Эмоциональная уязвимость — психология

Сила уязвимости

Написать этот материал меня подтолкнула книга «Дары несовершенства». Ее автор — психолог и исследователь Брене Браун — узнает секреты людей, живущих полноценной и счастливой жизнью, и приходит к выводу, что признание и принятие собственной уязвимости — один из них.

Я много об этом думаю, думала и до прочтения книги. Потому что для меня признавать и демонстрировать свою уязвимость — шаг, требующий огромных усилий и смелости. Это не всегда получается. Чаще не получается совсем. Но я пробую, потому что уверена, что уязвимость — это ключ к самости и индивидуальности, а еще — во многом залог настоящих близких отношений.

Я хочу поговорить об этом, но чтобы не потеряться в собственных рассуждениях и не породить бесплодных дискуссий, начну со скучных, но необходимых для понимания всего текста определений.

Перелопатив весь интернет, нашла определения Ожегова и Ефремовой слову «уязвимый», но не нашла «уязвимость». И «уязвимый» оба словаря определяют через синонимы «ранимый» и «слабый», что мне кажется, упрощает суть, и не раскрывает её.

А вот определение Википедии мне показалось очень точным:

Живучесть же, в свою очередь, определяется как «способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять основные свои функции, несмотря на полученные повреждения».

Мне понравились эти определения, потому что вместе они отражают глубинную суть уязвимости. Это не слабость, не чувствительность и даже не ранимость.

Уязвимость — это неотъемлемая часть, сущность человеческого организма, жизненность.

Уязвимость означает, что этот организм живой и разные внешние средства могут нанести ему повреждения.

Но другой неотъемлемой частью человеческого организма  это очень важно!) является живучесть — способность восстанавливаться, жить, выполнять основные функции несмотря на полученные повреждения.

Очень часто можно встретить использование слов «слабость», «чувствительность», «ранимость», «незащищенность», «открытость» как синонимов уязвимости, но терминологически в контексте этого материала это неверно. Человек может не обладать ни одним из перечисленных качеств в их обыденном понимании, но он останется уязвимым, дело лишь в качестве и количестве наносимых ему повреждений.

Помните прекрасную древнегреческую легенду об Ахиллесе, которого его мать — морская богиня Фетида — купала в водах священной реки, чтобы таким образом сделать его неуязвимым и бессмертным.

И только пятка, за которую она держала младенца, окуная его в воду, не получила волшебной защиты.

Так и у каждого из нас есть «ахиллесова пята», и не одна — места, в которые как тщательно мы бы их не защищали, нас можно ранить и даже убить.

Мне кажется, ни у кого не должно остаться сомнений, что человек уязвим, как и любое живое существо. Только человек уязвим еще сильнее, потому что кроме потери своей физической полноценности и силы, ему есть еще чем рисковать — чувствами, эмоциями, рассудком.

Однако каждый уживается со своей уязвимостью по-своему — один не признает её, другой тщательно скрывает и защищается от уязвимости, третий учится демонстрировать её в безопасном пространстве.

Я бы сказала, что уязвимость живет на трех уровнях.

Первый уровень — это полное её отрицание. Знаете таких людей, которые верят в то, что держат все под контролем? В зону контроля попадают не только сторонние люди, предметы и обстоятельства, но и сам человек с его эмоциями и чувствами.

Второй уровень — признание своей уязвимости, но наличие внешнего контроля. То есть человек понимает, что он уязвим, знает свои слабости и несовершенства, но не готов открывать и демонстрировать их окружающему миру.

Так живем почти все мы, даже те, кто отлично продвинулся в самопознании. Мы понимаем, кто мы, но когда речь идет о том, чтобы демонстрировать это окружающим, нас что-то останавливает. Страх боли, риск не понравиться и не полюбиться столь привычному миру, боязнь одиночества.

Демонстрировать окружающим — близким и чужим людям — свои больные точки, тонкие места, свою «ахиллесову пяту» — это огромный риск. Это требует смелости, искренности, базовой уверенности в себе. Для меня это почти недостижимый третий уровень бытия уязвимости.

Источник: http://interesno.co/myself/b34762e64476

Пограничное расстройство личности и эмоциональная дисрегуляция

Как я уже упоминала, согласно биосоциальной теории ПРЛ прежде всего представляет собой расстройство системы эмоциональной регуляции. Эмоциональная дисрегуляция в свою очередь объясняется высокой эмоциональной уязвимостью в сочетании с неспособностью регулировать эмоции [4].

Чем больше эмоционально уязвим индивид, тем больше его потребность в эмоциональной регуляции.

Вся трагедия в том, что индивиды с ПРЛ эмоционально уязвимы и в то же время не обладают нужными навыками эмоциональной модуляции, а также в том, что эти трудности коренятся в генетической предрасположенности, которая усиливается при определенных переживаниях, связанных с окружением.

Посылка относительно крайней эмоциональной уязвимости соответствует эмпирическим описаниям, разработанным в совершенно разных исследовательских школах как в отношении парасуицидальных индивидов, так и индивидов с ПРЛ. Я провела обзор этих работ в главе 1.

В совокупности эмоциональная картина как парасуицидальных, так и пограничных индивидов представляет собой хронически негативный аффективный опыт. Неспособность сдерживания неадаптивных, эмоционально обусловленных действий – это, по определению, составляющая пограничного синдрома.

Внимание к аффективной дисрегуляции как аспекту ПРЛ обычно сосредоточено на континууме «депрессия– мания» (напр., Gunderson & Zanarini, 1989 ). Я, наоборот, использую термин «аффект» в более широком значении и предполагаю, что индивиды с ПРЛ испытывают трудности с регуляцией, которые распространяются на несколько систем (если не на все системы).

Хотя высока вероятность того, что эмоциональная дисрегуляция наиболее выражена по отношению к отрицательным эмоциям, индивиды с ПРЛ, по всей видимости, испытывают трудности и с регуляцией положительных эмоций и их последствий.

