недоразвитием мозговой деятельности.

Иногда возможно что-то скорректировать, но человек может остаться на уровне развития определенного возраста. Если в младшем возрасте есть подозрения на развитие такой патологии, то не надо боятся обращаться к специалистам – неврологам, психиатрам.

На этом этапе проще провести эффективную коррекцию.

Правовой инфантилизм – это неумение и нежелание жить по законам общества. Желание получить все и сразу и очень быстро, и тогда цель оправдывает средства. Таких людей нельзя назвать законопослушными, у них асоциальное поведение. Часто это игроманы и люди, живущие на грани риска.

Социальный инфантилизм – самый распространенный, это непринятие новых обязанностей, связанных с процессом взросления. Такие люди не берут на себя ответственность, скидывают  обязанности на кого-то, избегают их.

Люберчане о новой записи к врачу: «Молодым удобно, пожилым – нет»>>

©  Страница Ольги Хлебодаровой ВКонтакте

– Часто ли к вам приходят семейные пары с такой проблемой?

– Да. Бывает, что мужчины являются инициаторами похода к психологу. Они были в женской роли – это желание сохранения семьи. А женщины, наоборот, в мужской – они принимали решение расстаться.

А были случаи, когда женщины приводили «за ручку» своих мужчин к психологу, чтобы решить проблемы. У мужчины, как ему кажется, нет ни одной проблемы, его все устраивает. Все проблемы у нее, у родственников, у соседей, у правительства.

Очень часто во время подведения итогов сессии от мужчины можно услышать, что жена стала улыбаться – значит, ей понравилось. Для себя же он ничего не вынес. То есть, над собой он работать не будет.

Очень часто эгоцентризм не дает возможность развиваться: пусть все вокруг развиваются, а мне это не надо.

Как распознать инфантилизм? Каковы его признаки?

– Человек-ребенок не желает брать на себя ответственность. Он часто меняет свои решения. У него в приоритете кратковременные удовольствия – они важнее, чем построение продолжительных отношений. Сюда входят измены, частый флирт. Такие люди не умеют строить серьезные долгосрочные отношения.

Инфантилы не распознают собственные чувства и не дают им объяснения. Не умеют признавать свои ошибки. Они импульсивны, не сдержаны. Они похожи на детей, которые начинают истерику, когда им что-то не дают или не покупают.

Такой человек не умеет распоряжаться финансовыми средствами. Ему может прийти в голову идея, на которую он готов сразу же потратить огромную сумму денег, не думая о том, как будет жить семья.

У инфантилов нет широкого круга интересов, отсутствуют цели. Если говорить про мужской инфантилизм, то это жизнь по модели: работа, диван, пиво, телевизор. Очень часто от такого человека можно услышать, что сейчас в мире нестабильность, со дня на день может начаться война.

– Различаются ли мужской инфантилизм и женский инфантилизм?

– Нет, это заблуждение. Указанные выше признаки характерны и для мужского, и для женского инфантилизма.

У нас принято осуждать мужской инфантилизм, но не женский. Папина дочка звучит не так обидно, как мамин сынок. Женский инфантилизм очень часто подкрепляется в различных культурах.

Кроме того, для многих очень важно, чтобы женщина была замужем, тем самым провоцируя мужа на то, что он добытчик. Она ведомая. Важно, чтобы она была зависима от мужа, его финансов и решений. Чтобы проявляла несамостоятельность.

В чем-то это хорошо – давать мужчине возможность проявлять себя. Но это не должно быть тотально, как с одной стороны, так и с другой.

«Главное – реже болеть»: люберчане про государственные и частные клиники>>

Гиф: сайт GIPHY

– Что может спровоцировать зарождение инфантилизма? Какие можно дать советы родителям?

– Зарождение инфантилизма начинается в семье. А современная российская система образования закрепляет его: в школах катастрофически не хватает мужчин-педагогов. Женщины-учителя демонстрируют разные модели поведения – от мягкой до авторитарной, тем самым показывая, какими могут быть женщины, в том числе играть мужские роли.

В неполной семье очень важно, чтобы в жизни ребенка присутствовала мужская фигура, это может быть папа, дедушка, дядя. Это особенно важно для мальчиков.