Эмоциональная уязвимость

Характеристики эмоциональной уязвимости включают высокую чувствительность к эмоциональным раздражителям, эмоциональную интенсивность и медленное возвращение к исходному эмоциональному состоянию. «Высокая чувствительность» означает, что индивид реагирует быстро и обладает низким порогом чувствительности, т. е.

для вызова эмоциональной реакции не требуется сильного раздражителя. События, которые оставляют равнодушными большинство людей, могут беспокоить эмоционально уязвимого человека. Чувствительный ребенок эмоционально реагирует на малейшую неудовлетворенность или неодобрение.

Если это взрослый человек, его может вывести из себя, например, известие о том, что терапевт уезжает за город на выходные, хотя у большинства других пациентов это не вызовет эмоциональной реакции. Чем чревата эмоциональная уязвимость для терапии? Я думаю, это очевидно.

Многие терапевты и родственники больных с ПРЛ знают по опыту, что с этими индивидами приходится обращаться чрезвычайно осторожно, как с неким хрупким предметом, но даже особые меры осторожности не всегда предохраняют от болезненных чувств.

«Эмоциональная интенсивность» означает, что чувства индивидов отличаются чрезвычайной силой, их ощущение мира драматично.

Недостаток этой особенности в том, что расставание, например, может вызвать глубокую, болезненную тоску; то, что для другого человека было бы легким недоразумением, будет воспринято индивидами данной категории как крайнее унижение; раздражение может перейти в гнев; из малейшего чувства вины может развиться сильнейший стыд; опасение может вырасти в панику или непреодолимый ужас. Что касается положительной стороны, то такие индивиды могут быть идеалистами, легко влюбляются. Им легче радоваться, они восприимчивы к духовному опыту.

Некоторые исследователи обнаружили, что возрастание эмоционального возбуждения, эмоциональной интенсивности сужает диапазон внимания индивида, поэтому эмоционально значимые раздражители приобретают еще большее значение, им уделяется больше внимания и сил (Easterbrook, 1959; Bahrick, Fitts, & Rankin, 1952; Bursill, 1958; Callaway & Stone, 1960; Cornsweet, 1969; McNamara & Fisch, 1964 ). Чем сильнее возбуждение, чем больше эмоциональная интенсивность, тем более направленным становится внимание. С клинической точки зрения это явление можно рассматривать как характеристику исключительно индивидов с ПРЛ. Однако очень важно помнить о том, что эти тенденции не являются патологическими, они характерны для любого индивида, находящегося в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения. Малочисленность теорий и исследований, посвященных эмоциям как причине когнитивных процессов (по сравнению с большим количеством теорий о когнитивных процессах как причине эмоций), может быть результатом нашего ви́дения индивидуального поведения как продукта рационального сознания (Lewis, Wolan-Sullivan, & Michalson, 1984 ), свойственного западной мысли.

«Медленное возвращение к исходному эмоциональному состоянию» означает, что чувства характеризуются продолжительностью. Здесь важно отметить, однако, что все эмоции относительно непродолжительны и длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Ощущение продолжительности эмоций возникает потому, что эмоциональное возбуждение, или настроение, как правило оказывает глубокое влияние на некоторые когнитивные процессы, которые в свою очередь связаны с активацией и реактивацией эмоциональных состояний. Г.

Боуэр и его коллеги (Bower, 1981; Gilligan & Bower, 1984 ), проработав большой объем исследовательских работ, выяснили, что эмоциональные состояния 1) избирательно воздействуют на вспоминание аффективно окрашенного материала, что выражается в явлении сверхпамяти (имеет место в случае, когда эмоциональное состояние при вспоминании соответствует таковому при предшествующем обучении); 2) повышают эффективность обучения материалу, который согласуется с определенным настроением; 3) могут влиять на интерпретации, фантазии, проекции, свободные ассоциации, личностные прогнозы, а также социальные суждения таким образом, который соответствует нынешнему настроению. Эмоции могут, кроме того, дольше сохраняться у индивидов с ПРЛ ввиду большей интенсивности их чувств, о чем говорилось выше. При сильном эмоциональном возбуждении окружение (включая поведение терапевта) может получать избирательное внимание индивида, т. е. индивид реагирует на действия и события сообразно своему нынешнему настроению и пренебрегает другими.

Влияние настроения на когнитивные процессы обосновано с точки зрения теории эмоций как полносистемных реакций. Переживаемая эмоция интегрирует «под себя» всю систему. В некотором смысле удивительно, что эмоции вообще прекращаются, ведь эмоции, однажды активировавшись, включаются снова и снова.

Медленный возврат к прежнему эмоциональному состоянию усиливает этот эффект, он также способствует высокой чувствительности к следующему эмоциональному раздражителю. Эта особенность может иметь важное значение для терапии данной категории пациентов.

Индивиды с ПРЛ нередко признаются, что им требуется несколько дней, чтобы восстановиться после психотерапевтического сеанса.

Эмоциональная модуляция

Источник: https://megalektsii.ru/s21752t6.html

«Принятие и демонстрация своей уязвимости — единственный способ жить эмоционально полной жизнью»

Мария Никонова: Захотелось написать этот материал после прочтения книги Брене Браун “Дары несовершенства”. Психолог и исследователь — Брене Браун — узнаёт секреты людей, живущих полноценной и счастливой жизнью, и приходит в своей книге к выводу, что признание и принятие собственной уязвимости — один из них.

Я много об этом думаю, думала и до прочтения книги. Потому что для меня признавать и демонстрировать свою уязвимость — шаг, требующий огромных усилий и смелости. Это не всегда получается. Чаще не получается совсем. Но я пробую, потому что уверена, что уязвимость — это ключ к самости и индивидуальности, а ещё — во многом залог настоящих близких отношений.

Я хочу поговорить об этом, но чтобы не потеряться в собственных рассуждениях и не породить бесплодных дискуссий, начну со скучных, но необходимых для понимания всего текста определений.

Перелопатив весь интернет, нашла определения Ожегова и Ефремовой слову «уязвимый», но не нашла «уязвимость». И «уязвимый» оба словаря определяют через синонимы «ранимый» и «слабый», что мне кажется, упрощает суть, и не раскрывает её.

А вот определение Википедии мне показалось очень точным.

Уязвимость

«Уязвимость — параметр, характеризующий возможность нанесения описываемой системе повреждений любой природы теми или иными внешними средствами или факторами. Уязвимость неразрывно связана с характеристикой «живучесть».»

Живучесть же, в свою очередь, определяется как «способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять основные свои функции, несмотря на полученные повреждения».

Мне понравились эти определения, потому что вместе они отражают глубинную суть уязвимости. Это не слабость, не чувствительность и даже не ранимость. Уязвимость — это неотъемлемая часть, сущность человеческого организма, жизненность.

Уязвимость означает, что этот организм живой и ему разными внешними средствами могут нанесены повреждения.

Но другой неотъемлемой частью человеческого организма (и это очень важно!) является живучесть — способность восстанавливаться, жить, выполнять основные функции несмотря на полученные повреждения.

Очень часто можно встретить использование слов «слабость», «чувствительность», «ранимость», «незащищенность», «открытость» как синонимов уязвимости, но терминологически в контексте этого материала это неверно. Человек может не обладать ни одним из перечисленных качеств в их обыденном понимании, но он останется уязвимым, дело лишь в качестве и количестве наносимых ему повреждений.

Помните прекрасную древнегреческую легенду об Ахиллесе, которого его мать — морская богиня Фетида — купала в водах священной реки, чтобы таким образом сделать его неуязвимым и бессмертным.

Читайте также:  Дополнительные переменные - психология

И только пятка, за которую она держала младенца, окуная его в воду, не получила волшебной защиты.

Так и у каждого из нас есть «ахиллесова пята», и не одна — места, в которые как тщательно мы бы их не защищали, нас можно ранить и даже убить.

Мне кажется, ни у кого не должно остаться сомнений, что человек уязвим, как и любое живое существо. Только человек уязвим еще сильнее, потому что кроме потери своей физической полноценности и силы, ему есть ещё чем рисковать — чувствами, эмоциями, рассудком.

Однако каждый уживается со своей уязвимостью по своему — один не признает её, другой тщательно скрывает и защищается от уязвимости, третий учится демонстрировать её в безопасном пространстве.

Я бы сказала, что уязвимость живёт на трёх уровнях.

Первый уровень — это полное её отрицание. Знаете таких людей, которые верят в то, что держат всё под контролем? В зону контроля попадают не только сторонние люди, предметы и обстоятельства, но и сам человек с его эмоциями и чувствами.

Второй уровень — признание своей уязвимости, но наличие внешнего контроля. То есть человек понимает, что он уязвим, знает свои слабости и несовершенства, но не готов открывать и демонстрировать их окружающему миру.

Так живем почти все мы, даже те, кто отлично продвинулся в самопознании. Мы понимаем, кто мы, но когда речь идёт о том, чтобы демонстрировать это окружающим, нас что-то останавливает. Страх боли, риск не понравиться и не полюбиться столь привычному миру, боязнь одиночества.

Демонстрировать окружающим — близким и чужим людям — свои больные точки, тонкие места, свою «ахиллесову пяту» — это огромный риск. Это требует смелости, искренности, базовой уверенности в себе. Для меня это почти недостижимый третий уровень бытия уязвимости.

Источник: https://soznatelno.ru/blog/2015/07/07/qprinyatie-i-demonstracziya-svoej-uyazvimosti-edinstvennyj-sposob-zhit-emoczionalno-polnoj-zhiznyuq/

Мифы об уязвимости: как принять собственное несовершенство

Я не думаю, что мы можем говорить об уязвимости, не затрагивая тему доверия. Вопрос доверия и уязвимости – это парадокс «яйца и курицы».

Мы должны доверять, чтобы быть уязвимыми, и быть уязвимыми для того, чтобы доверять. Не существует тестов на доверие, системы анализа или некоей зеленой лампочки, которая означает отсутствие опасности.

В нашей семье мы обозначаем доверие с помощью метафоры «прозрачный сосуд».

В третьем классе Эллен впервые столкнулась с предательством. Во многих школах третий класс – это серьезный этап, школьники, став взрослее, переходят на новую ступень обучения.

Однажды во время перемены Эллен по секрету рассказала подруге из своего класса о забавном и немного неловком случае, который произошел с ней в этот день. К обеду все девочки знали ее тайну и смеялись над ней.

Это был не просто важный урок, он был очень болезненный, потому что до этого момента она даже не представляла, что с ней могут так поступить.

Дома она расплакалась и поклялась, что больше никому никогда ничего не расскажет. Ей было очень больно. Я слушала, и у меня разрывалось сердце. Ситуацию усугубляло еще и то, что девочки смеялись над Эллен даже во время занятий в классе, да так, что учительница вынуждена была рассадить их и забрала несколько стеклянных шариков из вазы.

На столе учительницы Эллен стояла большая стеклянная ваза, тот самый «прозрачный сосуд».

Рядом с вазой лежал пакет с цветными шариками, и всякий раз, когда класс коллективно принимал правильные решения, педагог брала несколько шариков и опускала их в сосуд.

Но когда класс вел себя плохо, нарушал дисциплину или не слушал, учительница вынимала несколько шариков из вазы. Договоренность была такая: если класс добьется того, чтобы шарики заполнили вазу до конца, то ученики будут награждены праздничной вечеринкой.

Как же я хотела обнять Эллен покрепче и тихонько сказать ей: «Правильно! Больше не рассказывай ничего этим девчонкам. И они никогда больше не смогут тебя обидеть».

Но вместо этого я подавила свои страхи и гнев, и попыталась понять, как лучше поговорить с дочкой о доверии и отношениях.