Мамам очень важно исключить из лексикона слово «мы» в употреблении «мы покушали», «нам три года», «мы пошли в садик». Ребенок как будто прикован к маме!

Нужно общаться на равных, повышать у ребенка уверенность в себе, вместе о чем-то размышлять, совместно принимать решения. Дети даже в три года не чувствуют себя маленькими, а мамы до 11 класса рассказывают им, что они еще не выросли.

Очень важно говорить с ребенком на понятном ему языке, глядя в глаза. Умение учитывать мнение ребенка – это мудрость родителя.

Но не нужно наигранности! Важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою важность и нужность. Искусственно создавать ситуации, которые провоцируют на преодоление сложностей.

Все начинается с мелочей: с уборки игрушек, с завязывания шнурков, с помощи маме по дому.

Сейчас родители помогают детям делать уроки. Некоторые даже стараются писать домашнее задание почерком ребенка, и эти «благие намерения» порождают безответственное поведение. Не надо этого делать!

Некоторые родители водят мальчика в школу до девятого класса, а потом «передают» сына в добрые руки какой-нибудь девочки, с которой он начал встречаться, чтобы она за ним «присматривала». Тут комментарии излишни.

С карманными деньгами тоже все непросто. Родители их не всегда дают. Или дают, но жестко контролируют траты, заставляют отчитаться до копейки. Наличие карманных денег дает ценный опыт обращения с финансами. Это тоже один из важных этапов взросления.

Часто родители рассматривают ребенка как проект. Не реализовали что-то в своей собственной жизни, нарисовали идеальную картину мира, сделали ребенка инструментом реализации своих амбиций. Папа когда-то мечтал стать хоккеистом – теперь он хочет сделать хоккеистом своего сына, и не важно, что ребенок по своей натуре художник или скрипач.

Точно так же с выбором профессии. Часто родители уверены, что знают, чего хочет ребенок. Они знают, какая специальность самая хлебная, хотя рынок профессий и их востребованность меняются каждые 3-5 лет. Поэтому очень важно делать выбор профессии совместно с ребенком. Точно так же нужно вместе принимать решение насчет службы в армии.

Очень часто у инфантильных мужчин наблюдается соперничество с собственными детьми и требование внимания от жены. Женщине свойственно проявление материнского инстинкта, и когда ей встречается такой мужчина – она его опекает, считая, что «воспитает из него мужика». Но на деле такое редко получается.

Фельдшер из Люберец: «До прихода в скорую я думал, что она спасает больных»>>

©  Pixabay, anneileino

– Если человек решил повзрослеть, что ему делать?

– Чтобы решить проблему, нужно признать факт ее наличия. После этого проще выстроить стратегию: человек знает свои слабые места, которые нужно подкорректировать.

Очень важно ставить себя в ситуации, где нужна самостоятельность, нужно искусственно создавать какие-то трудности, чтобы их преодолевать. По возможности многое менять в жизни, выйти из зоны комфорта. Возможно, сменить работу, место жительства. Это поможет взять ответственность за свою жизнь и за жизнь членов семьи.

Кстати, также эффективен спорт. Он делает человека организованным и целеустремленным. Не каждому дано заниматься профессиональным спортом, но полезны даже обычные занятия в бассейне или тренажерном зале. Они учат достигать цели и быть более собранным, а также держать тело в хорошей физической форме.

– Как бороться с инфантилизмом в обществе?

– Для борьбы с этим феноменом важно построение ценностей самого общества. Нужно формирование образа мужчины-защитника, которого сейчас нет. Чтобы сделать роль мужчин в обществе яркой, очень важно создавать героев – неких авторитетных мужчин, на которых дети и подростки захотели бы стать похожими. Надо культивировать таких героев.

Такие попытки есть. Например, российские фильмы «Гагарин. Первый в космосе» и «Время первых» про покорение космоса героями-космонавтами. Надо больше таких фильмов, надо больше рассказывать о героях! Важно, чтобы государственная политика выстраивалась в направлении формирования образа мужчины-героя и мужчины-защитника.

Источник: https://lubertsyriamo.ru/article/87915/psiholog-pro-infantilizm-muzhchina-rebenok-izbegaet-otvetstvennosti.xl

Ссылка на основную публикацию