Раздумывая о том, как доходчивее рассказать о собственном опыте доверия, и о том, что нового на эту тему я узнала в процессе своего исследования, я вдруг наткнулась на аналогию: «Прозрачный сосуд! Отлично».

Я предложила Эллен представить дружеские отношения в виде прозрачного сосуда. Например, так: всякий раз, когда тебя кто-то поддерживает, добр с тобой или с уважением относится к твоим секретам, ты кладешь в сосуд шарики.

Когда же люди поступают нечестно, подрывают твое доверие или разбалтывают твои тайны, ты вынимаешь оттуда шарики.

Когда я спросила у дочери, понимает ли она меня, она кивнула и с волнением воскликнула: «Да, точно, мои друзья – прозрачные сосуды!»

Доверие строится постепенно, будто в прозрачный сосуд добавляется шарик за шариком. Дилемма «яйцо или курица» выходит на первый план, когда мы думаем о том вкладе, который должен сделать человек в отношения еще до того, как начать их выстраивать.

Учительница ведь не сказала: «Я не куплю вазу и шарики, пока не удостоверюсь, что класс способен коллективно принимать правильные решения». Ваза уже стояла на столе в первый учебный день, и к его окончанию дно было покрыто слоем шариков.

Дети, в свою очередь, не говорили таких слов: «Мы не будем принимать правильные решения, потому что мы не верим, что вы положите шарики в вазу». Они упорно трудились и увлеклись этой идеей с прозрачным сосудом, просто поверив учительнице на слово.

Если представить предательство с точки зрения метафоры о прозрачном сосуде, то большинство из нас, наверняка, подумает о том, что если кто-то, кому мы доверяем, сделал нечто ужасное, то нам придется вытряхнуть из сосуда все шарики до единого.

На самом деле предательство, о котором я хочу рассказать, обычно происходит задолго до остальных, более явных предательств. Я говорю о предательстве разобщения. О безразличии. О том, когда взаимосвязи между людьми перестают уделять внимание. О нежелании выделить время и приложить усилия для построения отношений.

Когда любимые люди, с которыми у нас существует глубокая взаимосвязь, перестают быть внимательными и заботливыми, прекращают делать что-то для общего будущего и бороться за отношения, доверие начинает ускользать и просачивается боль.

Утрата связи провоцирует стыд и вызывает самые большие страхи — страх быть брошенной, недостойной и непривлекательной. С детьми поступки говорят громче, чем слова.

Когда мы прекращаем интересоваться их жизнью, спрашивать, как прошел их день, просить рассказать нам о любимых песнях, расспрашивать о друзьях, то дети чувствуют боль и страх (а не облегчение, как можно подумать, глядя на поведение подростков).

Так как они не могут выразить словами свои чувства относительно утраты контакта с нами, то демонстрируют их поведением, думая: «Это привлечет их внимание».

Как и доверие, процесс предательства выстраивается медленно, будто в сосуд постепенно опускают шарик за шариком.

Все явные предательства чаще всего происходят после периода утраты связи и медленного искажения доверия. Доверие является продуктом уязвимости.

Для его укрепления и увеличения нужны время, работа, внимание и полная вовлеченность. Доверие не появляется одномоментно – это растущая коллекция цветных шариков.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/mify-ob-uyazvimosti-kak-prinyat-sobstvennoe-nesovershenstvo.htm?full

Выдержать уязвимость

Кажется, что быть уязвимым и быть в жертве – это одно и то же; между тем это вовсе не так.

Уязвимость, несовершенство – это свойство человеческой природы;  Мы не можем быть всегда на высоте, во всеоружии,   Мы не можем все знать, все уметь, постоянно быть в форме,  Не можем, и не должны.

Быть в жертве – это значит выбрать (даже временно) зависимость, неотделенность,   Это означает неразбериху с ответственностью и границами,  Это отказ заполнять свою жизнь собой в ожидании, что это сделает значимый близкий человек.

Уязвимость является синонимом слабости, незащищенности и несовершенства.  Считается, что быть уязвимым – значит подставить себя под удар,   Это значит раскрыть свои слабые места для нападок, и этого нельзя допускать.

Многие люди затрачивают гигантские усилия по созданию имиджа совершенства и неуязвимости   Только лишь потому, что не способны принять себя нуждающимися и зависящими от тепла, поддержки и участия других людей,  Потому что не умеют принять себя.

Уязвимость и принятие создают необходимую пару;   признание права на несовершенство происходит только с помощью принятия.

…Опыт принятия (непринятия) человек усваивает в отношениях со своими родителями и остальным миром,   который оказал свое влияние, вступая в отношения с уязвимостью ребенка.

…Мои клиенты рассказывают очень похожую историю,  Которая различается в мелочах и нюансах, но главный сюжет удивительно схож.

Они рассказывают о том, как рано усвоили,  какой спасительной в их адаптации была не-детскость.

И какой ненужной и даже опасной была естественность;   такая естественность, которая мешала видеть их взрослыми, серьезными и ответственными…

Некоторые рассказывали о том, как защищали одного родителя от другого,   или как примиряли их,  Другие вспоминали, как мать была истощена своим материнством,   на которое у нее не хватало сил,   обвиняя своего ребенка в том на что сама решилась;  Некоторые рассказывали о вмененных не по возрасту заботах о младших братьях и сестрах,  Еще говорили о необходимости поддерживать имидж воспитателей в глазах других людей…

Все перечисленные примеры свидетельствуют о зависимости воспитателя, его благополучия, его позитивного образа себя   от желательного образа ребенка,  А так же о его нетерпимости, непринятии своего ребенка реальным,  И о переносе ответственности на ребенка за свое эмоциональное состояние.

Нетерпимость зачастую связана с неприятием простого факта  что все происходит только вовремя, в том числе рост и созревание…  непринятием того факта, что человек может справляться с задачами только своего возраста;

…В этом смысле ребенок уязвим, очень уязвим:

Любая задача «не по плечу» ставит его в очень тяжелое положение,  Его зависимость от взрослого,   необходимость сохранить к себе расположение заставляет его,   с одной стороны,   напрягать все свои ресурсы и возможности для того что бы соответствовать ожиданиям;  С другой стороны,   в силу того, что он не в состоянии отдать ответственность за непомерные ожидания к себе своим воспитателям,  То есть именно в силу недостаточной зрелости  ребенок приходит к ложному выводу, что во всем виновата его уязвимость.

Чаще всего раздражение, непринятие с последующим наказанием и отвержением вызывают:

  • Детские ошибки,
  • Детские эмоции (страхи, грусть, привязанность, гнев, упрямство)
  • Детская непосредственность
  • Детская нужда в тепле, близости, .

Именно эти естественные человеческие свойства, будучи отторгнутыми самыми близкими людьми,  впоследствии   тщательно скрываются, оберегаются от вторжений и посягательств.  Вход в пространство уязвимости охраняется страхом и стыдом;  именно эти чувства переживает взрослый человек, если кто-то приближается к его уязвимости.

Одновременно начинает эксплуатироваться та часть личности,  которая никогда «не подставит» —  это образ сильного, справляющегося во всем и со всем человека,  который кажется защищенным,  но которому отчаянно не хватает… отвергнутой уязвимости.   ….

Принять свою уязвимость – это согласиться с тем, что ты нуждаешься,  что ты можешь быть несовершенным, ты можешь ошибаться.  Это значит согласиться проявлять «невзрослые» качества, вернуть себе непосредственность,  Это значит снова встретиться со своими чувствами и реабилитировать их.

Читайте также:  Конструкты и качество восприятия - психология

Принятие означает так же и то,   что в данный момент времени ты можешь быть только таким, каким ты к нему пришел.  Именно с тем багажом, опытом, знаниями…  И ты никак не можешь быть другим, даже если очень-очень хочется.  …….

Такое принятие…

Не требует подталкивания, поторапливания, подгонки к желательному образцу.  Оно не требует навязчивого спасательства.  Такое принятие…

Соглашается подождать, когда ты сам приблизишься к необходимому рубежу –   по возрасту,   по развитию,  или же когда до конца переживешь эмоциональное состояние…

В большинстве случаев мы отвергаем собственную уязвимость.  Отвергаем вследствие полученного тяжелого опыта,   вследствие гендерных стереотипов,  по-прежнему обвиняя ее во всех бедах.

…Принятие себя реальным является полноценной поддержкой себя:   именно такое принятие нам было нужно получить в свое время…

Из-за недостатка такого принятия,  Из-за того, что мы повторяли старый опыт ожидания от себя сверх того что можем,  мы упускали возможности взросления,   ибо слишком были заняты переделкой себя.

Когда мы заявляем: «Когда же я перестану зависеть?», «Когда же я перестану так эмоционально реагировать?»  это тоже непринятие, ибо выражает ожидание, что уже пора бы….

Принятие звучало бы так: «Да, я все еще боюсь»… «Меня до сих пор задевает»… «Я по-прежнему жду»  А какой еще я могу быть, если весь мой опыт — это опыт недостаточной поддержки?

Такое принятие откроет дорогу эмоциям: горечи, грусти, гневу.

  Именно проживание того, что не прожито в свое время   продвигает нас в нашем процессе, а не ожидания от себя того, к чему на данный момент мы еще не готовы.

  Постепенное возвращение той самой отвергнутой детскости  принятие себя, терпимость к своему несовершенству  поможет бережно отнестись к уязвимости своих близких,  Создавая по-настоящему теплые искренние отношения.

Источник: https://psy-practice.com/publications/prochee/viderzhat_uyazvimost/

Источник: http://psychologieshomo.ru/vyiderzhat-uyazvimost

Открыться или защищаться? Уязвимость в отношениях

Если вы не готовы к боли, вы не готовы к близким отношениям. Избегание собственной уязвимости и ранимости приводит к избеганию близости. По-настоящему теплые взаимоотношения возможны только между людьми, чьи души открыты навстречу друг другу.

В нашем обществе учат подавлять свою уязвимость, избегать ее и «держать лицо». Проявлять свою уязвимость небезопасно, и осуждаемо обществом. Конечно, на работе или в транспорте вы не станете демонстрировать окружающим свои настоящие чувства, обнажать перед ними свою душу, открывать своего внутреннего ребенка. Совсем иное дело, когда речь идет о близких взаимоотношениях.

Вы замечали, что когда мы любим другого человека, то любим не его общественные, социальные и другие маски, мы любим его внутреннего ребенка? Мы любим его настоящего, открытого и уязвимого.

Сложно полюбить человека, который закрывается от нас всевозможными масками. Его можно уважать, им можно восхищаться, но любить по-настоящему можно только истинную сущность человека, это где-то на уровне души.

А душа свободна от всех масок и ролей, которые продуцирует Эго.

Вы чувствовали когда-то боль, и чтобы больше ее не чувствовать, вы закрываетесь, облачаетесь в доспехи. Это механизм самозащиты. В детстве мы все рождаемся искренними и открытыми миру. Но потом, возможно, нас предали, отвергли, плюнули в душу.

Это могли сделать даже самые близкие люди – мама и папа, а потом – первая любовь, разочарования, слезы… И мы начинаем закрываться, усиливая свою защиту. Но закрываясь от плохого, мы закрываемся также и от хорошего. Мы закрываемся от любви, а любовь обязательное условие для развития души.

Отношения – вот цель и смысл нашей жизни. Это то, для чего мы здесь.

Продолжая защищаться, человек в один прекрасный момент обнаруживает себя одиноким и несчастным. Возможно, он не испытывает острой боли, облачив свою душу в доспехи. Но он испытывает ноющую, тупую боль от того, что он сам лишил себя жизни, жизни во всей ее полноте.

«Если я буду уязвимым, я опять стану маленьким ребенком, от которого ничего не зависит. Я сам хочу все контролировать. Ведь если я не контролирую ситуацию, то случится что-нибудь плохое», – говорим мы себе.

Контроль и самоконтроль отнимает много энергии и психических сил. Только представьте: вы все 24 часа старательно играете избранную роль, подбираете нужные слова, продумываете жесты, чтобы, ни дай Бог, ваша маска не слетела в самый неожиданный момент, и все вдруг не увидели, что вы на самом деле не такой, каким хотели бы казаться. И вот тогда… страшно подумать – вас перестанут любить!

Тотальный контроль – одна из видов психологической защиты, которая мешает человеку устанавливать по-настоящему близкие отношения. Он просто не может позволить себе «распустить нюни», ибо тогда потеряет власть и контроль. Это приводит к подавлению своих естественных проявлений, как эмоциональных, так и поведенческих. Это так называемый, человек в футляре.

Тотальный контроль может маскироваться под «заботу» о других. Это непрошеные советы, инструкции, чрезмерная опека, большая склонность к осуждению неправильного с его точки поведения, пристрастие к сплетням, слухам и искажению фактов.  

У такого человека основной критерий выбора друзей или партнеров: «Могу ли я тебе доверять?» Для этого он собирает о человеке максимум информации.

Человек, который хочет все контролировать, всегда будет ждать первого шага со стороны другого, до той поры держа свои чувства под неусыпным контролем. Но и другой человек, чувствуя, что ему не доверяют, начинает закрываться. Получается конфликт.

Оба как будто хотят близости, их тянет друг к другу, но сами они продолжают отталкивать друг друга из страха быть отвергнутыми.

Невозможно достичь близости и полного взаимопонимания, оставаясь в психологических доспехах. Что же мешает нам снять эти доспехи? Страх. Страх утраты отношений, утраты контроля, страх повторной боли и зависимости от другого. Но мы не понимаем, что таким образом, и правда, попадаем в зависимость от других людей, потому что пытаемся контролировать их реакции на нас.

Ведь если они узнают меня настоящего, то они поймут, что я не достоин любви. Так или иначе, этот страх свойственен всем людям. Не думайте, что это свойственно только вам. Но мало кто хочет об этом говорить.

Почти у каждого человека с детства есть убеждение: я недостаточно хорош, вся жизнь – это борьба. Если бы люди научились воспитывать своих детей, не пытаясь сделать их идеальными, то таких психологических проблем было бы меньше.

Но, к сожалению, все мы воспитывались не в идеальном мире и не идеальными родителями, на жизненном пути нам встречались не идеальные возлюбленные и т.д.

Надо найти в себе мужество для того, чтобы слабым и уязвимым в любви. Мужество позволить себе быть не идеальным. Быть самим собой во что бы то ни стало. Не бояться первому сказать «Я люблю тебя», любить от всего сердца, не ожидая в ответ никаких гарантий. Не бояться вкладываться в отношения с человеком, не ожидая ничего в ответ.

Позволить, чтобы вас увидели таким, какой вы есть. «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя», – сказал Блаженный Августин. Если вы будете считать себя полноценной личностью, достойной любви, то вы перестанете защищаться, а начнете слышать другого, начнете добрее и нежнее относиться к другим людям.

Но чтобы быть добрее к другим, необходимо стать добрее к себе. Потому что невозможно испытывать сострадание к другим людям, не простив за несовершенство самого себя.

То, что делает вас уязвимым, делает вас искренним и открытым для любви. Одновременно ваша открытость сметает все защиты вашего партнера, и ему уже не так страшно снять свои доспехи перед вами.

(с) Ирина Федорова

Источник: http://arcanes.ru/uyazvimost

Что отличает людей, которые не боятся быть уязвимыми

Быть незащищенным, уязвимым, открытым… Почему это страшит? Психоаналитик Роберт Столороу уверен: мы инстинктивно избегаем уязвимости, боясь показаться слабыми. Он рассказывает, какие черты присущи людям, которые не боятся открыться миру.

Добровольная незащищенность отличается от вынужденной уязвимости, которая не зависит от воли самого человека. Она придает уверенность в себе.

Решение стать уязвимым означает готовность показать всему миру, кто вы на самом деле, и рисковать, не будучи уверенным в исходе. Исследования показывают, что подобная открытость способствует карьерному росту и помогает налаживать контакты с другими людьми.

«В нашей культуре незащищенность считается чем-то постыдным, слабостью, которую надо избегать или пытаться компенсировать агрессивными реакциями», – объясняет психотерапевт Роберт Столороу.

Умение быть открытым и не стыдиться этого – хорошее качество. Научиться эмоциональной открытости не так уж сложно.

Для людей, которые не боятся быть незащищенными, характерны несколько особенностей. Так, эти люди:

«Наверное, самая важная особенность открытых людей – готовность пробовать что-то новое, заранее не зная результата», – рассказывает Столороу.

Речь может идти как о чем-то незначительном (записаться на занятия вокалом, решиться пригласить кого-то на свидание), так и о серьезных решениях – например, переехать в другой город. Нередко в результате они оказываются счастливее, чем были, исследования показывают, что новый опыт и переживания сильнее влияют на уровень счастья, чем обладание материальными ценностями.

Тревога перед неизвестностью или страх оказаться отвергнутым нормальны: кому не страшно, что откажут в ответ на предложение руки и сердца или просьбу повысить зарплату? Однако открытые люди не избегают этих ситуаций.

«Смелость перед лицом жизненных трудностей не означает, что человеку неведом страх, он не бежит от ситуаций, в которых оказывается незащищенным», – объясняет Столороу.

Открытые люди не пытаются сбежать от эмоций, они признают, что в жизни бывают как «белые», так и «черные» полосы. «Все мы смертны и подвержены разным напастям. Страдания, травмы, болезни, смерть, потери, несчастная любовь – эти угрозы постоянно нависают над нами и определяют наше существование», – говорит эксперт.

Незащищенность благотворно влияет на отношения, особенно если присуща обоим партнерам. «Открытые люди ищут отношений с партнером, который готов разделить с ними сильные переживания. Быть открытым легче, когда есть кому поддержать в трудную минуту», – объясняет Столороу.

Открытые люди склонны проявлять инициативу в общении, даже если речь идет о разговоре с незнакомцем в очереди. Это может быть полезно: например, улыбаясь незнакомцам, мы сильнее ощущаем связь с другими и получаем положительные эмоции.

«Руководители, склонные к открытости, создают вокруг себя более благоприятную рабочую атмосферу. Если вы, будучи начальником, не боитесь быть уязвимым, подчиненные будут видеть в вас в первую очередь человека.

У вас установятся более близкие отношения, они охотнее будут делиться с вами советами, и отношения в коллективе станут более равноправными», – объясняет Эмма Сепала, научный директор Центра исследования сочувствия и альтруизма при Гарвардском университете.

Исследователь и автор книг Брене Браун считает, что открытость и уязвимость требуют признания всех своих эмоций. Это означает, что вы не должны стыдить себя за «плохие» чувства.

«Вы не можете заглушить сильные переживания, не заглушив другие эмоции. Эмоции нельзя подавлять избирательно. Избавляясь от «неподобающих» переживаний, мы одновременно заглушаем и радость, счастье. В результате ужасно себя чувствуем, пытаемся найти в жизни хоть какой-то смысл и цель», – поясняет она.

Открытость и уязвимость проявляется не только в общении с другими, это еще и внутренний процесс.

«Уязвимость и незащищенность – залог любого прогресса. Именно из них рождаются радость, творчество, любовь и чувство принадлежности к чему-то большему», – говорит Брене Браун.

Читайте также:  Отцовская и материнская модель любви - психология

Иными словами, приняв собственную уязвимость, мы сможем полноценно ощутить жизнь во всех ее аспектах, даже если для этого придется идти на риск, не зная результата.

Источник: Huffington Post.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/chto-otlichaet-lyudey-kotoryie-ne-boyatsya-byit-uyazvimyimi/

Эмоциональная лабильность

Эмоциональная лабильность – это расстройство и в определенном роде даже патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивым настроением.

Люди, которым присуща эта черта, излишне эмоционально реагируют на любые события и особенно трудности, хотя эти события совершенно не подразумевают такой яркой реакции. С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию.

К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского глагола «emovere», что переводится как «возбуждаю».

Объектом возбуждения по отношению к эмоциям является кора головного мозга – она пробуждает психическую реакцию. Любая мотивация, согласно учению академика Петра Анохина, порождается эмоцией.

Причем до запуска функциональной системы любая эмоция считается отрицательной, пока не будет достигнут положительный результат. В том же случае, когда цель оказывается недостижимой, эмоция так и остается отрицательной.

Если нервная система человека ослаблена какими-либо факторами, возникает эмоциональная лабильность, характеризующаяся мгновенной реакцией на любой раздражитель.

При этом совершенно не имеет значения, положительный он или отрицательный, эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на все виды стрессов. Человек может рыдать от счастья, а обида, напротив, вызывает истерический смех.

Мгновенную и бурную реакцию могут спровоцировать любые изменения. В этом и проявляется эмоциональная лабильность.

Тем не менее медики считают, что это состояние не столь серьезное, если сравнивать с ригидностью, поскольку отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья.

Причины эмоциональной лабильности

Расстройство нервной системы может развиться в результате самых разных факторов, в том числе как следствие:

  • Длительного эмоционального напряжения: недостаточного или избыточного внимания окружающих, череды неудач и стрессов, психологических трав, постоянных запретов и т.п.;
  • Соматического расстройства: недостатка некоторых витаминов и минералов, гормонального дисбаланса, возрастных гормональных изменений.

Эмоциональная лабильность может также сопутствовать некоторым заболеваниям:

  • Гипертонической или гипотонической болезни;
  • Опухолям мозга;
  • Атеросклерозу сосудов головного мозга;
  • Облитерирующему церебральному тромбангииту;
  • Органическим поражениям мозга;
  • Астеническим состояниям;
  • Сосудистым заболеваниям мозга;
  • Анорексии;
  • Деменции;
  • Несахарного диабета;
  • Послеродовой депрессии;
  • Последствиям черепно-мозговых травм.

В этих случаях расстройство рассматривают как один из симптомов другой серьезной болезни. Для лечения эмоциональной лабильности, возникшей по причине эмоционального перенапряжения, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Во всех остальных случаях первоочередной задачей является устранение основного заболевания.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому. Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

При импульсивном расстройстве у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью. Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

Расстройство пограничного типа характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками.

У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания.

Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность.

Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием.

Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания.

Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены».

Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

К какому врачу обратиться при эмоциональной слабости?

Если вы считаете, что имеете слабый характер, и страдаете эмоциональной лабильностью, или же эта проблема разрушает жизнь кого-то из ваших близких людей, то следует обратиться за консультацией к врачу психиатру или невропатологу. Но предварительно следует пройти обследование у других специалистов, по рекомендации своего лечащего врача. Это необходимо, чтобы исключить наличие других заболеваний, которыми могла быть спровоцирована эмоциональная лабильность.

Следует учесть, что сентиментальность и состояние умиления в обязательном порядке сопровождают органические заболевания головного мозга, и являются неизменными спутниками астенического состояния.

Если эмоциональная лабильность не вызвана другими, более серьезными проблемами со здоровьем, то невропатолог назначит соответствующий лечебный курс, который очень индивидуален в каждом конкретном случае.

Близкие люди должны во всем поддерживать больного человека, и получить рекомендации врача о том, как вести себя со слабохарактерным родственником или другом.

Постановка диагноза

Диагностировать лабильность может только специалист. Изначально, еще при первых появляющихся признаков, родные и близкие люди должны обратиться к терапевту.

На основании обследования далее человек направляется на прием к психотерапевту и неврологу. Нельзя сказать, что диагностикой эмоциональной лабильности занимается какой-то отдельно взятый врач.

Это совокупная работа врачей нескольких специальностей.

Но кроме внешних обследований пациент в обязательном порядке сдает ряд анализов. Чтобы исключить или подтвердить наличие других тяжелых заболеваний, при которых такое психическое состояние является лишь симптомом. В случае если патология лишь симптом более серьезного заболевания, основное лечение направляется на это самое заболевания. С выздоровлением исчезает и лабильность.

Лечение или коррекция лабильности нервной системы должны проходить только под наблюдением специалиста. При необходимости, обязательно отправлять пациента в клинику. Методы лечения и коррекция эффективны и могут привести человека в нормальнее состояние, но курс для каждого пациента подбирается индивидуально, в обязательном порядке учитывается симптоматика и первопричина появления патологии.

Коррекция

Если эмоциональная слабость проявляется импульсивным типом, с возрастом и под воздействием перемен в гормональном фоне ее проявления могут немного затухать. Однако при любом раскладе патологическое состояние нуждается в помощи со стороны специалистов.

Заниматься самолечением зачастую бывает бесполезно, особенно в ситуации, когда слабодушие становится результатом соматических проблем.

Наряду с медикаментозной терапией или психологической коррекцией таким людям рекомендуется исключить из рациона «возбуждающие» нервную систему напитки и продукты, отказаться от пагубных привычек, сбалансировать образ жизни, избегая психотравмирующих и стрессовых воздействий.

Эмоциональная лабильность не является постоянным состоянием. Важным моментом здесь является пусковой момент, те ситуации которые могут вызвать всплески неуправляемых эмоций.

Среди таких пусковых моментов можно выделить: усталость, определенные раздражители (толпа, высокие ожидания, шум), тревожность, дисбаланс инсулина, гормональный дисбаланс щитовидной железы, менструации/ предменструальный синдром/ менопауза, высокое артериальное давление.

Лечебные процедуры, как правило, направлены на обучение лица, как управлять этим внезапным всплеском через когнитивно-поведенческую терапию, консультирование, группы поддержки, йогу, дыхательные упражнения, методы релаксации, растяжки и др.

Прежде чем начать любое лечение, желательно посетить врача. Он сможет лучше определить причину проблемы и назначить эффективное лечение и лекарства.

Следует придерживаться определенных правил:

  • Люди вокруг пациента могут быть основными раздражителями для развития приступа. Следовательно, обучать следует не только больного, но и окружающих его людей. Это поможет пациенту быть свободным от дополнительного напряжения и стресса.
  • Отвлекитесь, сделайте короткие перерывы, сходите погулять, или посидите за чашкой чая, это поможет расслабиться, снизит внутреннее напряжение и поможет в борьбе с тревогой.
  • Старайтесь игнорировать, не обращать внимания на поведение такого человека, что в дальнейшем поможет ему расслабиться. Рассматривайте поведение — будь то смех, гнев, плач,- как незначительное, и продолжайте разговор дальше, пока приступ проходит.
  • Избегайте стрессовых факторов, исключите определенные темы, которые могут вызвать у пациента стресс, попробуйте сменить тему и отвлечь человека. Избегайте шумных людных мест и исключите громкие звуки.

Получение пациентом психотерапевтической консультации помогут человеку справиться с его глубинными проблемами и устранить причину проблем. Врач может дать пациенту достаточно инструкций, как справиться с трудными ситуациями.

В некоторых случаях могут быть предписаны лекарственные препараты.

Раннее обнаружение симптомов эмоциональной лабильности наряду с правильным лечением поможет от дальнейшего прогрессирования такого состояния и сохранит отношения пациента с близкими ему людьми.

Лечение препаратами

Основой медикаментозной терапии становится прием средств, направленных на излечение физиологической причины, провоцирующей нарушения в эмоциональной сфере. Если вылечить патологию невозможно, тогда подбираются лекарства, блокирующие дальнейшее прогрессирование заболевания.

Для смягчения бесконтрольного проявления эмоций, которое способно спровоцировать панические атаки, болезненную тревожность врач может назначить транквилизаторы. При нарушениях сна, вызванных повышенной возбудимостью, рекомендуется курс нейролептиков, которые допустимо комбинировать с употреблением травяных чаев.

Если это патологическое отклонение, сочетаясь с астеническим синдромом, приводит к депрессивным состояниям, для коррекции необходимо прибегнуть к антидепрессантам.

Психотерапия

В основе психотерапевтического вмешательства лежит цель выявления внутренних конфликтов, страхов, возможной психологической первопричины состояния. Коррекция направляется на устранение негативных факторов с помощью проработки проблемы, снятия тревожности, работы со стрессоустойчивостью и нарушениями самовосприятия. Уделяется внимание контролю над агрессивным поведением.

При наличии проблем с социальной адаптацией и коммуникацией может потребоваться прохождение тренинговых занятий, групповой терапии. Наряду с работой, проводимой с пациентом, нередко осуществляется и семейная терапия.

Важно не только научить человека контролировать эмоции, пресекать аффективную реакцию, но и помочь членам семьи найти подход к подобной личности, обучиться верно реагировать на перепады настроения человека со слабодушием.

Несмотря на тот факт, что бесконтрольность эмоциональных реакций приносит много дискомфорта, не стоит полагать, что состояние совершенно не поддается коррекции.

Не нужно пытаться самостоятельно подавить эмоции.

Своевременное обращение за помощью к специалистам позволит избавиться не только от последствий эмоциональной нестабильности, но и научиться справляться с состоянием без вреда для себя или окружающих людей.

Источник: http://HealthSovet.ru/simptomy/ehmocionalnaya-labilnost

Ссылка на основную публикацию